В КНР из-за Нового года, который в этом году выпал на 29 января, каникулы будут длиться с 28 января по 4 февраля включительно. Пункты пропуска в ЕАО и Хабаровском крае изменят режим работы.
Как сообщает ФГКУ «Росгранстрой», смешанный пункт пропуска Амурзет в ЕАО (на китайской стороне Лобэй) уходит на выходные с 29 по 31 января. Еще один смешанный пункт пропуска Нижнеленинское в ЕАО (на китайской стороне Тунцзян) будет закрыт с 28 по 31 января.
Что касается Хабаровского края, то смешанный пункт пропуска Покровка (на китайской стороне Жаохэ) не будет работать с 28 по 31 января. С 1 февраля все эти объекты возвращаются в привычный график.
Напомним, ранее сообщалось, что в связи с празднованием Нового года в КНР закроют погранпереходы в Приморском крае, а также в Амурской области.
Однако, некоторые пограничные объекты не станут корректировать график. Так, железнодорожный пункт пропуска Нижнеленинское в ЕАО (на китайской стороне Тунцзян) будет работать без выходных.
Кроме того, как сообщили в Росгранстрое, пункты пропуска на границе с Китаем в Забайкалье, в дни празднования китайского Нового года, будут работать в обычном режиме. Речь про пункты пропуска на российско-китайском участке государственной границы в Забайкальском крае (Забайкальск, Староцурухайтуйский и Олочи).
Традиционный Новый год в Китае - один из самых важных и масштабных праздников. Готовиться к нему китайцы начинают за несколько недель, и само празднование нередко продолжается больше двух недель.
Главная елка Приморья ждет гостей на Площади Борцов революции. Здесь же в новогодние каникулы состоятся самые массовые гуляния. В праздничной программе конкурсы, концерты, фейерверки.
А еще во Владивостоке на линию курсирует праздничный трамвай. Нарядный вагон с украшенной елкой будет ходить по маршруту № 6 до 7 января.
На Камчатке от фейерверка отказались. Зарядиться новогодним настроением в центре Петропавловска-Камчатского можно на новогоднем фуд-корте. Шатры с продукцией от камчатских предпринимателей расположились на площади у стелы «Город воинской славы». Там же можно заглянуть в резиденцию Деда Мороза. Работать фуд-корт будет каждый день до 8 января включительно.
В столице Хабаровского края, по традиции, в центре города установили две елки. Одна из них находится в парке «Динамо».
Как рассказали EastRussia в администрации города, в этом году парк сияет ярче прежнего, гирлянд стало еще больше, а камзол знаменитого Гулливера украсили светодиодами. Кроме елки на главной аллее в парке можно полюбоваться работами участников традиционного конкурса ледовых скульптур «Амурский хрусталь».
Вторая елка расположена на площади Ленина. В этом году убранство площади выдержано в классическом стиле. Здесь установлены более 20 арт-объектов и 20-метровая ель. Для детей оборудовали три горки. Тут же с 1 по 8 января можно посмотреть парад сказочных персонажей и посетить фестиваль-ярмарку «Амурфест.Зима». А еще можно сфотографироваться и поиграть с символом Хабаровского края – китолетом. «Час с Китолетом» пройдет 4 и 6 января с 15.00 до 16.00.
Главную елку Колымы на Театральной площади Магадана по традиции открывал парад Дедов Морозов. Тут программа праздничных мероприятий столицы Магаданской области.
В Биробиджане елка установлена на центральной площади города. Там расположились фигуры с иллюминацией: русские тройки с каретой и санями и пухлые снегири. Но главный элемент украшения – это гигантская арка с минорой. В ней одновременно горят 36 тыс. лампочек.
Сказка пришла и в центр Южно-Сахалинска. Елка и шатер установлены на главной площади у Дома Правительства. На оформление ушло 4 км гирлянд! Местные жители загадывают тут желания.
В Благовещенске новогодняя ель украшена игрушками и пятиконечной звездой, от которой лучами расходится гирлянда. Также площадь украсили светящимися арками, одна из которых напоминает полумесяц со звездой.
Вечером 31 декабря небо над Амуром озарит новогодний салют. Как сообщили EastRussia в правительстве Амурской области, запускать фейерверк будут в Китае, в районе острова Большой Хэйхэ. Посмотреть его можно 31 декабря, в 20:00-20:30 по амурскому времени. Кроме того, на главной телебашне Приамурья появится яркая фраза «С Новым годом!» на двух языках.
Последний день уходящего года столица Чукотки – Анадырь оказалась во власти циклона. Порывы ветра достигают 35 – 40 м/с. Но елка на главной площади выполнена с учетом климатических особенностей, хорошо укреплена, поэтому пурга не должна испортить праздник жителям и гостям округа.
Новогодняя елка на главной площади Якутска — площади Ленина — открылась одной из первых в стране. Церемония проходила с участием Хранителя мирового холода Чысхаана. Кстати, площадь Ленина открылась в этом году после реконструкции, работы шли почти год.
В Чите главная елка Забайкалья встречает гостей на площади Ленина. Здесь обустроили целый ледовый городок — с двумя катками — для взрослых и детей, горками и аттракционами.
Места проката коньков, мастер-классы, концертные программы, спектакли и даже спортивные активности по всему Забайкалью можно найти на интерактивной карте сайта «Культура 75». Она поможет запланировать новогодние выходные для всей семьи.
Главную ель Бурятии поставили на Площади Советов в Улан-Удэ. Традиционный ледовый городок заселили герои сказок Пушкина — среди двадцати восьми ледяных скульптур леший, русалка, кот ученый, старик со своей золотой рыбкой, три девицы под окном и другие персонажи.
Для детей также построены четыре безопасных ледяных горки: две большие и две для совсем маленьких гостей.
Всех с Новым 2025-ым!!!!
Открыли студию «Отдыхай-Зажигай» две подруги, переехавшие в Петропавловск-Камчатский из небольшого поселка на побережье полуострова. Алена Мартынова, 33 года, по образованию инженер-технолог рыбной продукции, по специальности не работала. Сразу после окончания вуза загорелась идеей открыть студию по организации праздников. Общую мечту воплощали вместе с подругой детства – встретились в Петропавловске, подрабатывая в одной компании аниматорами. Подруга – Татьяна Ворсина, 33 года, по образованию журналист, работала на местном телевидении, воспитывает двухлетнего сына. Обе девушки являются основными аниматорами студии.
– Алена, что для вас значит эта работа, почему вы стали аниматором?
– Когда искала работу в 2011 году, увидела объявление о вакансии аниматора. Я даже не знала точного определения этого слова, но интуитивно понимала, что это – человек, развлекающий детей. Мне это было знакомо, интересно, ведь я такой деятельностью занималась еще в школе, и в институте, когда подрабатывала. Теперь я понимаю, что это мое призвание, я нашла себя. Моя работа – моя жизнь и я каждый день дарю радость! Не простые эмоции, а именно счастье. Это очень важно, особенно на Камчатке, где так не хватает развлечений. Детям нужно дарить детство!
– Расскажите поподробней, как вы развлекаете детей, чем заинтересовываете?
– Если сухо и просто – то родители заказывают у нас праздники – дни рождений, выпускные из детсадов, школьные выпускные, новогодние вечеринки. Мы их организовываем и предоставляем пространство для проведения, у нас есть полностью оборудованный для детей стильный красивый клуб со множеством активностей, с неоном и светомузыкой. Ну а если подробнее, то без лишней скромности скажу, что все наши гости от нас в восторге!
У нас несколько форматов развлечений. Основное – это анимационная программа, когда персонажи в ярких костюмах выходят к детям и проводят интерактив. Например, супергерой сообщает, что какой-то злодей украл все подарки, и нужно всем вместе их найти, и мы с ребятами отправляемся в путешествие на поиски подарков. Второй вариант – модные сейчас программы на экране. Появился такой тренд – аниматором выступает популярный блогер на экране, он ведет разные игры, дает задания, логические задачи, ребусы, учит, например, танцевальным движениям – детям очень нравится новый формат. Третий вариант – летом мы проводим активности на улице – квесты, пенные вечеринки и прочее на дачах и базах отдыха. И, наконец, наше любимое – шоу-программа. Любой праздник мы дополняем шоу. Например, есть блестящая дискотека, где дети бросаются блестками, закапываются в них и веселятся. Шоу мыльных пузырей – и дети и взрослые обожают. И наши фирменные – фантастик-шоу, дрим-шоу, шоу спецэффектов. Все секреты раскрывать не буду, но расскажу, что существует дрим-страна, где можно загадать желание, а прилетающая прекрасная фея его обязательно исполнит. У нее яркий красивый наряд, синие волосы, светящиеся крылья, поставленный танец, особенная специально подобранная музыка, ее движения сопровождаются подсветкой и светомузыкой. Можно сказать, это театрализованное представление. Шоу-программы – это наши оригинальные авторские сценарии, которых больше нет ни на Камчатке, ни в России. Из спецэффектов самый любимый всеми – это снег. Снег в помещении с потолка всегда вызывает на Камчатке огромный восторг!
Помимо всего этого есть много приятных дополнений, которые делают праздник более насыщенным – сахарная вата, неоновый бокс с игрушками, откуда каждый ребенок может взять себе подарок, пиньяты с вкусняшками, аквагримм, бьюти-бар для девочек – все это украшает любой праздник.
– Ну вот и мне захотелось к вам на праздник! Вы для взрослых что-то устраиваете?
– Мы занимаемся, в основном, детскими праздниками. Но также по запросу готовим вечеринки и для взрослых. Но это индивидуальные разработки под конкретного клиента, а детские у нас заготовлены, и мы их постоянно пополняем. Мероприятия проводим почти каждый день, а по выходным бывает и несколько заказов. Пик сезона – в декабре (Новый год) и в мае (выпускные).
– Что сейчас в тренде на детских вечеринках?
– Сейчас на волне – Хагги Ваги и Кисси Мисси. Это – страшные монстрики, но дети их обожают. Хоть они и монстры, мы не делаем программу страшной – в конце всегда будет хэппи-энд либо что-то поучительное. Также популярны Уэнсдэй, Куроми, «Цифровой цирк» – все трендовое у нас есть. Но, надо сказать, не всё заходит на Камчатке. Например, на материке были очень популярны Барби после выхода фильма. Мы сделали Барби-шоу, но тут оно не так зашло... Самое популярное сейчас, как и в прошлом году – Уэнсдэй, вот до сих пор на волне. Пользуются популярностью и классические персонажи – супергерои и принцессы. Всего у нас около 100 персонажей. В команде около десяти человек, включая администраторов.
– Вы проходили профессиональную подготовку для работы с детьми?
– Как таковой профподготовки для аниматоров нет. Но каждые полгода мы ездим на разные форумы по всей России, на слеты аниматоров, где собираются около 200-300 человек из нашей сферы. Обмениваемся своими наработками, фишками, ходим на мастер-классы, слушаем лекции психологов, коучей и профессионалов нашей сферы. Лично я была на таких форумах 21 раз. Заряжаемся там, и о себе рассказываем коллегам из других городов, а по приезду домой начинаем креативить. Мы обучились всему, что знаем и умеем, вкладывая много денег.
– Можете раскрыть секрет взаимодействия с ребенком, который, скажем, очень стеснительный в обществе или пришел без настроения?
– Таких ситуаций у нас практически не происходит. Самое главное – работать от души, не просто надеть костюм, выйти к детям и сделать свое дело. Нужно действительно поверить в сказку, в персонажа, которого играешь, и говорить искренне, от сердца и души с ребенком. Когда они это видят, то отдают свои эмоции и энергию взамен, у них блестят глаза и они верят персонажу. Всегда все хорошо проходит. Но я точно знаю, как привлечь внимание детей и как взаимодействовать с родителями.
– Как можете в целом охарактеризовать индустрию развлечений для детей на Камчатке?
– Развлекательная индустрия здесь страдает: мало мест, куда можно пойти с ребенком. Даже детских площадок не хватает. Но у нас есть около десятка детских студий — наших конкурентов в Петропавловске. Как правило, все, что тут появляется, быстро надоедает – у нас маленький город. Появилось детское заведение – и все идут туда, а через год там уже все неинтересно и …испорчено. Мы понимаем, что у нас одна и та же аудитория, и нам необходимо постоянно развиваться – чтобы не надоесть. И мы всегда можем удивить гостей, даже тех, кто у нас был полгода назад.
Каток на льду Амура, иллюминация в центре города и Рождественские колядки – как праздновали Новый год и Рождество в дореволюционном Хабаровске?
Кукла Варя и замороженные мандарины
Больше всего, конечно же, Рождества ждали дети: после обязательных святок, посещения церкви наступала самая приятная пора – елка и подарки. В Хабаровске «елок» было несколько: общественная, для гимназисток и кадетов. Как правило, ее посещал генерал-губернатор, который и вручал подарки. Сергей Михайлович Духовский, к примеру, любил приходить с супругой Варварой Федоровной.
Вот, что она писала по этому поводу в своем дневнике, который вела с раннего детства:
«30 декабря в нашем атаманском зале была устроена елка для гимназисток и для кадет; мы обедали по этому случаю в три часа, а в пять стали уже собираться дети с их родителями. Сначала мальчики и девочки попарно прошлись по залу полонезом, а затем я начала раздавать девочкам подарки, разложенные кругом елки, а муж наделял ими кадет».
Примечательно, что у детей заранее узнавали, какие бы подарки они хотели получить. Для этого, к примеру, однажды нарядили дворника гимназии Дедом Морозом, которому девочки передавали специальные билетики, где и был указан желаемый подарок. У девочек, как правило, это были куклы или зеркало.
Опекали Духовские и сирот: заезжали в приют, где также вручали подарки. Варвара Духовская в один из таких визитов отметила в своем дневнике девочку, которая проявила себя, как настоящий дипломат. Когда генерал-губернатор спросил её: «Как куклу назовешь?», ответила: «Варей».
Были в Хабаровске «в чести» и, выражаясь современным языком, корпоративы: их устраивало практически каждое сообщество. К примеру, в кадетском корпусе в новогодние праздники проходил танцевальный вечер с живыми картинами, в 10-м батальоне – солдатский спектакль, а в общественном собрании водружали огромную елку, куда приглашали воспитанников двух городских училищ. В качестве угощения для них приготовили «диковинку» – мандарины. Правда, они были замороженные: по-другому в те годы фрукты, да и многие другие продукты, доставить в Хабаровск было попросту невозможно.
Елки, кстати, устраивали практически все купцы и торговцы средней и мелкой руки. Среди предпринимателей считалось зазорным не потратить деньги на благотворительность.
В последнюю неделю декабря, с наступлением Рождества Хабаровск становился городом ряженых. Они ходили друг к другу в гости, к соседям, поздравляя с наступающими праздниками и получая небольшие подарки. Правда наряжаться разрешалось далеко не всем – нижним чинам, как бы сейчас сказали, «рекомендовалось» оставаться в форме.
Высшие чины и знать на Рождество ходили на божественную литургию в Успенский собор – тот самый, который в 20-е годы ХХ века разрушили и из его кирпичей построили пожарную каланчу (стоит до сих пор).
Новый Год по-взрослому
Для взрослых на Новый год устраивались маскарады и танцевальные вечера. 1901 год, к примеру, встречали в Общественном собрании, а вечером 1 января «избранное общество» приглашалось в дом генерал-губернатора, где устраивался маскарадный бал. Формат настолько понравился горожанам, что маскарады стали проводить чаще – и в честь других праздников, а потом и вовсе в обычные дни. Была даже своего рода конкуренция между Общественным (читай – гражданским) и Военным собранием в части организации мероприятий. Военные выигрывали – у них было собственное здание с просторным залом.
Готовились к праздникам, как и сейчас, загодя: примерно в начале декабря в единственной газете «Приамурские ведомости» (кстати, учрежденной Духовским) появлялись коммерческие объявления, гласящие, что в тот или иной магазин завезли новогодние товары: елочные игрушки, украшения. Парикмахерские и ателье объявляли о приеме заказов на пошив новогодних костюмов. Одним из самых популярных был костюм Амура.
В числе популярных зимне-новогодних забав было и катание на собачьих упряжках. Для этого в город специально приезжали гольды (так называли нанайцев, а заодно иногда и других коренных жителей – орочей, ульчей), которые устраивали гонки на замерзшем льду Амура (гонки эти, кстати, очень любил генерал-губернатор). За плату они катали всех желающих и даже работали в качестве такси.
Вообще, увеселительные мероприятия сильно зависели от погоды: мороза и ветра. В частности, именно из-за холодов в новогодние праздники в Хабаровске не проводились военные парады, как это было принято в западных регионах страны, а вот оружейные салюты (вместо нынешних фейерверков) были и были долгожданными. Кстати, именно оружейный выстрел извещал о том, что наступил Новый год (вроде боя курантов на Спасской башне сейчас).
А вот распивать спиртные напитки, несмотря на холод, возбранялось. За этим строго следили полицмейстеры, особенно на мероприятиях для простолюдинов – были и такие, для них устанавливали елку возле народного катка у Алексеевской женской гимназии, куда люди попроще приходили пешком, чтобы поглазеть на наряженное дерево и тех, кто катается на коньках.
Кстати, одно время – в начале ХХ века – каток устраивали прямо на льду Амура: выбирали место, где торосов поменьше, расчищали площадку и за небольшую плату пускали посетителей. Здесь же можно было отведать чая из самовара, с бубликами.
В прорубь!
Впрочем, для всех «выпивох» был вполне себе выход – нырнуть в прорубь. Помните, как генерал в «Сибирском цирюльнике»? Собственно, этим и заканчивались празднества – после недельного загула «холодный душ» в Амуре возвращал к рутинной жизни. До следующего Рождества и Нового года…
Празднуют день рождения Хабаровска по традиции в последние выходные мая. Учитывая, что год юбилейный, праздничная программа растянулась на несколько дней. Корреспондент EastRussia отправился на улицы «виновника торжества» в ретроавтомобиле, чтобы попробовать объять необъятное.
Отправился я на арт-фестиваль «Счастливый Хабаровск» вместе с клубом «80'S Old School Autoclub» – сообществом любителей праворульных японских машин, выпущенных в 80-х годах прошлого века. И хотя формально я не подходил под заявленный формат клуба - мой «Чайник» (Toyota Chaser) 1979 года выпуска – в ряды владельцев олдскульных машин меня взяли с охотой.
Мой новый знакомый Михаил на «Тойота Креста» координирует своих по месту, которое нам определили для выставки:
– В автобусном кармашке, прямо перед «Саппоро».
Стоящий рядом молодой парень недоуменно оглядывается по сторонам в поисках неведомого ему «Саппоро». Замечая это, объясняю:
– Вот это здание, где сейчас ресторан «Пани Фазани», новодел, его «воткнули» аккурат между двумя дореволюционными зданиями. А строили его японцы, здесь был один их первых японских ресторанов в современном Хабаровске – «Саппоро», было это в конце 80-х. Как раз наши «Кресты» и «Чайзеры» тут могли парковаться.
Хотя беглый опрос соучастников выставки показывает, что машины в Хабаровске очутились разными путями и некоторые не так давно: «Кресту» Михаил пригнал из Благовещенска, я своего «Чайника» с Сахалина, красная «Тойота Супра», которая стала настоящим магнитом для зрителей, приехали с Камчатки. Все-таки Хабаровск – центр Дальнего Востока, а любители ретро машин готовы проделать немалый путь, не говоря уже о бюджетах, которые приходится тратить на восстановление авто.
– Это же машины из нашего детства! – говорит дама лет 30, рассматривая вместе с сыном и мужем наши машины.
Вот уж действительно: из нашего, дальневосточного детства!
«Японки» из 80-х оказались не единственными автоэкспонатами на ставшей на несколько часов пешеходной зоной главной улице Хабаровска Муравьева-Амурского. Неподалеку расположились отечественные машины, начиная с 40-х годов прошлого века. Это музей «Авторетро-100» экспонирует свои экземпляры. Хабаровчане часто видят их на всевозможных городских и краевых праздниках. Недавняя прогулка у «Авторетро-100» была на День Победы.
Через пару кварталов – «громкие» машины: студии автозвука на колёсах, поражающие всех децибелами. Неподалеку еще «японки», но посвежее и тюнингованные – у таких, как правило, «зверь» под капотом и красивая аэрография.
На «Счастливый Хабаровск» мог заявиться к участию любой клуб, сообщество или компания. И с каждым разом, складывается впечатление, что участников становится все больше. В этот раз их набралось около сотни. Чтобы познакомиться с ними поближе, закрываю «Чайника», беру фотоаппарат и идут по Мур-Амур (так для краткости хабаровчане называют улицу Муравьева-Амурского).
На одном из перекрестков девочки-гимнасты выполняют в воздухе всевозможные упражнения. Всегда поражался – как они не боятся? Тут же «летают» в воздухе велосипедисты, скейтеры и парни на самокатах с маленькими колесиками, для которых на проезжей части установили рампы и боксы.
По соседству художники пишут портреты горожан, у бывшего Центрального гастронома любители Средневековья демонстрируют своих доспехи и предлагают зрителям принять участие в шуточных сражениях. Те, кто соглашался, с азартом «дубасили» противника мягким подобием меча. Пешеходные дорожки отвели для всевозможных арт-мастерских, где можно попробовать смастерить что-либо самому или приобрести готовый хенд-мейд у тех, кто это делать умеет.
После обеда Муравьева-Амурского наполняется людьми, получается эдакое «людское море».
В числе зрителей был и мэр Хабаровска Сергей Кравчук, он каждый год приходит на «Счастливый Хабаровск», считая его «визитной карточкой» Дня города.
–Прекрасный фестиваль. Он показывает, насколько разносторонние люди живут в нашем родном городе! Дорогие хабаровчане, от души поздравляю вас с юбилеем краевой столицы! Благодаря вам наш город растёт и развивается, – поздравил хабаровчан Сергей Кравчук.
Говорят, мэр успел осмотреть все площадки и даже поучаствовал в благотворительных акциях. А я вот не успел - начался ливень! Надо сказать, что по всем признакам день обещал быть солнечным и жарким, поэтому многие не стали брать зонтики. Вот им-то (а их оказалось большинство) и пришлось искать убежища под козырьками, карнизами и крышами. Давно такой картины не наблюдал в Хабаровске: тысячи людей стоят вдоль стен зданий, но при этом все довольные и улыбаются. Лично мне это напомнило первые кадры фильма «Июльский дождь» режиссера Марлена Хуциева.
На какое-то время Мур-Амур опустела, хотя некоторым ливень не помешал принимать ванную из мыльной пены или просто танцевать.
Впрочем, дождь закончился и «людское море» вновь вернулось, уже до самого вечера.
Во второй празднично-выходной день из всего разнообразия мероприятий мы выбрали прогулку-квест «Любимый город». Место старта: городские пруды. Задача: прочитать вопрос из конверта, понять, какое место зашифровано, дойти или добежать до него, найти на месте агента и получить следующее задание. Можно брать подсказки из этого же конверта, но за это с команды снимаются баллы.
«Какая знаменитая историческая личность была взята под охрану государством в 1960 году?»
Так звучит наш первый вопрос. Понятное дело, что речь идет о памятнике, который взяли под охрану. Моя версия: Ерофей Хабаров на привокзальной площади, его как раз к 100-летию Хабаровска установили. Но коллеги по команде отвергают версию – слишком далеко, все места в радиусе километра. Что ж, тогда Владимир Ильич на пл. Ленина, как раз неподалеку. Через несколько минут пыхтения в горку убеждаемся, что версия была правильной.
Потом были «Балалайка и Пипа» на Амурском бульваре, нулевой километр трассы Чита – Хабаровск и «Белый дом» опять же на площади Ленина. Нашу победную спесь сбил финальный вопрос, который звучал так: «Место, где собираются братья и сестры». Конечно же, мы ринулись к Успенскому и Спасо-Преображенским соборам, хотя все в итоге оказалась гораздо ближе – это была аллея побратимских связях на прудах.
Примечательно, что в нашей команде из пяти человек двое оказались гостями из Приморья. Владимир и Ася приехали в Хабаровск из Арсеньева, он - студент ТОГУ, она – медицинского колледжа. На вопрос «почему не ДВФУ?» отвечают, что хотели подальше от родителей, почувствовать себя самостоятельными. Что ж, это тоже в духе Хабаровска – наш город всегда был студенческим и с большим числом приезжих.
С днем рождения, Хабаровск!
С 1 апреля 2025 года в Китае вступают в силу обновлённые правила таможенного контроля за ручной кладью и багажом. Согласно документу, опубликованному на официальном сайте Главного таможенного управления КНР, изменения затронут процедуру проверки багажа, меры биобезопасности и требования к коммерческим грузам.
Новый закон заменяет шесть ранее действовавших нормативных актов, разработанных ещё в 1980-х годах. В их числе:
· правила для въезжающих и выезжающих граждан,
· регламент для транзитных пассажиров,
· нормы карантинного контроля.
Теперь все эти аспекты объединены в один документ, что, по мнению властей, упростит понимание требований для путешественников. Однако, вместе с сокращением бюрократических процедур, усиливается контроль на границе.
Вводится понятие «разумного самостоятельного использования» для предметов личного багажа. Однако конкретных критериев в законе нет. Эксперт Научно-образовательного центра прикладного востоковедения Восточного института ДВФУ и региональный представитель информационного агентства «Большая Евразия» Роман Тарантул отмечает: «Данный приказ, как и вся система китайского права, полон довольно размытых формулировок, которые оставляют пространство для принятия решения конкретным исполнителем на местах. Так, например, в законе отсутствуют требования или понятие "разумного личного пользования". Где разумный предел — будет решать конкретный сотрудник конкретного перехода».
Основные изменения касаются безопасности перевозок:
· биоматериалы (вакцины, патогены) теперь подлежат обязательному декларированию, независимо от объёма.
· задержка багажа возможна на срок до 7 дней (или дольше), если таможня выявит потенциальные риски, например, наличие вредителей или инфекций.
· конфискация и уничтожение запрещённых товаров без возможности их возврата.
Расширен перечень грузов, подлежащих обязательному письменному декларированию. Теперь декларация необходима при ввозе и вывозе:
· образцов коммерческой продукции,
· рекламных материалов,
· предметов, требующих лицензий (например, редкие виды флоры и фауны).
Кроме того, изменены сроки оформления раздельного багажа — теперь максимальный срок подачи декларации составляет 6 месяцев.
Параллельно китайские власти делают ставку на технологическое развитие таможенного контроля. Планируется активное внедрение сканеров и систем искусственного интеллекта, электронного декларирования, которое станет доступнее.
Новые правила направлены на сокращение бумажной волокиты, но одновременно усиливают контроль за провозом багажа и товаров. При этом многие из нынешних нововведений просто формально закрепляют уже внедренные китайской стороной стандарты таможенного контроля. Как отмечает президент Дальневосточной ассоциации туризма Ирина Кушнарёва: «В последнее время наблюдается ужесточение контроля со стороны надзорных органов не только России, но и Китая. Конечно, новые меры, принятые китайской таможней, не влекут кардинальных изменений в вопросах пересечения границы, однако вводят ряд новшеств, которые мы будем учитывать».
В текущем году Восточный полигон «РЖД» получит меньший объем финансирования. В связи с сокращением инвестиционной программы в госмонополии пересматривают приоритетность грузов на БАМе и Транссибе, что вызывает обеспокоенность регионов, ранее обладавших квотами на вывоз угля. В то же время со стороны грузоотправителей растет востребованность пограничных железнодорожных переходов через государственную границу, в связи с чем предполагается реализовать крупные проекты создания таможенно-логистических терминалов. В ряде аэропортов Дальнего Востока продолжается реализация проектов по модернизации и расширению пропускной способности. В Якутии начато возведение важного инфраструктурного проекта – моста через реку Лена.
Железная дорога и уголь
В сфере железнодорожного транспорта наиболее существенной проблемой остаются ограниченные провозные мощности Восточного полигона на фоне роста потока грузов в восточном направлении. «РЖД» намерены увеличивать перевозку высокодоходных грузов[1], отмечая необходимость финансирования новой инвестиционной программы, объем которой сокращен относительно 2024 г.
В 2025 г. ОАО «РЖД» сократило объем соглашений с регионами о вывозе угля. Так, «РЖД» обеспечат в текущем году вывоз не менее 54,1 млн тонн угля из Кузбасса[2], в то время как твердое топливо из других регионов будет вывозиться на условиях правил недискриминационного доступа (ПНД), но без отдельных приоритетов. Ранее в рамках приоритетной третьей очереди в 2024 г. вывозилось 99,3 млн тонн экспортного угля из шести регионов, включая Иркутскую область, Бурятию и Якутию.
Стоит отметить, что в 2024 г. уголь, вывозимый в рамках соглашений, составлял более 60% загрузки Восточного полигона. «РЖД» заинтересованы в сокращении этой доли, так как уголь отличается для компании низкой доходностью. Против сохранения квот для всех ранее обладающих ими регионов выступали Минэкономразвития и Минтранс, где полагали, что такая поддержка угольной отрасли угрожает финансовой устойчивости «РЖД», препятствуя развитию несырьевого экспорта в восточном направлении. В частности, по оценкам Минтранса, сохранение приоритета угля нанесло бы наибольший урон погрузке контейнеров и черных металлов, а также удобрений, зерновых и нефтяных грузов[3].
В то же время в Минэнерго, которым руководит бывший кемеровский губернатор С.Цивилев, предлагали заключить на 2025 г. соглашения о вывозе угольной продукции со всеми регионами, имеющими квоту в 2024 г., сохранив ее размер на уровне не ниже прошлогоднего или увеличив до 139 млн тонн. Отмечалось, что общая экспортная погрузка в восточном направлении растет незначительно (+0,4% по итогам января-ноября 2024 г.), что делает отказ от угля нецелесообразным. Тем не менее в правительстве была поддержано позиция «РЖД», Минтранса и Минэкономразвития.
Не охваченный указами президента экспортный уголь из других регионов в 2025 г. будет вывозиться в предпоследней категории очередности, а не в рамках третьей очереди, как ранее. На этом фоне вице-премьер А.Новак в январе поручил Минэнерго и Минтрансу провести совещания с представителями портов и «РЖД» для проработки оптимальной тарифной политики по вывозу угля.
Напомним, что для вывоза угля из Якутии в 2024 г. завершилось строительство[4] частной Тихоокеанской железной дороги («Эльгауголь» А.Авдоляна и А.Исаева), но она предназначена для продукции только Эльгинского каменноугольного месторождения (УК «Эльга»), соединяя месторождение с терминалом «Порт Эльга»[5] в Хабаровском крае (мыс Манорский). Первый состав с углем в тестовом режиме прошел по Тихоокеанской железной дороге в ноябре.
Протяженность Тихоокеанской железной дороги составляет 531 км, стоимость строительства – около 146 млрд рублей. На первом этапе пропускная способность железной дороги составляет 30 млн тонн в год. Второй этап планируется завершить в первом квартале 2027 г., увеличив пропускную способность до 50 млн тонн в год.
При этом на Тихоокеанской железной дороге возникают проблемы, связанные с авариями. Так, 6 января на 461 км Тихоокеанской железной дороги в Хабаровском крае произошел сход 39 полувагонов с углем состава, направлявшегося от Эльгинского месторождения до порта Эльга. По факту инцидента Восточным межрегиональным следственным управлением на транспорте была инициирована доследственная проверка по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Согласно предварительным данным причиной инцидента стало повреждение целостности рельсового полотна из-за движения грунтов при низких температурах. Ранее сход состава на этой дороге произошел 11 ноября накануне официального запуска движения, при обкатке полотна. При происшествии оказался поврежден тепловоз ТЭ8-001, произведенный группой «Синара» совместно с американской General Electric на Людиновском тепловозостроительном заводе (Калужская область).
В конце декабря 2024 г. советом директоров госмонополии была утверждена инвестиционная программы «РЖД» на 2025 г. Ее объем составляет 890,9 млрд рублей, что на 40,3% меньше инвестпрограммы 2024 г.[6] При этом инвестиции в Восточный полигон в текущем году, согласно программе, составят 116 млрд рублей, что почти в пять раз меньше, чем годом ранее (в 2024 г. – 360 млрд рублей). Главным образом средства предполагается направить на обновление путей и закупку подвижного состава. Провозная способность в 2025 г. будет сохранена на прежнем уровне, для Восточного полигона она составит 180 млн тонн[7]. В текущем году «РЖД» ожидает роста экспорта через Дальний Восток на 8,2% относительно 2024 г., до 166,2 млн тонн. Сокращение инвестиционной программы в «РЖД» объясняют ограниченными возможностями заимствований средств и обслуживания текущего кредитного портфеля в условиях высокой ключевой ставки.
В январе в «РЖД» назвали избыточный парк вагонов в качестве еще одного фактора, осложняющего перемещение грузов на Транссибирской и Байкало-Амурской магистралях. Избыток оценивается в примерно 400 тыс. вагонов. Неиспользуемые вагоны[8] на путях общего пользования замедляют участковую скорость перевозки на 1-2 км/ч, в частности, в 2024 г. участковая скорость на сети «РЖД» в целом снизилась до 35,7 км/ч (до уровня 1992 г.). В связи с этим в 2025 г. (с 1 января) порожний пробег вагонов проиндексирован на дополнительные 10% (установлен дополнительный коэффициент в размере 1,1 к тарифам на порожний пробег универсального подвижного состава и платформ после перевозки контейнеров[9]).
Погранпереходы
С весны 2024 г. осложнились возможности российского контейнерного экспорта через порты Дальнего Востока на фоне снижения на железнодорожной сети числа согласованных заявок на отправку контейнерных поездов в восточном направлении. В связи с этим экспортные маршруты крупных экспортеров Сибири перестраивались в сторону сухопутных пограничных переходов Забайкалья. В Забайкальском крае и Бурятии спрос со стороны грузоотправителей и увеличение экспортного потока[10] способствует разработке и реализации проектов новых пограничных транспортно-логистических комплексов.
Так, в Забайкальском крае на российско-китайской границе (погранпереход «Забайкальск – Маньчжурия») планируется построить железнодорожный контейнерный терминал («РЖД Бизнес Актив – Забайкальск») проектной мощностью до 250 тыс. TEU в год. Объем инвестиций в проект оценивается в 12 млрд рублей. Для создания нового терминала в минувшем году были расширены границы ТОР «Забайкалье». Проектная компания «РИК-2» (ГК «Евросиб» Д.Никитина) намерена построить транспортно-логистический хаб площадью 500 га для автомобильного и железнодорожного транспорта в Забайкальском крае вблизи железнодорожной станции Мациевская (Забайкальский район). Он будет предназначен для обработки железнодорожных контейнерных грузов на импорт и экспорт, а также автомобильных контейнерных грузов. Объем инвестиций составит около 30 млрд рублей.
Также, в октябре 2024 г. был открыт новый таможенно-логистический терминал «Кяхта» на российско-монгольской границе в Бурятии, вблизи автомобильного пункта пропуска «Кяхта».
Авиационная инфраструктура
На Дальнем Востоке продолжается развитие аэропортовой инфраструктуры. В конце декабря 2024 г. запущено обслуживание рейсов в новом терминале внутренних воздушных линий аэропорта Магадана. Благодаря вводу нового объекта площадь аэровокзального комплекса Магадана увеличилась с 10,2 тыс. кв. м до 14,4 тыс. кв. м. Новый терминал оснащен двумя телескопическими трапами и автоматической системой обработки багажа. Пропускная способность аэровокзала рассчитана на 800 пассажиров в час (до 1 млн пассажиров в год). Модернизацию аэропорта осуществляет ООО «АБС Магадан» (совместное предприятие ООО «Новапорт Холдинг» и АО «Аэропорты регионов»).
В ноябре 2024 г. открылся новый пассажирский терминал международного аэропорта «Байкал» в Улан-Удэ (холдинг «Новапорт»). С 21 ноября новый терминал начал принимать и отправлять внутренние и международные рейсы. Площадь нового терминала превышает 6,6 тыс. кв. м, пропускная способность составляет 400 пассажиров в час, он оборудован двумя телетрапами.
Объем инвестиций в данный проект составил 3,65 млрд рублей (генеральный подрядчик – московское ООО «Спектрум-Холдинг»[11]), включая льготное финансирование ВЭБ.РФ в размере 2,68 млрд рублей и финансирование по линии Минвостокразвития в размере 1,34 млрд рублей. Старый терминал аэропорта в Улан-Удэ продолжит работу, он будет обслуживать международные рейсы.
В конце прошлого года Росавиацией также было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию нового международного терминала аэропорта Хабаровск. До открытия в терминале требуется оснастить и запустить пункт пропуска через государственную границу РФ – 30 кабин паспортного контроля, пять из которых предназначены для маломобильных граждан. Официальный запуск аэровокзала запланирован на март 2025 г. Строительство нового терминала реализовало АО «Международный авиатерминал Хабаровск» (дочерняя компания АО «Хабаровский аэропорт»). Генеральным подрядчиком выступило ООО «Ди Би Си».
Общий объем инвестиций в этот проект оценивается в 6,1 млрд рублей. В том числе ВЭБ.РФ выделил 3,1 млрд рублей, включая 1,5 млрд рублей льготного финансирования, предоставляемого приоритетным инвестиционным проектам Дальнего Востока и Арктики. 0,8 млрд рублей составили средства из федерального бюджета на техническое оснащение воздушного пункта пропуска через госграницу. В новом терминале будут доступны два телетрапа, семь лифтов, семь эскалаторов, два уровня автоматизированной обработки багажа, одиннадцать стоек регистрации. После ввода терминала (пропускной способностью 600 тыс. человек в час) в эксплуатацию, площадь аэровокзального комплекса хабаровского аэропорта превысит 48 тыс. кв. м, пропускная способность достигнет 1,8 тыс. пассажиров в час. В январе текущего года хабаровское управление Росреестра поставил на кадастровый учет и зарегистрировало права на аэровокзальный комплекс. В настоящее время продолжается работа по техническому оснащению пункта пропуска через государственную границу РФ и его аттестации.
В Амурской области продолжается модернизация международного аэропорта Благовещенск (Игнатьево). В рамках обновления аэродромной инфраструктуры в ноябре была введена в эксплуатацию рулежная дорожка, соединяющая новую взлетно-посадочную полосу с новым перроном, оборудованы дополнительные стоянки для воздушных судов и спецплощадка для противообледенительной обработки. На 2025 г. намечен ввод в эксплуатацию нового терминала аэропорта площадью более 25 тыс. кв. м (что в 3,5 раза больше действующего) и пропускной способностью 600 пассажиров в час на внутренних линиях и 400 пассажиров в час – на международных.
К настоящему времени завершены работы по возведению железобетонных конструкций здания аэровокзального комплекса, смонтированы все железобетонные конструкции, осуществляется монтаж металлических конструкций здания, более чем на 40% произведен монтаж кровли, проводится монтаж профильных фасадных систем, выполняются работы по прокладке наружных сетей, доставлена и смонтирована блочно-модульная котельная.
Новый пассажирский терминал аэропорта Петропавловск-Камчатский (компания «Аэропорты регионов») планируется запустить весной текущего года. В конце декабря 2024 г. состоялось первое производственное тестирование систем и оборудования нового терминала. Напомним, что строительство осуществляет АО «Крокус Интернэшнл» (входит в Crocus Group А.Агаларова, которая также строит новые корпуса Камчатской краевой больницы). Площадь терминала превысит 50 тыс. кв. м, он будет оснащен пятью телескопическими трапами. Пропускная способность терминала составит 1 145 пассажиров в час.
Что касается развития небольших региональных аэропортов, то в 2025 г. планируется завершить реконструкцию взлетно-посадочной полосы в аэропорту Тиличики в Камчатском крае (Олюторский район, является самым северным аэропортом региона). На данные цели в федеральном бюджете предусмотрено порядка 1,7 млрд рублей. Подрядчиком в проекте реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта выступает ООО «УНР-524 Полимертепло» (Санкт-Петербург), стоимость контракта составляет 1,958 млрд рублей. Аэропорт нуждается в реконструкции после землетрясения в 2006 г., из-за которого расположенная на песчаной косе ВПП постепенно погружается в воду. В итоге в силу погодных условий и размокающей полосы аэропорт не принимает самолеты до 40 дней в году.
В текущем году также планируется подготовить проектно-сметную документацию по удлинению взлетно-посадочной полосы в аэропорту Северо-Курильска (остров Парамушир) в Сахалинской области. Строительные работы предполагается начать в 2026 г. Существующую ВПП длиной 625 м предполагается продлить на 500 м, что позволит принимать турбовинтовые самолеты вместимостью более 30 человек, таким образом, могут быть запущены регулярные авиарейсы в Южно-Сахалинск, что связано и с планируемым развитием туризма на данном острове.
В аэропорту также планируется обустроить топливозаправочный комплекс, расширить перрон, установить метеорологическое и навигационное оборудование. На сегодняшний день морское грузовое сообщение между Северо-Курильским городским округом и Сахалином осуществляется через порт Корсаков, тогда как морское и воздушное пассажирское – только через Камчатку[12]. Действующая ВПП может принимать только самолеты вместимостью до 19 пассажиров.
Крупным логистическим инфраструктурным объектом, строительство которого было запущено в ДФО в минувшем году, является мост через реку Лена в Якутии. Работы по возведению моста ведутся в республике с октября – осуществляется реализация второго этапа проекта, предполагающего возведение самого мостового сооружения (ранее велись подготовительные работы). К концу января 2025 г. на месте строительства 4,6-километрового моста (концессионер – «Восьмая концессионная компания», принадлежащая группе «ВИС»[13]) было завершено бетонирование буронабивных свай под первые опоры конструкции. Всего на левом берегу реки должно быть построено четыре опоры, еще три – в русле реки, остальные 19 – на правом берегу, где будет расположен автомобильный подход к мосту от федеральных трасс «Лена» и «Колыма».
В конце января получил положительное заключение Главгосэкспертизы третий этап строительства Ленского моста (он же - завершающий цикл строительства). В его рамках запланировано строительство дорог, устройство шумозащитных экранов, локальных очистных сооружений, системы водоотведения. Данный этап должен обеспечить связь моста с сетью местных дорог. Дополнительно на подходах к мосту в Якутске должны быть построены проезды к улицам Лесная, Молодежная общей длиной 788,22 м. Общая длина участка строительства автомобильной дороги в рамках третьего этапа составит 4,05 км. Кроме того, в рамках третьего этапа запланированы возведение моста через реку Хатыннах и установка шумозащитных экранов, ограждающих от строительного шума село Старая Табага.
Протяженность Ленского моста с автомобильными подходами (от села Старая Табага (Якутск) до села Хаптагай (Мегино-Кангаласский район)) должна составить 14,5 км (без них – 4,6 км), пропускная способность двухполосного пути – 5,3 тыс. автомобилей в сутки. Завершить строительство планируется в 2028 г. Напомним, что мост свяжет федеральные трассы правого берега Лены с автодорогой «Вилюй» на левом берегу. Вести строительство предполагается до конца 2028 г.
Стоит отметить, что в Якутии планируется создать мультимодальный логистический центр в Нижнем Бестяхе (Мегино-Кангаласский район). Соответствующее соглашение о сотрудничестве в ноябре подписали руководитель Росморречфлота А.Тарасенко и председатель правительства Якутии К.Бычков. Предполагается, что центр соединит железнодорожный, автомобильный, речной виды транспорта и оптимизирует логистику доставки и транзита грузов.
Работы по созданию грузового терминала в Нижнем Бестяхе (ООО «Грузовой терминал Нижний Бестях», подконтрольное ПАО «Ленское объединенное речное пароходство») ведутся с 2020 г. Его инфраструктура должна включать три причала, три площадки переработки и хранения грузов, склад ГСМ, подъездные железнодорожные пути. Первая очередь терминала (строительство причальной набережной) была введена в 2022 г., полностью сдать объект планируется к 2030 г.
Тем временем в Еврейской АО в 2027-30 гг. планируется построить новый мост через реку Бира в Биробиджане. Строительством моста через Биру займется ООО «ИФР – Восток 1», а реконструкцией автодороги – ООО «ИФР – Восток 2». Обе компании, с которыми заключены концессионные соглашения, связаны с Р.Байсаровым («Бамтоннельстрой»). Действующий мост через Биру был построен в 1962 г., и на сегодняшний день он не соответствует текущим нагрузкам.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] У неугольных грузов доходность перевозок в 1,8 раза выше, чем у угля.
[2] Из Кузбасса «РЖД» намерены вывезти 15 млн тонн угля в первом квартале 2025 г., 13,3 млн тонн – во втором, 11,5 млн тонн – в третьем, 14,3 млн тонн – в четвертом.
[3] По оценкам Минтранса, в 2025 г. при сохранении приоритета угля не удалось бы вывезти 14,3 млн тонн грузов, в том числе 3,5 млн тонн контейнеров, 4,1 млн тонн черных металлов, 3,3 млн тонн удобрений, 1,6 млн тонн хлебных грузов и 200 тыс. тонн нефтяных грузов.
[4] Строительство осуществляло ООО «Эльга-Строй».
[5] Терминал «Порт «Эльга» в ноябре принял первый балкер. На терминале готовы причалы №1 и №2, готовность причала №3 превышает 35%, причала №4 – 20%. На первом этапе объем грузооборота терминала составит 5 млн тонн в год, далее по завершении строительства всех причалов мощность должна увеличиться до 30 млн тонн в год (к 2026 г.) и до 50 млн тонн (к 2027 г.). Железная дорога и порт были включены в состав ТОР «Хабаровск» в октябре 2024 г.
[6] В 2024 г. скорректированная инвестпрограмма «РЖД» составила 1 492,3 трлн рублей.
[7] В 2024 г. номинально завершился второй этап развития БАМа и Транссиба (работы будут продолжены и в 2025 г.) с достижением 180 млн тонн провозной способности.
[8] В составе излишнего парка 56% занимают полувагоны для перевозки насыпных минеральных грузов (в основном угля и руды).
[9] Согласно приказу ФАС под дополнительную индексацию подпадают полувагоны, крытые вагоны, универсальные, лесовозные и фитинговые платформы, специализированные платформы после перевозки контейнеров.
[10] Через железнодорожные погранпереходы с КНР в январе-сентябре 2024 г. перевезено 30,7 млн тонн грузов в экспортно-импортном сообщении, что на 15,7% больше, чем за аналогичный период 2023 г. Лидером по российско-китайским грузоперевозкам является пункт пропуска в Забайкальске.
[11] Учредитель – В.Иванов.
[12] Аэропорт расположен в северной части Парамушира, более чем в 1 тыс. км от Южно-Сахалинска и в 312 км от Петропавловска-Камчатского.
[13] В 2023 г. из числа совладельцев вышла компания «РТ-Развитие бизнеса» (группа «Ростех»).