Новый холодильный терминал в порту Находки подготовили к приему дальневосточных уловов. Загруженность рыбных холодильников в Приморье в начале недели составила около 70%.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе Росрыболовства, в конце августа холодильно-морозильный комплекс на территории Находкинского морского рыбного порта осмотрели специалисты «Нацрыбресурса». Холодильник готов принимать и отгружать рыбную продукцию, однако новые возможности по выгрузке и хранению рыбаки не используют. Емкость комплекса составляет шесть тыс. тонн.
К 5 сентября общий вылов красной рыбы в ДФО превысил 572 тыс. тонн – на 15% выше уровня нечетного 2021 года. Первоначальный прогноз по итогу промысла составлял 512 тыс. тонн. Началось снижение стоимости доставки рыбной продукции с Дальнего Востока в центральные регионы РФ.
Рыба судовой заморозки дойдет до покупателя с Дальнего Востока в максимально короткие сроки. Транспортировка этой ценной продукции без опасности размораживания, а значит, без снижения качества, стала возможной благодаря так называемой НХЦ – непрерывной холодильной цепи. Накануне в Московской области в городе Электроугли ее замкнул ввод в эксплуатацию первой очереди холодильно-складного комплекса. Эксперты признают – продовольственная безопасность государства вышла на новый уровень.
Технологии холода
Дальневосточные минтай, сельдь, лемонема поступят на столы жителей столичного региона из мультитемпературного холодильного терминала, который возвела в Богородском городском округе «РРК Логистик» (входит в группу компаний «ТИГР»). Комплекс с собственной транспортной инфраструктурой, рассчитанный на 15 тыс. тонн единовременного хранения, стал первым для группы компаний логистическим хабом за пределами ДФО.
«Логистическо-складской комплекс предназначен для приемки, хранения, комплектации и отгрузки замороженных рыбных продуктов. Ожидаемые инвестиции для завершения всего проекта составят приблизительно 1,7 млрд рублей, а количество рабочих мест превысит 100», — подчеркнул заместитель председателя правительства Московской области — министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Владислав Мурашов.
Реализация проекта заняла два года. В производство уже вложено 1,2 млрд рублей. Три морозильные камеры нового комплекса оборудованы системами стеллажного хранения на пять ярусов с инновационной системой загрузки-выгрузки «Шаттл» и поддерживают температуру до -25 градусов. Среднетемпературная камера предназначена для грузов, которым требуется охлаждение до -5 градусов.
Все технические решения направлены на поддержание непрерывной холодильной цепи — терминал создан как часть единого мультимодального сервиса транспортировки грузов с Дальнего Востока. Уровень технологий, как отметил в ходе церемонии открытия комплекса президент ПАО «ТИГР» Сергей Дарькин, «позволяет достаточно успешно конкурировать не только с самыми лучшими холодильными системами нашей страны, но и всего мира».
Новая логистика
О необходимости создать в России замкнутую холодильную цепь доставки рыбопродукции говорилось не одно десятилетие. В 2022 году был даже создан проект Федерального закона об НХЦ. Но задача была непроста: требовалось не только использовать несколько видов транспорта, но и поддерживать нужную температуру груза на всех этапах пути. Решение сумела найти группа компаний «ТИГР».
ГК «ТИГР» дала старт новым логистическим возможностям, новым транспортным схемам, новой географии поставок с Дальнего Востока по всей России
Впервые в стране она в качестве единого оператора объединила все звенья цепи: рефрижераторный флот, портовые мощности, холодильные склады с собственными железнодорожными путями и поездами, а также парк контейнеровозов, обеспечивающих поставки до двери конечного получателя. Для реализации финишного этапа даже разработан отдельный проект под названием «Последняя миля».
При этом поставки рыбы из зон вылова в Охотском и Беринговом морях организованы не только на восток и запад России (Владивосток, Москва, Московская область), но и в порты Китая (Далянь и Циндао) и Африки. Причем в единое логистическое время и по единому тарифу. Он включает в себя все затраты на всем пути груза: и логистику, и хранение, и оформление документов. Так рыба придет на прилавки с минимальной стоимостью.
«Это окончание большой, длинной цепочки, которую мы долгие годы выстраивали для того, чтобы конкурировать не просто в нашей стране, но и на мировых рынках, — заявил Сергей Дарькин. — Очень многие про это говорили, мы впервые это сделали. Мы соединили места добычи рыбы с местами потребления. Это не просто холодильная цепочка, это, в первую очередь, продовольственная безопасность нашей страны. И мне очень приятно, что мы это смогли осуществить».
Восток-запад-восток
Холодильный кластер ГК «ТИГР» обеспечивает единовременное хранение свыше 60 тыс. тонн рыбопродукции: 33 тыс. тонн хранятся во Владморрыбпорте, 12 тыс. — в Находке, свыше 15 тыс. тонн — в Электроуглях. Благодаря возможности применения различных температурных режимов подмосковный комплекс может оказывать услуги холодного хранения любой охлажденной и замороженной продукции.
«К терминалу, где могут храниться не только рыба и морепродукты, проявляют интерес многие компании: производители заморженного хлеба, например, или мороженого, — сообщил директор «РРК Логистик» Ильдус Халиков. – Комплекс наш сейчас самый современный в России, у него усиленные стены с высокой изоляцией, качественное инновационное оборудование энергоэффективные компрессоры. И главное, мы предоставляем полный сервис интермодальных перевозок».
Для того, чтобы удешевить стоимость доставки холодильных грузов с востока на запад, ГК «ТИГР» намерен строить подобные комплексы и в других российских регионах. Следующий проект складского холодного терминала намечен к реализации в Тульской области. Предполагается также и обратная загрузка контейнеров: из центральной части России на Дальний Восток поедет другая продукция.
«Кроме того, мы планируем здесь, в Подмосковье, строить в дальнейшем завод по переработке рыбопродукции и завод по подготовке продуктов поступления в розничные сети, — раскрыл перспективы развития Сергей Дарькин. — Это будет большой проект для центральной части России. Ни в коем случае мы, конечно, не забываем про Дальний Восток — для ДФО также разработано много инновационных проектов, которые связаны с логистикой, в первую очередь с холодильной цепочкой».
Цифры
более 60 тыс. тонн грузов позволяют хранить одновременно холодильные мощности ГК «ТИГР»
более 100 млн долларов вложила ГК «ТИГР» в развитие рыбопромышленной отрасли
Дословно
Михаил Синев, президент Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС)
«Уже четыре года мы плотно работаем со СМИ, проводим конференции и круглые столы, выступаем в рабочих группах Торгово-промышленной палаты, Государственной Думы и Совета Федерации. Чтобы понять, как эффективно внедрить НХЦ в РФ, мы изучили опыт других стран в этом направлении. Среди них Великобритания, Индии, Франция и т.д. Итогом этого исследования стало написание проекта Федерального закона о Непрерывной цепи в Российской Федерации. Сейчас продолжается активная работа по внедрению НХЦ, так как создание этой системы будет способствовать сохранению питательных свойств продуктов, улучшению их срока годности и в целом обеспечит нашей стране продовольственную безопасность».
Элементы
Транспортный флот ГК «ТИГР» способен перевозить до 500 тыс. тонн рыбопродукции ежегодно.
Перегрузочные мощности Владивостокского морского рыбного порта – ключевого звена мультимодального сервиса по доставке рыбной продукции — составляют 7,5 млн тонн грузов различных номенклатур в год. Уже на протяжении трех лет группа компаний Владморрыбпорта остается лидером по перевалке рыбопродукции в России. Контейнерный терминал Владморрыбпорта входит в пятерку крупнейших контейнерных терминалов страны, его вместимость — более 12 тыс. ТЭУ (Twenty-foot Equivalent Unit, двадцатифутовых контейнеров). В этом году контейнерооборот достигнет 500 тыс. ТЭУ.
Открытая база бункеровки рыболовного флота в Находке (общая площадь свыше 34 тыс. кубометров) обеспечивает перевалку 160 тыс. тонн рыбной продукции.
В инфраструктуру ГК «ТИГР», помимо причальных сооружений и собственных холодильных складов, входят также три тыловых железнодорожных терминала: «ПИК» и «Фреш терминал» в Артеме, а также «Терминал Хлебная база» недалеко от Уссурийска (Приморский край). Они специализируются на перевалке грузов, требующих сохранения температурного режима. Площадь терминалов — 88,4 тыс. кв. метров. Они ежесуточно отправляют два ускоренных холодных контейнерных поезда со станций примыкания Угольная и Уссурийск. Основными направлениями поставок являются Московская область, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург.
ПАО «Тихоокеанская Инвестиционная Группа» (ГК «Тигр») — группа компаний, реализующая на территории ДФО высокодоходные проекты, которые способствуют привлечению инвестиций в региональную экономику. Рыбопромышленная отрасль — одна из сфер бизнес-интересов ГК «Тигр». В нее входят рыбодобывающие компании, рефрижераторный флот, два собственных порта во Владивостоке и Находке, холодильные мощности во Владивостоке, Находке и Московской области, «холодная» транспортная инфраструктура железнодорожные пути, собственный парк контейнеровозов.
Склад-холодильник рассчитан на обработку 95 тысяч тонн продукции в год и одномоментно может вместить восемь тысяч тонн скоропортящегося груза. Температурный режим варьируется от +15 до -35 градусов. Но главная особенность хранилища заключается в том, что в качестве хладагента используется не устаревший и опасный аммиак или фреон, а СО2, что делает его самым «зеленым» холодильником на Дальнем Востоке.
«Использование в качестве хладагента СО2 - на сегодня это самая передовая технология по созданию холода. Установка позволяет настраивать в камерах температуру в заданном диапазоне от +15 до -35 в течение короткого времени, благодаря чему мы можем отрабатывать любой клиентский запрос», - рассказывает коммерческий директор «Дельта-Сервис» Александра Терехова. - СО2 отличается тем, что он более экономичен и экологически безопасный».
Комплекс работает, в основном, с «минусовыми» группами товаров, то есть теми продуктами, которые хранятся при отрицательной температуре. Это, в первую очередь, мясо, рыба и морепродукты. Хотя здесь могут обеспечить любые условия хранения для «нежного» продовольствия: фреш, фрукты, овощи.
Новаторские решения по созданию температурного режима нового комплекса дополняет функционал современного логистического терминала: ответственное хранение, сборка груза по заявкам, отправка в торговые точки макрорегиона.
«Новый мультитемпературный комплекс вносит значительный вклад в решение ряда важных для Дальнего Востока задач, включая повышение качества потребляемых в макрорегионе продуктов питания, рост поставок рыбы в Приморье, качественную складскую обработку продукции федеральных сетей, активно заходящих на местный рынок, а также местных производителей, наращивающих объемы в условиях сокращения импорта продукции», - сообщил генеральный директор «Дельта-Сервис» Евгений Мыльников.
Возможностями нового комплекса уже воспользовались крупные федеральные ретейлеры, осваивающие макрорегион и нуждающиеся в комплексном складском обслуживании, а также местные производители, переориентировавшие свой бизнес на внутренний рынок.
«Есть у нас и большое количество небольших по объему клиентов, у каждого из которых свои потребности и свои запросы. Мы работаем с ними индивидуально», - рассказывает Александра Терехова.
Для многих клиентов важен быстрый оборот груза, причем, вне зависимости от объема. Для этого на новом комплексе также созданы все условия: широкий дебаркадер, большое количество погрузочных окон, просторная разворотная площадка. Спектр услуг широкий - 3PL, кросс-док, приемка и отправка грузов по железной дороге.
Технический арсенал включает в себя 48 единиц складской техники, 25 единиц грузового автотранспорта с мультитемпературными установками, железнодорожный тупик на 25 вагономест со всем необходимым оснащением для обработки различных грузов. Общие вложения составили 1,1 млрд рублей.
Прогноз транспортно-логистической отрасли на ближайшие годы показывает, что спрос на подобные услуги, в особенности на Дальнем Востоке, будет только расти.
«Логистика является одной из приоритетных отраслей для Дальнего Востока. Эта сфера с разворотом экономики России на Восток нуждается в активном развитии. Вместе с тем логистика и транспорт для макрорегиона всегда были особо значимыми направлениями, в которых бизнес активно создает новые предприятия при поддержке государства. На сегодняшний день в сфере логистики и транспорта работают 464 резидента территорий опережающего развития и СПВ, они вложили в свои проекты 227,45 млрд рублей и создали 15,5 тыс. рабочих мест. Эти проекты вносят заметный вклад в продовольственную безопасность ДФО, укрепление экономических связей между регионами, повышение экономического взаимодействия с дружественными странами», - рассказал директор департамента сопровождения реализации инвестиционных проектов КРДВ Виталий Пономарев.
Между тем, складской комплекс в Артеме – не единственный, открывшийся за последнее время. Так, в августе во Владивостоке заработал холодильник, который запустил в эксплуатацию также резидент СПВ - компания «Байс Холод». Это современный промышленный холодильник на десять тыс. тонн класса «А», предназначенный для хранения продовольствия, в том числе для охлажденной и низкотемпературной рыбной продукции, поставляемой в центральные регионы России: площадь 7,5 тыс. кв. метров, 18 камер различных размеров, в каждой предусмотрены автономный температурный режим от –30 до +5 градусов.
Новый холодильный терминал емкостью шесть тысяч тонн открыли в сентябре в Находке, он также ориентирован на хранение рыбной продукции.
При этом, несмотря на открытие новых складских комплексов, потребность, к примеру, в складах класса «А» на Дальнем Востоке закрыта лишь на 10%. Есть, куда расти.
Не без сложностей, но поступательно реализуется Программа модернизации первичного звена здравоохранения в Хабаровском крае. Местному минздраву удаётся постепенно «гасить долги», накопившиеся за время пандемии и экономических потрясений, вызванных санкциями. Идут закупки оборудования, автотранспорта, строятся новые и ремонтируются старые фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), но кто будет там работать?
О том, как идет материально-техническая модернизация первичного звена здравоохранения депутатам Законодательной думы Хабаровского края, сообщили представители регионального минздрава и минстроя. Как рассказала замминистра здравоохранения Хабаровского края Елена Белозерова, на реализацию Программы модернизации с 2021 по 2025 гг. заложено 8,1 млрд рублей. Это деньги, которые можно расходовать по четырём направлениям:
– строительство и реконструкция объектов здравоохранения;
– капитальный ремонт зданий медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и центральных районных больниц;
– приобретение автомобильного транспорта (кроме автомобилей скорой медицинской помощи) для медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь:
– приобретение медицинского оборудования в рамках реализации программы.
В 2022 году сразу несколько пунктов намеченного плана оказались сорваны, и Хабаровский край был оштрафован за «недостижение результатов проекта по результатам строительства объектов». Региону пришлось уплатить в федеральный бюджет взыскание в размере 39,6 млн рублей за то что из 10 запланированных, в эксплуатацию были введены всего два объекта.
В 2023 году удалось немного наверстать – ФАПы в Марусино, Фёдоровке и Восходе уже работают, плюс три ФАПа – в сёлах Пушкино, Шереметьево и Быстринск, а также лаборатория в Нелькане – должны открыться до конца года. В дальнейших планах – возведение 12 объектов, семь из них рассчитывают ввести в эксплуатацию в 2024 году, остальные будут строиться с переходом на 2025 год.
В списке незавершённых дел 2021-2022 годов – капитальный ремонт ЦРБ Тугуро-Чумиканского района и закупка 100 единиц медицинского оборудования. Как пояснила Елена Белозерова, причиной тому стало удорожание намеченных к закупке агрегатов. Программа версталась по ценам 2019 года, а пандемия и скачки цен, вызванные волатильностью рубля, заметно повлияли на стоимость необходимой аппаратуры. На ремонт больницы охотников не нашлось из-за сложностей в логистике – на аукционы правительства края не вышел ни один подрядчик. Впрочем, ситуация должна разрешиться – краевой бюджет выделил 345 млн рублей, которых не хватало на покупку оборудования, также было принято решение о корректировке проектно- сметной документации по реконструкции больницы – этот вопрос будет стоить дополнительные 115 млн рублей.
Финансирование 2023 года в объёме 1 млрд 354 млн рублей осваивается своим чередом – на 18 млн рублей куплено 17 автомобилей, на 401,92 млн рублей (при плане 421,1 млн) – приобретено оборудование, на капремонт 16-ти зданий и объектов потрачено 391,2 млн рублей, восемь из них вводятся в эксплуатацию. Ещё 524,2 млн рублей направлены на строительство и реконструкцию 9 объектов.
С новым строительством далеко не всё гладко и не только потому, что всё дорожает. Как рассказал и.о. министра строительства Хабаровского края Алексей Дубов, иногда умеют удивить местные администрации, выделяющие участки под строительство ФАПов.
– В Ванинском районе в посёлке Уська-Орочская столкнулись с тем, что земельный участок вообще находится в зоне подтопления, и по сути, в процессе исполнения государственного контракта пришлось менять земельный участок, хорошо, что нашли выход, чтобы не расторгать контракт, – отметил и.о. министра. – В посёлке Харпичан земельный участок предоставлен на склоне горы, скальный грунт. По сути, скала сплошная. Как следствие очень сложные земляные работы, бесконечно там работает гидромолот под подготовку основания под здание ФАПа и под устройство внутриплощадочных коммуникаций.
Не допустить срыва сроков ФАПов в эксплуатацию поможет модульная технология их возведения. Одно из хабаровских предприятий поставило на поток изготовление таких конструкций, так что готовый ФАП нужно только доставить по нужному адресу и подключить к инженерным сетям – хотя и это в условиях поселений непросто, но по сравнению с капитальным строительством модульные здания значительно удешевляют и ускоряют процесс.
Но, как оказалось, в модульности ФАПов кроется подвох - движимое имущество не может быть жильём. Даже поставленные на подготовленную площадку, подключенные к водопроводу и электричеству такие здания не могут использоваться как жилые помещения. Почему это критично? Потому что ставит крест на практике, когда ФАП проектировался и строился как капитальное строение «два в одном»: в одной половине здания шёл приём пациентов, а другая половина становилась квартирой для медработника.
«Жилье предполагает все-таки возведение капитальных объектов строительства, это другая сфера правоотношений, – отметила Ирина Зикунова, спикер Законодательной думы Хабаровского края. – Есть предложения, связанные с тем, чтобы все-таки в работу на уровне региона был вовлечён тот жилой фонд, который сейчас находится в распоряжении у муниципалитетов. Такие предложения поступили в Законодательную думу Хабаровского края, в частности, от Амурского муниципального района: о передаче для распоряжения данными объектами строительства. Где-то есть оставленные объекты жилья, где-то есть те, которые находятся в собственности муниципалитетов. Вопрос состоит в том, чтобы действительно передать полномочия по распоряжению объектами жилья от муниципального уровня краевому уровню».
В 2023 году нуждающимися в улучшении жилищных условий признаны 463 медицинских работника. При этом здравоохранение края получило всего пять служебных квартир, две квартиры предоставлены по договорам коммерческого найма, плюс из муниципального жилищного фонда предоставлено 16 квартир.
На предыдущих обсуждениях Программы модернизации первичного здравоохранения в Думе неоднократно обсуждались причины кадрового дефицита медработников в удалённых территориях. Причём их не хватает не только на селе но и в городах: в Николаевске-на-Амуре, Амурске, Советской Гавани.
По информации краевого минздрава специалистов здравоохранения как высшего, так и среднего звена не хватает в Ванинском, Вяземском, Комсомольском, Николаевском, Ульчском муниципальных районах края. В нескольких сёлах Нанайского района медпомощь оказывается только в определённые дни – сюда приезжают медики из районного центра.
По состоянию на начало 2023 года медицинскую помощь жителям края оказывали 4 982 врача и 9 904 медработника. Хотя бы частично решить проблему кадрового дефицита призваны программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Их суть в том, что тем медикам, кто согласится отработать на селе пять лет, государство выплачивает определенную сумму. На Дальнем Востоке выплаты составляют 2 млн рублей для врачей и 1 млн - для среднего медперсонала (фельдшера скорой медицинской помощи, медицинские сестры, акушерки и фельдшера ФАПов). Это выше, чем в других российских регионах, но все же недостаточно для привлечения кадров в труднодоступные районы. Из 17 районов, в которых действует программа, 12 относятся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, что делает их не привлекательными для трудоустройства с учетом имеющегося размера выплат.
Программы действуют с 2012 года и уже помогли за этот время закрепить в районах края 435 врачей и 98 медработников. Однако только за 2019 - 2022 годы численность врачей снизилась на 333 человека, средних медицинских работников - на 1 018 человек.
По информации краевого же минздрава, озвученной в июле на Совете председателей представительных органов городских округов и муниципальных районов при Законодательной думе Хабаровского края, 125 человек – практически треть (29%) от числа привлеченных по «земским программам» – уволились, не отработав пяти лет.
В 2023 году по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер» планируется привлечь 78 специалистов, в том числе 55 врачей и 23 средних медицинских работника. По информации федерального кадрового портала hh.ru, в Хабаровском крае открыто 2 900 вакансий в сфере медицины и фармацевтики (в это количество входят вакансии и частного сектора). Это самый высокий показатель среди регионов ДФО.
Дальний Восток – это Европа. По крайней мере в глазах ближайших азиатских соседей России – жителей Китая и части Юго-Восточной Азии. Конечно, они знают про Москву и Санкт-Петербург, но попасть во Владивосток или Хабаровск для них проще и дешевле. Этот козырь дальневосточные города должны использовать, продвигая себя и для особенных туристов – тех, кто целенаправленно ищет возможность получить качественное и высокотехнологичное, а в некоторых случаях и более дешевое, чем в родной стране лечение. Что мешает развивать этот вид туризма в России и ДФО, какие шаги нужно предпринять медучреждению, чтобы о нём узнали за границей, на чей зарубежный опыт можно и нужно равняться, а также какие пути продвижения бесполезны в Китае? Эти вопросы обсудили участники панельной сессии «Экспорт медицинских услуг в Юго-Восточной Азии: возможности для России» форума «Здравница 2023» форума «Здравница 2023», который прошёл в Хабаровске.
Дальневосточным регионам вполне по силам привлечь кратно больше китайских туристов, чем это делается сейчас, причем без особенных вложений. Это положительно скажется на бюджете конкретного медцентра и повлияет на весь рынок туристических услуг региона. Этот тезис стал отправным в разговоре о возможностях территорий ДФО. При этом, как отметил президент Ассоциации медицинского туризма и экспорта медицинских услуг Евгений Чернышев, главнейшее условие – соблюдение приоритета медпомощи россиянам. Оздоровление иностранцев не должно влиять на качество и объем медуслуг, предоставляемых нашим соотечественникам.
«Речь идет только про свободные мощности, которые остаются после плановой медицинской помощи, после платной, которая оказывается россиянам. Те остатки свободных мощностей – это возможности, которые и можно реализовывать в рамках экспорта медицинских услуг. Причем мощностей свободных немного, поэтому не надо большого продвижения и серьезных инвестиций», – сказал Чернышев, уточнив, что, например, 10-15 тыс. иностранных пациентов для Хабаровского края «уже хорошее подспорье» для медицинских организаций.
По данным Минздрава РФ, в прошлом году 12 млн иностранцев получили медпомощь на территории России. Основной поток приходится на Москву и Санкт-Петербург, а также Новосибирск. Но не все эти иностранные пациенты приехали в нашу страну как туристы – часть из них проживают здесь, не являясь гражданами и, соответственно, ходят в больницы.
Нужно четко разделять понятия «экспорт медицинских услуг» и «медицинский туризм». Медтуризм – это целенаправленный въезд в РФ иностранцев для получения медпомощи и после ее получения возвращение на родину. В этом сегменте еще не все налажено –параметры и понятие медицинского туризма не прописаны в федеральном законодательстве. Некоторые субъекты РФ самостоятельно вносят нужные изменения в региональные законы, чтобы дать юридическую платформу развитию этого вида услуг. В прошлом году была учреждена рабочая группа по медицинскому туризму и в Госдуме РФ.
Еще один аспект, который тормозит развитие въездного медицинского туризма – слабая информированность жителей других государств о возможностях российской медицины, в частности дальневосточной. Хотя региону есть, что предложить, например, в плане офтальмологии. Так, хабаровский филиал ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. Федорова» работает уже более 35 лет и хорошо известен за рубежом. Из всех офтальмологических операций, которые проводятся в центре, 85% являются высокотехнологичными. По информации его директора Олега Коленко, в 2019 году у них было 53 иностранных пациента (из ближнего и дальнего зарубежья), в 2020 году – 70, в 2021-м – 100, в 2022-м – 134. Всего же в прошлом году там было проведено более 32 тыс. операций. Около 40% пациентов приезжают из разных регионов Дальнего Востока. До пандемии в Хабаровске было много пациентов из КНР, которые приезжали и за репродуктивными медицинскими услугами.
Эксперт в области медицинского туризма, автор образовательных программ для врачей и медицинского персонала Ольга Беззубенко рассказала, на что обращают внимание иностранные пациенты при выборе зарубежной медицинской помощи. В первую очередь, это уровень профессионализма врача. Информацию об этом пациенты-иностранцы черпают из соцсетей, контекстной рекламы и посредством сарафанного радио.
«Критерии выбора – наличие у врача ученой степени, отзывы – в приоритете мнения иностранных пациентов, но к мнению российских пациентов тоже прислушиваются. Также важны занимаемая должность, участие в медицинских конференциях, наличие повышения квалификации, авторских патентов. Желательно, чтобы врач владел языком пациента и был той же национальности и вероисповедания: врач должен понимать особенности питания, культуры страны пациента, национальные особенности общения и этикета. Наличие научных публикаций, членство в профессиональных сообществах, награды и звания – на все это обращают внимание. Важны детали – скольких пациентов вылечил, и скольких из его страны, сколько провел операций и какие получил результаты. Однако опыт и образование – самое главное для иностранных пациентов», – уточнила Ольга Беззубенко.
Языковой барьер в продвижении – один из самых частых, но сравнительно легко преодолимых с учётом возможностей, которые дают системы компьютерного перевода. Продвигать специалистов – на английском языке и на языке той страны, откуда привлекаются пациенты – нужно в соцсетях, опираясь на популярность той или иной сети в стране потенциального пациента. Буклеты на иностранных языках и видеоролики с участием конкретных врачей с описанием спектра услуг также повышают лояльность.
Сложнее наладить непосредственное общение российского врача и пациента-иностранца, но и эта ситуация имеет сразу несколько положительных сценариев – от введения специальной штатной единицы, до эпизодического привлечения переводчиков.
«Медицинский туризм на данном этапе видится как дополнительная опция, а не как основное направление деятельности медорганизаций региона. Для нас главной проблемой является преодоление языкового барьера. Но она решаема – нанимаются специалисты. Также для нас важно развивать и межрегиональный медицинский туризм – тут больше перспектив», – рассказал EastRussia замглавы Минздрава Хабаровского края Алексей Веселов.
Он отметил, что регион имеет хороший опыт взаимодействия в плане медицинского туризма с Китаем. Пандемия коронавируса снизила интенсивность сотрудничества, но сейчас обе стороны готовы вновь наращивать статус активного сотрудничества. Причем, Хабаровский край имеет интерес и к другим территориям – Средней Азией и странам ближнего зарубежья, где нет языкового барьера.
Такую рекомендацию дают и эксперты: дальневосточным медицинским организациям следует активнее сотрудничать и с национальными диаспорами. Их лидеры – уважаемые в своём сообществе люди, часто это предприниматели. Благодаря их связям на родине и рекомендациям прирост количества иностранных пациентов может вырасти в кратчайшие сроки. И опять же – серьезные вложения для такого продвижения не нужны. Надо лишь провести информационную встречу с лидерами локальных национальных диаспор.
В глобальном смысле России и особенно дальневосточным регионам необходимо изучить и взять на вооружение опыт коллег из Южной Кореи. Там медицинским туризмом вплотную занимаются около 15 лет, причем начинали, также имея серьёзный языковой барьер. До пандемии это направление выездного туризма было очень популярно у жителей Хабаровского края. В коммерческих и государственных клиниках там используется оборудование экспертного класса, а стоимость услуг намного дешевле, чем в Америке или Европе.
«Самое важное, на что едут – на сервис. В клиниках Южной Кореи есть уже подготовленные пакеты программ лечения, буклеты, каталоги на русском, китайском и других иностранных языках. Продвижение – с помощью агентства медицинского туризма. Агентское вознаграждение уже заложено в стоимость лечения. Что удобно для российского пациента – в Корее есть координаторы. Это люди с медицинским образованием и знанием корейского и русского языков, которые буквально водят пациентов за руку по кабинетам. Они работают в клиниках на постоянной основе, и на связи с пациентом даже после его возвращения в Россию», – рассказала Светлана Белогубцева, директор агентства медицинского туризма «Чудеса света».
На мероприятии по видеосвязи выступила глава ассоциации китайского международного медицинского туризма Цзя Сяофан, которая напомнила, о специфике продвижения в Китае. Там работают только китайские социальные сети. Бесполезно размещать свои информационные материалы в Facebook (запрещена в РФ), Twitter (запрещена в РФ), YouTube. Продвигать российские услуги нужно на платформах китайских соцсетей. Самой популярной соцсетью в КНР является WeChat.
Цзя Сяофан отметила, что согласно последним исследованиям и опросам, китайские потребители медицинских услуг концентрируются на холистической медицине, для достижения оптимального духовного, ментального и физического состояния. При этом, наряду с традиционными методиками они охотно прибегают к альтернативной медицине, причём высоким спросом пользуются омолаживающие процедуры, услуги и препараты.
«Стоит отметить, что с началом пандемии COVID-19 поведение и привычки медицинских туристов в Китае изменились, – сказала она. – Они обращают больше внимания на пользу услуг, а не на их цену, на их качество и персонализированность».
Российским регионам и медицинским учреждениям, которые собираются всерьёз выходить на китайский рынок, необходимо дать ответ на шесть вопросов, подчеркнула Цзя Сяофан:
1. Какие уникальные продукты, услуги можете предложить вы/ваш регион?
2. На чём базируются ваши ценности? Качество? Безопасность? Цены? Удовлетворенность клиента? Культура?
3. Каковы ваши рыночные преимущества?
4. Есть ли у вас пайплайн-стратегия ваших продуктов?
5. По каким каналам вы ведёте, собираетесь вести продажи?
6. Каков ваш план развития на китайском рынке на следующие 3-5 лет?
Одним из звеньев «прокачки» и внедрения инноваций и продуктов высоких технологий в АЗРФ становится арктический технологический конкурс («АркТеК») — первая платформа для проведения технологических конкурсов, объединяющих бизнес и науку для развития Арктики. АркТек становится точкой входа для тех, кто хочет и может внести свой вклад в экономическое развитие стратегически важного региона России, участвовать в создании комфортной и безопасной среды для жизни и работы в российской части 1/6 поверхности Земли.
«АркТеК» стартовал в рамках председательства России в международном Арктическом совете. В 2023 году на платформе проходят три конкурса: для продуктовых и IT-команд («АркТеК Дата»), для научных команд («АркТеК Научный Питч»), для инженерных команд («АркТеК Инжиниринг»). Все три конкурса направлены на решение актуальных задач Арктического региона России и его дальнейшее развитие, и проводятся независимо друг от друга. Дошедшие до финала команды будут бороться за призовой фонд в 10 млн рублей.
В рамках конкурса «АркТеК Инжиниринг» от крупного игрока на рынке негосударственных медицинских услуг АО «Группа компаний «МЕДСИ» поступило два заказа на выполнение технологических задач:
1) разработка аппаратно-программного телемедицинского комплекса (АПТК) для работы ФАП с целью повышения доступности и качества оказания медицинской помощи жителям отдаленных населенных пунктов;
2) разработка системы организации пересмотра исследований лучевой диагностики в федеральном центре.
Ранее свои задачи участникам поставили компании Совкомфлот, Новатэк, Росатом.
Руководитель направления «Цифровая трансформация и пространственное развитие» ФАНУ «Востокгосплан», руководитель «АркТеКа» Мария Никишова отмечает, что в свете санкций сейчас компании сталкиваются с различными технологическими вызовами, и, если раньше была возможность иметь партнеров и закупать определенные технологии по всему миру, то сейчас спектр таких возможностей сузился.
«Хочется, чтобы самые интересные задачи и возможности, содержащие в себе вызов, наконец-то перешли в руки нашим талантливым командам, творческим коллективам, которых у нас в стране очень много. Это время новых возможностей и новых игроков на рынке. Как часто бывает, инженеры, разработчики, научные коллективы находятся в одном месте, а заказчики и инвесторы – в другом, и фактически сегодняшняя наша ключевая задача состоит в объединении их между собой, чтобы создать синергию и партнерство. В итоге получится совместный продукт, который будет приносить всем пользу, результаты, деньги и славу», – отмечает она.
Директор по развитию инновационных проектов группы компаний «Медси» Елена Андресюк отмечает, что до сих пор проблема охвата медицинским обслуживанием людей, живущих не только в Арктике, но и в других отдаленных и труднодоступных местностях не теряет актуальности. Она рассказала, что ГК «Медси» имеет более 130 клиник, семь из которых являются большими клинико-диагностическими центрами. Компания активно развивается в сфере цифрового здравоохранения и телемедицинских технологий. На них и предлагается сделать ставку участникам конкурса.
«Единственное решение, которое мы видим достаточно оптимальным и быстрым для проблемы оказания медпомощи в труднодоступных местностях, это – оказание медицинской помощи с помощью телемедицинских технологий и мобильных переносимых устройств для фельдшеров и медицинского персонала. Глобально наша цель – получить прототип некоего чемодана, в котором будет как можно больше технологий, синхронизированных между собой: он обязательно должен включать модуль телемедицинских консультаций, аппарат УЗИ и стандартный набор девайсов – стетоскоп, тонометр, термометр и всего остального. Мы бы очень хотели увидеть лабораторную часть, связанную с анализаторами мочи, экспресс-тестами крови, которые тоже будут автоматизировано передаваться в телемедицинскую систему и систему поддержки принятия врачебных решений. В каком виде это будет представлено, тут мы оставляем вопрос открытым для фантазии участников», – сказала она, добавив, что при этом чемодан должен быть доступным дня переноски одним человеком. Кроме этого, в мобильном пункте должна быть возможность подключаться и к беспроводному интернету и иметь возможность работать через сим-карты.
Вторая задача: разработка системы маршрутизации маммографии на основе искусственного интеллекта. Расшифровка одной рентгенограммы занимает много времени у врача, и внедрение систем с поддержкой ИИ помогает снизить рабочую нагрузку и повысить KPI специалиста. Елена Андресюк добавила, что также существует и проблема дефицита врачей-рентгенологов.
«Предложенная задача и решение, которое мы ожидаем, должно быть нацелено на нивелирование дефицита врачей-рентгенологов, нехватка которых характерна не только для Арктики, но и для центральной части страны. Общая численность населения в Арктической зоне составляет примерно восемь млн человек, около 2-3 млн из которых – женщины в возрасте от 40 и старше, которым просто положено проходить скрининг на рак молочной железы. Несложно посчитать, что в год должно делаться примерно два млн маммографий, которые должны были обрабатываться врачами-рентгенологами. По статистике, 15% пациенток отправляют на повторное исследование, что влечет дополнительную нагрузку и на врача, и на всю систему, а также с потерей времени мы можем потерять самую раннюю стадию, уже встретиться на более поздней и, соответственно, помимо рисков пациента, мы еще получаем удорожание лечения. Для нас это очень актуальная и необходимая задача – повысить процент исключения пропуска патологий. Необходимо внедрить сервис на основе искусственного интеллекта, который будет осуществлять второй пересмотр маммограммы и предоставлять заключение по исследованию, то есть назовем это сервисом второго мнения», – рассказала Андресюк.
Она добавила, что компания заявляет о необходимости наличия собственной разработки по интерпретации маммографии с помощью технологии искусственного интеллекта.
«Тут все-таки хочется видеть именно зрелое решение, которое не будет требовать большой существенной доработки в части распознавания патологии. Точность, которую мы ожидаем от данной модели – выше 82%», – добавила она.
Если по итогам выполнения задания решение заказчика устроит, то сотрудничество будет продолжено уже в структуре «Медси», внутри контура компании – на правах сотрудника.
Заявки на конкурс можно подать до 8 июня удаленно из любого города России и стран СНГ. Очное участие обязательно на этапе финальной защиты проектов в ноябре 2023 года.
В рамках «АркТеК Инжиниринг» развитие технологических проектов происходит в тесном сотрудничестве с индустриальными партнерами и технологическими экспертами. Победители получат гранты на развитие и масштабирование решений. Как обещают организаторы, через четыре месяца участия в конкурсе эксперты помогут доработать проект и составить дорожную карту.
Организаторами конкурса выступают министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, ФАНУ «Востокгосплан», МИД РФ, Фонд «Росконгресс».
Основными направлениям социальной поддержки в дальневосточных регионах остаются расширение жилищного строительства, создание новых объектов социальной инфраструктуры, поддержка семей с детьми. Также предполагается уделять дополнительное внимание мерам поддержки молодых специалистов и развитию образования, в целях продолжающейся борьбы с оттоком населения из регионов ДФО.
Статистика по регионам
В ноябре 2022 г. во всех регионах ДФО и в Иркутской области сохранялся рост потребительских цен на товары и услуги (к декабрю 2021 г., Таблица 1), хотя его темпы в ДФО все же уступали среднероссийскому показателю за отчетный период (110,8% против 111,1%). Тем не менее в пяти регионах Дальнего Востока рост потребительских цен на товары и услуги в ноябре прошлого года превысил средний по РФ показатель (+11,1%) – в Забайкальском крае, Еврейской АО, Бурятии, Камчатском крае и Сахалинской области, а также в Иркутской области. В целом во всех регионах ДФО рост превысил 10%. Исключением стал Чукотский АО (104,2%).
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, ноябрь 2022 г., в % к декабрю 2021 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
111,1 |
Сибирский федеральный округ |
111,4 |
Иркутская область |
113,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
110,8 |
Забайкальский край |
111,9 |
Еврейская авт. область |
111,8 |
Республика Бурятия |
111,6 |
Камчатский край |
111,5 |
Сахалинская область |
111,5 |
Республика Саха (Якутия) |
110,9 |
Амурская область |
110,9 |
Магаданская область |
110,5 |
Приморский край |
110,5 |
Хабаровский край |
110,0 |
Чукотский авт. округ |
104,2 |
Несколько смягчающим фактором является превышающий средний по стране (113,1%) рост среднемесячной заработной платы в части данных регионов ДФО в октябре 2022 г. (к октябрю 2021 г., Таблица 2) – это касается Бурятии, Забайкалья, Еврейской АО и также Иркутской области. При этом в целом рост зарплаты в РФ превышал дальневосточный показатель (113,1% против 111,7%). Отрицательный показатель, т.е. сокращение зарплаты было зафиксировано только в Камчатском крае (96,1%). При этом менее чем на 10% выросли зарплаты в Сахалинской области (+9,7%), Чукотском АО (+9,1%), Амурской области (+7,4%) и Магаданской области (+6,8%).
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, октябрь 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
113,1 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,2 |
|
Иркутская область |
115,1 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
111,7 |
|
Республика Бурятия |
120,9 |
|
Забайкальский край |
119,8 |
|
Республика Саха (Якутия) |
115,2 |
|
Еврейская авт. область |
114,0 |
|
Хабаровский край |
111,9 |
|
Приморский край |
111,2 |
|
Сахалинская область |
109,7 |
|
Чукотский авт. округ |
109,1 |
|
Амурская область |
107,4 |
|
Магаданская область |
106,8 |
|
Камчатский край |
96,1 |
Большинство дальневосточных регионов по-прежнему отличается высокими показателями безработицы, ее уровень в макрорегионе заметно превышает среднероссийский (4,5% против 3,8%). В сентябре-ноябре прошлого года (Таблица 3) только в Приморском и Хабаровском краях, Чукотском АО и Камчатском крае показатели оказались ниже среднего по РФ (т.е. 3,8%). При этом Приморье и Хабаровский край на Дальнем Востоке традиционно отличаются большей емкостью рынка труда. Наиболее тяжелая ситуация по-прежнему сохраняется в Забайкалье (7,8%), Бурятии (6,3%) и Якутии (6,3%).
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, сентябрь-ноябрь 2022 года.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,8 |
74 886,3 |
Сибирский федеральный округ |
4,0 |
8 404,2 |
Иркутская область |
4,7 |
1 158,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
4,5 |
4 173,2 |
Забайкальский край |
7,8 |
500,2 |
Республика Бурятия |
6,3 |
434,0 |
Республика Саха (Якутия) |
6,3 |
501,5 |
Еврейская авт. область |
5,5 |
76,1 |
Сахалинская область |
3,9 |
268,6 |
Амурская область |
3,9 |
404,1 |
Магаданская область |
3,8 |
84,1 |
Приморский край |
3,1 |
989,3 |
Хабаровский край |
2,7 |
709,0 |
Чукотский авт. округ |
2,6 |
29,8 |
Камчатский край |
1,9 |
176,5 |
Обеспеченность жильем
Проблемой Дальнего Востока остается слабая обеспеченность жильем – по общей площади жилых помещений на одного человека макрорегион в стране занимает предпоследнее место, и последнее – по вводу квартир. По этой причине меры государства направлены на увеличение объемов строительства жилья, включая социальное. Программу «Дальневосточный квартал» при этом предлагается дополнить проектом государственной поддержки возведения арендного жилья. Минвостокразвития в минувшем году разработало проект развития системы государственной аренды жилья на Дальнем Востоке, которой должен заняться «ДОМ.РФ».
Финансирование проекта составит 50 млрд рублей, выданных корпорации «ДОМ.РФ» из ФНБ до конца 2023 г. в виде долгосрочного (на 20 лет) займа (0,1% годовых). Приобретенную таким образом недвижимость «ДОМ.РФ» сможет сдавать в аренду дальневосточным регионам, а они, в свою очередь, будут сдавать их в субаренду работникам, в привлечении которых нуждается регион. Таким образом планируется обеспечить арендованным жильем порядка 10 тыс. семей.
Заем от ФНБ будет целевым – на приобретение расположенных в ДФО жилых помещений на первичном и вторичном рынках, а также мебели, бытового оборудования и вспомогательных помещений. В частности, допускается приобретение паев закрытого паевого инвестиционного фонда, в состав активов которого входят такие объекты недвижимости, и доверительное управление которым осуществляется управляющей компанией, подотчетной «ДОМ.РФ». Распоряжаться такой недвижимостью будет возможно только посредством сдачи в аренду созданному субъектом ДФО региональному оператору с последующим предоставлением жилья в субаренду физическим лицам. При этом субаренду планируется сделать льготной, а недополученные доходы - компенсировать субсидиями за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Стоит отметить, что пока не определена стоимость такой аренды – она будет зависеть от готовности регионов и ведомств, чьи профильные проекты реализуются в макрорегионе, субсидировать ставки. Учитывая, что значительная часть жилья в «Дальневосточных кварталах» должна реализовываться для социальных нужд по нерыночным ценам, к такому жилью может быть отнесено и арендное жилье. Приобретение недвижимости для государственной аренды предполагает выкуп уже готового жилья. Пока запланированный объем арендной недвижимости (10 тыс. квартир) на дальневосточном рынке отсутствует.
Арендное жилье в настоящее время строится в Приморском крае. До конца 2024 г. в регионе планируется построить 14 домов для сдачи в коммерческий найм (свыше 75 тыс. кв. м). К настоящему времени Корпорация развития жилищного строительства региона завершает строительство пяти таких домов – двух в селе Камень-Рыболов (административный центр Ханкайского района), одного в Большом Камне, двух – в Находке. До конца 2024 г. предстоит построить девять домов во Владивостоке и Артеме. Стоимость аренды в них на 50% ниже рыночной цены. На Сахалине квартиры для арендного жилья расположены в строящемся микрорайоне «Горизонт» в Южно-Сахалинске (на площади 33 га). В аренду там предполагается передать первые 500 сданных квартир.
Мера поддержки, направленная на увеличение на рынке объема доступного жилья, – программа льготной «Дальневосточной ипотеки», была продлена до 2030 г. На реализацию данной программы в федеральном бюджете 2023-25 гг. предусмотрено порядка 70 млрд рублей (на 2023 г. – 20 млрд рублей). Следует отметить, что в 2022 г. в ДФО жилье по программе приобрели порядка 26 тыс. семей, что на 48% превысило показатель 2021 г. Общая сумма выданных кредитов с декабря 2019 г. составила 245 млрд рублей.
Демография, здравоохранение и образование
В ноябре глава правительства М.Мишустин дал поручение обеспечить рост численности населения Дальневосточного ФО, реализовав ряд мер до 2031 г. Он поручил Минтруду, Минфину и правительству Приморского края проработать механизм выплат до 1 млн рублей на погашение льготной ипотеки семьям, где после 1 января 2023 г. родится третий ребенок. Приморский край является пилотным регионом для данного механизма (в настоящее время выплата составляет 450 тыс. рублей). В январе текущего года мера поддержки для приморских семей была утверждена правительством РФ. В рамках программы 450 тыс. рублей выделяется многодетным семьям из федерального бюджета, 550 тыс. рублей – из регионального. В число поручений М.Мишустина также вошло упоминаемое выше строительство не менее 10 тыс. арендных квартир для молодых специалистов и студентов со стоимостью аренды ниже рыночной.
Кроме того, для повышения доступности медицинской помощи для жителей труднодоступных районов Дальнего Востока планируется обеспечить дальнейшее развитие санитарной авиации – с 2023 г. финансирование по данному направлению должно быть увеличено в два раза. Следует отметить, что в конце минувшего года правительство РФ увеличило субвенции на здравоохранение для северных регионов со сложными климатическим условиями – Камчатского края, Магаданской области, Якутии и Чукотского АО. Средства будут направлены на оказание обязательной медицинской помощи жителям в 2023-25 гг. В 2022 г. данные регионы получат дополнительно 4,6 млрд рублей, в 2024 г. – 4,9 млрд рублей, в 2025 г. – 5,2 млрд рублей.
Отдельное внимание в поручениях было уделено мерам по развитию сферы образования. В рамках федерального проекта «Профессионалитет» М.Мишустин поручил открыть не менее 900 мастерских для подготовки кадров, запустить 29 производственно-образовательных кластеров, построить межрегиональный центр подготовки и повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. На данные цели предусмотрено 12 млрд рублей. К 2025 г. поручено открыть во Владивостоке, Благовещенске и Улан-Удэ филиалы ГИТИС, Всероссийского института кинематографии им. Герасимова и Театрального института им. Щукина.
Кроме того, получателями грантов по специальному треку госпрограммы «Приоритет-2030» (нацпроект «Наука и университеты») в конце минувшего года стали восемь дальневосточных университетов. Средства грантов предполагается направлять на мероприятия по повышению привлекательности университетов у абитуриентов и студентов, подготовку кадров, разработку технологий и оборудования. В число получателей гранта вошли Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского во Владивостоке, Тихоокеанский государственный медицинский университет во Владивостоке, Арктический государственный институт культуры и искусств в Якутске, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова в Улан-Удэ, Дальневосточный государственный аграрный университет в Благовещенске, Дальневосточная государственная академия физической культуры в Хабаровске, Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга в Петропавловске-Камчатском и Благовещенский государственный педагогический университет в Благовещенске.
Следует напомнить, что ранее получателями гранта в рамках программы уже стали три ведущих дальневосточных вуза – Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова в Якутске и Тихоокеанский государственный университет в Хабаровске. Также для строительства кампуса Сахалинского государственного университета (СахГУ) – СахалинTech, из федерального бюджета предполагается выделить 3,2 млрд рублей. Кампус предполагается расположить на двух площадках в центре Южно-Сахалинска. Научно-образовательный комплекс будет включать учебный корпус, научно-лабораторный блок с технопарком, библиотеку, зал собраний (на 700 мест), общественно-деловые пространства и оранжерею. Предполагается, что к концу 2025 г. в новом кампусе будут учиться 1,5 тыс. студентов и работать 250 преподавателей.
Строительство социальной инфраструктуры осуществляется с привлечением средств единой «Дальневосточной субсидии». В 2022 г. в числе таких объектов были сданы республиканский кардио-сосудистый центр в Якутске, центр сложнокоординационных видов спорта в Комсомольске-на-Амуре, центр ядерной медицины в Улан-Удэ, проведено укрепление набережной Охотского моря в Магадане. В целом в минувшем году с применением «Дальневосточной субсидии» построено 45 объектов и 44 – отремонтировано.
Северный завоз
Для отдаленных северных регионов со сложными климатическими условиями в зимний период одним из важных является вопрос обеспечения «Северного завоза». Его традиционно затрудняло отсутствие специальной законодательной базы, регулирующей процесс. Минвостокразвития в ноябре минувшего года направило на рассмотрение в правительство законопроект «О северном завозе». Согласно планам, он должен вступить в силу с 2024 г. Законопроект был согласован с 25 субъектами РФ (население – порядка 3 млн человек), также были получены согласования от профильных ведомств и госкорпорации «Росатом». Каждый год в рамках северного завоза в арктические регионы завозится 3,2 млн грузов, а его ежегодная стоимость составляет 87 млрд рублей.
Проект федерального закона предусматривает определение самого понятия «северный завоз», распределение полномочий по управлению северным завозом между уровнями власти, определение грузов, развитие сети опорной транспортно-логистической инфраструктуры, оказание необходимых федеральных мер поддержки, совершенствование закупки товаров, а также создание единого морского оператора северного завоза и федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза (ФГИС). В данной информационной системе должны аккумулироваться все сведения, связанные с северным завозом. Оперативные данные мониторинга в том числе предполагается использовать для оптимизации логистических маршрутов. Минвостокразвития выступит единым федеральным координатором северного завоза.
Согласно законопроекту, все грузы северного завоза разбиваются на три категории. К первой категории относятся товары жизнеобеспечения – социально значимые продовольственные товары и непродовольственные товары первой необходимости, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы. Во вторую категорию включены грузы для государственных и муниципальных нужд (закупаемые по 44-ФЗ и 223-ФЗ). Все иные закупаемые товары отнесены к третьей категории. Для участников северного завоза законопроект вводит беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры необщего пользования.
Федеральные меры поддержки, предусмотренные законопроектом, включают бюджетные кредиты регионам и обеспечивающим северный завоз предприятиям под 0,1% сроком до трех лет. По предварительным оценкам, для этого потребуется 55,7 млрд рублей ежегодно, данные средства необходимо предусмотреть в бюджете, начиная с 2024 г. Также предлагается сохранить субсидирование расходов на транспортировку моторного топлива на железнодорожном транспорте и субсидирование морских перевозок единым морским оператором, для чего потребуется 9,5 млрд рублей в год (средства уже заложены в бюджете). Помимо поддерживающих мер в законопроекте предусмотрены и меры ответственности участников северного завоза – за нарушение правил приоритизации грузов, непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверной информации во ФГИС.
Планируемый единый морской оператор будет осуществлять регулярные перевозки в бассейнах Северного Ледовитого и Тихого океанов по расписанию. Единым морским оператором должна стать госкорпорация «Росатом». Тарифы на перевозку грузов жизнеобеспечения, грузов для государственных и муниципальных нужд будут регулироваться государством с 1 января 2027 г.
Осенью прошлого года глава Якутии А.Николаев оценил в 6,6 млрд рублей объем необходимых инвестиций в проект модернизации четырех нефтебаз «Саханефтегазсбыт» (собственность республики), задействованных в обеспечении северного завоза (емкостный парк для хранения топлива). Базы расположены в Белой Горе, Жиганске, Усть-Куйге и Хандыге. Большинство нефтебаз были построены в 1960-80-е гг., к настоящему времени они имеют значительное количество дефектов. В Минвостокразвития рассматривают возможность использования для их модернизации механизма «Дальневосточной концессии».
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.