Экс-руководитель крупной золотодобывающей компании Petropavlovsk Павел Масловский не был переведен в колонию в соответствии с ранее вынесенным приговором из-за возбуждения нового уголовного дела. Следственный департамент МВД России выдвинул обвинения против известного золотопромышленника в связи с его предполагаемой ролью в незаконном выводе средств на сумму 83 млн долларов из кипрской инвестиционной компании V.M.H.Y. Holdings. До 2012 года он был одним из соучредителей этой компании.
Как сообщает «Коммерсант», Масловский был взят под стражу и помещен в СИЗО, несмотря на попытки обжаловать это решение, апелляционный суд Мосгорсуда оставил вердикт без изменений. Дело о выводе средств кредиторов из V.M.H.Y. Holdings было возбуждено еще в 2017 году, когда стало известно о попытках привлечь к ответственности руководство компании. Основатели компании, россиянин Андрей Вдовин и британец Питер Хамбро, в настоящее время находятся за пределами России, что усложняет процесс их привлечения к ответственности.
Павел Масловский, изначально участвовавший в уголовном расследовании как свидетель после того, как в 2012 году покинул состав инвестиционной компании и стал сенатором от Амурской области, столкнулся с серьезным обвинением. Несмотря на активное сотрудничество с следствием, включая участие в очных ставках с другими фигурантами дела, в июле прошлого года Следственный департамент МВД РФ пересмотрел его статус, обвинив в совершении группового мошенничества в особо крупном размере.
Следствие настаивало на новом аресте Масловского, несмотря на то, что он уже находился в СИЗО. Следственный департамент МВД России обосновал ходатайство о продлении содержания Павла Масловского под стражей потенциальным риском возобновления контактов с сообщниками в случае его отправки в колонию общего режима. Ведомство выразило опасения, что Масловский, находясь в колонии, мог бы подать ходатайство об условно-досрочном освобождении (УДО) и, в случае успеха, скрыться от следствия по новому делу. Эти опасения стали основанием для решения Мещанского районного суда оставить Масловского в СИЗО.
Адвокат Масловского выразил несогласие с решением суда. Он подчеркнул, что из-за повторного ареста Масловский оказался в тяжелых условиях содержания в СИЗО, что особенно недопустимо с учетом его возраста и состояния здоровья.
Защита Павла Масловского настаивает на его непричастности к обвинениям в присвоении заемных средств, привлеченных компанией V.M.H.Y. Holdings для развития. По словам адвоката, Масловский покинул компанию до начала привлечения заемных финансов, которые впоследствии были объявлены похищенными. Таким образом, Масловский не имеет отношения к претензиям клиентов компании, ставшим основанием для возбуждения уголовного дела. Мосгорсуд оставил арест в силе.
Как ранее сообщало EastRussia, по версии следствия, в 2018 году сын Масловского продал принадлежащее семье административное здание в Благовещенске. Покупателем стало АО «Покровский рудник». По официальным данным, в договоре купли-продажи фигурировала сумма около 218 миллионов рублей. Однако выяснилось, что объект деловой недвижимости якобы продали по завышенной почти вдвое стоимости — нелегальная «прибавка» к цене трех тыс. квадратных метров офисов и земли составила 95 млн рублей. 25 декабря Павла Масловского арестовали. Обыски в компании «Покровский рудник», «дочке» Petropavlovsk, прошли в декабре 2020 года.
Корреспондент EastRussia еще раз побывал в Тынде, чтобы на месте выслушать все «за» и «против» в этой истории от ее непосредственных участников и местных жителей.
- Представляете, у нас часы на мэрии висели, так она их в ломбард сдала! – рассказывал нам водитель, крутя «баранку» по заснеженным и морозным улицам Тынды.
Таких «людоедских» баек об экс-мэре Марине Михайловой я услышал еще несколько. И все – исключительно от водителей. Впрочем, этому есть объяснение: камнем преткновения во всей этой только начавшейся, но уже громкой истории стала центральная улица 30-тысячного города – Красная Пресня.
Ее пару лет назад решили реконструировать - в 2024 году Байкало-Амурская магистраль отметит свое 50-летие. Тында, как столица БАМа, будет принимать гостей со всего мира, не исключен визит первого лица государства, поэтому – необходимо соответствовать. Из областного и федерального бюджетов было выделено 600 млн рублей, на эти деньги необходимо было заново заасфальтировать почти два километра дороги, а также провести благоустройство.
Есть улицы центральные
Красная Пресня – центральная улица Тынды, она отходит от федеральной трассы А-360 «Лена» и проходит практически через весь город. На ней расположены торговые центры, храм, полиция, четыре 16-этажки, которые считаются неофициальным символом «города посреди тайги», сама мэрия, а из окна градоначальника можно воочию наблюдать за ходом работ.
Сначала все шло бойко: техника, рабочие, объезды. Красная Пресня практически на всем своем протяжении имеет две проезжие части, разделенные «зеленым островком», на котором росли тенистые деревья. Каждая проезжая часть имеет по две полосы. Одним словом, нормальная такая широкая дорога. Так вот по всей Красной Пресне сняли асфальт, деревья на «островке» и вдоль обочины спилили, а потом «что-то пошло не так».
Так сейчас выглядит Красная Пресня
- Все расковыряли, пылища, город раком встал. Кому такое понравится? – сетовал наш водитель в Тынде. – А деньги разворовали! А этого нельзя было делать, ведь к стройке такое внимание пристальное, юбилей БАМа на носу!
Строительный период в Тынде начинается в мае, поэтому реконструкцию Красной Пресни разделили на два этапа: демонтаж и монтаж. Второй этап должен был завершиться осенью 2022-го, чего, к сожалению горожан, не случилось. Тогда прокуратура назначила проверку, которая выявила ряд нарушений, вылившихся в уголовные дела.
Дела судебные
Сначала был арестован руководитель подрядной организации - ООО «Карьер-А». В декабре мэр Тынды Марина Михайлова добровольно сняла с себя полномочия градоначальника, а через несколько дней ее арестовали и поместили в СИЗО Благовещенска.
- Орган предварительного следствия вменяет в вину Михайловой приемку и оплату фактически отсутствующих материалов на сумму более 131 млн рублей, - рассказал EastRussia адвокат, ведущий дело экс-мэра, Каро Жамкочан. - Вместе с тем, в первоначально предъявленном обвинении нет ссылки на подписание ею актов выполненных работ формы КС-2, как способа совершения преступления.
По словам Каро Жамкочаня, из обвинения следует, что Михайлова дала устные незаконные указания подчиненному принять и оплатить не результаты выполненных работ, а строительные материалы, и в последующем без фактической проверки она приняла данные материалы.
Собственно, вокруг этих стройматериалов, которые завозили для дальнейшего ремонта, и крутится вся история: обвинение уверено, что «заплатили за воздух» - никакие материалы никто не завозил, защита вообще настаивает на том, что в ее непосредственные обязанности не входила приемка товаров и выполненных работ на объекте капитального ремонта.
- Данный объект курировал один из ее заместителей, который докладывал ей о наличии строительных материалов и о необходимости их оплаты. Также была организация, осуществляющая строительный контроль на указанном объекте, - подчеркивает Каро Жамкочан.
Кстати, на допросе Марина Михайлова заявила, что подпись в актах выполненных работ формы КС-2 – не ее. Сейчас защита подала ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы.
Дом в Анапе
Тында, хоть и большой по дальневосточным меркам городок, но все же маленький – все друг про друга в курсе, все всё знают. Ну, или думают, что знают.
Когда арестовали Михайлову, горожане со знанием дела стали говорить, что за несостоявшийся, но оплаченный ремонт Красной Пресни (вернее, части ремонта) Михайловой подрядчик через другую компанию построил в Анапе домик у моря. И, мол, она ездили проверять ход строительства во время отпуска. Так это или нет – предстоит выяснить следствию.
- Марина Михайлова - женщина сильная и будет до конца бороться за свое честное имя, - подытожил адвокат Каро Жамкочан. - Всем тындинцам и неравнодушным гражданам, которые переживают и поддерживают ее, она просила выразить слова искренней благодарности.
Тем временем, ремонтом Красной Пресни займется другой подрядчик – АО «Асфальт». Эдакая палочка-выручалочка областного значения, которая не раз была задействована на сложных и проблемных объектах. То, что реконструкция Красной Пресни теперь будет проходить в «ручном режиме» анонсировал губернатор Приамурья Василий Орлов. Активные работы должны начаться уже в мае, до этого времени подрядчику предстоит закупить и завезти необходимый материал. Контрольный срок завершения работ на объекте – 1 сентября 2023 года.
Красная Пресня. Когда-то деревьев здесь было раза в два больше
Не везет нам с мэрами…
Марина Михайлова стала мэром Тынды в результате прямых выборов осенью 2018 года. Нового главу теперь будут выбирать в 2023-м. Первые претенденты уже появились, но активная избирательная кампания пока не началась, на кого и на что будет сделана ставка – неясно.
- А вообще нам с мэрами не везет! – продолжает свой рассказ наш водитель. - Один, как Ельцин себя вел, пил на рабочем месте – доходило до того, что он все светофоры «пропил» - демонтировал под предлогом того, что они устарели, и продал в «Нюрку» (город Нерюнгри в соседней Якутии, расположенный в 200 километрах на север от Тынды – ER).
Аэропорт Нерюнгри («Нюрка»)
- А хорошие-то были мэры? – спрашиваю его.
- Были. Марк Шульц. При нем мы хорошо жили.
Марк Шульц был мэром Тынды дважды – с 1992 по 2004 годы, и с 2008 по 2012 годы. Умер на своем посту. На здании мэрии ему одному установлена памятная табличка.
На Камчатке с 2017 года развивается научно-популярный музей «Вулканариум», девиз которого – «Узнать, чтобы увидеть». Здесь визуальный ряд, посвященный самой главной достопримечательности полуострова, подкрепляется нетривиальными фактами, превращая увиденное в личный опыт. Здесь все экспонаты можно не только трогать, нюхать, но и даже поджигать.
«Вулканариум» – не просто музей о вулканах. Это центр популяризации вулканологии как науки и источник знаний о Земле. Например, здесь расскажут, что без вулканов, в том числе и активных в наше время, жизнь на планете была бы невозможна, что неприятные для нас землетрясения и вулканические извержения свидетельствуют об жизненно важных процессах, протекающих в недрах планет.
Корреспондент EastRussia побеседовал с одной из создательниц музея – Аленой Самойленко – вместе с фронтменом музея вулканологом Сергеем Самойленко (по совместительству ее мужем) они развивают проект. Алена пояснила смысл необычного музейного девиза – когда ты видишь даже самую красивую локацию, то через какое-то время впечатления стираются, вытесняются новыми эмоциями. Но когда ты накладываешь на увиденное новые знания, которые тебя вдохновили и удивили, ты их уже не потеряешь.
– Алена, идея создания на Камчатке какого-то общественного пространства, связанного с вулканами очевидна. Но все-таки речь о вашей истории – почему именно музей, почему именно вулканы?
– На Камчатку я прилетела впервые десять лет назад по работе. Уезжала с ощущением, что это необыкновенное место, и за один приезд невозможно прочувствовать всю красоту и дух Камчатского края. Я вернулась. Раньше я работала в пресс-службе РЖД, имела опыт проведения масштабных общественных мероприятий, за плечами много проектов. Весь мой опыт стала использовать на Камчатке. В тандеме с Сергеем – вулканологом и математиком – сначала появился Музей занимательной науки «Интересариум», потом «Вулканариум», который превратился не просто в музей, а в культурно-познавательное и образовательное пространство, рассказывающее о нашей планете в целом. Здесь посетители смогут увидеть извержения вулканов, побывать в лавовой пещере, прикоснуться к многовековым камням, а также вести наблюдение за выходом вулканических газов и многое другое. Также Сергей разработал курс общей вулканологии для гидов-экскурсоводов и популяризаторов науки.
Сергей постоянно мониторит не только то, что происходит на Камчатке, но и вообще в мире – и с точки зрения вулканологии, физики, математики, естественно-научных дисциплин. Он постоянно держит руку на пульсе, что очень обогащает наш музей. Коллекции пополняются почти каждый год.
– Сколько у вас экспонатов и какие самые интересные?
– Основу экспозиции составляют образцы вулканических пород, как древних, так и совсем свежих, а также магматических минералов. Количество экспонатов навскидку сказать невозможно, но их точно больше двух сотен. Музей размещается в трех залах с интерактивными экспозициями, есть виртуальный зал, где посетители могут полетать над Камчаткой, над Долиной гейзеров, есть палеонтологическая экспозиция, фотозона с вулканами из космоса — ее мы сделали в коллаборации с космонавтом Олегом Артемьевым. Есть моя любимая, личная коллекция – экспозиция камней в форме сердечек. Все можно пощупать, у нас тактильная экспозиция, и это очень нравится людям – нет музейного строгого принципа «не трогай». Самую большую ценность нашего пространства составляет информация, которую дают живые экскурсоводы или аудиогиды.
– Расскажите какой-нибудь интригующий факт, что-нибудь из ваших рассказов на экскурсиях.
– Вулканы распаковывают столько информации! Часто люди, приезжая к нам на экскурсии, оказываются в культурном шоке. Что больше удивляет – информация. Мы рассказываем о том, что без вулканов жизнь на планете вообще невозможна. Если не будет действия вулканов, верхняя часть земной коры со временем вберет в себя воду Мирового океана, превратившись в гидросиликатные минералы. Именно вулканы возвращают нам в атмосферу эту «окаменевшую» многие миллионы лет назад воду. А без воды нет жизни на планете, как вы знаете. Также мы рассказываем в числе прочего о том, как вулканы помогли человеку стать человеком, подсказав тысячелетия назад некоторые полезные технологические процессы – это надо слушать, я хочу оставить интригу, чтобы люди сами узнавали это от нас и вдохновлялись. Наши рассказы – это наша фишка.
– Какова статистика посещаемости?
– «Вулканариум» стал востребован на Камчатке с момента запуска, так как ничего подобного в то время не было. Но начинали на старте мы с тысячи посетителей в год. В прошлом году у нас было уже 22 тысячи гостей. Динамика наблюдается ежегодно, и в этом году должно быть существенно больше. Это позволяет нам уверенно смотреть в будущее. Теперь мы ведем экскурсии на пяти языках.
– На кого рассчитан ваш музей и кого из посетителей больше – иностранцев, жителей России, Дальнего Востока или местных жителей?
– Сейчас больше российских туристов. Много людей едут из регионов Дальнего Востока и Сибири: Владивосток, Хабаровск, Новосибирск, Иркутск. Но больше всего из Москвы, Санкт-Петербурга, из центральной России. До пандемии много было иностранцев: бывало, что одновременно на французском, английском и русском велись параллельные экскурсии. Китайских гостей все больше. Для них экскурсии проводят носители языка. Летом очень много туристов, мы не можем всех сразу вместить, работаем только по предварительной записи.
– Расширяться планируете?
– Безусловно, нам тесно. Пока расширяем присутствие, организуя авторские туры, где экспозицией становится сама природа. Прогнозируем, что появится обновленная версия музея: есть договоренность с губернатором края Владимиром Солодовым, что в рамках мастер-плана Петропавловска-Камчатского «Вулканариум» будет представлен в новом общественно-культурном комплексе в центре города. Также отмечу, что из нашего музея вырос еще проект экологической направленности – туристический центр «Ойкумена». Также для местных жителей и гостей проводим экологические мастер-классы, творческие программы. Мы позиционируем себя как музей для взрослых, но детских программ у нас много. В конце каждой экскурсии наши гости могут попробовать вулканическое варенье и камчатский чай.
На фоне роста мировых цен на золото в дальневосточных регионах развиваются проекты по добыче драгметалла, а также увеличиваются производственные показатели. Тем не менее ввод новых мощностей требует значительных затрат, которые, кроме того, увеличиваются под влиянием санкционных ограничений. В алмазодобывающей отрасли снижение цен в сочетании с санкциями стало причиной планов «АЛРОСА» по снижению добычи. Кроме того, компания рассчитывает развивать золотодобычу. Отмечается рост добычи железной руды для поставок на внутренний рынок, тогда как экспортные поставки снижаются. Обсуждаются возможности по реализации проектов освоения месторождений редкоземельных металлов.
Ряд дальневосточных регионов наращивает объемы золотодобычи. Компании увеличивают инвестиции в добычу драгметалла в том числе на фоне благоприятной рыночной конъюнктуры. В частности, по состоянию на 22 декабря цена на золото составила 2 621 доллар США за унцию, а осенью цены поднимались выше 2 770 долларов. В 2025 г. прогнозная средняя цена оценивается в 2 875 долларов за унцию (рост на 37% с начала года).
Недропользователи Магаданской области за январь-октябрь 2024 г. произвели 46,3 тонны золота, что на 11% больше, чем за аналогичный период 2023 г. В частности, выпущено 30,7 тонн рудного золота и 15,6 тонн россыпного. Производство серебра за десять месяцев в регионе составило 352,5 тонн. Большую часть добычи золота на Колыме обеспечивают АО «Полюс Магадан» (ПАО «Полюс»), АО ЗРК «Павлик» (ИК «Арлан»), АО «Сусуманзолото» (УГМК), АО «Серебро Магадана» и ООО «Омолонская золоторудная компания» («Полиметалл»). Добычу серебра осуществляют АО «Серебро Магадана» (рудники «Дукат», «Лунное», «Перевальное») и ООО «Омолонская золоторудная компания», а также ООО «Агат» и СП ЗАО «Омсукчанская ГГК».
По итогам 2024 г. объем производства золота в Якутии может составить порядка 54 тонн, что на 8% больше, чем в 2023 г. Основными предприятиями республики являются рудники Гросс и Таборный (Nordgold), Нежданинский ГОК «Полиметалла», проекты компаний «Полюс Алдан» (Куранахское рудное поле) и «Селигдар». К 2025 г. Nordgold планирует расширить мощность производства кластера «Гросс» (рудники «Гросс» и «Таборный», проект развития «Токко», оператор – ООО «Нерюнгри Металлик») до 26 млн тонн руды в год (на 16 млн тонн).
В том числе недропользователь рассчитывает вовлечь в переработку бедные руды с бортов месторождений проекта. В дальнейшем компания планирует построить фабрику для извлечения золота из растворов. Ежегодный объем производства золота в рамках кластера «Гросс» на сегодняшний день достигает 15 тонн. Суммарные запасы и ресурсы золота по месторождениям кластера оцениваются в более чем 400 тонн. «Полюс Алдан» намерен по итогам года нарастить добычу на Куранахской группе месторождений на 31% относительно 2024 г., до 9,7 тонн.
Недропользователи Хабаровского края в январе-октябре 2024 г. обеспечили 22,62 тонны золота, что соответствует результату за аналогичный период годом ранее. Из общего объема 19 тонн произведено на месторождениях рудного золота, 3,62 тонны – на россыпных месторождениях. Добычу рудного драгметалла в регионе ведут ООО «Многовершинное» (Highland Gold) и ОАО «Охотская горно-геологическая компания» («Полиметалл»). В добыче россыпного драгметалла высокие показатели за отчетный период обеспечили компании «ДВ Ресурсы», «Восток», «Золото Керби», «Заря», «Арсзолото», «Амгунь» и «Артель старателей «Прибрежная». По итогам года добыча в регионе составит около 28 тонн золота, что находится на уровне прошлого года.
В Хабаровском крае «Полюс» намерен осваивать месторождение Чульбаткан (район им. Полины Осипенко), где объем капитальных расходов оценивается в 600-800 млн долларов (предварительно). Начало производства намечено на 2029 г. Его объем должен составить 300 тыс. унций золота в год.
Таким образом, «Полюс» претендует на второе место среди наиболее крупных мировых золотодобытчиков после американской компании Newmont. Запуск трех проектов в Иркутской области и Хабаровском крае позволит «Полюсу» увеличить производство до 6 млн унций золота к 2030 г., что в два раза больше текущего показателя. Между тем Newmont к 2030 г. рассчитывает нарастить производство на 20%, до 8,3 млн унций. Пока «Полюс» занимает четвертое место по добыче золота в мире с показателем 2,75–2,85 млн унций (после Newmont, а также канадских Barrick и Agnico Eagle) и находится на первом месте в России.
Также в Хабаровском крае на первый квартал 2025 г. намечен запуск второй автоклавной линии Амурского гидрометаллургического комбината (АГМК-2, вторая очередь предприятия) АО «Полиметалл» («Мангазея Майнинг») в Амурском районе. Объем инвестиций в строительство достиг суммы около 61,5 млрд рублей. При этом ранее АГМК-2 предполагалось запустить уже к концу 2024 г. – в мае 2023 г. «Полиметалл» сообщил о переносе запуска второй очереди АГМК на вторую половину 2024 г. в связи с заменой части оборудования.
В ноябре текущего года «Полиметалл» получил разрешение на запуск энергопринимающей установки АГМК-2 для обеспечения объекта электроэнергией. Напомним, что АГМК специализируется на переработке упорных золотосульфидных концентратов методом автоклавного окисления. Проектная производительность предприятия составляет 250–300 тыс. тонн концентрата в год. Вторая линия автоклавного отделения предназначена для переработки дважды упорных концентратов – переработки руд с Нежданинского (Томпонский район Якутии), Майского (Чаунский район Чукотского АО) и Воронцовского (Свердловская область, Краснотурьинский городской округ) месторождений компании.
В Чукотском АО объем добычи золота в январе-октябре текущего года составил 19,9 тонн золота, что на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Добыча серебра за отчетный период составила 88,2 тонны, что на 8% меньше, чем за аналогичный период годом ранее.
Рудное золото на Чукотке производят АО «Чукотская горно-геологическая компания», ООО «Рудник Валунистый», ООО «Канчалано-Амгуэмская площадь», АО «Базовые металлы» (активы Highland Gold), ОАО «Рудник Каральвеем» (УК «Золотые проекты»), ООО ЗК «Майское» (АО «Полиметалл»). Предприятия Highland Gold произвели 12,7 тонн золота (более 60% от всей добычи драгметалла в регионе). ОАО «Рудник Каральвеем» выпустило 1 306 кг, результат ЗК «Майское» составил 3 371 кг. Добычу серебра обеспечивают АО «Чукотская горно-геологическая компания» (77,3 тонн) и ООО «Рудник Валунистый» (6,8 тонн). О добыче серебра также отчитались работающие на россыпях ООО «Трансмагистральстрой», ООО «Артель старателей «Чукотка» и ООО «Гранит».
Стоит отметить, что запуск Баимского горно-обогатительного комбината в Билибинском районе (ООО «ГДК «Баимская», управляющая компания «Рускапитал») на базе золото-медного месторождения Песчанка перенесен с 2028 г. на 2029 г. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 1 трлн рублей, в строительство из этой суммы уже вложено более 250 млрд рублей. В частности, построены взлетно-посадочная полоса, база для водителей в Билибино, закуплена техника для доставки грузов. Продолжаются работы по возведению вахтового поселка на 5 тыс. человек. Среднегодовой объем производства в течение первых десяти полных лет эксплуатации должен составить 300 тыс. тонн меди и 490 тыс. унций золота в год.
Сокращение добычи золота зафиксировано в Амурской области. В январе-октябре в регионе было произведено 15 965 кг золота, что на 17,2% меньше, чем за аналогичный период 2023 г. В том числе производство рудного драгметалла сократилось на 22,6% (до 8 979 кг), а россыпного – на 9% (до 6 986 кг). Больше всего драгметалла в области производят предприятия группы компаний «Атлас Майнинг» (УГМК). В частности, ООО «Маломырский рудник» выпустило 3 595 кг золота, что на 6,8% меньше, чем за десять месяцев прошлого года. Результат АО «Покровский рудник» составил 2 712 кг, снизившись на 21,7% относительно аналогичного периода годом ранее. ООО «ТЭМИ» произвело 576 кг золота, сократив показатель в 2,7 раз. Напротив, рост своего небольшого производства продемонстрировало ООО «Албынский рудник» - на 11,1%, до 321 кг.
Между тем ООО «Березитовый рудник» (Nordgold) за десять месяцев текущего года выпустило 687 кг золота, снизив объем добычи на 5,8%. Результат АО «Прииск Соловьёвский» составил 2 946,3 кг золота, из них 1 088,3 кг рудного золота. На россыпях лидерами по объему добычи, помимо «Прииска Соловьёвский», являются компании «Маристый», «Хэргу», «Россзолото», «Могот», ЗДП «Зимовичи», ЗДП «Коболдо», «Александровская-1». Известно, что ООО «Маристый» (ООО УК «ХАС Групп») произвело 785,9 кг (рост на 49%), ООО «Россзолото» выпустило 329,9 кг (снижение на 9,3%), результат ООО «Хэргу» составил 455,8 кг (снижение на 2,2%).
Ряд новых проектов горнодобычи планируется реализовать в Забайкальском крае. Компания «Промышленные инвестиции» В.Свиблова рассчитывает инвестировать более 150 млрд рублей в разработку Лугоканского месторождения (Газимуро-Заводский район). Проект включает строительство ГОКа мощностью до 14 млн тонн руды в год. Ресурсная база месторождения составляет более 150 тонн золота, 600 тыс. тонн меди и 1 300 тонн серебра. До конца текущего года ожидается завершение первого этапа строительства ГОКа на Култуминском полиметаллическом месторождении (Газимуро-Заводский район), принадлежащего Highland Gold В.Свиблова. Плановая мощность ГОКа – 13 млн тонн руды в год. Месторождение содержит 820 тыс. тонн меди, 190 тонн золота и 1,4 тыс. тонн серебра.
Между тем «Мангазея Майнинг» рассчитывает к концу 2025 г. увеличить мощность ЗИФ «Наседкино» в Могочинском районе до 2,4 млн тонн руды в год (в первом квартале 2025 г. должен быть достигнут показатель в 1,9 млн тонн в год), что позволит в 2026 г. выйти на уровень производства в 4 тонны золота.
Также ООО «Рудник Апрелково» (UDS Golden Group[1], прежний владелец – Nordgold) планирует получать до 1,5 млн тонн руды в год на месторождении Погромное (Шилкинский район). Компания намерена осуществлять отработку всех остаточных запасов окисленной балансовой и забалансовой руды открытых горных работ. Nordgold вел добычу на руднике в 2007-2017 гг. UDS Golden Group рассчитывает инвестировать в этот проект 967,6 млн рублей. Запасы месторождения оценивались Nordgold в 49 тыс. унций золота.
В сфере добычи алмазов АК «АЛРОСА» рассчитывает в 2025 г. подготовить инвестиционный проект подземной разработки кимберлитовой трубки «Юбилейная» в Мирнинском районе Якутии. Разработку трубки осуществляет Айхальский ГОК (открытым способом). Производительность карьера составляет 5,2 млн тонн руды в год. Балансовые запасы по трубке «Юбилейная» (по состоянию для открытой и подземной отработки) оцениваются в 105,89 млн карат алмазов. Забалансовые запасы составляют 28,45 млн карат.
Однако «АЛРОСА» сообщила о планах временно остановить работу на менее рентабельных месторождениях в 2025 г., что связано со снижением второй год подряд цен на алмазы на мировом рынке и с санкционными запретами на поставку российских алмазов (в страны G8, Евросоюз). Глава компании П.Маринычев назвал оптимизационные мероприятия необходимыми для снижения затрат.
В «АЛРОСА» не уточняли возможные объекты для оптимизации. Среди активов наиболее бедными рудами отличаются россыпные месторождения компании «Алмазы Анабара» - 0,2 карата на тонну (в среднем на активах – 1,5 карата). Доля «Алмазов Анабара» в общем производстве «АЛРОСА» составляет лишь около 4%. Не исключено, что производство алмазов приостановят именно «Алмазы Анабара». При этом горно-обогатительные комбинаты компании (их шесть) должны продолжить работу. Накопленные запасы «АЛРОСА» оцениваются в 12-13 млн карат.
В начале ноября текущего года стоимость бриллиантов на мировом рынке снизилась до максимально низких значений с 2015 г., на что повлиял избыток алмазного сырья. По итогам первой половины 2024 г. выручка «АЛРОСА» сократилась на 4,6% относительно аналогичного периода 2023 г., до 179,46 млрд рублей, операционная прибыль снизилась в 1,94 раза, до 37,83 млрд рублей. Сокращение чистой прибыли «АЛРОСА» за полгода составило 34%, до 36,62 млрд рублей. Напомним, что по итогам 2023 г. добыча «АЛРОСА» снизилась на 2,8% относительно 2022 г., составив 34,6 млн карат. По итогам текущего года «АЛРОСА» намерена выпустить 33 млн карат, что на 4,6% меньше, чем годом ранее.
Мировой лидер по объемам огранки, Индия (90% огранки в мире), в сентябре 2024 г. снизила импорт алмазов из России почти в 25 раз, до 37 тыс. карат и в 74 раза в стоимостном отношении, до 1,5 млн долларов. В стране на фоне избытка запасов намерены снижать импорт по крайней мере до конца текущего года. Суммарный ввоз драгоценных камней из других стран в Индию в сентябре снизился на 23%, до 1,43 млн карат. Ожидается и общее сокращение объема предложения алмазов на мировом рынке в ближайшие десять лет на 10%, до 110-120 млн карат.
Стоит отметить, что «Алмазы Анабара» намерены развивать добычу золота и к 2030 г. выйти на годовой показатель объема в 3,2 тонны драгметалла, после ввода ЗИФ на Дегдеканском месторождении в Магаданской области (приобретено в 2024 г.). Разведанные запасы месторождения оцениваются в 100 тонн золота. Его ввод в эксплуатацию намечен на 2029 г. Также в 2025 г. «Алмазы Анабара» рассчитывают приступить к опытно-промышленной разработке россыпного золота месторождения Хаптасыннах-2 в Якутии, которая будет проводиться параллельно с разведочными работами и подсчетом запасов. Работы будут вестись в рамках проекта «Золотодобыча на россыпных месторождениях Хаптасыннах-2 и Бороску-Унгуохтах». Суммарные запасы по двум участкам составляют 786,6 кг драгметалла (С1+С2).
В Еврейской АО продолжается снижение производства железной руды. За январь-октябрь 2024 г. погрузка железной руды на ДВЖД в Еврейской АО составила 1,9 млн тонн, что на 9,7% меньше, чем за десять месяцев прошлого года. Освоением железорудных месторождений в регионе занимается IRC Ltd, железорудный концентрат производится на горно-обогатительном комбинате на базе Кимканского и Сутарского железорудных месторождений (ООО «Кимкано-Сутарский ГОК»). В настоящее время недропользователь реализует проект по строительству рудника на Сутарском месторождении, запасы которого составляют 491,2 млн тонн руды. Необходимость реализации проекта связана с истощением запасов на Кимканском месторождении. Железорудный концентрат поступает на экспорт в Китай.
В Якутии входящее в «Мечел» ООО «Якутская рудная компания» с начала эксплуатации в апреле 2023 г. к концу августа текущего года добыло свыше 520 тыс. тонн железной руды на Сиваглинском месторождении (Нерюнгринский район). С 2024 г. проект должен выйти на проектную мощность в 1,2 млн тонн руды. К 2035 г. компания оценивает уровень добычи на месторождении в 3,5 млн тонн руды.
В Забайкальском крае АО «Висмут» («ГеоПроМайнинг» Р.Троценко) планирует в 2025 г. запустить в эксплуатацию ГОК на железорудном месторождении Железный кряж (Калганский район). Мощность предприятия должна составить 2,5 млн тонн железной и 850 тыс. тонн золотосодержащей руды. Запасы месторождения – 18,5 тонн золота, 2,4 тонны серебра, 28,2 млн тонн железной руды и 13 110 кг забалансовых запасов висмута. Объем инвестиций в проект оценивается в 7,9 млрд рублей.
Тем временем в правительстве вернулись к вопросу освоения крупного месторождения редкоземельных металлов – Томторского в Якутии (Оленёкский район). В ноябре президент РФ В.Путин в ходе встречи с первым вице-премьером Д.Мантуровым поручил решить вопрос о реализации проекта освоения Томторского месторождения. Со своей стороны Д.Мантуров в качестве основной проблемы проекта назвал поиск наиболее подходящей технологии.
К 2023 г. на месторождении в полном объеме завершены геологоразведочные работы, госкомиссией по запасам утверждены запасы полезных ископаемых. Прогнозные ресурсы Томтора составляют 1 640,389 тыс. тонн редкоземельных металлов (скандия, ниобия и др.), что делает его одним из крупнейших в мире. Также оно характеризуется значительными запасами фосфора и железа.
Лицензией на разработку Томтора владеет ООО «Восток Инжиниринг» (дочерняя компания ООО «ТриАрк Майнинг»[2]), но не исключена национализация актива и смена собственника, которым может стать структура «Роснефти». Ранее глава НК «Роснефть» И.Сечин выступил с поддержкой передачи судостроительного комплекса «Звезда» (Приморский край) «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) и предложил направить высвобождающиеся средства «Роснефтегаза» на освоение Томторского месторождения. Глава Якутии А.Николаев со своей стороны заявлял о проблемах неэффективного управления месторождениями редкоземельных металлов.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Ижевск, учредители – крупный удмуртский бизнесмен А.Чулкин, ООО «Райз» (Магадан).
[2] 90,91% компании-оператора проекта контролируют менеджеры группы «ИСТ» В.Ресин и А.Алешин. Ранее в проекте участвовал «Ростех» через СП с группой «ИСТ», но в 2019 г. госкорпорация вышла из проекта.
Сахалинские любители активного туризма создали сайт, на котором собирают проверенные треки для пеших походов, автомобильных поездок и водных путешествий с акцентом на регионы Дальнего Востока и Сибири. Впрочем, география этими территориями не ограничивается — есть подробные треки и по Кавказу, Мурманской области, Центральной России. В базе уже более 3 000 маршрутов с подробным описанием и фотографиями. И за доступ к ним платить не нужно. Руководитель проекта Иван Запорожец рассказал EastRussia, как пришел к этой идее, как все работает, и почему привычные онлайн-навигаторы пасуют перед «ИдиЛесом».
— Иван, расскажите о себе.
— Меня зовут Иван Запорожец. Мне 38 лет, я предприниматель и программист. Родился я в Приморском крае, в городе Дальнегорск. И меня воспитывали краеведы. У меня было два деда: один меня учил природу любить, а другой учил меня на природе выживать. А поскольку Дальнегорск — это такой город инженеров, я рос в абсолютно инженерной среде, и я вырос инженером-программистом и туристом.
Когда я приехал на Сахалин, я обратил внимание, что здесь нет такого ресурса со всеми тропами, и как программист и турист, я создал такой ресурс.
Я не из тех профессиональных туристов, которые были воспитаны в клубной среде, ходят многодневки, зимой, с ночевкой… Я больше турист выходного дня. Могу зимой, но максимум это день. То есть порядка 15 часов на маршруте.
Я хожу в среднем где-то раз в месяц. Могу один, могу с друзьями, могу просто с попутчиками, которых даже не знаю, могу с каким-нибудь клубом. Маршруты хожу разной сложности — и с серьезной физнагрузкой, и просто погулять.
— Как рождался проект «Иди лесом»?
— Проект начался в 2013 году: у меня была фирма по разработке сайтов, которая в тот момент закрывалась и нужна была новая идея. Решил создать приложение для походников. Само приложение быстро сделать не получилось, поэтому для начала просто создали каталог маршрутов.
И вот в апреле где-то 2014 года мы сделали пост на местном форуме, что делаем такой-то сайт, называется он так-то, в тому моменту уже купили доменное имя и сделали заглушку на сайте, где можно было оставить адрес своей электронной почты. Дескать, когда сайт откроется, мы вас оповестим. И можно было с этого сайта рассказать о проекте своим друзьям.
На форуме поднялась большая буча, что ни в коем случае никто с вами никогда не поделится никакими маршрутами и вообще не смейте открывать этот сайт. Эта ситуация привлекла большое внимание СМИ, про нас сняли несколько сюжетов, написали в местных газетах, и в итоге у нас появилась большая база адресов заинтересованных людей.
— А противники чем мотивировали свою позицию?
— Это были, как я их называю, радикальные туристы: они очень сильно переживали, что, когда пойдет большой поток туристов, красивые места будут вытоптаны, замусорены. Поэтому они, как любители природы, говорили, что мы с вами не поделимся, и никто из наших знакомых с вами тоже не поделится такой информацией. Другие просто угрожали.
— Забегая вперед — они оказались правы?
— Вот живой пример на Сахалине: раньше местные жители знали всего несколько туристических мест, куда можно было отправиться на выходные. Одной такой локацией были полянки на «Лягушке». Место так называется —«Лягушка». И эти полянки были вытоптаны очень сильно. Но вот прошло 10 лет и сейчас поток туристов распределился в другие места, нагрузка на «Лягушку» радикально снизилась.
То есть — появилось в информационном пространстве большое количество других мест, где можно проводить выходные. И люди стали ездить в разные места. А раньше на «Лягушке» целый километр был полностью заставлен машинами и людьми. Сейчас там трава выросла прям в рост человеческий, там уже нет полянок. То есть, когда люди получают доступ к большому количеству мест, трафик распределяется, кто-то сюда едет, кто-то сюда, соответственно, нагрузка на природу снижается в конкретных местах.
— Как это работает? Ваш сайт, ваш проект?
— Это работает так: человек скачивает с сайта маршрут и закачивает на устройство — телефон или навигатор. Важный момент: когда человек отправляется в какое-то дикое место там зачастую нет сотовой связи и обычные онлайн-навигаторы бесполезны. А когда человек идет по тропе, бывает такое, что тропа просто в один момент раздваивается, и ты не понимаешь: тебе направо идти или налево идти, указателей в лесу нет.
Для того, чтобы чувствовать себя на тропе безопасно, идти в правильном направлении, люди скачивают себе маршруты. Устанавливают любую, им удобную программу с оффлайн-картами, которые работают без интернета.
С нашего сайта они скачивают нитку маршрута — трек. Это набор точек, который ведет в конкретное место. Это маршрут, которым кто-то уже прошел и поделился с другими. И вот походе, туристы открывают эту карту и видят, что, допустим, когда они подошли к развилке, то им идти прямо, а не направо.
— И где можно погулять по трекам с вашего сайта?
— Мы начали с Сахалина, потом добавили Приморье, Хабаровский край… И сейчас у нас, получается, около 3 000 опубликованных маршрутов, основное их количество по Дальнему Востоку и Сибири, но есть много регионов по стране — по Мурманской области, например, по Кавказу — мы постоянно пополняем, актуализируем нашу базу.
— Чем вы отличаетесь от других таких-же проектов?
— Во-первых, мы собираем информацию в одном месте. Туристической информации много, но она разбросана по разным площадкам. К тому же карты Google, Яндекс, любые карты в телефоне — там есть OSM-треки в виде пунктирных линий и этой информацией можно пользоваться.
Но ей может пользоваться только опытный человек, который понимает, что маршрут идет здесь, и это означает, что его ждут какие-то препятствия, и что это, например, маршрут пеший, а не автомобильный. Обычный человек, глядя на карту туристическую, не сможет понять: можно сегодня туда на его машине до точки старта доехать или нет, сегодня надо брать гетры после дождя или нет, какие там препятствия, а туда можно с детьми или нет, то есть там информация есть, но она не полная.
Там нет ни фотографий, она не категоризирована. Обычному человеку сложно разобраться, просто глядя на треки.
Да, есть сайты, которые специализируются на маркированных маршрутах: они публикуют только такие, на которых развешаны ленточки или стоят указатели. Есть сайты, которые специализируются, на том, что выкачивают из общего пространства какой-то объем маршрутов, уже опубликованных на разных сайтах, и он у них размазан по всей стране.
К примеру, у них может быть 10 тысяч маршрутов, но наполнение каждого региона достаточно низкое. Мы идем от региона к региону, и поэтому, если брать какую-нибудь территорию в отдельности, у нас самая большая плотность маршрутов на регион. Вот Сахалин или Приморье — у нас на здесь по 500−600 маршрутов. На Камчатке у нас в работе маршруты, но уже есть по примерно 50 горячим источникам, о которых информации вообще нигде нету.
Наша суперсила в том, что мы умеем из умов опытных туристов вытаскивать информацию о маршрутах и местах, о которых никогда, нигде не было публикации. То есть люди ходят между собой, фотками делятся, но как туда дойти мало кто знает. А мы умеем вот в общее пространство эту информацию вытащить.
И мы стараемся поддерживать актуальность информации о маршрутах, потому что они постоянно меняются. У нас в определенной степени это получается благодаря сообществу: люди отписываются под каждым маршрутом, мол, я был там в таком-то месяце, там дорога была в таком состоянии. Или вот этот трек, который вы опубликовали неправильный, вот правильный трек. И у нас есть фотографии, комментарии участников, которые там были, и список людей, которые там были.
— Что ещё предлагает ваш сайт?
— У нас есть раздел «Попутчики». Отправляясь в незнакомое место, можно найти компанию, в то числе людей, которые там уже были. Это упрощает людям жизнь, скажем так.
— А сами туры организовываете, водите людей по маршрутам?
— Нет, мы не занимаемся организацией туров, не продаем туры, не водим сами. Наша задача собрать информацию и дать ее большему количеству людей, самостоятельным туристам.
У нас есть премиум-подписка, которая даёт возможность воспользоваться некоторыми «плюшками»: скачивание треков в разных форматах, редактирование и создание своих треков, возможность копировать чужие треки себе, распечатка карт, прокладывание маршрута, скачивание pdf-версий маршрутов. При этом доступ ко всем маршрутам, опубликованным на сайте — бесплатный.
ТОП-3 ЛОКАЦИЙ САХАЛИНА ОТ ИВАНА ЗАПОРОЖЦА
Горный хребет состоящий двух сопок Владимировской и Жданко — он протяженностью в одну сторону или 5 или 7 километров, но очень трудоемкий для неподготовленного человека, потому что ты сначала поднимаешься на 400 метров вверх, потом спускаешься на 200 метров вниз, потом поднимаешься на 300 метров вверх, потом спускаешься на 200 метров вниз и потом еще поднимаешься там на 300 или 400 метров вверх. По факту ты в одну сторону идешь туда 3 часа, обратно 4 часа вот, но это невероятной красоты место.
Рядом есть Буруны, там тропа проходит хребет немножко стороной, переваливает через него и выходит на море. Это старинная японская дорога, для лошадей спроектированная. И когда спускаешься к морю, с правой стороны ты видишь невероятной красоты хребет, а с левой стороны ты видишь здоровенный широкий 15-метровый водопад. Это такой вид, который бывает только на картинках в каких-нибудь супертуристических местах, а это у тебя вот здесь под боком. И там стоят разные кекуры (столбовидные скалы — прим. ред), есть чем заняться там — очень красивая долина между морем и хребтом.
Третье место для меня, наверное, пик Чехова. Просто потому, что это был мой первый маршрут на Сахалине, и я постоянно по нему хожу несколько раз в год.
— Ваш проект вырос из хобби. Таким он и остаётся?
— Много лет это было хобби, мы учились работать с сообществом, учились делать интерфейс, который будет максимально быстро людям давать нужную информацию. Сейчас это уже компания, которая состоит из 10 человек. У нас есть инвесторы. Сейчас мы продолжаем привлекать инвестиции.
Наша задача создать такую цифровую туристическую компанию, которая базируется на двух китах. Первый — это самостоятельные туристы, которым нужна информация о маршрутах, которым просто достаточно каталога качественной туристической информации для путешествий.
И второй кит, который мы будем развивать, это аудитория, которую мы называем неопытные любители. Это большая часть нашего российского общества. Люди, которые очень сильно хотят путешествовать, но им нужен помощник, который поможет им пройти по маршруту, который подскажет, какую обувь надевать, какую одежду брать, какую еду с собой брать.
И мы будем развивать для этих людей сервисную модель по типу советского клубного туризма.
— Получается ли зарабатывать на проекте, он самоокупаемый? Как обстоят дела?
— Проект сейчас убыточный, нам надо несколько лет, чтобы выйти в точку безубыточности, поэтому мы привлекаем инвестиции, чтобы нарастить и базу знаний, и базу людей, которые пользуются сайтом.
Наша задача делать из проекта качественный, удобный продукт для массового потребителя, чтобы каждый человек мог на выходные с семьей, с друзьями отправиться в красивое туристическое место. Не в торговый центр идти, не дома штаны просиживать. Есть люди, которые любят активный отдых, и мы хотим, чтобы они использовали «ИдиЛесом» как входную точку, чтобы добраться до какого-то красивого места. Мы зарабатываем на подписке, рекламе, ну и пока это так и останется.
— Как вы убеждаете инвесторов? Как мне кажется, активных туристов в разы меньше, чем тех же «пакетников», а инвесторы без перспективы не вложатся.
— Как мы разговариваем с инвесторами? Здесь вот что интересно. Самые большие деньги в отраслях зарабатывают те компании, которые создают инновации.
Инновации — это когда что-то элитарное или доступное малому количеству людей, становится доступно большой массе людей. Активный туризм до сих пор остается сильно элитарной штукой. Он доступен или сильно опытным людям, или людям с хорошим бюджетом, достатком. Я натыкался на информацию от Сбера, которая говорит, что в России 20 миллионов человек в возрасте 25−55 лет готовы заниматься активны туризмом.
Большая часть людей хочет, чтобы за них решили все туристические задачи, как им дойти, как доехать, что надо с собой брать, как это все упаковать, как пройти по маршруту.
Есть небольшая часть, которая на все эти вопросы сама находит ответы. Мы их называем опытными любителями. В туризме давно не было инноваций, а мы нашли такую маленькую заковыку, которая мешает этим инновациям. И наша инновация в чем заключается? В том, чтобы в общественное пространство вытащить туристическую информацию.
Когда есть туристическая информация, доступная в виде путеводителей, когда она актуальная, она снимает в головах людей большое количество барьеров. Кстати, «ИдиЛесом» это не только про походы — это маршруты и для тех, кто любит ходить пешком и для тех кто любит автопутешествия, есть у нас и водные маршруты — сплавы, например.
И люди, которые раньше не отправлялись в красивые места, теперь отправляются, потому что они знают, что рядом с домом есть красивые места, они могут посмотреть, где они находятся, могут посмотреть, как туда добраться, на какой машине можно доехать и могут найти себе попутчика. В этом наша инновация. Мы выпускаем на рынок туристический дикий туризм новых 20 миллионов человек.
Потому что на выходных ездить куда-то очень легко. Ты открыл телефон, вот тебе список, выбрал место, скачал карту и отправился в путешествие. Ну вот два действия, две минуты. Раньше это было недоступно, потому что информации не было в одном месте. Но мы сделали то, чего до нас не было. Информацию максимально большого количества категоризировали, снабдили фотографиями, треками и опубликовали в одном месте.
Человек сейчас тратит не неделю на поиск информации, а час или минуты. И в 2025 году мы уже выпустим свое приложение, которое будет работать как такая офлайн-карта.
19 декабря 2024 самолет Ан-2 вылетел из камчатского сел Мильково в поселок Оссора. Связь с ним пропала и в установленное время в пункте назначения борт не приземлился. Двоих членов экипажа и пассажира искали трое суток. Нашли
72 часа в минус 20 они выживали посреди снегов.
Всех троих: командира воздушного судна Андрея Гордеева, второго пилота Николая Щёголева, и сопровождавшего груз Андрея Митасова доставили на большую землю.
О том как удалось спастись, и как проходили эти долгие часы и минуты в ожидании помощи EastRussia рассказал Андрей Митасов.
— Андрей, вы сейчас где? Как вы?
— В Мильково, в больнице. У меня ушиб грудной клетки, у капитана ссадины, у второго пилота – открытая черепно-мозговая. Врачи свое дело делают, на ноги на ставят, спасибо им, заботятся постоянно.
Нам и самим пришлось докторами побыть — как упали, из кабины выбрались — гляжу, у Николая голова рассечена, сантиметров семь… не знаю, как сказать: не трещина, а… в общем, вы понимаете. Достал аптечку, ватную повязку наложил, бинтами зафиксировал, стяжку поставил, чтобы более-менее стянуть кожу и кровь остановить. Нимесил ему дал, чтоб обезболить. Осмотрелись, дух перевели, стали осматриваться.
– Момент падения, помните? Как все произошло?
– К земле выходили ровно, а перевернулись… банально просто глубокий снег, зацепили стойкой шасси. Ничего катастрофического. Как упали... Слышу матюги, все сумбурно было, свет погас, но погас из-за того, что груз у меня упал. Я просто как бы чувствовал, что живой. Двигаться не могу, дышать не могу, ничего не могу. Ору: — Парни, вы как? Все живы? Они ответили. Ну, а потом выбрались потихонечку, я из-под груза выкарабкался. Мы запчасти перевозили, инструменты, вот такое. Придавило.
– Что потом?
— В первые минуты, как услышал, что все живы, обрадовался, конечно. Спустя сутки, я скажу так, больше равнодушия относительно ситуации. Выжили — это главное. Ну, и, конечно – вера. Вера, надежда на то, что нас найдут и спасут.
Выкопали яму в снегу. Первые сутки у нас была тепловая пушка, которая от аккумулятора работала и на дизеле. Было более-менее комфортно. Мы сделали такой кокон, щели заткнули и туда пускали тепло с пушки. В принципе, первая ночь была достаточно комфортной, если сравнивать с другими. Спали и в яме, и в самолёте. Потом брали ведро, туда наливали масло, поджигали его, а потом топливо. У нас была зажигалка.
Нам вот повезло: дикие звери не встречались, мы их не слышали, ничего такого.
— Еда какая-то была с собой?
– У нас был запас продуктов: пакетик с колбаской нарезанной, с сыром, отдельно пакетик с хлебушком. Брали по кусочку и все. И у нас было полтора литра воды, когда она закончились, мы топили снег.
– Андрей, многие увидев ваше фото после спасения отметили вашу яркую улыбку. Вы по жизни такой позитивный или это радость, что спасли?
— Сложный вопрос. Я, скорее, по жизни реалист. Но когда ты видишь спасение, ты становишься, счастливчиком. Пока ждали помощь, были мысли и позитивные, и негативные… и вот с последними приходилось справляться. Если плохая мысль пыталась как-то закрасться в мою голову, то я ее сразу же прогонял и переключался. Допустим, на какие-нибудь любимые книги, фильмы, сериалы, и прокручивал у себя это в голове. Ну, самый главный фильм, который я прокрутил, это «Один плюс один». Отличный фильм, который настраивает как раз-таки на позитив, и который говорит о том, что не важно, какие обстоятельства, жизнь продолжается!
– Друг с другом про что говорили?
— Про всякое разное. Тишину отпугивали. Как станет вдруг тихо, сразу начинаем о чём-нибудь отдаленном разговаривать. Было такое, что и пели. Две песни. Командир у нас пел «Врагу не сдается наш гордый Варяг», а мне сразу в голову пришла Лолита: «Нет, не надо слов, не надо паники». Вообще мы с пилотами знакомы чуть больше месяца. Я сам из Орла и приехал на Камчатку работать полгода назад. Так что было что друг другу рассказать.
– На кадрах спасения слышна фраза: «Армия помогла» — это ваша фраза?
— Моя. Я в прошлом военный летчик-истребитель. У нас были уроки выживания, нам рассказывали, как выживать, как включать аварийные радиомаяки, как проводить обогрев и так далее. Многое из этого пригодилось.
– Вы понимали, что вас ищут, слышали что-нибудь вокруг, по рации может?
— Конечно, мы слышали. Мы слышали, что они рядом, но видимость нулевая была, у ребят не было шансов нас увидеть, и мы просто физически не смогли добраться до них, потому что глубина снега очень большая. Мы ничего не смогли сделать.
Не было видно из-за тумана — он реально как молоко был. Даже гору Тундровую не видели, а потом она открылась буквально на 40 минут, нас нашли и эвакуировали. Да-да-да, это действительно новогоднее чудо, что природа и Господь Бог, вот они вместе согласовали, открыли «окошечко» 30−40 минут, чтобы ребята просто нас увидели и забрали. Потому что, когда мы начали взлетать, уже всё начало снова заметать.
– Что Вы сделали уже, когда в цивилизации оказались?
— Позвонил всем родным, сказал, что в порядке.
— А потом, были мысли, мол, зачем это все, почему? Какое-то переосмысление было?
— Конечно. Я понял, что что меня ничего не остановит, как работал, работаю и буду работать дальше.
Строить дом и восстанавливать старый автомобиль почти одно и то же – в том смысле, что оба эти процесса практически не имеют окончания, ведь всегда есть, что улучшить и добавить. 12 лет назад автор этого текста занялся восстановлением автомобиля Toyota Chaser 1979 года выпуска. Как это было и чем это закончилось (спойлер: не закончилось) — в его истории.
Эта история началась в далеком уже теперь 2012 году... Хотя, конечно же, нет – раньше, ведь идея стать обладателем японского (и именно праворульного!) авто, который был бы старше меня, прочно засела в моей голове еще, наверное, со студенческих времен, но все время что-то мешало: обстоятельства, отсутствие свободных денежных средств, ретроградный Меркурий...
Но вот летом 2012 года, имея бюджет в 100-150 тысяч рублей, наконец-то, решился: сейчас или никогда. Беглый просмотр объявлений выдал три подходящих варианта: Toyota Crown в Новосибирске, Mazda Luce в Хабаровске и Toyota Chaser на Сахалине – все примерно одного года выпуска. Видимо, тяга «материковых» дальневосточников совершать в августе поездку к морю во мне победила, и я отправился на соседний остров.
Первое знакомство состоялось уже через пару дней: Toyota Chaser, 1979 года выпуска, 4-х дверный седан, цвет «вишневый», задний привод, 5-ступенчатая МКПП, 6-цилиндровый инжекторный (!) двигатель серии M объемом 2 литра. Простая комплектация: «весла» (механические стеклоподъемники), отсутствие гидроусилителя руля.
Машину ввезли еще в СССР в 1989 году, в ПТС всего два предыдущих хозяина. Причем, последний владелец, понимая, что кузовом необходимо заниматься, решил по сходной цене продать раритет, отказывая при этом «шпане», которая машину бы просто с временем «добила», за что ему отдельное спасибо.
Из минусов: «уставшие» задние колесные арки, щели в которых были заделаны монтажной строительной пеной. Но не лететь же обратно на самолете! Следующим утром я уже заезжал на паром, который доставит НАС в Ванино.
В 2012-м трасса Ванино – Лидога была даже не в асфальте, некоторые ее участки только отсыпали скальником. Неудивительно, что примерно через 100 километров «гравийки» появился характерный шум из багажника. Как выяснилось, задняя левая стойка (там, где была запенено) стала отделяться от кузова. У дорожных рабочих сделал небольшой ремонт – приварил стойку прямо к кузову, но этого хватило ненадолго.
В итоге, не доехав до асфальта 100 км (трассы Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре), машину пришлось оставить на пасеке и вернуться за ней через пару дней на «воровайке» (грузовик с крановой установкой).
А дальше было долго и даже бесперспективно: понятное дело, что необходимо было заниматься кузовщиной. Для этого была выбрана мастерская по ремонту кузовов, мастерам предъявлен «Чайник» (так на Дальнем Востоке называют Toyota Chaser), определен объем работ и бюджет. После чего ударили по рукам, и я со спокойной душой отправился на работу на Камчатку, доверившись профессионалам.
Как позже оказалось, это была моя главная ошибка…
Кончено, я справлялся о ходе работ, получал фотоотчеты, но дистанционно контролировать любые работы, тем более – такие, связанные с железом, это, мягко говоря, не работает.
Впрочем, надо отдать должное кузовщикам: Chaser был разобран по винтикам до голого кузова, что сразу же выявило масштаб трагедии - морской климат Сахалина и время не пощадили железо, тут и там были обнаружены дыры и коррозия, к тому же после пескоструйной обработки все это увеличилось в размерах.
Друзья и товарищи, по моей просьбе навещавшие мастерскую, говорили мне, что «пациент, скорее, мертв, чем жив», что проще привезти из Японии «распил» — распиленный надвое кузов, который проходит таможенную очистку под видом запчастей, или вообще купить уже восстановленный «Чайник», но точка невозврата уже была пройдена и я решил идти до конца.
Встреча в Москве с владельцем аналогичной машины вселила некую уверенность, к тому же он мне «Почтой России» прислал вырезку задней части «Чайника», чтобы я смог заменить «стаканы» — ниши задних стоек, одну из которых у меня вырвало во время перегона.
После этого был долгий и муторный процесс интеграции недостающих элементов кузова: в ход пошли фрагменты от японских автомобилей различных годов выпуска (листы железа, ниша под запасное колесо в багажнике, усиление корпуса и т.д.), а еще обработка всевозможными кислотами, грунтом и т.п. Вроде бы, процесс шел, но все время к мастерам вклинивались «коммерческие» машины, и процесс подготовки кузова растянулся на долгие… пять лет.
Впрочем, были и плюсы: пока худо-бедно делался кузов, я провел «капиталку» для двигателя: шлифовка вала, замена колец, маслосъемных колпачков. Все новые запчасти для этого были найдены на «Индухе» — автомобильном торговом центре на ул. Индустриальная в Хабаровске. Как оказалось, новые «расходники» для 40-летней машины успешно делают в Арабских Эмиратах.
Вернувшись в Хабаровск, я застал «Чайник» по-прежнему «голым» и на улице, правда, под навесом. Разговор с мастерами дал понять: «перегорели» (да я, наверное, отчасти тоже). Краткий разговор и принятие решения: забираю машину, вернее то, что от нее осталось, и мы расстаемся. Справедливости ради скажу, что парни не взяли с меня за работу ни копейки (не доделали же).
С голым кузовом и грузовичком запчастей я переехал в другой сервис. Мысль была такая: собрать машину обратно, зарегистрировать (она по-прежнему была на «транзитах»), а дальше уже думать.
За месяц «Чайник» был собран и своим ходом уехал ко мне во двор, после чего прошел успешную регистрацию в ГИБДД. Инспектор в «окошке» удивился: «На "транзитах"? И на ходу?».
Дальше тоже были хлопоты, но уже приятные.
Оказалось, что в процессе сборки/разборки авто были безвозвратно утрачены педаль газа, диффузор и вентилятор с обгонной муфтой. В Хабаровске нашелся человек, у которого такая же машина, только Corona Mark II (схожие модели), он охотно поделился недостающими деталями.
Педаль газа у меня была на тягах, в итоге переделали на тросиковую (подошла от «японки» 90-х годов выпуска). Взамен сломанного тросика спидометра был куплен новый (они, оказывается, универсальные). Вакуумный усилитель тормозов за старостью лет перестал исполнять свою функцию, поэтому взамен был установлен от 110-го Mark II (эта машина выпускалась в начале 2000-х). Причем работник авторазборки, узнав, куда пойдет деталь, отдал ее бесплатно.
Недостающая часть выхлопной системы была взята от Nissan Teana, которая стояла у меня в огороде в качестве донора запчастей. Мне кажется, любой дальневосточник, у которого есть такая возможность, занимался в свое время ввозом «распилов» из Японии.
Забавно было, когда перегорела лампочка на фаре. Оказывается, у старых японских машин, впрочем, как и на советских, нельзя просто поменять лампочку, ибо установлена лампа-фара, соответственно, необходимо менять вместе с фарой. Кстати, со светом в «Чайнике» особенно интересно: к примеру, чтобы поменять перегоревшую лампочку в заднем габарите, необходимо снять общую площадку для всех четырёх лампочек.
За 40 лет эксплуатации сточились замки дверей и их можно открыть отверткой. Как-то вышел утром во двор и обнаружил, что «Чайник» стоит метрах в 40 от того места, где я оставил его накануне: кто-то вскрыл машину и пытался на ней уехать. Видимо не смогли завести и таскали по двору, пытаясь завести с толкача. Пришлось восстанавливать замки дверей.
Потом была замена внешнего бензонасоса — также подошел от более «свежей» Toyota Crown, ремонт тросика ручника, бачка стеклоомывателя — прохудилась резинка – вообще, резинки в таких машинах лучше менять все сразу, перешивка салона.
Пришлось также вспомнить «нычки» из начала 2000-х годов, когда ремонт машины делался не за счет замены агрегатов, а именно их ремонта. К примеру, тормоза искать новые не стал, а обратился к мастеру, к которому еще 20 лет приезжал – он мне подобрал колодки, наклепал и сделал профилактику.
Пока приводил в порядок «техничку», не оставляла мысль – где же покрасить? Приезжал в разные мастерские, но все время что-то не устраивало: или цена, или качество («киты» — так называют китайских мастеров на ДВ – готовы были сделать не сильно дорого, но без должного качества, в других мастерских ценник на покраску был равен стоимости авто).
В итоге был найден мастер, кому интересно было взяться за проект по адекватной цене.
«Чайник» вновь разобрали, что-то подварили, обработали и покрасили. Позже кузовщик признался, что если бы знал объем работ, то не взялся бы…
Тут дело дошло до всевозможных украшательств: купить значок JAF (Japan Auto Federation) – им помечались машины, выпущенные в Японии для внутреннего рынка, в 90-х, когда «японки» массово завозились на Дальний Восток, такие значки красовались на многих авто.
Заказал из Таиланда подсветку заднего номера (вообще-то она на «Короллу», но как в том анекдоте – «после сборки обработать напильником»).
«Пескоструй» и покраска литья – оно оказалось 1983 года выпуска и немало удивило мастеров: «Давно такого не видели!».
В последние 2-3 года стало намного проще: в мессенджерах появились общероссийские группы владельцев таких же машин, теперь мы обмениваемся запчастями, лайфхаками и даже покупаем в складчину «доноров» (схожая машина, которая берется на запчасти). Так, пару лет назад в Смидовиче (поселок в ЕАО, примерно в 70-ти километрах от Хабаровска) был приобретен Toyopet (прежнее название Toyota) Corona Mark II 1977 года выпуска, запчасти от которой разлетелись по всей стране (лично мне достались хромированные накладки на «дворники»).
Некоторые запчасти сегодня можно не искать «сломя голову», а, например, напечатать при помощи 3-D принтера. Как этот поворотник, совмещенный с габаритом.
Сегодня «Чайник» повседневно катается и даже участвует во всевозможных выставках, а у меня во дворе появились Nissan Cherry Largo Vanette Sunny (первая модель микроавтобуса Nissan Vanette 1984 года выпуска) и Nissan Bluebird Maxima 1986 года.
В этом деле стоит только начать…