Микрозаем «Технопром» под льготную процентную ставку 6% годовых начал действовать в Хабаровском крае. Получить его можно в краевом фонде поддержки малого предпринимательства.
Рассчитывать на поддержку могут малые и средние предприятия региона, которые заняты в сфере обрабатывающего производства, а также если они осуществляют научную и техническую профессиональную деятельность, сообщает пресс-служба правительства региона.
Стаж работ предприятия может быть нулевым. Но от него зависит максимальная сумма займа. Если срок регистрации составляет от года, то сумма будет пять млн рублей, если меньше – три.
Микрозаем предоставляется на приобретение основных средств, пополнение оборотных средств, в некоторых случаях допускается также использование микрозайма на выплату жалования и оплату налогов. Компании потребуется внести залог в размере не менее чем 50% от суммы микрозайма (с учетом начисленных процентов за весь срок). Это обеспечительная мера.
Накануне Восточного экономического форума редакция EastRussia опросила членов Общественного совета Минвостокразвития о том, какие темы развития Дальнего Востока сегодня актуальнее всего и что необходимо для решения проблемных вопросов.
- В послании Федеральному Собранию РФ 29 февраля 2024 года президент России Владимир Путин отметил, что «большая многодетная семья должна стать нормой, философией жизни общества, ориентиром всей государственной стратегии». Такие семьи воспитывают детей в духе патриотизма, любви к труду и своей Родине. Однако для этого у них должна быть прочная финансовая основа, обеспечивающая их независимость и самостоятельность, что может быть достигнуто лишь через поддержку и развитие семейного предпринимательства. Именно общее семейное дело является той самой уникальной семейной ценностью, которая сплачивает всех членов семьи в устойчивый и развивающийся коллектив единомышленников всех возрастов.
Торгово-промышленная палата РФ с 2018 года ведет системную работу по развитию семейного предпринимательства, реализуя ряд специальных проектов и инициатив в этой сфере, включая подготовку будущих наследников семейного дела.
В дореволюционной России семейными династиями предпринимателей активно развивалась экономика и социальная сфера регионов – строились больницы, школы, музеи, театры, дома престарелых и т.д.
В настоящее время, по экспертной оценке, вклад семейного бизнеса в экономику России значителен:
- 99% фермерской продукции выращено семейными сельхозкомпаниями;
- 95% частных школ в России основаны семейными предпринимателями;
- 90% антивирусных продуктов в IT созданы семейными компаниями;
- 80% частных гостиниц и 60% предприятий общественного питания – это семейный бизнес;
- 75% российской косметики создано на производствах, которыми руководят родственники;
- 50% всего хлеба в России выпекают семейные пекарни.
Заинтересованность государства в поддержке и развитии семейного предпринимательства заключается в том, что это наиболее устойчивый сегмент национальной экономики, участвующий в реализации множества социально-экономических задач – от демографии до экономики, от социальной сферы до подготовки кадров. Вот только несколько самых привлекательных характеристик семейного бизнеса: стремление к самореализации, общие цели и планы, любовь к своему делу, вовлеченность членов семьи из разных поколений, нацеленность на долгосрочную работу, готовность к инвестициям, поддержка сотрудников, благоприятная внутренняя культура, социальное развитие, ориентация на качество и соответствие запросам конкретного сообщества.
У семейных компаний есть возможность решить многие проблемы многодетности: финансовая независимость от государства, материальное стимулирование, гибкий график работы, возможность решать домашние дела в удобное время, возможность привлекать детей к труду с самого раннего возраста; крепкая связь поколений и естественное наставничество. Дети из семейных компаний, получив высшее образование, возвращаются к себе на родину, чтобы продолжать семейное дело и создавать свои многодетные семьи, формируя, таким образом, настоящие бизнес-династии. Семейные компании открываются на десятилетия, они нацелены на долгосрочное развитие. Создавая фамильные бренды, семейные компании продвигают не только себя, но и свои регионы, и страну в целом.
Также привлекательность семейного бизнеса для экономики объясняется тем, что такие компании менее готовы к рискам, поскольку работают на себя и свою семью. Меньший риск компаний – больше стабильности экономике и персоналу, больше уверенности в работе и, соответственно, желания расти и развиваться. Помимо этого, семейный бизнес больше заботится о среде, в которой он работает, что соответствует современным тенденциям устойчивого развития.
Преимуществ у семейного бизнеса много, но для долгосрочного развития и полноценной реализации имеющегося потенциала этого сектора экономики необходима благоприятная деловая среда, инструменты и меры поддержки. А для этого нужно закрепить на законодательном уровне РФ понятие «семейное предпринимательство». Законодательство по семейному предпринимательству постепенно формируется, уже в 9 субъектах РФ приняты местные законы, определяющие статус семейных компаний, в их числе и два региона ДФО – это Республика Саха (Якутия) и Камчатский край, где приняты поправки в региональные Законы «О развитии малого и среднего предпринимательства». Принятие на законодательном уровне понятия «семейное предпринимательство» позволит решить многие вопросы, остро стоящие на повестке Дальнего Востока. Это закрепление молодого трудоспособного населения в местах проживания, это повышение рождаемости, развитие наставничества и семейных династий, развитие и расширение производств на местах, а это пополнение бюджетов различных уровней.
Олег Герасимов стал первым назначенцем на должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в год её учреждения: в 2014-м. 10 лет — предельный срок нахождения на этом посту и поэтому 30 января 2024-го — в день согласования кандидатуры преемника — он последний раз выступил перед депутатам Законодательной думы Хабаровского края в качестве бизнес-омбудсмена.
В отчёте о проделанной работе за год значится, что в 2023 аппарат уполномоченного 2023 году рассмотрел 425 обращений, удалось помочь полностью или частично 40 процентам заявителей. Примерно такая же картина была и в прошлом году, и в позапрошлом: 398 предпринимателей обратились за помощью к омбудсмену в 2021-м, и 419 — в 2022-м. Чаще всего бизнес-сообщество просит оказать содействие в получении поддержки для преодоления трудностей вызванных сначала пандемией коронавируса, а затем санкционного давления, на втором месте земельно-имущественные споры, на третьем — гражданско-правовые.
Помимо работы по индивидуальным запросам и решения конкретных конфликтных ситуаций, аппарат бизнес-уполномоченного призван следить за ситуацией и настроениями в предпринимательской среде. Регулярные опросы позволяют получать достоверную информацию «из первых рук».
— В 2023 году число респондентов, сохранивших свои позиции в бизнесе, составило 60%, что на 13% выше, чем в 22 году и на 15% выше, чем в 2021 году, — рассказал Олег Герасимов. — При этом количество опрошенных, заявивших об ухудшении своего положения уменьшилось по сравнению с предыдущим периодом на 5% и на 7,5% процентов относительно позапрошлого года. По сравнению с 2022 годом предприниматели смотрят в будущее с большей надеждой: на конец 2023 года число респондентов, верящих в улучшение ситуации, увеличилось по сравнению с предыдущим периодом на 7%, заметно уменьшилось число ответов о негативном влиянии происходящих событий на состояние бизнеса.
Один из параметров постоянного мониторинга — административное давление. В 2021 году 34,7% опрошенных предпринимателей утверждали, что она увеличилась, в 2022-м так считали 33%, а в 2023-м уже 25,2%. При этом с 5 до 17% выросло количество тех, кто ощутил снижение этой самой административной нагрузки.
— Лидером антирейтинга ведомств, создающих максимальные административные барьеры, в 2023 году с большим отрывом стала Федеральная налоговая служба, на втором месте Роспотребнадзор, на 3 МВД России и Ростехнадзор, — отметил бизнес-омбудсмен.
Также традиционно общественный совет уполномоченного формулирует системные проблемы бизнеса Хабаровского края для включения в доклад Борисам Титова Президенту. По итогам 2023 года федеральному бизнес омбудсмену направлены следующие проблемы — первая и главная: дефицит квалифицированных кадров у субъектов МСП. На втором месте — высокие тарифы по страховым взносам. Третью ступеньку пьедестала проблем занимает двойная административная ответственность: за одно и то же правонарушение — имеется ввиду назначение наказания юридическому лицу и виновному должностному лицу. Замыкает список болевых точек отсутствие у самозанятых возможности получения государственной поддержки в виде бесплатной юридической помощи.
— Некоторые из этих проблем проблемы звучат в докладах уполномоченных ДФО уже не первый год, — подчеркнул Олег Герасимов. — Их решение находится в основном на федеральном уровне. Вместе с тем без поддержки краевых властей вопросы не удаётся сдвинуть с мёртвой точки. При этом, как и в 2022 году, опрошенные предприниматели считают необходимым для улучшения инвестиционного климата снизить налоговую нагрузку, усовершенствовать систему информирования о действующих программах поддержки предпринимательства и снизить требования к участникам госзакупок.
Вот такое наследство примет Андрей Веретенников — будущий защитник прав предпринимателей Хабаровского края.
Его кандидатуру предложил губернатор региона, но, прежде чем под соответствующим распоряжение появится его подпись, предложенную кандидатуру должны утвердить депутаты Законодательной думы Хабаровского края. Многим из них Андрей Веретенников знаком — с прошлого год он является советником губернатора Хабаровского края по предпринимательству. Ранее он занимал во властных структурах разного уровня должности, так или иначе связанные со взаимодействием с бизнесом, и возглавлял разнообразные деловые объединения, включая Совет по предпринимательству и Ассоциацию рестораторов Хабаровского края. Заслуги Веретенникова перед бизнесом на внеочередном заседании Думы народным избранникам представила первый заместитель председателя Правительства Хабаровского края Мария Авилова.
— С 2017 года по 2022 год Андрей Николаевич возглавлял Совет по предпринимательству улучшению инвестиционного климата в Хабаровском крае, одновременно с 2019 по 2022 год. был председателем Городского совета по предпринимательству при мэре Хабаровска — напомнила Мария Авилова. — Этот период характеризовался наиболее сложным этапом, когда мы все столкнулись с ковидными ограничениями, и по сути своей нам пришлось заново выстраивать бизнес-сообщество в новых условиях ведения бизнеса. Благодаря вовлечённости Андрея Николаевича, его огромному опыту, умению находить эффективные решения, бизнес получил необходимую поддержку, смог развиваться дальше. Совместными усилиями Совета по предпринимательству и правительства края удалось не допустить резкого снижения деловой активности и обеспечить быстрое восстановление сферы малого и среднего бизнеса.
Кто бы после такой характеристики проголосовал против? Кандидатура Андрея Веретенникова была согласована единогласно. Отвечая на вопрос корреспондента EastRussia о первоочередных планах, будущий бизнес-омбудсмен Хабаровского края сказал:
— Есть большая глобальная задача: аппарат бизнес-уполномоченного должен стать неким дополнительным институтом развития предпринимательства, в том числе экономики на территории края. Благодаря наличию людей в аппарате бизнес-омбудсмена нужно организовать работу во взаимодействии с экономическим блоком правительства региона, с отраслевыми министерствами, муниципалитетами и главное, в том числе с Законодательной Думой Хабаровского края именно в рамках развития этой самой экономики. Я говорю о объединении бизнес-сообщества, ассоциаций, бизнес-объединений и самое главное предпринимателей с большим количеством сотрудников, которые, собственно, являются такими флагманами развития отраслей. На сегодняшний момент эта работа велась, но у меня есть возможность благодаря опыту, образованию и наработанной уже какой-то практике эту работу довести, наверное, в хорошем смысле для совершенства.
От предложений платного продвижения владельцы семейного бизнеса «Стирай-Город» Мария и Евгений Масловы вежливо отказываются: «сарафанное радио» сполна обеспечивает загрузкой четыре их прачечных. Поначалу проект задумывался как прачечные самообслуживания, но дело пошло со скрипом. Пришлось нанимать персонал и по мере развития бизнеса выкристаллизовалась тенденция: самые надёжные сотрудники – возрастные.
Имея три четверти работников из числа пенсионеров, за победу в номинации «Лучший проект в сфере обеспечения занятости, вовлечения в социально активную деятельность лиц, нуждающихся в социальном сопровождении» Масловы особенно и не боролись – подали документы и… благополучно забыли. Поэтому звонок от организаторов конкурса из Москвы показался Марии подозрительным.
– Честно говоря, когда мне позвонили и пригасили в Санкт-Петербург, я подумала, что это шутка, – рассказывает Мария. – Документы мы подали ещё год назад, из Хабаровска на всероссийский уровень никто никогда не проходил, награждение на региональном уровне прошло ещё полгода назад – у меня есть статуэтка прекрасная… а тут звонят и говорят: «Вы победили в конкурсе, нужны ваши паспортные данные!». Я подумала, что сейчас будут разводить на деньги или что-то в этом духе. Оказалось – нет, мы победили и в финале!
Во время рассказа Мария то и дело смеётся, вспоминая, как девушка из колл-центра посетовала, на то, что очень сложно с дальневосточниками созвониться и договориться. У наших земляков уже на уровне рефлекса выработалась реакция на номера телефонов с кодом не домашнего региона – «Звонят мошенники!».
Мы стоим в подвальном помещении, в одной из прачечных «Стирай-Город». На вешалках ждут своих хозяев постиранные пуховики, на полках разложены менее габаритные заказы. Нашей беседе аккомпанирует гул стиральных машинок, перемежаемый их же писком, когда стирка заканчивается. Мария по случаю интервью в стильном светло-бежевом костюме. Обычный рабочий наряд, конечно, много проще – джинсы-майка, но то ли эффектный образ, то ли взволнованный голос собеседницы погружают в торжественность церемонии награждения, которая состоялась в Ельцинской библиотеке.
– Это было в первый день Петербургского международного экономического форума. Большущий зал, были приглашены оперные певцы, звучала живая музыка, всё было очень красиво, – вспоминает Мария. – Тут мы узнали, что стали призёрами, для меня это было очень значимо. Вообще было много номинаций и победителей – и по работе с инвалидами, и по созданию особой среды, кто-то собирал вещи, кто-то создал школу футбола для детей. Абсолютно разные люди и проекты. Но, как мне кажется, помимо того, что для победы нужно быть социальным предпринимателем, нужно быть хорошим человеком. Помимо создания рабочих мест, жюри надо было зацепить чем-то ещё… Уж не знаю, чем конкретно зацепили мы, но впервые за пять лет существования конкурса мы стали первыми представителями Хабаровского края в его финале.
К тому, чтобы в приеме на работу отдавать предпочтение людям старшего возраста, в «Стирай-Городе» пришли не сразу. Когда стало понятно, что модель с прачечными самообслуживания не работает и нужны не просто администраторы, но такие сотрудники, которые своими руками положат вещи в стиральную машину, брали всех. Брали иногда и из желания поддержать, и из жалости – так было с человеком, искавшим работу после освобождения из колонии. Брали разных людей, но в молодых быстро разочаровались: им то маникюр мешает, то время не подходит, то жарко, то холодно, или «пахнет». «Золотым» возрастом в итоге стали предпенсионеры и те, кто уже вышел на пенсию.
– Эти женщины приходят и начинают работать – пахнет-не пахнет, ногти – не ногти, стоит и работает – рассказывает Мария. – При этом круг обязанностей у наших фей самый широкий. Плюс для клиента – он работает с одним человеком: пришёл, сдал вещи конкретному сотруднику, обговорил с ним все нюансы, и этот же сотрудник постирает, посушит, погладит и выдаст. То есть заказчик имеет прямой контакт с исполнителем и гарантированную обратную связь, в отличие от больших прачечных или химчисток, где многоэтапность, где один принял, другой отвез, третий заложил в машинку.
Для нас плюс в таких сотрудниках в том, что это люди с большим жизненным опытом, с ними легко договориться, они очень благодарные и ответственные, они друг друга подменяют без проблем. Мы работаем уже девятый год, в жизни у всех происходят разные события – радостные и не очень, но они всегда находят возможность подменить коллегу. Не уверена, что в молодом коллективе кто-то готов делать такие сверхусилия.
Статус социального предпринимателя – не присваивается автоматически. Его надо заслужить и ежегодно подтверждать.
– Всего существует четыре категории социальных предпринимателей, – рассказывает Екатерина Чабан, руководитель центра «Мой бизнес» Хабаровского края. – Это те, кто работает с гражданами из социально незащищенных слоёв населения: либо их трудоустраивает, либо для них производит продукцию, либо у них продукцию закупает. Плюс ещё есть категория с определённым перечнем ОКВЭД, как правило, это работа с детьми, дошкольное образование, развивающая деятельность.
Те, кто помогает другим, и сами заслуживают поддержки. В Хабаровском крае социальные предприниматели могут рассчитывать на целый комплекс мероприятий, которые облегчат ведение своего дела. Так в центре «Мой бизнес» к их услугам бесплатные консультации и тренинги. Кроме того, тем, кто работает по упрощенной системе налогообложения в 2022 году снизили ставку налога с 6% до 3% - для выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы», и с 15% до 8% для налогоплательщиков, выбравших «доходы минус расходы». Этот режим действует и в 2023 году, причем решением губернатора Хабаровского края он продлен до 2025 года. Плюс, занесённым в реестр социальных предпринимателей доступна грантовая поддержка от 100 тыс. до полумиллиона рублей на развитие бизнеса.