В текущем 2024 году доля звонков мошенников через мессенджеры выросла до рекордных 50-60%. При этом около 40-50% случаев мошенничества по-прежнему связано с классическими телефонными звонками.
По данным Сбера, общий ущерб, нанесённый россиянам мошенниками, достигает около 250 миллиардов рублей. И если тенденция сохранится, то к концу года эта сумма может достичь 300 миллиардов.
Также Сбер отмечает активную деятельность украинских колл-центров в Днепре, направленную на жителей Польши, Германии, Чехии, Израиля, Латвии, Литвы и Эстонии. Это может говорить о том, что мошенникам стало сложнее обманывать россиян, либо они решили расширить географию для увеличения прибыли.
Станислав Кузнецов, заместитель Председателя Правления Сбербанка, рассказал, что около 40% средств, полученных мошенниками, идёт на финансирование ВСУ. Он подчеркнул, что знание схем телефонного мошенничества и повышение уровня киберграмотности граждан помогают в том числе сократить финансирование вооружённых сил Украины. Кузнецов также отметил, что примерно в 75% случаев мошенники используют одно из пяти ключевых слов: МВД, ФСБ, Центральный банк, безопасный счёт или код из смс. Услышав одно из этих слов от незнакомого абонента, рекомендуется немедленно прекратить разговор.
В ходе своего выступления в программе «Вести. Дежурная часть» на канале «Россия 24», Станислав Кузнецов подробно рассказал о проблемах телефонного мошенничества и о том, как с ним бороться. Мошенники совершают звонки как с подменных номеров, так и через мессенджеры. В некоторых случаях они прибегают к видеозвонкам с использованием дипфейков, чтобы скрыть свою внешность или изменить голос.
Для повышения уровня цифровой и финансовой грамотности Сбер создал открытую библиотеку по кибербезопасности «Кибрарий», где пользователи могут ознакомиться с наиболее распространёнными схемами мошенников.