Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил ввести налоговые льготы для предприятий жилищно-коммунального хозяйства, освободив их от уплаты налога на имущество. Ключевым условием такой меры станет обязательное направление высвобожденных средств на модернизацию инфраструктуры.
Как стало известно Forbes, данная инициатива была озвучена в резолюции съезда РСПП. На сегодняшний день коммунальный сектор испытывает острый дефицит финансирования: ежегодно удается заменить лишь 1,5% от общей протяженности инженерных сетей. В то же время, представители Государственной думы подчеркивают необходимость усиленного контроля за использованием средств коммунальных операторов, прежде чем предоставлять им налоговые послабления.
В рамках предложенной инициативы РСПП предлагает пересмотреть систему налогообложения ресурсоснабжающих организаций, включая компании, отвечающие за поставку воды, тепла, электроэнергии и газа. Согласно резолюции, налог на имущество, введенное в эксплуатацию за последние пять лет, может быть обнулен при условии реинвестирования сэкономленных средств в обновление инфраструктуры. Эта идея была представлена на съезде РСПП, состоявшемся 18 марта.
Председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов заявил, что поддерживает любые меры, способствующие сохранению средств в коммунальной сфере и их целевому использованию для модернизации. Он подчеркнул, что на сегодняшний день коммунальные предприятия могут обновлять не более 1,5% инженерных сетей в год, тогда как ощутимый эффект для населения и экономики возможен при ежегодной замене как минимум 5%. Однако такое обновление потребует значительных финансовых вложений, исчисляемых триллионами рублей.
Член общественного совета при Министерстве строительства Ольга Сердюк отметила, что финансовое состояние предприятий ЖКХ остается сложным, а привлечение инвестиций в отрасль — непростая задача. Она считает, что предложенные налоговые льготы могут простимулировать коммунальные организации к активному вложению средств в модернизацию. В первую очередь изменения затронут предприятия с высокой ресурсной нагрузкой, такие как водоканалы и компании теплоснабжения, на балансе которых находятся значительные объемы недвижимости.
По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ), за последние годы в рамках национальных проектов было построено множество новых объектов инфраструктуры ЖКХ. В случае принятия предложенной инициативы налоговые льготы смогут затронуть значительное количество предприятий отрасли.
По мнению Ольги Сердюк, распространение практики снижения налога на имущество в случае проведения модернизации может положительно сказаться на уровне тарифов. Член подкомитета ТПП по развитию бизнеса в сфере управления жилой недвижимостью Ирина Касаткина добавила, что контроль за тарифами остается в ведении Федеральной антимонопольной службы (ФАС), а изношенность коммунальных сетей достигает критических показателей. Тем не менее, реализация налоговых послаблений будет зависеть от финансовых возможностей регионов и готовности коммунальных предприятий к инвестициям.
Ранее профильный комитет Госдумы уже предлагал ввести налоговые льготы для сферы ЖКХ. В частности, депутаты выступили за право применять повышающий коэффициент к расходам на амортизацию коммунальной инфраструктуры, что может усилить привлекательность концессионных соглашений и привести к более сбалансированным тарифам как для граждан, так и для бизнеса. Сергей Пахомов подчеркнул, что комитет ждет официальных предложений от правительства и готов придать инициативе высокий приоритет в рассмотрении.
Вместе с тем первый заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев отметил, что перед введением налоговых льгот необходимо пересмотреть систему контроля за расходованием средств, выделяемых на модернизацию коммунальных сетей. Он пояснил, что тарифная составляющая уже предусматривает финансирование обновления инфраструктуры, однако постоянного механизма контроля за целевым использованием этих средств пока не существует.
В качестве одного из решений парламентарий предложил внедрение банковского сопровождения подобных расходов, чтобы каждая сумма, направляемая на модернизацию, могла быть четко отслежена. Он подчеркнул, что контроль за целевым расходованием средств является первоочередной задачей при принятии любых налоговых инициатив.
Процедуру инкорпорации в специальные административные районы о. Русский и Октябрьский предлагают распространить на непубличные компании. Сегодня в САР о. Русский количество участников достигло 111 активов с общим объемом активов более 5,5 трлн рублей. Но все они вернулись в родную гавань через механизм редомициляции (смены юрисдикции). Эксперты полагают, что упрощение условий регистрации позволит привлечь дополнительные инвестиции и повысит доверие бизнеса к российским «офшорам».
С 2018 года в ДФО функционирует Специальный административный район на о. Русский Приморского края (САР), предназначенный для регистрации иностранных и российских холдинговых компаний.
«Сегодня на о. Русский зарегистрировано в порядке редомициляции 111 компаний с общим объемом активов более 5,5 трлн рублей. КРДВ ведет переговоры еще порядка с 30 компаниями, которые могут переехать на о. Русский в текущем году. Это компании, работающие в различных сферах бизнеса начиная от финансов, заканчивая добычей полезных ископаемых, ведущие деятельность как на Дальнем Востоке, так и в других частях нашей страны», — рассказал агентству директор департамента сопровождения САР Павел Шейка.
До 2023 года стать участником САР можно было только через процедуру редомициляции, когда компания «переезжает» из одной юрисдикции в другую. Летом 2023 года Госдума приняла закон о новом способе переводов активов в специальные административные районы с помощью механизма инкорпорации. При этом фактически создается новая компания, не являющаяся правопреемником и не получающая прав и обязанностей учредителей. Однако до сих пор через процедуру инкорпорации не прошел ни один участник САР о. Русский.
«Это связано с определенными санкционными и контрсанкционными ограничениями, а также тем фактом, что инкорпорация сейчас доступна только публичным компаниям. Считаем, что в рамках поручения президента об упрощении переезда иностранных компаний в России возможно рассмотреть распространение инкорпорации и на непубличные компании», — пояснил Павел Шейка.
Публичная компания — акционерное общество, акции которого обращаются на фондовом рынке свободно, без ограничений. Купить их может любой желающий, ценные бумаги свободно торгуются на бирже. Тогда как непубличные компании распределяют акции между учредителями заранее, не размещают их на бирже и не продают без разрешения остальных акционеров.
Сегодня одно из главных требований к потенциальным резидентам — ценные бумаги учредителя должны иметь листинг на российской или зарубежной бирже согласно требованиям российского законодательства о ценных бумагах.
Эксперты уверены, что расширение процедуры на непубличные компании может значительно увеличить количество участников специальных административных районов и привлечет в регион новые инвестиции.
Директор по стратегии инвестиционной компании «Финам» Ярослав Кабаков отмечает, что расширение возможностей регистрации в САР во многом переломили скептицизм и бизнеса, и экспертного сообщества.
«В сочетании с дополнительными налоговыми стимулами и поддержкой со стороны правительства это повысило конкурентоспособность специальных административных районов. Сегодня уже не подлежит сомнению, что САР – действительно эффективный инструмент», — комментирует он.
В Ассоциации налоговых консультантов напоминают, что процедура инкорпорации была разработана для компаний, испытывающих большие сложности при смене юрисдикции из-за санкционных ограничений. Этот механизм позволяет создавать новые организации, которые могут заменять иностранные холдинговые компании в корпоративных структурах, фактически выделить российский бизнес в новое юрлицо и вывести активы в родную гавань. Что особенно важно, в отличие от редомициляции инкорпорация допускает непропорциональное распределение акций правопреемника между акционерами правопредшественника.
«Санкции мешают многим компаниям использовать данные возможности, так как акции находятся в зарубежных депозитариях или заморожены. Тем не менее, в САР Калининградской области уже есть пример инкорпорации. А непубличным компаниям в этом отношении будет проще», — отметил представитель ассоциации.
Интересно, что первой и на данный момент единственной, прошедшей процедуру инкорпорации в САР Калининградской области, стала компания «Яндекс». Она завершила регистрацию в декабре 2023 года. Процесс не был бескровным и сопровождался судебными тяжбами. Часть акционеров подала иски, увидев дискриминацию своих прав.
Например, по мнению одного из заявителей, «он полностью лишился участия в российском бизнесе и остался владельцем компании, которой принадлежат исключительно зарубежные активы, составляющие 5% всех активов Yandex N.V. до выделения российского сегмента». Однако в январе 2025 года суд постановил, что законные интересы истца не были нарушены.
«Акции Yandex N.V. истец приобрел на внебиржевом рынке, причем после принятия нидерландской компанией решения о разделении бизнеса, после создания МКПАО «Яндекс» в порядке инкорпорации и, соответственно, после опубликования сведений о продаже российских активов. Как следствие, истец принял на себя риски, сопряженные с приобретением соответствующих ценных бумаг», — следует из решения суда.
Говоря про САР как инструмент развития территорий, в КРДВ отметили, что уже 52 компании выполнили свои обязательства в части инвестирования на территории России на общую сумму более 5,8 млрд рублей. За время существования САР на о. Русский холдинговые компании, переехавшие из-за рубежа, уплатили более 30 млрд рублей налогов в бюджеты различных уровней.
Также две компании-участника САР выполняют требования к «присутствию» в регионе и осуществили дополнительные инвестиции в размере 300 млн рублей каждая в объекты транспортной, инженерной, социальной и энергетической инфраструктуры Приморского края.
В следующем году вступают в силу новации по расчету и взиманию платы за перезакрепление мест промысла на новый срок без торгов. В центре внимания вопрос, быть ли рассрочке по внесению платежа, а также, как должен распределиться сбор между уровнями бюджетной системы. Власти Камчатки уже заявили об угрозе массового банкротства дальневосточных предприятий при переоформлении рыболовных участков, если плата будет взиматься единовременно. В федеральных министерствах не возражают против рассрочки, но готовы ее предоставить не на столь длительный срок, как того хотели бы рыбаки.
У лососей свои нюансы
В июле 2023 года были приняты изменения в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», которые, в том числе, касались новых правил подготовки и заключения договора пользования рыболовным участком без торгов на долгосрочный период. Однако механизм взимания платы за закрепление места промысла, предложенный Минсельхозом РФ, получил широкий резонанс. Инициатива ведомства о единовременной 100-процентной оплате за перезаключение договора на 20 лет вызвала немало вопросов в отрасли, которая на сегодняшний день характеризуется высокой закредитованностью.
Рыбаки заявили, что введение одномоментного платежа будет крайне обременительным, причем наиболее сильно это может отразиться на тех, кто занимается промышленным ловом лососевых.
«Краткосрочность лососевой путины в дополнении с очень высокой долей рутинного ручного труда на ставных неводах всегда означает наличие избыточного запаса рабочей силы, чего нет на других видах промысла. С учетом дефицита трудовых ресурсов это очень высокий уровень условно-постоянных издержек, которые невозможно уменьшить в условиях небольшого промысла…Это означает, что в себестоимости есть величина, которую невозможно уменьшить», – пояснил президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев.
При этом структура лососевого промысла серьезно отличается от минтаевого, трескового или крабового, где порядка 80-85% вылова приходится на 20 крупных компаний. Тогда как в добыче красной рыбы такие игроки занимают не более 40%. Основными участниками лососевой путины выступают небольшие предприятия, для которых цена и доступность кредитных ресурсов совершенно иная, обратил внимание Герман Зверев.
Кроме того, этот сегмент отрасли более высокорискованный из-за существенных колебаний объема добычи лососей. Во время лососевой путины 2020 года было добыто 299,7 тыс. т, 2021-го – 538,7 тыс. т, 2022-го – 272,1 тыс. т, 2023-го – 608,3 тыс. т. К примеру, коэффициент изменчивости вылова горбуши в пять раз выше аналогичного показателя для минтая.
Вместе с тем само введение платежей отраслевым сообществом даже не обсуждается, заверил президент ВАРПЭ: «Плата за пользование рыболовными участками, как фискальный платеж, необходима. Здесь нет никаких разногласий с Росрыболовством, Минсельхозом, Минфином».
Стоит сказать, бюджетный эффект от нововведения в 2025-2045 годах оценивается в 341,7 млрд руб., подсчитал Центр отраслевой экономики Научно-исследовательского института (НИФИ) Минфина.
Размер имеет значение
Согласно подготовленной методике, суммарный платеж при заключении договоров пользования рыболовными участками для добычи лососей может составить 92 млрд руб. При этом ориентировочный размер сбора по 97 базовым предприятиям на Камчатке (на долю этого региона приходятся основной объем вылова красной рыбы) – 66,2 млрд руб. или в среднем 683 млн руб. на одно юрлицо.
Расчеты показывают, что единовременный платеж приведет к совокупному убытку только для рыбаков Камчатского края в размере 70,6 млрд руб. Создаются серьезные риски банкротства для 59 предприятий в период с 2025 по 2027 год. «Эти законодательные изменения, в таком виде, в каком есть сейчас, полностью разрушат рыбную отрасль в Камчатском крае», – подчеркнула зампред регионального правительства Юлия Морозова.
По ее словам, при 100-процентном внесении платы две трети предприятий закрываются сразу в течение трех лет.
Соответственно, выходом видится возможность разбивки сбора на две части: первая вносится сразу, вторая – в течение определенного периода. Рассматривается несколько подходов: плата частями (25% в 2025 году, остальные 75% пропорционально объему вылова на протяжении 20 лет), равными платежами на протяжении 20 лет и плата пропорционально выловленному объему рыбы.
Немаловажный вопрос – как должен распределиться сбор между региональным и федеральным бюджетами. В частности, власти Камчатки предлагают направлять 25% платежа, который будет вноситься разово, в казну РФ. 75% платы должно пойти региону, и эту сумму можно будет внести с рассрочкой на все 20 лет действия договора.
С таким подходом согласны в Минвостокразвития, сообщил директор департамента инвестиционного развития и международного сотрудничества ведомства Олег Вахтин. «Камчатский край – это большинство вылова, большинство переработки, поэтому с учетом опыта региона и тех предприятий, которые есть на его территории, наверное, за флагманскую позицию надо брать эту позицию», – считает он.
Согласно анализу, если единовременно выплачивать 25% платежа, а остальные с определенным временным лагом, размер убытка рыбаков сокращается с 70,6 млрд руб. до 20,9 млрд руб., проинформировал Герман Зверев. При этом все предприятия из зоны риска банкротства выходят.
Платеж на двоих
В Министерстве сельского хозяйства РФ не возражают против рассрочки по взиманию платы. На данный счет проводились консультации с Минфином, показавшие, что это возможно, уточнил директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза Евгений Кац. Такая инициатива должна быть законодательно закреплена, как и по вопросу распределения поступлений платы между регионами и федеральным бюджетом, добавил он.
Парламентарии подготовили концепции соответствующих законопроектов. Правда, потребуется еще их оформление и обоснование.
Что касается пропорции деления платы между федеральным и региональным бюджетами, то по инициативе распределения большей части сбора на уровень региона вряд ли будет достигнуто согласие, выразил сомнение первый зампред комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. «Порядка 70 млрд руб. выпадение из федерального бюджета, кто нам согласует это? Напряжение бюджета достаточно серьезное, думаю, это вызовет сложности», – сказал сенатор.
Он предложил разбивку платежа: 70% – в федеральный бюджет, 30% – в региональный. «Это цифра как-то обоснована, потому что существует комплексная программа развития сельских территорий, по которой, как доложило Министерство сельского хозяйства, определенные деньги на муниципальные районы, приближенные к океанам и морям, даются. Более того они не всегда осваиваются», – обратил внимание Сергей Митин.
Относительно периода рассрочки предлагается ограничиться тремя годами. «Будь моя воля, я бы сказал 20 лет. Но как это сделать, не представляю, как чиновник. Потому что есть бюджетный цикл, бюджетный процесс… просто нашим коллегам из других министерств будет хороший повод нам отказать», – пояснил парламентарий.
В свою очередь сенатор от Камчатского края Борис Невзоров утверждает, что рассрочка на три года по большому счету не даст рыбакам ничего. Поэтому дальнейшая проработка вопроса с регионами и федеральными органами исполнительной власти, по всей видимости, будет продолжена.
Подходы налоговой службы к борьбе с дроблением бизнеса необходимо пересмотреть, считают в бизнес-сообществе. По оценкам экспертов, нередко санкции применяют к предприятиям, которые не получают необоснованной налоговой выгоды от «сомнительных схем». И в этой связи объявленная президентом амнистия за дробление бизнеса, хотя и является важной и нужной мерой, радикально на ситуацию не повлияет. Как сегодня предприятия дробят бизнес, какую позицию ФНС занимает в отношении нарушителей, и какие меры способны улучшить налоговый климат, разбиралась редакция EastRussia.
О том, что необходимо разработать параметры амнистии за дробление бизнеса, Владимир Путин объявил в ходе послания Федеральному собранию 29 февраля. Речь идёт о «некрупных компаниях, которые при фактическом росте бизнеса вынуждены использовать схемы налоговой оптимизации».
На каких условиях реализуется поручение президента, ещё неизвестно — проект об амнистии находится в разработке. Пока ФНС работает без изменений.
Налоговый консультант Галина Ткаченко отмечает, что глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров выделяет борьбу с дроблением бизнеса и серыми зарплатами как актуальные направления работы ведомства в текущем году.
«Если раньше в приоритете были незаконные вычеты по налогу на добавленную стоимость, сегодня эти нарушения отработаны в рамках камеральных проверок. Налоговая очень активно занялась именно дроблением бизнеса, и я это вижу в своей работе», — комментирует эксперт.
За неполные шесть лет объём налоговых доначислений из-за дробления предприятий, оспариваемых в судах, составил более 56 млрд рублей. Об этом ранее сообщала налоговая служба. Последние громкие дела связаны с именами известных блогеров Лерчека и Елены Блиновской. В Приморском крае одним из резонансных стало дело крупной сети ресторанов быстрого обслуживания «Репаблик».
Схемы оптимизации налоговых издержек применяются в разных отраслях и видах деятельности от торговли до сферы услуг.
Предприятия дробят на юрлица и ИП, используют франшизы, торговые площади сдают в аренду родственникам, чтобы оставаться на упрощённой системе налогообложения (УСН). Выгода очевидна: на УСН предприниматель в зависимости от выручки платит 6-15% налогов. Но как только его доходы превышают определённый лимит, он обязан перейти на общую систему налогообложения – ОСН, а значит, в полном объёме вести бухгалтерский и налоговый учёт и уплачивать НДС, налог на прибыль либо НДФЛ и нести другие расходы.
Если налоговая инспекция выявляет схему дробления бизнеса, она доначисляет налоги, исходя из совокупной выручки предприятий плюс штрафы — 40 % от доначисленной суммы налога и пени. В результате нарушитель должен заплатить в бюджет не 6%, а в разы больше, (платится 20 % НДС путём расчёта: доход:120 х 20, а кроме того, 20% налог на прибыль либо 13 — 15 % НДФЛ (для ИП), причём за три предыдущих календарных года и текущий период 2024-го (сроки, которые учитывает камеральная проверка).
По словам Галины Ткаченко, суммы доначислений обычно стартуют от 20 млн рублей. Известен случай, когда предпринимателю из Уссурийска доначислили 130 млн рублей налогов.
Если же нарушитель не хочет, чтобы в отношении него было заведено уголовное дело по результатам налоговой проверки, он обязан самостоятельно сдать налоговые декларации и донести свою позицию налоговому органу. И здесь обычно начинаются судебные разбирательства, когда налогоплательщик пытается доказать, что дробил бизнес не для получения налоговой выгоды. Как правило, безуспешно.
Регулярно в новостную повестку попадают резонансные дела, связанные с предполагаемым дроблением бизнеса. Так, налоговая инспекция заподозрила в незаконной оптимизации известное предприятие «Приморский кондитер» (ООО «Примкон»). По результатам выездной проверки в 2019 году компании доначислили более 43 млн налога на добавленную стоимость плюс штрафы и пени. Фискальный орган посчитал, что «Примкон» уменьшил налоговую базу, оформив магазины на аффилированных лиц — вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Однако суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с такой позицией. Инспекции не удалось доказать, что дробление производилось исключительно с целью уменьшения налоговой нагрузки, а не в целях ведения предпринимательской деятельности.
В подобной ситуации оказался и ритейлер, депутат думы Хасанского муниципального района, известный меценат Александр Кучкин. В 2021 году в офисе его компании состоялась выездная проверка с участием людей в форме, похожей на СОБРовскую. Налоги предпринимателю доначислили на том основании, что торговые помещения он сдавал в аренду собственной сестре, позже инспекция определила и других лиц, которые могли быть причастны к дроблению бизнеса. В результате сумма налоговых обязательств выросла до 78 млн рублей.
Пожалуй, самое резонансное в Приморье дело 2023 года началось обысками у директора сети ресторанов Republic (компания «Инстрой»). Предприятию доначислили 83 миллиона рублей налога. Во время обыска по месту жительства подозреваемого следователи изъяли более 23 млн рублей и свыше 12 тысяч долларов США. А в феврале налоговая инспекция подала иск о банкротстве должника в Арбитражный суд Приморского края. Последним решением суда от 14 марта 2024 года производство по делу о признании ООО «Инстрой» несостоятельным (банкротом) прекращено. «Уполномоченный орган через канцелярию суда представил в материалы дела дополнения к заявлению, в которых указывает, что должником было произведено полное погашение задолженности», — следует из материалов дела.
И тем не менее, нередко ответственное лицо действительно думает, что оптимизирует свою деятельность в соответствии с законом.
«Например, предприниматель открыл ИП и одновременно значится директором юридического лица. ИП находится на упрощённом режиме, юрлицо – на общем режиме налогообложения, при этом они занимаются одним и тем же видом деятельности. Но когда клиенту надо, допустим, выставить счёт с НДС, это делает юрлицо. И налоговая по результатам проверки складывает вместе доходы ИП и юрлица и доначисляет налоги. Сейчас в моей практике это происходит достаточно часто. Учитывая, что доначисления по общему режиму начинаются от 20 млн рублей, малому бизнесу очень тяжело нести такую нагрузку. Думаю, до президента донесли актуальность этого вопроса, что малый бизнес часто не с целью ухода от налогов, а просто по незнанию попадает в подобные ситуации», — говорит Галина Ткаченко.
В то же время предпринимательские объединения считают проблемой отсутствие, по их оценке, чётких критериев дробления бизнеса в законодательстве. Так, «Опора России» предлагает пересмотреть подходы фискального органа к работе с налогоплательщиками в этом отношении и основным критерием сделать получение необоснованной налоговой выгоды. Если предприятие не сэкономило на налогах вследствие дробления бизнеса, значит, и строгих санкций к нему применять не следует, считает руководитель комитета приморской «Опоры России» по налогам и налоговому администрированию Александра Гомзякова.
«Одна из главных головных болей предпринимателей — они переживают, что их будут подозревать в дроблении бизнеса. С одной стороны, действительно, есть налогоплательщики, которые дробят бизнес, чтобы снизить налоговую нагрузку и получить необоснованную налоговую выгоду. С другой, те методы, которыми пользуется наше государство в отношении предполагаемых нарушителей, достаточно усреднённые, и очень часто под критерии дробления бизнеса попадают предприниматели, которые не получают налоговой выгоды от того, что имеют несколько предприятий», — поясняет эксперт.
Собеседница подчёркивает, что есть виды деятельности, которые требуют лицензирования и могут вестись только юридическими лицами. Например, юрлицо необходимо для торговли алкоголем. В ряде случаев бизнес дробится с целью диверсификации рисков, ведь те же штрафы во многих случаях для ИП ниже. Очень часто индивидуальному предпринимателю проще получить какие-либо разрешения. «Вариантов много, но, когда налоговая инспекция начинает искать в деятельности предприятия признаки необоснованной налоговой выгоды, она подходит к этому достаточно формально», — акцентирует Александра Гомзякова.
Что касается позиции налоговой службы, ранее в одном из интервью глава ФНС Даниил Егоров говорил, что к теме установления критериев дробления бизнеса ФНС уже подступалась, но безуспешно. Исследование опыта других стран относительно дробления бизнеса, по его словам, также не принесло результатов. «Они говорят очень просто: мы идем из принципов взаимозависимости. Если под тобой есть «зонтик» компаний, неважно, кто и чем занимается, мы смотрим через собственность», — цитировало Егорова РБК.
Примечательно, что фискальная политика в России за последние годы претерпела серьёзные изменения. Ещё в 2020 году малый бизнес платил ЕНВД (единый налог на вмененный доход) с площади, не было ни онлайн-касс, ни системы маркировки «Честный знак», сегодня ситуация изменилась коренным образом. И бизнесу нелегко справляться с возросшей нагрузкой. В 2023 году уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов создал рабочую группу из региональных уполномоченных, в рамках которой был подготовлен специальный доклад по практике налогового администрирования и его влиянии на предпринимательскую деятельность. Риски привлечения предпринимателей к ответственности за дробление бизнеса при оптимизации налогообложения в докладе обозначены как одна из главных проблем, рассказывает приморский бизнес-омбудсмен Марина Шемилина.
«Во-первых, сегодня мы не видим чётких критериев дробления бизнеса. Во-вторых, есть случаи, когда предприниматели работают по определённой схеме не один год, считая, что таким образом оптимизируют налоги, налоговая инспекция принимает все декларации, отчёты и не задаёт вопросов. А потом почему-то выясняется, что налогоплательщик — нарушитель, который занимается дроблением бизнеса. И мы очень рады, что президент нас услышал и подчеркнул, что нужно думать о том, как стимулировать развитие бизнеса, а не тормозить его», — комментирует бизнес-омбудсмен.
В УФНС по Приморскому краю отмечают, что налоговая обычно идёт навстречу предпринимателям при выявлении подобных нарушений и даёт им возможность избежать штрафов, погасив задолженность. Об этом говорит и Марина Шемилина.
«Как правило, налогоплательщику предлагают во избежание штрафных санкций подать уточненную декларацию за прошлые периоды и с нового периода начать работать по-новому. Кто-то из предпринимателей идёт на это, оплачивает доначисленные налоги и закрывает вопрос. В противном случае налоговая проводит камеральную проверку — тогда уже появляются штрафы, и предприниматель в судебном порядке начинает их оспаривать. Отмечу, что в нашей практике крайне мало случаев, чтобы налоговая была принципиально не права, как правило, речь идет об уменьшении размера предъявляемых претензий», — рассказывает омбудсмен.
Марина Шемилина также подчеркнула, что для придания амнистии системного эффекта, а не точечной выгоды, необходимо выработать новую консолидированную позицию по корректировке действующих условий применения специальных налоговых режимов и парамертам «бесшовного» перехода со спецрежимов на общий режим налогообложения.
В каком виде будет действовать амнистия, пока неизвестно. Ожидается, что нарушителей освободят от штрафных санкций, но совершенно точно речи не идёт о полном прощении всех доначисленных налогов, поясняют источники агентства. И вопросы, обозначенные выше, с помощью амнистии не решить. Здесь необходимы другие меры.
«Амнистию президент объявил в рамках закона о контрольно-надзорной деятельности, то есть амнистируют нарушения, которые не находятся в рамках Налогового кодекса. Дело в том, что за одно и то же нарушение предпринимателя штрафуют дважды — по Налоговому кодексу и Кодексу об административных правонарушениях. Соответственно, контрольно-надзорный орган простит те нарушения, которые предусмотрены Административным кодексом», — уточняет Александра Гомзякова.
При этом некоторые опытные предприниматели не советуют коллегам спешить в ФНС с чистосердечным признанием. «Дело в том, что амнистии для предпринимателей не в первый раз объявляются, но я никогда не рекомендовал собственникам своей компании участвовать в этих мероприятиях. Как говорится, чистосердечное признание — это прямой путь на чёрную скамью», — анонимно делится своим мнением крупный приморский бизнесмен.
Отметим, что по результатам контрольно-аналитической работы ФНС в 2023 году в бюджет поступило 400 млрд руб. (+2,3% по сравнению с 2022 годом). Более половины этих поступлений (218 млрд рублей) налогоплательщики заплатили самостоятельно, без проведения налоговых проверок.
Проект изменений в Налоговый кодекс, предусматривающий ограничения для резидентов преференциальных зон в части налоговых льгот, вызвал широкий резонанс. Оппоненты Минфина опасаются снижения инвестиционной привлекательности таких режимов. Против выносимых на обсуждение поправок выступает и Минвостокразвития.
Свести к одному
Минфином разработан законопроект, касающийся налогового регулирования преференциальных режимов. Документ предполагает в рамках льготного налогообложения ограничения для новых резидентов с 1 января 2025 года. В частности, предлагается ограничить сумму налоговых льгот (обычно речь идет о налогах на прибыль, имущество и землю) размером фактических расходов на капитальные вложения и НИОКР.
«Это связано с принципом справедливости. Мы, как государство, инвестируем рубль в виде налоговых расходов. Уважаемый бизнес, будьте добры, инвестируйте тоже рубль…Сам критерий один к одному является достаточно мягким», – говорит директор департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов Минфина РФ Денис Борисов.
Однако законопроект о донастройке налоговых льгот вызвал отрицательные отзывы. Высказываются опасения, что это может привести к ухудшению условий применения префрежимов, в том числе таких, как территория опережающего развития, Свободный порт Владивосток и Арктическая зона РФ.
Справка: По данным Минвостокразвития, за счет преференциальных зон на Дальнем Востоке и в Арктике к реализации запланировано более 3,5 тыс. проектов с объемом заявляемых инвестиций 9 трлн руб. и созданием 298 тыс. рабочих мест. В экономику макро-региона уже вложено 3,7 трлн руб. На сегодня реализовано 833 проекта.
По состоянию на 11 октября 2023 года в рамках режима ТОР осуществляют деятельность 742 резидента с общим объемом инвестиций по соглашениям 5,5 трлн руб. (фактически осуществлено инвестиций в размере 2,6 трлн руб.), в эксплуатацию введено 227 предприятий. В рамках режима СПВ действуют 2 тыс. резидентов с объемом инвестиций по соглашениям 1,6 трлн руб. (405 млрд руб.), введено в эксплуатацию 451 предприятие. В рамках режима АЗРФ зарегистрировано 664 резидента с объемом инвестиций по соглашениям 824 млрд руб. (109 млрд руб.), введено в эксплуатацию 138 предприятий.
Первый замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов подчеркнул, что законопроект не в полной мере учитывает социально-экономические особенности отдаленных регионов. «Принятие такого решения на наш взгляд негативно повлияет на резидентов, а именно на субъектов малого и среднего бизнеса, а также на инвесторов, реализующих инвестпроекты в отраслях с низким объемом капвложений. Это сфера услуг, общественного питания, туризм, IT-сфера и т.д., где относительно небольшие инвестиции, но большое количество людей. А одна из основных льгот, которая там есть – это страховые взносы – 7,6% на десять лет», – рассказал он.
Другой вопрос вызывает перечень ограничения номенклатуры финансовых средств, признаваемых капиталовложениями для расчета максимальной величины налоговых льгот. К примеру, предлагается не учитывать затраты, связанные с приобретением легковых автомобилей, прогулочных судов, организацией спортивных объектов, но, что более важно, с реконструкцией и строительством жилья.
«То есть мы развиваем Удокан (крупнейшее месторождения меди – прим. ред.) и там же строим жилые кварталы. То же самое относится в Амурскому газоперерабатывающему заводу, где «Газпром» строит огромное количество жилья, чтобы [работающие] люди там жили. И это предлагают не рассматривать при расчете инвестиций», – обеспокоен первый замглавы Минвостокразвития.
В условиях высокой волатильности представляется сомнительной целесообразность применять льготный механизм лишь при выполнении резидентом контролируемых показателей. «Если инвестор не выполняет условия по годам инвестиционного соглашения, которое заключается с ним, то в следующем году он не может рассчитывать на налоговые льготы. Понимаю, есть разные инвесторы, но мы же не можем не принимать во внимание те объективные факторы, которые у нас складываются по ходу жизни. Кто прогнозировал кризис, СВО, увеличение стоимости денег? Кто прогнозировал ключевую ставку в 15%, ставку по займу в 17-20%», – подчеркнул Гаджимагомед Гусейнов.
От сумы и от маржи
Как заверили в Минфине, за счет разработанной совместно с ФНС автоматизированной системы «Эффективность льгот» есть возможность получать независимую оценку того, как налоговые послабления влияют на финансово-экономические показатели налогоплательщиков. Так, сообщил Денис Борисов, в рамках дальневосточных ТОР по ряду отраслей операционная рентабельность превышает 30%, в то время как в среднем по российской экономике эта величина оценивается в 12-15%.
«Было бы все хорошо, мы не против, но проблема в том, что такие доходности получаются в условиях, когда по сути государство фактически субсидирует через налоговые расходы такой высокомаржинальный бизнес. Оно нам надо?», – считает представитель Минфина.
По его данным, три года назад объем налоговых расходов по ТОР в ДФО был более 10 млрд руб., в 2021-м он превысил 20 млрд, и есть прогноз на дальнейшее увеличение.
В Министерстве финансов не видят опасений по поводу ухудшения инвестиционной активности. Принцип, когда размер налоговых льгот ограничен фактическими капвложениями, уже реализован в региональных инвестиционных проектах (РИП) и специальных инвестиционных контрактах (СПИК), уточнил чиновник.
«Когда мы выдвигали эти условия, мы собирали статистику – у подавляющего числа резидентов уровень инвестиций кратно превышает объем получаемых ими налоговых льгот. Они все соответствуют этим критериям», – сказал Денис Борисов.
Между тем свои возражения высказали в Министерстве экономического развития РФ. «У меня 50 особых экономических зон, в них фактически инвестировано 1 трлн руб., а налоговых льгот на 124 млрд руб. Минфин, верните остальные деньги, если по такой логике идти», – рассуждает заместитель министра Дмитрий Вахруков.
По его мнению, цель стимулировать больше инвестиций на самом деле теряется в этой инициативе и более очевидной становится цель борьбы с недобросовестными резидентами. «Хорошо, покажите их нам. Принесите список этих резидентов, отдайте в регионы, в Минэк, и мы их выгоним, если они недобросовестные», – заявил Дмитрий Вахруков.
Регионы хотят постоянства
Реализация законопроекта станет дополнительным барьером на пути к привлечению инвестиций и в целом деятельности преференциальных зон, как эффективного инструмента развития экономики страны, полагает директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Михаил Лабудин.
«Исходя из опыта ОАЭ или стран ЕАЭС, преференциальные условия свободных экономических зон работают на привлечение инвесторов, а не наоборот. Только за последние недели мы получили информацию от представителей ОЭЗ, что порядка 20 проектов на сумму 15 млрд руб. находятся в зоне риска», – сказал Михаил Лабудин.
Подсчитано, что в случае принятия предложений Минфина потери инвестиций могут составить 236 млрд руб., проинформировал председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов. От регионов поступило 200 негативных отзывов на данный пакет поправок, уточнил он.
Сенатор предлагает снять этот законопроект с обсуждения в нынешней редакции и в координации с предпринимателями и главами субъектов РФ разработать новый документ. «На моем комитете мы его зарубим, не дадим положительного заключения», – пообещал он, добавив, что регионы крайне заинтересованы в том, чтобы у них льготные режимы существовали в прежнем качестве дальше.
Как бы то ни было, поправки Минфина заставили свежим взглядом посмотреть на преференциальные зоны, в том числе в ДФО. Сенатор Андрей Епишин предлагает распространить режим ТОР на весь Дальний Востоке. При этом, убежден он, надо сосредоточить льготы на тех проектах, которые создают постоянные рабочие места, закрепляют население на той или иной территории. Многие добывающие производства, предусматривая, главным образом, вахтовый метод работы, не сильно помогают регионам с точки зрения демографии, пояснил сенатор.
С ним согласен Гаджимагомед Гусейнов. «Сейчас у нас нет ограничений по расширению границ ТОР, но получается, все процессы, связанные с расширением границы занимают порядка шести месяцев. Но без расширения границы ТОР инвесторы не вкладывают деньги. Все, что будет [сделано] до ТОР, инвестор потом не сможет предъявить к возмещению. Следовательно, получается, что границы ТОР являются естественным препятствием для привлечения инвестиций на Дальний Восток», – заключил представитель Минвостокразвития.
В регионах Дальнего Востока в сентябре текущего года продолжали расти потребительские цены на товары и услуги (к декабрю 2022 г., Таблица 1). В шести регионах показатель превысил средний по РФ (104,6%) – речь идет о Приморском, Камчатском и Забайкальском краях, Бурятии, Амурской и Сахалинской областях. Среди регионов ДФО меньшие темпы роста цен были зафиксированы в Магаданской области, Хабаровском крае и на Чукотке.
В августе 2023 г. во всех дальневосточных регионах, а также в Иркутской области росла среднемесячная заработная плата (к августу 2022 г., Таблица 2). В Камчатском крае рост превысил средний показатель по стране, составив 28,1% (в России – 15,1%). Тем не менее в большинстве регионов округа рост не превышал 14,5%. Меньше чем на 10% выросла зарплата в Сахалинской области (+4,6%) и Чукотском АО (+7,2%).
Что касается уровня безработицы (Таблица 3), то в июле-сентябре 2023 г. он оказался наиболее высоким в Забайкалье (7,2%), Якутии (5,4%) и Бурятии (4,5%). Следует отметить рост доли безработных в Якутии, которая по данному показателю является второй в ДФО после Забайкальского края. Доля безработных в республике за отчетный период оказалась выше, чем в Бурятии. В части регионов наблюдается более низкий, чем в среднем в РФ (3%) уровень безработицы – в Приморском, Хабаровском и Камчатском краях, Амурской и Сахалинской областях, Чукотском АО.
Программа «Дальневосточная ипотека» остается широко применяемым механизмом повышения доступности приобретения собственного жилья жителями Дальнего Востока. Ее планируется расширять, включая новые категории участников и увеличивая размер кредитов. По данным Минвостокразвития и КРДВ, лидерами по выдаче кредитов в рамках программы дальневосточной ипотеки являются Приморский, Хабаровский края и Якутия. В Приморье к настоящему времени выдано 24 тыс. кредитов на 109,5 млрд рублей. В Якутии число выданных кредитов составляет 19,5 тыс. на сумму в 93,8 млрд рублей. В Хабаровском крае выдано 11,9 тыс. кредитов на 53 млрд рублей. Всего на сегодняшний день в ДФО оформлено свыше 88 тыс. ипотечных кредитов, общая сумма которых превысила 392,2 млрд рублей.
Из общего количества кредитов на строительство индивидуального жилья банки выдали 13,2 тыс. кредитов на общую сумму 69 млрд рублей. Средняя сумма кредита на ИЖС по ДФО составляет 5,2 млн рублей. Наибольшее количество таких ипотечных кредитов выдано в Якутии – более 6 тыс.
Также банк «ДОМ.РФ» в январе-сентябре текущего года выдал в рамках программы дальневосточной ипотеки около 1 тыс. кредитов на сумму около 5 млрд рублей, что в два раза превысило показатель за аналогичный период прошлого года. Наибольший объем кредитов выдан жителям Владивостока (3,5 млрд рублей), Хабаровска (около 600 млн рублей), Якутска (300 млн рублей), Улан-Удэ (150 млн рублей) и Благовещенска (более 100 млн рублей).
По поручению президента РФ В.Путина программу дальневосточной ипотеки планируется расширить, распространив на работников оборонно-промышленного комплекса. При выдаче кредита занятым на предприятиях ОПК предлагается не учитывать возраст и состав семьи. Ранее такие правила в рамках программы были распространены на работающих на Дальнем Востоке врачей и учителей. В текущем году на реализацию программы «Дальневосточная ипотека» из резервного фонда правительства дополнительно будет выделено 8 млрд рублей. Ранее на реализацию программы «Дальневосточная ипотека» было выделено порядка 70 млрд рублей на 2023-25 гг.
В рамках федеральной поддержки образовательных учреждений в техникумах и колледжах арктических районов Якутии в 2024 г. должны открыться 12 мастерских для подготовки рабочих кадров. Создание мастерских ведется с помощью президентской дальневосточной субсидии. Они начнут работу в Арктическом колледже народов Севера в Черском, в отделениях Центра подготовки рабочих кадров «Арктика» в Батагае, Жиганске, Тикси. В настоящее время в мастерские поставляется оборудование. В том числе в Батагае разместятся мастерские по обучению компьютерным технологиям. В Жиганске планируется осуществлять подготовку фотографов, дизайнеров одежды, в Тикси должны открыться мастерские по эксплуатации беспилотных авиационных систем, ремонту и обслуживанию легкового транспорта. В целом власти Якутии рассчитывают до конца 2025 г. открыть в республике 46 таких мастерских.
Между тем в Минпросвещения РФ отмечают дефицит образовательных объектов – школ и детских садов, при строительстве новых жилых кварталов в дальневосточных городах. Наиболее высокая потребность наблюдается во Владивостоке, Чите, Хабаровске, Улан-Удэ, Якутске. Глава департамента развития инфраструктуры Минпросвещения И.Шварцман отмечала, что с учетом стоимости возведения дальневосточных кварталов требуется дополнительная финансовая поддержка застройщиков для строительства социальной инфраструктуры.
Также требуются дополнительные средства для строительства новых медицинских учреждений. В частности, на завершение строительства межрайонного онкологического диспансера в Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края требуется более 400 млн рублей. Онкодиспансер в Комсомольске-на-Амуре планировалось возвести к 2021 г., затем срок был сдвинут до 2024 г. Единственным исполнителем является ППК «Военно-строительная компания» (ВСК), относящаяся к Минобороны РФ. К настоящему времени подрядчик завершил перепроектирование, оно находится на рассмотрении Главгосэкспертизы. Работы по данному объекту начались еще в 2018 г.[1], но в июне 2019 г. они были приостановлены.
Между тем из-за возросшей нагрузки в онкодиспансере в Хабаровске вышло из строя оборудование. На его замену требуется 402 млн рублей. Глава Минвостокразвития А.Чекунков в октябре сообщал, что средства будут выделены по государственной программе развития Дальнего Востока.
Регионы ДФО в текущем году получат средства на создание и модернизацию эндокринологических центров и школ здоровья для пациентов с сахарным диабетом (в рамках федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом»). В число регионов-получателей средств вошли Бурятия, Якутия, Хабаровский край, Магаданская область, Сахалинская область и Чукотский АО. Сахалинская область получит 76,2 млн рублей, Бурятия – 61,8 млн рублей, Чукотский АО – 60 млн рублей, Якутия – 56,4 млн рублей, Хабаровский край – около 56 млн рублей.
Финансирование также будет предоставлено всем дальневосточным регионам на приобретение диагностического эндокринологического оборудования для районных больниц. Для Сахалинской области на данные цели предназначено 19,3 млн рублей, для Бурятии – 18,9 млн рублей, для Приморского края – 18,8 млн рублей, для Якутии – 15,6 млн рублей, для Камчатского края – 15,3 млн рублей, для Забайкальского края – 14,6 млн рублей, для Иркутской области – 12,5 млн рублей, для Амурской области – 11,5 млн рублей, для Еврейской АО – 10,3 млн рублей, для Хабаровского края – 10,1 млн рублей. Чукотский АО получит 3,5 млн рублей, а Магаданская область – 1,2 млн рублей.
Тем временем депутаты парламента Магаданской области направили в федеральное правительство обращение с вопросом о снятии ограничений по значению коэффициента доступности медицинской помощи в регионах, так как они не учитывают региональные особенности и не позволяют получать финансирование в необходимом объеме. Коэффициент применяется при расчете субвенций, выделяемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) региональным фондам.
Депутаты отмечают, что при текущем объеме финансирования системы ОМС невозможно решить проблему дефицита кадров в Магаданской области, не покрываются текущие расходы на зарплату врачей и медсестер, на обновление инфраструктуры здравоохранения, закупку нового оборудования, лекарств, расходных материалов. В связи с недостатком финансирования наблюдается рост кредиторской задолженности магаданских больниц. Так, к 1 января 2021 г. ее размер достиг 690,7 млн рублей, к началу 2022 г. он вырос до 1,3 млрд рублей. В июле 2023 г. сумма задолженности составила 1,8 млрд рублей. Сумма финансовых потерь Колымы от установления коэффициента доступности медпомощи оценивается в 2 млрд рублей.
В рамках планов по газификации регионов «Газпрому» и приморскому правительству по поручению президента предстоит разработать «дорожную карту» по газификации Приморского края на 2026-30 гг. При составлении «дорожной карты» должны быть учтены результаты реализации инвестиционного проекта по строительству системы магистральных газопроводов.
Также «Газпром» и «Роснефть» должны определиться с гарантирующим поставщиком газа в Хабаровском крае (до 1 июля 2024 г.). «Газпрому» предстоит разработать графики по газификации Белогорска в Амурской области до 2032 г., подключению Биробиджана к проектируемому газопроводу до 2032 г. и рассмотреть возможность строительства газораспределительной станции №3 в Комсомольске-на-Амуре. До 1 июля 2024 г. федеральное правительство совместно с правительством Якутии, «Газпромом» и «РусГидро» должны утвердить план-график по переводу на природный газ энергоблоков Нерюнгринской ГРЭС. Его предполагается осуществить до 2028 г.
В Сахалинской области в 2024 г. планируется ввести в эксплуатацию 15 новых газовых котельных – пять из них должны начать работу в Поронайском районе, по четыре – в Макаровском и Тымовском районах, по одной котельной – в Корсаковском и Александровск-Сахалинском городских округах. В настоящее время уровень газификации Сахалинской области составляет 57%.
При этом с наступлением зимнего периода в отдаленных регионах, где в качестве топлива широко используется мазут, вновь усугубилась проблема роста цен на топливо для сферы ЖКХ. В октябре президент поручил правительству предоставить за счет бюджетных ассигнований дополнительную финансовую помощь в размере 5 млрд рублей Камчатскому краю на поддержку теплоснабжающих организаций, использующих в качестве топлива мазут. Средства должны позволить реализовать мероприятия по подготовке к отопительному сезону 2023-24 гг. и его проведению.
На этом фоне вице-премьер А.Новак заявил, что в правительстве прорабатывается возможность субсидирования стоимости мазута, поставляемого в регионы с высокой долей его использования в энергетике. Глава Минфина А.Силуанов предложил ввести обязательство поставки определенного объема мазута на внутренний рынок по фиксированным ценам.
При этом в Генпрокуратуре отмечают проблемы с подготовкой к отопительному периоду системы ЖКХ на Дальнем Востоке. Прокурорская проверка выявила слабую работу региональных властей по координации и контролю за выполнением инвестиционных и производственных программ, заменой и ремонтом аварийных сетей и оборудования. Заместитель генпрокурора РФ Д.Демешин также отметил высокий уровень изношенности коммунальной инфраструктуры ДФО (40%), значительный размер просроченной задолженности за коммунальные услуги (39 млрд рублей) и большое количество бесхозных коммунальных объектов. Больше всего таких объектов наблюдается в Якутии (2,5 тыс.) и Чукотском АО (1 тыс.). При этом с начала отопительного сезона текущего года в дальневосточных регионах произошло более 900 аварий и технологических сбоев.
В Генпрокуратуре предлагают усилить контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых на региональные программы по модернизации коммунальных сетей, ввести льготный режим по налогу на имущество для предприятий ЖКХ в целях привлечения частных средств. Концессионный механизм по передаче объектов ЖКХ инвесторам не получил ожидаемого развития в части регионов ДФО. Пока в Приморском, Хабаровском, Забайкальском краях число таких объектов не превышает 17%. Средний показатель по округу составляет 55%. Общий размер финансовых вложений концессионеров в объекты ЖКХ на Дальнем Востоке достигает на сегодняшний день 132 млрд рублей.
Следует отметить, что в октябре был сформирован перечень опорных населенных пунктов Арктики. К ним относятся города, государственная поддержка которых будет осуществляться на системной основе. Из дальневосточных городов к ним отнесены поселок Тикси (центр Булунского района) с прилегающими территориями в Якутии и города Анадырь и Певек[2] Чукотского АО. Для каждого опорного пункта предполагается разработать комплексный план социально-экономического развития до 2035 г. и определить источники финансирования.
В регионах, пострадавших в текущем году от стихийных бедствий, предстоит завершить компенсационные выплаты и профинансировать восстановительные работы. Приморский край получит из резервного фонда правительства РФ средства в размере 760 млн рублей на возмещение расходов, понесенных регионом при выплате гражданам компенсации ущерба, который причинил прошедший в сентябре тайфун. Общая сумма нанесенного тайфуном ущерба составляет около 10 млрд рублей. Также дополнительно региону будет направлено 414 млн рублей из федерального бюджета на приобретение тяжелой техники для аварийно-спасательных работ, дноуглубительных работ и расчистки русел рек после наводнений.
Камчатскому краю в 2024 г. будет направлено порядка 200 млн рублей из федерального бюджета на восстановление дорог в Усть-Камчатском районе – они пострадали при извержении вулкана Шивелуч в апреле. Средства будут направлены на восстановление уличной дорожной сети в поселках Ключи и Козыревск.
Якутия, Хабаровский край, Амурская и Магаданская области получат федеральные средства на компенсацию затрат на тушение лесных пожаров в 2023 г. В ходе тушения возгораний весной и летом текущего года расходы данных регионов превысили ранее выделенное финансирование на борьбу с лесными пожарами. Магаданская область получит на данные цели 387 млн рублей, Якутия – около 296 млн рублей, Хабаровский край – более 201 млн рублей, а Амурская область – 140,5 млн рублей.
Тем временем в Иркутской области средства в размере 6 млн рублей были выделены из резервного фонда региона для денежных выплат пострадавшим от летнего паводка жителям подтопленных населенных пунктов Казачинско-Ленского района. Единовременная материальная помощь предназначена для жителей поселка Улькан, деревень Юхта, Седанкина, Карнаухова и Нижнемартыново, сел Новоселово, Казачинское, Кутима и Ермак. 77 человек, зарегистрированных на территории подтопленных населенных пунктов, получат единовременную материальную помощь по 10 тысяч рублей. Также финансовая помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости по 50 тысяч рублей предназначена 67 пострадавшим.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, сентябрь 2023 г., в % к декабрю 2022 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
104,6 |
Сибирский федеральный округ |
104,9 |
Иркутская область |
104,4 |
Дальневосточный федеральный округ |
105,2 |
Приморский край |
106,7 |
Республика Бурятия |
105,8 |
Забайкальский край |
105,8 |
Амурская область |
105,2 |
Камчатский край |
105,2 |
Сахалинская область |
105,1 |
Еврейская авт. область |
104,6 |
Республика Саха (Якутия) |
104,1 |
Чукотский авт. округ |
103,6 |
Хабаровский край |
103,5 |
Магаданская область |
103,3 |
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, август 2023 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
115,1 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,2 |
|
Иркутская область |
115,3 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
113,2 |
|
Камчатский край |
128,1 |
|
Хабаровский край |
114,6 |
|
Забайкальский край |
114,3 |
|
Приморский край |
114,2 |
|
Республика Бурятия |
114,0 |
|
Республика Саха (Якутия) |
113,0 |
|
Еврейская авт. область |
112,5 |
|
Амурская область |
111,2 |
|
Магаданская область |
110,4 |
|
Чукотский авт. округ |
107,2 |
|
Сахалинская область |
104,6 |
|
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, июль-сентябрь 2023 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,0 |
76 258,4 |
Сибирский федеральный округ |
3,2 |
8 299,2 |
Иркутская область |
3,6 |
1 160,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
3,5 |
4 181,1 |
Забайкальский край |
7,2 |
471,1 |
Республика Саха (Якутия) |
5,4 |
518,2 |
Республика Бурятия |
4,5 |
440,9 |
Магаданская область |
3,4 |
80,8 |
Еврейская авт. область |
3,0 |
73,9 |
Приморский край |
2,6 |
970,5 |
Хабаровский край |
2,3 |
701,1 |
Амурская область |
2,2 |
403,3 |
Сахалинская область |
2,1 |
265,0 |
Чукотский авт. округ |
1,7 |
29,3 |
Камчатский край |
1,5 |
166,9 |
[1] Контракт был заключен с московским ООО «Тутта» (на 1,2 млрд рублей), он был расторгнут в октябре 2020 г. (проблемами объекта стали ошибки в проектной документации, постоянная смена субподрядных организаций).
[2] Чаунский район.
По прогнозу МТС почти половина – 46,3% – из 6,6 млн реализуемых в России электросчетчиков в 2023 году будет работать с использованием технологий интернета вещей. К 2024 году это значение достигнет 75,8%, а к концу 2025 года – 95,8%. К этому времени интеллектуальными счетчиками коммунальных ресурсов будет оснащена каждая вторая квартира в стране. Свой вклад в достижение этих показателей вносит владивостокское подразделение компании «Миртек».
До 2016 года в России производство было лишь в Таганроге, но интересы роста подтолкнули к открытию производства во Владивостоке. Тогда на Дальнем Востоке уже реализовывалась практика территорий опережающего развития, сулившая компаниям серьёзные налоговые льготы. В 2018 году «Миртек» стал резидентом свободного порта Владивосток.
– Компания пользуется господдержкой: это нулевой налог на прибыль в течение пяти лет, нулевой налог на имущество – также на пять дет, 7,6% страховых взносов вместо 30% базовых на протяжении 10 лет, - говорит директор «КРДВ Приморье» Алексей Дунаев.
Вскоре после запуска клиентами «Миртека» стали крупные компании, включая «РусГидро», а спустя короткое время востребованная продукция разошлась по всему Дальнему Востоку. Предприятие во Владивостоке выпускает умные счётчики серий Миртек-212-РУ и Миртек-232-РУ на основе полного производственного цикла, который включает в себя сборку, программирование, поверку и упаковку..
Преференции, которые дает режим резидента СПВ, облегчает аккумуляцию и привлечение средств на развитие производства. Этой возможностью и воспользовались в «Миртеке», закупив дополнительное оборудование.
– До модернизации завода мы могли выпускать до 10 тысяч приборов учета в месяц, после – уже до 15 тысяч, – рассказывает генеральный директор компании «Миртек» Никита Шебалков.
Продукция «Миртека» разрабатывается в собственном конструкторском бюро. Платы и часть комплектующих тоже выпускают сами. После ввода санкций компании пришлось провести большую работу по смене поставщиков микроконтроллеров. Сейчас нужные элементы закупаются у трех разных партнёров, причём для внедрения новых комплектующих понадобилась серьёзная работа по их адаптации к существующим решениям и требованиям на соответствие утвержденному типу.
Нынешний прирост производительности – промежуточный шаг в стратегии кратного увеличения выпуска умных счетчиков. В планах построить в 2026 году ещё одно предприятие полного цикла. В КРДВ в свою очередь готовы представить необходимый земельный участок, инфраструктуру, а также оказать содействие по созданию свободной таможенной зоны для ввоза комплектующих из-за границы.
Сомнений в том, что продукция нового завода будет востребована, в компании нет. Умные счётчики не только ведут учёт потребленным киловаттам и автоматически передают данные в энергокомпанию. Они стоят на страже интересов потребителя, собирая для него всю необходимую информацию, к примеру, насколько качественную электроэнергию вам продают и подают.
– К примеру, был скачок напряжения и у вас сгорел телевизор или холодильник, - рассказывает Никита Шебалков. – Наш счетчик все зафиксировал, и у вас есть документально подтвержденные данные о произошедшем, на основании которых вы можете выставить претензию.
По закону ни одна новостройка не принимается в эксплуатацию, если она не оснащена умными счетчиками. А вот заменять уже установленные старые устройства на умные должен поставщик ресурсов за свой счёт. Причём в 1 января 2022 года разрешена установка только интеллектуальных приборов учета электроэнергии. Когда такое устройство появится в конкретной квартире, зависит от срока истечения действующей поверки счетчика.