Отечественный арктический транспортный рефрижератор будет транспортировать морепродукты по Северному морскому пути с Дальнего Востока в европейскую часть страны. О разработке соответствующего проекта сообщил его куратор Виктор Кот на полях «Морского конгресса», который в эти дни проходит во Владивостоке.
Как сообщает «РИА новости», рефрижератор будет называться «80 лет Победы», поэтому создание проекта до этой даты, по словам, куратора проекта, имеет стратегическое значение.
Разрабатываемый проект будет соответствовать требованиям моряков-рыбаков, Полярного кодекса для плавания по Северному морскому пути. Это позволит обеспечить европейскую часть России качественными и доступными морепродуктами.
Отмечается, что сегодня морепродукты проходят сложную логистическую цепочку от промысловых судов до потребителя. Поэтому проект арктического рефрижератора будет способствовать поставке свежих российских морепродуктов в европейскую часть страны, сокращая количество промежуточных этапов доставки.
Для хабаровского шеф-повара Ильи Кожевникова участие в Восточном экономическом форуме в сентябре 2023 г. было уже третьим по счету. Но впервые на форуме он работал не как представитель команды поваров от Хабаровского края, а как шеф-повар по приглашению крупнейшей на Дальнем Востоке и одной из ведущих крабопромысловых компаний России «Русский краб». За 9 сентябрьских дней Илье Кожевникову в одиночку пришлось приготовить около 1000 порций разных блюд из рыбы и морепродуктов для первых лиц государства и региона!
Впервые на Восточный экономический форум Илью Кожевникова пригласили в 2016 г., когда мероприятие проводилось всего лишь во второй раз. Тогда при Комитете торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности правительства Хабаровского края была организована команда местных поваров, готовых во всей красе представить вкусные блюда из местных ингредиентов. В состав команды, кроме Ильи Кожевникова, вошли Алексей Шилов, Евгений Паластин и Федор Антипьев. В специально построенном павильоне «Улица Дальнего Востока» хабаровские повара вчетвером готовили для гостей форума.
Работать было непросто: традиции организации питания для высоких гостей на острове Русский только зарождались, по ходу решалось много организационных проблем, не была отлажена уборка мусора на кухне, даже руки перед готовкой мыли в простейших умывальниках! Но повара из всех дальневосточных регионов хотели удивить своими блюдами, работали «на износ», очень старались. Тогдашний губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт как мог поддерживал земляков-поваров.
– Мы тогда привезли из Троицкого 300 кг самой разной рыбы, – вспоминает Илья Кожевников. – В основном это были толстолобы, ленки, сазаны, хариусы. И кулинарной фишкой хабаровской команды было приготовление рыбы в шарабане.
Во второй раз Илья Кожевников отправился на ВЭФ в 2017 г. Команда была больше, да и павильон Хабаровского края выделялся немалыми размерами. Борьба блюд среди всех дальневосточных поваров была нешуточной, каждый павильон зазывал к себе гостей и старался поразить гастрономическими изысками.
Интересно, что высоких гостей на ВЭФ кормят только в первые 3 дня форума. Далее, после закрытия форума, на остров Русский разрешают приезжать всем желающим для ознакомления с представленными выставочными павильонами разных регионов. Но у поваров от этого работы только прибавляется, ведь за день через павильоны проходит более 1000 человек, и все желают попробовать что-то вкусненькое.
В 2023 г. у Ильи Кожевникова был совсем другой формат работы на Восточном экономическом форуме. Так как он был приглашенным шеф-поваром от компании «Русский краб», то работал на отдельной площадке, куда приезжали высокие гости после основных мероприятий.
Было очень непросто: начиная с заказа продуктов (а во Владивостоке традиционно перед ВЭФ пустеют продовольственные склады - всё отправляется на остров Русский) и заканчивая организацией гастрономического процесса в одиночку.
Рабочий день у Кожевникова начинался в 5 утра – надо приготовить 5 блюд на завтрак. Потом – заготовки для обеда: в ежедневном обеденном меню 3-4 блюда. Самому приходилось делать всё: и картофель чистить, и овощи нарезать, и зелень перебирать. А сколько труда требовала филигранная работа с морской рыбой и морепродуктами! Однажды буквально за 12 часов с момента вылова привезли с Сахалина свежего тунца весом 25 кг. И каждый день нон-стопом доставляли свежего гребешка, креветки, морских ежей, трепангов, камбалу, скумбрию, трубача.
– В первые дни у меня постоянно руки были порезанными! – говорит Илья Кожевников. – Зато сейчас закрытыми глазами могу разделать краба, в легкую делаю приморское коронным «трепангом-пятиминуткой», готов удивить талой из гребешка, а сами гребешки вскрываю за секунду. Мне было очень приятно, когда гости передавали слова благодарности за вкусные блюда. А некоторые даже удивлялись, почему я до сих пор работаю в Хабаровске и у меня до сих пор нет звезды Michelin?
Передача всех блюд гостям производилась через официантов. И, что удивительно, никаких специальных дегустаторов для проверки еды перед подачей высоким персонам не было! По мнению Ильи Кожевникова, тут свою роль сыграла тщательный предварительный отбор поваров. Проверку они прошли, сотрудники ФСО им доверяли и не беспокоились за качество конечного продукта на столах.
Напряженная работа на ВЭФ у Илья Кожевникова продолжалась 9 дней. Он в море-то впервые окунулся только после окончания всей работы. Но совершенно не жалеет: опыт приобретен огромный, уверенность в своих силах появилась еще большая, а, значит, можно смело браться и за новые амбициозные проекты!
К концу мая текущего года в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне было выловлено более 1,55 млн тонн рыбы, что на 6,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По результатам охотоморской путины на Дальнем Востоке вылов минтая вырос на 16% по отношению к прошлому году, вылов сельди – на 5%, вылов трески – на 7%. Вылов минтая составил 1,06 млн тонн, его основной объем был освоен в Охотском море. Объем вылова тихоокеанской сельди достиг 233,8 тыс. тонн, трески было добыто 62,6 тыс. тонн, камбалы – 30,5 тыс. тонн. Следует напомнить, что в минувшем году уже был достигнут значительный объем улова минтая – 1,9 млн тонн. В настоящее время береговые производственные мощности на Дальнем Востоке способны переработать до 1 млн тонн минтая.
Тем временем рыбопромышленники обеспокоены с ситуаций по добыче кальмара в ДФО. Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП, президент – Г.Мартынов) в апреле попросила Росрыболовство[1] сохранить квоты на вылов командорского кальмара в Северо-Курильской зоне предприятиям, которые не освоили их в 2020-22 гг., но все же выставляли для промысла флот. В течение последних лет общий допустимый улов на данный объект промысла составляет порядка 85 тыс. тонн, объемы запасов за весь период наблюдений колеблются от 190 тыс. тонн до 415 тыс. тонн. Такие данные свидетельствуют об изменчивости численности кальмара и промысловой обстановки. При этом, согласно федеральному закону «О рыболовстве», недоосвоение квот может послужить основанием для расторжения договора о закреплении за пользователями долей квот.
Основными районами промысла командорского кальмара в Северо-Курильской зоне являются воды, прилегающие к островам Симушир, Кетой, Парамушир и Онекотан. Стоит отметить, что за период промысла кальмара в Северо-Курильской зоне отмечалось несколько периодов крупного спада. В частности, в 2015 г. вылов данного ресурса достиг минимального уровня в 43,4 тыс. тонн. Аналогичные проблемы возникали также в 2021-22 гг.
Помимо квот, существующих в рамках второго этапа программы инвестквот, власти Магаданской области в конце мая предложили установить региональные квоты для вылова водных биоресурсов в целях обеспечения населения прибрежных районов доступной рыбной продукцией. Глава департамента рыбного хозяйства Магаданской области А.Таболин высказал такое предложение в Совете Федерации на совещании о совершенствовании законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.
В рамках инициативы предлагается наделить субъекты малого и среднего предпринимательства правом на осуществление прибрежного рыболовства по региональным квотам. На данный момент регион никак не регулирует прибрежное рыболовство. Магаданскую инициативу также поддержали в агентстве по рыболовству Приморского края (глава – В.Корко).
В июне началась лососевая путина. Прогнозируемый вылов тихоокеанского лосося в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в текущем году составляет 512 тыс. тонн, из них более 380 тыс. предполагается добыть в районе Камчатского края. Напомним, что в 2021 г. (вылов лосося сравнивается по четным и нечетным годам) объем вылова лосося на Дальнем Востоке составил 539 тыс. тонн, из которых 440 тыс. тонн пришлось на Камчатку.
При этом правительство Камчатки и Всероссийская ассоциация рыбопромышленных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) настаивают на необходимости принятия мер по повышению природоохранного статуса нерестовых рек Камчатки. Минсельхоз РФ весной подготовил приказ об образовании рыбохозяйственной заповедной зоны «Река Опала» (Усть-Большерецкий район Камчатского края). Такая зона представляет собой водный объект с прилегающей территорией, где устанавливается особый режим хозяйственной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов и создания условий для развития аквакультуры и рыболовства. В частности, на таких территориях должны быть запрещены разведка и добыча полезных ископаемых, судоходство, транспортировка углеводородов трубопроводным транспортом, сплав древесины, сброс сточных вод, строительство гидроэлектростанций, рубка лесных насаждений, распашка земель, хранение и распыление пестицидов и агрохимикатов, выпас сельскохозяйственных животных, строительство автозаправочных станций и станций технического обслуживания, складов ГСМ, строительство промышленных объектов, размещение кладбищ и объектов размещения различных отходов.
Документ может оказаться прецедентным, поскольку камчатская река станет первой в РФ, которую признают рыбохозяйственной заповедной зоной. Биологическое обоснование необходимости создать рыбохозяйственную заповедную зону на этой реке ранее подготовил Камчатский филиал ФГБНУ ВНИРО, по информации которого в Опале нерестится до 13 видов рыб, значительная часть из них является ценными промысловыми объектами.
Следует отметить, что на этом фоне сменился владелец крупного камчатского рыбодобывающего предприятия. Владельцем компании «Витязь-Авто» стал краснодарский предприниматель Е.Свистула – в мае формально принадлежащее ему ООО «Восточный актив» (Краснодар) получило 99% «Витязь-Авто», а еще 1% стало принадлежать ему напрямую.
Активы «Витязь-Авто» включают завод по переработке лососевых мощностью 120 тонн готовой продукции в сутки в поселке Озерновский Усть-Большерецкого района (на реке Озерная) и рыболовный участок по добыче нерки (нерка – второй по маржинальности водный биоресурс после крабов). На 2023 г. за компанией закреплены квоты на добычу 8,7 тыс. тонн минтая, свыше 2,5 тыс. тонн камбалы, 2,9 тыс. тонн наваги и 1,3 тонн палтуса. В 2018 г. компания «Витязь-Авто» построила в рамках программы инвестиционных квот завод по производству филе и фарша из минтая мощностью порядка 100 тонн в сутки (в селе Устьевое Соболевского района). Стоимость активов компании в феврале была оценена в 160 млн долларов.
До 17 мая владельцем «Витязь-Авто» являлся ее основатель – бывший депутат Заксобрания Камчатского края И.Редькин (ему принадлежало 50% уставного капитала), еще по 25% принадлежали его деловым партнерам – совладельцу «Океанрыбфлота» И.Евтушку и Е.Пономаревой (супруга сенатора от Камчатского края В.Пономарева).
Новый владелец Е.Свистула прежде не был связан с проектами в рыбопромышленной отрасли, он работал преимущественно в сфере сельского хозяйства[2], предположительно в интересах бывшего главы Минсельхоза РФ и экс-губернатора Краснодарского края А.Ткачева. При этом зимой 2023 г. сообщалось о наличии у А.Ткачева интереса к развитию рыбного бизнеса на Камчатке.
Что касается развития рыбоводства, то ВТБ весной предоставил среднесрочное льготное финансирование по программе Минсельхоза ООО «Янтарное»[3] в размере 80 млн рублей. Средства будут направлены на строительство завода для разведения лососевых в устье нерестовой реки Баклановка в Долинском районе Сахалина. Плановая мощность завода составляет 5 млн мальков кеты в первый год, а далее – до 20 млн штук ежегодно. Запуск предприятия намечен на сентябрь текущего года.
Производственный процесс предусматривает осеннюю закладку икринок лосося в инкубатор, спустя шесть месяцев мальки должны быть выпущены в акваторию моря. Через 2,5 года взрослые особи вернутся в устье нерестовой реки.
Компания ООО «Янтарное» ведет добычу лососевых пород рыбы в Долинском районе на восточном побережье Сахалинской области, а также круглогодично добывает красноперку, мойву, навагу, сельдь, корюшку и морскую капусту. На собственной базе предприятие производит мороженую рыбу, соленую лососевую икру, рыбные консервы, салат из морской капусты.
В Приморье продолжается ввод новых мощностей по хранению рыбной продукции. В текущем году запланировано завершение первого этапа строительства регионального оптово-распределительного центра (ОРЦ) «Приморский» в рамках ТОР «Надеждинская». После его ввода общие мощности для хранения рыбы в крае увеличатся на 37 тыс. тонн. Полностью центр должен быть завершен до 2026 г. Напомним, что в прошлом году в Приморье были сданы новые холодильные комплексы мощностью единовременного хранения 7 тыс. тонн во Владивостокском морском рыбном порту и 15 тыс. тонн в Большом Камне (ГК «Доброфлот»).
Во Владивостоке также планируется создать новые мощности по перевалке рыбы. Связанная с ГК «Антей» компания «Евразийский рыбный центр» (ЕРЦ, принадлежит[4] А.Пинчевскому[5] – деловому партнеру основного владельца «Антея» И.Михнова) рассчитывает построить во Владивостоке портовый комплекс для обслуживания грузов рыбной отрасли. Участок территории на полуострове Назимова был приобретен компанией на аукционе за 3,46 млрд рублей (при стартовой цене в 1,26 млрд рублей).
Приобретенная площадка уже располагает частью инфраструктуры – ЕРЦ приобрел вместе с территорией причал, три железнодорожные ветки и 35 объектов движимого имущества, прежде находившиеся в федеральной собственности[6]. По условиям торгов, инвестор должен построить холодильный склад мощностью не менее 10 тыс. тонн хранения рыбы и продуктов питания, а грузооборот комплекса после окончания работ составит 360 тыс. тонн в год. ЕРЦ намерен инвестировать в проект 9 млрд рублей и завершить работы в 2026 г.
Решение «Антея» по развитию нового актива частично связано с планами по участию во втором этапе распределения инвестиционных квот на краба, а кроме того, и с наличием на сегодняшний день сложностей с реализацией краба в Северном рыбохозяйственном бассейне (после запрета США на поставки российской продукции) и обусловленной этим заинтересованностью в расширении активности в Тихоокеанском бассейне.
Следует отметить, что в 2022 г. был зафиксирован рост поставок крабовой продукции из РФ на рынок АТР – на 36% по сравнению с 2021 г., до 56,4 тыс. тонн. В том числе в КНР было поставлено за прошлый год 23,4 тыс. тонн крабов (рост на 41%), в Республику Корея – 18,7 тыс. тонн (рост на 39%), в Японию – 14,3 тыс. тонн (рост на 24%). Стоимость импортированной российской крабовой продукции в долларовом выражении в Китае составила 770 млн долларов США, в Южной Корее – 464 млн долларов, в Японии – 350 млн долларов. В США поставки прежде осуществлялась преимущественно через третьи страны (главным образом, через Нидерланды), но во втором полугодии 2022 г. они также прекратились.
Проблемным остается вопрос субсидирования поставок рыбной продукции на внутренний рынок – в западную часть страны. Ассоциация добытчиков минтая (АДМ, президент А.Буглак) в начале июня обратилась к вице-премьеру В.Абрамченко с просьбой увеличить финансирование программы субсидирования железнодорожных тарифов на перевозку минтая с Дальнего Востока в центральные регионы РФ.
Напомним, что программа субсидирования железнодорожных перевозок мороженого минтая и филе была запущена в 2021 г. во время введения ограничений экспорта в КНР в период пандемии. На сегодняшний день стоимость перевозки минтая с Дальнего Востока составляет порядка 20 рублей за 1 кг (20-25% отпускной цены на мороженый минтай). Субсидирование составляет 6 рублей за 1 кг. Но Минсельхоз приостановил согласование заявок на перевозку в связи с исчерпанием лимитов. По итогам первого квартала года на внутренний рынок было поставлено 71 тыс. тонн минтая, тогда как потенциал на весь год оценивается в 200 тыс. тонн. В АДМ высказывают опасения по поводу повышения тарифов на перевозки рефрижераторными контейнерами в июле после начала лососевой путины (на 15-30%). В свою очередь, увеличение стоимости перевозок ведет к росту конечной стоимости рыбы и последующему падению спроса, а следовательно, и привлекательности внутреннего рынка для поставщиков.
В текущем году лимит на перевозку рыбы по субсидии (51 тыс. тонн) был исчерпан уже к середине апреля. В ВАРПЭ необходимый объем субсидирования перевозки минтая в настоящее время оценивают в сумму не менее чем 500 млн рублей. В ассоциации ожидают, что мера позволит доставить около 70 тыс. тонн продукции из ДФО в центральные регионы. Напомним, что с конца 2021 г. на субсидию было направлено более 1 млрд рублей (частично средства поступили от аукционов по продаже долей квот). Пока наблюдается рост объемов перевозки рыбы с Дальнего Востока (по железной дороге, в первую очередь в направлении Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга) – в январе-апреле было перевезено 250,6 тыс. тонн, что на 11,5% превысило результат за аналогичный период прошлого года.
В то же время у рыбоперерабатывающих производств возникают финансовые затруднения. В Камчатском крае банкротство грозит рыбоперерабатывающему заводу «Сокра» (г. Елизово). Сбербанк в мае подал иск к заводу о признании его банкротом. Данному предприятию принадлежат квоты на вылов в текущем году порядка 3,9 тыс. тонн камбалы, 6 тыс. тонн минтая и 1 тыс. тонн трески. В год завод выпускает более 15 тыс. тонн продукции, он также располагает флотом из девяти судов. Сбербанк располагает долей в предприятии. 51% в компании принадлежит камчатскому предпринимателю А.Обедину[7], 44% – С.Андрееву, 5% – у компании «Сбербанк инвестиции».
Хотя сумма долга предприятия Сбербанку не раскрывается, в 2021 г. сообщалось, что банк выдаст РПЗ «Сокра» кредит на 3,8 млрд рублей на строительство трех рыбодобывающих судов и рыбоперерабатывающего завода в рамках программы инвестиционных квот. Участие в программе предполагает, что компания принимает финансовые обязательства, но получить права на добычу она может только после сдачи объектов. При этом сроки сдачи проектов в условиях санкций откладываются. Траулеры для «Сокры» строятся на «Верфи братьев Нобель» в Ярославской области (г. Рыбинск). По предварительным данным, финансирование строительства было приостановлено компанией в начале текущего года, и из трех запланированных судов были заложены только два. Ни одно из судов не спущено на воду.
Помимо строительства крупных заводов в ДФО также вводятся небольшие мощности по переработке. Резидент ТОР «Чукотка» ООО «Саргас»[8] построило в районе косы Николая (Иультинский район) модульный мини-завод по первичной переработке рыбы мощностью 10 тонн лосося и икры в сутки, инвестировав 15 млн рублей. Розничные поставки, помимо Чукотского АО, предполагается осуществлять во Владивосток и Хабаровск. На предприятии выпускается потрошенная рыба и соленая красная икра. В дальнейшем инвестор намерен наладить выпуск копченой и вяленой рыбы.
В Иркутской области и Бурятии важным является вопрос о возобновлении промысла омуля на Байкале. На озере планируется наладить искусственное воспроизводство омуля. Соответствующее поручение дала вице-премьер В.Абрамченко в апреле по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам охраны Байкала. Для возобновления промышленного рыболовства предполагается довести объемы промыслового запаса данного вида ресурса до 10 тыс. тонн.
В связи с этим по поручению вице-премьера Росрыболовство совместно с Минприроды, ФГБНУ «ВНИРО» и Сибирским отделением РАН должны дополнительно проработать вопросы автоматизированного учета численности байкальского омуля и определения целевого результата (10 тыс. тонн) с оценкой вклада каждого вида популяций омуля в восстановление его запаса и оценкой необходимости воспроизводства всех популяций омуля, а также достаточности личинок и молоди омуля с учетом реконструкции Большереченского рыбоводного завода в Бурятии (Кабанский район, ФГБУ «Главрыбвод»), который на сегодняшний день является единственным предприятием по воспроизводству популяции посольского глубоководного омуля. Ожидается, что после реконструкции, завершение которой намечено на лето 2024 г., объем выпуска достигнет 1,25 млрд личинок байкальского омуля и 2,5 млн молоди. В 2023 г. предприятие предполагает выпустить в озеро 820 млн личинок омуля.
Контроль за ходом реконструкции организует проектный офис федерального проекта «Сохранение озера Байкал» (нацпроект «Экология») совместно с Росрыболовством и правительством Бурятии (с ежемесячными докладами правительству). Должен быть также проработан вопрос определения дополнительных районов для возможного осуществления любительского лова байкальского омуля и вопрос развития искусственного воспроизводства и пастбищного рыбоводства байкальского омуля в крупных водоемах Бурятии и Иркутской области (кроме Байкала).
Наконец, согласно поручению, Росрыболовство совместно с Минтрудом, Минобрнауки и правительствами регионов до 15 июня проработает вопрос подготовки кадров для рыбоводных заводов, их трудоустройства и осуществления мер поддержки со стороны регионов (включая обеспечение жильем).
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Заявление было сделано на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета во Владивостоке.
[2] В частности, весной 2022 г. учрежденная им компания ООО «Земельный резерв» выкупила у чешской компании PPF Group воронежский агрохолдинг «РАВ Агро».
[3] Владельцы – Л.Усатова, М.Ильина.
[4] 1% непосредственно у А.Пинчевского, 99% у подконтрольного ему ООО «Портовые проекты».
[5] Бывший вице-губернатор Сахалинской области, бывший заместитель гендиректора ОАО «Оборонстрой» (структура подконтрольного Минобороны «Оборонсервиса» (с 2014 г. «Оборонсервис» переименован в АО «Гарнизон»)). Также был заместителем директора ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод» (входит в АО «ННК» Э.Худайнатова) и председателем совета директоров ОАО «Московский завод Кристалл» (производство алкогольной продукции).
[6] Было закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Дирекция по строительству в ДФО» Управления делами президента РФ.
[7] А.Обедин ранее подвергся уголовному преследованию в связи с ситуацией вокруг другого камчатского предприятия – Петропавловской судоверфи (в 2018 г. была выкуплена на торгах камчатским рыбопромышленником Н.Куйбидой). На судоверфи А.Обедин являлся генеральным директором. В 2021 г. ему было предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями при заключении заведомо невыгодных договоров займа для предприятия с ООО «ДВ-Рыбка», из-за которых верфь лишилось ликвидного недвижимого имущества[7] (уголовное дело против А.Обедина было возбуждено по заявлению Н.Куйбиды, обвинившего делового партнера в рейдерском захвате предприятия).
[8] Принадлежит магаданским предпринимателям Д.Макарову и С.Садикову (совладельцы магаданского ООО «Восточный транзит»).