Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Революцию энергетики на Курилах обеспечит «зеленая» инициатива губернатора

Революцию энергетики на Курилах обеспечит «зеленая» инициатива губернатора
Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
По поручению главы Сахалинской области в Курильском районе построят комплекс регазификации

 Курильские острова готовятся к кардинальной реорганизации систем энергоснабжения. По поручению губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко на Итурупе, а потом и на Кунашире появятся комплексы приема, переработки и хранения СПГ — это мощный и важный шаг к достижению углеродной нейтральности региона. Курильский район уже готов к обновлению существующей системы — подробности узнало агентство EastRussia.

«Для энергоснабжения Курильских островов вплоть до сегодняшнего дня характерны два вида топлива — дизель и уголь. При условиях постоянно растущей инфраструктуры — появления новых рыбозаводов, развития портов, жилищного и социального строительства, бальнеологии и туризма — добывать тепло и электричество из этих двух источников топлива становится накладно. Его хватало для конца XX века. Тогда Курильск представлял из себя небольшой рыбацкий поселок, гордо именуемый городом. В нем не было ни больших домов, ни трехэтажной школы, ни тех рыбозаводов, которые есть сейчас, ни развитой системы уличного освещения. Но растущая экономика и развитие благосостояние людей требуют все больше и больше энергозатрат в виде тепла и электричества», — рассказал EastRussia мэр Курильского городского округа Вадим Рокотов.

По словам главы района, уголь и ДТ в качестве источников энергии — это консервативное наследство XX века, от которого нужно отказываться. Дизельные генераторы, которые сейчас работают на Итурупе, нужно капитально обслуживать через каждые 7 тысяч работа-часов, а через 20 тысяч — заменять, что обходится в серьезные суммы. Кроме того, жидкое топливо во время сгорания чадит. Свои минусы есть и у угольной энергетики: прежде всего это агрессивное загрязнение окружающей среды. Кроме того, оба вида топлива достаточно накладно доставлять на остров, а с дальнейшим развитием Курил это станет еще накладнее: под активный рост инфраструктуры потребуется больше энергоресурса, как и больше места для его хранения. 

«Газовая котельная в пять раз компактнее — это небольшая станция с минимумом сопутствующей техники. При этом она гораздо более продуктивная: теплоотдача гораздо больше, обслуживать ее необходимо не через 7, а через 70 тысяч работа-часов. Идея газификации Итурупа и создания нового комплекса приема и хранения СПГ нас вдохновляет. Мы уже сейчас видим вероятную выгоду этого проекта, несмотря на затраты на старте, на строительстве объекта и инфраструктуры к нему. Они окупятся, по моим расчетам, за пять лет. Мы сейчас получаем паспорт готовности к зиме — ежегодно тратим огромные деньги на подготовку к отопительному сезону, закупку топлива и обслуживание энергосетей. А с переходом на отопление газом мы сэкономим массу средств на ежегодном росте цен на топливо, и даже на обслуживании оборудования. Это шаг к дальнейшему развитию экономики острова, новому строительству инфраструктурных объектов и так далее. Мы примерно уже определили места для хранения СПГ, возведения станции регазификации, чтобы располагать ее экономно, не нарушая права собственников земли и не причиняя вреда ландшафту. Планов громадье», — пояснил Вадим Рокотов.

Участие в «зеленой» инициативе губернатора Сахалинской области поможет и другим отраслям, связанных с энергетикой. В частности, для угольной промышленности островного региона это стимул заметно снизить объем углеродных выбросов на островах.
Чтобы прийти к балансу показателей выброса и поглощения СО2, Сахалинской области необходимо нейтрализовать еще 1,2 млн тонн углекислого газа ежегодно. Более 10% этого объема готова взять на себя «Восточная горнорудная компания». Проекты, которые промышленное предприятие уже запустило на Сахалине, помогут сократить выбросы в атмосферу на 157 тысяч тонн углекислого газа в год.

«Мы реализуем проект «Зеленого угольного кластера», который уже в ближайшем будущем  позволит  минимизировать углеродный след от производственной деятельности в ключевом для бизнеса компании Углегорском районе. В него войдут самый длинный в стране магистральный конвейер для транспортировки угля с разреза в порт протяженностью 23 километра, ветропарк с рекордной для Дальнего Востока проектной мощностью 67,2 мВт. Уже приступили к работам по ветромониторингу. Также ведется работа по реализации пилотного проекта по  внедрению  троллейвозов на Солнцевском угольном разрезе , работающих на электротяге. Электросамосвалы должны поступить на разрез уже в следующем году. Это  новый шаг в увеличении эффективности горного производства», — рассказал EastRussia технический директор ООО «Солнцевский угольный разрез» Андрей Коса. 

Помимо ВГК, поддержать «зеленую» инициативу в островном регионе готовы операторы проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», компания «НоваВинд», французская корпорация «ЭрЛикид» и «Росатом». Серьезным шагом к статусу углеродно нейтральной области станет и всеобщая газификация, которую проведут на островах в партнерстве с «Газпромом». Все эти проекты помогут утилизировать те 1,2 млн тонн СО2, о которых Лимаренко заявил на федеральном совещании.

«Подъемная ли это цифра? Мы считаем, что да. В ближайшие годы с угля на газ переведут 145 островных котельных. Доля автомобилей, работающих на газомоторном топливе и электричестве, должна вырасти до 30 процентов. Бензиновый и дизельный общественный транспорт будет постепенно заменяться на экологически чистый. Следующая цель – увеличение доли возобновляемых источников энергии в выработке электричества до 15 процентов. Мы подписали соглашение с компанией «НоваВинд» о строительстве ветропарка мощностью до 200 МВт», — подчеркнул Лимаренко.

Серьезным стимулом для участия компаний и жителей области в экологической инициативе должны стать меры «зеленого» финансирования. Уже сейчас в Сахалинской области действуют собственные льготы по налогам в сферах энергетики и транспорта. Островитянам, желающим перевести свои автомобили на газомоторное топливо, возмещают затраты на переоборудование личных машин. Кроме того, для них, как и для владельцев электромобилей, снизили транспортный налог в два раза.
18 октября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика