Стоимость проекта по модернизации БАМа и Транссиба может серьезно увеличиться из-за роста цен на металлы и повышения стоимости труда и дефицита рабочих-мигрантов. При этом только в этом году строительно-монтажных работ РЖД нужно выполнить на 90 млрд рублей.
Как пишет «Коммерсант», проблема нехватки рабочих может стать системной для всех крупных строительных проектов России. Только РЖД требуется в этом сезоне для работы на БАМе и Транссибе около 15 тыс. сотрудников. Сейчас, чтобы компенсировать дефицит трудовых ресурсов, компания вынуждена привлекать к работе военных и сотрудников из европейской части страны.
Однако таким сотрудникам приходится платить больше, а уже сейчас из-за коронавирусных ограничений в РЖД недосчитались трех-четырех тыс. человек, которые раньше приезжали на работу из Китая, Таджикистана, Казахстана и других стран.
По словам заместителя гендиректора ОАО РЖД Андрея Макарова, в 2019 году на Восточном полигоне РЖД вложила в строительные работы около 40 млрд рублей. В 2020 году эта цифра увеличилась почти вдвое – до 73 млрд рублей. В этом году строительно-монтажные работы на БАМ-1 будут стоить около 76 млрд рублей, различные работы в рамках второго этапа – еще 58 млрд рублей. В итоге, без проектирования, закупки оборудования и прочего стройка обойдется в 85-90 млрд рублей.
В компании не уточняют, насколько может подорожать проект. Однако эксперты оценивают долю затрат на оплату труда рабочих около 20% от стоимости строительных работ. А удорожание металлов более обойдется РЖД, по подсчетам компании, в 40 млрд рублей при сметной стоимости проекта в 720 млрд рублей. Черные металлы, которые используются для мостов и прочих сооружений, подорожали на 30% и более, а медь, применяемая для систем связи, сигнализаций, централизаций, подорожала на 50% за несколько месяцев.