В Приморском крае в этом году произвели куриного мяса больше чем на треть по сравнению с прошлогодним показателем. В крае получено 15,3 тыс. тонн мяса птицы – динамика роста составила 135,5%.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе правительства Приморья, основные производители куриного мяса – «Агроптица» и «Птицефабрика Уссурийская». Ранее сообщалось, что Приморский край добился полного самообеспечения свининой, животноводы региона произвели 62,3 тыс. тонн свинины. Это почти в три раза больше, чем в прошлом году. Производство молока в крае также опережает прошлогодний уровень.
На встрече губернатора региона Олега Кожемяко с главой Минсельхоза РФ Дмитрием Патрушевым накануне было отмечено, что Приморье получит 59 млн рублей на развитие сельского хозяйства в 2023 году.
Приморье становится одним из самых стратегически важных регионов России, позволяющих держать объявленный президентом курс на Восток. Об этом заявил губернатор края Олег Кожемяко, выступая с отчётом по итогам 2022 года. На изменения экономического ландшафта указывают большое количество факторов, считают эксперты. Это и рекордный рост показателей по ряду отраслей в 2022 и начале 2023 года, и открытие в регионе офисов крупнейших логистических компаний, и другие события.
В 2022 году краевая экономика демонстрировала успехи по целому ряду отраслей от строительства до сельского хозяйства. Существенный рост показали транспорт и логистика (133 %), ввод жилья (117 %), туризм (111 %), инвестиции (146 %). Туристический поток разворачивается в восточном направлении – за 2022 год регион посетили почти 3 млн человек - на 638 тысяч человек больше, чем в 2021 году. Торговый оборот Приморья вырос на 122%, до 13 млрд долларов, количество стран-партнеров увеличилось до 122. Экспорт Приморского края вырос на 115% до $ 3,95 млрд, импорт - на 126% до $9,07 млрд.
В 2023 году Приморье продолжает наращивать внешнеэкономические показатели. Как сообщили в краевом министерстве экономического развития, в первом квартале 2023-го внешнеторговый оборот Приморского края со всеми странами мира увеличился на 23%. Экспорт в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос 22,6%, импорт - на 24,2.
Руководитель представительства Министерства иностранных дел России во Владивостоке, посол по особым поручениям Андрей Броварец подчёркивает ключевую роль Приморья в сближении с Азиатско-Тихоокеанским регионом и выходе страны на мировые рынки. Как показал переломный 2022 год, взрывной рост продемонстрировала торговля с Китаем, Индией, рядом стран СНГ и Юго-Восточной Азии. Так, доля Китая в общем объёме торгового оборота края увеличилась на 46% по отношению к прошлому году и составила $7,49 млрд, следует из отчёта губернатора. Есть существенные заделы в торгово-экономических контактах с Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой.
Директор Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор Алексей Маслов:
Финансовые потоки развернулись с Запада на Восток, что естественно напитывает экономику региона. Различные логистические компании начинают переносить часть своих штаб-квартир в ДФО. Здесь же начала работать программа подготовки управленческих кадров «Муравьёв-Амурский 2030», нацеленная на создание местного менеджмента, то есть привлечение лучших специалистов из районов Центральной части России на Дальний Восток. Начинается развитие региональных логистических цепочек и более активное создание местных производств. Этому хорошо помогают различные поощрительные меры, включая те, что действуют в рамках режимов свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития. Очень хорошо сработал свободный порт Владивосток, который сегодня включён во внутренние перевозки Китая.
Однако надо понимать, что пока капитал азиатских стран не хлынул на Дальний Восток, и сейчас наша задача - донести до азиатских коллег, в первую очередь, Китая, а также Вьетнама, Индонезии и других информацию о тех поощрительных мерах, которые введены на территории ДФО. Соответственно, следующий шаг - это максимальное информационное давление в азиатских странах по привлечению бизнеса. И необходимо уделять особое внимание решению кадрового голода в регионе. На Дальний Восток нужно привлекать новых специалистов в области информационных технологий, логистики, внешней торговли, а это в любом случае займёт довольно продолжительное время.
На пороге новой волны въездного туризма
Похожей оценкой делится и проректор по международным отношениям ДВФУ, директор ВИ-ШРМИ, кандидат политических наук Евгений Власов.
«Как самое интенсивное, безусловно, можно отметить российско-китайское сотрудничество, которое несмотря на устоявшиеся экономические, торговые и гуманитарные связи имеет большой потенциал развития. Очевиден огромный интерес со стороны китайского бизнеса к инвестированию в российский Дальний Восток, и наоборот, интерес наших предпринимателей к совместным проектам в Китае. С открытием границ организуется всё больше туристических групп, бизнес-миссий из соседних стран с визитами в ДФО и китайские провинции. И я уверен, что сейчас мы стоим на пороге новой волны потока китайского туризма на территорию России и Приморского края. Думаю, в ближайшие 1-2 года стоит ожидать всплеска в этом отношении», - комментирует Евгений Власов.
Примечательно, что в 2022 году турпоток в Приморье рос за счёт внутреннего туризма. Численность российских граждан, размещённых в коллективных средствах размещения края, составила 2,97 млн человек (+27% к 2021 году). Но, по мнению собеседника, у региона есть все возможности вернуть и закрепить позиции на международном туристическом рынке. Этому способствуют организованная логистика и развитие туристско-развлекательной инфраструктуры. В том числе продолжает расти туристский кластер «Приморье». В 2022 году получили поддержку проекты по благоустройству туристических зон - 1,1 млрд рублей федеральных средств направят на благоустройство пляжных территорий, создание некапитальных средств размещения, приобретение и установку туристического оборудования.
Евгений Власов также подчёркивает важность эффективной профессиональной команды, сформированной в правительстве края. По оценкам собеседника, она достаточно хорошо выстраивает взаимодействие с зарубежными партнёрами и поддерживает контакты с соседними китайскими провинциями. В настоящий момент прорабатывается возможность создания торговых представительств Приморского края в Китае и Вьетнаме. И китайский бизнес, в свою очередь, укрепляет позиции на приморском рынке.
Курс на Восток, заявленный Президентом– это реальность, продиктованная международной обстановкой и закрытием западных границ. И сегодня это направление требует масштабной работы в ключевом регионе Дальнего Востока. Губернатор держит на контроле ключевые вопросы экономики и логистики, включая необходимость модернизации погранпереходов на границе с Китаем.
300 миллионов тонн грузовой базы
Приморье занимает четвертую позицию в рейтинге российских регионов-экспортеров сельхозпродукции и продовольствия.
Учитывая темпы роста грузопотоков, главные барьеры и вызовы сегодня – логистические. Об этом говорит президент Союза «Торгово-промышленная палата Приморского края» Борис Ступницкий. Он предлагает оценивать успехи региональной экономики исходя из «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года».
«В стратегии первым высшим приоритетом экономического развития территории обозначено развитие транспортной инфраструктуры и возможностей морских портов. Что для этого сделано? В текущем году вводится порт Суходол грузооборотом до 20 млн тонн, в следующем году - сухой порт «Артём» на миллион контейнеров, продолжается строительство новых портов «Вера», «Аврора», «Коулстар», что в совокупности даст 300 млн тонн грузовой базы», - комментирует собеседник.
Второй высший приоритет в стратегии развития Приморья, объясняет он, имеют отрасли промышленности, сырьё для работы которых можно доставлять в край без использования железной дороги. Это газохимия и нефтехимия. Также ко второму высшему приоритету относится развитие промышленности, обслуживающей морскую деятельность, – это судостроение и судоремонт, оснащение рыбного промысла. Сюда же можно отнести развитие рыбохозяйственного комплекса в целом.
«Сегодня в крае реализуются крупные промышленные проекты – «Находкинский завод минеральных удобрений», «Приморский металлургический завод». На ССК «Звезда» в августе спущен четвертый танкер «Афрамакс». В портфеле заказов ССК - 66 судов.
Предприятия рыбной отрасли отгрузили на треть продукции больше в сравнении с прошлым годом. В рамках инвестиционных квот на «Находкинском СРЗ» и «Восточной верфи» размещены заказы на строительство 19 судов - на 41 млрд рублей. Высокие показатели экономики дают прирост поступлений в бюджет края», - перечисляет Борис Ступницкий.
Доходы краевой казны в прошлом году составили 228 млрд 665 млн рублей, акцентирует эксперт. И это показатели в условиях экономических санкций. Правительство региона эффективно распорядилось поступившими средствами. В 2022 году на программу развития здравоохранения направлено 50 млрд рублей. На развитие образовательной деятельности - 34 млрд рублей. Край поднялся с 72 на 25-е место в рейтинге регионов по качеству образования.
«В 2022 году введено более одного млн кв. метров жилья. Это самый высокий показатель за весь постсоветский период. Строится арендное жилое для бюджетников и узких специалистов, чего раньше не было. Решаются проблемы граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков. Рост производства на 20 процентов отмечается в сельском хозяйстве. Экономика края, несмотря на санкции, показала устойчивость к современным вызовам и продемонстрировала позитивную динамику. Это свидетельствует о профессионализме, конструктивном настрое губернатора края Олега Кожемяко и правительства Приморского края», - заключает Борис Ступницкий.
Нужна новая индустриализация
Как подчёркивает ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук Юрий Авдеев, показатели уровня жизни на территории имеют прямое отношение к будущему «Тихоокеанской, Восточной России» и её роли на мировых рынках. По оценкам эксперта, новая индустриализация и увеличение численности населения в ДФО – стратегические задачи, на которых должны сосредоточиться все уровни власти.
«Совершенно очевидно, что нам нужна новая индустриализация, чтобы по максимуму использовать возможности, которые есть у Приморья. Это выход в океан и окружающий нас рынок более чем в 2 млрд человек. Приоритетны развитие портовой инфраструктуры, судостроение – соответственно, программы льготной поддержки должны быть направлены на эти отрасли. Необходимо заниматься вопросами индустриализации, начиная от добычи, обогащения, переработки, машиностроения, подтягивать производства в Приморский край. И нам нужны люди, которые будут строить новую экономику. В этом вопросе тоже требуется стратегический подход и новые меры поддержки», - комментирует Алексей Авдеев.
Экономика Приморья в новых условиях сохранила устойчивость и показала потенциал развития, соглашаются эксперты. Восток перестаёт быть для России дальним. Теперь нужно создавать инфраструктурную платформу для движения вперед.