Компания НОВАТЭК готова приобрести 27,5% в проекте «Сахалин-2», принадлежавшие покинувшей РФ Shell. О своей готовности компания сообщила правительству РФ.
Как сообщает «Коммерсант», НОВАТЭК просит кабмин ускорить проведение оценки ущерба, нанесенного проекту выходом британско-нидерландской Shell. По мнению главы компании Леонида Михельсона, решение о приобретении доли можно будет принимать после окончательного аудита.
В конце прошлого года правительство продлило сроки проведения отбора нового акционера проекта «Сахалин-2» из-за того, что не успевало провести оценку ущерба до конца года. Ранее кабмин РФ оценил долю Shell в проекте «Сахалин-2» почти в 95 млрд рублей. Вместе с тем, компания оценила потери от списания от владения долей в проекте «Сахалин-2» в 1,6 млрд долларов.
Напомним, летом 2022 года правительство приняло решение создать нового оператора по управлению проектом «Сахалин-2», им стала компания «Сахалинская Энергия» с уставным капиталом в 10 тыс. рублей и местом регистрации в Южно-Сахалинске. 50% принадлежи «Газпром Сахалин холдинг», а 49% «Сахалинской энергии».
Shell уведомила правительство России о своем выходе из проекта«Сахалин-2» в сентябре прошлого года. Таким образом, это единственный участник, который отказался от участия в проекте.
Ранее президент РФ Владимир Путин заявил, что газификация Петропавловска-Камчатского края должна быть выполнена за счет проекта «Сахалин-2». С данной задачей готова справиться компания «НОВАТЭК», которая реализует в 110 км от Петропавловска-Камчатского проект по строительству завода СПГ.
Строить дом и восстанавливать старый автомобиль почти одно и то же – в том смысле, что оба эти процесса практически не имеют окончания, ведь всегда есть, что улучшить и добавить. 12 лет назад автор этого текста занялся восстановлением автомобиля Toyota Chaser 1979 года выпуска. Как это было и чем это закончилось (спойлер: не закончилось) — в его истории.
Эта история началась в далеком уже теперь 2012 году... Хотя, конечно же, нет – раньше, ведь идея стать обладателем японского (и именно праворульного!) авто, который был бы старше меня, прочно засела в моей голове еще, наверное, со студенческих времен, но все время что-то мешало: обстоятельства, отсутствие свободных денежных средств, ретроградный Меркурий...
Но вот летом 2012 года, имея бюджет в 100-150 тысяч рублей, наконец-то, решился: сейчас или никогда. Беглый просмотр объявлений выдал три подходящих варианта: Toyota Crown в Новосибирске, Mazda Luce в Хабаровске и Toyota Chaser на Сахалине – все примерно одного года выпуска. Видимо, тяга «материковых» дальневосточников совершать в августе поездку к морю во мне победила, и я отправился на соседний остров.
Первое знакомство состоялось уже через пару дней: Toyota Chaser, 1979 года выпуска, 4-х дверный седан, цвет «вишневый», задний привод, 5-ступенчатая МКПП, 6-цилиндровый инжекторный (!) двигатель серии M объемом 2 литра. Простая комплектация: «весла» (механические стеклоподъемники), отсутствие гидроусилителя руля.
Машину ввезли еще в СССР в 1989 году, в ПТС всего два предыдущих хозяина. Причем, последний владелец, понимая, что кузовом необходимо заниматься, решил по сходной цене продать раритет, отказывая при этом «шпане», которая машину бы просто с временем «добила», за что ему отдельное спасибо.
Из минусов: «уставшие» задние колесные арки, щели в которых были заделаны монтажной строительной пеной. Но не лететь же обратно на самолете! Следующим утром я уже заезжал на паром, который доставит НАС в Ванино.
В 2012-м трасса Ванино – Лидога была даже не в асфальте, некоторые ее участки только отсыпали скальником. Неудивительно, что примерно через 100 километров «гравийки» появился характерный шум из багажника. Как выяснилось, задняя левая стойка (там, где была запенено) стала отделяться от кузова. У дорожных рабочих сделал небольшой ремонт – приварил стойку прямо к кузову, но этого хватило ненадолго.
В итоге, не доехав до асфальта 100 км (трассы Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре), машину пришлось оставить на пасеке и вернуться за ней через пару дней на «воровайке» (грузовик с крановой установкой).
А дальше было долго и даже бесперспективно: понятное дело, что необходимо было заниматься кузовщиной. Для этого была выбрана мастерская по ремонту кузовов, мастерам предъявлен «Чайник» (так на Дальнем Востоке называют Toyota Chaser), определен объем работ и бюджет. После чего ударили по рукам, и я со спокойной душой отправился на работу на Камчатку, доверившись профессионалам.
Как позже оказалось, это была моя главная ошибка…
Кончено, я справлялся о ходе работ, получал фотоотчеты, но дистанционно контролировать любые работы, тем более – такие, связанные с железом, это, мягко говоря, не работает.
Впрочем, надо отдать должное кузовщикам: Chaser был разобран по винтикам до голого кузова, что сразу же выявило масштаб трагедии - морской климат Сахалина и время не пощадили железо, тут и там были обнаружены дыры и коррозия, к тому же после пескоструйной обработки все это увеличилось в размерах.
Друзья и товарищи, по моей просьбе навещавшие мастерскую, говорили мне, что «пациент, скорее, мертв, чем жив», что проще привезти из Японии «распил» — распиленный надвое кузов, который проходит таможенную очистку под видом запчастей, или вообще купить уже восстановленный «Чайник», но точка невозврата уже была пройдена и я решил идти до конца.
Встреча в Москве с владельцем аналогичной машины вселила некую уверенность, к тому же он мне «Почтой России» прислал вырезку задней части «Чайника», чтобы я смог заменить «стаканы» — ниши задних стоек, одну из которых у меня вырвало во время перегона.
После этого был долгий и муторный процесс интеграции недостающих элементов кузова: в ход пошли фрагменты от японских автомобилей различных годов выпуска (листы железа, ниша под запасное колесо в багажнике, усиление корпуса и т.д.), а еще обработка всевозможными кислотами, грунтом и т.п. Вроде бы, процесс шел, но все время к мастерам вклинивались «коммерческие» машины, и процесс подготовки кузова растянулся на долгие… пять лет.
Впрочем, были и плюсы: пока худо-бедно делался кузов, я провел «капиталку» для двигателя: шлифовка вала, замена колец, маслосъемных колпачков. Все новые запчасти для этого были найдены на «Индухе» — автомобильном торговом центре на ул. Индустриальная в Хабаровске. Как оказалось, новые «расходники» для 40-летней машины успешно делают в Арабских Эмиратах.
Вернувшись в Хабаровск, я застал «Чайник» по-прежнему «голым» и на улице, правда, под навесом. Разговор с мастерами дал понять: «перегорели» (да я, наверное, отчасти тоже). Краткий разговор и принятие решения: забираю машину, вернее то, что от нее осталось, и мы расстаемся. Справедливости ради скажу, что парни не взяли с меня за работу ни копейки (не доделали же).
С голым кузовом и грузовичком запчастей я переехал в другой сервис. Мысль была такая: собрать машину обратно, зарегистрировать (она по-прежнему была на «транзитах»), а дальше уже думать.
За месяц «Чайник» был собран и своим ходом уехал ко мне во двор, после чего прошел успешную регистрацию в ГИБДД. Инспектор в «окошке» удивился: «На "транзитах"? И на ходу?».
Дальше тоже были хлопоты, но уже приятные.
Оказалось, что в процессе сборки/разборки авто были безвозвратно утрачены педаль газа, диффузор и вентилятор с обгонной муфтой. В Хабаровске нашелся человек, у которого такая же машина, только Corona Mark II (схожие модели), он охотно поделился недостающими деталями.
Педаль газа у меня была на тягах, в итоге переделали на тросиковую (подошла от «японки» 90-х годов выпуска). Взамен сломанного тросика спидометра был куплен новый (они, оказывается, универсальные). Вакуумный усилитель тормозов за старостью лет перестал исполнять свою функцию, поэтому взамен был установлен от 110-го Mark II (эта машина выпускалась в начале 2000-х). Причем работник авторазборки, узнав, куда пойдет деталь, отдал ее бесплатно.
Недостающая часть выхлопной системы была взята от Nissan Teana, которая стояла у меня в огороде в качестве донора запчастей. Мне кажется, любой дальневосточник, у которого есть такая возможность, занимался в свое время ввозом «распилов» из Японии.
Забавно было, когда перегорела лампочка на фаре. Оказывается, у старых японских машин, впрочем, как и на советских, нельзя просто поменять лампочку, ибо установлена лампа-фара, соответственно, необходимо менять вместе с фарой. Кстати, со светом в «Чайнике» особенно интересно: к примеру, чтобы поменять перегоревшую лампочку в заднем габарите, необходимо снять общую площадку для всех четырёх лампочек.
За 40 лет эксплуатации сточились замки дверей и их можно открыть отверткой. Как-то вышел утром во двор и обнаружил, что «Чайник» стоит метрах в 40 от того места, где я оставил его накануне: кто-то вскрыл машину и пытался на ней уехать. Видимо не смогли завести и таскали по двору, пытаясь завести с толкача. Пришлось восстанавливать замки дверей.
Потом была замена внешнего бензонасоса — также подошел от более «свежей» Toyota Crown, ремонт тросика ручника, бачка стеклоомывателя — прохудилась резинка – вообще, резинки в таких машинах лучше менять все сразу, перешивка салона.
Пришлось также вспомнить «нычки» из начала 2000-х годов, когда ремонт машины делался не за счет замены агрегатов, а именно их ремонта. К примеру, тормоза искать новые не стал, а обратился к мастеру, к которому еще 20 лет приезжал – он мне подобрал колодки, наклепал и сделал профилактику.
Пока приводил в порядок «техничку», не оставляла мысль – где же покрасить? Приезжал в разные мастерские, но все время что-то не устраивало: или цена, или качество («киты» — так называют китайских мастеров на ДВ – готовы были сделать не сильно дорого, но без должного качества, в других мастерских ценник на покраску был равен стоимости авто).
В итоге был найден мастер, кому интересно было взяться за проект по адекватной цене.
«Чайник» вновь разобрали, что-то подварили, обработали и покрасили. Позже кузовщик признался, что если бы знал объем работ, то не взялся бы…
Тут дело дошло до всевозможных украшательств: купить значок JAF (Japan Auto Federation) – им помечались машины, выпущенные в Японии для внутреннего рынка, в 90-х, когда «японки» массово завозились на Дальний Восток, такие значки красовались на многих авто.
Заказал из Таиланда подсветку заднего номера (вообще-то она на «Короллу», но как в том анекдоте – «после сборки обработать напильником»).
«Пескоструй» и покраска литья – оно оказалось 1983 года выпуска и немало удивило мастеров: «Давно такого не видели!».
В последние 2-3 года стало намного проще: в мессенджерах появились общероссийские группы владельцев таких же машин, теперь мы обмениваемся запчастями, лайфхаками и даже покупаем в складчину «доноров» (схожая машина, которая берется на запчасти). Так, пару лет назад в Смидовиче (поселок в ЕАО, примерно в 70-ти километрах от Хабаровска) был приобретен Toyopet (прежнее название Toyota) Corona Mark II 1977 года выпуска, запчасти от которой разлетелись по всей стране (лично мне достались хромированные накладки на «дворники»).
Некоторые запчасти сегодня можно не искать «сломя голову», а, например, напечатать при помощи 3-D принтера. Как этот поворотник, совмещенный с габаритом.
Сегодня «Чайник» повседневно катается и даже участвует во всевозможных выставках, а у меня во дворе появились Nissan Cherry Largo Vanette Sunny (первая модель микроавтобуса Nissan Vanette 1984 года выпуска) и Nissan Bluebird Maxima 1986 года.
В этом деле стоит только начать…
Перед деловыми кругами Китая и РФ возникают все новые вызовы, которые влияют на развитие экономического сотрудничества, производственной кооперации. Растущие издержки бизнеса, в том числе в свете дефицита кадров, снижают конкурентоспособность России, делая ее для китайских партнеров менее привлекательной в сравнении с другими соседними государствами. На этом фоне возникает еще один негативный для партнерства фактор, связанный с ужесточением в РФ миграционной политики. Выходом пока видится активное масштабирование бизнеса через особые экономические зоны.
Темпы роста торговли между Россией и Китаем продолжают замедляться. В январе-ноябре товарооборот между странами, согласно данным Главного таможенного управления КНР, увеличился на 2,1% к прошлогоднему уровню и достиг $222,8 млрд. Для сравнения, за 11 месяцев 2023 года рост к предыдущему периоду составлял 26,7%.
Тем не менее Россия занимает седьмое место в товарообороте Китая (к тому же организуется реэкспорт через третьи страны), и это остается значительным фактором с учетом роли Поднебесной, как ведущего игрока мировой экономики.
Тем временем на российском рынке продолжают развиваться крупные китайские корпорации. В их числе эксперты выделяют концерн Great Wall Motor, запустивший завод двигателей Haval в Тульской области, производителя строительной техники Sany, участника создания таких объектов, как линии Московского метрополитена, трасса М-12 (Москва – Казань), судостроительный комплекс «Звезда», China Railway Construction Corp. Особого внимания заслуживает коллаборация «Газпрома» с Китайской национальной нефтегазовой (China National Petroleum Corp.), Китайской национальной трубопроводной корпорацией (PipeChina) по проектированию и строительству трансграничного участка газопровода через реку Уссури в направлении Дальнереченск – Хулинь.
Логично, что весомая часть интересов китайских инвесторов сосредоточена в Сибири и на Дальнем Востоке. Среди значимых инвестпроектов – Амурский газоперерабатывающий завод, фабрика по переработке древесины Russia Forest Products, конвейерная система через Амур для перевалки сыпучих грузов, перегрузочные комплексы для нефтехимии, нефтепродуктов, сжиженного газа в Нижнеленинском и Советской Гавани.
Конечно, нельзя забывать о сложностях, с которыми вследствие санкционных ограничений столкнулись партнеры. «Из-за санкций многие китайские компании, особенно имеющие филиалы в Европе и Америке, ушли с российского рынка. Но для частных компаний малого и среднего масштаба есть шанс», – убежден заместитель генерального директора «СиАрСиСи Рус» (российского филиала China Railway Construction Corp.) Чжан Баохуа.
По итогам девятого заседания Российско-китайского консультационного комитета предпринимателей, состоявшегося этим летом, заявлено, что предпринимателями РФ и Китая обсуждается более 80 совместных проектов на общую сумму 18 трлн руб. В то же время улучшение инвестиционного климата требует комплексного подхода, говорят представители делового сообщества. В России встречаются привлекательные предложения для инвесторов, как, например, аренда в индустриальном парке 1 га за 1 руб. в месяц, но изменения в миграционной политике могут свести на нет эти усилия, заявил на состоявшемся в декабре Национальном промышленном форуме председатель Санкт-Петербургского филиала Союза китайских предпринимателей в России Чэнь Чжиган.
По его словам, для запуска инвестпроектов важны дешевые кредиты, но ставка ЦБ в России уже достигла 21%, тогда как в КНР можно привлечь средства под 6% годовых. Для организации производств нужны рабочие руки, но их в РФ сейчас не хватает. Возможно пригласить людей из-за рубежа, однако вследствие ужесточения требований миграционного законодательства это делать стало проблематично.
«Политика сегодня отталкивает дешевые длинные деньги и дешевую рабочую силу», – резюмирует господин Чэнь.
Действительно, соглашается Чжан Баохуа, китайский специалист сегодня стоит дорого, а привлечь рабочие руки из СНГ в Россию становится тяжело. По признанию менеджера, последние годы «СиАрСиСи Рус» не имеет прибыли. В РФ сильно возросли издержки в связи с удорожанием трудовых ресурсов, материалов, сопутствующих услуг и т.п. К тому же негативный эффект несет волатильный курс рубля на валютном рынке. «Я считаю, это является одним из ключевых барьеров для китайской компании, которая планирует выйти на российский рынок», – полагает Чжан Баохуа.
Как результат, в настоящее время немало инвесторов из КНР рассматривают локации для своих производств в странах Центральной Азии, где издержки гораздо меньше, чем в России.
И все же потенциал у соседних стран остается весомым в части промышленной кооперации, убежден представитель «СиАрСиСи Рус». Хорошие шансы есть с точки зрения выпуска оборудования для сельского хозяйства (хотя сегодня, уточнил менеджер, мало российских компаний из этого сегмента машиностроения желают выйти на рынок Китая), а также для горнодобывающей отрасли.
Перспективы есть у сотрудничества в сфере цифровой экономики. Как сообщил председатель совета директоров ПАО «КИФА» Сунь Тяньшу, основатель российско-китайской В2В-платформы цифровой торговли, компания содействует в выходе на российский рынок представителей высокотехнологичного бизнеса КНР. В планах – продолжать совместное развитие в области IT-технологий.
При этом большие возможности сулит сфера креативной индустрии, которая в товарообороте и обмене услуг между странами выходит на четвертое место после энергетики, сельского хозяйства, промышленности. Ее роль может стать более заметной, поскольку поставки сырьевой группы товаров из РФ в Поднебесную подходят к своему пределу, считают некоторые эксперты. «Мы это уже видим, но пока это тяжело признать. Китайский спрос на российское сырье падает не просто так. Китаю российское сырье, в том числе и уголь, просто [в дополнительных объемах] не нужно», – говорит главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.
В любом случае китайским предпринимателям нужно располагать большей информацией о России, о том, как правильно вести бизнес в РФ. Здесь пока недостает общения, высказал мнение глава представительства Китайского комитета содействия международной торговле и Китайской палаты международной торговли Гао Ци.
Актуальным остается вопрос снятия непониманий из-за различия культур и деловых традиций. «Китайский бизнес ведет переговоры с европейскими, американскими клиентами даже без непосредственной встречи, может по электронной почте решить любой вопрос. Но с российскими клиентами не получается», – сетует Чжан Баохуа.
Инструментами реализации совместных проектов в последние годы активно служат территории со специальными условиями администрирования и различного рода преференциями. Стоит сказать, китайские компании участвуют в 200 промышленных зонах по всему миру, из них 40 расположены в России. Процесс масштабирования продолжается. К примеру, в ПОЭЗ «Ульяновск» появится совместное предприятие по производству средств автоматизации обрабатывающих центров и высокоточных станков, а логистический центр имени Дэн Сяопина в ОЭЗ «Алабуга» имеет возможность стать одной из главных точек входа китайских товаров на российский рынок.
На Дальнем Востоке большие ожидания связываются с международными ТОР. В настоящее время дорабатывается соответствующий законопроект, который планируется принять в следующем году, определяется порядок создания и функционирования таких территорий, а также требования, предъявляемые к резидентам и реализуемым инвестпроектам, плюс набор преференций, в том числе по привлечению иностранной рабочей силы.
Как известно, первые международные ТОР должны разместиться в районе Владивостока («Западная») и Благовещенска («Ровное»), поселка Нижнеленинское и на Большом Уссурийском острове.
Одновременно прорабатываются возможности организации площадок для обеспечения ВЭД за границей. Как рассказал замдиректора департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга РФ Артур Галиуллин, в рамках нового нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» формируется федеральная программа «Создание зарубежной инфраструктуры», которая позволит российскому бизнесу создавать точки индустриального присутствия за рубежом. Такая возможность предусматривается и в КНР, проинформировал чиновник.
Как рассказал вице-президент Международного конгресса промышленников и предпринимателей (МКПП) Максим Белопотапов, с Китаем достигнуты договоренности об открытии российского производственного кластера на острове Хайнань (является свободной экономической зоной), в том числе для создания совместных проектов в области высоких технологий.
Фактически Хайнань – это крупный парк, где сосредоточены основные китайские игроки в сфере индустрии, отмечает представитель МКПП. «При высоком уровне поддержки китайского парка есть уникальная возможность взаимодействовать с этими компаниями. Мы можем предложить им свои проекты, они могут предложить нам свои. Здесь имеется отстроенная инфраструктура, удобно создавать стартапы. Нам интересно, чтобы был бизнес с обоих сторон: чтобы был не только выход для наших российских талантов или технологий, но чтобы был и вход», – пояснил он.
Кроме того, Хайнань рассматривается как площадка для развития бизнеса с другими странами юго-восточной Азии, например, Индонезией, Малайзией, Сингапуром. Еще одним стимулом, говорит Максим Белопотапов, может служить действующий на острове безвизовый режим для 54 государств, включая Россию, на срок до 30 дней.
Якутское кино на слуху у многих, и не только у тех, кто интересуется дальневосточным кинематографом. Однако о том, что на Камчатке тоже снимают полнометражные художественные фильмы «широко известно в узких кругах». При этом уже 10 лет в селе Мильково работает киностудия «Блик». За это время она успела создать восемь полнометражных фильмов, и пять корометражек, которые — на секундочку — присутствуют и в каталогах мультимедиа на самолетах «Аэрофлота» и на стриминговых платформах. Кроме того, они не раз принимали участие в международных кинофестивалях.
Камчатка не единожды становилась декорацией для кино — стоит вспомнить хотя бы советскую классику — ленту «Земля Санникова». Был с десяток и других, не таких известных, а первый художественный фильм— «Девушка с Камчатки» — на полуострове сняли в 1936 году. Но с полноценным кинопроизводством тут не задалось. И вдруг — киностудия. И не в столице региона, а в 300 километрах от нее — в поселке Мильково с населением 8 000 человек.
Руководит студией «Блик» Евгений Терновых. Начал снимать в 15 лет, и тогда никто не верил, что история продлится хотя бы год. Сейчас Евгению 25. За это время «Блик» выпустил восемь полнометражных фильмов и работает над пятью короткометражными проектами. Евгений закончил обучение на режиссера в Москве и вернулся в Мильково. «Не важно, где ты живешь, важно, что ты делаешь», говорит он. Также как он думают и его коллеги по цеху — ровесники и подростки, делающие вместе с ним большое кино.
Дебютный фильм «Непоседы» появился в 2018 году — это история, основанная на реальных событиях, о подростках в сложных жизненных ситуациях. Все актеры были из Мильково, впрочем, и сейчас перед камерой — обычные жители камчатских сел. Такой кастинг стал визитной карточкой «Блика».
– Ребята играли естественно. Они играли самих себя, не изображали кого-то, возможно поэтому у них и получалось. Кстати, исполнитель главной роли Юрий Обсоков поступил на актерское в Санкт-Петербург. Опыт в кино ему однозначно помог, – рассказывает руководитель «Блика».
«Непоседы» заняли второе место на молодежном кинофестивале «Свет миру» в Ярославской области и первое место на международном кинофестивале «Отцы и дети». Картина была признана лучшей в номинации «Лучший игровой полнометражный фильм». Также фильм стал номинантом на международном фестивале The Lift-Off в Великобритании.
В 2023 году студия выиграла краевой грант на создание киноальманаха «Камчатка – это…» из пяти короткометражек, действие которых происходит в пяти сёлах: Эссо, Ключи, Усть-Камчатск, Соболево, Устьевое. Для съемок каждого фильма команда выезжала в эти поселки, там общались с местными, на ходу создавали сценарий и сразу приступали к съёмкам.
– В Ключах почти все рассказали историю про извержение вулкана Шивелуч в 2023 году, – рассказывает Евгений. — Село накрыло пеплом и люди жили какое-то время в темноте, а потом все вместе вышли чистить улицы. Так и родилась идея короткометражки. По сюжету молодежь рассказывает школьному психологу на дистанционном уроке все свои мысли по поводу родного поселка: кто-то хочет уехать, а кто-то — остаться. Получился психологический триллер.
Кстати, фильмы появляются не только потому, что в них соглашаются сниматься местные жители. Куда-бы не приезжали «бликовцы», всегда находятся желающие помочь на съемочной площадке, подвезти, пустить переночевать. В Ключах, например, им дали возможность бесплатно снимать в гостинице «Светлана» почти двое суток.
— Заметили такую вещь, — продолжает Евгений, — когда местные ребята помогают в съемках: в кадре, микрофоны и свет держат, в них словно происходит какой-то щелчок, они влюбляются в место, где живут, и видят его новыми глазами.
Природа Камчатки неизменная «героиня» всех фильмов студии. Вулканические ландшафты, реки — дадут фору любой графике. Благодаря этим пейзажам, и историям, которые на их фоне разворачиваются фильмы попали в каталог бортового кино «Аэрофлота».
– В самолетах «Аэрофлота» можно увидеть наш киноальманах «Камчатка — это…». В этом нам помогла депутат от Камчатки, зампредседателя Госдумы РФ Ирина Яровая. Для нас это невероятно, ведь некоторые стриминговые сервисы говорят: «Мы не принимаем региональное кино, нам оно не нужно», а тут наши фильмы попали на стриминговый сервис на небе. Человек летит в Дубай, но может посмотреть кино о Камчатке и захотеть полететь сюда. Мы показываем уникальные места. Хотим, чтобы люди удивлялись, – говорит Евгений Терновых.
За 10 лет студия «Блик» ощутила на себе все «прелести» большого кино, самая большая проблема — финансы. Деньги нужны на продакшн, на аппаратуру, на логистику: а она на Камчатке часто весьма дорогая: добраться до некоторых населенных пунктов или природных достопримечательностей на Камчатке можно только на вертолете, а в съемочной группе должны быть, как минимум, семь человек.
Чтобы держаться на плаву, приходится помимо основной работы в студии, брать различные проекты на съемку и монтаж. Пришлось научится писать заявки на гранты, помогают и зрители, и неравнодушные. Сейчас команда собирает средства на краудфандинговой платформе на свой новый фильм «Камень ворона. Осколок творца». Это история о Создателе Камчатки – Кутхе и его друзьях, основанная на сказках и легендах севера. Также в планах съемки новых сезонов проекта «Камчатка – это…» и выпустить художественный фильм-воспоминание о знаменитой гонке на собачьих упряжках «Берингия».
– И, конечно, будем отправлять свои работы на различные фестивали, в том числе и международные. Для нас участие в каждом конкурсе – уже победа. Сейчас стало чуть сложнее, так как некоторые кинофестивали отторгают заявки из-за санкций, но при этом Азия настроена доброжелательно и максимально открыта к сотрудничеству, – говорит Евгений Терновых.
На европейском рынке котировки энергетического угля ушли ниже уровня поддержки 110 долл./т. Давление сохраняется из-за ограниченного спроса, падения цен на газ и электроэнергию, а также стабильных запасов на складах ARA. Стоимость электроэнергии в Германии упала за неделю почти на 70% на фоне резкого увеличения солнечной и ветрогенерации. На спотовом рынке электроэнергия подешевела с 265 евро/МВт до 86-87 евро/МВт. Кроме того, доля ВИЭ в структуре энергобаланса Германии за этот же период выросла с 50% до 73%, а доля ископаемого топлива упала с 50% до 27%.
Газовые котировки на хабе TTF опустились до 443.99 долл./1000 м3 (-40.52 долл./1000 м3 к 11.12.2024 г.). Поставки газа остаются стабильными, что также связано с ограниченным спросом на СПГ в странах АТР. Запасы угля на терминалах ARA незначительно сократились до 3.75 млн т. (-0.14 млн т. к 11.12.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 103-105 долл./т. ввиду негативной динамики на европейском рынке, а также увеличения запасов на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) и ограниченного спроса со стороны Индии. В результате временного закрытия границ с Мозамбиком, на границе и в порту Мапуто скопилось большое количество грузовиков с сырьем, в связи с этим отгрузки еще не нормализовались. По словам властей, ситуация из-за протестов негативно отразится на показателях экспортных отгрузок Мапуто в декабре 2024 г. - январе 2025 г.
Благодаря увеличению ж/д отгрузок в 4 квартале ожидается, что экспорт южноафриканского угля через терминал RBCT составит по итогам 2024 г.
52.4 млн т. (+5.2 млн т. или +11% к уровню 2023 г.). Хотя этот показатель остается значительно ниже среднегодовых 70 млн т. в 2013-2020 гг. В октябре-ноябре месячная отгрузка в адрес RBCT увеличилась до 5 млн т. против 4.1 млн т. в январе-сентябре 2024 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 3 долл./т. до 110 долл./т., что обусловлено ограниченным спросом. Разница в цене на спотовом рынке и по долгосрочным контрактам сокращается, что приводит к ослаблению интереса генерирующих компаний к спотовому рынку. Компания Shenhua вновь понизила цены на сторонний уголь, что стало четвёртым снижением за последний месяц. Кроме того, ввиду негативных ожиданий, некоторые трейдеры стремились распродать свои объемы как можно скорее, что привело к сокращению запасов на складах. Некоторые участники рынка прогнозируют, что дно в котировках материала 5500 ккал/кг NAR находится на уровне 104 долл./т. FOB Qinhuangdao.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились на 0.48 млн т. до 13.91 млн т., запасы в 9 крупнейших портах уменьшились до 27.65 млн т. (-1.18 млн т. к 11.12.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR просел ниже 93 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR потеряла 0.5 долл./т. до 50.5 долл./т. на фоне высокого предложения и сдержанного спроса на спотовом рынке. При этом обильные дожди в Южном Калимантане и Суматре, отразившиеся на добыче и перевалке, не оказали ценам поддержку.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 обвалился ниже 123 долл./т., что объясняется низким спросом со стороны ключевых стран-потребителей. Южная Корея сокращает закупки австралийского энергетического угля по причине его дороговизны по сравнению с материалом из других стран, при этом ожидается, что данный тренд будет продолжаться и в 2025 г.
Индекс австралийского металлургического угля HCC укрепился до 205 долл./т. Несмотря на слабый покупательский интерес со стороны китайских потребителей в преддверии новогодних праздников, некоторый спрос наблюдался в южной части Китая, что оказало поддержку котировкам премиальных марок.
В порту Gladstone, штат Квинсленд, произошла 24-часовая забастовка работников порта из-за многомесячного разногласия с работодателем в отношении 8-часового рабочего дня. Данная инициатива негативно отразилась на отгрузках металлургического угля, однако оценка потерянного объема еще не была произведена.
Добыча угля в Кузбассе по итогам 2024 г. снизится до 196 млн т. (-18.2 млн т. или -8.4% к 2023 г.), сообщил губернатор региона.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе опустилась до 214.2 млн т. (-9,4 млн т. или -4.2% к 2022 г.). Таким образом, объем сокращения производства за 2024 г. в два раза превысит снижение добычи в прошлом году.
В январе-ноябре 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 180.3 млн т. (-15.6 млн т. или -8.0% к январю-ноябрю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Экспорт из Кузбасса за 11 месяцев 2024 г. упал до 92.0 млн т. (-12.5 млн т. или -11.9% к аналогичному периоду 2023 г.).
В 2024 г. экспортные поставки из Кузбасса оценочно составят около 100 млн т. (-13.8 млн т. или -12.1%).
Санкции и продолжающаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с растущими затратами и логистическими ограничениями, продолжат оказывать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024-2025 гг.
Заместитель губернатора Кузбасса сообщил, что из-за снижения экспорта цена угля на внутреннем рынке в 2024 году уже выросла на 10% и ограничение экспортных поставок еще больше подтолкнет цены вверх.
Фактически, внутренний рынок угля субсидировался за счет экспортных поставок. Экспорт дает возможность сдерживать цены на уголь для внутрироссийского потребления. Этот уголь с относительно стабильной ценой закрывает нужды энергетики и ЖКХ. Поэтому цена электроэнергии, тепла и других коммунальных услуг для населения ниже, чем стоимость их производства. Очевидно, что снижение экспорта приведет к росту стоимости угля на внутреннем рынке, что увеличит расходы всех бюджетов.
Увеличение себестоимости и логистических расходов на фоне падения мировых цен привело к росту убытков. Доля убыточных компаний увеличилась составляет более 50%.
В Кузбассе в угольной отрасли работают более 150 угольных предприятий, где заняты свыше 90 тыс. человек. Предприятия отрасли являются градообразующими для большей части городов Кемеровской области, при этом налоги от угольной отрасли формируют основную доходную часть в бюджете региона.
В связи с нестабильностью в угольной отрасли в Кузбассе прекратили добычу 3 разреза и 2 шахты. С октября 2024 г. деятельность была остановлена на разрезах Задубровский Новый и Евтинский Новый, а также Сибкоул. В связи с этим под сокращение и увольнение попали около 600 человек.
Ранее компания Южный Кузбасс (входит в Мечел) приостановила работу шахты Ольжерасская-Новая до апреля 2025 г. Также выемку остановила шахта Инская, столкнувшаяся с банкротством и невозможностью найти инвестора.
Негативная динамика обусловлена ухудшением экспортных возможностей в результате санкций, падения цен на продукцию, высокого ж/д тарифа и других издержек, а также дефицита провозной способности ж/д инфраструктуры на Восточном полигоне.
Добыча угля в Кузбассе по итогам января-ноября 2024 г. упала до 180.3 млн т. (-15.6 млн т. или -8.0% к январю-ноябрю 2023 г.). Экспорт кузбасского угля сократился до 92.0 млн т., или на 11.9% по сравнению с 2023 г.
Дальневосточные рыбопромышленники увеличивают объемы вылова минтая и сардины-иваси, тогда как добыча лососевых и крабов имеет тенденцию к снижению. Обеспокоенность представителей отрасли вызывают аукционы в рамках второго этапа программы распределения инвестиционных квот, экспортные пошлины и необходимость продления договоров на рыболовные участки.
По данным Росрыболовства на конец ноября 2024 г. в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, на который приходится значительная часть общероссийского улова, добыто более 3,4 млн тонн, что более чем на 8% меньше, чем за аналогичный период 2023 г. Это третий показатель по темпам сокращения уловов в стране. Среди других рыбохозяйственных бассейнов России более сильное чем в ДФО сокращение уловов зафиксировано в Азово-Черноморском бассейне и Волжско-Каспийском бассейне. Стоит отметить, что в РФ в целом к концу ноября рыбодобывающие компании сократили объем вылова почти на 9% относительно аналогичного периода 2023 г., до 4,5 млн тонн.
Основной причиной падения рыбодобычи на Дальнем Востоке стала неудачная лососевая путина. Объем добычи лососевых в текущем году составил 235,4 тыс. тонн, что на 26,4% меньше планового показателя. Относительно 2022 г. добыча снизилась на 15%. Сокращение по сравнению с 2023 г. составляет 62%.
Объем добычи горбуши в текущем году составил 136,2 тыс. тонн (на 29,4% ниже прогнозных), кеты выловлено в размере 54,6 тыс. тонн, нерки – 35,9 тыс. тонн, кижуча – 8,3 тыс. тонн, чавычи – 321 тонны, симы – 41 тонна. Плановый показатель добычи превышен только по нерке – ее вылов на 30,2% больше плана.
Камчатский край по-прежнему является лидером РФ по добыче лососевых. В текущем году в регионе было добыто 130,7 тыс. тонн (71% от прогнозируемого объема). В Сахалинской области уловы составили 53,6 тыс. тонн (на 56,8% ниже плана). Результаты путины в Хабаровском крае составили 39,9 тыс. тонн лососевых. В Магаданской области уловы достигли 9 тыс. тонн, в Приморском крае превысили 1,9 тыс. тонн, результат Чукотского АО – 302,4 тонны.
Во Всероссийском научно-исследовательском институте рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) прогнозируют сохранение низких объемов добычи анадромных рыб на Дальнем Востоке в ближайшие годы. На снижение запасов рыбы, по мнению ученых, влияет потепление климата, вызывающее изменения гидрологического режима нерестовых рек.
Сокращение объемов вылова лососевых провоцирует рост оптовых цен на рыбу. На Дальнем Востоке при этом цены на лосося превышают среднероссийские. К концу ноября текущего года цена на наиболее распространенную горбушу в ДФО достигла 330 рублей за 1 кг, на кету – 475 рублей за 1 кг, а на нерку – 720 рублей за 1 кг.
При этом губернатор Камчатского края В.Солодов в декабре заявил, что проект «Камчатская рыба» находится в стадии перезагрузки в целях того, чтобы рыба по социальной цене не приобреталась перекупщиками, продающими ее затем дороже или перерабатывающими. Предполагается, что рыба будет продаваться в местной торговой сети по двум видам цен: «социальная» (92 рубля за 1 кг горбуши) и «доступная» (118 рублей за 1 кг кеты). Приобрести такую рыбу смогут льготные категории жителей края по специально выпущенным для них картам, которые можно получить в местных офисах МФЦ. При этом каждый льготник сможет в месяц купить не более 5 кг по «социальной» цене. Схожие программы, направленные на обеспечение низких цен на рыбу, действуют также в Сахалинской области (социальная цена составляет 160 рублей), в Хабаровском крае (180 рублей).
Напротив, добыча минтая на Дальнем Востоке растет. В январе-ноябре 2024 г. объем уловов минтая достиг 1,8 млн тонн, увеличившись на 6% относительно аналогичного периода 2023 г. Более проблемной для данного вида ресурса является Западно-Беринговоморская зона, где к концу текущего года объем вылова минтая может составить около 480 тыс. тонн, при общем допустимом улове (ОДУ) на 2024 г. в 700 тыс. тонн. Снижение уловов вызвано изменениями в миграционных процессах рыбы. В Ассоциации добытчиков минтая (АДМ, президент – А.Буглак) полагают необходимым снизить ОДУ в данной зоне из-за риска недоосвоения квот.
Еще одним видом морского биоресурса, добыча которого растет в Дальневосточном бассейне, является сардина иваси. В 2024 г. обновлен рекордный показатель улова прошлого года – добыча превысила 563,5 тыс. тонн. Стоит отметить, что в 2023 г. было добыто 544 тыс. тонн, что на 90% больше, чем в 2022 г.
Обеспокоенность рыбопромышленников вызывает возобновление рассмотрения в Госдуме в декабре во втором чтении законопроекта, внедряющего новые принципы регулирования перегрузов с судна на судно в морских водах РФ (изначально внесен в 2021 г.). Законопроект предполагает, что осуществлять перегрузку скоропортящихся грузов следует только в специальных районах. Запрет на перегрузку продукции в районе промысла и необходимость направлять суда в морской порт или специальный район для выгрузки товара может привести к сокращению промыслового времени и недоосвоению морских биоресурсов. Во Всероссийской ассоциации рыбопромышленных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ, президент – Г.Зверев) намерены продолжать настаивать на необходимости прописать в законопроекте исключения для судов рыбопромыслового флота.
Также крупнейшие рыбопромысловые организации осенью выступали против продления экспортной пошлины на рыбу и крабов. Ассоциация владельцев рыбопромыслового флота (АСРФ), ВАРПЭ, Ассоциация добытчиков минтая и Ассоциация добытчиков краба в ноябре 2024 г. обратились в Минсельхоз, Минфин, Минэкономразвития, аппарат правительства, Госдуму и Совет Федерации с соответствующей просьбой. Пошлины действуют с 1 октября 2023 г., составляют от 4% до 7% в зависимости от курса доллара, установленного Центробанком. В октябре 2024 г. размер пошлины составлял 5,5%, но в ноябре достиг 7%.
Курсовые пошлины действуют до 31 декабря 2024 г. Дополнительная нагрузка для рыбной отрасли от экспортных пошлин оценивается в 30-45 млрд рублей, что при текущей ставке ЦБ, закредитованности отрасли и необходимости выполнения инвестиционных обязательств может рассматривается промышленниками как серьезное препятствие для развития. Тем не менее рабочая группа Росрыболовства в сентябре 2024 г. одобрила исключение из-под действия экспортной таможенной пошлины филе минтая, сардины иваси и фарша сурими как наиболее массовой рыбной продукции.
Помимо того, рыбопромышленники просят правительство продлить срок действия преференций по налогам и взносам для резидентов Свободного порта Владивосток (СПВ). Преференции предполагают сниженный налог на прибыль до 5% и нулевой налог на имущество в течение первых пяти лет, социальные страховые взносы в фонд оплаты труда в 7,6% в течение десяти лет. ВАРПЭ, АСРФ, ассоциации добытчиков минтая и краба предлагают увеличить льготный период по налогам на прибыль и имущество на 15 лет, а по социальным страховым взносам – на 10 лет. Такая необходимость объясняется отраслевыми организациями увеличением сроков окупаемости проектов по строительству промысловых судов с 10 до примерно 20 лет, а также сокращением прибыли предприятий. Резидентами СПВ на сегодняшний день являются 66 отраслевых проектов – в том числе 61 проект в Приморском крае, по два в Сахалинской области и Камчатском крае, один в Хабаровском крае.
Что касается добычи крабов, то в данной сфере показатели улова в ДФО снижаются. К середине сентября 2024 г. объем добычи крабов (камчатского, синего, равношипого и крабов-стригунов бэрди и опилио) в Камчатском крае и Чукотском АО достиг 15,9 тыс. тонн, что на 12,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Кроме того, на Камчатке в 2025 г. Минсельхоз планирует ограничить промысел краба в Западно-Камчатской подзоне в связи с сокращением его популяции. С 1 января по 15 сентября 2025 г. добычу краба в данной подзоне предполагается допускать исключительно в научно-исследовательских и контрольных целях. Ограничения на вылов крабов вводились в данной подзоне также в 2023 г. (с 1 января по 15 сентября). В текущем году объем вылова крабов в Западно-Камчатской подзоне составил 3,6 тыс. тонн.
На фоне снижения добычи отмечается рост экспортных поставок камчатского краба в Китай. В январе-августе 2024 г. через Приморский край в КНР было направлено 1 019 партий дальневосточного краба общим весом 21,53 тыс. тонн, что на 13,3% больше, чем за аналогичный период 2023 г. В Китай экспортируются стригун-опилио (9,622 тыс. тонн), синий краб (5,266 тыс. тонн), камчатский краб (3,910 тыс. тонн) и стригун-бэрди (1,925 тыс. тонн). В Республику Корея за восемь месяцев 2024 г. поставлено 9,4 тыс. тонн крабов на общую сумму 177 млн долларов. В Японию в январе-октябре 2024 г. было отгружено 13,9 тыс. тонн на 35,8 млрд иен. При этом рост поставок краба в Японию в сентябре стал самым крупным с начала года и составил 48,7% по сравнению с августом текущего года, до 1,93 тыс. тонн на сумму в 5,3 млрд иен.
В настоящее время наиболее проблемными для добычи стали глубоководные виды крабов-стригунов (красный и ангулятус), квоты на которые не востребованы на рынке. Данные квоты в рамках второго этапа программы инвестиционных квот[1] предполагалось продать на аукционах в текущем году, но пока Росрыболовству это не удается.
Осенью Росрыболовство было вынуждено укрупнить доли квот на глубоководных крабов[2] в Западно-Сахалинской, Восточно-Сахалинской, Северо-Охотоморской подзонах и подзоне Приморье. Были сформированы два лота по 50%. Начальная цена каждого лота составила 1,6 млрд рублей. Покупатель каждой из долей квот обязан построить среднетоннажное судно-краболов длиной более 50 м. Росрыболовство изначально намеревалось продать данную квоту на глубоководных крабов, разделив ее на более мелкие доли в 16,6% (каждый из лотов торговался по цене 456,4 млн рублей). На оба конкурса не было заявлено участников, они были признаны несостоявшимися.
При этом продажа квот на глубоководных крабов в рамках первого этапа программы инвестквот также вызывала трудности и привела к падению добычи данного ресурса. Так, на аукционах в 2020-21 гг. было продано шесть лотов, впоследствии Росрыболовство расторгло договоры с тремя компаниями-покупателями в связи с неисполнением ими инвестиционных обязательств[3]. Вылов глубоководных крабов в 2022 г. составил порядка 6 тыс. тонн, тогда как до проведения аукционов ежегодный объем добычи оценивался в 13,5 тыс. тонн.
На необходимости исключения глубоководных крабов из перечня ресурсов, реализуемых через аукционы с инвестиционными обязательствами, настаивает ВАРПЭ. В декабре в Росрыболовстве сообщили о рассмотрении такой возможности.
Также Минсельхозу и Росрыболовству предлагается отменить распределение на аукционах долей инвестиционных квот на вылов камчатского, синего и волосатого краба в подзоне Приморье. С соответствующим обращением выступило хабаровское ООО «Восточно-промысловая компания»[4]. Аукционы намечены на 2027 г., доли квот должны быть реализованы с обязательствами по строительству краболовного судна стоимостью до 3 млрд рублей. В компании указывают, что в настоящее время в данной подзоне осуществляется промысел только волосатого краба, а промышленный вылов камчатского и синего краба запрещен из-за низкого уровня запасов.
Тем временем Росрыболовство в начале декабря разыграло на торгах квоты на добычу водных биологических ресурсов, которые прежде принадлежали компаниям, связанным с предпринимателем О.Каном (объявлен в международный розыск). Данные квоты предполагают добычу моллюска трубача в Северо-Охотоморской подзоне, вылов креветок в Западно-Сахалинской подзоне и в подзоне Приморье. Квоты закрепляются за победителем аукциона до 31 декабря 2033 г.
Доля квоты в 41,48% на добычу деликатесного моллюска трубача (стартовая стоимость лота составила 349,3 млн рублей) ранее принадлежала сахалинской компании ООО «Севрыбфлот», владельцами которой до апреля текущего года были Е.Юн (племянница О.Кана) и Е.Се (бывший гендиректор компании). Квоты на вылов креветки в размере 7,88% (Сахалин) и 9,26% (Приморье) прежде принадлежали ООО «Аквамарин» (бывший владелец компании – Е.Юн).
Начальная стоимость данных лотов составила 17,5 млн рублей и 43,2 млн рублей соответственно. В итоге квоты на вылов трубача выкупила структура ГК «Русский краб» - ООО «Беринг Краб» (за 366,8 млн рублей). Две квоты на вылов креветок вновь приобрело сахалинское ООО «Аквамарин»[5] (на сегодняшний день предприятие национализировано). В настоящее время национализированными активами управляет специально созданное для данных целей АО «Дальневосточная рыбопромышленная управляющая компания». Предполагается, что средства, вырученные от проведения аукционов (более 1,3 млрд рублей), поступят в федеральный бюджет.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В 2023-27 гг. на аукционах должно быть продано 48% квот на крабов. 2% квот сохраняются за малыми и средними предприятиями.
[2] Промысел осуществляется на глубинах до 2 500 м.
[3] Квоты приобрели ЗАО «Тефида» (Владивосток), ООО «Амуррыбпром» (Хабаровск) и ООО «Корвет» (Калининград).
[4] Владелец – Д.Фукалова.
[5] За квоты предприятие заплатило 299,3 млн рублей и 660,7 млн рублей.
Молодая семейная пара во время прямой линии с Владимиром Путиным пожаловалась на сложности при получении семейной ипотеки, указав на то, что банки отвечают отказом, ссылаясь на «закончившиеся лимиты»
«Это безобразие, — отреагировал президент. — Во-первых, потому что не должно быть никаких лимитов. И мы с правительством уже эту тему обсуждали. Мне было обещано, и я это обещание проверю, насколько оно исполняется, что никаких лимитов не будет. Потому что в конечном итоге все это связано с субсидиями со стороны государства».
Владимир Путин отметил, что разницу между банковской ставкой и льготными ставками возмещает государство. И если банки отказывают, то это значит, что правительство вовремя не направляет субсидию в банк.
«Семейная [ипотека] точно остается, сельская точно остается, и я прошу правительство обеспечить объем необходимых субсидий. Мы здесь наведем порядок», — сказал президент, добавив, что то же самое касается льготных ипотечных программ на Дальнем Востоке, в Арктике и новых регионах.