Амурская область входит в число регионов, лидирующих по промышленному туризму. Каждый пятый турист, приезжающий в область, посещает крупные промышленные объекты. С начала 2024 года рост по промышленному туризму в регионе составил 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Вопросы отрасли обсудили на сессии «Международный туризм на Дальнем Востоке – бренд территорий и развитие инфраструктуры», которая прошла на полях российско-китайского экономического форума «АмурЭкспо».
Как сообщает пресс-служба Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, один из факторов, способствующий развитию отрасли, о котором говорили на сессии – запуск новых объектов.
Областное правительство большие надежды возлагает на автомобильный мост через Амур, который будет открыт для туристов к концу этого года. Заместитель председателя правительства Амурской области Павел Пузанов отметил, что сейчас с китайской стороной прорабатывается вопрос организации движения – чтобы российские и китайские туристы могли заезжать в приграничные города на своем автотранспорте.
По информации, озвученной зампредом областного правительства, до пандемии Амурская область занимала 4 место в России по приему китайских туристов. Показатель был достигнут и благодаря Российско-китайскому межправительственному соглашению.
Павел Пузанов добавил, что с августа 2023 года китайские туристы посещают Амурскую область еще и по электронной визе. В этом году после запуска летней навигации пункт пропуска может принимать до 2 тыс. туристов в день.
Форум «АмурЭкспо» проходил с 24 по 26 мая в городах Благовещенск и Хэйхэ. В эти дни на главной площади Благовещенска открылся павильон Туристско-информационного центра Амурской области, где презентованы все туристические маршруты региона.
Напомним, туризм на Дальнем Востоке является одной из самых динамично развивающихся отраслей. Каждый десятый проект резидентов преференциальных режимов в регионе реализуется в сфере туризма.
Агентство стратегических инициатив (АСИ), совместно с Минпромторгом России и РАНХиГС запустили II всероссийский акселератор по промышленному туризму «Открытая промышленность». С помощью экскурсионных туров на предприятия страны планируют убить сразу несколько зайцев: посещение фабрик и заводов будет способствовать популяризации кадрового и технологического потенциала местных производителей, такие экскурсии привлекут внимание к бренду и повысят интерес у молодёжи к работе в сфере промышленности. В Хабаровском крае в развитие промышленного туризма включилось уже 10 предприятий. Одно из них – хабаровский судостроительный завод (ХСЗ).
Прийти на режимный ХСЗ на экскурсию может любой желающий, но не в одиночку. Желательно организованной группой, но не больше 25 человек. А уж студент ты, пенсионер или турист из… да хоть откуда – роли не играет. А вот спонтанность - с этим проблематичнее. Для посещения предприятия нужно заранее связаться с экскурсоводом – Ларисой Геннадьевной Воробьёвой (8-962-222-01-41).
Лариса Воробьева - инженер по подготовке кадров и по совместительству экскурсовод - знает о заводе всё! На предприятии она уже 38 лет.
фото: Инга Трошина
Тур на хабаровский судостроительный длится 2 часа. Перед экскурсией – инструктаж по технике безопасности. Его суть – «руками в станки не лезем, под грузом не стоим, держимся за экскурсоводом». После раздачи касок и знакомство с историей завода на примере макетов самых знаковых для предприятия судов. Всего за 70 лет работы их выпустили больше 350. Первую баржу на ХСЗ спустили на воду 29 июня 1953 года. С этого момента и начинается летопись хабаровского завода.
— Первую пятилетку, с 1953 по 1958 завод занимался выпуском гражданских и вспомогательных судов, — рассказывает Лариса Геннадьевна. — Это были баржи, драги, разборные понтоны, плавучие краны. И только в 58-ом мы заложили первый военный корабль. Потом с 63 года до развала Советского Союза мы производили только военные корабли. В 90-х, после конверсии, завод, в отличие от других предприятий, не прекратил работу. Мы вновь стали делать корабли вспомогательного флота. Самые значимые для завода модели судов можно увидеть в музее ХСЗ. Вот, например, большой десантный корабль «Мурена». Помните сказку о Кощее Бессмертном? Его смерть была в яйце, яйцо в утке, утка в зайце и так далее. А про нашу «Мурену» можно сказать так: смерть врага – в наших десантниках, десантники находятся в БТРах, БТРы – в «Мурене», а «Мурена» на большом десантном корабле.
модель десантного катера на воздушной подушке «Мурена»
фото: Инга Прошина
Десантный катер на воздушной подушке «Мурена» выпускали на заводе с 1985 по 2007. Судно могло причалить на мелководье, выскочить на торосы и любой другой необорудованный для причаливания берег. Вместе с 3 единицами, которые произвели специально для Южной Кореи, всего на заводе выпустили 11 «Мурен». На базе КАФ, рассказывает экскурсовод, на Заячьем острове была целая флотилия таких десантных катеров на воздушной подушке. Из них после развала СССР и лихих 90-х уцелело только 2 таких корабля. Спасенные «Мурены» стоят в отстое на базе предприятия, их используют для демонстрации возможностей завода потенциальным заказчикам, а также обучают экипажи.
десантный катер «Мурена»
фото: Хабаровский судостроительный завод
— Граница проходит и по земле, и по воде, — продолжает Лариса Воробьёва. — У нас Амур граничит с Китаем, и катера нашего производства несут там боевое дежурство. Скорость у пограничных кораблей, правда, не очень большая – «Горностай», например, это скоростной патрульный катер – его скорость порядка 96 км/ч. Патрульные катера, как правило, хорошо вооружены. «Меркурий» мы создали по заказу таможенников в 90-е, это небольшой корабль, больше катер, служит для борьбы с браконьерами. Нам заказали 3 таких катера, их скорость – 90 км/ч, насколько я знаю, они до сих пор несут вахту на острове Сахалин.
Дальше по плану – знакомство с цехами. Экскурсанты узнают, что производят в энерго-монтажном и инструментально-механическом, видят за работой сварщиков, токарей, и фрезеровщиков.
фото: Хабаровский судостроительный завод
Прогулка по цехам как путешествие по времени – вроде и 21-ый век на дворе, и социализм давно приказал долго жить, а посетителей окружают лозунги времен СССР и краска на стенах тех же годов. Впрочем, в помещениях механического цеха тепло, и это уже плюс. Везде чисто, инструменты аккуратно разложены – видно, что на заводе внедрили систему бережливого производства.
фото: Инга Прошина
Из тепла – в холод, экскурсовод выводит группу на улицу, и мы отправляемся в цех, где собирают корабли. Здесь огромные помещения, которые невозможно обогреть, персонал одет по-зимнему, и туристам стоит это учитывать – летом такая экскурсия, возможно, будет гораздо приятней. Лариса Воробьёва рассказывает, какие заказы сейчас в работе, а что отложено до лучших времен. В 2020 году завод получил заказ на 2 краболова. Опыт строительства таких кораблей на предприятии был, но очень давно. Сейчас краболовы «Омолон» и «Кедон» уже спущены на воду и находятся на базе, в Приморье, где пройдут окончательные ходовые испытания и ревизию.
корпус земснаряда «Амурский 203»
фото: Инга Прошина
А в сборочном цехе завода, на стапелях сейчас стоит первый из 4-х несамоходных землесосов. Земснаряд «Амурский 203» будет занят на дноуглубительных работах в реках Тунгуска и Уссури. Его осадка – меньше метра, и он пройдет там, где сядут на мель другие корабли.
коллаж из фотографий Хабаровского судостроительного завода: сверху недостроенное судно проекта А45-2, нижнее фото - действующий экземпляр
— А это 2 незавершенных корпуса печально известного катера «70 лет Победы», – с заметной грустинкой рассказывает Лариса Геннадьевна. – Когда был саммит во Владивостоке, президент Владимир Путин посетил этот пассажирский корабль. Он скоростной, развивает скорость 60-70 километров в час, салон комфортабельный, кресла как в самолётах, помещается 70 человек. Сначала планировали использовать такие корабли на Амуре, чтобы ходили между Николаевском-на-Амуре, Комсомольском и Хабаровском. Но этот катер сходил 2 навигации в Китай, в Фуюань, и всё, больше не использовался, потому что не нашлось эксплуатанта. Теперь он стоит у нас на хранении.
Посетителям могут рассказать очень многое – но производственные секреты не выдают. «Фишка» экскурсии на судостроительном - возможность сделать фотографии в цехах. При необходимости можно посетить заводские туалеты, а вот перекуса не предусмотрено. Сувенирки на память тоже нет.
Пробежавшись по цехам и посмотрев корабли на верфи вновь заходим в помещение – под занавес посетителям показывают музей завода. Здесь тоже интересно – можно посмотреть на модели парусников и узнать, что кроме кораблей ХСЗ когда-то производил и так называемые товары народного потребления.
фото: Инга Прошина
— Мы делали тот самый диван-кровать «Наташа», а также алюминиевые гарнитуры, — говорит Лариса Воробьёва. — На ХСЗ выпускали лодки «Крым», но не каждый хабаровчанин мог себе ее позволить – стоила плоскодонка почти 800 рублей, при средней зарплате в 120.
фото: Инга Прошина
Экскурсии на предприятия – это не только интересно, но и очень полезно, причем как тем, кто посещает предприятие, так и тем, кто показывает свое закулисье, считают в министерстве туризма края. Акселератор «Открытая промышленность» помогает внедрить на производстве промышленный туризм. Агентство стратегических инициатив (АСИ) организует для заводов обучающие лекции, которые учат, как преподнести свои достоинства в наиболее выгодном свете, не выдав при этом ни одного производственного секрета.
— Ценность поддержки АСИ еще и в том, что они берут лучшие практики, которые уже наработаны в части экскурсий на крупные предприятия России, и внедряют их на наших местных заводах, — говорит Олег Лучин, первый заместитель министра туризма Хабаровского края. — Но внедряют не просто так, огульно, а адаптируют к нашим реалиям. Если есть, допустим, предприятие оборонной промышленности, или предприятия, которые занимаются опасными производствами, то они говорят о том, что нам очень сложно, что сделать с допусками, что делать с безопасностью - мы не понимаем, как всё устроить. И вот главным образом агентство помогает, как сделать экскурсию на наше предприятие безопасной, легкой и интересной. Обратите внимание - мы находимся на производственном предприятии, которое производит военную продукцию. Однако ничего секретного нам не рассказывают, коммерческих тайн не раскрывают, но показывают интересное, показывают само производство. Главная выгода от таких посещений – приток новых рабочих кадров, профориентация школьников и студентов, а также работа на повышение узнаваемости предприятия.
Резка металла для судна
фото: Хабаровский судостроительный завод
В России экскурсии на производство были популярны еще в советское время. Но прогулка по заводу – это еще не промышленный туризм. По мнению специалистов Агентства стратегических инициатив посещение индустриальных объектов должно включать и некоторые развлекательные мероприятия. Например, в Хабаровске на фабрике по производству мягкого мороженого «Зайца» посетители могут не только попробовать сладкое лакомство, но и попытаться выпечь вафельный рожок. Промышленный туризм – это также возможность погрузиться в профессию и жизнь самых разных специалистов – от директора до разнорабочего, сборщика судов, сварщика, фермера, винодела. И в этом смысле ХСЗ есть куда стремится.
После посещения хабаровского судостроительного остаётся странное послевкусие: с одной стороны отличный гид – Лариса Геннадьевна, кстати, 38 лет уже работает на заводе – и интересная история одного из старейших предприятий Хабаровска, и в то же время дикий холод на улице и в сборочном цехе – не подготовленному человеку в кроссовках зимой будет тяжело сосредоточиться на информации, когда ноги превращаются в сосульки. А летом если не взять с собой воду придется 2 часа ходить по жаре – автоматов по продаже снеков и напитков мы не заметили, а чаем на предприятии, увы, не угощают.
Дальний Восток в 2023 году стал лидером среди макрорегионов России по притоку туристов. В этом году гостей меньше не становится, однако есть факторы, которые сдерживают развитие отрасли. О главных из них на полях III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» EastRussia рассказал вице-президент АТОР, заместитель гендиректора по взаимодействию с органами власти и коммуникациям «ТТ-Трэвел» (бренд FUN&SUN) Александр Сирченко.
- Чартерная программа создала на Дальнем Востоке пик сотрудничества между региональными и федеральными туроператорами, органами власти и бизнесом. Но только чартерами развитие туризма не ограничивается, поэтому мы работаем и на блоках мест, и продаем индивидуальные туры. Чартеры – не панацея от всех бед, и я не раз об этом говорил. Туризм способен развиваться и делать это успешно на основе любой другой перевозки, в зависимости от специфики региона – не только авиационной, но и железнодорожной или даже автобусной.
Дальний Восток без сомнения очень интересен с точки зрения туризма. Главный вопрос — как его продвигать. По моему мнению, в первую очередь нужно создавать уникальный туристский продукт, который будет привлекательным и будет обладать высокими качественными характеристиками. Речь здесь о качественных услугах, качественной инфраструктуре. Эти характеристики уже являются элементом продвижения, потому что у хорошо собранного и упакованного турпродукта будет большее преимущество перед другими.
На форуме задели вопрос, почему отельеры или авиакомпании идут навстречу федеральным, а не региональным туроператорам. А все потому, что возможностей у федерального туроператора значительно больше – информационных, маркетинговых, финансовых. К примеру, чтобы поставить чартер в регион, нужна значительная сумма в качестве депозита. Авиакомпания не полетит, не получив его, а для маленького регионального туроператора такой депозит неподъемен. Точно так же с отелями. Маленький бизнес обеспечивает загрузку отеля на 5-10%, а федеральный туроператор способен выкупить все места и предоставить отельерам более выгодные условия. Такие нюансы тоже влияют на качество турпродукта.
Я сторонник межрегиональных маршрутов, иногда даже трансграничных. Ведь интересно, например, прилетая во Владивосток или в Хабаровск, отправиться дальше в Китай, или прилетая на Сахалин, отправиться в Японию. А сейчас появилась возможность из Владивостока отправиться в Северную Корею — на самолете или на поезде. Межрегиональные и трансграничные маршруты интересны разнообразием впечатлений. В этом их главное преимущество. Да, по цене они дороже, чем посещение
одного региона, но полученные впечатления все компенсируют. К тому же в таких поездках можно совместить посещение природных достопримечательностей с архитектурными, культурными и гастрономическими. Но здесь многое зависит от специфики самого региона, потому что страна у нас большая и не всегда можно успешно реализовать межрегиональные маршруты.
В Хабаровске завершился первый форум креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке». В нем приняли участие более трех тысяч участников со всех уголков ДФО, а также ведущие эксперты из российской столицы. Форум объединил и познакомил представителей киноиндустрии и анимации, урбанистики, медиа, дизайна и моды.
Одним из ключевых событий форума «Создано на Дальнем Востоке» стал питчинг креативных проектов. Девять участников представили свои идеи, которые, как убеждены их авторы, в случае реализации улучшат жизнь на Дальнем Востоке. Оценивал презентации экспертный совет, возглавляемый гендиректором Президентского фонда культурных инициатив Романом Кармановым. Вместе с ним судьбу проектов решали хабаровский девелопер, координатор дальневосточного подразделения «Деловой России» Денис Грось, театровед и театральный критик Нина Шульгина и другие эксперты. На выступление каждому участнику отводилось ровно пять минут. За это время необходимо было убедить потенциальных инвесторов в целесообразности и жизнеспособности своей идеи.
«Аллея медуз и лопухов»
Кирилл Ермоленко, приехавший из Южно-Сахалинска, представил проект, призванный повысить туристическую привлекательность островного региона. По его задумке добиться этого можно, вписав в городскую среду скульптурные формы характерных для Сахалина представителей морской фауны и растительности: морского котика, осьминога, ежа. А в парке культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина предполагается построить две аллеи: медуз и лопухов.
Тела медуз автор проекта предлагает сделать из светопропускающего акрила, а щупальца из стекловолокнистого материала. В праздничные дни цвет свечения может меняться, создавая различные световые эффекты. Лопухи для аллеи также должны быть изготовлены из светопроницаемого материала с установленными внутри светодиодными модулями на 256 тысяч цветов свечения. В вечернее время активизируется световое шоу по сценарию.
– Мы считаем, что это нужно и жителям города, чтобы идентифицировать себя с теми природными особенностями, которые существуют на Сахалине, и для повышения узнаваемости самого бренда Сахалина для туристического потока, – говорит Кирилл Ермоленко.
По прогнозу, проект поможет увеличить туристический поток в ближайшие три года на 20 процентов. А окупится он через четыре года. На реализацию идеи необходимо от 15 млн рублей.
«Искусство Востока» – современная художественная керамика
Хабаровский бизнесмен Владимир Намаконов предлагает запустить производство керамики — от фарфора до обычных изделий из глины. На Дальнем Востоке такого рода производств практически не осталось.
– Завод в Хабаровске закрылся в 2005 году. Завод в Приморье закрыли в 2007 году. На сегодняшний день ближайшее предприятие, которое производит керамические изделия, находится в Иркутске, – отметил во время своей презентации Владимир Намаконов.
Для воплощения идеи предпринимателю необходимо финансирование на покупку оборудования, станков. Средства пойдут также на обучение мастеров. С кадрами в этой сфере тотальный дефицит. Меж тем, потребность в посуде в Хабаровске и за его пределами велика — одна только ресторанная индустрия могла бы обеспечить внушительную часть заказов.
На запуск производства необходимо 34 млн рублей. Примерно треть у автора проекта есть, и он готов рискнуть этой суммой.
ИИ и искусство
«Лаборатория нейросетевого искусства» – так называется проект, который придумал актер и режиссер из Хабаровска Виталий Федоров. Опыт в этой сфере у него уже есть — при помощи трех нейросетей он написал гимн для первых международных студенческих игр «Молодость Приморья».
Но творческому хабаровчанину хочется пойти дальше и повести за собой подрастающее поколение. В рамках лаборатории можно больше экспериментировать, «штурмить» командой и создавать продукты, сгенерированные роботом и человеком. Результат сотворчества, весь сгенерированный цифровой контент, можно будет увидеть на выставке-фестивале.
На реализацию необходимо три миллиона рублей, половина суммы уже собрана.
Фильм о креативщиках для креативщиков
Документальный фильм-исследование «Как думают креативные лидеры Дальнего Востока» предложил создать Александр Фаткулин из Владивостока, руководитель видеопродакшена ФАЗА. Автор проекта уверен, что фильм станет своеобразным сборником историй успеха и инструкцией как развиваться на родной земле, пусть и значительно отдаленной от центра России.
– Участники посредством фильма смогут раскрыть и передать способ мышления и картину мира другим. Мы хотим, чтобы творческие люди не уезжали с Дальнего Востока, хотим создать позитивный настрой, – подчеркнул Александр Фаткулин.
Свои взгляды и практики для достижения успеха расскажут 15 героев. В полнометражный фильм войдут интервью, постановочные и репортажные съемки, дополненные графикой, элементами докудрамы, публичными обсуждениями.
Картину планируют распространять через соцсети, онлайн-кинотеатры и фестивали.
Граффити-фест во Владивостоке
Дальневосточный фестиваль уличного искусства Graffest предложил создать Максим Расторгуев из Владивостока. Цель – объединить опытных и начинающих художников уличного искусства и реабилитировать граффити. До сих пор многие ассоциируют эту разновидность стрит-арта с вандализмом. Подрастающее поколение будут учить рисовать не только шрифты, но и персонажей.
Фестиваль будет проходить сразу после ВЭФ. Участники «забьют» огромную стену и превратят ее в яркую достопримечательность.
— Почему именно осень? По всей стране в это время уже холодно рисовать, хуже условия. А у нас – классно! Бабье лето! – объяснил Максим Расторгуев.
Фестиваль поможет увеличить турпоток, считает автор. Участники будут приезжать со всей страны. Необходимое финансирование – 20 млн рублей. Эту сумму эксперты назвали завышенной и порекомендовали доработать проект.
«Бери ресурс»
Алла Джан-Ша на питчинге предложила сделать продолжение своего проекта «Бери ресурс». Он «выстрелил» в 2023 году и был придуман для того, чтобы помочь инициативным хабаровчанам в реализации их идей.
— «Бери ресурс» — это такой проект в проекте, рассказывает Алла Джан-Ша. — Он служит первым пристанищем для тех, у кого есть идея, но кто не знает куда с ней обратиться: в мэрию, к бизнесу, к каким-то общественникам. И вот остаётся человек один со своей прекрасной может быть идеей.
И мы говорим таким людям: «Приходите к нам!». У нас в сообществе есть самые разные специалисты и эксперты: бухгалтеры, юристы, режиссёры, предприниматели. Они могут научить или поделиться — не деньгами, но каким-то ресурсом: техникой, площадкой, информацией. Кому-то надо помочь написать грант, кому -то нужна аппаратура для профессиональной аудиозаписи, а ещё кому-то нужен цветной принтер или публикация в СМИ. Мы это и организуем.
«Музей Переселенцев»
Создать историко-культурный интерактивный проект «Музей Переселенцев» предложила хабаровчанка Елена Карпова. В свою презентацию она вложила личную историю: 97-летняя бабушка рассказывала ей, четырёхлетке, как плыла из Одессы во Владивосток на пароходе, как впервые увидела во время этого путешествия людей с чёрной кожей. В школе учителя не верили в истории Лены и называли их байками. Став взрослой, женщина провела целое расследование на основе архивов и нашла изображение того самого парохода.
— Оказалось, что действительно моя бабушка плыла на пароходе мимо Африки. Истории других переселенцев тоже сохранились, и они тоже важны для потомков, — говорит Елена Карпова.
По словам хабаровчанки, история Дальнего Востока очень тесно связана с историей наших близких людей. Поэтому экспонаты планируемого «Музея переселенцев» – это семейные рассказы, которые горожане, также как сама Елена превратили из «баек» в документально подтвержденные истории
Для реализации проекта необходимо порядка шести млн рублей. Это покупка оборудование с ПО, аренда помещения, зарплата сотрудников. Окупится проект по подсчетам за два с половиной года.
Проект Елены стал одним из трёх, получивших финансирование. Его особо выделил генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.
— Идею музея переселенцев Елена озвучивала на встрече около двух дет назад. Мне запомнился тот разговор, я неоднократно о нем вспоминал и переживал, что так и остался он разговором, как это часто бывает. И тут такая встреча! Не удержался, даже обнялись на радостях, – поделился Роман Карманов.
Хабаровский девелопер, руководитель деловых объединений Денис Грось, который находился в числе экспертов, отметил пару идей. Он попросил связаться с ним Александра Фаткулина и Аллу Джан-Шу и поговорить более предметно насчет необходимой суммы на проект. Кроме того проект «Бери ресурс» заметили в Корпорации развития Дальнего Востока и предложили масштабировать его на весь ДФО.
Те, кто не получил финансирование, все равно получили свой профит.
— Подобная защита проектов – это, с одной стороны, хорошая тренировка. Правда из-за того, что времени мало не всё успеваешь рассказать. Но для меня огромный плюс, что это творческое комьюнити. Ко мне потом множество людей подошли и сказали, что делают классные вещи. Мы обменялись контактами и может из этого родится что-то новое и крутое, — отметил автор проекта «Лаборатория нейросетевого искусства» Виталий Фёдоров.
Форум прошел на Камчатке 20-23 февраля и собрал более одной тыс. участников из 20 регионов России. В этом году мероприятие впервые прошло в статусе всероссийского.
В сентябре 2022 года президент РФ Владимир Путин на заседании президиума Госсовета по вопросам развития туризма отметил важность обеспечения доступности путешествий для жителей страны с любым видом доходов. Глава государства подчеркнул, что в этой сфере, как и в других, нужно в первую очередь руководствоваться интересами граждан.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков рассказал на пленарном заседании форума о своих впечатлениях после общения с молодежью-победителями всероссийского студенческого конкурса по развитию индустрии туризма и гостеприимства «Хочу работать в туризме на Камчатке»: на его вопрос о том, что же производит туризм, они сразу ответили – впечатления.
«Могучая экономика России производит все, что нужно миру: от минеральных удобрений, нефти и газа, золота, других ценных металлов, до рыбы и леса. Но что производит туризм? Я был очень впечатлен и обрадован тем, что ребята ответили моментально – туризм производит впечатления. Значит, их неплохо учат. Продукты туристической отрасли – это самые человечные, самые человеческие продукты – впечатления, яркая память, эмоции. В современной экономике это становится самым важным продуктом», – добавил министр.
По итогам конкурса десять студентов из пяти российских городов приехали на стажировку на Камчатку для работы в туристической отрасли. Финалистов отобрали на Международной выставке-форума «Россия» 24 января. Цель конкурса — привлечение молодых специалистов в Камчатский край и популяризация полуострова как региона, комфортного для жизни и работы.
Глава Минвостокразвития подчеркнул, что у Камчатки значительно больший туристический потенциал, чем у Исландии, которая зарабатывает на туризме три млрд евро в год и до пандемии имела турпоток в два млн человек.
«Камчатка, безусловно, более красивая, но самой отрасли есть еще куда развиваться. Работа по выработке новых мер поддержки больших и малых проектов, направленных на развитие туризма на Дальнем Востоке и в Арктике, будет продолжена. Дальний Восток – это концентрат всего лучшего, что есть в России. Цели по достижению приема Камчаткой одного млн туристов к 2030 году, удвоению авиаперелетов на Дальнем Востоке до четырех млн человек достижимы. Но не в цифрах счастье. Важен искренний созидательный вклад каждого из нас», – сказал Чекунков.
Десять лет назад на полуостров приезжало 50 тыс. туристов в год и для них было доступно 1,5 тыс. мест в гостиницах, в 2023 году турпоток составил 370 тыс. человек, для размещения были готовы уже 8,5 тыс. номеров.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов напомнил, что развитие туризма в России является одним из приоритетов, а возможность россиян путешествовать определена президентом страны Владимиром Путиным, как базовая возможность, которая должна быть создана для граждан. Также глава региона напомнил о вызовах, с которыми сталкивалась отрасль в последние годы, и рассказал о том, как их удалось преодолеть.
«Туризм сталкивается со своими вызовами. Безусловно, в последние годы главным вызовом стала пандемия коронавирусной инфекции, и за время пандемии мы научились особенно ценить места для отдыха, которые характеризуются своей уединенностью, возможностью побыть вместе с природой, включиться в нее. И Камчатка, конечно, яркий пример такого места, которое все более привлекательным становится, и уверен, что в будущем эта тенденция будет только усиливаться. Безусловно, новым вызовом стала геополитическая обстановка, санкции недружественных государств. И снова мы показываем, что наша туристическая отрасль с этим справляется, и снова Камчатка является ярким примером того, как и какой ответ нужно давать санкциям. Наш туристический поток растет с каждым годом. Мы видим растущий интерес жителей нашей страны к путешествию на Камчатку. И более того, я убежден, что именно эти вызовы сыграли нам на руку, позволили нам всем открыть для себя нашу страну Россию, такие уникальные уголки, как Дальний Восток, Север, Арктика, ну и, конечно, Камчатский край», — подчеркнул Владимир Солодов.
В прошлом году значительный вклад в увеличение въездного турпотока на Дальний Восток и, в частности, на Камчатку, внес Китай. С 2023 года возобновились безвизовые групповые поездки.
Как отметила генеральный консул КНР во Владивостоке Пяо Янфань, Китай занимает первое место среди зарубежных стран по числу въездных туристов в Россию.
«Все больше китайцев – особенно молодежи – проявляют интерес к природе, истории и культуре России, в частности на Дальнем Востоке китайцы любят путешествовать в Приморье и на Камчатку. Развиваем проекты культурного, экотуризма, морского и спортивного туризма», – уточнила она.
Из Казахстана в Россию также приезжает много туристов – их количество выросло за год на 27% – свыше трех млн туристов по итогам 2023 года. Примерно столько же в прошлом году приехало в Казахстан россиян. Больше – только в Абхазию и Турцию. Об этом участникам пленарного заседания рассказал посол Казахстана в Москве Ерлан Шамишев.
Большой ценностью для туристов из других стран, из других регионов и для самих дальневосточников являются бальнеологические ресурсы. Если рассмотреть Камчатку в разрезе медицинского туризма с применением, например, термальных источников, то эта тема раскрыта слабо – для имеющегося огромного потенциала. На это, в том числе, обратили внимание участники дискуссии, говоря не только о камчатских бальнеологических возможностях, но и в целом ДФО.
Зампред Госдумы Ирина Яровая отметила важность развития детского туризма в контексте обновления существующей базы. Она предложила создать самые емкие преференции для тех инвесторов, которые приходят под программы детского туризма и детского круглогодичного отдыха.
Для удобства инвесторов, которые планируют проекты и выбирают конкретный земельный участок под него, существует совместный проект Росреестра и властей субъектов РФ. Росреестр ищет свободную землю и включает в оборот. Уже найдено в России 154 тыс. гектара, из которых 12 тыс. – в ДФО. Вся информация содержится в публичной кадастровой карте. Существуют проекты «Земля для стройки» и «Земля для туризма». Как рассказала замруководителя Росреестра Татьяна Громова, Камчатка – в числе первых семи пилотных регионов по участию в проекте «Земля для туризма». Позже подключатся еще около 40 регионов РФ.
«Любой заинтересованный это может увидеть и подать заявку. На точках притяжения туристов найдено большое количество земельных участков, которые можно вовлекать в оборот для туристических целей. В Камчатском крае определено десять объектов туристического интереса, среди которых – санаторий “Жемчужина Камчатки”, природный парк “Ключевской”. Надо об этом информировать инвесторов», – рассказала Громова.
На пленарном заседании было отмечено, что хороший потенциал для развития неиспользованных земель имеет обустройство национальных пешеходных, велосипедных и комбинированных туристических троп. Они могут иметь разные категории – локальные, межрегиональные и национальные. Этот вид туризма имеет все шансы стать самым массовым и популярным. По поручению президента России готовится законопроект о создании национальной системы туристических троп.
Форум устойчивого развития туризма «Путешествуй!» состоялся по инициативе правительства Камчатского края при поддержке Минвостокразвития и Фонда Росконгресс, а также ТПП Камчатского края. Партнерами форума выступил Российский Союз Туриндустрии, информационные партнеры мероприятия – ИА «Восток России» и ИА «ФедералПресс». Форум имеет статус официальной зимней площадки Российского туристического форума «Путешествуй!».
«Сохранить, восстановить, приумножить!» – слоган экологической повестки, актуальный в России и мире. Как наиболее эффективно продвигать ответственное потребление и обязанность компенсировать вред экологии, молодые экоактивисты обсуждали вместе с представителями крупных российских корпораций, которые, в свою очередь, делились опытом реализации экологических проектов.
Сопредседатель Всероссийского экологического общественного движения «Экосистема» Ольга Степченко привела в пример ставшую международной волонтерскую акцию «Сад памяти», которую поддерживают Сбер, РЖД, Росатом, Норникель и другие крупные компании, со стороны правительства РФ проект поддерживают Минпросвещения и Минприроды. Это возможность сделать личный вклад в экологию – каждый может посадить дерево, которое является главным поглотителем углеродного следа человека.
«Каждую весну высаживаем более 27 млн деревьев в честь героев Великой Отечественной войны, в честь героев настоящего времени и в целом сады памяти – это такой символизм, который пронизывает историю всего мира. Акция расширила сильно свой смысл: деревья сажают в честь ученых, актеров, музыкантов – тех, кто помог сделать нашу страну великой. Помимо того, что мы даем возможность каждому снизить свой углеродный след и озеленить свой город, мы даем возможность еще и возвести живой памятник-дерево и посвятить его важному для себя человеку», – отметила Ольга Степченко.
Она добавила, что у каждого есть также возможность присоединиться к акции «Сохраним лес». Ее цель – высадить пять млрд деревьев к 2030 году. Все регионы России в ней участвуют. И без помощи волонтеров здесь не обходится.
По данным ВЦИОМ, в 2022 году акции «Сад памяти» и «Сохраним лес» стали самыми популярными экопроектами в России.
Стать волонтером очень просто – не нужно писать заявлений, достаточно просто прийти и начать действовать. Аудитория гражданских активистов, которые предлагают свое видение решения экопроблем государству, постоянно растет и особенно среди молодежи.
Тренд последних двух лет показывает, что при выборе работы молодежь отдает предпочтение социально ответственным и более экологичным компаниям. А сейчас большинство бизнесов стремятся стать «зелеными». Одним из первых такой подход в России стал развивать Сбер. Здесь есть собственный сервис для вовлечения волонтеров в ESG-повестку – «Сберегаем вместе». Существует и проект по созданию совместного мерча с АНО «Сад памяти» – из переработанных материалов создаются вещи, одежда, обувь.
Представители экологического направления ГК Росатом напомнили, что нельзя говорить об экологической безопасности, пока не разобрались с коммунальными и промышленными отходами, которые генерирует человек. Росатом активно использует отработанное ядерное топливо как сырье, в ход идет и вторсырье, получаемое из отходов 1 и 2 класса. Директор проектного офиса по внутренним коммуникациям и корпоративной ответственности ГК Росатом Анна Жигульская отметила, что госкорпорация имеет четкую цель по развитию экологичности собственных производств и инфраструктуры в рамках своей ответственности.
«Мы развиваем экокультуру в наших 28 городах – там, где Росатом является градообразующим предприятием. Мы хотим, что они стали самыми зелеными, самыми экологичными. У нас есть компетенция по ликвидации последствий накопленного вреда. И нам нужны профессионалы в сфере экологии – до 2030 года мы хотим нанять три тысячи профессионалов в сфере экологии. Нужно соединить наши возможности и ваше движение “Экосистема“. Компания поддерживает экологичные стартапы – мы готовы к вашим предложениям», – добавила она.
В ОАО «РЖД», штат которой насчитывает более миллиона сотрудников тоже активно работает волонтерское движение – в нем задействованы более 135 тыс. работников магистрали. Важнейшими направлениями корпоративного волонтерства в компании называют «Экозащиту» и «Помощь окружающей среде».
Кроме того в России с 2014 года активно развивается детский экологический проект «Эколята – молодые защитники природы». Сейчас он охватывает все регионы страны. Экологическое мышление у детей начинают развивать вместе с речью – уже с детского сада. Причем, воспитанники детсадов и школ участвуют в составе волонтерских движений в практических действиях по сохранению природы.
Молодые экоактивисты – участники форума смогут получить реальные деньги на развитие своих проектов по экологии. Росмолодежь распределит четыре млн рублей в качестве грантов.
На форум «Экосистема. Заповедный край» приехали 450 молодых людей от 14 до 35 лет со всей России, которым важно сохранение окружающей среды. Впервые мероприятие провели на Камчатке в 2022 году. По поручению президента РФ Владимира Путина форум будет проходить на полуострове ежегодно.
По подсчетам экспертов, ввод Ленского моста в эксплуатацию не только решит сезонные проблемы с транспортным сообщением Якутии, но и принесет экономике республики дополнительно свыше четверти триллиона рублей в течение 20 лет. О том, какие уникальные технологии будут применены при строительстве моста, социальном и экономическом эффекте Ленского моста — в материале East Russia.
В октябре в Якутии начался основной этап строительства уникального моста, которого жители республики ждали с 1980-х годов. Переход позволит снять сезонную транспортную ограниченность Якутска. Сейчас 70% населения республики в период ледостава-ледохода не могут на автомобиле добраться до «большой земли»: сухопутное сообщение может отсутствовать от пяти до шести месяцев в году.
К примеру, за последние пять лет «зимник» через Лену работал с января по апрель. Для большегрузных автомобилей ситуация еще сложнее, так как срок действия переправы меньше на 1,5-2 месяца: паромы работают с конца мая по октябрь. А в межсезонье для перевозок задействуются суда на воздушной подушке.
Работы, начатые в октябре, будут вестись до самых сильных морозов, сообщили East Russia в министерстве транспорта и дорожного хозяйства региона. В настоящее время работы ведутся одновременно на обоих берегах реки. Строители занимаются устройством технологических площадок с подъездными путями, где разместятся производственные базы, оборудование, административно-бытовой комплекс и общежития для строителей.
На технологической площадке №1 завершена сборка специального зимнего комплекта бетонного завода. Это позволит обеспечить работу по выпуску бетонных смесей во время сурового холодного сезона. Точно такой же устанавливается на правом берегу. Началось бурение и бетонирование буронабивных свай (БНС). На этот год запланировано устройство до 50 БНС под эстакаду левобережной части моста.
«В пиковом значении в 2025-2026 годах будут привлечено около 1500 рабочих по различным специальностям», — рассказали в министерстве.
Фактически работы по строительству моста начались еще в 2021 году. Подготовлена территория строительства, переустроены инженерные сети (электроэнергия, газ, связь) под основной ход строительства мостового перехода.
По данным ведомства, предварительная общая стоимость Ленского моста составляет 129,5 млрд рублей с НДС в ценах третьего квартала 2022 года. При этом федеральное финансирование составит 59% - 65 млрд рублей. Остаток суммы планируется выделить из регионального бюджета и внебюджетных средств. Проект структурирован на основе частной концессионной инициативы. Финансовым партнёром концессии выступает Сбер.
После устройства опор в русловой части будет выполнена надвижка пролётных строений моста, собираться которые будут заранее на берегу. Технология надвижки — это один из современных методов возведения мостов, при котором монтаж пролётных строений осуществляется с берега, постепенно надвигая их на опоры с помощью специальных гидравлических домкратов.
Мост через Лену — это уникальный транспортный объект, не имеющий полного аналога в мировой практике мостостроения. Близкие по конструкции сооружения возведены во Владивостоке — через пролив Босфор Восточный и бухту Золотой Рог. Однако в условиях, подобных якутским, вантовые мосты ещё не строились. При разработке проекта учитывались специфические особенности региона: экстремально низкие зимние температуры, мощный ледоход, сильные паводки, а также сложная логистика доставки материалов на северные территории. В процессе проектирования был тщательно изучен опыт стран Азии, Европы и Америки.
Ленский мост – трёхпилонный вантовый мост, эта конструкция выбрана проектировщиками как наиболее оптимальная для климатических условий и гидрологического режима реки. Здесь будут использованы лучшие практики и технологические решения в мостостроении, некоторые из них – впервые в России. Общая протяжённость моста с автомобильными подходами составит 14,5 км, по нему смогут проезжать 5300 автомобилей в сутки.
В рамках проекта впервые в нашей стране будут применены наплавные коффердамы, рассказали в пресс-службе группы «ВИС». Использование такого типа коффердамов обусловлено сложными климатическими и гидрологическими условиями территории строительства. (Коффердам представляет собой временное сооружение, предназначенное для создания герметичного рабочего пространства. Его устанавливают прямо в воде, непосредственно в месте возведения опор моста. Это позволяет создать сухую зону, обеспечивая возможность проведения необходимых работ на дне практически любого водоема. — прим. автора).
«Летний строительный сезон в Якутске длится всего около четырех месяцев, после чего наступает суровый осенний ледоход. В отличие от классических шпунтовых ограждений, наплавные коффердамы можно подготовить на берегу заранее, минимизируя работы в акватории, что критически важно в условиях ограниченного времени. Кроме того, коффердамы спроектированы таким образом, что смогут выдерживать нагрузки от ледохода, снижая риски повреждения конструкций. Производственные работы по изготовлению конструкций уже запущены», — пояснили в пресс-службе группы компаний.
В рамках создания проектной документации по Ленскому мосту проведена масштабная работа, учитывающая климатические особенности региона. Генеральным проектировщиком выступил Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург, занимавшийся разработкой крупнейших транспортных инфраструктурных объектов в России – Крымского моста, моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке и многих других.
Участие в проектировании приняли и другие ведущие институты, каждый из которых был сфокусирован на определённой области исследований. Так, Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН изучал геокриологическую ситуацию, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды занималась физическим моделированием русловых процессов, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова выполнил математическое моделирование русловых процессов, Крыловский государственный научный центр исследовал аэродинамические характеристики конструкции.
Проведённая работа позволила разработать оптимальные, а по ряду параметров – единственно возможные проектные решения, спрогнозировать изменения мерзлотных условий в период строительства и эксплуатации объекта.
Основная сложность – это климатические условия региона. Вечномерзлые грунты, сезонные перепады температур до 95 градусов, сейсмическая активность, гидрологический режим реки – это те факторы, которые были предусмотрены при проектировании. Принятая конструкция моста способна выдерживать все перечисленные условия и полностью отвечает эксплуатационным требованиям.
Ленский мост — станет одним из ключевых объектов транспортной системы всего Дальнего Востока. Этот проект позволяет логистически связать Транссиб и БАМ с богатыми минерально-сырьевыми центрами Мирнинского и Ленского районов республики, создать дополнительный выход на территории Восточной Сибири.
«По оценкам Минэкономразвития России экономический эффект от реализации проекта превысит затрачиваемые средств в 1,6 раз. Считаю, что в долгосрочной перспективе, с учетом мультипликативного эффекта от развития промышленности, логистики в якутском узле эффект будет значительно выше. Якутск станет важнейшим транспортно-логистическом хабом, где будут соединяться железная дорога, речной и авиационный транспорт», - считает гендиректор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин.
Эксперт считает, что строительство моста даст дополнительный импульс для развития судоходства по Лене в целях увязки с Северным морским путем и увеличит интенсивность доставки грузов в направлении Магадана. «В конечном итоге выходу получит и население за счет снижения цены на доставку товаров, создания новых рабочих мест и повышения их транспортной мобильности», - отметил Максим Данькин.
Эксперт «Ленского клуба», председатель Общественного совета при Министерстве транспорта России, первый заместитель генерального директора Центра стратегических разработок Татьяна Горовая отметила, что строительство моста через Лену позволит в первую очередь решить проблему социальной связанности территории Республики Саха для населения. По её словам, в расчете на одного пассажира экономия времени в пути за год составит в среднем 130 минут. Внушительным будет и экономический эффект: прирост валовой добавленной стоимости за 20 лет эксплуатации моста достигнет порядка 250 миллиардов рублей, что станет стимулом для развития республики.