FESCO успешно завершила доставку первой партии бананов из Индии в порт Новороссийск. Крупнейшая российская розничная компания X5 Group, через своё подразделение X5 Import, выступила заказчиком этой партии, развивая собственный импорт товаров.
Организацией перевозки занималась компания «Дальрефтранс», ответственная в FESCO за перевозку грузов с определенным температурным режимом.
Партия бананов весом 22 тонны – это свыше 1,5 тысячи коробок - была загружена в сорокафутовый рефрижераторный контейнер компании «Дальрефтранс» на складе экспортера в индийском штате Махараштра. Затем контейнер доставили в порт Нава-Шева в Мумбаи, где его разместили на судне, отправившемся в Россию 18 февраля в рамках регулярного морского сервиса FESCO Indian LineWest. К 13 марта контейнеровоз подошел к причалу порта Новороссийск.
После прохождения необходимых таможенных и карантинных процедур контейнер с бананами будет доставлен на склад заказчика автотранспортом.
Следующая партия бананов из Индии в Новороссийск была отправлена FESCO 12 марта.
Кажется сложным писать об очередной годовщине нечто новое, чтобы не повториться. Однако если мы говорим об Индии, то задача упрощается. Страна с растущим политическим влиянием в глобальном масштабе, молодым и активным населением, технологической модернизацией, пятой экономикой мира, современной армией привлекает к себе внимание как соседей, так и развитых государств вдалеке от Республики Индия. И в описаниях государства субконтинента Индостан всё в большей степени используется термин «самая большая демократия в мире». Поэтому уместно заметить, что День Республики Индия это и своеобразный день демократии.
Не следует забывать, что об Индии как о демократическом государстве заговорили, только после коллапса Советского Союза, когда Нью-Дели необходимо было искать новых союзников и партнёров. Стоит указать и на то, что государство сохраняло корректные отношения с Западным миром и в период более тесных отношений с Советской Россией, но тогда она почему-то не считалась полноценной демократией в глазах Вашингтона, Лондона и иных представителей Запада.
Вопрос об истоках демократии в Индии остаётся предметом дискуссии. Стоит отметить, что и в части общественного сознания и научного сообщества бытует мнение о том, что якобы английские «просветители» вместе с колонизацией привнесли начало демократии «отсталым» народам Индостана. Возможно поэтому стоит вспомнить некоторые исторические вехи древнейшей из ныне существующих цивилизаций.
Начало истории народов Индостана отсчитывают с периода возникновения Хараппской (Первой) индийской цивилизации, начало которой датируется 3800-3600 лет до н. э. и даже более ранними сроками. Археологические раскопки в городах Махенжо-Даро, Ракхигархи, Хараппа и иных поселениях дали основания полагать в качестве гипотезы, что это была нетипичная социальная система. В древнем индийском обществе были понятия о социальной справедливости, а правление осуществлялось, говоря современным языком, органами власти, а не единоличным правлением некоего царя или диктатора.
Угасание Первой индийской цивилизации совпало с переселением на территорию Индостана арийских племён и с этих времён народам, населяющим территорию современной Индии, когда-то осознанно, а чаще стихийно пришлось формировать терпимое отношение к иным мнениям и верованиям. Это Период вед (священных писаний, не сотворённых человеком), который датируется 1500-500 гг. до н. э. Ведическая история даёт представление о мировоззрении древних индийцев в текстах от «Ригведы» до более поздних упанишад, подчёркивая единство человеческих отношений, общества, божественной сути и Вселенной.
Так Индия подошла к периоду ранней древности, который ознаменовался широким распространением духовных и интеллектуальных исканий, а также плюралистичностью мнений в широких слоях индийского общества. Собственно тогда и появились буддизм и джайнизм, а сам индуизм получил новый импульс для дальнейшего развития. Всё это дало толчок для развития культуры и искусств в периоды классической (200 г. до н. э. – 300 г. н. э.) и поздней (300 – 500 гг.) древности, равно как и в период индийского средневековья (500-1200 гг.) началу науки. В это же время Юг Индии достиг небывалого расцвета как в области культуры, так и в разнообразии социальных практик. Об этом в XX веке говорил тамильский политический деятель, участник национально-освободительного движения, Перияр, утверждая, что в тот период в Индии появились общественные отношения, сопоставимое с современными демократическими моделями.
В начале X века Индия столкнулась с исламом. Завоевание части Индостана и возникновение позднее Делийского султаната (1206 – 1526 гг.) также стало поводом для дальнейшей трансформации индийской цивилизации. Как пришедшие мусульмане, которые восприняли и стали отмечать такие индуистские праздники как Холи и Дивали, так и индийцы приняли новую структуру государственного устройства.
Приход к власти других представителей исламского мира, Великих Моголов (1526 – 1707 гг.) также привнес глобальные изменения в жизнь народов Индостана, радикально меняя как чужеземцев, так и коренные народы. Несмотря на критическое отношение к этому периоду в современной Индии среди некоторых представителей научного сообщества, которое более продиктован текущей политической конъюнктурой, нежели чем историческими реалиями, этот период дал многое для цивилизационного развития. Считается, что Великие Моголы (потомки Чингисхана) исповедовали суфизм, который можно назвать наиболее терпимым направлением ислама по отношению к иным верованиям. В определённой степени он резонирует с понятием «бхакти» (личным служением и обращением к господу, не ограниченное религиозной доктриной), которое стало значимым явлением на Юге Индии, а затем и по всему Индостану. Более того, многие не без основания полагают, что и сикхизм возник под влиянием суфизма, а его основатель, гуру Нанак, был знаком с жизнью этого направления в исламе.
Таким образом, можно сказать, что Индия подошла к периоду английской колонизации зрелой и сформировавшейся цивилизацией. Понимание свободы и необходимости, волеизъявления и долга, возможности свободно высказываться и отвечать за свои слова и действия не были чем-то новым в индийском обществе. Естественно, что речь идёт о достаточно идеальной картинке, не упоминающей войны, борьбу за власть, в которой, тем не менее, можно проследить определённую базовую ценность индийской цивилизации – свободу высказывания мнений.
Во время британской колонизации Индия смогла уберечь положительные аспекты культурных и общественных отношений. Именно с позиций сложившихся в Индии отношений можно сказать, да, индийское общество восприняло часть английской правовой культуры, «переварив» её также, как до этого она трансформировала культурные и социальные практики пришельцев более ранних времён. Более того, в первой половине XIX столетия на территории Индостана стало формироваться понимание того, что индийские народы представляют собой, несмотря на все различия, удивительное единство, несмотря на множество различий.
После обретения независимости в 1947 г. и признание Индии республикой в 1950 г. страна упорно и целенаправленно развивает «единство в разнообразии», которое год за годом реализуется из клубка противоречий. В свободном от колониального гнёта государстве прекрасно понимали, что равенство, право на политическое волеизъявление, при сохранении традиции, пожалуй, единственный путь формирования и сохранения индийской нации. Как отметила выдающийся российский индолог Татьяна Шаумян: «Широкий плюрализм мнений и политических взглядов не препятствует, а наоборот способствует успешному движению страны по пути демократии». Фактически всё перечисленное, словно «львиные» колонны царя Ашоки из династии Маурьев укрепляют и государственность, и индийскую демократию.
В какой-то мере уместно упомянуть понятие «дхармы» (пожалуй, второе наиболее часто упоминаемое на санскрите слово после кармы). Слово, которое переводится как «закон», но имеет более широкое трактование. Речь идёт не о некоем законодательном акте, пусть и божественном, но о множестве смыслов: «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия». Впрочем, всё перечисленное можно описать как соблюдение долженствования гармоничного мироустройства и обязанности каждого формировать его.
Такой посыл вполне можно назвать утопией, но Индия год за годом движется к некоему идеалу в общественных отношениях, экономическом развитии, внешней политике и иных сферах. И, что самое главное, свою идеальную модель, страна, несмотря на давление внутренних проблем и внешних факторов, определяет самостоятельно. Это позволило государству Индостана пережить кровавый передел на две страны после обретения независимости, тяжёлые войны, годы политической нестабильности и вопиющую бедность, и показать миру образец выстраивания общества далёкого от европоцентричных шаблонов. Интересно, что американский исследователь Роберт Каплан так написал об Индии: «...Её демократия уже доказательно явила достаточную гибкую прочность и способна выдержать грядущие мятежи и местное безвластие».
Пока страны Запада вольно или невольно делают выбор между погружением в неоархаику или построением корпоративного фашистского общества, Индия выстраивает социальные структуры нового столетия, ориентируясь более на свой цивилизационный код. Духовность, соборность индийского общества это не некие экзальтированные практики. Это – способ выживания, противоположенный таким инструментам как «разделяй и властвуй» и «выживает сильнейший».
И, рассматривая Индию, которая пусть и с огромными трудностями, но выстраивает новое общество, стоит задаться вопросом: «Являются ли навязываемые Западом демократические модели единственными верными?» Очевидно, что в сравнении с Индией сегодняшний Запад с культурой отмены, унижением слабого, разрушением личности в угоду индивидуальности, неравновесной экономикой и иными социальными «перекосами» скорее напоминает напоминает Рим во времена его упадка, нежели общество нацеленное в будущее.
Всю сказанное, не попытка объявить Республику Индию равно как индийскую цивилизацию единственным путём решения мировых проблем или личного просветления. Однако стоит заметить, что взвешенность внутриполитического курса и устойчивость к внутренним проблемам это следствие длительной истории, в ходе которой, индийская нация век за веком выстраивала свой дом. Всё это делалось с верой в свои базовые ценности, поиском и духовных основ, и основ демократии в своих достижениях и неудачах. Возможно, именно такой подход и делает Индию, вне зависимости от партийной принадлежности руководства страны, надёжным союзником для друзей и партнёров.
С Днём Республики, Индия!
В 2022 и 2023 годах темпы торговли России и КНР показали существенный прирост, но в этом он фактически прекратился. Причиной является не только усиление западных санкций, что серьезным образом отражается на внешнеторговых расчетах, сказываются более фундаментальные факторы. Развитие отношений между странами обсудили участники VI Российско-китайского форума по всестороннему стратегическому сотрудничеству в новую эпоху на площадке ДВФУ.
Модель экономического сотрудничества, при которой Россия экспортирует в Китай энергоносители и сырье, а взамен импортирует готовые изделия, практически себя исчерпала, говорит заместитель директора по науке и инновациям Восточного института Дальневосточного федерального университета Артем Лукин.
«Если мы не изменим эту модель, то российско-китайская торговля выйдет на плато и, возможно, даже начнет сокращаться в долгосрочной перспективе», – не исключает он.
Во-первых, Россия не может бесконечно наращивать в КНР поставки сырья: Поднебесная переходит на низкоуглеродную модель развития экономики. По прогнозам в ближайшие годы Китай начнет сокращать потребление нефти и угля, а к 2040-му – и природного газа.
«Во-вторых, китайская экономика становится зрелой, а зрелая экономика растет всегда медленнее. Кроме того, в Китае сокращается население. В прошлом году оно сократилось на 2 млн человек. Это значит, что Китаю будет меньше требоваться топлива, продовольствия, меньше сырья», – объясняет эксперт.
К тому же КНР старается сохранять различные каналы поступления в страну углеводородов. Даже несмотря на дружественные отношения с РФ, маловероятно, что Пекин позволит российской нефти и газу превысить долю в 20% от всего импорта Китаем энергоносителей, рассуждает Артем Лукин. Кстати, по нефти Россия почти подошла к этому порогу.
РФ еще долго сможет поставлять ресурсы в Поднебесную в больших объемах, но это уже инерционный путь, резюмирует представитель Восточного института. России и Китаю нужно думать о по настоящему качественной, глубокой интеграции.
Выход на новый уровень партнерства на первый взгляд видится в соглашении о свободной торговле между странами. Так, российский уголь при ввозе в КНР облагается пошлиной, тогда как на австралийский энергоноситель действует нулевой тариф. Поднебесная подписала с Австралией соответствующий документ о преференциях во внешнеэкономической деятельности еще в 2015 году, хотя отношения государств после этого развивались не безоблачно.
Китайская сторона неоднократно лоббировала идею заключения соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Евразийским экономическим союзом, в который входит в Россия, рассказывает заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского университета ВШЭ Александр Королев. Китай продвигал данную идею в рамках Шанхайской организации сотрудничества, но она не получила развития. В Евразийской экономической комиссии возможность подписания полноценного преференциального соглашения по ЗСТ так же отвергают.
«Какие аргументы чаще всего приводятся? Первое, ЗСТ предполагает обнуление таможенных тарифных пошлин. Здесь возникает боязнь национальных производителей, особенно относительно малых экономик (Армении, Кыргызстана и Казахстана), прежде всего, с точки зрения импорта критической продукции, более дешевой, более конкурентоспособной, из Китая, – подчеркнул Александр Королев. – Российская позиция здесь немного отличается в силу более емкого национального рынка России по сравнению с другими партнерами по ЕАЭС. Ее нельзя назвать саботированием, но можно назвать мягким дипломатическим оттягиванием до полноценных переговоров по зоне свободной торговли».
В случае подписания соглашения о ЗСТ российская промышленность окажется под сильнейшим ударом, считает Артем Лукин. В качестве характерного примера он привел отечественный автопром, жаловавшийся на экспансию китайских автопроизводителей.
Продажи легковых автомобилей в самом Китае столь массовы (в прошлом году превысили 26 млн ед.), что позволяет их брендам за счет эффекта масштаба предоставлять серьезные по размеру скидки на российском рынке, обращал внимание президент АвтоВАЗа Максим Соколов. Китайские компании, предлагая покупателям в РФ скидочные предложения, по сути, выдавливают отечественные автозаводы в низкомаржинальный сегмент. В результате целая модельная группа автомобилей, таких как Lada Vesta, оказалась под огнем экспансии, заявлял глава АвтоВАЗа.
Российские власти пошли навстречу отечественному автопрому, объявив о поэтапном повышении утилизационного сбора при импорте машин – практически до 1 млн руб. в 2029 году.
Безусловно, члены Евразийского экономического союза заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве с КНР. Участники ЕАЭС выдвигали свои инициативы по расширению торговых связей с соседом. В частности, Казахстан, отмечает Александр Королев, предлагал более мягкий формат соглашения с Китаем, выводящий отношения на новый виток развития, но не предусматривающий столь широкие преференции как при свободной торговле. Однако китайская сторона не проявила к этому интерес.
«Мой прогноз, что в ближайшие два-три года не будет даже никаких обсуждений в рамках Евразийской экономической комиссии. Тема ЗСТ с Китаем, именно полноценной ЗСТ, – табуированная тема, которую сейчас не подымают, и вряд ли это изменится в обозримом будущем», – полагает эксперт.
Тем не менее, продолжает он, есть иные варианты развития на пути к интеграции. В частности, одной из сделок в обход ЕАЭС может стать соглашение между РФ и Китаем по свободной торговле услугами и упрощением условий инвестиций.
«Как известно, услуги и инвестиции – эта сфера, которая не входит в наднациональную компетенцию Евразийской экономической комиссии, – пояснил Александр Королев. – И здесь будет гораздо проще России и Китаю, имея определенный институциональный багаж, экономический опыт, дипломатический и политический уровень доверия, на двусторонней основе договориться по либерализации торговли услугами и [подходов к привлечению] инвестиций».
Среди перспективных сфер в этом плане, называет он, транспортно-логистические, инфокоммуникационные услуги – то, что изначально входило в пакет инициативы «Один пояс – один путь» по сопряжению интересов с ЕАЭС.
«Мне кажется, это очень интересная перспектива. Доля услуг в мировой экономике растет. Если Китай и Россия сделают акцент на либерализацию торговли услугами, это будет отвечать глобальному тренду», – соглашается Артем Лукин.
Вместе с тем активное взаимодействие в сфере услуг приведет к увеличению перемещения людей: туристов, студентов, предпринимателей, программистов, ученых, работников креативных индустрий и т.д. А это в свою очередь потребует от соседних стран либерализации визового режима, указывает представитель ДВФУ. Визу не просто получить сегодня как обычным россиянам, так и китайцам. «Несмотря на то, что мы говорим о дружбе без границ, на самом деле визовые границы очень ощутимы», – подчеркивает Артем Лукин.
Стоит отметить, что Поднебесная является одним из главных инициаторов развития транспортно-логистических проектов на постсоветском пространстве. Например, в этом году подписано межправительственное соглашение о строительстве железной дороги, которая соединит КНР, Кыргызстан и Узбекистан. При этом часть магистрали, которая зайдет на территорию Киргизии, будет иметь китайскую колею шириной 1435 мм (ширина на пространстве бывшего СССР – 1520 мм). Там организуют либо перегруз, либо перестановку колесных пар вагонов.
Что примечательно, это будет первый случай в постсоветской истории, когда чужая железнодорожная колея заходит на территорию бывшего Советского Союза. «Китайская колея, на это киргизы пошли, [займет] несколько десятков километров. Поэтому дальше экспансия Китая в Центральную Азию может идти именно таким образом, что китайская колея постепенно, особенно в тех странах, где железнодорожный транспорт еще не развит (это Таджикистан и Киргизия), будет потихоньку вытеснять советскую колею», – ранее отмечал руководитель дирекции стратегических проектов Евразийского банка развития Виктор Лебедев.
Возникает идея не противодействовать и не конкурировать этому, а развивать партнерство с целью интегрировать транспортные коридоры в единый евразийский транспортный каркас, считает он.
В Центральной Азии, где очень много противоречий межнационального, межгосударственного характера, начался процесс реорганизации, страны наконец стали выдвигать какие-то общие инициативы, комментирует главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН Яна Лексютина. И такая динамика наблюдается при дипломатический, экономической активности КНР в регионе.
Китай сегодня переосмысливает роль транспортных коридоров. Если раньше большой объем транзита из КНР в Европу обеспечивался по территории России и Казахстана, то после 2022 года такой маршрут сопряжен с определенными рисками, отмечает Яна Лексютина. Отсюда получают актуализацию такие идеи, как создание железной дороги между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном или минующего Россию транспортного коридора TRACECA (Китай – Казахстан – акватория Каспийского моря – Азербайджан – Грузия – Турция – страны Европы).
Но рассматривать это как вытеснение российского влияния из Центральной Азии ошибочно, говорит ученый.
Кроме того, Китай в настоящий момент требует, чтобы больше поставок в РФ осуществлялось через третьи страны. В 2023 году товарооборот Китая с центральноазиатскими государствами достиг $89 млрд, тогда как в доковидный 2019-й был вдвое меньше. Дополнительный объем – это фактически реэкспорт, направляющийся в Россию. Угроза вторичных санкций заставляет искать в логистике альтернативные решения.
Несмотря на общую границу протяженностью 3 тыс. км, долгую историю взаимоотношений, торговые связи между Монголией и РФ сегодня развиваются непросто. Хотя торговля за последние несколько лет заметно выросла (в 2019 году товарооборот составлял $1,7 млрд, сегодня – порядка $2,7 млрд), это достаточно скромный объём. Как ожидается, определенные перемены могут произойти после подписания временного соглашения о свободной торговли между Монголией и Евразийским экономическим союзом, одним участников которого выступает Россия. Перспективы и потенциальные точки роста в этом направлении обсудили эксперты во время VI Китайско-российского форума по всестороннему стратегическому сотрудничеству, который прошёл в Дальневосточном федеральном университете.
Как достичь баланса с соседом
На сегодня свыше 90% товарооборота между соседними государствами приходится на российский экспорт. Проблему дисбаланса монгольская сторона видит в больших препятствиях для доступа своей продукции на рынок России, в том числе из-за высоких пошлин и жестких ветеринарных требований к животноводческой продукции (в стране 40% населения живет в степи, занимается пастбищным скотоводством). Экспорт мяса на российский рынок практически остановился после 1990-х. Сегодня из всего объема производимой мясной продукции в Монголии, в РФ экспортируется только 1%.
Основные проблемы в развитии торговых отношений между соседями, говорит представитель министерства экономики и развития Монголии Эрдэнэбаатар Бужинлхам – на таможенном уровне. Например, ввозная пошлина на отдельные виды сельхозтоваров, которые страна хотела бы экспортировать в РФ, составляет от 15 до 50%.
Россию так же волнует вопрос торгового дисбаланса. Если решить вопрос с поставками животноводческой продукции, то в самой короткой перспективе россияне могли бы увеличить ввоз монгольского мяса на 50 тыс. т, тем более речь идет в первую очередь о баранине и конине, по которым в РФ ощущается дефицит.
Помимо прочего, могли бы активнее осваивать российский рынок предприятия легпрома Монголии. «В настоящее время известный маркетплейс является эффективной площадкой для размещения и реализации продукции легкой промышленности, произведенной в Монголии: платья, леггинсы, носки, обувь и другие. Вместе с тем не все крупные монгольские предприятия используют данную возможность, ввиду чего рекомендуем рассмотреть данную площадку в качестве электронной платформы по сбыту изготовляемой продукции», – дает совет замдиректора департамента легкой промышленности министерства промышленности и торговли РФ Ксения Бобылева.
Навстречу свободной торговле
Что касается преференций для продвижения монгольских товаров на рынке России, то этот вопрос требовал согласования с другими участниками Евразийского экономического союза. После консультаций планируется подписать временное соглашение о свободной торговле между Монголией и ЕАЭС. Как ожидается, заключение такого договора произойдет до конца 2024 года, информирует Э. Бужинлхам.
«Пока это примерно такой же формат как с Ираном. Как известно, временное соглашение между ЕАЭС и Ираном уже ратифицировано, стороны подписали документ о создании полноценной зоны свободной торговли (ЗСТ), и вероятно в течение двух-трех лет мы получим двустороннюю ЗСТ. С Монголией пока только начались переговоры, поэтому это займет по различным оценкам не меньше двух лет для выхода на финальную стадию: согласование текста [соглашения] и последующее подписание. Стандартно, еще полгода обычно на ратификацию берет каждая страна-член ЕАЭС и потенциальный участник союза», – отметил замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского университета ВШЭ Александр Королев.
Тем не менее известно, что на начальной стадии процесса предполагается установить нулевую таможенную пошлину на все виды продовольственных товаров.
«Сферу сотрудничества в агропромышленном комплексе мы видим сегодня, во-первых, в поставке мяса из Монголии в Россию. Для поставки этого мяса предъявляются требования Россельхознадзором, достаточно сложные, но исполнимые. Сегодня уже есть производитель из Монголии, который этому соответствует. Поставки идут, и мы видим перспективы расширения, особенно в свете подписания специального соглашения с ЕАЭС по беспошлинному ввозу», – уточнил глава Бурятии Алексей Цыденов.
Кроме того, республика готова принимать для своих перерабатывающих производств мытую полутонкорунную овечью шерсть, добавил он.
По мнению А. Королева, в виду того, что монгольский рынок недостаточно ёмкий, каких-то глобальных выгод для ЕАЭС не прослеживается, хотя по отдельным направлениям, особенно в свете приграничной торговли, они есть. Это, прежде всего, экспорт в Монголию российской стали, удобрений, некоторых видов энергоносителей. Но здесь еще важно, насколько сам Улан-Батор будет готов к широкому открытию своего рынка. «Протекционистские настроения там очень высокие в силу малого размера национальной экономики», – указывает эксперт.
Еще одна из декларируемых целей государств-соседей – оживить совместную инвестиционную деятельность. В свое время монгольской стороной было инициировано порядка 30 совместных с РФ проектов. Но лишь по трети из них достигнут определенный прогресс. К тому же российские инвесторы сталкиваются с новыми вызовами.
Например, холдинг «Сибагро» вынашивает планы по созданию в Монголии крупного свинокомплекса – до 50 тыс. голов. Работа над инвестпроектом шла два года, недавно от властей республики получено разрешение на его реализацию. Однако прежде сторонам необходимо договориться в вопросе финансирования. В самом начале разработки инвестпроекта ключевая ставка Центробанка РФ составляла 7,5% годовых, сегодня она поднялась до 21%. Это, подчеркнул представитель компании Виктор Павлов, делает практически невозможным использование инвестиционных кредитов в России.
«Мы очень плотно работаем с министерством экономики и развития, министерством продовольствия, сельского хозяйства и легкой промышленности по вопросу льготного кредитования в рамках программы президента Монголии «Продовольственная революция». Мы призываем монгольскую сторону рассматривать этот проект как высокоэффективные бюджетные инвестиции, поскольку налоговые поступления от этого проекта через пять лет уже полностью перекроют субсидии из бюджета», – пояснил В. Павлов.
Локомотив отношений
Серьезным стимулом для развития внешнеэкономических связей может стать расширение международных транспортных коридоров (МТК) через Россию и Монголию с последующей их интеграцией с инфраструктурой Китая. Соответствующая программа действий была подписана еще в 2016 году, напомнила завкафедрой Тихоокеанской Азии Восточного института ДВФУ Диана Владимирова.
Впрочем, это соглашение не является международным договором, строго закрепляющим обязанности сторон. «Здесь широкое поле деятельности, а может быть, вообще этого поля нет, поскольку никаких обязательств в общем-то и не существует», – не исключила Д. Владимирова.
Относительно железнодорожного транспорта МТК затрагивает интересы Транссиба, Улан-Баторской железной дороги, China Railway, а также инфраструктуры Казахстана, который, кстати, тоже является участником ЕАЭС.
Железнодорожники Монголии в настоящий момент уже обеспечивают транзит между РФ и Китаем, правда, пока на это направление приходится лишь 9% грузооборота. «Монголия выступает географическим мостиком между странами. И поскольку будет расти спрос на грузовые перевозки, предполагается, что железная дорога будет модернизироваться. Во всяком случае сейчас активно ведутся переговоры по расширению железнодорожной сети для повышения ее эффективности и пропускной способности», – говорит Д. Владимирова.
Однако нынешние финансовые проблемы России, а с другой стороны, замедление экономического роста Китая, пока ограничивают размах проекта и скорость развития МТК, отметила спикер.
Тем не менее РФ и Монголия в состоянии, как минимум, устранить имеющиеся инфраструктурные препятствия на уровне приграничной торговли, что в свою очередь послужит основой для дальнейшего создания экономического коридора между странами, резюмирует доцент кафедры Тихоокеанской Азии Алексей Дышин.
После индексации утилизационного сбора 1 октября некоторые модели в дилерских центрах прибавили в стоимости 150-200 тысяч рублей. РОАД (Ассоциация «Российские автомобильные дилеры») прогнозирует, что до Нового года повышение в среднем составит 20 процентов, а вслед за первичным подорожают и автомобили с пробегом.
Дилеры отреагировали на индексацию утилизационного сбора 1 октября ожидаемо: автомобили новых поставок прибавили в стоимости в среднем 150-200 тысяч рублей, сообщил директор отдела продаж «Сумотори-Авто» (официальный дилер Changan во Владивостоке) Евгений Зимарёв. При этом рост зависит от ценовой политики бренда и конкретной модели. Пока ещё покупатели могут воспользоваться сентябрьскими прайсами.
«Часть автомобилей мы продаем с учетом нововведений, часть авто остались по прежним ценам. Это зависит от того, когда автомобиль поступил к нам на склад (до наступления октября или после)», — рассказал руководитель отдела продаж ООО «Успех-Авто» Ян Яценко.
По его словам, сейчас у компании есть в наличии автомобили бренда KAIYI и часть автомобилей бренда JAC, на которые пока цены остаются фиксированными, так как они поступили на склад до повышения утилизационного сбора.
«Несмотря на подъем цен, всегда есть возможность приобрести автомобиль по более выгодной цене от рекомендованной розничной. Если вы покупаете автомобиль в кредит, по программе трейд-ин или приобретаете авто на компанию, сможете получить определенные выгоды (зависит от модели и комплектации). Важно понимать, что дешевле, чем сейчас, автомобили не будут в любом случае — каждый новый приход будет по более высокой цене. Постепенное подорожание ожидается до января 2025 года», — комментирует Ян Яценко.
Эту информацию подтверждают в ассоциации «Российские автомобильные дилеры».
«РОАД ранее заявляла, что в связи с повышением утильсбора цены на рынке новых автомобилей будут повышаться, в среднем до 20%. Повышение будет происходить постепенно до нового года. Естественно, что вслед за рынком новых автомобилей рост придёт и на рынок автомобилей с пробегом. Так происходит каждый раз, когда вводятся новые сборы, повышаются ставки налогов, или в силу колебаний курсов валют», — рассказал редакции представитель РОАД.
До сих пор на многие популярные модели в дилерских центрах цена начинается от 1,8-1,9 млн рублей. К примеру, самый доступный автомобиль в линейке Chery Tiggo 4 Pro с механической коробкой передач стоит минимум 1 820 000. На автоматической коробке передач — 1 960 000 рублей. Самый бюджетный китайский автомобиль Changan Alsvin, который на Западе России часто применяют в такси, удерживает планку в 1 750 000 рублей.
Но цены уже растут. Так, стоимость Geely Monjaro, 2023 новых поставок превысила 4,5 млн рублей.
Отметим, что с изменением коэффициентов утильсбор для машин возрастом до трёх лет с объёмом двигателя от 1 и не более 2 литров увеличился с 300 600 до 556 200 рублей.
Для легковых автомобилей с двигателем от 2 до 3 литров — с 844 800 до 1 562 600.
Для машин с двигателем от 3 до 3,5 литра разница составила 970 000 рублей и 1 794 600 (таблица правового портала ГАРАНТ).
И самое главное, начиная с 1 октября, утилизационный сбор будет расти поэтапно до 2030 года в соответствии с утверждённой школой индексации.
«На первом этапе ставка вырастет в среднем на 70-85%, в дальнейшем она будет индексироваться на 10-20% с 1 января каждого последующего года», - сообщал ранее Минпромторг.
Новые правила распространяются на юридических лиц, включая дилеров, и те компании, которые официально привозят автомобили для перепродажи, а это, по оценкам источников агентства, порядка 60 процентов рынка ДФО.
Примечательно, что изменения не затронули производство группы SOLLERS, которая собирает пикапы под собственной маркой из китайских машинокомплектов. В первой половине 2024 года компания представила новый пикап Sollers ST8 на основе китайского JAC T8.
Сегодня SOLLERS продолжает реализацию программы локализации модельного ряда и наращивает объемы производства во Владивостоке.
«На продукцию SOLLERS не действуют новые правила индексации, цены остались те же. Кроме того, у нас появился новый бренд Solaris – автомобили Solaris собирают в России, Санкт-Петербурге, на мощностях завода Hyundai. Его повышение так же не затронуло», — рассказал представитель группы компаний «Сумотори-Авто» (Официальный дилер Sollers и Solaris в Приморском крае) Павел Зайцев.
Интересно, что «АвтоВАЗ», «КАМАЗ», «ГАЗ» и «Соллерс» ранее выступили в поддержку повышения коэффициентов утилизационного сбора. Считается, что это улучшит окупаемость проектов, простимулирует запуск новых направлений и привлечёт новых инвесторов на российский авторынок.
Что касается сегмента автомобилей, которые завозят на физических лиц, его изменения не затронули. «Сбор по-прежнему составляет 5,2 тысячи рублей для машин старше 3 лет и 3,4 тысячи рублей — для машин возрастом до 3 лет», - пояснил директор компании Carwin Дмитрий Забора.
При этом автомобили, завезённые на физических лиц, составляют большую часть рынка на Дальнем Востоке.
«В марте - апреле 2024 года Владивостокские таможенники вернулись на стабильный уровень досанкционного периода по количеству оформляемых автомобилей физических лиц для личного пользования. В сентябре выпущено в свободное обращение 26,6 тысяч автомобилей — в 3 раза больше по сравнению с сентябрем прошлого года. Всего за 9 месяцев 2024 года Владивостокская таможня оформила свыше 195 тысяч автомобилей», — сообщил редакции представитель Владивостокской таможни.
Спрос остаётся высоким, хотя и не дотягивает до рекорда прошлого года – в июне 2023-го цифра составила 30 тысяч автомобилей, преимущественно из Японии и Южной Кореи. Большую часть завозят именно на физических лиц.
Такая популярность этого направления объясняется относительно доступным предложением. Новые китайские бренды в среднем стоят дороже 2 млн рублей. Solaris – это модели порядка 2,1-2,3 млн рублей. Цены на пикап Sollers ST8 достигают 3 млн рублей. Тогда как из Японии всё еще можно привезти автомобиль стоимостью в районе миллиона.
Соответственно, даже с учётом всех ограничений на азиатских рынках (напомним, что Япония запретила экспорт в РФ машин с объёмом двигателя более 1,9 литра, Республика Корея — с объёмом двигателя от двух литров), азиатский импорт востребован, хотя выбора стало меньше.
«Увы, в Японии с последних санкций выбора больше не стало, если микроавтобус, то только Honda Stepwgn, а для особых ценителей Volkswagen Sharan. Если семиместный минивен, то почти всегда выбор между Honda Freed, Toyota Wish и Toyota Isis. Если кроссовер, то это Honda Vezel с небольшим количеством альтернатив. Европейские машины, конечно, тоже заказывают, но в категории запросов «мне три года ездить и только масло менять», они не на лидерской позиции», — поясняет Дмитрий Забора.
Из Кореи возят бренды Hyundai, Kia, Genesis и другие.
При этом, по словам Дмитрия Заборы, ситуация на азиатском рынке непростая. Не только утильсбор определяет стоимость предложения. К примеру, на корейских автоаукционах цены поднялись из-за ажиотажного спроса и роста курсов валют. В последнее время корейская сторона принимала оплату криптовалютой из-за трудностей расчёта вонами. И если ещё летом курс привязанной к доллару USDT составлял 96,6 рублей, то в начале октября он стремился к 98 рублей за USDT (сегодня разница скорректировалась).
В бюджетном сегменте предложение сжимается, отмечает представитель одной из сертификационных лабораторий Владивостока Денис Максименко.
«За 800 тысяч рублей найти что-то подходящее, не требующее серьёзных затрат на ремонт, практически невозможно. Придётся заплатить больше миллиона рублей», — комментирует он.
За последние три годы цены выросли колоссально. К примеру, в 2021 году Suzuki jimny 2015 года с пробегом можно было купить за 850-900 000 рублей со всеми расходами — таможенными сборами, утилизационным сбором и другими. Сегодня цены превышают 1,2-1,3 млн рублей. Не говоря уже о каком-нибудь подсанкционном Toyota Rav 4, стоимость которого с учётом параллельного импорта сегодня сопоставима со стоимостью квартиры в новостройке. А стоимость автокредита сравнялась с ипотечным платежом.
Допустим, за машину стоимостью 3,9 млн рублей, оформленную в кредит на 5 лет, платить нужно от 96 тысяч рублей в месяц.
Планомерное повышение утилизационного сбора будет иметь тяжёлые последствия для рынка, уверен Денис Максименко. Прежде всего, пострадает большой сегмент независимых импортёров, которые привозят автомобили для перепродажи. Некоторые компании уже заявляют о намерениях свернуть бизнес после Нового года.
Покупателей в дилерских центрах, возможно, прибавится, ведь у них гибкая ценовая политика, различные скидочные акции и услуги гарантийного обслуживания до семи лет.
При этом в полной мере почувствовать эффект индексации утилизационного сбора можно будет к Новому году, акцентирует председатель Общества защиты автомобилистов Приморского края Дмитрий Пенязь.
«На Дальний Восток завезено большое количество автомобилей, поэтому действующие цены будут нивелироваться постепенно. Сегодня, конечно, они «отыграли» 50-100 тысяч в зависимости от наличия моделей, стоимости и других параметров, но полный рост мы увидим к январю», — прокомментировал Дмитрий Пенязь.
Ранее в РОАД прогнозировали, что «с запланированными размерами увеличения утилизационного сбора к 2030 году число россиян, способных приобрести новый автомобиль, может сократиться до 5-7%, а продажи новых автомобилей составят не более 600 тысяч единиц в год, что сделает неактуальным развитие новых производств запасных частей и автомобилей». Об этом ассоциация заявила в своём письме в Минпромторг.
Департамент содействия международной торговле (DITP) при Министерстве Коммерции Таиланда выпустил электронный каталог тайских предпринимателей и субъектов малого и среднего бизнеса.
Электронный каталог предоставляет возможность российским импортёрам, бизнесменам и предпринимателям, заинтересованным в импорте различных видов тайской продукции и услуг, получить прямой доступ к контактам тайских предпринимателей и предприятий и связаться с ними для проведения бизнес-переговоров.
Для получения доступа к электронному каталогу с различными категориями тайских товаров и услуг от предпринимателей и предприятий Таиланда посетите веб-сайт http://thaitrade.ru/?p=2820 или https://ditp-sme-e-catalogue.com/home
Для получения дополнительной информации или помощи в установлении деловых контактов можно связаться с коммерческим офисом Торгового представительства Посольства Королевства Таиланд в Москве по электронной почте moscow@thaitrade.ru или по телефону +7 (499) 653-5989.
Наблюдавшаяся в последние годы уверенная динамика роста товарооборота между соседними странами со II квартала сменила свой вектор. Совокупный объем продаж между РФ и Китаем за 7 месяцев достиг $136,6 млрд. Относительно показателя годовой давности он вырос незначительно – всего на 1,6%. Причем май и июнь характеризовались отрицательной динамикой, а июльский результат сравнялся по объему с прошлогодним значением. Для сравнения, рост товарооборота за январь-июль 2023 года к аналогичному периоду 2022-го составлял более 37%.
От роста к замедлению
За 7 месяцев 2024 года экспортные поставки из РФ в Китай к прошлогоднему уровню увеличились на 3,9%, до $75 млрд, а из КНР в Россию снизились на 1,1%, до $61,6 млрд. Хотя российский экспорт остается в положительной зоне, в помесячной динамике он сокращается с весны.
Ситуация в двусторонней торговле, прежде всего, объяснима проблемой осуществления денежных расчетов. «Бизнес оказался в непростой ситуации. Экспортер говорит, я хочу экспортировать, но из-за проблем с платежами, не готов входит в это», – рассказал вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров Артур Леер.
То же самое относится и к китайским поставщикам. Номенклатура экспортируемой в Россию продукции, которая попадает в санкционные списки, все расширяется. И хотя российский рынок для КНР очень интересен, все же он не приоритетный, чтобы оказаться под ударом вторичных санкций, рассуждает исполнительный директор ООО «Синорусс» Евгения Дмитриева. Китайские власти дали понять своим резидентам, что никого ограничивать в сотрудничестве с Россией не будут, как и заставлять. Просчитывать риски и нести ответственность за результат тем не менее предложено самим компаниям и инвесторам.
В то же время вопрос находится в большой зависимости от политики банковских структур. Открывать в Китае NRA-счета (счет физического или юридического лица-нерезидента – прим. ред.) россиянам становится все сложнее и дороже, свидетельствует председатель Русско-Азиатского делового совета Максим Кузнецов. «Причем даже те [китайские] банки, которые готовы открывать, их не открывают, потому что их осталось мало, они физически перегружены тем объемом, который у них есть», – констатирует эксперт.
Финансисты также боятся за нарушение санкционного режима попасть в SDN-лист, объясняет директор Центра по внешней торговле (при Минпромторге РФ) Константин Ким: «Это влечет за собой потерю зарубежных рынков, а во-вторых влечет за собой ограничение фондирования. Многие китайские предприятия, банки фондируются в евро, долларах. Зачастую акционеры этих предприятий являются американскими, европейскими гражданами и компаниями».
Банки вышли на тернистый путь
Очередное ужесточение комплаенс-процедур со стороны финансовых учреждений Китая произошло в середине лета. Даже небольшие региональные банки КНР, которые до того относительно нормально работали с российским бизнесом, стали все чаще отказывать в осуществлении расчетов. Уже к августу, уточнил Артур Леер, не менее 80% трансграничных платежей либо возвращались, либо просто не проходили.
Кроме того, появилось выражение «грязный юань», то есть валюта, заходящая в Китай со стороны России. Теперь банки КНР хотят быть уверены в отсутствии российского следа при проведении финансовых операций. «Здесь есть разные варианты, каким образом это скрыть, не показывать российское происхождение», – сказал Константин Ким.
Несмотря на сложности межбанковского взаимодействия, филиалы отечественных банков в Китае расширили свое присутствие. «Мы продолжаем открывать счета в ВТБ Шанхай. Сейчас немного спал тот ажиотаж, который был недавно, когда наблюдались огромные очереди. Спрос был настолько велик, что в 20 раз превышал наши ресурсы, – отметила руководитель службы поддержки и развития внешнеэкономической деятельности ВТБ Галина Олейникова. – Сейчас набрали китайских сотрудников, арендовали помещения, поэтому счета открываются в нормальном, спокойном режиме».
При этом платежи по территории Китая с филиалом российской организации идут без каких-либо задержек, заверила она. «Возникает у ряда [китайских] банков вопросы, но большая часть банков платежи принимает, и мы эти банки рекомендуем своим клиентам», – сказала Г. Олейникова.
Присутствует также региональная специфика. В некоторых регионах Китая схема с взаиморасчетами функционирует сравнительно стабильно, проинформировал Олег Петраш, заместитель генерального директора по развитию Heihe Huayun International Logistics (имеет офис в Благовещенске): платежи в/из РФ осуществляются.
«Если расчеты идут в юанях, и китайские импортеры покупают в России, здесь все гораздо легче. Платежи у них уходят и доходят до российских банков, но только в юанях», – уточнил он.
О. Петраш рекомендует взаимодействовать с небольшими банками и контрагентами из приграничных китайских провинций, сотрудничать с негосударственными компаниями, которые не столь опасаются вторичных санкций, а также, если речь касается топливно-энергетической сферы, работать с частными фирмами, получившими авторизацию у крупных холдингов.
Подкрепление для рубля и юаня
В последнее время много говорится о поиске альтернативных решений для финансового обеспечения торговых связей, правда этот процесс не скорый. Еще в 2022 году Ассоциация экспортеров и импортеров предлагала в рамках экспериментального правового режима дать бизнесу возможность осуществлять трансграничные платежи с применением криптовалюты. Нынешним летом соответствующий законопроект был одобрен Госдумой.
«Есть определенное движение, но участники ВЭД, которые используют криптовалюту, действуют на свой страх и риск, потому что нормативное регулирование цифровых финансовых активов у нас достаточно сырое, и правоприменительная практика может быть весьма разной», – комментирует Максим Кузнецов.
Пока реализовать данную возможность российские предприниматели могут с ограниченным кругом действия, добавляет Артур Леер. Проводить расчеты криптовалютой получится не везде, сложности возникнут с тем же Китаем, где она не сильно приветствуется. «Но нам нужно как-то этот механизм педалировать», – указывает представитель объединения экспортеров и импортеров.
Определенным выходом представляется широкое распространение клиринговых (безналичных) расчетов, бартерных схем. Правда, взаимозачет поставок на эквивалентные суммы может быть затруднен проблемой дисбаланса между экспортом и импортом, говорит Константин Ким. «Нужно обсуждать возможность осуществления клиринговых операций [по схеме] не страна – страна, а страна – группа стран», – резюмирует директор Центра по внешней торговле.
В качестве партнеров по бизнесу Максим Кузнецов рекомендует присмотреться к другим странам АТР, чьи банки более лояльны к взаиморасчетам с Россией, чем в Китае, например, к Индии, государствам АСЕАН. «Но каждый новый поставщик – это каждый раз риск. Всех азиатских поставщиков и контрагентов необходимо тщательно проверять и контролировать финансовые и юридические риски в текущих условиях», – предупреждает он.
В целом тенденция такова: закупки т.н. чувствительной продукции усложняются и требуют все большего творческого подхода, заключил эксперт.