«Почта России» начинает масштабный проект по замене иностранного программного обеспечения на российские аналоги. В рамках проекта планируется внедрение отечественной операционной системы «Альт» на 130 тыс. рабочих местах: это почтовые отделения, логистические центры, а также административный персонал.
Партнёром компании в этом проекте выступает разработчик российских ОС — «Базальт СПО». Завершение полной реализации ожидается в течение трёх лет. Об этом сообщает пресс-служба АО «Почта России».
Для успешного перехода на новое программное обеспечение сотрудники будут проходить обучение. «Базальт СПО» разработала специальные курсы, включающие как базовый, так и экспертный уровни подготовки.
На текущий момент ОС «Альт» уже установлена на более чем 1, 9 тыс. клиентских компьютерах в почтовых отделениях, которые были модернизированы по поручению президента России Владимира Путина.
Генеральный директор «Почты России» Михаил Волков отметил, что проект уникальный по сложности и инновационности из-за широкой географической распределённости инфраструктуры. Он добавил, что этот амбициозный шаг не только уменьшит зависимость от зарубежных технологий, но и послужит стимулом для развития российского программного обеспечения.
Отмечается, что подготовка к проекту началась ещё в 2022 году, когда Почта тестировала российские программные продукты, формировала потребности, выбирала потенциальных поставщиков и разрабатывала технические требования. Закупки проводились по стандартной конкурсной процедуре.
Генеральный директор «Базальт СПО» Сергей Трандин подчеркнул, что их компания готова оказывать поддержку на всех этапах внедрения системы, а также работать над совместимостью программ, которые могут потребовать адаптации или даже создания с нуля. Он отметил, что это очень интересная задача, так как «Почта России» динамично развивается и имеет разветвлённую сеть отделений.
В конце мая на Дальний Восток с официальным визитом заглянул российский производитель электроники — компания Fplus, которая занимается выпуском различной продукции: от смартфонов до серверов. Передовая группа посетила Хабаровск, чтобы «людей посмотреть», но, в первую очередь, «себя показать». Корреспондент EastRussia отправился на презентацию-встречу.
Импортозамещение полным ходом
— Наверняка же видели гаджеты, которыми проводники поездов пользуются при проверке электронных билетов? — вопросом на вопрос о том, что производит Fplus, отвечает мне представитель компании.
— Вчера только в поезд садился, видел, конечно же, — отвечаю я. В ответ слышу:
— Наша продукция! Помимо РЖД, из известных обывателю компаний нашей продукцией также пользуется «Аэрофлот», взамен IPad`ов.
Еще в 2018 году в компании задумались об импортозамещении IT-оборудования. К весне позапрошлого года появился собственный бренд Fplus, а сегодня уже три десятка продуктов включены в реестр Минпромторга. Это означает, что продукцию Fplus — наряду с другой «реестровой» — могут приобретать госкомпании и корпоративные заказчики, взамен импортного оборудования.
«Сегодня мы — крупный федеральный IT-холдинг, у которого есть собственное производство, дистрибуция, розница, логистика. В нашей компании работают свыше двух тысяч сотрудников. В 2022 году в рейтинге крупнейших IT-компаний России мы заняли первое место», — рассказала в ходе презентации руководитель региональных продаж Fplus Анастасия Никовская.
У Fplus самая широкая линейка IT-оборудования среди российских производителей, в Подмосковье у компании собственный завод на 25 тыс. кв. метров, где производят мониторы, ноутбуки, серверы, принтеры — в общем, все то, что принято называть «железом».
При этом заказчик может выбирать не просто разрозненное оборудование, а готовое решение «под ключ». К примеру, на предприятии есть сотрудники. которые работают, как говорится, «в поле»: сегодня в офисе, завтра — на удаленном объекте, при этом им необходимо полноценное рабочее место. Пожалуйста, берите программно-аппаратный комплекс на основе планшета Fplus T1100-RUS. Это российский планшет на отечественной операционной системе с набором необходимых для работы программ, в том числе офисным пакетом и мессенджерами.
Сервер – наше все
Отдельная гордость Fplus — серверный портфель. Буквально на днях компания выпустила новинку - сервер «Буран», который предназначен для задач, требующих максимальной производительности: на таких машинах обрабатывают данные провайдеры сотовой связи и интернета, транспортные компании, банки и важнейшие госсистемы, например, всем известные «Госуслуги».
Ведущий менеджер отдела технической поддержки Вячеслав Кугуенко, кажется, может рассказывать о серверах часами: как разрабатывали, что улучшили, какой результат в итоге получили. К примеру, сервер «Спутник» уже 1,5 года успешно продается по всей стране. Присутствующие на презентации в зале IT-специалисты задают специфические вопросы о технических характеристиках, сервисе и скорости реакции Fplus на возникающие запросы.
«Важно, что оборудование мы производим самостоятельно, обеспечиваем его сервисную поддержку и обслуживание, а значит заказчики избавлены от рисков, которые им грозят при выборе оборудования, ввезенного по непонятным схемам параллельного импорта», — резюмирует Вячеслав Кугуенко.
Главное — безопасность
За чашкой кофе разговариваем с представителями компании, они отмечают, что пока в нашей стране еще не все пользователи осознали неизбежность импортозамещения.
«Пока инфраструктурное и офисное оборудование работает, никто об этом попросту не задумывается. Но рано или поздно ему требуется обслуживание или замена, и вот тогда начинаются поиски альтернативы. А у нас такая альтернатива уже есть, причем наши решения не уступают зарубежным аналогам», — говорит собеседник.
Понятное дело, что «железо» не может работать само по себе, для этого необходимо программное обеспечение. Fplus активно сотрудничает с ведущими отечественными разработчиками ПО. В компании считают, что каждый должен заниматься своим делом: производитель — аппаратной частью, разработчик — софтом, и уже совместно работать над их совместимостью. Одной из таких точек соприкосновения является мобильная операционная система «Аврора», которая используется на смартфонах и планшетах Fplus. Именно эта ОС установлена в тех самых гаджетах, которыми пользуются проводники пассажирских вагонов РЖД, о которых мы рассказывали выше.
«Сейчас мы делаем упор на защищенности и безопасности мобильных устройств, но конечно же не забываем и об удобстве пользователей. Для того, чтобы смартфоном было комфортно пользоваться, у него должны быть не только современные технические характеристики, но и большое количество привычных приложений. В будущем отечественные смартфоны станут обычным делом, но для этого необходимо время. Ведь работой над ними российские производители и разработчики занялись не так давно», — отметил представитель Fplus.
Клиенты всякие важны
Сегодня на Дальнем Востоке реализуется большое количество проектов, в первую очередь, инфраструктурных — в области горноперерабатывающей промышленности, энергетики, нефти и газа, а также традиционные производства для ДФО — рыба и лес.
«На кого вы рассчитываете в первую очередь на дальневосточном рынке? Кто может стать вашим клиентом?», — спрашиваю я.
«Мы готовы работать со всеми: госсектором, транспортными компаниями, производственными предприятиями. Кого-то отдельно не выделяем, но очень хотим узнать потребности клиента, чтобы предложить ему уже существующие продукты или разработать новые под конкретные задачи. Главная же цель на сегодня — заявить о себе, чтобы клиент, когда ему понадобится техническое перевооружение, знал, что надо обращаться к нам или к нашим партнерам», — рассказали в Fplus.
Первый шаг сделан. Через несколько дней Fplus расскажет о себе во Владивостоке.
Правительство работает над нацпроектом, предусматривающим внедрение отечественных цифровых решений в бизнес. Как предпринимателям подготовиться к новым реалиям?
С 2018 года Россия живёт в парадигме национальных проектов, охватывающих практически все значимые сферы жизнедеятельности государства. Процесс «оцифровки» экономики не является исключением. Создание безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, перевод государственных органов на отечественное программное обеспечение, подготовка квалифицированных кадров – далеко не полный перечень задач нацпроекта «Цифровая экономика», реализация которого заканчивается в декабре 2024 года. С 2025 года «Цифровую экономику» сменит «Экономика данных» – новый нацпроект, рассчитанный до 2030 года.
Не погружённый в тему читатель решит, что меняется лишь название госпрограммы при сохранении прежнего содержания. На деле же «Экономика данных» впервые формулирует задачу перевода бизнеса на цифровые рельсы, тем самым знаменуя новую эпоху взаимоотношений государства и предпринимателей в вопросе цифровой трансформации. «Я бы не разделял цифровизацию государственного управления и бизнеса», – заявил вице-премьер Дмитрий Григоренко, отвечая в ходе Восточного экономического форума на вопрос о новом нацпроекте. «Без данных цифровизация не работает, а данные генерит не государство, а бизнес», – подытожил зампред правительства. И действительно, согласно просочившимся в прессу сведениям, «Экономика данных» одной из своих задач видит перевод к 2030 году 80 % организаций ключевых отраслей экономики на российское ПО.
Возникают резонные вопросы — кто и как будет отчитываться за переход бизнеса на российское ПО? Какие обязательства ложатся на предпринимателей и какими средствами их выполнять? Вероятно, что рано или поздно бизнес начнёт представлять новую форму отчётности в Росстат. При этом цифровизация как таковая делает бизнес-процессы крайне прозрачными, а значит и безбоязненно завышать показатели внедрения IT-решений будет крайне сложно, если вообще возможно.
Ожидаемо, что с 2025 года региональные подразделения Минцифры начнут строго следить за долей «оцифрованных» компаний. На начальной стадии ведомство наверняка будет убеждать собственников и руководителей предприятий своевременно внедрять отечественное ПО, проводя обучающие курсы и семинары. Однако по мере приближения итогового отчёта 2030 года действия Минцифры будут иметь всё более принудительный характер. На начальной стадии это может выражаться в дополнительных фискальных нововведениях за отказ от использования отечественного ПО. Тем более, что тенденция введения дополнительных сборов за использование иностранного софта прослеживается уже сегодня. В дальнейшем правительство может перейти и к прямым карательным мерам. Как вариант, возможно введение административных штрафов за уклонение от внедрения рекомендованного ПО, наподобие статьи 13.11.2 КоАП РФ о незаконном использовании принадлежащих иностранным лицам программ и информационных систем.
Ожидаемо, что одной из самых проблемных отраслей нацпроекта «Экономика данных» может стать рыбохозяйственный сектор. Несмотря на усилия Минцифры и Росрыболовства, рыбная отрасль остаётся одной из самых архаичных сфер российской экономики. По оценкам самих рыбопромышленников, сегодня до 70 % компаний рыбной отрасли избегают электронного документооборота в работе с контрагентами. Подобный подход не только осложняет ведение бизнеса, но и создаёт дополнительные риски. Не секрет, что контролирующие органы всё с большим подозрением относятся к бумажным документам. В результате не исключён вынужденный переход собственников рыбного бизнеса в другие сферы предпринимательской деятельности, либо отказ от управления компаниями в пользу правопреемников.
На деле же цифровизация не так страшна, как кажется многим. Безусловно, внедрение IT-решений вынуждает держать документы в порядке и вести своевременный учёт складских остатков. Однако сделав порядок своей привычкой можно избавиться и от постоянного аврала в бизнесе. Рыбопромышленники порой удивляются тому, как селлеры маркетплейсов управляют бизнесом с мобильного телефона. Безусловно, рыбный промысел доставляет больше хлопот, нежели онлайн продажа одежды или детских игрушек, однако и для рыбной отрасли уже разработаны современные технологические решения, способные значительно разгрузить собственников и управленцев.
Предпринимателям следует разобраться с представленными на рынке сервисами оцифровки бизнес-процессов. Необходимо понять, какие именно процедуры занимают наибольшее количество времени и ресурсов. У промысловиков зачастую к таковым относится поиск свободных складов для хранения добытой рыбы; у переработчиков – поиск покупателей. И на тот, и на другой случай уже существуют проверенные цифровые ресурсы, остаётся лишь освоить и внедрить их в бизнес-процессы. Самым сложным здесь, как правило, становится цифровая «трансформация» самих сотрудников. Нередко менеджеры препятствуют внедрению новых технологий, порой доводя ситуацию до негласного саботажа указаний руководителя. В большинстве же случаев это говорит о том, что собственник компании находится на правильном пути.
Сахалинские любители активного туризма создали сайт, на котором собирают проверенные треки для пеших походов, автомобильных поездок и водных путешествий с акцентом на регионы Дальнего Востока и Сибири. Впрочем, география этими территориями не ограничивается — есть подробные треки и по Кавказу, Мурманской области, Центральной России. В базе уже более 3 000 маршрутов с подробным описанием и фотографиями. И за доступ к ним платить не нужно. Руководитель проекта Иван Запорожец рассказал EastRussia, как пришел к этой идее, как все работает, и почему привычные онлайн-навигаторы пасуют перед «ИдиЛесом».
— Иван, расскажите о себе.
— Меня зовут Иван Запорожец. Мне 38 лет, я предприниматель и программист. Родился я в Приморском крае, в городе Дальнегорск. И меня воспитывали краеведы. У меня было два деда: один меня учил природу любить, а другой учил меня на природе выживать. А поскольку Дальнегорск — это такой город инженеров, я рос в абсолютно инженерной среде, и я вырос инженером-программистом и туристом.
Когда я приехал на Сахалин, я обратил внимание, что здесь нет такого ресурса со всеми тропами, и как программист и турист, я создал такой ресурс.
Я не из тех профессиональных туристов, которые были воспитаны в клубной среде, ходят многодневки, зимой, с ночевкой… Я больше турист выходного дня. Могу зимой, но максимум это день. То есть порядка 15 часов на маршруте.
Я хожу в среднем где-то раз в месяц. Могу один, могу с друзьями, могу просто с попутчиками, которых даже не знаю, могу с каким-нибудь клубом. Маршруты хожу разной сложности — и с серьезной физнагрузкой, и просто погулять.
— Как рождался проект «Иди лесом»?
— Проект начался в 2013 году: у меня была фирма по разработке сайтов, которая в тот момент закрывалась и нужна была новая идея. Решил создать приложение для походников. Само приложение быстро сделать не получилось, поэтому для начала просто создали каталог маршрутов.
И вот в апреле где-то 2014 года мы сделали пост на местном форуме, что делаем такой-то сайт, называется он так-то, в тому моменту уже купили доменное имя и сделали заглушку на сайте, где можно было оставить адрес своей электронной почты. Дескать, когда сайт откроется, мы вас оповестим. И можно было с этого сайта рассказать о проекте своим друзьям.
На форуме поднялась большая буча, что ни в коем случае никто с вами никогда не поделится никакими маршрутами и вообще не смейте открывать этот сайт. Эта ситуация привлекла большое внимание СМИ, про нас сняли несколько сюжетов, написали в местных газетах, и в итоге у нас появилась большая база адресов заинтересованных людей.
— А противники чем мотивировали свою позицию?
— Это были, как я их называю, радикальные туристы: они очень сильно переживали, что, когда пойдет большой поток туристов, красивые места будут вытоптаны, замусорены. Поэтому они, как любители природы, говорили, что мы с вами не поделимся, и никто из наших знакомых с вами тоже не поделится такой информацией. Другие просто угрожали.
— Забегая вперед — они оказались правы?
— Вот живой пример на Сахалине: раньше местные жители знали всего несколько туристических мест, куда можно было отправиться на выходные. Одной такой локацией были полянки на «Лягушке». Место так называется —«Лягушка». И эти полянки были вытоптаны очень сильно. Но вот прошло 10 лет и сейчас поток туристов распределился в другие места, нагрузка на «Лягушку» радикально снизилась.
То есть — появилось в информационном пространстве большое количество других мест, где можно проводить выходные. И люди стали ездить в разные места. А раньше на «Лягушке» целый километр был полностью заставлен машинами и людьми. Сейчас там трава выросла прям в рост человеческий, там уже нет полянок. То есть, когда люди получают доступ к большому количеству мест, трафик распределяется, кто-то сюда едет, кто-то сюда, соответственно, нагрузка на природу снижается в конкретных местах.
— Как это работает? Ваш сайт, ваш проект?
— Это работает так: человек скачивает с сайта маршрут и закачивает на устройство — телефон или навигатор. Важный момент: когда человек отправляется в какое-то дикое место там зачастую нет сотовой связи и обычные онлайн-навигаторы бесполезны. А когда человек идет по тропе, бывает такое, что тропа просто в один момент раздваивается, и ты не понимаешь: тебе направо идти или налево идти, указателей в лесу нет.
Для того, чтобы чувствовать себя на тропе безопасно, идти в правильном направлении, люди скачивают себе маршруты. Устанавливают любую, им удобную программу с оффлайн-картами, которые работают без интернета.
С нашего сайта они скачивают нитку маршрута — трек. Это набор точек, который ведет в конкретное место. Это маршрут, которым кто-то уже прошел и поделился с другими. И вот походе, туристы открывают эту карту и видят, что, допустим, когда они подошли к развилке, то им идти прямо, а не направо.
— И где можно погулять по трекам с вашего сайта?
— Мы начали с Сахалина, потом добавили Приморье, Хабаровский край… И сейчас у нас, получается, около 3 000 опубликованных маршрутов, основное их количество по Дальнему Востоку и Сибири, но есть много регионов по стране — по Мурманской области, например, по Кавказу — мы постоянно пополняем, актуализируем нашу базу.
— Чем вы отличаетесь от других таких-же проектов?
— Во-первых, мы собираем информацию в одном месте. Туристической информации много, но она разбросана по разным площадкам. К тому же карты Google, Яндекс, любые карты в телефоне — там есть OSM-треки в виде пунктирных линий и этой информацией можно пользоваться.
Но ей может пользоваться только опытный человек, который понимает, что маршрут идет здесь, и это означает, что его ждут какие-то препятствия, и что это, например, маршрут пеший, а не автомобильный. Обычный человек, глядя на карту туристическую, не сможет понять: можно сегодня туда на его машине до точки старта доехать или нет, сегодня надо брать гетры после дождя или нет, какие там препятствия, а туда можно с детьми или нет, то есть там информация есть, но она не полная.
Там нет ни фотографий, она не категоризирована. Обычному человеку сложно разобраться, просто глядя на треки.
Да, есть сайты, которые специализируются на маркированных маршрутах: они публикуют только такие, на которых развешаны ленточки или стоят указатели. Есть сайты, которые специализируются, на том, что выкачивают из общего пространства какой-то объем маршрутов, уже опубликованных на разных сайтах, и он у них размазан по всей стране.
К примеру, у них может быть 10 тысяч маршрутов, но наполнение каждого региона достаточно низкое. Мы идем от региона к региону, и поэтому, если брать какую-нибудь территорию в отдельности, у нас самая большая плотность маршрутов на регион. Вот Сахалин или Приморье — у нас на здесь по 500−600 маршрутов. На Камчатке у нас в работе маршруты, но уже есть по примерно 50 горячим источникам, о которых информации вообще нигде нету.
Наша суперсила в том, что мы умеем из умов опытных туристов вытаскивать информацию о маршрутах и местах, о которых никогда, нигде не было публикации. То есть люди ходят между собой, фотками делятся, но как туда дойти мало кто знает. А мы умеем вот в общее пространство эту информацию вытащить.
И мы стараемся поддерживать актуальность информации о маршрутах, потому что они постоянно меняются. У нас в определенной степени это получается благодаря сообществу: люди отписываются под каждым маршрутом, мол, я был там в таком-то месяце, там дорога была в таком состоянии. Или вот этот трек, который вы опубликовали неправильный, вот правильный трек. И у нас есть фотографии, комментарии участников, которые там были, и список людей, которые там были.
— Что ещё предлагает ваш сайт?
— У нас есть раздел «Попутчики». Отправляясь в незнакомое место, можно найти компанию, в то числе людей, которые там уже были. Это упрощает людям жизнь, скажем так.
— А сами туры организовываете, водите людей по маршрутам?
— Нет, мы не занимаемся организацией туров, не продаем туры, не водим сами. Наша задача собрать информацию и дать ее большему количеству людей, самостоятельным туристам.
У нас есть премиум-подписка, которая даёт возможность воспользоваться некоторыми «плюшками»: скачивание треков в разных форматах, редактирование и создание своих треков, возможность копировать чужие треки себе, распечатка карт, прокладывание маршрута, скачивание pdf-версий маршрутов. При этом доступ ко всем маршрутам, опубликованным на сайте — бесплатный.
ТОП-3 ЛОКАЦИЙ САХАЛИНА ОТ ИВАНА ЗАПОРОЖЦА
Горный хребет состоящий двух сопок Владимировской и Жданко — он протяженностью в одну сторону или 5 или 7 километров, но очень трудоемкий для неподготовленного человека, потому что ты сначала поднимаешься на 400 метров вверх, потом спускаешься на 200 метров вниз, потом поднимаешься на 300 метров вверх, потом спускаешься на 200 метров вниз и потом еще поднимаешься там на 300 или 400 метров вверх. По факту ты в одну сторону идешь туда 3 часа, обратно 4 часа вот, но это невероятной красоты место.
Рядом есть Буруны, там тропа проходит хребет немножко стороной, переваливает через него и выходит на море. Это старинная японская дорога, для лошадей спроектированная. И когда спускаешься к морю, с правой стороны ты видишь невероятной красоты хребет, а с левой стороны ты видишь здоровенный широкий 15-метровый водопад. Это такой вид, который бывает только на картинках в каких-нибудь супертуристических местах, а это у тебя вот здесь под боком. И там стоят разные кекуры (столбовидные скалы — прим. ред), есть чем заняться там — очень красивая долина между морем и хребтом.
Третье место для меня, наверное, пик Чехова. Просто потому, что это был мой первый маршрут на Сахалине, и я постоянно по нему хожу несколько раз в год.
— Ваш проект вырос из хобби. Таким он и остаётся?
— Много лет это было хобби, мы учились работать с сообществом, учились делать интерфейс, который будет максимально быстро людям давать нужную информацию. Сейчас это уже компания, которая состоит из 10 человек. У нас есть инвесторы. Сейчас мы продолжаем привлекать инвестиции.
Наша задача создать такую цифровую туристическую компанию, которая базируется на двух китах. Первый — это самостоятельные туристы, которым нужна информация о маршрутах, которым просто достаточно каталога качественной туристической информации для путешествий.
И второй кит, который мы будем развивать, это аудитория, которую мы называем неопытные любители. Это большая часть нашего российского общества. Люди, которые очень сильно хотят путешествовать, но им нужен помощник, который поможет им пройти по маршруту, который подскажет, какую обувь надевать, какую одежду брать, какую еду с собой брать.
И мы будем развивать для этих людей сервисную модель по типу советского клубного туризма.
— Получается ли зарабатывать на проекте, он самоокупаемый? Как обстоят дела?
— Проект сейчас убыточный, нам надо несколько лет, чтобы выйти в точку безубыточности, поэтому мы привлекаем инвестиции, чтобы нарастить и базу знаний, и базу людей, которые пользуются сайтом.
Наша задача делать из проекта качественный, удобный продукт для массового потребителя, чтобы каждый человек мог на выходные с семьей, с друзьями отправиться в красивое туристическое место. Не в торговый центр идти, не дома штаны просиживать. Есть люди, которые любят активный отдых, и мы хотим, чтобы они использовали «ИдиЛесом» как входную точку, чтобы добраться до какого-то красивого места. Мы зарабатываем на подписке, рекламе, ну и пока это так и останется.
— Как вы убеждаете инвесторов? Как мне кажется, активных туристов в разы меньше, чем тех же «пакетников», а инвесторы без перспективы не вложатся.
— Как мы разговариваем с инвесторами? Здесь вот что интересно. Самые большие деньги в отраслях зарабатывают те компании, которые создают инновации.
Инновации — это когда что-то элитарное или доступное малому количеству людей, становится доступно большой массе людей. Активный туризм до сих пор остается сильно элитарной штукой. Он доступен или сильно опытным людям, или людям с хорошим бюджетом, достатком. Я натыкался на информацию от Сбера, которая говорит, что в России 20 миллионов человек в возрасте 25−55 лет готовы заниматься активны туризмом.
Большая часть людей хочет, чтобы за них решили все туристические задачи, как им дойти, как доехать, что надо с собой брать, как это все упаковать, как пройти по маршруту.
Есть небольшая часть, которая на все эти вопросы сама находит ответы. Мы их называем опытными любителями. В туризме давно не было инноваций, а мы нашли такую маленькую заковыку, которая мешает этим инновациям. И наша инновация в чем заключается? В том, чтобы в общественное пространство вытащить туристическую информацию.
Когда есть туристическая информация, доступная в виде путеводителей, когда она актуальная, она снимает в головах людей большое количество барьеров. Кстати, «ИдиЛесом» это не только про походы — это маршруты и для тех, кто любит ходить пешком и для тех кто любит автопутешествия, есть у нас и водные маршруты — сплавы, например.
И люди, которые раньше не отправлялись в красивые места, теперь отправляются, потому что они знают, что рядом с домом есть красивые места, они могут посмотреть, где они находятся, могут посмотреть, как туда добраться, на какой машине можно доехать и могут найти себе попутчика. В этом наша инновация. Мы выпускаем на рынок туристический дикий туризм новых 20 миллионов человек.
Потому что на выходных ездить куда-то очень легко. Ты открыл телефон, вот тебе список, выбрал место, скачал карту и отправился в путешествие. Ну вот два действия, две минуты. Раньше это было недоступно, потому что информации не было в одном месте. Но мы сделали то, чего до нас не было. Информацию максимально большого количества категоризировали, снабдили фотографиями, треками и опубликовали в одном месте.
Человек сейчас тратит не неделю на поиск информации, а час или минуты. И в 2025 году мы уже выпустим свое приложение, которое будет работать как такая офлайн-карта.
Молодая семейная пара во время прямой линии с Владимиром Путиным пожаловалась на сложности при получении семейной ипотеки, указав на то, что банки отвечают отказом, ссылаясь на «закончившиеся лимиты»
«Это безобразие, — отреагировал президент. — Во-первых, потому что не должно быть никаких лимитов. И мы с правительством уже эту тему обсуждали. Мне было обещано, и я это обещание проверю, насколько оно исполняется, что никаких лимитов не будет. Потому что в конечном итоге все это связано с субсидиями со стороны государства».
Владимир Путин отметил, что разницу между банковской ставкой и льготными ставками возмещает государство. И если банки отказывают, то это значит, что правительство вовремя не направляет субсидию в банк.
«Семейная [ипотека] точно остается, сельская точно остается, и я прошу правительство обеспечить объем необходимых субсидий. Мы здесь наведем порядок», — сказал президент, добавив, что то же самое касается льготных ипотечных программ на Дальнем Востоке, в Арктике и новых регионах.
В декабре вся страна начинает готовиться к Новому году, что связано не только с приятными, но и с довольно затратными для бюджета покупками. После декабрьских праздников наступает короткий рабочий январь, и каждый год мы осознаем это лишь тогда, когда последние средства уже потрачены на праздничный стол и наряд для торжества. Эксперт НСПК Мария Точилова поделилась несколькими советами о том, как подготовиться к наступающему году заранее в декабре.
— На что обратить внимание, чтобы в декабре финансово подготовиться к следующему году?
— В преддверии Нового года многие торговые сети устраивают распродажи, а банки напоминают о различных бонусах по своим программам лояльности. В свою очередь Система быстрых платежей также предлагает своим пользователям выгодные и интересные предложения. Они доступны в программе лояльности на сайте vamprivet.ru. После регистрации пользователям открываются различные акции и предложения от платежной системы «Мир» и Системы быстрых платежей, а также от федеральных и региональных партеров программы лояльности «Привет!». На сегодняшний день число участников нашей программы лояльности составляет около 80 млн россиян, среди них и жители Хабаровского края. В среднем в день на сайте размещено порядка 200 различных выгодных предложений и для пользователей СБП, и для держателей карт «Мир».
— Какие интересные предложения сейчас действуют для хабаровчан?
— До середины декабря при оплате через СБП можно получить кешбэк рублями при оплате покупок в аптеках, а многие предложения будут работать даже весной следующего года. Так, пользователи смогут выгодно оплатить стильную одежду. Но, на мой взгляд, сейчас особенно стоит обратить внимание на акцию, связанную с оплатой проезда. Она завершится 31 декабря 2024 года. Воспользовавшись ей сейчас, в январе не придется думать об очередной статье расходов. Тут можно сказать – готовьте сани заранее, чтобы в январе передвигаться по городу разве что по взмаху карты. И сейчас я говорю про пополнение «Единой Транспортной Карты» через СБП.
— Какие преимущества предоставляет пополнение «Единой Транспортной Карты» через СБП для пассажиров Хабаровского края?
— При пополнении транспортной карты через СБП онлайн, пользователи получают кешбэк в размере 20%. Это позволяет пассажирам значительно снизить свои расходы на проезд. Ее можно пополнить выгодно в декабре для того, чтобы использовать при оплате весь январь. Так, выгода пассажиров общественного транспорта Хабаровского края с начала старта акции в сентябре превысила 1 млн рублей. Кроме того, пополнение транспортных карт онлайн экономит и время — увеличить баланс можно в несколько кликов по дороге, например, на работу. Это особенно актуально в декабре, когда у людей появляются предпраздничные хлопоты и хочется все успеть сделать как можно оперативнее. Напоминаю, акция продлится до конца года.
— Как проходит процесс пополнения «Единой Транспортной Карты» через СБП? Какие основные шаги нужно выполнить пользователю?
— Процесс пополнения проходит через мобильное приложение «Транспортная карта» или сайт t-karta.ru. Пассажиру нужно ввести данные своей транспортной карты и сумму пополнения, а затем выбрать СБП как способ оплаты. После завершения платежа 20% от потраченной суммы вернутся на банковский счет пользователя в течение минуты. При этом максимальная сумма, которую может вернуть пользователь, — это 1000 рублей в месяц. Так, если пополнить транспортную карту на 2000 рублей, то 400 рублей вернется обратно на счет. Обязательно перед пополнением проверьте регистрацию в программе лояльности на сайте vampivet.ru. Там же можно узнать все подробности акции.
— Какие выгоды, по вашему опыту, получают пассажиры, активно использующие технологичные способы оплаты?
Национальная система платежных карт активно развивает различные инновационные способы оплат на транспорте, что позитивно сказывается на росте безналичной оплаты. Для россиян это быстро и удобно – достаточно нажать на кнопку в смартфоне или приложить его к платежному инструменту. Сегодня к таким технологическим сервисам относится и Система быстрых платежей — сервис Банка России. Изначально с его помощью люди могли переводить деньги между счетами в разных банках по номеру телефона. Но теперь через сервис СБП можно оплачивать абсолютно любые услуги, товары в интернете и розничных магазинах. В этом году мы активно внедряли СБП как способ оплаты проезда, в частности и при пополнении баланса транспортных карт. А благодаря нашей программе лояльности еще несколько недель до самого конца года жители Хабаровского края могут получать кешбэк 20% рублями.
Реклама. АО «НСПК»
ИНН 7706812159
erid: LjN8K2SJx
На Дальнем Востоке предполагается сохранять меры социальной поддержки, в частности направленные на обеспечение доступности жилья с помощью льготных кредитных программ, а также расширение возможностей аренды. Продление действия дальневосточной ипотеки со ставкой 2% годовых, в частности, должно снизить влияние отмены других льготных программ. Тем не менее в регионах существуют опасения относительно введения дополнительных ограничений банками в связи с повышением ключевой ставки ЦБ. Между тем оценивать эффект от программы льготной аренды, в рамках которой в городах началось возведение домов, пока рано. В большинстве регионов Дальнего Востока сохраняется естественная убыль населения, в то время как федеральные власти намерены оценивать работу губернаторов в том числе по данному показателю.
На фоне сохранения действия льготной ставки дальневосточной ипотеки в 2024 г. зафиксирован рост объемов выдачи ипотечных кредитов в рамках программы «Дальневосточная ипотека» – на 30% относительно января-октября 2023 г., до 190 млрд рублей. За данный период кредит оформили 36,8 тыс. человек. В том числе на прирост повлияло некоторое изменение условий – с 1 июля текущего года увеличен максимальный размер займа, расширены категории получателей (учителя, врачи, военнослужащие-участники СВО, с 2025 г. программа также будет распространена на работников сферы культуры).
При этом от региональных властей поступают предложения, касающиеся дополнительных корректировок программы. Так, депутаты парламента Камчатского края в ноябре предложили федеральному правительству изменить условия выдачи ипотечных кредитов в интересах созаемщиков. По текущим правилам, гражданин, выступивший созаемщиком или поручителем по льготному кредиту, в дальнейшем не имеет права оформить на себя льготную ипотеку. Согласно предложениям камчатских депутатов, созаемщик, не являющийся супругом или супругой, после выплаты ипотечного кредита, по которому он выступает поручителем, должен иметь возможность оформить льготную ипотеку для приобретения собственного жилья.
Тем временем власти Приморского края рассматривают возможность введения собственной льготной ипотечной программы, отличающейся условиями от дальневосточной. Губернатор края О.Кожемяко в декабре сообщил об обсуждении с вице-премьером, полпредом президента в ДФО Ю.Трутневым возможности предоставления регионам полномочий по разработке таких ипотечных программ, которыми могли бы воспользоваться категории граждан, не охватываемые действием дальневосточной ипотеки. Ю.Трутнев при этом поручил Минфину, Минвостокразвития совместно с Банком России, ДОМ.РФ и кредитными организациями не допустить ограничений в оформлении гражданами дальневосточной ипотеки в результате отклонений от базовых условий кредитования банками (повышение минимального размера первоначального взноса, взимание комиссий с застройщиков и граждан, ограничения по кредитованию ИЖС).
В регионах возводятся дома по программе льготной аренды, предполагающие, что плата составит треть арендной ставки (треть финансируется – из федерального бюджета, треть – из регионального). В целом по ДФО предполагается построить не менее 10 тыс. таких квартир для льготной аренды. В частности, первый многоквартирный дом по программе «Доступное арендное жилье в Дальневосточном ФО» в Хабаровском крае в октябре был сдан в Комсомольске-на-Амуре. Предполагается, что взять жилье в аренду в нем можно будет со второго квартала 2025 г. В целом в регионе планируется построить 2,1 тыс. арендных квартир.
Что касается переселения из аварийного жилья, то с 2019 г. в Дальневосточном ФО переселено 104,8 тыс. человек, расселено около 2 млн кв. м, в том числе 386,5 тыс. кв. м за счет собственных средств регионов. Наибольший объем аварийного жилья расселен за данный период в самых проблемных регионах - Якутии (749,43 тыс. кв. м), Сахалинской области (563,14 тыс. кв. м) и Амурской области (141,24 тыс. кв. м). Задачу по расселению домов, признанных непригодными для проживания до 2017 г., уже выполнили Сахалинская и Магаданская области, Камчатский край. В данных регионах началось расселение аварийного жилья, которое было выявлено после января 2017 г.
В утвержденный президентом РФ В.Путиным обновленный перечень показателей, по которым в дальнейшем будет оцениваться эффективность работы губернаторов, включен в том числе уровень рождаемости. На Дальнем Востоке в настоящее время продолжает фиксироваться спад рождаемости. В целом в ДФО в январе-августе 2024 г. зарегистрировано 49 211 новорожденных (что на 2 740 меньше, чем за аналогичный период годом ранее). В том числе в Приморском крае за данный период родилось 10 258 детей (меньше на 411 человек по сравнению с аналогичным периодом 2023 г.[2]), в Хабаровском крае – 7 631 младенцев (-299), в Якутии – 7 193 (-287).
Естественная убыль населения в ДФО фиксируется в большинстве регионов, кроме Якутии и Чукотского АО. В данных регионах самый высокий в ДФО коэффициент рождаемости – 10,8 и 10,4 соответственно. Самый низкий коэффициент рождаемости в ДФО фиксируется в Магаданской области (7,5), Еврейской АО (7,8) и Приморском крае (8,5). Тем не менее в Приморье показатель все же соответствует среднероссийскому (8,5). Якутия, Чукотка, Забайкальский край, Бурятия, Сахалин и Камчатка обеспечивают более высокий коэффициент рождаемости, чем в среднем в ДФО (9,4).
Таблица 1. Показатели естественного движения населения, январь-август 2024 года
Регион |
Коэффициент рождаемости |
Естеств. убыль/прирост населения |
Российская Федерация |
8,5 |
-4,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
9,4 |
-3,7 |
Республика Саха (Якутия) |
10,8 |
2,7 |
Чукотский авт. округ |
10,4 |
0,0 |
Забайкальский край |
10,2 |
-4,0 |
Республика Бурятия |
9,9 |
-2,2 |
Сахалинская область |
9,9 |
-4,3 |
Камчатский край |
9,5 |
-2,9 |
Хабаровский край |
9,0 |
-5,0 |
Амурская область |
8,9 |
-5,3 |
Приморский край |
8,5 |
-5,8 |
Еврейская авт. область |
7,8 |
-7,0 |
Магаданская область |
7,5 |
-4,9 |
Проблема транспортной доступности остается актуальной для Дальнего Востока. К концу года возникли проблемы при согласовании между Минтрансом, Росавиацией и Минфином предоставления в 2025 г. субсидий на перелеты между центральной частью страны и Дальним Востоком (постановление правительства №215) и субсидий для авиакомпании «Аврора» на обслуживание социально значимых маршрутов в ДФО (постановление правительства №1172). На перелеты из центральной части РФ на Дальний Восток и в Калининград на 2025 г. в проекте бюджета заложено 11,1 млрд рублей, а на социально значимые перелеты внутри ДФО – 7,2 млрд рублей.
Действующие условия предоставления субсидий на перевозки предполагают, что заявки на их получение должны быть объявлены не позднее 1 октября, на рассмотрение отводится не менее месяца. Росавиация, как правило, начинала принимать заявки к 1 сентября и завершала прием до 1 октября, средства распределялись до 1 декабря. К этому времени авиаперевозчики составляли расписание полетов с 1 января следующего года и открывали продажи билетов на субсидируемые рейсы.
Из-за того, что к середине ноября билеты на ряд направлений 2025 г. не поступали в продажу, региональные власти обеспокоились сокращением финансирования, грозящим ростом стоимости билетов, а также закрытием маршрутов с низкой рентабельностью. В связи с этим Минтранс поручил авиакомпаниям открыть продажи авиабилетов по льготным направлениям на 2025 г., отметив, что все программы льготных пассажирских перевозок продолжат действовать в 2025-27 гг., что предусмотрено проектом федерального бюджета (по 24,6 млрд рублей в год), а до конца текущего года все необходимые процедуры будут завершены.
Стоит отметить, что за январь-сентябрь 2024 г. авиакомпании по программам субсидирования продали более 4,7 млн билетов и перевезли 3,9 млн человек. Программы охватывают в совокупности 429 маршрутов, которые обслуживают 26 авиакомпаний. При этом список субсидируемых маршрутов может расшириться. В ноябре власти Камчатского края сообщили об обсуждении с Минтрансом возможности включения в число субсидируемых маршрутов перелета между Петропавловском-Камчатским и Владивостоком (в настоящее время в список субсидируемых входят только перелеты между Петропавловском-Камчатским и Москвой, а также Петропавловском-Камчатским и Новосибирском). Между тем цены на перелет с Камчатки во Владивосток могут достигать 70 тыс. рублей в экономическом классе.
Возникают сложности при реализации программ газификации в отдельных регионах. Так, в Забайкальском крае перенесены сроки газификации Читы, предполагающей автономную газификацию свыше 13 тыс. частных домовладений СПГ из Якутии. Изначально завершение работ было намечено на 1 октября 2024 г., но осенью текущего года оно было перенесено на середину сентября 2025 г. Более 9 млрд рублей на реализацию проекта предусмотрено из федерального бюджета. К середине октября общая готовность проекта составляла 58%, построено порядка 250 км газопроводов из 500 км запланированных. Ориентировочный объем поставки газа потребителям после завершения проекта оценивается в 7,849 млн куб. м в год.
Ранее произошла смена владельца компании-оператора газификации – ООО «АврораГаз» (реализует проект в рамках концессионного соглашения). Объем вложений концессионера составляет 1,835 млрд рублей. Прежде «АврораГаз» через ООО «Восточно-арктическая нефтегазовая корпорация» (ВАНК) принадлежала С.Неверову (55%, находится под следствием по подозрению в мошенничестве) и С.Кравцову (45%). В марте 2024 г. компания продана дагестанскому предпринимателю О.Кадиеву. При этом ВАНК является ответчиком по делу о банкротстве.
Тем временем в Петропавловске-Камчатском в ноябре началось финансируемое за счет средств федерального бюджета строительство регазификационного комплекса сжиженного природного газа, который должен обеспечить поставки СПГ потребителям в регионе в объеме до 446 тыс. тонн (эквивалент 620 млн куб. м природного газа). Ранее правительство РФ согласовало выделение в 2023-25 гг. Камчатскому краю субсидии в размере 12 млрд рублей. Работы планируется завершить к концу 2026 г. К этому времени также силами ПАО «НОВАТЭК» предполагается построить плавучую составляющую проекта – терминал, регазификационную установку и суда-газовозы за 30-40 млрд рублей. В дальнейшем морская часть комплекса должна быть передана «Газпрому» для эксплуатации (по договору лизинга или по договору купли-продажи). Источником газа для газификации должен стать шельфовый проект «Газпрома» «Сахалин-2».
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[2] В Приморском крае показатель количества новорожденных в 2023 г. оказался самым низким с 1990 г. (15 949 детей).