На горнолыжном комплексе «Хехцир» началось строительство очередного инфраструктурного объекта – каркасного гаража. Конструкцию утеплят сэндвич-панелями для того, чтобы избежать перемерзания техники.
Как сообщили в ГЛК «Хехцир», оборудование будет готово к работе в любое время, даже в условиях экстремально низких температур. Также в рамках подготовки к новому горнолыжному сезону сотрудники комплекса вымыли кресла канатной дороги, а также ее проверили состояние тросов и других элементов. Будет проведен дополнительный контроль всех механизмов.
Официальное открытие горнолыжного комплекса «Хехцир» состоялось 3 января этого года. Напомним, ГЛК должен принимать до 7,5 тыс. человек ежедневно. По оценкам специалистов, общий поток гостей с 2025 года составит 200 тыс. человек в год.
По задумке российских властей остров Большой Уссурийский должен стать одним из ключевых центров экономического взаимодействия России и Китая. Для запуска амбициозного проекта на российской стороне острова намерены построить грузопассажирский пункт пропуск, о котором говорят уже несколько лет. О том, почему для развития острова необходимо взаимодействие власти, общественности и бизнеса, рассказал член правления, председатель Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Мазунин.
– Создана единая концепция развития острова Большой Уссурийский, есть определенные направления работы: туристическое, рекреационное, сервисное. Индустриального развития там не подразумевается, и это всем понятно. Даже обработка грузов, мультимодальные проекты будут осуществляться на материковой части. Сейчас больше стоит вопрос не направлений развития острова, а самой реализации концепции. Мы уже писали в Минвостокразвития о том, что нужна точная программа по развитию острова, которая будет содержать конкретные мероприятия со сроками, ответственными лицами, источниками финансирования.
Сегодня на региональном уровне очень мало обсуждений подобных вещей с экспертным и деловым сообществом, зачастую процессы закрыты. Не было обсуждения того же мастер-плана Хабаровска, который делается для людей, для создания благоприятной среды в Хабаровске и на Большом Уссурийском тоже. А ведь это можно назвать Хабаровской агломерацией по аналогии с Владивостокской. В перспективе Хабаровск может стать миллионником, тем более что на правительственном уровне стоит задача – создать миллионники в регионах, в том числе на Дальнем Востоке.
Конечно, открытие грузопассажирского пункта пропуска станет катализатором всех процессов, в том числе развития туризма, привлечения бизнеса, инвесторов из других территорий России и иностранных капиталов. Но здесь опять же нужно понимать, как это можно реализовать, какие потенциальные инвестпроекты уже есть, какие вошли в мастер-план Хабаровска. Мастер-план по развитию Большого Уссурийского острова Корпорация развития Дальнего Востока должна подготовить к июлю следующего года. Если это будут делать только сами московские специалисты, если они будут рассказывать, как и где нам жить, то это, наверное, будет неправильно. Нужно приблизить работу сюда. Президент давно говорит, что федеральные министерства и ведомства должны переехать на восток страны. Я считаю, что хотя бы для обсуждений они должны чаще приезжать на Дальний Восток, проводить форсайт-сессии, стратегические сессии, просто рабочие группы.
Я вошел в специальную рабочую группу по развитию Большого Уссурийского острова, как раз, там можно было бы участвовать, предлагать инициативы. Потому что пока непонятно, какую часть острова планируется защитить береговыми укрепительными сооружениями. А ведь именно там будет определена территория под застройку будущих объектов. Я понимаю, что это дорогостоящие мероприятия, инфраструктурные затраты, тем более в условиях сегодняшнего времени, но можно, рассмотреть и государственно-частное партнерство.
Полпред президента Юрий Трутнев сказал, что своих капиталов достаточно, и мы сможем самостоятельно все сделать. И действительно, российский капитал сегодня имеет возможности развивать на своей территории инфраструктуру, создавать инвестпроекты и делать это без привлечения иностранных вложений. Но нужно разработать финансовые модели для развития транспортной, инженерной и другой инфраструктуры. Тогда бизнесу будут понятны правила игры.
Также нужно просчитывать вложения в создание инфраструктуры, которые вернутся в виде будущих налогов. Ведь, с одной стороны, государство вкладывает деньги в создание инженерной, дорожной инфраструктуры, а с другой – создает инвестиционную привлекательность для проектов, в которые вкладывается частный инвестор. Он же создает налоговую базу и рабочие места.
Конечно, здесь нужно подключать, в том числе, и науку, чтобы ученые просчитали все цифры – не только затраты, но и будущие доходы. Когда строили БАМ, многие говорили, что это дорога в никуда, слишком затратная стройка. А сегодня, мы понимаем, что БАМа даже после реконструкции не хватает. Жизнь развернула все на восток. Такие моменты нужно обсуждать и просчитывать. Не надо бояться больших расходов, надо бояться малых доходов. Сначала государство и другие институты развития инвестируют, создают условия, вкладывают деньги в инфраструктуру и снижают риски для бизнеса, тем самым привлекая частые инвестиции, а потом эти деньги возвращаются в казну в виде налогов. Пускай не в среднесрочной перспективе, но возвращаются.
Мы десять лет ждали развития Большого Уссурийского острова. Мост построили в 2013 году, было поручение президента о создании туристической рекреационной зоны, но ничего до сих пор не создано, хотя за это время можно было пассажирский пункт пропуска открыть. Туристический обмен бы уже пошел, в дальнейшем проект было бы проще развивать. Но разные финансовые группы в этом не заинтересованы. Я знаю, что предпринимаются различные меры, чтобы проект как можно позже заработал, потому что он повлияет на транспортные и туристические потоки.
Важна концентрация экспертного сообщества, органов власти, бизнеса, нужно понимать, кто возьмет на себя инфраструктурные затраты. Ведь если говорить об увеличении турпотока в Хабаровский край из Китая, то нам нужно понимать, что потребуется в 100 раз больше номеров в гостиницах, мест в ресторанах и заведениях общепита. А это инвестиционный цикл, который занимает несколько лет. Уже сегодня с открытием этих новых мест мы опаздываем.
Есть проект пассажирских круизов по Амуру. Это тоже ниша, это туристическое предложение для гостей, прибывших на Большой Уссурийский. В национальном проекте есть планы по увеличению въездного туризма в три раза, доли туризма во внутреннем валовом продукте – до 5%. У нас есть прекрасная возможность перевыполнить эти показатели за счет появления грузопассажирского пункта пропуска на Большом Уссурийском. Но здесь главное – не тянуть одеяло на себя, а разровнять его и действовать вместе: обсудить направления, внести предложения, нащупать проблемные точки и найти точки роста, налаживать диалог между бизнес-сообществом и властью. Этот проект даст хороший толчок для развития города и региона, поэтому мы должны всем миром навалиться, и своими идеями, энергией двигать его вперед и получать от него эффекты.
Накануне Восточного экономического форума редакция EastRussia опросила членов Общественного совета Минвостокразвития о том, какие темы развития Дальнего Востока сегодня актуальнее всего и что необходимо для решения проблемных вопросов.
- Председатель правительства Михаил Мишустин 11 июля 2024 года утвердил обновленную Стратегию развития минерально-сырьевой базы. Срок ее реализации продлен до 2050 года. Развитие минерально-сырьевой базы в регионах Дальнего Востока и Арктики находится под влиянием существующего состояния транспортной инфраструктуры. Транспортная отрасль является наиболее сложным, трудоемким и затратным звеном процесса разработки месторождений полезных ископаемых, доля которой в себестоимости добычи составляет 60-75%.
На территории Дальнего Востока и Арктической зоны РФ, можно выделить сотни значимых действующих, строящихся и планируемых проектов, которые определяют расположение точек генерации грузовой базы, вывоз сырья или продуктов обогащения, который осуществляется практически всеми видами транспорта. Необходима взаимоувязка проектов строительства транспортной инфраструктуры с возможностями природопользования и, в первую очередь, недропользования, поскольку горная промышленность для субъектов Дальнего Востока России и Арктики является одним из основных направлений в экономике.
Минерально-сырьевой потенциал нашей страны способен обеспечить все необходимые задачи национальной экономики и национальной безопасности, исходя из стратегических целей при любых сценариях развития мировой ситуации.
На Дальнем Востоке и Арктической зоне России транспорт и энергетика рассматриваются в качестве основных элементов социально-экономического развития территорий, являясь основой стратегии создания и эксплуатации минерально-сырьевой базы данных макрорегионов.
Стратегия развития Дальнего Востока базируется на формировании транспортно-энергетического каркаса. Регион характеризуется географическими преимуществами и перспективой реализации экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов по внутренним и международным транспортным коридорам. Особая значимость каркаса заключается не только в обеспечении грузопотоков в транспортно-логистических цепочках, но и в наполнении инфраструктурных зон в первую очередь проектами по недропользованию. Устойчивость экономики в последующих этапах развития региона связывается с ее индустриализацией.
Процесс индустриализации экономики региона, включающий как малоформатное производство, так и классические металлургические гиганты, предусматривает три этапа: I этап – создание каркаса, II этап – процесс наращивания каркаса внутренними элементами, III этап – освоение пространственно-сгруппированных месторождений различных по запасам и по специализации (узлы, комплексы, кластеры).
В качестве объединяющего центра может рассматриваться Хабаровский край с умеренно развитой инфраструктурой, но с очень высоким потенциалом ее формирования. В Хабаровском крае в последние годы начинает формироваться транспортно-энергетический каркас, который может служить реальной основой реализации других проектов.
К числу заявленных крупных инфраструктурных проектов относятся: железные дороги Эльга – мыс Манорский и Якутск – Магадан, широтная автодорога Амга – Усть-Мая – Аян, меридиональная автомобильная трасса Комсомольск-на-Амуре – Охотск – Магадан и другие. Они затрагивают интересы республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Амурской и Магаданской областей. Обсуждается также строительство автодорог Комсомольск-на-Амуре – Чегдомын, Селихино – Николаевск-на-Амуре, по левобережью Амура от Комсомольска-на-Амуре до поселка Октябрьский. Принципиально важным является строительство перерабатывающих производств. К их числу относятся гидрометаллургические комплексы по переработке упорных руд золота Покровского на одноименном месторождении, Амурского в городе Амурск, проектирование и строительство Тихоокеанского в Советской Гавани. Также намечены планы по строительству металлургических комплексов по переработке оловянных, медных и железных концентратов в Хабаровском крае.
В правительстве Хабаровского края рассматриваются вопросы строительства крупных энергетических объектов: Тугурской ПЭС с заводом по производству водорода, Ниманской ГЭС, Эворонской АЭС, Чегдомынской ГРЭС с кольцевыми ЛЭП для решения проблем энергетики.
В силу этого существует реальная необходимость формирования новых подходов к развитию региона. С горнодобывающей промышленностью связаны и взаимозависимы металлургия, машиностроение, строительство, энергетика, транспорт, другие отрасли промышленности. Горный комплекс может рассматриваться в качестве инициатора в новой индустриализации региона.
Фермер из Хабаровского края Михаил Утробин получил «дальневосточный гектар» одним из первых в регионе. Сейчас его продукция представлена в сетевых магазинах краевой столицы, а сам Михаил предлагает инициативы для улучшения сельхозсферы, которые могут повлиять и на экономику ДФО в целом. Одна из инициатив уже поддержана на федеральном уровне.
- Я как простой житель Дальнего Востока ощущаю поддержку, которую оказывает региону государство: есть специальные преференционные режимы, «Дальневосточная ипотека», «Дальневосточный гектар». Я сам являюсь получателем и «дальневосточного гектара», и «дальневосточной ипотеки». Это значит, что я уверен – эти инструменты реально хорошие, рабочие, помогающие выполнять задачи, которые стоят перед Дальним Востоком: сохранение численности населения, разворот на Восток, развитие экономических связей внутри регионов, а также развитие внешнеэкономических связей.
Программы «Дальневосточная ипотека» и «Дальневосточный гектар» – это классные инструменты. Сейчас, конечно, внимание к «гектару» ослабевает, потому что ложка дорога к обеду. Когда нужно было максимально всем рассказать о том, что есть такая программа, было больше внимания со стороны средств массовой информации. Сейчас его намного меньше, но есть и плюсы. Это отдельная программа, которая с 2016 года претерпела кучу изменений: десятки тысяч людей воспользовались правом безвозмездно получить землю, были определенные препоны, но их убирали с помощью внесения корректив в Федеральный закон.
Я фанат «Дальневосточного гектара», всегда искренне «топлю» за эту историю, потому что это реально выгодно. Я предлагал при освоении первого гектара давать второй, третий, десятый гектар. Мы готовы, земли свободные есть. При этом инструмент получения земли реально подразумевает полное отсутствие какой-либо коррупционной составляющей: все делается, сидя за компьютером, никто не сможет какие-то препоны создать. Одна из правок в федеральном законе была принята по моей просьбе – давать дополнительный гектар. Я сам воспользовался этой возможностью и дополнительно к пяти уже имеющимся гектарам, взятым на всю семью, оформил еще два в месте, которое мне очень-очень нравилось. Опять же, не ходя ни к кому на поклоны, ни с кем ничего не обсуждая, а просто в соответствии с законом, который у нас принят. Это здорово.
Конечно, хотелось бы дополнительной поддержки. Мне кажется, было бы неплохо запустить в одном или нескольких регионах ДФО пилотный проект раздачи дальневосточных гектаров не там, где ты выберешь участок, а там, где государственные органы найдут свободную землю, сделают дорожную, электросетевую инфраструктуру, подведут газ и создадут какой-то кластер или современную деревню XXI века со всеми коммуникациями: интернетом, сотовой связью, возможно, единой скважиной и очистными сооружениями. Мне кажется, что в наше время это очень просто: есть модульные решения, готовые, надежные, которые позволяют дать эти коммунальные блага не одному, а сразу многим.
Я построил дом сам, дорожную инфраструктуру, электричество тоже проводил сам, скважину бурил для себя, очистные сооружения делал для своего участка. Просто я понимаю, если бы было 10 рядом компактно расположенных хозяйств, то в пересчете на единицу домовладения это было бы дешевле минимум на 30-50%. Поэтому есть такая задумка о современной деревне, состоящей из «дальневосточных гектаров».
Есть и предложение о предпринимательской деятельности, касающееся разворота на Восток. По моему мнению, стоит распространить условия режимов ТОР и СПВ на всех предпринимателей ДФО. Можно опять же сделать пилотный проект в каком-то дальневосточном регионе, либо предоставить преференции этих режимов для предпринимателей, занятых в приоритетных сферах экономики. Например, можно дать предпринимателям из сельхозсферы такие же налоговые послабления, как для резидентов ТОР и СПВ. Мне кажется, что это предложение позволит проактивно развивать экономику и взвинтить темпы развития Дальнего Востока.
На примере тех же ТОР и СПВ мы видим, что эксперимент начавшийся более десятка лет назад, не сворачивают. Значит государству это выгодно: появляются новые рабочие места, люди закрепляются на территориях. И особенно внимание нужно уделить сельским территориям, потому что село кормит нашу страну. Надо сделать так, чтобы люди перестали бежать в города, потому что в селах сейчас нет должной инфраструктуры, нет «белых» зарплат, люди не могут получить ту же самую «сельскую» или «дальневосточную ипотеку», потому что не устроены. А чтобы закрепить людей, нужно дать им возможность получить возможность жить в новом современном доме.
Решить эту проблему, на мой взгляд, и помогут льготы ТОР и СПВ: работодатели в сельской местности смогут снизить отчисления в различные фонды, благодаря этому будут официально трудоустраивать сельских жителей, платить им «белую» зарплату. А те в свою очередь смогут закрепиться на своей территории.
Главное в сельском хозяйстве, по моему мнению – качество продукта. Последние два года мы идем по пути кооперации с другими фермерами, которые готовы давать высококачественный продукт, чтобы мы поставляли его на прилавки Хабаровска. В 2023 году у нас был рост производства в полтора-два раза относительно предыдущего года. В этом году мы тоже хотим примерно настолько же вырасти, для этого я реконструировал производственные мощности по переработке молока, отладил многие логистические процессы, поменял персонал. Мы готовы к росту, но я против роста в 3-5-10 раз, я так не могу и не хочу. Я за качественный продукт, а не за объемы. Мне приятно, когда я иду по городу, со мной здороваются, говорят, что у нас лучшее молоко в Хабаровске. И пусть у меня будет рост небольшой, зато с сохранением качества, к которому привыкли покупатели. Для меня это принципиально важно. Примерно 95% покупателей нашей продукции – это постоянные клиенты. Я горд этим, а также своей продукцией, и планирую, что дальше будет так же.
Сергей Суровцев — один из самых известных участников программы «Дальневосточный гектар» в Хабаровском крае и в ДФО. О его пасеке наслышаны многие, в 2017 году фермер получил премию «Звезда Дальнего Востока» за самую эффективную и оригинальную реализацию освоения земли. На достигнутом он не остановился и расширил свое дело. Владелец нескольких бесплатных гектаров не понаслышке знает о трудностях в реализации планов и предлагает пути решения проблемных вопросов.
— Я участвую в программе «Дальневосточный гектар» с самого ее начала: в декабре 2016 года моя семья получила три гектара. Надел я брал для пчеловодства и производства различных травяных напитков, для заготовки дикоросов. За это время не только дело развилось, но и появилась инфраструктура: проведено электричество, есть скважина, сушильня, столярный цех с многофункциональным станком для деревообработки, склад для хранения улитары, омшаник — зимовник для пчел. Веранды разные и баня, чтобы восстанавливаться после трудов великих. В общем, если в квадратных метрах выражаться, более 400 кв. метров построено.
Сейчас строю дом на берегу озера, недалеко от пасеки. Возможно, буду принимать гостей. В министерстве туризма не против, чтобы я развивал туристическое направление. Им понравилось, как я в прошлом году возил экскурсии к себе: познавательные, развлекательные, с дегустациями, со знакомством с пчелами, с избавлением от страхов – люди держат пчел в руках. Рассказываю о философии взаимоотношения пчеловода и пчел – непотребительской, не эксплуатационной.
При должном уровне разворотливости владельца гектара, который пользуется мерами господдержки, они очень приходятся к месту, их можно применить, если не стоит цель просто присвоить что-то, ничего не вложив в дело. Ведь есть и такие случаи, когда владельцы гектаров безответственно используют средства или по неопытности расходуют их неэффективно.
В этом году для меня истекает срок получения грантовой поддержки. Средства, полученные по гранту, нужно освоить в течение двух лет и в течение пяти лет развиваться в соответствии с бизнес-планом до указанных в нем параметров. Все это мы сделали. У нас пасека увеличилась с 27 до 100 ульев, мы построили необходимые подсобные помещения, которые позволяют на плановой основе комфортно выполнять трудовые обязанности. Даже банька у нас появилась, чтобы силы восстанавливать – заботимся о кадрах. У нас за пять лет созданы два рабочих места. Они так и остаются.
Организован сбыт продукции в Хабаровске. Объем точно не падает, остается на стабильном уровне. С крупными торговыми сетями для таких, как я, мелких предпринимателей, дела со сбытом остаются сложными. Сетям мы неудобны, потому что не можем обеспечить достаточных объемов и выполнить определенные требования, связанные с той же упаковкой и сопровождением.
В плане стоимости энергоносителей мы отстаем от западных регионов, именно поэтому наша конкурентоспособность с федеральными торговыми сетями, которые сейчас преобладают в Хабаровске, проигрывает. Это происходит, в том числе из-за того, что все-таки плотность населения на Дальнем Востоке меньше, возможности маневрировать в бытовых условиях у нас ниже, соответственно развиваться мы так быстро не можем. Значит, на мой взгляд, это точка для приложения усилий органов местной власти. Считаю, что для выравнивания ситуации с учетом особенностей местного производства, необходимо, по сравнению с западными партнерами, позиционировать, представлять и продвигать местную продукцию.
Я для себя формат сбыта определил, понял, что мне с сетями работать неудобно. Наблюдаю за тем, что происходит на рынке, состою в ассоциации производителей, получаю оттуда информацию и вижу, с какими трудностями сталкиваются в работе с сетями более крупные, чем я, производители. У меня свой путь. Считаю, что у личных хозяйств всегда есть возможности удовлетворять потребность клиентов более гибко, не только по качеству, но и по ориентации клиентуры. Поэтому я буду развивать свои точки. И вот как раз на днях, в феврале, мы открываем небольшой магазинчик в центре города. Я организую сейчас работу с турфирмами, которым будет интересно завозить туда туристов. Магазинчик расположится рядом с площадью Ленина, и по пути с экскурсии туристы смогут ко мне заезжать, брать сувениры для себя, для своих родных, чтобы рассказывать о нашей дальневосточной земле. Такая стратегия дает уверенность на случай каких-то катаклизмов быть более защищенным – это уже своя территория, своя недвижимость,
Считаю, что средств на «Дальневосточный гектар» и на поддержку их владельцев выделяется много, и некоторые даже не осваиваются, из-за чего потом регионы испытывают трудности. Я не специалист в этой области, но могу сказать, что мне получить грант было не трудно. Сейчас, на мой взгляд, значение имеет другая форма помощи: когда выстраивается рынок производства, сопровождения, госконтроля над произведенной продукцией, когда производители должны работать в программах «Меркурий», программах, связанных с введением онлайн-касс, необходимо помогать начинающим производителям. Ведь порой, хочешь, не хочешь, попадаешь в зону риска и можешь стать правонарушителем. Это касается и налогов, и отчетностей.
Для помощи начинающим производителям необходимо создавать инкубаторы, основной целью, которых должно стать создание упрощенных условий вхождения людей в бизнес. Эти инкубаторы могут стать одновременно упрощенной системой для фермеров, например, для помощи в работе в том же «Меркурии» или в оформлении различных документов, и площадкой для подготовки кадров, в том числе, финансово-кредитных, для ветеринарной и другой сфер.
Сейчас «Дальневосточному гектару» не уделяется столько внимания, как раньше, и это, по моему мнению, нормальная история: у страны несколько поменялись приоритеты, плюс на стадии разработки программы серьезные научные работники, прогнозисты не изучали, каким должен быть конечный образ у этой инициативы, не определяли, каким лифтом она может стать для человека, какие стимулы и возможности у него есть, чтобы развивать свое дело. Курсант, поступая в военное училище, понимает, что у него есть перспектива дорасти до генерала, а почему у фермера на «Дальневосточном гектаре» перспектив нет? На мой взгляд, такие вертикали нужно выстраивать во всех отраслях, об этом нужно подумать отраслевым министерствам, ведомствам. Понятно, не все сразу происходит, но нас необходимо обязательно увязывать в государственную систему и находить нам место.
В регионах Дальнего Востока фиксируется увеличение туристического потока. На этом фоне необходимы модернизация туристической инфраструктуры и создание новых средств размещения. При этом реализация масштабных проектов отрасли в настоящее время осложнена в связи со сложностями кредитования и увеличением срока окупаемости проектов. Власти заявляют о намерении расширить поддержку отрасли. Кроме того, создание новой инфраструктуры на природных территориях вызывает противоречия в связи с рисками роста антропогенной нагрузки, нанесения вреда природным ландшафтам, природным памятникам, флоре и фауне территорий.
Согласно предварительным данным, туристический поток (по количеству поездок) на Дальнем Востоке по итогам 2024 г. составил 6,6 млн поездок, что почти на 5% больше, чем годом ранее (в 2023 г. – 6,3 млн). Большая часть турпотока пришлась на Приморский и Хабаровский края. Так, в Приморье, которое является дальневосточным лидером в сфере туризма, показатель в прошлом году составил 2,3 млн поездок. На Хабаровский край пришлось 1,4 млн поездок. На третьем месте по числу поездок находится Бурятия (856 тыс.).
Тем не менее при постепенном росте туристического потока отрасль на Дальнем Востоке испытывает ряд проблем. Так, сроки реализации крупных туристических проектов в макрорегионе увеличиваются в связи с высокими ставками по кредитам. Например, сроки реализации строительства второй очереди горнолыжных трасс в рамках курорта «Горный Воздух» в Южно-Сахалинске перенесены на 2027-28 гг. Проект по строительству 45 км новых трасс реализует компания ООО «СЗ МС»[1]. При этом прогнозируются сложности с окупаемостью строящихся гостиниц в отсутствие достроенной инфраструктуры.
В настоящее время в рамках «Горного Воздуха» функционирует 25 трасс на горах Большевик и Красная общей протяженностью более 42 км и 5 канатных дорог. К 2030 г. протяженность горнолыжных трасс планируется увеличить до 90 км, число канатных дорог - до 9. Ожидается, что число посетителей курорта к данному времени вырастет с 280 тыс. (результат 2024 г.) до 630 тыс. человек в год. В рамках курорта компания «Лиго гостеприимство» намерена создать круглогодичное спа-пространство с термальным комплексом и бассейнами под открытым небом в долине реки Еланька. ООО «Рекорд» возводит пятиэтажный гостинично-термальный и физкультурно-оздоровительный комплекс на 120 номеров. Компания «Гамма» намерена завершить строительство пятизвездочного гостиничного комплекса на 251 номер. Компания «Хилл Топ» строит пятизвездочную гостиницу на 205 номеров.
В то же время у подножия горы Красная краснодарское ООО «Мантера-Групп» (считается подконтрольным экс-главе Минсельхоза РФ А.Ткачеву) намерено создать туристический кластер – гостиницы на 1,66 тыс. номеров, с подвесной канатной дорогой, горнолыжными трассами и системой искусственного оснежения, а также ресторанами и кафе. Изначально компания намеревалась приступить к строительству объектов в 2023 г. и завершить их в 2024 г. В июне 2024 г. в «Мантера-Групп» сообщали о планах начать строительные работы в 2025 г. и завершить их в 2027 г.
В Амурской области пока не завершено строительство трансграничной канатной дороги «Благовещенск – Хэйхэ (КНР)»[2]. По состоянию на январь текущего года ее готовность составляла 40%. Запустить объект в тестовом режиме предполагается не ранее июля 2025 г. Изначально планировалось завершить работы еще во второй половине 2022 г., а ввести объект в эксплуатацию – в 2023 г. Затем сроки были перенесены на 2025 г. Проект предусматривает объем пассажирских перевозок в 6-7 тыс. человек в сутки, 457 человек в час и 2,5 млн человек в год (целевой пассажиропоток в обоих направлениях). Объем инвестиций в строительство оценивается в 12 млрд рублей.
Также на Дальнем Востоке наблюдается отмена планов по некоторым проектам. В частности, в январе текущего года «Корпорация развития Дальнего Востока» подала в арбитражный суд Приморского края иск о расторжении соглашения с компанией ООО «Владивосток гольф и резорт», намеревавшейся построить в Приморье гольф-клуб и курорт в селе Олений (Артёмовский городской округ). Общая сумма инвестиций в проект оценивалась в 2,44 млрд рублей. В июле 2024 г. суд по иску КРДВ изъял у компании пять земельных участков, на которых предполагалось разместить курорт. По версии следствия, в 2020-23 гг. предприниматель О.Дроздов привлек к строительству объекта подконтрольные ему ООО «Владивосток гольф и резорт», ООО «Гипстрой» и ООО «Платинум Девелопмент», став и заказчиком, и исполнителем проекта. В результате О.Дроздов по подложным документам смог получить более 63 млн рублей налоговой компенсации.
Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев в декабре во время визита в Южно-Сахалинск сообщал, что в связи с текущей процентной ставкой в государственной поддержке туризма на Дальнем Востоке приоритет будет отдаваться рекреационным проектам в силу их более продолжительного срока окупаемости. В конце прошлого года правительство расширило меры поддержки регионов в рамках государственной программы «Развитие туризма». С 2025 г. субъекты будут получать субсидии на строительство инфраструктуры для создания круглогодичных курортов в рамках нового федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал», а также дополнительную поддержку на развитие туристических кластеров. Федеральное софинансирование будет направлено не только на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры для развития туристических кластеров, но и на благоустройство общественных пространств, строительство и реконструкцию пирсов, причалов и берегозащитных сооружений, проведение противооползневых, берегоукрепительных работ и мероприятий по инженерной защите территорий. Также в госпрограмму добавлены правила предоставления субсидий регионам на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры для создания федеральных круглогодичных курортов. На эти цели поддержку получат Иркутская область, Бурятия и Приморский край, участвующие в проекте «Пять морей и озеро Байкал».
Между тем в Приморском крае завершается строительство скоростной канатно-кресельной дороги на горнолыжном курорте «Арсеньев» (гора Обзорная) протяженностью 1,5 тыс. м. В рамках курорта также осуществляется обустройство горнолыжных трасс общей протяженностью 12 км. Полностью строительные работы на курорте предполагается завершить в текущем году. «Арсеньев» будет включать в себя водно-оздоровительный комплекс с крытым и открытым бассейнами, отелем на 255 номеров, апартаменты, сервисно-туристический центр, ресторан и автопарковку. Стоимость проекта оценивается в 9,3 млрд рублей (инвестор «Приморье СпортОтельИнвет»[3]). «Арсеньев» расположен на территории краевой спортивной школы олимпийского резерва и спортивно-туристического центра «Салют». Открытие «Арсеньева» намечено на конец 2025 г.
Кроме того, в Приморье в конце 2024 г. была определена компания, которая займется строительством аквапарка «Аквапарадайз» на острове Русский (Владивосток) по заказу специальной проектной компании «Истерн Аква Парадайз» (создана корпорацией «Туризм.РФ» совестно с генподрядчиком). Генподрядчиком стало ООО «СМУ 882»[4]. В состав туристического комплекса войдут гостиница категории 4 звезды на 303 номера, торгово-развлекательный центр с аквапарком, спортивно-оздоровительный центр с 50-метровым спортивным бассейном и крытыми теннисными кортами, а также многоуровневая автостоянка. Проект рассчитан на посещение до 300 тыс. человек в год. В настоящее время на объекте ведутся работы по устройству буронабивных свай. Тем не менее в декабре власти Приморья также сообщали, что сроки реализации данного проекта переносятся. Известно, что Корпорация ВЭБ.РФ открыла для инвестора льготную кредитную линию.
Что касается создания новых средств размещения в дальневосточных регионах, то во Владивостоке компания ООО «Стройстайл»[5] намерена построить шестиэтажный отель на улице Береговая на 53 номера, инвестировав в него 371,1 млн рублей. Ввести комплекс в эксплуатацию предполагается в 2028 г. Тем не менее сама компания «Стройстайл» в последнее время испытывает финансовые трудности – прошлый год она завершила с чистым убытком в размере 1,4 млн рублей, предприятие не приносит доход с 2012 г.
Тем временем в Иркутске в декабре был открыт пятизвездочный отель Rodina на месте бывших Курбатовских бань, снесенных в 2018 г. Гостиничный комплекс включает спа-зону с бассейном, банями и саунами. Инвестором выступил холдинг En+ О.Дерипаски. В компании заявили о планах открыть до 2033 г. еще три новых отеля категории 5 звезд в Иркутске под тем же брендом Rodina.
В Камчатском крае ведутся работы по строительству загородного гостиничного комплекса «Хонка Камчатка», который является частью более крупного инвестиционного проекта по строительству гостиничного комплекса Cosmos Collection Kamchatka[6] на земельных участках общей площадью 250 га. До конца 2027 г. инвестор, ООО «Космос отель Камчатка»[7], планирует построить гостиницу категории 5 звезд на 85 номеров с административным комплексом, рестораном, многофункциональным комплексом и спа-центром. Общая сумма инвестиций в проект оценивается в более чем 2 млрд рублей. Статус резидента ТОР «Камчатка» в январе текущего года получило ООО ДЦ «Жемчужина Камчатки»[8], которое реализует в селе Паратунка (Елизовский район) проект по созданию санаторно-курортного комплекса категории 3 звезды на 250 номеров.
Компания намерена инвестировать в проект до 3 млрд рублей. На первый квартал 2025 г. намечено открытие малого спа-комплекса с термальным бассейном и модульных гостевых домов на 32 номера. Во втором квартале 2026 г. работу должен начать главный оздоровительный комплекс, дополнительные гостевые дома, ресторан и большой спа-комплекс с термальными бассейнами. Ожидается, что комплекс будет принимать около 146 тыс. человек в год.
Кроме того, в Магаданской области компания «Бухта Нагаева» (учредители – «Туризм.РФ» и АО «Космос ОГ» (также принадлежит Cosmos Hotel Group)) в феврале текущего года приступила к строительству первой в регионе гостиницы категории 4 звезды на 121 номер. Проект также включает ресторан, спа-центр и конференц-зал. Гостиница будет расположена в береговой зоне Охотского моря, вблизи парка «Маяк». Объем инвестиций оценивается в 2,9 млрд рублей. Завершить строительство предполагается в конце 2026 г.
В декабре минувшего года Минвостокразвития зарегистрировало трех новых резидентов в особой экономической зоне (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» в Байкальске Иркутской области. Компания «БайкальскТуристГарант»[9] планирует построить гостиничный комплекс категории 4 звезды, в состав которого войдут гостевые дома, ресторан и модульные бани. Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на 2028 г. Компания ООО «Байкальская сказка»[10] к 2029 г. планирует построить гостиничный комплекс категории 3 звезды, включающий 23 гостевых дома, кафе, банный комплекс и бассейн. ООО «Гостиничный сервис»[11] намеревается в 2028 г. построить гостиничный комплекс на 10 одноэтажных гостевых домов, спа-комплекс и ресторан. Общий объем инвестиций в эти три проекта оценивается в сумму около 1,5 млрд рублей.
Создание новых средств размещения в Иркутской области и Бурятии связано с планами по увеличению туристического потока на озеро Байкал. Тем не менее новые проекты на побережье Байкала вызывают разногласия в связи с рисками роста антропогенной нагрузки на природные территории. В частности, осенью минувшего года жители байкальского острова Ольхон (самый крупный остров на озере) выступили против реализующихся проектов по созданию туристической инфраструктуры[12] на мысе Саган-Хушун (входит в состав Прибайкальского национального парка, является охраняемой территорией федерального значения[13]), который является частью популярного туристического маршрута «Север острова Ольхон».
На мысе планировалось оборудовать поверхностные настилы для пешеходов, информационный центр для туристов, парковку, биотуалеты, подвесные воздушные конструкции, беседки, качели и смотровую площадку. Летом 2024 г. на территории природного объекта были установлены подвесные мосты, что вызвало общественный резонанс и привлекло внимание правоохранительных органов. В итоге жители Ольхонского района направили обращение в адрес президента РФ В.Путина. В конце октября Ольхонская природоохранная прокуратура подала иск о запрете деятельности по обустройству мыса. Исковые требования предъявлены к ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»[14] и крымской региональной общественной организации «Фрирайт» (подконтрольна Минспорта РФ) - от них требуется прекратить обустройство мыса до получения согласования документации по обеспечению сохранности объекта культурного (археологического) наследия «Городище Саган-Хушун». Ранее проверка прокуратуры выявила, что работы по благоустройству не были согласованы со службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области. По материалам прокурорской проверки полиция возбудила уголовное дело из-за повреждения облика объекта археологического наследия. Прокуратура оценивает ущерб на более чем 182 тыс. рублей.
Также в декабре 2024 г. депутат Госдумы от Иркутской области А.Якубовский («Единая Россия») назвал спорным решение о строительстве на Ольхоне колеса обозрения – в поселке Хужир. Конструкцию переносят из иркутского спорт-парка «Поляна», монтаж установки осуществляется на территории турбазы. Депутат заявил о намерениях выяснить правовые основания установки объекта.
Следует отметить, что в конце минувшего года в Иркутской области были утверждены границы охранных зон еще шести памятников природы регионального значения, включая популярные для посещения туристами скалы-останцы Олхинского плато (скальники «Витязь», «Идол» «Старуха», «Царские ворота») на территории Шелеховского района. Также охранные зоны установлены у Умбельского источника с радоновой водой в Казачинско-Ленском районе и у Нижнеудинских пещер в предгорьях Восточного Саяна в Нижнеудинском районе.
Кроме того, в Забайкальском крае в конце 2024 г. была создана новая особо охраняемая территория – «Норбо-Банзад», центром которой является древний кедр (сибирская сосна) 1,4 м в диаметре ствола. Дерево имеет сакральное значение для местных буддистов, является местом паломничества. Памятник природы «Норбо-Банзад» расположен в 20 км от лэнд-арт парка «Тужи» в Хилокском районе.
В отдельных муниципалитетах продолжают распространение туристического налога. С 1 января 2025 г. туристический налог был введен в поселке Листвянка Иркутской области (Иркутский район), расположенном на побережье Байкала. Он составляет 1% от стоимости проживания в отелях и гостиницах, которые входят в реестр аккредитованных объектов, но не менее 100 рублей в сутки. Кроме того, с начала текущего года туристический налог действует еще в шести муниципалитетах Иркутского района – Большереченском, Молодежном, Уриковском, Хомутовском, Ушаковском, Голоустненском муниципальных образованиях.
В Приморье туристический налог с 1 января действует во Владивостоке, он взимается с организаций и физлиц, оказывающих услуги по предоставлению мест для проживания. В первый год его размер составляет 1% от налогооблагаемой базы. Ставка будет повышаться ежегодно – до 5% в 2027 г. Собранные средства планируется направлять на обустройство мест, посещаемых туристами. В Хабаровском крае туристический налог планируется ввести на территориях Хабаровска, Комсомольского, Нанайского и Хабаровского районов.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Южно-Сахалинск, учредитель – ООО «СЗ Долина Айна» (принадлежит ООО «Самсон-Инвест» С.Гаспаряна и М.Покшиной).
[2] Проект реализует «Агентство развития проектных инициатив» (АРПИ, входит в ГК «Регион» С.Сударикова).
[3] Учредители – ООО «Эко-Планета» Н.Шленцова, ООО «ДОМ.РФ Капитал».
[4] Связано с владивостокским ООО СЗ «ПИК» (учредители – М.Яковлев, В.Суханов, Е.Кармазин).
[5] Является дочерней компанией ООО «Интеб», основным владельцем которого с долей 80% является Р.Николаева – мать экс-мэра Владивостока В.Николаева.
[6] В конце 2023 г. структура АФК «Система» (ООО «Заря») стала владельцем проекта гостиницы, который изначально намеревался реализовать в регионе О.Тиньков. С середины декабря 2023 г. «Хонка Камчатка» принадлежала компании ООО «Росса Ракенне Спб» (российский дистрибутор концерна по производству финских домов Honka). С августа 2021 г. владельцем «Хонка Камчатка» была кипрская Woorlon Holdings Ltd.
[7] Подконтрольно ПАО АФК «Система».
[8] 35% принадлежит региону, 64,27% у М.Сиволдаева.
[9] Улан-Удэ, учредитель – С.Дашинимаева.
[10] Учредитель – О.Стародубцева.
[11] Байкальск, учредитель – И.Торженсмех.
[12] Строительство туристической инфраструктуры на Саган-Хушуне является частью проекта предварительного плана рекреационной деятельности Прибайкальского национального парка на 2024-34 гг. В августе прошлого года он был утвержден научно-техническим советом при ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».
[13] Объект археологического наследия, включен в реестр объектов культурного наследия народов РФ.
[14] В его состав входят четыре особо охраняемые природные территории: Байкало-Ленский заповедник, Прибайкальский национальный парк (куда относится остров Ольхон), заказники федерального значения «Тофаларский» и «Красный Яр». Административно подчиняется Минприроды РФ.
В приморских субъектах ДФО призывают пересмотреть объемы финансирования по программе «Комплексное развитие сельских территорий» (КРСТ). На расположенные к местам рыбного промысла районы до 2027 года запланировано лишь 3,2% средств, адресуемых на поддержку социальной инфраструктуры, и это крайне недостаточно. Вместе с тем на фоне ухудшающегося финансового положения нуждаются в помощи рыболовецкие предприятия, которые остаются основой экономики многих прибрежных поселений.
В феврале текущего года в послании Федеральному собранию глава государства акцентировал внимание на необходимость социального развития муниципалитетов, которые являются базой рыболовной отрасли, напомнил зампред комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков (в Палате регионов представляет Магаданскую область). В частности, правительству РФ было поручено часть средств из собранных по результатам распределения квот на вылов крабов адресовать на поддержку сельских и рыбацких поселений.
По итогам состоявшихся в рамках II этапа крабовых аукционов федеральный бюджет получил 221,2 млрд руб., а на развитие инфраструктуры прибрежных районов в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» в 2024 году предусмотрено бюджетное ассигнование в 2,3 млрд руб. К тому же весомую часть этой помощи съедает логистика при завозе необходимых товаров и прочих грузов в труднодоступные районы.
Судя по дальнейшим планам, темпы финансирования особых изменений не претерпят. В целом на поддержку территорий по линии Минсельхоза России и Росрыболовства на 2024-2026 годы предусмотрено 108,1 млрд руб. или почти половина средств, вырученных от аукционов, но на прибрежку на этот период отводится всего лишь 3,5 млрд руб., проинформировал сенатор.
«На наш взгляд этот уровень представляется несопоставимо низким», – подчеркнул Анатолий Широков. По его словам, в Совфеде высказываются за необходимость приоритизации финансирования прибрежных территорий в рамках госпрограммы КРСТ.
В дальневосточных регионах, где исторически сложились центры рыбопромышленного хозяйства, потребности в развитие социальной инфраструктуры с учетом сложившейся за последние десятилетия отсталости поселков достаточно высокие. Так, для прибрежных рыбацких населенных пунктов Камчатки в приоритетном порядке требуется создание объектов на сумму 12 млрд руб. Речь идет о строительстве 6 школ, 4 детсадов, 3 спортивных сооружений, одной больницы, 17 многоквартирных домов, участков дорог и т.п.
«Такого финансирования от рыбохозяйственных компаний прибрежная инфраструктура давно не получает. И конечно, сегодня там социальная инфраструктура изношена. Безусловно, есть наши партнеры, есть компании, которые осуществляют вклад в социальное развитие, занимаются благоустройством, строят школы и садики, но, конечно, этого не хватает. Мы катастрофически не успеваем за ветшающим износом всей социальной инфраструктуры», – сетует зампред правительства Камчатского края Юлия Морозова.
Определенные меры поддержки предлагаются федеральным центром, однако существует региональная специфика, что не позволяет учесть все нюансы при распределении госфинансирования. По той же КРСТ, уточнила представитель Камчатки, для того, чтобы получить финансовую помощь, происходит своего рода конкурс, отбор между т.н. опорными пунктами.
Само понятие опорный пункт закреплено законом, а вот понятие рыбацкий, прибрежный поселок – нет. Из 20 рыбацких поселений на полуострове под критерии опорников попадают шесть населенных пунктов.
«Если говорить о том, в какую конкуренцию мы вступаем потом по всей РФ, мы ее никогда не выдержим. У нас априори большая часть прибрежная часть поселков в принципе никогда не будет соответствовать требованиям опорников. Так исторически сложилось, что там не проживает больше 3 тыс. человек. Это маленькие поселки и одно градообразующее предприятие», – обращает внимание Юлия Морозова.
Власти региона направляли в ФОИВы просьбу изменить критерии для рыболовецких поселков или выделить под их развитие отдельный лимит, но ответа пока не получено, сказала чиновник.
В числе прочих мер – для поселкообразующих организаций важно сохранение льготы по уплате сбора за пользование водными биоресурсами, отмечает председатель Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза Ольга Булкова, причем на постоянной основе. В 2027 году завершается ее применение, тогда как возможность платить по льготной ставке дает рыбакам возможность поддерживать прибрежку.
Судьба ряда рыбацких поселений во многом зависит от сохранения и поддержки малых форм хозяйствования. Количество подобных предприятий в отдельных регионах сократилось до минимального значения. При этом их роль уменьшилась до такой степени, что добыча и переработка рыбы в них перестают быть основным видом хозяйственной деятельности, а местные жители имеют возможность вылова ВБР только в рамках любительского рыболовства, заявил Анатолий Широков.
«Сокращение числа малых рыбохозяйственных предприятий вызвано в том числе, отсутствием у них возможности осуществления рыболовства всего перечня видов водных биоресурсов, в отношении которых осуществляются промышленное рыболовство или прибрежное рыболовство, в результате чего осталось незначительное число предприятий, занятых в лососевом промысле три месяца в году», – свидетельствует сенатор.
Сегодня малые хозяйства, продолжает он, в большинстве своем не имеют возможности осуществления прибрежного вылова объектов, в отношении которых установлен общий допустимый улов (минтай, сельдь, камбала, палтус), по причине закрепления долей квот добычи на них за представителями крупного бизнеса и невозможности конкуренции с ними в аукционах.
В федеральных ведомствах указывают на определенные подвижки в отрасли за последние годы. К примеру, в рамках I этапа инвестквот построено 25 рыбоперерабатывающих заводов в Дальневосточном и Северном бассейнах, из которых десять – непосредственно в сельской местности, вблизи от мест добычи ВБР, сообщил директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза РФ Евгений Кац. По II этапу запланировано строительство 11 фабрик по переработке рыбе, в том числе семь – в небольших городах или поселках. Это должно обеспечивать развитие прибрежных территорий.
Между тем вопрос, связанный с привлечением малого бизнеса к объемам рыб, на которые распространяется общий допустимый улов, достаточно сложный, признает Евгений Кац. «У нас долевые принципы наделения ресурсами по видам, на которые ежегодно определяется ОДУ, распределены между всеми пользователями. Поэтому предоставление прав сверх ОДУ не допускается. Вопрос движения этих долей может быть связан, к примеру, с проведением этих аукционов по изъятым долям, – говорит представитель Минсельхоза. – Но мы настаиваем, и Росрыболовства активно занимается этим направлением, на том, чтобы все-таки информационно, экономически вовлекать эти [малые] компании в добычу т.н. неОДУемых видов, которые, может быть, не такие ликвидные, как виды, по которым ОДУ устанавливается, но там нет таких ограничений».
Для малых и средних предприятий, в свою очередь уточнил заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов, в рыбном промысле действует повышающий коэффициент к исторической квоте – 1,2. Ежегодно рассматривается перечень таких компаний. В то же время при изменении законодательства произошли недоработки нормативной базы. Пока такая мера поддержки для малых хозяйств не играет особого значения, но как только будут реализованы инвестпроекты по II этапу, это будет ощутимая добавка, заверил Василий Соколов.
Однако в Дальневосточном бассейне практически не осталось по-настоящему независимых игроков в этом сегменте, не аффилированных с крупным бизнесом, утверждает замглавы Росрыболовства. «Когда говорят, что для малых и средних предприятий нужно выделить какие-то объемы, к сожалению, многие из них входят в группы компаний, куплены крупными предприятиями… Мы внимательно рассматривали предложения Магаданской области, там было большое количество МСП примерно 15 лет назад. И еще до инвестквот произошло очень серьезное укрупнение, почти все МСП оказались куплены крупным бизнесом, некоторые существовали как независимые, но входили в группы компаний, были полностью подконтрольны», – рассказал Василий Соколов.
Еще один волнующий представителей отрасли и прибрежных регионов вопрос связан с нововведением, которое вступило в силу 1 сентября 2024 года, по перезаключению договоров пользования рыболовными участками по анадромным видам рыб.
Компаниям дается возможность получить район промысла без торгов на 20 лет, но при этом нужно внести плату в бюджет. В этой связи предусмотрена небольшая рассрочка: 40% размера платежа подлежит внесению при заключении договора, остальные 60% необходимо внести равными долями в течение последующих двух лет.
Региональные чиновники и отраслевые ассоциации не раз обращали внимание на то, что установленный порядок взимания платы за право пользования участком может стать тяжелым финансовым бременем для рыбохозяйственных предприятий и привести к их закрытию, что как следствие негативно отразится на социально-экономическом положении прибрежных районов ДФО. О том, чем может обернуться для рыбаков новый порядок, EastRussia писала в июне этого года.
В частности, по Камчатке общий платеж оценивается в 127 млрд руб. Большая часть средств должна поступить в федеральный бюджет, при этом в казну региона – 25 млрд руб.
При существующем подходе без привлечения кредитных ресурсов никто из промысловиков не сможет обеспечить плату, говорит Юлия Морозова. Но если будет кредитная нагрузка, срок выхода компаний на прибыль растянется и в среднем составит 14 лет. «И за эти 14 лет наш бюджет потеряет около 50 млрд руб. Что же это за выигрыш такой: мы потеряем 50 млрд, а 25 млрд в теории выиграем. Очевидно, что за счет [нехватки бюджетных] средств мы не сможем развивать наши рыбацкие поселки», – рассуждает зампред правительства Камчатского края.
Чтобы избежать негативного сценария, нужна большая рассрочка при внесении платы. Кроме того, в Хабаровском крае предлагают для предприятий малого и среднего бизнеса ввести понижающий коэффициент при определении размера платы за пользование рыболовным участком. «У нас тоже тяжелые условия осуществления деятельности в отдаленных районах. И та концепция, которая формируется сейчас по внедрению мер последующей поддержки, может привести к тому, что и поддерживать будет некого, потому как предприятие не сможет обеспечить финансовую возможность внесения платы и потеряет возможность осуществления промысла», – подчеркнул и.о. председателя комитета рыбного хозяйства Хабаровского края Денис Чуришка.
У бизнеса действительно есть запрос на определенные послабления при оплате платежей, отметил Евгений Кац, поэтому в нормативную базу могут внести коррективы. «Исходим из того, чтобы учесть все возможные варианты, чтобы более эффективно и более реально было для рыбохозяйственных предприятий», – заверил он, уточнив, что в этом процессе заняты другие ведомства и не исключены разногласия по данному вопросу.
Безусловно, предлагается принимать во внимание состояние рыбопромышленного комплекса. Отрасль с точки зрения финансовой ситуации переживает не легкие времена. Кредиторская задолженность рыбопромышленного комплекса превысила 1 трлн руб. Усугубляют картину проблемы со сбытом морепродуктов на внешних рынках.
Например, значительную долю в экспортных поставках занимает продукция из минтая (это, прежде всего, мороженая рыба, филе, сурими, икра), вместе с тем динамика отправок по видам товаров в уходящем году была неоднородной. В частности, произошло торможение экспорта филе минтая. Это связано с тем, что основным экспортным рынком для данного вида продукта являются страны Европы, где наблюдается стагнация и действуют ввозные пошлины на российскую продукцию.
По мороженому минтаю основным рынком является КНР. Конъюнктура по экспорту здесь так же не очень благоприятна. «Китай постепенно утрачивает ту роль главного перерабатывающего цеха в мировом рыбном хозяйстве, которую он занял четверть века назад после вступления в ВТО. Издержки производственные в Китае растут, привлекательность процессинга снижается, поэтому видим в последние десять лет, что объем экспортируемого минтаевого филе из КНР в денежном выражении уменьшился на треть», – проинформировал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
Как следствие, переговорные позиции китайских импортеров сырья в итоге становятся жестче, что влияет на цену российской рыбы, которая опустилась на минимум за последние 20 лет. Это повиляло на то, что экспорт из РФ сократился на 11% – с $2,2 млрд до $1,9 млрд.
Непросто обстоят дела в других сегментах промысла. Так, объем добычи краба в России стабилен, но экономическая ситуация становится хуже. «Ряд игроков рынка и регуляторы слишком оптимистично оценивали доходность крабового сегмента. В текущем году цена на краба на экспортных рынках снижается, поэтому доходность этого сегмента оказалась существенно меньше», – рассказал Герман Зверев.
Если на краб сохранится экспортная пошлина в следующем году, а такая вероятность существует, то состояние краболовов будет особенно тяжелым, потому что они самые закредитованные промысловики, уточнил он. В качестве позитивного момента можно отметить увеличение продаж крабовой продукции внутри России: на внутренний рынок прибавилось не менее 1,5 тыс. т краба.
«Это хороший рост. Но на экономику предприятий это кардинального влияния не оказывает», – уточнил президент ВАРПЭ.