Более 9,6 млрд рублей выделили из федерального бюджета Приморскому краю на 2025 год. Средства будут направлены на реализацию 20 мероприятий плана социального развития центров экономического роста.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе правительства региона, Приморье – на первом месте по объему средств, распределенных между всеми регионами ДФО. В текущем году планируется завершение 15 основных мероприятий, которые окажут значительное влияние на социальное развитие региона. Среди таких проектов – строительство центров электрического питания с высокой мощностью в Находке, теплоснабжение для жилого микрорайона в Большом Камне, строительство новой автомобильной дороги, соединяющейся с региональной трассой Григорьевка – Новожатково.
Также средства будут направлены создание школы на 1125 мест во Владивостоке, реконструкцию здания «Матросского клуба», создание горнолыжного курорта «Арсеньев» и парка «Минный городок» в столице Приморья. Важным событием станет открытие на предстоящем ВЭФ пилотной площадки ИНТЦ на острове Русском.
В этом году также предусмотрены субсидии для муниципальных образований на обустройство туристических маршрутов. В частности, на обустройство «Трансроссийского веломаршрута» на острове Русском будет выделено около 130 млн рублей, а для создания туристической тропы в Находкинском округе – почти 170 млн рублей.
В приморских субъектах ДФО призывают пересмотреть объемы финансирования по программе «Комплексное развитие сельских территорий» (КРСТ). На расположенные к местам рыбного промысла районы до 2027 года запланировано лишь 3,2% средств, адресуемых на поддержку социальной инфраструктуры, и это крайне недостаточно. Вместе с тем на фоне ухудшающегося финансового положения нуждаются в помощи рыболовецкие предприятия, которые остаются основой экономики многих прибрежных поселений.
В феврале текущего года в послании Федеральному собранию глава государства акцентировал внимание на необходимость социального развития муниципалитетов, которые являются базой рыболовной отрасли, напомнил зампред комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков (в Палате регионов представляет Магаданскую область). В частности, правительству РФ было поручено часть средств из собранных по результатам распределения квот на вылов крабов адресовать на поддержку сельских и рыбацких поселений.
По итогам состоявшихся в рамках II этапа крабовых аукционов федеральный бюджет получил 221,2 млрд руб., а на развитие инфраструктуры прибрежных районов в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» в 2024 году предусмотрено бюджетное ассигнование в 2,3 млрд руб. К тому же весомую часть этой помощи съедает логистика при завозе необходимых товаров и прочих грузов в труднодоступные районы.
Судя по дальнейшим планам, темпы финансирования особых изменений не претерпят. В целом на поддержку территорий по линии Минсельхоза России и Росрыболовства на 2024-2026 годы предусмотрено 108,1 млрд руб. или почти половина средств, вырученных от аукционов, но на прибрежку на этот период отводится всего лишь 3,5 млрд руб., проинформировал сенатор.
«На наш взгляд этот уровень представляется несопоставимо низким», – подчеркнул Анатолий Широков. По его словам, в Совфеде высказываются за необходимость приоритизации финансирования прибрежных территорий в рамках госпрограммы КРСТ.
В дальневосточных регионах, где исторически сложились центры рыбопромышленного хозяйства, потребности в развитие социальной инфраструктуры с учетом сложившейся за последние десятилетия отсталости поселков достаточно высокие. Так, для прибрежных рыбацких населенных пунктов Камчатки в приоритетном порядке требуется создание объектов на сумму 12 млрд руб. Речь идет о строительстве 6 школ, 4 детсадов, 3 спортивных сооружений, одной больницы, 17 многоквартирных домов, участков дорог и т.п.
«Такого финансирования от рыбохозяйственных компаний прибрежная инфраструктура давно не получает. И конечно, сегодня там социальная инфраструктура изношена. Безусловно, есть наши партнеры, есть компании, которые осуществляют вклад в социальное развитие, занимаются благоустройством, строят школы и садики, но, конечно, этого не хватает. Мы катастрофически не успеваем за ветшающим износом всей социальной инфраструктуры», – сетует зампред правительства Камчатского края Юлия Морозова.
Определенные меры поддержки предлагаются федеральным центром, однако существует региональная специфика, что не позволяет учесть все нюансы при распределении госфинансирования. По той же КРСТ, уточнила представитель Камчатки, для того, чтобы получить финансовую помощь, происходит своего рода конкурс, отбор между т.н. опорными пунктами.
Само понятие опорный пункт закреплено законом, а вот понятие рыбацкий, прибрежный поселок – нет. Из 20 рыбацких поселений на полуострове под критерии опорников попадают шесть населенных пунктов.
«Если говорить о том, в какую конкуренцию мы вступаем потом по всей РФ, мы ее никогда не выдержим. У нас априори большая часть прибрежная часть поселков в принципе никогда не будет соответствовать требованиям опорников. Так исторически сложилось, что там не проживает больше 3 тыс. человек. Это маленькие поселки и одно градообразующее предприятие», – обращает внимание Юлия Морозова.
Власти региона направляли в ФОИВы просьбу изменить критерии для рыболовецких поселков или выделить под их развитие отдельный лимит, но ответа пока не получено, сказала чиновник.
В числе прочих мер – для поселкообразующих организаций важно сохранение льготы по уплате сбора за пользование водными биоресурсами, отмечает председатель Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза Ольга Булкова, причем на постоянной основе. В 2027 году завершается ее применение, тогда как возможность платить по льготной ставке дает рыбакам возможность поддерживать прибрежку.
Судьба ряда рыбацких поселений во многом зависит от сохранения и поддержки малых форм хозяйствования. Количество подобных предприятий в отдельных регионах сократилось до минимального значения. При этом их роль уменьшилась до такой степени, что добыча и переработка рыбы в них перестают быть основным видом хозяйственной деятельности, а местные жители имеют возможность вылова ВБР только в рамках любительского рыболовства, заявил Анатолий Широков.
«Сокращение числа малых рыбохозяйственных предприятий вызвано в том числе, отсутствием у них возможности осуществления рыболовства всего перечня видов водных биоресурсов, в отношении которых осуществляются промышленное рыболовство или прибрежное рыболовство, в результате чего осталось незначительное число предприятий, занятых в лососевом промысле три месяца в году», – свидетельствует сенатор.
Сегодня малые хозяйства, продолжает он, в большинстве своем не имеют возможности осуществления прибрежного вылова объектов, в отношении которых установлен общий допустимый улов (минтай, сельдь, камбала, палтус), по причине закрепления долей квот добычи на них за представителями крупного бизнеса и невозможности конкуренции с ними в аукционах.
В федеральных ведомствах указывают на определенные подвижки в отрасли за последние годы. К примеру, в рамках I этапа инвестквот построено 25 рыбоперерабатывающих заводов в Дальневосточном и Северном бассейнах, из которых десять – непосредственно в сельской местности, вблизи от мест добычи ВБР, сообщил директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза РФ Евгений Кац. По II этапу запланировано строительство 11 фабрик по переработке рыбе, в том числе семь – в небольших городах или поселках. Это должно обеспечивать развитие прибрежных территорий.
Между тем вопрос, связанный с привлечением малого бизнеса к объемам рыб, на которые распространяется общий допустимый улов, достаточно сложный, признает Евгений Кац. «У нас долевые принципы наделения ресурсами по видам, на которые ежегодно определяется ОДУ, распределены между всеми пользователями. Поэтому предоставление прав сверх ОДУ не допускается. Вопрос движения этих долей может быть связан, к примеру, с проведением этих аукционов по изъятым долям, – говорит представитель Минсельхоза. – Но мы настаиваем, и Росрыболовства активно занимается этим направлением, на том, чтобы все-таки информационно, экономически вовлекать эти [малые] компании в добычу т.н. неОДУемых видов, которые, может быть, не такие ликвидные, как виды, по которым ОДУ устанавливается, но там нет таких ограничений».
Для малых и средних предприятий, в свою очередь уточнил заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов, в рыбном промысле действует повышающий коэффициент к исторической квоте – 1,2. Ежегодно рассматривается перечень таких компаний. В то же время при изменении законодательства произошли недоработки нормативной базы. Пока такая мера поддержки для малых хозяйств не играет особого значения, но как только будут реализованы инвестпроекты по II этапу, это будет ощутимая добавка, заверил Василий Соколов.
Однако в Дальневосточном бассейне практически не осталось по-настоящему независимых игроков в этом сегменте, не аффилированных с крупным бизнесом, утверждает замглавы Росрыболовства. «Когда говорят, что для малых и средних предприятий нужно выделить какие-то объемы, к сожалению, многие из них входят в группы компаний, куплены крупными предприятиями… Мы внимательно рассматривали предложения Магаданской области, там было большое количество МСП примерно 15 лет назад. И еще до инвестквот произошло очень серьезное укрупнение, почти все МСП оказались куплены крупным бизнесом, некоторые существовали как независимые, но входили в группы компаний, были полностью подконтрольны», – рассказал Василий Соколов.
Еще один волнующий представителей отрасли и прибрежных регионов вопрос связан с нововведением, которое вступило в силу 1 сентября 2024 года, по перезаключению договоров пользования рыболовными участками по анадромным видам рыб.
Компаниям дается возможность получить район промысла без торгов на 20 лет, но при этом нужно внести плату в бюджет. В этой связи предусмотрена небольшая рассрочка: 40% размера платежа подлежит внесению при заключении договора, остальные 60% необходимо внести равными долями в течение последующих двух лет.
Региональные чиновники и отраслевые ассоциации не раз обращали внимание на то, что установленный порядок взимания платы за право пользования участком может стать тяжелым финансовым бременем для рыбохозяйственных предприятий и привести к их закрытию, что как следствие негативно отразится на социально-экономическом положении прибрежных районов ДФО. О том, чем может обернуться для рыбаков новый порядок, EastRussia писала в июне этого года.
В частности, по Камчатке общий платеж оценивается в 127 млрд руб. Большая часть средств должна поступить в федеральный бюджет, при этом в казну региона – 25 млрд руб.
При существующем подходе без привлечения кредитных ресурсов никто из промысловиков не сможет обеспечить плату, говорит Юлия Морозова. Но если будет кредитная нагрузка, срок выхода компаний на прибыль растянется и в среднем составит 14 лет. «И за эти 14 лет наш бюджет потеряет около 50 млрд руб. Что же это за выигрыш такой: мы потеряем 50 млрд, а 25 млрд в теории выиграем. Очевидно, что за счет [нехватки бюджетных] средств мы не сможем развивать наши рыбацкие поселки», – рассуждает зампред правительства Камчатского края.
Чтобы избежать негативного сценария, нужна большая рассрочка при внесении платы. Кроме того, в Хабаровском крае предлагают для предприятий малого и среднего бизнеса ввести понижающий коэффициент при определении размера платы за пользование рыболовным участком. «У нас тоже тяжелые условия осуществления деятельности в отдаленных районах. И та концепция, которая формируется сейчас по внедрению мер последующей поддержки, может привести к тому, что и поддерживать будет некого, потому как предприятие не сможет обеспечить финансовую возможность внесения платы и потеряет возможность осуществления промысла», – подчеркнул и.о. председателя комитета рыбного хозяйства Хабаровского края Денис Чуришка.
У бизнеса действительно есть запрос на определенные послабления при оплате платежей, отметил Евгений Кац, поэтому в нормативную базу могут внести коррективы. «Исходим из того, чтобы учесть все возможные варианты, чтобы более эффективно и более реально было для рыбохозяйственных предприятий», – заверил он, уточнив, что в этом процессе заняты другие ведомства и не исключены разногласия по данному вопросу.
Безусловно, предлагается принимать во внимание состояние рыбопромышленного комплекса. Отрасль с точки зрения финансовой ситуации переживает не легкие времена. Кредиторская задолженность рыбопромышленного комплекса превысила 1 трлн руб. Усугубляют картину проблемы со сбытом морепродуктов на внешних рынках.
Например, значительную долю в экспортных поставках занимает продукция из минтая (это, прежде всего, мороженая рыба, филе, сурими, икра), вместе с тем динамика отправок по видам товаров в уходящем году была неоднородной. В частности, произошло торможение экспорта филе минтая. Это связано с тем, что основным экспортным рынком для данного вида продукта являются страны Европы, где наблюдается стагнация и действуют ввозные пошлины на российскую продукцию.
По мороженому минтаю основным рынком является КНР. Конъюнктура по экспорту здесь так же не очень благоприятна. «Китай постепенно утрачивает ту роль главного перерабатывающего цеха в мировом рыбном хозяйстве, которую он занял четверть века назад после вступления в ВТО. Издержки производственные в Китае растут, привлекательность процессинга снижается, поэтому видим в последние десять лет, что объем экспортируемого минтаевого филе из КНР в денежном выражении уменьшился на треть», – проинформировал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
Как следствие, переговорные позиции китайских импортеров сырья в итоге становятся жестче, что влияет на цену российской рыбы, которая опустилась на минимум за последние 20 лет. Это повиляло на то, что экспорт из РФ сократился на 11% – с $2,2 млрд до $1,9 млрд.
Непросто обстоят дела в других сегментах промысла. Так, объем добычи краба в России стабилен, но экономическая ситуация становится хуже. «Ряд игроков рынка и регуляторы слишком оптимистично оценивали доходность крабового сегмента. В текущем году цена на краба на экспортных рынках снижается, поэтому доходность этого сегмента оказалась существенно меньше», – рассказал Герман Зверев.
Если на краб сохранится экспортная пошлина в следующем году, а такая вероятность существует, то состояние краболовов будет особенно тяжелым, потому что они самые закредитованные промысловики, уточнил он. В качестве позитивного момента можно отметить увеличение продаж крабовой продукции внутри России: на внутренний рынок прибавилось не менее 1,5 тыс. т краба.
«Это хороший рост. Но на экономику предприятий это кардинального влияния не оказывает», – уточнил президент ВАРПЭ.
75% земельных участков, которые ДОМ.РФ получает для вовлечения в оборот, не подготовлены к будущему строительству. Это тормозит развитие территорий, а в условиях дорогих кредитов, ставит под вопрос целесообразность и снижает эффективность проектов.
Построить 100 млн кв. метров жилья
Сессия «Комплексное развитие территорий: новые горизонты жилищного строительства» объединила представителей власти, институтов развития и предпринимательского сообщества.
Модератором выступил директор по развитию городской среды, АО ДОМ.РФ Антон Финогенов.
Открывая обсуждение, генеральный директор АО ДОМ.РФ Виталий Мутко напомнил, что в рамках закона №161-ФЗ ДОМ.РФ работает с комплексным развитием территорий и помогает вовлекать в градостроительный оборот земельные участки – всего в России под перспективную застройку были выделены 46 тысяч гектаров с градостроительным потенциалом 70 млн кв. метров. В том числе на участках, переданных ДОМ.РФ регионам Дальнего Востока, введено в эксплуатацию 680 тысяч кв. метров недвижимости.
«До 2030 года на земле, которая будет вовлечена в оборот, мы должны построить 100 млн. кв. метров жилья. На сегодняшний день построено 25 млн. кв. метров», — рассказал Виталий Мутко.
При этом есть объективные причины, которые тормозят комплексное развитие территорий. Так, 75% земли, которую «ДОМ.РФ» получает для вовлечения в оборот, не подготовлены к будущему строительству, их градостроительный потенциал не ясен, и регионы должны провести большую работу, прежде чем выставить участок на торги.
Это в том числе влияет на сроки строительства. Сегодня одна из самых обсуждаемых тем в Минстрое — сокращение сроков выхода на строительные работы, рассказал заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Никита Стасишин.
«С момента покупки земли за бридж-кредит до выхода на стройку должно проходить минимальное количество времени, тем более что сегодня с такой ключевой ставкой кредитование обходится особенно дорого. Важно оптимизировать сроки и сократить затраты застройщикам. Это, в первую очередь, задача органов региональной и муниципальной власти во взаимодействии с бизнесом», — обозначил Никита Стасишин.
По его словам, необходимо выделять стартовую площадку внутри КРТ, где инвестор сможет максимально быстро согласовать всю документацию и начать привлекать средства покупателей, наполняя счета эскроу. Сейчас этот вопрос прорабатывается федеральным центром.
Расселить ветхий фонд помогут инвесторы
Что касается механизмов поддержки, их большое количество — инфраструктурные кредиты, инфраструктурные облигации ДОМ.РФ и другие. Однако задачи в рамках поручения президента стоят амбициозные – к 2030 году средний ввод жилья на душу населения должен составить не менее 33 кв. метров на человека, нужно обновить жилой фонд на 20%. Чтобы достичь установленных показателей, требуется расширить меры поддержки. И такая работа сейчас ведётся.
В том числе планируется расширить механизм инфраструктурных облигаций ДОМ.РФ. Недавно его распространили на энергетическую инфраструктуру, а в планах – масштабировать облигации и на расселение ветхого и аварийного жилого фонда в рамках проектов КРТ.
Расселение собственников — одна из главных проблем комплексного развития территорий сегодня. Для застройщиков это очень затратная статья расходов, которая может достигать 30 процентов от общего бюджета проекта. Механизм инфраструктурных облигаций позволит привлекать средства инвесторов на подготовку площадки для КРТ со всей необходимой инфраструктурой, и в том числе использовать их для расселения ветхого и аварийного жилья.
Ещё одна проблема связана с большим количеством неэффективно используемых земель. Её обозначил заместитель руководителя Росимущества Алексей Павлов. «Мы проводим инвентаризацию по всей стране и выявили уже порядка 12 тысяч таких объектов», — отметил он.
Земельные участки десятилетиями стоят заброшенные, собственники никак их не эксплуатируют. Такие «ржавые пояса» могут вставать на пути социально значимых проектов, акцентировал руководитель группы компаний «Страна Девелопмент» Александр Гайдуков.
В качестве решения он выдвинул предложение — увеличить земельный налог для собственников в десятки раз.
«Мы видим, что в регионах есть много земель, которые стоят «ржавыми поясами» — и в спальных микрорайонах, и центре города. Эти территории никак не развиваются — собственники уехали за границу. Одна из идей — совместно с муниципалитетами провести инвентаризацию этих земельных участков и поднять на них налоги раз в 50-100. Это пополнит бюджет и облегчит доступ застройщикам к земельному банку», — предложил Александр Гайдуков.
Блестящие проекты
В то же время участники отметили «совершенно блестящие проекты» КРТ на Дальнем Востоке. Один из них реализует в Хабаровске федеральный девелопер ПИК. Компания получила участок общей площадью 66,9 га в составе проекта «Северный парк». Общий градостроительный потенциал этой площадки составляет 624,5 тыс. кв. м жилья. И в ДОМ.РФ, и в Минстрое высоко оценивают работу хабаровских властей в рамках механизма КРТ.
Но есть и другие пример, когда этот инструмент не так эффективен. На проблему указал управляющий партнёр по сегменту «Регионы» ГК «ФСК» Алексей Алмазов.
«Мы реализуем проекты КРТ, мастер-планы, чтобы развивать городскую среду и улучшать качество жизни граждан. И мне кажется правильным изменить критерии предоставления земельных участков или аукционов по договорам КРТ, в том числе на федеральном уровне, и во главу угла поставить качество продукта и качество развития территорий, исходить из того, как конкретный проект поспособствует развитию города. Сегодня такого тщательного анализа мы не видим. Территории КРТ не имеют под собой детализации и проработки. В итоге выигрывает застройщик, который больше всего платит за земельный участок, и опять центр города превращается в спальный район. Я думаю, что нужно утвердить соответствующие критерии, тогда мы продвинемся дальше», — предложил Алексей Алмазов.
Как подчеркнул Никита Стасишин, финансирование комплексного развития территорий увеличится.
«Порядка 120 млрд рублей до 2030 года будут выделены на стимулирование механизма КРТ. Будут предусмотрены деньги по инфраструктурным бюджетным кредитам, расселению аварийного жилья, создание комфортной городской среды», — перечислил он.
Отметим, что механизм комплексного развития территорий появился в 2021 году. До этого у регионов не было полномочий по расселению ветхого и аварийного жилья. Закон о КРТ упростил процедуру и открыл новые возможности для комплексной застройки. Сегодня механизм КРТ работает в 48 регионах России.
Вопрос привлечения внебюджетных средств в инфраструктурные проекты, в первую очередь социальной направленности, не теряет своей значимости. Активизировать участие частного капитала призваны концессионные механизмы. И дополнительно к существующим схемам концессий к реализации предлагаются новые формы партнерства с инвесторами, которые позволят расширить возможности финансового обеспечения строек или предложат альтернативные, но также эффективные методы привлечения инвестиций в инфраструктуру.
Концессия, как одна из форм государственно-частного партнерства оказалась наиболее востребованным механизмом взаимодействия инвестора с государством при реализации инвестпроектов. На него сегодня приходится 99% от всех соглашений в области ГЧП.
«Причина популярности очевидна – регуляторика в сфере ЖКХ, где начиная с 2014 года все объекты старше пяти лет можно передать в пользование, эксплуатацию частному инвестору, только используя механизм концессии», – рассказывает директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития РФ Александр Киревнин.
Концессионные соглашения стали развиваться гораздо успешнее нежели предшествующие формы ГЧП, поскольку они позволяют более гибко использовать бюджетные средства, утверждает представитель Минэкономразвития. При этом подавляющая часть таких контрактов заключается на местном уровне без привлечения федеральных властей.
По данным Министерства экономического развития, в 2022 году в стране заключено свыше 3,9 тыс. концессионных соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве. Общий объем инвестиционных обязательств достиг 3,4 трлн руб., из которых 2,4 трлн – внебюджетные инвестиции.
«Хочется отметить высокий уровень проработанности данных соглашений, только 4% расторгаются впоследствии по решению суда – процент достаточно низкий», – свидетельствует Александр Киревнин.
Несмотря на положительную динамику в области развития концессий (с 2019 по 2021 годы происходил рост объема законтрактованных инвестиций на 20-30% ежегодно), эксперты указывают на различного рода риски для частного капитала, в том числе связанные с инфляцией. Повышение затрат на строительные материалы, прочие ресурсы началось в 2021 году, в 2022-2023 годах они росли еще более активными темпами. Кроме того, концедент, например субъект РФ, сегодня вправе согласиться с увеличением стоимости проекта, а завтра передумать – данное положение не является строго регламентирующим. Между тем такую проблематику целесообразно учитывать на протяжении всего срока действия концессии, отмечает член правления ООО «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Антон Новиков. «В частности, в своих проектах мы предлагаем применять инструмент динамического ценообразования, где мы формируем цену в базовом уровне проекта и дальше индексируем в соответствии с индексом Минстроя РФ», – сообщил он.
В ситуации высокой волатильности экономики инвестор нередко оказывается в минусе. «По разным причинам очень мало инвесторов, которые пришли в инфраструктурные проекты и в конечном счете вышли с положительным результатом», – говорит президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казинец.
Для привлечения средств в инфраструктурные проекты нужны дешевые деньги с длительным возвратом, что не всегда реально найти, а тарифная политика несовершенна. В частности, утверждает президент ООО «Группа Полипластик» Лев Гориловский, обновить объекты водоснабжения и водоотведения по обычным концессионным механизмам пока не получается, потому что не хватает возможности тарифа, а перекладывать целиком финансовое бремя на население невозможно.
«К примеру, вы взяли в аренду водоканал, поработали несколько лет. Тарифов вам не дали, чтобы выровнять ситуацию, и у вас компания входит в банкротство по налоговым платежам или еще по каким-либо обязательствам», – указывает Леонид Казинец.
С другой стороны, нормативная база относительно концессий не всегда учитывает интересы местных властей. Так, согласно законодательству, предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание или реконструкцию объекта капитального строительства.
«Если концедент считает, что ему, например по строительству школ, выгодно здесь и сейчас привлекать внебюджетные средства, опережающим образом финансировать такую бесплатную для пользователей образовательных услуг инфраструктуру, то это его право. И он не должен быть ограничен в этом праве на уровне федерального закона, – убежден первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. – Возможно какой-нибудь регион или муниципалитет, который сегодня испытывает существенный дефицит в доходах бюджета, чтобы профинансировать тот объем необходимых школ и детсадов, которые нужны для того, чтобы его люди не утекали в другие регионы, он сейчас примет такое решение в расчете на то, что у него в последующем будет достаточно доходов, чтобы расплатиться в рассрочку с бизнесом, который расходы на себя сейчас примет».
В то же время форматы партнерства с инвесторами не стоят на месте. Государство переходит к иным формам поддержки, нежели создание объектов за счет федеральной адресной инвестпрограммы или прямых субсидий, говорит генеральный директор ООО «Управляющая компания Фонда развития территорий» Наиль Сайфуллин. Предусмотрен ряд инструментов возвратного финансирования инфраструктурных проектов в пользу застройщиков, ресурсоснабжающих компаний и т.д.
Самыми емкими с точки зрения капитала сейчас видятся инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК). Федеральным центром было принято решение до 2025 года направить в российские регионы 1 трлн руб. на проекты, которые утверждаются на штабе правительственной комиссии по региональному развитию. Они должны отвечать ряду условий, в том числе по привлекаемым внебюджетным источникам. Ожидается, что на 1 трлн руб. государственных ассигнований до 2036 года будет привлечено 10,5 трлн прочих средств.
В продолжение действующей программы ИБК в этом году запущен механизм специальных казначейских кредитов (СКК; оператором программы выступает Фонд развития территорий). СКК выдаются на срок до 15 лет под 3% годовых. Помимо реструктуризации бюджетных кредитов и уменьшения задолженности регионов, в него входят замещение коммерческих займов бюджетными, предоставление ИБК, а также выпуск инфраструктурных облигаций, которые позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства на строительство жилья.
Полигоном для адаптации нового механизма финансового обеспечения вполне может стать Дальний Восток. По данным на начало августа, штаб правкомиссии по региональному развитию одобрил заявки 11 субъектов ДФО для предоставления СКК на развитие городов. На реализацию 116 проектов, предусмотренных мастер-планами развития дальневосточных территорий, запланировано около 30 млрд руб. На эти средства будут построены новые детские сады и школы, отремонтированы системы жизнеобеспечения городов, закуплен новый транспорт, облагорожены городские пространства.
Как отметил исполнительный директор Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики по социальному развитию Гасан Гасанбалаев, инструмент специальных казначейских кредитов поможет эффективно запустить новые строительные проекты в рамках работы по мастер-планам, подготовить проектно-сметную документацию уже в 2023 году.
В конце октября завершился XVI саммит стран БРИКС, объединивший делегации более 35 стран и шести международных организаций. Основной повесткой саммита стала международная политика и выстраивание сотрудничества между странами-членами объединения, а также дискуссия о статусе его потенциальных участников. Также Россия выдвинула ряд экономических инициатив, в числе которых оказались создание инвестиционной платформы для поддержки развития стран-участниц и государств Глобального востока и юга, зерновой биржи, логистической платформы и многое другое. Эти амбициозные планы потребуют сосредоточения большого количества ресурсов и, казалось бы, неоправданно дороги. Зачем вообще нужен БРИКС при существующих международных институтах — ООН, G7 и других?
Сама идея создания БРИКС в 2009 году подразумевала формирование международного института, который в перспективе должен был стать альтернативой G7 (тогда еще бывшей G8), которое действовало исходя из интересов стран ЕС и США. Россия, в тот момент еще входившая в состав «Большой восьмерки», к тому времени уже вполне осознала необходимость перемен в сложившемся балансе сил. При учете того, что страны-участницы БРИКС и его партнеры занимают более 2/3 площади мира, а их совокупный ВВП превышает показатели G7, довольно логичным представляется создание представительства большинства населения планеты. Объединения родилось по инициативе нашей страны и изначально было направлено на решение экономических задач.
Как частный пример неравенства на международной арене, породившего БРИКС, можно рассмотреть историю применения хризотилового асбеста в мире. Дело в том, что до конца XX века в мире активно использовали асбест — волокнистый минерал, из которого производят более 300 видов промышленной продукции. Европа использовала в основном амфиболовый асбест, а Россия, Индия и Китай — хризотиловый.
В начале столетия ученые доказали, что амфиболовый асбест является причиной возникновения тяжелых заболеваний. Он обладает устойчивостью к кислоте, и не выводится из легких, со временем разрушая ткани и провоцируя болезни. Хризотил же не обладает устойчивостью к кислоте — он представляет собой гидросиликат магния, который альвеолярные макрофаги, клетки-уборщики легких, растворяют и выводят из организма за короткий срок.
Когда амфиболов не стало, страны ЕС столкнулись с проблемой — часть рынка опустела, но заполнить её синтетическими аналогами амфиболового асбеста было невозможно из-за их высокой себестоимости и сниженному по сравнению с оригиналом набору полезных свойств. Эту лакуну должны были заполнить канадский, бразильский и российский хризотил… И тут страны G7 решили запретить вообще все виды асбеста, чтобы не отдавать прибыли. Им удалось лишить Канаду производства хризотила и почти уничтожить его в Бразилии, в то время как Россия счастливо избегла этой судьбы. Частично помогла уже сформировавшаяся настороженность по отношению к «партнерам», не давшая провести поспешные реформы.
Сегодня именно наша страна снабжает Китай, Индию, Индонезию, Вьетнам, Шри-Ланку и многие другие страны доступным сырьем для массового производства кровельных материалов, водопроводных и канализационных труб, теплоизоляционных материалов и многого другого на основе хризотилового волокна. В то же самое время страны ЕС не оставляют попытки выдавить конкурентов с рынка, опираясь на подконтрольные международные организации. И у них получается, если речь идет об отдельных странах — в 2005 году в Египте запретили производство хризотилцементных труб, остановив масштабную кампанию по строительству водопровода для удаленных поселений. У страны в том положении, надо признать, просто не было инструментов для сопротивления этому давлению. Именно поэтому БРИКС является важным международным инструментом, который обеспечивает консолидацию стран, в которых живет большинство населения мира.
Чтобы преодолеть негативных социальные и демографические тенденции на Дальнем Востоке предпринимается расширение и продление действующих мер поддержки. В округе существуют масштабные планы по развитию системы образования, в том числе высшего и среднего специального, тем не менее, реализация части проектов сталкивается с увеличением сроков и проблемой выбора концессионера.
Во втором квартале 2024 г. только два дальневосточных региона по динамике реальных денежных доходов населения продемонстрировали показатели, опережающие средние по стране (+7,7%) – Чукотский АО (рост на 12,4%) и Амурская область (рост на 9,4%). На третьем месте по динамике реальных денежных доходов в отчетном периоде оказалась Еврейская АО (+7,1%). Наименьший прирост был зафиксирован в Магаданской области (+1,3%) и Камчатском крае (+1,8%).
Таблица 1. Динамика реальных денежных доходов населения, второй квартал 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
107,7 |
Сибирский федеральный округ |
104,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
104,5 |
Чукотский авт. округ |
112,4 |
Амурская область |
109,4 |
Еврейская авт. область |
107,1 |
Республика Саха (Якутия) |
105,9 |
Забайкальский край |
105,7 |
Приморский край |
103,8 |
Республика Бурятия |
103,7 |
Сахалинская область |
103,6 |
Хабаровский край |
103,4 |
Камчатский край |
101,8 |
Магаданская область |
101,3 |
Однако рост потребительских цен на товары и услуги в большинстве дальневосточных субъектов в августе был ниже среднероссийского (+5,3%), а более существенный рост отмечается только в Камчатском крае (на 6,1%), Бурятии (+5,5%) и Якутии (на 5,5%).
Таблица 2. Потребительские цены на товары и услуги, август 2024 г., в % к декабрю 2023 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
105,3 |
Сибирский федеральный округ |
105,0 |
Дальневосточный федеральный округ |
104,8 |
Камчатский край |
106,1 |
Республика Бурятия |
105,5 |
Республика Саха (Якутия) |
105,5 |
Приморский край |
105,2 |
Забайкальский край |
105,1 |
Еврейская авт. область |
104,6 |
Амурская область |
104,5 |
Магаданская область |
104,4 |
Хабаровский край |
103,8 |
Сахалинская область |
103,4 |
Чукотский авт. округ |
102,0 |
Лидерами в макрорегионе по динамике среднемесячной зарплаты работников организаций (Таблица 3) в июле стали Забайкальский край (+22,3%), Еврейская АО (+21,7%) и Бурятия (+20,7%) - при среднем росте по стране на 18%. Менее всего зарплаты выросли в отчетном месяце в Сахалинской области (+10,6%) и Камчатском крае (+10,9%). На Камчатке, как видно, более высокий рост цен особенно явно сочетался со слабым ростом доходов населения.
Таблица 3. Среднемесячная заработная плата работников организаций, июль 2024 года, в % к соответствующему месяцу 2023 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
118,0 |
Сибирский федеральный округ |
115,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
115,5 |
Забайкальский край |
122,3 |
Еврейская авт. область |
121,7 |
Республика Бурятия |
120,1 |
Хабаровский край |
117,0 |
Республика Саха (Якутия) |
116,0 |
Амурская область |
115,5 |
Чукотский авт. округ |
115,0 |
Приморский край |
114,4 |
Магаданская область |
113,4 |
Камчатский край |
110,9 |
Сахалинская область |
110,6 |
Наиболее высокие показатели безработицы в ДФО (таблица 4) по-прежнему свойственны Якутии (4,7% в июне-августе), Забайкальскому краю (4,6%) и Бурятии (3,7%). Более высокий, чем в среднем в РФ, уровень безработицы также демонстрирует Магаданская область (3%). При этом самый низкий уровень безработицы наблюдается в Амурской области (1,1%) и Чукотском АО (1,1%).
Таблица 4. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, июнь-август 2024 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
2,4 |
76 204,1 |
Сибирский федеральный округ |
2,7 |
8 334,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
2,6 |
4 176,0 |
Республика Саха (Якутия) |
4,7 |
528,0 |
Забайкальский край |
4,6 |
473,7 |
Республика Бурятия |
3,7 |
423,7 |
Магаданская область |
3,0 |
75,0 |
Еврейская авт. область |
2,4 |
74,9 |
Сахалинская область |
2,4 |
270,2 |
Камчатский край |
2,1 |
165,3 |
Приморский край |
1,9 |
1 001,0 |
Хабаровский край |
1,5 |
725,0 |
Чукотский авт. округ |
1,4 |
30,9 |
Амурская область |
1,1 |
408,3 |
Проблему дефицита квалифицированных кадров на Дальнем Востоке предполагается решать, развивая научно-образовательные центры. В ходе ВЭФ в сентябре текущего года президент РФ В.Путин поручил создать новые университетские кампусы в Улан-Удэ, Чите, Петропавловске-Камчатском. В настоящее время реализуются проекты по созданию кампусов в Хабаровске и Южно-Сахалинске. На территории кампусов в том числе планируется разместить площадки для развития молодежного предпринимательства и инженерные школы. Для проекта Инновационного научного-технического центра (ИНТЦ), создаваемого на базе Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский во Владивостоке, В.Путин поручил задействовать механизмы дальневосточной концессии (объем инвестиций по механизму концессии составит 24 млрд рублей), а также проработать меры по привлечению ученых к работе в центре. Профилем ИНТЦ будет проведение научных исследований и разработка практических решений в сферах морской инженерии, биотехнологии и биомедицины. ИНТЦ в том числе является частью второй очереди кампуса ДВФУ. Первую площадку ИНТЦ планируется запустить в 2025 г.
Вторую очередь кампуса ДВФУ планируется построить на полуострове Саперный – между нынешней территорией вуза и бухтой Новик (общая территория второй очереди – 176 тыс. кв. м ). На ней должны быть размещены 12 общежитий гостиничного типа и создано более 23 тыс. кв. м социально-общественных пространств. Таким образом, предполагается, что к 2027-28 гг. жильем будут обеспечены 7 тыс. сотрудников и студентов вуза. Проект оценивается в сумму порядка 29 млрд рублей.
В Петропавловске-Камчатском кампус предполагается разместить на территории старого комплекса зданий краевой больницы (для больницы уже давно строится новый комплекс зданий). Власти Якутии подготовили архитектурную и научно-образовательную концепции кампуса, прорабатывается финансовая модель.
При этом в Хабаровском крае договор с концессионером строительства межвузовского кампуса на базе Тихоокеанского госуниверситета (ООО «Кампус-2025», входит в «Восточно-Арктическую нефтегазовую корпорацию») предполагается расторгнуть, поскольку прокуратура подала в краевой Арбитражный суд соответствующий иск, а краевое Минимущества направило к компании иск о расторжении договора аренды земельного участка (около 190 тыс. кв. м) . Губернатор Хабаровского края Д.Демешин в сентябре называл объект проблемным и не уточнял сроки завершения строительства, в то же время сообщая о поисках нового концессионера.
В судебном порядке вопрос все еще не решен – 29 августа суд отказал краевому Минимущества в расторжении концессии и возврате земельных участков, поскольку ответчик погасил долг по арендной плате (5,8 млн рублей), а отсутствие на объекте хозяйственной деятельности суд не счел существенным нарушением договора. Напомним, что аффилированные с ВАНК организации получили концессии на строительство четырех детских садов и трех школ в Забайкальском крае, двух школ и дворца боевых искусств в Приморье, а также трех школ и межвузовского кампуса в Хабаровске. Из всех проектов на момент ареста гендиректора компании был реализован только один – построена школа в микрорайоне Каштак в Чите.
Демографический отток из дальневосточных регионов остается высоким. В частности, миграционная убыль населения в январе-июле 2024 г. была зарегистрирована в Магаданской области, Еврейской АО, Сахалинской области. По данным Приморскстата, отток населения сохранялся в Приморском крае в январе-мае. В части регионов, тем не менее, наблюдается прирост, в том числе обусловленный миграцией, связанной с наличием рабочих мест в рамках реализующихся экономических проектов.
Таблица 5. Миграция населения, январь-июль 2024 г.
Регион |
Прибывшие |
Выбывшие |
Миграционный прирост/убыль |
Хабаровский край |
26348 |
26167 |
181 |
Магаданская область |
3357 |
3508 |
-151 |
Чукотский АО |
2610 |
2531 |
79 |
Еврейская АО |
1541 |
1776 |
-235 |
Сахалинская область |
9975 |
10546 |
-571 |
Республика Саха (Якутия) |
31532 |
27881 |
3651 |
Приморский край (данные за январь-май) |
20573 |
22133 |
-1560 |
Амурская область |
8907 |
9861 |
-954 |
Также в большинстве дальневосточных регионов в текущем году (январь-август) регистрируется естественная убыль населения, наиболее существенная – в Приморском и Хабаровском краях, которые при этом отличаются в настоящее время наиболее высокой численностью населения в макрорегионе. Убыль населения более 1 тыс. человек в январе-июле текущего года зафиксирована в Амурской и Сахалинской областях. Регионами с естественным приростом являются только Якутия и Чукотский АО (но в последнем прирост незначителен).
Таблица 6. Естественное движение населения в 2024 г.
Регион |
Родившиеся |
Умершие |
Естественный прирост/убыль |
Хабаровский край (данные за январь-август) |
7631 |
11937 |
-4306 |
Магаданская область (данные за январь-июль) |
574 |
974 |
-400 |
Чукотский АО (данные за январь-август) |
334 |
332 |
2 |
Еврейская АО (данные за январь-август) |
752 |
1433 |
-681 |
Сахалинская область (данные за январь-июль) |
2665 |
3817 |
-1152 |
Республика Саха (Якутия) (данные за январь-август) |
7193 |
5413 |
1780 |
Приморский край (данные за январь-август) |
10258 |
17226 |
-6968 |
Амурская область (данные за январь-июль) |
4464 |
7106 |
-2642 |
Внедренная в Приморском крае в пилотном режиме мера по поддержке рождаемости на Дальнем Востоке в августе была распространена правительством также на Хабаровский и Камчатский края, Амурскую, Магаданскую и Сахалинскую области, Чукотский АО и Еврейскую АО. Данные регионы выбраны по принципу показателя суммарного коэффициента рождаемости третьего и последующих детей – в 2023 г. в них он был ниже среднего значения по федеральному округу.
Мера предполагает увеличение выплат семьям на погашение ипотечных кредитов с 450 тыс. рублей до 1 млн рублей. Она распространяется на семьи, в которых с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2026 г. родился (или еще родится) третий ребенок или последующие дети. На данные цели в федеральном бюджете на ближайшие три года предусмотрено около 3 млрд рублей. Средства выделяются на условиях софинансирования из регионального бюджета. На данные цели из федерального бюджета в 2024 г. будет направлено 470 млн рублей. В частности, Приморскому краю предназначено 173,7 млн рублей, Хабаровскому краю – 137,04 млн рублей, Амурской области – 67,5 млн рублей, Камчатскому краю – 30,04 млн рублей, Еврейской АО – 20,6 млн рублей, Сахалинской области – 15,9 млн рублей, Магаданской области – 12,6 млн рублей, а Чукотскому АО – 9,5 млн рублей.
В рамках программы дальневосточной ипотеки власти сообщали о намерениях сохранить ставку на уровне 2%. Об этом, в частности, заявлял президент РФ В.Путин на полях ВЭФ-2024, назвав программу стимулом для развития в макрорегионе строительной отрасли. В Счетной палате РФ, тем не менее, выявили территориальные перекосы в реализации ипотечной программы. Так, аудитор Н.Трунова в сентябре отметила, что лидерами по количеству ипотечных кредитов в рамках программы являются регионы с более развитой экономикой и более существенным предложением рабочих мест – Якутия и Приморский край. По мнению СП, перекосы следует постепенно выравнивать, развивая потенциал и привлекательность других регионов. В СП также выражали обеспокоенность превалирующим строительством однокомнатных квартир. В частности, в Приморском крае доля таких квартир, приобретаемых в рамках программы, составляет 66%, в Якутии – 62%.
В целом по итогам января-августа 2024 г. по объемам ввода жилья в многоквартирных и частных домах (Таблица 7) первое место в ДФО занимает Приморский край, где за отчетный период введено 845,5 тыс. кв. м жилья (рост на 13,1% относительно показателя аналогичного периода 2023 г.), далее следуют Якутия (529,9 тыс. кв. м, рост на 35,8%) и Бурятия (466,7 тыс. кв. м, рост на 32,3%). При этом лидерами по темпам прироста в сфере жилищного строительства в январе-августе текущего года стали Магаданская область (+47,6%), Еврейская АО (+45,4%) и Чукотский АО (+39,4%). Доля нового жилищного строительства в данных регионах традиционно самая низкая на Дальнем Востоке, но в рамках реализации программы льготной ипотеки началась реализация проектов новых ЖК, что и обеспечило рост. Отрицательную динамику в возведении жилых домов продемонстрировали Хабаровский край (снижение индекса до 89,5%) и Сахалинская область (92,7%).
Приложение 7. Строительство жилых домов, январь-август 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
101,6 |
Сибирский федеральный округ |
102,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
115,2 |
Магаданская область |
147,6 |
Еврейская авт. область |
145,4 |
Чукотский авт. округ |
139,4 |
Республика Саха (Якутия) |
135,8 |
Республика Бурятия |
132,3 |
Забайкальский край |
129,7 |
Приморский край |
113,1 |
Амурская область |
106,4 |
Камчатский край |
102,1 |
Сахалинская область |
92,7 |
Хабаровский край |
89,5 |
С начала действия ипотечной дальневосточной программы в 2019 г. ею воспользовались свыше 188 тыс. жителей ДФО. Сумма выданных кредитов превысила 580 млрд рублей. При этом более половины выданных кредитов приходится на Приморский край (32 тыс. получателей), Якутию (26 тыс. получателей) и Хабаровский край (16 тыс. получателей). На данные регионы приходится 60% всех выдаваемых в ДФО льготных ипотечных кредитов.
Стоит отметить, что за первое полугодие 2024 г. на Дальнем Востоке был зафиксирован и наиболее значительный в России рост стоимости ипотечных квартир – на 18,4% (по стране – на 16%). Якутия входит в число регионов РФ с самой высокой средней стоимостью ипотечного жилья[1] (7 млн рублей).
При этом в июле-августе доля рынка первичного жилья в общем количестве ипотечных выдач на Дальнем Востоке выросла с 35,5% до 30,7%. Так, по программе «Дальневосточная ипотека» на рынке новостроек в июле-августе было заключено уже 81,6% сделок (за первые шесть месяцев года значение составляло 41,1%). Лидерами в макрорегионе по доле первичного рынка в выдаче ипотек стали Якутия (46,8%), Бурятия (41,2%) и Приморский край (37,6%).
Напротив, в сегменте ИЖС доля ипотечного жилья на Дальнем Востоке в январе-июне 2024 г. снизилась до 11% (с 21,4%). Более высокая доля в данном сегменте наблюдалась в Якутии (18,2%), Сахалинской области (17%) и Камчатском крае (13,7%). На вторичном рынке жилья больше всего кредитов в первом полугодии брали в Магаданской области (85,6%), Амурской области (69,2%) и Камчатском крае (62,4%).
Что касается запущенной в 2019 г. программы «Дальневосточный гектар» то, по итогам января-июля 2024 г., заключено 8,5 тыс. договоров о предоставлении участков, что на 35% больше, чем за аналогичный период 2023 г. При этом для программы планируется выбрать новые участки. Минвостокразвития анонсировало проведение аудита земель. В текущем году в программу включены 2 тыс. га земель в Камчатском крае. В целом же за время действия программы землю в ДФО получили 133 тыс. человек (и 140 тыс. человек – с учетом Арктики).
При этом программа является наиболее востребованной именно для индивидуального жилищного строительства – в этих целях гектар задействуют 52% получателей. К августу текущего года объем кредитных средств, которые получили участники программы на строительство собственного дома с льготным займом, приближается к 5 млрд рублей. Для участников программы льготный кредит в сумме до 9 млн рублей выдается без ограничений по возрасту и семейному положению.
В Минвостокразвития зафиксировали в текущем году рост спроса на получение гектаров в Бурятии (рост на 96% с начала года к концу сентября), Сахалинской области (рост на 80%), Якутии (рост на 54%), Еврейской АО (рост на 41%) и Приморском крае (рост на 31%).
В свою очередь В.Путин на ВЭФ объявил о намерении продлить до 2030 г. программы «Земский доктор» и «Земский учитель» для врачей и педагогов, направляющихся на работу в сельскую местность Дальнего Востока. Они предполагают разовые единовременные выплаты до 2 млн рублей. С 1 января 2025 г. должна начаться реализация в ДФО программы «Земский работник культуры» для сотрудников сельских библиотек, домов культуры, музеев, музыкальных школ. По поручению президента для них предполагается предусмотреть возможность участия в дальневосточной ипотеке.
В летний сезон вновь усложнилась ситуация с транспортной доступностью дальневосточных регионов. В «Общероссийском объединении пассажиров» (ООП, председатель – И.Зотов) в конце августа заявляли о намерении обратиться в Росавиацию по вопросу организации дополнительных рейсов из-за высокой стоимости перелетов на Дальний Восток и перелетов внутри ДФО. В частности, в конце августа в продаже отсутствовали билеты эконом-класса (стоимостью 15-17 тыс. рублей) на перелет из Москвы во Владивосток, тогда как стоимость билетов комфорт-класса составляла от 50 тыс. рублей в одну сторону. На повышение цены повлияло в том числе проведение Восточного экономического форума в начале сентября (3-6 сентября).
В авиакомпании «Аэрофлот» отметили, что пиковый спрос в период отпусков возникает ежегодно (для дальневосточных направлений характерно раннее бронирование на летний период) и не связан со снижением провозного емкостного предложения. В компании подчеркнули, что с 2015 г. по 2023 г. совокупное предложение «Аэрофлота» в Дальневосточном ФО увеличилось с 1,5 млн до 3,1 млн кресел, а на 2024 г. дополнительно предложено 300 тыс. кресел. Также по данным перевозчика при росте потребительских цен в стране на 80%, с 2015 г. перелет во Владивосток «Аэрофлотом» подорожал на 35-50%.
Хотя в Росавиации признают отсутствие возможности вмешиваться в формирование цен на билеты, в ведомстве вместе с тем рекомендуют авиаперевозчикам использовать более вместительные самолеты или увеличивать по крайней мере на один рейс количество перелетов на Дальний Восток в сезоны с высоким спросом. В октябре губернатор Магаданской области С.Носов заявил о дефиците авиабилетов по доступным ценам на перелеты между Москвой и Магаданом, а также Магаданом и городами ДФО. В конце октября в Приморском крае вновь сообщили о невозможности приобрести авиабилеты на прямые рейсы между Владивостоком и Москвой.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] После Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области.
Поддержать, но не зарегулировать — развитие креативных индустрий на Дальнем Востоке обсудили на ВЭФ-2024. Профильная сессия получила название «Креативный каркас – 2030».
Креативная индустрия как полноценная отрасль в структуре экономики России появилась совсем недавно. Буквально летом 2024 Госдума приняла закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». Ответственным ведомством за развитие и поддержку креативной экономики назначили Министерство экономического развития. Президент поставил задачу к 2030 году нарастить долю креативной экономики в ВВП страны до 6-6,5%. Сейчас по консервативным оценкам: это 2,5-3%.
Что относится к креативной экономике? Это все, что придумал и создал человек (не искусственный интеллект, хотя его использование в качестве инструмента допускается): от кино, анимации и музыки до озеленения и урбанистики.
Как данность креативная индустрия даёт о себе знать повсеместно, растёт стремительно, но при этом становится «заложницей» своего новаторства — чиновники порой не знают, что делать с креативщиками, а те, в свою очередь, надеясь на поддержку, иной раз сталкиваются с вопросом: «А вы кто такие?». Идеи, рождённые во время профильной сессии девятого ВЭФ, а также проходившего летом в Хабаровске форума креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке», помогают обрести новому направлению экономики более четкую организационную форму, определить оптимальные режимы взаимодействия с государственным аппаратом. Сейчас, несмотря на принятый федеральный норматив, вопросов больше, чем ответов.
На сессии «Креативный каркас» креативную экономику сравнили с гибкой конструкцией, которую. с одной стороны надо аккуратно собирать, давать самой отрасли проявиться, обеспечивать мерами поддержки. С другой — быть осторожными и не зарегулировать до такой степени, что креаторы выйдут из периметра. Но пока никого ограничивать не собираются. Наоборот, сейчас ищут активных людей, дают им поддержку и площадки.
Как считать креативную экономику?
Эксперты «Востокгосплана» подсчитали, что в креативной экономике ДФО на данный момент 15,3 тысячи субъектов предпринимательства. Примерно половина — это ИП, остальное — небольшие предприятия (до 10 сотрудников). То есть речь идет о нескольких десятках тысяч человек, занятых в секторе. Сегодня в России группировка видов креативной экономической деятельности (по ОКВЭД-2) включает 13 индустрий, практически все они представлены и на Дальнем Востоке.
В целом, нынешний вклад креативщиков в экономику макрорегиона оценивается как «скромный», но с большим потенциалом. По данным «Востокгосплана» в 2023 году креативные индустрии дали ДФО около 50 млрд рублей выручки.
Единой методики расчёта «весомости» креативной экономики пока нет. Сложность калькуляции в том, что все дальневосточные регионы разные, как и структура их экономики. Например, Якутия ориентирована в том числе на добычу полезных ископаемых. Поэтому если говорить о доле креативной экономики в ВРП, то получается довольно несимметрично. Даже при том, что Якутия лидер в ДФО по кинопроизводству.
«Чтобы никого не вводить никого в заблуждение и быть математически честными, нужно брать базис, который определен внутри региона и от него ставить кратное значение. Абсолютных цифр и расчетов пока не может быть», — говорит замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева.
Таким образом, сейчас каждый регион отталкивается от той методики, которую определит для себя сам.
Каждый дальневосточный регион уже определил по три ключевые отрасли в креативной экономике, на развитие которых будет сделана основная ставка. Участники дискуссии особо отметили — крайне желательно, чтобы не возникла ситуация, когда во всех регионах «культивируются» одни и те же направления, создавая ненужную конкуренцию. Идеальный вариант — появление синергетического эффекта, когда 1+1=3.
«Мы видим большой запрос и многие регионы определяют как ключевую отрасль – архитектура и дизайн. Во многом это определено тем, как мы сейчас активно занимаемся мастер-планами. Сам рынок сформировал предложение для тех, кто занимается урбанистикой, озеленением. Второй по емкости запрос — это кино и анимация», – отметила Эльвира Нургалиева.
Алло, мы ищем таланты!
Чтобы активнее вовлекать в креативную индустрию молодёжь, в регионах проводятся конкурсы и форумы. Во время «Арктической стартап-экспедиции: Дальний Восток и Арктика России», проводимой под эгидой Минвостокразвития, отобрали почти 500 готовых к реализации проектов. Все авторы станут резидентами креативных кластеров, которые сейчас активно создаются на территории ДФО. В ближайшее время такие формы поддержки появятся во Владивостоке, Улан-Удэ и Благовещенске, а первый уже работает в Якутске.
«В этом году мы выделяем отдельную субсидию Фонду Кино на 2025-2026 годы в 200 миллионов рублей и будем объявлять отдельный конкурс фильмов, снятых на Дальнем Востоке и о Дальнем Востоке. Будут те же правила игры, по которым работает Фонд Кино, но только у картин будет дальневосточная направленность», — анонсировала замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики.
По словам Эльвиры Нургалиевой, кино поможет «сшить страну», даст эффект связанности. В ДФО на съёмки будут приезжать специалисты из центральной части России: их опыт будет востребован у местных кинематографистов, а у приезжих появится понимание, чем живет Дальний Восток. Кроме того, в Хабаровске откроются филиалы ВГИКа, ГИТИСа, а также института им. Щепкина. Последний распахнет свои двери для студентов и в Южно-Сахалинске в следующем году.
Одним из камней преткновения в развитии креативных индустрий участники дискуссии назвали... стеснительность. В регионах часто срабатывает «комплекс провинциала» и творческие единицы не осознают свой потенциалам, не верят в него, а значит, не продвигают свой продукт дальше. Поэтому родилась такая практика, когда команда АСИ приезжает на территорию регионов, ногами обходит студии и лично знакомятся с тем, что делают ребята, консультируют, помогают в продвижении.
Экспорт в АТР
В силу территориальной близости дальневосточным креативщикам намного проще выйти на рынки АТР, чем их коллегам из других регионов России. Дополнительный бонус — понимание культурных кодов соседей.
Пока экспорт ограничивается главным образом продажей полотен дальневосточных художников в Китай. Если в начальные периоды сотрудничества (1990- е годы) спросом пользовались отдельные работы русских мастеров, то в настоящее время формат спроса изменился в сторону классического художественного мастерства художников (масляная живопись, пейзажи).
Взаимодействие с российскими дальневосточными художниками географически переместилось на территорию Китая. В частности, российские художники приглашаются на творческие стажировки в КНР. Отбираются талантливые мастера, состоящие в Союзе художников или рекомендованные известными российскими экспертами. В период стажировки художнику обеспечиваются необходимые условия для работы.
Созданные произведения являются собственностью галереи, и за счет их реализации компенсируются расходы на организацию стажировок. Работы, создаваемые во время стажировки, могут отражать авторские идеи, а также копировать известные произведения, созданные отечественными и зарубежными художниками прошлого.
Однако сейчас появились серьёзные предпосылки к сотрудничеству в сфере кинематографии. Так, глава Якутии рассказал о скорой поездке в КНР команды, которая развивает в регионе креативные индустрии. Ранее они набирались опыта в США: Бостоне и Массачусетском технологическом университете.
«Мы, кстати, поедем, только, конечно, не в Штаты, а в Китай. Мы уже сейчас с ведущими университетами Китая определяем место, где будут наши ребята по технологическому предпринимательства дальше проходить обучение», – сказал Айсен Николаев.
Глядя на то, как ритмично развивается инфраструктура вокруг креативной экономики, эксперты дают благоприятный прогноз и по другим её направлениям.
Кроме того, со 2 по 4 октября в Узбекистане будет проводиться IV Всемирная конференция по креативной экономике. Это своего рода Олимпиада, когда различные страны (ранее конференция проходила в Индонезии и Арабских Эмиратах) принимают у себя масштабное мероприятие и гостей.
«Мы фактически сейчас выводим делегацию, цвет российских креативных индустрий, которые в глобальной мировой повестке будут показывать, что вообще Россия делает и мы понимаем, что это безусловно в том числе и политическая задача», – отметила Директор центра по развитию креативной экономики, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Екатерина Черкес-заде.