Закон о северном завозе подписал президент РФ Владимир Путин. Закон определяет механизмы своевременного завоза в отдаленные северные территории медикаментов, топлива, продуктов и товаров первой необходимости. Документ вводит понятие единого морского оператора северного завоза со сроком полномочий 15 лет.
Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Помимо этого, президент подписал закон-спутник, корректирующий поправки в законодательство в части очередности перевозки грузов в рамках северного завоза. В настоящее время в рамках северного завоза продукты и товары получают более трех млн человек в 25 регионах страны.
В законе закрепляются понятия «территория северного завоза» и «территория с ограниченными сроками завоза грузов». Предполагается создание системы мониторинга северного завоза (ФГИС «Северный завоз»). Система обеспечит своевременное выявление рисков сбоев в поставках.
На сегодня почти 40% из 35 тыс. км внутренних водных путей на Дальнем Востоке и в Арктике не имеют гарантированные габариты судовых ходов. Это приводит к существенному снижению провозной способности флота и ограничению скорости прохождения отдельных речных участков. На состоявшемся в начале апреля заседании совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совфеде предложено разработать отдельный федеральный проект по развитию внутренних водных путей с акцентом в финансировании на ДФО. В то же время не менее важная задача сегодня связана с обновлением каботажного флота.
В русле системных решений
Для отдаленных территорий речной транспорт часто является единственным способом доставки массовых грузов, он же играет и важную роль в выстраивании новых логистических коридоров, говорит первый зампред комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Совфеда Галина Карелова. «Инфраструктура водного транспорта нуждается в качественных изменениях. Полагаем, что нужно разработать отдельный федеральный проект по развитию внутренних водных путей», – подчеркнула она.
Как уточнили в Минтрансе РФ, сейчас формируется нацпроект «Транспорт», который включает в себя программы «Развитие инфраструктуры опорной сети морских портов» (им до 2030 года предусмотрено 12 мероприятий по ДФО) и «Развитие опорной сети внутренних водных путей». Ожидается, что федеральное финансирование по нацпроекту начнется со следующего года.
Тем не менее, обращает внимание сенатор, следует предусмотреть средства из бюджета РФ конкретно на расширение возможностей судоходства по рекам Дальнего Востока. «Сейчас же это, прежде всего, забота самих регионов», – считает Галина Карелова (стоит сказать, региональные администрации бассейнов водных путей, на которых возложено содержание инфраструктуры и обеспечение безопасности движения на судоходных участках – это федеральные бюджетные учреждения).
«Я считаю, мы в целом не дорабатываем по рекам, поскольку все понимают, что проблема большая, связана с необходимость работать с руслами, дном, привлекать специальные земснаряды, – подчеркнул глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. – Россия построена на реках, и без речной логистики, сколько не будем расшивать Восточный полигон, особенно на северах не достигнем успеха».
C проблемами судоходства почти ежегодно сталкивается Якутия. В прошлом году навигация проходила в сложных гидрологических условиях, связанных с продолжительным периодом маловодья на реке Яна. В связи с длительным отсутствием судоходных глубин как на баровом участке, так и на самой реке, наблюдалось длительное скопление судов. Низкие уровни воды также фиксировались на Вилюе.
В качестве факторов, которые осложняют работу флота, в Ленском речном пароходстве называют непроведение дноуглубительных работ, отсутствие аварийно-спасательных формирований в арктических районах, а также устаревание нормативных сроков арктической навигации, установленных еще почти полвека назад.
По аналогии с планом развития Северного морского пути необходимо утвердить план развития транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, говорит спикер Ил Тумэн Алексей Еремеев. Причем к 2029 году содержание опорных инфраструктурных объектов должно достигнуть 100% от норматива финансовых затрат.
Сложности с развитием судоходства есть и в других арктических регионах. В частности, в связи с разработкой нефтегазовых провинций Ямало-Ненецкого автономного округа у грузоотправителей повышается востребованность в услугах речного порта Лабытнанги, ближайшего к освоению месторождений. Но чтобы осваивать дальше грузопоток, необходимо расширять подходы. «Там есть целый ряд системных ограничений, которые накопились за последние десятилетия, с ними необходимо совместно разбираться. Это и вопросы дноуглубления, и вопросы содержания речного русла», – рассказал первый заместитель губернатора ЯНАО Александр Калинин.
В предыдущие годы в стране был сделан акцент на развитии Волго-Каспийского судоходного канала, продиктованном перспективами перевозок в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг». Здесь организовали беспрецедентные по масштабам дноуглубительные работы. Чтобы обеспечить на всем протяжении канала проходную осадку не менее 4,5 м, одновременно работало до 40 судов дноуглубительного, вспомогательного флота.
В то же время значительно увеличить программу по дноуглублению на водных путях в других регионах страны не позволяла нехватка техники. По словам сенатора Андрея Шевченко, долгие годы обновление технического флота происходило недостаточными темпами. Это привело к тому, что сейчас имеется дефицит таких судов. К тому же осложняет ситуацию износ специализированного транспорта, отсутствие запчастей.
Раньше часть дноуглубительных работ выполнялась зарубежными подрядчиками, но в связи с внешнеполитической повесткой с российского рынка ушли такие европейские компании, специализирующиеся на дноуглублении, как Van Oord, Boscalis, Jan de Nul, Deme. Иностранцы помогали закрывать потребность в таких судах. На 2022 год емкость трюмов дноуглубительного флота России составляла около 40 тыс. куб. м, тогда как у одной Deme – 240 тыс. куб. м.
Для реки и для моря
Отдельная проблематика связана с обновлением торгового флота, прежде всего, в речных бассейнах, имеющих выход к арктическим морям.
На Севморпути уже работают три новых атомных ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт «Арктика», «Сибирь» и «Урал» (всего в период прошлогодней навигации в акватории СМП работали семь атомных и три дизельных ледокола). Кроме того, продолжается строительство атомоходов «Якутия» и «Чукотка» (срок завершения первого – конец 2024 года, второго – 2026-й). Заключены госконтракты на выпуск еще двух судов этого проекта, с окончанием строительства в 2028 и 2030 году. Одновременно на верфи «Звезда» ведутся работы по созданию крупнейшего в мире ледокола «Лидер» (проект 10510) мощностью 120 МВт. Планируемый срок его сдачи – 2027 год.
Как отметил заместитель гендиректора – руководитель дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Вячеслава Рукша, в условиях наращивания ледокольной группировки, большую значимость приобретают суда класса река-море. С точки зрения объемных показателей они обеспечивают меньшую перевозку, чем арктические танкеры для транспортировки углеводородов, но этот флот развозит практически все грузы по побережью ледового океана.
При этом важно снижать темпы старения транспорта. В частности, у Ленского объединенного речного пароходства средний возраст судна составляет 31 год. Чтобы довести этот показатель хотя бы до 20 лет, нужно серьезное обновление, указывает Вячеслав Рукша.
Отчасти проблему должно разрешить появление Жатайской судоверфи в Якутии. Ее создание ведется на базе действующего предприятия, построенного в 1940-х и специализирующегося на судоремонте. Работы должны были завершиться еще в 2020 году, но сроки не раз переносились. Основной причиной стало удорожание стоимости проекта.
В этом году власти Якутии планируют завершить создание судостроительного комплекса. Мощности верфи будут рассчитаны на строительство до 10 судов класса река-море ежегодно, немаловажно, что помимо заказов на постройку флоту, предприятие продолжит оказывать услуги по судоремонту, отметил замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных.
Верфи покажут ледовый класс
Внимание к водному транспорту, обеспечивающему каботажные перевозки, на данный момент повышено и в свете законодательных новелл. С 1 апреля вступил в силу федеральный закон о северном завозе, хотя до сих пор, посетовала Галина Карелова, не определен его единый оператор, располагающий флотом. «Надеемся на скорейшее решение правительством этого вопроса. Важно, чтобы система северного завоза могла полноценно заработать в ближайшем будущем. Конечно, этого ждут наши северные регионы», – сказала сенатор.
Подзаконный акт относительно создания единого оператора пока не принят, он находится на согласовании в правительстве РФ, сообщил Алексей Чекунков. «Детально высчитываем вместе с Росатомом и со всеми субъектами, которые участвуют в северном завозе (это 25 таких регионов), для того чтобы не навредить. Здесь у нас принцип как в клятве Гиппократа – нельзя нарушать то, что уже работает. Создавая новое, нужно решать задачи стратегического развития, но не нарушая те цепочки, которые работают сейчас», – пояснил министр.
Основной смысл появления единого оператора для северного завоза как раз в создании соответствующего флота. И такие суда, по словам Алексея Чекнукова, должны появиться «через определенный, разумный срок».
Какой-то транспорт, выпускаемый сегодня серийно, может быть адаптирован к Дальнему Востоку. К примеру, для более южных сообщений возможна поставка сухогрузов проекта RSD59 (эти суда должны стать основой современного грузового флота класса река-море в России). Сложнее дело с проектами ледового класса для каботажных перевозок.
Если говорить об Арктике, сегодня судостроительная отрасль в первую очередь занята производством крупнотоннажных судов, которые будут обслуживать экспортный поток. «Жаль, что вторую верфь, как «Звезда», нигде не построили. Сейчас она загружена газовозами и танкерами», – свидетельствует Вячеслав Рукша.
Глава Минвостокразвития согласен, что для каботажных сообщений это серьезный вызов. «Уже прекратил работу атомный лихтеровоз «Севморпуть» (находившийся в составе арктического флота с 1988 года он исчерпал свой ресурс – прим. ред.) – уникальное судно, которое ходило по субсидируемым рейсам. Таких судов больше не производится, они не экономичны, а флот ледового класса для внутренних перевозок пока отсутствует как сущность», – признал он.
Впрочем, уточнил Вячеслав Рукша, два последних рейса лихтеровоза «Севморпуть» почти не потребовали субсидий, при этом загрузка была под 80-90%. Долгосрочные планы по развитию внутренних перевозок с государственным участием будут способствовать притоку частных инвестиций в эту логистику. «Не сомневаюсь, что СМП в ближайшие десятилетия будет также играть большую роль в динамике развития связанности территорий востока и запада», – убежден представитель Росатома.
Эксперт НИУ ВШЭ комментирует обстоятельства, которые привели к принятию Закона о Северном завозе, а также предлагает направления, на которых следует сконцентрироваться, чтобы упростить жизнь в отдалённых территориях и населённых пунктах.
1. Почему назрела необходимость принятия закона, создания единого морского оператора и федерального координатора? Какие механизмы, использовавшиеся ранее при организации северного завоза, перестали работать и почему?
Северный завоз – это централизованный завоз грузов в удаленные районы, где в принципе нет наземного круглогодичного транспортного сообщения – по сути, речь идет о функционировании своего рода «дорог жизни»: по ним поставляется топливо, продукты и другие жизненно важные товары. Только это как раз не дороги в прямом смысле слова – обычно это водные, морские и речные пути, как самые дешевые в тех краях.
Системная беда водных путей в нашей северной стране – их короткий срок эксплуатации. Если не успеть завезти грузы в навигацию, то они просто застрянут в точке отправления, или, в худшем случае, вмерзнут вместе с судном в лед где-то по пути, как не раз бывало в 1990-е, когда более-менее отлаженная советская система северного завоза стала ломаться. Тогда вместо централизованных поставок по Севморпути грузы на Север пошли, в основном, с юга, по рекам – так в большинстве случаев дешевле.
При этом возникли крайне сложные маршруты. В наиболее тяжелом случае грузы идут практически два года в один конец: сначала их по железной дороге подвозят, например, к порту Осетрово на реке Лене, потом они в навигацию идут по Лене до какого-то поселка, в котором дорог уже нет – там они ждут зимы, когда можно будет по снегу организовать зимник (по сути, укатанный снег) и довезти груз до другой реки, там подождать навигации, то есть уже лета – и по воде следующего года везти дальше, до какого-то нового поселка – и если нужно везти в сторону от реки, то в этом втором поселке грузы снова ждут зимы, зимника – и уже на вторую зиму доходят до потребителя.
Современная реформа северного завоза, конечно, не в силах отменить удаленность таких поселков, но может хотя бы немного удешевить завоз путем оптимизации маршрутов и партий грузов. Самое главное – исключить риск для местного населения, связанный с несвоевременным завозом, со срывом сроков завоза. Ведь если грузы не дойдут по реке или морю – их придется везти авиатранспортом, а это тут же сделает такие грузы и вовсе «золотыми» -- либо, в противном случае, в удаленных районах возникнет угроза самого настоящего голода и холода (ведь продукты и топливо, завезенные в прошлом году к моменту нового завоза, в большинстве, заканчиваются – поэтому всегда нужны дополнительные запасы, а это еще больше снижает экономическую эффективность всей истории).
Собственно, современные реформы на Северном морском пути, а именно учреждение единого оператора Севморпути, а затем и оператора Северного завоза, получили старт после чрезвычайного происшествия, когда в ноябре 2021 года более 20 судов вмерзли в лёд в восточной части Арктики, не успев доставить грузы по назначению. Их долго, более месяца, вызволяли ледоколами, экстренно снятыми с плановых работ. Эта ситуация получила в профессиональной прессе название «Певекский кризис», и именно после него ситуация с координацией судоходства по СМП и северного завоза сдвинулась с мертвой точки, где, по сути, пребывала в 1990-е годы. Буквально «не было бы счастья, да несчастье помогло». Вот для неповторения таких ситуаций и нужна координация Северного завоза.
Есть надежда, что единая система планирования и координации позволит хотя бы частично снизить стоимость грузов для удаленных районов – хотя в целом доставка таких грузов, безусловно, останется за пределами «экономики»: Северный завоз – это про жизнь, а не про выгоду.
Сейчас для территорий с ограниченным сроком завоза грузов действует ряд мер – в частности, ограничения потолка цен на ряд жизненно важных товаров. Предприниматели удаленных районов зачастую предпочитали платить штрафы, чем держать установленные цены, ставящие их на грань рентабельности. Но тут нельзя говорить о «вредности» предпринимателей, предпринимательство в условиях Севера, тем более бездорожного – уже подвиг, и по сути, предпринимателя бездорожных районов можно заносить в категорию «социальных предпринимателей» по определению. Как отразится на них новый закон, пока не совсем понятно, и эта тема требует особого внимания. Как минимум, закон решает вопрос недопущения перебоев в снабжении удаленных районов жизненно важными товарами – и это, безусловно, важное и нужное дело.
Времена героических «спасений челюскинцев» должны, наконец, пройти – в том смысле, что в современном мире с его логистическими возможностями просто не должно возникать ситуаций, когда суда нужно спасать из ледового плена, а население целых поселков – от нехватки продуктов и топлива.
2. Что еще необходимо для совершенствования северного завоза, кроме законодательства (улучшение логистики, качество товаров и т.д.)? Какие меры поддержки для обеспечения товарами труднодоступных территорий нужны сегодня?
Безусловно, нужно улучшение логистики. Помимо централизованного завоза, труднодоступные территории нуждаются в возможности обеспечения еще и экстренной связи – и для этого, в частности, нужны современные транспортные средства.
Возьмем, например, легкомоторные самолеты. В советское время именно небольшие самолеты обеспечивали основную связь во «внедорожный сезон» с удаленными районами (не удивительно, что летчики были настоящими героями местных сообществ – вплоть до того, что в репертуар чукотского ансамбля народного танца вошел номер «Летчик Петренко прилетел», и он был посвящен реальному летчику Петренко). В удаленные районы летали небольшие самолеты, что логично: здесь и пассажиров немного. Здесь не нужны большие скорости, нужна надежность, устойчивость к ветру и т.д. Старые авиаторы до сих пор вспоминают Ли-2 и Ил-14. Многим известен АН-2 – основной спаситель труднодоступных районов позднесоветского периода.
Сейчас такого рода самолетов в России вообще не выпускают; много лет идет речь о наладке выпуска самолета «Байкал», но его пока нет. Сейчас в удаленные районы летают вертолеты, обычно Ми-8, но они неэкономичны (хоть и надежны); самолеты дешевле в эксплуатации. Правда, они требуют посадочную полосу, однако и исторически в СССР, и сегодня на североамериканском Севере активно используются гидросамолеты, которые садятся на воду, зимой – на полозьях – на снег. Едешь, допустим, на севере Канады вдоль берега реки Юкон – по берегам припаркованы гидросамолетики, практически как автомобили в крупном городе. На Аляске, в Канаде у многих жителей просто есть личные небольшие самолеты. И они действительно нужны, эти доступные самолеты, в том числе для местных жителей (для которых, соответственно, должны быть развернуты специальные курсы) – ведь зачастую проще вывести из удаленного села, допустим, больного, на местном транспорте, чем ждать санборт.
К сожалению, у нас требования к малой авиации зачастую – как к Шереметьево, и в итоге, малая авиация вообще зачастую уходит в тень (да, бывают нелегальные авиаперевозчики) – были бы требования по безопасности более разумными, в итоге, риск был бы парадоксально меньше, чем с кучей запретов и регулировок, потому что в «тени» все риски на порядок выше.
Тема малой авиации, включая и производство самолетов, и упрощение регуляторных норм, уже поднималась на самый высокий уровень, но пока подвижки совсем небольшие. Ситуация осложняется тем, что Арктика очень разнообразна, и допустим, одна модель самолета не подойдет для всей Арктики сразу: так, например, Диксон, только что получивший ранг опорного населенного пункта, славится сильными ветрами, и здесь маленькие самолеты не подойдут, нужна более тяжелая техника из соображений уже не экономии, а безопасности. Поэтому следующим шагом должно стать детальнейшее исследование потребностей в дополнительной транспортной техники и инфраструктуре, и развертывание соответствующих производств.
Аналогично, нужны речные суда, грузовые морские суда ледового класса – кроме нефте- и газовозов. Например, по Енисею в удаленные районы до сих возят людей на стареньких теплоходах производства ГДР. И такие старенькие суда на северных реках чудовищно перегружены, потому что альтернативы им просто нет, и везут они в отделанных деревом каютах и людей, и мебель, и картошку с огурцами в товарных масштабах. Коридоры этих теплоходов по осени забиты продуктами под потолок – возвращаясь из отпуска северяне осуществляют индивидуальный северный завоз. Эти свои закупки иной раз люди выгружают, прибыв в родную деревню, с борта теплохода прямо в лодки, потому что во многих селах даже нет пристани. Мужчины буквально на руках передают с теплохода в лодки пожилых родственников, младенцев, кидают в лодки тюки – посреди холодной реки. И только так можно доехать в Сургутиху, Потапово, во многие села в низовьях Енисея – ну или втридорога вертолетом. Что нужно здесь? Причальная инфраструктура, дешевая, но надежная и неприхотливая.
Резюмирую первое направление: нужна новая техника для удаленных районов – компактная, экономичная, универсальная, способная выдержать суровые условия и не требовательная к эксплуатационным навыкам. Да, требования сложно сочетаемые, но так надо.
Второе важное направление – это, наоборот, частичная замена завоза местным производством. Завоз чего бы то ни было в бездорожные районы экономически невыгоден по определению (субсидируют завоз продуктов и топлива на Север во всех странах, в том числе в самых что ни на есть «рыночных» США и Канаде). Поэтому хотя бы частично он должен быть заменен местным производством – это касается продуктов, отчасти – топлива (хотя бы печного), в некоторых редких случаях – стройматериалов. Яйца, иногда молоко, овощи вполне могут производиться на Севере (заполярная Игарка в 1930-е славилась своими огородами).
Зачастую проблемы приходят вовсе не от природы, а от особенностей административного регулирования. В Игарке еще несколько лет назад работала ферма, поставляла свежее молоко в местную школу – однако затем вышло постановление о том, что в школу может поставляться только пакетированное молоко. Ферма утратила основного потребителя, и была закрыта – а ведь надо было всего лишь просубсидировать ей оборудование по розливу молока в пакеты. На зарубежном Севере именно школы (точнее, муниципальные закупки со стороны школ и других государственных учреждений) зачастую целенаправленно используются как локомотивы развития местного производства. Подобное замыкание местного производителя на местного же потребителя способно снизить объемы завоза (повторюсь, экономически «благотворительного» по определению).
И третье – нужны разработки инновационных решений в сфере отопления, энергогенерации, домостроения. О чем речь, проще всего объяснить на примере: на Аляске нам демонстрировали проект дома, который изготавливается из легко транспортируемых полимеров. Несколько упаковок с сухим порошком помещается в малый самолет, транспортируется в удаленный поселок – и там полимер разводится водой, разбухает, и этого объема хватает для сооружения целого дома. Вот такого плана технологии нужны – речь не о конкретно полимерах, а о технологиях легко и дешево транспортируемых строительных материалах, видах топлива и т.п. Аналогично, нужны транспортируемые энергетические установки – притом легко обслуживаемые.
В бездорожных, отрезанных от единой энергетической системы районах выгодны разного рода альтернативные источники энергии – не случайно ветряки и солнечные батареи применяют даже на нефтегазовых месторождениях (для снабжения электроэнергией самого месторождения, аппаратуры и т.п.). Тут, правда, возникает еще один нюанс – такая техника, как правило, требует высокой квалификации обслуживающего персонала, а в каждом селе такие кадры найти трудно. Значит, техника для удаленных районов должна отвечать еще и требованиям легкой эксплуатации, должна быть интуитивно понятна.
3. Для чего необходимо закрепление перечня территорий северного завоза?
Территории Северного завоза – это де-факто бездорожные территории, там в принципе нет круглогодичной наземной транспортной связи с внешним миром. Существует перечень так называемых районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченным сроком завоза грузов (не путайте с просто «районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями» – это разные перечни). Но он устарел, в него входит немало населенных пунктов, на самом деле, уже давно обладающих нормальной наземной транспортной связью с внешним миром.
Перечень территорий северного завоза – это, по сути, актуализированный и тщательно выверенный перечень районов с ограниченным сроком завоза грузов. А нужен такой перечень, потому что отсутствие дороги создает экономические и социальные условия, резко отличающиеся от «нормальных». Бездорожные районы – это в какой-то мере аналог «маломобильных граждан» -- то есть такая особая категория потребителей услуг, услуги которым оказывают не из соображений экономической выгоды, а из гуманитарных. Законы экономики здесь, по сути, перестают работать. Поэтому, как и в случае получателей иных льгот, будь то люди или территории, нужен четкий перечень их получателей.
Основными направлениям социальной поддержки в дальневосточных регионах остаются расширение жилищного строительства, создание новых объектов социальной инфраструктуры, поддержка семей с детьми. Также предполагается уделять дополнительное внимание мерам поддержки молодых специалистов и развитию образования, в целях продолжающейся борьбы с оттоком населения из регионов ДФО.
Статистика по регионам
В ноябре 2022 г. во всех регионах ДФО и в Иркутской области сохранялся рост потребительских цен на товары и услуги (к декабрю 2021 г., Таблица 1), хотя его темпы в ДФО все же уступали среднероссийскому показателю за отчетный период (110,8% против 111,1%). Тем не менее в пяти регионах Дальнего Востока рост потребительских цен на товары и услуги в ноябре прошлого года превысил средний по РФ показатель (+11,1%) – в Забайкальском крае, Еврейской АО, Бурятии, Камчатском крае и Сахалинской области, а также в Иркутской области. В целом во всех регионах ДФО рост превысил 10%. Исключением стал Чукотский АО (104,2%).
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, ноябрь 2022 г., в % к декабрю 2021 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
111,1 |
Сибирский федеральный округ |
111,4 |
Иркутская область |
113,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
110,8 |
Забайкальский край |
111,9 |
Еврейская авт. область |
111,8 |
Республика Бурятия |
111,6 |
Камчатский край |
111,5 |
Сахалинская область |
111,5 |
Республика Саха (Якутия) |
110,9 |
Амурская область |
110,9 |
Магаданская область |
110,5 |
Приморский край |
110,5 |
Хабаровский край |
110,0 |
Чукотский авт. округ |
104,2 |
Несколько смягчающим фактором является превышающий средний по стране (113,1%) рост среднемесячной заработной платы в части данных регионов ДФО в октябре 2022 г. (к октябрю 2021 г., Таблица 2) – это касается Бурятии, Забайкалья, Еврейской АО и также Иркутской области. При этом в целом рост зарплаты в РФ превышал дальневосточный показатель (113,1% против 111,7%). Отрицательный показатель, т.е. сокращение зарплаты было зафиксировано только в Камчатском крае (96,1%). При этом менее чем на 10% выросли зарплаты в Сахалинской области (+9,7%), Чукотском АО (+9,1%), Амурской области (+7,4%) и Магаданской области (+6,8%).
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, октябрь 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
113,1 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,2 |
|
Иркутская область |
115,1 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
111,7 |
|
Республика Бурятия |
120,9 |
|
Забайкальский край |
119,8 |
|
Республика Саха (Якутия) |
115,2 |
|
Еврейская авт. область |
114,0 |
|
Хабаровский край |
111,9 |
|
Приморский край |
111,2 |
|
Сахалинская область |
109,7 |
|
Чукотский авт. округ |
109,1 |
|
Амурская область |
107,4 |
|
Магаданская область |
106,8 |
|
Камчатский край |
96,1 |
Большинство дальневосточных регионов по-прежнему отличается высокими показателями безработицы, ее уровень в макрорегионе заметно превышает среднероссийский (4,5% против 3,8%). В сентябре-ноябре прошлого года (Таблица 3) только в Приморском и Хабаровском краях, Чукотском АО и Камчатском крае показатели оказались ниже среднего по РФ (т.е. 3,8%). При этом Приморье и Хабаровский край на Дальнем Востоке традиционно отличаются большей емкостью рынка труда. Наиболее тяжелая ситуация по-прежнему сохраняется в Забайкалье (7,8%), Бурятии (6,3%) и Якутии (6,3%).
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, сентябрь-ноябрь 2022 года.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,8 |
74 886,3 |
Сибирский федеральный округ |
4,0 |
8 404,2 |
Иркутская область |
4,7 |
1 158,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
4,5 |
4 173,2 |
Забайкальский край |
7,8 |
500,2 |
Республика Бурятия |
6,3 |
434,0 |
Республика Саха (Якутия) |
6,3 |
501,5 |
Еврейская авт. область |
5,5 |
76,1 |
Сахалинская область |
3,9 |
268,6 |
Амурская область |
3,9 |
404,1 |
Магаданская область |
3,8 |
84,1 |
Приморский край |
3,1 |
989,3 |
Хабаровский край |
2,7 |
709,0 |
Чукотский авт. округ |
2,6 |
29,8 |
Камчатский край |
1,9 |
176,5 |
Обеспеченность жильем
Проблемой Дальнего Востока остается слабая обеспеченность жильем – по общей площади жилых помещений на одного человека макрорегион в стране занимает предпоследнее место, и последнее – по вводу квартир. По этой причине меры государства направлены на увеличение объемов строительства жилья, включая социальное. Программу «Дальневосточный квартал» при этом предлагается дополнить проектом государственной поддержки возведения арендного жилья. Минвостокразвития в минувшем году разработало проект развития системы государственной аренды жилья на Дальнем Востоке, которой должен заняться «ДОМ.РФ».
Финансирование проекта составит 50 млрд рублей, выданных корпорации «ДОМ.РФ» из ФНБ до конца 2023 г. в виде долгосрочного (на 20 лет) займа (0,1% годовых). Приобретенную таким образом недвижимость «ДОМ.РФ» сможет сдавать в аренду дальневосточным регионам, а они, в свою очередь, будут сдавать их в субаренду работникам, в привлечении которых нуждается регион. Таким образом планируется обеспечить арендованным жильем порядка 10 тыс. семей.
Заем от ФНБ будет целевым – на приобретение расположенных в ДФО жилых помещений на первичном и вторичном рынках, а также мебели, бытового оборудования и вспомогательных помещений. В частности, допускается приобретение паев закрытого паевого инвестиционного фонда, в состав активов которого входят такие объекты недвижимости, и доверительное управление которым осуществляется управляющей компанией, подотчетной «ДОМ.РФ». Распоряжаться такой недвижимостью будет возможно только посредством сдачи в аренду созданному субъектом ДФО региональному оператору с последующим предоставлением жилья в субаренду физическим лицам. При этом субаренду планируется сделать льготной, а недополученные доходы - компенсировать субсидиями за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Стоит отметить, что пока не определена стоимость такой аренды – она будет зависеть от готовности регионов и ведомств, чьи профильные проекты реализуются в макрорегионе, субсидировать ставки. Учитывая, что значительная часть жилья в «Дальневосточных кварталах» должна реализовываться для социальных нужд по нерыночным ценам, к такому жилью может быть отнесено и арендное жилье. Приобретение недвижимости для государственной аренды предполагает выкуп уже готового жилья. Пока запланированный объем арендной недвижимости (10 тыс. квартир) на дальневосточном рынке отсутствует.
Арендное жилье в настоящее время строится в Приморском крае. До конца 2024 г. в регионе планируется построить 14 домов для сдачи в коммерческий найм (свыше 75 тыс. кв. м). К настоящему времени Корпорация развития жилищного строительства региона завершает строительство пяти таких домов – двух в селе Камень-Рыболов (административный центр Ханкайского района), одного в Большом Камне, двух – в Находке. До конца 2024 г. предстоит построить девять домов во Владивостоке и Артеме. Стоимость аренды в них на 50% ниже рыночной цены. На Сахалине квартиры для арендного жилья расположены в строящемся микрорайоне «Горизонт» в Южно-Сахалинске (на площади 33 га). В аренду там предполагается передать первые 500 сданных квартир.
Мера поддержки, направленная на увеличение на рынке объема доступного жилья, – программа льготной «Дальневосточной ипотеки», была продлена до 2030 г. На реализацию данной программы в федеральном бюджете 2023-25 гг. предусмотрено порядка 70 млрд рублей (на 2023 г. – 20 млрд рублей). Следует отметить, что в 2022 г. в ДФО жилье по программе приобрели порядка 26 тыс. семей, что на 48% превысило показатель 2021 г. Общая сумма выданных кредитов с декабря 2019 г. составила 245 млрд рублей.
Демография, здравоохранение и образование
В ноябре глава правительства М.Мишустин дал поручение обеспечить рост численности населения Дальневосточного ФО, реализовав ряд мер до 2031 г. Он поручил Минтруду, Минфину и правительству Приморского края проработать механизм выплат до 1 млн рублей на погашение льготной ипотеки семьям, где после 1 января 2023 г. родится третий ребенок. Приморский край является пилотным регионом для данного механизма (в настоящее время выплата составляет 450 тыс. рублей). В январе текущего года мера поддержки для приморских семей была утверждена правительством РФ. В рамках программы 450 тыс. рублей выделяется многодетным семьям из федерального бюджета, 550 тыс. рублей – из регионального. В число поручений М.Мишустина также вошло упоминаемое выше строительство не менее 10 тыс. арендных квартир для молодых специалистов и студентов со стоимостью аренды ниже рыночной.
Кроме того, для повышения доступности медицинской помощи для жителей труднодоступных районов Дальнего Востока планируется обеспечить дальнейшее развитие санитарной авиации – с 2023 г. финансирование по данному направлению должно быть увеличено в два раза. Следует отметить, что в конце минувшего года правительство РФ увеличило субвенции на здравоохранение для северных регионов со сложными климатическим условиями – Камчатского края, Магаданской области, Якутии и Чукотского АО. Средства будут направлены на оказание обязательной медицинской помощи жителям в 2023-25 гг. В 2022 г. данные регионы получат дополнительно 4,6 млрд рублей, в 2024 г. – 4,9 млрд рублей, в 2025 г. – 5,2 млрд рублей.
Отдельное внимание в поручениях было уделено мерам по развитию сферы образования. В рамках федерального проекта «Профессионалитет» М.Мишустин поручил открыть не менее 900 мастерских для подготовки кадров, запустить 29 производственно-образовательных кластеров, построить межрегиональный центр подготовки и повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. На данные цели предусмотрено 12 млрд рублей. К 2025 г. поручено открыть во Владивостоке, Благовещенске и Улан-Удэ филиалы ГИТИС, Всероссийского института кинематографии им. Герасимова и Театрального института им. Щукина.
Кроме того, получателями грантов по специальному треку госпрограммы «Приоритет-2030» (нацпроект «Наука и университеты») в конце минувшего года стали восемь дальневосточных университетов. Средства грантов предполагается направлять на мероприятия по повышению привлекательности университетов у абитуриентов и студентов, подготовку кадров, разработку технологий и оборудования. В число получателей гранта вошли Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского во Владивостоке, Тихоокеанский государственный медицинский университет во Владивостоке, Арктический государственный институт культуры и искусств в Якутске, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова в Улан-Удэ, Дальневосточный государственный аграрный университет в Благовещенске, Дальневосточная государственная академия физической культуры в Хабаровске, Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга в Петропавловске-Камчатском и Благовещенский государственный педагогический университет в Благовещенске.
Следует напомнить, что ранее получателями гранта в рамках программы уже стали три ведущих дальневосточных вуза – Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова в Якутске и Тихоокеанский государственный университет в Хабаровске. Также для строительства кампуса Сахалинского государственного университета (СахГУ) – СахалинTech, из федерального бюджета предполагается выделить 3,2 млрд рублей. Кампус предполагается расположить на двух площадках в центре Южно-Сахалинска. Научно-образовательный комплекс будет включать учебный корпус, научно-лабораторный блок с технопарком, библиотеку, зал собраний (на 700 мест), общественно-деловые пространства и оранжерею. Предполагается, что к концу 2025 г. в новом кампусе будут учиться 1,5 тыс. студентов и работать 250 преподавателей.
Строительство социальной инфраструктуры осуществляется с привлечением средств единой «Дальневосточной субсидии». В 2022 г. в числе таких объектов были сданы республиканский кардио-сосудистый центр в Якутске, центр сложнокоординационных видов спорта в Комсомольске-на-Амуре, центр ядерной медицины в Улан-Удэ, проведено укрепление набережной Охотского моря в Магадане. В целом в минувшем году с применением «Дальневосточной субсидии» построено 45 объектов и 44 – отремонтировано.
Северный завоз
Для отдаленных северных регионов со сложными климатическими условиями в зимний период одним из важных является вопрос обеспечения «Северного завоза». Его традиционно затрудняло отсутствие специальной законодательной базы, регулирующей процесс. Минвостокразвития в ноябре минувшего года направило на рассмотрение в правительство законопроект «О северном завозе». Согласно планам, он должен вступить в силу с 2024 г. Законопроект был согласован с 25 субъектами РФ (население – порядка 3 млн человек), также были получены согласования от профильных ведомств и госкорпорации «Росатом». Каждый год в рамках северного завоза в арктические регионы завозится 3,2 млн грузов, а его ежегодная стоимость составляет 87 млрд рублей.
Проект федерального закона предусматривает определение самого понятия «северный завоз», распределение полномочий по управлению северным завозом между уровнями власти, определение грузов, развитие сети опорной транспортно-логистической инфраструктуры, оказание необходимых федеральных мер поддержки, совершенствование закупки товаров, а также создание единого морского оператора северного завоза и федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза (ФГИС). В данной информационной системе должны аккумулироваться все сведения, связанные с северным завозом. Оперативные данные мониторинга в том числе предполагается использовать для оптимизации логистических маршрутов. Минвостокразвития выступит единым федеральным координатором северного завоза.
Согласно законопроекту, все грузы северного завоза разбиваются на три категории. К первой категории относятся товары жизнеобеспечения – социально значимые продовольственные товары и непродовольственные товары первой необходимости, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы. Во вторую категорию включены грузы для государственных и муниципальных нужд (закупаемые по 44-ФЗ и 223-ФЗ). Все иные закупаемые товары отнесены к третьей категории. Для участников северного завоза законопроект вводит беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры необщего пользования.
Федеральные меры поддержки, предусмотренные законопроектом, включают бюджетные кредиты регионам и обеспечивающим северный завоз предприятиям под 0,1% сроком до трех лет. По предварительным оценкам, для этого потребуется 55,7 млрд рублей ежегодно, данные средства необходимо предусмотреть в бюджете, начиная с 2024 г. Также предлагается сохранить субсидирование расходов на транспортировку моторного топлива на железнодорожном транспорте и субсидирование морских перевозок единым морским оператором, для чего потребуется 9,5 млрд рублей в год (средства уже заложены в бюджете). Помимо поддерживающих мер в законопроекте предусмотрены и меры ответственности участников северного завоза – за нарушение правил приоритизации грузов, непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверной информации во ФГИС.
Планируемый единый морской оператор будет осуществлять регулярные перевозки в бассейнах Северного Ледовитого и Тихого океанов по расписанию. Единым морским оператором должна стать госкорпорация «Росатом». Тарифы на перевозку грузов жизнеобеспечения, грузов для государственных и муниципальных нужд будут регулироваться государством с 1 января 2027 г.
Осенью прошлого года глава Якутии А.Николаев оценил в 6,6 млрд рублей объем необходимых инвестиций в проект модернизации четырех нефтебаз «Саханефтегазсбыт» (собственность республики), задействованных в обеспечении северного завоза (емкостный парк для хранения топлива). Базы расположены в Белой Горе, Жиганске, Усть-Куйге и Хандыге. Большинство нефтебаз были построены в 1960-80-е гг., к настоящему времени они имеют значительное количество дефектов. В Минвостокразвития рассматривают возможность использования для их модернизации механизма «Дальневосточной концессии».
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Дальневосточные рыбопромышленники увеличивают объемы вылова минтая и сардины-иваси, тогда как добыча лососевых и крабов имеет тенденцию к снижению. Обеспокоенность представителей отрасли вызывают аукционы в рамках второго этапа программы распределения инвестиционных квот, экспортные пошлины и необходимость продления договоров на рыболовные участки.
По данным Росрыболовства на конец ноября 2024 г. в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, на который приходится значительная часть общероссийского улова, добыто более 3,4 млн тонн, что более чем на 8% меньше, чем за аналогичный период 2023 г. Это третий показатель по темпам сокращения уловов в стране. Среди других рыбохозяйственных бассейнов России более сильное чем в ДФО сокращение уловов зафиксировано в Азово-Черноморском бассейне и Волжско-Каспийском бассейне. Стоит отметить, что в РФ в целом к концу ноября рыбодобывающие компании сократили объем вылова почти на 9% относительно аналогичного периода 2023 г., до 4,5 млн тонн.
Основной причиной падения рыбодобычи на Дальнем Востоке стала неудачная лососевая путина. Объем добычи лососевых в текущем году составил 235,4 тыс. тонн, что на 26,4% меньше планового показателя. Относительно 2022 г. добыча снизилась на 15%. Сокращение по сравнению с 2023 г. составляет 62%.
Объем добычи горбуши в текущем году составил 136,2 тыс. тонн (на 29,4% ниже прогнозных), кеты выловлено в размере 54,6 тыс. тонн, нерки – 35,9 тыс. тонн, кижуча – 8,3 тыс. тонн, чавычи – 321 тонны, симы – 41 тонна. Плановый показатель добычи превышен только по нерке – ее вылов на 30,2% больше плана.
Камчатский край по-прежнему является лидером РФ по добыче лососевых. В текущем году в регионе было добыто 130,7 тыс. тонн (71% от прогнозируемого объема). В Сахалинской области уловы составили 53,6 тыс. тонн (на 56,8% ниже плана). Результаты путины в Хабаровском крае составили 39,9 тыс. тонн лососевых. В Магаданской области уловы достигли 9 тыс. тонн, в Приморском крае превысили 1,9 тыс. тонн, результат Чукотского АО – 302,4 тонны.
Во Всероссийском научно-исследовательском институте рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) прогнозируют сохранение низких объемов добычи анадромных рыб на Дальнем Востоке в ближайшие годы. На снижение запасов рыбы, по мнению ученых, влияет потепление климата, вызывающее изменения гидрологического режима нерестовых рек.
Сокращение объемов вылова лососевых провоцирует рост оптовых цен на рыбу. На Дальнем Востоке при этом цены на лосося превышают среднероссийские. К концу ноября текущего года цена на наиболее распространенную горбушу в ДФО достигла 330 рублей за 1 кг, на кету – 475 рублей за 1 кг, а на нерку – 720 рублей за 1 кг.
При этом губернатор Камчатского края В.Солодов в декабре заявил, что проект «Камчатская рыба» находится в стадии перезагрузки в целях того, чтобы рыба по социальной цене не приобреталась перекупщиками, продающими ее затем дороже или перерабатывающими. Предполагается, что рыба будет продаваться в местной торговой сети по двум видам цен: «социальная» (92 рубля за 1 кг горбуши) и «доступная» (118 рублей за 1 кг кеты). Приобрести такую рыбу смогут льготные категории жителей края по специально выпущенным для них картам, которые можно получить в местных офисах МФЦ. При этом каждый льготник сможет в месяц купить не более 5 кг по «социальной» цене. Схожие программы, направленные на обеспечение низких цен на рыбу, действуют также в Сахалинской области (социальная цена составляет 160 рублей), в Хабаровском крае (180 рублей).
Напротив, добыча минтая на Дальнем Востоке растет. В январе-ноябре 2024 г. объем уловов минтая достиг 1,8 млн тонн, увеличившись на 6% относительно аналогичного периода 2023 г. Более проблемной для данного вида ресурса является Западно-Беринговоморская зона, где к концу текущего года объем вылова минтая может составить около 480 тыс. тонн, при общем допустимом улове (ОДУ) на 2024 г. в 700 тыс. тонн. Снижение уловов вызвано изменениями в миграционных процессах рыбы. В Ассоциации добытчиков минтая (АДМ, президент – А.Буглак) полагают необходимым снизить ОДУ в данной зоне из-за риска недоосвоения квот.
Еще одним видом морского биоресурса, добыча которого растет в Дальневосточном бассейне, является сардина иваси. В 2024 г. обновлен рекордный показатель улова прошлого года – добыча превысила 563,5 тыс. тонн. Стоит отметить, что в 2023 г. было добыто 544 тыс. тонн, что на 90% больше, чем в 2022 г.
Обеспокоенность рыбопромышленников вызывает возобновление рассмотрения в Госдуме в декабре во втором чтении законопроекта, внедряющего новые принципы регулирования перегрузов с судна на судно в морских водах РФ (изначально внесен в 2021 г.). Законопроект предполагает, что осуществлять перегрузку скоропортящихся грузов следует только в специальных районах. Запрет на перегрузку продукции в районе промысла и необходимость направлять суда в морской порт или специальный район для выгрузки товара может привести к сокращению промыслового времени и недоосвоению морских биоресурсов. Во Всероссийской ассоциации рыбопромышленных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ, президент – Г.Зверев) намерены продолжать настаивать на необходимости прописать в законопроекте исключения для судов рыбопромыслового флота.
Также крупнейшие рыбопромысловые организации осенью выступали против продления экспортной пошлины на рыбу и крабов. Ассоциация владельцев рыбопромыслового флота (АСРФ), ВАРПЭ, Ассоциация добытчиков минтая и Ассоциация добытчиков краба в ноябре 2024 г. обратились в Минсельхоз, Минфин, Минэкономразвития, аппарат правительства, Госдуму и Совет Федерации с соответствующей просьбой. Пошлины действуют с 1 октября 2023 г., составляют от 4% до 7% в зависимости от курса доллара, установленного Центробанком. В октябре 2024 г. размер пошлины составлял 5,5%, но в ноябре достиг 7%.
Курсовые пошлины действуют до 31 декабря 2024 г. Дополнительная нагрузка для рыбной отрасли от экспортных пошлин оценивается в 30-45 млрд рублей, что при текущей ставке ЦБ, закредитованности отрасли и необходимости выполнения инвестиционных обязательств может рассматривается промышленниками как серьезное препятствие для развития. Тем не менее рабочая группа Росрыболовства в сентябре 2024 г. одобрила исключение из-под действия экспортной таможенной пошлины филе минтая, сардины иваси и фарша сурими как наиболее массовой рыбной продукции.
Помимо того, рыбопромышленники просят правительство продлить срок действия преференций по налогам и взносам для резидентов Свободного порта Владивосток (СПВ). Преференции предполагают сниженный налог на прибыль до 5% и нулевой налог на имущество в течение первых пяти лет, социальные страховые взносы в фонд оплаты труда в 7,6% в течение десяти лет. ВАРПЭ, АСРФ, ассоциации добытчиков минтая и краба предлагают увеличить льготный период по налогам на прибыль и имущество на 15 лет, а по социальным страховым взносам – на 10 лет. Такая необходимость объясняется отраслевыми организациями увеличением сроков окупаемости проектов по строительству промысловых судов с 10 до примерно 20 лет, а также сокращением прибыли предприятий. Резидентами СПВ на сегодняшний день являются 66 отраслевых проектов – в том числе 61 проект в Приморском крае, по два в Сахалинской области и Камчатском крае, один в Хабаровском крае.
Что касается добычи крабов, то в данной сфере показатели улова в ДФО снижаются. К середине сентября 2024 г. объем добычи крабов (камчатского, синего, равношипого и крабов-стригунов бэрди и опилио) в Камчатском крае и Чукотском АО достиг 15,9 тыс. тонн, что на 12,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Кроме того, на Камчатке в 2025 г. Минсельхоз планирует ограничить промысел краба в Западно-Камчатской подзоне в связи с сокращением его популяции. С 1 января по 15 сентября 2025 г. добычу краба в данной подзоне предполагается допускать исключительно в научно-исследовательских и контрольных целях. Ограничения на вылов крабов вводились в данной подзоне также в 2023 г. (с 1 января по 15 сентября). В текущем году объем вылова крабов в Западно-Камчатской подзоне составил 3,6 тыс. тонн.
На фоне снижения добычи отмечается рост экспортных поставок камчатского краба в Китай. В январе-августе 2024 г. через Приморский край в КНР было направлено 1 019 партий дальневосточного краба общим весом 21,53 тыс. тонн, что на 13,3% больше, чем за аналогичный период 2023 г. В Китай экспортируются стригун-опилио (9,622 тыс. тонн), синий краб (5,266 тыс. тонн), камчатский краб (3,910 тыс. тонн) и стригун-бэрди (1,925 тыс. тонн). В Республику Корея за восемь месяцев 2024 г. поставлено 9,4 тыс. тонн крабов на общую сумму 177 млн долларов. В Японию в январе-октябре 2024 г. было отгружено 13,9 тыс. тонн на 35,8 млрд иен. При этом рост поставок краба в Японию в сентябре стал самым крупным с начала года и составил 48,7% по сравнению с августом текущего года, до 1,93 тыс. тонн на сумму в 5,3 млрд иен.
В настоящее время наиболее проблемными для добычи стали глубоководные виды крабов-стригунов (красный и ангулятус), квоты на которые не востребованы на рынке. Данные квоты в рамках второго этапа программы инвестиционных квот[1] предполагалось продать на аукционах в текущем году, но пока Росрыболовству это не удается.
Осенью Росрыболовство было вынуждено укрупнить доли квот на глубоководных крабов[2] в Западно-Сахалинской, Восточно-Сахалинской, Северо-Охотоморской подзонах и подзоне Приморье. Были сформированы два лота по 50%. Начальная цена каждого лота составила 1,6 млрд рублей. Покупатель каждой из долей квот обязан построить среднетоннажное судно-краболов длиной более 50 м. Росрыболовство изначально намеревалось продать данную квоту на глубоководных крабов, разделив ее на более мелкие доли в 16,6% (каждый из лотов торговался по цене 456,4 млн рублей). На оба конкурса не было заявлено участников, они были признаны несостоявшимися.
При этом продажа квот на глубоководных крабов в рамках первого этапа программы инвестквот также вызывала трудности и привела к падению добычи данного ресурса. Так, на аукционах в 2020-21 гг. было продано шесть лотов, впоследствии Росрыболовство расторгло договоры с тремя компаниями-покупателями в связи с неисполнением ими инвестиционных обязательств[3]. Вылов глубоководных крабов в 2022 г. составил порядка 6 тыс. тонн, тогда как до проведения аукционов ежегодный объем добычи оценивался в 13,5 тыс. тонн.
На необходимости исключения глубоководных крабов из перечня ресурсов, реализуемых через аукционы с инвестиционными обязательствами, настаивает ВАРПЭ. В декабре в Росрыболовстве сообщили о рассмотрении такой возможности.
Также Минсельхозу и Росрыболовству предлагается отменить распределение на аукционах долей инвестиционных квот на вылов камчатского, синего и волосатого краба в подзоне Приморье. С соответствующим обращением выступило хабаровское ООО «Восточно-промысловая компания»[4]. Аукционы намечены на 2027 г., доли квот должны быть реализованы с обязательствами по строительству краболовного судна стоимостью до 3 млрд рублей. В компании указывают, что в настоящее время в данной подзоне осуществляется промысел только волосатого краба, а промышленный вылов камчатского и синего краба запрещен из-за низкого уровня запасов.
Тем временем Росрыболовство в начале декабря разыграло на торгах квоты на добычу водных биологических ресурсов, которые прежде принадлежали компаниям, связанным с предпринимателем О.Каном (объявлен в международный розыск). Данные квоты предполагают добычу моллюска трубача в Северо-Охотоморской подзоне, вылов креветок в Западно-Сахалинской подзоне и в подзоне Приморье. Квоты закрепляются за победителем аукциона до 31 декабря 2033 г.
Доля квоты в 41,48% на добычу деликатесного моллюска трубача (стартовая стоимость лота составила 349,3 млн рублей) ранее принадлежала сахалинской компании ООО «Севрыбфлот», владельцами которой до апреля текущего года были Е.Юн (племянница О.Кана) и Е.Се (бывший гендиректор компании). Квоты на вылов креветки в размере 7,88% (Сахалин) и 9,26% (Приморье) прежде принадлежали ООО «Аквамарин» (бывший владелец компании – Е.Юн).
Начальная стоимость данных лотов составила 17,5 млн рублей и 43,2 млн рублей соответственно. В итоге квоты на вылов трубача выкупила структура ГК «Русский краб» - ООО «Беринг Краб» (за 366,8 млн рублей). Две квоты на вылов креветок вновь приобрело сахалинское ООО «Аквамарин»[5] (на сегодняшний день предприятие национализировано). В настоящее время национализированными активами управляет специально созданное для данных целей АО «Дальневосточная рыбопромышленная управляющая компания». Предполагается, что средства, вырученные от проведения аукционов (более 1,3 млрд рублей), поступят в федеральный бюджет.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В 2023-27 гг. на аукционах должно быть продано 48% квот на крабов. 2% квот сохраняются за малыми и средними предприятиями.
[2] Промысел осуществляется на глубинах до 2 500 м.
[3] Квоты приобрели ЗАО «Тефида» (Владивосток), ООО «Амуррыбпром» (Хабаровск) и ООО «Корвет» (Калининград).
[4] Владелец – Д.Фукалова.
[5] За квоты предприятие заплатило 299,3 млн рублей и 660,7 млн рублей.
Лососевая путина 2024 года на Дальнем Востоке завершилась с худшим за 20 лет результатом. Это сказалось на ценах не только на рыбу, но и на красную икру. Одно из главных блюд новогоднего стола многим россиянам оказалось не по карману. Почему так произошло и чего ждать дальше, рассказал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
Вылов лососей в 2024 году стал самым низким за последние 20 лет. Низкие уловы совпали со скачком издержек лососевых предприятий. Все это поставило производителей в очень сложную ситуацию – просто повысить цены на продукцию для них сейчас не выход.
«В стабильной экономической ситуации снижение объема предложения для производителя компенсируется увеличением цены. И его экономические показатели, его выручка, прибыльность драматически не меняются. Но за четыре последних года в производственные затраты в лососевом сегменте выросли в полтора раза. Главным образом роль сыграл рост затрат на оплату труда, потому что колоссальную роль в добыче играет ручной малоквалифицированный труд. Из-за значительного роста производственных затрат произошло стремительное увеличение кредиторской задолженности: за семь лет задолженность добытчиков лососей перед банками выросла с пяти млрд рублей до 110 млрд. Это очень огромный рост, и это означает, что ежегодно во втором квартале предприятия берут большие кредиты, чтобы подготовиться к путине», — сообщил на пресс-конференции в ТАСС Герман Зверев.
Похожая ситуация складывается у добытчиков лосося на Аляске. Там экономический доход, который лососевые предприятия получили в этом году – самый низкий с 1975 года. Глава ВАРПЭ отмечает, что плохие подходы лососей – это такая глобальная тенденция, которая заставляет задуматься о выработке единых подходов к управлению рыболовством.
Существенное снижение вылова в этом году случилось и у добытчиков трески. За 10 лет объем добычи трески в мире сократился более чем в два раза. В 2014 году мировой вылов этого вида рыбы составлял 1 840 000 тонн, а в этом году – чуть больше 800 000. Свою негативную лепту вносят сложности с поставками рыбы в Европу, трудности с расчетами и экспортная пошлина.
«Также на экономику наших предприятий негативно повлияли не совсем выверенные формулировки законодательства, которые регулируют работу береговых заводов по производству трески. Поэтому мы в текущем году, к сожалению, не смогли получить адекватную нашей доле вылова ценовую премию», – рассказал Зверев.
Низкий улов лососевых повлиял и на продажи красной икры. В ноябре розничные цены на нее составляли семь-восемь тыс. рублей за килограмм, сейчас ценник еще выше. Однако, по словам президента ВАРПЭ, такие цифры вполне адекватные и нужно привыкать к новым ценникам.
«Есть такие расхожие оксюмороны: горячий снег, живой труп, правдивый лжец. Выражение «дешевая икра» – из этого же разряда. Лососевая икра даже в Советское время была качественной, но весьма дорогой: 140-граммовая баночка в начале 80-х годов стоила 4 рубля 20 копеек, а килограмм икры – 30 рублей, и это при среднемесячной зарплате 100-110 рублей. Получается, что килограмм обходился в треть месячной зарплаты, и при этом ее было не достать», — объяснил Герман Зверев.
По его словам, сейчас даже с учетом скачка цен, произошедшего из-за самой плохой за 20 лет лососевые путины, розничная стоимость красной икры для потребителя колеблется от 8,5 тыс. до 9,5 тыс. рублей за килограмм – 11% от средней зарплаты.
Герман Зверев отмечает, что три-пять лет назад в России существовало искаженное ценообразование на лососевую икру, из-за чего стоимость деликатеса представлялась доступной. Связано это с теневой добычей. Не менее 10% на рынке представляла браконьерская икра – 1000-1500 тонн.
«Эта икра, которую воровали у будущих поколений, безжалостно уничтожая рыбу, оставляя могильники на берегах камчатских рек. Эта икра поступала в торговлю и снижала уровень цены. Значительная часть икры реализовывалась фирмами-однодневками. Это еще не менее 10-15%. Еще один поток – это некачественная икра, которую реализовывали сомнительные производители. В этом году начался процесс маркировки икры. В ходе этого проекта уже зарегистрировались не менее 70 производителей икры, которых раньше не было вообще, их не существовало», — сообщил глава ВАРПЭ.
По его словам, сейчас рынок красной икры стал приходить в норму, но ситуацию в этом году усугубила плохая путина, из-за чего цены оказались значительно выше прошлогодних. По прогнозу ВАРПЭ, в 2025 году ситуация выровняется, дальнейшего повышения цен не произойдет.
При покупке красной икры Герман Зверев посоветовал выбирать розничные магазины с хорошей репутацией. Если же потребитель решил приобрести деликатес через Интернет-сервисы, то лучше доверять тем, кто давно работает на рынке и не заманивает суперскидками.
Стабильным остается крабовый промысел. Однако экономическое состояние в этом секторе не самое радужное – оно показывает, что ряд игроков рынка и регуляторы слишком оптимистично оценивали доходность этого бизнеса. В 2024 году цены на крабы на экспортных рынках снижались, доходность существенно уменьшалась. Герман Зверев отметил, что если экспортная пошлина сохранится в 2025 году, то состояние этого сегмента будет особенно тяжелым.
«Крабовые добытчики – самые закредитованные добытчики в нашей стране. Свыше 600 млрд рублей они должны банкам, причем значительную часть этой суммы они должны будут выплатить в следующем году. Плюс на горбу у них висят обязательства по строительству краболов – это тоже серьезные издержки», – подчеркнул президент ВАРПЭ.
По прогнозам на 2025 год, есть неплохие природные основания по вылову. Рыбодобытчики рассчитывают, что объем добычи лососевых будет больше, чем в нынешнем году. По их оптимистичным оценкам, он составит 250-320 тыс. тонн.
С экономической точки зрения у ВАРПЭ есть два сценария: инерционный, основанный на том, что вылов будет таким, как его прогнозируют, при этом не произойдет резкой эскалации ключевой ставки, новых шоковых запретов или санкций, не будет продлена экспортная пошлина; и шоковый вариант, основанный на том, что все эти факторы произойдут.
«Возникнут новые дополнительные ограничения на экспорт, останется экспортная пошлина, ключевая ставка будет расти, и в этом случае шоковый вариант приведет к резкому снижению выручки и к торможению прибыли. В инерционном варианте в секторе рыбодобычи мы прогнозируем размер выручки порядка 750 млрд рублей, а в секторе рыбопереработки – порядка 450 млрд рублей. В случае шокового варианта мы считаем, что выручка останется примерно на уровне текущего года», – подытожил Герман Зверев.
Заседание Дальневосточного бассейнового научно-промыслового совета с участием главы Росрыболовства Ильи Шестакова состоялось во Владивостоке 28 ноября. Участники обсудили проблемы путины 2024 года, которая стала самой неудачной за последние 20 лет.
Беспокоит экспертов и ситуация с добычей трески – эффективность промысла в Беринговоморской зоне снижается вместе с биомассой. На этом фоне научное сообщество предложило радикальные меры по ограничению объёмов вылова.
Итоги путины в 2024 году оказались значительно ниже прогнозных ожиданий, подчеркнул Илья Шестаков, предваряя заседание. Так, вылов тихоокеанских лососей составил около 235 тысяч тонн и это на 27% ниже прогнозной оценки. Росрыболовство поручило разобраться в причинах несоответствия.
Прогноз по лососёвым был на уровне 320 тысяч тонн, сообщил в своём докладе директор государственного научного центра ВНИРО Кирилл Колончин.
Отраслевая наука сформировала региональные стратегии промысла лосося, которые были всесторонне рассмотрены в дальневосточных регионах. Учёные исследовали около 2 млн километров акватории в рамках научного сопровождения путины. Съёмки выполнялись силами 43 специалистов с научных бортов.
Однако расчёты не подтвердились. Прогнозы по кете не оправдались ни в одном из промысловых районов Камчатского края, где выловлено 130,76 тыс. тонн лососевых. А в Сахалинской области добыча стала наименьшей с 2001 года. Всего сахалинские рыбаки выловили 53,58 тыс. тонн.
В Хабаровском крае объём добычи тихоокеанских лососей превысил показатели предыдущих пяти лет и составил 39,99 тыс. тонн. Тем не менее, ни по одному из объектов промысла региональный вылов не достиг прогнозных величин.
В Магаданской области в 2024 году добыли около 9 тысяч тонн лососевых. Это исторический максимум для региона. Но на общую статистику он повлиял мало.
Второй год подряд не оправдались прогнозы вылова в Чукотском автономном округе, где выловлено 0,308 тонн лососевых. Из них 60 тонн кеты и 5 тонн горбуши.
Одной из причин провальной пути докладчик назвал потепление климата.
«Среднемесячная и среднегодовая температуры достигают рекордных значений. Ожидается, что 2024 год станет самым теплым за весь период. Прирост температуры в Арктике составил 2,3 градуса, что повлияло на снижение площади морского льда на 42 процента. Изменение гидрологического режима нерестовых рек спровоцировало специфические факторы, снижающие выживаемость поколений лососей – дождевой паводок и раннее и мощное весеннее половодье, с которым связан миграция молоди», — сообщил Кирилл Колончин.
К примеру, на выживаемость чукотских лососей, вернувшихся на нерест в 2024 году, негативное влияние оказали дождевые паводки в период нереста родительского стада.
По словам докладчика, региональная перестройка климата – это главная причина деградации кеты и горбуши в Чукотском автономном округе.
Из-за изменений гидрологического режима рек снизились уловы тихоокеанских лососей в арктических промысловых районах Аляски. В 2024 году здесь суммарно добыли 9 тонн кеты и 3 тонны горбуши – 1 и 4 процента от прогнозных ожиданий.
Потепления климата привело к тому, что перегрев поверхности океана охватил более половины нагульных акваторий камчатской горбуши и практически всю нагульную акваторию сахалинской и прочих стад горбуши. При этом вопреки ожиданиям современное потепление происходит не за счет расширения перегретых вод в восточной части Северной Пацифики, а наоборот, вследствие их притока из юго-западной части Тихого океана.
«В целом, лососевая путина этого года подтвердила тренд на снижение запасов тихоокеанских лососей, а также показала необходимость усиления региональных стратегий и работы для предупреждения негативных изменений в сроках и динамике миграции лосося», — заключил докладчик.
В то же время у регионов возникают вопросы к регулированию промысла.
«В Сахалинской области общий вылов составил 63 процента от прогнозного, при этом в период путины возникали определенные сложности регулирования промысла, связанные с поступлением рекомендаций по добыче без научных обоснований, — рассказал заместитель министра по рыболовству Сахалинской области Тимофей Чайкин. — Из-за этого приходилось тратить больше времени на решение спорных моментов, что повлияло на оперативность промысла и в последующем стало основанием для предъявления исков рыбопромышленников к органам власти».
Тимофей Чайкин попросил Илью Шестакова дать поручение проанализировать итоги комиссии по регулированию анадромных видов рыб, чтобы в 2025 году таких недопониманий не возникало.
Ассоциация рыбопромышленников Чукотского автономного округа заявила о проблеме браконьерства и нехватке инспекторов Рыбоохраны на территории региона.
«Часто это люди, не знающие местности, не имеющие оружия, чтобы защитить себя. Мы полагаем, что есть смысл создать специальный центр компетенций для подготовки таких инспекторов, которые едут в другой регион», — обратился к Илье Шестакову представитель ассоциации.
На это глава ведомства отметил, что решить проблему будет сложно.
«Если необходимо оружие, надо будет рассмотреть этот вопрос. Что касается количества инспекторов Рыбоохраны, хочу проинформировать, что в следующем году ожидается снижение численности (…) еще на 10 процентов, поэтому количество инспекторов по любому сократится. Мы и так отрываем их от центральных регионов, чтобы отправить на путину», —прокомментировал Илья Шестаков.
Заседание продолжило обсуждение охотоморской минтаевой путины. В целом, отраслевое сообщество позитивно оценивает ситуацию. Хотя численность минтая в Охотском море снижается, это не должно вызвать критических последствий, так как появилось поколение 2021 года, которое в 2026-0227 году вступит в промзапас и поддержит выбывающее поколение старшей возрастной группы.
Единственное, что беспокоит ученых, это увеличение доли перелова. Если в прошлом году средневзвешенный перелов минтая составил 16%, то в 2024 году достиг 20%. Тем не менее, к нарушениям правил рыболовства это отношения не имеет.
Хуже обстоит ситуация с выловом тихоокеанской трески. Первичная оценка биомассы этого объекта промысла в 2024 году составила 111-113 тыс. тонн. Показатель низкий для последних десятилетий.
В 2023-2024 гг. в восточной части Берингова моря биомасса трески уменьшилась с 620 до 501 тыс. тонн. Снизились запасы и в западной части.
«Ожидать, что в ближайшее время мы получим запасы, которые позволят обеспечить вылов более 100 тысяч тонн, не приходится. Но говорить об удержании величины запаса на каком-то стабильном уровне можно вполне», — отметил руководитель Тихоокеанского филиала ВНИРО (ТИНРО) Алексей Байталюк.
Снижение численности тихоокеанской трески связано с изменчивостью акватории холодных лаврентийских водных масс, которые ограничивают распространение скоплений биоресурсов из восточной части Берингова моря. Также влияет на промысел неустойчивость запаса локальных группировок в западной части.
Чтобы сохранить биоресурсы, научное сообщество выдвинуло радикальные предложения. Это установление в 2025 году полного запрета на добычу трески донным тралом, снюрреводом и донным ярусом в январе-марте — в период формирования преднерестовых и нерестовых скоплений.
«Главная наша цель — сохранить нерестилища, чтобы никоим образом не нарушалась жизнедеятельность личинок», — акцентировал докладчик.
Ещё одно предложение — установить в 2025 году запрет на рыболовство всеми орудиями с 1 января по 15 апреля в локальных районах Берингова моря, а именно на нерестилищах. При этом Алексей Байталюк отметил, что соблюсти ограничения по локальным участкам крайне сложно из-за проблем с их администрированием. Соответственно, самыми эффективными могут стать максимально жёсткие меры — никакого вылова, спецвылова и прилова.
Инициатива вызвала широкий резонанс среди рыбопромышленников. Директор рыболовецкого колхоза «Восток-1» Александр Сайфулин озвучил свою позицию по данному вопросу.
«Наше предприятие специализируется на глубоководном промысле макруруса, в частности, в Беринговом море. Считаю, что полное ограничение ярусного лова — это избыточная мера, потому что макрурус никак не пересекается с треской. Эти виды обитают на разных глубинах и сосредоточены в разных районах промысла. Наше предложение — ограничить ярусный промысел именно в отношении трески», — обозначил он.
Многие коллеги поддержали Александра Сайфулина. Не стоит запрещать ярусный промысел объектов, которые никак не относятся к нерестилищам трески, считают отраслевики. Это, к примеру, может ударить по добыче камбалы и минтая в Камчатском крае, которые так же обитают на глубине до 100 метров.
«Касательно трески — услышал позицию. Она имеет место быть. Посмотрим, возможно ли сделать это через приказ — проконтролировать вылов на локальных участках», — прокомментировал Илья Шестаков.
Ввести ограничения так же предлагают в отношении сельди. Ученые выступили за то, чтобы с 1 июня по 30 сентября 2025 года запретить промышленное рыболовство сельди тихоокеанской всеми орудиями и способами в Западно-Беринговоморской зоне. Все предложения рассмотрят на следующем заседании совета.
При этом в общероссийских масштабах объём добычи по итогам 2024 года прогнозируется на уровне 5 млн тонн. По словам Ильи Шестакова, за последние 6 лет это среднегодовой показатель. Даже неудачная лососевая путина не повлияла на него кардинально. Выловленных объёмов хватит и для внутреннего, и для внешнего рынка.