В октябре возобновится прямое авиасообщение с Лаосом из Приморья. Первый рейс Владивосток-Вьентьян планируют запустить 28 октября.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе правительства Приморского края, эту тему обсудили губернатор края Олег Кожемяко и вице-президент Лаосской Народно-Демократической Республики Пани Ятхоту в рамках ВЭФ. Глава региона отметил, что у приморцев это направление будет востребовано.
Также он сказал, что регион готов принять лаосских специалистов по рисоводству, чтобы предоставить им земельные участки для выращивания этой культуры, а также создать торговую площадку, где будут представлены лаосские товары. Кожемяко также предложил организовать обмен студентами и преподавателями.
«Ребята из Лаоса учатся в Дальневосточном федеральном университете, в Суворовском военном училище в Уссурийске. В Приморье представлен весь спектр образовательных программ, здесь можно изучать не только науки, но и русский язык, чтобы развивать наши отношения», – отметил Олег Кожемяко.
Пани Ятхоту подчеркнула, что Приморский край является приоритетным регионом сотрудничества Лаоса с Россией. Она отметила необходимость наращивания товарооборота и выразила готовность содействовать в развитии авиасообщения.
Российские банки резко повысили размер первоначального взноса по ипотеке, при этом льготная ипотека на новостройки отменена. Все это сказалось на строительном рынке, в том числе на Дальнем Востоке. О том, что ждет отрасль в новых экономических реалиях, как будут вести себя застройщики и что будет с ценами на жилье, рассказал генеральный директор ГК «DNS Девелопмент» Андрей Артамонов.
– Сейчас девелоперы проходят период адаптации к новым экономическим условиям. Я говорю об отмене льготной ипотеки на новостройки, повышении размера первоначального взноса по всем действующим программам, в целом более высоким требованиям банков к заемщикам. Это приводит к снижению емкости рынка, к которой мы привыкли за последние годы, делает потенциального покупателя более щепетильным при выборе жилого комплекса для покупки квартиры. Процесс принятия решения и выхода на сделку стал дольше.
В целом, все девелоперы сейчас фиксируют некоторое замедление темпов продаж. В будущем это приведет к тому, что застройщики будут вынуждены очень внимательно оценить портфель проектов, планируемых к запуску, чтобы сбалансировать прогнозируемые темпы продаж и скорость строительства.
Относиться к этому можно по-разному. Многолетний опыт доказывает, что такие кризисные ситуации позволяют бизнесу мобилизоваться, избавиться от ненужного и выйти на новый уровень – эволюционировать. Я считаю, в девелопменте эта эволюция приведет к тому, что на рынке появится больше привлекательного продукта, подходящего под актуальные потребности самых разных клиентов. Все мы понимаем, что многое сейчас в строительной сфере зависит от покупательской способности.
Обязательно нужно учитывать, как разогналась отрасль за последние годы. Прямо сейчас в Приморье ведется строительство более трех млн кв. метров жилья. Это рекордные для региона показатели, которые говорят о том, что на рынке развернется серьезная и бескомпромиссная борьба за каждого клиента. Причем, потенциальному покупателю уже недостаточно просто добротно построенного ЖК в удобной локации – такой выбор у приморцев сейчас действительно есть. Новый запрос заключается в том, что клиент хочет видеть разнообразную, сбалансированную, эстетичную городскую среду за порогом своего подъезда, причем в масштабе целого района. Поэтому наиболее привлекательными станут проекты, где, помимо жилья, создают новую инфраструктуру со школами, садами, магазинами, местами для прогулок и отдыха, занятий спортом и т.д. Рынок на этот запрос начинает реагировать. Если некоторое время назад мы были чуть ли не единственным девелопером, который в своих проектах – поселок «Новый Де-Фриз», ЖК «Формат», а теперь и в DNS Сити – сразу предусматривал создание всей этой инфраструктуры, то сейчас принципы комплексного подхода к развитию территории действительно становится трендом в нашем регионе. Уже анонсирована подготовка к запуску таких комплексных проектов во Владивостоке, и все участники отрасли будут следить за их реализацией. По нашему опыту «первопроходцев» могу сказать, что это не простой, но, на мой взгляд, самый верный путь развития жилищного строительства.
Если говорить о параметрах девелоперского продукта, то следующий год будет посвящен поиску баланса. Все это время мы наблюдали настоящую «гонку вооружений» с точки зрения наполнения различными опциями жилых комплексов. Девелоперы стремились перещеголять конкурентов: зарядки для телефона в лавочках на улице, сады на кровле, фонтаны во дворе и многое другое. Интересно, что на Дальнем Востоке этот тренд начался несколько позднее по сравнению с центральной Россией. Повлияло то, что в регион зашли федеральные девелоперы, которые привнесли свои стандарты качества и новые форматы. Одновременно с этим произошел запуск интересных проектов региональных застройщиков. В комплексе все это положительно сказалось на качестве и параметрах ЖК, которые сейчас представлены на рынке: если еще три-четыре года назад клиента можно было удивить закрытыми дворами без машин и современными детскими и спортивными площадками, то теперь это база.
Однако в новых экономических условиях разнообразные «фишки» все же придется пересмотреть. С одной стороны необычные атрибуты делают ЖК ярким и привлекательным, но с другой – более дорогим. Подобные продуктовые решения девелоперы будут пропускать через сито реальных потребностей и ценностей покупателя. Останется и даже улучшится то, что по-настоящему важно, а от избыточных элементов будут избавляться.
Если рассуждать о том, что ждет отрасль в целом, то, очевидно, что девелоперам придется научиться зарабатывать не только по привычной относительно простой схеме «построил – продал», а искать другие способы взаимодействия с потребителями: предлагать клиентам рассрочку, лизинг, аренду. Другими словами, необходимо будет «включать голову», креативить еще больше и еще качественнее.
Если говорить про Дальневосточный федеральный округ, то здесь строительная отрасль находится в более выгодных условиях благодаря «дальневосточной ипотеке», за счет чего сильных изменений или потрясений удается избежать. Для понимания значимости этого инструмента для местного рынка приведу статистику: в наших проектах ЖК «Формат» и DNS Сити – 60% сделок проходят по программе ДВ-ипотеки.
В будущем на Дальнем Востоке и в Приморском крае, в частности, будут выигрывать в конкуренции девелоперы с ликвидными продуктами, подходящими под условия льготной ипотеки, но предлагающие достойный продуманный продукт. При этом одним из ключевых факторов успеха на рынке станет наличие разнообразной квартирографии, удовлетворяющей потребностям всех категорий покупателей. К примеру, в своих проектах – «Формат» и «DNS Сити» – мы обеспечили широкий ассортимент квартир – от 23 до 104 кв. метров, и все варианты отделки: черновую, предчистовую, квартиры с готовым ремонтом. Плюс в «DNS Сити» вывели на рынок двухуровневые квартиры с потолками пять метров и большими витражными окнами.
Если говорить о стоимости жилья, то серьезных скачков, думаю, не будет. Да, отдельные застройщики будут предлагать скидки, но долго это не продлится, поскольку работать себе в убыток никто не будет. Соответственно рынок вернется к борьбе за клиента на поле качества продукта.
Приморские пчеловоды до сих пор оправляются от последствий прошлогодних проблем — массового заболевания и падежа пчел. При этом с оптимизмом смотрят в будущее — рассчитывают на хороший медосбор от липы. Об ожиданиях от нового сезона, проблемных вопросах отрасли и способах их решения рассуждает председатель союза пчеловодов Приморского края Рамиль Еникеев.
Уже с конца прошлого года Союз пчеловодов Приморского края вместе с нашей наукой начал работу по выяснению причин произошедшего. Вместе с Приморским аграрным университетом и НИИ Роспотребнадзора им. Сомова провели и проводим исследования на выявление вирусных заболеваний. Мне пришлось слетать в Москву, включиться в работу ветеринарной секции РАН. Организовали учёбу для наших ветеринарных специалистов с помощью лучших российских учёных.
Ситуацию взял на контроль заместитель председателя правительства Приморского края Николай Стецко и министр сельского хозяйства региона Андрей Бронц. Учитывая, что пчеловодство является одной из важных отраслей в регионе, губернатором Олегом Кожемяко было принято решение о создании АНО "Агентство по развитию пчеловодства Приморского края". На данный момент проходит его регистрация в органах юстиции. Эта организация и будет работать над тем, чтобы устранить причины произошедшего коллапса.
В этом году прогнозируется неплохой медосбор с липы, при условии что погода "не подкачает". Но главная задача – это восстановление поголовья пчёл. Некоторые пчеловоды, потерявшие полностью пасеки, решили оставить это занятие. Увы, но у нас до сих пор нет ни одного племенного хозяйства по Дальневосточной породе пчелы, и приходится искать различные варианты восстановления пасек. Но, наши депутаты сейчас разрабатывают меры поддержки для пчеловодов, которые смогут помочь пережить этот период.
Мы категорически против завоза в регион пчёл других пород, тем более, что выжившие пчёлы – это наиболее сильный материал в плане иммунитета и жизнестойкости. Скажу также, что такие кризисные ситуации случаются в пчеловодстве с определённой цикличностью — примерно раз в 25-30 лет.
Между тем, к сожалению, не спадает накал напряжения и в вопросе сохранения главного нашего медоноса – липы. Погода устоялась, пчеловоды выезжают "на разведку" в тайгу и видят печальную картину: пеньки на месте лип, которые росли и были кормовой базой для их пчёл на протяжении нескольких лет. Уже поступает информация из нескольких районов, будем работать с ней. Единственное правильное решение, по мнению жителей таёжных поселков, пчеловодов, учёных – ограничение заготовки древесины липы, по примеру нашего кедра (сосны Корейской).
Прогнозируем, что цены на мёд в новом сезоне останутся на уровне прошлого года. Всё зависит от липового медосбора. Надеемся ,что он будет неплохим. Два года подряд без липового нектара – мы такое не заслужили.
Он стоит на известном всему СССР проспекте Владивостока, воспетом Аллой Пугачевой еще в 1970-ых. Лицо развернуто к бухте Золотой рог, откуда уходят и куда возвращаются все, кто живет здесь морем. Куртка нараспашку, брюки клеш по моде тех лет, характерная морская осанка. Его судно только что пришвартовалось в родном порту, а он сам сошел на причал, вышел в город и ловит такси. В его фигуре что-то очень хорошо знакомое…
Горожане его приняли, что называется, «как своего». Ему дали имя Эдик. С ним здороваются и трут на удачу его большой палец, поднятый вверх в жесте «голосования» такси. С наступлением холодов морячка приодевают в шапочку и шарф, а к Новому году наряжают в мишуру. Эдик – «свой в доску», понятный и близкий многим из недавнего прошлого Владивостока.
Владивосток 70-ых – это особая страна в стране, закрытая и доступная немногим. В то время едва ли не каждая вторая организация в городе была тесно связана с морем. Дальневосточное морское пароходство (ДВМП), исследовательский флот (ДВНИГМИ), вспомогательный флот ТОФ и, разумеется, рыбаки и китобои. Моряки и научники ходили в порты всего Тихого океана и не только, у рыбаков были экспедиции в зонах Канады, США, Перу и Новой Зеландии. А главным и вожделенным портом захода, так уж сложилось, был Сингапур. Те годы и тогда, и сейчас вспоминаются коренными жителями как расцвет Владивостока: строились новые жилые районы, важные крупные городские объекты, модернизировался исторический центр, а сами владивостокцы чувствовали себя счастливыми и благополучными.
Моряков, на несколько месяцев отправлявшихся в другие страны, окружала особая аура людей, которым доступно недоступное. Из своих поездок они обязательно возвращались с ворохом подарков для всех близких: автоматическими зонтиками, женскими шейными платками, двухкассетными магнитофонами, виниловыми пластинками и другими заморскими диковинами. Быть замужем за моряком, иметь такого человека в родственниках или дружить с ним было в большом почёте.
Во всяком случае, из 2000-ых та пора именно так и ощущалась. 9 сентября 2004 года тогдашний главный редактор радио «Европа плюс Владивосток» Руслан Вакулик записал в популярном на тот момент Живом Журнале идею о памятнике культовой профессии, которая бы связывала сразу несколько поколений владивостокчан.
«У меня просто появилась мысль о некоем собирательном образе владивостокца. Это виделось, как памятник социальной группе жителей, которая была в числе градообразующих для Владивостока тогда. Такая достопримечательность без пафоса, которая была бы близка каждому», - рассказывает идеолог и вдохновитель проекта.
Идея была озвучена, но окончательно оформилась и была реализована позже только спустя несколько лет, в 2009-2011 годах. Главный художник города Павел Шугуров, работавший в то время над культурным пространством Владивостока, подключился к проекту, активно представлял его на всех инстанциях. Городская администрация и мэр Игорь Пушкарев поддержали идею. Автором проекта стал скульптор и в прошлом сам моряк загранплавания Георгий Широглазов.
«Главный посыл этого арт-объекта – в памяти о недавнем времени. Рядом с памятником фотографируются моряки того поколения, они считают его памятником своей юности. К нему приносят цветы семьи иногда, как память о моряках, которых уже нет – отца, брата. Он стал самобытным объектом для туристов. Люди его любят, каждый по своей причине. Он человечный, отражает историю города. Моряк держит под мышкой винил – альбом Led Zeppelin – «The Song Remains The Same» – «Песня остаётся той же». Это к тому, что, хоть поколение моряков загранплавания, которые определяли во-многом облик Владивостока в 1970-80-х, уходит, морской характер города всё тот же, морская романтическая природа города и его жителей остается неизменной», – говорит Руслан Вакулик.
«Когда я смотрю на этот памятник, вижу себя. Точно также выглядел и я в конце 70-х-начале 80-х - расклешенные джинсы, футболка, куртка. Мы любили модно одеваться, посидеть в ресторане (особенно сразу после прихода в порт), женщин и хорошую музыку. И моряков было много – город-то морской!
Из своего первого рейса привез себе джинсы, купленные на Малай-базаре в Сингапуре, футболку «ливайс» и альбомы тех же любимых Led Zeppelin, Uriah Heep, Supertramp и Judas Priest. В то время, особенно летом, город был более ярок, по сравнению с тем же Хабаровском – именно за счет того, что моряки привозили всякие модные шмотки, сами одевались, родных-знакомых обували-одевали. Ну и торговали, конечно, не без этого», - вспоминает очевидец тех лет, бывший моряк загранплавания Игорь Бессараб.
фото: Игорь Бессараб
«Мне не нужно было ничего придумывать – я делал себя. Работа над скульптурой шла легко и свободно. Общий образ в голове возник сразу, а детали – пластинки под мышкой, портфель у ног – обсуждали совместно. Первоначально на руке висел зонтик, уже потом рука трансформировалась в жест голосования. Не совсем доволен окончательным вариантом, это уже больше коллективный труд. Например, таких длинных волос у моряков не было, и жест «большой палец вверх» появился ближе к концу 80-х, когда появились видеокассеты с зарубежными фильмами», – рассказал скульптор Георгий Шароглазов.
Новая городская скульптура в итоге стала представлять собой обобщенный образ моряков заграничных рейсов, а потому получила название «Воспоминание о моряке загранплавания». Она была установлена 15 января 2013 года на пересечении Океанского проспекта и улицы Фокина. Ее отлили в бронзе в литейной мастерской Екатеринбурга. С доставкой трехсоткилограммового арт-объекта возникла сложность – грузы такого веса из бывшего Свердловска не отправлялись. Пришлось через Москву. Ценный вес шел около недели… После этой истории можно с уверенностью сказать, что Эдик – точно прибыл из дальних путешествий.
Редкий моряк пройдёт мимо «себя в юности»
Сегодня этот объект культуры можно встретить в любом гиде-справочнике по Владивостоку. Если будете во Владивостоке, просто подойдите к Эдику, поздоровайтесь, поднимите палец вверх в знак солидарности с ним и станьте причастным к славному прошлому Владивостока!
Развитие креативных индустрий и использование новых технологий для создания кросс-индустриальных проектов обсудили на профильной сессии ВЭФ-2024
Технологические разработки сегодня активно используются в сферах IT, промышленного дизайна, коммуникациях, помогая создавать высокотехнологичную продукцию и внедрять цифровые сервисы.
Дизайнер Артемий Лебедев считает, что сегодня задействовать ИИ в креативных проектах необходимо – нейросети могут быстро нарисовать качественное изображение, и для этого не нужны художественное образование и навыки рисования. Однако, внедрить созданный нейросетями контент может только человек – потому что только он способен выбрать лучший вариант из сгенерированных и воплотить проект в жизнь, опираясь на свои знания и опыт.
«Пришла моя эпоха, человека, который не умеет рисовать, но при этом я являюсь дизайнером и проектировщиком. Мои мысли, зарождающиеся в мозгу, могут реализоваться на холсте или в виде какого-то предмета просто в результате моего умения ставить задачи», – отметил Лебедев.
Он добавил, что многие дизайнеры уже подключили к работе ИИ и это помогает создавать новые проекты, в частности, в сфере промышленного дизайна.
Лебедев привел пример сотрудничества с Серпуховским заводом по производству лифтов. Совместными усилиями команда студии Лебедева и Серпуховский лифтостроительный завод создали дизайн и интерфейс «лифта будущего». Помимо своей непосредственной функции – поднимать людей и грузы на нужный этаж – интерактивный помощник сообщает сводку погоды, дорожные новости и информацию о пробках, а еще может сделать комплимент и пожелать хорошего дня.
Такого же мнения придерживается и генеральный директор «ГПМ Цифровые Инновации» Дмитрий Чуркин. Он уверен, что технологии могут стать дополнением для создаваемых креативных проектов, но роль человека в сфере производства контента и дизайнерских решений остается доминирующей. Он рассказал о том, как в компании сокращают производственный цикл — например при создании shorts на видеохостинге Rutube для коротких видеороликов используются референсы, затем на них накладывается звуковое сопровождение и после обработки с применением ИИ получается готовый продукт.
Генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050ЛАБ Дарья Топильская уточнила, что о технологиях невозможно говорить без упоминания человека, поскольку их создают непосредственно люди. Даже если активно задействовать ИИ, без участия человека развивать творческие и креативные индустрии не представляется возможным. К примеру, дизайнеры используют технологии как инструмент для создания разовых творческих проектов, а крупные компании привлекают ИИ для того, чтобы запустить серийное производство.
«Сегодня технологии нужно делить на две большие группы: технологии, которые используют дизайнеры непосредственно в творчестве, как инструменты создания чего-то нового, и технологии производства той самой серийной продукции, промышленный дизайн которой мы разрабатываем», – подчеркнула Топильская.
Она также добавила, что в нашей стране промышленный дизайн только начинает развиваться, а создать полный дизайн-проект без участия человека невозможно.
Цифровые методы уже активно используются на улицах городов в оформлении фасадов домов – цифровая реклама перестала быть назойливым и раздражающим фактором из-за использования технологии дополненной реальности и применяется не только в коммерческих, но и в социальных проектах. Как отметила представитель Maer Group Виктория Баркова, сегодня уличные медиа выполняют функцию социальных сетей – самое нужное и интересное транслируется на экранах, тем самым избавляя человека от необходимости просмотра контента на смартфоне.
«Цифровая реклама позволяет создать интересный контент, продумать какой-то интересный креатив, то есть привлечь внимание зрителя и потребителя. Технологии позволяют креативщикам создавать интересный креатив, продумать, как сделать, чтобы реклама была не назойливой, не надоедливой, а наоборот, привлекала внимание», – сказала Баркова.
Генеральный директор группы компаний «Просвещение» Наталья Третьяк подняла вопрос правового урегулирования технологий с использованием искусственного интеллекта. В частности, еще предстоит определить принадлежность авторского права сгенерированного нейросетями контента и необходимости нести ответственность за те смыслы, что в него вкладываются.
«Есть ряд проблем. Не буду скрывать, это вопросы правовой неурегулированности. Авторское право. И не только авторское право, потому что непонятно, кому будет принадлежать сгенерированный контент: обладателю технологий либо промпт-инженеру, который правильно сформулировал, задал вопросы. Но в большей степени, наверное, здесь другая проблематика, – это вопрос ответственности. Кто будет отвечать, если сгенерированный контент неправильный, но это в лучшем случае, а в худшем – наносит вред жизни и здоровью ребенка?» – заключила Третьяк.
Тем не менее, цифровизация коснулась и печатной литературы – все чаще издательства дополняют книги и учебники QR-кодами, отсканировав которые можно попасть на интернет-страницы музеев, театров, общеобразовательных учреждений, прослушать аудиоролики или посмотреть тематическое видео.
Подводя итоги сессии, спикеры пришли к выводу, что технологический прогресс активно помогает развиваться креативной индустрии, создавать новые интересные проекты в сфере IT, дизайна, коммуникациях, в кино и мультипликации, VR и других.
Однако, вытеснить «человеческие смыслы» искусственный интеллект не может, поскольку для реализации даже самых смелых творческих идей технологии не смогут заменить человека.
Перегруженность терминалов Приморского края контейнерными грузами заставляет искать дополнительные каналы ввоза импорта в Россию через Дальний Восток. В этой ситуации предлагается повышать роль сухопутных пунктов пропуска, но они требуют соответствующего развития, на что нужно время и инвестиции. Сравнительно результативным решением здесь и сейчас видится переключение части контейнерного трафика на порты Хабаровского края.
Забит открытый порт Владивосток
На сегодня почти треть контейнерооборота российских стивидоров приходится на Владивосток. Основной массив потока идет через причалы Владивостокского морского торгового порта: за 7 месяцев ПАО «ВМТП» переработано 493,4 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте). Хотя это в сравнении с прошлогодним результатом на 2% меньше, непосредственно в июле компания обновила исторический максимум, обработав более 79 тыс. TEU, что почти на 8 тыс. TEU или 11% больше показателей аналогичного месяца 2023 года.
Кроме того, увеличивают перевалку контейнеров другие стивидоры портового узла. В частности, контейнерооборот ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» в январе-июле составил 229,6 тыс. TEU (+8% к уровню 2023 года), ООО «Владивостокский морской порт Первомайский» – 97,4 тыс. TEU (+35%), ООО «Пасифик Лоджистик» – 93,4 тыс. TEU (+11%).
Однако при растущем трафике порт не избежал затоварки. EastRussia уже писала о том, что нынешнем летом произошло серьезное скопление контейнеров на специализированных терминалах Приморья. В настоящий момент, сообщил на ВЭФ-2024 вице-президент по линейно-логистическому дивизиону FESCO Герман Маслов, ВМТП загружен более чем на 100%.
О том, что терминалы Владивостокского и Находкинского узла (включая порт Восточный) в настоящий момент перегружены, свидетельствуют и в Федеральной таможенной службе (ФТС). Как считает заместитель руководителя ФТС Владимир Ивин, для ввоза импорта в контейнерах через Дальний Восток нужно шире задействовать возможности сухопутных погранпереходов. Если с начала года через порт Владивосток в страну ввезено 277,2 тыс. контейнеров с импортными товарами, через Восточный и Находку – 138,7 тыс., то через пункт пропуска Забайкальск – лишь 68,7 тыс., привел он в сравнение.
Причем потенциал для обеспечения роста у пограничной станции Забайкальск имеется. «Проводили эксперимент, своего рода стресс-тест, когда в определенный период было вдвое увеличено количество контейнерных поездов. Мы без проблем справились с оформлением этого объема. Когда было в 2,5 раза больше, чем нынешний объем, уже провозных мощностей железной дороги перестало хватать, и было понятно, что это предел. Тем не менее в два раза мы могли бы увеличить оформление контейнеров через Забайкальск», – говорит замглавы ФТС.
Кроме того, в ДФО есть погранпереходы, где контейнерных грузов проходит крайне мало. Так, через железнодорожный погранпереход Тунцзян – Нижнеленинское перевозки с импортом составили всего 3,8 тыс. контейнеров, Хуньчунь – Махалино (Камышовая) – 1,5 тыс., Суйфэньхэ – Гродеково – 3,8 тыс.
Мощности у сухопутных пунктов пропуска для обслуживания увеличивающегося контейнерного потока пока не столь существенны, поэтому есть потребность активно инвестировать в их развитие.
Нужно также расшивать подходы, ведущие к ним. По словам Германа Маслова, сейчас наметился вектор на строительство новых перегрузочных мощностей в Приморье, что вызывает сомнение в их целесообразности. «Мы можем построить еще несколько терминалов рядом, тем не менее железная дорога, к сожалению, от этого больше не станет», – пояснил менеджер.
К решению проблемы на инфраструктуре общего пользования разумно привлекать бизнес, но пока в этом вопросе не устранены сдерживающие факторы. Например, средства в расширение погранпереходов на условиях государственно-частного партнерства готовы вкладывать банки. «Такие проекты характеризуются, с одной стороны, безусловно высокой капиталоемкостью, с другой, значительной зависимостью от того уровня трафика, который удастся получить от реализации проекта», – отмечает вице-президент ООО «ГПБ-Инфраструктурный холдинг» Валентин Мурашов.
Когда подобные стройки рассматриваются на условиях ГЧП, с точки зрения концессионных схем, публичная сторона (это может быть не только представитель государства) зачастую выступает гарантом будущей загрузки создаваемого объекта. Данный подход позволяет частному инвестору быть уверенным в возвратности своих инвестиций.
«Когда говорим о железнодорожной логистике Восточного полигона, такая схема не работает. Ни один публичный партнер – ни регион, ни грузоотправитель, ни оператор – не может гарантировать эту загрузку. Соответственно уровень риска проекта резко возрастает, что не позволяет его финансировать в нужном объеме, проект начинает буксовать. Здесь нам видится решение в том, чтобы повысить уровень прозрачности, повысить уровень понимания, каким объемом трафика может быть загружен тот или иной объект логистической инфраструктуры», – объяснил В. Мурашов.
Проект, который затрагивает инфраструктуру общего пользования, требует нестандартной финансово-экономической модели, что должно стать результатом целого творческого процесса, отмечали ранее в ВЭБ.РФ. Здесь особая трудоемкость – структуризация проектов со всеми заинтересованными сторонами. Если заранее определить на федеральном уровне, в том числе совместно с РЖД, те точки и те механизмы, которые государству и экономике нужны действительно как единое принятое решение, то эти проекты могли быть реализованы. Причем имущественный вопрос может быть не столь принципиален: для концессионера главное получать доход от эксплуатации объекта инвестирования, указывали в Сбербанке.
Нынешние проблемы в приморских портах объяснимы низкими пропускными способностями железнодорожной инфраструктуры и организацией движения по лимитирующим направлениям, говорит директор по логистике и аналитике ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин. Чтобы Восточный полигон работал нормально, многое зависит от морских портов, стивидорных компаний, в свою очередь заявил советник президента РФ Игорь Левитин.
Он напомнил, что целевой задачей III этапа модернизации БАМа и Транссиба является достижение провозной способности в экспортном сообщении до 270 млн т ежегодно. Из этого объема примерно 100 млн т будет адресовано в направлении терминалов Ванинского узла. Причем львиная доля грузопотока придется на насыпные грузы.
«А там вообще нет контейнерных перевозок. Значит, полувагоны из Ванино пойдут порожними обратно, их нечем будет грузить. Мы опять как бы делаем нерациональный пробег по железной дороге. Почему не идут контейнерные перевозки из Ванино?», – подчеркнул И. Левитин.
Вопрос актуален не только с точки зрения будущего трафика. Если сегодня в адрес Ванинского порта перенаправить часть контейнеризированного импорта, а на припортовой станции внедрить технологию погрузки контейнеров в полувагоны, контейнерные грузы, уходя по БАМу, частично разгрузят перегруженные мощности во Владивостоке, отмечает советник президента. Варианты организации отправок контейнеров из Ванинского порта он предложил рассмотреть на заседании штаба, действующего при зампреде правительства РФ Виталии Савельеве.
Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов, выступая на ВЭФ, не дал четкого ответа по поводу вывоза контейнеров из Ванино, но отметил, что компанию волнует ситуация, когда после выгрузки с этого припортового узла уходит масса порожних вагонов.
Стоит напомнить, когда только стартовала программа развития Восточного полигона, высказывалась идея, в том числе представителями РЖД, о том, чтобы в будущем ориентировать на БАМ, главным образом, тяжелые поезда, например, с углем, рудой, нефтепродуктами и т.п., а более легкие и высокомаржинальные перевозки, как контейнерные, оставить за Транссибом.
В настоящий момент FESCO прорабатывает вариант судозаходов контейнерного флота в Ванино, проинформировал Герман Маслов. «У нас есть опыт работы с портом Ванино. Когда был коллапс 2022 года, линии туда уже заходили. На том этапе это были не наши линии, тем не менее у порта Ванино есть опыт работы там и опыт работы с железной дорогой», – рассказал он.
Действительно, Ванинский морской торговый порт, являющийся универсальным, когда-то на регулярной основе работал с контейнерами, и в последний период, несмотря на активно поступающие насыпные грузы, периодически возобновлял их перевалку. Как правило, это происходило в тот момент, когда становилось хуже с логистикой в Приморском крае. Кроме того, на станции Ванино осуществлялись сдвоенные операции. В частности, полувагоны, приходившие в порт с экспортным углем, затем загружались импортным глиноземом, что сокращало подсыл порожних вагонов-минераловозов и давало некоторый резерв пропускной способности на лимитированном участке Комсомольск – Советская Гавань.
Организацию ввоза импорта в контейнерах через Хабаровский край поддержали в таможне. «Здесь готовы применить технологии для помощи запуска этого процесса, потому что понятно, что там, может быть, нет мест для погрузки, может, в Совгавань что-то [придется] отвести. Но всё под таможенным контролем организуем, проблем не возникнет», – заверил Владимир Ивин.
Тем не менее в FESCO считают, что у Приморья еще есть потенциал для обеспечения прироста контейнерного трафика. Сейчас ВМТП перегружен, но тыловые терминалы вокруг Владивостока загружены только на 51%, согласно данным РЖД, уточнил Г. Маслов.
По его мнению, напрашивается простое решение по устранению заторов в портах Владивосток и Восточный – это переориентация грузопотоков и входящего подвижного состава на те локации, которые отлично могут работать как с фитинговыми платформами, так и с полувагонами. Железнодорожный способ вывоза импорта должен быть приоритетным, но этот ресурс необходимо правильно использовать, считает вице-президент FESCO.
Поддержать, но не зарегулировать — развитие креативных индустрий на Дальнем Востоке обсудили на ВЭФ-2024. Профильная сессия получила название «Креативный каркас – 2030».
Креативная индустрия как полноценная отрасль в структуре экономики России появилась совсем недавно. Буквально летом 2024 Госдума приняла закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». Ответственным ведомством за развитие и поддержку креативной экономики назначили Министерство экономического развития. Президент поставил задачу к 2030 году нарастить долю креативной экономики в ВВП страны до 6-6,5%. Сейчас по консервативным оценкам: это 2,5-3%.
Что относится к креативной экономике? Это все, что придумал и создал человек (не искусственный интеллект, хотя его использование в качестве инструмента допускается): от кино, анимации и музыки до озеленения и урбанистики.
Как данность креативная индустрия даёт о себе знать повсеместно, растёт стремительно, но при этом становится «заложницей» своего новаторства — чиновники порой не знают, что делать с креативщиками, а те, в свою очередь, надеясь на поддержку, иной раз сталкиваются с вопросом: «А вы кто такие?». Идеи, рождённые во время профильной сессии девятого ВЭФ, а также проходившего летом в Хабаровске форума креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке», помогают обрести новому направлению экономики более четкую организационную форму, определить оптимальные режимы взаимодействия с государственным аппаратом. Сейчас, несмотря на принятый федеральный норматив, вопросов больше, чем ответов.
На сессии «Креативный каркас» креативную экономику сравнили с гибкой конструкцией, которую. с одной стороны надо аккуратно собирать, давать самой отрасли проявиться, обеспечивать мерами поддержки. С другой — быть осторожными и не зарегулировать до такой степени, что креаторы выйдут из периметра. Но пока никого ограничивать не собираются. Наоборот, сейчас ищут активных людей, дают им поддержку и площадки.
Как считать креативную экономику?
Эксперты «Востокгосплана» подсчитали, что в креативной экономике ДФО на данный момент 15,3 тысячи субъектов предпринимательства. Примерно половина — это ИП, остальное — небольшие предприятия (до 10 сотрудников). То есть речь идет о нескольких десятках тысяч человек, занятых в секторе. Сегодня в России группировка видов креативной экономической деятельности (по ОКВЭД-2) включает 13 индустрий, практически все они представлены и на Дальнем Востоке.
В целом, нынешний вклад креативщиков в экономику макрорегиона оценивается как «скромный», но с большим потенциалом. По данным «Востокгосплана» в 2023 году креативные индустрии дали ДФО около 50 млрд рублей выручки.
Единой методики расчёта «весомости» креативной экономики пока нет. Сложность калькуляции в том, что все дальневосточные регионы разные, как и структура их экономики. Например, Якутия ориентирована в том числе на добычу полезных ископаемых. Поэтому если говорить о доле креативной экономики в ВРП, то получается довольно несимметрично. Даже при том, что Якутия лидер в ДФО по кинопроизводству.
«Чтобы никого не вводить никого в заблуждение и быть математически честными, нужно брать базис, который определен внутри региона и от него ставить кратное значение. Абсолютных цифр и расчетов пока не может быть», — говорит замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева.
Таким образом, сейчас каждый регион отталкивается от той методики, которую определит для себя сам.
Каждый дальневосточный регион уже определил по три ключевые отрасли в креативной экономике, на развитие которых будет сделана основная ставка. Участники дискуссии особо отметили — крайне желательно, чтобы не возникла ситуация, когда во всех регионах «культивируются» одни и те же направления, создавая ненужную конкуренцию. Идеальный вариант — появление синергетического эффекта, когда 1+1=3.
«Мы видим большой запрос и многие регионы определяют как ключевую отрасль – архитектура и дизайн. Во многом это определено тем, как мы сейчас активно занимаемся мастер-планами. Сам рынок сформировал предложение для тех, кто занимается урбанистикой, озеленением. Второй по емкости запрос — это кино и анимация», – отметила Эльвира Нургалиева.
Алло, мы ищем таланты!
Чтобы активнее вовлекать в креативную индустрию молодёжь, в регионах проводятся конкурсы и форумы. Во время «Арктической стартап-экспедиции: Дальний Восток и Арктика России», проводимой под эгидой Минвостокразвития, отобрали почти 500 готовых к реализации проектов. Все авторы станут резидентами креативных кластеров, которые сейчас активно создаются на территории ДФО. В ближайшее время такие формы поддержки появятся во Владивостоке, Улан-Удэ и Благовещенске, а первый уже работает в Якутске.
«В этом году мы выделяем отдельную субсидию Фонду Кино на 2025-2026 годы в 200 миллионов рублей и будем объявлять отдельный конкурс фильмов, снятых на Дальнем Востоке и о Дальнем Востоке. Будут те же правила игры, по которым работает Фонд Кино, но только у картин будет дальневосточная направленность», — анонсировала замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики.
По словам Эльвиры Нургалиевой, кино поможет «сшить страну», даст эффект связанности. В ДФО на съёмки будут приезжать специалисты из центральной части России: их опыт будет востребован у местных кинематографистов, а у приезжих появится понимание, чем живет Дальний Восток. Кроме того, в Хабаровске откроются филиалы ВГИКа, ГИТИСа, а также института им. Щепкина. Последний распахнет свои двери для студентов и в Южно-Сахалинске в следующем году.
Одним из камней преткновения в развитии креативных индустрий участники дискуссии назвали... стеснительность. В регионах часто срабатывает «комплекс провинциала» и творческие единицы не осознают свой потенциалам, не верят в него, а значит, не продвигают свой продукт дальше. Поэтому родилась такая практика, когда команда АСИ приезжает на территорию регионов, ногами обходит студии и лично знакомятся с тем, что делают ребята, консультируют, помогают в продвижении.
Экспорт в АТР
В силу территориальной близости дальневосточным креативщикам намного проще выйти на рынки АТР, чем их коллегам из других регионов России. Дополнительный бонус — понимание культурных кодов соседей.
Пока экспорт ограничивается главным образом продажей полотен дальневосточных художников в Китай. Если в начальные периоды сотрудничества (1990- е годы) спросом пользовались отдельные работы русских мастеров, то в настоящее время формат спроса изменился в сторону классического художественного мастерства художников (масляная живопись, пейзажи).
Взаимодействие с российскими дальневосточными художниками географически переместилось на территорию Китая. В частности, российские художники приглашаются на творческие стажировки в КНР. Отбираются талантливые мастера, состоящие в Союзе художников или рекомендованные известными российскими экспертами. В период стажировки художнику обеспечиваются необходимые условия для работы.
Созданные произведения являются собственностью галереи, и за счет их реализации компенсируются расходы на организацию стажировок. Работы, создаваемые во время стажировки, могут отражать авторские идеи, а также копировать известные произведения, созданные отечественными и зарубежными художниками прошлого.
Однако сейчас появились серьёзные предпосылки к сотрудничеству в сфере кинематографии. Так, глава Якутии рассказал о скорой поездке в КНР команды, которая развивает в регионе креативные индустрии. Ранее они набирались опыта в США: Бостоне и Массачусетском технологическом университете.
«Мы, кстати, поедем, только, конечно, не в Штаты, а в Китай. Мы уже сейчас с ведущими университетами Китая определяем место, где будут наши ребята по технологическому предпринимательства дальше проходить обучение», – сказал Айсен Николаев.
Глядя на то, как ритмично развивается инфраструктура вокруг креативной экономики, эксперты дают благоприятный прогноз и по другим её направлениям.
Кроме того, со 2 по 4 октября в Узбекистане будет проводиться IV Всемирная конференция по креативной экономике. Это своего рода Олимпиада, когда различные страны (ранее конференция проходила в Индонезии и Арабских Эмиратах) принимают у себя масштабное мероприятие и гостей.
«Мы фактически сейчас выводим делегацию, цвет российских креативных индустрий, которые в глобальной мировой повестке будут показывать, что вообще Россия делает и мы понимаем, что это безусловно в том числе и политическая задача», – отметила Директор центра по развитию креативной экономики, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Екатерина Черкес-заде.