Мобильное приложение под названием «Нивхская азбука» разработали и запустили на Сахалине. Оно помогает изучить алфавит древнего народа, который ранее населял остров.
Как сообщила Министр культуры и архивного дела Сахалинской области Нонна Лавик, приложение было создано в рамках проекта «45 лет нивхскому алфавиту». Трудились над ним сотрудники Ногликской центральной модельной библиотекой им. В. М. Санги.
«Нивхская азбука» предлагает изучать буквы в интерактивной форме с яркими картинками и звуковыми эффектами. В этом процессе изучающего языку сопровождает виртуальный помощник — мальчик по имени Лерган. Каждый урок включает в себя задания, направленные на запоминание букв. Отмечается также, что интерфейс приложения интуитивно понятный, поэтому им будет легко пользоваться и взрослым, и детям.
Пока приложение «Нивхская азбука» доступно для скачивания на только Android.
Как искусственный интеллект помогает государственным и муниципальным служащим эффективнее работать с обращениями граждан? Основатель цифрового ассистента «Обращайся» Петр Бурцев рассказывает о трансформации платформы, внедрении ИИ и планах развития на ближайшие годы.
— Петр, добрый день. «Обращайся» начиналась как уникальная среда, объединяющая функции соцсети, онлайн-приемной органов власти, правового консультанта, маркетплейса и новостной ленты. Как платформа трансформировалась к 2025 году?
— За это время мы претерпели несколько важных концептуальных изменений. Ранее основной фокус был на взаимодействии граждан с государством, но теперь мы концентрируемся на помощи госслужащим и муниципалитетам в обработке обращений. Наша цель — ускорить подготовку ответов на запросы граждан, повысить их качество и оперативность.
Сегодня «Обращайся» — это экосистема сервисов, которые облегчают работу чиновников. Платформа автоматизирует многие процессы, снижает нагрузку на сотрудников и обеспечивает межмуниципальное сотрудничество. Фактически, мы создаем деловую сеть с инструментами для обработки обращений.
— Как именно ИИ внедряется в вашу систему?
— Мы используем российские нейросети, такие как GigaChat, а также собственную разработку. Наша модель AI размещена на наших серверах и работает с векторными базами данных. Она самообучаемая и помогает специалистам формировать ответы на обращения, анализируя законодательство и прошлые кейсы.
— Можете привести конкретные примеры применения нового функционала «Обращайся» в работе органов власти?
— Сегодня наша система используется в более чем 300 муниципальных учреждениях. Она помогает сотрудникам в подготовке текстов, служебных записок, предложений и ответов на обращения организаций. Например, в конце 2024 года мы начали развертывание системы в Республике Бурятия и сразу получили положительные отзывы от муниципальных служащих.
Также активно работает муниципальная практика в Якутске: приложение установлено в территориальных администрациях города. Сотрудники используют AI для ускоренной подготовки ответов, что снижает нагрузку и повышает соблюдение сроков.
— Как происходит обработка обращений граждан через вашу систему?
— Мы не заменяем портал «Госуслуги», который работает с административными запросами, но берем на себя нерегламентированные вопросы жизнеобеспечения. Например, если в подъезде отключили свет, наша система позволяет быстро наладить взаимодействие между управляющей компанией, управой и энергослужбой, чтобы дать заявителю развернутый и оперативный ответ.
— Вы разрабатываете собственную модель AI?
— Да. Мы создаем специализированную AI-модель, но поможет существенно сократить время на подготовку ответов. Рабочее название модели — «Туллук» (туллук по якутски- снегирь — прим. ред.), но оно, скорее всего, изменится.
— На каких вычислительных мощностях базируется ваша платформа?
— Сейчас мы используем облачные серверы российских провайдеров, таких как reg.ru и хранилища ВКонтакте. Данные пользователей остаются на наших серверах, не передаются в AI-модели сторонних компаний. В будущем планируем полностью перейти на собственные серверы.
— На каких условиях будет распространяться новый функционал «Обращайся»?
— Мы предлагаем подписочную модель, которая остается доступной для муниципалитетов. Также рассматриваем партнерство с крупными корпорациями, такими как Сбербанк и Яндекс, поскольку они развивают свои AI-платформы и заинтересованы в профессиональных пользователях.
— Для каких уровней власти ваш сервис будет особенно полезен?
— Мы фокусируемся на малых городах и крупных муниципальных округах. Основные пользователи — министерства, работающие с гражданами: здравоохранение, соцзащита, образование, культура, сельское хозяйство. Например, уже есть интерес со стороны министерства сельского хозяйства Республики Бурятия.
Мы также подписали соглашение со Всероссийской Ассамблеей развития территорий и территориального общественного самоуправления. В ближайшее время система будет запущена в семи регионах России: Калужской, Рязанской, Пермской областях, Республике Коми, Бурятии и Якутии. Мы видим огромный потенциал для масштабирования этой модели на всю страну.
— То есть ваша модель ИИ не будет публичной?
— Нет, это будет специализированная AI-модель для государственных и муниципальных служащих, помогающая автоматизировать подготовку ответов на обращения граждан. Сейчас специалисты тратят на это огромное количество времени, и наша задача — максимально упростить их работу.
— Как ваш сервис справляется с потоком обращений из разных источников?
— Сегодня чиновники получают обращения по разным каналам: через сайт, соцсети, звонки, бумажные письма. Это создает перегрузку. Мы разрабатываем инструмент, который автоматически сортирует и распределяет обращения, чтобы их обработка была быстрее и эффективнее.
Гражданин хочет получить ответ не через 30 дней, а в течение нескольких часов. Мы стремимся к тому, чтобы это стало возможным, и работаем над инструментами, которые позволят оперативно реагировать на обращения, исключая бюрократические проволочки.
Резидент технопарка «Якутия» создал мобильное приложение для беременных, помогающее подготовить тело будущей мамы к родам, сохранить его в тонусе, укрепить здоровье и нервную систему. Разработавшие и утвердившие программу упражнений врачи-гинекологи и акушеры учитывали особенности развития плода, а также состояние женщины в каждом триместре беременности.
Идейный вдохновитель мобильного приложения MotherFit Диана Дуглас рассказала EastRussia о своем опыте создания IT-продукта для беременных.
– Диана, что навело вас на мысль создать приложение для будущих мам?
– Когда мне самой нужна была гимнастика для беременных, я нашла хорошую студию йоги, но дорога туда-обратно занимала у меня два часа. Сложно добираться беременным, особенно зимой. Тратить столько времени зачастую нет возможности, и я начала искать приложение с подходящими тренировками. На тот момент ничего подходящего я не нашла и мне пришла идея создать его самой. Раньше у меня было агентство недвижимости, а тут пришлось сменить сферу деятельности. Опыт управления бизнесом у меня был, и я составила бизнес-план и нашла команду. В команде есть разработчики, доктора, которые создают и утверждают контент, я занимаюсь управлением и продвижением.
– Расскажите подробнее, как работает приложение?
– Мы являемся резидентами Сколково кластера «Биомед» и резидентами Технопарка «Якутия». Первую версию MotherFit мы запустили в 2020 году. В декабре 2024 года выпустили обновление приложения. Мобильное приложение состоит из гимнастики для беременных, которая создана для каждого триместра, а также контента по психологии и питанию плюс отслеживание пульса во время тренировок с использованием искусственного интеллекта – такого на рынке российских приложений нет. Безопасность для нас прежде всего, поэтому мы создали алгоритм отслеживания тренировок через смарт-часы. Если пульс в норме, тренировка идет в обычном режиме, если пульс повышается, часы предупреждают об этом и рекомендуют сделать перерыв, если пульс сильно превышен – тренировка останавливается. Контент создавался и утверждался акушером, акушером-гинекологом, психологом и врачом-педиатром.
– Приложение сертифицировано?
– Сертификация для приложения не требуется. Наши тренировки утверждены врачами, есть рекомендательные письма от клиник, в том числе, от областного перинатального центра, женской консультации и Минздрава Владимирской области – в этом регионе мы делали пилотный запуск. Однако надо помнить, что каждая беременность индивидуальна, поэтому каждая женщина должна проконсультироваться с врачом, убедиться, что нет противопоказаний. Наши тренировки достаточно просты в исполнении.
– Какие виды тренировок доступны в приложении и как они помогают на разных этапах беременности?
– Тренировки скорректированы с учетом триместров – это важно, поскольку тело женщины меняется и изменяется центр тяжести. Также в наших тренировках все модели-женщины подобраны именно с учетом нужного триместра. Занятия составлены в соответствии с потребностями беременных: проработка тазового дна, для спины, от отеков, укрепление мышечного корсета, общая гимнастика от 10 до 30 минут, дыхательные практики, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика. Видеотренировки разбиты на разные блоки: как облегчить токсикоз, как уменьшить отечность, как убрать боль в спине, как избавиться от стресса, как улучшить память и концентрацию внимания, как укрепить внутренние мышцы, как улучшить общий тонус мышц и циркуляцию жидкости, как укрепить зрение, как избавиться от изжоги, как предотвратить судороги, как избежать геморроя. Многие проблемы можно решить, не выходя из дома.
– Как вы учитываете разный уровень физической подготовки пользовательниц?
– Наши тренировки носят поддерживающий характер: улучшить самочувствие, помочь с отеками и болями в спине, и рассчитаны они именно на беременных. У нас нет технически сложных упражнений.
– Как ваши упражнения влияют на здоровье будущей мамы?
– Всемирная организация здравоохранения рекомендует всем беременным женщинам, не имеющим противопоказаний, заниматься гимнастикой не менее 150 минут в неделю. Это положительно влияет на состояние как матери, так и ребенка. Есть исследования, которые показывают, что при занятиях гимнастикой снижается риск кесарева сечения на 18%, послеродовой депрессии и других осложнений. Также в приложении есть статьи по питанию для беременных и психологии, они обновляются каждую неделю.
– Поддерживаете ли вы обратную связь? Могут ли, например, пользователи задать вопросы?
– Конечно. У нас есть опросники после тренировок, можно написать на нашу почту и в VK есть сообщество. Нам крайне важно получать честные отзывы и на их основе дорабатывать продукт. Мы читаем отзывы и видим, что наша гимнастика нравится пользователям.
– Сейчас любой пользователь в России может скачать приложение MotherFit?
– Любой россиянин может найти нас на платформах iOS, Android и VK mini apps. На платформе VK mini apps мы стали победителями конкурса приложений в 2023 году – мы очень этим гордимся. Готовим пилотное внедрение в Оренбурге, в Якутии тоже есть желание сделать пилот. Сейчас у нас в основном, органические скачивания – когда пользователь сам нашел и скачал, и мы за это не платим. После получения статуса резидента Сколково нам одобрен грант на маркетинг, мы запустим продвижение в ближайшее время, а после получения гранта на доращивание мы запустим пилот в Оренбургской области.
– Какова статистика скачиваний, динамика?
– Скачиваний у нас в районе 1,5-2 тысяч. Хорошие показатели по времени, проведенному в приложении – около 20 минут за сеанс, а у нас есть тренировки и по 10 минут, это хорошая статистика для спортивных приложений. Часть функционала бесплатная – его можно скачать и позаниматься гимнастикой, попробовать, и если понравится, то заплатить за более широкий функционал.
– Насколько прибыльно создание приложений?
– Это дорогое удовольствие. Траты на разработку и создание контента значительные – врачи, операторы, модели, съемки и прочее. Это не окупается одним днем, но, как и любые инновационные продукты, мобильные приложения в течение какого-то времени не являются прибыльными, они дорабатываются, выводятся на рынок, потом только внедряются и становятся доходными. Это пример наших обыденных вещей, которые когда-то были новыми: скажем, телефон с камерой и фотоаппаратом.
– Каким вы видите развитие MotherFit в ближайшие годы? Планируете ли расширять функционал приложения?
– Мы планируем стать платформой заботы о физическом и психическом здоровье для всей семьи. Сейчас приложение предназначено для беременных, то есть для девяти месяцев. Но мы понимаем, что и дальше нужно поддерживать молодых мам – мы будем добавлять контент по восстановлению после беременности, детские блоки. Уже есть концепт блока по психологии для отцов, поскольку тренд на осознанное отцовство есть и будет расти. Чтобы пользователям было интересно оставаться с нами, будем дорабатывать новые функции с точки зрения и контента, и функционала. У нас отличная команда: разработчики и врачи.