Дальневосточная транспортная прокуратура утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении двух жителей Владивостока. Их судят за контрабанду леса стоимостью более полумиллиарда рублей.
По версии следствия, подсудимые (43-летний мужчина и 39-летняя женщина) незаконно перевозили лесоматериалы через границу в КНР в течение года, начиная с декабря 2018. Они использовали подложные бумаги о перевозимом товаре, в частности о его происхождении, сообщает пресс-служба Дальневосточной транспортной прокуратуры.
Изображать видимость операций с лесопродукцией помогали подставные организации. Через липовые фирмы, которые создали обвиняемые, проходил весь документооборот. Объем перевезенной за рубеж продукции составил 105 тыс. кубометров. Это лиственница, береза, хвоя, липа, осина, и даже тополь.
Оба фигуранта находятся под подпиской о невыезде во Владивостоке. В зависимости от роли и степени участия они обвиняются по чч. 1, 3 ст. 226.1 УК РФ (контрабанда стратегически важных ресурсов), пп. «а», «г» ч. 2 ст. 193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации). Уголовное дело направлено для рассмотрения в Уссурийский районный суд.
В лесной промышленности сохраняются кризисные явления. Однако по некоторым видам продукции в минувшем году отмечена позитивная динамика относительно сложного для отрасли 2023 г. Для дальневосточных производителей близость основных рынков сбыта в Азии сокращает затраты на логистику. Тем не менее на основном экспортном рынке, в КНР, продолжают отдавать предпочтение сырью низкой степени переработки. Развитие перерабатывающих мощностей связано с перспективой роста спроса на внутреннем рынке.
В 2024 г. в лесопромышленной отрасли России наметился положительный тренд, несмотря на сохраняющуюся сложную ситуацию, формируемую санкционными ограничениями и ценовой конъюнктурой. Объемы лесозаготовки в стране за 10 месяцев минувшего года выросли на 3,5% относительно 2023 г., составив 148 млн куб. м. Положительная динамика также наблюдалась в лесопереработке, где сказался эффект низкой базы. Производство пиломатериалов в РФ в январе-октябре 2024 г. выросло на 0,2% относительно аналогичного периода 2023 г., до 23,9 млн куб. м. Рост в производстве фанеры за отчетный период составил 4,7%, до 2,84 млн куб. м, производство древесно-стружечных плит (ДСП) увеличилось почти на четверть, до 11,9 млн куб. м. Производство бумаги и картона в РФ в январе-октябре минувшего года составило 7,82 млн тонн, что на 6,1% больше, чем за аналогичный период годом ранее. При этом на 22,2% снизился выпуск пеллет, до 869 тыс. тонн: до санкционных ограничений топливные гранулы поставлялись преимущественно на западный рынок и для производителей являлись основным способом монетизации побочных продуктов переработки.
Для российских экспортеров в сфере лесной промышленности ключевым рынком сбыта остается Китай. За семь месяцев 2024 г. более половины всего российского экспорта пиломатериалов и круглого леса (7,4 млн куб. м) пришлось на КНР, что на 4% меньше, чем было поставлено за тот же период 2023 г. На втором месте по покупке в России слабо обработанного и необработанного леса в январе-июле 2024 г. оказался Узбекистан (1,1 млн куб. м), на третьем - Казахстан (481 400 куб. м). Поставки в Узбекистан и Казахстан остались на уровне 2023 г. Сокращение поставок в Китай связно в том числе и с ограничениями в банковской сфере – в начале 2024 г. главный для российских экспортеров китайский банк Zhejiang Chouzhou Commercial Bank остановил все расчеты с Россией.
При этом к концу года на рынке КНР отмечался рост стоимости пиломатериалов на фоне сокращения запасов[1]. Так, в крупном портовом хабе Тайцан в провинции Цзянсу еловые пиломатериалы (сорт SF, несортированные) в конце августа 2024 г. подорожали на 3-5% по отношению к июлю, до 1,9-2 тыс. юаней (270–291 долларов США) за куб. м. Пиломатериалы из северной ели поставлялись по 245 долларов за куб. м. Стоимость продукции из РФ в конце августа выросла на 3%, до 235–245 долларов за куб. м по сравнению с концом июля.
До конца лета 2024 г. Китай сокращал импорт хвойных пиломатериалов. В частности, в июле их ввоз снизился на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., до 1,4 млн куб. м. По итогам семи месяцев 2024 г. Китай в целом закупил 10,3 млн куб м хвойных пиломатериалов, что на 6% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. В том числе импорт из РФ за данный период упал на 3%, до 3,8 млн куб. м.
В то же время по итогам восьми месяцев 2024 г. увеличились поставки в КНР российской фанеры (в 2,7 раза), до 395,7 тыс. куб. м. В стоимостном выражении экспорт производителей фанеры вырос в 1,5 раза, до 126,1 млн долларов (ранее российская фанера поставлялась главным образом в Европу). Поставки шпона из России в Китай выросли в натуральном выражении на 22,7%, до 354,2 тыс. куб. м, в стоимостном выражении рост составил 23,9%, до 80,6 млн. долларов. Экспорт бумаги и картона увеличился в январе-августе на 15,2%, до 1,19 млн тонн, лесохимической продукции – на 66,2%, до 20,2 тыс. тонн, древесноволокнистых плит – в 4,2 раза, до 70,9 тыс. куб. м. Однако поставки круглого леса из РФ в КНР (его экспорт из России законодательно ограничен) в январе-сентябре 2024 г. снизились на четверть относительно аналогичного периода 2023 г., до 0,9 млн тонн. Кроме того, в связи с тем, что китайские потребители по-прежнему отдают предпочтение закупке необработанной древесины, российская доля на рынке Китая снижается (сокращение на 48% относительно 2019 г.).
Рост цен на лесную продукцию также фиксируется в Японии и Республике Корея. Так, в Японии рост цен в августе относительно июля составил 6%, а в первом полугодии 2024 г. Россия увеличила экспорт пиломатериалов в Японию на 12% относительно первого полугодия 2023 г., до 266 тыс. куб. м. Поставки из РФ в Южную Корею в первом полугодии прошлого года выросли на 76% относительно первого полугодия 2023 г., до 59 тыс. куб. м. Но следует отметить, что дальнейший рост стоимости лесоматериалов на мировом рынке маловероятен с учетом снижения темпов жилищного строительства из-за кризиса на рынке недвижимости КНР. При этом ожидается рост спроса на пиломатериалы на внутреннем рынке РФ благодаря мерам по стимулированию деревянного строительства.
Для производителей Дальнего Востока близость азиатских рынков сбыта является положительным фактором, сокращающим затраты на логистику (в отличие от северо-западной части страны). Тем не менее в макрорегионе наблюдается дефицит крупных мощностей по лесопереработке, что сдерживает возможности для наращивания экспорта. Дальневосточные производители при этом намерены выходить на новые рынки. В частности, в октябре первая партия лиственничного шпона из Хабаровского края объемом 1,48 тыс. куб. м была направлена в Индию (Ченнаи). Продукция выпущена холдингом RFP Group, владеющим «Амурской лесопромышленной компанией» (г. Амурск). Следует отметить, что в 2024 г. Индия в целом значительно увеличила импорт продукции ЛПК из России – в 3,3 раза за семь месяцев года, до 29 700 куб. м.
Стоит отметить, что в целом в производстве шпона в Хабаровском крае отмечается заметный рост. В январе-октябре 2024 г. объем производства вырос на 47,3% относительно аналогичного периода 2023 г., до 138,2 тыс. куб. м. Основным производителем шпона в крае является отмеченная выше «Амурская лесопромышленная компания».
Производственные мощности в лесопереработке предполагается развивать в Иркутской области, являющейся одним из российских лидеров по поставкам лесопродукции. В декабре 2024 г. Фонд развития промышленности РФ и Фонд развития промышленности Иркутской области предоставили компании ООО «Дубрава»[2] льготный заем в размере 23,6 млн рублей на модернизацию цеха глубокой переработки древесины в Нижнеилимском районе (21,2 млн рублей предоставил федеральный ФРП и 2,4 млн - ФРП Иркутской области).
С помощью льготного финансирования компания намерена дооснастить сушильный комплекс линией сортировки круглого леса для увеличения глубины лесопереработки и выпуска обрезного пиломатериала хвойных пород естественной влажности. Льготный заем предоставляется компании по программе «Проекты лесной промышленности», которая предусматривает льготное финансирование по ставке 3% годовых на срок до трех лет. Федеральный и региональные фонды предоставляют совместные займы в соотношении 90% (федеральные средства) на 10% (средства регионов).
Группа «Илим» к 2026 г. намерена реконструировать лиственный поток, что позволит увеличить объем производства беленой лиственной целлюлозы на 162 тыс. тонн в год. Инвестиции в проект составляют 12,4 млрд рублей. С января текущего года на предприятии должна начаться реализация инвестиционного проекта по модернизации картонного потока с плановым объемом инвестиций в 3,9 млрд рублей.
В целом в Иркутской области по итогам семи месяцев 2024 г. зафиксирован рост погрузки товаров лесной промышленности по железной дороге на 7,8% по сравнению с показателем за аналогичный период 2023 г. В регионе работает порядка 1,2 тыс. предприятий лесопромышленного комплекса, специализирующихся на производстве пиломатериалов, изделий из древесины, домокомплектов, плит, целлюлозы, картона, фанеры, а также переработке отходов лесопиления. По итогам первого полугодия 2024 г. предприятиями региона было произведено 2,3 млн куб. м пиломатериалов, 1 млн тонн целлюлозы, 400 тонн картона и 39,2 тыс. тонн древесного топлива (пеллет). Следует напомнить, что в 2023 г. Иркутская область была регионом-лидером по объемам поставок продукции лесопромышленного комплекса.
Тем временем в сентябре власти Приморского края предложили правительству Республики Беларусь создать совместное предприятие по лесопереработке для дальнейшей поставки полуфабрикатов в КНР. Тем не менее пока данные проекты находятся на стадии обсуждений.
Внимание уделяется и вопросам лесовосстановления. В ноябре минувшего года Минприроды РФ поддержало предложение губернатора Иркутской области И.Кобзева о выделении региону средств из федерального бюджета на увеличение производительности Мегетского лесного питомника (Ангарский городской округ) в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экологическое благополучие». В 2026 г. Иркутская область получит на данные цели 101,7 млн рублей, в 2027 г. – 11,3 млн рублей.
Мегетский лесопитомник является наиболее крупным в Приангарье[3]. В 2024 г. в его теплицах было выращено 2,6 млн штук сеянцев с закрытой корневой системой, в текущем году планируется увеличить производственную мощность до 3 млн штук. На выделяемые из федерального бюджета средства предполагается приобрести новое оборудование, увеличивающее производительность выращивания сеянцев хвойных пород с закрытой корневой системой до 5 млн в год.
Также о планах увеличить объемы искусственного лесовосстановления заявляют в Хабаровском крае. В регионе насчитывается 18 теплиц площадью более 10 тыс. кв. м для выращивания саженцев, к 2029 г. их число планируется увеличить до 74. В 2022-23 гг. в крае выращено 29,4 млн сеянцев, план к 2029 г. включает выращивание более 27 млн штук сеянцев лиственницы, ели, кедра корейского и сосны ежегодно.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Запасы пиломатериалов хвойных пород в китайском порту Тайцан в провинции Цзянсу на конец августа оценивались в 1,15 млн куб. м, что на 8% меньше, чем в предыдущем месяце.
[2] Братск, учредитель – А.Сычков.
[3] Самым большим в РФ лесопитомником считается Красноярский край, где в 2023 г. было выращено 14 млн сеянцев.
В лесопромышленной отрасли крупные инвестиции среди восточных регионов приходятся только на Иркутскую область, где завершилось строительство целлюлозно-картонного комбината. Основным импортером древесины остается Китай, но экспортные поставки на китайский рынок не увеличиваются. В большинстве регионов сохраняется проблема ухудшения показателей по количеству и площади лесных пожаров.
По итогам 2023 г. в России в целом было зафиксировано снижение экспорта необработанной древесины и пиломатериалов на 7% относительно 2022 г., до 25 млн куб. м. (по сравнению с 2021 г. падение составило 38,5%). При этом более половины объема экспорта приходится на Китай – около 14 млн куб. м в 2023 г., что соответствует уровню 2022 г. В том числе экспорт в КНР пиломатериалов за 2023 г. увеличился на 3%, тогда как поставки необработанной древесины сократились на четверть.
Тем не менее спрос на древесину в КНР имеет ограничения на фоне стагнации на китайском рынке недвижимости. При этом на 25,4% выросли поставки в КНР целлюлозно-бумажной продукции (до 3,6 млн тонн). Среди основных импортеров лесной продукции, помимо Китая, второе место занимает Узбекистан (более 2 млн куб. м, рост на 5%), а на третьем – Казахстан (более 1,1 млн куб. м, рост на 21%).
По объему заготовки ценной древесины в 2023 г. лидерами в РФ стали два дальневосточных региона – Приморский и Хабаровский края. В Приморье объем рубки дуба, бука, ясеня и каменной березы за прошлый год составил 341,7 тыс. куб. м. В Хабаровском крае заготовлено 93,6 тыс. куб. м ценной древесины. С марта 2022 г. в стране действует запрет на экспорт ценных пород дерева (продукция поставляется главным образом на производство мебели и отделочных материалов). При этом, несмотря на снижение экспорта древесины в Приморье в натуральном выражении с 1,5 млн тонн в 2022 г. до 1,4 млн тонн в 2023 г., выручка приморских предприятий за экспорт древесины растет – в прошлом году она составила 26,5 млрд рублей (в 2022 г. – 24,5 млрд рублей).
В рамках ТОР готовятся к запуску новые деревообрабатывающие производства, но с небольшим объемом. Так, в ТОР «Амурская» в Амурской области компания ООО «Аметис-Фарм» ведет строительство деревообрабатывающего комплекса, продукцию которого предполагается поставлять на фармацевтический рынок. В рамках проекта предполагается осуществлять глубокую переработку древесины лиственницы даурской для извлечения природных субстанций - дигидрокверцетина и арабиногалактана, обладающих свойствами антиоксиданта. Производство планируется ввести запустить в 2025 г. Объем инвестиций оценивается в 150,7 млн рублей.
Что касается проектов в сфере лесовосстановления, то в Еврейской АО резидент ТОР «Амуро-Хинганская», ООО «Дальневосточная лесовосстановительная компания», намерен создать питомник по выращиванию посадочного материала для лесовосстановления в Дальневосточном ФО (лиственница даурская, кедр, ель) на территории в 5 га (индустриальный парк «Шалом» в Биробиджане). Объем инвестиций в проект оценивается в 167 млн рублей. Запуск первой теплицы запланирован на 2025 г., а на 2027 г. – полный ввод питомника в эксплуатацию.
Между тем в макрорегионе складывается сложная ситуация с лесными пожарами. С начала текущего года (к 16 апреля) их количество в регионах ДФО достигло 800, что почти в два раза превышает количество зарегистрированных пожаров за аналогичный период 2023 г. (450 пожаров). Наибольшее количество возгораний зарегистрировано в Приморском, Хабаровском, Забайкальском краях, Еврейской АО. По итогам 2023 г. площадь лесных пожаров превысила установленные федеральным правительством допустимые показатели – более чем в 4,5 раза в Хабаровском крае и Магаданской области, в 2,8 раза – в Еврейской АО, в 1,6 раза – в Амурской области.
В управлении Генпрокуратуры РФ по ДФО (руководитель – заместитель Генпрокурора РФ Д.Демешин) полагают, что такая ситуация складывается из-за ненадлежащего осуществления властями регионов полномочий по охране лесов, дефицита работников лесопожарных формирований, поскольку порядка 90% пожаров произошли из-за нарушений правил пожарной безопасности в лесах, ненадлежащего исполнения законодательства об организации и проведении профилактических контролируемых противопожарных выжиганий в лесах. Д.Демешин на минувшей неделе поручил прокурорам дальневосточных регионов обеспечить достаточность резервов для предупреждения и борьбы с лесными пожарами, должное техническое состояние и содержание специализированной лесопожарной техники.
Стоит отметить, что в 2023 г. лидером среди всех российских регионов по объему инвестиций в лесную отрасль стала Иркутская область. В лесную отрасль региона в прошлом году было привлечено 60,6 млрд рублей (более 36% от общероссийского объема ). Основным инвестором в области является группа «Илим», завершившая строительство целлюлозно-картонного комбината в Усть-Илимске мощностью 600 тыс. тонн картона в год (объем инвестиций в проект составил 41 млрд рублей). Строительство велось с 2018 г. Тем не менее с завершением проекта новых крупных инвестиционных вложений в отрасль в регионе не ожидается. «Илиму» в Иркутской области принадлежат целлюлозно-бумажные комбинаты в Братске (мощность более 740 тыс. тонн продукции в год) и Усть-Илимске (мощность – 750 тыс. тонн продукции в год).
ЦКК в Усть-Илимске должен быть запущен в ближайшие месяцы (в начале года в «Илиме» сообщали о планах запуска в первом квартале года, но они не сбылись). Срок запуска ранее уже сдвигался, в частности он намечался на конец 2023 г. В состав комбината входят деревоперерабатывающее производство, выпарная станция, цех регенерации извести. Проектом также предусмотрено строительство известерегенерационной печи, картоноделательной машины, запуск линий хвойной и лиственной варки, установка содорегенерационного котла и корьевых котлов, строительство склада.
В апреле японские компании Mitsui, Tajima Lumber и Tajima Kosan продали доли в крупном иркутском предприятии по производству пиломатериалов ООО «ТМ-Байкал». Его приобрело ООО «Судоходная компания «Якутск», входящее в ГК «Старвей» Ф.Любашевского . В состав ГК «Старвей» входят активы в Иркутской области и Якутии – ООО «Речсервис» (Якутия, логистический оператор в Якутии и Иркутской области), АО «Осетровский речной порт» (расположен на реке Лена в Усть-Куте, является стратегическим для северного завоза Иркутской области и Якутии).
По итогам 2023 г. выручка «ТМ-Байкал» составила 1,7 млрд рублей. Предприятие производит и осуществляет оптовую торговлю пиломатериалами, затем экспортируемыми в Азию и страны СНГ. Объем производства пиломатериалов составляет 115 тыс. куб. м в год (один из ведущих показателей в регионе). Деревообрабатывающее предприятие «ТМ-Байкал» находится в городе Свирск .
Два проекта модернизации лесоперерабатывающих производств в Иркутской области были включены Минпромторгом РФ в список приоритетных. Так, проект в Нижнеудинском районе (ИП Заречный) направлен на заготовку и переработку древесины. Проект действует с 2000 г. и является наиболее крупным лесозаготовительным и деревообрабатывающим предприятием в Нижнеудинском районе. В его развитие предполагается инвестировать до конца 2030 г. более 2 млрд рублей, после чего в год планируется выпускать до 60 тыс. куб. м пиломатериалов, 10 тыс. куб. м клееных и строганых изделий, до 17 тыс. куб. м фанеры и 16 тыс. куб. м древесных пеллет.
Тем временем компания ООО «Резерв» рассчитывает реализовывать проект по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры в деревне Галки (Иркутский район). Объем инвестиций в данный проект также должен превысить 2 млрд рублей. Компания планирует до конца 2029 г. увеличить производство до 90 тыс. куб. м пиломатериалов и до 50 тыс. куб. м плит ДСП в год.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Цифровизация леса
С 2014 года в России используется система ЛесЕГАИС, которая позволяет проследить судьбу дерева от момента, когда оно начало расти до того, как стало изделием из дерева. Подобные системы уже используются при обороте алкогольной продукции, мяса и «молочки» - всегда можно узнать, где взяли и куда отправили.
Теперь, когда проявились все плюсы и минусы прежней системы, в России внедряется новая – ФГИС ЛК: федеральная государственная система лесного комплекса. Помимо информации об использовании, охране, защите, состоянии, воспроизводстве лесов, она необходима также для того, чтобы в любой момент можно было посмотреть специфику того или иного лесного участка, чтобы отдать его в пользование арендатору: леса-то много, но вот процент его использования крайне низок.
Сегодня 50% земель лесного фонда страны находится на территории Дальневосточного федерального округа, треть запасов древесины – также в ДФО, но при этом на Дальний Восток приходится всего лишь 8% заготовки древесины. Для того, чтобы улучшить показатели, необходимо «оцифровать» лес. Первые шаги в этом направлении, к примеру, уже помогли снизить число «черных лесорубов».
В целом по стране объемы незаконных заготовок сократились в 1,6 раза, - привел статистику заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Вячеслав Спиренков,
В подтверждение его слов, министр лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края Константин Степанов, приводит статистику региональную.
– За два года у «черных лесорубов» изъято свыше 130 единиц лесозаготовительной техники, объемы незаконных заготовок леса упали в четыре раза, – отчитывается Степанов.
По его словам, Приморье, утратило статус самого криминализированного региона в лесной отрасли Одновременно, правда, произошла и общая рецессия в ЛПК: так налоговые поступления в 2023-м уменьшились на 200 млн рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 700 человек сократилось число занятых в отрасли, экспорт на спаде.
– Снижение экспорта связано с тем, что ранее древесина из России в Китае «дорабатывалась» и реэкспортировалась в США и страны Евросоюза. Сейчас из-за санкций это невозможно, - отметил Степанов.
И это при том, что в Приморье 80% лесосеки находится в аренде. Вот только те самые арендаторы не спешат осваивать деляны и в целом вкладываться в отрасль: не до конца понятны правила игры, всегда есть риски, что лес не получится продать и так далее.
Директор проектов ПАО Сбербанк Алла Сбитнева отметила хроническую недоинвестированность росссийского ЛПК.
– За полгода отрасль заработала 1,4 трлн рублей, это на 15% меньше, чем было ранее. При этом всего 74 млрд из заработка было направлено на инвестиции, здесь также отмечается снижение на 22%, – привела цифры Сбитнева.
А ведь при этом у дальневосточных лесорубов под боком огромный рынок сбыта – Китай.
ПИП 2.0
Впрочем, близость Китая с его огромным рынком – лишь кажущаяся близость, считает замминистра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров. Весь Дальний Восток с его 8% освоения лесосеки не сможет покрыть потребности КНР, к тому же по конкурентной цене.
– Глубоководные порты Китая, специализирующиеся на лесе, находятся на юго-востоке КНР, а наш лес, потенциально идущий на экспорт – на северо-западе России. Смотрим логистику, а ее нет! – такую мысль высказал Олег Бочаров.
Вообще, по словам Бочарова, все предыдущие финансовые модели – так называемые ПИПы: перспективные инвестиционные проекты – развития ЛПК в нашей стране были ориентированы на другие условия: цены, логистику, экспорт. Сейчас эти схемы не работают.
– Нам надо сделать кластерную оценку, которая позволит четко определить удаленность от рынка, способность его достичь, соответствие качеству.
Сегодня разрабатывается новая программа приоритетных инвестиционных проектов – ПИП 2.0. Вот только для развития ЛПК необходимо ответить на главный вопрос – в чем задача: продать как можно больше леса или как можно больше его сохранить? Только после этого можно будет создавать государственное задание по ЛПК.
При этом чиновник от минпрома все же подчеркнул, что главный партнер и клиент в лесной отрасли для России – Китай.
Китайских контрагентов лишь грубообработанная древесина, продукцию глубокой переработки они сделают сами, уверен руководитель приморского предприятия «Эко Тойс» Евгений Корж. Его предложение: запретить экспорт древесины минимального передела в перспективе ближайших двух-четырех лет, как это было сделано в свое время с «кругляком». Тогда всем придется делать глубокую переработку, отсюда вырастет и маржинальность с одного куба, и число рабочих мест, и отчисления в бюджет.
Вот тут-то и сыграет свою главную роль обязательная к использованию с 2025 года ФГИС ЛК – система позволит отслеживать, контролировать движение древесины в любом ее виде – будь то дерево или карандаш. Все это в конченом итоге позволит и лучше осваивать лесосеки, и больше зарабатывать – и предпринимателям, и государству.
В наибольшей степени кризисные явления в ЛПК угрожают небольшим предприятиям ДФО, не располагающим широкими возможностями в развитии перерабатывающих производств. При этом крупные игроки отрасли рассчитывают увеличивать инвестиции в данном направлении.
Представители лесной отрасли сталкиваются с убытками на фоне снижения производства, падения цен на лесоматериалы (к июлю текущего года на 25% по отношению к аналогичному периоду 2022 г.) и сокращения заготовки древесины. Дальневосточные лесопромышленники обеспокоены невозможностью экспортировать необработанный лес в условиях дефицита в макрорегионе крупных перерабатывающих мощностей. В частности, депутаты парламента Хабаровского края в июле направили обращение к вице-премьеру, полпреду президента в ДФО Ю.Трутневу с просьбой поддержать отрасль путем введения моратория на запрет экспорта круглого леса.
Напомним, что данный запрет был введен в 2022 г. Основным потребителем продукции из необработанной древесины является Китай. В первом квартале 2023 г. экспортные поставки круглых лесоматериалов из РФ снизились в 2,7 раза, до 586 тыс. куб. м (почти 90% направлены в КНР).
При этом в Хабаровском крае на региональном уровне введены некоторые дополнительные меры поддержки лесопромышленного комплекса и стабилизации его работы. В частности, предусмотрена рассрочка платежей по договорам аренды лесных участков. Лесопромышленные предприятия Хабаровского края в январе-апреле 2023 г. снизили производство пиломатериалов на 23,3% к аналогичному периоду прошлого года, производство шпона сократилось на 46,7%, производство пеллет – на 12,6%. Что касается экспорта, то в первом квартале регион экспортировал 1 млн куб. м лесопродукции, сократив показатель по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 15%.
Наибольшая доля в экспорте хабаровского леса в январе-июне пришлась на пиломатериалы (68,5%), деловую древесину (25,9%), а также пеллеты, шпон и опилки (9,6%). При этом доля пиломатериалов в экспорте увеличилась на 0,2 п.п., деловой древесины - уменьшилась на 3 п.п., а прочих лесоматериалов (пеллеты, шпон, опилки) - снизилась на 4 п.п. В основном экспорт осуществлялся в КНР, а также в Японию и Республику Корея. В поисках новых рынков сбыта один из крупных хабаровских экспортеров лесной продукции, ООО «Лесное дело» отгрузило 100 куб. м в качестве пробной партии пиломатериалов из лиственницы в Узбекистан.
Кроме того, хабаровские депутаты предлагают приостановить взимание вывозной таможенной пошлины (10%) на пиломатериалы влажностью свыше 22%[1]. Подобную просьбу ранее уже озвучивали в общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». В апреле соответствующее обращение было направлено вице-премьеру В.Абрамченко. В организации предлагали ввести минимально возможный уровень пошлины в размере 1% на три года. По прошествии трех лет пошлину вновь предлагалось поступательно повысить до заградительного уровня. Необходимость такой меры объясняется дефицитом сушильных мощностей на Дальнем Востоке, где ограничение экспорта наносит урон малым и средним предприятиям, не имеющим сушильных мощностей. В то же время доля пиломатериалов с естественной влажностью во всем российском экспорте пиломатериалов оценивается не более чем в 20-30%. В основном он приходится на страны СНГ и на КНР.
Стоит отметить, что экспортные барьеры для непросушенных пиломатериалов ужесточались с июля 2021 г. Для хвойных пород и дуба ставка пошлины составила 10%, но не менее 13 и 15 евро за один куб. м соответственно. Ранее пошлина по данным категориям не взималась. Размер экспортных пошлин на бук и ясень составил 10%, но не менее 50 евро за один куб. м. До этого пошлины на данные виды пиломатериалов составляли 10%, но не менее 10 и 12 евро за один куб. м соответственно. Предполагалось, что введение пошлины позволит ограничить вывоз необработанной и грубо обработанной древесины под видом пиломатериалов и поощрить выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью. Действие пошлин было продлено до конца 2022 г., а затем – до конца 2025 г.
При этом в целом по итогам 2022 г. объем экспорта пиломатериалов из РФ упал на 22%, до 23,4 млн куб. м. Выпуск пиломатериалов в стране за прошлый год снизился на 10,3%, до 29 млн куб. м. В первом квартале 2023 г. сокращение экспорта пиломатериалов в России составило 20,9% - до 4,5 млн куб. м. Основу экспорта составляют доски и брус из сосны, ели и лиственницы.
В то же время растет экспорт пиломатериалов в Китай. За первое полугодие 2023 г. он вырос на 5% относительно аналогичного периода прошлого года, превысив 6 млн куб. м. Доля Китая в экспорте превысила 60% (в 2021 г. – 44%, в 2022 г. – 49%).
Также «Опора России» предлагает поддержать экспорт путем сокращения транспортных расходов – с помощью распространения субсидирования транспортных расходов при экспорте лесной продукции на все пункты отправления (в том числе в ДФО), не ограничиваясь портами Северо-Западного ФО (где расположены наиболее крупные лесоперерабатывающие предприятия).
Тем временем холдинг Segezha Group заявил о наличии проблем на активах в Иркутской области, связанных с логистикой. В холдинге отметили, что доставка продукции в КНР является более выгодной из далекой от Иркутской области и Китая Онеги в Архангельской области (железнодорожная станция в регионе), чем из самого Приангарья. В Segezha Group отмечают необходимость увеличения транспортной субсидии для экспорта.
При этом Segezha Group намерена принять участие в проекте по переработке накопленных отходов лесопиления в Иркутской области. Отходы предполагается перерабатывать в органоминеральное удобрение (технология, разработанная Иркутским институтом химии им. А.Е. Фаворского СО РАН, апробирована в 2021 г. в Усть-Куте национальной ассоциацией лесопромышленников «Русский лес»[2]). В текущем году предполагается переработать таким способом в регионе 1,5 тыс. куб. м отходов лесопиления.
Попытки инвестировать в развитие переработки предпринимают и крупные дальневосточные предприятия. Приморская группа «Тернейлес»[3] инвестировала 4,5 млрд рублей в создание новых производственных комплексов. Так, ОАО «Тернейлес» (базовая компания группы) в феврале прошлого года ввело в эксплуатацию завод по переработке тонкомерной хвойной древесины в поселке Пластун (Тернейский район). Строительство предприятия велось с весны 2019 г. Мощность производства составила 150 тыс. куб. м в год. Объем инвестиций в проект оценивается в 2,4 млрд рублей. Еще 2 млрд рублей было инвестировано в строительство сушильного комплекса в Пластуне мощностью 345 тыс. куб. м сушильного материала в год. Строительство началось в апреле 2021 г. В октябре 2022 г. были введены в эксплуатацию сушильные камеры, в марте 2023 г. начали работу автоматические линии сортировки и упаковки сухого пиломатериала производства австрийской компании Springer Maschinenfabrik AG.
Еще одно предприятие группы – ОАО «Рощинский КЛПХ» (село Рощино, Красноармейский район) направило 280 млн рублей на модернизацию действующего завода по переработке твердолиственных пород и запуск новой линии по переработке хвойной древесины.
В прошлом году «Тернейлес» экспортировал 772,7 тыс. куб. м продукции на сумму 7 млрд рублей, сократив результат к 2021 г. на 12,7%. В наибольшей степени сократились поставки в Японию – было экспортировано 66,9 тыс. куб. м, тогда как в 2021 г. экспорт в Японию составил 370 тыс. куб. м (сокращение на 81%). В Японию прекратились поставки шпона и щепы технологической, в связи с чем холдинг был вынужден сокращать объемы производства шпона и приостанавливать лесозаготовки в сентябре-октябре 2022 г.
Таким образом, лесная отрасль на Дальнем Востоке в текущих условиях испытывает ряд проблем. Лесная промышленность остается экспортоориентированной, поскольку потенциал внутреннего потребления оценивается как ограниченный. Кризисные явления в меньшей степени проявляются в лесной отрасли ДФО за счет традиционной ориентированности на рынки сбыта АТР, но и в данном макрорегионе лесопромышленники вынуждены сокращать экспорт на ряде традиционных направлений, таких как Япония и Южная Корея. Также препятствием для поставок на внешние рынки служат логистические ограничения. По этой причине лесопромышленники рассчитывают на дополнительную поддержку со стороны государства. Проблемой дальневосточного ЛПК остается и более низкий уровень развития лесопереработки. В регионе, несмотря на отдельные проекты, пока сохраняется дефицит крупных перерабатывающих производств.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Естественная влажность древесины – показатель, отражающий процент влаги, содержащийся в ней на момент заготовки. В зависимости от региона, породы дерева и сезона влажность пиломатериалов находится в пределах 30-100%. К сухой (обработанной) древесине относят древесину с процентом влажности 22% и ниже.
[2] Отраслевая ассоциация, объединяет предприятия ЛПК в стране (более 30).
[3] 45% принадлежит японской компании Sumitomo Corp., 30% - гендиректору В.Щербакову.
Судостроительную отрасль на Дальнем Востоке предполагается развивать за счет создания новых предприятий, модернизации производственных мощностей и обеспечения верфей новыми заказами. Тем не менее серьезными препятствиями являются санкционные ограничения и дефицит квалифицированных кадров. В том числе по некоторым крупным заказам наблюдается существенное отставание по срокам.
На наиболее крупном предприятии отрасли в ДФО – приморской судоверфи ССК «Звезда» (г. Большой Камень, управляется консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка)[1] продолжается строительство танкеров ледового класса для перевозки СПГ. Однако процесс осложнен санкционными ограничениями, как в отношении предприятия[2], так и в отношении заказчиков и проекта «Арктик СПГ-2».
В конце декабря 2024 г. начались ходовые и швартовые испытания ледокольного танкера-газовоза усиленного ледового класса Arc7 «Алексей Косыгин» в акватории Уссурийского залива в Приморье. В 2019-20 гг. контракты на строительство на «Звезде» пятнадцати таких арктических газовозов заключили компании группы ВЭБ.РФ в интересах ПАО «НОВАТЭК»[3]. Данные суда предназначены для вывоза сжиженного природного газа с завода «Арктик СПГ-2» «НОВАТЭКа». «Алексей Косыгин» является головным судном серии, он строится по заказу «Совкомфлота». Резка металла для танкера началась на верфи в ноябре 2020 г.
Ходовые испытания нового танкера продлятся до середины февраля 2025 г., а в первом квартале текущего года судно должно быть передано заказчику. Второй танкер серии предполагается передать заказчику также в первой половине 2025 г. Третий танкер может быть сдан до конца текущего года, сроки завершения строительства остальных судов не определены. При этом первые пять танкеров из серии планировалось изначально передать заказчику в 2023 г.[4], в дальнейшем сроки сдачи переносились (последний раз – в октябре 2024 г.). Помимо головного танкера, на воду также уже спущены танкеры «Петр Столыпин» и «Сергей Витте» (они еще не переданы заказчику).
Сложности с завершением строительства танкеров возникли после прекращения деятельности в РФ южнокорейской судостроительной компании Samsung Heavy Industries и французской компании GTT (поставщик морских резервуаров для СПГ). Кроме того, летом прошлого года на новые танкеры были наложены санкции США, что ограничило возможность их использования для отгрузок СПГ. Для завершения строительства танкеров «НОВАТЭК» даже увеличил количество своих сотрудников (инженеров и рабочих-монтажников) на верфи с 200 до 500 человек.
Сам проект «Арктик СПГ-2»[5] также находится под санкционными ограничениями, осенью 2023 г. санкции США были введены в отношении ООО «Арктик СПГ-2» (дочерняя компания «НОВАТЭКа»), а летом 2024 г. под санкциями из-за связи с «Арктик СПГ-2» оказались зарубежные компании Ocean Speedstar Solutions Opc Private Limited, Zara Shipholding Co (Индия), Novatek China Holdings Co Ltd (КНР), White Fox Ship Management Fzco (ОАЭ) и их газовозы. В октябре 2024 г. производство СПГ на арктическом проекте приостановлено из-за отказов покупателей забирать товар (на сегодняшний день ни одна из партий не дошла до конечного потребителя[6]). Дальнейшие возможности использования достроенных танкеров для отгрузок СПГ зависят от поиска вариантов реализации продукции «Арктик СПГ-2» конечным покупателям.
При этом «Звезда» вскоре может сменить собственника. В марте 2025 г. должны завершиться переговоры о приобретении судостроительного комплекса «Объединённой судостроительной корпорацией» (ОСК)[7]. Инициатива главы «Роснефти» И.Сечина о консолидации судостроительных активов на Дальнем Востоке в ноябре 2024 г. была поддержана президентом РФ В.Путиным. Стоит отметить, что в сентябре 2024 г. пост в «Роснефти» покинул вице-президент компании А.Шишкин, курировавший в том числе вопросы строительства судоверфи «Звезда»[8]. Кроме того, в конце декабря работу в «Роснефти» завершил вице-президент компании К.Лаптев, который курировал ССК «Звезда» и все судоремонтные и смежные активы (ООО «Приморский металлургический завод», ООО «Тихоокеанское предприятие Электрорадиоавтоматика», Дальневосточный центр судостроения и судоремонта)[9].
Первый вице-премьер Д.Мантуров назвал покупку верфи вторым этапом реализации планов расширения производственных мощностей ОСК на Дальнем Востоке. В конце 2024 г. глава ВТБ А.Костин сообщал о планах до конца первого квартала 2025 г. оценить финансовое положение ССК «Звезда». Также он упоминал о сложностях закрытия финансовой стороны сделки. Предполагаемая стоимость актива не называлась, также не уточняются источники финансирования сделки и сроки проведения аудита «Звезды». При этом И.Сечин предлагал передать верфь в ОСК по себестоимости строительства.
В 2022 г. «Звезда» заняла первое место в рейтинге российских верфей по совокупному тоннажу сданных судов[10], по стоимости заказов она оказалась на втором месте после ОСК (24 млрд рублей против 161,6 млрд рублей), или на четвертом месте после отдельных предприятий ОСК («Севмаш», «Балтзавод», «Адмиралтейские верфи»). С момента создания верфи на воду спущено 12 судов, строится еще 23, портфель заказов включает 60 судов.
Помимо танкеров продукция СКК «Звезда» включает многофункциональные суда снабжения (четыре единицы заказала «Роснефть» в 2017 г., из них в 2020 г. на воду спущено судно усиленного ледового класса Icebreaker 7), нефтяные танкеры проекта Aframax (заказчики «Роснефть» и «Совкомфлот», с 2020 г. по 2023 г. не менее пяти единиц передано заказчикам). На 2030 г. запланирована передача «Росатому» головного сверхмощного атомного ледокола проекта «Лидер» («Россия») мощностью 120 МВт. В мае прошлого года Д.Мантуров сообщил о переносе сроков сдачи «Лидера» на 2030 г.[11] (ранее планировались в 2027 г.). Также на верфи ведется строительство двух научно-исследовательских судов по заказу Минобрнауки. В ноябре глава Минпромторга А.Алиханов сообщал, что рассматривается возможность размещения на «Звезде» заказов на четыре дизель-электрических ледокола для работы в акватории Северного морского пути.
Стоит отметить, что в правительстве РФ по инициативе «Росатома» обсуждается идея введения арктического инвестиционного сбора для грузоотправителей Севморпути с 2028 г. Средства от сбора предлагается направить на строительство новых ледоколов, обеспечивающих проводку грузовых танкеров по СМП, а также судов вспомогательного флота. Сбор планируется взимать в виде надбавки к плате за ледокольную проводку через восточный сектор СМП, рассчитанной с тонны перевозимой продукции. Хотя ледокол «Лидер» на сегодняшний день полностью финансируется за счет государственного бюджета, имеется тенденция к сокращению бюджетных средств на строительство атомных ледоколов, а «Росатому» предлагается искать для проектов дополнительные источники средств, включая кредиты.
Таким образом, «Звезда» является местом строительства крупнотоннажного грузового флота, но проблемы заключаются в изначальном базировании судостроительной программы предприятия на кооперации с зарубежными верфями[12] (предполагалось, что на «Звезде» будут выполняться окончательные работы с поставленными южнокорейскими верфями судами) и дефиците кадров.
Тем временем первым этапом расширения производственных мощностей ОСК в ДФО является планируемое строительство новой верфи в бухте Промежуточная[13] Уссурийского залива во Владивостоке. Ее специализацией должны стать крупнотоннажные гражданские суда - сухогрузы, танкеры дедвейтом до 80 тыс. тонн, контейнеровозы до 6 тыс. TEU, газовозы до 170 тыс. куб. м. Планируемая производственная мощность верфи составляет до 12 судов в год. На строительство верфи предполагается направить порядка 5 млрд долларов США (по предварительным оценкам). Строительные работы планируется начать в конце 2025 г. В сентябре 2024 г. предполагаемым сроком завершения строительства предприятия был назван 2031 г. Проблемой будущего предприятия может стать характерный для ДФО кадровый дефицит, учитывая еще и конкуренцию за квалифицированные кадры со «Звездой», где также имеется большая потребность в рабочей силе. Вблизи будущей верфи планируется построить жилой микрорайон с социальной инфраструктурой в том числе для работников предприятия, рассчитанный на проживание 30 тыс. человек.
Увеличение сроков происходит не только в строительстве крупнотоннажного флота. Так, «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре, входит в ОСК) в конце сентября 2024 г. направил на достроечную базу во Владивостоке многофункциональное аварийно-спасательное судно мощностью 7 МВт «Керченский пролив» (для окончательной достройки, окраски и отделки). Строительство данного судна заняло более десяти лет (заложено летом 2010 г.), оно было осложнено санкционными ограничениями. Изначально судно предполагалось передать заказчику (Морспасслужба) еще до конца 2021 г.
На дальневосточных предприятиях также продолжается строительство рыбопромысловых судов в рамках программы инвестиционных квот. В сентябре стало известно, что ВТБ предоставит компании ООО «Амуррыбпром» (Хабаровск, входит в группу компаний «Полар»[14]) финансирование в объеме 3 млрд рублей сроком на 10 лет на строительство двух судов-краболовов. Соглашение было подписано на ВЭФ. Строительство судов для добычи краба (каждый – на 100 тыс. тонн) началось в октябре на «Находкинском судоремонтном заводе» (НСРЗ)[15] в Приморском крае. Завершить их планируется в 2028 г.
Стоит отметить, что Находкинский судоремонтный завод в октябре 2024 г. завершил проект по модернизации своей судоверфи, инвестировав около 300 млн рублей. На предприятии обновлены шесть причалов общей протяженностью 904 м и два глубоководных пирса, автомобильные и железнодорожные подъездные пути. С 2009 г. на заводе построено пять единиц флота, в том числе две самоходные грузопассажирские баржи проекта 1912РВ, два судна понтонного типа, краболовное судно проекта CCa5712LS «Капитан Хазан» (флаг на нем был поднят в апреле 2024 г., заказчик – ГК «Антей»), серия включает еще семь краболовов.
Ранее судно-краболов для «Амуррыбпрома» построило другое приморское предприятие – АО «Восточная верфь»[16] (Владивосток). В сентябре 2024 г. «Восточная верфь» отправила на ходовые испытания краболов «Андрей Басаргин» - шестое судно, которое предприятие строит по проекту 03141 (заказчик – ООО «Восход»[17]). Строительство судна официально завершено в октябре. Пятый краболов серии («Пума»), построенный на «Восточной верфи», был передан заказчику в конце сентября прошлого года (он был спущен на воду в марте 2024 г.). На «Восточной верфи» также завершено строительство однопалубного дизельного ярусолова «Наггет» (первое судно проекта 03142). В декабре он был передан заказчику («Сигма Марин Технолоджи»).
При этом в ноябре 2024 г. правительство РФ сократило объем субсидии на строительство краболовных судов почти на 42% (по сравнению с суммой, озвученной в мае 2024 г.) - с 3,27 млрд рублей до 1,9 млрд рублей. Количество судов, на строительство которых должны пойти средства, уменьшилось с 7 до 6 краболовов.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Принадлежит АО «Современные технологии судостроения», доля в уставном капитале которого на 83,35% принадлежит государственному АО «Роснефтегаз». Изначально проект реализовывался «Объединенной судостроительной корпорацией» (80%) и южнокорейской Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (20%) и носил название «Звезда DSME». В 2012 г. Daewoo вышла из предприятия.
[2] «Звезда» находится в санкционном списке Минфина США с февраля 2024 г.
[3] Шесть танкеров Arc7 для проекта «Арктик СПГ-2» были построены на южнокорейской верфи Hanwha Ocean (бывшая DSME), но возможность их передачи заказчику ограничена санкциями, суда находятся в собственности Hanwha Ocean.
[4] Исходно головной танкер должен был быть сдан в марте 2023 г., следующие четыре – с сентября по декабрь 2023 г.
[5] На базе месторождения Утреннее на полуострове Гыдан Ямало-Ненецкого АО.
[6] Известно о восьми отгрузках с проекта (отгрузки с первой линии сжижения газа начались в августе 2024 г.).
[7] Находится во временном управлении ВТБ.
[8] «Роснефть» обеспечивает пилотную загрузку «Звезде», заказав 26 судов.
[9] К.Лаптев с 2015 г. был гендиректором АО «Современные технологии судостроения» (СТС), которому принадлежат ООО «Приморский металлургический завод», ООО «Тихоокеанское предприятие Электрорадиоавтоматика», ДЦСС.
[10] Рост танкерного тоннажа связан со сдачей ССК «Звезда» двух танкеров Aframax для «Совкомфлота» и «Роснефтефлота» тоннажем 136,7 тыс. тонн каждый.
[11] На декабрь 2023 г. техническая готовность ледокола составляла 11,14%. На строительство в 2025-27 гг. в проекте федерального бюджета заложено около 90 млрд рублей.
[12] Строительство 12 танкеров Aftamax ледового класса Ice3 для «Роснефтефлота» и «Совкомфлота» предполагалось осуществлять совместно с Hyundai Heavy Industries Co. Ltd, 15 газовозов арктического ледового класса Arc7 для проекта «Арктик СПГ-2» – совместно с Samsung Heavy Industries, с ней же планировалось строительство 10 танкеров Aframax класса Arc7 для проекта «Роснефти» «Восток ойл».
[13] Участок находится между бухтами Тихая и Щитовая. В этом районе в настоящее время расположен золоотвал Владивостокской ТЭЦ-2.
[14] Подконтрольна А.Ро. А.Гутникову, А.Милованову.
[15] Ранее владельцами крупных пакетов акций являлись И.Борбот, кипрские компании «Ферина Коммершиал, Лтд», «Хайдерри Интернэшнл, Лтд», а также Росбанк. На сегодняшний день предприятие принадлежит АО «МП Групп» М.Полетаева.
[16] Полномочия управляющей организации выполняет АО «Амурский судостроительный завод» (ОСК).
[17] Учредитель – сын приморского губернатора Н.Кожемяко.
Отсутствие современной, технически развитой базы для ремонта судов может стать фактором, сдерживающим перевозки, в том числе по Северному морскому пути. И если сегодня государство оказывает серьезную поддержку судостроению, то для судоремонтного комплекса она пока не играет столь значимой роли. Причем здесь не всегда обязательны меры финансового характера, для стимулирования развития судоремонта нужно снимать административные барьеры и совершенствовать нормативную базу.
Как считает председатель совета директоров АО «Нордик Инжиниринг» Николай Шабликов, судовладельцы сегодня не располагают деньгами и возможностями активно инвестировать в техническое обслуживание и поддержание флота. Особенно это видно по планово-предупредительным и поддерживающим ремонтам, доля которых как по Дальневосточному, так и по другим морским бассейнам России крайне мала. При этом не только высокие цены на услуги сдерживают рынок судоремонта. Сказывается также дефицит мощностей, нехватка кадров, сложности с запчастями и т.п.
В то же время без современной судоремонтной базы развивать перевозки крайне проблематично, подчеркивает Н. Шабликов. «Одна из главных артерий – Северный морской путь – на сегодняшний день недостаточно востребована как раз потому, что технического обслуживания [флота] нет. И судовладельцы, проходя этот маршрут, достаточно сильно рискуют. Те организации, которые готовы поддерживать какие-то вопросы, связанные с ремонтом, сервисом, – это по сути дела единичные организации», – говорит он.
Вместе с тем, отмечает зампред правительства Приморского края Николая Стецко, если сегодня загрузка судостроительных заводов на северо-западе страны близка к 100%, поскольку многие российские судовладельцы из-за санкций перестали обслуживаться за рубежом, то у предприятий на Дальнем Востоке свободные мощности оцениваются в пределах 30-40%. По-прежнему немало дальневосточного флота продолжает ремонтироваться в азиатских странах, главным образом в Китае.
«После пандемии, когда у нас недолго была очередь, теперь мы берем только суда, которые или физически не могут дойти до азиатских центров ремонта, или ФГУПы, которым нельзя ремонтироваться за рубежом, или аварийщики, – пояснил гендиректор Находкинского судоремонтного завода (НСРЗ) Сергей Старовойтов. – Очень редко к нам заходят суда из патриотических соображений, владельцы которых настаивают на ремонте в РФ».
Большую роль здесь играет вопрос приобретения импортных запчастей. Заказывая обслуживание за рубежом, судовладелец получает в стоимости услуги все необходимые комплектующие, тогда как при ремонте в России приходится решать вопросы по их растаможиванию и оплате, уточнил руководитель НСРЗ.
Между тем на Камчатке за последнее время произошли большие перемены, утверждает зампред правительства Камчатского края Юлия Морозова. Еще пять лет назад в порту Петропавловска-Камчатского ремонтировалось лишь 5-7% местных судов, остальные предпочитали уходить Китай, Южную Корею и Приморский край. Сегодня судовладельцы активно проходят ремонт дома.
За два года судоремонтный комплекс стал второй по величине обрабатывающей отраслью в структуре экономики Камчатки, уточнила Юлия Морозова. К реализации заявляются инвестиционные проекты. В частности, свои мощности на полуострове строит судоремонтная компания «Рем-Нова ДВ» (входит в состав группы компаний «Норебо»). Предварительный размер инвестиций в проект – не менее 13 млрд руб.
Тем не менее господдержка судоремонтной отрасли сегодня недостаточна, признает Ю. Морозова: «Во всяком случае до Дальнего Востока она доходит в минимальных объемах. Сегодня более или менее серьезную поддержку, и то не целевую, а общую, могут получить только крупные игроки, и они ее получают. «Малышам», малым и средним предприятиям, тяжелее».
Бизнес необходимо стимулировать, чтобы он развивал судоремонт на Севере, в Арктике, вторит Николай Шабликов. Потенциально существуют возможности для широкого привлечения к этому виду деятельности представителей малого/среднего бизнеса. Преференциальные режимы, предусматривающие налоговые послабления и другие меры поддержки, должны способствовать развитию этого направления, убежден глава «Нордик Инжиниринг».
В самом деле, в сегодняшней ситуации немаловажно, насколько действенна оказываемая государством помощь. В прошлом году был подписан закон об обнулении ставки налога на добавленную стоимость для судоремонтных компаний. Для получения этой преференции предприятия должны заключить до конца 2024 года соответствующее инвестиционное соглашение, в том числе гарантировав, что в собственные мощности они инвестируют не менее 20% от выручки.
Как ожидалось, новация окажется существенной мерой поддержки. Однако из примерно 1,4 тыс. предприятий отрасли в России к настоящему времени ей решили воспользоваться только четыре.
Преференция по обнулению НДС не востребована по причине жестких обязывающих условий в инвестсоглашении и высоких налоговых рисков, связанных с документооборотом, рассказал директор ассоциации «Судостроительный кластер Архангельской области» Сергей Смирнов. Если же рассматривать конкретно Приморье, то эта мера не получила интереса, поскольку цены, предлагаемые конкурирующими китайскими заводами, где часто ремонтируются дальневосточники, вдвое ниже, уточнил Сергей Старовойтов. В этой связи какого-то ощутимого результата преференция с НДС не даст. Гендиректор НСРЗ объяснил более высокие расценки большими издержками, которые несут приморцы, в том числе вследствие жёстких климатических условий.
Чтобы мера по обнулению НДС имела эффект, представители отрасли предлагают её скорректировать. В частности, из-за длительного срока окупаемости инвестиций необходимо увеличить срок договора с семи до 15 лет, а нормативную долю направляемых на модернизацию средств уменьшить с 20% до 10-15%.
Семь лет – это слишком короткий срок для отраслевых предприятий, соглашается Юлия Морозова. Также целесообразно инвестировать оборотные средства в подготовку кадров, закупку программного обеспечения и другие важные для участников отрасли мероприятия, что следует прописать в нормативном акте.
Судостроительные заводы испытывают ряд проблем, решение которых зависит от воли государства. Это, например, сложности в получении земли под тот или иной проект (многие арендуют участки в действующих портах, неся дополнительные затраты).
«К нам заходят компании, которые готовы создавать судоремонтные предприятия, но мы не можем предложить им территорию. Та территория, которая сегодня самая удобная, самая эффективная для проведения судоремонтных работ в порту Петропавловск-Камчатский, третья часть – это федеральные земли, земли Минобороны. Она стоит, она пустая, на ней нет ничего, никаких воинских частей. Её бы взять, задействовать, но препоны чрезвычайные: годы [на согласование] уйдут и непонятно, чем завершатся позитивным», – сетует Ю. Морозова.
Об аналогичных проблемах говорит Михаил Касьянов, владелец Приморской судоремонтной компании, работающей с маломерным вспомогательным флотом. Предприятие арендует под производственную базу землю, получить свой участок оно не может три года. Компания вышла на вице-премьера РФ Юрия Трутнева с просьбой выделения территории. Последний дал поручение на уровень Минвостокразвития, Минобороны, КРДВ, но в итоге процесс застопорился.
«Вопрос в том, что негде строить, нет свободных участков. Все побережье Приморского края занято землями Минобороны. А чего боится Минобороны? Что мы возьмём их участок, приведем его в порядок, сделаем инфраструктуру и на время боевых действий, вопреки Морской доктрине, их не пустим? Это же абсурд», – недоумевает предприниматель.
По его словам, есть постановление правительства РФ №629, по которому компании, занимающиеся импортозамещением, имеют право получать участок для производства без торгов. Но после обращения в инстанции пришел отказ. Основание – нужно размежевать участок земли, провести определенные работы, но на кого это должно быть возложено, в постановлении не указано, и навстречу предпринимателю никто не идет.
Тем временем судоремонтная компания ежегодно платит по 300-400 тыс. руб. за аренду территории в 1 тыс. кв. м, что отражается на себестоимости услуг, и рассчитывать на обнуление НДС она не может, поскольку работает на арендованной площади.
В целом же, продолжает М. Касьянов, предприятия, обслуживающие суда обеспечения, не должны остаться без внимания. «Без маломерного вспомогательного флота крупного флота не будет вообще. Если говорим про Камчатку, за четыре года построили 15 судов проекта КЖ. Это буксиры, без них невозможен рыбный промысел», – подчеркнул владелец Приморской судоремонтной компании.
Отрасли также нужна поддержка в части строительства или закупки плавучих доков и слипов, отмечает Николай Стецко. Причем это актуально не только для Приморского края. Как отметил председатель рыболовецкого колхоза им. Ленина Сергей Тарусов, отсутствие дока на Камчатке – главная проблема: флот большой, а доковых мощностей практически нет.
Стоит сказать, что данный вопрос прорабатывался экспертами ФАНУ «Востокгосплан». Учитывая планы строительства гражданских судов, Дальнему Востоку потребуется 4-5 доков размерами до 350 м и стоимостью 7-10 млрд руб., а также 15-20 доков до 150-200 м стоимостью от 1 до 3 млрд руб.
Инвестиции, согласно прогнозным данным «Востокгосплана», окупаемы. Если потенциальный спрос на судоремонт в ДФО в прошлом году оценивался в 23 млрд руб., то к 2030 году он может возрасти до 140 млрд руб., а после 2030-го – до 168 млрд.
Появление дополнительных мощностей повысит конкурентоспособность судоремонта на Дальнем Востоке. Особое значение, информировали в ведомстве, должны получить мощности Жатайской судоверфи, строящейся сейчас в Якутии (предназначена как для постройки, так и ремонта судов), создаваемого сегодня рыбопромыслового кластера на Камчатке, а также предприятий Приморья. В частности, в Приморском крае должны появиться плавучие и сухие доки на базе Ливадийского, Находкинского, Славянского и других судоремонтных заводов.
Звучат голоса и в пользу Хабаровского края. Мощный центр судостроения необходимо возрождать в Советской Гавани, где когда-то действовали Северный судоремонтный завод и завод «Янтарь», прекратившие работу в начале 2000-х, считает один из участников отрасли.