При поддержке Сбера введен в эксплуатацию крупнейший на Дальнем Востоке комплекс по переработке шин. Мощность комплекса, расположенного в Приморском крае, составляет до 10 тыс. тонн покрышек в год, что соответствует одному млн шин год, и полностью удовлетворяет потребности региона в переработке данного вида вторсырья.
Строительством завода занималась компания «ЭкоСтар Фэктори» – резидент ТОР «Приморье». Продукт переработки — резиновая крошка — подходит для изготовления уличных покрытий, в том числе детских площадок. Финансирование для строительства завода предоставил Сбер.
Производимая резиновая крошка прошла санитарную экспертизу Роспотребнадзоре РФ и получила допуск для строительства детских площадок.
Как отметила председатель правительства Приморского края Вера Щербина, инвестор вложил уже 500 млн рублей.
«Существенную помощь оказали правительство Приморского края, Сбербанк, который кредитовал, и КРДВ. Идет процесс сертификации продукции. Наша задача сейчас – пользоваться продукцией нашего производителя, нашего налогоплательщика», – добавила она.
По словам зампреда Дальневосточного Сбербанка Сергея Радюшкина, запуск производства позволит региону выйти на качественно новый уровень в развитии экономики замкнутого цикла и сохранить уникальную экосистему.
«Владивосток — самый автомобилизированный город страны, здесь скапливается большое количество покрышек, и мы надеемся, что новый завод поможет в переработке этого вторсырья. Со своей стороны, Сбер, в рамках ESG-стратегии, продолжает поддерживать экоориентированный бизнес, инвестировать в зеленые технологии в регионе, а также развивать культуру ответственного поведения среди жителей региона», – сказал Сергей Радюшкин.
Учредитель «ЭкоСтар Фэктори» Сергей Лазарев напомнил, что захоронение автомобильных шин и резиносодержащих изделий на полигонах запрещено законодательством. Кроме переработки нет экологических альтернатив утилизации резины.
Новый завод использует передовые технологии для переработки шин в резиновую крошку, включая собственную разработку, позволяющую эффективно очищать крошку от примесей металлического корда и текстильного волокна.
При переработке шин получают до 90% полезных компонентов: резиновую крошку (до 6500 тонн в год) для спортивных и детских площадок, стадионов, резинотехнических изделий и модификатора асфальтобетона, а также металлический корд (до 2500 тонн в год) для металлургической промышленности.
В январе 2024 года мощная сахалинская метель прогремела на всю Россию, и даже попала в международные сводки новостей. Несколько суток взаперти, закрытый аэропорт, перебои со связью и скорые-вездеходы — вот данность, с которой жителям островного региона приходится мириться каждую зиму. А после того, как циклоны уходят, гигантские объемы снега приходится убирать не один месяц. Редакция EastRussia выяснила, как на самом большом острове страны ликвидируют трехметровые сугробы и почему отказываются от современных технологий.
Особые погодные условия, которые обеспечивают Сахалинской области один из самых высоких показателей интенсивности зимних осадков, диктует географическое положение: море со всех сторон в любое время года приносит неожиданные «сюрпризы». Но северная часть острова Сахалин в большей степени испытывает на себе влияние воздушных масс с материка — здесь преобладает муссонный климат умеренных широт, характерный для Хабаровского края, южной части Магаданской области и юго-запада Якутии. Малооблачная и холодная зима с умеренным количеством осадков сменяется относительно теплым летом с достаточными, а иногда и избыточными дождями.
Что касается юга Сахалина и Курил, им «повезло» оказаться на границе с поясом умеренного морского климата, который формируется над океанами, после чего движется на запад и северо-запад. При нежарком лете и относительно теплой зиме этот климат отличается в том числе неравномерным распределением осадков. Жителей южных районов Сахалинской области не удивит, например, семидневный дождь без перерыва. Зимой же непременно случается минимум две метели с сугробами выше человеческого роста. Первый серьезный снегопад приходится на середину/конец января, второй — на конец февраля или первую неделю марта. К этому островитяне привыкли, но таких объемов снега, как в первый месяц 2024 года, люди не видели давно. Впрочем, об этом EastRussia подробно расскажет ниже.
Почти «Послезавтра»
Снегопад, который обрушился на юг острова месяц назад, неожиданностью для людей не стал: за несколько дней специалисты Сахалинского УГМС объявили о том, что 23 января из Японского моря выйдет глубокий циклон. Прогноз сбылся на все 100%: остров накрыло метелью с видимостью до 500 метров и меньше, порывистым ветром до 25-30 м/с и похолоданием. Ожидаемый объем осадков составлял до 80 мм, но это была лишь первая волна. Уже 23 января стало известно, что на ближайшие трое суток непогода на Сахалине сохранится, а метель усилится — специалисты прогнозировали до 100 см снега в эти дни.
Основной удар стихии на себя приняли Анивский, Корсаковский, Долинский, Холмский районы и Южно-Сахалинск. Фактический разгул непогоды превысил все предполагаемые цифры: на юге Сахалина местами намело сугробы высотой до трех метров и выше. Подъезды многоквартирных домов оказались заблокированными, снежные завалы поднимались выше первого этажа. Перекрыты были и выезды из дворов, и улицы, и проезды по основным магистралям муниципалитетов. Большая часть работающих граждан, школьники и студенты оставались дома несколько суток, а сотрудникам предприятий жизнеобеспечения пришлось жить на месте службы несколько дней. Из-за циклона полностью «встала» сеть островного транспорта: главный аэропорт региона в Южно-Сахалинске был закрыт для приема и отправки рейсов три дня, все автобусы и поезда отменили из-за невозможности движения, закрыли морские линии Сахалин — материк и Сахалин — Курилы. В вынужденном простое оказались отделения почтовой связи и магазины. Еще одной досадной неприятностью стали неполадки с мобильной связью и интернетом: все операторы, работающие на Сахалине («Билайн», МТС, «Мегафон», Yota и Tele2), а также большинство местных провайдеров регистрировали сбои в сети. На трое суток юг Сахалина оказался в почти полной изоляции.
«Мы чувствовали себя как в голливудском кино: за окном было почти “Послезавтра”. Настоящий апокалипсис: снега намело выше козырька подъезда, из окон ничего не было видно. Чтобы выйти из квартиры во двор, мы вместе с соседом толкали входную дверь почти 20 минут. А когда, наконец, сумели ее открыть, перед нами была трехметровая белая стена. Достали лопаты и начали прокапывать “коридор”, потом наткнулись на чью-то машину — так мы поняли, что докопали до дворовой парковки. Ориентация в пространстве была нулевой. Слышали только голоса соседей: они так же откапывали хоть какой-нибудь выход. В итоге мы с соседом более-менее „пробили“ пространство вокруг того автомобиля, на который наткнулись, и залезли на него. Сверху уже начали разбрасывать снег, проложили что-то вроде тропинки в сторону выезда из двора. Потом по этой тропинке раскапывали коридор для всех. Метель закончилась где-то после обеда в пятницу, 26 января. Но до магазина я добрался только в воскресенье — всем двором копали выход. Только 1 февраля до нас добрался трактор нашей управляющей компании и начал выгребать снег», — поделился с EastRussia житель Южно-Сахалинска Даниил Анисимов.
Подобных историй на юге Сахалина в конце января было сотни. Все федеральные телеканалы так или иначе затронули ситуацию, в которой очутился остров: материала в социальных сетях было предостаточно. Местные жители щедро делились фотографиями и видеороликами «выживания» на фоне стихии: в Рунет попали и героический поход за пиццей, и импровизированные снегоступы из фанерных листов, и барахтающиеся в рыхлых сугробах собаки, и транспорт скорой медицинской помощи на гусеничном ходу. Хватало и снегоходов: на Сахалине этот транспорт есть у многих жителей, и во время циклона хобби островитян послужило на благо маломобильному населению.
«Сразу же, как только циклон развернулся, мы объявили в социальных сетях акцию „ВьЮжный десант“ для всех, у кого есть снегоход и желание помочь людям. Мы развозили всем, кто попросит нас о помощи, товары первой необходимости — воду, хлеб, какую-то простую еду, лекарства. Заявок было очень много — у кого-то закончились таблетки, у кого-то продукты. Выйти в магазин или аптеку люди не могли из-за того, что все было заметено. И вот мы на снегоходах ездили по муниципалитету с пакетами, развозили по заявкам заказы. Несколько сотен человек выручили», — рассказал директор МАУ «Центр молодежных инициатив» города Южно-Сахалинска Олег Гортованов.
Волонтерская помощь оставалась актуальной для жителей южных районов Сахалина и после того, как циклон оставил остров в покое: снега намело столько, что некоторым людям пришлось оставаться взаперти больше недели. Дорожные службы все это время работали в круглосуточном режиме, расчищая основные трассы и главные улицы городов — Южно-Сахалинска, Анивы, Корсакова, Долинска, Холмска. А вот проезды к близлежащим селам и деревням отнюдь не были задачей первой важности. И если медицинскую помощь населению частных секторов удалось обеспечить благодаря содействию ГУ МЧС по Сахалинской области, то бытовые нужды пришлось покрывать добровольцам.
Миллионы снежных «кубов»
С даты начала циклона до публикации этого текста прошел ровно один календарный месяц. Однако, как сообщает специальный корреспондент EastRussia с места событий, до сих пор значительная часть выпавшего за те трое суток снега остается на улицах населенных пунктов. Почти две недели ушло у муниципальных служб на расчистку проездов и полноценный запуск наземного общественного транспорта — автобусы запускали поочередно и с корректировками маршрутов. До сих пор расчищены не все пешеходные дорожки и тротуары: местами они уже утоптаны до состояния жесткой корки, кое-где успели растаять во время недавней февральской оттепели и снова замерзли.
Самый большой объем снегоуборочных работ — в Южно-Сахалинске: островная столица до сих пор, спустя месяц, продолжает расчищать сугробы и нагружать десятки КамАЗов. С 24 января по 5 февраля дорожники вывезли с улиц города почти один млн кубометров снега, работая все это время в круглосуточном режиме. А по данным на 16 февраля, как уточнили в администрации городского округа, объем сгруженного снега составил 3,12 млн кубометров. Все это после вывоза из города складируют на трех полигонах.
«Всего на территории городского округа “Город Южно-Сахалинск” функционируют три территории для временного складирования снежных масс: “Северный полигон”, “Южный полигон” и площадка для временного складирования снежных масс на земельном участке городской ТЭЦ-1 — полигон “Золоотвал”», — рассказали EastRussia в администрации Южно-Сахалинска.
Наибольший объем нагрузки на себя принял полигон «Южный» — к середине февраля туда вывезли почти два млн кубометров снега. Расчисткой и транспортировкой в городском округе занимаются шесть организаций, крупнейшая и самая загруженная из которых — завод строительных материалов имени М. А. Федотова, муниципальное предприятие, которое не так давно возглавлял Алексей Римша. Сейчас он в статусе вице-мэра курирует все вопросы расчистки, ремонта и обслуживания уличной дорожной сети в Южно-Сахалинске. Также на улицах областного центра и в пригороде работают пять подрядных организаций. Укомплектованность подрядчиков спецтехникой для уборки снега едва ли не лучшая на Дальнем Востоке и в большинстве регионов России — суммарно 425 единиц техники, в том числе: 39 автогрейдеров, 99 погрузчиков, 31 трактор МТЗ, 20 снегороторов, 191 самосвал и 43 комбинированные дорожные машины.
Помимо этого, мэрия Южно-Сахалинска периодически нанимает технику частных предприятий в помощь подрядчикам. Свое оборудование есть и у местных управляющих компаний. В планах на следующий сезон — закупка еще минимум десяти единиц техники для завода имени Федотова, в том числе пяти снегороторов белорусского производства.
На фоне впечатляющего технического оснащения удручает процесс утилизации вывезенных осадков. В островном регионе (и, в частности, в Южно-Сахалинске) до сих пор используют банальное складирование собранного снега на полигонах, где с наступлением тепла он постепенно тает. В то же время в региональных центрах материковой России давно и плотно используют более современную технологию — плавку. Снегоплавильные установки выпускаются на отечественных заводах, причем как в масштабной, так и в мобильной конфигурации. Подобное оборудование разрабатывает, в частности, ООО «ВНИИСтройДорМаш» — научно-исследовательский институт дорожного и машиностроения. По их заказам и чертежам работают производители сельскохозяйственной, складской и коммунальной техники, изготавливая в том числе снегоплавильни. Одним из таких является, например, Краснокамский ремонтно-технический завод в Пермском крае. Собственные разработки есть у ООО «Балтекс.СПб», ООО «ПромТехСнаб» и других предприятий.
Принцип работы установок основан на создании тепловой завесы над плавильной камерой. Источником тепловой энергии, с помощью которой снег превращают в воду, служит пламя горелок, работающих на дизельном топливе, и отработанные горячие газы, которые проходят через специальную трубу. Растаявший до состояния жидкости снег из плавильной камеры по насосам поступает в выходную трубу. Талая вода орошает еще твердую снежную массу в камере и разрыхляет его, ускоряя смену агрегатного состояния. После того, как снег полностью растаял, вода сливается в канализацию. Такая станция может работать без перерыва до восьми часов, а на плавку одного кубометра снега нужно около трех литров дизтоплива. Еще одно преимущество мобильных снегоплавилен — в том, что они адаптированы к любому источнику электроснабжения, в том числе к автономным бортовым электростанциям. А транспортировать такую станцию к месту, где необходимо убрать и утилизировать снег, можно на автомобилях МАЗ и КамАЗ. Кроме того, снегоплавильни наносят минимальный вред экологическому фону города.
«Загрязнение сточных вод, куда сбрасывается талая вода, сведено к минимуму. Выхлопы системы нагрева выводятся по отдельной коммуникации, с продуктом плавления снега они не перемешиваются. Возможный мусор, который попадает в снег, отлавливает встроенная система фильтрации. В выхлопных газах после сгорания дизельного топлива содержание вредных веществ минимально, так как горелки работают в стабильном режиме. Кроме того, объем вредных выбросов в атмосферу города существенно снижен за счет того, что для вывоза снега нужно гораздо меньше транспорта. Также на экосистему положительно влияет сокращение площадей снежных полигонов: плавка снега на местах подразумевает, что его не нужно везти за пределы города и сгружать на площадку для естественного таяния», — уточнил директор КРМЗ Дмитрий Теплов.
Технология плавки снега более десяти лет используется в Санкт-Петербурге: в северной столице более десятка стационарных снегоплавилен. Помимо камер с нагревом и горелками, они оборудованы дробилками, песколовками и автоматической системой управления насосами (для регулировки потоков воды).
«ГУП “Водоканал Санкт-Петербурга” использует 11 стационарных снегоплавильных пунктов. Принцип их действия заключается в том, что тепло сточных вод позволяет растапливать снег, попадающий в снегоприемные камеры. Сточная вода имеет температуру около +16 градусов даже зимой. Образующаяся талая вода, смешиваясь со сточной, по коллекторам поступает на канализационные очистные сооружения, где проходит полный цикл очистки. За сутки 11 СПП Водоканала способны растопить не менее 66 тыс. кубометров снега, что позволяет заметно уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. В сезоне 2022/23 года наши ССП переработали более 1,5 млн кубометров снежных масс. Работаем с ними с 2012 года. Все снегоплавильные пункты оборудованы новой системой измерения объема снежных масс, принцип действия которой построен на бесконтактном лазерном сканировании снега в кузове автомобиля. Данная система позволяет максимально точно установить объем принимаемого снега», — уточнили в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Снегоплавильные станции — верный помощник городских служб и в Новосибирске. Здесь вывезенный с улиц снег грузят в специальные камеры, где встроенные турбины создают пороговую температуру плавления — +2 градуса. Талая вода попадает в камеру очистки, а после фильтрации от мусора сливается в канализацию. За три минуты одна установка способна переработать содержимое одного КамАЗа с высокими бортами, или десять тонн снега. К слову, по такому же принципу утилизируют снег в Москве и Ханты-Мансийске. От традиционного вывоза на полигоны в этих городах власти пока не отказываются, но к дальнейшему внедрению снегоплавилен вполне расположены.
Несмотря на очевидные плюсы подобного метода, у него находятся и противники. Так, в Томске посчитали, что снегоплавильные установки слишком дороги, да и их работа делает услугу по утилизации снега «золотой». Бывший мэр города Иван Кляйн даже заявлял об этом в СМИ: по подсчетам его команды, вдвое дешевле вывезти снег на полигон и оставить таять в естественных условиях. И это не говоря о том, что сама установка для плавки с очистными сооружениями и защитой обойдется не менее чем в 100-200 млн рублей, не считая расходов на топливо и электричество. По мнению экс-главы Томска, снегоплавильни могут быть рентабельны разве что в мегаполисах, где выгоднее переплавить снег на месте, а не везти его на полигон через весь город.
К аналогичному мнению пришли и в Екатеринбурге, и в Иркутске. В последнем отказ от таких технологий в 2013 году стал вызовом для молодых ученых ИрГТУ. Аспирант кафедры «Инженерные коммуникации и системы жизнеобеспечения» Юрий Матосов и магистрант Татьяна Матосова разработали энергоэффективную мобильную установку на солнечных батареях, которая могла перемещаться на собственных колесах и использовала автономные источники электричества. По предварительным расчетам, изобретение должно было удешевить уборку и вывоз снега в городе примерно на 60% с увеличением скорости очистки территорий в два-три раза. А сама установка тогда стоила около 150 тыс. рублей. Однако проект реализовать не удалось.
«Мы хотели, чтобы машина была готова к использованию при низких отрицательных температурах, не продувалась и не промерзала. Хотели доработать конструктивную часть установки, которая позволит увеличить теплооборот внутри устройства. Это был аспирантский проект, мы его представляли и в университете, и на выставке, и даже получали небольшой грант на реализацию. Однако проблемы начались уже на стадии испытания опытного образца: не удалось полноценно его запустить, чтобы проверить работу снегоплавильной станции в полном цикле. В целом проект никого так и не заинтересовал, продолжать работу мы не смогли. А потом закончился и срок действия патента на систему. В итоге идею реализовать не удалось», — рассказал EastRussia Юрий Матосов.
Еще одну ставку на экологичность сделали инженеры из Санкт-Петербурга. Компания «Балтекс СПб. Строительство и реновации» представила на отечественном рынке собственную разработку — снегоплавильную установку Eco Smart на базе теплового насоса, с использованием энергии атмосферного воздуха. Ни горелок, ни сжигания топлива, ни выхлопных газов в изобретении нет — только экологически чистое тепло. Однако стабильная работа устройства слишком зависит от температуры воздуха на улице (рекомендованный порог — в пределах −10 градусов), что осложняет эксплуатацию в регионах с холодной зимой.
В ответе мэрии говорится, что от снегоплавилен как от перспективной технологии отказываются из-за того, что зимних осадков чересчур много, и станции плавки просто не будут успевать справляться с объемом работы.
«В разное время администрация Южно-Сахалинска рассматривала возможность приобретения снегоплавильной станции для полигона “Северный” — изучался опыт городов, в которых они действуют, а также установки различной мощности: стационарные и мобильные. Для примера, мобильные установки способны перерабатывать по 3 самосвала снега в час, при этом за минуту только на один снежный полигон Южно-Сахалинска снег завозят шесть и более машин. В настоящее время принято решение продолжать использовать способ утилизации снега путем складирования на сухом снежном полигоне. Рассматривается вопрос организации дополнительного полигона в Ново-Александровске», — сообщили EastRussia в мэрии Южно-Сахалинска.
Анализируя факты, нельзя не отметить: с непредсказуемой сахалинской природой никакие деньги не поспорят. Хотя оснащенность крупнейшего города Сахалина техникой для уборки снега действительно впечатляет: в климатических условиях региона иначе просто невозможно.
С другой стороны, достаточно сопоставить публично озвученные объемы снегоуборочных работ. В то время как в Южно-Сахалинске за неполный месяц после мощного январского циклона вывезли исключительно на полигоны более трех млн кубометров снега — и убрали, к слову, далеко не все сугробы, — в том же Санкт-Петербурге 11 современных плавильных станций утилизировали вдвое меньший объем за весь прошлый зимний сезон. Простейший математический расчет показывает: островному городу с населением меньше 200 тыс. человек исключительно плавка снега будет обходиться каждый год минимум в два раза дороже, чем второму по значимости населенному пункту России. А глубина казны на западе и востоке страны несопоставима: бюджет Южно-Сахалинска на 2024 год составляет 34,9 млрд рублей, Санкт-Петербурга — 1,18 трлн рублей.
Сколько денег сейчас тратит главный город Сахалина на уборку снега, сложно сказать даже местным властям. На запрос EastRussia об объемах финансирования, выделенного из муниципального и областного бюджетов на мероприятия по уборке снега в 2022, 2023 и 2024 годах, в мэрии островной столицы ответить не смогли.
«В связи с тем, что с подрядными организациями заключаются трехгодичные контракты на круглогодичное содержание улично-дорожной сети (все виды работ), высчитать объем финансирования, предусмотренный на мероприятия именно по уборке снега в черте городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2022-2024 годы не предоставляется возможным», — сообщили EastRussia в администрации Южно-Сахалинска.
Тем не менее, посчитать расходы на утилизацию снега путем складирования его на полигонах — а сюда входит и эксплуатация техники, и зарплата рабочих, и закупка топлива, и техобслуживание, и еще много других расходов — мэрии города все же не помешает. Как минимум, стоит сравнить итоговые цифры с экономическими потерями Южно-Сахалинска за время вынужденного простоя сотен торговых точек и учреждений по оказанию платных услуг, изоляции платежеспособного населения и транспортного коллапса. Возможно, размеры упущенных из-за капризной погоды налоговых поступлений мотивируют представителей власти если не пересмотреть свое отношение к внедрению снегоплавильных технологий, то хотя бы поискать альтернативные методы более оперативной расчистки города. Жителям Южно-Сахалинска от них точно хуже не будет.
Правые партии Италии и Польши обвиняют Еврокомиссию в давлении на Европарламент с целью продвижения экологических инициатив.
Последние числа января стали началом разрастающегося скандала — после инаугурации президента США Дональда Трампа сначала премьер-министр Польши Дональд Туск, а затем и итальянские правые партии хором заговорили о давлении Еврокомиссии на депутатов Европарламента с целью внедрения «зеленой повестки».
В частности, голландское издание De Telegraaf сообщило, что бывший комиссар Еврокомиссии Франс Тиммерманс платил экологическим фондам за убеждение депутатов во внедрении «зеленых ограничений». Только доказанный объем средств, переданный в руки экоактивистам составил 700 тыс. евро — им платили за каждую «голову» члена парламента, которого уговорили «встать на защиту окружающей среды».
Как сообщает Octagon, две итальянские правоцентристские партии «Братья Италии» и «Лига Севера» назвали происходящее беспрецедентным скандалом. Политики потребовали от Еврокомиссии подтверждения или опровержения данных фактов, которые, по их мнению, свидетельствуют о «серьезнейшем вмешательстве» высшего органа власти европейского союза в демократические процессы парламента. Ранее об ангажированности «зеленой повестки» неоднократно заявлял премьер-министр Польши Дональд Туск. В частности, в марте 2024 года он уже заявлял о том, что «некоторые положения» «Зеленого курса» не соответствуют потребностям производства и продовольственной безопасности, призвав изменить текущий политический курс в ЕС.
Это уже не первый раз, когда в ЕС поднимаются вопросы рационального отношения к экологической безопасности, идущие вразрез с основной «повесткой». Одним из примеров можно назвать «асбестовый кейс», случившийся на рубеже XX и XXI веков. В то время в странах Западной Европы (Испании, Италии, Франции, Великобритании, Германии и других) началось массовое движение против использования асбеста. Общественные организации, ученые, политики и журналисты связывали применение «горного льна» с возникновением тяжелых заболеваний, в том числе онкологией. В итоге руководство стран подчинилось общественному запросу, запретило использование асбеста. Правда, тут есть нюанс. Дело в том, что в мире существует два вида асбеста — амфиболовый и хризотиловый. Амфиболовый асбест представляет собой сложный гидросиликат с молекулой железа, имеющий форму тончайших игольчатых волокон. При попадании в респираторную систему человека, он остается там на долгие годы, провоцируя тяжелые заболевания. Страны Западной Европы многие десятилетия использовали именно амфиболы для строительства домов, водопроводных труб, как теплоизоляцию и многого другого — поставки шли из стран Северной Африки и Финляндии, где есть месторождения этого минерала.
Второй вид асбеста, хризотиловый, традиционно использовали Канада, Бразилия, США и страны социалистического лагеря во главе с Россией — на территории нашей страны сегодня находятся два крупнейших действующих месторождения волокна в мире. Хризотил представляет собой гидросиликат магния и не обладает устойчивостью к кислоте. Альвеолярные макрофаги, клетки-уборщики легких, выводят его из организма за короткий промежуток времени. Когда Европа отказалась от амфиболов, её рынок встал перед угрозой «хризотилового нашествия» — до сих пор промышленная продукция на основе хризотилового волокна по совокупности полезных свойств превосходит синтетические аналоги, при этом существенно уступая им в цене. Европа, ничтоже сумняшеся, «подлила бензина» в пожар антиасбестовых движений, запретив сразу все виды асбеста. Более того, ЕС начал агрессивную кампанию по очернению применения хризотилового волокна, что спровоцировало закрытие производств в Канаде, Бразилии, США и ряде других стран.
Основное различие с текущей ситуацией заключается в том, что нынешняя «зеленая повестка» наносит очевидный вред экономике Европы, в то время как антиасбестовая калечила производство других стран в пользу Запада. Вероятно, это и послужило решающим доводом для активизации правых сил, поскольку против запрета асбеста они нисколько не возражают.
Попасть на Шантарские острова, увидеть гренландских китов, поплавать рядом с ними — мечта многих. А для биологов, которые изучают их охотоморскую популяцию – это работа. Каждый год специалисты приезжают в Хабаровский край из Москвы, поселяются в лагере близ бухты Врангеля и собирают материал для будущих исследований. О том, как они проходят и что удалось узнать в ходе последней экспедиции EastRussia рассказала Милена Морозова, ведущий инженер Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, руководитель работ по изучению гренландского кита в Охотском море.
Гренландских китов, которых летом можно встретить возле Шантар, учёные относят к обособленной охотоморской популяции. Она изучена сравнительно слабо и находится под угрозой исчезновения: в ней насчитывается всего около 400 особей. Поэтому биологи пристально наблюдают за ними, описывают их — уже больше 300 китов имеет карточку-паспорт — и проводят мероприятия по сохранению вида: в основном это снижение стресс-факторов для млекопитающих.
Что известно на данный момент? Что киты облюбовали именно Шантары и бухту Врангеля из-за спа-процедур — они счёсывают старую кожу о гранитные валуны на дне. Эти киты относятся к усатым (есть ещё зубатые и это главные враги китов – косатки, которые их едят). Усы — тонкие, но прочные, их длина может превышать четыре метра.
Китовый ус являлся раньше для китобоев одним из главных трофеев — до изобретения пластмассы он выполнял её функции. Прочный, гибкий и эластичный он подходил для изготовления пружин для часов, корсетов, спиц зонтов, ребер жесткости шляп, париков. Китовый ус применялся в сетках для кроватей, из него делали сетки экипажей и оконные решётки. Отходы предприятий по обработке китового уса шли на обивку кресел и диванов. Уважающая себя и гостей хозяйка пользовалась ситом и решетом из китового уса, также изготавливали прочные сети и удилища для ловли рыбы. Спрос на китовый ус был так велик, что продажа одного только китового уса покрывала расходы на снаряжение целой экспедиции.
Стоимость килограмма уса доходила до 40 рублей золотом. С одного кита можно было получить его до полутонны, а это уже 20 000 рублей по ценам XIX века. Считается, что за время активной добычи — до начала XX века— в шантарских водах было уничтожено больше 18 000 гренландцев.
Китобои со всего света «прописались» в районе Шантарских островов и нещадно убивали млекопитающих также ради жира и мяса и уса. Ежедневно добывали до 50-70 особей. Для сравнения — до китобойного промысла здешняя популяция насчитывала порядка шести тысяч. китов. Именно поэтому гренландские киты сейчас такие пугливые, несмотря на свои огромные размеры.
Поскольку млекопитающее весит до 100 тонн ему нужно много корма! Особь может потреблять ежедневно до 1,8 тонн пищи. В длину животное достигает порядка 18 метров – это шестиэтажный дом. При этом треть тела занимает голова. А ныряют на глубину киты обычно до 300 метров. Каждый в школе бежал на такую дистанцию и на это уходило больше минуты.
Гренландский кит живёт до 200 лет и больше. В представлении многих туристов — кит мудрое создание, и погладить его, значит прикоснуться к тайнам Вселенной, но трогать китов категорически нельзя.
— Нельзя гладить, потому что любое взаимодействие потенциально опасно для здоровья как животного, так и человека. К тому же, погладить гренландского кита — это незаконно. На любое взаимодействие с краснокнижными видами необходимо получать разрешение в Росприроднадзоре, — объясняет Милена Морозова.
Как не повторяются человеческие отпечатки пальцев, так и каждый «рисунок» на хвосте гренландского кита — уникален. Кроме того, с возрастом киты седеют. Чем старше кит, тем у него белее хвост, и тем больше у него шрамов: его кусают косатки, он ранится об лёд, может запутаться в обрывках сетей, якорных канатах, орудиях лова.
Туристы любят делать эффектные снимки с хвостом кита и большая удача поймать этот кадр на закате. Кстати, такие фотографии годятся не только для сбора лайков в социальных сетях, но и могут помочь ученым! Если вы засняли гренландского кита, Милена и её команда из ИПЭЭ РАН будут благодарны снимкам. Передача файлов возможна только через почту/соц.сети.
Есть также пример автономной загрузки фото на помощь учёным, он сделан для горбачей: happywhale.com. Это международная программа. На этот сайт можно загрузить фото хвоста, координаты встречи и узнать о миграциях этого кита. Как показывает практика, это интересно и туристам, и учёным. В России же сделали приложение для регистрации встреч морских млекопитающих. «Зачекинь кита и Ко.» — его при помощи краудфандинга создали представители сахалинского клуба помощи морским животным «Бумеранг». В этом приложении также можно найти определитель морских мелкопитающих и инструкции по взаимодействию с ними.
Ученые Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН хотели бы мобильное приложение именно для охотморских гренландских китов, но пока его нет. Просто не нашелся ещё тот энтузиаст, который сможет взяться за разработку. Хотя материал для наполнения приложения уже давно готов: хвосты каждой особи сфотографированы и описаны.
В этом году учёным удалось впервые провести целенаправленные поиски гренландских китов в Пенжинской губе в заливе Шелихова и встретить около 15 китов. Генетический анализ собранных биопсий китов позволит понять их «прописку» – встречались ли они ученым ранее, насколько обособленной является данная группировка. Кроме того, у биологов появилось более чёткое понимание, в какое время и где держатся киты на севере Охотского моря — это позволит им в дальнейшей работе спланировать работы из стационарного лагеря в непосредственной близости и провести необходимые изыскания.
В том числе благодаря его умению учёные наконец выяснили, куда именно уплывают зимовать киты с Шантар. Ранее исследований на эту тему не было. Конкретную локацию биологи пока не афишируют, но уже сейчас можно с уверенностью говорить — раскрыта ещё одна тайна из жизни китов.
Есть ещё один способ следить за китами во льдах — акустические буи. Киты поют, «разговаривают». По нескольким буям можно понять, где находятся эти особи, сколько их. Но такой метод сложен в реализации: от получения разрешений, логистики по установке, до обработки полученного материала.
В следующей — пятой экспедиции — учёные первым делом займутся пересчётом, проверят уже известных китов. Возможно, в базе данных будет пополнение и паспортов станет ещё больше. Во-вторых, по словам Милены Морозовой, интересно изучить социальные связи млекопитающих. Всегда считалось, что усатые киты — одиночки, но, в этой экспедиции, например, участники наблюдали ситуацию, когда косатки загнали кита на мелководье, а кит поменьше подплыл и толкнул мордой своего собрата в сторону моря. Есть ли между млекопитающими взаимовыручка это ещё предстоит выяснить.
Во время профильной сессии IX Восточного экономического форума «Туристический Дальний Восток: инвестиции от впечатлений» эксперты обсудили новые подходы к решению туристической привлекательности Дальнего Востока. Участники дискуссии отметили рост потока туристов в ДФО, однако доля путешествий в целом по России даже не достигает 5%.
В 2023 году турпоток на Дальний Восток вырос почти на треть по сравнению с 2022 годом и составил 6,3 млн туристов. В Минвостокразвития РФ рассчитывают, что к 2030 году показатель увеличится в полтора раза. Оживлению турсферы макрорегиона помогает приток иностранных гостей — этому способствует открытие прямого авиасообщения с КНР и введение единых электронных виз. Действующее широкое меню поддержки для инвесторов (СПВ, ТОР, АЗРФ, особая экономическая зона) также значительно повышают лояльность иностранцев. На этом сделал акцент модератор сессии Павел Волков, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
На Дальнем Востоке государство поддерживает почти 300 инвестиционных проектов в сфере туризма — это горнолыжные курорты, отели, СПА-центры, баз отдыха и глэмпинги на общую сумму более 180 млрд рублей. В Приморском крае, на Камчатке и на Байкале создаются новые крупные курорты. На федеральном уровне внедряются новые инициативы — «Тропы Дальнего Востока». На прошлогоднем ВЭФ президент России Владимир Путин поручил при разработке и реализации программы развития туристских троп обратить особое внимание на создание их на территории ДФО.
Регионы РФ представили 60 проектов на общую сумму 3,9 млрд рублей и общей протяженностью троп почти 420 км. К реализации были отобраны 18 проектов, для которых потребуется 1,7 млрд рублей из федерального бюджета. На Дальнем Востоке будет создано и обустроено 118,2 км таких маршрутов. Так, на Камчатке к 2030 году появятся тропы «Тайна голубых озер», «Авачинский перевал», «Водопад Вилючинский», «Халактырский пляж». Четыре тропы будут созданы в Забайкалье — «Сухотино», «Тужи», «Ундугун» и «Эко-курорт Кука».
Скульптуры Даши Намдакова, который занимается развитием ленд-арт-парка «Тужи» в Забайкалье, украсят новый туристический маршрут, победивший в конкурсе на строительство экотроп и получивший грантовую поддержку в размере 240 млн рублей. Намдаков предложил создать ассоциацию по созданию художественных точек притяжения для Дальнего Востока и призвал к соблюдению принципа — развивать территорию, не нарушая экологию.
Александр Тертычный, генеральный директор компании «Антерра», развивающей сеть хилинг-отелей и термальных комплексов, считает, что на Дальнем Востоке много красивых мест, которые и не нужно продавать. Он убеждён, что одна из главных потребностей современного человека — растворяться в природе. Сейчас «Антерра» занимается развитием проекта «Байкальская гавань» в Бурятии.
Посыл поддержал известный российский путешественник Алексей Карахан.
«Увеличение количества туристов – не очень хорошо для Дальнего Востока и не этим нужно мерить привлекательность региона. Вот на Алтае слишком много туристов – они все там вытаптывают. И еще — зачем создавать новые точки притяжения, когда есть уже существующие. Нужно больше помогать малым проектам туризма. Вместо этого там строят мегапроекты. Надо строить там, где отдыхают сами местные. И давать в первую очередь возможность им хорошо отдыхать, а мы, приезжающие в ДФО, — подстроимся. Местные все тропы уже проложили до нас — там только таблички и туалеты поставить», — считает он.
Необходимость развития большой и малой логистики, транспортной доступности, привлечение персонала и квалифицированных гидов сплетается на Дальнем Востоке с нехваткой средств размещения. Однако бизнесу можно не бояться вкладывать деньги в туризм на Дальнем Востоке, считает замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков.
«Деньги на льготное кредитование заложены. Сегодня 21 гостиница строится в ДФО по льготной ставке. Номерной фонд увеличится на 4,5 тыс. Всего в регионе сейчас работает 60 тыс. номеров. Президент Владимир Путин поручил осенью провести новый отбор по модульным гостиницам сразу на три года. Поэтому настраиваю регионы на то, чтобы готовили проекты на 2025, 2026, 2027 годы. На всю страну 15 млрд рублей предусмотрено, будет федеральный конкурс. Единая региональная субсидия тоже работает. Часть эффекта от повышения импортных пошлин направим на развитие туризма. Оптимистично смотрим в будущее туротрасли, особенно в ДФО», — отметил он.
Вахруков добавил, что в прошлом году туристов, размещенных в гостиницах макрорегина стало больше на 17%, в этом году за первое полугодие — еще плюс 12%.
В ходе сессии бизнес высказал предложение, которое поможет еще больше «не бояться инвестировать в туризм на Дальнем Востоке»: Александр Тертычный высказался за создание единого окна корпорации Туризм.РФ и банков, чтоб меньше было бюрократических проволочек для инвесторов в плане получения кредитов на развитие турбизнеса. В Минвостокразвития пообещали обсудить это предложение для ускорения запуска проектов.
Директор проектного офиса по туризму Ассоциации «Центральный федеральный округ» Станислав Аристов предложил организовать презентацию гостиниц, образовательных кампусов и площадок для трудоустройства иностранной молодежи через кооперацию с транспортными хабами — Владивосток, Хабаровск, Москва. Он полагает, что если детям иностранцев на уровне школы показать красоты и возможности обучения в России и на Дальнем Востоке в частности, — они впечатлятся, и, возможно, приедут учиться и работать здесь, а потом останутся жить.
«Таким образом через инструменты развития туризма и загрузки коллективных средств размещения мы предлагаем решить задачу по увеличению числа иностранных студентов. В майском указе президента России говорится о необходимости увеличить количество иностранных студентов в вузах РФ до 500 тыс. человек. Для этого нужен 1 млн абитуриентов, соответственно 2 млн иностранных выпускников должны знать о том, что можно учиться в России. Значит, более четырех млн школьников должны иметь возможность познакомиться с нашей страной», — говорит Аристов.
Подводя итоги мероприятия, участники отметили огромный туристический потенциал Дальнего Востока как для внутреннего рынка, так и в части привлечения гостей из АТР. Однако реализации этого потенциала пока мешает дефицит инфраструктуры, неразвитость транспортной сети, недостаточный номерной фонд и нехватка персонала, чтобы привлечь который необходимо повышать лояльность дальневосточников к работе в отрасли туризма.
Почти год назад Хабаровский край стал участником федерального проекта «Чистый воздух». В него включили Комсомольск-на-Амуре и Чегдомын: первый называют промышленным сердцем региона, второй – сердцем угледобывающей отрасли. Как продвинулась работа по измерению и снижению вредных выбросов в атмосферу за это время? И когда ждать эффект?
Суть эксперимента
Федеральный эксперимент по квотированию загрязняющих атмосферу выбросов запустили в России пять лет назад – в 2019 году. Пилотными стали 12 населенных пунктов с «грязным» воздухом. Дальневосточным городом «первопроходцем» стала Чита. За пятилетку там удалось снизить число опасных выбросов на 13 %. Эффект от проекта есть, а значит необходимо его масштабировать подумали власти. Так и появился Хабаровский край в перечне участников «Чистого воздуха». А всего число населенных пунктов, где реализуется проект, выросло на 29 – до 41 в 2023 году.
Проект называют экспериментом, потому что ничего подобного в России раньше не делали. На протяжении десятилетий измерения выбросов шли по отточенной методике, но принципиально экологическая обстановка городов и сел не менялась. Новый подход к измерению предельно-допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) в воздухе разработали специалисты Минприроды РФ и ВНИИ Экология. Методика новаторская тем, что источники выбросов в атмосферу разбили на три категории: промышленные предприятия, автомобильный транспорт и дома на печном отоплении (дым из трубы – это не только ностальгическая картинка из детства, но и источник бензоперена, который считается мощным канцерогеном). Кроме того, в рамках эксперимента увеличено число постов, где проводятся замеры выбросов, и расширен список веществ для мониторинга.
«На текущий момент ФГБУ «ВНИИ Экология» проведены сводные расчеты. Сейчас Роспотребнадзор проводит расчет и оценку рисков для здоровья человека по данным расчетов. До 15 марта 2025 года Росприроднадзор должен утвердить перечень квотируемых объектов, перечни компенсационных мероприятий и установить квоты», — рассказали EastRussia в министерстве природных ресурсов Хабаровского края.
В Комсомольске-на-Амуре и Чегдомыне показатели отслеживали на протяжении девяти месяцев (с сентября 2023 года по май 2024 года) и на днях опубликовали результаты замеров. Сейчас сводные расчеты тщательно изучают и анализируют в кабинетах заинтересованных ведомств, чтобы выработать конкретные шаги по снижению выбросов под каждый населенный пункт.
Так, в свое время Чита постепенно начала переходить на экологичный транспорт: в городе построили линию и приобрели 55 троллейбусов. Также там закрыли несколько котельных, а потребителей перевели на централизованное теплоснабжение. Кроме того, идет ликвидация печей в индивидуальных домах — жителей «подключают» к газу.
К концу 2026 года 12 городам-участникам необходимо уменьшить общий объем выбросов загрязняющих веществ минимум на 20%. А к концу 2030 года 29 новых городов-участников должны сократить выбросы опасных загрязняющих веществ вдвое по сравнению с 2020 годом.
Что намерили в Чегдомыне и Комсомольске-на-Амуре
Для составления сводных расчетов в Чегдомыне было выбрано 17 точек забора воздуха. Это улицы поселка, а также территории рядом со школой, больницей и детскими садами.
Согласно сводным расчетам в Чегдомыне Верхнебуреинского района основные объекты, которые оказывают негативное воздействие и выбрасывают вредные вещества в атмосферу – это АО «Уралуголь» (одна котельная, угольные разрезы «Правобережный» и «Буреинский», шахта и склад взрывчатых веществ) и АО «Хабаровские энергетические системы» (две котельных).
Общие объем выбросов загрязняющих веществ в поселке Чегдомын составляет 10 895,91 тонн в год. При этом на долю вышеперечисленных предприятий приходится 8 249 тонн в год (75,7% от общего объема). Домохозяйства, использующие в качестве отопления дрова и уголь, поставляют 2 633,54 тонн выбросов в год (24,2%), а на выбросы от автотранспотных потоков приходится 13 тонн в год (0,1%).
За девять месяцев наблюдений в Чегдомыне выявлено три загрязняющих вещества, по которым отмечено превышение максимальной разовой концентраций (ПДКМР). Это диоксид азота (двуокись азота, пероксид азота), оксид углерода (угарный газ), неорганическая пыль с содержанием кремния 20-70 %. При этом превышений долгопериодных концентраций загрязняющих веществ не выявлено.
Из 17 контрольных точек превышения ПДК по веществам были на 16. Чаще всего в таблице появляется именно оксид углерода. Где-то он выше нормы в 1,04 раза, где-то в 2,66 раз. Согласно сводным расчетам, на контрольной точке у школы № 2 по улице Магистральной превышения сразу по двум веществам: оксида углерода (в 1,04 раза) и диоксида азота (в 1,20 раз)
По Комсомольску-на-Амуре замеры проводились на 110 точках. Это также как и в Чегдомыне – улицы в разных районах и социальные объекты, в том числе родильный дом.
Общие объем выбросов загрязняющих веществ в Комсомольске-на-Амуре составляет 41 319,44 тонн в год. На промышленные объекты приходится 36 493,63 тонны в год (88,32%), автотранспорт – 430 тонн в год и на объекты ИЖС, которые используют автономные источники теплоснабжения — 4 395 тонн в год.
Анализ собранных данных показал, что объекты, которые вносят основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха в городе Юности — это ООО «РН-Комсомольский НПЗ», ООО «ЛокоТех-Сервис», АО «Дальневосточная генерирующая компания», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ООО «Промывочно-пропарочный комплекс «Дземги», ООО «Амурсталь», ООО «Петро-Хэхуа».
Максимальное разовое превышение ПДК в Комсомольске-на-Амуре отмечено по восьми загрязняющим веществам: диоксид азота, дигидросульфид, оксид углерода, бензол, диметилбензол, бутилацетат, алканы C 12-19, неорганическая пыль, содержащая двуокись кремния. Превышения были отмечены на всех 110 контрольных точках. Как правило норма по ним превышается с 1-3 раза. Отмечается, это максимальная разовая концентрация вещества, и она не должна влиять на живые организмы в течение 20–30 минут.
Этот химический коктейль в сводных расчетах в рамках эксперимента отличается от тех «ингредиентов», которые встречаются в замерах по классической методике в Хабаровском крае.
«В Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Ванино и Советской Гавани и рабочем посёлке Октябрьский проводятся разовые отборы проб воздуха. По данным мониторинга превышение ПДК отмечается по взвешенным веществам, формальдегиду и фенолам. А в зимний период характерно превышение по такому веществу как бензопирен, — говорит Владимир Сидоров, руководитель партийного проекта «Чистая страна» в Хабаровском крае, руководитель регионального отделения ВООП.
Реакция местных жителей
Жители Чегдомына и Комсомольска-на-Амуре испытывают смешанные чувства по поводу того, что их населенные пункты включили в проект «Чистых воздух». С одной стороны – радость и надежда, что экологическая обстановка улучшится. С другой – сожаление, ведь в такой проект нужно было вступать гораздо раньше.
Комсомольчане до сих пор с содроганием вспоминают август 2012 года, когда на местном нефтезаводе монтировали установку замедленного коксования. Тогда даже вещи на балконе не сушили, потому что они моментально пропитывались неприятным запахом тухлых яиц.
В единую диспетчерскую службу поступали десятки жалоб как из Центрального, так и из Ленинского округа, где находится предприятие. Жители также обращались к врачам с головной болью, тошнотой и першением в горле.
Горожане в страхе, прежде всего, за здоровье своих детей организовали митинг, писали о проблеме в социальных сетях. Выбросы прекратились. Позже выяснилось, что причина произошедшего – нарушение технологии.
Сейчас воздух в Комсомольске-на-Амуре особых нареканий у местных не вызывает. Но жители считают, что для недопущения подобных ситуаций в будущем, городу Юности просто необходимы эко-активисты. Они бы «держали руку на пульсе» наряду с уполномоченными органами.
— Экологи-общественники в городе есть, но очень не много и работают они чаще разрозненно. Не объединяются в организации, так как для этого просто недостаточно ресурсов. Общественная деятельность потому и общественная, что не оплачивается, людям приходится совмещать основную работу с экоактивизмом. К тому же, выбранную сферу нужно постоянно изучать, то же загрязнение воздуха. Появляются новые исследования, нормативная база, а на это нужно немало свободного времени, — говорит начальник отдела экопросвещения Комсомольского заповедника Екатерина Кондратьева.
Жители поселка Чегдомын также особого негодования по поводу загрязнения воздуха не испытывают. Говорят так: «Летом хороший. Зимой плохой.» Поселок отапливается котельными, поэтому в холодное время года чернеет снег, а также река Ургал. Тоже самое происходит и в поселке Новый Ургал.
Есть ещё кандидаты…
Котельные досаждают более 10 лет и жителям самого северного города Хабаровского края – Охотска. Но его пока нет в списке участников федерального эксперимента по снижению вредных выбросов. Чадит модульная котельная якутской компании «Теплоэнергосервис». Система шлакозолоудаления не совершенна, из-за этого происходит рассеивание сажи по всему посёлку.
— Зимой все в саже. Одежда, половики в доме пропитаны этой пылью. Вода привозная — в бочках тоже встречается пыль. Про черный снег я вообще молчу. Это постоянно. Поэтому стараемся на улицу лишний раз не выходить. За эти 10 лет у меня уже психика нарушена, что мы столько бьемся, а результата нет, — возмущается местный житель Сергей Карпов.
По словам главы Охотского муниципального округа Максима Климова, решить проблему помог бы перенос объекта в другое место, чтобы ветер относил сажу к морю. Но для этого нужно порядка 200 миллионов рублей. Таких средств ни у компании, ни в региональной казне нет.
Штрафы для предприятий и расширение финансирования
Проект «Чистый воздух» постоянно расширяет свою сферу влияния. Недавно депутаты Государственной Думы уже одобрили в первом чтении изменения в КоАП, которые устанавливают ответственность предприятий за невыполнение мероприятий по снижению выбросов в городах федерального проекта «Чистый воздух». Тех, кто не нацелен на снижение вредных выбросов, будут наказывать рублём.
Так, при недостижении квот выбросов до 10% устанавливается минимальный размер штрафа от 0,1 до 0,2% выручки. Максимальный штраф при 100% отказе предприятия от снижения выбросов составляет до 5% выручки за предшествовавший календарный год.
Кроме ответственности за превышение предприятиями квот выбросов, предполагаются штрафы за непредоставление сведений для проведения сводных расчетов, неразработку планов мероприятий по достижению квот, либо воспрепятствование доступа на территорию предприятия для проверки инвентаризации источников выбросов.
Планируется, что ответственность для предприятий первых 12 городов наступит не ранее 2027 года, новых 29 городов – не ранее 2037 года.
В принципе, у каждого предприятия, итак есть план по снижению выбросов в атмосферу, работают программы производственного контроля. Но теперь внимание к этой работе, а главное, к результатам, будет более пристальным. За этим теперь следят на федеральном уровне.
Также на днях стало известно, что в России расширили перечень направлений, которые финансируются за счет бюджетных средств в рамках проекта «Чистый воздух». Согласно постановлению за подписью главы кабмина Михаила Мишустина, в список добавлены мероприятия по приобретению, установке и монтажу в жилых домах котлов с автоматической подачей не только угля, но и экологически безопасного термоугля и пеллет.
Озеро Буссе — одно из красивейших мест на юге Сахалина и едва ли не самая популярная природная достопримечательность острова. Известность по всей России и за ее пределами водоем получил благодаря гидробионту, который обитает в уникальной смеси пресной и соленой вод — устрицам. Сахалинский деликатес — крупный, сочный, с богатым многослойным вкусом — затмевает по качеству аналоги с приморских и черноморских ферм, а для его выращивания практически не нужно вложений. Островная устрица размножается в естественных условиях, но шансов на выживание у моллюска все меньше. В деталях назревающей экологической катастрофы разбиралась редакция EastRussia.ru.
«Если вы любите устрицы — вам точно пора на Сахалин! Здесь эти моллюски достигают гигантских размеров. При этом в отличие от тех же французских островные устрицы — дикие, а не выращенные в специальных садках. На Сахалине есть уникальное озеро Буссе. Хотя правильнее будет назвать его лагуной: водоем соединяется с Охотским морем и вода в нем — соленая. В озере обитают мидии, крабы, морские ежи, гребешки, креветки, а также множество рыб: горбуша, сельдь, кета, корюшка. Главное лакомство лагуны — гигантская сахалинская устрица. Но ее вылов на территории Буссе строго запрещен. Раковины сахалинской устрицы достигают размеров в 20 см, а вес доходит до полутора килограммов (в среднем — 500 г). Для сравнения: средний вес европейской устрицы — 200 г, размер — 12 см», — так Сахалинский туристско-информационный центр привлекает гостей островного региона на озеро Буссе.
Аналогичную информацию, но уже в формате инструктажа путешественникам на берегу водоема рассказывают гиды, прежде чем отправить очередной катамаран на «банку» — высокий участок дна, где каждый год вырастают тысячи раковин неправильной формы. Собрать их руками несложно: с этим справляется даже ребенок. Вот только азарт добычи у туристов, как и у экскурсоводов, совсем не детский.
В летний сезон десятки турфирм организуют минимум по две групповых поездки в день на озеро Буссе, и каждый гость собирает минимум 10 устриц. После возвращения на берег гиды организуют дегустацию: приезжие съедают по одному-два моллюска в сыром виде под бокал вина, еще пару штук запекают на костре. Весь остальной улов бросают на берегу (вывозить его нельзя), после чего группа возвращается в Южно-Сахалинск. Одна делегация оставляет у озера минимум 50 собственноручно добытых устриц, а в день таких визитов бывает до 20 — не менее тысячи моллюсков в сутки люди вынимают из воды ради того, чтобы ощутить ту самую радость от улова. Назад, на «банку» деликатес, разумеется, не возвращают — его продают желающим через приватные группы и чаты, где круглогодично идет бойкая торговля нелегально добытой рыбой и морепродуктами. Стоимость килограмма устриц с доставкой на адрес начинается в 2024 году от 450 рублей, с самовывозом от склада — чуть дешевле. Добавьте к этому среднюю стоимость поездки на Буссе (от 7 тысяч рублей с человека), и можно представить, сколько в сезон зарабатывают туристические бюро на несложном маршруте.
видео: ТГ-канал Рыбаки ДВНа Сахалине сезон сбора и, как следствие, туристического ажиотажа, продолжается с мая по октябрь. Представить и примерно посчитать масштабы одной только любительской добычи деликатеса на озере Буссе несложно — летний поток гостей региона к этому уголку природы в Корсаковском районе уже несколько лет переваливает за 100 тысяч человек. Востребованность гастрономического маршрута с каждым годом только растет, а ведь есть еще и браконьерская ловля: кроме устриц, нелегалы вылавливают в акватории такие морепродукты как гребешок, дальневосточный трепанг, креветка. Ежегодно региональное ПУ ФСБ задерживает десятки нарушителей с огромными объемами незаконных грузов. Но даже угроза реального срока не пугает преступников: браконьерство на Буссе продолжается. Как следствие, популяция устриц снижается — об этом сообщают ученые СахНИРО. За 10 лет, по данным экспертов, примерная численность моллюсков по площади акватории сократилась в 10 раз — с примерно 200 тонн до 20, и продолжает уменьшаться. Устричные «банки» практически пусты, найти деликатес можно на глубине от 3 до 5 метров — туда придется нырять.
Научно-исследовательские работы по изучению численности устрицы в лагуне Буссе проходят каждый год. Для того, чтобы определить размеры популяции, ученые используют методику площадного учета. Сотрудники СахНИРО собирают моллюсков с участка определенного размера (в квадратных метрах), пересчитывают их, взвешивают, а потом умножают на общую обитаемую площадь лагуны. Руководитель Сахалинского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («СахНИРО») Николай Колпаков, отвечая на запрос EastRussia.ru, озвучил мнение ученого сообщества: не только нелегальные добытчики морского деликатеса приложили руку к резкому уменьшению популяции устриц.
«По нашим данным уменьшение размерно-массового состава устрицы прослеживается в течение последних десяти лет. Считаем, что такая ситуация сложилась в результате изъятия крупных и средних по размеру моллюсков в ходе неконтролируемого любительского лова и браконьерства», — подчеркнул Николай Колпаков.
К «неконтролируемому любительскому лову», как обозначил его ученый, ежегодно прикладывают руку и местные жители: помимо туристов с материка, на озеро Буссе летом съезжаются сотни сахалинцев с палатками. Свежие устрицы давно стали для отдыхающих островитян приятным дополнением к традиционному шашлыку и вечерним посиделкам у костра. Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, регламентированные приказом Минсельхоза России от 06.05.2022 № 285 в редакции от 10.03.2023 г., разрешают жителям Сахалина добывать ежесуточно не более 50 устриц на человека, но в пересчете на поток желающих попасть на Буссе и это количество кажется слишком большим. А если суммировать масштабы так называемой личной ловли с теми объемами, которые туристы вынимают с «банки», общий урон уникальной лагуне становится катастрофическим. И ученые, и министерство по туризму Сахалинской области понимают это, но ограничены в действиях.
«Туристы после дегустации улов не забирают. А вот жители Сахалина порой полные багажники машин загружают устрицами. Конечно, это наносит колоссальный ущерб», — отметил министр по туризму Сахалинской области Артем Лазарев.
Попытку ограничить объем любительской добычи морепродуктов на озере Буссе власти островного региона пытались предпринять в 2023 году. Сахалино-Курильское территориальное управление Росрыболовства заявило к торгам весь водоем с площадью участка для выращивания объектов аквакультуры 3940 гектаров, оценив его почти в 31 млн рублей. Фактически лагуну хотели передать в частные руки для развития плантанции морских гидробионтов и роста их воспроизводства. При этом в рамках аукциона заявили требования к минимальным объемам взращенных морепродуктов — не менее 59,1 тонны для пастбищной аквакультуры и от 27,5 тысячи тонн индустриальной. Такую планку просто необходимо было обеспечить охраной и строгим контролем за любительским ловом.
Победителю торгов обещали договор на 25-летнее пользование участком и, судя по всему, желающие развивать марикультурную ферму на Сахалине были. Однако в дело вмешалась прокуратура, а потом экологи и простые жители подхватили эстафету возмущений — островитяне боялись, что передача озера Буссе в частные руки закроет доступ к нему для обычных посетителей. Правительству региона пришлось спешно организовать медийную кампанию и убеждать население в том, что лагуна останется открытой для посещения, а бизнес-проект по воспроизводству марикультуры нужен и полезен. Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области выпустила несколько заявлений в поддержку этой идеи, апеллируя к ее экономической выгоде (в том числе для Корсаковского района). К слову, тогда же звучали и обещания обеспечить более комфортный отдых туристам.
«Мы видим растущий интерес со стороны туристов и рыбаков, но запасы озера не безграничны. Было проведено большое научное исследование, посвященное изучению состояния запасов биоресурсов и возможности возобновления аквакультурной деятельности. В результате, согласно заключению науки, состояние некоторых биоресурсов, обитающих в озере, находится на низком уровне, а вот заниматься поддержанием запаса на аквакультурных участках необходимо. Действительно, если ничего не делать, то запаса ресурсов озера хватит еще не более чем на 2-3 года. И если мы хотим, чтобы жемчужина Сахалина радовала нас, туристов и рыбаков долгие годы, необходимо и поддержание состояние запасов, и создание условий для туристов и рыбаков. Развитие территорий сёл Берегового и Муравьево заключается не только и не столько в аквакультурном хозяйстве, а в создании развитой туристической зоны, где жители Сахалина и гости могут комфортно проводить время и пробовать наши сахалинские деликатесы. Инвестирование в туризм — перспективная история, и особо, конечно, значимы инвестиции именно в Корсаковский городской округ. Мы очень надеемся, что такие проекты позволят изыскать дополнительное финансирование и на асфальтированную дорогу, которую так давно ждут корсаковцы, жители сёл Новиково и Озерское. Создание аквакультурного участка — это только возможность выращивать на нем объекты, а вот возможность их собирать наступит не ранее чем через четыре года. Отмечу, что для туристов и рыбаков ничего не изменится, также будет возможность для отдыха и рыбалки, в рамках существующих Правил», — заявлял в СМИ еще год назад председатель Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов.
Тем не менее, торги за право заключения договора пользования рыбоводным участком в лагуне озера Буссе свернули. Спустя год аукцион попробовали провести еще раз: организатором теперь значилось Федеральное агентство по рыболовству, название территории скрылось за безликим номером СООМ-409, а цену существенно снизили (до 24, 4 млн рублей). Но попытка заключить договор с бизнесом вновь потерпела неудачу — на площадке «Торги России» и этот аукцион числится как отмененный.
Сегодня о защите озера Буссе с его уникальным естественным микроклиматом, подходящим для воспроизводства марикультур, в открытую продолжают говорить ученые СахНИРО. Они предлагают в 10 раз снизить разрешенный объем добычи устриц — до 5 штук на человека в сутки. Эксперты уже направили предложения о внесении изменений в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна в Минсельхоз РФ, а также вынесли на обсуждение в региональном сообществе профильных специалистов. Но такая корректировка — явно не быстрый процесс, на нее могут уйти годы. У лагуны Буссе их просто может не быть.
Свою кампанию по защите озера Буссе от варварских набегов любителей устриц развернули и юные островитяне. Воспитанники детского эколагеря «Родник» даже сняли социальный ролик, посвященный бережному отношению к природе — его распространяют в социальных сетях.
«Мы никогда раньше не ходили с детьми в район села Муравьево в выходной день — как раз из тех соображений, что не хотим встречать толпы чужих людей. Но то, что мы увидели, дало нам понять, насколько проблема, о которой мы говорим сейчас, актуальна. На Буссе не просто толпы, там полчища. Последствия подобных скоплений, думаю, объяснять не нужно. С другой стороны, всё чудесно. Эти дети не задали мне ни одного вопроса вроде „зачем это нужно“ или „в чем вообще проблема“. Они изначально осознают, что происходит, и спрашивают только одно: что можно сделать. Это означает, что мы — все мы — делаем всё правильно. И я горжусь этими детьми, „Родником“, и знаю, кто мог бы нами гордиться. Мы не против развития туризма. Мы против варварского, бездумного, чрезмерного истребления биоресурсов Буссе и связанных с этим последствий: загрязнения берегов и акватории», — прокомментировал один из вожатых «Родника» в официальном Telegram-канале эколагеря.
Ребята также установили собственноручно изготовленный аншлаг на берегу водоема. «Не убивайте озеро Буссе! Вас слишком много — оно одно!» — надпись, которая должна была в очередной раз привлечь внимание властей к проблеме, которую осознают даже дети. Но конструкция прожила лишь сутки — ее снесли неизвестные. Подавляющему большинству жителей и гостей Сахалина в целом все равно, что устричная популяция на озере Буссе будет снижаться с риском совсем исчезнуть. А те немногие, кому не наплевать, явно не хотят видеть столь яркий упрек к собственной совести, приезжая на максимально доступную дегустацию символа элитной жизни.
Когда материал был уже готов к публикации, обозначилась возможность того, что ситуация всё же изменится. На встрече жителей Корсаковского региона с губернатором области одна из участниц обратилась к Валерию Лимаренко.
— У меня вопрос по поводу озера Буссе. Очень бы хотелось закрыть его полностью, вообще от всех посещений. Я как турист, вернее, как житель Сахалинской области, наблюдаю за последние 4 года полную выгребку биоресурсов из него именно гастротурами. Но я не пойму, почему идёт доступ для гастротуров и разрешается это всё вылавливать?
— Обсуждаем эту тему сейчас. Я думаю, что в этом году мы какое-то решение примем, как раз соответствующее вашему ожиданию, — ответил губернатор. Комментируя этот диалог в своём ТГ-канале, Валерий Лимаренко написал. «Я понимаю обеспокоенность местных жителей. И сегодня мы уже думаем над этим вопросом совместно с ассоциацией рыбаков. Хотим найти компромисс, чтобы все было цивилизованно. Думаю, уже в этом году придем к решению, которое устроит всех».