По расчетам ОАО «РЖД», расширение Восточного полигона посредством строительства вторых Северомуйского, Кодарского, Кузнецовского тоннелей и моста через Амур, обойдется дешевле всего предшествующего расширения мощностей магистрали. Цена составит 14 млрд рублей на добавленный млн тонн грузопотока.
Как сообщает «Коммерсант», стоимость расширения БАМа и Транссиба составляет 1556,7 млрд рублей, или 52 млрд рублей на млн добавленных тонн. При этом стоимость дальнейшего расширения с возведением трех тоннелей и моста через Амур— 14 млрд рублей на млн тонн. Абсолютные затраты на тоннели и мост — 622,2 млрд рублей. По оценкам РЖД и Минтранса, грузовой базой БАМ-3 обеспечен. Дополнительный спрос формируется преимущественно за счет перевозок угля.
Расширение БАМа производится в три этапа. Первый уже завершен, второй заканчивается в 2024 году, далее – третий, который разбит на три подэтапа. Первый подэтап — увеличение провозной способности до 197 млн тонн под грузы Якутии (в первую очередь с Эльгинского угольного месторождения). Второй — к 2030 году до 210 млн тонн, третий — до 255 млн тонн к 2032 году со строительством дублеров трех тоннелей и моста через Амур.
В прошлом году Владимир Путин поручил председателю кабмина, министру транспорта и главе РЖД рассмотреть вопрос о концессии для Восточного полигона. Предложение включает в себя строительство или реконструкцию Северомуйского, Кодарского и Кузнецовского тоннелей, а также моста через Амур. Стоимость проекта пока неизвестна. Концессионер готов вложить 1,5 трлн рублей.