Вылов водных биоресурсов всеми российскими пользователями превысил 3,22 млн тонн. Это цифры по состоянию с начала года до 13 августа по данным отраслевой системы мониторинга Росрыболовства.
Безоговорочным лидером традиционно является Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн. Там добыто почти 2,5 млн тонн. В Северном бассейне – 331 тыс. тонн, в Западном бассейне - 52,8 тыс. тонн, в Азово-Черноморском – более 20 тыс. тонн, в Волжско-Каспийском - почти 47,7 тыс. тонн. Об этом сообщили в Росрыболовстве.
При этом отмечается, что продукция из свежих уловов поступает на внутренний рынок страны в приоритетном порядке.
Напомним, с января по июль уловы рыбаков на пресноводных водоемах Приморского края увеличились на 66% по сравнению с семимесячным периодом прошлого года. В регионе добыто почти 300 тонн белорыбицы.
Три года назад, сплавляясь на «резинке» от Комсомольска-на-Амуре до Николаевска-на-Амуре, мы оказались в Богородском, в краеведческом музее Ульчского района. Помню, как с удивлением рассматривали экспонаты – рыбные консервы, которые выпускались в «низовке» в советские времена и даже в 90-е. Теперь это уже история.
А ведь почти до конца ХХ века по берегам Амура вниз от Хабаровска было несколько рыбоконсервных заводов (РКЗ), которые работали исключительно на амурской рыбе. Один из самых ближних к Хабаровску таких заводов-колхозов располагался в селе Елабуга и назывался «Красный Маяк». Его история во многом похожа на историю множества других рыбколхозов по всему Амуру: в Тыре, Сусанино, Богородском…
Рыба вместо хлеба
На въезде в «старую» Елабугу до сих пор стоит стела «Рыболовецкий колхоз «Красный Маяк» 1930 – 2003»: получается, в XXI век шагнул колхоз. И возник он, кстати, не в 30-м, а несколько раньше – уже в начале 20-х годов появился рыбкооп, в который вошли жители девяти близлежащих сел. Селяне объединились в рыболовецкие бригады, ловили рыбу и сдавали ее на завод, который был открыт в Елабуге. То есть рыбаки не были работниками этого самого завода, но работали с ним в тесной связке.
Примечательно, что бригады эти были, можно сказать, интернациональными. Дело в том, что Елабугу, Вятское и соседние села основали переселенцы из западных регионов Российской империи. Собственно, это и по названиям сел видно. Приехав на новое место, люди занялись тем, к чему привыкли – начали сеять пшеницу. Через несколько лет стало ясно: дело это хлопотное, бесперспективное. Что делать? Конечно же, ловить рыбу в Амуре!
Премудростям рыбной ловли на Амуре переселенцев учили нанайцы. Как бы сейчас сказали – устраивали мастер-классы: как связать сеть из конопли, как специальные венички из багульника сделать. Вскоре новоприбывшие азы рыболовства освоили, а основой их меню стали кета и картошка. Кету также выменивали в городе на товары первой необходимости. Потом и вовсе на промышленный лов перешли.
В 1930 году создается рыболовецкий колхоз «Красный Маяк». С названием долго не думали – в те годы все было «красное», к примеру, сельскохозяйственная коммуна в Елабуге называлась «Красный Октябрь». Ну, а то, что «маяк» - тоже объяснимо: Елабуга, впрочем, как и многие другие села ниже Хабаровска, стоят на правом – высоком – берегу Амура и в ночи действительно светятся, как маяки. Недалеко от Елабуги, кстати, есть село под названием Маяк.
Рыбное дело пошло: ассортимент и улов богатые. Рыбы было так много, что ее хватало не только, чтобы закрыть перерабатывающие потребности завода, поставляли и на рынки Хабаровска.
Довольно быстро завод перерос в многопрофильное хозяйство, которое не только рыбой занималось, но и лесозаготовками. У «Красного Маяка» была своя пилорама, молочно-товарная ферма, пасеки, свиноферма.
Но основным профилем, была, конечно же, рыба. К середине 60-х годов рыбколхоз стал миллионером, а заодно и градообразующим предприятием. Началось масштабное строительство: дома, школа, детский сад, больница, протянули даже водопровод - о нем теперь напоминает заброшенное и полуразрушенное здание водозабора на берегу Амура.
Вкладывались и в производство. В 70-х годах у «Красного Маяка» было два сейнера, которые ловили рыбу в море. Кстати, именно этим отчасти и объясняется успешная экономическая модель советских рыбколхозов.
«Советская система рыбколхозов была экстерриториальной: то есть колхозы, расположенные в Елабуге, Тыре, Тахте, ловили не только у себя, но имели и межколхозные участки на нижнем Амуре, в Николаевском районе. И все добытое там, распределялось между колхозами, исходя из той социальной нагрузки, которую они несли. К примеру, колхоз памяти им. Ленина в Тыре имел морской флот и ловил в Охотском море», - рассказывает председатель Ассоциации участников развития Хабаровского края Максим Бергеля.
В Елабуге построили холодильник, склад, коптильный цех. Судя по фотографии, коптили лососевых: кету, сига.
Ловили рыбу круглый год. Летом и осенью традиционно «шла» кета. Главная рыбалка – осенняя путина – кормила весь год: засолка икры и рыбы давали план и прибыль. Это сегодня кета еле-еле поднимается до Хабаровска, раньше уверенно шла и дальше.
Впрочем, одними лососевыми не ограничивались. А зачем, когда в реке около 140 видов рыбы? Между путиной, и в особенности зимой, ловили частиковых: сазан, карась, Амур, красноперка, желтощек – и это не весь список.
Кстати, если присмотреться к фотографии, то видно, что у проруби, рассматривая улов, стоит майор. Скорее всего, это представитель командования военной части, которая располагалась в соседнем селе Вятское (сейчас там располагается учебный центр инженерных войск) или Сарапульском (там находится полигон некогда существовавшей Краснознаменной Амурской флотилии).
В бригаде служил капитан Красной Армии Ким Ир Сен, здесь же родился Ким Чен Ир. Правда, официальная историография в КНДР гласит, что родился он на священной горе Пэктусан, а в это время на небе появилась двойная радуга и яркая звезда.
На въезде в Вятское, прямо посреди тайги, предприимчивые китайцы построили огромный мемориальный комплекс в память о погибших бойцах 88-й бригады. Правда, его из политических соображений тоже решили пока закрыть, спрятав монументы под «рисовкой».
А вот еще одно интересное фото – улов миноги (кстати, это вовсе и не рыба, а отдельный вид животных – минога). Сегодня она вновь стала появляться на рынках, но долгое время была забыта, как кулинарное блюдо. В советские же годы ловили ее в промышленных масштабах.
А еще был амурский деликатес – ауха (китайский окунь). Ее, кстати, только недавно вывели из Красной книги и разрешили ловить.
Вообще, конечно, жизнь на Амуре в 60-80-е годы «кипела». Было даже такое явление, как агитпароходы, которые подходили к селам или судам, находящимся на промысле, и где можно было отовариться, подстричься, а заодно прослушать лекцию. Я, кстати, застал такой пароход в конце 80-х, когда моя бабушка, работавшая в Амурском речном пароходстве на РТ-403 (речной толкач), брала меня на пол-лета с собой. Правда, назывался он не «агитпароход», а что-то вроде «передвижной магазин», а вместо лекций о политической обстановке в мире мы смотрели «видик» («Том и Джерри», «Полицейский из Беверли-Хиллз» и фильм для взрослых на нижней палубе).
Величие и благополучие закончились в конце 90-х: перестройка, дефолт, экономический спад. Сократились квоты на вылов, уменьшились запасы рыбы в Амуре. К тому же, банально не все предприятия смогли перестроиться.
«Когда советская система развалилась, все эти колхозы стали самостоятельными юридическими лицами, им "нарезали" рыбопромысловые участки и если там была рыба, то колхоз мог выживать. Если нет, то нет. Объемы частиковых рыб оказались в одних руках, а места их промысла – в других. Вполне стандартная ситуация на Амуре, когда есть предприятия, у которого есть разрешенные к вылову объемы, но нет участков, где эти объемы можно осваивать. И наоборот. Таким образом, была подорвана необходимая производственная цепочка «ловим-перерабатываем-продаем», – объясняет Максим Бергеля.
Первыми это почувствовали аборигены и создали в 1999 году территориально-соседскую общину коренных малочисленных народов Севера «Мангбо», что в переводе означает «Амур». Все так же ловили рыбу, но уже для себя, как это и было в 20-х годах прошлого века. Правда, получилось недолго – пресловутый закон о получении рыбопромысловых участков через аукцион оставил нанайцев без участка и долгое время они могли ловить только частиковые породы рыб.
«Отсутствие ресурсной базы, необходимы финансовых и управленческих ресурсов привело к тому, что многие колхозы на Амуре прекратили свое существование», – подытожил Максим Бергеля.
В 2003 году закончилась и история рыбколхоза «Красный Маяк». Теперь так называется большая база отдыха, куда, кстати, любят приезжать рыбаки – места-то здесь сазаньи!
На европейском рынке угля цены отскочили вверх выше 96 долл./т. после достижения годового минимума. Поддержку котировкам оказали такие факторы, как укрепление газовых котировок на фоне обострения геополитической напряженности из-за отказа Европы на мирное урегулирование конфликта.
Газовые котировки на хабе TTF немного укрепились до 455.04 долл./1000 м3 (+5.92 долл./1000 м3 к 26.02.2025 г.) после выступлений лидеров ЕС против мирных переговоров. Кроме того, запасы газа в хранилищах Европы опустились до 37% впервые за три года, а темпы изъятия почти вдвое превысили показатели прошлого года.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал до 87-88 долл./т., достигнув 19-месячного минимума, из-за выжидательной позиции основных стран-покупателей, включая Индию, которая сократила импорт угля на 33% до 4.11 млн т. по итогам января.
Правительство ЮАР планирует понизить налог на выбросы СО2 для Eskom, Sasol и других потребителей угля, что позволит ослабить финансовую нагрузку, а также сохранить доминирование угольной генерации в стране.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 3 долл./т., опустившись до 97 долл./т., что обусловлено высоким предложением и складскими запасами в портах, которые достигли исторического максимума. Несмотря на это Китайская комиссия по развитию и реформам (NDRC) призвала компании нарастить добычу, что стало неожиданностью для участников рынка.
Китайская национальная ассоциация производителей угля (CNCA) и Ассоциация транспортировки и дистрибуции угля (CCTD) сделали совместное заявление, призвав добывающие компании скорректировать добычу в соответствии со спросом, а потребителей угля – сократить импорт низкокалорийного материала. CNCA вновь призвала правительство вводить ограничение импорта в случаях падения цен из-за избыточного предложения. Однако данное заявление не оказало ценам поддержку, поскольку рыночные настроения не изменились.
Запасы в 9 крупнейших портах увеличились до исторического максимума – 31.40 млн т. (+1.74 млн т. к 26.02.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.14 млн т. (-0.49 млн т.), потребление увеличилось до 817 тыс. т. против 788 тыс. т. неделей ранее.
Индонезийские котировки двигались разнонаправленно. Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 84.5 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR незначительно укрепилась до 48.6 долл./т.
Давление на высококалорийный уголь оказывала выжидательная позиция покупателей в связи с новым требованием властей по использованию индонезийских индексов. Поддержку котировкам низкокалорийного материала обеспечил спрос в Китае.
Ассоциация индонезийских производителей угля призвала правительство ослабить требование, обязующее добывающие компании 1 марта 2025 г. заключать экспортные контракты с использованием внутреннего бенчмарка HBA, и предоставить отсрочку на 6 месяцев. Угольные компании опасаются возможных штрафов и отказа иностранных покупателей от сделок.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 97 долл./т. на фоне негативного тренда и ограниченного спроса в связи с межсезоньем и высокими запасами на складах. Дополнительное давление оказывает увеличение экспортных отгрузок за неделю на 6.8% со стороны Колумбии и на 64.8% - со стороны США.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил падение ниже 185 долл./т. из-за избыточного предложения и ограниченного спроса, который характеризуется потребностью в небольших партиях. Объявленные Китаем цели по росту ВВП в 2025 г. на уровне 5% и увеличение дефицита бюджета не добавили оптимизма рынку. Кроме того, китайский материал оказывается дешевле импортного Premium Low Vol. Также, в КНР ожидается новый раунд понижения цен на кокс.
Убытки российских угольных компаний по итогам 2024 г. составили 112.6 млрд руб. против прибыли 374.7 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний составила 53.3% против 31.5% за аналогичный период прошлого года.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-426 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 2024 г. упала до 198.6 млн т. (-15.2 млн т. или -7.1% к 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля сократился до 195.0 млн т. (-17.1 млн т. или -8.1% к 2023 г.).
На европейском рынке угля продолжился нисходящий тренд ниже 92 долл./т. Давление на котировки оказали такие факторы, как резкое падение цен на газ, увеличение запасов на складах, а также ослабление геополитической напряженности.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 449.12 долл./1000 м3 (-55.51 долл./1000 м3 к 19.02.2025 г.) на фоне переговоров США и России об урегулировании конфликта на Украине, а также призыва немецких генерирующих компаний ослабить требования по обязательным запасам газа в хранилищах с текущих 90% до 80%. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 3.75 млн т. (+0.18 млн т. или +5% к 19.02.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 продолжил снижение до 88-89 долл./т., достигнув 12-месячного минимума из-за выжидательной позиции основных стран-покупателей, включая Индию, где внутренние поставки находятся на высоком уровне.
Южноафриканская компания Sasol приостановит экспорт угля с мая 2025 г. (на два года ранее запланированных сроков) с целью улучшения качества своей продукции на зaводе Secunda, где производится синтетическое топливо. Sasol экспортировала 2.1 млн т. в прошлом году. Все 5 разрезов/шахт компании мощностью 30.0 млн т. в год будут переориентированы на внутренние поставки.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao понизились до 100 долл./т. по причине высокого предложения и ограниченной промышленной активности. Из-за больших запасов многие производители угля опасаются дальнейшего снижения цен, прогнозируя, что предложение будет превышать спрос до июня включительно, поскольку стабильные темпы добычи ожидаются до лета. В связи с этим поставщики, включая Shenhua, увеличили дисконты на свой материал. Спотовые цены в КНР оказались ниже контрактных, что вызывает опасения у добывающих компаний в краткосрочной перспективе. Некоторые участники рынка не вносят корректировки в контракты, в связи с чем они, вероятно, могут быть не исполнены.
Несколько генерирующих компаний приостановили импортные поставки в пользу внутренних. CHN Energy остановила импорт для своих электростанций, чтобы сфокусироваться на закупках с собственных месторождений в Китае. Компания Huaneng Group поступила аналогичным образом. По некоторым оценкам, данные действия приведут к сокращению спроса на импортный уголь на 3 млн т./месяц.
Запасы в 9 крупнейших портах увеличились до 29.66 млн т. (+0.45 млн т. к 19.02.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.63 млн т. (-0.13 млн т.), потребление увеличилось до 788 тыс. т против 771 тыс. т. неделей ранее. Рост потребления может быть ограничен из-за прогноза потепления в ближайшее время (на востоке КНР ожидается увеличение температуры более, чем на 10°C).
Котировки индонезийского угля двигались разнонаправленно. Индекс индонезийского угля 5900 GAR упал до 85 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR осталась на уровне 48.5 долл./т. Давление на высококалорийный уголь оказывала конкуренция со стороны ЮАР. Поддержку котировкам низкокалорийного материала обеспечил спрос в Китае.
Министерство энергетики и минеральных ресурсов Индонезии постановило, что с 1 марта 2025 г. все экспортные продажи должны вестись по внутренним ценовым индексам страны (HBA). Чтоб между мировыми и внутренними ценами Индонезии не было значительного отставания индексы будут публиковаться чаще. Поставщики опасаются, что покупатели будут отказываться переходить на новые индексы из-за непрозрачности и возможной недостоверности. При этом власти ожидают, что новый закон позволит увеличить налоговые поступления и не отразится на объеме экспорта угля.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 100 долл./т., следуя за общим негативным трендом, на фоне ограниченного спроса в связи с межсезоньем и высокими запасами на складах.
Индекс австралийского металлургического угля HCC опустился до 187 долл./т. из-за превышения предложения над спросом. Кроме того, спрос в Индии характеризуется потребностью в небольших партиях и неспособностью нивелировать падение спроса в Японии, Южной Корее и Юго-Восточной Азии. При этом американские и канадские поставщики также активно предлагают свои материал индийским потребителям.
Давление на котировки также оказывают сообщения о возможном сокращении производства стали в Китае, где наблюдается избыток предложения собственного коксующегося угля.
Министерство энергетики РФ рассматривает возможность выделения угледобывающим предприятиям Кузбасса квоты объемом до 20 млн т. угля для вывоза в западном направлении. Данная мера направлена на увеличение угольного экспорта через порты Северо-Запада России и Азово-Черноморского бассейна (АЧБ). В рамках инициативы планируется применение пониженных тарифов на транспортировку угля ОАО РЖД.
В настоящее время экспорт угля по указанным направлениям осуществляется без квотирования. Предложение о выделении квоты было озвучено в ходе визита вице-премьера Российской Федерации Александра Новака в Кемеровскую область. Вопросы реализации данной инициативы находятся на стадии рассмотрения в Минэнерго России.
Данный проект вызвал вопросы у участников рынка. Несмотря на снижение экспортной ж/д отгрузки в 2024 г., общие объемы поставок из Кузбасса в адрес портов западного направления составили 46.6 млн т. угля (-13.0 млн т. или -21.8% к 2023 г.), из них:
• 4.5 млн т. (-4.4 млн т или -11.3% к 2023 г.) поставлено на терминалы Северо-Запада;
• 12.1 млн т. (-8.6 млн т. или -41.5% к 2023 г.) отправлено в порты АЧБ.
Таким образом, с вводом квоты на отгрузку 20 млн т. из Кузбасса, порядка 27 млн т. высококачественного российского угля будут потеряны для экспортного рынка.
При этом заявленная проектная мощность только одного терминала ОТЭКО в Тамани позволяет переваливать порядка 60 млн т. угля в год.
РЖД и Кемеровская область заключили соглашение о вывозе угля на экспорт в восточном направлении на 2025 г. в объеме 54.1 млн т. угля, что соответствует параметрам 2024 году.
В 2024 г. экспортные ж/д отгрузки в Восточном направлении составили 50.2 млн т. (+0.1 млн т. или +0.2% к 2023 г.).
В 2024 г. добыча угля в Кузбассе упала до 198.4 млн т. (-15.8 млн т. или -7.3% к 2023 г.), при этом экспорт из региона снизился до 102.0 млн т. (-11.8 млн т. или -10.4% к 2023 г.).
Губернатор Кузбасса в свою очередь заявлял, что угледобывающие компании региона готовы экспортировать в 2025 г. 202.5 млн т.: в восточном направлении 99.2 млн т., Северо-Западном - 66.7 млн т., Южном - 36.6 млн т.
Из-за системных проблем с перевозками по сети РЖД, высоких транспортных расходов, а также международных санкций и низких мировых цен, падение экспорта российского угля усилилось в 2024 г., что привело к снижению объемов поставок на международный рынок до 195.0 млн т. (-17.1 млн т. или -8.1% к 2023 г.).
Большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста ж/д тарифов, себестоимости производства, укрепления валютного курса рубля и падения мировых индексов.
Кемеровская область является ключевым угольным регионом России, обеспечивая более 50% объема добычи угля в стране. В отрасли заняты свыше 96 тыс. человек, а на территории региона функционируют более 150 угольных предприятий. Угольная промышленность играет важнейшую роль в экономике области, являясь градообразующей для большинства населенных пунктов региона и формируя значительную часть доходов регионального бюджета. В 2024 г. в регионе прекратили деятельность две шахты и шесть разрезов. Доля убыточных компаний превысила 50%.
На восьми угледобывающих предприятиях Кузбасса была приостановлена производственная деятельность. Добычу угля перестали осуществлять 6 разрезов и 2 шахты, включая разрезы Задубровский Новый и Евтинский Новый, шахты Ольжерасская-Новая и Инская, близкая к банкротству. В этих организациях работает около 600 человек и большинство уже несколько месяцев не получают зарплату.
Причиной приостановки предприятий стала сложная ситуация на угольном рынке из-за санкций, падения цен и невозможности доставить требуемые объемы через Восточный полигон в страны АТР.
В результате кризисной ситуации компании вынуждены сокращать объемы добычи, инвестиции, а в некоторых случаях приостанавливать добычу. Высокие ж/д тарифы и повышенная ключевая ставка также оказались серьезным вызовом для угольной отрасли.
В 2024 г. добыча угля в Кузбассе упала до 198.4 млн т. (-15.8 млн т. или -7.3% к 2023 г.). В январе 2025 г. предприятия добыли 17.0 млн т. (-0.1 млн т. или -0.6% к январю 2024 г.).
На европейском рынке угля цены опустились ниже 98 долл./т. В течение недели котировки обновили 12-месячный минимум на фоне начала переговоров об урегулировании конфликта между Россией и Украиной, которые могут завершиться отменой санкций против российской экономики, включая экспортеров энергоносителей. Давление на котировки также оказали такие факторы, как падение цен на газ.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 504.63 долл./1000 м3 (-69.28 долл./1000 м3 к 12.02.2025 г.) после встречи представителей США и России в Саудовской Аравии. Запасы угля на терминалах ARA сократились до 3.57 млн т. (-0.46 млн т. или -11% к 12.02.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 продолжил падение ниже 94 долл./т., достигнув 11-месячного минимума, что обусловлено достаточным предложением и ограниченным спросом в странах потребления, включая Индию, где внутренние поставки находятся на высоком уровне и местная валюта ослабла против доллара США. Отгрузки угля в Европу (терминалы ARA) на прошедшей неделе составили 330 тыс. т., превысив поставки в Индию (300 тыс. т.), где некоторые потребители ожидают дальнейшего снижения цен на уголь 6000 ккал/кг из ЮАР до 90.00 долл./т. FOB.
Дополнительное давление на цены в ЮАР оказало увеличение запасов на складах RBCT на 0.4 млн т. до 3.58 млн т., что связано с ростом недельного объема ж/д перевозок угля в адрес терминала на 18%.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao уменьшились до 103 долл./т. В связи с продолжающимся увеличением складских запасов в портах поставщики понижали цены, увеличив дисконт по сравнению с прошлой неделей.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 29.21 млн т. (+1.53 млн т. к 12.02.2025 г.).
У нескольких производителей электроэнергии возникли споры с компанией Jinneng, которая является одним из крупнейших поставщиков угля в КНР. По некоторым сообщением, в результате разногласий потребители, включая South China, China Huaneng, China Energy и Guangdong Energy, с 10 февраля отказались принимать материал по долгосрочным контрактам в пользу импорта, поскольку контрактная цена на низкокалорийный материал и уголь 5500 ккал/кг оказалась на 30 RMB/т. (4.18 долл./т.) выше спотовой.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR упал до 86 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR подросла до 48.5 долл./т. Котировки двигались разнонаправлено, так как со стороны китайских генерирующих компаний отмечается увеличение спроса на низкокалорийный материал, в отличие от относительно невысокого интереса к средне- и высококалорийному материалу.
С 1 марта текущего года власти Индонезии будут удерживать всю выручку экспортеров угля на протяжении 12 месяцев в рамках нового распоряжения, что может привести к сокращению добычи в стране. Некоторые участники рынка полагают, что данная инициатива также негативно отразится на доступе к финансированию в горнодобывающем секторе.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 укрепился до 103 долл./т. после продолжительного падения. Однако общие фундаментальные факторы остаются негативными.
Японская Tohoku Electric до 28 февраля в два раза сократила загрузку электростанций Noshiro Nо2 и Nо3 в префектуре Акита из-за пожара и неблагоприятных погодных условий.
Индекс австралийского металлургического угля HCC скорректировался ниже
190 долл./т. из-за достаточного предложения. При этом неблагоприятные погодные условия в порту Abbot Point продолжились дольше, чем ожидалось, а со стороны потребителей Юго-Восточной Азии и в Индии отмечается рост спроса. Кроме того, отгрузки металлургического угля из США замедляются в связи с затоплением некоторых регионов 15-16 февраля. Однако данные факторы не оказали рынку существенной поддержки.
По данным Министерства угольной промышленности Кузбасса, в январе 2025 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 17.0 млн т. (-0.1 млн т. или -0.6% к январю 2024 г.). К предыдущему месяцу показатель добычи снизился на 1 млн т. или 5.6%.
В 2024 г. добыча угля в Кузбассе упала до 198.4 млн т. (-15.8 млн т. или -7.3% к 2023 г.).
Экспортные поставки из Кузбасса в январе 2025 г. составили 9.8 млн т. (+1.1 млн т. или +12.6% к январю 2024 г.), что тем не менее на 2% меньше, чем в декабре 2024 г.
В 2024 г. экспорт из Кузбасса снизился до 102.0 млн т. (-11.8 млн т. или -10.4% к 2023 г.).
Санкции и продолжающаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с растущими затратами и логистическими ограничениями, продолжат оказывать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2025 гг.
Из-за снижения экспорта цена угля на внутреннем рынке в 2024 году уже выросла на 10% и ограничение экспортных поставок еще больше подтолкнет цены вверх.
Увеличение себестоимости и логистических расходов на фоне падения мировых цен привело к росту убытков. Доля убыточных компаний составляет более 50%.
По данным Министерства, в 2024 г. в регионе прекратили деятельность две шахты и шесть разрезов.
Компания Мечел подвела итоги 2024 г., согласно которым чистый убыток составил 37 млрд против прибыли в 2023 г. в размере 22.3 млрд рублей. Выручка сократилась до 387.5 млрд рублей (-18.4 млрд или -5% к 2023 г.), показатель EBITDA – до 55.9 млрд рублей (-35% к 2023 г.). При этом чистый долг компании увеличился до 259.4 млрд (+4% к 2023 г.).
Негативная динамика обусловлена ростом себестоимости, увеличением логистических издержек, дефицитом провозной способности железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне, а также санкциями и нисходящим трендом на угольном рынке. Большинство негативных факторов сохраняются и в 2025 г.
Мечел переориентировал поставки на внутренний рынок, что позволило нарастить объемы добычи. Добыча угля в 2024 г. составила 10.9 млн т. (+0.5 млн т. или +4.7% к 2023 г.). При этом реализация PCI сократилась до 0.9 млн т. (-33% к 2023 г.).
На европейском рынке угля цены упали ниже уровня 100 долл./т. Давление на котировки на прошедшей неделе оказали такие факторы, как слабый спрос и увеличение потребления газа, несмотря на рост маржинальности угольной генерации. Складские запасы на терминалах ARA снизились, однако с учетом сокращения мощностей угольной генерации они находятся на комфортном уровне.
Газовые котировки на хабе TTF подскочили до 600.91 долл./1000 м3 (+27.36 долл./1000 м3 к 05.02.2025 г.) на фоне активного потребления и сокращения запасов газа в подземных хранилищах ЕС до 47%. Еврокомиссия рассматривает ограничение цен на природный газ, достигших двухлетнего максимума, поскольку отбор в феврале оказался рекордным для этого месяца за последние четыре года. Запасы угля на терминалах ARA уменьшились до 4.03 млн. т. (-0.27 млн. т. или -6% к 05.02.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустились до 95 долл./т., не сумев пробить вверх уровень 100 долл./т. Спрос со стороны Индии и стран АТР остается ограниченным. При этом цены на среднекалорийный материал немного отскочили вверх.
В результате давления со стороны президента ЮАР компания Transnet допустила частных операторов до всей ж/д сети, включая Северный коридор (North Corridor). Таким образом, Transnet получит инвестиции, которые должны позволить компании улучшить ситуацию с безопасностью и эффективностью ж/д перевозок.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao оставались на уровне 105-106 долл./т. Росту котировок препятствует понижение цен компанией Shenhua и увеличение складских запасов. При этом некоторые участники рынка ожидают дальнейшего падения цен в связи с прогнозируемым увеличением добычи в ближайшие дни и восстановлением промышленной активности только к концу февраля.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 27.68 млн. т. (+2.10 млн. т. к 05.02.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR упала до 86.5 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR незначительно скорректировалась ниже 48 долл./т. в связи с ограниченным спросом на спотовом рынке. Давление на котировки продолжают оказывать высокие запасы на складах потребителей. В спросе со стороны КНР отмечается смещение в пользу низкокалорийного материала ввиду падения стоимости электроэнергии и ужесточения конкуренции в результате увеличения генерации ВИЭ.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 103 долл./т. поскольку покупатели занимают выжидательную позицию на фоне общего нисходящего тренда.
Индекс австралийского металлургического угля HCC укрепился до 190 долл./т. Коксующийся материал подорожал по причине ожидаемого спроса со стороны Европы из-за пожара на шахтах Szczyglowice (JSW) в Польше и Leer South в США. При этом на рынке увеличивается неопределенность в результате введения в США импортных пошлин на всю сталь в размере 25%.
В результате переговоров между австралийской компаний Foxleigh, а также японской Nippon Steel и корейской Posco был установлен бенчмарк на Low Vol PCI на 4-й квартал 2024 г. на уровне 156.75 долл./т. FOB. (-0.75 долл./т. к 4 кварталу 2023 г.). Переговоры в отношении бенчмарка на 1 квартал 2025 г. должны начаться в ближайшее время.
По предварительным данным, экспорт российского угля в Турцию в 2024 г. упал до 24.4 млн. т. (-4.0 млн. т. или -14.1% к 2023 г.). При этом общий импорт угля Турцией, включая энергетический уголь, коксующийся уголь и антрацит, в 2024 г. составил 39.7 млн. т. (+0.7 млн. т. или +1.8% к 2023 г.).
Доля России в угольном импорте Турции в 2024 г. уменьшилась на 11.3% до 61.5% (72.8% в 2023 г.).
Из-за системных проблем с перевозками по сети РЖД, высоких транспортных расходов, а также международных санкций и низких мировых цен, падение экспорта российского угля усилилось в 2024 г., что привело к снижению объемов поставок на международный рынок до 195.0 млн. т. (-17.1 млн. т. или -8.1% к 2023 г.).
Большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста ж/д тарифов.
Данная ситуация чревата риском потери ключевых оставшихся рынков для российских поставщиков угля, включая рынок Турции, на котором российский уголь с 2022 г. смог успешно заместить основного поставщика – Колумбию.
С учетом срыва отгрузок и невозможности российскими экспортерами выполнить своевременно внешнеторговые обязательства по поставкам угля, в 2024 г. наблюдался обратный тренд: за счет сокращения поставок российского материала, экспорт колумбийского угля в Турцию подскочил почти в два раза до 8.1 млн. т. (+3.2 млн. т. или +65.3% к 2023 г.).
На прошедшей неделе котировки энергетического угля в Европе упали ниже 105 долл./т. Давление на котировки оказали такие факторы, как слабый спрос и увеличение возобновляемой генерации. Электростанция Datteln 4 в Германии возобновила работу 5 февраля, однако значительного увеличения закупок угля не ожидается, поскольку планируется использовать текущие запасы. При этом в ближайшее время в Европе ожидается похолодание и снижение ветрогенерации.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 573.55 долл./1000 м3 (+21.16 долл./1000 м3 к 29.01.2025 г.) на фоне активного потребления и сокращения запасов газа в подземных хранилищах ЕС до 52%. Запасы угля на терминалах ARA остались на уровне 4.30 млн т. (без изменений к
29.01.2025 г.), но в ближайшие дни ожидается увеличения поставок в связи с прибытием новых партий из США и Колумбии.
Индекс южноафриканского угля 6000 отскочил вверх и тестирует снизу отметку 100 долл./т. Поддержку котировкам оказало объявление Индией об увеличении бюджетных расходов на 10% с целью оказать поддержку производителям стали, цемента и сектору недвижимости, что говорит о вероятном восстановлении спроса на уголь из ЮАР.
Ж/д оператор Transnet ожидает, что благодаря частным инвесторам погрузка угля в адрес Richards Bay Coal Terminal (RBCT) вырастет до 77 млн т. в течение трех лет. И чтобы нарастить объемы поставок до проектной мощности в 81 млн т. потребуется 5 лет и 700 млн долл.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao составили 106 долл./т. (без изменений к прошлой неделе). Торги возобновились 5 февраля, однако активность на спотовом рынке остается невысокой, поскольку Новогодние праздники продолжаются до 16 февраля. При этом некоторые участники рынка ожидают укрепления цен в связи с прогнозируемым похолоданием через 10 дней и постепенным восстановлением промышленной активности.
Запасы в 9 крупнейших портах снизились до 25.58 млн т. (-0.38 млн т. к 29.01.2025 г.).
Власти КНР объявили о введении дополнительных 15% пошлин на уголь и СПГ из США, которые вступают в силу с 10 февраля. Таким образом, импортные пошлины на энергетический уголь из США увеличатся с 6% до 21%.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 87.5 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR также просела ниже 48 долл./т. в связи с ограниченным спросом на спотовом рынке, что обусловлено праздниками в Китае и снижением потребления. Давление на котировки также оказывают высокие запасы на складах потребителей.
Министерство энергетики может привязать экспортные продажи угля к внутреннему ценовому бенчмарку (HBA) с целью увеличения бюджетных поступлений, хотя представители компаний опасаются, что данная инициатива навредит отрасли. При этом в случае отказа экспортеров придерживаться нового правила их лицензии могут быть отозваны. В провинции Джамби на острове Суматра произошло столкновение баржи с мостом, в результате чего власти призвали к перекрытию местных водных транспортных путей, однако данное событие не оказало существенного влияния на рынок.
Ввиду инициативы Трампа по выходу из Парижского соглашения власти Индонезии планируют пересмотреть целесообразность зеленого курса и отказа от угольной генерации.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 110 долл./т. на фоне общего нисходящего тренда. Во многих азиатских странах продолжаются праздники, что оказывает дополнительное давление на спотовый рынок.
Индекс австралийского металлургического угля HCC не изменился и составил 185-186 долл./т. ввиду ограниченной торговой активности. При этом на рынке сохраняется избыточное предложение, что в ближайшие недели может привести к падению цен ниже 180 долл./т. Неблагоприятная конъюнктура подтверждается тем, что конечные потребители перепродают свой материал (не менее 3-4 партий Panamax предлагаются на спотовом рынке).
Тем не менее повышение тарифов в КНР может поддержать спрос на австралийский материал, поскольку китайские импортные пошлины на коксующийся уголь из США увеличатся 10 февраля с текущих 3% до 18% (примерно на 14-21 долл./т.). При этом американский уголь будет составлять конкуренцию австралийскому в других странах АТР (Япония, Малайзия, Южная Корея, Индия), куда он может быть перенаправлен из-за повышения пошлин в Китае.
По предварительным данным, экспорт российского угля в Индию в 2024 г. незначительно увеличился до 27.0 млн т. (+0.4 млн т. или +1.5% к 2023 г.). При этом общий импорт угля Индией в 2024 г. составил 250.0 млн т. (+1.5 млн т. или +0.6% к 2023 г.).
Доля России в угольном импорте Индии в 2024 г. осталась практически на уровне прошлого года и составила 10.8% (10.7% в 2023 г.).
Ожидаемому наращиванию экспорта российского угля в Индию препятствуют серьезные логистические проблемы, а также международные санкции, низкие мировые цены и высокие транспортные расходы, вследствие чего большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста ж/д тарифов.
Уголь является основным источником электроэнергии в Индии, обеспечивая около 75% генерации в стране. По состоянию на 2024 г. на стадии строительства в Индии находились угольные ТЭС общей мощностью около 30 ГВт. Это второй показатель в мире после Китая, где строится порядка 175 ГВт угольных электростанций.
Правительство РФ отложило реализацию проекта расширения угольного терминала ВаниноТрансУголь (ВТУ) в порту Ванино с 2025 г. на 2030 г. из-за ограниченной пропускной способности Восточного полигона. Кроме того, в отличие от прошлого года РЖД отказалось подписывать соглашение о вывозе угля с регионами, за исключением Кузбасса.
Данный проект предполагает увеличение мощности ВТУ с 12 млн т. до 24 млн т. в год. Терминал, принадлежащий компании Колмар и расположенный в бухте Мучке Хабаровского края, был введен в эксплуатацию в сентябре 2020 г.
В 2024 году перевалка терминала упала до 8.0 млн т. угля (-3.6 млн т. или -31% к 2023 г.). ВТУ обеспечивает экспорт материала, поставляемого с угольных предприятий, расположенных в Якутии, включая Колмар, Стройсервис и Эльгауголь.