Агропарк запустили сегодня, 16 октября в Южно-Сахалинске. Там будут хранить овощи и мясо, молоко, ранее каждый год примерно третья часть продукции портилась из-за отсутствия на острове современных складов.
На складах создан необходимый микроклимат для хранения овощей сахалинского производства: регулируемая температура и влажность воздуха, система вентиляции. За счет этого срок хранения вырастет с нынешних полугода до девяти месяцев. Также есть морозильные камеры с функцией шоковой заморозки, сухой склад продуктов первой необходимости и камеры с функцией регулируемой газовой среды, где можно долго сохранять в свежем состоянии фрукты и овощи, привезенные с материка. Об этом сообщили в пресс-службе правительства области.
Кроме складских помещений в агропарке есть и производственные линии. Местные предприятия могут арендовать там площадки для размещения. Резидентами агропромышленного парка стали уже 26 предприятий. В рамках ТОР они будут пользоваться преференциями, в том числе нулевой ставкой налога на прибыль.
Ожидается, что предприниматели начнут выпуск порядка 80 наименований продукции (колбасные изделия, вяленая рыба, минеральная вода, БАДы из морской капусты и тюленьего жира, одноразовая посуда).
Еще один плюс агропарка – это наличие оптово-распределительного центра, который поможет наладить бесперебойные поставки продовольствия в торговые точки области.
Также в агропарке будет базироваться центр биоэлементологии Сахалинского госуниверситета. Ученые в лабораториях будут исследовать производимую продукцию.
Открытие нового объекта в Южно-Сахалинске создаст более 300 рабочих мест.
Всего агропромышленный парк объединяет три корпуса. Помимо производственного корпуса площадью пять тыс. квадратных метров, где разместились островные сельхозпредприятия, объект включает оптово-распределительный центр на 15 тыс. тонн единовременного хранения и овощехранилище на одну тыс. тонн.
О развитии кооперационных связей между предприятиями, работающими в одной отрасли, говорится сегодня на всех уровнях власти. Владимир Путин, например, поручил создать в Хабаровском крае промышленный кластер для производства строительных материалов, запустить цепочку агрокластеров для обеспечения продовольственной безопасности региона. Производители пищевой промышленности края и сами бы хотели объединиться, чтобы работать с выгодой. Но есть сложности, которые сегодня можно решить только на федеральном уровне.
Местные собираются вместе
Дальневосточную Ассоциацию пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства в Хабаровском крае создали в 2021 году. Сегодня в нее входит почти 60 предприятий из 300, зарегистрированных на территории региона. Членство в Ассоциации помогает производителям продвигать свою продукцию на полки торговых сетей и небольших магазинов. А ведь еще недавно, говорит ее руководитель Алексей Андрусенко, местного изготовителя и вовсе не хотели видеть ни в одном из крупных ритейлеров края.
— Сегодня ситуация немного изменилась в лучшую сторону, но не настолько, как нам бы хотелось, — признается генеральный директор дальневосточной Ассоциации пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, гендиректор компании «Золотой юг» Алексей Андрусенко. — Вообще заходить в регион инвесторы будут только тогда, когда будет прозрачен вопрос со сбытом. Это экономика. Зачем затевать производство, если ты не знаешь, куда это потом продать. Если ты годами бегаешь за торговыми сетями, чтобы встать на их полки. Кто дал торговым сетям право решать – кто будет из производителей размещаться у них, а кто нет? Кто дал им право влиять на экономику страны? Ведь поддерживать местных производителей – это развивать экономику страны. Раньше все завозили товары из-за границы, сейчас мы производим свое, но надо усилиться в этом направлении. Почему лучшие места в магазине у соков «Добрый» и «Рич»? Получается, торговые сети поддерживают интересы транснациональных компаний? А как же местный производитель? Я считаю, что в каждом регионе в торговых сетях приоритет и минимальная торговая надбавка должны быть у местных производителей молока, соков, колбасы и другой пищёвки, промышленности, бытовой химии.
В одиночку развиваться сложно, это знали еще в СССР. Первые кооперативы появились в 1987 году. Объединения помогали выжить и развиваться. По большому счету модное нынче слово кластер – это и есть кооператив с отлаженными внутри него цепочками поставок, группа компаний, которые сотрудничают друг с другом. В такой кластер, вернее, агропарк, мечтает объединить единомышленников руководитель ассоциации Алексей Андрусенко.
В России строительство агропромышленных парков пока меньше десятка, ближайший к Хабаровскому краю возводят в Южно-Сахалинске. В рамках первой очереди строят оптово-распределительный центр на 12 тысяч квадратов, производственно-складские корпуса на 5 тысяч м², овощехранилища на 1300 м². Для резидентов – подключение к электроэнергии, газу и воде. Вся площадь парка – 56 гектаров, здесь же разместится торгово-выставочный комплекс на 18 тысяч квадратных метров с возможностью проведения экскурсий для посетителей для развития туризма в регионе. Первую очередь планируют ввести в эксплуатацию в 30 августа 2024 года, чтобы местные производители могли хранить, перерабатывать и отгружать жителям островного региона продукцию собственного изготовления в соответствии с современными требованиями к качеству.
— В кластере каждый обладает чем-то небольшим, а при объединении это же какой дает синергетический эффект. Были даже опыты — сравнивали предприятия, которое само по себе и то, которое состоит в объединении подобных. Одиночка проигрывал союзу, и это нормально. Мы создали Ассоциацию для повышения конкурентоспособности местной продукции. А это однозначно, самое главное — понижение себестоимости ее производства. Сырьевая составляющая, как правило, занимает 25-30%, у кого-то побольше — 50-60%. Но, как правило, очень много, больше половины, коммерческие издержки занимают. Это арендная плата, коммунальные платежи, электронные системы, с которыми работает предприятие. И вот в этой части мы в Ассоциации хотим делать кооперацию – чтобы были общая логистика, общая закупка, общая инженерная служба, технологическая. Ведь малым и средним предприятиям нет смысла держать технолога в штате, можно держать старшего по производству, а технолог может быть один на несколько предприятий. Также и бухгалтер может один обслуживать несколько компаний, нет необходимости нанимать и держать в штате отдельную единицу.
Планируется, что агропарк, который хотят построить на площадке территории опережающего развития «Хабаровск», будет представлять одно или несколько зданий, соединенных между собой, с единой системой энергоснабжения. Для его строительства по предварительным подсчетам потребуется не меньше 3 миллиардов рублей – без федерального софинансирования тут не обойтись. По словам Андрусенко, в агропарк сегодня готовы зайти 18 резидентов, которые разместятся на 15 тысячах квадратов. Это представители ассоциации – производители колбасы, молочной продукции, соков и мороженого.
— Вот пример по поводу совместных закупок, — говорит Илья Амирханов, гендиректор фабрики мороженого «Зайца», председатель Дальневосточной Ассоциации пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства. — В последнее время у многих российских компаний возникли проблемы с картонной упаковкой. Члены Ассоциации продумывают вариант заказа из КНР, но чтобы его удешевить, нужен хороший опт. Для одной-двух небольших компаний это, может, не выгодно. А для 10-15 производителей уже отличный вариант, который поможет снизить, в том числе, конечную стоимость продукта.
В компании «Зайца» сегодня производят порядка 15 тонн мороженого в год. А еще 10-13 лет назад делали 90 тонн. За эти годы снизилась покупательская способность жителей края, появилась конкуренция, выросли цены на сырье. Всё это можно нивелировать ассортиментом, считает Амирханов. «Зайца» завоевала признание потребителей, в том числе оригинальными вкусами. Мороженое, в состав которого входит бекон с перцем, анис и мухоморы с конопляным семенем встретишь не часто. Вот и сейчас, несмотря на сниженный спрос, фабрика не останавливается и придумывает новые вкусы.
— В пандемию мы сделали пихтовое мороженое с кедровыми орешками — и вкусно и полезно. Сейчас его делаем к Новому году, оно особенно востребовано в декабре-январе, такая зимняя история, — продолжает Илья Амирханов. — Там используется прямой отжим из елок-иголок пихты, ребята – ученые из Томска нам делают. В этом году, памятуя про Китай и будущий экспорт, мы знали, что сок и ягода нашего дальневосточного лимонника очень популярна в КНР. Нам коллеги подготовили сырье — выжимка из этой ягоды ждет своего часа в холодильнике, будем делать такую новинку с лимонником. Еще туда будем добавлять инжирный джем, его тоже нам поставляет хабаровская компания — уже кооперация получается, и в качестве аккорда добавим туда обжаренный орех пекан в соленой карамели. Получилось кисленькое мороженое — у нас на такое было много запросов.
Сегодня компания может увеличить объём производства через возможность работать с федеральными торговыми сетями. У «Зайцы» есть договоренность с «Пятерочкой», как и у многих других местных производителей. Договор есть, а вот начать работать компания пока не может. Дело в том, что фабрике требуется дополнительное оборудование, а его, во-первых, нужно приобрести, во-вторых, куда-то поставить. В помещении, где работают уже много лет, нет места. В планах производителя — продать его и найти новое. И у многих, кто работает в пищевой промышленности, есть такая проблема. Люди занимаются производством в помещениях, просто не приспособленных для этого.
— Поэтому у Ассоциации есть задумка — строительство агропарка. Где смогут разместиться несколько десятков производителей, с общей инфраструктурой, общей управляющей компанией, как большой многоквартирный дом, или общежитие, только для пищевых производств. И, кстати, не только для пищевых, там же могут работать и изготовители упаковки. У нас есть что-то подобное — индустриальный парк «Авангард», но там все же коммерческая история, а мы хотим сделать так — главная задача, вы помните, снижение издержек и удешевление производства — чтобы арендные платежи и платежи управляющей компании были как можно меньше, предприятия, по задумке, могут получить даже бесплатную аренду. Но тогда платить определенный процент от оборота. И если этого процента достаточно, для содержания предприятия и все сделано эргономично, что нет необходимости тратить ежегодно большие деньги, и подушка резервная формируется хорошая, этот процент будет уменьшаться.
Чужие среди своих?
Для выхода в «Пятерочку» «Зайце» и «Золотому югу» нужно сменить упаковку. Что касается соков – там уже закрывают старую линию, которая разливала напитки в тетрапаки — федеральный ритейлер делает упор на перерабатываемую упаковку, теперь соки и морсы будут фасовать в небольшие ПЭТ бутылки. «Зайце», чтобы выйти на полки федеральной сети, нужно фасовать мороженое в стаканчики и креманки, упаковывать их в пленку, клеить «Честный знак» — мелкий объем продается чаще, чем крупные фасовки, отмечают маркетологи компании. Но то все упирается в покупку нового оборудования, а это для производителей пищевой промышленности целая проблема — практически полностью отсутствуют меры господдержки. По ОКВЭДу эти предприятия относятся к министерству сельского хозяйства, а значит, не могут рассчитывать на льготный займ по линии краевого или федерального Фонда развития промышленности. А в минсельхозе гранты и субсидии направлены на помощь фермерам, а не производителям пищевой продукции. И, получается, обновить технологическую линию или купить новую на льготных условиях пищевики не могут, поэтому просят у Минпрома либо забрать их из-под крыла минсельхоза, либо расширить возможности помощи ФРП.
— К сожалению, для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности поддержка минимальна, — говорит Светлана Абдалова, начальник управления Минсельхоза Хабаровского края. — Это льготные кредиты, но не для всех отраслей. Есть поддержка для переработчиков мяса, переработчиков молока, они могут приобрести оборудование в лизинг. А вот для мороженщиков даже такого нет. Мы на уровне края не можем это менять и выделять им финансовую помощь, это законодательством определено. От минсельхоза поддержка точечно идет – в 21-22 году была поддержка производителей хлебобулочных изделий в связи с тем, что сильно выросла мука. В основном, конечно, мы больше помогаем тем, что привлекаем внимание к их продукции, оказываем информационную поддержку. Сегодня для предприятий проблемные вопросы — это попасть в торговые сети, выйти на экспорт, поэтому мы привлекаем предприятия для участия в выставках-ярмарках, пиарим их. Например, наш майонез от МЖК «Хабаровский», джемы и варенья, сыры, колбасу, сиропы, мёд и многое другое мы очень достойно представили на выставке в ВДНХ в Москве, а совсем скоро будем участвовать с нашей продукцией на Восточном Экономическом Форуме.
— У сельхозтоваропроизводителей сегодня есть меры поддержки по линии минсельхоза, — возражает Алексей Андрусенко. — И, безусловно, они нужны им. Но что мешает включить нас в эти меры поддержки, начать перераспределять те же гранты, чтоб поддержать переработчиков. Ведь фермер произвел то же молоко, и сдал его на молокозавод. Получил субсидию – 12 рублей за килограмм реализованного молока. А завод, чтобы обновить цех, вынужден сам выкручиваться, у него вариантов получить субсидию, увы, нет. Есть пара вариантов по линии Россельхозбанка, но они доступны только крупным хозяйствам, мегафермам и крупным переработчикам, типа «Мираторга» и т.д. Брать кредиты под 20% - не каждый производитель вытянет, нам тоже нужны льготные займы под 1-5%. А ведь у многих предприятий пищевых оборудование достаточно изношено, где-то аж до 80%! У нас была возможность поговорить с нынешним федеральным министром сельского хозяйства, когда она еще была замом, и Оксана Лут нам сказала — ребята, да у вас и так все хорошо. Там почему-то бытует мнение, что у производителей и так все супер. Может, у крупных агрохолдингов так и есть, но мелкие-то производители сами не могут за ними поспевать. Ведь мало вырастить картошку, надо чтобы её кто-то в чипсы ещё превратил. Вот, например, в июне этого года 3 местных предприятия закрылись – это производство снеков, воды и хлебопекарное производство. Не справились, не выдержали конкуренции – значит, не так уж и хорошо живем.
Вытащить местного производителя из моря забвения могут не только федеральные сети, есть и второй путь – экспорт. Поэтому предприятия края опять смотрят в сторону стран АТР. Но здесь тоже, как говорится, есть свои нюансы…
— Мы почему-то больше заботимся о потребителях за рубежом, чем о своих собственных, — недоумевает Илья Амирханов, руководитель фабрики мороженого «Зайца». — И вот эту историю надо перевернуть, и тогда экспорт будет легко и спокойно проходить. Вот сегодня, чтобы отправить продукцию, мне надо аккредитоваться в Россельхознадзоре в системе «Цербер», если не ошибаюсь, и попасть в реестр экспортёров конкретной страны, что я выполняю их требования. Для того чтобы это сделать, мне надо пройти обследование, сдать анализы, все то же, чтобы получить декларацию соответствия для продажи в нашем магазине. У меня есть декларация соответствия, и я считаю, что её должно быть достаточно для работы с другими странами, если мы уже внесли данные в эту систему. А там на каждый вид продукта свой код, свой осмотр и время — полгода. Хочу отправить сухую смесь для изготовления мягкого мороженого — изволь ждать. А китайцам это не важно, они вносят код в свою систему и понимают, что это тоже самое производство. Есть еще момент: раньше китайцы хотели за 2 юаня купить, за 20 юаней продать. Сегодня эта ситуация меняется, к счастью, но все же лучший способ торговать с ними — это создавать свои торговые дома. Мы от Ассоциации планируем сделать такой торговый дом, выходить в торговые сети Китая, заводить туда продукцию местных производителей, надеюсь, с использованием Большого Уссурийского и погранперехода в Фуюань, который у нас появится через год-два. Надеемся, что слова президента все услышат, и мы сможем накапливать там грузы и отправлять по всей территории КНР. И тогда мы получим огромное преимущество по торговле с Китаем по сравнению со всеми регионами нашей страны.
На Дальнем Востоке наблюдается сокращение сельскохозяйственного производства под влиянием таких факторов как неблагоприятные погодные условия, а также распространение вирусных заболеваний сельскохозяйственных животных и птицы, в связи с чем в регионах планируют усиливать ветеринарный контроль. Несмотря на погодные ограничения, по отдельным видам сельскохозяйственных культур зафиксирован рост показателей урожайности.
В первом полугодии 2024 г. почти все дальневосточные регионы сократили производство продукции сельскохозяйственной отрасли (Таблица 1). Исключением стала Магаданская область с ростом за первое полугодие на 3,7% (в целом по стране зафиксирован рост на 0,9%). Наиболее существенный спад в сельском хозяйстве наблюдался в Приморском крае (сокращение индекса до 82%), Сахалинской области (85,4%) и Чукотском АО (89,9%).
В частности, в Приморском крае производство мяса в первом полугодии снизилось в 1,6 раз – до 38 тыс. тонн скота и птицы в живом весе. Снижение в производстве молока в крае составило 2% - до 68 тонн. При этом зафиксирован небольшой рост в производстве яиц – на 0,4%, до 145 млн штук. Рост наблюдался в численности поголовья птицы– на 8%, до 2 569 тыс. голов. Тем не менее на 9% снизилось поголовье крупного рогатого скота (до 44 тыс. голов).
Поголовье свиней в Приморье пока не восстановилось после вспышек африканской чумы свиней (АЧС) в 2023 г. и 2024 г. Во избежание вспышек и распространения заболевания в дальнейшем власти Приморья намерены ужесточить ветеринарные требования к свинокомплексам (в первую очередь, речь идет о предприятиях «Русагро-Приморье»[1] (свинокомплексы «Ленинский-1» и «Ленинский-2»)). В частности, планируется создать дополнительное километровое ограждение, запретить высадку любых кормовых культур вблизи свинокомплексов, а также усилить санитарные меры защиты на пограничных переходах. В краевом Минсельхозе рассчитывают, что восстановление производства свинины начнется только в следующем году, а возобновление экспорта – в 2026 г. В связи с АЧС регион потерял более 100 тыс. голов животных, что составляет почти четверть всего поголовья края. «Русагро-Приморье» к концу текущего года рассчитывает увеличить поголовье свиней с 133 тыс. до 144,5 тыс. голов.
Следует отметить, что общее поголовье свиней в Приморье на сегодняшний день составляет 258 тыс. голов, тогда как до распространения АЧС в крае насчитывалось 461 тыс. голов свиней. Общий ущерб от вспышек заболевания оценивается в 252 тыс. голов (каждая из них, по оценкам Минсельхоза, могла дать 110 кг мяса в живом весе).
Еще одной проблемой в Приморском крае в текущем году стало выявление в октябре птичьего гриппа в Уссурийском городском округе (в КФХ Е.Кима в селе Кроуновка). В связи с этим в округе был введен карантин. В угрожаемую зону, в пределах которой возможно распространение болезни, были включены села Кроуновка, Корсаковка и Яконовка. КФХ в Кроуновке, производящее куриные яйца, намерено восстановить выпуск в первом квартале 2025 г. Доля производства яиц, которая приходится на пострадавшие от заболевания хозяйства, оценивается в краевом правительстве в менее чем 10% от общего производства данной продукции в крае.
Вспышки инфекционных заболеваний, негативно влияющие на производственные показатели, происходили и в других регионах Дальнего Востока. Напомним, что в феврале текущего года возбудитель птичьего гриппа был выявлен на птицефабрике «Островная» в Южно-Сахалинске. В конце октября текущего года карантин был введен в Долинском районе Сахалинской области из-за выявления птичьего гриппа в личном подсобном хозяйстве в Долинске.
В конце октября режим ЧС регионального уровня был введен в связи с птичьим гриппом в Камчатском крае – из-за вспышки заболевания на самой крупной в регионе птицефабрике «Пионерское» (принадлежит региональному правительству, закрывает около 70% от общей потребности региона в курином яйце). В зону действия ЧС были включены Петропавловск-Камчатский и Елизовский район.
Поголовье кур «Пионерского» составляет около 200 тыс., предприятие производило до 50 млн яиц в год. Власти региона заявили о намерениях восстановить производство, проводить мониторинг ценообразования на продукцию в крае и осуществлять дополнительные закупки нового поголовья птиц в других регионах.
Между тем в Хабаровском крае, где в 2022 г. на птицефабрике «Комсомольская» из вспышки птичьего гриппа было уничтожено все поголовье (более 500 тыс. голов, 10 тонн мяса птицы и 1,25 млн яиц), по итогам текущего года планируется выйти на уровень производства 2021 г., когда было выпущено 336,6 млн яиц. Помимо АО «Птицефабрика «Комсомольская» в Хабаровском крае работает птицефабрика АО «ППЗ «Хабаровский», а также занимающееся выпуском перепелиной продукции ООО «Промоптторг». В конце октября текущего года ППЗ «Хабаровский» запустил новый комбикормовый завод, запланирована модернизация и строительство новых цехов для увеличения производства яиц более чем на 10 млн штук в год (в 2023 г. произведено 175 млн штук).
Увеличению сбора урожая в регионах в текущем году препятствуют неблагоприятные погодные условия. Однако в Забайкальском крае наблюдается рост валового сбора рапса – до 17,3 тыс. тонн, что в пять раз больше, чем в 2023 г. Рапс был убран на территории в 13,5 тыс. га, средняя урожайность составила 12,9 центнера с гектара (в минувшем году – 6 центнеров с гектара). Лидером по сбору данной культуры стал Чернышевский район, где было получено 15,4 тыс. тонн рапса.
Тем не менее урожай зерновых в Забайкалье все же серьезно сократился в связи с погодными условиями – засухой в августе и снегопадами в конце сентября. По итогам уборочной кампании 2024 г. в крае получено 96,7 тыс. тонн зерновых, что на 44,6% меньше, чем годом ранее. В регионе в текущем году было списано и переведено на кормовые цели 40 тыс. га, засеянных зерновыми культурами. Средняя урожайность зерновых в 2024 г. составила только 13,7 центнера с гектара, тогда как в 2023 г. – 16,7 центнеров с гектара. В том числе собрано 39 тыс. тонн пшеницы, 34,5 тыс. тонн овса, 6,8 тыс. тонн гречихи и 3,8 тыс. тонн ячменя (урожайность по ячменю составила 19,8 центнера с гектара, что является наиболее высоким показателем среди зерновых в регионе).
В Приморском крае намерены увеличивать посевы кукурузы. В текущем году площадь посевов составила 101,2 тыс. га, что на 22 тыс. га больше, чем в 2023 г. К концу октября урожай кукурузы был убран на 6% - собрано 28 тыс. тонн зерна. Также к концу октября в Приморье было собрано 115 тыс. тонн сои (50% посевов) и около 17 тыс. тонн риса (34% посевов).
Кроме того, направлением, которое намерены развивать в Приморском крае, является пчеловодство. В июле текущего года в регионе было создано АНО «Агентство по развитию пчеловодства Приморского края» (руководитель – председатель ПКОО «Союз пчеловодов Приморского края» Р.Еникеев), в целях стимулирования производства меда и развития экспорта. В текущем году сбор меда в регионе составил 4,2 тонны (в 2022 г. получено 6 тонн, а в 2023 г. показатели были низкими из-за климатических условий и дефицита кормовой базы).
Таблица 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства, первое полугодие 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
100,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
91,4 |
Магаданская область |
103,7 |
Хабаровский край |
99,0 |
Республика Бурятия |
98,4 |
Еврейская авт. область |
98,0 |
Республика Саха (Якутия) |
96,5 |
Забайкальский край |
96,2 |
Амурская область |
95,1 |
Камчатский край |
92,3 |
Чукотский авт. округ |
89,9 |
Сахалинская область |
85,4 |
Приморский край |
82,0 |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Доля «Русагро» на приморском рынке свинины приближается к 20%. Свинину в крае также производят ООО «Мерси трейд» и ООО «Приморский бекон» (холдинг ООО «Мерси Агро Приморье), в меньших объемах (не более 15%) – компании «Агрофонд» (Партизанский район) «ГРИН СТАР III» (Надеждинский район) и КФХ в Уссурийском городском округе.
В торговых сетях ДФО отмечают рост цен на красную икру до 50-60% в этом году. Как поясняют эксперты, снижение вылова тихоокеанских лососей – не единственный фактор, влияющий на ценообразование. Почему дорожает любимый россиянами деликатес, и насколько это долгосрочный тренд, выясняло EastRussia.
На цены в этом году влияет сразу комплекс факторов, сообщили редакции в объединении производственных и перерабатывающих предприятий рыбного хозяйства «Рыбный Союз».
«Это, во-первых, снижение вылова тихоокеанских лососей, а соответственно, и производства икры. Во-вторых, рост себестоимости производства – из-за удорожания кредитных средств, топлива и увеличения фонда оплаты труда. В-третьих, на фоне снижения производства возникают ажиотажные настроения, что дополнительно двигает цену вверх. Четвертым важным фактором стала маркировка икры, которая впервые заработала с мая 2024 года. С одной стороны, это нововведение ожидаемо повлекло дополнительные затраты добросовестных производителей, с другой, способствует вымыванию с рынка неучтённой икры, которая обычно «придавливала» цены», — прокомментировали в организации.
Сегодня стоимость красной икры в широкой рознице бьёт рекорды, показал мониторинг агентства. Стоимость 95 г. превышает 400 рублей.
«В связи с дефицитом вылова горбуши, а также ввода обязательной маркировки на товар мы отмечаем рост цены на икру до 50-60% в текущем году. Соответственно, это влечёт за собой снижение спроса и продаж», — рассказал руководитель направления Рыбы и рыбная гастрономия торговой сети «Самбери» Владимир Назаров.
По его словам, на этом фоне активно развиваются изготовители имитированной и структурированной икры, но рынок Дальнего Востока не активно переключается на заменители всеми любимого лакомства.
В то же время дефицита товара ритейлеры не отмечают.
«Красная икра в торговой сети «Реми» Приморского и Хабаровского краёв представлена двумя владивостокскими производителями – икра лососёвая зернистая в жестяных банках по 90 и 95 г. от «Владрыбмарин» и «Рыбный мир» соответственно. В этом году улов лососёвых оказался низким, о чём свидетельствуют официальные отчёты. Как правило, в подобных реалиях рынок реагирует соответствующе — ростом цен на фоне дефицита продукции. Однако на данный момент мы не испытываем проблем с поставками данной категории товаров на полку нашей торговой сети. Дефицита нет», — сообщили в торговой сети «Реми».
Икра лососёвых видов рыб прибавила в стоимости три тысячи рублей за литр в этом году, рассказал представитель организации «Рыбное море». Цены варьируются в пределах 8-12 тысяч рублей литр.
По общим оценкам, рост себестоимости морского деликатеса – это долгосрочный тренд, который определяет комплекс факторов. Самым очевидным является «нерыбный год», отмечает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.
«В 2024 году лососёвая путина была значительно меньше путины по добыче тихоокеанских лососей прошлого года. Если в прошлом году предприятия добыли 609 тысяч тонн, то в этом году общий объем вылова по Дальнему Востоку составил 231 тысячу тонн. Однако прошлогодний показатель стал одним из самых высоких за всю историю наблюдения тихоокеанских лососей, я бы сказал, аномально высоким. А за любым скачком следует снижение, наука это подтверждает и прогнозирует, так что результаты текущего года вполне ожидаемы. И если обратиться к статистике, 231 тысяча тонн выловленных тихоокеанских лососей подходит к средним показателям – в начале 2000-х мы фиксировали объёмы вылова и 200, и 180 тысяч тонн, 250 тысяч считалось уже неплохим результатам», - прокомментировал Георгий Мартынов.
Но не только уменьшением объёмов вылова объясняются высокие цены на икру и красную рыбу в этом году, акцентирует собеседник. Есть ещё несколько факторов, которые серьёзно влияют и в последующем будут влиять на формирование себестоимости продукции. Маркировка – один из них. К старту маркировки в мае 2024-го года производители и импортеры уже должны были зарегистрироваться в системе «Честный знак» и полностью настроить все процессы по оплате кодов, подаче сведений в систему маркировки, об обороте и выводу из оборота. Нововведение влечёт за собой затраты на установку аппаратуры, программного обеспечения, подготовку кадров и сопровождение движения товара в системе.
При этом в «Центр перспективных технологий» — оператор государственной системы маркировки «Честный знак» — приводит такие данные: «Маркировки всех видов икры осетровых и икры лососевых введена в России с 1 мая 2024 года. Стоимость одного кода фиксированная – 50 копеек за единицу продукции. При этом ни в одной из 24 товарных групп маркировка не отразилась на цене. После введения маркировки из тени вышла 71 компания, а в оборот выпущено практически 10 000 тонн маркированной икры».
Но и помимо маркировки есть ещё один важный фактор, влияющий на ценообразование. Это подготовка отрасли к перезаключению договоров аренды на промысловые участки.
«Предполагается, что это будет сделано в течение 2025-го года. Для того, чтобы заключить с государством договор на продление аренды участка по вылову тихоокеанских лососей, необходимо заплатить определённую сумму, которая рассчитывается по специальной формуле. Цифры получаются внушительные. Общий объём средств, которые надо будет выплатить за переоформление участков, подходит к 200 млрд рублей. Такую сумму арендаторы должны будут внести в течение нескольких лет — в течение трёх лет, как полагает правительство — за перезаключение договоров. Это, конечно, тоже влияет на ценообразование, потому что предприятия сейчас стоят перед выбором — либо каким-то образом изыскивать необходимые средства из личных финансов, либо кредитоваться в банках», — комментирует Георгий Мартынов.
Сегодня ставки кредитования для участников рынка достигают 23 процентов, отмечает он. Обслуживать такие кредиты сложно и рискованно. В целом, закредитованность российской рыбной отрасли оценивается в районе 1 трлн рублей. И показатель продолжает расти.
«Отрасль встала на инвестиционный путь развития, а это тоже увеличивает расходы предприятий рыбохозяйственного комплекса. Многие виды водных биологических ресурсов — минтай, сельдь, крабы и другие — распределяют через инвестаукционы. Не бывает монопредприятий, которые занимаются только кальмаром, минтаем или лососёвыми. Соответственно, эта финансовая нагрузка в том числе отражается на себестоимости красной икры и лососёвых видов, когда они поступают в продажу», — комментирует Георгий Мартынов.
В широкой рознице фиксируют снижение спроса на красную икру со стороны населения. В то же время от региона к региону ситуация отличается.
«На Камчатке продолжается рост турпотока. Это стимулирует спрос в том числе на красную икру, которая всегда считалась гастрономическим брендом края. Активно закупают икру и дальневосточный производители. Не отмечается снижения спроса со стороны тех наших клиентов, кто приобретает товар для перепродажи, а это основная часть. Стабильными остаются поставки в Москву, которая потребляет икру очень активно», — рассказала представитель одного из рыбоперерабатывающих заводов.
Отметим, что эксперты зафиксировали снижение спроса на красную икру в сентябре. В Москве показатель упал на 14%, по стране — на 8%. Такие данные приводит аналитический ресурс «Платформы ОФД» «Чек Индекс» (6+). «Осенью этого года в структуре розничных продаж красной икры снизилась доля более доступной горбуши, уступив место кете и другим более дорогим вариантам продукции», — сообщает источник. Красную икру вновь начали покупать объемами 250-350 грамм (в конце 2023-го и в начале 2024 года доминировал объем 300 – 500 грамм).
Сельскохозяйственная сессия стала одной из самых насыщенных в повестке IX Восточного экономического форума. Участники обсудили проблемы агропромышленного комплекса и поделились предложениями, руководители сельхозпредприятий озвучили амбициозные планы на Дальнем Востоке.
Дальний Восток созрел
Все территориям ДФО необходимо не только увеличить самообеспеченность продуктами питания, но и раскрыть свой экспортный потенциал, отметила модератор, первый заместитель председателя правления АО «Россельхозбанк» Ирина Жачкина, открывая профильную сессию.
«По нашим оценкам, Дальний Восток уже выращивает 30% всей сои в Российской Федерации, достигнут уровень продбезопасности по зерну и бобовым, но задел по другим культурам остается ещё большой. Например, самообеспеченность молоком в ДФО составляет порядка 54%, мясом – ниже 50%, аналогично по овощам и бахчевым культурам. Категория фреш сегодня — это зона роста и развития», — сообщила Ирина Жачкина.
Дальний Восток имеет серьёзное конкурентное преимущество — границу с Китаем протяжённостью 700 километров. На территориях, прилегающих к приграничной зоне, проживает более 50 млн человек. Это ещё один стимул развернуть производство продукции категории фреш для экспорта восточным соседям.
Дискуссию символично открывал представитель бизнеса, генеральный директор ООО «Спорос» Денис Цесаренко. В Забайкальском крае он создал аграрное предприятие и семеноводческую компанию. Сейчас она углубленно занимается процессами селекции и работает с сортами, которые благодаря короткому периоду вегетации можно использовать на Севере, в Сибири и Центральной России.
Будущее аграрного комплекса предприниматель связывает с развитием семеноводства и поднятием залежных земель (бывшая пахота, брошенная на несколько лет).
«Наши земли в Забайкалье находятся в 100, 200 километрах от погранперехода. Соответственно, цены очень конкурентные. И этот потенциал далеко не исчерпан. В Забайкальском крае остаются сотни тысяч залежных земель, которые можно вовлекать в оборот и выращивать набор культур на экспорт в Китай. А урожайность, по нашим оценкам, не уступает центральной части России», — рассказал Денис Цесаренко.
В следующем году «Спорос» запустит новый проект в Хабаровском крае – молочную ферму и молокозавод. По словам докладчика, удалённость региона объективно не является барьером, и главный совет, который можно дать производителям, — не бояться расстояний.
Не пугает сложная логистика и компанию УК «Содружество». Сегодня это один из сильнейших федеральных игроков в секторе переработки масличных культур. Директор предприятия Павел Зарьков поделился амбициозными планами на Дальнем Востоке.
«В дополнение к производственным площадкам в Калининградской и Курской областях пришло время осваивать Дальний восток — по своему сырьевому потенциалу регион созрел для того, чтобы здесь можно было повторить такой же комплексный стратегический подход», — рассказал Павел Зарьков.
Компания реализует крупный проект в Амурской области, которая сегодня является одним из лидеров по валовому сбору масличных культур. Развитие планируется в пяти направлениях. «Первое — это перерабатывающий завод. Помимо завода мы так же находимся в процессе реализации двух агрологистических центров в Приморском крае и ЕАО, то есть проект в Амурской области направлен на весь Дальний Восток. Также в наших инвестиционных планах — увеличить парк вагонов-зерновозов и цистерн для доставки продукции на Урал и в Сибирь, потому что нужно решать проблемы логистики», — озвучил Павел Зарьков.
Кроме того, инвестор присматривается к возможным площадкам, где можно будет построить портовый специализированный терминал для экспорта масла. Сейчас единственный вариант — это поставки сухопутным путём либо в танк-контейнерах или флекситанках, что не совсем походит для объёмов конкретного производства.
«И пятое звено — работа над качеством продукции. Сою потребляют животноводческие хозяйства, которым нужен протеин, поэтому на Амурском форуме «АмурЭкспоФорум-2024» мы подписали соглашение с амурским НИИ и собираемся в этом направлении очень глубоко работать в качестве заказчика для производства семян с целевыми качественными характеристиками», — рассказал Павел Зарьков.
Также в планах компании – строительство жилья и целевое обучение работников. Ожидается, что с выходом на целевые мощности предприятие покроет 12-15% дальневосточного рынка в своём сегменте.
«Русагро» начинает поставки свинины в Китай
Продолжает дальневосточную экспансию и группа «Русагро», которая стала одним из первых крупных инвесторов в аграрно-промышленном комплексе Дальнего Востока. Здесь она реализует четыре направления бизнеса – масложировое, мясное, сахарное и растениеводческое.
На территории ТОР «Михайловская» инвестор развивает крупный мясной кластер и рассчитывает выйти на 75 тысяч тонн переработки свинины в год. Поставлять продукцию планируется не только на внутренний рынок, но и в Китай.
«Рассчитываем в этом году получить все необходимые разрешения для экспорта в КНР. В дальнейшем планируем поставлять на китайский рынок и комбикорма», — поделился планами заместитель генерального директора по корпоративному развитию ГК «Русагро» Александр Тарасов.
Развивается и растениеводческое направление группы. Сегодня из её земельного банка в 700 тысяч гектаров 100 тысяч сосредоточены в Приморье. «Климатические условия — это вопрос технологий», — подчеркнул докладчик. Решить его можно с помощью мелиоративных систем.
«При системном подходе к мелиорации можно получить определённый буст к производству культур, которые сегодня не так популярны на Дальнем Востоке, но раньше активно здесь выращивались», — отметил Александр Тарасов.
Хорошие ниши
От лица государственных органов выступил заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Андрей Разин. На Дальнем Востоке аграрный комплекс показывает уверенные результаты, акцентировал он. Так, ожидается, что к 2030 году производство масличных культур в регионе увеличится до 2,5 млн тонн в год. В приоритете – соя и кукуруза, но в ДФО растёт интерес и к нишевым культурам — например, лён набирает популярность, так как вырос спрос на льняное волокно.
«Лён и другие лубяные культуры вполне могут занять хорошую нишу в структуре севооборота дальневосточных регионов», — считает Андрей Разин.
Кроме того, Приморье — практически второй регион России по количеству площадей риса. Эти объёмы, уверен замминистра, можно увеличить ещё как минимум в два раза и ежегодно вводить дополнительно 15 тысяч гектаров.
С учетом открытия новых рынков, развития транспортной инфраструктуры увеличиваются возможности для экспорта. Открылись новые погранпереходы в Китай. Севморпуть должен стать ещё одним каналом движения товаров. Решаются проблемы железнодорожной инфраструктуры, которая сегодня испытывает огромную нагрузку в связи с поворотом на Восток.
«Хотим мы или нет, но ситуация заставляет очень быстро развиваться железнодорожные мощности. Ещё несколько лет, и решатся логистические проблемы», — заявил Андрей Разин.
Он также отметил, что Дальний Восток — единственный из регионов, где сохранена поддержка тепличного хозяйства в части субсидирования КАПЕКСов (капитальные затраты, которые компания инвестирует в расширение бизнеса). Производителям доступны льготные кредиты, увеличены сроки кредитования, что особенно важно при высокой ключевой ставке Центробанка.
Также в министерстве занимаются вопросами мелиорации, которые, по общим оценкам, без господдержки не решить. Прорабатывается возможность заключения концессионных соглашений в том числе для строительства и развития мелиоративных систем.
«Мы также решили вопрос с поставками в Китай свиноводческой продукции. Первые объёмы уже отправлены из центральной России. И в этой части восточные регионы нашей страны имеют большие преференции с точки зрения логистики», — рассказал замминистра.
Примечательно, что к Дальнему Востоку присматриваются и другие крупные федеральные игроки. Старший вице-президент группы агропредприятий «Ресурс» Дмитрий Антонов впервые посетил Восточный экономический форум. Сегодня компания является одним из крупнейших производителей мяса птицы, в России она занимает порядка 15% рынка и активно представлена за рубежом, в том числе покрывает до 10% импортного рынка Саудовской Аравии. Также «Ресурс» производит баранину, молоко и другую продукцию глубокой переработки.
«Дальний Восток мы всегда рассматривали как крупнейший географический хаб. С точки зрения развития бизнеса в ДФО сейчас изучаем рынок колбасных изделий и молочных продуктов. Пока стоит задача диверсифицироваться географически. Думаю, что приезд сюда делегации группы «Ресурс» позволит более чётко увидеть, что происходит в регионе и оценить те направления, где мы сможем реализоваться полностью. Возможно это будет и мясная переработка», — поделился Дмитрий Антонов.
Планы расширения на Дальнем Востоке озвучил и директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Group Василий Пушкин.
«У «Пятёрочки» уже 200 магазинов на Дальнем Востоке, и планы расширения грандиозные. До 2026 года количество «пятёрочек» должно достигнуть практически 600. Планируется открыть еще 400 магазинов и развивать современный формат ритейла на территории», — рассказал докладчик.
При этом с точки зрения сельхозотрасли X5 Group испытывает проблемы работы с поставщиками, отметил он.
«Мы столкнулись с постепенным увеличением дефицита местной производимой продукции. Это касается большинства категорий товаров растениеводства и животноводства, в том числе яйца, мяса птицы и овощей. Практически по всем категориям сейчас испытываем дефицит в поставках от местных производителей», — сообщил Василий Пушкин.
X5 Group намерена внести свой вклад в развитие сельского хозяйства на Дальнем Востоке, где видит колоссальные возможности для товаропроизводителей. Причём по словам Василия Пушкина, зачастую это местные фермеры, которые сегодня не могут обеспечить качественного предложения с точки зрения массового потребления.
Поэтому X5 Group намерена выступить оператором для сбыта фермерской продукции и развивать в ДФО систему агроагрегаторов.
«Один из агроагрегаторов уже на днях мы запустим в Хабаровском крае. Он позволит работать с фермерами на местах по растениеводству, предоставляя им услуги по работе с сетями. Это и электронный документооборот, и фасовка товаров под требования сетей, и калибровка, то есть полный комплекс услуг», — сообщил Василий Пушкин.
Также компания готова контрактовать урожай и животноводческую продукцию наперед для обеспечения стабильных объёмов поставок. Сегодня ритейлер работает с более чем 3 тыс. субъектами малого и среднего предпринимательства в России. Эта цифра говорит сама за себя, подчеркнул Василий Пушкин. В то же время он не уточнил, сколько из этого количества приходится на Дальний Восток.
Важной информацией поделился заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков. Он затронул проблемы оленеводства. Хотя это довольно специфическая отрасль, она отражает ситуацию и в других направлениях сельского хозяйства, отметила Ирина Жачкина.
Докладчик подчеркнул необходимость развивать оленеводство не только как культурно-хозяйственный комплекс, но и отрасль, которая может обеспечить работой жителей территорий с суровым климатом и вносить свою лепту в обеспечение продовольственной безопасности.
«При дефиците говядины 40% в рационе россиян продукция оленеводства может его замещать. Перспективно и производство глубокой переработки от бадов до лекарственных средств», - рассказал Анатолий Широков.
Сегодня комитет занимаемся проработкой финансовых и управленческих решений, которые могут дать толчок северному оленеводству. При этом в отрасли есть серьёзные проблемы, и рентабельность предприятий по разведению оленей довольно низкая.
Отсутствует система современных убойных комплексов. Низкий уровень сырья из оленины связан с тем, что основная масса добывается путём тундрового забоя, при котором очень трудно сохранить санитарные свойства продукции.
«Проблема состоит в том, что оленеводство регулируется только законодательством регионов или муниципалитетов. Есть регионы с хорошим производством оленей, где не хватает пастбищ. А есть регионы, которые обладают пастбищным потенциалом, но производство там пришло в упадок. Это говорит о том, что отрасли необходимо регулирование на федеральном уровне. Одновременно акторами таких решений должны стать Минсельхоз и Минвостокразвития», — обозначил Анатолий Широков.
По его словам, требуется разработка специальных мероприятий по обеспечению роста качества поголовья и качественного забоя оленей. Нужно создавать современные забойные комплексы на исторически сложившихся перекрёстках маршрутов кочевок оленьих пастбищ с радиусом 100-200 километров рядом с опорными населёнными пунктами.
В ходе сессии участники выдвинули большое количество предложений. Павел Зарьков подчеркнул необходимость развития глубоководной терминальной инфраструктуры, которая позволит увеличить объёмы экспорта.
Генеральный директор ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат» Игорь Московцев отметил важность создания современных распределительных центров.
Денис Цесаренко считает, что агропромышленному комплексу требуются новые меры поддержки инвесторов. Также необходимо стимулировать релокацию ценных кадров на Дальний Восток. Нехватка человеческого капитала — одна из главных проблем производителей, и финансовая поддержка может стимулировать приток специалистов.
Павел Зарьков ратует за «более чёткий и явный сигнал в части мер господдержки по компенсации расходов на инфраструктуру». Начиная бизнес на Дальнем Востоке, менеджмент компании не ожидал, что капитальные затраты по этой статье окажутся столь велики.
Андрей Разин уверен, что в свете поворота на Восток аграрный сектор способен успешно справляться с вызовами.
«Сегодня мы точно видим, что регионы Востока находятся на треке дальнейшего роста. Я уверен, что пример таких сильных и мощных российских игроков для многих станет хорошим стимулом. Есть только один предрассудок — о том, что Дальний Восток дальний, на самом деле он не дальний, а действительно комфортный с точки зрения бизнеса», — заключил замминистра.
Отметим, что по официальным данным, урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность сельскохозяйственных животных в ДФО ниже средних значений по стране на 20–30%, а самообеспеченность овощами, молочной и мясной продукцией составила от 42 до 54% в 2023 году.
О развитии кооперационных связей между предприятиями, работающими в одной отрасли, говорится сегодня на всех уровнях власти. Владимир Путин, например, поручил создать в Хабаровском крае промышленный кластер для производства строительных материалов, запустить цепочку агрокластеров для обеспечения продовольственной безопасности региона. Производители пищевой промышленности края и сами бы хотели объединиться, чтобы работать с выгодой. Но есть сложности, которые сегодня можно решить только на федеральном уровне.
Местные собираются вместе
Дальневосточную Ассоциацию пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства в Хабаровском крае создали в 2021 году. Сегодня в нее входит почти 60 предприятий из 300, зарегистрированных на территории региона. Членство в Ассоциации помогает производителям продвигать свою продукцию на полки торговых сетей и небольших магазинов. А ведь еще недавно, говорит ее руководитель Алексей Андрусенко, местного изготовителя и вовсе не хотели видеть ни в одном из крупных ритейлеров края.
— Сегодня ситуация немного изменилась в лучшую сторону, но не настолько, как нам бы хотелось, — признается генеральный директор дальневосточной Ассоциации пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, гендиректор компании «Золотой юг» Алексей Андрусенко. — Вообще заходить в регион инвесторы будут только тогда, когда будет прозрачен вопрос со сбытом. Это экономика. Зачем затевать производство, если ты не знаешь, куда это потом продать. Если ты годами бегаешь за торговыми сетями, чтобы встать на их полки. Кто дал торговым сетям право решать – кто будет из производителей размещаться у них, а кто нет? Кто дал им право влиять на экономику страны? Ведь поддерживать местных производителей – это развивать экономику страны. Раньше все завозили товары из-за границы, сейчас мы производим свое, но надо усилиться в этом направлении. Почему лучшие места в магазине у соков «Добрый» и «Рич»? Получается, торговые сети поддерживают интересы транснациональных компаний? А как же местный производитель? Я считаю, что в каждом регионе в торговых сетях приоритет и минимальная торговая надбавка должны быть у местных производителей молока, соков, колбасы и другой пищёвки, промышленности, бытовой химии.
В одиночку развиваться сложно, это знали еще в СССР. Первые кооперативы появились в 1987 году. Объединения помогали выжить и развиваться. По большому счету модное нынче слово кластер – это и есть кооператив с отлаженными внутри него цепочками поставок, группа компаний, которые сотрудничают друг с другом. В такой кластер, вернее, агропарк, мечтает объединить единомышленников руководитель ассоциации Алексей Андрусенко.
В России строительство агропромышленных парков пока меньше десятка, ближайший к Хабаровскому краю возводят в Южно-Сахалинске. В рамках первой очереди строят оптово-распределительный центр на 12 тысяч квадратов, производственно-складские корпуса на 5 тысяч м², овощехранилища на 1300 м². Для резидентов – подключение к электроэнергии, газу и воде. Вся площадь парка – 56 гектаров, здесь же разместится торгово-выставочный комплекс на 18 тысяч квадратных метров с возможностью проведения экскурсий для посетителей для развития туризма в регионе. Первую очередь планируют ввести в эксплуатацию в 30 августа 2024 года, чтобы местные производители могли хранить, перерабатывать и отгружать жителям островного региона продукцию собственного изготовления в соответствии с современными требованиями к качеству.
— В кластере каждый обладает чем-то небольшим, а при объединении это же какой дает синергетический эффект. Были даже опыты — сравнивали предприятия, которое само по себе и то, которое состоит в объединении подобных. Одиночка проигрывал союзу, и это нормально. Мы создали Ассоциацию для повышения конкурентоспособности местной продукции. А это однозначно, самое главное — понижение себестоимости ее производства. Сырьевая составляющая, как правило, занимает 25-30%, у кого-то побольше — 50-60%. Но, как правило, очень много, больше половины, коммерческие издержки занимают. Это арендная плата, коммунальные платежи, электронные системы, с которыми работает предприятие. И вот в этой части мы в Ассоциации хотим делать кооперацию – чтобы были общая логистика, общая закупка, общая инженерная служба, технологическая. Ведь малым и средним предприятиям нет смысла держать технолога в штате, можно держать старшего по производству, а технолог может быть один на несколько предприятий. Также и бухгалтер может один обслуживать несколько компаний, нет необходимости нанимать и держать в штате отдельную единицу.
Планируется, что агропарк, который хотят построить на площадке территории опережающего развития «Хабаровск», будет представлять одно или несколько зданий, соединенных между собой, с единой системой энергоснабжения. Для его строительства по предварительным подсчетам потребуется не меньше 3 миллиардов рублей – без федерального софинансирования тут не обойтись. По словам Андрусенко, в агропарк сегодня готовы зайти 18 резидентов, которые разместятся на 15 тысячах квадратов. Это представители ассоциации – производители колбасы, молочной продукции, соков и мороженого.
— Вот пример по поводу совместных закупок, — говорит Илья Амирханов, гендиректор фабрики мороженого «Зайца», председатель Дальневосточной Ассоциации пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства. — В последнее время у многих российских компаний возникли проблемы с картонной упаковкой. Члены Ассоциации продумывают вариант заказа из КНР, но чтобы его удешевить, нужен хороший опт. Для одной-двух небольших компаний это, может, не выгодно. А для 10-15 производителей уже отличный вариант, который поможет снизить, в том числе, конечную стоимость продукта.
В компании «Зайца» сегодня производят порядка 15 тонн мороженого в год. А еще 10-13 лет назад делали 90 тонн. За эти годы снизилась покупательская способность жителей края, появилась конкуренция, выросли цены на сырье. Всё это можно нивелировать ассортиментом, считает Амирханов. «Зайца» завоевала признание потребителей, в том числе оригинальными вкусами. Мороженое, в состав которого входит бекон с перцем, анис и мухоморы с конопляным семенем встретишь не часто. Вот и сейчас, несмотря на сниженный спрос, фабрика не останавливается и придумывает новые вкусы.
— В пандемию мы сделали пихтовое мороженое с кедровыми орешками — и вкусно и полезно. Сейчас его делаем к Новому году, оно особенно востребовано в декабре-январе, такая зимняя история, — продолжает Илья Амирханов. — Там используется прямой отжим из елок-иголок пихты, ребята – ученые из Томска нам делают. В этом году, памятуя про Китай и будущий экспорт, мы знали, что сок и ягода нашего дальневосточного лимонника очень популярна в КНР. Нам коллеги подготовили сырье — выжимка из этой ягоды ждет своего часа в холодильнике, будем делать такую новинку с лимонником. Еще туда будем добавлять инжирный джем, его тоже нам поставляет хабаровская компания — уже кооперация получается, и в качестве аккорда добавим туда обжаренный орех пекан в соленой карамели. Получилось кисленькое мороженое — у нас на такое было много запросов.
Сегодня компания может увеличить объём производства через возможность работать с федеральными торговыми сетями. У «Зайцы» есть договоренность с «Пятерочкой», как и у многих других местных производителей. Договор есть, а вот начать работать компания пока не может. Дело в том, что фабрике требуется дополнительное оборудование, а его, во-первых, нужно приобрести, во-вторых, куда-то поставить. В помещении, где работают уже много лет, нет места. В планах производителя — продать его и найти новое. И у многих, кто работает в пищевой промышленности, есть такая проблема. Люди занимаются производством в помещениях, просто не приспособленных для этого.
— Поэтому у Ассоциации есть задумка — строительство агропарка. Где смогут разместиться несколько десятков производителей, с общей инфраструктурой, общей управляющей компанией, как большой многоквартирный дом, или общежитие, только для пищевых производств. И, кстати, не только для пищевых, там же могут работать и изготовители упаковки. У нас есть что-то подобное — индустриальный парк «Авангард», но там все же коммерческая история, а мы хотим сделать так — главная задача, вы помните, снижение издержек и удешевление производства — чтобы арендные платежи и платежи управляющей компании были как можно меньше, предприятия, по задумке, могут получить даже бесплатную аренду. Но тогда платить определенный процент от оборота. И если этого процента достаточно, для содержания предприятия и все сделано эргономично, что нет необходимости тратить ежегодно большие деньги, и подушка резервная формируется хорошая, этот процент будет уменьшаться.
Чужие среди своих?
Для выхода в «Пятерочку» «Зайце» и «Золотому югу» нужно сменить упаковку. Что касается соков – там уже закрывают старую линию, которая разливала напитки в тетрапаки — федеральный ритейлер делает упор на перерабатываемую упаковку, теперь соки и морсы будут фасовать в небольшие ПЭТ бутылки. «Зайце», чтобы выйти на полки федеральной сети, нужно фасовать мороженое в стаканчики и креманки, упаковывать их в пленку, клеить «Честный знак» — мелкий объем продается чаще, чем крупные фасовки, отмечают маркетологи компании. Но то все упирается в покупку нового оборудования, а это для производителей пищевой промышленности целая проблема — практически полностью отсутствуют меры господдержки. По ОКВЭДу эти предприятия относятся к министерству сельского хозяйства, а значит, не могут рассчитывать на льготный займ по линии краевого или федерального Фонда развития промышленности. А в минсельхозе гранты и субсидии направлены на помощь фермерам, а не производителям пищевой продукции. И, получается, обновить технологическую линию или купить новую на льготных условиях пищевики не могут, поэтому просят у Минпрома либо забрать их из-под крыла минсельхоза, либо расширить возможности помощи ФРП.
— К сожалению, для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности поддержка минимальна, — говорит Светлана Абдалова, начальник управления Минсельхоза Хабаровского края. — Это льготные кредиты, но не для всех отраслей. Есть поддержка для переработчиков мяса, переработчиков молока, они могут приобрести оборудование в лизинг. А вот для мороженщиков даже такого нет. Мы на уровне края не можем это менять и выделять им финансовую помощь, это законодательством определено. От минсельхоза поддержка точечно идет – в 21-22 году была поддержка производителей хлебобулочных изделий в связи с тем, что сильно выросла мука. В основном, конечно, мы больше помогаем тем, что привлекаем внимание к их продукции, оказываем информационную поддержку. Сегодня для предприятий проблемные вопросы — это попасть в торговые сети, выйти на экспорт, поэтому мы привлекаем предприятия для участия в выставках-ярмарках, пиарим их. Например, наш майонез от МЖК «Хабаровский», джемы и варенья, сыры, колбасу, сиропы, мёд и многое другое мы очень достойно представили на выставке в ВДНХ в Москве, а совсем скоро будем участвовать с нашей продукцией на Восточном Экономическом Форуме.
— У сельхозтоваропроизводителей сегодня есть меры поддержки по линии минсельхоза, — возражает Алексей Андрусенко. — И, безусловно, они нужны им. Но что мешает включить нас в эти меры поддержки, начать перераспределять те же гранты, чтоб поддержать переработчиков. Ведь фермер произвел то же молоко, и сдал его на молокозавод. Получил субсидию – 12 рублей за килограмм реализованного молока. А завод, чтобы обновить цех, вынужден сам выкручиваться, у него вариантов получить субсидию, увы, нет. Есть пара вариантов по линии Россельхозбанка, но они доступны только крупным хозяйствам, мегафермам и крупным переработчикам, типа «Мираторга» и т.д. Брать кредиты под 20% - не каждый производитель вытянет, нам тоже нужны льготные займы под 1-5%. А ведь у многих предприятий пищевых оборудование достаточно изношено, где-то аж до 80%! У нас была возможность поговорить с нынешним федеральным министром сельского хозяйства, когда она еще была замом, и Оксана Лут нам сказала — ребята, да у вас и так все хорошо. Там почему-то бытует мнение, что у производителей и так все супер. Может, у крупных агрохолдингов так и есть, но мелкие-то производители сами не могут за ними поспевать. Ведь мало вырастить картошку, надо чтобы её кто-то в чипсы ещё превратил. Вот, например, в июне этого года 3 местных предприятия закрылись – это производство снеков, воды и хлебопекарное производство. Не справились, не выдержали конкуренции – значит, не так уж и хорошо живем.
Вытащить местного производителя из моря забвения могут не только федеральные сети, есть и второй путь – экспорт. Поэтому предприятия края опять смотрят в сторону стран АТР. Но здесь тоже, как говорится, есть свои нюансы…
— Мы почему-то больше заботимся о потребителях за рубежом, чем о своих собственных, — недоумевает Илья Амирханов, руководитель фабрики мороженого «Зайца». — И вот эту историю надо перевернуть, и тогда экспорт будет легко и спокойно проходить. Вот сегодня, чтобы отправить продукцию, мне надо аккредитоваться в Россельхознадзоре в системе «Цербер», если не ошибаюсь, и попасть в реестр экспортёров конкретной страны, что я выполняю их требования. Для того чтобы это сделать, мне надо пройти обследование, сдать анализы, все то же, чтобы получить декларацию соответствия для продажи в нашем магазине. У меня есть декларация соответствия, и я считаю, что её должно быть достаточно для работы с другими странами, если мы уже внесли данные в эту систему. А там на каждый вид продукта свой код, свой осмотр и время — полгода. Хочу отправить сухую смесь для изготовления мягкого мороженого — изволь ждать. А китайцам это не важно, они вносят код в свою систему и понимают, что это тоже самое производство. Есть еще момент: раньше китайцы хотели за 2 юаня купить, за 20 юаней продать. Сегодня эта ситуация меняется, к счастью, но все же лучший способ торговать с ними — это создавать свои торговые дома. Мы от Ассоциации планируем сделать такой торговый дом, выходить в торговые сети Китая, заводить туда продукцию местных производителей, надеюсь, с использованием Большого Уссурийского и погранперехода в Фуюань, который у нас появится через год-два. Надеемся, что слова президента все услышат, и мы сможем накапливать там грузы и отправлять по всей территории КНР. И тогда мы получим огромное преимущество по торговле с Китаем по сравнению со всеми регионами нашей страны.
На полуострове более 300 вулканов, некоторые из них постоянно активны, другие просыпаются время от времени. Практически вся почва на полуострове «пропитана» вулканическим пеплом – потому можно смело говорить, что все произрастающее здесь имеет вулканическое происхождение.
Сыроварню «Аристель» вместе с командой единомышленников развивает камчадалка Наталия Урсол — в прошлом почти 20 лет проработавшая юристом и директором по маркетингу в крупнейшем региональном холдинге. Резкая смена деятельности повлекла за собой не менее глобальные перемены в личной жизни, но Наталия считает себя энтузиасткой и ни о чем не жалеет.
— Наталия, как вы пришли к решению кардинально поменять свою жизнь и начать варить сыр, что называется, в условиях рискованного земледелия?
—Мы просто очень любим моцареллу, а у нас в регионе никто не занимался молодыми сырами. Вот и возникла идея сделать это самим. У меня перед глазами был пример руководителя «Агротека» Владимира Рубахина, у которого я проработала долгое время, – он начинал с небольшого колбасного цеха и своим трудом развил его в огромный холдинг. В процессе старта мне пришлось развестись с мужем, заложить квартиру, продать дачу, машину и набрать кучу кредитов, но все это пошло на пользу дела! Наверное, если бы я знала, какой тернистый путь предстоит пройти – не уверена, что рискнула бы. Но теперь не жалею абсолютно. Слава благодарности наших покупателей, их любовь и уважение — это очень дорогого стоит.
— Расскажите, в чем особенность ваших сыров?
— Основная наша идея — именно фермерская продукция, никакого промышленного производства, никакого ноу-хау, никакого технического прогресса. Есть руки, есть молоко, есть температуры, есть бактерии и то, что нам дала природа. Никаких «счастливых» добавок со странными названиями мы не используем. Отсюда и получаются наши очень вкусные продукты — они пользуются спросом и популярностью у ценителей качества, как среди местных жителей, так и среди гостей полуострова. На начальной стадии мы варили только молодые сыры: моцареллу, буррату, страчателлу, потом добавили сулугуни, «Фермерский», халуми и скаморцу. Когда поставили оборудование, включая камеру для созревания, начали делать уже выдержанные сыры. Сейчас у нас около 15 сыров выдержанных, также мы делаем камамбер и валансе. Три года назад наш камамбер стал победителем Всероссийского конкурса «Лучший сыр России», а два года назад «золото» взяла наша буррата. Там все строго – все присылают образцы, они проходят только под номерами, и никто не знает даже номер своей продукции. Эксперты исследуют органолептику продукта путем дегустации образцов.
Также мы производим питьевые йогурты с местной ягодой — жимолостью, голубикой — для этого запустили цех по переработке дикоросов. Есть у нас и сыр с жимолостью — такого никто не делает в России. С такими продуктами не стыдно и в ресторан поставки делать, что мы успешно и практикуем на местном уровне. Кстати, ряд топовых московских ресторанов приобретает у нас сливочное масло, но тут речь о небольших поставках.
— За качество сыра в первую очередь отвечает исходное сырье — молоко. И для многих сыроделов во всех регионах страны существует проблема найти хорошего поставщика качественного молока. Как вы с этим справились?
— Не сразу, но нашли. Действительно, для того, чтобы корова давала правильное хорошее молоко, в ее рационе должен полностью отсутствовать силос — это самое дешевое сырье для корма коров. С ним будет мертвый сыр, он даже не получится. Нам повезло, и мы нашли такого хорошего фермера. Я могу в любой момент приехать к нему на ферму, а такое не каждый позволяет делать. Ему не стыдно показать свое хозяйство. Мы также продаем его молоко в пастеризованном виде — люди очень хвалят, говорят «как у бабушки в деревне».
— Можно ли выделить какой-то самый популярный вид вашей продукции?
– Это невозможно! У нас вся продукция уходит нарасхват. Могу сказать только, что сезонность присутствует — летнее масло пользуется большим спросом. На самом раннем этапе развития мы откликнулись на просьбы наших покупателей и сделали маложирный сыр из обезжиренного молока — всего 15% жирности. Сделать-то его мы сделали, и он получился очень вкусным, но только потом узнали, что так делать сыр нельзя. Как в анекдоте: «у него получилось, потому что он не знал, что так нельзя». Сыр очень интересный, когда его пробуют другие сыровары —– даже не понимают, что он сделан из обезжиренного молока. Все-таки есть какое-то чудо в нашем вулканическом молоке! Вся пластичность, весь вкус сыра — в его жирности. И тут мы поняли, что в наших камчатских почвах точно есть волшебное. Коровы пасутся на травушке, которая всегда зеленая в отличие от южных полей, где летом сухостой от жары. И мы ухватились за эту фишку – вулканическое молоко, вулканический сыр — это теперь запатентованное название. Маложирный сыр мы назвали первым нашим камчатским названием – «Аянка».
Ликбез по камамберу от Наталии Урсол
«Камамбер, продающийся в масс-маркете, – это, как правило, плавленый сыр с белой плесенью. А он должен менять структуру уже после созревания, при продаже. Есть понятие молодой и вызревший камамбер. Молодой: по краям тягучий, а в центре довольно плотный. В середине созревания сыр будет плотной тягучести, обволакивающий своей сливочностью, имеющий запах плесени и грибов. А вызревший камамбер внутри становится жидко-тягучим и обладает выраженным сложным ароматом грибов, сырой земли — всем тем, что так любят и ценят французы».
— Какие еще местные топографические названия вы используете?
— Например, все сыры не могут называться пармезаном — такое название имеют право использовать только по географическому наименованию, как «Шампанское» в провинции Шампань. Сыр по типу пармезана у нас называется «Корфадер» — было на Камчатке такое село Корф, где в 2006 году произошло разрушительное землетрясение. Всех людей оттуда вывезли, поселок закрыли. В память об этом селе мы назвали наш твёрдый сыр, созревающий два года. Еще у нас есть такие локальные названия: «Ковран», «Каяндер» (камчатская лиственница), «Кирганик» (речка), «Лазор», есть у нас творожок «Имушка» – по названию реки Имка в Олюторском районе. По нашим сырам можно изучать камчатские названия и растительный мир полуострова.
Самый знатный наш сыр – «Уйкоаль» (в переводе с ительменского — Камчатка) — с итальянским белым трюфелем. Есть сыр «Алакин», что в переводе с корякского означает «летний» — его мы делаем только на летнем молоке, созревает год. Есть сыр «Эльвель». Это название мы взяли из легенды северных народов Камчатки. Если коротко, то девушка влюбилась в двух братьев, и не могла выбрать кого больше любит, а злой шаман превратил братьев в реки, а девушку в гору между ними. Девушку звали Эльвель.
— Какими новинками будете удивлять своих покупателей в ближайшем будущем?
— В этом году мы выпустили сырные трюфели. Сыр перемешиваем с очень хорошим какао — не экономим, понимая, что тут важно качество ингредиентов. Получается нежный, тающий трюфель. По отзывам, они очень похожи на швейцарские и японские трюфели. На будущее есть проект — сделать твердый сыр в шоколаде. Хотим начать взаимодействие с местной шоколадной фабрикой.
Творожная арифметика от Наталии Урсол
«Не может стоить творог меньше тысячи рублей за кг – объясню почему. Из 100 литров молока можно сделать без добавок 13 кг творога. Сколько стоит молоко? А еще электроэнергия, аренда, налоги, зарплата – и цифру нужно удвоить. А если это сыр – там более длительный процесс приготовления, вызревания и ухода за продуктом – еще на два умножить надо. То же самое со сливочным маслом: из 100 литров молока мы получим всего около 4 кг масла. Чудес не бывает, есть только чудеса химической и микробиологической промышленности».
— Что мешает и что помогает вам делать бизнес на Камчатке?
— Делать бизнес ничего не мешает. В целом очень выгодно и правильно развивать свой бизнес на Камчатке. Мы энтузиасты, мы любим наш край, а когда я слышу, что говорят, что на Камчатке делать нечего и надо сваливать — считаю, это крысы, бегущие с корабля. И они переезжают в другие регионы и говорят, что и там все плохо. На самом деле на Камчатке ничего не мешает бизнесу развиваться. В другом, густонаселенном регионе построить бизнес построить гораздо сложнее. У нас много свободных ниш, развивается туризм, в силу географической отдаленности у нас хорошие добрососедские отношения. Мы не считаем, что кто-то у нас конкурент — всем нам хватит. А сегодня мы больше про любовь, нежели про деньги. А любовь требует более высокого качества.
— Планируете масштабирование бизнеса?
— Возможно, скорее по франшизе. Мы не одну собаку съели во время строительства сыроварни. Своими знаниями поделиться можем – оборудование, материалы, продукты, опыт. Я буду рада.