Освоение минтая в Беринговом море в 2024 году снизилось почти на четверть. Среднесуточные уловы крупнотоннажного флота сократились почти на 30%. Промысел минтая в Беринговом море может стать нерентабельным.
Об этом EastRussia сообщили в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота. В этом году общий допустимый улов минтая определен в 700 тыс. тонн, при этом объем вылова беринговоморского минтая к концу года оценивается максимум в 480 тыс. тонн.
Высок риск недоосвоения квот как в текущем году, так и для 2025 года. Ассоциация добытчиков минтая, АСРФ и ВАРПЭ выступают с предложением снизить ОДУ минтая на 2025 год.
Снижение освоения минтая связано с выраженными гидрологическими изменениями и значительными изменениями в объёмах и времени миграции минтая в российскую промысловую зону в восточной части Берингова моря. Это приводит к ослаблению миграции минтая, что негативно сказывается на экономике промысла. Значительные потери промыслового времени на поиск скоплений рыбы делают рентабельность промысла отрицательной. Негативно на экономику рыбаков влияет также запрет промысла сельди в этом же районе.
Отрицательно влияет большой размер ОДУ на стоимость экспорта минтаевой продукции, которая снижается.
На конкурс «100 лучших товаров России» в этом году заявились сотни предприятий со всей страны. Победителями стали те, кто смог доказать: их продукция — это не просто товар, а история упорства, мастерства и стремления к совершенству. Среди таких победителей — три компании из Хабаровского края, каждая из которых пишет свою историю успеха, несмотря на сложности с логистикой, на отсутствие дешёвых кредитов и другие непростые экономические условия.
Звание лауреатов и дипломантов конкурса «100 лучших товаров России» получили три предприятия Хабаровского края: артезианская вода «Источник» и куриное яйцо, произведённые в Комсомольске-на-Амуре, а также торт «Премиум» и десерт «Абрикос» хабаровской компании «Новоторг».
Взять кондитерскую высоту
Компания «Новоторг» открыла свой первый кондитерский цех в Хабаровске в 1997 году. Начинали с нескольких наименований тортов и пирожных развились до крупной фабрики. Сегодня в портфеле предприятия — сотни рецептов, 180 из которых запущены в производство.
Коллектив из 130 человек ежедневно выдаёт полторы тонны сладкой продукции, которая разъезжается по Хабаровскому краю, ЕАО и Приморью. Но секрет популярности — не в объёмах, а качестве и мастерстве. В копилке «Новоторга» не меньше 20 наград, в том числе и всероссийских, и международных конкурсов. Нынешний год не стал исключением.
— В 2023-ем мы запустили в работу торт «Премиум» — в этом году он получил «серебро» на конкурсе «100 лучших товаров России», — рассказывает генеральный директор компании «Новоторг» Алексей Коваленко. — Ещё наши новинки: торт «Мятный восторг», «Лавандовый» — это всё линейка премиум-класса. В 2025-ом году хотим заменить порядка 8 позиций, это что касается тортов и пирожных. А ещё парочка идей есть сделать продукцию, скажем так, не свойственную нашей компании, но пока детали раскрывать не будем.
В последнее время предприятие показывает стабильный прирост продаж — примерно 5-7% от года к году. Связано ли это с возросшим уровнем стресса у россиян, который, как известно, принято заедать сладким, сказать затрудняются. Но отмечают — проблемы с импортом не сказались ни на ассортименте, ни на качестве товара. Работают, в том числе, и с местными производителями. «Дакгомз», «Переяславский молочный завод» стабильно поставляют молочку, яйцом частично обеспечивает племптицезавод «Хабаровский».
Ещё один продукт «Новоторга» — десерт «Абрикосовый» — удостоился высшего звания «Лауреат» конкурса. Антон Ольвинский, главный технолог предприятия, помог холодному десерту обрести новую упаковку, чтобы радовать хабаровчан даже зимой.
— Десерт «Абрикосовый» у нас делается из сушёной кураги, сахара, воды, лимонной кислоты. Он востребован летом — мы реализуем продукт на развес в рожках. В прошлом году я участвовал в разработке задачи сделать его всесезонным. Для этого приобрели полуавтоматическую дозирующую машину, теперь производим его в индивидуальной упаковке круглый год.
Когда бизнес сталкивается с бедой: возрождение комсомольской птицефабрики
В числе победителей всероссийского конкурса «100 лучших товаров» и комсомольская птицефабрика. В 2022 году на предприятии зафиксировали вспышку птичьего гриппа — опасного вируса, который почти поставил крест на местном яйце. В Комсомольске-на-Амуре объявили режим ЧС, в радиусе 5 километров была уничтожена вся птица, которую выращивало население. Согласно требованиям ветеринарной безопасности все поголовье кур — порядка 500 тысяч особей— уничтожили. Но предприятие возродилось и вновь выращивает молодняк и производит яйцо.
— Это было непростое время, — вспоминает акционер комсомольской птицефабрики Людмила Кузнецова. — Финансовой поддержки у нас не было практически, но была мощная поддержка от края по другим направлениям. На тот момент объём производства яйца на птицефабрике был 130 миллионов, и заместить его было практически невозможно.
Мы ощущали свою ответственность и перед населением, и перед правительством края. Был момент — во время режима ЧС нельзя разгружать вагон на территории, которая попадает в зону карантина. И я пришла в управление РЖД договариваться, чтобы вагоны, которые пришли на комсомольскую птицефабрику, перенаправить в Хабаровск. Говорю — с нами беда случилась. И все очень сочувствуют, входят в положение и говорят — как же мы без «Ромашки» будем? (В Комсомольске-на-Амуре ячейка отборных яиц на 30 штук имеет этикетку «Ромашковое поле», - прим. автора). — Восстанавливайтесь побыстрее. И мы просто не могли обмануть надежды людей.
На восстановление ушло меньше года — вспышка птичьего гриппа случилась в октябре, а в июле уже получили новое поголовье для производства куриного яйца. Теперь на фабрике продолжают наращивать выпуск яйца и особое внимание уделяют его качеству.
— Мы привлекаем лучшие умы в зоотехнике и производстве кормов, — продолжает Кузнецова. — Используем растительные биодобавки — тот же самый омега-3 и омега-6. И на 26-ой российской агропромышленной выставке «Золотая осень 2024» в Москве получили 8 дипломов и одну золотую медаль — именно за наши яйца с добавками.
Выживать в непростых экономических условиях, конечно, сложно. С такой ключевой ставкой, говорит Людмила Николаевна, не просто продолжать инвестпроект. Но в развитии не останавливаются, этому способствует статус резидента ТОР комсомольской птицефабрики. В этом году к запуску готовят новый цех, который позволит увеличить производство куриного яйца ещё на 12 млн штук в год.
— Из мер поддержки у нас осталась региональная субсидия в виде компенсации понесённых затрат на произведённое и реализованное яйцо — 400 рублей на 1 тысячу штук. Льготное кредитование сегодня недоступно — всё из-за той же высокой ключевой ставки. Экономические условия у всех непростые, не только у нас, но мы стараемся, поскольку предприятие большое, сотрудников много, мы сегодня увеличиваем заработную плату, чтобы создать сотрудникам все условия, чтобы они работали и гордились своим трудом.
О сложностях ведения продовольственного бизнеса многое может рассказать и заместитель директора по коммерческой части комбината детского питания «Молочный край» Ольга Ковач. По совместительству она входит в общественный совет при минсельхозе края и не понаслышке знает, как непросто бывает расти и развиваться местному производителю.
— Постоянно сталкиваемся с проблемой доставки, логистики. Выросли цены на сырьё. Все мы знаем, что сливочное масло, например, за год уже 60% прибавило в стоимости. Растёт в цене картон, упаковка.
Вот сейчас, с 1 января вступит в силу запрет на использование трёх видов ПЭТ-упаковки, той, которая не подлежит переработке. И придётся производителям опять подстраиваться, менять стандарты... Мы должны будем переоборудовать линии, вложимся в модернизацию производства, придётся, видимо, увеличить цену продукции.
Обидно, что многие не выдерживают конкуренции, местные заводы закрываются. С того момента, как в Хабаровском крае ввели обязательную маркировку молочной продукции, у нас уже три завода местных закрылось: в Вяземском довольно большое предприятие, «Бифидум», и в Биробиджане «БиПиКо» был.
Мы пока работаем — ведь кто накормит наших детей, кроме нас? Такие конкурсы, конечно, помогают производству, — продолжает Ольга Ковач. — Продвигают на полки торговых сетей, выделяют из общего ряда производителей.
Конкурсы как стимул для роста
Конкурс «100 лучших товаров России» поддерживает отечественных товаропроизводителей, способствует повышению доверия потребителей к отечественной продукции и услугам, ускоряет импортозамещение, помогает найти новых деловых партнёров. Такие же задачи и у бренда «Сделано в Хабаровском крае»
— Мы создали региональный бренд и под ним продвигаем нашу продукцию не только в крае, но и за пределами нашего региона, — отметил начальник отдела проектного управления и экспорта краевого минсельхоза Константин Яковцев. — Сейчас очень активно ведётся работа по экспортным поставкам продукции в Азиатско-Тихоокеанский регион, потому что там имеется большой спрос на нашу продукцию.
В Китайской Народной Республике очень любят кондитерские изделия из Хабаровского края, из Российской Федерации, поэтому сейчас мы также активно работаем в этом направлении с производителями. И, возможно, даже компания «Новоторг» уже скоро отправит свои десерты в страны АТР.
В ряде дальневосточных регионов отмечается рост уловов в ходе лососевой путины текущего года. В то же время среди представителей отрасли резонанс вызвал закон о взимании платы за перезакрепление рыболовных участков. Основное нарекание связано с размером платы и установленными сроками ее внесения. В регионах планируется усилить работу в направлении развития марикультуры. Конфискованные активы крупных рыбопромышленников остаются невостребованными.
Дальневосточный бассейн лидирует по объемам уловов в стране. К 31 июля в макрорегионе добыто 2,2 млн тонн морских биоресурсов, тогда как общие уловы в РФ составили 2,97 млн тонн.
В частности, на фоне продолжающейся лососевой путины вылов тихоокеанских лососей 6 августа превысил 140 тыс. тонн, лидером традиционно является Камчатский край, где было добыто 95,3 тыс. тонн лососевых (68% от общего вылова). Объем вылова лососевых в Хабаровском крае составил 21,3 тыс. тонн (рост на 6,1% относительно аналогичного периода 2022 г.), в Сахалинской области – около 7,2 тыс. тонн (рост на 40,3%). В Магаданской области добыто 6,4 тыс. тонн лососевых, в Приморском крае – 1,8 тыс. тонн. В Чукотском АО уровень добычи в ходе путины составил 258 тонн.
В структуре вылова по видам лососевых первое место занимает горбуша – 97 тыс. тонн (69% от общей добычи). Далее следует нерка – 29,6 тыс. тонн (21,5%), кета – 13,7 тыс. тонн (8,5%), чавыча – 312 тонн (0,3%). Кижуча выловлено 57 тонн, симы – 39 тонн.
Следует отметить, что в текущем году рыбаки Хабаровского края, Приморского края и Магаданской области в связи с хорошими подходами и высоким уровнем заполнения нерестилищ получили в июле разрешение Росрыболовства[1] на увеличение в рамках лососевой путины текущего года объемов вылова горбуши, кроме того, был продлен срок вылова.
При этом во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ, президент – Г.Зверев) обеспокоены возможностью закрытия части предприятий по добыче рыбы и резкого роста отпускных цен на лососевые и икру в стране из-за введения платы за перезаключение договоров пользования участками промысла на новый срок без проведения торгов. Принятое в июле постановление правительства устанавливает правила расчета и взимание платы за перезакрепление рыболовных участков за действующими пользователями.
При перезакреплении участков для промышленной добычи анадромных видов рыб (включая тихоокеанских лососей) плата будет рассчитываться по особой формуле – как произведение расчетной суммы сбора за добываемые на участке виды рыбы, количества лет, на которое планируется заключить договор, и корректирующего удваивающего коэффициента. Платеж должен быть внесен не более, чем за два года[2]. При этом 40% платы подлежит внесению при заключении договора, 30% - не позднее года со дня заключения и 30% - не позднее двух лет со дня заключения. Закон о перезаключении договоров на участки и постановление о порядке взимания платы должны вступить в силу с 1 сентября текущего года.
По расчетам ассоциации, рыбодобытчикам придется заплатить суммарно в федеральный бюджет около 200 млрд рублей за 20 лет. При этом в Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (президент – М.Козлов) отмечают, что многим предприятиям для перезаключения договора придется брать кредит, что повысит долговую нагрузку на отраслевой бизнес.
В связи с этим группа парламентариев (депутаты А.Гордеев, И.Яровая, В.Кашин, Н.Васильев, сенаторы А.Яцкин, А.Артамонов, А.Двойных, С.Митин, Б.Невзоров, В.Пономарев, А.Широков и Н.Федоров), среди которых есть два бывших министра сельского хозяйства РФ, в конце июля направила на рассмотрение Госдумы законопроект, предусматривающий рассрочку при внесении платы за перезаключение без торгов договоров на рыболовные участки. Предлагается 10% платы вносить при заключении договора пользования участком, 30% - не позже года с даты заключения договора, 30% - не позже двух лет и еще 30% - не позже трех лет с момента заключения.
В Минсельхозе прибыль в бюджет от реализации законопроекта оценивают в 91 млрд рублей. Ожидается, что внедряемые выплаты затронут более 8 тыс. рыбодобытчиков. Наибольшая часть договоров подлежит перезаключению в 2028 г. (66%).
Кроме того, в отраслевом сообществе недовольны тем, что сумма сбора за участки будет рассчитываться, исходя из среднегодового объема добычи водных биологических ресурсов на рыболовном участке за четыре года, предшествующих году заключения договора[3]. При этом за четыре последних года на Дальнем Востоке наблюдались высокие уловы лососевых, тогда как в настоящее время они идут на спад. Из-за этого будущие возможности предприятий по долгосрочным выплатам могут оказаться существенно ниже текущих. В Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (президент – Г.Мартынов) предлагают платить 25% платы в течение года, а остальные 75% разбить на 20 лет действия договора о закреплении участка. Координационный совет общественных рыбохозяйственных организаций Дальнего Востока[4] направил в адрес президента РФ В.Путина письмо с просьбой внести коррективы в процесс взимания выплаты.
Следует отметить, что пользователи участков для добычи анадромных рыб также будут нести обязательства по участию в социально-экономическом развитии территорий, заключая соответствующие соглашения с региональными властями. Размер обязательств при перезаключении договора без торгов составит не менее 10% и не более 20% платы за заключение договора. Перечень обязательств добытчиков перед регионом закреплен правительством – он, в частности, включает обязательства по благоустройству общественных пространств, развитию социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, по реализации рыбопродукции в рамках региональных программ повышения доступности рыбных товаров, по участию в других программах социально-экономического развития региона, а также по переработке уловов на береговом заводе или в береговом цеху.
Что касается экспорта, то отмечается рост поставок в Китай. По итогам января-июля Приморское территориальное управление Росрыболовства оформило на экспорт в КНР 372,738 тыс. тонн дальневосточной рыбопродукции, в том числе более 18 тыс. тонн поставлено в июле (рост на 29,5% относительно июля 2023 г.). За семь месяцев года в Китай преимущественно экспортировался минтай (281,098 тыс. тонн), сельдь (62,738 тыс. тонн), крабы (19,029 тыс. тонн). При этом экспорт крабов в КНР имеют тенденцию увеличиваться – по итогам первого полугодия он вырос на 8,2% (764 партии на 16,3 тыс. тонн). Наиболее популярными экспортными категориями стали стригун-опилио (6,5 тыс. тонн), синий краб (4,6 тыс. тонн), камчатский краб (2,7 тыс. тонн), стригун-бэрди (1,9 тыс. тонн).
На Дальнем Востоке поставлен рекорд по выпуску филе сельди, к началу августа выпущено около 40 тыс. тонн. С начала года вылов сельди вырос на 18% относительно аналогичного периода прошлого года, до 292 тыс. тонн. На фоне сокращения вылова и импорта атлантической сельди отмечается рост внутреннего спроса на тихоокеанскую сельдь, стоимость которой в опте ниже, чем атлантической (на 15-20%). В настоящее время стоимость филе дальневосточной сельди в опте достигает 180-190 рублей за килограмм, но ожидается ее снижение из-за роста уловов. Также отмечается существенный рост вылова сардины иваси. По итогам первого полугодия 2024 г. в Дальневосточном бассейне добыто более 105 тыс. тонн, что более чем в два раза (218%) превысило показатель за аналогичный период 2023 г.
Тем временем в Камчатском крае в 2025 г. планируется запустить новый рыбомучной завод по производству кормовой рыбной муки и технического жира. Инвестором является камчатская компания ООО «Скит» (село Устьевое, Соболевский район)[5]. В 2023 г. компания уже построила икорный цех мощностью производства 600 тонн в год.
Между тем в Приморском крае планируется разработать проект по развитию аквакультуры, проанализировав деятельность пользователей марикультурных участков. Разработкой проекта займется краевое министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов. Он должен предусмотреть ряд мер, направленных на эффективное использование морской акватории Приморья для аквакультуры, а также развитие пастбищного рыбоводства.
На сегодняшний день в Приморье выращивается более 16% российской аквакультуры (второе место в стране[6]) и 95% аквакультуры на Дальнем Востоке (основные сегменты – лососевые, карповые, ценные морепродукты – устрицы, мидии, гребешки, иглокожие). В регионе сформировано порядка 350 рыбоводных участков общей площадью более 80 тыс. га для выращивания морской и пресной аквакультуры, они закреплены за 114 предприятиями. В то же время препятствием для инвестиций в данную сферу является высокая стоимость подготовки документации и прохождения государственной экологической экспертизы. В ДФО средняя величина затрат на данные цели превышает 5 млн рублей за участок.
Выпуск товарной аквакультуры в первом полугодии текущего года увеличила Иркутская область – в два раза относительно аналогичного периода прошлого года, до 76 тонн. Большую часть продукции составляет форель (73 тонны), три тонны - осетр. В регионе действует 28 рыбоводных хозяйств, выращивающих товарную рыбу и производящих рыбопосадочный материал (мальков).
Росрыболовство намерено продать изъятые у рыбопромышленника Д.Дремлюги квоты на вылов краба в Дальневосточном бассейне – квоты на вылов краба-стригуна опилио в Западно-Сахалинской подзоне, краба волосатого четырехугольного в Западно-Сахалинской подзоне, краба колючего в подзоне Приморье и Восточно-Сахалинской подзоне, краба равношипого в Южно-Курильской зоне и краба синего в Восточно-Сахалинской подзоне. Для аукциона, назначенного на 7 августа, начальная цена лота была снижена на 10%, с 2,44 млрд до 2,2 млрд рублей, но о результатах торгов не сообщалось. На июльском аукционе распределить доли не удалось, поскольку на него не заявилось участников.
По условиям аукциона, победитель торгов должен построить на российской верфи среднетоннажное судно, предназначенное для добычи краба, длиной свыше 50 м. Договор заключается на 15 лет.
В то же время плавбаза «Владивосток 2000», конфискованная у Д.Дремлюги по иску Генпрокуратуры, была все же продана на аукционе в июле за 274,5 млн рублей, что в семь раз меньше изначально предложенной на майском аукционе цены. Стартовая цена для июльского аукциона составила 211 млн рублей (в мае для актива была установлена цена в 2,1 млрд рублей). Покупателем стало ООО «Активбизнесконсалт» (коллекторская организация группы «Сбер»). Напомним, что на аукционы 15 мая, 31 мая и 19 июня не было подано ни одной заявки. На четвертом аукционе, организованном Росимуществом, цена была снижена в десять раз относительно первоначальной.
В Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья отметили, что для эксплуатации плавбазы требуется наличие среднетоннажного рыбодобывающего флота, поставляющего добычу для переработки. В текущих условиях судно может быть переделано, в том числе для перевозки грузов, оно также может быть передано для работы в другой стране. Тем не менее пока новый владелец не сообщал о планах относительно актива.
Тем временем в июле во Фрунзенском районном суде Владивостока началось рассмотрение по существу второго уголовного дела в отношении рыбопромышленника О.Кана (покинул РФ в 2018 г. и находится в международном розыске), обвиняемого в организации преступного сообщества, контрабанде стратегически важных ресурсов (более 3 тыс. тонн живого краба) в Японию, Китай и Республику Корея на сумму в 2,6 млрд рублей и уклонении от уплаты таможенных платежей на сумму свыше 3,6 млрд рублей.
По версии следствия, О.Кан с сообщниками в 2014-19 гг. поставляли стратегически важные морские биоресурсы за рубеж, при вывозе краб декларировался к поставке подконтрольным О.Кану офшорным компаниям, а затем отгружался по цене, значительно превышающей заявленную. Доходы О.Кан, как полагает следствие, направлял на финансирование деятельности принадлежащих ему компаний и созданного им преступного сообщества. Также обвинение полагает, что рыбопромышленник, используя схему разделения единого крупного бизнеса на формально автономные организации и незаконно применяя систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, уходил от уплаты налога на прибыль и НДС.
Защита О.Кана продолжает настаивать на его невиновности. В марте текущего года Арбитражный суд Приморского края признал ничтожными договоры о закреплении долей квот добычи водных биологических ресурсов и постановил солидарно взыскать в пользу РФ с О.Кана, а также группы аффилированных с ним физических и юридических лиц ущерб водным биоресурсам на сумму 358,7 млрд рублей[7].
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В лице подконтрольных территориальным управлениям Росрыболовства комиссий по регулированию добычи анадромных видов рыб (в Приморском крае, Хабаровском крае и Магаданской области).
[2] Для участков, используемых для промышленного вылова водных биоресурсов, за исключением анадромных видов рыб, а также участков для организации любительского рыболовства корректирующий коэффициент использоваться не будет.
[3] Если на участке предыдущие четыре года добыча не осуществлялась, будет использоваться средний объем вылова на двух граничащих участках, а если таковых нет, то на двух наиболее близких участках.
[4] В сформированный в 2020 г. Совет входят руководители рыбохозяйственных ассоциаций рыбодобывающих регионов Дальнего Востока. В состав с момента основания входят президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Г.Мартынов, президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области М.Козлов, президент Ассоциации добытчиков краба А.Дупляков, президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края С.Рябченко, председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки В.Галицын.
[5] Учредитель – Н.Шутов.
[6] По итогам 2023 г. в регионе было выращено 65,6 тыс. тонн аквакультуры. Первое место занимает Мурманская область, третье – Карелия.
[7] В ходе разбирательств по иску Генпрокуратуры в Пятом арбитражном апелляционном суде и ранее в Арбитражном суде Приморья представители рыбопромышленника утверждали, что О.Кан умер в 2023 г. в Великобритании, прокуратура и суд сочли информацию ложной.
Инновации в пищевой индустрии являются ключевым элементом развития отрасли, несмотря на представления о том, что изобрести что-то новое в этой сфере в настоящее время почти невозможно. Современные технологии и изменения вкусов потребителей открывают множество возможностей для разработки новых продуктов, таких, как лапша из фарша минтая.
В октябре прошлого года президент России Владимир Путин дал поручение правительству представить предложения по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 года. Один из пунктов поручения включает популяризацию потребления рыбной продукции, стимулирование ее потребление детьми и подростками, увеличение доступности рыбной продукции для потребителей и стимулирование глубокой переработки ВБР. Росрыболовство поставило задачу перед руководством подведомственных вузов подключиться к выполнению этого поручения.
В числе многих энтузиастов вызов принял и студент КамчатГТУ Артем Бойко — в составе команды исследователей департамента «Пищевые биотехнологии». Научный руководитель проекта — доцент кафедры «Технология пищевых производств» Майя Благонравова.
Разработка рецептуры привела к созданию трех вариантов продукта: сублимированная лапша (наподобие лапши «Доширак»), готовая замороженная лапша (требует разморозки в микроволновой печи) и сушеные рыбные макароны (необходима варка в течение десяти минут). При этом рыбная лапша есть в трех вариантах вкуса. Основной – обычный, не очень насыщенный рыбный вкус — как рыба на пару. Второй — нейтральный, это для тех, кто не любит вкус рыбы, но хочет правильно питаться. Третий — со вкусом и цветом кальмара. Чтобы добиться такого эффекта, второй участник группы разработчиков создал специальный обогатитель, на который уже оформлен патент. При этом сама по себе лапша из минтая — это экологичный высокобелковый продукт, аналогов которого в России не существует.
По словам главного разработчика инновационного продукта Артема Бойко, основой выбора предмета разработки стали вкусовые привычки потребителей. Макаронные изделия всем привычны и очень популярны, особенно в сублимированном виде — из-за скорости приготовления.
«Лично я люблю лапшу, но не это стало основным фактором, определившим предмет наших разработок. У нас на Камчатке белорыбица особой популярностью не пользуется — то ли люди не умеют ее готовить, то ли из советского прошлого осталось мнение, что минтай — это еда для кошек. А ведь это — основной объект российского рыболовства, добыча которого составляет около двух млн тонн в год. Мы решили попробовать объединить несовместимое — животный белок и макаронные изделия. На данном этапе у нас получилось», — рассказывал Артем Бойко.
В будущем к основному продукту планируется присоединить добавки в виде сушеных камчатских водорослей, овощей и различных соусов. Все определит потребитель в результате дегустаций. Но главная ценность нового продукта — в его составе.
«Обычные макароны, если смотреть на пищевую ценность — довольно бесполезный продукт, а белковые изделия гораздо приятнее и полезнее для организма. В составе нашей продукции животный белок, жирные кислоты омега-3 и омега-6, коллаген, селен – все, что есть в диком минтае, мы сохраняем в продукте. Рыбную муку не используем. Сырье — рыбный фарш, который измельчается до состояния пасты. Используя различные регуляторы, посредством экструдеров мы создаем лапшу, термообрабатываем и доводим до готовности. Далее идут процессы консервации – либо заморозка, либо сублимация. Делаем акцент на готовой продукции для удобства потребителя. Пищевую ценность этот быстрый перекус представляет однозначно», — говорит Артем.
Что касается сроков годности продукта — предполагается, что для сублимированной продукции это составит от пяти месяцев до года, для мороженой — при правильном хранении — до четырех месяцев, для твердых изделий – пока не завершена разработка, образцы не взяты для определения микробиологических показателей в динамике. Тут нужно подходить осторожно, ведь рыба — это скоропортящийся продукт, даже в условиях серьезной обработки.
До конца мая этого года разработчики планируют подать документы на патент, в котором главным фигурантом будет учебное заведение, однако имя основного разработчика будет на первом месте, что даст ему право на возможность с ним работать. В планах у Артема, который получил грант на разработку в Фонде содействия инновациям в размере 500 тыс. рублей, — сделать это темой своей диссертации в будущем и, возможно, открыть свое производство рыбной лапши на Камчатке. Однако сначала, после разработки бизнес-плана, он предложит идею производства крупным камчатским компаниям-рыбопереработчикам, которые уже проявляют заинтересованность в разработке.
«Хорошо, что интерес есть к продукту и со стороны масс-медиа, и со стороны крупных рыбопромышленников, и потребителей. Это аргумент в пользу того, что наш продукт будет востребован. Это очень мотивирует и вдохновляет. Совмещать учебу, подработку и этот проект довольно сложно. Планирую и дальше развивать свою профессиональную деятельность в этой стезе — буду работать инженером-технологом и поступлю в магистратуру. Я загорелся этой идеей, и даже если большие компании не рискнут, я буду сам заниматься производством, продвигать и продавать», — заверил Артем и сообщил, что при благоприятном прогнозе на местный рынок рыбные макароны выйдут в конце 2025 года.
Гранты выделили в рамках конкурса «Приморский старт 2:0» – это своего рода суперфинал для победителей этапов предыдущих лет. В этом году суперфинал провели впервые, хотя сам «Приморский старт» реализуется уже четвертый год. Победители получают по два млн рублей на возможность провести НИОКР, изготовить тестовый образец или расширить существующее производство.
Идея конкурса – поддержать молодых инновационных предпринимателей региона. Компании-участники должны находиться либо в процессе становления, либо на начальной стадии развития, либо в процессе модернизации. Главное условие – серьезный потенциал превращения инновационного продукта в рыночный конкурентоспособный товар. От одной компании принимают лишь одну заявку.
Лушими стартапами суперфинала стали полнофункциональные образовательные конструкторы и комплектующие по подводной робототехнике для сборки роботов, лечебная косметика «Пентакан» на основе экстрактов морских гидробионтов Японского моря и многофункциональное биосредство для дезинфекции и мытья поверхностей «БиоЭМ-Актив».
Робот MUR (Micro Underwater Robot)
Специалисты Центра робототехники работают над популяризацией робототехники для школьников и студентов. Центр занимается морской и подводной робототехникой, ведет исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также разработку педагогических методик в контексте образовательной робототехники.
Наборы-конструкторы морских роботов используют школьники и студенты в технологических конкурсах, исследовательских и дипломных проектах, поисках под водой, экспедициях. Как отмечает директор центра Сергей Мун, наборы и комплектующие MUR помогают понять, как разрабатываются и применяются настоящие подводные роботы, и как это повлияет на развитие морских технологий и освоение океана. За последние четыре года центр робототехники реализовал более 500 наборов. Благодаря этому гранту компания планирует расширить свое производство, закупить новое оборудование и комплектующие.
«Пентакан» (компания «Примкосметика»)
Приморский косметический бренд «Пентакан» – это лечебная косметика с добавлением экстракта трепанга, который еще называют морским огурцом.
По словам главы компании Ольги Трофимовой, в настоящее время компания работает в рамках контрактного производства, и ей необходимо собственное – чтобы обеспечивать растущий спрос и улучшать контроль качества продукции.
«Исследования подтвердили эффективность нашего продукта против различных заболеваний кожи – дерматитов, акнэ, крем борется с признаками старения и обладает ранозаживляющим эффектом. С 2016 года более 50 тыс. человек смогли решить проблемы с кожей благодаря нашим кремам. Морской огурец обладает высокой способностью к регенерации: даже если его разделить пополам, он сможет полностью восстановить недостающие части. В Китае его называют морским женьшенем», – рассказала Ольга Трофимова.
«БиоЭМ-Актив» (ООО «Инноватика»)
Компания занимается разработкой и производством микробиологических препаратов. Единственный авторизованный производитель продуктов с эффективными микроорганизмами. «БиоЭМ-Актив» – средство для проведения безопасной для человека и окружающей среды дезинфекции путем подавления патогенной микрофлоры естественным образом. Дезинфицирующее средство предназначено для удаления загрязнений, бактерий, запахов. Средство можно использовать как дезинфицирующее средство для рук.
Генеральный директор ООО «Инноватика» Екатерина Евсеева отмечает, что, несмотря на большое количество химических средств дезинфекции, остро стоит проблема качества – из-за токсичности для человека и негативного воздействия на окружающую среду, кроме того, патогенные микроорганизмы научились быстро формировать резистентность к средствам.
«Наша команда разработала прототип первого в России биологического дезинфицирующего средства, которое имеет иной подход к процессу дезинфекции. Он основан на том, что в составе содержатся микроорганизмы, которые вырабатывают вещества, обладающие высоким бактерицидным действием. Это подтверждено НИИ дезинфектологии РФ. Эффективность – 99,7%. Также выявлено противовирусное действие препарата на любые виды вирусов», – уточнила она.
В рамках конкурса на площадке Дальневосточного федерального университета рассматриваются проекты цифровых и телекоммуникационных технологий, медицинских и химических, промышленных и интеллектуальных сфер, производственные технологии, биотехнологии, сельское хозяйство, энергоэффективные разработки, новые морские технологии, проекты по утилизации бытовых и промышленных отходов.
Перед подачей заявки на конкурс компании необходимо получить оценку своего проекта в фонде «Сколково». В жюри конкурса входят региональные эксперты отрасли, представители краевой власти и специалисты «Сколково».
Губернатор Приморского края Олег Кожемяко, который был в составе жюри, отметил, что такой конкурс – это уникальная площадка для инновационных проектов, которые в последующем будут реализованы на практике.
«Около 80 млн рублей получили проекты-победители за три года. По договоренности с ДВФУ мы выделили 200 млн рублей, чтобы на базе университета в этом году был создан инновационный научно-технологический центр. Он станет своеобразным промпарком, где стартапы, которые прошли отборы и нуждаются в промышленном производстве, смогут иметь для этого все необходимые условия – расположить оборудование, получить необходимые подключения для реализации своих производств. В следующем году для расширения этих возможностей будет выделено около 400 млн рублей», – добавил глава региона.
За три года существования конкурса грантовую поддержку в размере двух млн рублей получили 30 инновационных предпринимателей Приморья.Для хабаровского шеф-повара Ильи Кожевникова участие в Восточном экономическом форуме в сентябре 2023 г. было уже третьим по счету. Но впервые на форуме он работал не как представитель команды поваров от Хабаровского края, а как шеф-повар по приглашению крупнейшей на Дальнем Востоке и одной из ведущих крабопромысловых компаний России «Русский краб». За 9 сентябрьских дней Илье Кожевникову в одиночку пришлось приготовить около 1000 порций разных блюд из рыбы и морепродуктов для первых лиц государства и региона!
Впервые на Восточный экономический форум Илью Кожевникова пригласили в 2016 г., когда мероприятие проводилось всего лишь во второй раз. Тогда при Комитете торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности правительства Хабаровского края была организована команда местных поваров, готовых во всей красе представить вкусные блюда из местных ингредиентов. В состав команды, кроме Ильи Кожевникова, вошли Алексей Шилов, Евгений Паластин и Федор Антипьев. В специально построенном павильоне «Улица Дальнего Востока» хабаровские повара вчетвером готовили для гостей форума.
Работать было непросто: традиции организации питания для высоких гостей на острове Русский только зарождались, по ходу решалось много организационных проблем, не была отлажена уборка мусора на кухне, даже руки перед готовкой мыли в простейших умывальниках! Но повара из всех дальневосточных регионов хотели удивить своими блюдами, работали «на износ», очень старались. Тогдашний губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт как мог поддерживал земляков-поваров.
– Мы тогда привезли из Троицкого 300 кг самой разной рыбы, – вспоминает Илья Кожевников. – В основном это были толстолобы, ленки, сазаны, хариусы. И кулинарной фишкой хабаровской команды было приготовление рыбы в шарабане.
Во второй раз Илья Кожевников отправился на ВЭФ в 2017 г. Команда была больше, да и павильон Хабаровского края выделялся немалыми размерами. Борьба блюд среди всех дальневосточных поваров была нешуточной, каждый павильон зазывал к себе гостей и старался поразить гастрономическими изысками.
Интересно, что высоких гостей на ВЭФ кормят только в первые 3 дня форума. Далее, после закрытия форума, на остров Русский разрешают приезжать всем желающим для ознакомления с представленными выставочными павильонами разных регионов. Но у поваров от этого работы только прибавляется, ведь за день через павильоны проходит более 1000 человек, и все желают попробовать что-то вкусненькое.
В 2023 г. у Ильи Кожевникова был совсем другой формат работы на Восточном экономическом форуме. Так как он был приглашенным шеф-поваром от компании «Русский краб», то работал на отдельной площадке, куда приезжали высокие гости после основных мероприятий.
Было очень непросто: начиная с заказа продуктов (а во Владивостоке традиционно перед ВЭФ пустеют продовольственные склады - всё отправляется на остров Русский) и заканчивая организацией гастрономического процесса в одиночку.
Рабочий день у Кожевникова начинался в 5 утра – надо приготовить 5 блюд на завтрак. Потом – заготовки для обеда: в ежедневном обеденном меню 3-4 блюда. Самому приходилось делать всё: и картофель чистить, и овощи нарезать, и зелень перебирать. А сколько труда требовала филигранная работа с морской рыбой и морепродуктами! Однажды буквально за 12 часов с момента вылова привезли с Сахалина свежего тунца весом 25 кг. И каждый день нон-стопом доставляли свежего гребешка, креветки, морских ежей, трепангов, камбалу, скумбрию, трубача.
– В первые дни у меня постоянно руки были порезанными! – говорит Илья Кожевников. – Зато сейчас закрытыми глазами могу разделать краба, в легкую делаю приморское коронным «трепангом-пятиминуткой», готов удивить талой из гребешка, а сами гребешки вскрываю за секунду. Мне было очень приятно, когда гости передавали слова благодарности за вкусные блюда. А некоторые даже удивлялись, почему я до сих пор работаю в Хабаровске и у меня до сих пор нет звезды Michelin?
Передача всех блюд гостям производилась через официантов. И, что удивительно, никаких специальных дегустаторов для проверки еды перед подачей высоким персонам не было! По мнению Ильи Кожевникова, тут свою роль сыграла тщательный предварительный отбор поваров. Проверку они прошли, сотрудники ФСО им доверяли и не беспокоились за качество конечного продукта на столах.
Напряженная работа на ВЭФ у Илья Кожевникова продолжалась 9 дней. Он в море-то впервые окунулся только после окончания всей работы. Но совершенно не жалеет: опыт приобретен огромный, уверенность в своих силах появилась еще большая, а, значит, можно смело браться и за новые амбициозные проекты!
Цзоу Хун в Чите знают многие: на её предприятие водят журналистов, её показывают по ТВ, а продукцию разбирают с полок магазинов дочиста – проверено лично. С домохозяйкой, однажды поверившей в комплименты друзей, а теперь одной из лучших бизнес-леди Забайкалья, мы встретились в небольшой пекарне на улице Ленина.
«Это мой муж, – улыбаясь, представила она мужчину рядом. – Производство пельменей "Хао Чи" – наше общее дело. Название пельменей, кстати, пришло в начале работы как-то само собой. Очень хотелось отличаться на рынке полуфабрикатов, перебрали разные варианты, и вдруг решили: если пельмени китайские, то и "вкусно" должно на китайском – хао чи».
– Как каждый из вас приехал в Россию?
– Меня зовут Цзоу Хун, я индивидуальный предприниматель, приехала в Россию очень давно, живу и работаю в Чите. Бизнес мы создали в конце 2017 года, когда его зарегистрировали, а работать начали в 2018-м.
Мой супруг, по-русски его можно называть Максимом, тоже давно живёт здесь, мы вместе работаем, производим пельмени и варёное мясо. Муж не очень хорошо говорит на русском, поэтому отвечать на ваши вопросы буду я, но если какой-то вопрос будет адресован именно ему, я переведу.
– Чем отличаются китайские пельмени от русских?
– Свои пельмени мы делаем по традиционной китайской рецептуре, но в нашем производстве учитываем вкусы русских людей – всё это разработал наш главный технолог. Рецепты мы чуть корректировали, потому что в первые же полгода поняли, что, наверное, традиционная китайская приправа для русских покупателей сильно пахнет, и это непривычно.
Мы изменили рецептуру, и дело пошло. Производство мы корректировали 2-3 года, слушая в том числе и покупателей. Кто-то звонил и говорил: «У вас тесто толстое, хотелось бы тоньше», и мы делали. На все письма и звонки мы отвечали и отвечаем. Кто-то из обращавшихся нам говорил, что в пельменях с мясом и грибами нужно больше мяса - мы вообще поняли, что русские очень любят мясо (смеётся).
Несколько лет мы работали над улучшением качества нашей продукции, и с начала 2022 года производство стабилизировалось, разве что новые позиции в ассортименте появляются.
– Что вы производите сегодня?
– Семь видов пельменей и четыре вида мяса. Пельмени мясные, с овощами, с мясом и укропом, которые очень любят русские покупатели, с мясом и сельдереем, с мясом и грибами, мясом и капустой. Две новые позиции, появившиеся недавно, с конца 2022 года, – это пельмени с мясом, креветками и диким чесноком, а также пельмени с диким чесноком и куриными яйцами.
– Кому из вас с мужем первому пришла идея запустить производство?
– Может быть, чуть-чуть раньше такая идея появилась у меня, потому что приходившие к нам в гости друзья говорили, как вкусно готовлю пельмени. А почему бы не давать попробовать другим. Может быть, им тоже понравится? Я очень люблю делиться с другими, и мы задумались: может быть, начать делать пельмени? Муж сказал, что идея хорошая.
Начали мы с производства четырёх видов, потому что не знали, что понравится покупателям. Начали делать мясные, с капустой, с грибами и с сельдереем, потом добавили ещё три вида, которые сейчас мы вывели с производства, хотя про них покупатели спрашивают до сих пор. Это говядина с морковью, с мясом и болгарским перцем и веганские, куда входили капуста, древесные грибы шиитаке, морковь и лук. До сих пор многие просят. Наверное, их производство запустим заново, когда улучшим оборудование. Я предлагала тем, кто просил вегетарианские пельмени, купить пельмени с яйцом и чесноком, но некоторые отвечают, что вообще не едят продукты животного происхождения.
К сожалению, пока веганские пельмени просто невыгодно делать, но если будет шоковая заморозка, вернёмся к этому вопросу.
– В начале вашей работы наверняка не было такого, как сейчас оборудования. Как вы начинали работать, на чём?
– Бизнес мы начали вести с подготовкой, потому что если что-то делать, то делать нужно серьёзно. Сначала хотели производить пельмени ручной лепки и даже на упаковке место под надпись об этом оставили, но когда начали учить лепить китайские пельмени русских работников, то поняли, что это нереально. У каждого получалась своя форма (Цзоу смеётся, её муж кивает и улыбается).
Тем более, мы хотели масштабное производство, чтобы были большие партии, а это только машины. В Китае, Корее, Японии много похожих заводов по производству пельменей, и производство там автоматическое.
Когда мы начинали, для старта, для начальной стадии у нас оборудование было. Постепенно мы его обновили, сейчас процесс идёт: оформляем займы по поддержке промышленности Забайкальского края, хотим дополнить оборудование.
Спасибо покупателям, что нас приняли, что нас здесь любят, объёмы продаж увеличились, поэтому требуется развитие.
Многие люди звонят и говорят, что мы за годы существования не уронили качество нашей продукции, и мы это очень ценим, мы работаем для людей. Помню, в 2019 году мне позвонил один пожилой мужчина с женой, я даже расплакалась. Они сказали, что пельмени либо сами лепят, либо покупают только наши. Он сказал, что у нас многие предприниматели начинали хорошо, а потом роняли качество. Я пообещала, что меняться мы будем только в лучшую сторону.
– Как вообще начинался бизнес – как выстраивались взаимоотношения с властями?
– Мы на свой риск начали работать, бизнес начинался нелегко. Не в плане производства, а в сбытах. Честное слово, когда начали работать, мы ничего не думали – и не думали, что нужно выстраивать взаимоотношения с властями. Наша задача была постараться выполнить все обязательства, соответствовать требованию, выпустить хорошую продукцию. Конечно, перед началом работы мы много консультировались у знакомых, как правильно, какие документы необходимо получить. С тех пор стараемся вовремя и как положено делать всё. Очень много советов дали добрые люди, знакомые, которые мне очень помогли.
Может быть, они понимают, что в наше время заняться бизнесом нелегко, особенно для иностранцев. Мы особо не умеем себя рекламировать и с самого начала молча работали. Видимо, со временем больше и больше людей пробовали нашу продукцию, и сейчас в Чите многие знают нас, нам начали приглашать нас на разные мероприятия.
– Приходилось ли бороться с бюрократией? Если да, то в каких случаях?
– Я не помню, чтобы у нас были какие-либо проблемы с бюрократией.
– Насколько проще или тяжелее открыть такой же бизнес в Китае?
– Мы в Китае не пробовали открывать подобный бизнес, но, думаю, там самая большая сложность, наверное, - это конкуренция. Хотя там намного проще со сбытом, чем в России.
Здесь очень сложно войти в сети, с некоторыми мы ведём разговор уже два, три года, договор заключили давно, но, к сожалению, всё ещё не начали работать. Для нас это не совсем понятно, так как мы даём свою продукцию под реализацию и предусматриваем возврат товара - чего тогда бояться? Работаем уже 5 лет, наши пельмени и мясо пользуются популярностью. К тому же они новые, интересные для покупателей. Немало людей с других регионов пробовали нашу продукцию и жалеют, что у них там такого нет. Некоторые наши знакомые сами возят наши пельмени в Москву, Питер своими родными или детям во время отпуска, командировок или отправляют через кого-то.
– Доводилось ли вам пользоваться мерами государственной поддержки?
– Да, нам очень хорошо помогает министерство развития экономики Забайкальского края, фонд развития промышленности Забайкальского края, организация «Мой бизнес» в Чите.. Они давали нам кредиты, оказали помощь в получении сертификации, лабораторных исследований для новых видов продукции и в регистрации товарного знака.
– Кто у вас в бизнесе главный, кто принимает окончательные решения?
– Муж главный по производству, а я по всему остальному: бумаги, внешние взаимоотношения. На нём технология, качество, безопасность и многое другое.
– И контроль качества на вашем муже?
– Да.
– Максим, сколько вы пельменей съедаете ежедневно, чтобы это качество контролировать?
– Я остальные технологи пробуем продукцию из каждой партии.
Непростые вопросы воспитания
– Цзоу, а вы дома успеваете готовить?
– Иногда да, но если не успеваю, то ходим в бузную (буузы – национальное бурятское блюдо, которое делают из мяса и теста в форме юрты – авт.), иногда - что-то покупное или наши пельмени, которые мы производим. Но дома готовить стараемся.
Дома я делаю рис, жареные блюда китайской кухни, можем что-то из русской приготовить: борщ, щи. Наша 17-летняя дочь любит жареную и варёную картошку, она тоже готовит.
– Когда вы начинали развивать ваш бизнес, вашей дочке было лет 12, наверное. Вы её с собой брали или развивали бизнес и приходилось жертвовать общением в семье?
– Первое время да, мы её брали с собой. Она видела, как всё устроено, как мы работаем. А потом перед ОГЭ (общий государственный экзамен - авт.) я её, конечно, упустила немного, мы обе переживали во время экзамена. Но мы старались контролировать, чтобы она занималась, нанимали репетиторов. Слава богу, всё успешно сдали, перешли в десятый класс.
– Кем она хочет стать?
– С раннего детства хотела стать дизайнером одежды, а сейчас говорит, что хочет выучиться на гейм-дизайнера и заниматься играми.
– Сколько у вас сейчас человек работает в коллективе?
– Десять-двенадцать человек.
– Их хватает на существующие объёмы производства?
– Сейчас да, потому что в основном оборудование работает, люди только помогают. Но мы хотим ещё нанимать. С работниками, конечно, сложно. Технологи у нас все китайские, основной вопрос стоит по подсобным рабочим. Многие хотят работать без официального трудоустройства, потому что или хотят получать пособия, или не хотят, чтобы у них списывали кредиты. Проблемы часто возникают из-за выпивки: пройдёт какой-то праздник, и после него на 2-3 дня человек уходит.
– Как вы к этому относитесь?
– Одна женщина недавно уволилась. Я ей давала много возможностей, она мне обещала, что больше не будет так пить, но она не смогла. Нам пришлось расстаться.
– Какие у вас планы на ближайшие 2 года в вашем бизнесе: вы ходите зафиксироваться на достигнутых показателях или у вас всё ещё стадия роста?
– Объёмы у нас увеличиваются и, конечно, мы мечтаем о росте, о новом оборудовании. В плане у нас это всё есть. Мы как раз на прошлой неделе отправили первую партию нашей продукции в Бурятию и в Иркутск. Хотим, чтобы наша продукция продавалась по всей России, не только в близлежащих регионах. Сейчас ведём переговоры со «Слатой», очень надеемся, что всё получится, и в ближайшее время мы с ними начнём работать. А дальше Красноярск, Новосибирск, быть может…
– Вы смотрите только на запад?
– И на Дальний Восток тоже. Например, на Благовещенск, где тоже рассматриваем варианты. Главное, чтобы людям нравилась наша продукция. А про запад я говорю потому, что люди приезжали оттуда, пробовали наши пельмени и очень хвалили, просили поставлять уже туда: в Питер, Москву, Красноярск и Новосибирск.
– Какие проблемы в масштабировании бизнеса приходится решать?
– Сложности заключаются в том, что с крупными торговыми сетями договариваться очень трудно. Видимо, в стране очень много полуфабрикатов, все хотят занять своё место. Может быть, боятся. что нашу необычную продукцию люди будут плохо покупать.
– Как вы работали с дизайном упаковки ваших пельменей, кто его придумывал?
– И семья, и друзья, - все вместе. Я с подругой советовалась, сделать ли упаковку полностью закрытой или полупрозрачной, и подруга сказала: «Я если не видно, что внутри, то не покупаю». И так многие. Людям нужно видеть, понимать, что они покупают, и мы это учли.
Мы обращались к дизайнеру, работали с ней. Она учла наши требования, предложила варианты, потом мы их дорабатывали. Сейчас нам дали свидетельство «Сделано в Забайкалье», мы его добавим на упаковки. А так дизайн у нас за эти годы сильно не менялся, это уже узнаваемость.
Раньше были иероглифы «Хао чи», что переводится на русский язык как «Вкусно!», теперь мы их убрали, зарегистрировали свой товарный знак. Мы используем свежие и натуральные ингредиенты, например свежезамороженные тигровые креветки, свежая зелень – всё покупаем у проверенных поставщиков, каждого из которых подбираем очень внимательно.
Вообще наше дело, наше производство – это постоянное движение вперёд. Не бывает времени, чтобы мы сели и поняли, что всё, развитие достигнуто можно жить спокойнее. Наоборот, мы в нашем развитии хотим бОльшего: поставок, географии и, самое главное, больше пользы и помощи людям, которые нуждаются во вкусной еде, приготовленной с заботой.