С 4 апреля на территории Бурятии, за исключением Кабанского района, ввели особый противопожарный режим. Там режим введут с 15 апреля. С 1 мая действие режима начнется на севере Бурятии – в Муйском, Окинском, Баунтовском эвенкийском и Северо - Байкальском районах и Северобайкальске.
Об этом сообщили EastRussia в региональном агентстве лесного хозяйства. Из-за сложной лесопожарной обстановки вводятся ограничения по посещению лесного массива. Пребывание граждан и въезд транспорта в лес ограничен. Людей призывают соблюдать установленные правила, а в случае необходимости сбора валежника и дикоросов необходимо обратиться в ближайшее лесничество.
За несоблюдение правил в лесах Бурятии в период действия особого противопожарного режима грозит административная ответственность.
Помимо режима ОПР на территории республики распространено предупреждение о лавинной опасности. Сход снежных лавин возможен до 5 апреля.
Кто не мечтал сделать путешествия частью своей работы? Открывать для себя и для других Арктику и Дальний Восток, проводить много времени на природе и делиться этой красотой с аудиторией. Директор видеопроизводства коммуникационного агентства PressPass Юлия Лобастова рассказала о том, как делать это красиво.
- Что вас больше всего вдохновляет в поездках?
- Открытие новых регионов для себя. До того, как я начала работать в PressPass, я очень недооценивала туризм в России, считала, что его особо и нет. Но после того, как начала ездить по работе в разные регионы страны, Россия для меня открылась с другой стороны, я поняла, что очень сильно заблуждалась и ошибалась. И теперь, например, Камчатка — один из моих любимых регионов. Мне кажется, я уже стала ее амбассадором. Даже в отпуск туда ездила и взяла туда с собой десять человек.
- Чем вдохновляетесь, когда готовитесь к поездкам, к написанию роликов?
- Каждая поездка — новая. Даже, когда приезжаешь в регион снова и снова — поездка и съемки каждый раз другие, они вообще не повторяются — другие погодные условия, другое окружение. На Камчатке я была в разное время года и видела очень разную природу. Хорошо, что в России есть четыре сезона, потому что можно наблюдать ее каждый раз другую.
Вдохновляют рассветы и закаты, потому что природа открывается с самой своей лучшей стороны. Съемки у нас в основном и проходят в это время. Точнее, они проходят весь день, но начинаем мы с раннего утра, и это огромное счастье – застать и рассвет, и закат в один съемочный день.
- Многие говорят, что ваши ролики похожи на кино. В чем секрет? Это команда, видение режиссера, работа продюсера?
- Это комплекс условий. Это и хорошая оптика, и оборудование, и режиссерский подход. Многие говорят, что не могут отличить картинку одного объектива от другого. Они лукавят, потому что еле уловимое отличие есть, оно как раз и дает картинку, как в кино или как в обычном репортажном ролике.
- Помимо хорошей оптики, нужна еще и хорошая команда.
- Да, наша команда насчитывает порядка десяти человек: кто-то трудится в продакшене, пока идут съемки, еще пять человек трудятся после. Цикл производства занимает почти месяц.
- Как правильно создавать ролики? Какие этапы нужно пройти?
- Сначала мы изучаем территорию по видео и картинкам, которые уже есть. Затем складывается определенный набор того, что выгодно показать в регионе. После этого мы подбираем оптику, аппаратуру, реквизит, актеров и отправляемся снимать на натуре. Обычно на съемку нам требуется от пяти до десяти смен, при этом у команды абсолютно ненормированный рабочий день.
- А где берете актеров?
- Мы стараемся по максимуму вовлекать регионы в наши проекты и в качестве актеров приглашаем местных ребят, добровольцев, которые будут выступать лицом своей территории. Например, в этом году в роликах на Камчатке снимались местные девушки — лыжница, гид и каюр.
- Какой из регионов Дальнего Востока самый кинематографичный, на ваш взгляд?
- Камчатка! Вообще на Дальнем Востоке я была в Якутии, Хабаровском крае и на Камчатке. Это всего четыре региона из одиннадцати, поэтому оценивать сложно.
- А какой дальневосточный регион вы мечтаете снять?
- Курилы. Это моя мечта. Еще интересно поснимать в Магаданской области, там очень красиво. И очень хочу побывать в Забайкалье на Чарских песках.
- С какими трудностями приходится сталкиваться во время съемок на Дальнем Востоке?
- С погодой. С ней вообще сложно где-то договориться, а на Дальнем Востоке особенно. Например, во Владивостоке мы снимали ролик-анонс для регаты. Был конец мая-начало июня. Гребцы, которых мы снимали, приготовили лодки, но в воду зайти не смогли — так было холодно. Пришлось находу менять локацию, ехать в другую часть города.
Нюансов, связанных с холодом, много. Даже в дождь можно что-то снимать, но не в холод, страдают и актеры, и съемочная группа. Этой зимой у нас была длинная съемка на Камчатке, мы работали 20 дней и съемочная группа болела по очереди. Это было очень тяжело, потому что не получалось полностью выполнить ни один съемочный день. Приходилось на ходу что-то решать, отменять съемки, переносить их.
- А взаимодействие с дикой природой — не одна из сложностей?
- Да, тоже одна из сложностей. Однажды в Кроноцком заповеднике мы снимали ролики о безопасном поведении туристов, и перед нами пробежал медведь. Было страшно — он с большой скоростью убегал от другого мишки, а мы думали, что он бежит прямиком на нас. Еще одна трудность — мошкара. Как-то раз мы попали в облако мошки, она постоянно была в кадре и все портила. Мы пытались что-то предпринять, пользовались репеллентами, но они не помогали. Вообще ничего не помогало. Длилось это минут 40, не было ни ветринки и мошкара стаями летала над всей съемочной группой, было очень неприятно. Пришлось ждать, пока сама природа не вмешается и не включит нам ветер. И как только он появился, мошку просто сдуло, и мы смогли спокойно работать.
- Что обязательно нужно показать в роликах о Дальнем Востоке?
- Уникальную природу, красивые пустынные пляжи. И еще, кроме природы, на Дальнем Востоке нужно обязательно показывать развитие, потому что оно есть и происходит стремительно. И это развитие можно показать через ролики про природу, потому что вся инфраструктура вписана в нее. И это, кстати, еще один интересный бонус регионов Дальнего Востока — ты находишься в городе, но при этом вокруг тебя природа.
- Самая сложная работа, которой вы гордитесь?
- Все работы, которые были сделаны с командой, мне нравятся. Они сложные и интересные.
- Что должно обязательно быть в ролике, чтобы он стал интересным?
- По моему мнению, любой ролик должен затрагивать струны души. Когда тебя затрагивает, значит, все получилось. А если посмотрел и ничего не осталось, значит плохо поработали.
Сегодня вторая очередь трубопроводного транспортного коридора «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО-2) в составе ВСТО в полной мере обеспечивает энергетическую безопасность как Дальнего Востока, так и Российской Федерации в целом. Бесперебойные поставки по нему ведет коллектив компании «Транснефть – Дальний Восток», которой накануне исполнилось 15-лет с начала производственной деятельности.
Главные цифры
За 15 лет по ВСТО-2 прокачано более 400 миллионов тонн нефти. Построенный для транспортировки сырья на нефтеперерабатывающие заводы дальневосточного региона, а также для создания более короткого экспортного маршрута в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, трубопровод дал мощный импульс развитию нефтедобычи Восточной Сибири. А еще – стал драйвером экономик регионов, про которым проходит – Амурской области, ЕАО, Хабаровского и Приморского краев.
Предприятие организовало около четырех тысяч рабочих мест, построило десятки домов для работников, стало ведущим налогоплательщиком территорий присутствия. Так, только за прошлый год в бюджет Хабаровского края, в который вместе с «Транснефтью – Дальний Восток» пришла и, собственно, нефтетранспортная отрасль, оно перечислило более 2,5 миллиардов рублей налогов. А на благотворительные цели за 15 лет направило почти полтора миллиарда рублей.
Общая протяженность нефтепроводов, которые обслуживает «Транснефть – Дальний Восток», составляет более двух тысяч километров. 15 современных нефтеперекачивающих станций (НПС) снабжены автоматизированными системами управления процессами транспортировки нефти и энергоэффективным оборудованием. И ВСТО-2, и нефтепровод-отвод от него на Комсомольский НПЗ созданы с учетом передовых достижений в проектировании, строительстве и эксплуатации нефтепроводов, обладают высоким уровнем надежности и безопасности.
Отдавая частичку себя…
По случаю 15-летия ООО «Транснефть – Дальний Восток» состоялось торжественное собрание. На нем региональными и корпоративными наградами были отмечены работники, внесшие значительный вклад в развитие отрасли. Многие из них трудятся на предприятии с момента его создания – со стройплощадок. Реализация проекта прокладки ВСТО-2 стала временем внедрения уникальных технических решений. До начала строительства его участники даже не представляли, что смогут возвести такую грандиозную инженерную систему. Тем более в рекордные сроки.
– Сегодня вспоминал, как мы были молодыми, строили ВСТО-2, запускали станции, запускали наш нефтепровод, отдавая ему частичку себя, – вспоминает заместитель генерального директора ООО «Транснефть – Дальний Восток» по эксплуатации Антон Шендеров. - Каждый принимал участие, вкладывал душу, чтобы этот организм заработал.
Нефтепровод ВСТО все чаще сравнивают с БАМом. И по значимости для страны, и по самоотверженности строителей. Как отметил в ходе церемонии награждения, первый вице-президент ПАО «Транснефть» Максим Гришанин, «наша роль как инфраструктурной компании – объединять страну этим стальным хребтом, которым мы являемся. Ничего б мы так эффективно не построили, никогда б мы так эффективно не работали, если бы все вы и ваши коллеги каждый день приходя на работу просто, честно не выполняли свой долг и свои обязанности».
До недавнего времени система ВСТО была лишь одним из альтернативных маршрутов экспорта российской нефти. Основными путями были приморский (из балтийского порта Приморск в Ленинградской области – прим. ред.), новороссийский (из Новороссийского морского торгового порта на Черном море) и знаменитый нефтепровод «Дружба», по которому шли поставки в Восточную Европу. В 2022 году все поменялось. И сейчас трубопроводная система ВСТО – это значительная часть экспорта российской нефти.
– Мы продолжаем развивать нашу инфраструктуру. Строим резервуарные парки, в 2023 году ввели в эксплуатацию два новых нефтяных резервуара в Хабаровском крае, сейчас идет возведение аналогичных емкостей в Приморье. Для обеспечения дополнительной надежности ведем строительство резервных ниток подводных переходов ВСТО-2 через дальневосточные реки, меняем роторы магистральных насосных агрегатов на НПС, – сообщил генеральный директор ООО «Транснефть – Дальний Восток» Виталий Степанов. – Весь этот комплекс мероприятий позволит нам еще более эффективно выполнять поставленные задачи.
Приветствие президента компании «Транснефть» коллективу ООО «Транснефть – Дальний Восток»
Уважаемые коллеги!
Поздравляю вас с пятнадцатилетней годовщиной в отрасли. Дальний Восток всегда был и остается территорией инноваций, территорией смелого научного и инженерного поиска, проверяющей на подлинность и прочность человеческий характер, эффективность технических и технологических решений.
В системе «Транснефть» ваша организация отвечает за одно из ключевых направлений - поставки нефти на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. С учетом текущей геополитической ситуации это самый масштабный и самый ответственный фронт работы. Обеспечение стабильной бесперебойной работы одного из самых мощных и самых важных нефтетранспортных маршрутов предъявляет особые требования к предприятию и его коллективу, возлагает особую ответственность на сотрудников и руководителей. Крепкая профессиональная команда «Транснефти - Дальний Восток» вносит достойный вклад в развитие восточного вектора поставок энергоресурсов и укреплении энергетической безопасности страны.
От всего сердца поздравляю вас и желаю вам дальнейшей успешной плодотворной работы на Благо России. С праздником!
Николай Токарев
В 2020 году президент России утвердил Доктрину продовольственной безопасности, направленную на повышение уровня самообеспечения регионов основными видами отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Для воплощения её целей в 2021 году правительство Хабаровского края поставило задачу региональному минсельхозу: создать к 2026 году 4 агрокластера, и 9 — к 2030. В регионе приступили к реализации опорного проекта «Мелиорация и кластер АПК». Результаты проделанной работы чиновники озвучили на совещании постоянного комитета по вопросам промышленности, предпринимательства и инфраструктуры Законодательной дума края. Отдавая должное прогрессивности идеи, законодатели и сельхозпроизводители региона выдвинули контраргументы и указали на более актуальные, по их мнению, проблемы.
Для определения потенциальных возможностей формирования сети агрокластеров на территории края минсельхоз в 2022-2023 годах обратился к науке. В результате проведенной научно-исследовательской работы (НИР), в основе которой лежал анализ агроклиматических условий региона, земельных ресурсов и определения потенциальных территорий для размещения агрокластеров, минсельхозу предложили сформировать на территории края участки общей площадью не менее 30 тысяч га (то есть каждый займет не меньше 3 тысяч гектаров). На этих участках рекомендовано строить осушительные мелиоративные системы польдерного типа, что позволит подготовить почву для выращивания сельхозпродукции. К слову, стоимость проведенной оценочной научной работы обошлась краевому бюджету в 9 миллионов рублей.
Специалисты отметили, что к концу XX века Хабаровский край исчерпал запас сельскохозяйственных земель, на которых можно выполнить самотечные осушительные системы. Согласно научным данным, затраты на подготовку площадей для выращивания картофеля, овощей закрытого грунта, зерновых, включая сою и кукурузу, необходимо затратить порядка 600 тысяч рублей на один гектар. Окупаемость таких проектов составляет 25 лет.
В соответствии с НИР, ввод в оборот земель и создание агрокластеров планировалось за счет специализированной управляющей организации, по типу ТОР. Финансироваться она должна была за счет консолидированного бюджета: федеральные средства плюс меры краевой поддержки. Предполагалось, что размежеванные земельные участки, на которых сделают мелиорацию и подведут инфраструктуру, будут передаваться фермерам для выращивания зерновых и овощей, и создания кооперационных цепочек по переработке и сбыту.
— Отступая от теории, мы столкнулись с тем, что у нас отсутствует возможность реально неукоснительно реализовать такую модель. Научная работа обосновала затраты на создание девяти агрокластеров в объёме 30 миллиардов рублей, и мы неоднократно обращались в федеральный минсельхоз, но пока данные обращения остались без движения, — рассказала депутатам первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия края Алена Селезнева. — Сейчас мы ведем работу на основании действующих программ господдержки и сил краевой машинно-тракторной станции (МТС), которая помогает фермерам проводить мелиоративные работы. Сегодня в Хабаровском крае на этапе формирования пять агрокластеров площадью почти 20 тыс. га. Это Дальневосточный агропарк на острове Большой Уссурийский, где планируется выращивать зерновые и кормовые культуры; российско-белорусский кластер мясо-молочного направления; учебно-образовательный кластер, в рамках которого будет обеспечен комплексный подход к решению вопросов кадровой обеспеченности отрасли. Также планируется создать овощной кластер и селекционно-семеноводческий кластер по двум направлениям: ягодные культуры и картофель. Конечно, мы гонимся не за цифрами и показателями, а хотим за счет этого механизма решить проблемные вопросы отрасли и стимулировать производство местной продукции. Ведь основная цель агрокластеров — это создание кооперационных цепочек и взаимодействия между сельхозтоваропроизводителями и переработчиками.
При этом у министерства сельского хозяйства нет полномочий в оказании государственной поддержки предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности для формирования полноценных производственных цепочек от производства сырья до реализации готовой продукции. И получается, что развивать кооперацию между производителями региона нужно, а реальных возможностей для этого как будто и нет. На это внимание заместителя министра обратила спикер Думы Ирина Зикунова.
— Стратегию развития агрокластеров нужно сделать более реалистичной, — подчеркнула она. — Если осуществлять поддержку, то ее надо планировать для конкретных хозяйствующих субъектов через достижение определенных показателей: увеличить объемы продукции и добавленной стоимости. Там уже у самих бизнесменов появится мотивация, чтобы работать по принципу комбинатов. Мы должны беречь и развивать сложившиеся бизнес-единицы, а не строить воздушные замки на пустом месте за большие миллиарды рублей. У вас есть хозяйствующие субъекты для новых агрокластеров? Есть инфраструктура и ресурсы для создания таких площадок, люди, которые там будут работать? Мы помним, что кадровый вопрос — один из наиболее острых по стране, ведь недаром же президент запустил в этом году реализацию еще одного нацпроекта, который так и называется, «Кадры». Люди сегодня уезжают из сельской местности на заработки, на вахту. Молодежь идет служить по контракту, или не хочет пачкать руки в коровнике. А вы хотите создать девять площадок, провести мелиорацию на 30 тысячах гектарах земли – для чего? Кто сеять и пахать будет?
Присутствующие на заседании комитета думы представители бизнеса поддержали Ирину Зикунову. Сегодня правительство края частично субсидирует затраты фермеров на приобретение сельхозтехник, семян и удобрений, возмещает средства, потраченные на приобретение племенного скота, строительство овощехранилищ и коровников. Но остается еще много проблемных вопросов, которые волнуют сельхозпроизводителей.
— Вы говорите, что необходимо проводить мелиорацию, и мы поддерживаем это решение обеими руками, — говорит Анна Мусина, генеральный директор ЗОАО «Соя», член общественного совета при министерстве сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края. — Но затраты на проведение этих работ несоизмеримы с нашими доходами. Несколько лет назад сельхозпредприятие «Вектор», например, выполнило мелиоративные работы, потратив 20 миллионов рублей. Компенсировать смогли не больше 5 миллионов, получается, что мероприятия провели практически за свой счет. А земли не в нашей собственности, они краевые, мы их лишь арендуем. Да, сейчас есть федеральная программа, по которой можно вернуть до 50% средств, потраченных на мелиорацию, и компания «Сервис Агро», которая сегодня работает в Зоевке и осваивает 6 тысяч гектаров земли поэтапно, уже вернула половину средств, потраченных на первый этап. Но, во-первых, эти деньги — порядка 300 миллионов рублей на 1000 га мелиорации надо иметь, чтобы их вкладывать. А во-вторых, печальный опыт говорит поостеречься, иначе, где потом брать средства на содержание скотины в коровниках, на корм и тд., если все вложить в осушение пашни?
Коллегу поддержала владелица двух птицефабрик Людмила Кузнецова. По мнению бизнеса, нецелесообразно транжирить региональный кошелек, когда есть множество федеральных проектов поддержки, в частности, по мелиорации.
— Смотрите, мелиорация в России — одно из ключевых направлений, на которое тратится 10 000 000 000 ₽ в год, — рассказала предприниматель. — После моего обращения к президенту на встрече в январе, господдержку на мелиоративные работы увеличили в два раза. Отношение к Дальнему Востоку, и Хабаровскому краю в частности, должно быть особое, уверена в этом. У нас при подъемах уровня воды, при проливных дождях и заболачивании почв смывается плодородный слой. Мы сейчас опять ждем наводнения. Поэтому мы будем настаивать на этом, чтобы эти работы по мелиорации были проведены на Дальнем Востоке, потому что иначе мы потеряем дальневосточные земли.
Мы предлагаем все-таки увеличить количество проектов, которые нужно отдать в федеральный орган Министерства сельского хозяйства для разработки именно субсидирования Хабаровского края, увеличения господдержки именно нам, потому что есть регионы, например, Забайкальский край, который получил деньги на мелиорацию, но он их не освоит. А нам 164 миллиона точно не лишние. Может быть, можно перераспределить бюджет, ведь до конца года еще полгода есть. И тогда не придется трясти краевую казну, которой и так на все не хватает. Просто нужно подать заявку федеральному минсельхозу, озвучить пожелания сельхозпроизводителей. Я все время обращаюсь к краевому минсельхозу, но связи нет, мы как будто параллельными путями идем, хотя работаем над одними задачами. А ведь изыскивать средства — это задача чиновников.
О недостаточной связи между министерством и работающими на земле производителями говорят и другие сельхозпроизводители. Они подчеркивают, что Хабаровскому краю необходимо найти альтернативу сои, которая позволяет зарабатывать, но истощает почву. Требуются закупочные пункты, налаженный гарантированный сбыт продукции, создание молочных кухонь для кормящих мам, как это было в Советском Союзе.
— Нужно доработать созданное, — считает глава сельскохозяйственного предприятия предприятия «Вектор» Сергей Гоманюк. — Растениеводство, переработка, поставка на молзаводы, птицефабрики. Чтобы была минимальная накрутка в торговых сетях. В Приморье, например, на местную продукцию накручивают не больше 10%. Почему у нас так нельзя сделать? Чтобы люди выбирали своё, а производители не уходили в ноль, пытаясь реализовать сделанное любой ценой. Сегодня с той же сои можно и масло, и жмых, и белок получить, который, кстати, с удовольствием употребляет птицефабрика в Комсомольске. Раньше потребление соевого белка было 1,5 тысячи тонн в месяц, то есть наши сельхозпроизводители практически всё могли бы туда сдавать, а не отправлять в Китай. Кукуруза — то же самое, там до 40% идет в корма. Сегодня кукуруза дешевле, чем пшеница. Можно было бы это легко организовать.
Жителям региона гораздо нужнее создание птицефабрики, где будут выращивать бройлерных кур, производить охлажденное мясо на 30 000 тонн в год, считает Сергей Гоманюк, — Какая ягода, я вас умоляю. Нужно строить завод по переработке кукурузы, в конце концов, можно рис выращивать на системах… Больше реализма, господа чиновники! Помощь на региональном уровне нам оказывают, но недостаточную. Например, есть такая мера поддержки, как субсидия на возмещение части затрат на проведение агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв. Объем финансирования в 2024 году составил 36 013 770,00, что по отношению к 2023 году составляет 61,15%. «Споросу» (производителю семян сои — прим. автора) вообще было отказано, нам было выделено порядка 18% от того, что запрашивали, Прилепины (КФХ Прилепин прим. автора) получили порядка 30%, и так далее. Почвы у нас в крае, к слову, за год лучше не стали, если хотим получать нормальные урожаи, необходимо вносить удобрения, проводить мелиорацию. На эти цели можно получать финансирование из федерального бюджета, и краевому минсельхозу стоило бы активней обращаться за господдержкой. Тогда и продовольственная безопасность в Хабаровском крае будет на надлежащем уровне.
В текущем году в ряде регионов запланировано расширение посевных площадей и увеличение экспортных поставок. Ущерб отрасли, тем не менее, наносят заболевания, ведущие к сокращению поголовья скота и приостановке деятельности предприятий. В отрасли запланировано создание новых производств.
Посевная и удобрения
В регионах ДФО и Восточной Сибири завершается посевная кампания. В Иркутской области к середине мая посеяно 120,8 тыс. га зерновых и зернобобовых культур, в том числе 61,4 тыс. га пшеницы, 9,8 тыс. га овса, 38,5 тыс. га ячменя и 11 тыс. га гороха, что в два раза больше, чем на аналогичную дату прошлого года. Всего под урожай 2024 г. запланировано посеять 391 тыс. га зерновых и зернобобовых культур, 78,9 тыс. га масличных культур, 21,7 тыс. га картофеля, 3,2 тыс. га овощей открытого грунта и 95,9 тыс. га кормовых культур.
Стоит отметить, что в первом квартале текущего года сельхозпроизводители Иркутской области увеличили экспорт зерновых культур более чем в пять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ведущими зерновыми экспортируемыми культурами являются ячмень, овес и пшеница (в отчетном периоде основу составили ячмень и овес), поставляемые в Китай и Монголию.
В Приморском крае посеяно 101,2 тыс. га кукурузы, что на 22 тыс. га больше, чем в 2023 г. Больше всего кукурузы посеяно в Михайловском муниципальном округе – 17 тыс. га, а также в Октябрьском и Ханкайском муниципальных округах – 16,4 и 14 тыс. га соответственно. Также в текущем году Приморье увеличивает посевы риса в 1,5 раза относительно 2023 г., до 12,6 тыс. га.
В регионах также осуществляют экспериментальный сев культур. Так, в пяти районах Забайкальского края (Александрово-Заводском, Нерчинско-Заводском, Краснокаменском, Карымском и Читинском) на общей площади 500 га в качестве эксперимента посеют семена расторопши для поставок на фармацевтический рынок[1], в том числе экспортный. Также в текущем году в Забайкалье впервые планируется посеять фасоль – в Агинском районе на площади 300 га.
В весенний период в дальневосточных регионах возникла проблема с ввозом минеральных удобрений из-за приоритета провоза угольных грузов на Восточном полигоне «РЖД». Грузы для посевной компании имеют пятую очередь из семи возможных. При этом на Дальнем Востоке отсутствуют специализированные заводы по производству удобрений, и такая продукция в полном объеме поставляется в макрорегион по железной дороге.
В середине апреля приморские аграрии отмечали, что смогли получить с начала года только 42% из заблаговременно законтрактованных 70 тыс. тонн удобрений. По данным Минсельхоза Приморского края, для проведения посевной кампании на площади 465 тыс. га необходимо ежегодно поставлять в край не менее 75-78 тыс. тонн минеральных удобрений не позднее апреля-мая. К 15 мая ситуация улучшилась – в край было завезено 68 тыс. тонн (87% от потребности). Тем не менее в краевом Минсельхозе отмечали неравномерность поставок и необходимость повышения приоритета перевозок минеральных удобрений.
Что касается цен на топливо для аграриев, то в целях их сдерживания с 1 марта правительством был введен полугодовой запрет на экспорт бензина из страны, который недавно, однако, уже отменен на период до конца июня. Временный запрет в том числе совпал с посевной. Сельхозпроизводители выражали особую обеспокоенность ростом цен на ГСМ в конце прошлого года.
В сфере производства комбикормов на Дальнем Востоке создаются новые предприятия. Компания ООО «Казанский ПК» в статусе резидента СПВ в мае запустила в приморском Партизанске производство комбикорма, зерносмесей и кормовых смесей мощностью 720 тонн продукции в год. В проект инвестировано свыше 14 млн рублей.
Также в Приморском крае вьетнамский агрохолдинг TH Group («ТиЭйч Рус Приморский») начал строительство животноводческого комплекса с общим поголовьем 10 тыс. коров молочных пород и молокозаводом мощностью переработки 60 тыс. тонн молока в год (250 тонн в сутки). Комплекс строится на площадке «Некруглово» в ТОР «Михайловский» (Яковлевский район). Объем инвестиций в проект оценивается в 20 млрд рублей. Для проекта выделено более 13 тыс. га земли. Запуск предприятия намечен на 2027 г. В перспективе резидент ТОР рассчитывает выращивать корма для крупного рогатого скота, бобовые культуры для поставки на экспорт.
Следует отметить, что планы TH Group по созданию молочного комплекса существуют с 2017 г. (тогда было подписано первое соглашение о реализации проекта). В 2019 г. соответствующий проект стал резидентом ТОР «Михайловский», но дальнейшее развитие он длительное время не получал, на что влияли в том числе пандемия и санкционные ограничения.
Существенный урон получил агропромышленный комплекс Иркутской области от распространения в феврале заболевания крупного рогатого скота (узелкового дерматита). С середины февраля по начало апреля в регионе было выявлено 42 эпизоотических очага. Для предотвращения распространения заболевания в Черемховском, Усольском, Иркутском, Осинском районах и Ангарском городском округе был введен режим ЧС, двукратно вакцинировано более 421 тыс. голов восприимчивых животных[2] (коров, свиней, коз, овец). В рамках борьбы с заболеванием было изъято порядка 6 тыс. голов скота. Собственникам выплачены компенсации на общую сумму более 400 млн рублей. Всего в перечень неблагополучных территорий региона входили 26 населенных пунктов и два садоводческих некоммерческих товарищества, в угрожаемую зону – 104 населенных пункта и 90 СНТ.
В середине марта возобновилась работа Иркутского молочного завода группы предприятий «Янта», остановленного в феврале на фоне заболевания крупного рогатого скота. Режим ЧС по заболеванию был снят 17 мая, с конца апреля постепенно снимали карантин в эпизоотических очагах заболевания. Региональное управление СКР возбудило уголовное дело по факту нарушения ветеринарных правил, повлекшего распространение эпизоотии[3].
По предварительным подсчетам областного министерства сельского хозяйства, из-за заболеваний животных в 2024 г. регион недополучит 14,6 тыс. тонн молока, производимого крупными предприятиями (3,14% от общего объема производимого молока). Также, в связи с изъятием животных в Черемховском, Усольском и Иркутском районах Иркутская область недополучит примерно 2,3 тыс. тонн мяса в живом весе (1,4% от общего объема производства мяса в 2023 г.).
После вспышек африканской чумы свиней в прошлом году в Приморском крае в регионе ожидают восстановления экспорта свинины только в 2026 г. В текущем году должны завершиться карантинные мероприятия, а на 2025 г. намечено восстановление производства. По итогам 2023 г. производство свинины в крае снизилось на 3 тыс. тонн относительно 2022 г., до 73 тыс. тонн. Ущерб от вспышек заболевания региональные власти оценивают в 252 тыс. голов, каждая из которых могла бы принести 110 кг мяса в живом весе. Прямые убытки предприятий превышают 4 млрд рублей.
Между тем в Иркутской области отмечается рост производства куриных яиц – в январе-апреле 2024 г. было произведено 308,9 млн куриных яиц, что на 1,5% больше, чем за аналогичный период 2023 г. Помимо поставок на внутренний рынок региона, продукция также поставляется на экспорт – в Монголию (в 2023 г. экспорт в натуральном выражении вырос в два раза относительно 2022 г., составив 8,1 тыс. тонн). 87% всего объема производства яйца в Иркутской области обеспечивают две птицефабрики – СХАО «Белореченское» и СПК «Окинский».
Новое предприятие по производству куриных яиц планируется создать в Приморском крае – в селе Струговка Октябрьского муниципального округа. В апреле компания ООО «Сельское»[4] получила статус резидента СПВ для создания производства мощностью 17,6 млн куриных яиц в год. Объем инвестиций в проект составляет 38 млн рублей. Приморский край обеспечивает себя куриным яйцом на 53% (в 2023 г. было произведено 280 млн яиц). Производством куриных яиц в регионе также занимаются ООО «Уссурийская птицефабрика», ООО «Устье» и ООО «Ива».
Кроме того, новая птицефабрика в марте была запущена в Чукотском АО – в поселке Провидения. На фабрику была доставлена первая партия кур в 1,5 тыс. голов. При выходе на полную мощность предприятие ежегодно будет производить до 930 тыс. штук яиц. Также на текущий год намечен запуск птицеводческих предприятий в Билибино и селе Ваеги (Анадырский район). В минувшем году в округе было произведено 7,5 млн яиц – их обеспечила птицефабрика «Северная».
В сельскохозяйственной отрасли дальневосточного региона планируется расширение действующих производств, увеличиваются посевные площади и вводятся новые виды культур. В то же время неблагоприятные погодные условия и распространение заболеваний наносят существенный урон урожаю и поголовью, а также проблемным вопросом остается отдаленность макрорегиона для поставок необходимых удобрений.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Плоды растения используются в фармацевтике в составе антиоксидантных препаратов, обладают противовоспалительным действием.
[2] В зону вакцинации попали Слюдянский, Ольхонский, Баяндаевский, Качугский, Осинский, Нукутский, Зиминский, Куйтунский, Тулунский, Нижнеудинский, Тайшетский, Усть-Удинский, Балаганский районы и Чунский муниципальный округ.
[3] По предварительным данным, нарушение допустил фермер из деревни Лохово Черемховского района, который пустил на передержку в свой загон с быками привозных овец.
[4] Принадлежит председателю думы Октябрьского муниципального округа А.Запоточному.
21 марта «Газпром» официально объявил о начале соединения газопроводов «Сила Сибири» и Сахалин — Хабаровск — Владивосток. Участок трубопроводной системы Белогорск — Хабаровск станет одним из ключевых звеньев Восточной газовой программы, объединяющим Сахалинский центр газодобычи с Якутским и Иркутским. За счет этого появится еще один канал экспорта природного газа в Китай.
Сойдутся в Хабаровске
Пока что, уточнили в Минэнерго, главным образом, ведутся проектные работы по участкам трубопровода-перемычки Белогорск — Хабаровск. В официальном сообщении «Газпрома» не уточняется о сроках реализации данного проекта. Ранее вице-премьер РФ Александр Новак сообщал, что окончание стройки запланировано на 2029 год.
«Соответственно намечена газификация восточной части Амурской области и Еврейской автономной области. Протяженность [соединительного газопровода] — порядка 800 км. Проект, в том числе, поможет снять ограничения, которые у нас присутствуют по трубопроводу Сахалин — Хабаровск — Владивосток, и подать дополнительные объемы газа для Хабаровска и Приморского края», – проинформировал директор департамента развития газовой отрасли Минэнерго Артем Верхов.
Действительно, «Газпром» производит расширение мощностей газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток, в том числе в свете будущей транспортировки газа на ТЭЦ-4 Хабаровска и Владивостокскую ТЭЦ-2, но это не закроет всех потенциальных потребностей регионов в энергоносителе.
Одновременно выводится на заданные параметры «Сила Сибири». В этом году Чаяндинское месторождение в Якутии должно выйти на проектную мощность, и уже в следующем трубопроводная система сможет поставить потребителям 38 млрд куб. м газа.
По газопроводу протяженностью более трех тыс. км организован экспорт энергоносителя в КНР, а также поставки в рамках газификации территорий Якутии, Амурской и Иркутской области. В настоящее время газ подается по трубе на Свободненскую теплоэлектростанцию, осуществляется проектирование ТЭС Чульман в Республике Саха, которая обеспечит электроснабжение объектов Восточного полигона РЖД.
Стоит сказать, за счет объединения газопроводов появится еще один канал экспорта природного газа в Китай — на участке Дальнереченск — Хулинь.
Развитие трубопроводной инфраструктуры идет на фоне переориентации экспортных поставок углеводородов в АТР, широко начавшейся в 2022 году. Речь не только о газе. К примеру, «Транснефть» увеличила мощности своей нефтетранспортной системы ВСТО для доставки по трубе на специализированный терминал в бухте Козьмино до 42 млн тонн нефти ежегодно. Причем проработана дополнительная возможность приема портом сырья по железной дороге. Была расконсервирована железнодорожная станция Грузовая, примыкающая к терминалу (на I этапе создания ВСТО перевозки нефти в Козьмино осуществлялись железнодорожным транспортом, после завершения прокладки трубопровода потребность в них отпала). В IV квартале 2026 года планируется построить нефтеперекачивающую станцию в Иркутской области с тем, чтобы увеличить отгрузку нефти в цистернах со станции Мегет в направлении Приморья с двух млн до семи млн тонн.
Сила удвоится
Еще более масштабные стройки обещает реализация проекта «Сила Сибири — 2», предполагающего поставки энергоносителя в КНР транзитом через Монголию. В этом случае трубопровод пройдет по Красноярскому краю, Иркутской области, станет источником для газоснабжения Бурятии и Забайкальского края. Проект несет мультипликативный эффект: он позволит снять ограничения в транспортировке газа для Томской, Новосибирской, Омской, Кемеровской областей.
Сибирские регионы располагают газотранспортной сетью. Это, в частности, трубопровод Парабель — Кузбасс. Однако, поясняют в Минэнерго, он исчерпал возможность дополнительных поставок газа, его хватает пока только на газификацию населения и коммунальных объектов, а для развития новых мощностей промышленности, перевода электростанций на газ его пропускной способности недостаточно. Соответственно, «Сила Сибири — 2» призвана снять эти ограничения.
Что касается Байкальского региона, то, по словам сенатора от Забайкальского края Сергея Михайлова, есть понимание того, что «Сила Сибири – 2» дойдет до юга Байкала, но ни сроки реализации проекта, ни даже дорожная карта по нему пока не просматриваются. Многое здесь зависит от договоренностей с Китаем по условиям контракта. Известно, что «Газпром» проводит переговоры с китайской CNPC (российский монополист оценивает возможности поставок газа в КНР через Монголию до 50 млрд куб. м в год).
«С монгольской стороной все более-менее понятно. Создана специальная компания, ведется проектирование трубопровода через территорию Монголии. С китайскими партнерами посложнее… Не могу все раскрывать, но работа ведется», — заверил Артем Верхов.
Он подтвердил, что при строительстве газопровода к границе с Монголией будут ответвления на Улан-Удэ и Читу. При этом в столице Забайкалья по программе «Чистый воздух» идет подготовка проекта по СПГ-газификации жилого сектора, чем занимается Восточно-Арктическая нефтегазовая корпорация (ВАНК).
Газ доставят по железной дороге
Для реализации проекта газификации привозным сжиженным газом с мэрией Читы было заключено концессионное соглашение. Концессионером выступает ООО «АврораГАЗ» (входит в ВАНК).
Как сообщал ранее гендиректор Восточно-Арктической нефтегазовой корпорации Станислав Неверов, в Чите планируется газифицировать 13 тыс. домов. Для перевода домовладений на новый вид топлива будет построено более 500 км газораспределительных сетей, возведена станция приема, хранения и регазификации СПГ. Эта станция в настоящее время проектируется рядом с Читой, ведутся подготовительные работы к началу строительства весной-летом 2024 года. На первом этапе для газификации города может ежегодно требоваться сырья эквивалентно 18 млн куб. м.
Энергоноситель будет поступать в Читу по железной дороге с завода по сжижению газа, расположенного в ТОР «Надеждинская», недалеко от Владивостока. Предприятие строит компания «Аврора СПГ», и в ближайшее время должен состояться пуск первой очереди этого производства.
«Правда, СПГ будет дороговат, вести его будет нужно из Владивостока. Думаю, с запуском проектов по малотоннажному производству в Амурской области, Хабаровске плечо доставки снизится, соответственно выпадающие доходы у региона станут меньше», — говорит Артем Верхов.
В руководстве «Авроры СПГ» уже информировали о планах по созданию малотоннажного завода в Хабаровске (площадка «Ракитное») и в Амурской области. Предприятия планировалось ввести в эксплуатацию в 2025-2026 годах.
Восточно-Арктическая нефтегазовая корпорация рассматривает возможность газификации и города Северобайкальск в Бурятии. Местные власти в рамках мастер-плана города предлагали реконструировать центральную котельную с переводом ее на СПГ. В свою очередь в Минэнерго говорят о необходимости анализа и расчета топливно-энергетического баланса территорий и справедливой цены за новый энергоноситель для потребителей.
Сотрудникам со статусом «молодой специалист» в сфере транспорта нефти положен целый ряд весомых льгот и бонусов. Даже одна из главных внеслужебных возможностей — участие в Международной научно-технической конференции (МНТКМ) — помогает молодым расти профессионально и делать большие шаги по карьерной лестнице. И это оправдано: конкурсные проекты решают актуальные рабочие задачи. Свежие идеи и инновации, успешность которых показывает практика, внедряются в производство и патентуются.
Как сэкономить миллиард
26–летний Илья Козенко, инженер отдела сопровождения программно-аппаратных средств (ОСПАС) «Транснефти — Дальний Восток», придумал, как усовершенствовать контроль и управление баком-дозатором, который входит в систему автоматического пожаротушения. Такое оборудование есть на каждом площадочном объекте компании «Транснефть» по всей России. Иначе говоря, практически во всей отрасли.
Разработка Ильи исключила из технологической цепочки дорогостоящий элемент — шкаф автоматики. А алгоритмы управления баком перевела из локальной системы автоматики (кстати, отечественного, но стороннего производителя) в более отказоустойчивую «родную» микропроцессорную противопожарную систему нефтеперекачивающей станции (НПС). Это повысило надежность ее работы.
Статус молодого специалиста в компании «Транснефть» получают выпускники вузов, техникумов и лицеев в возрасте до 35 лет и со стажем работы менее 5 лет
Со своим проектом Илья Козенко вошел в число призеров второго тура конференции ПАО «Транснефть». Экспертная комиссия присудила хабаровчанину второе место в секции «Автоматизация систем управления технологическими процессами и связь». Сыграл свою роль высокий экономический эффект, считает Илья.
— Если мы внедряем это техническое решение, то выгода для типовой промежуточной НПС составит 1,7 миллиона рублей, для НПС с резервуарным парком — 3,5 миллиона. Внедрение в «Транснефти — Дальний Восток» даст свыше 33 миллионов экономии, а для всех объектов компании — почти 1,1 миллиарда рублей, — говорит Илья Козенко. — Мне кажется, этим тема и понравилась комиссии.
От Амура до Волги
Конкуренция во втором туре научной конференции была серьезная. Тематические секции проходили в восьми городах страны: Тюмени, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Уфе, Омске, Санкт-Петербурге, Москве. В каждой участвовало порядка 20 конкурсантов. Илья Козенко презентовал свой проект на базе «Транснефти — Верхняя Волга» в Нижнем Новгороде. Волнение присутствовало несмотря на то, что за плечами у Ильи несколько конференций молодежи «Транснефти». Начинал он в 2019-ом еще студентом Дальневосточного федерального университета, взял «бронзу» в студенческой секции. Его заметили.
— Бакалавриат у меня по нефтегазовому делу, а магистратуру я оканчивал по специальности «Автоматизация технологических процессов», — рассказывает инженер. — Мне кажется, один из факторов, почему меня приняли на работу в ОСПАС, это сплав двух специальностей. Отделу своему я очень благодарен за безграничную поддержку. Каждый из его сотрудников внес пусть небольшой, но вклад в мою работу, в то, что удалось занять призовое место.
В ОСПАСе говорят, Илья полностью оправдал их ожидания. Он быстро стал важной частью команды. Всегда готов прийти на помощь коллегам, трудолюбив, схватывает информацию «на лету» и быстро решает поставленные задачи. Также оперативно и качественно Илье удалось подготовить работу для участия в конференции: от идеи до готового проекта. С выбором перспективной темы ему помогли более опытные «оспасовцы», и, вникнув в суть вопроса, Илья понял его важность и полностью самостоятельно реализовал его технически.
— На сегодня это не просто идея, а готовое решение, которое проверено на реальной системе, — поясняет наставник Козенко, начальник отдела Алексей Алефанов. — Его работа полностью вписывается в концепцию системы развития «Транснефть — Оптимум». Она сейчас внедряется по всей стране, так как позволяет оптимизировать затраты предприятия и при этом повысить надежность системы пожаротушения в целом.
Подняли планку
Уровень подготовки разработок молодежи растет с каждым годом и с каждым этапом. Молодые специалисты подкрепляют свои идеи математическим анализом и элементами моделирования, используют нейросеть. Недавний пример: в финале предыдущей конференции ярко проявил себя инженер-программист «Транснефти — Дальний Восток» Андрей Чирков. Он победил в номинации «Лучшая инновационная идея».
Работа Андрея называлась «Модель определения предотказных состояний оборудования по сообщениям системы диспетчерского контроля управления микропроцессорной системы автоматики». Это программный продукт, который на основе анализа нейросетью исторических данных о работе основного и вспомогательного оборудования НПС позволит повысить надежность их функционирования. Также система позволит проводить оценку технического состояния нефтеперекачивающих станций.
104 молодых специалиста трудятся сегодня в ООО «Транснефть — Дальний Восток»
В мае этого года, на базе «Транснефти — Дальний Восток», в Хабаровске пройдет финальный тур МНТКМ. Впервые за всю историю конкурса и за историю работы предприятия встреча проходит на Дальнем Востоке. Уже разработана программа конференции. Помимо официальной части с презентацией работ для конкурсантов будут организованы экскурсии по городу, прогулка по Амуру. Делегация из участников, наставников, жюри, гостей конференции будет солидная — около 150 человек. Многие Дальний Восток посетят впервые. Ждут гостей из Казахстана, Ирана, Сербии, республики Беларусь.
— Я очень жду ребят, участвовавших моей тематической секции в Нижнем Новгороде, это команда «Транснефти — Приволга», у них очень достойная работа, — признается Илья. — Так сказать, попробую взять реванш у них здесь на финальном этапе. Ну и надеюсь, что родные стены помогут. Постараюсь не упасть в грязь лицом и достойно представить свое предприятие. Ну, и, конечно, рассчитываю только на победу, иначе никак.
Компетентно
Виталий Степанов, генеральный директор ООО «Транснефть — Дальний Восток»:
— Проведение финального этапа МНТКМ — очень почетная и очень важная миссия. Я считаю, что мы заслужили доверие со стороны ПАО «Транснефть» и должны его оправдать, организовать все на высшем уровне. Во-первых, на Дальнем Востоке ни разу таких мероприятий не проводилось, во-вторых, я уверен, что гостям будет интересно посетить самое молодое и самое инновационно-развитое предприятие нефтетранспортной отрасли. Наши технологии уникальны, ну и, самое главное, у нас очень талантливый и ответственный коллектив.
Гостям мы всегда рады. Тем более, что этот год для нас особенный. Предприятию исполняется 15 лет. Уверен, что всем понравится и Хабаровск, и Дальний Восток. Поддерживать будем всех, а болеть — за нашего конкурсанта Илью Козенко. Желаю ему всяческих успехов!