Поделиться
Недостаток субсидирования предприятий ЖКХ в Якутии грозит серьезными рисками в их работе
Поделиться

В Якутии объем недостающего финансирования для организаций коммунального хозяйства достиг 27 млрд рублей. Это создает угрозу стабильности работы инфраструктуры региона.

Проблема стала предметом обсуждения на круглом столе в региональном парламенте. Участники дискуссии, включая представителей власти и профильных ведомств, выразили обеспокоенность сложившейся ситуацией и предложили возможные пути ее решения, сообщает «Российская газета».

Министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики Вячеслав Емельянов отметил, что нехватка субсидий на 2025 год в размере 27 миллиардов рублей может серьезно отразиться на всей отрасли. Недостаточное финансирование ЖКХ создает риски сбоев в поставке топливно-энергетических ресурсов, а также увеличивает кредитную нагрузку на предприятия, ухудшая финансовое состояние организаций, отвечающих за поставку ресурсов.

Глава регионального комитета по ценовой политике Николай Бочков пояснил распределение бюджетных затрат на одного жителя. Наибольший объем субсидий получают арктические районы: в Верхоянском и Момском районах – 400 тыс. рублей на человека, в Аллаиховском – 329 тыс., в Усть-Янском – 327 тыс. В центральных районах эта сумма варьируется от 13 до 83 тыс. рублей, а в столице региона, Якутске, она составляет всего восемь тысяч рублей на человека.

Рост субсидий для коммунальных предприятий связан с увеличением межтарифной разницы в теплоснабжении. Так, с 2021 года тарифы на электроэнергию для ЖКХ возросли в девять раз – с 5,75 рубля до 50 рублей за киловатт-час. Средняя стоимость угля и нефтепродуктов также увеличилась вдвое.

По словам Николая Бочкова, индексация тарифов была рассчитана исходя из прогнозируемого роста потребительских цен на 30 процентов, однако реальный уровень инфляции составил порядка 47 процентов.

Депутат республиканского парламента и член межведомственной рабочей группы Виктор Федоров подчеркнул, что граждане оплачивают только 10–30 процентов от установленного тарифа, а остальная часть расходов компенсируется за счет бюджета. В связи с этим участники рабочей группы предлагают ввести социальную норму на отопление.

По его словам, в настоящее время ГУП «ЖКХ» субсидирует порядка 3,5 миллиона квадратных метров жилого фонда, хотя нормативный показатель составляет 2,6 миллиона. Таким образом, почти миллион квадратных метров выходит за рамки утвержденных норм.

В Якутии, где климатические условия одни из самых суровых в стране, стоимость коммунальных услуг в три раза превышает средний показатель по России. Существенная часть затрат на ЖКХ покрывается за счет республиканского бюджета, и за последние пять лет объем субсидий для коммунального сектора вырос с 25 до 49,5 миллиарда рублей. Власти региона ищут механизмы для сдерживания этого роста.

По поручению главы республики Айсена Николаева создана межведомственная рабочая группа, которая провела оценку состояния коммунальной инфраструктуры. Выводы оказались неутешительными: уровень износа котельных в регионе составляет 70–80 процентов, тепловых сетей – 65–75 процентов, водопроводных сетей – 60–70 процентов, дизельных электростанций – 50–60 процентов. В сельской местности степень износа электросетей достигает 80 процентов, а многоквартирных домов – 70 процентов.

В ряде арктических районов котельные продолжают работать на оборудовании, произведенном еще в 1960-х годах. В период с 2008 по 2017 год на строительство 700 котельных в Арктике было выделено 210 млрд рублей, однако многие объекты возводились без экономического обоснования и комплексного стратегического планирования.

Специалисты подчеркивают необходимость срочной модернизации инфраструктуры и внедрения современных технологий, которые помогут снизить затраты на энергоресурсы. Кроме того, в республике насчитывается 66 населенных пунктов, где проживают от 10 до 50 человек. По мнению экспертов, такие поселения целесообразно укрупнять. 
Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор туристической отрасли ДФО — весна 2025

В регионах Дальнего Востока фиксируется увеличение туристического потока. На этом фоне необходимы модернизация туристической инфраструктуры и создание новых средств размещения. При этом реализация масштабных проектов отрасли в настоящее время осложнена в связи со сложностями кредитования и увеличением срока окупаемости проектов. Власти заявляют о намерении расширить поддержку отрасли. Кроме того, создание новой инфраструктуры на природных территориях вызывает противоречия в связи с рисками роста антропогенной нагрузки, нанесения вреда природным ландшафтам, природным памятникам, флоре и фауне территорий.

Читать полностью
Поделиться
Берег подает сигнал бедствия: рыбацкие поселки на грани выживания

В приморских субъектах ДФО призывают пересмотреть объемы финансирования по программе «Комплексное развитие сельских территорий» (КРСТ). На расположенные к местам рыбного промысла районы до 2027 года запланировано лишь 3,2% средств, адресуемых на поддержку социальной инфраструктуры, и это крайне недостаточно. Вместе с тем на фоне ухудшающегося финансового положения нуждаются в помощи рыболовецкие предприятия, которые остаются основой экономики многих прибрежных поселений.

Читать полностью
Поделиться
Мостам не хватает поддержки

На автодорогах России насчитывается порядка 6 тыс. мостов в аварийном состоянии. Не менее 1/6 из этого количества относится к дорожной сети в Дальневосточном федеральном округе. EastRussia разбиралась, насколько регионы могут побороть эту проблему.

Читать полностью
Поделиться
Большой Уссурийский 3.0

На III Всероссийском туристическом форуме в Хабаровске представители бизнеса и власти во время сессии «Большой Уссурийский: стратегический остров для развития российско-китайских отношений» обсудили перспективы развития этой территории, заострив внимание на сроках создания погранперехода и транспортной инфраструктуры, а также на нерешённых вопросах с защитой острова от наводнений и остром дефиците туристических мощностей, который появится с ростом турпотока с китайской стороны.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор туротрасли ДФО — лето 2024

На Дальнем Востоке планируется реализовать проекты по созданию крупных всесезонных курортов. Тем не менее еще предстоит поиск инвесторов для строительства в рамках курортов новых объектов и развития необходимой инфраструктуры. Важным остается вопрос обеспечения безопасности туристов в условиях ожидаемого увеличения туристического потока. Средства господдержки из федерального бюджета направляются на создание новых объектов размещения.


Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор логистики в регионах ДФО

Продолжаются работы по расширению пропускной способности БАМа и Транссиба на фоне конкуренции грузоотправителей за провозные мощности в восточном направлении. В макрорегионе предполагается реализовать ряд крупных портовых проектов, в том числе связанных с развитием движения по Северному морскому пути. Модернизация аэропортовой инфраструктуры остается одной из основных задач в отрасли. Кроме того, предстоит обновление инфраструктуры пограничных переходов.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор социальной сферы ДФО – весна 2024

На Дальнем Востоке предполагается развивать строительство арендного жилья и расширять действие программы дальневосточной ипотеки, включая в нее новые льготные категории. Между тем власти регионов рассчитывают на федеральную поддержку в возведении крупных социальных объектов. В некоторых из проектов примут участие частные инвесторы. Планируется ускорить процесс газификации регионов.

Читать полностью
Поделиться
ДФО другие надобны дороги

Основные технические параметры состояния сети автодорог в ДФО отстают от среднероссийского уровня. В ближайшие три года федеральный бюджет намерен увеличить финансирование автодорожного хозяйства на Дальнем Востоке. С 2024 по 2026 год на эти цели регионам федерального округа планируется выделить более 111 млрд руб., в том числе 101,7 млрд руб. — при реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД). Таким образом среднегодовое ассигнование превысит прошлогодний объем финансирования почти в полтора раза. Удастся ли за данный период преодолеть разрыв к среднероссийскому уровню, пока не ясно. При этом отдельного решения требует вопрос с улучшением и содержанием дорог, ведущих к международным пунктам пропуска.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор электроэнергетики ДФО – январь 2024

На Дальнем Востоке растет стоимость строительства новых мощностей генерации, что при сохранении надбавки на мощность для промышленных потребителей других регионов вызывает недовольство энергорынка. В минувшем году сократился экспорт электроэнергии с Дальнего Востока в КНР, на что повлияли дефицит в дальневосточной энергосистеме и изношенные мощности. При этом новые промышленные объекты макрорегиона требуют ввода энергетической инфраструктуры. Вопрос предполагается решать в том числе за счет атомной энергетики.

Читать полностью
Поделиться
Какой Якутия предстанет перед посетителями выставки «Россия» в Москве?

Основные элементы экспозиции региона специально для Ленского клуба оценил научный руководитель Института региональных проблем, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Журавлев.

Читать полностью
Больше материалов