За четыре месяца этого года объем добычи угля в Якутии достиг рекордной отметки в 15 млн тонн. Это на 29% больше прошлогоднего показателя. Объем обогащения угля также вырос на 154% – 9,4 млн тонн.
Как сообщили EastRussia в пресс-центре Якутии в Москве, рост добычи угля обеспечили три компании, работающие в Нерюнгринском районе. Это Эльга, Колмар и Якутуголь. Всего по итогам 2024 года в республике планируется добыть не менее 40 млн тонн угля. В прошлом году Якутия закрепилась в тройке угольных регионов страны, лидируя на Дальнем Востоке.
С января по апрель РЖД вывезла из Якутии 8,7 млн тонн угля на экспорт. Рост показателя составил 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Добыча угля в регионе будет расти благодаря Эльгинскому месторождению, работе компаний УК «Колмар» и «АнтрацитИнвестПроект», отмечают в региональном министерстве промышленности и геологии.
Якутский уголь получит возможность увеличения добычи и поставок – «Эльгауголь» темпами строит свою железнодорожную ветку и порт в Хабаровском крае. На сегодня компания «Эльга» построила более 350 км Тихоокеанской железной дороги.
Угольные котировки на европейском рынке по итогам недели упали ниже 119 долл./т. Давление на котировки оказало снижение цен на газ и электроэнергию, а также комфортный уровень запасов на складах ARA. Кроме того, маржинальность угольной генерации в Германии (угольные спреды) оказалась отрицательной (-9 евро/МВтч), тогда как неделей ранее она была положительной и составляла около 9 евро/МВтч. При этом доля ВИЭ в энергобалансе Германии упала с 48% до 35%, а доля ископаемых видов топлива выросла с 52% до 65%.
Газовые котировки на хабе TTF незначительно понизились до 450.17 долл./1000 м3 (-9.49 долл./1000 м3 к 30.10.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA составили 3.90 млн т. (+0.03 млн т. за неделю), которых при текущих темпах потребления хватит почти на 3 месяца.
Индекс южноафриканского угля 6000 завершил неделю на уровне 110 долл./т. на смешанных сигналах. С одной стороны, цены находились под давлением негативной динамики европейского рынка и невысокого спроса. С другой стороны, некоторую поддержку оказало ограничение предложения в связи с закрытием доступа для грузовиков в Мозамбик для экспорта через порт Мапуто. Политические волнения в Мозамбике после прошедших выборов и случаи поджогов грузовиков подтолкнули власти ЮАР к временному закрытию границ, что привело к невозможности доставки южноафриканского угля автотранспортом на экспортный терминал Мозамбика.
Glencore сообщила о сокращении добычи энергетического угля в ЮАР на 21% до 8.2 млн т. в январе-сентябре 2024 г., что обусловлено ограничением провозных мощностей. Из них 3.8 млн т. были направлены на внутренний рынок (+0.9 млн т. к январю-сентябрю 2023 г.). Компания рассмотрит возможность увеличения добычи, если ситуация с ж/д инфраструктурой страны будет улучшаться. По итогам 2024 г. Glencore ожидает, что добыча энергетического угля составит 98-106 млн т. против 107 млн т. в 2023 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao незначительно снизились до 120 долл./т. Некоторые участники рынка настроены негативно в связи с теплой погодой, а также признаками избыточного предложения на фоне роста запасов на складах электростанций и портов.
Кроме того, в ходе недавнего заседания добывающая и генерирующая компания Shenhua озвучила прогноз, что высокие темпы добычи и импорта сохранятся, оказывая еще большее давление на внутренний рынок в следующем году, что обусловлено увеличением мощностей солнечной и ветряной генерации. Согласно некоторым оценкам, цены на уголь 5500 ккал/кг NAR могут упасть до 105.5 долл./т. FOB Qinhuangdao, тогда как в 2024 г. средняя цена составляет 122.5 долл./т. FOB.
При этом в добывающих регионах в краткосрочной перспективе сохраняется оптимизм на ожидании пополнении запасов ТЭС и спроса со стороны химической отрасли. Также некоторые участники рынка прогнозируют отскок цен FOB в середине ноября благодаря росту спроса на отопление в ряде регионов, включая центральную и восточную части Китая.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились до 14.84 млн т. (+0.12 млн т. к 30.10.2024 г.).
В Индонезии котировки двигались разнонаправленно. Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 94 долл./т. (+1 долл./т. к 16.10.2024 г.), цена низкокалорийного материала 4200 GAR незначительно снизилась до 52.3 долл./т.
Невысокая активность на спотовом рынке связана со сдержанным спросом, обусловленным постепенным возвращением индийских покупателей после праздников и высокими запасами на складах в КНР. Давление на котировки также оказывает устойчивое предложение.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 144 долл./т. на фоне коррекции европейского энергетического рынка и окончания периода технического обслуживания судопогрузочных машин и причалов на экспортных терминалах в Австралии. В связи с высокими ценами на австралийский материал и санкциями против России Япония нарастила импорт из Колумбии (на 143%) и ЮАР (на 16%) в сентябре, а также из других стран, включая Казахстан.
Индекс австралийского металлургического угля HCC скорректировался ниже
205 долл./т. в результате неопределенности и выжидательной позиции участников рынка. Поставщики стремились заключать сделки с привязкой к индексу или откладывать переговоры, поскольку прошедшая и следующая неделя наполнены событиями, включая выборы в США и решение по процентной ставке ФРС. Однако существенное снижение цен маловероятно, поскольку на спотовом рынке наблюдается невысокое предложение ввиду ограниченного объема ресурсов в распоряжении трейдеров.
РЖД добилось согласования почти всех своих предложений по индексации тарифов на 2025 г., в результате чего с 1 декабря 2024 г. тарифы на грузовые перевозки вырастут на 13.8%. Кроме того, на 10% будут увеличены тарифы на порожний пробег полувагонов. Также понижающие коэффициенты для перевозок экспортного угля будут отменены окончательно, несмотря на большие убытки угольных предприятий и почти рекордную прибыль РЖД.
Согласно разработанному плану, тарифы будут проиндексированы одномоментно с 1 декабря, хотя ранее рассматривался вариант двухэтапной индексации с 1 ноября либо одномоментной, но с 1 января 2025 г.
В новое повышение входят целевые надбавки, включая 7% на капремонт и 1% на транспортную безопасность. Ранее предполагалось, что надбавки могут быть отменены.
Понижающие коэффициенты к тарифу в размере 0.4 и 0.895 для дальних перевозок экспортного угля (действие которых было временно приостановлено с июня 2022 г.) было решено окончательно отменить, несмотря на кризисную ситуацию на рынке, обращения экспортеров и представителей угольных регионов.
Тарифы на порожний пробег полувагонов, платформ и крытых вагонов вырастут на 10%. Также предусмотрена точечная индексация отдельных тарифов.
В индексации тарифа РЖД удалось также перейти с потребительской на промышленную инфляцию. Вместо формулы инфляция минус 0.1% новые принципы предполагают использование композитного индекса, который учитывает темпы роста издержек монополии по основным статьям затрат и является менее прозрачным и прогнозируемым.
При этом прибыль РЖД за I полугодие 2024 года составил 254.9 млрд рублей, тогда как угольщики получили убыток, который за аналогичный период достиг 7.1 млрд руб.
Кроме того, РЖД выступило с инициативой не продлевать на 2025 г. соглашения с добывающими регионами о вывозе угля в восточном направлении с целью переориентации на более высокодоходные грузы. Однако, в 2024 г. сокращение отгрузок угля и меры по разгрузке сети не имеют должного эффекта, поскольку выпадающие объёмы угля РЖД так и не сумело заместить другими грузами.
В январе-сентябре 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали на 14.5 млн т. до 140.8 млн т. (-9.3% к январю-сентябрю 2023 г.), из которых на восточное направление пришлось 85.5 млн т. или 61%.
Угольные котировки на европейском рынке на прошлой неделе двигались в диапазоне 119-122 долл./т. Поддержку индексам оказали высокие цены на природный газ, а также прогнозы существенного похолодания в ноябре. Угольная и газовая генерация в Европе увеличилась на фоне сокращения возобновляемой генерации и более холодной погоды, что привело к росту стоимости электроэнергии. Цены на электроэнергию в Германии подскочили с 84.97 евро/МВтч до 113.15 евро/МВтч. Доля ВИЭ в энергобалансе страны упала с 62% до 53%, тогда как доля генерации на ископаемом топливе выросла с 38% до 47%.
Газовые котировки на хабе TTF незначительно скорректировались вниз до 459.66 долл./1000 м3 (-1.00 долл./1000 м3 к 23.10.2024 г.). Частичное давление на котировки газа оказало предупреждение Goldman Sachs о возможном падении цен, если ЕС продолжит наращивать поставки газа из России. Запасы угля на терминалах ARA выросли до 4.10 млн т. (+0.28 млн т. за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 удерживался на уровне прошлой недели около 110 долл./т. Деловая активность снижается в преддверии праздников в Индии (31 октября отмечается Фестиваль Огней). При этом индийские производители губчатого железа заняли выжидательную позицию и через неделю планируют вернуться к покупкам материала на январь. Кроме того, 24 октября, циклон Дана обрушился на восточное побережье страны и повлиял на работу некоторых портов, включая Dhamra, Paradip и Haldia.
Запасы на складах терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT) достигли максимума с 2021 г. и составили 3.96 млн т. (+0.3 млн т. к 23.10.2024 г.). При этом экспортные отгрузки упали за неделю на 30% до 0.83 млн т. против среднего недельного значения в 2024 г. в объеме 0.95 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao составили 120 долл./т., практически не изменившись к уровню прошлой неделе. Поддержку котировкам оказывает остановка добычи некоторыми небольшими компаниями в связи с исчерпанием месячной квоты. Потребление угля на электростанциях в восьми прибрежных провинциях увеличилось с 1.87 млн т./день до 1.93 млн т./день.
При этом спрос остается ограниченным, и некоторые участники рынка ожидают падения цен FOB. До 5 ноября прогнозируется температура выше сезонной нормы на 1-3°С, а завершившееся техническое обслуживание ж/д линии Daqin приведет к увеличению складских запасов в портах в результате роста ж/д отгрузок до 1.20 млн т./день.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились до 14.72 млн т. (-0.15 млн т.), запасы угля в 9 крупнейших портах составили 25.63 млн т. (+0.58 млн т. к 23.10.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался до 93.6 долл./т. (-0.20 долл./т. к 23.10.2024 г.), низкокалорийный материал 4200 GAR осталась на уровне 52.3 долл./т. (без изменений к 23.10.2024 г.).
Котировки индонезийского угля находились под небольшим давлением из-за отсутствия значительного покупательского интереса на спотовом рынке, что связано с большими запасами угля у покупателей. Однако некоторые экспортеры не планируют увеличения предложения до конца года, поскольку не заинтересованы в дальнейшем падении цен.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 вырос выше 145 долл./т. на фоне технического обслуживания терминалов в преддверии сезона циклонов (ноябрь-апрель). На терминале Abbot Point Coal Terminal (APCT) проводится обслуживание судопрогрузочной (СПМ) машины с 23 октября по 10 ноября, на терминале PWCS – техобслуживание СПМ с 31 октября по 2 ноября и на Hay Point Coal Terminal – обслуживание причалов с 24 октября по 7 ноября.
Индекс австралийского металлургического угля HCC укрепился до 205 долл./т. Поддержку котировкам оказывает активность китайских производителей стали, нарастивших производство в связи с улучшением ситуации с маржинальностью, которая еще в сентябре была отрицательной.
Компания Glencore заявила об увеличении производства металлургического угля на 113% до 11.1 млн т. по итогам января-сентября 2024 г. по сравнению с 5.2 млн т. за аналогичный период прошлого года, что обусловлено приобретением доли в канадской компании Elk Valley Resources у Teck Resources в размере 77% за 6.93 млрд долл. 11 июля 2024 г. Согласно прогнозам компании, по итогам 2024 г. добыча составит 19-21 млн т.
Из-за системных проблем с перевозками по сети РЖД падение экспорта российского угля усиливается. В январе-сентябре 2024 г. на экспорт было отгружено на 15.0 млн т. или на 9.3% меньше, чем в январе-сентябре 2023 г. Прогнозируется, что в 2025 г. негативный тренд продолжится.
В октябре 2024 зафиксировано максимальное снижение отгрузки на терминалы Северо-Запада и Юга. В отдельные сутки на Усть-Лужский ж/д узел отгрузка угля практически не производилась РЖД.
Прогноз отгрузки угля на Тамань в октябре 2024 г. составляет 0.8 млн т. (снижение на 1.2 млн т. или на 60% к уровню 2023 г.). Прогноз отгрузки угля в Усть-Лугу в октябре 2024 г. 2.1 млн т. (снижение на 0.7 млн т. или на 25% к уровню 2023 г.).
Срыв текущей отгрузки в адрес порта Тамань не связан с переговорами грузоотправителей с терминалом. Угольные компании договорились с терминалом по условиям перевалки еще в июне 2024 г. Текущие заявки по перевозке угля в адрес порта Тамань свидетельствуют о стабильном спросе на перевалку в Тамани.
Из-за недозавоза склады угля в портах погрузки близки к нулю, увеличивается простой судов на рейде в ожидании груза. В этой ситуации экспортеры вынуждены переносить обязательства по поставке перед покупателями на будущие периоды, что чревато риском потери ключевых оставшихся рынков для российских поставщиков угля, например рынка Турции, на котором российский уголь с 2022 г. смог успешно заместить основного поставщика - Колумбию.
С учетом срыва отгрузки по РЖД и невозможности экспортерами выполнить своевременно внешнеторговые обязательства по поставкам угля, сегодня наблюдаем обратный тренд - замещение российского угля колумбийским: в январе-августе 2024 г. доля российских поставщиков на турецком рынке снизилась с 71% в 2023 г. до 61% в январе-августе 2024 г.
Таким образом, российские экспортеры не смогут воспользоваться ростом цен на западном направлении в 4-м квартале(+27 долл./т. к минимальному уровню индекса API2 в 2024 г.: 118.3 долл./т. текущий уровень к 91.3 долл./т. в середине февраля 2024 г.), что приведет к еще большим убыткам отрасли в 2024 г.
Помимо этого, потеря доля на рынке Турции повлечет за собой увеличение убытков в последующие периоды. Из-за санкций и закрытия рынка Европы для российского угля, следующий «ближайший» рынок сбыта для отечественных экспортеров - Индия, куда фрахт на 20 долл./т. выше, чем до Турции из Усть-Луги.
В октябре зафиксировано рекордное количество брошенных груженых поездов с углем на сети РЖД, которая практически парализована. Некоторые груженные составы простаивают более месяца в ожидании движения.
Продолжается тренд по нехватке локомотивных бригад (неофициальная причина - простой локомотивов из-за недостаточного количества локомотивных бригад в связи с низкими зарплатами в РЖД).
В первую очередь снижается экспорт угля из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области: суммарно на 15 млн т. по итогам января-сентября 2024 г. (к январю-сентябрю 2023 г.). Незначительная положительная динамика наблюдается только по Якутии и Дальнему Востоку.
Отгрузки на экспорт из Кузбасса в сравнении с 2021 г. упали на 27 млн т. или на 16%.
Из 130 российских угледобывающих предприятий 64 убыточны (данные на август 2024 г.).
Убытки российских угольных компаний по итогам января-августа 2024 г. подскочили в 2.7 раза до 116.9 млрд рублей, превысив прибыль, которая составила 112.0 млрд рублей (-71.2% к январю-августу 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 4.9 млрд руб. против прибыли более 316 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний увеличилась до 52% против 39% за аналогичный период прошлого года.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-426 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости. По итогам года убыток отрасли прогнозируется на уровне 34.0 млрд руб. Последний раз совокупный аналогичный показатель наблюдался только в 2020 г., когда он составил 37.6 млрд руб.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений. Кроме того, продолжает действовать пошлина на коксующийся уголь.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-сентября 2024 г. упала до 147.0 млн т. (-13.0 млн т. или -8.1% к январю-сентябрю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 148.1 млн т. (-15.7 млн т. или -9.6% к январю-сентябрю 2023 г.).
Угольные котировки на европейском рынке укрепились выше 121 долл./т. Поддержку индексам оказал рост цен на природный газ после незапланированного снижения поставок с норвежского месторождения Oseberg, а также прогнозы сильного похолодания в ноябре. Газовые котировки на хабе TTF составили 478 долл./1000 м3 (+27 долл./1000 м3 к 16.10.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 3.88 млн т. (+0.34 млн т. за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 на прошедшей неделе преодолел отметку 110 долл./т. на фоне стабильного спроса со стороны индийских потребителей. Участники рынка ожидают рост спроса после праздников в конце октября (31 октября отмечается Фестиваль Огней Дивали - главный индуистский праздник).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao скорректировались ниже уровня 121 долл./т. Крупнейший поставщик – компания Shenhua в очередной раз снизила закупочные цены у сторонних производителей. Это лишило уверенности некоторых участников рынка, ожидавших повышения цен после резкого снижения температуры в северных и центральных провинциях страны. Более того, спрос со стороны производителей цемента, кокса и химической промышленности замедлился. Часть потенциальных покупателей заняли выжидательную позицию, рассчитывая на дальнейшее ослабление котировок. Тем не менее, большинство участников рынка не ожидает значительных колебаний индексов в ту или иную сторону. Некоторые даже прогнозируют, что из-за достаточного внутреннего предложения цены FOB в портах страны могут двигаться в узком диапазоне в течение всей зимы.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 93.8 долл./т. (+0.8 долл./т. к 16.10.2024 г.), при этом цена низкокалорийного материала 4200 GAR снизилась до 52.3 долл./т. FOB Kalimantan (-0.20 долл./т. к 16.10.2024 г.). В целом, на рынке отмечается отсутствие значительного покупательского интереса к индонезийскому материалу, что связано с большими запасами угля и снижением цен на китайском рынке.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 144 долл./т. Одной из причин стало снижение спотового спроса ввиду предстоящего перезапуска трех простаивающих атомных электростанций в Японии. Три реактора суммарной мощностью 2.75 ГВт должны постепенно вернуться в строй в ноябре-декабре.
Цены на австралийский металлургический уголь продолжили падение ниже 200 долл./т. Участники рынка обращают внимание на негативный тренд на бумажном рынке металлургического угля и стали в Китае, а также на достаточное предложение материала на спотовом рынке, что может привести к дальнейшей коррекции. Стимулирующие меры, предлагаемые правительством Китая, для поддержания экономики и, в частности, строительного сектора пока не вселяют уверенности в инвесторов.
Котировки австралийского угля PCI упали ниже 160 долл./т. под влиянием коррекции цен на металлургический материал, несмотря на ограниченное предложение. Также негативным фактором для материала PCI стал слабый спрос со стороны китайских потребителей.
Экспорт российского угля в Китай в январе–сентябре 2024 г. упал до 71.5 млн т. (-8.5 млн т. или -11% к январю-сентябрю 2023 г.).
При этом за 9 месяцев 2024 г. общий импорт угля Китаем вырос до 390.0 млн т. (+42.0 млн т. или +12.1% к аналогичному периоду прошлого года).
Доля России в угольном импорте Китая в январе-сентябре 2024 г. сократилась почти на 5.0% до 18.3%. В прошлом году в январе-сентябре она составляла 23.0%.
Падение российских экспортных поставок угля связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста транспортных расходов.
Россия является вторым по величине экспортером угля в Китай после Индонезии. Далее следуют Монголия и Австралия. За 9 месяцев 2024 г. всем перечисленным странам удалось нарастить объемы поставок в Китай, в особенности, Австралии, чей экспорт увеличился более чем на 20 млн т. или почти на 65%. Таким образом, из-за логистических сложностей и высоких транспортных расходов, выпадающие объемы российского угля на китайском рынке замещаются поставками стран-конкурентов.
Угольные котировки на европейском рынке по итогам недели скорректировались ниже 118 долл./т. Основным драйвером снижения цен на энергетическом рынке стало заявление, сделанное в начале недели правительством Израиля, о том, что его войска не будут атаковать энергетические и ядерные объекты Ирана. Это уменьшило опасения участников рынка относительно возможных перебоев с поставками энергоносителей из стран Ближнего Востока.
Газовые котировки на хабе TTF составили 451 долл./1000 м3 (+9 долл./1000 м3 к 09.10.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA остаются стабильными, на уровне 3.54 млн т. (-0.03 млн т. за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 откатился до уровня 110 долл./т. вслед за коррекцией европейского рынка.
Экспорт из южноафриканского угольного терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT) второй год подряд не поднимается выше уровня 50 млн т.
Спрос на южноафриканский материал со стороны индийских потребителей остается стабильным ввиду роста цен на горячебрикетированное железо и сталь. Кроме того, участники рынка ожидают роста спроса после праздников в конце октября (31 октября отмечается Фестиваль Огней Дивали - главный индуистский праздник).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 2 долл./т., опустившись до 121 долл./т.
В начале недели компания Shenhua снизила закупочные цены у сторонних производителей в регионе Внутренняя Монголия, а также цены FOB в портах отгрузки. Примеру Shenhua последовали другие производители угля. Снижение цен в крупнейших регионах добычи составило 0.7-2.8 долл./т.
В то же время ж/д Китая с начала октября увеличили количество маршрутов для перевозки материала. Аналогичные действия в прошлом году позволили за месяц нарастить запасы угля в крупнейших портах с 23 до 27 млн т. По состоянию на 15.10.2024 г. величина запасов составила 24.2 млн т.
Из-за достаточного объема предложения на рынке, а также в ожидании дальнейшего ослабления котировок потребители снижают торговую активность.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR оставался стабильным на уровне 93 долл./т., при этом цена низкокалорийного материала 4200 GAR выросла выше 52.5 долл./т. благодаря спросу со стороны китайских потребителей.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 понизился до 147-148 долл./т. FOB. Метеорологическое бюро Австралии опубликовало первый прогноз на сезон циклонов с ноября 2024 по апрель 2025 г., в котором предупреждает о повышенной вероятности интенсивных циклонов в этом сезоне из-за более теплой температуры океана. Ожидается, что в этом сезоне у побережья Квинсленда пройдут четыре циклона, которые могут негативно повлиять на судоходство из экспортных портов.
Индекс австралийского металлургического угля HCC превысили 210 долл./т. 16 октября, но затем 17 октября скорректировались вниз почти на 6 долл./т., растеряв весь недельный рост. Коррекция последовала после того, как на платформе globalCoal было выставлено предложение о поставке 70 тыс. т. угля марки Peak Downs или BMA PLV по цене 206 долл./т. FOB Australia. Резкое снижение котировок заставило индийских и китайских потребителей смотреть в сторону цен спроса на уровне 200-204 долл./т. FOB или занять выжидательную позицию.
Форвардные бумаги на ноябрь и декабрь на сингапурской бирже с середины недели потеряли по 7 долл./т., опустившись до 204 и 205 долл./т. FOB, в то время как фьючерсы на металлургический уголь на китайской Dalian Commodity Exchange рухнули на 8%. Цены на металлургический уголь в Китае скорректировались на фоне более слабых, чем ожидалось, мер по стимулированию рынка недвижимости.
В январе-сентябре 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 147.3 млн т. (-12.9 млн т. или -8.1% к январю-сентябрю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
В сентябре 2024 г. добыча упала до 14.6 млн т. (-2.9 млн т. или -16.6% к сентябрю 2023 г.).
Добыча коксующегося материала за 9 месяцев 2024 г. составила 47.3 млн т. (-2.6 млн т. или -5.2%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизились до 100.0 млн т. (-10.3 млн т. или -9.3%).
Открытым способом угольные компании добыли 100.1 млн т. (-7.5 млн т. или -7.0% к январю-сентябрю 2023 г.), производство подземным способом составило 47.2 млн т. (-5.4 млн т. или -10.3% к аналогичному периоду прошлого года).
По состоянию на 1 октября 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе составили 18.5 млн т. (-2.6 млн т. или -12.3% к 1 октября 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с логистическими ограничениями, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024-2025 гг.
В 2023 году добыча угля в Кузбассе опустилась до 214.2 млн т. (-9,4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).
Экспорт российского угля в Индию в январе–августе 2024 г. упал до 19.2 млн т. (-0.5 млн т. или -2.5% к январю-августу 2023 г.).
При этом за 8 месяцев 2024 г. общий импорт угля Индией увеличился до 188.6 млн т. (+20.2 млн т. или +12% к аналогичному периоду прошлого года).
Доля России в угольном импорте Индии в январе-августе 2024 г. сократилась на 1.5% до 10.2%. В прошлом году в январе-августе она составляла 11.7%.
Падение российских экспортных поставок угля связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста транспортных расходов.
Уголь является основным источником электроэнергии в Индии, обеспечивая около 75% генерации в стране. По состоянию на начало августа 2024 г. на стадии строительства в Индии находились угольные ТЭС общей мощностью около 30 ГВт. Это второй показатель в мире после Китая, где строится порядка 175 ГВт угольных электростанций.
Угольные котировки на европейском рынке поднялись выше 120 долл./т. Поддержку ценам продолжают оказывать низкие складские запасы, рост стоимости электроэнергии, ожидаемое похолодание, а также волатильность цен на нефтегазовом рынке на фоне неопределенности в геополитической ситуации на Ближнем Востоке.
Газовые котировки на хабе TTF скорректировались вниз до 435.05 долл./1000 м3 (-7.92 долл./1000 м3 к 02.10.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 09.10.2024 г. остались без изменений на уровне 3.60 млн т., что является минимумом за последние 2.5 года.
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился до 110-113 долл./т. благодаря продолжающемуся росту европейского рынка и спросу в странах АТР. При этом отмечается некоторое замедление спроса со стороны Индии.
В рамках реформ с 1 октября текущего года компания Transnet была официально разделена на два юридических лица – ж/д оператор и управляющая компания. Данная инициатива была условием для выделения из бюджета 2.7 млрд долл. и также позволит сторонним операторам получить доступ к инфраструктуре.
Exxaro Resources планирует нарастить добычу угля в ЮАР до 50 млн т. в год в течение ближайших лет за счет развития шахты Matla. В 2024 г. Exxaro прогнозирует добычу на уровне 40.4 млн т. (-2.1 млн т. к 2023 г.), а экспорт в объеме 6.7 млн т. Представители отрасли отмечают, что себестоимость добычи в ЮАР остается высокой.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались на уровне
123 долл./т. после окончания празднования Золотой недели 7 октября. Торговая активность оказалась невысокой из-за ожиданий, что спрос будет постепенно сокращаться на протяжении ближайших недель, а добыча, наоборот, вырастет до многомесячных максимумов. Кроме того, благодаря высоким темпам импорта некоторые участники рынка ожидают, что закупки в преддверии зимы окажут местным котировкам ограниченную поддержку.
Комиссия по развитию и реформам КНР провела пресс-конференцию, отметив, что складские запасы угля на основных ТЭС превышают 200 млн т., что является историческим максимумом и может обеспечить потребности на 30 дней. При этом ожидания участников рынка не оправдались, поскольку тема новых экономических стимулов осталось в стороне.
Кроме того, ТЭС в северо-восточных провинциях уже запаслись углем в преддверии отопительного сезона, который начинается в середине октября.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 93 долл./т. (+1 долл./т. к 02.10.2024 г.), при этом цена низкокалорийного материала 4200 GAR выросла до 52 долл./т. (+1 долл./т. к 02.10.2024 г.). Индонезийские котировки на прошедшей неделе укрепились благодаря стабильному спросу со стороны Филиппин, Вьетнама и Китая, пополняющих зимние запасы.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил до 148-150 долл./т. за счет уверенного спроса в Японии и других странах АТР. Объем отгрузок в портах Австралии упал за неделю на 6% с 7.1 млн т. до 6.7 млн т., а очередь увеличилась с 50 до 63 судов, что обусловлено снижением мощностей в связи с техническим обслуживанием оборудования на некоторых терминалах в ожидании ноября, который характеризуется циклонами.
Японская компания Tohoku Electric Power заключила контракт с одним из австралийских экспортеров на поставку энергетического угля (6000 ккал/кг NAR) с 1 октября 2024 г. по 30 сентября 2025 г. При этом цена в контракте привязана к индексу, поскольку переговоры по бенчмарку, которые обычно завершаются к 1 октября, зашли в тупик.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил рост выше 205 долл/т. на фоне стимулирующих мер в Китае. Кроме того, работы на шахте Oaky Creek, принадлежащей компании Glencore, еще не возобновились. После несчастного случая на предприятии, спустя неделю расследование продолжается. Один из азиатских производителей кокса сообщил, что данное событие привело к задержке отгрузки материала с шахты Oaky Creek до конца ноября. В результате данного и ряда других инцидентов правительство понизило прогноз экспорта металлургического угля на июль 2024 – июнь 2025 г. на 6.4% до 161 млн т.
Японская Nippon Steel и Южнокорейская POSCO зафиксировали бенчмарк на уголь LV PCI на 3 квартал 2024 г. на уровне 175 долл./т. FOB с австралийской компанией Foxleigh, что на 6 долл./т. ниже бенчмарка 2 квартала. Участники рынка отмечают, что резкое падение котировок металлургического угля и относительная устойчивость рынка PCI осложнила переговоры, в результате чего стороны пришли к соглашению с задержкой.
РЖД планирует отказаться от вывоза угля из регионов
РЖД не планирует продлевать на 2025 г. соглашения с добывающими регионами о вывозе угля в восточном направлении с целью переориентации на более высокодоходные грузы. С данной инициативой монополия обратилась к президенту России с просьбой рассмотрения.
При этом РЖД готова сделать исключение, но только для Кузбасса и с условием, что соглашение будет касаться не только угля. В случае согласования объемы добычи и экспорта материала в следующем году существенно упадут, а также возникнет угроза остановки предприятий и социальных потрясений в регионах добычи на фоне падения бюджетных доходов.
Около 60% пропускной способности Восточного полигона задействовано для перевозки угля, что обусловлено соглашениями с ключевыми угледобывающими регионами. В рамках соглашения на 2024 г. РЖД обязалось вывезти на экспорт в восточном направлении из Кузбасса 54 млн т., Якутии 26.3 млн т., Бурятии 8.5 млн т., Хакасии 6.5 млн т., Иркутской области 3.3 млн т. и Тувы 0.65 млн т., что в совокупности составляет около 100 млн т. При этом регионы настаивают на необходимости увеличения квот в восточном направлении. Кузбасс предлагал договориться о гарантированной отправке на экспорт в 2025 г. не менее 68 млн т. угля.
Кроме того, того из-за проблем с вывозом и планируемым на 2025 г. резким увеличением ж/д тарифов на 22.7% главы трех регионов на прошедшей неделе обратились к председателю правительства местные власти просят вернуть понижающие коэффициенты и сохранить индексацию ж/д тарифов в рамках официальной инфляции. Обращение также обусловлено убытками угольщиков, продолжающимся падением цен на мировом рынке, ужесточением санкций, а также сокращением добычи и экспорта.
По некоторым оценкам, каждый 1 млн т. угля, который не будет вывезен по квотам на экспорт в восточном направлении, может стоить угольным компаниям до 12 млрд руб. недополученной выручки.
В январе-сентябре 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали на 14.5 млн т. до 140.8 млн т. (-9.3% к январю-сентябрю 2023 г.), из которых на восточное направление пришлось 85.5 млн т. или 61%.
Добыча угля в Кузбассе по итогам января-сентября 2024 г. упала до 146.9 млн т. (-12.9 млн т. или -8.1% к январю-сентябрю 2023 г.).
Угольный терминал Эльга начнет перевалку угля в конце 2024 года
Угольный морской терминал Порт Эльга, строящийся на Дальнем Востоке (Хабаровский край), будет запущен в эксплуатацию и начнет перевалку угля в конце 2024 г. (изначально ввод планировался на 2025 г.).
Мощность терминала, расположенного в 30 км от посёлка Чумикан, по проекту составит 30 млн т. в год, при этом он сможет принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т.
Порт Эльга является частью дальневосточного логистического кластера компании Эльгауголь, ведущей разработку Эльгинского месторождения.
На первом этапе терминал сможет переваливать 5 млн т. угля в год, в дальнейшем мощность перевалки будет постепенно увеличиваться до 12 млн т., 20 млн т. и 30 млн т./год.
В 2022 г. компания также приступила к строительству Тихоокеанской железной дороги (ТЖД) Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн т. в год. К 2027 году провозную способность ТЖД планируется нарастить до 50 млн т.
Протяженность ТЖД составит 531 км, развернутая длина с учетом разъездов и станций будет равна 626 км. С начала строительства в феврале 2022 г. проложено 488 км железной дороги (78% от ее общей протяженности). Также полностью готовы 14 станций и разъездов, в порту Эльга достроен первый причал.
В июне 2024 г. Минфин США, продолжающий расширять санкции против российских угольных компаний, добавил компанию Эльга в SDN-List. Блокирующие санкции включают связанные с компанией добывающие, обогатительные, транспортные и портовые активы.
Компания Эльгауголь, входящая в Эльгу владеет лицензией на пользование недрами Эльгинского месторождения. Запасы месторождения по классификации JORC достигают 2.2 млрд т. угля.
В 2023 г. добыча Эльгауголь выросла до 22.7 млн т. (+2.2 млн т. или +10.5% к 2022 г.). В январе-сентябре 2024 г. производство составило 19.9 млн т. (+4.7 млн т. или +30.9%).
Прибыль Распадской в январе-сентябре 2024 года упала в четыре раза
Чистая прибыль компании Распадская по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) за январь-сентябрь 2024 г. снизилась в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., составив 1.63 млрд руб. (6.4 млрд рублей годом ранее), сообщается в пресс-релизе компании.
Выручка за отчетный период сократилась до 13.5 млрд руб. против 20.75 млрд руб. в прошлом году. Валовая прибыль уменьшилась более чем в два раза до 4.28 млрд руб., прибыль от продаж также упала в три раза до 3.35 млрд руб.
Доналоговая прибыль компании за девять месяцев просела почти в четыре раза и составила 2.24 млрд руб.
В 2024 г. финансовые показатели Распадской резко ухудшились, что обусловлено падением цен на мировом рынке и ростом себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на российских угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
Несмотря на то, что Минэнерго предложило продлить отмену экспортной пошлины на энергетический уголь до декабря 2024 г., пошлина на коксующийся уголь продолжает действовать.
ПАО Распадская один из крупнейших российских производителей и экспортеров коксующегося угля. В состав компании входят семь шахт, два разреза и три обогатительные фабрики в Кемеровской области, а также шахта в Туве. Общие запасы составляют 1.9 млрд т. угля.
В январе-сентябре 2024 г. добыча угля на предприятиях ПАО Распадская составила 13.2 млн т. (-1.0% к аналогичному периоду 2022 г.).
Угольные котировки на европейском рынке выросли до 116-117 долл./т. Поддержку ценам продолжают оказывать низкие складские запасы, ожидаемое похолодание, рост котировок газа после ударов Ирана по Израилю в ответ на военное вторжение в Ливан. Кроме того, совокупные отгрузки энергетического угля из Колумбии, в том числе в Европу, за неделю сократились на 20%.
На прошедшей неделе Великобритания закрыла последнюю угольную электростанцию (мощностью 2 ГВт), став первой страной из Большой семерки, полностью отказавшейся от угольной генерации. Однако данное событие будет иметь ограниченное влияние на рынок, поскольку Великобритания почти прекратила импортировать энергетический уголь еще в прошлом году (в 2023 г. объем не превысил 50 тыс. т.).
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 442.97 долл./1000 м3
(+11.21 долл./1000 м3 к 25.09.2024 г.), несмотря на увеличение запасов в подземных хранилищах стран ЕС. Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 02.10.2024 г. остались без изменений на относительно низком уровне - 3.60 млн т.
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся до 106-108 долл./т. на фоне роста европейского рынка и спроса со стороны стран АТР, включая Вьетнам, пострадавший от тайфуна Яги. При этом участники рынка отмечают дисконты в ряде сделок на высококалорийный материал по сравнению с биржевыми котировками, в результате чего возникают предположения, что корреляция между биржевым и физическим рынками начала уменьшаться.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались практически без изменений на уровне 124 долл./т. из-за замедления активности в связи с празднованием Золотой недели с 1 по 7 октября. Некоторые участники рынка настроены оптимистично, поскольку ожидают, что поддержку ценам после выходных дней будет оказывать похолодание из-за явления Ла-Нинья, объявленные меры стимулирования экономики страны, а также техобслуживание ж/д линии Daqin с 6 по 26 октября.
Котировки индонезийского материала на прошедшей неделе двигались разнонаправленно. Индекс индонезийского угля 5900 GAR остался на уровне
92 долл./т, при этом цена низкокалорийного материала 4200 GAR снизилась до 51 долл./т. (-1 долл./т. к 18.09.2024 г.). Давление оказывает высокое предложение в связи с благоприятными погодными условиями и низкий спрос со стороны Индии, где отмечаются высокие складские запасы в портах. Поддержку оказывал стабильный спрос на средне- и высококалорийный уголь со стороны Филиппин и Вьетнама.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 двигался в диапазоне 140-142 долл./т., демонстрируя умеренный рост в связи со стабильным спросом в странах АТР и объявленными мерами стимулирования китайской экономики.
Правительство Австралии опубликовало прогноз по экспорту энергетического угля из страны на 2025 г., пересмотрев его в сторону понижения с 208 млн т. до 198 млн т. из-за явления Ла-Нинья. Власти также ожидают падения доходов от экспорта угля почти на 22%.
Цены на австралийский металлургический уголь продолжили уверенный рост выше 200 долл./т. на фоне стимулирующих мер в Китае. Дополнительную поддержку оказывает восстановление индекса PMI, что говорит об увеличении производственной активности в КНР. Некоторые участники рынка ожидают возобновления работы остановленных сталелитейных мощностей ввиду улучшения доходности металлургических предприятий. Индийские потребители занимают выжидательную позицию из-за резкого роста котировок и еще более высоких цен предложения поставщиков угля.
Кроме того, в австралийском штате Квинсленд на шахте Oaky Creek, где добывается металлургический уголь, 2 октября произошел инцидент с летальным исходом, что привело к остановке работы предприятия. Шахта Oaky Creek принадлежит компании Glencore и по итогам 2023 г. ее добыча составила 4.17 млн т. (или 80 тыс. т. в неделю). В результате несчастного случая на предприятии начата проверка.
Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ представила поправки в законопроект, регламентирующий принцип «вези или плати» (ship-or-pay). ТПП предлагает, наряду с другими мерами, ввести взаимную ответственность грузоотправителей и ж/д перевозчиков при заключении договоров ship-or-pay. Данная инициатива будет рассмотрена комитетом Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
ТПП отмечает, что положения текущего законопроекта, ставят естественную ж/д монополию в заведомо выгодные условия, поскольку устанавливают обязанность грузоотправителя по внесению платы и не предусматривают равенства сторон. Таким образом, у перевозчика появится возможность гарантированного получения платы с грузоотправителя даже за неоказанные услуги, а грузоотправитель будет иметь лишь право на взыскание штрафа и будет вынужден доказывать правомерность своих требований. Кроме того, получаемая перевозчиком плата будет фиксированная, тогда как размер штрафа, который может взыскать грузоотправитель, наоборот, может быть снижен.
РЖД давно стремится к возможности заключать договоры ship-or-pay. Однако участники рынка выступают против, поскольку новый закон предоставит РЖД право потеснить пользователей инфраструктуры, не заключивших договор ship-or-pay, что противоречит закрепленному в законодательстве принципу равнодоступности инфраструктуры.
Угольщики также отмечают, что темпы индексации тарифов на перевозку грузов, а также планируемое повышение платы за нахождение вагонов на путях общего пользования приведут лишь к удорожанию перевозки и росту нагрузки на грузоотправителей с падением объемов, которые уже значительно сократились с начала года на фоне снижения международных цен, санкций и инфраструктурных ограничений.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали на 13 млн т. до 126.3 млн т. (-9.4% к январю-августу 2023 г.).
За прошедшую неделю Ростехнадзор и суд приостановили деятельность на 5 шахтах Кузбасса.
Различные нарушения, включая превышение допустимой концентрации метана, были выявлены на 5 шахтах: им. Кирова и им. Ялевского (СУЭК), Березовская и Первомайская (Северный Кузбасс), а также Шахта Сибирская (Алиот).
Таким образом, были предотвращены аварии, которые могли привести к серьезным последствиям. Среди избранных мер пресечения шахтам было предписано приостановить выемку угля и эксплуатацию оборудования сроком до 90 дней.
В 2024 г. продолжаются активные проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором после взрыва на шахте Листвяжная в 2022 г., которые приводят к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе и снижению добычи.
С начала года по решению Ростехнадзора и суда было осуществлено около 300 остановок, которые включали в себя прекращение добычи или эксплуатации оборудования.
Добыча угля в Кузбассе по итогам января-сентября 2024 г. упала до 146.9 млн т. (-12.9 млн т. или -8.1% к январю-сентябрю 2023 г.). Совокупный экспорт из России в январе-августе текущего года опустился до 133.4 млн т. (-12.9 млн т. или -8.8% к январю-августу 2023 г.).