Отказаться от бумажных квитанций хотят в России, для этого по всей стране распространят электронные платежные документы за услуги ЖКХ. Таким образом, граждане смогут отказаться от получения бумажной версии, предоставив соответствующее заявление.
Как пишут
«Известия», законопроект, предложенный депутатами от Краснодарского края, поддержан комиссией Государственной Думы по обеспечению жилищных прав граждан, а также профильным комитетом по строительству и ЖКХ. В заключении комиссии отмечается, что основная цель законопроекта заключается в создании условий для оплаты коммунальных услуг и капитального ремонта с использованием электронных документов.
Также инициатива решает проблему несоответствия места проживания плательщика с адресом жилого помещения, за обслуживание которого выставляется счет. Кроме того, внедрение этой инициативы приведет к экономии бюджетных средств регионов.
В регионах Дальнего Востока в сентябре текущего года продолжали расти потребительские цены на товары и услуги (к декабрю 2022 г., Таблица 1). В шести регионах показатель превысил средний по РФ (104,6%) – речь идет о Приморском, Камчатском и Забайкальском краях, Бурятии, Амурской и Сахалинской областях. Среди регионов ДФО меньшие темпы роста цен были зафиксированы в Магаданской области, Хабаровском крае и на Чукотке.
В августе 2023 г. во всех дальневосточных регионах, а также в Иркутской области росла среднемесячная заработная плата (к августу 2022 г., Таблица 2). В Камчатском крае рост превысил средний показатель по стране, составив 28,1% (в России – 15,1%). Тем не менее в большинстве регионов округа рост не превышал 14,5%. Меньше чем на 10% выросла зарплата в Сахалинской области (+4,6%) и Чукотском АО (+7,2%).
Что касается уровня безработицы (Таблица 3), то в июле-сентябре 2023 г. он оказался наиболее высоким в Забайкалье (7,2%), Якутии (5,4%) и Бурятии (4,5%). Следует отметить рост доли безработных в Якутии, которая по данному показателю является второй в ДФО после Забайкальского края. Доля безработных в республике за отчетный период оказалась выше, чем в Бурятии. В части регионов наблюдается более низкий, чем в среднем в РФ (3%) уровень безработицы – в Приморском, Хабаровском и Камчатском краях, Амурской и Сахалинской областях, Чукотском АО.
Программа «Дальневосточная ипотека» остается широко применяемым механизмом повышения доступности приобретения собственного жилья жителями Дальнего Востока. Ее планируется расширять, включая новые категории участников и увеличивая размер кредитов. По данным Минвостокразвития и КРДВ, лидерами по выдаче кредитов в рамках программы дальневосточной ипотеки являются Приморский, Хабаровский края и Якутия. В Приморье к настоящему времени выдано 24 тыс. кредитов на 109,5 млрд рублей. В Якутии число выданных кредитов составляет 19,5 тыс. на сумму в 93,8 млрд рублей. В Хабаровском крае выдано 11,9 тыс. кредитов на 53 млрд рублей. Всего на сегодняшний день в ДФО оформлено свыше 88 тыс. ипотечных кредитов, общая сумма которых превысила 392,2 млрд рублей.
Из общего количества кредитов на строительство индивидуального жилья банки выдали 13,2 тыс. кредитов на общую сумму 69 млрд рублей. Средняя сумма кредита на ИЖС по ДФО составляет 5,2 млн рублей. Наибольшее количество таких ипотечных кредитов выдано в Якутии – более 6 тыс.
Также банк «ДОМ.РФ» в январе-сентябре текущего года выдал в рамках программы дальневосточной ипотеки около 1 тыс. кредитов на сумму около 5 млрд рублей, что в два раза превысило показатель за аналогичный период прошлого года. Наибольший объем кредитов выдан жителям Владивостока (3,5 млрд рублей), Хабаровска (около 600 млн рублей), Якутска (300 млн рублей), Улан-Удэ (150 млн рублей) и Благовещенска (более 100 млн рублей).
По поручению президента РФ В.Путина программу дальневосточной ипотеки планируется расширить, распространив на работников оборонно-промышленного комплекса. При выдаче кредита занятым на предприятиях ОПК предлагается не учитывать возраст и состав семьи. Ранее такие правила в рамках программы были распространены на работающих на Дальнем Востоке врачей и учителей. В текущем году на реализацию программы «Дальневосточная ипотека» из резервного фонда правительства дополнительно будет выделено 8 млрд рублей. Ранее на реализацию программы «Дальневосточная ипотека» было выделено порядка 70 млрд рублей на 2023-25 гг.
В рамках федеральной поддержки образовательных учреждений в техникумах и колледжах арктических районов Якутии в 2024 г. должны открыться 12 мастерских для подготовки рабочих кадров. Создание мастерских ведется с помощью президентской дальневосточной субсидии. Они начнут работу в Арктическом колледже народов Севера в Черском, в отделениях Центра подготовки рабочих кадров «Арктика» в Батагае, Жиганске, Тикси. В настоящее время в мастерские поставляется оборудование. В том числе в Батагае разместятся мастерские по обучению компьютерным технологиям. В Жиганске планируется осуществлять подготовку фотографов, дизайнеров одежды, в Тикси должны открыться мастерские по эксплуатации беспилотных авиационных систем, ремонту и обслуживанию легкового транспорта. В целом власти Якутии рассчитывают до конца 2025 г. открыть в республике 46 таких мастерских.
Между тем в Минпросвещения РФ отмечают дефицит образовательных объектов – школ и детских садов, при строительстве новых жилых кварталов в дальневосточных городах. Наиболее высокая потребность наблюдается во Владивостоке, Чите, Хабаровске, Улан-Удэ, Якутске. Глава департамента развития инфраструктуры Минпросвещения И.Шварцман отмечала, что с учетом стоимости возведения дальневосточных кварталов требуется дополнительная финансовая поддержка застройщиков для строительства социальной инфраструктуры.
Также требуются дополнительные средства для строительства новых медицинских учреждений. В частности, на завершение строительства межрайонного онкологического диспансера в Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края требуется более 400 млн рублей. Онкодиспансер в Комсомольске-на-Амуре планировалось возвести к 2021 г., затем срок был сдвинут до 2024 г. Единственным исполнителем является ППК «Военно-строительная компания» (ВСК), относящаяся к Минобороны РФ. К настоящему времени подрядчик завершил перепроектирование, оно находится на рассмотрении Главгосэкспертизы. Работы по данному объекту начались еще в 2018 г.[1], но в июне 2019 г. они были приостановлены.
Между тем из-за возросшей нагрузки в онкодиспансере в Хабаровске вышло из строя оборудование. На его замену требуется 402 млн рублей. Глава Минвостокразвития А.Чекунков в октябре сообщал, что средства будут выделены по государственной программе развития Дальнего Востока.
Регионы ДФО в текущем году получат средства на создание и модернизацию эндокринологических центров и школ здоровья для пациентов с сахарным диабетом (в рамках федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом»). В число регионов-получателей средств вошли Бурятия, Якутия, Хабаровский край, Магаданская область, Сахалинская область и Чукотский АО. Сахалинская область получит 76,2 млн рублей, Бурятия – 61,8 млн рублей, Чукотский АО – 60 млн рублей, Якутия – 56,4 млн рублей, Хабаровский край – около 56 млн рублей.
Финансирование также будет предоставлено всем дальневосточным регионам на приобретение диагностического эндокринологического оборудования для районных больниц. Для Сахалинской области на данные цели предназначено 19,3 млн рублей, для Бурятии – 18,9 млн рублей, для Приморского края – 18,8 млн рублей, для Якутии – 15,6 млн рублей, для Камчатского края – 15,3 млн рублей, для Забайкальского края – 14,6 млн рублей, для Иркутской области – 12,5 млн рублей, для Амурской области – 11,5 млн рублей, для Еврейской АО – 10,3 млн рублей, для Хабаровского края – 10,1 млн рублей. Чукотский АО получит 3,5 млн рублей, а Магаданская область – 1,2 млн рублей.
Тем временем депутаты парламента Магаданской области направили в федеральное правительство обращение с вопросом о снятии ограничений по значению коэффициента доступности медицинской помощи в регионах, так как они не учитывают региональные особенности и не позволяют получать финансирование в необходимом объеме. Коэффициент применяется при расчете субвенций, выделяемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) региональным фондам.
Депутаты отмечают, что при текущем объеме финансирования системы ОМС невозможно решить проблему дефицита кадров в Магаданской области, не покрываются текущие расходы на зарплату врачей и медсестер, на обновление инфраструктуры здравоохранения, закупку нового оборудования, лекарств, расходных материалов. В связи с недостатком финансирования наблюдается рост кредиторской задолженности магаданских больниц. Так, к 1 января 2021 г. ее размер достиг 690,7 млн рублей, к началу 2022 г. он вырос до 1,3 млрд рублей. В июле 2023 г. сумма задолженности составила 1,8 млрд рублей. Сумма финансовых потерь Колымы от установления коэффициента доступности медпомощи оценивается в 2 млрд рублей.
В рамках планов по газификации регионов «Газпрому» и приморскому правительству по поручению президента предстоит разработать «дорожную карту» по газификации Приморского края на 2026-30 гг. При составлении «дорожной карты» должны быть учтены результаты реализации инвестиционного проекта по строительству системы магистральных газопроводов.
Также «Газпром» и «Роснефть» должны определиться с гарантирующим поставщиком газа в Хабаровском крае (до 1 июля 2024 г.). «Газпрому» предстоит разработать графики по газификации Белогорска в Амурской области до 2032 г., подключению Биробиджана к проектируемому газопроводу до 2032 г. и рассмотреть возможность строительства газораспределительной станции №3 в Комсомольске-на-Амуре. До 1 июля 2024 г. федеральное правительство совместно с правительством Якутии, «Газпромом» и «РусГидро» должны утвердить план-график по переводу на природный газ энергоблоков Нерюнгринской ГРЭС. Его предполагается осуществить до 2028 г.
В Сахалинской области в 2024 г. планируется ввести в эксплуатацию 15 новых газовых котельных – пять из них должны начать работу в Поронайском районе, по четыре – в Макаровском и Тымовском районах, по одной котельной – в Корсаковском и Александровск-Сахалинском городских округах. В настоящее время уровень газификации Сахалинской области составляет 57%.
При этом с наступлением зимнего периода в отдаленных регионах, где в качестве топлива широко используется мазут, вновь усугубилась проблема роста цен на топливо для сферы ЖКХ. В октябре президент поручил правительству предоставить за счет бюджетных ассигнований дополнительную финансовую помощь в размере 5 млрд рублей Камчатскому краю на поддержку теплоснабжающих организаций, использующих в качестве топлива мазут. Средства должны позволить реализовать мероприятия по подготовке к отопительному сезону 2023-24 гг. и его проведению.
На этом фоне вице-премьер А.Новак заявил, что в правительстве прорабатывается возможность субсидирования стоимости мазута, поставляемого в регионы с высокой долей его использования в энергетике. Глава Минфина А.Силуанов предложил ввести обязательство поставки определенного объема мазута на внутренний рынок по фиксированным ценам.
При этом в Генпрокуратуре отмечают проблемы с подготовкой к отопительному периоду системы ЖКХ на Дальнем Востоке. Прокурорская проверка выявила слабую работу региональных властей по координации и контролю за выполнением инвестиционных и производственных программ, заменой и ремонтом аварийных сетей и оборудования. Заместитель генпрокурора РФ Д.Демешин также отметил высокий уровень изношенности коммунальной инфраструктуры ДФО (40%), значительный размер просроченной задолженности за коммунальные услуги (39 млрд рублей) и большое количество бесхозных коммунальных объектов. Больше всего таких объектов наблюдается в Якутии (2,5 тыс.) и Чукотском АО (1 тыс.). При этом с начала отопительного сезона текущего года в дальневосточных регионах произошло более 900 аварий и технологических сбоев.
В Генпрокуратуре предлагают усилить контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых на региональные программы по модернизации коммунальных сетей, ввести льготный режим по налогу на имущество для предприятий ЖКХ в целях привлечения частных средств. Концессионный механизм по передаче объектов ЖКХ инвесторам не получил ожидаемого развития в части регионов ДФО. Пока в Приморском, Хабаровском, Забайкальском краях число таких объектов не превышает 17%. Средний показатель по округу составляет 55%. Общий размер финансовых вложений концессионеров в объекты ЖКХ на Дальнем Востоке достигает на сегодняшний день 132 млрд рублей.
Следует отметить, что в октябре был сформирован перечень опорных населенных пунктов Арктики. К ним относятся города, государственная поддержка которых будет осуществляться на системной основе. Из дальневосточных городов к ним отнесены поселок Тикси (центр Булунского района) с прилегающими территориями в Якутии и города Анадырь и Певек[2] Чукотского АО. Для каждого опорного пункта предполагается разработать комплексный план социально-экономического развития до 2035 г. и определить источники финансирования.
В регионах, пострадавших в текущем году от стихийных бедствий, предстоит завершить компенсационные выплаты и профинансировать восстановительные работы. Приморский край получит из резервного фонда правительства РФ средства в размере 760 млн рублей на возмещение расходов, понесенных регионом при выплате гражданам компенсации ущерба, который причинил прошедший в сентябре тайфун. Общая сумма нанесенного тайфуном ущерба составляет около 10 млрд рублей. Также дополнительно региону будет направлено 414 млн рублей из федерального бюджета на приобретение тяжелой техники для аварийно-спасательных работ, дноуглубительных работ и расчистки русел рек после наводнений.
Камчатскому краю в 2024 г. будет направлено порядка 200 млн рублей из федерального бюджета на восстановление дорог в Усть-Камчатском районе – они пострадали при извержении вулкана Шивелуч в апреле. Средства будут направлены на восстановление уличной дорожной сети в поселках Ключи и Козыревск.
Якутия, Хабаровский край, Амурская и Магаданская области получат федеральные средства на компенсацию затрат на тушение лесных пожаров в 2023 г. В ходе тушения возгораний весной и летом текущего года расходы данных регионов превысили ранее выделенное финансирование на борьбу с лесными пожарами. Магаданская область получит на данные цели 387 млн рублей, Якутия – около 296 млн рублей, Хабаровский край – более 201 млн рублей, а Амурская область – 140,5 млн рублей.
Тем временем в Иркутской области средства в размере 6 млн рублей были выделены из резервного фонда региона для денежных выплат пострадавшим от летнего паводка жителям подтопленных населенных пунктов Казачинско-Ленского района. Единовременная материальная помощь предназначена для жителей поселка Улькан, деревень Юхта, Седанкина, Карнаухова и Нижнемартыново, сел Новоселово, Казачинское, Кутима и Ермак. 77 человек, зарегистрированных на территории подтопленных населенных пунктов, получат единовременную материальную помощь по 10 тысяч рублей. Также финансовая помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости по 50 тысяч рублей предназначена 67 пострадавшим.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, сентябрь 2023 г., в % к декабрю 2022 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
104,6 |
Сибирский федеральный округ |
104,9 |
Иркутская область |
104,4 |
Дальневосточный федеральный округ |
105,2 |
Приморский край |
106,7 |
Республика Бурятия |
105,8 |
Забайкальский край |
105,8 |
Амурская область |
105,2 |
Камчатский край |
105,2 |
Сахалинская область |
105,1 |
Еврейская авт. область |
104,6 |
Республика Саха (Якутия) |
104,1 |
Чукотский авт. округ |
103,6 |
Хабаровский край |
103,5 |
Магаданская область |
103,3 |
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, август 2023 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
115,1 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,2 |
|
Иркутская область |
115,3 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
113,2 |
|
Камчатский край |
128,1 |
|
Хабаровский край |
114,6 |
|
Забайкальский край |
114,3 |
|
Приморский край |
114,2 |
|
Республика Бурятия |
114,0 |
|
Республика Саха (Якутия) |
113,0 |
|
Еврейская авт. область |
112,5 |
|
Амурская область |
111,2 |
|
Магаданская область |
110,4 |
|
Чукотский авт. округ |
107,2 |
|
Сахалинская область |
104,6 |
|
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, июль-сентябрь 2023 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,0 |
76 258,4 |
Сибирский федеральный округ |
3,2 |
8 299,2 |
Иркутская область |
3,6 |
1 160,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
3,5 |
4 181,1 |
Забайкальский край |
7,2 |
471,1 |
Республика Саха (Якутия) |
5,4 |
518,2 |
Республика Бурятия |
4,5 |
440,9 |
Магаданская область |
3,4 |
80,8 |
Еврейская авт. область |
3,0 |
73,9 |
Приморский край |
2,6 |
970,5 |
Хабаровский край |
2,3 |
701,1 |
Амурская область |
2,2 |
403,3 |
Сахалинская область |
2,1 |
265,0 |
Чукотский авт. округ |
1,7 |
29,3 |
Камчатский край |
1,5 |
166,9 |
[1] Контракт был заключен с московским ООО «Тутта» (на 1,2 млрд рублей), он был расторгнут в октябре 2020 г. (проблемами объекта стали ошибки в проектной документации, постоянная смена субподрядных организаций).
[2] Чаунский район.
По прогнозу МТС почти половина – 46,3% – из 6,6 млн реализуемых в России электросчетчиков в 2023 году будет работать с использованием технологий интернета вещей. К 2024 году это значение достигнет 75,8%, а к концу 2025 года – 95,8%. К этому времени интеллектуальными счетчиками коммунальных ресурсов будет оснащена каждая вторая квартира в стране. Свой вклад в достижение этих показателей вносит владивостокское подразделение компании «Миртек».
До 2016 года в России производство было лишь в Таганроге, но интересы роста подтолкнули к открытию производства во Владивостоке. Тогда на Дальнем Востоке уже реализовывалась практика территорий опережающего развития, сулившая компаниям серьёзные налоговые льготы. В 2018 году «Миртек» стал резидентом свободного порта Владивосток.
– Компания пользуется господдержкой: это нулевой налог на прибыль в течение пяти лет, нулевой налог на имущество – также на пять дет, 7,6% страховых взносов вместо 30% базовых на протяжении 10 лет, - говорит директор «КРДВ Приморье» Алексей Дунаев.
Вскоре после запуска клиентами «Миртека» стали крупные компании, включая «РусГидро», а спустя короткое время востребованная продукция разошлась по всему Дальнему Востоку. Предприятие во Владивостоке выпускает умные счётчики серий Миртек-212-РУ и Миртек-232-РУ на основе полного производственного цикла, который включает в себя сборку, программирование, поверку и упаковку..
Преференции, которые дает режим резидента СПВ, облегчает аккумуляцию и привлечение средств на развитие производства. Этой возможностью и воспользовались в «Миртеке», закупив дополнительное оборудование.
– До модернизации завода мы могли выпускать до 10 тысяч приборов учета в месяц, после – уже до 15 тысяч, – рассказывает генеральный директор компании «Миртек» Никита Шебалков.
Продукция «Миртека» разрабатывается в собственном конструкторском бюро. Платы и часть комплектующих тоже выпускают сами. После ввода санкций компании пришлось провести большую работу по смене поставщиков микроконтроллеров. Сейчас нужные элементы закупаются у трех разных партнёров, причём для внедрения новых комплектующих понадобилась серьёзная работа по их адаптации к существующим решениям и требованиям на соответствие утвержденному типу.
Нынешний прирост производительности – промежуточный шаг в стратегии кратного увеличения выпуска умных счетчиков. В планах построить в 2026 году ещё одно предприятие полного цикла. В КРДВ в свою очередь готовы представить необходимый земельный участок, инфраструктуру, а также оказать содействие по созданию свободной таможенной зоны для ввоза комплектующих из-за границы.
Сомнений в том, что продукция нового завода будет востребована, в компании нет. Умные счётчики не только ведут учёт потребленным киловаттам и автоматически передают данные в энергокомпанию. Они стоят на страже интересов потребителя, собирая для него всю необходимую информацию, к примеру, насколько качественную электроэнергию вам продают и подают.
– К примеру, был скачок напряжения и у вас сгорел телевизор или холодильник, - рассказывает Никита Шебалков. – Наш счетчик все зафиксировал, и у вас есть документально подтвержденные данные о произошедшем, на основании которых вы можете выставить претензию.
По закону ни одна новостройка не принимается в эксплуатацию, если она не оснащена умными счетчиками. А вот заменять уже установленные старые устройства на умные должен поставщик ресурсов за свой счёт. Причём в 1 января 2022 года разрешена установка только интеллектуальных приборов учета электроэнергии. Когда такое устройство появится в конкретной квартире, зависит от срока истечения действующей поверки счетчика.
Трансформация жизнеобеспечивающих предприятий Хабаровска, как и всех остальных городов России, продиктована необходимостью соблюдения требований закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», принятого в 2019 году. Целью реорганизации МУПов является повышение экономической эффективности предприятий, что неизбежно выльется в повышение комфорта и безопасности жизни горожан.
Одна из целей реформы муниципального хозяйства – снижение расходов местных бюджетов на содержание убыточных предприятий. Вместо них появятся и частные предприятия, что будет развивать конкуренцию, от чего всегда выигрывает потребитель. Кроме того, передача муниципального унитарного предприятия в частную собственность может принести большую прибыль, так как имущественные комплексы, оборудование и земельные участки МУПов не всегда используются в полной мере.
В Хабаровске работают 12 унитарных предприятий. Всего же обеспечением жителей города необходимым ассортиментом услуг для комфортной жизни занимаются 19 муниципальных организаций разных форм собственности. Они отвечают за жилищно-коммунальные услуги (тепло- и водоснабжение, водоотведение), социальное жильё, транспортные услуги, благоустройство, занимаются реконструкцией и развитием дорожной сети. На этих предприятиях работают более четырех тыс. человек.
По словам главы Хабаровска Сергея Кравчука, за пять лет объем работ муниципальных предприятий составил 49 млрд рублей, в том числе в прошлом году – около 11 млрд рублей, рост – почти на 6%. За этот же период производительность труда выросла на 32%.
«Хабаровск является одним из городов, где удалось сохранить муниципальные предприятия после рыночных преобразований в стране в конце 90-х годов. Однако реорганизация муниципальных унитарных предприятий в муниципальные бюджетные учреждения показала свою эффективность. Контроль за финансовыми потоками учреждений Север и Восток, (реорганизованы в 2020 году и 2022 году соответственно), позволяет принимать оперативные решения и вносить корректировки по выполнению муниципального задания, связанного с благоустройством города. За время работы в новой организационно-правовой форме учреждения увеличили объемы работ на 12% –более 20 млн рублей», – рассказал Сергей Кравчук.
Начальник управления экономического развития администрации Хабаровска Олег Ожегов подтвердил эффективность муниципальных производственных организаций: «С 2018 по 2022 годы объем работ, направленных на удовлетворение основных потребностей населения в жизнеобеспечивающих услугах, составил практически 50 млрд рублей, за этот же период производительность труда выросла с 1 млн 797 тыс. рублей на человека в год до 2 млн 367 тыс. рублей или на 32%. Получено 639 млн рублей чистой прибыли».
Олег Ожегов добавил, что при смене предприятием организационно-правовой формы, виды деятельности остаются прежними, при этом 100% акций будут принадлежать городу, а администрация города через органы управления обществ (наблюдательный совет, совет директоров) напрямую будет влиять на процессы принятия решений, касающиеся крупных сделок, инвестиций, оплаты труда и прочее.
Согласно закону, унитарные предприятия должны быть реорганизованы или ликвидированы до 1 января 2025 года. Если это требование не будет выполнено вовремя, Федеральная антимонопольная служба по решению суда ликвидирует предприятия. Исключения для реорганизации составляют предприятия сферы городского пассажирского транспорта, а также отраслей, относящихся к естественным монополиям.
Таким образом, МУПами в Хабаровске останутся: «Водоканал», «Тепловые сети» и «Городской электрический транспорт». Остальные будут реорганизованы.
МУП – это коммерческая организация, которая вправе получать прибыль за счет имущества, переданного в управление. Управление такими предприятиями осуществляется посредством планирования финансово-хозяйственной деятельности и установки контрольных заданий по объемам, издержкам, производительности труда, в сочетании с принципами успешного хозяйствования – поиском дополнительных доходов, в ом числе от оказания услуг сторонним организациям; модернизацией основных фондов.
Муниципальное унитарное предприятие – это коммерческая организация, ее главная цель – получение прибыли, бюджетное учреждение (МБП) относится к некоммерческим и открывается для осуществления социальных функций. Деятельность муниципального бюджетного учреждения финансируется за счет субсидии на выполнение муниципального задания из бюджета города. Имущество как унитарного предприятия, так и бюджетного учреждения находится в муниципальной собственности и передается на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Сергей Кравчук отметил, что с момента принятия федерального закона в администрации внимательно рассмотрели все возможные перспективы каждого отдельного предприятия. Для обсуждения приглашались профильные специалисты, включая аппарат управления каждого предприятия. Рассмотрены все проблемные вопросы, решение которых позволяет сбалансировать интересы бюджета города с интересами трудовых коллективов.
«В результате проведенной работы мы определили организационно-правовые формы реорганизации муниципальных предприятий. Дорремстрой станет акционерным обществом (АО), НПЦОДД, Горсвет, Южное станут муниципальными бюджетными учреждениями (МБУ), УО МКД, РКЦ, Банно-прачечное хозяйство, Стрела и Спецкомбинат приобретут форму общества с ограниченной ответственностью (ООО). Имущество, коллектив, производственная база и виды деятельности предприятий будут полностью сохранены», – рассказал мэр Хабаровска.
К моменту выхода этого материала стало известно, что в Госдуму внесли законопроект, предлагающий продлить реорганизацию или ликвидацию ФГУПов и МУПов до 1 января 2030 года. По мнению авторов законопроекта, норма о ликвидации ФГУП и МУП не учитывает негативные последствия ухода унитарных предприятий с социально значимых рынков, на которых практически отсутствуют частные предприятия. В администрации Хабаровска отметили, что в любом случает процесс реорганизации МУПов в городе завершится в 2024 году.