В столице Камчатского края завершили строительство первого арендного дома на 80 квартир. Квартиры предназначены для аренды востребованным специалистам. Они будут снимать жилье там по сниженной цене.
По данным пресс-службы краевого правительства, наниматель будет оплачивать только треть от ежемесячной стоимости аренды квартиры в новом доме. Строительство арендных квартир поможет решить проблему дефицита кадров в ряде отраслей.
В программе «Доступное арендное жилье в ДФО» принимают участие все 11 регионов Дальнего Востока. Обеспечить строительство доступного арендного жилья на Дальнем Востоке президент РФ Владимир Путин поручил по итогам Восточного экономического форума в 2022 году. Аренда таких квартир будет субсидироваться из федерального и регионального бюджетов.
О том, что может предложить сервис аренды автомобилей RexRent путешественникам Дальнего Востока, рассказал генеральный директор компании Евгений Мелехин в интервью EastRussia на III Всероссийском туристическом форуме, состоявшемся в Хабаровске.
— Ранее мы были подразделением компании Avis — прокатного холдинга мирового масштаба. Avis покинула российский рынок, а мы продолжили работу и произвели ребрендинг. Поэтому одна из основных целей сегодня — повышение узнаваемости бренда RexRent. Условия работы компании и сервис не изменились и имеют много преимуществ, судя по обратной связи, поступающей от наших клиентов.
Мы позиционируем себя как VIP-сервис, особенно в секторе работы с юридическими лицами. Широкий спектр услуг и действительно высокий уровень обслуживания не характерен большинству конкурентных компаний. Если говорить в целом про бренд RexRent, то мы одна из крупнейших федеральных сетей в России, имеющая представительства в 20 городах.
RexRent на 100% белая компания. Одно юридическое лицо, все прозрачно и открыто с правовой точки зрения. Кстати, на одной из сессий форума обсуждали, что в туристической отрасли преобладает наличный расчет, затрудняющий белую бухгалтерию и отчетность. Поэтому государство стремится к безналичной системе платежей в сфере туристических услуг. Мы, вероятно, одни из первых, кто ведет бизнес абсолютно прозрачно, показывая 100% официальных доходов. Для RexRent не составит труда перевести все сервисы на безналичную форму оплату, ведь мы и раньше работали честно в правовом поле и к нашим клиентам
Еще одним глобальным отличием нашей компании от игроков конкурентного рынка является качество и количество единиц автопарка. На текущий момент число автомобилей перешагнуло двухтысячный рубеж. Машины находятся в эксплуатации не более двух лет: 95% составляют автомобили не старше двух лет с пробегом менее 60 тыс. км. Есть небольшое количество автомобилей, произведенных более двух лет назад, но их пробег не превышает 20−30 тыс. км.
Мы предлагаем три базовых продукта: краткосрочная аренда, подписка сроком от одного до 24 месяцев и операционная аренда продолжительностью от двух до пяти лет. Есть еще два смежных продукта: аренда с услугами водителя и предоставление подменного автомобиля.
— Что-то изменилось в бизнес-процессах после ухода Avis?
— Безусловно, перемены были неизбежны. Avis забрал свою платформу, свою систему управления. Команда, которая осталась в России, адаптировалась к новым реалиям, перестроила все процессы. Пока всё не на 100% автоматизировано, но мы работаем над этим. И это будет только отечественный софт.
Мы готовим выход нового сайта в ближайшее время. Юридические лица и агенты-партнеры получат доступ к личным кабинетам на базе сайта. Параллельно идут работы по внедрению цифрового управления. Это очень важные изменения, которые существенно модернизируют внутреннюю автоматизацию.
— Вы сказали, что уже выступаете одним из крупнейших игроков на рынке. Что дальше? Планируете расширяться или удерживать существующую долю, оптимизируя все процессы?
— Да, мы уже в числе крупнейших федеральных игроков, но этого недостаточно для того, чтобы развиваться. Просто удерживать долю также недостаточно. По планам бюджетной бизнес-модели в ближайшие 2−3 года стремимся к значительному приросту. Это будет экспансия в регионы. В частности, на Дальний Восток. Планируем расширятся, увеличивая численность городов до десяти в год. Работать будем поэтапно, анализируя потребности рынка.
— В сетевых СМИ много говорят о том, что каршеринг убивает классические схемы аренды автомобилей. Что Вы на это скажете?
— На самом деле каршеринг нам помогает. Современные услуги каршеринга, проката электросамокатов, велосипедов показывают потребителю, что проще взять технику в аренду, чем покупать. Наши сограждане в большинстве случаев считали так: «Если я плачу, я должен что-то получить в итоге». Но аренда самоката не подразумевает того, что он станет собственностью клиента. Поэтому сейчас очень хорошо развивается финансовый лизинг. К примеру, в Европе уже давно развит операционный лизинг. И популярность аренды автомобилей продолжает расти.
Со временем и мы к этому придем. Поэтому и каршеринг, и операторы СИМов (средств индивидуальной мобильности) помогают прививать культуру аренды, временного пользования техникой в России. Это плюс и для нас — спрос на услуги аренды ежегодно растет.
В каршеринге есть три крупных игрока, которые представлены в городах-миллионниках: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург, Казань… В менее населенных городах каршеринг развит слабо, если существует вообще. Это легко объяснить необходимостью колоссальных вложений. С точки зрения бизнеса каршеринг — дорогое удовольствие: срок окупаемости приближается к 10 годам. А первые представители этого бизнеса появились около 10 лет назад, поэтому только сейчас начинают чувствовать себя более-менее уверенно.
Скажу больше, что у нас есть совместный проект с одним из таких участников рынка: он является агрегатором, а мы — официальным партнером. Предоставляем машины в аренду на срок от одного дня до двух лет под его торговой маркой. Иными словами, это классическая краткосрочная аренда и подписка, но под брендом каршеринговой компании. Они все больше и больше уходят в агрегацию — это проще, меньше инвестиций. Вкладывают преимущественно в автоматизацию, а не в обслуживание, поэтому наша компания как раз может предоставить высокий уровень сервиса рынку, формирую синергию совместно с партнерами. Выигрывают все!
— Где на Дальнем Востоке вы представлены, куда собираетесь в ближайшее время зайти? Какова, по-вашему, специфика дальневосточного рынка?
— Дальний Восток сейчас имеет колоссальный потенциал роста и развития. Государство уделяет огромнейшее внимание этим регионам. Существующие маршруты наземного общественного транспорта не обеспечивают оптимальное сообщение между населёнными пунктами. Для нас это прекрасная почва для развития.
Если говорить о дальнейшей географии и внедрении в другие города… мы ожидаем, что вернемся в Хабаровск. Сейчас офис компании RexRent расположен только во Владивостоке, но мы планируем открыть представительства в Хабаровске, в Благовещенске. На этих территориях уже есть наши клиенты. В данный момент занимаемся анализом спроса и предложения тематического рынка. Анализируем целесообразность присутствия на Камчатке и на Сахалине. Но пока это только наблюдения, планирование и расчеты.
Надо просчитать экономическую сторону. Она состоит не только из стоимости автомобилей. Сюда необходимо включить расходы на доставку и обслуживание. Кроме прочего, необходимо организовать качественное ТО, шиномонтаж, мойки и так далее. Здесь много факторов – составляющих стратегического планирования. Поэтому в планах на ближайший год зайти только в три-четыре региона. Но RexRent однозначно будет подстраиваться под запросы туриндустрии.
Мы посетили приехали на III Всероссийский туристический форум в Хабаровске, чтобы познакомиться, чтобы о нас узнали. Сегодня выступили коллеги от маркетплейсов, компании из туриндустрии. Очевидно, что на маркетплейсах мы должны присутствовать. Человек ищет тур и сразу задает вопрос: как куда добраться? Сначала поездом, автобусом, самолетом. А дальше появляемся мы и даем возможность комфортного перемещения по Дальнему Востоку.
— Ваш парк примерно на 80% это китайские автомобили. Почему так и как они себя показывают?
— Всё очевидно. С 2021 года прекратились поставки многих европейских и японских брендов. Мы начали закупать китайские марки. Нам необходимо, чтобы автомобиль обязательно был новым. Напомню: наши машины не старше двух лет. Также важно обслуживание автомобиля у официального дилера, чтобы все было застраховано, действовали гарантии. Мы в прямом партнерстве с импортерами. Они слышат обратную связь от россиян, оперативно подстраиваются и через три-пять лет (по моим прогнозам) займут российский рынок. И займут так плотно, что места для других игроков практически не останется.
— Цены на машины взлетели и приземляться не собираются. Утильсбор тоже повышается. Как это отражается на ценообразовании? Не станет ли аренда автомобиля роскошью?
— Конечно же уровень цен оказывает влияние, ведь бесплатных денег не бывает. На покупку автомобилей оформляются кредитные линии по плавающей ставке. Хеджированные риски, как правило, дороже. Мы пока на плавающей ставке. Ожидаем, что в следующем году инфляция стабилизируется, ключевая ставка уменьшится, а мы сможем снизить цены.
Если говорить про стоимость рынка и прогнозируемые изменения, то мы пока в ожидании… Важно отслеживать динамику рыночной стоимости, чтобы максимально выгодно реализовать фонд. В целом понятно, что не будет какого-то ажиотажа, а мы будем подстраиваться по текущие реалии.
— Вы уже затронули вопросы сервиса. Опыт у вас богатый. Что сервис сможет предложить в следующей ситуации? На Дальнем Востоке у арендатора что-то произошло с автомобилем. Да еще и зимой. Например, машина утром не заводится в связи с экстремальными минусовыми температурами. Или возникла непредвиденная поломка на местности, где отсутствует мобильная связь… Таких участков на дорогах здесь все еще очень много.
— Если речь идет о «заморозке» или поломке в зоне действия мобильных сетей — один звонок, и наши сотрудники выдвинутся в указанную точку. В зависимости от ситуации, помогут запустить двигатель или предоставят подменную машину. Но таких инцидентов возникает крайне мало, ведь все автомобили новые и проходят обслуживание по регламенту. Новый автомобиль — однолетний, двухлетний не показывает проблем с аккумулятором, маслом. Нехарактерны ему и дефекты двигателя. Новая машина — залог безопасности и гарантии, что клиент доберется в пункт назначения.
Даже непредвиденная ситуация в отдалении от представительства RexRent не будет поводом для волнения — практически в каждом городе есть наши партнеры. Мы представлены на Дальнем Востоке с 2012 года, взаимодействуем с партнерскими сервисами, дилерами, которые постоянно на связи. Они могут предоставить эвакуатор, оказать необходимую помощь в тех случаях, когда рядом нет наших специалистов.
Даже если чрезвычайная ситуация случилась в совершенной глухомани, найдется выход. Все автомобили оборудованы системой помощи ГЛОНАСС, которая и в автоматическом режиме передаст сигнал бедствия. К примеру, если произошло серьезное ДТП, и водитель не сможет сообщить о случившемся.
— Продолжим тему дальних поездок… На вашем сайте я не нашел ни одного предложения кемпера, дома на колесах. А ведь это глобальный тренд, не только дальневосточный. Как так?
— Что ж, смотрите: дело в том, что политика компании была всегда совершенно четкой: мы работаем только с новыми машинами до достижения определенного пробега или двухлетнего возраста. Только представленные в России марки и так далее… Но в случае, если нынешняя экономическая обстановка потребует других решений, мы проявим гибкость и сможем изменить концепцию.
Если аренда автодомов и прицепов будет востребована, RexRent однозначно займет эту нишу. У нас есть партнер, который помогает в этом направлении. Сможем предложить эти услуги в коллаборации с ним.
У нас были партнеры, которые брали в долгосрочную аренду автомобили с жилыми модулями. Если не ошибаюсь, в Мурманске. Мы предоставляли оборудованные прицепы для проживания работников, обслуживающих дальние объекты. Это была разовая кампания, никак не связанная с туризмом. Но опыт работы с «домами на колесах» мы приобрели.
К сожалению, новых автодомов, кемперов, прицепов на нашем рынке не так много. И это серьезная проблема. Производство есть, но оно скорее штучное. Самые активные производители выпускают около 100 моделей в год. И массового завоза в Россию из того же Китая пока нет, что обусловлено проблемами сертификации и т.п. Да и сам рынок все же маленький, но мы следим за ним и будем подстраиваться под эту историю и подхватывать её.
Как бы то ни было, мы уверены, что RexRent, будет расширять географию посредством освоения дальневосточных территорий.
В следующем году вступают в силу новации по расчету и взиманию платы за перезакрепление мест промысла на новый срок без торгов. В центре внимания вопрос, быть ли рассрочке по внесению платежа, а также, как должен распределиться сбор между уровнями бюджетной системы. Власти Камчатки уже заявили об угрозе массового банкротства дальневосточных предприятий при переоформлении рыболовных участков, если плата будет взиматься единовременно. В федеральных министерствах не возражают против рассрочки, но готовы ее предоставить не на столь длительный срок, как того хотели бы рыбаки.
У лососей свои нюансы
В июле 2023 года были приняты изменения в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», которые, в том числе, касались новых правил подготовки и заключения договора пользования рыболовным участком без торгов на долгосрочный период. Однако механизм взимания платы за закрепление места промысла, предложенный Минсельхозом РФ, получил широкий резонанс. Инициатива ведомства о единовременной 100-процентной оплате за перезаключение договора на 20 лет вызвала немало вопросов в отрасли, которая на сегодняшний день характеризуется высокой закредитованностью.
Рыбаки заявили, что введение одномоментного платежа будет крайне обременительным, причем наиболее сильно это может отразиться на тех, кто занимается промышленным ловом лососевых.
«Краткосрочность лососевой путины в дополнении с очень высокой долей рутинного ручного труда на ставных неводах всегда означает наличие избыточного запаса рабочей силы, чего нет на других видах промысла. С учетом дефицита трудовых ресурсов это очень высокий уровень условно-постоянных издержек, которые невозможно уменьшить в условиях небольшого промысла…Это означает, что в себестоимости есть величина, которую невозможно уменьшить», – пояснил президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев.
При этом структура лососевого промысла серьезно отличается от минтаевого, трескового или крабового, где порядка 80-85% вылова приходится на 20 крупных компаний. Тогда как в добыче красной рыбы такие игроки занимают не более 40%. Основными участниками лососевой путины выступают небольшие предприятия, для которых цена и доступность кредитных ресурсов совершенно иная, обратил внимание Герман Зверев.
Кроме того, этот сегмент отрасли более высокорискованный из-за существенных колебаний объема добычи лососей. Во время лососевой путины 2020 года было добыто 299,7 тыс. т, 2021-го – 538,7 тыс. т, 2022-го – 272,1 тыс. т, 2023-го – 608,3 тыс. т. К примеру, коэффициент изменчивости вылова горбуши в пять раз выше аналогичного показателя для минтая.
Вместе с тем само введение платежей отраслевым сообществом даже не обсуждается, заверил президент ВАРПЭ: «Плата за пользование рыболовными участками, как фискальный платеж, необходима. Здесь нет никаких разногласий с Росрыболовством, Минсельхозом, Минфином».
Стоит сказать, бюджетный эффект от нововведения в 2025-2045 годах оценивается в 341,7 млрд руб., подсчитал Центр отраслевой экономики Научно-исследовательского института (НИФИ) Минфина.
Размер имеет значение
Согласно подготовленной методике, суммарный платеж при заключении договоров пользования рыболовными участками для добычи лососей может составить 92 млрд руб. При этом ориентировочный размер сбора по 97 базовым предприятиям на Камчатке (на долю этого региона приходятся основной объем вылова красной рыбы) – 66,2 млрд руб. или в среднем 683 млн руб. на одно юрлицо.
Расчеты показывают, что единовременный платеж приведет к совокупному убытку только для рыбаков Камчатского края в размере 70,6 млрд руб. Создаются серьезные риски банкротства для 59 предприятий в период с 2025 по 2027 год. «Эти законодательные изменения, в таком виде, в каком есть сейчас, полностью разрушат рыбную отрасль в Камчатском крае», – подчеркнула зампред регионального правительства Юлия Морозова.
По ее словам, при 100-процентном внесении платы две трети предприятий закрываются сразу в течение трех лет.
Соответственно, выходом видится возможность разбивки сбора на две части: первая вносится сразу, вторая – в течение определенного периода. Рассматривается несколько подходов: плата частями (25% в 2025 году, остальные 75% пропорционально объему вылова на протяжении 20 лет), равными платежами на протяжении 20 лет и плата пропорционально выловленному объему рыбы.
Немаловажный вопрос – как должен распределиться сбор между региональным и федеральным бюджетами. В частности, власти Камчатки предлагают направлять 25% платежа, который будет вноситься разово, в казну РФ. 75% платы должно пойти региону, и эту сумму можно будет внести с рассрочкой на все 20 лет действия договора.
С таким подходом согласны в Минвостокразвития, сообщил директор департамента инвестиционного развития и международного сотрудничества ведомства Олег Вахтин. «Камчатский край – это большинство вылова, большинство переработки, поэтому с учетом опыта региона и тех предприятий, которые есть на его территории, наверное, за флагманскую позицию надо брать эту позицию», – считает он.
Согласно анализу, если единовременно выплачивать 25% платежа, а остальные с определенным временным лагом, размер убытка рыбаков сокращается с 70,6 млрд руб. до 20,9 млрд руб., проинформировал Герман Зверев. При этом все предприятия из зоны риска банкротства выходят.
Платеж на двоих
В Министерстве сельского хозяйства РФ не возражают против рассрочки по взиманию платы. На данный счет проводились консультации с Минфином, показавшие, что это возможно, уточнил директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза Евгений Кац. Такая инициатива должна быть законодательно закреплена, как и по вопросу распределения поступлений платы между регионами и федеральным бюджетом, добавил он.
Парламентарии подготовили концепции соответствующих законопроектов. Правда, потребуется еще их оформление и обоснование.
Что касается пропорции деления платы между федеральным и региональным бюджетами, то по инициативе распределения большей части сбора на уровень региона вряд ли будет достигнуто согласие, выразил сомнение первый зампред комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. «Порядка 70 млрд руб. выпадение из федерального бюджета, кто нам согласует это? Напряжение бюджета достаточно серьезное, думаю, это вызовет сложности», – сказал сенатор.
Он предложил разбивку платежа: 70% – в федеральный бюджет, 30% – в региональный. «Это цифра как-то обоснована, потому что существует комплексная программа развития сельских территорий, по которой, как доложило Министерство сельского хозяйства, определенные деньги на муниципальные районы, приближенные к океанам и морям, даются. Более того они не всегда осваиваются», – обратил внимание Сергей Митин.
Относительно периода рассрочки предлагается ограничиться тремя годами. «Будь моя воля, я бы сказал 20 лет. Но как это сделать, не представляю, как чиновник. Потому что есть бюджетный цикл, бюджетный процесс… просто нашим коллегам из других министерств будет хороший повод нам отказать», – пояснил парламентарий.
В свою очередь сенатор от Камчатского края Борис Невзоров утверждает, что рассрочка на три года по большому счету не даст рыбакам ничего. Поэтому дальнейшая проработка вопроса с регионами и федеральными органами исполнительной власти, по всей видимости, будет продолжена.
Строительная отрасль – одна из немногих, где результаты видны обывателю невооруженным глазом: строительные краны либо есть, либо нет, дома или строятся или нет. Даже, если судить по этим признакам, то строительство в Хабаровском крае на подъеме – по крайней мере, в городах.
О том, чего удалось добиться и с какими проблемами приходится сталкиваться, на «правительственном часе» в Законодательной Думе Хабаровского края рассказал исполняющий обязанности министра строительства Хабаровского края Алексей Дубов.
Строительная отрасль дает Хабаровскому краю 6% валового регионального продукта, объем подрядных работ вырос в этом году в 1,7 раза и составил 123 млрд рублей, только налоговых отчислений получилось на 10 млрд рублей. В крае работает около 70 застройщиков, в том числе федеральных. «Зашли» девелоперы из соседних регионов – Якутии и Сахалина.
«По темпам строительства Хабаровский край входит в тройку лидеров среди субъектов Дальневосточного федерального округа. Для расширения отрасли на территории края создан строительно-промышленный кластер, Минпромторгом он был включен в федеральный реестр, его участниками на сегодня являются 26 предприятий», – доложил Алексей Дубов народным избранникам Хабаровского края.
При том, что Хабаровский край второй по количеству жителей субъект ДФО (по данным Росстата на 1 января 2023 его население составило 1 284 090 человек), регион уступает по вводу жилья Якутии, в которой проживает 997 565 человек – там к 1 ноября построили 483 тыс. кв. метров и Приморью – там за этот же срок возвели 945 тыс. кв. метров (население Приморского края 1 820 076 человек). Хабаровский край едва-едва – на 6 тыс. кв. метров обогнал Бурятию, в которой живет 974628 человек.
В рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» объем жилищного строительства должен к 2030 году увеличиться и составлять не менее чем 120 млн кв. м в год. Это означает, что на каждого россиянина в год должно вводиться по 0,82 кв. метра жилья. В Хабаровском крае пока что получается лишь по 0,41. В этом году планируется ввести 500 тыс. квадратных метров, на первое ноября фактически было построено 389,3 тыс. кв. метров. Причём бОльшая часть – это квадратные метры, появившиеся в рамках индивидуального жилищного строительства. Лишь 176,8 тыс. кв. метров приходятся на многоквартирные дома.
«Рост объемов жилищного строительства обусловлен работой как местных, так и привлеченных в край федеральных застройщиков, а также использование новых федеральных инструментов развития жилищного строительства. В работе сейчас около миллиона квадратных метров жилья строится только по многоквартирным домам, это на 15,5 % больше, чем годом ранее», – рассказал Алексей Дубов.
Ежегодного ввода миллиона «квадратов» можно добиться путем комплексной застройки микрорайонов. Сейчас их в Хабаровске несколько: Ореховая сопка, 6 и 7 микрорайоны, ДОСААФ, село Мирное – вкупе здесь построят четыре млн кв. м жилья. А еще дорогу, подстанцию, детские сады.
Совместно с Минвостокразвития в крае выбрали площадки под «дальневосточный гектар» – 128 гектаров, где хотят построить 700 тыс. кв. метров жилья. Строить будут в два этапа: сначала застроят 45 гектаров, введя 250 тыс. кв. м жилья, при этом первые 50 т. кв. м – уже к концу 2026 года.
На втором этапе в Хабаровске хотят «подвинуть» из городской черты ДОСААФ с его аэродромом, а на освобожденных 83-х гектарах построить еще 450 тыс. кв. метров жилья.
Аварийное и ветхое
Почти каждый, кто был в Хабаровске или проезжал сквозь него, обращал внимание на «бараки» на проспекте 60-летия Октября. Стоят они здесь давно и казалось, переживут еще многих. Но в последние годы дело сдвинулось: пусть с помпой и не все сразу, но их стали сносить.
Для строительства жилья под переселенцев из аварийного и ветхого жилья в крае определено 39 площадок комплексной застройки, всего 700 гектаров.
«Дом дальневосточника»
«Дом дальневосточника» – еще один «уникальный» проект, который пытаются реализовать и в макрорегионе, и в регионе. Смысл его, если вкратце, таков: берем «дешевый» кредит, выбираем один из предлагаемых готовых проектов, покупаем домокомплект у аккредитованного застройщика и через короткое время въезжаем в собственный дом. Вопрос, конечно, пока больше, чем ответов, к тому же опрос показал, что дальневосточники в деревянном «доме дальневосточника» жить не очень-то и хотят.
Но тут, конечно, подкупают условия: льготный кредит по сниженной ставке до 12 млн рублей и заявка через электронный сервис.
Арендные квартиры
Еще один федеральный проект, реализуемый в макрорегионе, арендные квартиры, которые будут предоставлять на период работы нужным в каждом конкретном регионе специалистам, в том числе учителям, врачам. При этом специалист будет платить около 30% от арендной платы, остальное в равных долях добавят федеральный центр и регион.
Всего таких квартир решено построить в ДФО около 10 тысяч. Хабаровскому краю отвели квоту в 1640 квартир, их уже распределили: 89 – в Комсомольске-на-Амуре, остальное – в Хабаровске. 965 уже начали строить, чтобы в 2025 году построят.
Что делать с другими городами и поселками, где не меньше (а, может быть, даже и больше) нужны врачи и учителя – не понятно. Еще сложнее – с северными территориями, где нет ни застройщиков, ни производственных мощностей, а транспортная составляющая может убить любой проект на корню.
Социалка
Темпы и объемы строительства социальных объектов, если верить г-ну Дубову, в Хабаровском крае тоже растут: если в 2022 году было введено 12 таких объектов, то в этом году – 10, и еще 10, как говорится, «на подходе», то есть в высокой степени готовности.
Сложнее всего с Комсомольском-на-Амуре. Здесь до сих пор не могут построить ни дамбу, ни набережную, ни больницу, ни онкологический диспансер. Чтобы разрубить этот «Гордиев узел», было принято решение завести на объекты Военно-строительную компанию, которая и с объемами должна справиться, и не обманет.
Мастер-планы
У Хабаровского края их три: по самому Хабаровску, Комсомольску-на-Амуре и Советской Гавани. Первые два уже утверждены, «приморская столица» края пока еще в разработке.
Планы по Хабаровску глобальные: построить новое здание для Дальневосточного художественно музея – тут уже заключено инвестиционное соглашение, идет уточнение параметров на проектирование.
Другой глобальный проект – межвузовский кампус. По нему готова концепция застройки, разработана проектно-сметная документация первой очереди, которая скоро уйдет на государственную экспертизу.
По набережной в Хабаровске, разговоры про которую идет уже больше 10 лет, разработана документация на планировку территории, она включает в себя участок от Уссурийского бульвара до улицы Запарина (то есть лишь часть от всей набережной).
Набережную и кампус обещают начать строить уже в следующем году.
Немного о проблемах
Они есть: коммерсанты не хотят идти в северные районы, где маленькие объемы строительства, хотя потребности – в пересчете на душу населения – еще больше, чем в городе.
Еще мало своих материалов. К примеру, отделочные материалы, стекло, плитку проще закупать в Китае, чем пытаться наладить свое производство. По этой же причине федеральные застройщики, пришедшие в регион, до сих пор раздумывают над локализацией производства стройматериалов: ну, перетащим в Хабаровский край пару заводов, а когда закончится объем строительства, что с ними делать?
Самая острая проблема отрасли – кадровая. Стройкам региона не хватает как минимум трех тысяч человек.
Эльвира Баумгартен уже более 15 лет занимается посуточной арендой в Комсомольске-на-Амуре в компании ApartLand. Она рассказала, как зарабатывать на аренде жилья в нетуристическом городе, с какими сложностями можно столкнуться и как их преодолеть.
Как все начиналось?
Поначалу у меня была всего одна квартира, которую я взяла в ипотеку и планировала сдавать в долгосрочную аренду. Но достаточного спроса не оказалось, и было решено сдавать квартиру посуточно — нелегкое решение для владелицы детского центра, у которой было много стереотипов о посуточной аренде. Чтобы находить гостей, тогда было достаточно размещать объявление в местной газете — там публиковалось всего 8 аналогичных объявлений конкурентов.
Этот способ заработка быстро стал приносить мне весомый доход. И уже через год я оформила еще одну ипотеку, сделав это ежегодной традицией. Вырученных от посуточной аренды средств хватало на оплату и ипотечных платежей, и коммунальных услуг, и на собственные расходы. На сегодняшний день все эти ипотеки погашены, но в то время, конечно же, были страхи, связанные с ипотекой как с инструментом для создания собственных активов.
Изначально у меня была позиция — сдавать только собственные квартиры. Но когда в городе появилась компания «Транснефть» и, как следствие, командированные — спрос на краткосрочную аренду резко вырос. Брать с той скоростью ипотеку, с которой приходят клиенты, было нереально. Тогда я приняла решение воспользоваться новым для себя инструментом — субарендой. За один месяц я взяла 7 объектов в субаренду — помимо пяти собственных квартир. И тогда начался бизнес, а не просто доходная самозанятость.
Как выбирать жилье под субаренду?
Начинающему предпринимателю, у которого не сформирована репутация на рынке, договориться с арендодателями сложно. Часто именно неумение набрать объекты становится ограничением для начала посуточного бизнеса. Совет: не нужно бояться отказов, ведь количество рано или поздно переходит в качество — один из 10 собственников жилья примет ваше предложение. Поставьте себе флажок: набираю 40 отказов. Поверьте, вы не сможете выполнить эту задачу — еще раньше вы получите положительный ответ от собственников. А через год вы заметите, что они сами вам звонят и предлагают свои квартиры в субаренду.
При этом не следует соглашаться на любые квартиры, важно выбирать объекты с хорошей локацией — так, для Комсомольска-на-Амуре (и других промышленных городов) важна близость к предприятиям, где работают командированные, а также к медицинским учреждениям, к административному центру города. Кроме того, имеют значение адекватность собственников и соседей, а также качественный ремонт.
Изначально я брала под субаренду квартиры в любом виде и тратилась на ремонт, но сейчас стремлюсь брать только те объекты, которые требуют минимальных вложений — например, только декора. Собственные средства лучше всего вкладывать в качественную фото- и видеосъемку, а также продвижение.
Кто арендует квартиры посуточно в Комсомольске-на-Амуре?
В нашем городе нет наплыва туристов, но есть много командированных, которые приезжают сюда работать. Плюс нетуристического города в том, что у нас нет такого понятия — несезон. Тем, кто сдает квартиры посуточно в Сочи, Анапе или Геленджике, приходится за лето зарабатывать столько, чтобы потом жить на эти деньги весь год, а у нас спрос стабильный все 12 месяцев в году.
Еще одно преимущество нетуристического города — здесь ниже конкуренция, меньше расходы на рекламу. Например, большая и приятная для нас разница в стоимости размещения объявления на «Авито» в Москве и в Комсомольске-на-Амуре.
Сколько можно заработать?
Чистая прибыль в месяц с одной квартиры в небольшом городе с арендной ставкой 25 000 руб. в месяц и 1 500 руб. в сутки будет примерно 10 000–15 000 рублей. Средний чек в маленьких городах ниже, чем в городах-миллионниках, но и расходы меньше.
Маржинальность этого бизнеса сейчас невысока: разница между доходами и расходами составляет около 15%. В гостиничном бизнесе, который является аналогом посуточной аренды, этот показатель — 25%. Цены с нулевых годов, когда посуточная аренда была высокодоходной, практически не изменились — средняя стоимость в сутки составляет 1,5 тысячи рублей, а расходы на содержание и ожидания клиентов сильно выросли.
Тем не менее, это перспективный и стабильный бизнес, основанный на базовых потребностях человека. Жилье, даже временное, это необходимость в отличии от посещения кофеен, барбершопов и салонов красоты.
Как привлекать клиентов?
При правильном построении бизнеса и верной стратегии можно работать и с квартирами в низкоценовом сегменте. Главный вопрос — как увеличить эту стандартную небольшую прибыль со своих объектов. Ключевое здесь то, что у предпринимателя должен быть большой поток гостей — в этом помогает реклама.
Я активно размещала объявления своих квартир на «Авито Недвижимости» — публикуюсь там почти с самого запуска платформы. В последнее время на площадке появилось много нового — например, онлайн-бронирование. Люди все больше бронируют онлайн, поэтому нужно понимать, что если вы до сих пор не предоставляете такую возможность, то теряете большое количество клиентов.
С «Авито Недвижимости» у меня идет основной трафик — около 25% клиентов — и это самый высокий процент в сравнении с другими площадками. Поэтому уверена, что такие платформы нужно изучать и регулярно отслеживать их новые инструменты. При этом я стараюсь задействовать максимальное количество площадок — размещаю объявления еще и на таких порталах, как Bronevik, Ostrovok. Но эти платформы дают мне примерно 5-8% бронирований.
Кроме того, «Авито Недвижимость» помечает проверенные квартиры значками «Квартира проверена» и «Безопасная бронь», и таким образом подтверждает надежность объекта. Мои объекты первые в городе получили такие значки, и за нами быстро подтянулись конкуренты. Может казаться, что эти значки не так важны, но для человека, который едет в чужой город, это значимо. Я заметила, что такие квартиры разбирают охотнее.
Как успешно сдавать квартиру посуточно?
Бизнес по краткосрочной аренде довольно простой — зайти в него несложно, инвестиции потребуются небольшие. Поначалу можно даже совмещать с основной работой, если у вас в наличие всего одна-две квартиры.
При этом необходимо предварительно составить финансовую смету, рассчитать расходы, предполагаемые доходы и срок окупаемости объекта. Также стоит помнить, что от клиентов можно ожидать неприятных сюрпризов: например, они могут испортить свежий ремонт, мебель. Нужно быть к этому готовым и размещать в квартире только самое необходимое, без излишеств.
Еще один совет: работайте официально, тогда у вас будут хорошие гости, а не местная молодежь.
Хорошим гостям, а именно командированным и платежеспособным, нужны гарантии. Наличие сайта, возможность забронировать жилье онлайн — это подтверждение вашей положительной истории для гостя.
Подведем итоги:
Для строительной отрасли 2025-й год может стать переломным. Ужесточение условий льготной ипотеки влияет на темпы продаж. А введение единого ипотечного стандарта ограничит манёвры девелоперов. Что новый 2025-й принесёт застройщикам и покупателям недвижимости на Дальнем Востоке, выясняло EastRussia.
Ипотечный рынок продолжил снижение в сентябре, когда Банк России поднял ключевую ставку до 19 процентов. Об этом говорит статистика института развития в жилищной сфере ДОМ.рф. В Хабаровском крае количество выданных кредитов уменьшилось на 55 процентов – 1100 шт. В Приморском крае рынок упал на 50 процентов (1 642 шт.), в Сахалинской области на 43 процента (438 шт.).
Ноябрьский мониторинг ипотечных ставок показывает, что за неделю, с 11 по 17 ноября, рыночные ставки Сбербанка и ВТБ прибавили 3,5 и 3,1 процентных пункта и превысили 28 и 29 процентов годовых. То есть каждый год заёмщику придётся отдавать треть стоимости кредита.
Что касается программ с господдержкой, условия ужесточились. Теперь многие банки просят от 50 процентов первоначального взноса (ПВЗ) по дальневосточной и семейной ипотеке. Последняя новость: Сбербанк увеличил ПВЗ по льготным программам до 50,1 процента. Минимальный взнос составляет 20,1 процента. Но для того, чтобы им воспользоваться, нужно купить квартиру по программе субсидирования от застройщика, оформить ипотеку с увеличенным лимитом или выбрать жильё в рамках комплексного предложения.
«Вторичный рынок встал – если что-то покупается, то очень недорогое и по цене ниже рыночной. К сожалению, на первичном рынке ситуация тоже сложная – заградительные первоначальные взносы сделали свое дело. Банки, которые раньше были локомотивами льготной ипотеки, таковыми уже не являются, потому что первоначальный взнос 50 процентов – это неподъёмная цифра для молодых семей», – прокомментировал президент Ассоциации «Региональная гильдия риэлторов Дальневосточного федерального округа» Александр Пестерев.
Отрасль оказалась в опасной ситуации, отмечают эксперты. И 2025-й год станет ещё более непростым для неё. Вполне вероятно, что переживут его не все участники. Застройщики будут распродавать земельные банки, чтобы погасить убытки, возможны слияния и поглощения. Непрофильные игроки, занявшиеся жилищным строительством на золотой волне 2019-2020 гг, свернут проекты, а нераспроданные остатки перейдут в залоговое имущество банков после ввода объектов – таков негативный сценарий.
«Будет кризис, но Дальнего Востока он коснётся в меньшей степени, потому что здесь застройщиков поддерживает дальневосточная ипотека. Программу продлили до 2030 года, и на сегодняшний день это главная опора отрасли», - считает профессор Дальневосточного федерального университета, финансовый консультант Максим Кривелевич.
Например, в Хабаровском крае на дальневосточную ипотеку приходится больше половины всех объёмов льготного финансирования. В то же время аналитики уже фиксируют падение выдачи кредитов по льготным программам. Это связано и с увеличением первоначального взноса, и с исчерпанием денежных лимитов, из-за чего приостанавливались выдачи по «Семейной ипотеке».
«В некоторых банках сохраняется первоначальный взнос 20-30 процентов по льготным программам, но есть и подводные камни – часто такие условия распространяются только на зарплатных клиентов либо объекты из «льготного списка». Кроме того, велика вероятность получить отказ в кредите, так как банк посчитает клиента неплатежеспособным», - прокомментировали в агентстве недвижимости «Городской риелторский центр» (Владивосток).
Отсюда рождается тренд на недвижимость класса бизнес и комфорт-плюс, рассказывает Максим Кривелевич. В 2025-м году он будет набирать обороты, уверен эксперт, ведь доля льготной ипотеки в сделках с дорогой недвижимостью не так велика, и покупательная способность сохраняется. Поэтому на рынке появляется всё больше проектов с квартирами стоимостью от 8-12 млн рублей. ЖК Stark, ЖК «Философия» во Владивостоке, ЖК «Адмирал» и ЖК «Культура. Гармония» в Хабаровске – всё это проекты верхнего ценового сегмента с роскошными входными группами, большими террасами и другими атрибутами элитного жилья.
«Строить жёсткий эконом сегодня невыгодно, либо для реализации таких проектов необходимо государственное участие», – прокомментировал представитель компании DARS Development.
На доходы девелоперов повлияет и то, что в 2025-м году у них станет меньше пространства для манёвров. Сегодня компании предлагают различные программы рассрочки, кредит на первоначальный взнос, активно используют субсидирование и первоначального взноса, и процентной ставки. Но в 2025-м году ЦБ закрепляет единые условия ипотеки для всех.
С 1 января 2025 года начнёт действовать ипотечный стандарт. Нельзя будет длительное время размещать средства клиента на аккредитиве вместо эскроу счета. Банки больше не смогут получать вознаграждение от застройщиков за снижение ставки, если при этом искусственно увеличится стоимость жилья. В сумме первоначального взноса не будут учитываться деньги, которые вернутся покупателю после приобретения квартиры, например, кэшбэк от застройщика или банка. То есть компании больше не смогут продавать в ипотеку квартиры без первоначального взноса, объясняют эксперты.
Вот почему инфополе переполнено объявлениями из разряда: «Только до конца 2024 года вы сможете приобрести жильё без первоначального взноса по семейной ипотеке».
С июля 2025 года так же планируется запретить банкам брать комиссию за пониженную ставку ипотеки.
«Субсидирование в разных вариантах активно используется последние несколько лет. И хорошо, что Центробанк обратил на это внимание, потому что зачастую субсидируемые скидки складывались в увеличение цены квартиры. К счастью, в нашем регионе эта история не так развита», – комментирует Сергей Косиков.
Вместе с тем, по его словам, рыночная ипотека фактически поставлена на стоп. Большинство экспертов не видят оснований для снижения ключевой ставки Центробанка в 2025-м году, так что в этом отношении позитивных изменений не предвидится.
«На самом деле, порог был ещё в ноябре прошлого года, когда ключевая ставка поднялась до 16 процентов. Уже тогда покупатели были не готовы к таким условиям», – комментирует Сергей Косиков.
И самый резонансный вопрос – стоимость квадратного метра. В СМИ проходила информация, что жильё активно дешевеет на Дальнем Востоке, но риелторы её не подтверждают.
«Во Владивостоке цены предложений новостроек после отмены программы господдержки выросли на 2,6 процента», – поделились цифрами в агентстве недвижимости ГРЦ.
ДОМ.рф тоже не фиксирует снижения стоимости жилья по регионам. В октябре в Хабаровском крае квадратный метр стоил 146,7 тысяч по отношению к 146,2 к сентябрю и 143 тысячам в августе.
По словам застройщиков, растущие расходы и падающая маржинальность не позволят девелоперам значительно снизить прайсы.
«В проекте только строительная часть составляет порядка 100 тысяч рублей. Прибавьте сюда аренду участка и все вопросы, связанные с землёй. Банковское сопровождение добавляет ещё 10-20 тысяч к стоимости квадратного метра», – комментирует член Совета «НОСТРОЙ» Сергей Федоренко.
Сегодня можно выгодно купить квартиру на вторичном рынке. Собственники предлагают колоссальные скидки до 20 процентов, если им нужно срочно продать жильё. Но что касается рынка новостроек, здесь ценовая политика зависит от финмодели, которую застройщики согласовывают с банками. Некоторые собеседники в разговоре с корр. агентства выразили мнение, что 250 тысяч за кв. метр – разумная цена, например, для Владивостока.
«Кроме того, хотя Дальний Восток имеет свои преимущества, не стоит забывать об удалённости региона. Мы находимся далеко от источников производства любых материалов, поставки из-за рубежа сократились, цены высокие. Рынок рабочей силы ограничен, и её тоже непросто привезти с Запада», – перечисляет руководитель строительной компании «ДаВинчи групп» Алексей Исаков.
Его коллега Людмила Давыденко отмечает, что единственное, на чём в перспективе могут сэкономить застройщики, это логистика, и предлагает оценить ситуацию с неочевидного ракурса.
По её словам, в строительной отрасли ДФО за последние годы произошли изменения: в регион пришли крупные застройщики, торговые сети строительных материалов, развивается местное производство в ТОР Приморья.
«Логистика – ресурс, которым край обладает, но пока не осваивает», – акцентирует Людмила Давыденко.
Представители отрасли Приморского края выделили ряд направлений, которые могут снизить себестоимость строительства:
– придорожные технопарки (технико-экономическое обоснование по ним уже разработано, уточняет собеседница).
– Оптимизация транспортных схем. Например, зона Михайловского района Приморья идеальна тем, что через неё проходят дороги во все районы края.
– Не задействованы малая авиация и десятки заброшенных военных аэродромов, в том числе в Михайловском районе.
– Дроны могут использоваться не только в транспортировке грузов, но и при строительстве объектов. В этом году колледжи впервые произвели набор на специальности, связанные с управлением, сборкой и разработкой дронов.
«Ну и не забываем, что нас окружают водные просторы, не используется огромное количество частных плавсредств. У Приморского края много преимуществ перед другими регионами, надо только захотеть ими воспользоваться», – резюмирует Людмила Давыденко.
К слову, развитием логистики озабочены и крупные федеральные компании, такие, как ФСК. Именно в Приморье группа решила локализовать производство газобетонных блоков. После запуска предприятие будет производить 150 тысяч кубометров продукции в год с выходом на объёмы производства до 240 тысяч кубометров ежегодно. Строительство в промышленном парке Большой камень может начаться уже в следующем году.
«Дальний Восток – перспективный регион для нас. ФСК зашла в Хабаровский край, Амурскую область, Приморье, и мы видим спрос, пусть и не такой большой. Действует дальневосточная ипотека, крупные федеральные стройки – в приоритете органов федеральном власти. Другое дело, что помимо исторических девелоперов на рынке появилось много хаотичных игроков с одним проектом в портфеле, и качественного продукта у них нет. А в сложившихся условиях выиграет тот, кто сможет обеспечить максимально качественное предложение», – прокомментировал представитель компании «ФСК» Станислав Варнаков.
Таким образом, 2025-й год обещает ужесточение конкуренции и самые неожиданные сценарии развития событий. При этом эксперты уточняют, что на сегодняшний день объекты сдаются вовремя или с незначительными задержками, вероятность появления замороженных строек крайне низкая, и в любом случае покупателя защищает ФЗ-214 о защите прав дольщиков. Если у девелопера возникнут проблемы, объект будет достроен с помощью государства.
Отметим, что сегодня в ДФО строится более 7 млн жилья. Из них не продано 45 процентов. Лидером остаётся Приморье с объёмами строительства около 3 млн кв. метров жилой недвижимости. В Хабаровском крае показатель значительно ниже – около 1,3 млн. кв. метров.
Интересно, что, по мнению аналитиков, возможное сворачивание рынка в обозримом будущем может привести к дефициту предложения через несколько лет. А это будет означать новый рост цен.
По подсчетам экспертов, ввод Ленского моста в эксплуатацию не только решит сезонные проблемы с транспортным сообщением Якутии, но и принесет экономике республики дополнительно свыше четверти триллиона рублей в течение 20 лет. О том, какие уникальные технологии будут применены при строительстве моста, социальном и экономическом эффекте Ленского моста — в материале East Russia.
В октябре в Якутии начался основной этап строительства уникального моста, которого жители республики ждали с 1980-х годов. Переход позволит снять сезонную транспортную ограниченность Якутска. Сейчас 70% населения республики в период ледостава-ледохода не могут на автомобиле добраться до «большой земли»: сухопутное сообщение может отсутствовать от пяти до шести месяцев в году.
К примеру, за последние пять лет «зимник» через Лену работал с января по апрель. Для большегрузных автомобилей ситуация еще сложнее, так как срок действия переправы меньше на 1,5-2 месяца: паромы работают с конца мая по октябрь. А в межсезонье для перевозок задействуются суда на воздушной подушке.
Работы, начатые в октябре, будут вестись до самых сильных морозов, сообщили East Russia в министерстве транспорта и дорожного хозяйства региона. В настоящее время работы ведутся одновременно на обоих берегах реки. Строители занимаются устройством технологических площадок с подъездными путями, где разместятся производственные базы, оборудование, административно-бытовой комплекс и общежития для строителей.
На технологической площадке №1 завершена сборка специального зимнего комплекта бетонного завода. Это позволит обеспечить работу по выпуску бетонных смесей во время сурового холодного сезона. Точно такой же устанавливается на правом берегу. Началось бурение и бетонирование буронабивных свай (БНС). На этот год запланировано устройство до 50 БНС под эстакаду левобережной части моста.
«В пиковом значении в 2025-2026 годах будут привлечено около 1500 рабочих по различным специальностям», — рассказали в министерстве.
Фактически работы по строительству моста начались еще в 2021 году. Подготовлена территория строительства, переустроены инженерные сети (электроэнергия, газ, связь) под основной ход строительства мостового перехода.
По данным ведомства, предварительная общая стоимость Ленского моста составляет 129,5 млрд рублей с НДС в ценах третьего квартала 2022 года. При этом федеральное финансирование составит 59% - 65 млрд рублей. Остаток суммы планируется выделить из регионального бюджета и внебюджетных средств. Проект структурирован на основе частной концессионной инициативы. Финансовым партнёром концессии выступает Сбер.
После устройства опор в русловой части будет выполнена надвижка пролётных строений моста, собираться которые будут заранее на берегу. Технология надвижки — это один из современных методов возведения мостов, при котором монтаж пролётных строений осуществляется с берега, постепенно надвигая их на опоры с помощью специальных гидравлических домкратов.
Мост через Лену — это уникальный транспортный объект, не имеющий полного аналога в мировой практике мостостроения. Близкие по конструкции сооружения возведены во Владивостоке — через пролив Босфор Восточный и бухту Золотой Рог. Однако в условиях, подобных якутским, вантовые мосты ещё не строились. При разработке проекта учитывались специфические особенности региона: экстремально низкие зимние температуры, мощный ледоход, сильные паводки, а также сложная логистика доставки материалов на северные территории. В процессе проектирования был тщательно изучен опыт стран Азии, Европы и Америки.
Ленский мост – трёхпилонный вантовый мост, эта конструкция выбрана проектировщиками как наиболее оптимальная для климатических условий и гидрологического режима реки. Здесь будут использованы лучшие практики и технологические решения в мостостроении, некоторые из них – впервые в России. Общая протяжённость моста с автомобильными подходами составит 14,5 км, по нему смогут проезжать 5300 автомобилей в сутки.
В рамках проекта впервые в нашей стране будут применены наплавные коффердамы, рассказали в пресс-службе группы «ВИС». Использование такого типа коффердамов обусловлено сложными климатическими и гидрологическими условиями территории строительства. (Коффердам представляет собой временное сооружение, предназначенное для создания герметичного рабочего пространства. Его устанавливают прямо в воде, непосредственно в месте возведения опор моста. Это позволяет создать сухую зону, обеспечивая возможность проведения необходимых работ на дне практически любого водоема. — прим. автора).
«Летний строительный сезон в Якутске длится всего около четырех месяцев, после чего наступает суровый осенний ледоход. В отличие от классических шпунтовых ограждений, наплавные коффердамы можно подготовить на берегу заранее, минимизируя работы в акватории, что критически важно в условиях ограниченного времени. Кроме того, коффердамы спроектированы таким образом, что смогут выдерживать нагрузки от ледохода, снижая риски повреждения конструкций. Производственные работы по изготовлению конструкций уже запущены», — пояснили в пресс-службе группы компаний.
В рамках создания проектной документации по Ленскому мосту проведена масштабная работа, учитывающая климатические особенности региона. Генеральным проектировщиком выступил Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург, занимавшийся разработкой крупнейших транспортных инфраструктурных объектов в России – Крымского моста, моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке и многих других.
Участие в проектировании приняли и другие ведущие институты, каждый из которых был сфокусирован на определённой области исследований. Так, Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН изучал геокриологическую ситуацию, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды занималась физическим моделированием русловых процессов, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова выполнил математическое моделирование русловых процессов, Крыловский государственный научный центр исследовал аэродинамические характеристики конструкции.
Проведённая работа позволила разработать оптимальные, а по ряду параметров – единственно возможные проектные решения, спрогнозировать изменения мерзлотных условий в период строительства и эксплуатации объекта.
Основная сложность – это климатические условия региона. Вечномерзлые грунты, сезонные перепады температур до 95 градусов, сейсмическая активность, гидрологический режим реки – это те факторы, которые были предусмотрены при проектировании. Принятая конструкция моста способна выдерживать все перечисленные условия и полностью отвечает эксплуатационным требованиям.
Ленский мост — станет одним из ключевых объектов транспортной системы всего Дальнего Востока. Этот проект позволяет логистически связать Транссиб и БАМ с богатыми минерально-сырьевыми центрами Мирнинского и Ленского районов республики, создать дополнительный выход на территории Восточной Сибири.
«По оценкам Минэкономразвития России экономический эффект от реализации проекта превысит затрачиваемые средств в 1,6 раз. Считаю, что в долгосрочной перспективе, с учетом мультипликативного эффекта от развития промышленности, логистики в якутском узле эффект будет значительно выше. Якутск станет важнейшим транспортно-логистическом хабом, где будут соединяться железная дорога, речной и авиационный транспорт», - считает гендиректор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин.
Эксперт считает, что строительство моста даст дополнительный импульс для развития судоходства по Лене в целях увязки с Северным морским путем и увеличит интенсивность доставки грузов в направлении Магадана. «В конечном итоге выходу получит и население за счет снижения цены на доставку товаров, создания новых рабочих мест и повышения их транспортной мобильности», - отметил Максим Данькин.
Эксперт «Ленского клуба», председатель Общественного совета при Министерстве транспорта России, первый заместитель генерального директора Центра стратегических разработок Татьяна Горовая отметила, что строительство моста через Лену позволит в первую очередь решить проблему социальной связанности территории Республики Саха для населения. По её словам, в расчете на одного пассажира экономия времени в пути за год составит в среднем 130 минут. Внушительным будет и экономический эффект: прирост валовой добавленной стоимости за 20 лет эксплуатации моста достигнет порядка 250 миллиардов рублей, что станет стимулом для развития республики.