На ПМЭФ-2024 Сбербанк представил первые в России платежные деревянные стикеры, выполненные в лимитированной серии из натурального шпона дуба. Первый заместитель председателя правления Сбербанка Кирилл Царев продемонстрировал один из таких стикеров, приклеенный на телефон.
Как сообщает пресс-служба Сбера, в лимитированной серии содержится 10 тыс. деревянных стикеров. Кирилл Царев подчеркнул, что деревянный стикер обладает теми же платежными возможностями, что и обычный пластиковый, но пахнет как натуральное дерево.
Для заказа стикера следует воспользоваться мобильным приложением «Сбербанк онлайн». Получить стикер можно в офисах банка или с помощью курьерской доставки (в городах, где доступна данная услуга). Платежный стикер поддерживается по тем же условиям, что и обычная карта, обеспечивая при этом высокий уровень безопасности операций. С его помощью можно совершать оплату покупок в терминалах с технологией бесконтактной оплаты, а также снимать наличные средства в банкоматах.
Деревянный стикер можно привязать к действующему платежному счету Сберкарты или заказать новую карту, на которой стикер будет отображаться как самостоятельная карта.
В декабре вся страна начинает готовиться к Новому году, что связано не только с приятными, но и с довольно затратными для бюджета покупками. После декабрьских праздников наступает короткий рабочий январь, и каждый год мы осознаем это лишь тогда, когда последние средства уже потрачены на праздничный стол и наряд для торжества. Эксперт НСПК Мария Точилова поделилась несколькими советами о том, как подготовиться к наступающему году заранее в декабре.
— На что обратить внимание, чтобы в декабре финансово подготовиться к следующему году?
— В преддверии Нового года многие торговые сети устраивают распродажи, а банки напоминают о различных бонусах по своим программам лояльности. В свою очередь Система быстрых платежей также предлагает своим пользователям выгодные и интересные предложения. Они доступны в программе лояльности на сайте vamprivet.ru. После регистрации пользователям открываются различные акции и предложения от платежной системы «Мир» и Системы быстрых платежей, а также от федеральных и региональных партеров программы лояльности «Привет!». На сегодняшний день число участников нашей программы лояльности составляет около 80 млн россиян, среди них и жители Хабаровского края. В среднем в день на сайте размещено порядка 200 различных выгодных предложений и для пользователей СБП, и для держателей карт «Мир».
— Какие интересные предложения сейчас действуют для хабаровчан?
— До середины декабря при оплате через СБП можно получить кешбэк рублями при оплате покупок в аптеках, а многие предложения будут работать даже весной следующего года. Так, пользователи смогут выгодно оплатить стильную одежду. Но, на мой взгляд, сейчас особенно стоит обратить внимание на акцию, связанную с оплатой проезда. Она завершится 31 декабря 2024 года. Воспользовавшись ей сейчас, в январе не придется думать об очередной статье расходов. Тут можно сказать – готовьте сани заранее, чтобы в январе передвигаться по городу разве что по взмаху карты. И сейчас я говорю про пополнение «Единой Транспортной Карты» через СБП.
— Какие преимущества предоставляет пополнение «Единой Транспортной Карты» через СБП для пассажиров Хабаровского края?
— При пополнении транспортной карты через СБП онлайн, пользователи получают кешбэк в размере 20%. Это позволяет пассажирам значительно снизить свои расходы на проезд. Ее можно пополнить выгодно в декабре для того, чтобы использовать при оплате весь январь. Так, выгода пассажиров общественного транспорта Хабаровского края с начала старта акции в сентябре превысила 1 млн рублей. Кроме того, пополнение транспортных карт онлайн экономит и время — увеличить баланс можно в несколько кликов по дороге, например, на работу. Это особенно актуально в декабре, когда у людей появляются предпраздничные хлопоты и хочется все успеть сделать как можно оперативнее. Напоминаю, акция продлится до конца года.
— Как проходит процесс пополнения «Единой Транспортной Карты» через СБП? Какие основные шаги нужно выполнить пользователю?
— Процесс пополнения проходит через мобильное приложение «Транспортная карта» или сайт t-karta.ru. Пассажиру нужно ввести данные своей транспортной карты и сумму пополнения, а затем выбрать СБП как способ оплаты. После завершения платежа 20% от потраченной суммы вернутся на банковский счет пользователя в течение минуты. При этом максимальная сумма, которую может вернуть пользователь, — это 1000 рублей в месяц. Так, если пополнить транспортную карту на 2000 рублей, то 400 рублей вернется обратно на счет. Обязательно перед пополнением проверьте регистрацию в программе лояльности на сайте vampivet.ru. Там же можно узнать все подробности акции.
— Какие выгоды, по вашему опыту, получают пассажиры, активно использующие технологичные способы оплаты?
Национальная система платежных карт активно развивает различные инновационные способы оплат на транспорте, что позитивно сказывается на росте безналичной оплаты. Для россиян это быстро и удобно – достаточно нажать на кнопку в смартфоне или приложить его к платежному инструменту. Сегодня к таким технологическим сервисам относится и Система быстрых платежей — сервис Банка России. Изначально с его помощью люди могли переводить деньги между счетами в разных банках по номеру телефона. Но теперь через сервис СБП можно оплачивать абсолютно любые услуги, товары в интернете и розничных магазинах. В этом году мы активно внедряли СБП как способ оплаты проезда, в частности и при пополнении баланса транспортных карт. А благодаря нашей программе лояльности еще несколько недель до самого конца года жители Хабаровского края могут получать кешбэк 20% рублями.
Реклама. АО «НСПК»
ИНН 7706812159
erid: LjN8K2SJx
Этим летом по улицам Хабаровска начали курсировать новые автобусы, работающие на газомоторном топливе. Они пошли по муниципальному маршруту № 1, который связывает два вокзала: железнодорожный и речной. Кстати, именно «единичка» стала одним из первых регулярных маршрутов общественного транспорта в Хабаровске. Случилось это ровно 100 лет назад. При этом лишь недавно из автобусов, трамваев и троллейбусов краевого центра исчезли кондукторы, взимавшие плату за проезд. Им на смену пришли современные технологии, позволяющие экономить не только перевозчикам, но и пассажирам.
В далеком уже 1923 году комсомольцы Москвы передали Хабаровску автобус. Пока его перевезли на Дальний Восток, пока обучили шофера с кондуктором – на линию он вышел в 1924 году и стал курсировать между железнодорожным вокзалом, который был главными воротами дальневосточной столицы, и речной пристанью, откуда пассажиры отправлялись дальше по Амуру.
Вскоре появился и второй автобус. И если первый был 18-местным, второй вмещал 12 пассажиров, при этом оба - с вместительными багажными отсеками, так как пассажиры преимущественно были с чемоданами, кофрами, дорожными сундуками. Впрочем, на Карла Маркса было оборудовано несколько промежуточных остановок и автобусами стали пользоваться не только транзитные пассажиры, но и горожане, хотя основным средством передвижения по Хабаровску по-прежнему оставались гужевые повозки.
Попытка наладить регулярные пассажирские перевозки в Хабаровске была предпринята ещё летом 1912 года. Тогда частный предприниматель Георгий Андреевич Шошин выписал из Германии шестиместный автомобиль, который решил пустить между центром города и базой Амурской речной флотилии, которая находилась в Осиповском затоне (ныне Краснофлотский район Хабаровска) и де-юре частью города не считалась: её присоединили к Хабаровску лишь в 1945 году, то есть, по сути, это была первая пригородная линия. Кстати, Шошин также содержал ещё 30 конных экипажей.
В 1925 году в Хабаровске открыли первые автомобильные курсы и, как говорится, «пошло-поехало»: к весне 1930 года в городе уже официально было зарегистрировано 102 легковых и грузовых автомобиля, а также восемь мотоциклов. Пришлось даже создавать целое отдельное дорожно-транспортное управление, которое стало прародителем нынешней ГИБДД.
Еще через восемь лет лошади были практически полностью вытеснены автомобилями с улиц Хабаровска — пришлось даже переименовывать автогужевую контору в автомобильный трест. К 1940 году по городу «бегало» уже 65 автобусов, которые обслуживали пять маршрутов. Развитие общественного транспорта затормозилось в годы Великой Отечественной войны. Но вот с ее завершением, особенно в начале 50-х годов в Хабаровске случается транспортный бум.
В начале 50-х годов ХХ века власти принимают решение об интенсивном развитии электротранспорта в новых микрорайонах, как их тогда называли — в новых кварталах. Вдоль Краснореченского шоссе (оно вело в пригородное село Красная Речка, где в свое время находились лагеря для военнопленных и содержался под стражей последний император китайской династии Цин Пу И) появлялись районы: институт культуры, МЖК, Сурикова, Стройка. Принцип был такой: предприятие и рядом жилмассив для его работников. Исторически сложилось, что вдоль Краснореченской расположилось больше десятка заводов и фабрик, поэтому и решили пустить вдоль трассы трамвайную линию.
Возводили трамвайные пути методом «народной стройки»: на добровольных началах, во время субботников и в качестве шефской помощи. Все это позволило к ноябрьским праздникам 1956 года запустить маршрут №1, ходил он от железнодорожного вокзала до трамвайного парка (который до сих пор там и находится). Тогда же был объявлен набор слушателей по новой специальности – водитель трамвая. Обучение первой группы, кстати, проводилось во Владивостоке.
Позже маршрут «единички» продлили до южной оконечности города, в итоге он стал самым протяженным на всем Дальнем Востоке, да и вообще Хабаровск сейчас – самый восточный город Евразии, где есть трамваи.
С конца 50-х электрифицированные вагоны побежали в северную часть города, в 1973 году в Хабаровске появляется трамвайное депо № 2, а ещё через два года был запущен троллейбусный маршрут: тоже «единичка», который соединил аэропорт Хабаровска с центром города. Кстати, Хабаровск – один из немногих российских городов, где в аэропорт и из него можно добраться на троллейбусе, и да – самый восточный город в стране, где есть троллейбусы.
Еще один виток развития троллейбусной сети случился в Хабаровске в начале «нулевых», когда было открыто сразу несколько новых маршрутов, в том числе, по проспекту 60-летия Октября с заездом в Первый микрорайон. Правда, сегодня он законсервирован, но зато год назад власти города связали воедино три вокзала: железнодорожный, автобусный и воздушный: для этого были закуплены троллейбусы, которые могут ездить без проводов – за счет аккумуляторов повышенной емкости.
Конечно же, наряду с электротранспортом, в Хабаровске развивалось и автобусное сообщение: первые автобусы появились еще в феврале 1912 года – их привезли для рабочих, занятых на строительстве Восточной части Амурской железной дороги. Так что это были, скорее «вахтовки», но никак не общественный транспорт. Примечательно, что из 10 автобусов фирмы «Бенц» вместимостью 11 пассажиров каждый, один автобус был приспособлен для езды по рельсам. После Великой Отечественной войны, по улицам Хабаровска, кстати, бегали несколько трофейных «Бенцов».
Затем появились отечественные ЗиСы, позже ЛиАЗы, венгерские «Икарусы», в том числе и с «гармошкой». Кстати, в автопарке «Южный», где базировалось большинство «Икарусов» (так как они обслуживали маршрут № 25), вплоть до середины «нулевых» работал шорник, задача которого была – зашивать порванные «гармошки» автобусов. Профессия исчезла вместе с «Икарусами».
Первая массовая смена автопарка случилась в конце 90-х, когда из Южной Кореи в Хабаровск доставили крупную партию автобусов DAEWOO – 100 штук. Они хоть и были б\у, но сильно отличались от подуставших ЛиАЗов с «бутылочным» звуком двигателя. Бело-красно-оранжевой расцветки их до сих пор можно встретить на некоторых маршрутах (в основном, пригородных).
Затем обновление автопарка происходило постоянно: на линии выходили южнокорейские, белорусские, китайские и российские автобусы, были даже японские – с правым рулем, где пассажирам приходилось выходить через левый борт, то есть буквально на проезжую часть, потом это исправили — вырезали дверные проёмы с «правильной» стороны. Дошла очередь и до электробусов. Всего в Хабаровске около полусотни маршрутов, а общественный транспорт перевозит до 120 млн пассажиров в год – цифра внушительная, учитывая, что в городе немногим более 600 тыс. жителей!
Знаете, о чем говорит правило в общественном транспорте «Вход – через заднюю, выход – через переднюю»? О том, что автобус/трамвай/троллейбус работает без кондуктора. Хабаровчане, оказавшись в другом городе, всегда недоумевали: как так? И немного терялись – кому передавать плату за проезд? Дело в том, что Хабаровск долгое время оставался одним из немногих крупных городов, где в общественном транспорте сохранялся институт кондукторов. Лишь в последние годы эти функции стали передавать водителям, что, согласитесь, тоже не очень удобно: шофер не должен отвлекаться от управления даже во время остановок.
Именно поэтому внедрение безналичной и даже бесконтактной оплаты проезда в общественном транспорте Хабаровска — вопрос приоритетный. Пассажирам уже доступна «Единая Транспортная Карта», но, чтобы стимулировать более активное её использование, в Хабаровске и крае с 1 сентября ввели кешбэк: при пополнении ЕТК через Систему быстрых платежей (СБП), пользователю возвращается обратно на счет 20% от суммы. Предложение ограничено по времени – до 31 декабря, и по сумме – на счет вернется не более тысячи рублей в месяц. При этом пополнение «Единой Транспортной Карты» возможно через мобильное приложение «Транспортная карта» или сайт, где достаточно ввести данные своей транспортной карты и указать сумму для пополнения. Главное условие — выбрать способ пополнения через СБП. Для получения кешбэка необходимо предварительно зарегистрироваться в программе лояльности на сайте. Запустить акцию именно осенью решили неспроста: заканчивается отпускной сезон, дальневосточники возвращаются домой, дети ездят в школу.
«Как правило, после отпускного сезона и с начала сентября люди начинают чаще пользоваться общественным транспортом. Благодаря акции у жителей Хабаровского края есть возможность пополнять транспортные карты в несколько кликов и с выгодой для своего кошелька. Выполнение операции займет буквально пару минут, а 20% от суммы пополнения вернется на ваш банковский счет. По нашему опыту, такие технологичные решения пользуются спросом у россиян», — рассказала директор по развитию продуктов, цифровых и технологических сервисов НСПК Мария Точилова.
А по мнению оператора автоматизированной системы учета и оплаты проезда «Электронный проездной - Хабаровск», Дмитрия Ламаша, кешбэк в размере 20% при пополнении «Единой Транспортной Карты» для пассажиров может быть привлекательным стимулом для использования общественного транспорта. Благодаря акции пассажиры могут значительно снизить свои расходы. Это должно стать привлекательным предложением для людей, особенно для тех, кто ежедневно пользуется общественным транспортом и тратит значительные суммы на проезд.
Реклама. АО «НСПК», ИНН 7706812159
erid: LjN8K2fmz
Форум «Экспортный потенциал Приморья» представил лучших экспортеров региона. Мероприятие организовал Центр поддержки экспорта, который входит в краевой центр «Мой бизнес» при поддержке Министерства экономического развития Приморского края. Директор управления продаж малому бизнесу Дальневосточного Сбербанка Инна Войскович рассказала EastRussia о главных итогах участия в форуме.
«Более половины всех участников внешнеэкономической деятельности на Дальнем Востоке работают в Приморском крае. Географическая близость и логистическая доступность к странам АТР позволяет выходить на совокупный рынок с численностью населения более 3 млрд человек, и объемом ВВП, превышающим треть мирового», — отметила Инна Войскович.
Россия и Китай переживают активную фазу укрепления сотрудничества: растет объем двусторонней торговли, доля расчетов в национальных валютах достигла более 90%. В 2025 году на границе стран откроется первая «умная таможня» — начнет работу закрытый на реконструкцию 5 лет назад погранпереход Хулинь-Марково.
Помимо географических преимуществ, для предпринимателей Дальнего Востока сегодня действует целый ряд мер поддержки, которые влияют на рост объемов экспорта и импорта. По итогам 2023 года внешнеторговый оборот в Приморском крае превысил 13 млрд долларов.
Значительный рост объемов перевозки контейнеров на Дальневосточной железной дороге свидетельствует о позитивной динамике в сфере грузоперевозок и увеличении спроса на импортные товары.
Ключевым элементом системы поддержки в Приморье сегодня является Центр поддержки экспорта (подразделение краевого центра «Мой бизнес»). Структура в том числе предлагает помощь в размещении на международных электронных торговых площадках, прохождении процедуры стандартизации и сертификации, продвижении и защите интеллектуальной собственности за рубежом. Правительство Приморского края ежегодно выделяет на субсидирование затрат экспортеров, максимальная сумма субсидии на одну компанию составляет 1 миллион рублей.
Как отмечает Инна Войскович, Сбер помогает в поиске партнеров как за рубежом, так и внутри страны, облегчает процесс установления новых деловых связей и расширения бизнеса:
«Это особенно актуально в условиях глобальной экономики, где наличие надежных партнеров играет ключевую роль. Мы поддерживаем наших клиентов на трёх языках: русском, английском и китайском в режиме 24/7. Можем предоставить гибкий курс конверсии и возможность индивидуально подбирать варианты расчетов с партнерами, что может значительно уменьшить расходы на обмен валют и международные транзакции. Такая гибкость важна, поскольку каждая компания имеет свои особенности и потребности, связанные с финансовыми операциями».
Строить прогнозы относительно перспектив внешнеэкономической деятельности непросто. Тем не менее ситуация на рынке мотивирует многие страны расширять способы проведения платежей, снимать инфраструктурные ограничения.
Свыше двух с половиной тысяч средних и крупных предприятий страны сегодня проходят цифровую трансформацию при поддержке Сбера. На территории обслуживания Дальневосточного Сбербанка в процессе цифровизации находится более 100 компаний. Они принадлежат к различным отраслям экономики, а общая картина региональной цифровизации в значительной мере отражает хозяйственную специфику субъектов федерации.
На Дальнем Востоке России тренд на цифровую трансформацию крепнет. Верно и традиционно медленно: для культуры федерального округа характерна неспешность принятия изменений, да и новые технологии доходят сюда чуть подольше, чем в центр РФ. Среди восьми регионов, проходящих трансформацию вместе с Дальневосточным Сбербанком (это Хабаровский, Камчатский и Приморский края, Сахалинская, Магаданская и Амурская области, а также Еврейская автономная область и ЧАО), предсказуемо лидирует Приморье. На втором месте – Хабаровский край.
– На территории этих краев приходится порядка 60-65 % проектов. При этом в Приморье их процентов на 30-40 больше, - говорит директор управления по цифровому развитию Дальневосточного Сбербанка Иван Трошин. - Что касается других регионов, в них есть определенная специфика отраслей, с которыми мы работаем.
На Сахалине и Камчатке, где во главе угла стоят рыбодобыча и рыбопереработка, в стадии обсуждения и первичной реализации проекты по операционной эффективности бизнеса и по использованию технологий искусственного интеллекта для прогнозирования вылова. В аграрной Амурской области успешно реализуется процесс цифровизации мониторинга полей. Если наземная техника обследовала поле за три-четыре часа, то дрон может это сделать всего за час. Это дало значительную экономию времени и ресурсов.
В Магаданской области Сбер сотрудничает с компаниями, которые ведут дистрибьюцию специализированной техники и запчастей для горнодобывающей отрасли.
Иначе говоря, Сбер предлагает решения для упрощения и автоматизации рутинных задач, и сопровождает решившихся в бурном, а главное, бескрайнем, море технологий. При всем разнообразии вариантов цифровая трансформация любой компании состоит из пяти шагов. Первый шаг - осознание, шаг номер два – стратегия цифровой трансформации в дополнение к основной стратегии компании, номер три – реинжиниринг процессов и организационной структуры, четвертый – выбор и разработка решения, пятый – адаптация и внедрение. Когда команда Сбера рассказывает предприятиям об этих шагах, то в качестве иллюстрации показывает простой нелинейный график.
– Это не отрезок с началом и концом, это знак бесконечности, на котором и распределены пять этапов, – поясняет Иван Трошин. – Первый цикл цифровой трансформации от первого до пятого шага занимает год или полтора. Но всё очень зависит от зрелости процессов в компании, и может осуществляться как быстрее, так и медленнее. Например, есть отрасли с определенной сезонностью и, когда идет период зарабатывания денег, то там уже не до изменений, нужно быстро выполнять действия, которые дадут операционную прибыль в итоге.
Пять шагов цифровой трансформации не заканчиваются в принципе, они всегда уходят на следующий виток, подчеркивает Трошин.
Повышением цифровой зрелости может, и должна заниматься каждая компания из любой отрасли, уверены в Сбере. Однако есть сферы, которым он показан в первую очередь: те, где подразумевается взаимодействие с клиентом. Это может быть юридическое лицо, так называемый сегмент B2B («би ту би», business to business), либо обычный покупатель, сегмент B2C («би ту си», business to consumer). Потому что в век цифровых технологий важна оперативность. К слову, в этом как раз и заключается основная задача цифровой трансформации - сжимать время от идеи до получения конечной услуги.
– Приоритетные отрасли? Естественно, это ритейл, фуд-ритейл, дистрибьюция разного рода, девелопмент, когда строят и продают жилищные или нежилые площади, –развивает тему Иван Трошин. – Это может касаться и торгово-производственных компаний, представленных в полном цикле (создание ценности - ее переработка – упаковка – передача на склад – реализация со склада), процесс цифровой трансформации таким предприятиям показан тоже на 100 процентов. Конечно, для различных направлений уже существуют отраслевые решения, но все проекты индивидуальны.
Так, с группой компаний «Восток Цемент» (Приморский край), Дальневосточный Сбербанк работает в части электронной коммерции, тесно сотрудничая с ООО «ЕЦС (единый центр снабжения)-ДВ», который представлен как онлайн-площадка для продажи строительных смесей. Банк участвует в проработке бизнес-процессов, предоставляет свои финансовые технологии для оплаты в сегменте B2B и предлагает варианты улучшения клиентского пути. Вариативно и взаимодействие с застройщиками.
К примеру, проект банка с группой «Восточный луч» (Приморский край) в 2022 году начался с обучения руководящего состава в СберУниверситете по программе Digital Strategy. А с ГК «Восток-Лидер» (Приморский край) сейчас прорабатывается интересная идея по расселению как сервис. Здесь основная задача – предоставить девелоперам возможность работать с таким механизмом, как КРТ (комплексное развитие территории), предусматривающим строительство не только многоквартирных домов, но и инфраструктурных объектов.
Сбер дает компаниям-интеграторам системы. Для тех же застройщиков, к слову, актуально несколько направлений. Первое среди них – система управления клиентским опытом, так называемый сервис Customer relationship management (CRM). К ней подключаются входящие каналы: сайт и чат-бот, через которые потенциальный клиент может прокоммуницировать с компанией, запись телефонных звонков, чтобы руководитель отдела продаж мог послушать, как с клиентом разговаривали.
– Наша команда показывает, как с этих каналов снимать статистику и понимать, есть ли рост и за счет чего, - рассказывает Трошин. – Помимо CRM, мы можем предоставлять системы управления ресурсами предприятия класса ERP (Enterprise Resource Planning), объединяющие все функциональные блоки: это и проектно-сметная документация, и план-график реализации самого проекта, и движение товарно-материальных средств.
Цифровая трансформация для дистрибьюторов тоже системна. Для приморского оптовика «Проект-Инвест» прорабатывается стратегия продвижения собственных торговых марок: от идей, что именно производить, до выбора технологий и марок оборудования. Стратегия для АЮСС ВСТК (Восточно-Сибирская торговая компания) немного иная. У этой группы компании ВСТК есть собственное решение по управлению складом. Это так называемая WMS-система, на которой все складские операции связывают в одну IT- структуру.
– АЮСС ВСТК предлагает свою разработку – с установкой, с сопровождением и с внедрением. И в данном случае мы работаем над тем, чтобы интегрировать наши финансовые технологии, и помогаем нашим партнерам с распространением этой системы, – продолжает Иван Трошин.
Как узнать, что предприятию пора трансформироваться? Есть три верных признака. Первое - время исполнения процессов внутри компании (например, согласования, подписания документов) доставляет сложности. Второе – несовременность либо недостаточная функциональность решений (программное обеспечение десятилетней давности, к примеру). И третье – готовность руководства встроиться в процесс цифровизации. Такой сервис, кстати, предоставляет только Сбер.
– Часто, когда мы (а у нас на Дальнем Востоке своя цифровая команда из 11 человек) приходим в компании на первые встречи, слышим вопрос: «А что, Сбер еще и этим занимается?», – улыбается директор управления по цифровому развитию. – То есть часто воспринимают банк именно как финансовое учреждение. Но сегодня Сбер уже не только финансовый партнер, но и партнер в развитии бизнеса и повышении его операционной эффективности.
А еще считается, что цифровая трансформация – это дорого, долго и сложно.
На самом деле, все зависит от масштабов и задач, говорит Трошин. И он убежден – расходы на цифровую трансформацию сопоставимы с теми результатами, которые можно получить, пройдя полный цикл цифровизации.
Кстати, компании, которые проходят цифровую трансформацию со Сбером, растут на 40 процентов быстрее. Об этом заявил директор Департамента развития корпоративного бизнеса Сбербанка Сергей Меламед, выступая на конференции SberPro Tech 2024. Банк начал трансформацию с себя и сейчас активно делится опытом, как собственным, так и опытом своих клиентов разных отраслей. Реализацией проектов цифровой трансформации корпоративных клиентов занимаются более 200 менеджеров по всей стране, а партнерская программа включает уже более 250 IT-компаний с уникальной технологической экспертизой.
На IX Восточном экономическом форуме состоялась сессия «ВЭБ. РФ: как инвестировать в условиях дорогих денег?». Эксперты обсудили, каким образом при высокой ключевой ставке Центробанка эффективно поддерживать инвесторов, чтобы темпы реализации масштабных проектов развития Дальнего Востока оставались высокими.
Мастер-планы дорогого стоят
Разработанные по поручению президента России мастер-планы 25 дальневосточных городов – это уникальный шанс для выхода экономики и качества жизни в ДФО на новый уровень. При этом, как отметил модератор дискуссии, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка, Александр Ведяхин, очевидно, что их реализация требует большого объема средств – более 4 трлн рублей, причем 2,2 трлн должны поступить из внебюджетных источников, а значит, необходимо активно привлекать инвесторов. Как это сделать с учетом того, что ключевая ставка уже составляет 18 % и, возможно, вырастет еще?
Отвечая на этот вопрос, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков подчеркнул: «Очень важно, что мастер-планы — это не какой-то градостроительный документ, это настоящий гибрид плана развития города и бизнес-плана, плана трансформации экономики, создания новых отраслей экономики, новых предприятий, диверсификация экономики и создание рабочих мест с высокой зарплатой».
Поэтому, понимая причины денежно-кредитной политики Центробанка, Минвостокразвития в этих условиях стремится не только не останавливаться, но и не сбавлять темп. В частности, ко второму дню ВЭФ-2024 уже подписано несколько соглашений об инвестициях общей суммой 3,7 трлн рублей. По итогам первого года действия программы реализации мастер-планов обеспечено финансирование 27 % мероприятий. Кроме того, Алексей Чекунков обратил внимание на то, что необходимо умное управление государственным долгом на Дальнем Востоке в разных форматах, к примеру, государственно-частное партнерство, выпуск специальных ценных бумаг. Без этого реализация мастер-планов невозможна, а она того стоит.
Эффективные практики поддержки
Илья Торосов, первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, рассказал о том, что на сегодняшний день есть пять больших блоков мер поддержки, которые позволяют привлекать относительно дешевое финансирование в инвестиционные проекты. Первый блок – это Фабрика проектного финансирования, в рамках которой государство страхует процентные риски. Это значит, что разницу между ключевой ставкой и установленной величиной, которая зависит от проекта и составляет 7–10 %, государство берет на себя. Больше половины проектов на Дальнем Востоке реализуются при поддержке Фабрики. Второй инструмент – это Фонд национального благосостояния: финансирование осуществляется в зависимости от проекта по определенным ставкам (3–5 %), в результате чего сокращается общая стоимость проекта с точки зрения привлечения денежных средств. Третий, четвертый и пятый блоки – это ГЧП-концессии (ГЧП – государственно-частное партнерство – прим. ред.), таксономия техсуверенитета и отраслевые меры поддержки. Причем, как пояснил заместитель председателя ВЭБ.РФ Артем Довлатов, меры поддержки можно комбинировать, как произошло, например, при финансировании на Дальнем Востоке проекта строительства нового аэропорта в Магадане.
Председатель правления АО «Банк ДОМ.РФ» Артем Федорко рассказал еще об одном инструменте, а именно о практике применения механизма инфраструктурных облигаций на Дальнем Востоке.
Взгляд с другой стороны
Как перечисленные меры работают для представителей бизнеса? На этот важный вопрос ответил генеральный директор ООО «Управляющая компания Баимская»: «Мы используем целый набор мер. В нашем случае, это, безусловно, меры, которые предоставляются для всех инвесторов, работающих на территории Дальнего Востока. Это режим Арктической зоны Российской Федерации и режим Территории опережающего развития… Наш проект предполагает создание ряда объектов внешней инфраструктуры: это 400 км автодороги, это 400 км линий электропередачи и строительство нового порта. Когда мы проект собирали, мы смотрели все возможные механизмы поддержки, механизм концессии нам показался наиболее эффективным… Палитра мер государственной поддержки позволяет нам реализовывать такие сложные тяжелые капиталоемкие проекты».
Внеочередное повышение ключевой ставки стимулирует банки снова увеличить доходность по вкладам, причем значительно. Наши эксперты считают, что корректировка доходности составит в среднем 70-80% от размера повышения ключевой ставки, наиболее привлекательными будут ставки по долгосрочным депозитам. Это даст возможность зафиксировать максимально выгодные условия на длительный срок.
На этом фоне сберегательные настроения дальневосточников укрепятся: люди будут стремиться защитить средства от инфляции, а рублевый депозит остается надежным и самым популярным инструментом для этой цели в России.
Сегодня сбережения есть почти у половины (44%) российских семей, говорят данные ВЦИОМ. Доля россиян, имеющих накопления, выросла с 2010 г. в полтора раза. Главные мотивы сберегательного поведения — отложить на покупку/ремонт недвижимости, отдых/лечение и на старость. Мужчины более активны в вопросах сбережения, чем женщины (50% vs. 38%), чаще сберегают россияне, имеющие одно высшее образование или два (54-50%). Интересно, что начиная примерно с 2018 года, лидер по доле имеющих сбережения изменился - теперь это молодежь до 30 лет.
Дальневосточники гибко реагируют на конъюнктуру и оперативно корректируют модели управления сбережениями: мы видим это по своим клиентам. Давайте проследим, как менялись предпочтения в выборе сроков размещения средств: в прошлом году по мере расширения горизонта планирования и снижения ставок у жителей округа вырос спрос на вклады до 6 месяцев, а впоследствии – до года. По нашей статистике, сегодня каждый второй дальневосточник открывает вклад на полгода, еще треть – на три месяца, остальную часть занимают вклады от 1 года.
У дальневосточника каждый рубль на счету и в дело: любые свободные средства он заставит работать. Мы посчитали, размер сбережений в округе не очень большой – средняя сумма одного депозита составляет 475 тысяч рублей. Самый большой размер этого показателя – в Камчатском крае (620 тысяч), наименьший – в Бурятии (350 тысяч).
Мы также наблюдаем, что у жителей округа растет интерес к альтернативным валютам – включение их в сберегательный портфель позволяет получить оптимальную доходность. В первую очередь спросом пользуется, конечно, юань.
По данным исследований НАФИ, открытие сберегательного счета или вклада в банке в настоящее время является самым популярным среди россиян способом сбережения и инвестирования. Наши цифры показывают, что в ДФО чаще всего этот инструмент используют жители Хабаровского края, Приморья и Якутии. В топ-5 регионов округа по количеству открытых депозитов входят также Амурская область и Забайкалье.
В целом россиянам сегодня важнее сохранить, чем преумножить, говорит НАФИ. При выборе способа вложения денег главными критериями являются: возможность забрать деньги в случае необходимости и гарантия сохранности вложений. Только третье место в рейтинге занимает критерий уровня доходности выбранного финансового инструмента.
Сегодня много внимания уделяется программам повышения финансовой грамотности. Вместе с тем, учитывая наш российский «анамнез», этой работы нужно еще больше, особенно среди молодежи и старшего поколения – это позволит снизить необоснованную тревогу за сохранность сбережений и даст дальневосточникам возможность более осознанно, с большей пользой распоряжаться своими деньгами.