Госкорпорация «Росатом» открыла в Хабаровске первый на Дальнем Востоке Центр аддитивных технологий общего доступа (ЦАТОД). Он расположился на базе Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС). Вуз получил три отечественных 3D-принтера. На них сотрудники и студенты будут делать детали, в том числе такие, которые больше не поставляются из-за санкций.
Аддитивными технологиями называется метод создания трехмерных объектов путем добавления материала слой за слоем. Другими словами, это 3D-печать, которая используется в различных отраслях промышленности (машино-, судо-, авиастроении, космической отрасли). В прошлом году ДВГУПС уже набрал 20 студентов по профилю «аддитивные технологии». Ребята будут проходить обучение, в том числе и в новом центре, который открыл «Росатом». Преподаватели отмечают, что у студентов меняется мышление, когда они понимают возможности 3D-печати.
3D-принтеры, произведенные госкорпорацией «Росатом», называются FORA F300. Они печатают или, как говорят ученые, «выращивают» изделия, основываясь на цифровом двойнике. То есть, принтер послойно наносит пласты по занесенному в программу алгоритму. Кстати, такие принтеры стоят в зоне СВО, и помогают на месте выпускать необходимые детали, чтобы не простаивала техника.
На первом этапе преподаватели и студенты будут «печатать» на установках изделия из пластика, но в дальнейшем начнется работа и с металлом. В свою очередь правительство Хабаровского края обещает обеспечить заказами новый центр. Сейчас подготавливается список необходимых деталей для промышленных предприятий региона.
Также ЦАТОД наладит сотрудничество с центрами, которые создают в Хабаровском крае беспилотники. Их в регионе три.
«Конечно, мы обеспечим центр аддитивных технологий государственным заказом, чтобы поддержать развитие центра и применять самые новейшие технологии, которые к тому же могут доращиваться, корректироваться, и не только здесь, на Дальнем Востоке, но и в зоне СВО», — сообщил губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин.
Часть оборудования уже есть в лаборатории ДВГУПС. Это два сканера (ручной и стационарный). С них начинается цикл. Для необходимого изделия создается цифровой двойник, а далее он пускается в печать. Отмечается, что точность сканирования почти 100-процентная. Особенность принтера FORA F300 заключается в том, что у него достаточно большая камера: 50 на 50 см. Также в нем поддерживается постоянная температура при помощи жидкостной системы регулирования.
Применение аддитивных технологий позволяет экономить, не теряя в качестве. Благодаря им снижается расход материалов, увеличивается скорость ремонта и сокращаются энергозатраты.
«В условиях санкций, когда ушли ведущие компании, основным драйвером являются аддитивные технологии. Можно уйти от простоя техники простым способом, напечатав ту или иную деталь. Для такого промышленного региона, как Хабаровский край, это особенно важно», – отметила Ольга Оспенникова, исполнительный директор Ассоциации развития аддитивных технологий (АРАТ).
По словам Ольги Геннадьевны, детали, изготовленные по аддитивным технологиям, не уступают традиционным технологиям, а по некоторым моментам даже превосходят. Это подтверждено большим количеством экспериментов.
Хабаровск стал пятым городом в стране и первым на Дальнем Востоке, где на базе вуза открылся центр «Росатома». Ранее ЦАТОД запустили в Удмуртском государственном университете (Ижевск), в Томском политехническом университете, в Белгородском аграрном университете, Самарском университете им. Королева. Кроме того, два центра 3D-печати работают на базе детских образовательных учреждений «Город детства» в Подмосковье в городах Химки и Красногорск.
«Росатом» представил инновационный подход к ремонтно-восстановительным работам на судах в тяжелых климатических и логистических условиях Крайнего Севера. Презентация прошла в рамках научно- практического форума «АркТек: наука и технологии для развития Арктики», состоявшегося в Архангельске. Решением проблемы видится использование комплексов 3D-печати, подразумевающих аддитивную технологию создания трехмерных объектов путем послойного добавления материалов – пластика и металла.
Традиционный ремонт на судах, нефтяных платформах, при разработке месторождений основывается на сложных логистических связях, проблемы с которыми обострились в период санкционного давления на Россию, отметил в своём выступлении представитель ГК «Росатом» по развитию аддитивных технологий Игорь Попов.В связи с этим компании теряют и время, и деньги, что, в свою очередь, сказывается на общем экономическом процессе. Чтобы нивелировать негативные последствия и перевести вопросы ремонта на Крайнем Севере, в Арктике на качественно новый уровень, Росатом разработал концептуальный подход.
изображение: «Русатом – Аддитивные технологии»
«Существует целая линейка разработанных нами технических решений по применению ремонтных аддитивных комплексов. Установка такого комплекса в местах базирования техники позволит сэкономить силы, средства, время. Обычный морской контейнер, на котором собран под определенные арктические задачи участок аддитивного производства, позволяет из цельной литой системы получать готовый образец путем послойного напыления, – рассказывает Игорь Попов, – первый мобильный аддитивный комплекс уже проходит адаптацию, и с ноября прошлого года по текущее время на нем изготовлено уже порядка четырех тыс. резинотехнических деталей для автомобильной техники. Установка таких центров на базах, расположенных на Северном морском пути, позволит обеспечить незамедлительный ремонт оборудования добывающих компаний и обрабатывающих производств. Это скажется мультипликативным эффектом на исполнении национальных программ развития Арктического региона и позволит существенно снизить издержки от простоя локальных производств».
Игорь Попов, представитель ГК „Росатом» по развитию специальных проектов
фото: оргкомитет форума «АркТек»
При этом аддитивная технология не является панацеей, это – нишевое решение и оно не заменит традиционную металлообработку. Однако она позволяет оперативно создавать широкую номенклатуру изделий. Подготовка специалистов для работы на аддитивных комплексах занимает не более месяца. Еще одним плюсом работы таких комплексов является экологичность и малоотходность.
По словам Попова, для компании задача по восстановлению и ремонту техники в условиях Крайнего Севера является вызовом. Арктический регион накладывает свой суровый отпечаток на возможности применения 3D-печати.
«Несмотря на разработку Росатомом огромного количества ГОСТов по аддитивной тематике, на сегодня мы сталкиваемся с серьезными технологическими барьерами внедрения аддитивных технологий. Морской влажный воздух, который порождает высокую коррозию любого материала, воздействует на изделие при его производстве и последующей эксплуатации. Как будет происходить это воздействие – непонятно. Мы предлагаем, чтобы участники конкурса “АркТек“ рассмотрели возможность и попробовали свои силы в адаптации технологического процесса промышленной 3D-печати в условиях Крайнего Севера при ремонте техники, которая представлена в арктическом регионе. Будет ли работать технология аддитивной 3D-печати в условиях
изображение: «Русатом – Аддитивные технологии»
Крайнего Севера и как она будет себя вести – это вопрос. Но эти исследования имеют большой потенциал для практического внедрения. Это новое слово для России, за рубежом такой опыт есть», – добавил Игорь Попов.
Модератор форума директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов отметил, что продвижение аддитивной технологии в условиях Крайнего Севера может быть весьма прибыльным для всех участников процесса.
«В этой истории все могут заработать: если Росатом адаптирует свою технологию благодаря участникам форума, найдет новые спектры ее применения, новые рынки – он заработает на продаже этих комплексов, а те исследователи, которые возьмут для себя эту задачу и проведут соответствующие испытания, увидят, что они работоспособны и откроют рынок, а также те, кто глубже погрузится в технологию, может стать производителем деталей, ремонтных баз и так далее», – уточнил он.
Михаил Кузнецов, директор ФАНУ «Востокгосплан»
фото: оргкомитет форума «АркТек»
Советник генерального директора «Совкомфлота» Александр Андреев отметил актуальность проблематики. Он рассказал, что на судах компании уже стоят 3D-принтеры и на них печатается мелкогабаритная продукция типа резиновых прокладок. По его словам, ремонтные комплексы будут очень востребованы.
«Задача, поставленная Росатомом, особенно актуальна на пороге открытия круглогодичной навигации перевозок СПГ – на высокотехнологичных современных дорогостоящих судах, где очень много механизмов. У нас большой флот работает в Арктике, а доставить какие-то запчасти зачастую просто невозможно ипоэтому актуальность этой проблемы налицо. Если бы можно было поставить такой комплекс в Сабетте, то судна будут заходить туда практически каждый месяц. А может быть, в будущем такие комплексы появятся и на бортах», – сказал Андреев.
изображение: «Русатом – Аддитивные технологии»
В прошлом году архангельские ученые совместно с коллегами из Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, центра судоремонта «Звездочка», Курчатовского института и САФУ создали на 3D-принтере первые образцы деталей, для работающих в Арктике судов, которые ранее приобретали за рубежом. В рамках импортозамещения были изготовлены и установлены на суда лопатки турбин для энергетических установок. Начались испытания опытных образцов судовых винтов.
EastRussia напоминает - Начался сбор заявок на участие в Арктическом технологическом конкурсе АркТек. До 8 июня 2023 года можно подать заявку на сайте события АРКТЕК - Платформа для техноконкурсов. Первый конкурс АркТек открылся в рамках научно-практического форума «АркТек: наука и технологии для развития Арктики».
АркТек – платформа для проведения технологических конкурсов, объединяющая науку и бизнес для развития Арктики. Цель конкурса – трансформация научных и технологических разработок в цифровые и инженерные решения для развития комфортных условий жизни людей в Арктике и обеспечения успешной работы компаний в регионе. Отобранные к участию в конкурсе команды будут объявлены 14 июня 2023 года.