Жителей Амурской области, работающих на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, освободят от транспортного налога. Обнуление транспортного налога произойдет за налоговый период текущего года на один автомобиль без ограничения по мощности двигателя.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе регионального Заксобрания, законопроект поддержали единогласно. От уплаты налога освободят сотрудников Бронетанкового ремонтного завода в селе Возжаевка, которые работают там не меньше года. Льгота носит беззаявительный характер. Если на сотрудника зарегистрировано несколько автомобилей, то выберут с максимальной мощностью двигателя.
Кроме этого, в регионе будет продлено на 2024 год освобождение от уплаты транспортного налога участников СВО из Амурской области. Льгота также предоставляется автоматически.
Законопроект о международных территориях опережающего развития проходит второе чтение в Государственной думе. Инициатива предусматривает новые виды льгот для иностранного бизнеса, но, в то же время, обязует предпринимателей производить продукцию с высокой добавленной стоимостью. Обозреватель East Russia разбирался в особенностях и перспективах нового преференциального режима.
Законодательная инициатива о международных территориях опережающего развития (МТОР) поступила в Государственную Думу в конце 2023 года и сегодня находится во втором чтении. Новый преференциальный режим будет введён путём внесения поправок в законы «О территориях опережающего развития в РФ», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в Налоговый кодекс. Президент Владимир Путин заявил о необходимости ускорения создания международных территорий опережающего развития. Он дал поручение кабмину и Госдуме ускорить работу над законопроектом по созданию МТОР.
Согласно законопроекту, МТОР – это территория опережающего развития (ТОР), создаваемая для реализации инвестиционных проектов совместно с иностранными партнёрами в пределах в Дальневосточного федерального округа (ДФО). Площадь МТОР составит не более 20 кв. км., что, согласно пояснительной записке к законопроекту, достаточно для размещения 10–20-ти промышленных комплексов.
Цели МТОР – создание благоприятных условий для международного сотрудничества и реализации совместных
с иностранными партнёрами инвестиционных проектов, а также стимулирование деятельности в сфере промышленности. Заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая, комментируя задачи введения нового преференциального режима, заявила, что «необходимо на уровне федерального закона создать условия, при которых МТОР создадут в лице Российской Федерации и наших дальневосточных регионов те субъекты, которые станут интересны иностранным инвесторам».
Законопроект предусматривает, что резиденты МТОР должны инвестировать в свои проекты не менее 500 млн рублей. При этом создаваемые предприятия должны выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Однако уже сейчас слышны заявления о том, что действие МТОР необходимо распространить и на транспортно-логистические проекты. Резиденты нового преференциального режима получат расширенные по сравнению с обычными ТОР льготы. Предполагается, что предприниматели будут на 10 лет освобождены от зачисляемой в федеральный бюджет части налога на прибыль, а также от транспортного налога.
Важным инструментом для инвестора является возможность «засекретить» сведения о своей деятельности будучи резидентом МТОР. «Думаю, что данная опция разработана из-за геополитической обстановки, – рассуждает исполнительный директор Союза резидентов преференциальных режимов Александр Головко, – и в первую очередь для того, чтобы крупные иностранные компании имели возможность вести бизнес в России, не опасаясь вторичных санкций».
В настоящее время законопроект находится на доработке в Государственной Думе, в связи с чем перечень льгот для резидентов МТОР может быть расширен. Недаром срок завершения приёма предложений по проекту переносился сначала с 15 февраля на 15 марта, а затем – и на 30 августа. Со слов главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, длительная работа над нормативным актом вызвана желанием властей сделать режим МТОР максимально привлекательными для иностранных инвесторов.
Согласно сообщениям «Востокгосплана» и заявлениям официальных лиц, в настоящее время рассматриваются 4 пилотные площадки МТОР: «Западная» в Приморском крае, «Ровная» в Амурской области, «Нижнеленинское» в ЕАО, «Остров Большой Уссурийский» в Хабаровском крае.
По словам Александра Головко, приоритетными площадками являются две из четырёх пилотных МТОР. «В данный момент идёт разговор о первоочередном запуске площадок в Приморье и Амурской области, – рассказывает Александр, – хотя мне, как жителю Хабаровского края, хотелось бы, чтобы первый режим МТОР появился в нашем регионе, как вариант, на острове Большой Уссурийский».
Александр Королёв, кандидат политических наук и заместитель директора Центра комплексных и европейских исследований Высшей школы экономики, считает идею создания МТОР разумной и перспективной. «В странах Азии есть масса примеров, когда запуск особых экономических зон значительно повышал конкурентоспособность региона и становился реально работающим механизмом», – рассуждает эксперт. Однако учёный предостерегает, что режим МТОР может препятствовать достижению технологического суверенитета. «Приход иностранных инвесторов в МТОР поможет увеличить выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Однако данный факт может избавить отечественные компании от необходимости вести самостоятельные разработки технологий, что ещё больше отдалит нашу страну от достижения технологической независимости», — считает эксперт.
Артём Лукин, кандидат политических наук и профессор ДВФУ отмечает, что законопроект является далеко не первой попыткой привлечения зарубежного бизнеса в ДФО. «В 2014 году на Дальнем Востоке уже создавался режим ТОР, который, если кто-то забыл, был заявлен как инструмент привлечения иностранных инвесторов, – вспоминает эксперт. «Однако иностранные капиталовложения в дальневосточные ТОРы в существенных объёмах так и не пришли. Сейчас в лице МТОР разрабатывается новый преференциальный режим для инвесторов из-за рубежа. Однако почему он должен оказаться более успешным?» – задаётся вопросом учёный. «Проблема в том, что почти все секторы и участки экономики ДФО, да и России в целом, где можно получать хорошие гарантированные прибыли, уже поделены. Там действуют российские компании, преимущественно связанные с государством. Китайцев и других иностранцев туда просто так никто не пустит», – рассуждает эксперт. «Полагаю, что в каждом конкретном случае все будет решать оценка инвестором соотношения потенциальных прибылей и разнообразных рисков – рыночных, инфраструктурных, регуляторных, политических. Если мы сумеем минимизировать риски для инвесторов, то МТОР будут иметь гораздо больше шансов на успех. Однако решение этой задачи уже выходит далеко за рамки МТОР», – подытожил учёный.
Александр Головко считает, что МТОР, в первую очередь, будут интересны китайским компаниям, которые уже имеют какое-то отношение к российскому рынку или рассматривают возможность на него зайти. «Считаю, что новым преференциальным режимом воспользуется часть компаний из КНР, которые уже поставляют свою продукцию в Россию, – прогнозирует эксперт. «Более того, есть китайские инвесторы, которые ранее проявляли интерес к обычным ТОР, однако заходить в Россию боялись из-за угрозы попадания в санкционные списки», – поделился опытом Александр.
Развитие импортозамещающих производств в усложнившихся экономических условиях приобрело стратегическое значение. ЕastRussia наблюдает за работой дальневосточных предприятий, стремящихся восполнить дефицит и наполнить рынок отечественной продукцией.
Предприятие «Союзкомпозит» за счет реализации нового инвестпроекта сможет увеличить производство ДКП до 1000 тонн ежегодно (рост производственных мощностей составит 250 тонн), будет создано пять новых рабочих мест (штат сотрудников увеличится до 30 человек). Налоговые отчисления в бюджет края составят 17,5 млн рублей за пять лет, выручка увеличится на 58 млн рублей в год.
Линия по производству террасной доски
фото: EastRussia
Древесно-полимерный композит торговой марки SEQUOIA по сравнению с натуральной древесиной имеет более высокую прочность и долговечность, водонепроницаемость, огнестойкость, устойчивость к плесени и насекомым. Новая продукция поможет сократить потребления сырья. При производстве главным образом используется натуральная древесная мука и высокоплотный полиэтилен. В производстве композитного материала на предприятии практически не используются импортные материалы. Новая линейка материалов будет более атмосферостойкая и иметь значительное сходство с натуральным деревом по тактильным и визуальным ощущениям.
Как рассказал главный инженер компании «Союзкомпозит» Александр Ковалев, продукцию в основном производят из опилков лиственницы, поставляемых из Комсомольска-на-Амуре, пластик получают также от предприятий края – уже очищенный. Добавку, защищающую производимый материал от вредного воздействия солнечных лучей, заказывают в Китае. Это – единственный импортный компонент.
«Ультрафиолетовая защита – это очень дорого, и некоторые недобросовестные производители экономят на этом. Раньше мы все ввозили из Китая, а теперь производим сами – под брендом “Секвойя”. Древесно-полимерный композит может прослужить 50 лет в теории, но так как его выпускаем относительно недавно, реально это еще не проверено. Гарантию даем 25 лет, потом материал можно направить на переработку и вторичное использование», – рассказывает он, добавляя, что на Дальнем Востоке конкурентов у компании нет, а продукция предприятия поставляется потребителям из соседних регионов, а также по всей России, где пользуется большим спросом.
фото: EastRussia
Из древесно-полимерного композита ООО «Союзкомпозит» производит террасную доску и лаги, перила, столбы и балясины для ограждений, доски для заборов, ступени для лестниц, фасадные системы. Чаще всего эту продукцию используют для благоустройства придомовой территории.
Увеличить количество поставок изделий из композитного материала компания сможет за счет расширения производства: в рамках софинансирования 50/50 будет получен льготный пятилетний заем 20 млн рублей на более современное оборудование для выпуска новой линейки продукции из древесно-полимерного композита.
Как отметила и.о. директора Фонда развития промышленности Хабаровского края Татьяна Веретенникова, «Союзкомплекту» не сложно получить поддержку – это действующее производство, зарекомендовавшее себя на рынке.
«Мы не финансируем стартапы и убыточные предприятия, текущее финансовое состояние предприятия должно быть стабильным – мы должны быть уверены, что предприятие вернет полученные средства. Деньги будут выделены из регионального бюджета – 20 млн рублей на покупку технологического оборудования, также 20 млн рублей предприятие вкладывает самостоятельно на развитие своего производства. Займ сроком до пяти лет под 5% годовых с возможностью досрочного погашения. Первые три года предприятие выплачивает только проценты, основное тело займа погашается в последние два года», – уточнила Веретенникова.
фото: EastRussia
Краевой Фонд развития промышленности уже пять лет оказывает поддержку предприятиям обрабатывающего производства. Компании получают льготные займы на развитие и модернизацию производства, покупку и реконструкцию технологического оборудования. Минимальная сумма – пять млн рублей, максимальная – пять млрд рублей (выдается федеральным Фондом развития промышленности при содействии регионального).
В 2022 году в региональный фонд было подано 16 заявок, деньги получили четыре компании, прошли согласование восемь – вскоре они получат средства. По словам Татьяны Веретенниковой, от подачи заявки до получения средств может пройти до полугода, региональные займы выдают быстрее – тут срок до двух месяцев.
«Сроки стараемся не затягивать. Мы продолжаем выдавать предприятиям льготные займы для реализации проектов по приоритетным направлениям российской промышленности. Предприятия могут рассчитывать на займы в сумме от пяти до 100 млн рублей с процентной ставкой 1-5%. И сейчас они как никогда более привлекательны для предприятий», – отметила Татьяна Веретенникова.
В 2022-2023 годах из краевого и федерального бюджетов выделено 268,5 млн рублей на финансирование деятельности регионального Фонда развития промышленности.
Есть в Арсеньеве Приморского края сопка с заурядным названием Обзорная. До 1973 года она, как и горная река, что берет начало на склонах Восточного Синего хребта Сихотэ-Алиньских гор, называлась Халазою. С 70-х годов там пытаются создать центр горнолыжного туризма, и, кажется, создатели самого первого здешнего спуска смогут увидеть «город-сад» в ближайшее время. При этом у местных жителей есть вопросы к тому, как идет процесс превращения райцентра в рай для горнолыжников.
Справка
Арсеньев — расположен в центре Приморья, в окружении Сихотэ-Алиньского хребта, в долине реки Арсеньевка. Население: 47 тыс. человек, чуть более 30% — пенсионеры. Расстояние до Владивостока 262 км по железной дороге и 242 км по автодороге, которая связана с магистралью Хабаровск – Владивосток. Градообразующие предприятия Арсеньева — ПАО ААК «Прогресс» — выпускает ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор», и ПАО «Аскольд» — производит трубопроводную арматуру для судостроения и судоремонта.
Сопка планов и надежд
Идеей привлечения в город туристов озадачился еще Арсеньевский горисполком — в середине 60-х годов минувшего века. Представленный в Центральный совет по туризму «Эскизный проект туристическо-спортивного комплекса на сопке Халаза» получил одобрение и был дополнен позицией «горнолыжная трасса», после чего перед городом открылась перспектива развития по типу грузинского горнолыжного курорта Бакуриани.
«Халаза станет жемчужиной» — так называлась статья Б. Васильева, опубликованная в местной газете «Восход» в январе 1967 года. Каким виделся туристический комплекс более полувека назад? Массово туристов должны были доставлять автобусы, для тех же, кто воспользуется личным автотранспортом, планировалось построить гараж на десять автомобилей. На базе «Салюта» — экс-пионерского лагеря завода № 116 — намеревались возвести пятиэтажную гостиницу на 250 мест, а также кинотеатр, пункт проката, спортзал с бассейном, теннисный корт, площадки для футбола и волейбола. На вершине сопки, откуда открывается великолепная панорама города, устроители видели высокогорное кафе. Трассы скоростного спуска, места катания для любителей, большой трамплин, канатная дорога с вагончиками протяженностью один км от «Салюта» до вершины Халазы. На базе лесхозовского хвойного питомника планировалось создать прогулочную лесопарковую зону.
Работы по предварительному изысканию проекта успешно состоялись, после чего... он благополучно затерялся в столичных коридорах. Однако вне зависимости от этого обстоятельства горнолыжный спорт зародился в Арсеньеве силами энтузиастов. Все началось с прибытия на завод «Прогресс» профессионального горнолыжника из Иркутска Валерия Боковникова, ставшего тренером на общественных началах. Он собрал вокруг себя единомышленников, и они самостоятельно, забыв испросить разрешение городских властей, прорубили первую просеку и проложили горнолыжную трассу. Спортсмен из первого состава Сергей Казаринов начал тренировать детей. А официальная история ведет отсчет с марта 1977 года — с акта госприемки первой очереди горнолыжной трассы.
Как горнолыжный курорт повлияет на жизнь арсеньевцев?
Сергей Казаринов, спортсмен-горнолыжник, ныне пенсионер:
— Этого события город ждал полвека. В Арсеньеве подрастает спортивная смена. Когда к нам поедут спортсмены со всей страны, сам факт существования горнолыжного курорта современного станет хорошим внутренним стимулом для самосовершенствования. В феврале впервые проходили зимние Международные спортивные игры «Дети Приморья». Уже сегодня ясно, что после реконструкции Обзорная сможет принимать соревнования самого высокого уровня.
Сопка Обзорная закаляла настырных, а в самые драматические моменты спасала от депрессии и давала надежду. В 90-е годы, когда заводы едва сводили концы с концами, заводчане получали зарплату хлебом и сковородками, администрация вернулась к идее сделать Арсеньев туристической Меккой. Идею поддержал бывший тогда губернатором Сергей Дарькин, но дело сдвинулось с мертвой точки лишь после личной встречи руководителя горнолыжной базы Александра Юшина с Владимиром Путиным. Горнолыжку оборудовали буксировочным подъемником и спецтехникой для выравнивания трассы. В бытность Владимира Миклушевского установили систему оснежения.
Сегодня на Обзорной четыре трассы: высокогорный спуск протяженностью 1 800 метров, еще два спуска суммарно на 3 900 метров, учебная трасса в 300 метров. Есть еще склон для тюбинга. Все трассы оснащены буксировочными подъемниками. С декабря по март включительно, благодаря наличию системы искусственного оснежения, снег гарантированно имеет место быть. За эти четыре месяца Обзорную посещают около 15 тыс. человек.
Проект «Белая гора»
Глобальный проект по созданию в Арсеньеве современного горнолыжного курорта получил основу два года назад, когда на шестом Восточном экономическом форуме было подписано концессионное соглашение между Минэкономразвития и инвестиционным агентством Приморского края с одной стороны, и компанией ООО «Приморье СпортОтельИнвест» — с другой. Примерный объем вложений — десять млрд рублей.
«В целом, это должен быть центр притяжения зимнего отдыха всего Приморья. Он предусматривает комплексный подход к созданию не только горнолыжных и беговых трасс, но и реконструкцию автодорог, создание железнодорожного маршрута, чтобы это было удобно жителям Приморья. Все это даст возможность развития рекреационного направления в городе Арсеньеве», — отметил губернатор Приморья Олег Кожемяко.
Проект был презентован на сессии «Инвестиционный потенциал Приморского края», проводимой в рамках Международной выставки-форума «Россия» на территории ВДНХ, в 2023 году.
В географическом плане место реализации проекта «Белая гора» — обширная территория площадью более 170 гектаров, вытянувшаяся на четыре км с севера на юг и на 600 метров в средней части с востока на запад, от подножия Обзорной по южному склону, далее по поясу сопки, устремляясь к вершине. Главное изменение коснется протяженности лыжных трасс. На южном склоне Обзорной она увеличится до 11 км, а на ранее неиспользуемом северо-западном склоне будет проложено еще 18, плюс к ним — трассы для санок и тюбинга. Одна из канатных дорог кресельного типа соединит вершину сопки с «Салютом». Будет создано много летних спортивных объектов: два бассейна, детские площадки для скейта и роликов, веревочный парк, веломаршруты, тропы для пешего туризма и скандинавской ходьбы, парковки общей вместимостью одна тыс. автомобилей, и это далеко не полный перечень.
Как горнолыжный курорт повлияет на жизнь арсеньевцев?
Кирилл Перфильев, студент Приморского индустриального колледжа:
— Пока я не вижу предпосылок для перемен. Через длительное время за счет развития горы Арсеньев станет более привлекательным для молодежи. Молодежь будет оставаться в городе, возможно даже увеличится население.
Вероника Отрохова, студентка Приморского индустриального колледжа:
— Открытие горнолыжного курорта создаст огромный стимул для молодых арсеньевцев оставаться здесь жить, а также стимул переезжать к нам молодежи из соседних сел. Я думаю, за курортом последует строительство жилых домов, социальных учреждений, мест для развлечений. Спортивное и культурное развитие даст возможность после учебы искать призвание в этом городе.
Бывшая территория детского оздоровительного центра «Салют» станет курортной деревней. Планируется создать 250 мест в гостиницах разных типов от отеля, размещенного в трехэтажном здании, до пятизвездочной виллы под кедрами с тремя спальнями. Предусмотрены даже бюджетные варианты по типу кемпинга.
В курортной деревне построят презентабельный ресторан, на вершине сопки — панорамное кафе, но перекусить можно будет также в гостинице, спа-центре, казачьем хуторе. Последний представит усадьба во всем убранстве, музей, площадка, где вживую будут демонстрироваться приемы традиционного боевого искусства казаков. Будет там и ипподром, и летняя площадка по типу эстрадной, рассчитанная на без малого полтысячи человек, творческие мастерские. Особо стоит сказать о парках. Лесопарк с естественным произрастанием деревьев и кустарников ждет незначительное благоустройство, а вот аллеи, которые вытянутся вдоль улиц, высадить только предстоит, как равно и создать лотосовое озеро, в замыслах есть и такое.
Как горнолыжный курорт повлияет на жизнь арсеньевцев?
Олеся Зорина, хозяйка семейного кафе «Пилигрим»:
— С началом зимнего сезона у нас резко повышается число посетителей. А когда заработает горнолыжный курорт, да еще и межсезонный, полагаю, спрос на наши услуги станет стабильно высоким. К большому наплыву посетителей мы готовы, ждем! С точки зрения бизнеса это выгодно, но я хочу отметить, речь не только про деньги. Новые лица помогают создать атмосферу с налетом интриги, ведь люди к нам приходят не только поесть, но и пообщаться, познакомиться.
Пока все идет по плану
Реализация проекта предполагает два этапа. На первом (октябрь 2023-2024 года) построят две канатные дороги, новые трассы на южном склоне с современной системой оснежения, начнется возведение всех объектов инфраструктуры. На втором этапе (2025-2026 года) планируется прокладка трасс и устройство канатной дороги на северо-восточном склоне и завершение всех работ.
«С ООО "РТС-Строй" заключен контракт на подготовительные работы, который сейчас находится в стадии исполнения. Срок исполнения – апрель 2024 года. Все работы будут выполнены в срок», — прокомментировал гендиректор подрядной организации Алексей Тарасов
Ранее пресс-служба Арсеньевского городского округа также сообщала, что в ходе рабочей встречи губернатора края Олега Кожемяко с председателем правительства края Верой Щербиной и исполнительным директором ООО «Приморье СпортОтельИнвест» Николаем Шленцовым, отмечалось: «работы по реализации проекта идут строго по графику, также по плану идет производство оборудования для канатных дорог».
Как это выглядит на практике? Работы начались в четвертом квартале 2023 года. На территории ДОЦ «Салют» демонтированы все панельные корпуса и хозяйственные постройки, подготовлена строительная площадка, идет накопление стройматериалов. Через дорогу, где прежде был бассейн на реке, на месте пляжа и прилегающего участка вырублен кустарник и расчищена площадка под автостоянку на 200 автомобилей. Рядом с «Салютом», где недавно был лес, продолжается очистка территория под возведение объектов курортной деревни. По направлению к Обзорной пробита широкая просека. Оборудование для первой линии канатной дороги уже поступило, опоры кресельного подъемника ждут монтажа, строительство фундамента под опоры начато.
Как горнолыжный курорт повлияет на жизнь арсеньевцев?
Константин Хананов, депутат Арсеньевской городской думы, заместитель атамана Приморского отделения Уссурийского казачьего войска:
— С момента перестройки это самый масштабный проект, реализуемый на территории нашего города. Только положительные ожидания: развитие городской инфраструктуры, местного бизнеса в сфере торговли и услуг, повышение доходной части городского бюджета, рабочие места, проект предусматривает создание полутысячи рабочих мест.
Минусы тоже есть. Осенью 2021 года, то есть, за два года до начала работ по проекту был ликвидирован детский оздоровительный центр «Салют». И это в условиях, когда альтернативы «Салюту» исполнительная власть не предложила. Действие на опережение в данном вопросе идет в разрез с запросами жителей города, по факту многие семьи лишились возможности обеспечить детей качественным недорогим отдыхом.
Во имя светлого будущего арсеньевцы вынуждены терпеть и другие неудобства: на улице Советской, связывающей федеральную трассу с сопкой, в расчете на автопоток туристов загодя расширили и расчистили дорожное полотно за счет... тротуара. Теперь пешеходы ходят по дороге и гадают — может, когда курорт заработает, Арсеньев станет для них таким же комфортным, как и для приезжих туристов?