Президент России Владимир Путин призвал при разработке мастер-планов Магадана, Якутска и Анадыря основное внимание уделять созданию современной транспортной инфраструктуры. Необходимо развивать дорожное, воздушное и водное сообщение со всей Россией и с другими регионами ДФО.
Об этом глава государства заявил на сегодняшнем совещании по развитию дальневосточных городов. Путин отметил важность строительства мостов через реки Лена и Алдан и реконструкции федеральной автодороги «Колыма».
Путин отметил, что Якутск, Магадан и Анадырь отличают суровые климатические условия, что дает предпосылки для ограничений в строительстве.
«Наша задача – с использованием современных строительных материалов и технологий, передовых градостроительных решений создать здесь достойные жилищные условия и комфортную городскую среду, чтобы люди хотели здесь жить, работать, воспитывать детей, чтобы в эти районы, в эти регионы приезжали молодые специалисты».
Также важными остаются вопросы обеспечения отдаленных территорий продовольствием – важно наращивать поддержку местных производителей. Также президент назвал главным приоритетом повышение доступности и качества услуг соцсферы и прежде всего медпомощи. Он предложил использовать опыт Москвы в плане телемедицины.
«Понятно, что это не позволит полностью закрыть потребности в медицинских кадрах. Очевидно также и то, что необходимы дополнительные решения по поддержке переезда в эти города врачей, младшего, среднего медперсонала, в том числе по совершенствованию системы материального стимулирования».
Владимир Путин отметил важность укрепления систему профобразования этих регионов. А для наращивания туристического потока в эти регионы глава государства ставит задачу совершенствовать индустрию гостеприимства, повышать качество сервиса, возводить гостиницы и в целом благоустраивать территории.
На сокращение уловов в Дальневосточном бассейне в текущем году влияют результаты лососевой путины, существенно отстающей от плановых показателей. Тем не менее регионы продолжают экспортировать рыбопродукцию – в страны Азии, Европы и Африки. При этом для увеличения поставок не внутренний рынок и предотвращения роста цен предлагается рассмотреть дополнительные меры поддержки и способы перевозки, в частности, Северный морской путь.
К 8 октября текущего года уловы российских рыбаков оказались на 10% выше прошлогоднего показателя за аналогичный период, достигнув 3,9 млн тонн. Дальневосточный бассейн традиционно обеспечивает большую часть добычи в России – 3 млн тонн. В том числе на Дальнем Востоке добыто 1,7 млн тонн минтая (рост на 5,3 тыс. тонн относительно аналогичного периода 2023 г.), более 332 тыс. тонн тихоокеанской сельди (рост на 48,1 тыс. тонн к уровню аналогичного периода прошлого года), 304 тыс. тонн сардины иваси (рост на 62,6 тыс. тонн), а также 93,2 тыс. тонн трески, 56,1 тыс. тонн камбалы. К 30 сентября рыбные холодильники в Приморском крае были загружены на 50%, в терминалах находилось 57,5 тыс. тонн свежемороженой рыбной продукции.
Основным фактором, повлиявшим на снижение общего объема добычи рыбной продукции в текущем году, стали результаты лососевой путины. По состоянию на начало октября на Дальнем Востоке добыто 229,6 тыс. тонн лососей при плановом прогнозе в 320 тыс. тонн. Фактические уловы отстают от плановых на 28,3%. К середине октября (когда сезон вылова завершается) уловы достигли 231,9 тыс. тонн (отставание от прогноза на 27,5%).
К началу октября наибольшее отклонение от прогноза среди основных видов промысловых лососей на Дальнем Востоке продемонстрировала кета – добыто 48,8 тыс. тонн, что на 44,5% меньше прогноза. Уловы горбуши составили 136,2 тыс. тонн (на 29,4% меньше прогноза). Прирост по сравнению с прогнозом зафиксирован по добыче нерки – добыто 35,9 тыс. тонн (прирост на 30,2%), в основном за счет Камчатско-Курильской зоны. На Камчатский край приходится основная доля улова лососевых – 130,7 тыс. тонн (57% от общего улова, при этом в регионе добыто только 71% от прогнозируемого вылова на год). На Сахалине к началу октября добыто 48,1 тыс. тонн (21% от общего улова), в Хабаровском крае – 39,6 тыс. тонн (17,2% от общего улова). На Камчатке основу вылова составила горбуша (74,7 тыс. тонн), нерки добыто 34,1 тыс. тонн, кеты – 14,5 тыс. тонн, кижуча – 6,9 тыс. тонн, чавычи – 321 тонна, симы – 10 тонн.
Низкие уловы повлияли на оптовую стоимость лососевых – по состоянию на 16 сентября оптовая цена горбуши (самый распространенный вид лососевых) составляла 285 рублей за кг против 155 рублей в сентябре прошлого года (в октябре текущего года цена горбуши достигла 300 рублей за кг), кета в сентябре подорожала до 420 рублей в сравнении с 375 рублями за кг в сентябре 2023 г. (в октябре цена выросла до 460 рублей), стоимость нерки достигла 700 рублей за кг вместо 540 рублей в сентябре прошлого года. Оптовые цены на красную икру в августе достигли 4,8 тыс. рублей за кг, увеличившись на 50% относительно аналогичного периода прошлого года. По итогам текущего года ожидается снижение общего объема производства красной икры до 11-13 тыс. тонн (с 24 тыс. тонн в 2023 г.)[1].
При этом по прогнозу Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) небольшие подходы лососевых ожидаются еще в течение ближайших 5-7 лет. В Ассоциации обеспокоены тем, что одна из наиболее неудачных путин последних десятилетий прошла перед масштабной кампанией по перезаключению договоров на рыболовные участки, на которых компании добывают лососей.
Напомним, что по предложенному Минсельхозом механизму платы за пользование рыболовными участками, предоставляется возможность продолжать добычу водных биоресурсов на протяжении еще 20 лет, без проведения аукционов. Пролонгация договоров на последующие 20 лет будет возможна только после внесения платы за пользование водными биологическими ресурсами на 40 лет вперед. Сумма разбивается на три платежа, выплатить которые рыбаки должны в течение двух лет[2]. Стоимость перезаключения договора рассчитывается из средних уловов за предыдущие четыре года (которые были рекордными), также введен повышенный коэффициент для добычи анадромных рыб (в том числе тихоокеанских лососей) – плата на такие участки увеличена в два раза.
В связи с этим депутаты парламента Камчатского края в сентябре направили в правительство РФ обращение, указывающее, что новый порядок взимания платы за рыболовные участки (введен в августе) грозит банкротством большого числа рыболовецких предприятий региона. По подсчетам камчатских депутатов, совокупный планируемый размер платежа рыбопользователей составляет 130 млрд рублей (что соответствует размеру годовой прибыли за шесть лет), для его выплаты предпринимателям придется привлекать кредиты. Депутаты предложили пересмотреть принятое решение, введя плату в размере 100% ставки сбора за водные биоресурсы за 20 лет либо предоставление длительной (от 10 лет) рассрочки платежа для добросовестных пользователей лососевых участков.
Что касается экспорта, то к 2 октября из Приморского края и Сахалинской области на экспорт было оформлено 15,7 тыс. партий рыбы и морепродуктов общим весом 1,03 млн тонн. В том числе по данным Приморского межрегионального управления Россельхознадзора с Камчатки к 1 ноября было экспортировано 2 122 партии рыбы общим весом свыше 84 тыс. тонн[3].
Наибольший объем экспорта рыбопродукции из ДФО приходится на Китай (713,9 тыс. тонн), Республику Корея (281,6 тыс. тонн), Японию (13,8 тыс. тонн), Нигерию (9,4 тыс. тонн) и Таиланд (4 тыс. тонн). Кроме того, в 2024 г. в число импортеров рыбной продукции с Дальнего Востока входят Германия (3 тыс. тонн), Израиль, Польша, Дания, Кот-д’Ивуар, Того. Известно, что в Израиль экспортированы партии кальмара, кеты, сельди и филе минтая, в Польшу – кеты, в Данию – трески. Наиболее востребованными у импортеров видами продукции являются минтай, треска и живой краб.
Стоит отметить, что рабочая группа Росрыболовства в сентябре одобрила исключение ряда видов переработанной рыбной продукции из-под действия экспортной таможенной пошлины на рыбопродукцию (4-7% в зависимости от курса рубля, установленного Центробанком[4]). К такой продукции относятся фарш сурими и филе минтая, а также дальневосточная сардина-иваси. Минтай и иваси входят в число наиболее массовых по объемам добычи видов рыб в РФ.
Добыча крабов (камчатского, синего, равношипого и крабов-стригунов бэрди и опилио) по состоянию на 15 сентября в Камчатском крае и Чукотском АО достигла 15,9 тыс. тонн. Из них 15 тыс. тонн добыто в рамках инвестиционных квот. Общий объем вылова снизился на 2,2 тыс. тонн (на 12,2%) относительно аналогичного периода 2023 г. (тогда вылов составил 18 тыс. тонн).
При этом Минсельхоз предлагает ограничить добычу краба в Западно-Камчатской подзоне в 2025 г. Соответствующий проект приказа ведомства проходит процедуру антикоррупционной экспертизы. Предполагается с 1 января по 15 сентября 2025 г. допускать добычу краба в данной подзоне только в научно-исследовательских и контрольных целях. Аналогичные ограничения на вылов вводились в подзоне в 2023 г. – с 1 января по 15 сентября. В Западно-Камчатской подзоне добывается пятая часть всего улова камчатского краба (3,6 тыс. тонн в текущем году). Ограничения могут быть связаны с сокращением популяции краба.
По итогам января-августа текущего года через Приморский край в Китай было экспортировано 1 019 партий дальневосточного краба общим весом 21,526 тыс. тонн, что на 13,3% больше, чем за аналогичный период годом ранее. В структуре экспорта крабов в Китай преобладают стригун-опилио (9,622 тыс. тонн), синий краб (5,266 тыс. тонн), камчатский краб (3,910 тыс. тонн) и стригун-бэрди (1,925 тыс. тонн). В Южную Корею по итогам первого полугодия 2024 г. поставлено 9,4 тыс. тонн различных видов краба на общую сумму 177 млн долларов.
Тем временем в августе Росрыболовство реализовало на аукционе квоты добычи краба волосатого четырехугольного в подзоне Приморье – доли размерами 8,560% и 29,425%. Победителями стали хабаровские ООО «Комсомольскрыбпром»[5] (меньшая квота за 95,8 млн рублей) и ООО «Восточно-промысловая компания»[6] (квота за 495,1 млн рублей).
В связи с ростом цен на дальневосточную рыбу на фоне низких уловов Минвостокразвития прорабатывает альтернативные пути ее поставок в другие регионы России. В том числе рассматривается организация поставок по Северному морскому пути (СМП) в Архангельск, Мурманск, Санкт-Петербург и далее в Москву. На сегодняшний день отсутствуют специальные меры перевозки рыбы по СМП, с 2022 г. субсидируются только каботажные перевозки в целом (на данные цели из федерального бюджета ежегодно выделяется 560 млн рублей). Меры предназначены для компенсации перевозчикам недополученных доходов из-за льготных тарифов. Ежегодный объем транспортировки рыбной продукции по СМП не превышает 20-30 тыс. тонн, так как в зимний период стоимость доставки увеличивается из-за ледокольного сопровождения. Кроме того, для перевозки рыбы по СМП требуются дорогостоящие морозильные контейнеры, которыми располагает ограниченный круг перевозчиков. Такие условия ограничивают рентабельность развития поставок рыбы по Севморпути. В Минвостокразвития предлагают выбрать механизм субсидирования перевозок рыбы из расчета на 1 кг перевезенной по СМП продукции (в пользу единого логистического оператора или же всех участников рынка, занимающихся транспортировкой).
Стоимость доставки рыбы из Владивостока в Москву по состоянию на октябрь составляла 23-25 рублей за кг, за год данный показатель практически не изменился. Сенатор от Приморского края Л.Талабаева отметила, что основными проблемами для транспортировки рыбы по СМП являются отсутствие единого оператора и субсидий. На сегодняшний день поставки рыбы в стране осуществляются преимущественно по железной дороге. За январь-сентябрь текущего года было перевезено 521,8 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, что даже на 2,1% меньше, чем за аналогичный период годом ранее.
Между тем в правительстве Приморского края обеспокоены введением маркировки на рыбные консервы, полагая, что меру лучше отложить до 1 декабря 2025 г. Ранее представители отрасли обращались с соответствующей просьбой в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов региона (министр – К.Степанов). Они отмечали необходимость до введения требования по маркировке консервов оценить результаты маркировки икры, включая влияние на формирование рыночной стоимости икры и ее доступности на внутреннем рынке. Краевое ведомство обратилось с соответствующим запросом в Минприроды РФ. На сегодняшний день маркировку консервной продукции планируется ввести с 1 декабря 2024 г.
В федеральном Минприроды не видят серьезных препятствий и затруднений для введения маркировки. Рыбопромышленный холдинг «Доброфлот» А.Ефремова уже внедрил маркировку, но при этом руководство предприятия оценивает меру как сложную для реализации организационно и финансово. А.Ефремов оценивает рост отпускной стоимости продукции после введения этой меры приблизительно в 3-4%. Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Г.Мартынов отметил, что с учетом возникающих сложностей продление срока для обязательного введения маркировки является целесообразным.
Ранее в РФ была введена обязательная маркировка красной и черной икры – с 1 мая 2024 г. Для реализации товара на российском рынке требуется нанести на упаковку QR-код, зарегистрированный в системе «Честный знак», а также внести информацию о продукте в систему мониторинга. При этом регистрация продукта не обязательна, если добытчик-производитель отправляет товар на экспорт без посредников, аналогичное правило будет действовать и при маркировке консервов.
Тем временем действующий в Камчатском крае эксперимент по ограничению вывоза красной икры в багаже (действует с 1 ноября 2022 г.) планируется распространить на Хабаровский край и Чукотский АО. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму в октябре текущего года. Также предполагается продлить его сроки – завершить эксперимент 1 августа 2027 г. (вместо 1 августа 2025 г.). С начала проведения эксперимента до 1 октября текущего года на Камчатке проконтролированы перевозки 395,2 тонн икры без маркировки в багаже и ручной клади авиапассажиров. До эксперимента из региона ежегодно вывозилось более 500 тонн красной икры. Напомним, что целью ввода ограничений являлась борьба с вывозом продукции браконьерами под видом продукции для личного употребления. Авиапассажирам разрешено перевозить с Камчатки не более 10 кг красной икры без сопроводительных документов и маркировок.
Компании по-прежнему строят инфраструктуру и промысловые суда в рамках программы инвестиционных квот. В частности, «Дальневосточная краболовная компания» (ДВКК) намерена создать логистический комплекс в Приморском крае, в городе Большой Камень[7], на территории в 20,57 тыс. кв. м. В октябре прошлого года «ДВКК» приобрела на аукционах по продаже квот на добычу краба квоты на 15,2 млрд рублей (на 15 лет) – компания получила два лота по 11,11% в Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах. На аукционе компания подавала заявки на 21 лот (Росрыболовство выставило на аукцион 27 лотов), но выиграла только два по 11,11% в Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах. ДВКК обязалась построить два крупных логистических комплекса в местах вылова.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В 2022 г. произведено 9,6 тыс. тонн красной икры.
[2] 40% при заключении договора, 30% в течение одного года после заключения договора, 30% в течение двух лет после заключения договора.
[3] 67 482,7 тонн – в КНР, 8 871,8 тонн – в Японию, 6,9 тыс. тонн – в Республику Корея.
[4] При 80 рублях за доллар США и ниже она будет нулевой.
[5] Учредители – А.Ро, А.Гутников, А.Милованов.
[6] Учредитель – Д.Фукалова.
[7] Поскольку компания является резидентом СПВ, данная территория будет исключена из границ ТОР «Большой Камень».
В рыбопромышленных регионах Дальневосточного ФО фиксируется рост добычи водных биоресурсов. По итогам лососевой путины 2023 г. объем вылова к концу октября на Дальнем Востоке составил 608 тыс. тонн, что в 2,2 раза превысило показатель прошлого года и на 13% больше, чем в нечетном 2021 г. В том числе Камчатский край обеспечил 491 тыс. тонн лососевых (около 84% дальневосточного вылова), в Сахалинской области вылов превысил 69 тыс. тонн, в Хабаровском крае было добыто свыше 28 тыс. тонн лососевых (рекордный показатель за последние 20 лет), в Магаданской области – около 15 тыс. тонн, в Приморском крае – более 1,7 тыс. тонн.
Следует также отметить, что дальневосточные филиалы ФГБУ «Главрыбвод» в январе-сентябре на 13% перевыполнили план по выпуску лососевых – за отчетный период для воспроизведения в водоемы было выпущено свыше 201,7 млн экземпляров лососевых видов рыб (план – 177,97 млн). Больше всего лососевых выпущено в Сахалинской области – свыше 110 млн штук. Сотрудники Амурского филиала выпустили более 46,4 млн мальков (на 23% больше плана). Приморский филиал завершил выпуски лососевых в объеме 8 млн экземпляров. Сотрудники Охотского филиала (Магаданская область) перевыполнили план на 27%, направив в водные объекты более 12,6 млн мальков лососевых. Значительный объем в общем выпуске составляет кета и горбуша.
В дальневосточных регионах растет объем вылова пелагических видов рыб. По данным на начало ноября, вылов сардины иваси превысил показатель аналогичного периода 2022 г. на 92%, составив 354 тыс. тонн. При этом в связи с активным промыслом в Южно-Курильской зоне был скорректирован рекомендованный объем иваси – на 400 тыс. тонн (до 884 тыс. тонн). Вылов скумбрии в Дальневосточном бассейне составил 8,7 тыс. тонн.
В текущем году о росте экспорта рыбной продукции отчитались Хабаровский край, Еврейская АО и Магаданская область. В январе-октябре данные регионы направили на экспорт 6,7 тыс. тонн рыбной продукции, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе в КНР было направлено 3,5 тыс. тонн, в Республику Корея – 1,7 тыс. тонн, в Японию – 1,4 тыс. тонн. За январь-август экспорт рыбы и рыбопродукции Камчатского края и Чукотского АО вырос на 12% по сравнению с показателем за аналогичный период 2022 г., на экспорт было оформлено 2 104 партии рыбы и морепродуктов общим весом 84 270,1 тонн.
Стартовал второй этап распределения инвестиционных квот. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) в октябре продало права на добычу краба на 214,27 млрд рублей на аукционах, прошедших в рамках второго этапа распределения инвестиционных квот (16-18 октября). На участие в аукционах было подано 160 заявок, реализовано 27 лотов, победителями стали 13 компаний. Ни одна из компаний после получения новых квот не превысила установленный антимонопольным законодательством порог доминирования в 35%. Доля квоты закрепляется за компаниями на 15 лет. В зависимости от лота победители должны построить в РФ краболовные суда длиной более 50 м или логистические комплексы.
Самым крупным добытчиком краба на Дальнем Востоке остается ГК «Русский краб» (в аукционах участвовала дочерняя компания «Владкраб»), ей с учетом новых квот будет принадлежать 24,1% (18,3 тыс. тонн) от общей квоты на добычу краба в Дальневосточном бассейне. Прежде доля группы в общем объеме крабовых квот составляла 15,6% (11,8 тыс. тонн). Компания приобрела семь лотов стоимостью 57,1 млрд рублей. Годовой объем добычи крабов по данным лотам может превысить 6,3 тыс. тонн.
ООО «Островной краб» (подконтрольно УК «ДВ Рыбак» (Владивосток), в числе акционеров – А.Байгужин, А.Галкин, О.Симчук, ООО «Сбербанк инвестиции») приобрело четыре лота стоимостью 33,55 млрд рублей с объемом добычи в 3,66 тыс. тонн крабов в год. Также в число победителей аукционов вошли ООО «Восток» (принадлежит Н.Кожемяко, сыну губернатора Приморского края О.Кожемяко), структуры ГК «Антей» И.Михнова, ООО «Север» (Хабаровский край, подконтрольно М.Петрушину – владельцу «Сигма Марин Технолоджи»), «Феникс» (Камчатский край, подконтролен владельцам «Океанрыбфлота» В.Пономарёву и И.Евтушку), «Тихрыбком» М.Котова (Магадан), «Амуррыбпром» (подконтролен хабаровскому предпринимателю А.Ро).
С учетом новоприобретенных квот лидерами крабового рынка, помимо ГК «Русский краб», являются «Сигма Марин Технолоджи» (11,8%, 8,9 тыс. тонн) и «Антей» (10,8%, 8,2 тыс. тонн). Итоговая цена продажи квот в рамках второго этапа крабовых аукционов превысила доходы от аукционов первого этапа распределения инвестиционных квот в полтора раза – в 2019 г. объем поступлений в бюджет от реализации квот составил свыше 142 млрд рублей.
Тем временем Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ, президент – Г.Зверев) и Сбербанк предлагают Минсельхозу увеличить срок действия инвестиционных квот на вылов, в связи с тем, что более 80% запланированных к строительству судов, законтрактованных на первом этапе инвестиционной программы, пока остаются на стадии реализации и могут не завершиться в отведенный 8-летний срок (максимальные временные рамки) в связи с необходимостью пересмотра стоимости контрактов, перепроектированием и заменой судового комплектующего оборудования и дефицитом финансовых средств для достройки. Сбербанк и ВАРПЭ выступают за разработку механизма увеличения срока пользования инвестиционными квотами для инвесторов, готовых к значительному пересмотру условий судостроительных контрактов в части стоимости.
Стоит отметить, что Минпромторг доработал проект изменений Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, включив в него продукцию судостроения. В него вошли более 360 наименований продукции (оборудование разной степени сложности, в том числе энергетические установки, судовые системы, широкий спектр оборудования для обработки рыбной продукции). Это позволяет доработать постановление №719 (о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, где установлены баллы локализации для различного оборудования, в том числе необходимые для участия в госзакупках или получения субсидий) в части установки комплектующих российского производства в состав нового судна или объекта морской техники.
Важным требованием к судам является их соответствие уровню локализации строительства, но прежде оно распространялось только на суда-краболовы. Инвесторы при этом сталкиваются со сложностями при прохождении процедуры подтверждения российского происхождения построенного судна и оборудования. Новые коды ОКПД позволят учитывать больше позиций, операций и сырья для расчета уровня локализации. Доработка постановления №719 также предполагает отсрочку повышения минимального требуемого уровня локализации строительства судов рыбопромыслового флота. В частности, в действующей версии до 30 июня 2023 г. требовалось не менее 2300 баллов локализации, с 1 июля 2023 г. – не менее 2900 баллов, с 1 июля 2025 г. – не менее 3400 баллов.
Проект изменений в постановление предполагает возможность сдвинуть вышеназванные пороги на два года. Сходное смещение предусмотрено и для рефрижераторных судов – требование к достижению 3200 и 3750 баллов предлагается сдвинуть с 1 июля 2023 г. и 1 июля 2025 г. соответственно на два года, сохранив действующий норматив в 2500 баллов. Данные изменения направлены на избежание риска расторжения договоров на инвестквоты в связи с неисполнением требования по локализации.
Рыбопромышленники обеспокоены ростом экспортных пошлин. ВАРПЭ в октябре попросила Минсельхоз инициировать изменения в законодательство для освобождения судового топлива от применения повышающих коэффициентов при расчете вывозных пошлин. Изменения предлагается внести в постановление правительства № 1637 от 5 октября, которым был скорректирован подход к определению ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные виды нефтепродуктов. На вывоз судового топлива из РФ должен применяться повышающий коэффициент – 50 тыс. рублей за тонну.
Рыбопромышленники опасаются, что введение пошлины приведет к удорожанию промысла и увеличению себестоимости производства российской рыбной продукции. Причина заключается в том, что при ведении промысла в удаленных от морских портов районах (в Охотском, Беринговом, Баренцевом морях и др.) суда обычно не возвращаются в порт до окончания рейса, который может длиться до полугода. Так происходит в период Охотоморской минтаевой путины в январе-апреле, когда добывается около 1 млн тонн водных биоресурсов. Судовые запасы доставляются в районы промысла, и в море же производится заправка судов топливом. Воды исключительной экономической зоны РФ не относятся к таможенной территории страны. Прежде вывоз судового топлива с массовой долей содержания серы не более 1% не облагался таможенной пошлиной, а постановление распространило на данную категорию действие экспортной пошлины.
В связи с этим в ВАРПЭ ожидают повышения стоимости бункеровки российскими танкерами на 50 тыс. рублей за тонну. При этом на долю судового топлива приходится до 30% себестоимости рыбной продукции. Сильнее всего увеличение затрат угрожает промыслу социально значимых и доступных видов рыбы (минтай, сельдь, сардина иваси, путассу, мойва). С позицией ВАРПЭ согласны в Ассоциации добытчиков минтая (АДМ, президент – А.Буглак), где полагают, что рост стоимости топлива отразится на финансовом состоянии предприятий.
До введения пошлины стоимость топлива у российских бункеровщиков составляла 565-600 долларов США за тонну. Бункеровку рыбопромысловых судов на Дальнем Востоке также осуществляют южнокорейские, японские и китайские компании. Ранее цена на такую бункеровку была более высокой – 622-685 долларов за тонну. После введения пошлины с 5 октября цена на российское судовое топливо выросла не менее чем на 515 долларов, и российская бункеровка стала дороже на 65% по сравнению с южнокорейской, японской и китайской.
Кроме того, вступление в силу Международной конвенции по предотвращению загрязнения от судоходства (MARPOL) предполагает запрет на использование судового топлива, массовая доля серы в котором превышает 0,5%. В случае отсутствия решения о продлении отсрочки данного требования, с 1 января 2024 г. рыболовные судна на Дальнем Востоке должны будут переходить на низкосернистое топливо, стоимость которого выше на 15-20%.
Между тем в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (президент – А.Осинцев, нередко лоббирует интересы «Русской рыбопромышленной компании») не разделяют опасений по поводу негативных последствий от введения пошлины. В Ассоциации указывают, что большинство судов бункеруются в режиме открытой границы[1]. На этом фоне в Росрыболовстве признают наличие рисков дополнительной финансовой нагрузки на промысловые компании из-за пошлины, предлагая более детально изучить возможности нивелировать возможное негативное влияние.
Что касается развития инфраструктуры для рыбной торговли, то в Приморском крае приморская рыбодобывающая компания «Тройка»[2] запустила цифровую платформу для оптовой продажи рыбы Fishplace. На платформе зарегистрировались 150 предприятий – рыбные компании и холодильные склады Приморского, Камчатского, Хабаровского краев, Сахалинской области. Платформа позволяет работать со складами, вести учет продукции и размещать рыбу на продажу.
Резидент СПВ, компания «Дельта-сервис» (принадлежит совладельцу «Океанрыбфлота» И.Евтушку), в приморском Артёме построила склад-холодильник для хранения пищевой продукции мощностью 95 тыс. тонн продукции в год. Объем инвестиций составил 1,1 млрд рублей. Тем временем в камчатском поселке Авача (в составе Петропавловска-Камчатского) после капитальной реконструкции в конце октября были введены в эксплуатацию два причала на побережье бухты Моховая (ФГУП «Нацрыбресурс») в рамках развития портовой рыбохозяйственной инфраструктуры в порту Петропавловск-Камчатский. Объем капитальных вложений составил около 1 млрд рублей. Глубина причалов позволяет принимать все типы рыбопромысловых судов. В целом перевалка рыбной продукции в порту Петропавловск-Камчатский по итогам трех кварталов текущего года выросла на 3,5% по отношению к уровню аналогичного периода прошлого года, составив порядка 91 тыс. тонн.
Наконец, сахалинская ТОР «Южная» в октябре была расширена в целях реализации в Корсакове проекта строительства рыбоперерабатывающего комплекса крупной сахалинской компании «Гидрострой» мощностью до 500 тонн в сутки с жиромучной установкой, оборудованием для выпуска филе и холодильником на 5 тыс. тонн продукции. Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на 2024 г. Объем инвестиций оценивается в более чем 5,4 млрд рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Постановлением правительства России от 5 сентября 2007 г. № 560 утвержден порядок получения разрешения на неоднократное пересечение государственной границы РФ российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе РФ. Разрешение на неоднократное пересечение государственной границы российскими рыбопромысловыми судами выдается пограничным органом в порту, где зарегистрировано судно. Для его получения владельцу судна необходимо представить в пограничный орган письменное заявление о выдаче разрешения с приложением пакета необходимых документов.
[2] Учредители – П.Маркин, Ю.Беликова, В.Каханова.
«Рыбный стол» страны
10 тысяч тонн не хватило камчатским рыбакам, чтобы побить собственный же абсолютный рекорд пятилетней давности, когда удалось поймать 500 тысяч тонн. Это второй по значимости результат за всю историю наблюдений. Вообще, последняя пятилетка вся «рекордная»: в 2021 году в невода попало тоже под полмиллиона тонн.
Кстати, в следующем году специалисты ожидают рекордные подходы горбуши, об этом в интервью телеканалу «Губерния» заявил президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко. По его словам, если прогнозы оправдаются, то не исключено, что для переработки придется привлекать флот и перерабатывающие мощности из соседних регионов.
«Наверное, нам нужно готовить мощности доя переработки. Когда большие объемы, то, как правило, не готовы перерабатывающие мощности. В особенности по Сахалинскому заливу, по Охотскому району дополнительные силы придется привлекать для переработки», – заявил в интервью Сергей Рябченко.
Рыба в море
На Камчатке, где в этом сезоне добыли больше 80% лососевых от всего улова в дальневосточном бассейне, основу промысла традиционно составила горбуша, всего ее поймали 478 тыс. тонн.
«По предварительным данным этого вида камчатского лосося добыто на треть больше от прогнозируемых показателей. Хорошие показатели путины и по другим видам красной рыбы — нерке, кижучу, кете. Можно с уверенностью сказать, что Камчатка подтвердила звание самого рыбацкого региона — более девяноста процентов дальневосточного улова приходится именно на наш полуостров», — рассказала заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова.
О рекордных уловах говорит и тот факт, что с начала октября больше, чем в два раза вырос объем перевозимой в багаже авиапассажиров икры: только за неделю с Камчатки самолетами вывезли почти пять тонн икры без документов и 5,2 тонны икры промышленного производства.
Довольны рыбалкой и в Сахалинской области.
«В целом результаты вылова тихоокеанских лососей в Сахалинской области за 2023 год демонстрируют рост почти в два раза по сравнению с предыдущим нечетным 2021 годом», - с удовлетворением отметили в областном министерстве по рыболовству.
Справка: из 596 тыс. тонн добытых в дальневосточном бассейне лососей 478 тыс. тонн составила горбуша, 67 тыс. тонн – кета, 37 тыс. тонн – нерка, 13 тыс. тонн – кижуч.
Рыба на столе
Рекордные выловы повлияли и на цену рыбы: сегодня во Владивостоке горбуша оптом продается по 150 рублей за килограмм, летом на той же Камчатке в рамках проекта «Доступная рыба» охлажденная горбуша и вовсе торговалась в магазинах по 50 рублей за кило.
Кстати, несмотря на хороший улов, рыба по-прежнему редко появляется на столах россиян, в том числе, и дальневосточников: по данным ВЦИОМ лишь половина молодых людей едят рыбу хотя бы один раз в месяц, за последние пять лет этот показатель сократился в 2,5 раза. В этой связи минувшим летом губернатор Камчатского края Владимир Солодов предложил вернуть практику «рыбных четвергов».
В преддверии нынешней путины глава Росрыболовства Илья Шестаков, выступая в Совете Федерации, заявил, что в России сложились все предпосылки для того, чтобы увеличить добычу рыбы на один млн тонн. И произойти это может как раз за счет рыбаков Дальнего Востока, на долю которых приходится до 70% общероссийского улова.
«Мы приблизились к объему вылова в пять млн тонн водных биоресурсов, российские рыбаки перешагнули этот порог спустя четверть века и уверено держат планку», – сказал Илья Шестаков.
Рыба в цифрах
Примечательно, что рекордной «красная путина» стала не для всех дальневосточных территорий. Так, на Чукотке поймали лишь 21,4% от плана. Руководитель регионального руководителя департамента сельского хозяйства и продовольствия Сергей Давидюк попытался объяснить это тем, что «вода была холодная».
«Объемы добычи горбуши составил объем, значительно меньший даже для «негорбушового года», а объемы добычи кеты промышленными предприятиями составили всего лишь 1/3 от прогнозируемого объёма. Специалисты ТИНРО предварительными причинами указывают массу холодной воды, спустившейся с Чукотского моря в Берингово море, перегородившее в период подхода горбуши вход в Анадырский залив», – рассказал Сергей Давидюк.
В этой связи новоиспеченный губернатор Владислав Кузнецов дал поручение разработать план прохождения путины в следующем году, чтобы не «проседать» на фоне соседей.
Кстати, эксперты вполне уверенно говорят о том, что следующая «рыбалка» будет такой же перспективной. Точные прогнозы и объемы, разрешенный к вылову, еще предстоит определить ученым.
Январь и февраль — особенные месяцы для всех жителей Сахалинской области, которые имеют хоть какое-то отношение к рыбалке. Именно на этот период в островном регионе приходится наважья путина. За бюджетной рыбой охотятся не только рыбопромышленники, но и любители, которые каждый день выезжают на замерзшие водоемы, чтобы пробурить заветную лунку и выудить хотя бы десяток хвостов. А финалом путины и частной ловли становится ежегодный фестиваль «Сахалинский лед», где уже команды островитян соревнуются в объемах и размерах улова. Редакция EastRussia узнала о том, как на Сахалине обстоят дела с добычей наваги в начале 2023 года.
Навага в Сахалинской области столь же любима и обожаема, как и корюшка. Традиционную для островной зимы рыбу жарят, тушат, сушат и коптят, маринуют по-корейски со специями и варят. Для любителей зимней ловли сам процесс добычи хвостов куда важнее, чем результат на обеденном столе. Сахалинцы, которые еще недавно выходили на лед ради «зубаря» (корюшки зубатки - наиболее крупного представителя корюшковых, отдельные особи могут достигать длины 40-36 см, массы 500-430 г – прим.ред.), теперь каждое утро бурят лунки на замерзшем припае, чтобы удить навагу. Именно для таких поклонников зимней рыбалки в островном регионе уже несколько лет кряду проходит фестиваль «Сахалинский лед», ставший туристическим брендом региона. На льду реки Найба в Долинском районе собираются сотни рыбаков, которые соревнуются в командах и сольно, добывая как можно больше наваги. Так выглядит «Рыбацкий биатлон» — истинно сахалинская спортивная дисциплина, где от удачного расположения лунки, правильной наживки и скорости зависит победа.
«Невероятный драйв и веселье — вот то, за чем стоит приезжать на этот фестиваль. Нигде я не встречал такой атмосферы, такого азарта в погоне за навагой, как тут, на Сахалине. Уже три года сюда приезжаю, чтобы бурить эти лунки, удить рыбу, поддерживать друзей, которые рядом со мной так же рыбачат. Участвую не ради приза, а ради этих эмоций», — поделился с EastRussia житель Владивостока Александр И.
«Сахалинский лед» — это традиция, которая дает участникам возможность сплотиться в любимом хобби, которое объединяет и нас, и наших ближайших соседей, и людей по всей стране. Я, конечно, говорю о рыбалке. Организаторам всегда радостно знакомиться с новыми командами, которые приезжают из других уголков нашей большой страны. Но не менее радостно видеть и постоянных участников нашего веселья на Найбе. Не так важно, опытный вы рыбак или же впервые берете в руки бур и удочку. Главная цель фестиваля — подарить людям радость, удовольствие и веселье. И я надеюсь, что решить эту задачу нам вновь удалось», — рассказала организатор фестиваля «Сахалинский лед» Любовь Стримжа.
Непременной частью фестиваля «Сахалинский лед» всегда становится конкурс на самую яркую команду.
фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
Общий наградной фонд в этом году составил полмиллиона рублей, а главным трофеем стал снегоболотоход — его по итогам индивидуальной рыбалки получил житель Южно-Сахалинска Михаил Хан. Его команда «Удача» в этот раз получила медаль за первую пойманную рыбу, а сам островитянин уже становился победителем фестиваля в 2013 году.
фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
На фоне триумфов любительского лова рыбопромышленникам региона тоже есть чем похвастать — ежегодная наважья путина показывает хорошие результаты. Залив Терпения в северо-западной части острова Сахалин — основная зона добычи этой рыбы. Предприятия, которые участвуют в путине, сгружают выловленные дары моря в порту Поронайска. Там происходит перевалка хвостов с сейнеров на открытые ледовые площадки. В январе и феврале в этой части островного региона довольно морозно — до -30 градусов, поэтому навага замораживается естественным способом за считанные мгновения. А для того, чтобы тушки промерзли равномерно, сгруженный улов перемешивают особыми граблями — из-за этого сахалинцы называют зимнюю навагу «ворошенкой».
Ворошенка - навага замороженная естественным путем
фото: Анастасия Красова / Sakh.online
После заморозки рыбу пакуют в мешки и развозят в районы, где она поступает в розничные магазины — от Охи до Южно-Сахалинска. Свежемороженая навага продается по социальной цене от 55 до 70 рублей за килограмм. Низкую стоимость удается сохранять благодаря региональному проекту «Доступная рыба». Помимо продажи, навагу отправляют и на акции бесплатной раздачи — ее безвозмездно привозят пожилым людям в том числе ветеранам, и малообеспеченным семьям.
«Благодаря поддержке правительства Сахалинской области рыбодобывающие предприятия могут отгружать рыбу по максимально доступным ценам, с минимальной надбавкой, для поставки населению. Проект “доступная рыба“ работает круглый год — в зависимости от сезона, граждане могут приобрести навагу и корюшку, мойву, селедку, лососевых, треску, камбалу. Наша задача — обеспечить людей дешевой свежей рыбой», — отметил министр по рыболовству Сахалинской области Иван Радченко.
В 2023 году наважья путина на северо-западе Сахалинской области продлилась с 9 января по 7 февраля, чуть меньше календарного месяца. За это время местные рыбколхозы сумели добыть в заливе Терпения почти 4,4 тысячи тонн наваги — 98% от намеченного плана. Но ловля наваги не заканчивается: основное направление работы местных промышленников сместилось южнее. В 2023 году, по данным ученых, на Сахалине и Курилах прогнозный вылов этого вида рыбы должен составить около 16,9 тысячи тонн.
Есть в Арсеньеве Приморского края сопка с заурядным названием Обзорная. До 1973 года она, как и горная река, что берет начало на склонах Восточного Синего хребта Сихотэ-Алиньских гор, называлась Халазою. С 70-х годов там пытаются создать центр горнолыжного туризма, и, кажется, создатели самого первого здешнего спуска смогут увидеть «город-сад» в ближайшее время. При этом у местных жителей есть вопросы к тому, как идет процесс превращения райцентра в рай для горнолыжников.
Справка
Арсеньев — расположен в центре Приморья, в окружении Сихотэ-Алиньского хребта, в долине реки Арсеньевка. Население: 47 тыс. человек, чуть более 30% — пенсионеры. Расстояние до Владивостока 262 км по железной дороге и 242 км по автодороге, которая связана с магистралью Хабаровск – Владивосток. Градообразующие предприятия Арсеньева — ПАО ААК «Прогресс» — выпускает ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор», и ПАО «Аскольд» — производит трубопроводную арматуру для судостроения и судоремонта.
Сопка планов и надежд
Идеей привлечения в город туристов озадачился еще Арсеньевский горисполком — в середине 60-х годов минувшего века. Представленный в Центральный совет по туризму «Эскизный проект туристическо-спортивного комплекса на сопке Халаза» получил одобрение и был дополнен позицией «горнолыжная трасса», после чего перед городом открылась перспектива развития по типу грузинского горнолыжного курорта Бакуриани.
«Халаза станет жемчужиной» — так называлась статья Б. Васильева, опубликованная в местной газете «Восход» в январе 1967 года. Каким виделся туристический комплекс более полувека назад? Массово туристов должны были доставлять автобусы, для тех же, кто воспользуется личным автотранспортом, планировалось построить гараж на десять автомобилей. На базе «Салюта» — экс-пионерского лагеря завода № 116 — намеревались возвести пятиэтажную гостиницу на 250 мест, а также кинотеатр, пункт проката, спортзал с бассейном, теннисный корт, площадки для футбола и волейбола. На вершине сопки, откуда открывается великолепная панорама города, устроители видели высокогорное кафе. Трассы скоростного спуска, места катания для любителей, большой трамплин, канатная дорога с вагончиками протяженностью один км от «Салюта» до вершины Халазы. На базе лесхозовского хвойного питомника планировалось создать прогулочную лесопарковую зону.
Работы по предварительному изысканию проекта успешно состоялись, после чего... он благополучно затерялся в столичных коридорах. Однако вне зависимости от этого обстоятельства горнолыжный спорт зародился в Арсеньеве силами энтузиастов. Все началось с прибытия на завод «Прогресс» профессионального горнолыжника из Иркутска Валерия Боковникова, ставшего тренером на общественных началах. Он собрал вокруг себя единомышленников, и они самостоятельно, забыв испросить разрешение городских властей, прорубили первую просеку и проложили горнолыжную трассу. Спортсмен из первого состава Сергей Казаринов начал тренировать детей. А официальная история ведет отсчет с марта 1977 года — с акта госприемки первой очереди горнолыжной трассы.
Как горнолыжный курорт повлияет на жизнь арсеньевцев?
Сергей Казаринов, спортсмен-горнолыжник, ныне пенсионер:
— Этого события город ждал полвека. В Арсеньеве подрастает спортивная смена. Когда к нам поедут спортсмены со всей страны, сам факт существования горнолыжного курорта современного станет хорошим внутренним стимулом для самосовершенствования. В феврале впервые проходили зимние Международные спортивные игры «Дети Приморья». Уже сегодня ясно, что после реконструкции Обзорная сможет принимать соревнования самого высокого уровня.
Сопка Обзорная закаляла настырных, а в самые драматические моменты спасала от депрессии и давала надежду. В 90-е годы, когда заводы едва сводили концы с концами, заводчане получали зарплату хлебом и сковородками, администрация вернулась к идее сделать Арсеньев туристической Меккой. Идею поддержал бывший тогда губернатором Сергей Дарькин, но дело сдвинулось с мертвой точки лишь после личной встречи руководителя горнолыжной базы Александра Юшина с Владимиром Путиным. Горнолыжку оборудовали буксировочным подъемником и спецтехникой для выравнивания трассы. В бытность Владимира Миклушевского установили систему оснежения.
Сегодня на Обзорной четыре трассы: высокогорный спуск протяженностью 1 800 метров, еще два спуска суммарно на 3 900 метров, учебная трасса в 300 метров. Есть еще склон для тюбинга. Все трассы оснащены буксировочными подъемниками. С декабря по март включительно, благодаря наличию системы искусственного оснежения, снег гарантированно имеет место быть. За эти четыре месяца Обзорную посещают около 15 тыс. человек.
Проект «Белая гора»
Глобальный проект по созданию в Арсеньеве современного горнолыжного курорта получил основу два года назад, когда на шестом Восточном экономическом форуме было подписано концессионное соглашение между Минэкономразвития и инвестиционным агентством Приморского края с одной стороны, и компанией ООО «Приморье СпортОтельИнвест» — с другой. Примерный объем вложений — десять млрд рублей.
«В целом, это должен быть центр притяжения зимнего отдыха всего Приморья. Он предусматривает комплексный подход к созданию не только горнолыжных и беговых трасс, но и реконструкцию автодорог, создание железнодорожного маршрута, чтобы это было удобно жителям Приморья. Все это даст возможность развития рекреационного направления в городе Арсеньеве», — отметил губернатор Приморья Олег Кожемяко.
Проект был презентован на сессии «Инвестиционный потенциал Приморского края», проводимой в рамках Международной выставки-форума «Россия» на территории ВДНХ, в 2023 году.
В географическом плане место реализации проекта «Белая гора» — обширная территория площадью более 170 гектаров, вытянувшаяся на четыре км с севера на юг и на 600 метров в средней части с востока на запад, от подножия Обзорной по южному склону, далее по поясу сопки, устремляясь к вершине. Главное изменение коснется протяженности лыжных трасс. На южном склоне Обзорной она увеличится до 11 км, а на ранее неиспользуемом северо-западном склоне будет проложено еще 18, плюс к ним — трассы для санок и тюбинга. Одна из канатных дорог кресельного типа соединит вершину сопки с «Салютом». Будет создано много летних спортивных объектов: два бассейна, детские площадки для скейта и роликов, веревочный парк, веломаршруты, тропы для пешего туризма и скандинавской ходьбы, парковки общей вместимостью одна тыс. автомобилей, и это далеко не полный перечень.
Как горнолыжный курорт повлияет на жизнь арсеньевцев?
Кирилл Перфильев, студент Приморского индустриального колледжа:
— Пока я не вижу предпосылок для перемен. Через длительное время за счет развития горы Арсеньев станет более привлекательным для молодежи. Молодежь будет оставаться в городе, возможно даже увеличится население.
Вероника Отрохова, студентка Приморского индустриального колледжа:
— Открытие горнолыжного курорта создаст огромный стимул для молодых арсеньевцев оставаться здесь жить, а также стимул переезжать к нам молодежи из соседних сел. Я думаю, за курортом последует строительство жилых домов, социальных учреждений, мест для развлечений. Спортивное и культурное развитие даст возможность после учебы искать призвание в этом городе.
Бывшая территория детского оздоровительного центра «Салют» станет курортной деревней. Планируется создать 250 мест в гостиницах разных типов от отеля, размещенного в трехэтажном здании, до пятизвездочной виллы под кедрами с тремя спальнями. Предусмотрены даже бюджетные варианты по типу кемпинга.
В курортной деревне построят презентабельный ресторан, на вершине сопки — панорамное кафе, но перекусить можно будет также в гостинице, спа-центре, казачьем хуторе. Последний представит усадьба во всем убранстве, музей, площадка, где вживую будут демонстрироваться приемы традиционного боевого искусства казаков. Будет там и ипподром, и летняя площадка по типу эстрадной, рассчитанная на без малого полтысячи человек, творческие мастерские. Особо стоит сказать о парках. Лесопарк с естественным произрастанием деревьев и кустарников ждет незначительное благоустройство, а вот аллеи, которые вытянутся вдоль улиц, высадить только предстоит, как равно и создать лотосовое озеро, в замыслах есть и такое.
Как горнолыжный курорт повлияет на жизнь арсеньевцев?
Олеся Зорина, хозяйка семейного кафе «Пилигрим»:
— С началом зимнего сезона у нас резко повышается число посетителей. А когда заработает горнолыжный курорт, да еще и межсезонный, полагаю, спрос на наши услуги станет стабильно высоким. К большому наплыву посетителей мы готовы, ждем! С точки зрения бизнеса это выгодно, но я хочу отметить, речь не только про деньги. Новые лица помогают создать атмосферу с налетом интриги, ведь люди к нам приходят не только поесть, но и пообщаться, познакомиться.
Пока все идет по плану
Реализация проекта предполагает два этапа. На первом (октябрь 2023-2024 года) построят две канатные дороги, новые трассы на южном склоне с современной системой оснежения, начнется возведение всех объектов инфраструктуры. На втором этапе (2025-2026 года) планируется прокладка трасс и устройство канатной дороги на северо-восточном склоне и завершение всех работ.
«С ООО "РТС-Строй" заключен контракт на подготовительные работы, который сейчас находится в стадии исполнения. Срок исполнения – апрель 2024 года. Все работы будут выполнены в срок», — прокомментировал гендиректор подрядной организации Алексей Тарасов
Ранее пресс-служба Арсеньевского городского округа также сообщала, что в ходе рабочей встречи губернатора края Олега Кожемяко с председателем правительства края Верой Щербиной и исполнительным директором ООО «Приморье СпортОтельИнвест» Николаем Шленцовым, отмечалось: «работы по реализации проекта идут строго по графику, также по плану идет производство оборудования для канатных дорог».
Как это выглядит на практике? Работы начались в четвертом квартале 2023 года. На территории ДОЦ «Салют» демонтированы все панельные корпуса и хозяйственные постройки, подготовлена строительная площадка, идет накопление стройматериалов. Через дорогу, где прежде был бассейн на реке, на месте пляжа и прилегающего участка вырублен кустарник и расчищена площадка под автостоянку на 200 автомобилей. Рядом с «Салютом», где недавно был лес, продолжается очистка территория под возведение объектов курортной деревни. По направлению к Обзорной пробита широкая просека. Оборудование для первой линии канатной дороги уже поступило, опоры кресельного подъемника ждут монтажа, строительство фундамента под опоры начато.
Как горнолыжный курорт повлияет на жизнь арсеньевцев?
Константин Хананов, депутат Арсеньевской городской думы, заместитель атамана Приморского отделения Уссурийского казачьего войска:
— С момента перестройки это самый масштабный проект, реализуемый на территории нашего города. Только положительные ожидания: развитие городской инфраструктуры, местного бизнеса в сфере торговли и услуг, повышение доходной части городского бюджета, рабочие места, проект предусматривает создание полутысячи рабочих мест.
Минусы тоже есть. Осенью 2021 года, то есть, за два года до начала работ по проекту был ликвидирован детский оздоровительный центр «Салют». И это в условиях, когда альтернативы «Салюту» исполнительная власть не предложила. Действие на опережение в данном вопросе идет в разрез с запросами жителей города, по факту многие семьи лишились возможности обеспечить детей качественным недорогим отдыхом.
Во имя светлого будущего арсеньевцы вынуждены терпеть и другие неудобства: на улице Советской, связывающей федеральную трассу с сопкой, в расчете на автопоток туристов загодя расширили и расчистили дорожное полотно за счет... тротуара. Теперь пешеходы ходят по дороге и гадают — может, когда курорт заработает, Арсеньев станет для них таким же комфортным, как и для приезжих туристов?
Валовый региональный продукт по итогам прошлого года приблизился к 1 трлн 250 млрд рублей. Собственные доходы краевого бюджета с 2020 года увеличились на 47 млрд рублей по сравнению с 2022 годом, а общий доход вырос на 16%, достигнув 125 млрд 900 млн рублей. Уровень госдолга за последние три года снизился с 69% до 47% от доходов.
— Благодаря решению нашего президента о реструктуризации мы смогли полностью уйти от коммерческих кредитов, — отметил Михаил Дегтярёв. — Сегодня мы должны коммерческим банкам 0 рублей. В 2020 году такие кредиты превышали 35 миллиардов, сейчас — 0. Это даёт нам возможность дополнительно направлять на развитие края более двух миллиардов рублей ежегодно, которые раньше мы платили за кредиты в банке.
Федеральные и региональные меры помогли увеличить доходы населения, из зоны бедности вышли около 30 000 человек. Рост розничной торговли в прошлом году составил 6%, что свидетельствует о повышении покупательской способности. Уровень безработицы достиг исторического минимума, а ключевыми драйверами развития региона остаются основные отрасли, в частности обрабатывающая промышленность. По данным 11 месяцев прошлого года, в авиастроении наблюдался рост более чем на 8%, в судостроении – на 26%. Государственный оборонный заказ выполняется в полном объеме и даже с опережением, что стало возможным благодаря личной поддержке президента Путина.
Событием национального масштаба стали первые полеты полностью импортозамещенного Суперджета-100, собранного на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Юрия Гагарина. Лайнер готов, и в настоящее время ожидается окончание сертификации двигателя ПД-8. Работа продолжается также над проектом развития малой авиации, включая строительство самолетов «Байкал». В январе стартовала круглосуточная работа по возведению сборочных цехов в Комсомольске-на-Амуре, планируется завершение работ до конца года и запуск производства в следующем году.
На Амурском судостроительном заводе в прошлом году был заложен десятый корвет, ведется строительство малых ракетных кораблей и подготовка к заказу фрегатов. В прошлом году паром «Александр Деев» вышел на линию Ванино-Холмск, а второй паром «Василий Ощепков» находится в стадии завершения. На Хабаровском судостроительном заводе в прошлом году были сданы два краболова по программе «Квоты под киль».
Объемы в металлургическом производстве продолжают расти, ожидается увеличение на 22%. Завод «Амурсталь» освоил новые экспортные рынки, включая Китай, Филиппины и Вьетнам.
Грузооборот за два года увеличился почти на 11%. Продолжается модернизация Восточного полигона РЖД, строится Тихоокеанская железная дорога и порт «Эльга» в районе мыса Манорский в Тугуро-Чумиканском районе. За полтора года в непроходимой тайге было уложено 350 километров путей, первый причал порта уже готов, и в этом году ожидается тестовый прием первого океанского балкера.
Благодаря модернизации Восточного полигона, провозная мощность БАМа и Транссиба увеличилась до 173 млн тонн в год. На участке Комсомольск-на-Амуре – Ванино с 2008 года объем перевозок увеличился в пять раз и составил 40 млн тонн.
Масштабное строительство продолжается и в портах Советская Гавань и Ванино. По проектам компаний «Ванинотрансуголь» и «Дальтрансуголь» планируется увеличение мощности по перевалке угля до 64 млн тонн в год.
В 2022 году инвестиции в экономику края составили более 281 миллиарда рублей, а к концу 2023 года этот показатель достиг 364 млрд. Рост составил почти 150%, что вывело регион на третье место в стране по этому показателю.
С момента запуска режима ТОР и СПВ в крае привлечено 126 резидентов с проектами, создающими 20 000 рабочих мест. Общий объем инвестиций ТОРа и СПВ превысил полтриллиона рублей. В 2023 году было заключено еще 18 соглашений с планируемым объемом инвестиций свыше 48 млрд рублей и созданием 2 500 высокооплачиваемых рабочих мест.
В процессе реализации находятся два крупных проекта: Малмыжский горно-обогатительный комбинат, являющийся крупнейшим в России предприятием по производству концентрата меди, и Амурский оловянный металлургический комбинат. Это ведет к изменению структуры экономики региона. В этом году начинается строительство Дальневосточного автобусного кластера в Хабаровске с планами производства до 1000 машин в год.
Продолжается развитие крупной логистики — в Хабаровске запустили крупнейшие на востоке центры обработки отправлений «Озон» и «Почта России», а скоро стартуют проекты компаний «X5» и «Wildberries».
Продолжительность жизни в регионе впервые превысила 70 лет, составив 70,5 года. За последние десять лет младенческая смертность снизилась в 3,5 раза, а количество многодетных семей увеличилось в два с половиной раза, достигнув 23 500, в которых воспитывается почти 79 000 детей.
Регион улучшил свои позиции в национальном рейтинге инвестиционного климата: краю вошёл в 14-ую из 37 групп и за два года поднялся с 8-го на 4-е место среди субъектов ДФО.
Сфера малого и среднего предпринимательства также демонстрирует рост: здесь занято более 210 000 человек, что составляет треть экономически активного населения, а количество самозанятых превысило 66 000, что почти в два раза больше установленного в стратегии показателя. Введены льготы по упрощенной системе налогообложения для предприятий в сфере производства, ИТ, туризма и креативных индустрий, что привело к увеличению их количества. 39 организаций края являются участниками нацпроекта «Производительность труда», а более 2000 человек прошли бесплатное обучение основам бережливого производства.
За прошлый год более 200 километров автодорог были приведены в нормативное состояние, а в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» — более 720. На сегодняшний день 80% дорог в агломерациях соответствуют нормативу, что в два раза больше показателя последних трех лет.
Стали более доступными мвиаперевозки — с 2020 года действует программа льготных билетов для жителей северных районов, предоставляющая четыре перелета в Хабаровск, Николаевск и обратно по спецтарифу, который не повышался с момента запуска программы. Стоимость билета для взрослых составляет 4 500 рублей, для детей — 3 000. В прошлом году на эту программу было выделено более 215 млн рублей на компенсацию, обеспечив перевозку более 41 000 человек.
Для молодежи, пенсионеров и людей с инвалидностью с прошлого года действует тариф со скидкой 50%. И еслиранее он был доступен только с мая по сентябрь, теперь он действует круглый год. За год этой льготой воспользовались почти 8 000 пассажиров, а сумма субсидии составила 37,5 млн рублей.
В итоге, в прошлом году регион досрочно превысил показатель стратегии развития края, увеличив внутрирегиональный пассажиропоток до 100 000 человек, при этом количество рейсов выросло в полтора раза. За последние три года в абсолютных цифрах это составило плюс 258 рейсов, что способствовало расширению внутрирегиональной сети.
Активно наращивается строительство жилья: по последним статистическим данным, за прошлый год было введено 578 000 кв. метров, что является максимальным показателем с советских времен. Значительный вклад в это внесли программы льготного кредитования, развёрнутые по инициативе Президента страны, включая Дальневосточную ипотеку. С начала реализации программы было заключено почти 13 000 договоров на сумму более 58 млрд рублей. По решению главы государства программа была продлена и расширена, включив в неё работников оборонно-промышленного комплекса Дальнего Востока.
Президент поставил задачу достичь планки ввода жилья в 0,8 квадратных метра на человека, что для региона означает примерно 1 000 000 квадратов в год. Регион уверенно движется к этому показателю, основные перспективы которого заключаются в комплексной жилищной застройке Хабаровской агломерации. В работе находится шесть перспективных участков общей емкостью более четырех млн кв. метров. В прошлом году регион присоединился к программе «Дальневосточный квартал», потенциал которой составляет дополнительные 700 000 квадратных метров.
Работа ведется и по ликвидации аварийного жилья. За последние пять лет было расселено более 4 000 человек, из которых 2 700 проживали в домах, признанных аварийными до 1 января 2017 года, и около 1 600 – в домах, признанных аварийными после этой даты. В прошлом году было сдано шесть многоквартирных домов в различных районах, включая Бикин, поселок Токи Ванинского района, Пивань и Селихино Комсомольского района, а также на улице Аэродромной в Хабаровске. Весной планируется завершить благоустройство. Президент России поддержал запрос о выделении дополнительных средств на расселение людей из бараков на Проспекте 60-летия Октября в Хабаровске, и в настоящее время ведется работа с Правительством России в этом направлении по поручению Президента.
Новая страница в развитии Дальнего Востока – это реновация 25 городов, началом которой стали Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Было учтено 1000 предложений при разработке планов, которые были представлены президенту, после чего Правительство России утвердило их 29 декабря своим постановлением. На сегодняшний день в Хабаровской городской агломерации реализуется уже 10 проектов на общую сумму почти 20 млрд рублей. Правительство поддержало проекты по Дальневосточной концессии, включая Дальневосточный художественный музей, и в этом году начинается строительство Дальневосточного центра отдыха и оздоровления детей. Также разработан долгосрочный план развития Комсомольска-на-Амуре, предусматривающий пять направлений на сумму 12 млрд рублей.