Президент РФ Владимир Путин в ходе прямой линии заявил, что совместные проекты России и Китая – это инвестиции в будущее. Он добавил, что в настоящее время реализуется около 600 совместных инвестпроектов в объеме 200 млрд долларов.
Говоря об экономических показателях, президент напомнил, что совместный оборот составляет 220−230 млрд долларов, а по китайской статистике – 240 млрд долларов.
«Это очень хороший оборот. Несмотря на такую большую базу, рост продолжается – около 3% роста будет», – добавил Путин.
Также глава государства назвал важной составляющей наращивания отношений гуманитарную составляющую.
«Мы постоянно проводим перекрестные годы: год культуры, год молодежных обменов. Это все очень важно для людей, это база для развития экономических связей и политического взаимодействия», – сказал президент.
Президент отметил, что в следующем году исполнится 75 лет со дня установления дипломатических отношений между РФ и КНР.
«За последние десять лет уровень отношений стал таким, какого не было никогда. Это основано на полном доверии в политике с одной и другой стороны. Мы ничего не делаем, что противоречило бы нашим интересам. И делаем очень многое, что отвечает интересам как китайского народа, так и народов Российской Федерации», – сказал Владимир Путин.
Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ включает в себя задачу увеличить к 2030 году среднедушевое потребление рыбной продукции до 28 кг ежегодно (сейчас – 23,4 кг). Без развитой системы рыбопереработки будет сложно достичь этой цели, утверждают эксперты, однако сейчас меры государственной поддержки распространяются больше на рыбодобывающий сектор и аквакультуру. Кроме того, важно в целом стимулировать инвестиционную активность отрасли, которая сегодня сталкивается с различного рода вызовами.
С одной стороны, рыбопереработка не осталась без внимания в ходе реализации I и II этапа программы инвестиционных квот. Так, на всех промысловых судах, заказываемыми рыбаками, предусмотрена установка рыбоперерабатывающего оборудования, например филетировочного, рыбомучного, уточнил замруководителя Федерального агентства по рыболовству Дмитрий Суслов. Кроме того, в Дальневосточном и Северном бассейнах в рамках инвестквот введено 27 береговых заводов.
«Есть не совсем красивая тенденция по общему объему вылова (в 2024 году добыча водных биоресурсов российскими рыбаками составила около 4,9 млн т против 5,3 млн т в 2023-м – прим. ред.), но если говорим по поводу передела, переработки, то показатель подтверждает, что мы идем, наверное, правильным путем. Так, производство рыбного филе в сравнении с 2018 годом, как базовым, выросло с 150 тыс. до 230 тыс. т. Рост рыбного фарша – с 26 тыс. до 103 тыс. т», – сообщил замглавы Росрыболовства, признав вместе с тем, что за этот период почти не изменились объемы выпуска пресервов и консервов.
Между тем помощь рыбоперерабатывающей отрасли от государства не должна исчерпываться программой инвестквот, считают эксперты. В текущих непростых условиях рыбопереработка все еще не входит в круг приоритетных отраслей в части прямых мер финансовой поддержки, констатирует председатель Рыбного союза Александр Панин. С этим согласна представитель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Евгения Уваркина. «Мы получили 40 судов и 27 береговых заводов. Но это все-таки не поддержка для рыбопереработчиков, – полагает она. – У нас так и нет льготного кредитования и компенсации CAPEX`ов, а есть только инвестквоты».
Возможно, следует включить рыбопереработку в перечень системообразующих отраслей экономики, не исключил сенатор, особенно если это касается прибрежных территорий.
О сложной ситуации в РПК свидетельствует Юлия Морозова, врио председателя правительства Камчатского края, где ежегодно выпускается более 1 млн т пищевой продукции из рыбы и других морепродуктов. Одним из главных вызовов, по ее словам, остаются санкции, в результате которых оказалась затруднена поставка как судового, так и перерабатывающего оборудования, выросли логистические затраты вследствие закрытия ряда старых и поиска новых рынков сбыта за границей.
«Единственным каналом экспорта стал КНР, который в этой ситуации, прямо скажем, оказался хозяином положения и начал диктовать низкие цены на продукцию дальневосточных рыбаков. Конечно, в этих условиях наши компании стали переориентироваться на внутренний рынок, но вместе с тем такой вот серьезный удар привел к резкому росту затрат рыбопромышленных предприятий, резкому сокращению выручки», – пояснила Юлия Морозова.
С февраля 2022 года число участников РПК Камчатки с отрицательной рентабельностью выросло вдвое – из 73-х крупных и средних предприятий таких на данный момент 43. В настоящее время не приходится говорить об инвестиционной активности, это остается на втором плане, поскольку для бизнеса встает вопрос элементарного выживания, обеспокоена врио председателя краевого правительства.
Еще одним испытанием на прочность для всего рыбопромышленного комплекса может оказаться кампания по досрочному перезаключению действующих договоров на использование рыболовных участков. Как уже сообщала EastRussia, в течение 2025 года их пользователи должны уплатить взнос за заключение нового договора и взять на себя дополнительные обязательства по социально-экономическому развитию региона присутствия. В противном случае если договор не будет переоформлен, он будет действовать до окончания своего срока, затем участок выставят на торги.
Только предприятиям Камчатки придется одномоментно заплатить 200 млрд руб. В условиях роста издержек, высокой ключевой ставки значительная часть компаний будет вынуждена отказаться от перезаключения договоров, утверждают региональные власти. Естественным образом это отразится не только на промысле, но и на переработке рыбы.
Дальневосточные регионы уже предлагали отодвинуть выплату данного сбора или разбить ее на несколько лет, но решения в их пользу пока не принято. Сейчас предпринимается очередная попытка.
По словам председателя комитета по продовольственной политике и природопользованию законодательного собрания Приморья Андрея Андрейченко, для заключения новых договоров потребуются большие денежные средства, которых у многих предприятий, особенно относящихся к категории малого и среднего бизнеса, в данный момент нет. К тому же дополнительные финансовые трудности принесла неудачная лососевая путина прошлого года.
«Плюс ключевая ставка Центробанка просто огромная. Соответственно кредиты, которые рыбакам придется брать на выплаты, будут очень дорогими. Поэтому мы предлагаем внести в законопроект ряд изменений. Ключевое – перенос срока заключения соглашений на использование рыболовных участков с конца 2025-го на конец 2026 года», – сказал парламентарий.
Соответствующее обращение готовят и депутаты Хабаровского края.
В целом же для развития рыбопереработки важны как финансовые, так и иного свойства инструменты, подчеркивает Александр Панин. Увеличение потребления рыбной продукции напрямую зависит от объема и разнообразия ассортимента, в том числе за счет новой продукции. Но качественно новый продукт и широкий ассортимент невозможно предложить без строительства высокотехнологичных предприятий. Для их создания требуются инвестиции, а последние нужно стимулировать.
Действенными механизмами в этом плане, продолжает председатель Рыбного союза, могут стать компенсация капитальных затрат при постройке перерабатывающих мощностей, расходов на приобретение (лизинг) технологического оборудования и комплектующих, льготные условия подключения к инженерным коммуникациям, поддержка низкорентабельных, но социально значимых видов товарной продукции и др.
Представители отрасли выступают за расширение действующих в ДФО налоговых льгот. «Есть замечательный режим Свободного порта Владивосток. Его нормы работают в течение пяти лет. Мы видим, что идет задержка по нашим инвестиционным проектам в области рыболовства, переработки: рыбоперерабатывающие заводы строить непросто – минимум три года, потом еще год наладка, одним словом, этих пяти лет [чтобы выйти на стабильный уровень производства] недостаточно», – рассказал вице-президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев.
В правительство РФ направлено обращение с просьбой продлить действие преференций (по налогу на прибыль и на имущество, социальным и страховым взносам) до десяти лет. Впрочем, не ясно, насколько эта инициатива реализуема. «Минфин против, мотивируя тем, что в течение пяти лет, которые установлены, надо успевать, быстрее работать. Но ситуация объективная: санкции, другие ограничения. За пять лет уложиться невозможно, инвестпроекты достаточно капиталоемкие», – приводит доводы Алексей Осинцев.
В свою очередь определенный набор средств поддержки для РПК обещает Минпромторг. В частности, рыбопереработчики могут рассчитывать на скидку в 12%, компенсируемую из бюджета, при приобретении отечественного оборудования. В этом году на данные цели отводится 12 млрд руб. против 2 млрд руб. в прошлом, проинформировал замначальника управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли РФ Илья Орсик. «Эти средства рассчитаны не только для рыбопереработки, тем не менее это хороший инструмент, который позволяет сэкономить», – сказал чиновник.
Импортное оборудование на рынке превалирует, но в плане импортозамещения предполагается решать задачи целенаправленно. По словам Ильи Орсика, ведомство намерено плотно сотрудничать с АНО «Агентство по продвижению рыбной продукции» (создано в 2024 году при Росрыболовстве), анализ которого позволит понять, какие виды товаров в приоритете. Исходя из этого Минпромторг сориентирует машиностроителей, которым также адресованы льготы, на разработку оборудования, необходимого в производстве того или иного продукта из рыбы.
Помимо исследования потребительских предпочтений Агентство по продвижению рыбной продукции намерено решать задачи по ее популяризации. Между тем в деле насыщения внутреннего рынка морепродуктами важно совершенствовать логистику с Дальнего Востока в западные регионы страны. Большая часть рыбопродукции по-прежнему следует по железной дороге, и транспортировка некоторых видов рыб (минтай, горбуша, сардина иваси) осуществляется по льготным тарифам.
Тем не менее этот список целесообразно расширить, убеждена Юлия Морозова. «Сегодня в перечень таких товаров не входит очень востребованная продукция из сельди, камбалы, трески. Эта продукция, которая занимает и в наших уловах большую долю, любима населением Российской Федерации и полезна. Если бы такие товары попали – это плюс и для переработчиков и, прежде всего, для россиян, которые могли бы эту продукцию по более доступным ценам потреблять», – отметила представитель Камчатки.
Эту позицию разделяют не все. Как отметил Александр Панин, в условиях ограниченных бюджетных субсидий актуальны точечные меры. Вероятно, как в случае с минтаем, более важно дотировать перевозку сельди, являющейся социально-значимым товаром, чем премиальные продукты из трески или камбалы. С учетом не очень значительной доли железнодорожного тарифа в конечной стоимости продукции дотация для последних видов рыбы не будет иметь заметного значения, полагает председатель Рыбного союза.
«Субсидировать камбалу, которая на Дальнем Востоке продается по 200 руб. за 1 кг, и тем более треску, которая стоит 460 руб., бессмысленно. Напомню, что субсидия составляет порядка 6 руб. на кг. Что такое 6 руб. на 460 руб.? Эта цифра просто размоется в пути, и потребитель ее точно не увидит», – объясняет он.
Вопрос с дотированием железнодорожных перевозок морепродуктов, решается не просто, признает директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза РФ Евгений Кац. «Нужен источник [бюджетного финансирования], каждый раз эти меры идут сложно. Как пример, минтай, когда до поручения главы государства Минфин не соглашался на такие решения», – заявил он.
Все же последнее время наращиваются объемы сельди на внутренний рынок, поэтому следует сфокусировать внимание на данный продукт, соглашается представитель Минсельхоза.
Хороший результат по транспортировке морепродуктов в свое время дал Северный морской путь, констатирует Юлия Морозова. Причем субсидированные перевозки тогда позволили заключить соглашения с крупными торговыми сетями. В итоге камчатский лосось попадал на прилавок в центральной части РФ по меньшей цене, чем раньше.
«Но для того, чтобы этот механизм работал на постоянной основе, нужно, как минимум, регулярное расписание движения по Севморпути и понятные, прозрачные тарифы. К сожалению, пока эта работа до конца не доведена», – констатирует чиновник.
Например, в мае начинается активный промысел на Камчатке, за которым следует переработка. По-хорошему в марте надо готовиться к рыбалке и заключать договор на транспортировку, говорит Юлия Морозова, однако обновленных тарифов и расписания пока нет.
Стоит заметить, что и перевозчик должен знать, какие объемы со стороны рыбаков могут быть предъявлены к отправке в новом сезоне. Из этого складывается понимание, какой интенсивностью организовывать доставку, как экономически увязывать с реалиями перевозочный процесс.
По итогам Национального рейтинга 2024 года восемь из 11 дальневосточных регионов вошли в топ-15 субъектов РФ с наилучшими результатами инвестклимата. ДФО в целом смог улучшить свои позиции, поднявшись на третью строчку, при том, что в 2022 и 2023 был пятым. Что нужно сделать, чтобы сохранить поступательное движение, обсудили на прошедшей в Хабаровске стратегической сессии Агентства стратегических инициатив (АСИ) представители различных уровней власти и бизнес-сообщество.
Предваряя стратсессию, Ольга Курилова, руководитель представительства АСИ в ДФО отметила положительную динамику территорий региона — все субъекты выросли в динамике индекса нацрейтинга: Амурская область прибавила 13,7 баллов, Сахалинская область — 3,85, Приморье — 9,31, Хабаровский край — 12,74, Забайкалье — 6,33, Камчатка — 13,61, Республика Бурятия — 17,47, Магаданская область — 9,71, Еврейская АО — 15,57, Республика Саха (Якутия) — 9,75 и Чукотский АО — 13,59.
«У нас ни один регион не упал. Все выросли в интегральном индексе, но только два не изменили позиции — Забайкалье и Сахалинская область. При этом Сахалинская область у нас уже на протяжении определенного периода времени входит в топ-5 по России, и это очень тяжело удерживать такую позиции, поэтому понятно, почему место осталось без изменения», — отметила Светлана Курилова.
Более 150 участников из всех 11 регионов ДФО, включая заместителей глав правительств, министров экономического развития, уполномоченных по защите прав предпринимателей, руководителей инвестиционных агентств, а также представители бизнес-сообщества разбились на группы, чтобы за час обменяться мнениями о текущих узких местах и способах их преодоления. Обсуждения шли по направлениям «Инженерная инфраструктура и коммунальные услуги», «Регистрация бизнеса и налогообложение», «Финансовые услуги», «Международная торговля», «Трудовые нормы». Результаты мозгового штурма, каждая из импровизированных команд представила на суд Светлане Чупшевой, руководителю АСИ в финале сессии.
В треке «Инженерная инфраструктура и коммунальные услуги» ключевым моментом единогласно признана необходимость оцифровки инженерных сетей, без которой бизнес тратит драгоценное время как на получение информации, так и на получение техусловий присоединения к той или иной инфраструктуре. Причем цифровизация необходима как в отношении магистральных сетей, так и внутриплощадочных, отметил спикер профильной группы, заместитель председателя правительства Сахалинской области Антон Зайцев.
Следующим шагом должна стать интеграция всех основных региональных систем с Национальной системой пространственных данных (НСПД), в которой был бы представлен весь перечень слоев, связанных с энергетической и прочей инфраструктурой, с земельными участками, в увязке с генеральными планами, проектными планировками по территории. Необходимо подключить к этой системе ресурсоснабжающие организации. Это дало бы возможность всем заинтересованным сторонам беспрепятственно и оперативно получать необходимые услуги, связанные с технологическими подключениями.
Отдельно Антон Зайцев отметил необходимость сокращения разрешительных процедур, требующихся для проведения земляных работ.
«Мы предлагаем перевести в единое цифровое пространство и получение разрешения на проведение земельных работ, чтобы исключить это безумное — не побоюсь этого слова — количество процедур, а их 30, которые сейчас предпринимателям нужно пройти при получении разрешения на проведение земельных работ.
У нас [в Сахалинской области], кстати, есть положительный опыт — мы смогли это сделать, и в этом году практически все муниципальные образования завершили эту работу. Бизнес это сразу ощутил. Если раньше им приходилось в 30 "окон" самостоятельно ходить и получать на бумажном листочке согласования, то сейчас, когда заявка в едином информационном пространстве, все стороны проставляют галочки и уже в течение 10-тидневного срока предприниматель получает разрешение. Есть случаи, когда получает отказ, но это всегда обоснованно, и он может подать вторую заявку и сэкономить не один, не два, даже не три месяца своего времени», — рассказал спикер.
В условиях высокой ключевой ставки особенно востребованными бизнесом становятся любые меры поддержки со стороны региональных финансовых и микрофинансовых организаций, гарантийных Фондов. Однако их финансовые возможности ограничены, и чтобы их расширить, институтам развития необходима докапитализация. Эту точку зрения группы, занимавшейся направлением «Финансовые услуги», представила председатель правительства Камчатского края Юлия Морозова.
Необходимы также следующие шаги:
— расширение возможностей Корпорации МСП в плане прямых гарантий;
— снижение критериев для микро- и малых предприятий (упрощение требований по объему входных инвестиций, увеличение сумм и сроков возврата заемного финансирования);
— возвращение Программы №1818 — субсидирование процентных ставок резидентам ТОСЭР и свободного порта Владивосток;
— возобновление «промышленной ипотеки и других льготных программ.
«В целом было бы целесообразно провести масштабную ревизию требований, предъявляемых к малому и микробизнесу, который запрашивает поддержку, — подчеркнула Юлия Морозова. — Быть может какие-то требования окажутся излишними, или их можно было бы убрать в этот сложный финансовый период».
Кроме того, бизнес жалуется на организационные сложности в части получения финансовой поддержки, в частности на долгое оформление. Это отчасти происходит из-за того, что региональным институтам развития приходится посылать много запросов в различные инстанции, чтобы убедиться в благонадежности получателя.
«Сегодня наши институты и микрофинансовые организации, региональные фонды не являются полноценными участниками Региональной системы межведомственного электронного взаимодействия (РСМЭВ) и не могут ей воспользоваться. Если бы они стали субъектами этой системы, срок прохождения проверочных мероприятий сократился бы», — указала Юлия Морозова. Кроме того, хорошим подспорьем стало бы формирование единого ресурса с реестром мер поддержки всех субъектов РФ.
В числе необходимых мер для улучшения инвестклимата на Дальнем Востоке участники трека «Регистрация бизнеса и налоги» назвали дистанционное оформление электронной цифровой подписи в электронном формате. Это особенно актуально в условиях удаленности многих населенных пунктов в таких регионах, как республика Саха, Хабаровский край, Бурятия. Отсутствие подобного сервиса блокирует возможность оперативного открытия юридического лица, что снижает привлекательность территории для бизнеса.
В части уплаты налогов поступило предложение ввести для вновь перешедших с упрощенной системы налогообложения УСН на работу с НДС месячный мораторий на блокировку счетов и введение штрафных санкций. Так как с 1 января 2025 года компании на УСН тоже стали плательщиками НДС, многие из них столкнутся со сложностями по сдаче отчетности, и, как следствие, с высоким риском блокировки счетов и остановки деятельности. В такую ситуацию может попасть большое количество предпринимателей по всей стране, и было бы разумно дать им больше времени для осознания новых реалий и адаптации к изменившимся условиям.
В проблемном списке направления «Международная торговля» оказались сразу несколько узких мест, начиная с дефицита необходимой инфраструктуры и сложностями с прохождением таможенных процедур, их закрытостью для бизнеса, заканчивая сбоями в организации международных автомобильных перевозок и трудностями в международных расчетах.
Одним из способов решения проблемы с нехваткой современных пунктов пропуска и некачественных подъездных путей к ним, участники мозгового штурма посчитали возможность выделения дополнительного финансирования на эти цели за счет таможенных платежей. 5-10% от собираемых государством таможенных сборов было бы достаточно на модернизацию пунктов пропуска и приведение в порядок автомобильных дорог, однако такая мера требует законодательной проработки на федеральном уровне.
Повысить качество и скорость оформления трансграничных перевозок могла бы и целевая модель работы органов, контролирующих внешнеэкономическую деятельность. Она могла бы базироваться на примере нацрейтинга — с картированием всех процессов и назначением целевых показателей. Кроме того, нужно смелее внедрять экспериментальные режимы перемещения и торговли, такие как бондовые зоны на территории ДФО, совместный досмотр грузов на одной стороне.
Завершая стратсессию Светлана Чупшева отметила высокую продуктивность всех ее участников.
«Хорошие предложения были сделаны, очень полезные особенно в свете того, что в этом году мы запускаем новый цикл работы, связанной с инвестиционным климатом. Президентом поставлена задача создать конкурентноспособную российскую юрисдикцию, привлекательную для инвесторов, для бизнеса с учетом лучших мировых, российских и региональных практик, — отметила она. — Поэтому сегодня обсуждали вопросы, связанные с международной торговлей, трудовыми спорами, регистрацией предприятий, налоговым администрированием, все, что касается доступа к инфраструктуре, подключения к инженерным сетям. Решали, как сегодня выстраивать процессы на уровне регионов, чтобы сокращать временные и финансовые затраты для бизнеса, как выстроить бесшовный пользовательский путь для инвестора, для предпринимателя, чтобы он смог быстрее реализовать свой инвестиционный проект, а регион смог бы быстрее получать налоги от этих проектов. Поэтому я считаю, что очень полезно прошли все мероприятия, и очень многое реализовано в Хабаровском крае.
Есть очень много практик и решений, которые интересны не только регионам ДФО, но и в целом на федеральном уровне. Поэтому мы многое взяли на карандаш».
Губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин, также подчеркнул важность высказанных на стратегической сессии предложений, ценность самого мероприятия, которое впервые прошло на территории региона.
«Залог успеха в инвестициях — это все-таки командная работа. Командная работа органов власти, Агентства стратегических инициатив, экспертных групп, бизнеса. И здесь очень важно умение АСИ в объединении этих усилий. Эта сессия способствовала тому, чтобы мы узнали лучшие практики других регионов, методологию реализации этих практик, использования геоинформационных систем для того, чтобы они были полезны для каждого инвестора, который хочет что-то развить на территории Хабаровского края».
Заместитель генерального директора по вопросам международного сотрудничества инвестиционного агентства ЕАО Дмитрий Кошелев рассказал EastRussia об инвестиционном климате и перспективах российско-китайского сотрудничества в регионе.
— Дмитрий, расскажите о вашей компании, чем она занимается, в развитии каких экономических проектов участвует?
В общем смысле мы занимаемся привлечением внешних и внутренних инвестиций в Еврейскую автономную область, а также реализацией и поддержкой инвестиционных проектов, направленных на экономическое развитие региона. Наши функции включают в себя создание благоприятного инвестиционного климата в регионе и повышение его инвестиционной привлекательности, предоставление услуг «одного окна» инвесторам, координация решения вопросов, связанных с взаимодействием с правительством Еврейской автономной области.
Кроме того, наша работа нацелена на то, чтобы помочь инвесторам в скорейшей реализации их проектов, а также на продвижение Еврейской автономной области в России и за рубежом, в том числе посредством организации проведения конференций, выставок, форумов.
На базе НКО Фонд «Инвестиционное агентство ЕАО» работает также центр «Мой бизнес». Это бренд федерального значения, его стратегическая цель – оказание поддержки предпринимательской деятельности, обеспечение устойчивого развития малого и среднего бизнеса. Мы предоставляем кредитование субъектам МСП, оказываем поддержку экспортноориентированным предприятиям и фермерскими хозяйствами в аграрном секторе.
— Насколько интересна ЕАО с точки зрения привлечения иностранных инвестиций? Какие отрасли или проекты наиболее привлекательны для иностранного капитала?
— В силу ряда преимуществ, которыми располагает ЕАО, регион безусловно представляет интерес для иностранных инвестиций.
Во-первых, область является международным транспортно-логистическим коридором. Мы имеем 550 км общей границы с КНР на которой функционируют 4 пограничных пункта пропуска, в т.ч. функционирует международный железнодорожный пункт пропуска «Нижнеленинское – Тунцзян», в регионе проходит Транссиб, федеральная трасса Чита-Хабаровск, имеется 2 ж/д выхода на БАМ. В совокупности действующая транспортно-логистическая инфраструктура позволяет реализовать экспортно-импортный потенциал в размере 30 млн тонн грузов в год.
Во-вторых, имеющиеся в области ресурсные возможности ведения бизнеса, а именно богатая минерально-сырьевая база, значительный земельный банк и уникальные климатические условия.
В-третьих, в области реализуется режим ТОР «Амуро-Хинганская» в состав которой вошла площадка — индустриальный парк «Нижнеленинское». На его преимуществах и перспективности стоит заострить отдельное внимание, прежде всего это более 2 000 га земельных участков в примостовой зоне железнодорожного перехода «Нижнеленинское-Тунцзян», региональные меры поддержки инвесторам, ну и конечно же режим ТОР и предусмотренные им льготы.
Наиболее привлекательными отраслями для иностранных инвесторов мы выделяем: горнопромышленный комплекс, обрабатывающие производства, транспортно-логистический и агропромышленный комплексы, леспром, строительство и энергетику, а также туризм.
— Какие проекты уже были реализованы в ЕАО с участием зарубежных инвесторов?
— Мы только в начале пути, но уже можем похвастаться успешным реализованным кейсом с участием зарубежных инвесторов.
Во-первых, высокотехнологичное лесопромышленное предприятие ООО «ВТК ИНВЕСТ» - 1,1 млрд. руб инвестиций, 293 рабочих мест. Показатели производства: 285 тыс. м3/год — объём заготовки, 154 тыс. м3/год — деловая древесина, 131 тыс. м3/год — дровяная древесина, 32 тыс. м3/год пиломатериалы хвойных пород, 12 тыс. м3/год пиломатериалы твердолиственных пород, 36 тыс. м3/год пиломатериалы мягколиственных пород, 50 тыс. т/год топливные гранулы.
— Насколько интересны для ТОР региона китайским инвесторам? Какие проекты они там реализуют?
— Иностранные инвесторы положительно относятся к преференциальным режимам, предусмотренным ТОР. Более того, одним из основных вопросов задаваемых в ходе проведения переговоров с потенциальными инвесторами, это именно вопрос — возможно ли получить статус резидента ТОР? Какие условия нужно соблюсти для этого? Поэтому, конечно, да! Перспектива стать резидентом ТОР крайне заботит китайские компании.
В настоящее время на площадке ТОР «Амуро-Хинганская» реализуют проекты уже упомянутый резидент ООО «ВТК ИНВЕСТ», ООО «Амурпром» — завод по глубокой переработке сои со всей необходимой инфраструктурой, ООО «БирЗМ» — завод по производству металлоконструкций, ООО «Мотортренд» —Завод по сборке мотоциклов.
Особый интерес для китайских инвесторов представляет режим ТОРа в примостовой территории. Прямо скажем, здесь среди инвесторов желающих реализовывать транспортно-логистические проекты, царит конкурентная борьба.
— Какие направления инвестирования наиболее перспективны по вашему мнению?
Мы открыты для сотрудничества, в нашей области есть «свободные ниши» практически во всех отраслях перспективных для инвестирования. Например, в горнопромышленном комплексе: Строительство рудника «Поперечный» по добыче и обогащению железомарганцевых руд на Южно-Хинганском месторождении в Октябрьском районе ЕАО. В туристическо-рекреационном комплексе: Проект по добыче, розливу и реализации минеральной лечебно-столовой воды из уникального месторождения в Облученском районе с объемом добычи – 25 м3/сут.
В транспортно-логистической и обрабатывающей сфере – проекты по созданию в примостовой территории международного железнодорожного перехода логистических хаб-парков, центров электронной коммерции и их складов, строительство дополнительной логистической инфраструктуры, обеспечивающей работу ж/д моста. Ну и конечно, с учетом специфики региона, в агропромышленном комплексе – строительство заводов по переработке сельскохозяйственной продукции (сои, кукурузы).
При этом я отмечу, что российскую сторону не интересуют исключительно экспортноориентированные проекты, мы настроены на совместное создание на территории области предприятий промышленности и переработки, строительство капитальных объектов, производство в регионе продукции с высокой добавленной стоимостью.
— Обсуждаете ли вы с китайской стороной вопрос создания МТОР или других форм преференциального режима для развития трансграничных проектов? Если нет, то оцените, как по вашему мнению могут быть реализованы данные проекты и насколько они интересны для бизнес-среды КНР?
— Безусловно китайскую сторону крайне интересует новый преференциальный режим международных ТОРов, особенно в ходе обсуждения перспективных проектов создания трансграничных промышленных кластеров, где бы льготный режим распространялся на предприятия промкластера, как на территории РФ, так и на территории Китая. В настоящее время мы ведем переговоры с рядом китайских партнеров по реализации серьезных трансграничных промышленных проектов, в том числе с учетом перспектив создания МТОР, но говорить о них пока рано.
По задумке российских властей остров Большой Уссурийский должен стать одним из ключевых центров экономического взаимодействия России и Китая. Для запуска амбициозного проекта на российской стороне острова намерены построить грузопассажирский пункт пропуск, о котором говорят уже несколько лет. О том, почему для развития острова необходимо взаимодействие власти, общественности и бизнеса, рассказал член правления, председатель Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Мазунин.
– Создана единая концепция развития острова Большой Уссурийский, есть определенные направления работы: туристическое, рекреационное, сервисное. Индустриального развития там не подразумевается, и это всем понятно. Даже обработка грузов, мультимодальные проекты будут осуществляться на материковой части. Сейчас больше стоит вопрос не направлений развития острова, а самой реализации концепции. Мы уже писали в Минвостокразвития о том, что нужна точная программа по развитию острова, которая будет содержать конкретные мероприятия со сроками, ответственными лицами, источниками финансирования.
Сегодня на региональном уровне очень мало обсуждений подобных вещей с экспертным и деловым сообществом, зачастую процессы закрыты. Не было обсуждения того же мастер-плана Хабаровска, который делается для людей, для создания благоприятной среды в Хабаровске и на Большом Уссурийском тоже. А ведь это можно назвать Хабаровской агломерацией по аналогии с Владивостокской. В перспективе Хабаровск может стать миллионником, тем более что на правительственном уровне стоит задача – создать миллионники в регионах, в том числе на Дальнем Востоке.
Конечно, открытие грузопассажирского пункта пропуска станет катализатором всех процессов, в том числе развития туризма, привлечения бизнеса, инвесторов из других территорий России и иностранных капиталов. Но здесь опять же нужно понимать, как это можно реализовать, какие потенциальные инвестпроекты уже есть, какие вошли в мастер-план Хабаровска. Мастер-план по развитию Большого Уссурийского острова Корпорация развития Дальнего Востока должна подготовить к июлю следующего года. Если это будут делать только сами московские специалисты, если они будут рассказывать, как и где нам жить, то это, наверное, будет неправильно. Нужно приблизить работу сюда. Президент давно говорит, что федеральные министерства и ведомства должны переехать на восток страны. Я считаю, что хотя бы для обсуждений они должны чаще приезжать на Дальний Восток, проводить форсайт-сессии, стратегические сессии, просто рабочие группы.
Я вошел в специальную рабочую группу по развитию Большого Уссурийского острова, как раз, там можно было бы участвовать, предлагать инициативы. Потому что пока непонятно, какую часть острова планируется защитить береговыми укрепительными сооружениями. А ведь именно там будет определена территория под застройку будущих объектов. Я понимаю, что это дорогостоящие мероприятия, инфраструктурные затраты, тем более в условиях сегодняшнего времени, но можно, рассмотреть и государственно-частное партнерство.
Полпред президента Юрий Трутнев сказал, что своих капиталов достаточно, и мы сможем самостоятельно все сделать. И действительно, российский капитал сегодня имеет возможности развивать на своей территории инфраструктуру, создавать инвестпроекты и делать это без привлечения иностранных вложений. Но нужно разработать финансовые модели для развития транспортной, инженерной и другой инфраструктуры. Тогда бизнесу будут понятны правила игры.
Также нужно просчитывать вложения в создание инфраструктуры, которые вернутся в виде будущих налогов. Ведь, с одной стороны, государство вкладывает деньги в создание инженерной, дорожной инфраструктуры, а с другой – создает инвестиционную привлекательность для проектов, в которые вкладывается частный инвестор. Он же создает налоговую базу и рабочие места.
Конечно, здесь нужно подключать, в том числе, и науку, чтобы ученые просчитали все цифры – не только затраты, но и будущие доходы. Когда строили БАМ, многие говорили, что это дорога в никуда, слишком затратная стройка. А сегодня, мы понимаем, что БАМа даже после реконструкции не хватает. Жизнь развернула все на восток. Такие моменты нужно обсуждать и просчитывать. Не надо бояться больших расходов, надо бояться малых доходов. Сначала государство и другие институты развития инвестируют, создают условия, вкладывают деньги в инфраструктуру и снижают риски для бизнеса, тем самым привлекая частые инвестиции, а потом эти деньги возвращаются в казну в виде налогов. Пускай не в среднесрочной перспективе, но возвращаются.
Мы десять лет ждали развития Большого Уссурийского острова. Мост построили в 2013 году, было поручение президента о создании туристической рекреационной зоны, но ничего до сих пор не создано, хотя за это время можно было пассажирский пункт пропуска открыть. Туристический обмен бы уже пошел, в дальнейшем проект было бы проще развивать. Но разные финансовые группы в этом не заинтересованы. Я знаю, что предпринимаются различные меры, чтобы проект как можно позже заработал, потому что он повлияет на транспортные и туристические потоки.
Важна концентрация экспертного сообщества, органов власти, бизнеса, нужно понимать, кто возьмет на себя инфраструктурные затраты. Ведь если говорить об увеличении турпотока в Хабаровский край из Китая, то нам нужно понимать, что потребуется в 100 раз больше номеров в гостиницах, мест в ресторанах и заведениях общепита. А это инвестиционный цикл, который занимает несколько лет. Уже сегодня с открытием этих новых мест мы опаздываем.
Есть проект пассажирских круизов по Амуру. Это тоже ниша, это туристическое предложение для гостей, прибывших на Большой Уссурийский. В национальном проекте есть планы по увеличению въездного туризма в три раза, доли туризма во внутреннем валовом продукте – до 5%. У нас есть прекрасная возможность перевыполнить эти показатели за счет появления грузопассажирского пункта пропуска на Большом Уссурийском. Но здесь главное – не тянуть одеяло на себя, а разровнять его и действовать вместе: обсудить направления, внести предложения, нащупать проблемные точки и найти точки роста, налаживать диалог между бизнес-сообществом и властью. Этот проект даст хороший толчок для развития города и региона, поэтому мы должны всем миром навалиться, и своими идеями, энергией двигать его вперед и получать от него эффекты.
На IX Восточном экономическом форуме состоялась сессия «ВЭБ. РФ: как инвестировать в условиях дорогих денег?». Эксперты обсудили, каким образом при высокой ключевой ставке Центробанка эффективно поддерживать инвесторов, чтобы темпы реализации масштабных проектов развития Дальнего Востока оставались высокими.
Мастер-планы дорогого стоят
Разработанные по поручению президента России мастер-планы 25 дальневосточных городов – это уникальный шанс для выхода экономики и качества жизни в ДФО на новый уровень. При этом, как отметил модератор дискуссии, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка, Александр Ведяхин, очевидно, что их реализация требует большого объема средств – более 4 трлн рублей, причем 2,2 трлн должны поступить из внебюджетных источников, а значит, необходимо активно привлекать инвесторов. Как это сделать с учетом того, что ключевая ставка уже составляет 18 % и, возможно, вырастет еще?
Отвечая на этот вопрос, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков подчеркнул: «Очень важно, что мастер-планы — это не какой-то градостроительный документ, это настоящий гибрид плана развития города и бизнес-плана, плана трансформации экономики, создания новых отраслей экономики, новых предприятий, диверсификация экономики и создание рабочих мест с высокой зарплатой».
Поэтому, понимая причины денежно-кредитной политики Центробанка, Минвостокразвития в этих условиях стремится не только не останавливаться, но и не сбавлять темп. В частности, ко второму дню ВЭФ-2024 уже подписано несколько соглашений об инвестициях общей суммой 3,7 трлн рублей. По итогам первого года действия программы реализации мастер-планов обеспечено финансирование 27 % мероприятий. Кроме того, Алексей Чекунков обратил внимание на то, что необходимо умное управление государственным долгом на Дальнем Востоке в разных форматах, к примеру, государственно-частное партнерство, выпуск специальных ценных бумаг. Без этого реализация мастер-планов невозможна, а она того стоит.
Эффективные практики поддержки
Илья Торосов, первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, рассказал о том, что на сегодняшний день есть пять больших блоков мер поддержки, которые позволяют привлекать относительно дешевое финансирование в инвестиционные проекты. Первый блок – это Фабрика проектного финансирования, в рамках которой государство страхует процентные риски. Это значит, что разницу между ключевой ставкой и установленной величиной, которая зависит от проекта и составляет 7–10 %, государство берет на себя. Больше половины проектов на Дальнем Востоке реализуются при поддержке Фабрики. Второй инструмент – это Фонд национального благосостояния: финансирование осуществляется в зависимости от проекта по определенным ставкам (3–5 %), в результате чего сокращается общая стоимость проекта с точки зрения привлечения денежных средств. Третий, четвертый и пятый блоки – это ГЧП-концессии (ГЧП – государственно-частное партнерство – прим. ред.), таксономия техсуверенитета и отраслевые меры поддержки. Причем, как пояснил заместитель председателя ВЭБ.РФ Артем Довлатов, меры поддержки можно комбинировать, как произошло, например, при финансировании на Дальнем Востоке проекта строительства нового аэропорта в Магадане.
Председатель правления АО «Банк ДОМ.РФ» Артем Федорко рассказал еще об одном инструменте, а именно о практике применения механизма инфраструктурных облигаций на Дальнем Востоке.
Взгляд с другой стороны
Как перечисленные меры работают для представителей бизнеса? На этот важный вопрос ответил генеральный директор ООО «Управляющая компания Баимская»: «Мы используем целый набор мер. В нашем случае, это, безусловно, меры, которые предоставляются для всех инвесторов, работающих на территории Дальнего Востока. Это режим Арктической зоны Российской Федерации и режим Территории опережающего развития… Наш проект предполагает создание ряда объектов внешней инфраструктуры: это 400 км автодороги, это 400 км линий электропередачи и строительство нового порта. Когда мы проект собирали, мы смотрели все возможные механизмы поддержки, механизм концессии нам показался наиболее эффективным… Палитра мер государственной поддержки позволяет нам реализовывать такие сложные тяжелые капиталоемкие проекты».
За последний год в России резко увеличилось присутствие китайского бизнеса. Количество компаний из КНР, зарегистрированных в РФ, возросло почти на 25%. При этом меняется характер бизнеса: торговлю товарами заменяет более углубленное сотрудничество в сфере инноваций, смарт-технологий, подготовки специалистов. Перспективы дальнейшего сотрудничества, проблемы его развития и пути решения этих вопросов обсудили участники сессии «Китайский бизнес в России: новые горизонты и преимущества локализации» на Восточном экономическом форуме.
«Цифра товарооборота России и Китая – это очередные рекорды. По итогам 2023 года он вырос на 23% – до 240 млрд. Но если смотреть на товарооборот за первое полгода 2024 года, то мы увидим немного другую картину – всего лишь 117 млрд и рост всего лишь на 2%. Поэтому мы должны понять, какой есть дополнительный потенциал для раскрытия сотрудничества и за счет чего можно вынести наши взаимоотношения на новый уровень», — рассказал первый заместитель председателя правления ПАО Сбербанк Александр Ведяхин.
По его словам, одним из инструментов решения этих вопросов может стать выход на электронные B2B площадки. Одну из них разработали в Китае, она позволяет представить свой бизнес иностранным предпринимателям, при этом там размещены как русские, так и китайские компании.
«Я уже почти 30 лет живу и работаю в России и за эти годы видел много положительных, интересных вещей и очень много отрицательных. Есть несколько проблем: языковой барьер, культурные отличия и самое главное – отсутствие доверия. Эти и другие факторы сдерживают развитие российско-китайской торговли. Я верю, что только с помощью современных инструментов возможно решить эти проблемы. Поэтому, чтобы любой предприниматель из России или Китая мог спокойно и удобно везти эффективный бизнес, умную торговлю мы создали нашу компанию. Я считаю, что нынешняя российская торговля находится во временах кнопочных телефонов, а нужно переходить к уровню смартфонов», — рассказал председатель совета директоров компании Qifa Сунь Тяньшу.
«Нужно чаще проводить такие экономические форумы как Восточный или Петербургский, причем не только в России, но и в Китае, чтобы китайские предприниматели узнали современную Россию и начали инвестировать в нее. Уже есть хорошая тенденция — все больше китайских компаний смотрят в сторону России. Нужно использовать этот шанс, активно выходить на китайский рынок, на промышленность, на региональные компании», — отметил Сунь Тяньшу.
Одним из основных торговых партнеров для Китая в России давно стал Приморский край. Как рассказал глава регионального Минэкономразвития Андрей Блохин, по итогам 2023 года товарооборот Приморья и Китая достиг 9 млрд долларов. В этом году ожидается показатель в 10 млрд долларов. Однако цифры могли быть еще больше, если бы не законодательные препоны.
«Еще в 2008 году президентом было принято решение о развитии Дальнего Востока. Прошло столько времени, а что изменилось? Если говорить про погранпереходы, которые должны были построить в 2012 году, то их до сих пор не построили. Дорог, как не было, так и нет, а это очень важная составляющая, чтобы мы перед нашими соседями выглядели лучше. Переход Краскино – Хуньчунь китайская сторона перестроила несколько раз и уже сделала пункт пропуска на 24 полосы. А у нас две или четыре полосы. Из-за этого постоянные очереди из грузовиков, товары не доставляются. Региональным властям по любым вопросам нужно обращаться в Москву. У наших соседей в Китае больше возможностей на региональном уровне решать такие вопросы. Поэтому, мне кажется, настало время дать регионам соответствующие полномочия, чтобы развивать межрегиональное и международное сотрудничество», — заявил зампред Заксобрания Приморского края Джамбулат Текиев.