Сто работников особо охраняемых природных территорий из разных регионов России стали дипломированными специалистами после прохождения образовательного курса «Заповедное дело». Это пилотный проект, реализованный по инициативе Кроноцкого заповедника на Камчатке.
Как сообщает пресс-служба правительства Камчатского края, специалисты проходили обучение на базе Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга.
Программа обучения включала лекции, семинары, выполнение домашних заданий. Темы касались сохранения природы, взаимодействия хрупких экосистем с местными сообществами, развития экологического туризма, управления отходами. Курс был коротким, но содержательным, его слушатели получили много информации, которой нет в учебниках.
Следующий курс для сотрудников особо охраняемых природных территорий запланирован на октябрь 2024 года – март 2025 года. Выпускники смогут продолжить общаться и обмениваться идеями, направленными на благо природы в созданном по итогу обучения сообществе.
Особо охраняемые природные территории попали во все тренды современного туризма. Заповедники действуют теперь в стране под слоганом «Охранять природу не от людей, а вместе с людьми». Ведь путешественники все чаще выбирают вместо популярных и «понятных» направлений экстремальные. Но даже став игроками туристического рынка, ООПТ видят свои бонусы не в статье «Доходы», а в графе «Повышение природоохранного эффекта».
Мега-тренд последнего времени – интерес к местному колориту. Для отечественного туризма, который, несмотря на достаточно серьезные внешнеэкономические шоки, в целом развивается очень неплохо, это означает 72 миллиона «внутренних» туристов. Такова прогнозная оценка Российского союза туриндустрии на нынешний год. Эксперты выделяют развитие уже сформировавшегося приоритета близости к природе: эко-активностей, практик диджитал-детокса, внимания к физическому состоянию и ментальному здоровью.
– 30 процентов участников опроса сервисов онлайн-бронирования хотели бы пережить в путешествии совершенно новый для себя опыт в аутентичных условиях. В приоритете авторские туры, уникальные маршруты с тайными локациями, где можно почувствовать себя первооткрывателем, необычные впечатления и общение с местными жителями, – отмечается в материалах маркетингово-исследовательской компании IPSOS Russia. – Идет запрос на общение с природой и созвучное человеческое общение.
Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО
Для активных путешественников наиболее привлекательными оказываются особо охраняемые природные территории. Там гарантирована нетронутость и первозданность ландшафтов, высока вероятность увидеть животных в естественной среде обитания, обеспечено квалифицированное сопровождение. Заповедники региона сейчас активно сотрудничают с туристическими агентствами, оборудуют тропы, разрабатывают новые экскурсионные маршруты и готовят места размещения.
Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник – место, где на широте Крымского полуострова склоны хребта Сихотэ-Алинь четко делят территорию на природные зоны. На западе – суровая тайга (леса охотского типа), на востоке – ландшафты юго-восточной Азии (леса маньчжурского типа). Больше такого нигде в мире попросту нет. Склон западный – пихта, ель и лиственница, дикуша, лось и росомаха. Склон восточный – монгольский дуб, корейская сосна, остроконечный тис, белоплечий орлан, пятнистый олень и лесной кот.
– История заповедности и уникальности этого края началась задолго до появления САБЗ, самого большого среди тигриных заповедников России. В начале ХХ века здесь прошла экспедиция Владимира Клавдиевича Арсеньева, – рассказывает директор САБЗ Светлана Сутырина. – По одному из отрезков пути его отряда у нас, кстати, проходит экологический маршрут, названный «Тропа Арсеньева». У нас есть и 2900 гектаров акватории Японского моря. Таким образом, мы являемся и морским заповедником.
Великолепные по красоте пейзажей и роскошные по богатству флоры и фауны здешние территории труднодоступны. И заповедны почти девять десятков лет. Поэтому здесь легко увидеть своим глазами, как живут птицы и звери в дикой природе. Для этого достаточно просто пройти по любому из восьми маршрутов. Тюлени-ларги всегда на лежбище в акватории мыса Северный, птицы на озере Благодатном, пятнистые олени утром и вечером в лесу вдоль дороги, ведущей к бухте Удобная.
Пожалуй, «за кадром» останется только тигр. Но следы его присутствия можно увидеть – на природной песчаной дорожке (естественной контрольно-следовой полосе) в Удобной остаются отпечатки лап и копыт всех, кто там гуляет. На видеозаписях с фотоловушки, рядом с которой продуманно останавливаются гиды (кадрам от силы пара-тройка дней). А еще можно почувствовать тигриный запах у меточного дерева на «Тропе тигров». Характерный, мускусный. Такой не забудешь.
«Тропа Тигров» - уже пятая среди появившихся в заповеднике благодаря работе студенческого отряда «Тигр» при поддержке АНО «Центр «Амурский Тигр». Студотряд этот сводный, в него со всей страны приходит молодежь, которая получает профильное для заповедного дела образование – учатся на биолога, к примеру, эколога или лесника. Таким образом будущие молодые специалисты знакомятся с различными ООПТ, а на местах, в свою очередь, присматриваются к ним.
Получившая свое название сразу и в честь студенческого отряда, и в честь полосатого хозяина тайги, тропа проходит по берегам реки Ясная в одноименном урочище. Это центральная часть заповедника, и тигры здесь бывают чаще, чем на побережье. Протяженность маршрута – 4, 8 километра. Он оборудован указателями (на всех площадках Сихотэ-Алинского они сделаны в едином стиле), живописными подвесными мостиками, настилами. Они служат для того, чтобы не допустить эрозии почвы и сделать путешествие удобным для туристов.
– Тропы построены руками студентов – под контролем бригадиров от заповедника. Они учат, показывают, как работать с материалами, выполняют самую тяжелую сложную работу, – поясняет Светлана Сутырина. – И кроме троп благодаря студентам у нас есть замечательная инфраструктура, уютная небольшая гостиница, стильная кухня-столовая.
Полезно
Узнать, как попасть на экскурсию в Сихотэ-Алинском заповеднике, понять, что, где когда и почем, можно на его сайте https://sikhote-alin.ru
Подготовка троп к проходу путешественников – самая значительная статья расходов заповедника в части организации туризма. К примеру, затраты на подготовку «Тропы Арсеньева» в этом году составили более 270 тысяч рублей. Доход – 240. Это самый дорогой, сложный и интересный многодневный маршрут САБЗ, проходящий по диким местам, где бывают только госинспекторы и научные сотрудники во время учетов поголовья животных. Для этого тропу расчищают, однако деревья падают так часто, что к проходу тургруппы необходима дополнительная прочистка.
Максимальную сумму заповедник заработал на туристах в прошлом году - чуть больше четырех миллионов рублей. В ноль не вышли. Основные средства ушли на обустройство троп, немалую долю забрал налог на прибыль, плюс комиссия за банковские операции (люди оплачивают картами через терминал, а суммы немаленькие), плюс оплата экскурсоводам, оплата водителям за работу в выходной день, затраты на ГСМ. В случае с «Тропой Арсеньева» это еще и закупка продуктов (туристов полностью обеспечивают трехразовым горячим питанием в течение маршрута).
– Туризм в заповеднике – это вообще нисколько не про бизнес, нисколько не про зарабатывание денег, – убеждена Светлана Сутырина. – У нас на самом деле нет такого стремления. Мы гонимся не за количеством посетителей, а за качеством наших услуг, потому что смысл, не в этом. А в том, чтобы, пройдя по нашим тропам, люди получили информацию, зачем заповедник, зачем заповедная система, как устроена заповедная система, чем уникальна дальневосточная природа, почему она так хрупка, почему нужно сохранять.
Вообще цены на экскурсии заповедник ставит гуманные, хотя каждый год они все-таки растут из-за роста цен на бензин. ООПТ социально ориентировано: есть скидки детям, местным жителям, акции с бесплатными экскурсиями – для воспитанников детских домов, детей с ограниченными возможностями, день открытых дверей на тропах. Не удивительно, что многие гиды-внештатники работают по идейным соображениям. К примеру, военный пенсионер Дмитрий Куценко, который больше всего любит вести экскурсии для семей.
– О заработке я даже не задумываюсь, я пошел в Школу экскурсоводов (см. материал EastRussia «Здесь водятся урагусы») не ради заработка, хотя это и неплохая добавка к пенсии. Во-первых, это для здоровья полезно, ходить постоянно пешком на свежем воздухе, – дает расклад Дмитрий. – Во-вторых, это интересно. Приезжают люди, с которыми интересно беседовать. И рассказывать хорошо для неравнодушных людей. Таких все больше сейчас сюда приезжает.
Дословно
Светлана Сутырина, директор САБЗ:
– Можно рассказать про Сихотэ-Алинский заповедник, что это самый большой тигриный заповедник, показать фотографии Благодатного, снимки кедровников, а можно провести по тропе. Человек посмотрит на море, на тюленей, увидит тигриные следы, пройдя по «Тропе тигров», и вдохнет этот аромат кедровой хвои. И вот через это погружение, через свои собственные эмоции, через свои переживания, он будет знать, что есть такое место уникальное - Сихотэ-Алинский заповедник. И потом, может быть, даже через много лет, в случае каких-то угроз заповеднику, я уверена – он встанет на защиту. Потому что он здесь был, он пережил здесь классные моменты своей жизни, у него замечательные воспоминания. И это на самом деле гораздо ценнее, чем вот те миллионы, которые мы могли бы получить от вот этой вот вереницы нескончаемых туристов. Как-то так.
Фанатам дикой красоты Долины гейзеров и других достопримечательностей Кроноцкого заповедника и Южно-Камчатского заказника не нужно материальное подкрепление за возможность работать там, куда стремятся туристы со всех уголков мира. Романтики-энтузиасты сами готовы платить за возможность быть полезными на уникальной природной территории. В общем-то, они и платят, но только за перелет в Петропавловск-Камчатский. Дальнейший трансфер происходит за счет приглашающей стороны (а это, кстати, примерно вдвое дороже, чем билет из Москвы на Камчатку и обратно по плоскому тарифу «Аэрофлота» - 30 тыс. рублей). Немного о цифрах: камчатские турфирмы предлагают тур в Кроноцкий заповедник на 3 дня /2 ночи на одного человека более чем за 100 тыс. рублей. Есть 6-часовые экскурсии примерно за 60 тыс. рублей на человека.
«Предпочтение отдается претендентам, прошедшим обучение в Школе защитников природы, так как с 2022 года это обязательное условие, для того чтобы принять участие в конкурсном отборе. Благодаря именно тщательному отбору и обучению, случаев того, что волонтер не справился с поставленными задачами, у нас не было», – рассказывает начальник отдела познавательного туризма ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» Ринат Файзулин.
Обязательное обучение в Школе защитников природы по программе «ПОДГОТОВКА ПРИРОДООХРАННЫХ ВОЛОНТЕРОВ» проходит дистанционно: можно слушать вебинары онлайн или в записи. Претендентам расскажут основы заповедного дела, правила поведения в дикой природе, наблюдения за дикими животными, экологический туризм в Камчатском крае и не только. Курсы длятся около месяца и проходят в течение года несколько раз. Это бесплатно. Заявку можно подать на сайте заповедника.
С момента запуска через программу волонтерства в Кроноцком заповеднике в 2011 году прошло уже около тысячи человек. В 2023 году было отобрано 92 человека. Примерно каждый второй.
На территории Кроноцкого заповедника небольшие группы помощников набирают на кордон «Долина гейзеров», кордон «Узон», кордон «Аэродром», кордон «Ипуин». На территории Южно-Камчатского заказника это кордон «Травяной», кордон «Озерный» и пункт КамчатНИРО (очистка рыбоучетного заграждения). Минимальный срок работы на охраняемых территориях составляет три недели (как пионерская смена).
В волонтеры Кроноцкого заповедника берут физически и психически здоровых, не младше 18-ти лет. Каждый сам обеспечивает себя личным снаряжением, одеждой, аптечкой, страхованием жизни и здоровья. Руководство заповедника снабжает волонтеров набором продуктов, кемпинговым снаряжением, инвентарем для работы и расходными материалами.
Портрет волонтера Кроноцкого заповедника составить сложно – слишком разные люди здесь собираются.
«Профессии у добровольцев самые разные. Больше заявок традиционно приходит от женщин. 90% волонтеров являются нашими соотечественниками, остальные – жители ближнего и дальнего зарубежья. Волонтеру может потребоваться стандартное походное снаряжение и личная аптечка, так как на кордонах нет штатных врачей», – рассказывает Ринат Файзулин.
Волонтеры заняты с конца апреля по первую декаду октября, а также с конца декабря по середину марта. Однако есть возможность помогать заповеднику круглый год – дистанционное волонтерство (личное и корпоративное). Это, кстати, путь в «белый список» заповедных волонтеров. Для этого тоже нужно заполнить анкету на сайте и откликнуться на тему, в которой добровольный помощник являетесь профессионалом, и может поделиться своими знаниями. После этого специалисты заповедника связываются с кандидатом и рассказывают, какие конкретно задания есть в выбранном направлении. После этого приходит техническое описание задания и происходит подписание договора о волонтерской деятельности.
«Тем, кто не может приехать на Камчатку и провести вне цивилизации три недели, мы предлагаем дистанционное волонтерство. Заповеднику требуется помощь с переводами на английский и другие языки, дизайном и версткой полиграфической продукции, координированием российских и международных мероприятий в больших городах. Вы должны быть уверены, что сможете выполнить задание НЕ на любительском уровне. Дистанционным волонтерам отправляются благодарность и памятные подарки», – добавляет Ринат Файзулин.
Решить реальную проблему бизнеса, получить при этом опыт, новые связи, работу и заработок — такой посыл транслирует хабаровский нетворкинг «Куб» студентам из IT-сферы. Полуфинал третьей итерации этого конкурса собрал 18 команд, которые в конкуренции друг с другом создавали решения для задач, поставленных «кейсодателями»: представителями хабаровских предприятий различного профиля и масштаба.
Их замечаешь сразу: озираются, настороженные, но не испуганные. Недоумённый взгляд, дескать: «Что я здесь делаю?». Скованные угловатые движения, ходят по двое-по трое. Многие в очках: сказываются годы, проведенные перед монитором. В основном юноши. Белый верх, темный низ, иные даже в пиджаках. Некоторые — не близко, но знакомы — видимо с предыдущего конкурса. Переговариваются:
— Чей кейс работаете?
— «Невады».
— А что там у них?
— Техподдержку для своих с ИИ замутить. А вы?
— VR-тема: макеты виртуальных вывесок для «Бот Сада».
Несколько десятков таких персонажей, очень похожих на компьютерных фриков, шушукаются, рассевшись по диванчикам, в ожидании начала мероприятия. И почти каждый из них может уже по большому счету не волноваться за своё трудоустройство. Они — полуфиналисты действа под названием «Куб 3.0» — конкурса инноваторов, как его определяют организаторы. Это значит, что они прошли предварительный отсев, их идеи показались достаточно здравыми и продуманными, чтобы оказаться в «лонглисте», и их взяли «на мушку» потенциальные работодатели — представители малого и среднего бизнеса Хабаровска.
— Мы разослали запросы в реальный сектор экономики, действующему бизнесу — рассказывает Дмитрий Симон, один из организаторов конкурса, замдиректора по развитию инноваций «Агентства привлечения инвестиций развития инноваций Хабаровского края». — Бизнес представил нам кейсы, то есть свои потребности, свои проблемы, которые у них существуют в их производстве, в их организации. Компании самые разные: рекламно-производственная фирма, производитель электротехнической продукции, Хабаровский судостроительный завод, сеть кофеен, предприятие, которое занимается металлообработкой, крупная локальная торговая сеть…
Хабаровский судостроительный завод, например, хочет оптимизировать у себя управление складом. То есть им нужно информационное решение, которое позволит в цехах и на складах правильно проводить инвентаризацию. И вести учет складского оборудования в том числе, оборудование, которое находится на складе. Запросы самые разные.
В прошлом году победителем стала команда, решившая проблему хабаровской рекламно-производственной компании, связанную с оповещением о перегоревших элементах в световых конструкциях — вывесках, табло, витринах. Пример: заказал клиент большую крышную конструкцию с названием своей фирмы, её установили не на том здании, где находится организация, а в другой локации. Любая техника имеет свойство ломаться, и, наверное, каждый видел странные или комичные вывески, у которых погасла одна буква и смысл слова поменялся. Теперь нужно представить, что таких вывесок сотни, если не тысячи. Случайный прохожий усмехнётся и вряд ли будет искать контакт организации, у которой из-за «выпавшей» буквы поменялось название, звонить, сообщать о поломке. И пока информация дойдёт до производителя может пройти много времени.
Вот такую проблему и решили победители «Куба 2.0». Они за полтора месяца собрали полноценный программно-аппаратный комплекс с подключением к интернету: написали софт, что-то спаяли, что-то использовали готовое, создали работающий прототип, функционал которого полностью удовлетворил заказчика: когда перегорает или выходит из строя какой-то элемент световой конструкции на телеграм-бот приходит сообщение. Кстати, сотрудничество команды и рекламщиков продолжается, создатели устройства работают над получением патента — оказалось, что продукт крайне востребован и имеет хорошие перспективы для реализации по всей стране.
— Это и есть главная ценность конкурса для студентов: они здесь знакомятся с кейсодателями, возможно, с будущими работодателями, или как эта вот команда с вывесками — они создали свой стартап, — рассказывает со-организатор конкурса Ярослав Радинский, руководитель диджитал агентства RASA. — Наша личная цель это все-таки привлечение молодых талантливых инженеров и айтишников к этому конкурсу. Ну и, конечно же, дальнейшее трудоустройство их у нас в компании.
Мы в целом топим за то, чтобы молодые таланты видели, что через такие конкурсы и обществу, и государству не все равно на них, чтобы они не уезжали. Наша глобальная цель, конечно, сделать так, чтобы они не уезжали, потому что это огромная боль.
Организация конкурса стала попыткой создания собственного HR-бренда, продолжает Ярослав Радинский. В «Куб» уже выстроилась очередь из представителей малого и среднего бизнеса, которым нужны и конкретные решения проблем, и специалисты. У МСП не так много возможностей искать, находить, привлекать узких специалистов разного профиля.
— Вот Сбербанк или Яндекс, или Альфа-банк приходят в ВУЗы, говорят свои названия и сразу к ним выстраиваются в очередь, потому что их знают, — делится Ярослав. — И они, на самом деле, весь рынок IT пылесосят в России. Со 2−3 курса талантливые ребята, как правило, уже либо где-то работают, либо имеют какой-то предконтракт с большими компаниями.
Нам очень тяжело с ними конкурировать, поэтому нам приходится делать в 2−3 раза больше активности для привлечения внимания именнов к HR бренду нашей компании. Поэтому нам важно участвовать в таких конкурсах.
— Да, действительно, это глобальная проблема, поиска и набора в команду новых специалистов, — подтверждает Дарья Митюшкина, заместитель директора РПК «Ботанический сад». — Квалифицированных спецов на местах не хватает. И это проблема не только Дальнего Востока, но и всей страны. И мы очень плотно работаем и с техникумами, и с колледжами, и с ВУЗами, чтобы найти и принять на работу таких специалистов.
Один из таких специалистов — Михаил Карпухин, капитан команды «Кинза», двадцатилетний студент третьего курса Дальневосточного государственного университета путей сообщения. В различных конкурсах и хакатонах участвовал не единожды, в «Кубе» уже второй раз. Выделяет это состязание, дескать, решаешь не абстрактную задачу, а вполне себе реальную, взятую из жизни. К тому же есть прямой контакт с заказчиком с потенциалом дальнейшего сотрудничества. Правда, есть и некоторый скепсис.
— Мне кажется, что кейсодатели приходят как бы в надежде получить супердешёвый, чуть ли не бесплатный софт, за который они не готовы платить реальные деньги, — говорит Михаил. — Они получают решение своей проблемы, но они для себя уже определились, что они полную стоимость платить не готовы.
— Зачем тогда вы здесь?
— Во-первых, закрыть гештальт. Первый раз мы не победили, нужно пройти дальше и победить, — Во-вторых, было бы вообще бы замечательно продать свой продукт. Ведь у нас всё с первой строки, с названия файлов, полностью наше приложения: их два, фронт-энд и бэк-энд, но естественно в основе используются всемирно известные фреймворки.
Опасения Михаила насчёт скаредности опровергает в заочной дискуссии — в разговоре с корреспондентом EastRussia — Галина Журавлёва, IT-директор группы «Невада» (имеет сеть из 19 000 торговых точек по всему Дальнему Востоку, включая продовольственные магазины у дома и гипермаркеты — прим. ред.).
— Свою задачу мы одновременно дали Сберу и на «Куб». И хотим посмотреть, какое даст решение корпорация с многовековой историей, и молодые люди, которые вот только-только закончили учебу, которые ещё не зашорены всякими корпоративными ценностями и вот этим всем. Ценник Сберу мы выставили тот же самый, что и ребятам, но интереснее, безусловно, развивать молодых местных специалистов, а не Сбербанк. Сбербанк пусть за счет других развивается.
Нам интересно с ребятами. Задача, которую мы дали, она очень маленькая. Потому что давать большую на подобный конкурс смысла нет. Две недели, ну, даже месяц, это ни о чем, нормального решения не сделать. Поэтому мы дали маленькие точечные задачи, посмотреть, как ребята справляются, что у них они мысли в правильном направлении, чтобы дальше уже вместе с ними развивать продукт в штате или за штатом — здесь не важно, как им удобнее, но вместе с ними развивать их разработку.
Хотите знать, чем завершится битва идей и команд? Следите за материалами EastRussia. Финал «Куба 3.0» состоится 31 мая 2024 года.