По итогам 2024 года средний заработок во Владивостоке достиг 115,3 тыс. рублей в месяц. Это превышает уровень предыдущего года 17,3%.
Как пишет «РБК» со ссылкой на данные городской администрации Владивостока, достигнутый показатель значительно превышает установленный в Приморском крае прожиточный минимум для трудоспособного населения, который в 2024 году составлял 19,8 тыс. руб. Эксперты отмечают, что реальная заработная плата в городе выросла на 6,9% по сравнению с 2023 годом и составляет 106 тыс. рублей
Размер средней номинальной зарплаты во Владивостоке оказался на 35% выше среднестатистического уровня по региону. Согласно информации Приморскстата, в Приморском крае в 2024 году работники получали в среднем 84,9 тыс. руб., что на 17,6% больше, чем годом ранее. Наиболее высокооплачиваемыми сферами остаются рыболовство и рыбоводство, где зарплаты достигают 161,2 тыс. руб., специалисты финансового и страхового сектора получают в среднем 152 тыс. рублей, занятые в металлургической промышленности — 136 тыс. рублей.
Средняя заработная плата во Владивостоке также превысила аналогичный показатель по стране на 31%. В 2024 году средний доход россиян составил около 88 тыс. руб., что на 18,3% выше, чем в 2023 году. Рост зарплат оказался выше темпов инфляции, которая по итогам прошлого года составила 9,52%.
Рост средней оплаты труда зафиксирован по всей стране. В 11 регионах России она превысила 100 тыс. руб. Наибольшие значения отмечены в Чукотском автономном округе (185 тыс. руб.), Ямало-Ненецком автономном округе (164 тыс. руб.) и Москве (162 тыс. руб.). Также в число субъектов с высокими зарплатами вошли Магаданская и Сахалинская области, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Камчатский край и Якутия.
Специалисты связывают рост уровня оплаты труда с нехваткой специалистов в макрорегионе. Кроме того, в большинстве субъектов Дальнего Востока, за исключением Чукотки, продолжился спад уровня безработицы, что соответствует общероссийской тенденции.
Чтобы преодолеть негативных социальные и демографические тенденции на Дальнем Востоке предпринимается расширение и продление действующих мер поддержки. В округе существуют масштабные планы по развитию системы образования, в том числе высшего и среднего специального, тем не менее, реализация части проектов сталкивается с увеличением сроков и проблемой выбора концессионера.
Во втором квартале 2024 г. только два дальневосточных региона по динамике реальных денежных доходов населения продемонстрировали показатели, опережающие средние по стране (+7,7%) – Чукотский АО (рост на 12,4%) и Амурская область (рост на 9,4%). На третьем месте по динамике реальных денежных доходов в отчетном периоде оказалась Еврейская АО (+7,1%). Наименьший прирост был зафиксирован в Магаданской области (+1,3%) и Камчатском крае (+1,8%).
Таблица 1. Динамика реальных денежных доходов населения, второй квартал 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
107,7 |
Сибирский федеральный округ |
104,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
104,5 |
Чукотский авт. округ |
112,4 |
Амурская область |
109,4 |
Еврейская авт. область |
107,1 |
Республика Саха (Якутия) |
105,9 |
Забайкальский край |
105,7 |
Приморский край |
103,8 |
Республика Бурятия |
103,7 |
Сахалинская область |
103,6 |
Хабаровский край |
103,4 |
Камчатский край |
101,8 |
Магаданская область |
101,3 |
Однако рост потребительских цен на товары и услуги в большинстве дальневосточных субъектов в августе был ниже среднероссийского (+5,3%), а более существенный рост отмечается только в Камчатском крае (на 6,1%), Бурятии (+5,5%) и Якутии (на 5,5%).
Таблица 2. Потребительские цены на товары и услуги, август 2024 г., в % к декабрю 2023 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
105,3 |
Сибирский федеральный округ |
105,0 |
Дальневосточный федеральный округ |
104,8 |
Камчатский край |
106,1 |
Республика Бурятия |
105,5 |
Республика Саха (Якутия) |
105,5 |
Приморский край |
105,2 |
Забайкальский край |
105,1 |
Еврейская авт. область |
104,6 |
Амурская область |
104,5 |
Магаданская область |
104,4 |
Хабаровский край |
103,8 |
Сахалинская область |
103,4 |
Чукотский авт. округ |
102,0 |
Лидерами в макрорегионе по динамике среднемесячной зарплаты работников организаций (Таблица 3) в июле стали Забайкальский край (+22,3%), Еврейская АО (+21,7%) и Бурятия (+20,7%) - при среднем росте по стране на 18%. Менее всего зарплаты выросли в отчетном месяце в Сахалинской области (+10,6%) и Камчатском крае (+10,9%). На Камчатке, как видно, более высокий рост цен особенно явно сочетался со слабым ростом доходов населения.
Таблица 3. Среднемесячная заработная плата работников организаций, июль 2024 года, в % к соответствующему месяцу 2023 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
118,0 |
Сибирский федеральный округ |
115,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
115,5 |
Забайкальский край |
122,3 |
Еврейская авт. область |
121,7 |
Республика Бурятия |
120,1 |
Хабаровский край |
117,0 |
Республика Саха (Якутия) |
116,0 |
Амурская область |
115,5 |
Чукотский авт. округ |
115,0 |
Приморский край |
114,4 |
Магаданская область |
113,4 |
Камчатский край |
110,9 |
Сахалинская область |
110,6 |
Наиболее высокие показатели безработицы в ДФО (таблица 4) по-прежнему свойственны Якутии (4,7% в июне-августе), Забайкальскому краю (4,6%) и Бурятии (3,7%). Более высокий, чем в среднем в РФ, уровень безработицы также демонстрирует Магаданская область (3%). При этом самый низкий уровень безработицы наблюдается в Амурской области (1,1%) и Чукотском АО (1,1%).
Таблица 4. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, июнь-август 2024 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
2,4 |
76 204,1 |
Сибирский федеральный округ |
2,7 |
8 334,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
2,6 |
4 176,0 |
Республика Саха (Якутия) |
4,7 |
528,0 |
Забайкальский край |
4,6 |
473,7 |
Республика Бурятия |
3,7 |
423,7 |
Магаданская область |
3,0 |
75,0 |
Еврейская авт. область |
2,4 |
74,9 |
Сахалинская область |
2,4 |
270,2 |
Камчатский край |
2,1 |
165,3 |
Приморский край |
1,9 |
1 001,0 |
Хабаровский край |
1,5 |
725,0 |
Чукотский авт. округ |
1,4 |
30,9 |
Амурская область |
1,1 |
408,3 |
Проблему дефицита квалифицированных кадров на Дальнем Востоке предполагается решать, развивая научно-образовательные центры. В ходе ВЭФ в сентябре текущего года президент РФ В.Путин поручил создать новые университетские кампусы в Улан-Удэ, Чите, Петропавловске-Камчатском. В настоящее время реализуются проекты по созданию кампусов в Хабаровске и Южно-Сахалинске. На территории кампусов в том числе планируется разместить площадки для развития молодежного предпринимательства и инженерные школы. Для проекта Инновационного научного-технического центра (ИНТЦ), создаваемого на базе Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский во Владивостоке, В.Путин поручил задействовать механизмы дальневосточной концессии (объем инвестиций по механизму концессии составит 24 млрд рублей), а также проработать меры по привлечению ученых к работе в центре. Профилем ИНТЦ будет проведение научных исследований и разработка практических решений в сферах морской инженерии, биотехнологии и биомедицины. ИНТЦ в том числе является частью второй очереди кампуса ДВФУ. Первую площадку ИНТЦ планируется запустить в 2025 г.
Вторую очередь кампуса ДВФУ планируется построить на полуострове Саперный – между нынешней территорией вуза и бухтой Новик (общая территория второй очереди – 176 тыс. кв. м ). На ней должны быть размещены 12 общежитий гостиничного типа и создано более 23 тыс. кв. м социально-общественных пространств. Таким образом, предполагается, что к 2027-28 гг. жильем будут обеспечены 7 тыс. сотрудников и студентов вуза. Проект оценивается в сумму порядка 29 млрд рублей.
В Петропавловске-Камчатском кампус предполагается разместить на территории старого комплекса зданий краевой больницы (для больницы уже давно строится новый комплекс зданий). Власти Якутии подготовили архитектурную и научно-образовательную концепции кампуса, прорабатывается финансовая модель.
При этом в Хабаровском крае договор с концессионером строительства межвузовского кампуса на базе Тихоокеанского госуниверситета (ООО «Кампус-2025», входит в «Восточно-Арктическую нефтегазовую корпорацию») предполагается расторгнуть, поскольку прокуратура подала в краевой Арбитражный суд соответствующий иск, а краевое Минимущества направило к компании иск о расторжении договора аренды земельного участка (около 190 тыс. кв. м) . Губернатор Хабаровского края Д.Демешин в сентябре называл объект проблемным и не уточнял сроки завершения строительства, в то же время сообщая о поисках нового концессионера.
В судебном порядке вопрос все еще не решен – 29 августа суд отказал краевому Минимущества в расторжении концессии и возврате земельных участков, поскольку ответчик погасил долг по арендной плате (5,8 млн рублей), а отсутствие на объекте хозяйственной деятельности суд не счел существенным нарушением договора. Напомним, что аффилированные с ВАНК организации получили концессии на строительство четырех детских садов и трех школ в Забайкальском крае, двух школ и дворца боевых искусств в Приморье, а также трех школ и межвузовского кампуса в Хабаровске. Из всех проектов на момент ареста гендиректора компании был реализован только один – построена школа в микрорайоне Каштак в Чите.
Демографический отток из дальневосточных регионов остается высоким. В частности, миграционная убыль населения в январе-июле 2024 г. была зарегистрирована в Магаданской области, Еврейской АО, Сахалинской области. По данным Приморскстата, отток населения сохранялся в Приморском крае в январе-мае. В части регионов, тем не менее, наблюдается прирост, в том числе обусловленный миграцией, связанной с наличием рабочих мест в рамках реализующихся экономических проектов.
Таблица 5. Миграция населения, январь-июль 2024 г.
Регион |
Прибывшие |
Выбывшие |
Миграционный прирост/убыль |
Хабаровский край |
26348 |
26167 |
181 |
Магаданская область |
3357 |
3508 |
-151 |
Чукотский АО |
2610 |
2531 |
79 |
Еврейская АО |
1541 |
1776 |
-235 |
Сахалинская область |
9975 |
10546 |
-571 |
Республика Саха (Якутия) |
31532 |
27881 |
3651 |
Приморский край (данные за январь-май) |
20573 |
22133 |
-1560 |
Амурская область |
8907 |
9861 |
-954 |
Также в большинстве дальневосточных регионов в текущем году (январь-август) регистрируется естественная убыль населения, наиболее существенная – в Приморском и Хабаровском краях, которые при этом отличаются в настоящее время наиболее высокой численностью населения в макрорегионе. Убыль населения более 1 тыс. человек в январе-июле текущего года зафиксирована в Амурской и Сахалинской областях. Регионами с естественным приростом являются только Якутия и Чукотский АО (но в последнем прирост незначителен).
Таблица 6. Естественное движение населения в 2024 г.
Регион |
Родившиеся |
Умершие |
Естественный прирост/убыль |
Хабаровский край (данные за январь-август) |
7631 |
11937 |
-4306 |
Магаданская область (данные за январь-июль) |
574 |
974 |
-400 |
Чукотский АО (данные за январь-август) |
334 |
332 |
2 |
Еврейская АО (данные за январь-август) |
752 |
1433 |
-681 |
Сахалинская область (данные за январь-июль) |
2665 |
3817 |
-1152 |
Республика Саха (Якутия) (данные за январь-август) |
7193 |
5413 |
1780 |
Приморский край (данные за январь-август) |
10258 |
17226 |
-6968 |
Амурская область (данные за январь-июль) |
4464 |
7106 |
-2642 |
Внедренная в Приморском крае в пилотном режиме мера по поддержке рождаемости на Дальнем Востоке в августе была распространена правительством также на Хабаровский и Камчатский края, Амурскую, Магаданскую и Сахалинскую области, Чукотский АО и Еврейскую АО. Данные регионы выбраны по принципу показателя суммарного коэффициента рождаемости третьего и последующих детей – в 2023 г. в них он был ниже среднего значения по федеральному округу.
Мера предполагает увеличение выплат семьям на погашение ипотечных кредитов с 450 тыс. рублей до 1 млн рублей. Она распространяется на семьи, в которых с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2026 г. родился (или еще родится) третий ребенок или последующие дети. На данные цели в федеральном бюджете на ближайшие три года предусмотрено около 3 млрд рублей. Средства выделяются на условиях софинансирования из регионального бюджета. На данные цели из федерального бюджета в 2024 г. будет направлено 470 млн рублей. В частности, Приморскому краю предназначено 173,7 млн рублей, Хабаровскому краю – 137,04 млн рублей, Амурской области – 67,5 млн рублей, Камчатскому краю – 30,04 млн рублей, Еврейской АО – 20,6 млн рублей, Сахалинской области – 15,9 млн рублей, Магаданской области – 12,6 млн рублей, а Чукотскому АО – 9,5 млн рублей.
В рамках программы дальневосточной ипотеки власти сообщали о намерениях сохранить ставку на уровне 2%. Об этом, в частности, заявлял президент РФ В.Путин на полях ВЭФ-2024, назвав программу стимулом для развития в макрорегионе строительной отрасли. В Счетной палате РФ, тем не менее, выявили территориальные перекосы в реализации ипотечной программы. Так, аудитор Н.Трунова в сентябре отметила, что лидерами по количеству ипотечных кредитов в рамках программы являются регионы с более развитой экономикой и более существенным предложением рабочих мест – Якутия и Приморский край. По мнению СП, перекосы следует постепенно выравнивать, развивая потенциал и привлекательность других регионов. В СП также выражали обеспокоенность превалирующим строительством однокомнатных квартир. В частности, в Приморском крае доля таких квартир, приобретаемых в рамках программы, составляет 66%, в Якутии – 62%.
В целом по итогам января-августа 2024 г. по объемам ввода жилья в многоквартирных и частных домах (Таблица 7) первое место в ДФО занимает Приморский край, где за отчетный период введено 845,5 тыс. кв. м жилья (рост на 13,1% относительно показателя аналогичного периода 2023 г.), далее следуют Якутия (529,9 тыс. кв. м, рост на 35,8%) и Бурятия (466,7 тыс. кв. м, рост на 32,3%). При этом лидерами по темпам прироста в сфере жилищного строительства в январе-августе текущего года стали Магаданская область (+47,6%), Еврейская АО (+45,4%) и Чукотский АО (+39,4%). Доля нового жилищного строительства в данных регионах традиционно самая низкая на Дальнем Востоке, но в рамках реализации программы льготной ипотеки началась реализация проектов новых ЖК, что и обеспечило рост. Отрицательную динамику в возведении жилых домов продемонстрировали Хабаровский край (снижение индекса до 89,5%) и Сахалинская область (92,7%).
Приложение 7. Строительство жилых домов, январь-август 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
101,6 |
Сибирский федеральный округ |
102,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
115,2 |
Магаданская область |
147,6 |
Еврейская авт. область |
145,4 |
Чукотский авт. округ |
139,4 |
Республика Саха (Якутия) |
135,8 |
Республика Бурятия |
132,3 |
Забайкальский край |
129,7 |
Приморский край |
113,1 |
Амурская область |
106,4 |
Камчатский край |
102,1 |
Сахалинская область |
92,7 |
Хабаровский край |
89,5 |
С начала действия ипотечной дальневосточной программы в 2019 г. ею воспользовались свыше 188 тыс. жителей ДФО. Сумма выданных кредитов превысила 580 млрд рублей. При этом более половины выданных кредитов приходится на Приморский край (32 тыс. получателей), Якутию (26 тыс. получателей) и Хабаровский край (16 тыс. получателей). На данные регионы приходится 60% всех выдаваемых в ДФО льготных ипотечных кредитов.
Стоит отметить, что за первое полугодие 2024 г. на Дальнем Востоке был зафиксирован и наиболее значительный в России рост стоимости ипотечных квартир – на 18,4% (по стране – на 16%). Якутия входит в число регионов РФ с самой высокой средней стоимостью ипотечного жилья[1] (7 млн рублей).
При этом в июле-августе доля рынка первичного жилья в общем количестве ипотечных выдач на Дальнем Востоке выросла с 35,5% до 30,7%. Так, по программе «Дальневосточная ипотека» на рынке новостроек в июле-августе было заключено уже 81,6% сделок (за первые шесть месяцев года значение составляло 41,1%). Лидерами в макрорегионе по доле первичного рынка в выдаче ипотек стали Якутия (46,8%), Бурятия (41,2%) и Приморский край (37,6%).
Напротив, в сегменте ИЖС доля ипотечного жилья на Дальнем Востоке в январе-июне 2024 г. снизилась до 11% (с 21,4%). Более высокая доля в данном сегменте наблюдалась в Якутии (18,2%), Сахалинской области (17%) и Камчатском крае (13,7%). На вторичном рынке жилья больше всего кредитов в первом полугодии брали в Магаданской области (85,6%), Амурской области (69,2%) и Камчатском крае (62,4%).
Что касается запущенной в 2019 г. программы «Дальневосточный гектар» то, по итогам января-июля 2024 г., заключено 8,5 тыс. договоров о предоставлении участков, что на 35% больше, чем за аналогичный период 2023 г. При этом для программы планируется выбрать новые участки. Минвостокразвития анонсировало проведение аудита земель. В текущем году в программу включены 2 тыс. га земель в Камчатском крае. В целом же за время действия программы землю в ДФО получили 133 тыс. человек (и 140 тыс. человек – с учетом Арктики).
При этом программа является наиболее востребованной именно для индивидуального жилищного строительства – в этих целях гектар задействуют 52% получателей. К августу текущего года объем кредитных средств, которые получили участники программы на строительство собственного дома с льготным займом, приближается к 5 млрд рублей. Для участников программы льготный кредит в сумме до 9 млн рублей выдается без ограничений по возрасту и семейному положению.
В Минвостокразвития зафиксировали в текущем году рост спроса на получение гектаров в Бурятии (рост на 96% с начала года к концу сентября), Сахалинской области (рост на 80%), Якутии (рост на 54%), Еврейской АО (рост на 41%) и Приморском крае (рост на 31%).
В свою очередь В.Путин на ВЭФ объявил о намерении продлить до 2030 г. программы «Земский доктор» и «Земский учитель» для врачей и педагогов, направляющихся на работу в сельскую местность Дальнего Востока. Они предполагают разовые единовременные выплаты до 2 млн рублей. С 1 января 2025 г. должна начаться реализация в ДФО программы «Земский работник культуры» для сотрудников сельских библиотек, домов культуры, музеев, музыкальных школ. По поручению президента для них предполагается предусмотреть возможность участия в дальневосточной ипотеке.
В летний сезон вновь усложнилась ситуация с транспортной доступностью дальневосточных регионов. В «Общероссийском объединении пассажиров» (ООП, председатель – И.Зотов) в конце августа заявляли о намерении обратиться в Росавиацию по вопросу организации дополнительных рейсов из-за высокой стоимости перелетов на Дальний Восток и перелетов внутри ДФО. В частности, в конце августа в продаже отсутствовали билеты эконом-класса (стоимостью 15-17 тыс. рублей) на перелет из Москвы во Владивосток, тогда как стоимость билетов комфорт-класса составляла от 50 тыс. рублей в одну сторону. На повышение цены повлияло в том числе проведение Восточного экономического форума в начале сентября (3-6 сентября).
В авиакомпании «Аэрофлот» отметили, что пиковый спрос в период отпусков возникает ежегодно (для дальневосточных направлений характерно раннее бронирование на летний период) и не связан со снижением провозного емкостного предложения. В компании подчеркнули, что с 2015 г. по 2023 г. совокупное предложение «Аэрофлота» в Дальневосточном ФО увеличилось с 1,5 млн до 3,1 млн кресел, а на 2024 г. дополнительно предложено 300 тыс. кресел. Также по данным перевозчика при росте потребительских цен в стране на 80%, с 2015 г. перелет во Владивосток «Аэрофлотом» подорожал на 35-50%.
Хотя в Росавиации признают отсутствие возможности вмешиваться в формирование цен на билеты, в ведомстве вместе с тем рекомендуют авиаперевозчикам использовать более вместительные самолеты или увеличивать по крайней мере на один рейс количество перелетов на Дальний Восток в сезоны с высоким спросом. В октябре губернатор Магаданской области С.Носов заявил о дефиците авиабилетов по доступным ценам на перелеты между Москвой и Магаданом, а также Магаданом и городами ДФО. В конце октября в Приморском крае вновь сообщили о невозможности приобрести авиабилеты на прямые рейсы между Владивостоком и Москвой.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] После Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области.
Действующие в дальневосточном макрорегионе программы социальной поддержки, направленные на снижение оттока населения и рост занятости, подвергаются корректировкам, в том числе распространяются на новых участников, также предполагается упрощать прохождение бюрократических процедур. Регионы вводят дополнительные меры поддержки семей с детьми. Увеличиваются сроки газификации субъектов.
Занятость и зарплаты
Уровень безработицы в дальневосточных регионах (таблица 3) по-прежнему выше среднероссийского (2,9% против 2,6% в апреле-июне 2024 г.). Наиболее высоким он сохраняется в Бурятии (5,2%), Якутии (4,9%) и Забайкальском крае (4,6%). Выше, чем в среднем по стране безработица в Иркутской (3,2%) и Сахалинской областях (2,7%). Самый низкий уровень безработицы – в Хабаровском крае (1,4%), Чукотском АО (1,4%) и Амурской области (1,6%).
Таблица «Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, апрель-июнь 2024 г.»
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
2,6 |
75 986,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
2,9 |
4 143,3 |
Республика Бурятия |
5,2 |
437,9 |
Республика Саха (Якутия) |
4,9 |
523,9 |
Забайкальский край |
4,6 |
462,3 |
Сахалинская область |
2,7 |
267,9 |
Еврейская авт. область |
2,6 |
76,5 |
Магаданская область |
2,5 |
78,2 |
Камчатский край |
2,3 |
168,8 |
Приморский край |
2,1 |
977,0 |
Амурская область |
1,6 |
405,0 |
Чукотский авт. округ |
1,4 |
30,5 |
Хабаровский край |
1,4 |
715,2 |
При этом во всех регионах продолжается рост среднемесячной зарплаты работников организаций (таблица 2) – в семи регионах он превышает среднероссийский (+17,1% в мае) – в Забайкальском крае (+23,4%), Камчатском крае (+21,4%), Бурятии (+19,7%), Амурской области (+18,6%), Иркутской области (+18,7%), Еврейской АО (+18,4%), Приморском крае (+18%). Наименьший рост зарплат фиксируется в Хабаровском крае (+11,6%) и Магаданской области (+12,5%).
Таблица «Среднемесячная заработная плата работников организаций, май 2024 года, в % к соответствующему месяцу 2023 г.»
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
117,8 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
116,6 |
|
Забайкальский край |
123,4 |
|
Камчатский край |
121,4 |
|
Республика Бурятия |
119,7 |
|
Амурская область |
118,6 |
|
Еврейская авт. область |
118,4 |
|
Приморский край |
118,0 |
|
Сахалинская область |
117,8 |
|
Чукотский авт. округ |
117,1 |
|
Республика Саха (Якутия) |
113,5 |
|
Магаданская область |
112,5 |
|
Хабаровский край |
111,6 |
|
Впрочем, во всех субъектах позитивная динамика зарплаты сопровождается также и ростом потребительских цен. Рост не является существенно превышающим характерные для страны в целом показатели (в июне 2024 г., таблица 1), но в Бурятии и Камчатском крае он выше среднего по РФ уровня.
Таблица «Потребительские цены на товары и услуги, июнь 2024 г., в % к декабрю 2023 г.»
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
103,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
103,2 |
Камчатский край |
104,2 |
Республика Бурятия |
104,0 |
Республика Саха (Якутия) |
103,9 |
Магаданская область |
103,5 |
Еврейская авт. область |
103,2 |
Приморский край |
103,2 |
Забайкальский край |
102,8 |
Хабаровский край |
102,7 |
Амурская область |
102,6 |
Сахалинская область |
102,4 |
Чукотский авт. округ |
101,4 |
Текущие меры поддержки в рамках борьбы с оттоком населения требуют дополнительных изменений, в том числе направленных на упрощение процедур и повышение их эффективности. Действующая программа «Дальневосточный гектар» подверглась критике со стороны генпрокурора РФ И.Краснова, который заявлял, что ей присущи такие проблемы, как большая удаленность предоставляемых участков от существующей инфраструктуры, в том числе транспортной. На текущий момент программа корректируется на законодательном уровне, в том числе в части устранения правовых неопределенностей.
В начале августа Совет Федерации одобрил закон о порядке подачи заявлений на получение гектара. Речь идет о случаях, когда заявитель, подав заявление, запросил позднее другой участок. Заявление на гектар будет возвращено, если подавший его гражданин ранее уже подавал заявление о предоставлении другой территории и в отношении него не был дан отказ. Ранее отсутствие в законе четко регламентированных процедур для данных случаев замедляло работу с заявлениями и приносило дополнительные временные затраты.
Документ также устанавливает обязанность уполномоченного органа приостановить рассмотрение о предоставлении земельного участка, если в отношении него уже подано заявление другим лицом, и закрепляет порядок действий Росреестра в случае необходимости изменения сведений о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда на принадлежность к иной категории земель. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 г.
По состоянию на май текущего года возможностью получить земельный участок в безвозмездное пользование на Дальнем Востоке воспользовались около 140 тыс. граждан, в большинстве своем они используются участниками программы для сельскохозяйственных целей и индивидуального жилищного строительства. В Приморском крае, Якутии и Камчатском крае также востребованы гектары для организации отдыха и создания объектов рекреации. Следует отметить, что в последние годы количество выданных гектаров росло незначительными темпами, при этом увеличение было стабильным. Так, по итогам 2020 г. правом на получение гектара воспользовались 85 тыс. человек, в 2021 г. число пользователей составило 97 тыс. человек, в 2022 г. – 110 тыс. человек, а в 2023 г. – 122 тыс. человек.
Тем временем в июле принято решение правительства о выделении дополнительных лимитов для дальневосточных регионов в рамках программы «Доступное арендное жилье в ДФО». В том числе 400 квартир дополнительно выделено Сахалинской области (всего в регионе, таким образом, будет построена 1 721 такая квартира), 262 квартиры выделено Забайкальскому краю (всего – 1 089). Лимиты распределены с учетом наличия в данных регионах проектов жилищного строительства, в рамках которых разрешения на строительство должны быть получены до 1 сентября 2024 г., для ускорения сроков заселения в готовые квартиры.
Напомним, что на Дальнем Востоке в рамках программы при участии ДОМ.РФ предполагается построить не менее 10 тыс. арендных квартир. На данные цели из федерального бюджета выделено 87 млрд рублей. Арендная плата будет обеспечиваться на доступном уровне (около одной четвертой от среднерыночной цены) за счет субсидирования ставок из федерального и регионального бюджетов. На сегодняшний день «ДОМ.РФ» подписаны договоры на строительство 7,5 тыс. квартир общей площадью около 350 тыс. кв. м (полностью освоены лимиты в Сахалинской области и Хабаровском крае). Первые арендные квартиры (с отделкой и мебелью) сданы в Приморском крае (42 квартиры в ЖК «Айвазовский» во Владивостоке), Чукотском АО (40 квартир в ЖК «Ягодный» в Анадыре) и Якутии (24 квартиры в микрорайоне «Марха» в Якутске).
К концу июля объем выделенных кредитов по «Дальневосточной ипотеке» превысил 540 млрд рублей, всего выдано 111,7 тыс. кредитов. Лидерами по количеству выданных ипотечных кредитов являются Приморский край (30,1 тыс. кредитов), Якутия (24,5 тыс. кредитов), Хабаровский край (15,1 тыс. кредитов). На данные регионы приходится 60% всех выданных в ДФО ипотечных займов. В мае текущего года на фоне пересмотра всех ипотечных программ в Минфине сообщали о возможном поэтапном повышении ставки по «Дальневосточной ипотеке» (текущая ставка не превышает 2%). В ведомстве предлагают повышать ставку на 1% каждый год, начиная с 2025 г. Против повышения ставки выступил вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев, заявивший, что рассчитывает на неизменность программы. Каких-либо конкретных решений по данному вопросу еще не было принято.
Стоит отметить, что регионом ДФО, в котором наиболее остро сохраняется проблема обманутых участников долевого строительства, является Хабаровский край. По состоянию на 2023 г. в данном регионе насчитывалось 14 проблемных объектов незавершенного долевого строительства (самый высокий показатель в ДФО и один из самых больших в РФ). Такие объекты также сохраняются в Бурятии (семь в 2023 г.), Приморском крае (пять объектов), Якутии (три объекта) и Амурской области (два объекта).
Газификация
Что касается газификации регионов, то уровень газификации Дальнего Востока на сегодняшний день существенно отстает от среднероссийского показателя (24% против 75% в РФ на конец 2023 г.). При этом если в нескольких дальневосточных регионах газификация превысила 50% или приближается к данному показателю, например в Хабаровском крае (63%), Сахалинской области (55%), Якутии (43%), то в ряде субъектов макрорегиона уровень остается критически низким – в Еврейской АО не превышает 2%, в Забайкальском крае находится на уровне 1%, на нулевом уровне – в Бурятии и Магаданской области. Уровень подключения потребителей к природному газу в Камчатском крае не превышает 33%, в Чукотском АО – 22%.
Основными проектами для увеличения уровня газификации ДФО являются строительство регазификационного комплекса в Камчатском крае, строительство газопровода, соединяющего газопроводы «Сила Сибири» и «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» к 2032 г., подведение газотранспортной инфраструктуры на территорию Бурятии и Забайкальского края до 2032 г. При этом сроки проекта по обеспечению СПГ Камчатского края сдвигаются на более позднее время.
В июле правительство РФ актуализировало дорожную карту газификации Камчатки с помощью СПГ с проекта «Сахалин-2», в соответствии с которой ключевые ее мероприятия перенесены на год. В частности, ввод в эксплуатацию объектов береговой инфраструктуры (причал, объекты приема регазифицированного природного газа и выдачи его в сеть газораспределения, объекты налива СПГ в цистерны, газопровод) отложен на конец 2025 г. вместо начала 2025 г., тогда как их передача «Газпрому» по концессионному соглашению с камчатским правительством должна состояться в начале 2026 г. (а не до конца 2025 г.). При этом для данных объектов еще предстоит определить застройщика и вести строительство, которое потребует дополнительных 4 млрд рублей ассигнований из федерального бюджета в 2025 г., в дополнение к ранее уже выделенным на данные цели 12 млрд рублей.
Одним из основных проблемных вопросов проекта является строительство плавучей регазификационной установки (ПРГУ) и танкеров-челноков, которое было осложнено санкциями. Так, строительство регазификационного терминала должно завершиться в третьем квартале 2025 г. Сроки строительства судов и их передача «Газпрому» перемещены на третий квартал 2026 г. (для первого судна) и на четвертый квартал 2026 г. (для второго танкера), тогда как ранее их планировалось сдать одновременно с терминалом. В апреле сообщалось, что газовозы уже заказаны, подробности не уточнялись. Вариант использования уже построенных газовозов осложнен санкциями, а также тем, что большинство подобных судов активно эксплуатируются.
Поддержка семьи
В сфере поддержки рождаемости на Дальнем Востоке региональные меры поддержки связаны главным образом с финансовыми выплатами многодетным семьям. В июне гордума Владивостока приняла решение об увеличении размера выплат, выдаваемых многодетным семьям города в качестве альтернативы предусмотренным для них земельным участкам. Размер выплаты увеличен с 382 тыс. рублей до 602 тыс. рублей. Данная выплата будет софинансироваться на 50% из краевого бюджета. Повышение компенсационных выплат в том числе связано с дефицитом свободной земли для распределения в материковой части города (нераспределенные участки остались только на островных территориях и в отдаленном поселке Береговое).
Продолжается принятие субъектами региональных законопроектов в соответствии с данным ранее поручением президента о выплате многодетным семьям средств на погашение ипотечного кредита. В июле депутаты Магаданской областной думы приняли законопроект о выплате до 1 млн рублей многодетным семьям на закрытие ипотеки. 450 тыс. рублей из данной выплаты будет обеспечивать федеральный бюджет, 550 тыс. рублей – региональный. Закон распространяется на семьи, у которых с января 2024 г. по 31 декабря 2030 г. родится третий и последующие дети. При этом ипотечный кредит для погашения должен быть взят на приобретение или возведение жилой недвижимости только в Магаданской области. Семьи смогут частично или полностью погасить задолженность только по одному ипотечному кредиту.
Депутаты Заксобрания Камчатского края в июле продлили программу выдачи краевого материнского капитала до конца 2030 г. Программа действует в регионе с 2011 г. Региональный маткапитал предоставляется проживающим в регионе не менее трех лет до момента обращения за выплатой. В 2024 г. его размер составляет до 439 тыс. рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Согласно июньскому исследованию Авито Работы, 82% россиян, искавших работу за последний год, в первую очередь обращают внимание на размер зарплаты. Директор по развитию платформы Авито Работа Дмитрий Пучков отмечает, что повышение оплаты труда является одним из основных методов для привлечения кандидатов: «Мы видим, что работодатели постоянно увеличивают свои зарплатные предложения. Так, за последние полгода средние заработки в вакансиях, опубликованных в регионах Дальнего Востока, подросли на 20%. Зарплаты выше среднего обещают на производстве, в автобизнесе, строительстве, сфере транспорта и логистики».
В большинстве вакансий с шестизначными заработками указано, что стаж соискателя по специальности должен измеряться не одним годом. Так, опыт более пяти лет требуется кандидату на пост руководителя охотничьего хозяйства на Сахалине с зарплатой до 250 000 рублей. Жильё, питание, автомобиль и снегоход ему предоставит работодатель. А помимо знаний в сфере охотничьего надзора и деятельности охотхозяйства, специалисту понадобятся организаторские умения и руководящий опыт.
В Приморском крае на место сварщика судостроительного завода ждут профессионала 3-6 разряда со стажем не менее трёх лет и навыками владения различными видами полуавтоматической сварки. Ему предлагают сдельную зарплату от 150 000 до 200 000 рублей. Иногороднему сотруднику компания предоставит комнату в общежитии и оплатит проезд.
110 000-215 000 рублей — такие заработки обещают в Хабаровске гидравлисту автосервиса. Кандидат должен иметь опыт от трёх лет по ремонту, монтажу и регулировке гидравлического оборудования автомобилей. Мастер будет работать в тёплых оборудованных боксах, оснащённых необходимыми современными инструментами, и сможет рассчитывать на обучение и карьерный рост.
В Петропавловске-Камчатском на оплату до 140 000 рублей в месяц может претендовать врач-неонатолог. Он будет трудиться в отделении патологии новорождённых и недоношенных детей. Как отмечено в вакансии, кроме диплома о высшем образовании соискатель должен предоставить документ о профессиональной переподготовке по профилю «Неонатология» и действующее свидетельство об аккредитации.
Оператору пульта управления технологической линией на золотодобывающем руднике в Магаданской области предлагают от 170 000 рублей плюс питание и проживание, так как сотруднику придётся работать вахтовым методом. Особых требований к стажу предприятие не выдвигает, так что на это место могут принять и начинающего специалиста, который готов строго соблюдать дисциплину и проявлять ответственность.
А позиция машиниста бульдозера на одном из месторождений алмазов в Якутии предусматривает обычный, не вахтовый, график 5/2 с продолжительностью рабочего времени 36 часов в неделю. Специалист 5-го разряда с опытом не менее года должен быть готов к работе в подземных условиях и иметь соответствующий допуск и тракторные права категории В, С. Ему обещают платить 160 000 рублей в месяц.
Опыт работы в продажах позволит зарабатывать от 140 000 рублей торговому представителю компании-дистрибьютора товаров повседневного спроса во Владивостоке. Итоговая сумма будет формироваться из фиксированного оклада и премий за выполнение KPI. В качестве бонусов торгпред может рассчитывать на надбавки за стаж в компании, годовые премии, мотивационные программы, дополнительные дни отпуска и т.д.
Работодатели Дальнего Востока чаще всего размещают вакансии в продажах, производственно-сырьевой отрасли и транспортно-логистической сфере. О вакансиях и условиях, которые предлагают соискателям, EastRussia рассказали эксперты платформы Авито Работа.
На рынке массовых профессий ДФО в тройку лидеров по числу вакансий входят следующие сферы деятельности: «Продажи», «Производство, сырьё, сельское хозяйство» и «Транспорт, логистика». На эти группы профессий приходятся самые большие доли вакансий, размещённых на платформе Авито Работа в Дальневосточном округе. Эти сферы также показали за год заметный прирост объявлений о найме: на производстве их стало в 1,9 раза больше, в логистике — в 1,8 раза, в продажах — в 1,5 раза.
«На увеличение числа вакансий помимо роста востребованности персонала влияет и растущая популярность джоб-платформ: площадками для подбора сотрудников и поиска работы пользуются всё больше компаний и кандидатов. Для привлечения специалистов работодатели расширяют льготные корпоративные программы, повышают зарплаты, предлагают разные форматы занятости, привлекают соискателей без опыта и на месте обучают их необходимым навыкам», — рассказывает директор по развитию платформы Авито Работа Дмитрий Пучков,
Среди наиболее востребованных работников в сфере производства и добычи сырья — инженеры и сварщики. Опытным специалистам обещают зарплаты от 100 000 рублей, при необходимости обеспечивают жильём, приглашают как на постоянное, так и временное трудоустройство. В частности, электрогазосварщик 5-6 разряда может отработать один сезон в Амурской области. Ему предоставят проживание, питание и спецодежду, а от соискателя потребуются стаж не менее пяти лет и разрешение медкомиссии о работе в районах Крайнего Севера.
Инженер-технолог, которого подыскивает добывающее предприятие в Бурятии, кроме зарплаты до 100 000 рублей может рассчитывать на бесплатные обеды, санаторно-курортное лечение, путёвки на отдых для детей, компенсацию проезда в отпуск. Инженеру ПТО по буровзрывным работам предлагают оплату от 120 000 рублей и жильё, если специалист с профильным образованием и опытом готов переехать в Хабаровск из другого города. Он будет работать в офисе и иногда выезжать в командировки.
Сфере продаж чаще всего нужны продавцы-консультанты и менеджеры по продажам, а в вакансиях для этих сотрудников нередко указано, что опыт кандидата не имеет значения. Так, продавцом-консультантом сетевого магазина цифровой и бытовой техники может стать начинающий специалист, позитивный и влюблённый в Digital. Его заработок будет состоять из фиксированного оклада, премий с продаж и бонусов, а дополнением станут скидки на товары компании и возможность выбрать рабочее место ближе к дому.
От выполнения планов по реализации продукции зависит и оплата труда менеджеров по продажам. В предложении одной из компаний в Благовещенске отмечено, что менеджеру пригодится опыт активных продаж в сегменте В2В и после прохождения испытательного срока он сможет претендовать на заработки до 120 000 рублей.
Транспортно-логистическим компаниям особенно нужны водители и складские работники. При этом от первых работодатели чаще требуют определённый опыт, главным образом, водительский стаж не менее 3-5 лет, а на позиции работников складов принимают и новичков. К примеру, во Владивостоке на складе транспортного предприятия кандидат без опыта может начать с должности комплектовщика и со временем освоить профессию кладовщика.
Водители, которые сейчас возглавляют список наиболее востребованного персонала, могут выбирать варианты трудоустройства не только в транспортных компаниях, но и в других организациях с собственным автопарком. Так, водитель служебной «ГАЗели» в хабаровской фирме по оптовым продажам будет колесить по городу вместе с торговым представителем, развозя товары по магазинам. Ему обещают от 80 000 рублей в месяц. Более высокую оплату предлагают дальнобойщикам: в вакансии водителя категории СЕ. который будет перевозить грузы из Читы в Якутск, Иркутск или Хабаровск, указана зарплата до 150 000 рублей.
Об Авито Работе
Авито Работа — сервис для подбора сотрудников массовых профессий для более половины (59%) работодателей в России (по данным исследования агентства B2B Research в мае 2022). Платформа предоставляет возможности для поиска работы и сотрудников в сегменте «синих» и «серых» воротничков. Ежемесячно более 20,5 млн человек ищут работу на Авито, и это люди самых разных профессий: от курьеров и продавцов до бухгалтеров и строителей. Инструменты Авито облегчают работу с большим количеством вакансий и откликов кандидатов.
● За апрель 2023 года свои объявления, вакансии и резюме, разместили свыше 2,5 млн человек и компаний
● На сайте зарегистрировались свыше 1,8 млн работодателей, включая представителей среднего и малого бизнеса
● В раздел «Работа» заходит 34,4 % посетителей сайта Авито, или примерно 21,4 млн человек в месяц по всей стране.
В разделе Авито Работа около 5,3 млн объявлений — свыше 1,8 млн резюме и почти 3,5 млн вакансий.
В дальневосточных регионах продолжают действовать механизмы поддержки жилищного строительства, в том числе в данных целях увеличен уровень возмещения банкам. Меры влияют на рост объемов льготного жилищного кредитования. Тем не менее стоимость жилья в макрорегионе является одной из наиболее высоких в стране, несмотря на отставание Дальнего Востока по ряду социальных показателей. Проблемными вопросами также являются растущие цены на электроэнергию и низкий уровень газификации. В ряде регионов откладываются сроки возведения крупных социальных объектов.
По итогам 2024 г. показатели Дальневосточного ФО по динамике доходов населения в целом отстают от общероссийских – 6% против 8,4%. Лидерами по росту реальных денежных доходов населения (Таблица 1) стали Амурская область (+9,8%), Еврейская АО (+8,9%) и Приморский край (+8,1%). При этом в Амурской области и Еврейской АО рост в значительной степени обусловлен эффектом низкой базы. Наиболее низкими темпами роста доходов населения отличаются Камчатский край (+0,1%, худший результат в России) и Чукотский АО (+1%, третий с конца результат в России).
Таблица 1. Динамика реальных денежных доходов населения, январь-декабрь 2024 г., в % к соответствующему периоду 2023 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
108,4 |
Сибирский федеральный округ |
107,3 |
Иркутская область |
107,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
106,0 |
Амурская область |
109,8 |
Еврейская авт. область |
108,9 |
Приморский край |
108,1 |
Республика Саха (Якутия) |
107,2 |
Забайкальский край |
107,0 |
Республика Бурятия |
105,7 |
Сахалинская область |
105,3 |
Магаданская область |
105,3 |
Хабаровский край |
103,3 |
Чукотский авт. округ |
101,0 |
Камчатский край |
100,1 |
В декабре 2024 г. наибольший рост заработной платы на Дальнем Востоке (Таблица 2) продемонстрировали Забайкальский край (+28,1%), Магаданская область (+22,8%) и Хабаровский край (+21%). Аутсайдером по данному показателю вновь является Камчатский край (+10,8%).
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, декабрь 2024 года, в % к соответствующему месяцу 2023 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
121,9 |
Сибирский федеральный округ |
117,9 |
Иркутская область |
117,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
117,5 |
Забайкальский край |
128,1 |
Магаданская область |
122,8 |
Хабаровский край |
121,0 |
Чукотский авт. округ |
119,9 |
Еврейская авт. область |
118,5 |
Сахалинская область |
118,4 |
Амурская область |
117,1 |
Республика Бурятия |
115,9 |
Республика Саха (Якутия) |
114,4 |
Приморский край |
114,2 |
Камчатский край |
110,8 |
Темпы роста потребительских цен в январе 2025 г. (Таблица 3) превысили общероссийские (+1,2%) в Амурской области (+1,6%), Хабаровском крае (+1,6%), Камчатском крае (+1,4%), Иркутской области (+1,4%) и Забайкальском крае (+1,3%).
Таблица 3. Потребительские цены на товары и услуги, январь 2025 г., в % к декабрю 2024 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
101,2 |
Сибирский федеральный округ |
101,5 |
Иркутская область |
101,4 |
Дальневосточный федеральный округ |
101,2 |
Амурская область |
101,6 |
Хабаровский край |
101,6 |
Камчатский край |
101,4 |
Забайкальский край |
101,3 |
Сахалинская область |
101,2 |
Еврейская авт. область |
101,2 |
Приморский край |
101,1 |
Чукотский авт. округ |
101,1 |
Республика Бурятия |
101,1 |
Республика Саха (Якутия) |
100,9 |
Магаданская область |
100,9 |
Самый высокий уровень безработицы на Дальнем Востоке (Таблица 4) в ноябре 2024 г. – январе 2025 г. сохраняется в Якутии (5,3%), Забайкальском крае (4,9%) и Бурятии (4,1%). Также уровень безработицы превышает общероссийский (2,4%) в Иркутской области (3,1%). Наиболее низкий уровень безработицы фиксируется в Амурской области (1,1%).
Таблица 4. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, ноябрь 2024 г. - январь 2025 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
2,4 |
75 977,2 |
Сибирский федеральный округ |
2,8 |
8 290,5 |
Иркутская область |
3,1 |
1 170,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
2,9 |
4 166,4 |
Республика Саха (Якутия) |
5,3 |
529,9 |
Забайкальский край |
4,9 |
492,9 |
Республика Бурятия |
4,1 |
431,1 |
Приморский край |
2,3 |
964,7 |
Еврейская авт. область |
2,1 |
79,9 |
Камчатский край |
1,9 |
168,6 |
Сахалинская область |
1,8 |
270,7 |
Магаданская область |
1,7 |
77,9 |
Хабаровский край |
1,7 |
711,1 |
Чукотский авт. округ |
1,7 |
29,8 |
Амурская область |
1,1 |
409,8 |
Важным решением последнего времени в сфере социальных программ стало увеличение Минфином РФ уровня возмещения банкам по программе «Дальневосточная и арктическая ипотека» для поддержки выдачи льготных ипотечных кредитов в условиях текущей кредитно-денежной политики. Уровень возмещения для российских банков на весь срок действия льготных ипотечных кредитов был увеличен до 3 процентных пунктов по кредитам, выданным с 7 февраля по 6 августа 2025 г. на приобретение жилья в многоквартирных домах. По кредитам, выданным в этот же период на индивидуальное жилищное строительство, уровень возмещения увеличивается до 3,5 п.п. Прежде компенсация выпадающих расходов банков по дальневосточной ипотеке на ИЖС и многоквартирные дома рассчитывалась как ключевая ставка, увеличенная на 1,5 п.п.
Решение направлено на повышение маржинальности льготных ипотечных продуктов и заинтересованности банков в том, чтобы участвовать в льготных программах. Рентабельность льготных программ для банков стала снижаться на фоне роста ключевой ставки, тогда как предлагаемое субсидирование не компенсировало выросшие затраты.
По итогам 2024 г. объем выдачи кредитов по «Дальневосточной ипотеке» составил 232,6 млрд рублей, увеличившись на 21% относительно 2023 г. (на фоне сокращения выдач по ипотеке в рамках остальных льготных программ). Лидером по выдаче дальневосточных ипотек в 2024 г. среди банков[1] стал Сбер (больше половины годового объема) – 156 млрд рублей (рост на 6,5% относительно 2023 г.). Известно также, что в ВТБ количество сделок по дальневосточной ипотеке выросло на 60% относительно 2023 г. Среди регионов лидерами по объемам выдачи стали Приморский край (53 млрд рублей), Якутия (36 млрд рублей) и Хабаровский край (31 млрд рублей).
Всего в регионах Дальнего Востока в 2024 г. оформлено 92,1 тыс. договоров ипотеки на сумму 378,7 млрд рублей. Общая задолженность дальневосточных заемщиков на 1 января 2025 г. составила 1,4 трлн рублей (рост с начала 2024 г. – 11,8%). При этом по данным СберИндекса в ноябре 2024 г. четыре дальневосточных региона вошли в первую десятку российских регионов по стоимости жилья (квадратного метра) в новостройках – Сахалинская область (на четвертом месте[2], 189,9 тыс. рублей за кв. м), Якутия (шестое место, 185,3 тыс. рублей за кв. м), Амурская область (восьмое место, 181,5 тыс. рублей за кв. м) и Приморский край (десятое место, 167,6 тыс. рублей за кв. м). На тринадцатом месте находится Забайкальский край (162,4 тыс. рублей за кв. м), а на пятнадцатом месте – Хабаровский край (156,2 тыс. рублей за кв. м).
Строительство новых крупных объектов в сфере образования в регионах сталкивается с проблемами с финансированием и выбранными ранее концессионерами. В феврале в Хабаровском крае было расторгнуто концессионное соглашение на строительство университетского кампуса в Хабаровске. Концессионером выступает ООО «Кампус 2025» (входит в состав «Восточно-Арктической нефтегазовой корпорации» (ВАНК) [3]. Ранее с требованием расторгнуть заключенное в 2023 г. концессионное соглашение между ООО «Кампус 2025» и министерством образования и науки края обратилась в суд региональная прокуратура. После принятия иска к рассмотрению, суд наложил обеспечительные меры, запретив любые работы, а также денежные переводы по проекту. Надзорное ведомство полагает, что с момента заключения концессионного соглашения и во время его реализации у концессионера отсутствовали собственные и заемные денежные средства в требуемом объеме. Кроме того, краевое Минимущество в 2024 г. расторгло договор аренды земельного участка на улице Карла Маркса, где и предполагалось возвести кампус.
Предполагалось, что хабаровский кампус будет включать два девятиэтажных корпуса общежития общей площадью 54 тыс. кв. м на 2 500 человек (635 номеров), многоуровневый паркинг на 148 машино-мест. В корпусах, согласно проекту, также планируется разместить поликлинику на 200 посещений в смену, детский сад на 30 мест, столовую, кафетерий, торговые помещения, зоны отдыха.
Также структуры ВАНК должны были построить в Хабаровске три школы - концессии на их строительство отменены по решению суда. Власти края тем временем заявляют о поисках нового концессионера. Центральный районный суд Хабаровска рассмотрит уголовное дело о мошенничестве при строительстве объектов образования в Забайкальском, Приморском, Хабаровском краях (школ и детских садов в Чите, Хабаровске, Акше, Борзе, Владивостоке и Вольно-Надеждинском) и при газификации Читы, расследование которого завершилось в конце февраля. По версии надзорных органов, фигурантами дела, связанными с ВАНК, было присвоено около 900 млн рублей бюджетных средств в 2022 г. с помощью заключения ряда мнимых договоров поставок материалов и оборудования для строительства общеобразовательных школ и для газификации в рамках концессионных соглашений.
Помимо Хабаровского края университетские кампусы планируется построить в Забайкальском и Камчатском краях, Сахалинской области. Правительство Забайкальского края в феврале подписало с пятью крупными работающими на территории региона бизнес-структурами соглашения о сотрудничестве при строительстве межвузовского кампуса в Чите[4]. Объем финансирования в рамках соглашений составляет 3,2 млрд рублей (в 2026-28 гг.) В число компаний вошли «Дальцветмет» («Мангазея Майнинг» С.Янчукова), «Корпорация Мостстройтранс» (учредитель М.Чочуа[5]), «Норникель» («Интеррос» В.Потанина), «Удоканская медь» (USM Holdings А.Усманова), Highland Gold В.Свиблова. На территории кампуса в Чите планируется разместить здание учебно-лабораторного корпуса с технопарком, IT-парком, центром генных исследований, конгрессно-выставочный комплекс с интерактивным музеем и актовым залом, общежитие, гостиницу, спорткомплекс с бассейном и ледовой ареной, стадион.
В начале года одной из обсуждаемых проблем стал рост цен на электроэнергию в дальневосточных и байкальских регионах, связанный с введением трех диапазонов потребления электроэнергии для населения[6] (в зависимости от объемов потребления) с 1 января 2025 г. После расчета стоимости потребления электроэнергии последовал рост недовольства жителей регионов увеличившимися платежами (в первую очередь, для жителей домов с электроотоплением), выросло количество обращений в муниципальные и региональные органы власти с просьбой пересмотреть принцип расчета. Стоит отметить, что востребованность электроотопления в восточных регионах страны велика в связи с низким уровнем газификации.
В итоге в конце февраля новое постановление правительства расширило возможность применения сезонного коэффициента к максимальному значению потребления электроэнергии для граждан, проживающих в домах, оборудованных электроотопительными установками, в отсутствие альтернативных источников теплоснабжения. Повышающий коэффициент 1,8 для граждан, проживающих в жилых или садовых домах, оборудованных электроотопительными установками, по решению региональных властей может применяться в любом регионе в течение всего отопительного сезона (в каждом регионе разные сроки) вне зависимости от диапазона потребления. Новое постановление также предполагает пересчет стоимости электроэнергии с начала 2025 г. для граждан, проживающих в домах с электроотоплением.
Ранее применение коэффициента допускалось только в регионах, уровень газификации которых составляет менее 5% (к таковым, в частности, относятся Амурская область, Еврейская АО, Иркутская область, Забайкальский край, Бурятия, Магаданская область). При этом применение коэффициента было невозможным для Приморского края (уровень газификации 23,44%) и Хабаровского края (уровень газификации 63%)[7]. Стоит отметить, что для Дальневосточного ФО характерен наиболее низкий уровень газификации среди всех федеральных округов – 24%, что связано со слабо развитой трубопроводной магистральной и газораспределительной инфраструктурой, отсутствием газоперерабатывающей инфраструктуры.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В программе участвуют Сбер, ВТБ, Азиатско-Тихоокеанский Банк, Банк ДОМ.РФ, Дальневосточный банк, КБ УБРиР, Московский кредитный банк, Ланта Банк, Банк Долинск, СКБ Приморья «Примсоцбанк», Банк СГБ, АО ВБРР, Газпромбанк, Новикомбанк, Россельхозбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк, Алмазэргиэнбанк.
[2] После Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Алтай.
[3] Владелец – О.Кадиев.
[4] В нем должны проходить занятия студентов, аспирантов и ординаторов Забайкальского государственного университета, Читинской государственной медицинской академии, Забайкальского аграрного института, Забайкальского института железнодорожного транспорта и Читинского института Байкальского государственного университета.
[5] Генеральный директор ГУП «Мосавтотранс» в 2002-12 гг.
[6] Первый диапазон (льготный) включает от 0 до 3,9 тыс. киловатт-часов в месяц. Цена на электроэнергию для него устанавливается согласно предельным показателям для каждого региона и ежегодно индексируется. Второй диапазон (от 3,6 до 6 тыс. киловатт-часов в месяц) предполагает, что плата не может опуститься ниже экономически обоснованного тарифа. Третий диапазон (свыше 6 тыс. киловатт-часов в месяц) предполагает цены не ниже, чем при уровне напряжения 220–380 Вт (как для коммерческих потребителей). Изменения не касаются жителей многоквартирных домов.
[7] Самый высокий уровень газификации в ДФО наблюдается в Сахалинской области (55%), Якутии (43%) и Камчатском крае (22%).
На сегодня почти 40% из 35 тыс. км внутренних водных путей на Дальнем Востоке и в Арктике не имеют гарантированные габариты судовых ходов. Это приводит к существенному снижению провозной способности флота и ограничению скорости прохождения отдельных речных участков. На состоявшемся в начале апреля заседании совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совфеде предложено разработать отдельный федеральный проект по развитию внутренних водных путей с акцентом в финансировании на ДФО. В то же время не менее важная задача сегодня связана с обновлением каботажного флота.
В русле системных решений
Для отдаленных территорий речной транспорт часто является единственным способом доставки массовых грузов, он же играет и важную роль в выстраивании новых логистических коридоров, говорит первый зампред комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Совфеда Галина Карелова. «Инфраструктура водного транспорта нуждается в качественных изменениях. Полагаем, что нужно разработать отдельный федеральный проект по развитию внутренних водных путей», – подчеркнула она.
Как уточнили в Минтрансе РФ, сейчас формируется нацпроект «Транспорт», который включает в себя программы «Развитие инфраструктуры опорной сети морских портов» (им до 2030 года предусмотрено 12 мероприятий по ДФО) и «Развитие опорной сети внутренних водных путей». Ожидается, что федеральное финансирование по нацпроекту начнется со следующего года.
Тем не менее, обращает внимание сенатор, следует предусмотреть средства из бюджета РФ конкретно на расширение возможностей судоходства по рекам Дальнего Востока. «Сейчас же это, прежде всего, забота самих регионов», – считает Галина Карелова (стоит сказать, региональные администрации бассейнов водных путей, на которых возложено содержание инфраструктуры и обеспечение безопасности движения на судоходных участках – это федеральные бюджетные учреждения).
«Я считаю, мы в целом не дорабатываем по рекам, поскольку все понимают, что проблема большая, связана с необходимость работать с руслами, дном, привлекать специальные земснаряды, – подчеркнул глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. – Россия построена на реках, и без речной логистики, сколько не будем расшивать Восточный полигон, особенно на северах не достигнем успеха».
C проблемами судоходства почти ежегодно сталкивается Якутия. В прошлом году навигация проходила в сложных гидрологических условиях, связанных с продолжительным периодом маловодья на реке Яна. В связи с длительным отсутствием судоходных глубин как на баровом участке, так и на самой реке, наблюдалось длительное скопление судов. Низкие уровни воды также фиксировались на Вилюе.
В качестве факторов, которые осложняют работу флота, в Ленском речном пароходстве называют непроведение дноуглубительных работ, отсутствие аварийно-спасательных формирований в арктических районах, а также устаревание нормативных сроков арктической навигации, установленных еще почти полвека назад.
По аналогии с планом развития Северного морского пути необходимо утвердить план развития транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, говорит спикер Ил Тумэн Алексей Еремеев. Причем к 2029 году содержание опорных инфраструктурных объектов должно достигнуть 100% от норматива финансовых затрат.
Сложности с развитием судоходства есть и в других арктических регионах. В частности, в связи с разработкой нефтегазовых провинций Ямало-Ненецкого автономного округа у грузоотправителей повышается востребованность в услугах речного порта Лабытнанги, ближайшего к освоению месторождений. Но чтобы осваивать дальше грузопоток, необходимо расширять подходы. «Там есть целый ряд системных ограничений, которые накопились за последние десятилетия, с ними необходимо совместно разбираться. Это и вопросы дноуглубления, и вопросы содержания речного русла», – рассказал первый заместитель губернатора ЯНАО Александр Калинин.
В предыдущие годы в стране был сделан акцент на развитии Волго-Каспийского судоходного канала, продиктованном перспективами перевозок в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг». Здесь организовали беспрецедентные по масштабам дноуглубительные работы. Чтобы обеспечить на всем протяжении канала проходную осадку не менее 4,5 м, одновременно работало до 40 судов дноуглубительного, вспомогательного флота.
В то же время значительно увеличить программу по дноуглублению на водных путях в других регионах страны не позволяла нехватка техники. По словам сенатора Андрея Шевченко, долгие годы обновление технического флота происходило недостаточными темпами. Это привело к тому, что сейчас имеется дефицит таких судов. К тому же осложняет ситуацию износ специализированного транспорта, отсутствие запчастей.
Раньше часть дноуглубительных работ выполнялась зарубежными подрядчиками, но в связи с внешнеполитической повесткой с российского рынка ушли такие европейские компании, специализирующиеся на дноуглублении, как Van Oord, Boscalis, Jan de Nul, Deme. Иностранцы помогали закрывать потребность в таких судах. На 2022 год емкость трюмов дноуглубительного флота России составляла около 40 тыс. куб. м, тогда как у одной Deme – 240 тыс. куб. м.
Для реки и для моря
Отдельная проблематика связана с обновлением торгового флота, прежде всего, в речных бассейнах, имеющих выход к арктическим морям.
На Севморпути уже работают три новых атомных ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт «Арктика», «Сибирь» и «Урал» (всего в период прошлогодней навигации в акватории СМП работали семь атомных и три дизельных ледокола). Кроме того, продолжается строительство атомоходов «Якутия» и «Чукотка» (срок завершения первого – конец 2024 года, второго – 2026-й). Заключены госконтракты на выпуск еще двух судов этого проекта, с окончанием строительства в 2028 и 2030 году. Одновременно на верфи «Звезда» ведутся работы по созданию крупнейшего в мире ледокола «Лидер» (проект 10510) мощностью 120 МВт. Планируемый срок его сдачи – 2027 год.
Как отметил заместитель гендиректора – руководитель дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Вячеслава Рукша, в условиях наращивания ледокольной группировки, большую значимость приобретают суда класса река-море. С точки зрения объемных показателей они обеспечивают меньшую перевозку, чем арктические танкеры для транспортировки углеводородов, но этот флот развозит практически все грузы по побережью ледового океана.
При этом важно снижать темпы старения транспорта. В частности, у Ленского объединенного речного пароходства средний возраст судна составляет 31 год. Чтобы довести этот показатель хотя бы до 20 лет, нужно серьезное обновление, указывает Вячеслав Рукша.
Отчасти проблему должно разрешить появление Жатайской судоверфи в Якутии. Ее создание ведется на базе действующего предприятия, построенного в 1940-х и специализирующегося на судоремонте. Работы должны были завершиться еще в 2020 году, но сроки не раз переносились. Основной причиной стало удорожание стоимости проекта.
В этом году власти Якутии планируют завершить создание судостроительного комплекса. Мощности верфи будут рассчитаны на строительство до 10 судов класса река-море ежегодно, немаловажно, что помимо заказов на постройку флоту, предприятие продолжит оказывать услуги по судоремонту, отметил замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных.
Верфи покажут ледовый класс
Внимание к водному транспорту, обеспечивающему каботажные перевозки, на данный момент повышено и в свете законодательных новелл. С 1 апреля вступил в силу федеральный закон о северном завозе, хотя до сих пор, посетовала Галина Карелова, не определен его единый оператор, располагающий флотом. «Надеемся на скорейшее решение правительством этого вопроса. Важно, чтобы система северного завоза могла полноценно заработать в ближайшем будущем. Конечно, этого ждут наши северные регионы», – сказала сенатор.
Подзаконный акт относительно создания единого оператора пока не принят, он находится на согласовании в правительстве РФ, сообщил Алексей Чекунков. «Детально высчитываем вместе с Росатомом и со всеми субъектами, которые участвуют в северном завозе (это 25 таких регионов), для того чтобы не навредить. Здесь у нас принцип как в клятве Гиппократа – нельзя нарушать то, что уже работает. Создавая новое, нужно решать задачи стратегического развития, но не нарушая те цепочки, которые работают сейчас», – пояснил министр.
Основной смысл появления единого оператора для северного завоза как раз в создании соответствующего флота. И такие суда, по словам Алексея Чекнукова, должны появиться «через определенный, разумный срок».
Какой-то транспорт, выпускаемый сегодня серийно, может быть адаптирован к Дальнему Востоку. К примеру, для более южных сообщений возможна поставка сухогрузов проекта RSD59 (эти суда должны стать основой современного грузового флота класса река-море в России). Сложнее дело с проектами ледового класса для каботажных перевозок.
Если говорить об Арктике, сегодня судостроительная отрасль в первую очередь занята производством крупнотоннажных судов, которые будут обслуживать экспортный поток. «Жаль, что вторую верфь, как «Звезда», нигде не построили. Сейчас она загружена газовозами и танкерами», – свидетельствует Вячеслав Рукша.
Глава Минвостокразвития согласен, что для каботажных сообщений это серьезный вызов. «Уже прекратил работу атомный лихтеровоз «Севморпуть» (находившийся в составе арктического флота с 1988 года он исчерпал свой ресурс – прим. ред.) – уникальное судно, которое ходило по субсидируемым рейсам. Таких судов больше не производится, они не экономичны, а флот ледового класса для внутренних перевозок пока отсутствует как сущность», – признал он.
Впрочем, уточнил Вячеслав Рукша, два последних рейса лихтеровоза «Севморпуть» почти не потребовали субсидий, при этом загрузка была под 80-90%. Долгосрочные планы по развитию внутренних перевозок с государственным участием будут способствовать притоку частных инвестиций в эту логистику. «Не сомневаюсь, что СМП в ближайшие десятилетия будет также играть большую роль в динамике развития связанности территорий востока и запада», – убежден представитель Росатома.