При поддержке Сбера введен в эксплуатацию крупнейший на Дальнем Востоке комплекс по переработке шин. Мощность комплекса, расположенного в Приморском крае, составляет до 10 тыс. тонн покрышек в год, что соответствует одному млн шин год, и полностью удовлетворяет потребности региона в переработке данного вида вторсырья.
Строительством завода занималась компания «ЭкоСтар Фэктори» – резидент ТОР «Приморье». Продукт переработки — резиновая крошка — подходит для изготовления уличных покрытий, в том числе детских площадок. Финансирование для строительства завода предоставил Сбер.
Производимая резиновая крошка прошла санитарную экспертизу Роспотребнадзоре РФ и получила допуск для строительства детских площадок.
Как отметила председатель правительства Приморского края Вера Щербина, инвестор вложил уже 500 млн рублей.
«Существенную помощь оказали правительство Приморского края, Сбербанк, который кредитовал, и КРДВ. Идет процесс сертификации продукции. Наша задача сейчас – пользоваться продукцией нашего производителя, нашего налогоплательщика», – добавила она.
По словам зампреда Дальневосточного Сбербанка Сергея Радюшкина, запуск производства позволит региону выйти на качественно новый уровень в развитии экономики замкнутого цикла и сохранить уникальную экосистему.
«Владивосток — самый автомобилизированный город страны, здесь скапливается большое количество покрышек, и мы надеемся, что новый завод поможет в переработке этого вторсырья. Со своей стороны, Сбер, в рамках ESG-стратегии, продолжает поддерживать экоориентированный бизнес, инвестировать в зеленые технологии в регионе, а также развивать культуру ответственного поведения среди жителей региона», – сказал Сергей Радюшкин.
Учредитель «ЭкоСтар Фэктори» Сергей Лазарев напомнил, что захоронение автомобильных шин и резиносодержащих изделий на полигонах запрещено законодательством. Кроме переработки нет экологических альтернатив утилизации резины.
Новый завод использует передовые технологии для переработки шин в резиновую крошку, включая собственную разработку, позволяющую эффективно очищать крошку от примесей металлического корда и текстильного волокна.
При переработке шин получают до 90% полезных компонентов: резиновую крошку (до 6500 тонн в год) для спортивных и детских площадок, стадионов, резинотехнических изделий и модификатора асфальтобетона, а также металлический корд (до 2500 тонн в год) для металлургической промышленности.
В январе 2024 года мощная сахалинская метель прогремела на всю Россию, и даже попала в международные сводки новостей. Несколько суток взаперти, закрытый аэропорт, перебои со связью и скорые-вездеходы — вот данность, с которой жителям островного региона приходится мириться каждую зиму. А после того, как циклоны уходят, гигантские объемы снега приходится убирать не один месяц. Редакция EastRussia выяснила, как на самом большом острове страны ликвидируют трехметровые сугробы и почему отказываются от современных технологий.
Особые погодные условия, которые обеспечивают Сахалинской области один из самых высоких показателей интенсивности зимних осадков, диктует географическое положение: море со всех сторон в любое время года приносит неожиданные «сюрпризы». Но северная часть острова Сахалин в большей степени испытывает на себе влияние воздушных масс с материка — здесь преобладает муссонный климат умеренных широт, характерный для Хабаровского края, южной части Магаданской области и юго-запада Якутии. Малооблачная и холодная зима с умеренным количеством осадков сменяется относительно теплым летом с достаточными, а иногда и избыточными дождями.
Что касается юга Сахалина и Курил, им «повезло» оказаться на границе с поясом умеренного морского климата, который формируется над океанами, после чего движется на запад и северо-запад. При нежарком лете и относительно теплой зиме этот климат отличается в том числе неравномерным распределением осадков. Жителей южных районов Сахалинской области не удивит, например, семидневный дождь без перерыва. Зимой же непременно случается минимум две метели с сугробами выше человеческого роста. Первый серьезный снегопад приходится на середину/конец января, второй — на конец февраля или первую неделю марта. К этому островитяне привыкли, но таких объемов снега, как в первый месяц 2024 года, люди не видели давно. Впрочем, об этом EastRussia подробно расскажет ниже.
Почти «Послезавтра»
Снегопад, который обрушился на юг острова месяц назад, неожиданностью для людей не стал: за несколько дней специалисты Сахалинского УГМС объявили о том, что 23 января из Японского моря выйдет глубокий циклон. Прогноз сбылся на все 100%: остров накрыло метелью с видимостью до 500 метров и меньше, порывистым ветром до 25-30 м/с и похолоданием. Ожидаемый объем осадков составлял до 80 мм, но это была лишь первая волна. Уже 23 января стало известно, что на ближайшие трое суток непогода на Сахалине сохранится, а метель усилится — специалисты прогнозировали до 100 см снега в эти дни.
Основной удар стихии на себя приняли Анивский, Корсаковский, Долинский, Холмский районы и Южно-Сахалинск. Фактический разгул непогоды превысил все предполагаемые цифры: на юге Сахалина местами намело сугробы высотой до трех метров и выше. Подъезды многоквартирных домов оказались заблокированными, снежные завалы поднимались выше первого этажа. Перекрыты были и выезды из дворов, и улицы, и проезды по основным магистралям муниципалитетов. Большая часть работающих граждан, школьники и студенты оставались дома несколько суток, а сотрудникам предприятий жизнеобеспечения пришлось жить на месте службы несколько дней. Из-за циклона полностью «встала» сеть островного транспорта: главный аэропорт региона в Южно-Сахалинске был закрыт для приема и отправки рейсов три дня, все автобусы и поезда отменили из-за невозможности движения, закрыли морские линии Сахалин — материк и Сахалин — Курилы. В вынужденном простое оказались отделения почтовой связи и магазины. Еще одной досадной неприятностью стали неполадки с мобильной связью и интернетом: все операторы, работающие на Сахалине («Билайн», МТС, «Мегафон», Yota и Tele2), а также большинство местных провайдеров регистрировали сбои в сети. На трое суток юг Сахалина оказался в почти полной изоляции.
«Мы чувствовали себя как в голливудском кино: за окном было почти “Послезавтра”. Настоящий апокалипсис: снега намело выше козырька подъезда, из окон ничего не было видно. Чтобы выйти из квартиры во двор, мы вместе с соседом толкали входную дверь почти 20 минут. А когда, наконец, сумели ее открыть, перед нами была трехметровая белая стена. Достали лопаты и начали прокапывать “коридор”, потом наткнулись на чью-то машину — так мы поняли, что докопали до дворовой парковки. Ориентация в пространстве была нулевой. Слышали только голоса соседей: они так же откапывали хоть какой-нибудь выход. В итоге мы с соседом более-менее „пробили“ пространство вокруг того автомобиля, на который наткнулись, и залезли на него. Сверху уже начали разбрасывать снег, проложили что-то вроде тропинки в сторону выезда из двора. Потом по этой тропинке раскапывали коридор для всех. Метель закончилась где-то после обеда в пятницу, 26 января. Но до магазина я добрался только в воскресенье — всем двором копали выход. Только 1 февраля до нас добрался трактор нашей управляющей компании и начал выгребать снег», — поделился с EastRussia житель Южно-Сахалинска Даниил Анисимов.
Подобных историй на юге Сахалина в конце января было сотни. Все федеральные телеканалы так или иначе затронули ситуацию, в которой очутился остров: материала в социальных сетях было предостаточно. Местные жители щедро делились фотографиями и видеороликами «выживания» на фоне стихии: в Рунет попали и героический поход за пиццей, и импровизированные снегоступы из фанерных листов, и барахтающиеся в рыхлых сугробах собаки, и транспорт скорой медицинской помощи на гусеничном ходу. Хватало и снегоходов: на Сахалине этот транспорт есть у многих жителей, и во время циклона хобби островитян послужило на благо маломобильному населению.
«Сразу же, как только циклон развернулся, мы объявили в социальных сетях акцию „ВьЮжный десант“ для всех, у кого есть снегоход и желание помочь людям. Мы развозили всем, кто попросит нас о помощи, товары первой необходимости — воду, хлеб, какую-то простую еду, лекарства. Заявок было очень много — у кого-то закончились таблетки, у кого-то продукты. Выйти в магазин или аптеку люди не могли из-за того, что все было заметено. И вот мы на снегоходах ездили по муниципалитету с пакетами, развозили по заявкам заказы. Несколько сотен человек выручили», — рассказал директор МАУ «Центр молодежных инициатив» города Южно-Сахалинска Олег Гортованов.
Волонтерская помощь оставалась актуальной для жителей южных районов Сахалина и после того, как циклон оставил остров в покое: снега намело столько, что некоторым людям пришлось оставаться взаперти больше недели. Дорожные службы все это время работали в круглосуточном режиме, расчищая основные трассы и главные улицы городов — Южно-Сахалинска, Анивы, Корсакова, Долинска, Холмска. А вот проезды к близлежащим селам и деревням отнюдь не были задачей первой важности. И если медицинскую помощь населению частных секторов удалось обеспечить благодаря содействию ГУ МЧС по Сахалинской области, то бытовые нужды пришлось покрывать добровольцам.
Миллионы снежных «кубов»
С даты начала циклона до публикации этого текста прошел ровно один календарный месяц. Однако, как сообщает специальный корреспондент EastRussia с места событий, до сих пор значительная часть выпавшего за те трое суток снега остается на улицах населенных пунктов. Почти две недели ушло у муниципальных служб на расчистку проездов и полноценный запуск наземного общественного транспорта — автобусы запускали поочередно и с корректировками маршрутов. До сих пор расчищены не все пешеходные дорожки и тротуары: местами они уже утоптаны до состояния жесткой корки, кое-где успели растаять во время недавней февральской оттепели и снова замерзли.
Самый большой объем снегоуборочных работ — в Южно-Сахалинске: островная столица до сих пор, спустя месяц, продолжает расчищать сугробы и нагружать десятки КамАЗов. С 24 января по 5 февраля дорожники вывезли с улиц города почти один млн кубометров снега, работая все это время в круглосуточном режиме. А по данным на 16 февраля, как уточнили в администрации городского округа, объем сгруженного снега составил 3,12 млн кубометров. Все это после вывоза из города складируют на трех полигонах.
«Всего на территории городского округа “Город Южно-Сахалинск” функционируют три территории для временного складирования снежных масс: “Северный полигон”, “Южный полигон” и площадка для временного складирования снежных масс на земельном участке городской ТЭЦ-1 — полигон “Золоотвал”», — рассказали EastRussia в администрации Южно-Сахалинска.
Наибольший объем нагрузки на себя принял полигон «Южный» — к середине февраля туда вывезли почти два млн кубометров снега. Расчисткой и транспортировкой в городском округе занимаются шесть организаций, крупнейшая и самая загруженная из которых — завод строительных материалов имени М. А. Федотова, муниципальное предприятие, которое не так давно возглавлял Алексей Римша. Сейчас он в статусе вице-мэра курирует все вопросы расчистки, ремонта и обслуживания уличной дорожной сети в Южно-Сахалинске. Также на улицах областного центра и в пригороде работают пять подрядных организаций. Укомплектованность подрядчиков спецтехникой для уборки снега едва ли не лучшая на Дальнем Востоке и в большинстве регионов России — суммарно 425 единиц техники, в том числе: 39 автогрейдеров, 99 погрузчиков, 31 трактор МТЗ, 20 снегороторов, 191 самосвал и 43 комбинированные дорожные машины.
Помимо этого, мэрия Южно-Сахалинска периодически нанимает технику частных предприятий в помощь подрядчикам. Свое оборудование есть и у местных управляющих компаний. В планах на следующий сезон — закупка еще минимум десяти единиц техники для завода имени Федотова, в том числе пяти снегороторов белорусского производства.
На фоне впечатляющего технического оснащения удручает процесс утилизации вывезенных осадков. В островном регионе (и, в частности, в Южно-Сахалинске) до сих пор используют банальное складирование собранного снега на полигонах, где с наступлением тепла он постепенно тает. В то же время в региональных центрах материковой России давно и плотно используют более современную технологию — плавку. Снегоплавильные установки выпускаются на отечественных заводах, причем как в масштабной, так и в мобильной конфигурации. Подобное оборудование разрабатывает, в частности, ООО «ВНИИСтройДорМаш» — научно-исследовательский институт дорожного и машиностроения. По их заказам и чертежам работают производители сельскохозяйственной, складской и коммунальной техники, изготавливая в том числе снегоплавильни. Одним из таких является, например, Краснокамский ремонтно-технический завод в Пермском крае. Собственные разработки есть у ООО «Балтекс.СПб», ООО «ПромТехСнаб» и других предприятий.
Принцип работы установок основан на создании тепловой завесы над плавильной камерой. Источником тепловой энергии, с помощью которой снег превращают в воду, служит пламя горелок, работающих на дизельном топливе, и отработанные горячие газы, которые проходят через специальную трубу. Растаявший до состояния жидкости снег из плавильной камеры по насосам поступает в выходную трубу. Талая вода орошает еще твердую снежную массу в камере и разрыхляет его, ускоряя смену агрегатного состояния. После того, как снег полностью растаял, вода сливается в канализацию. Такая станция может работать без перерыва до восьми часов, а на плавку одного кубометра снега нужно около трех литров дизтоплива. Еще одно преимущество мобильных снегоплавилен — в том, что они адаптированы к любому источнику электроснабжения, в том числе к автономным бортовым электростанциям. А транспортировать такую станцию к месту, где необходимо убрать и утилизировать снег, можно на автомобилях МАЗ и КамАЗ. Кроме того, снегоплавильни наносят минимальный вред экологическому фону города.
«Загрязнение сточных вод, куда сбрасывается талая вода, сведено к минимуму. Выхлопы системы нагрева выводятся по отдельной коммуникации, с продуктом плавления снега они не перемешиваются. Возможный мусор, который попадает в снег, отлавливает встроенная система фильтрации. В выхлопных газах после сгорания дизельного топлива содержание вредных веществ минимально, так как горелки работают в стабильном режиме. Кроме того, объем вредных выбросов в атмосферу города существенно снижен за счет того, что для вывоза снега нужно гораздо меньше транспорта. Также на экосистему положительно влияет сокращение площадей снежных полигонов: плавка снега на местах подразумевает, что его не нужно везти за пределы города и сгружать на площадку для естественного таяния», — уточнил директор КРМЗ Дмитрий Теплов.
Технология плавки снега более десяти лет используется в Санкт-Петербурге: в северной столице более десятка стационарных снегоплавилен. Помимо камер с нагревом и горелками, они оборудованы дробилками, песколовками и автоматической системой управления насосами (для регулировки потоков воды).
«ГУП “Водоканал Санкт-Петербурга” использует 11 стационарных снегоплавильных пунктов. Принцип их действия заключается в том, что тепло сточных вод позволяет растапливать снег, попадающий в снегоприемные камеры. Сточная вода имеет температуру около +16 градусов даже зимой. Образующаяся талая вода, смешиваясь со сточной, по коллекторам поступает на канализационные очистные сооружения, где проходит полный цикл очистки. За сутки 11 СПП Водоканала способны растопить не менее 66 тыс. кубометров снега, что позволяет заметно уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. В сезоне 2022/23 года наши ССП переработали более 1,5 млн кубометров снежных масс. Работаем с ними с 2012 года. Все снегоплавильные пункты оборудованы новой системой измерения объема снежных масс, принцип действия которой построен на бесконтактном лазерном сканировании снега в кузове автомобиля. Данная система позволяет максимально точно установить объем принимаемого снега», — уточнили в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Снегоплавильные станции — верный помощник городских служб и в Новосибирске. Здесь вывезенный с улиц снег грузят в специальные камеры, где встроенные турбины создают пороговую температуру плавления — +2 градуса. Талая вода попадает в камеру очистки, а после фильтрации от мусора сливается в канализацию. За три минуты одна установка способна переработать содержимое одного КамАЗа с высокими бортами, или десять тонн снега. К слову, по такому же принципу утилизируют снег в Москве и Ханты-Мансийске. От традиционного вывоза на полигоны в этих городах власти пока не отказываются, но к дальнейшему внедрению снегоплавилен вполне расположены.
Несмотря на очевидные плюсы подобного метода, у него находятся и противники. Так, в Томске посчитали, что снегоплавильные установки слишком дороги, да и их работа делает услугу по утилизации снега «золотой». Бывший мэр города Иван Кляйн даже заявлял об этом в СМИ: по подсчетам его команды, вдвое дешевле вывезти снег на полигон и оставить таять в естественных условиях. И это не говоря о том, что сама установка для плавки с очистными сооружениями и защитой обойдется не менее чем в 100-200 млн рублей, не считая расходов на топливо и электричество. По мнению экс-главы Томска, снегоплавильни могут быть рентабельны разве что в мегаполисах, где выгоднее переплавить снег на месте, а не везти его на полигон через весь город.
К аналогичному мнению пришли и в Екатеринбурге, и в Иркутске. В последнем отказ от таких технологий в 2013 году стал вызовом для молодых ученых ИрГТУ. Аспирант кафедры «Инженерные коммуникации и системы жизнеобеспечения» Юрий Матосов и магистрант Татьяна Матосова разработали энергоэффективную мобильную установку на солнечных батареях, которая могла перемещаться на собственных колесах и использовала автономные источники электричества. По предварительным расчетам, изобретение должно было удешевить уборку и вывоз снега в городе примерно на 60% с увеличением скорости очистки территорий в два-три раза. А сама установка тогда стоила около 150 тыс. рублей. Однако проект реализовать не удалось.
«Мы хотели, чтобы машина была готова к использованию при низких отрицательных температурах, не продувалась и не промерзала. Хотели доработать конструктивную часть установки, которая позволит увеличить теплооборот внутри устройства. Это был аспирантский проект, мы его представляли и в университете, и на выставке, и даже получали небольшой грант на реализацию. Однако проблемы начались уже на стадии испытания опытного образца: не удалось полноценно его запустить, чтобы проверить работу снегоплавильной станции в полном цикле. В целом проект никого так и не заинтересовал, продолжать работу мы не смогли. А потом закончился и срок действия патента на систему. В итоге идею реализовать не удалось», — рассказал EastRussia Юрий Матосов.
Еще одну ставку на экологичность сделали инженеры из Санкт-Петербурга. Компания «Балтекс СПб. Строительство и реновации» представила на отечественном рынке собственную разработку — снегоплавильную установку Eco Smart на базе теплового насоса, с использованием энергии атмосферного воздуха. Ни горелок, ни сжигания топлива, ни выхлопных газов в изобретении нет — только экологически чистое тепло. Однако стабильная работа устройства слишком зависит от температуры воздуха на улице (рекомендованный порог — в пределах −10 градусов), что осложняет эксплуатацию в регионах с холодной зимой.
В ответе мэрии говорится, что от снегоплавилен как от перспективной технологии отказываются из-за того, что зимних осадков чересчур много, и станции плавки просто не будут успевать справляться с объемом работы.
«В разное время администрация Южно-Сахалинска рассматривала возможность приобретения снегоплавильной станции для полигона “Северный” — изучался опыт городов, в которых они действуют, а также установки различной мощности: стационарные и мобильные. Для примера, мобильные установки способны перерабатывать по 3 самосвала снега в час, при этом за минуту только на один снежный полигон Южно-Сахалинска снег завозят шесть и более машин. В настоящее время принято решение продолжать использовать способ утилизации снега путем складирования на сухом снежном полигоне. Рассматривается вопрос организации дополнительного полигона в Ново-Александровске», — сообщили EastRussia в мэрии Южно-Сахалинска.
Анализируя факты, нельзя не отметить: с непредсказуемой сахалинской природой никакие деньги не поспорят. Хотя оснащенность крупнейшего города Сахалина техникой для уборки снега действительно впечатляет: в климатических условиях региона иначе просто невозможно.
С другой стороны, достаточно сопоставить публично озвученные объемы снегоуборочных работ. В то время как в Южно-Сахалинске за неполный месяц после мощного январского циклона вывезли исключительно на полигоны более трех млн кубометров снега — и убрали, к слову, далеко не все сугробы, — в том же Санкт-Петербурге 11 современных плавильных станций утилизировали вдвое меньший объем за весь прошлый зимний сезон. Простейший математический расчет показывает: островному городу с населением меньше 200 тыс. человек исключительно плавка снега будет обходиться каждый год минимум в два раза дороже, чем второму по значимости населенному пункту России. А глубина казны на западе и востоке страны несопоставима: бюджет Южно-Сахалинска на 2024 год составляет 34,9 млрд рублей, Санкт-Петербурга — 1,18 трлн рублей.
Сколько денег сейчас тратит главный город Сахалина на уборку снега, сложно сказать даже местным властям. На запрос EastRussia об объемах финансирования, выделенного из муниципального и областного бюджетов на мероприятия по уборке снега в 2022, 2023 и 2024 годах, в мэрии островной столицы ответить не смогли.
«В связи с тем, что с подрядными организациями заключаются трехгодичные контракты на круглогодичное содержание улично-дорожной сети (все виды работ), высчитать объем финансирования, предусмотренный на мероприятия именно по уборке снега в черте городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2022-2024 годы не предоставляется возможным», — сообщили EastRussia в администрации Южно-Сахалинска.
Тем не менее, посчитать расходы на утилизацию снега путем складирования его на полигонах — а сюда входит и эксплуатация техники, и зарплата рабочих, и закупка топлива, и техобслуживание, и еще много других расходов — мэрии города все же не помешает. Как минимум, стоит сравнить итоговые цифры с экономическими потерями Южно-Сахалинска за время вынужденного простоя сотен торговых точек и учреждений по оказанию платных услуг, изоляции платежеспособного населения и транспортного коллапса. Возможно, размеры упущенных из-за капризной погоды налоговых поступлений мотивируют представителей власти если не пересмотреть свое отношение к внедрению снегоплавильных технологий, то хотя бы поискать альтернативные методы более оперативной расчистки города. Жителям Южно-Сахалинска от них точно хуже не будет.
В этом году отмечает столетие одна из важнейших отраслей промышленности Республики Саха (Якутия) – золотодобывающая. Когда разговор заходит о якутском золоте, чаще всего первыми вспоминают Алдан и Оймяконье. Но сегодня на карте самого большого региона страны есть и другие заметные золотодобывающие районы — недаром Якутия по итогам 2023 года впервые в новейшей истории заняла второе место в России добыче стратегически важного металла.
Один из таких относительно молодых якутских золотодобывающих центров находится в Олекминском районе, на территории Тянского национального наслега. Развитием его занимается компания Нордголд, офисы которой находятся в Москве, Чите и Якутске. Еще 10 лет назад в Олекминском районе был один небольшой рудник Таборный, рядом с которым геологи открыли еще несколько месторождений, включая Гросс, именем которого теперь называют весь этот золотодобывающий кластер. Рудник на Гроссе был запущен пять лет назад, и теперь на двух предприятиях и в подрядных организациях работают более 2500 человек.
«Компания Нордголд на сегодняшний день входит в число крупнейших промышленных предприятий и налогоплательщиков Олекминского района, — говорит глава Олекминского района Николай Харбин. — По мере роста производства увеличивается и вклад компании в социально-экономическое развитие региона». При этом расположено это производство очень компактно, общая площадь его меньше 65 квадратных километров. В компании подчеркивают, что все проекты расширения производства, о которых сейчас говорят, включая месторождения Токкинское и Врезанное, расположены в пределах этого участка и не предполагают расширения территории, выделенной под золотодобычу.
Тянский наслег, на территории которого находится золотодобывающее предприятие — национальный. Село Тяня является местом традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренного народа Севера – эвенков, которые сохранили традиционные виды хозяйствования, разводят оленей, живут охотой и рыбалкой. Безусловно, необходимо сохранять существующий баланс и гарантировать, что промышленное освоение в регионе идет при неукоснительном соблюдении всех требований природоохранного законодательства. При этом рудник находится в 150 километрах от села Тяня, и добраться туда, чтобы увидеть все своими глазами, непросто.
В 2023 году состоялся первый визит на рудник общественной делегации, в которую помимо тянцев вошли представители олекминского МВД и Росприроднадзора. Во рамках поездки глава Олёкминского комитета государственного экологического надзора взял на анализ воду из озера Усу, расположенного неподалеку от промплощадки, и ознакомился с мерами, которые компания принимает для защиты окружающей среды. Теперь при компании создан общественный экологический совет, и мониторинговые выезды на рудник с участием общественности и администрации Олекминского района будут регулярными, говорит руководитель якутского представительства Нордголда Андрей Варламов. Это позволит делегатам от Тяни своими глазами видеть, в каком состоянии природа вокруг рудника.
В прошлом году компания поддержала проведение в Каларском округе Забайкалья первого Межрегионального дня оленевода, посвященного 65-летию со дня рождения А.П. Николаева. В 2024 году началась разработка долгосрочных программ, направленных на сохранение и развитие оленеводства родовой общины «Тяня», сохранение эвенкийского языка, описание памятников историко-культурного наследия эвенков Тянского национального наслега. В рабочих группах, созданных при компании, принимают участие представители наслега, Ассоциации эвенков РС(Я), общины «Тяня», Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.
В 2023 году Нордголд направил на социальные инвестиции в Якутии – и в первую очередь в Олекминском районе — 100 млн рублей. За счет средств, выделенных компанией, были помимо прочих профинансированы такие проекты, как разработка проектно-сметной документации школ в селах Токко и Улахан-Мунгку и дома культуры в селе Тяня, завершение строительства мемориального сквера на привокзальной площади аэропорта, ремонт и обустройство ИТ- и реабилитационного центров в Олекминске. Но большая часть этих средств призвана наконец-то обеспечить жителям Тяни связь с внешним миром.
В 2023-2024 годах компания перечислила 170 млн рублей в Фонд развития инноваций РС(Я) для прокладки туда высокоскоростного интернета. Оператор проекта, компания «Арктик-Телеком», уже завез по зимнику весь груз и с июня планирует начать работы по закладке оптоволоконного кабеля в грунт. На время, пока идут работы по прокладке наземной линии, школы и общественные пространства сел Тяня и Бясь-Кюел за счет этого проекта подключили к спутниковому интернету — там жители могут пользоваться связью бесплатно.
После разрушительных майских паводков 2024 года компания выделила средства для приобретения Олекминским районом электрогенераторов большой мощности на случай ЧС.
«Нордголд на протяжении более 10 лет регулярно заключает отдельные соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с районом, Тянским наслегом и кочевой родовой общиной «Тяня», — говорит руководитель представительства компании в Якутске. — В 2024-2026 годах адресное финансирование социальных проектов в районе и наслеге только в рамках этих соглашений составит 48 млн рублей».
Важные дорогостоящие инициативы финансируются дополнительно. В планах на ближайшие годы, помимо проведения интернета — проектирование и строительство нового здания школы-сада в Тяне. Весной этого года Нордголд и Правительство Республики Саха (Якутия) договорились о привлечении к реализации этого проекта Целевого фонда будущих поколений РС(Я), куда Нордголд направит 450 млн рублей для строительства необходимой детям наслега новой школы-сада. Нынешние здания требуют постоянного ремонта. Кстати, в проекте нового здания предусмотрен тир — недаром школа носит имя прославленного снайпера Великой Отечественной войны И.Н. Кульбертинова, уроженца этого села.
Учёные ДВО РАН представили научные доказательства того, что ледяной дождь даже спустя три года влияет на пожароопасную обстановку — в частности на острове Русском. Результатами своих исследований они поделились с EastRussia.
В 2020 году весь мир облетели фотографии Владивостока, находящегося в ледяных оковах. На несколько дней дальневосточная столица прогрузилась в коммунальный коллапс. Толщина льда на проводах, ветвях деревьев, понтонах знаменитых мостов достигала двух см.
Как позже объяснили метеорологи, подобные осадки формируются, когда происходит инверсия температуры: на высотах одного-двух км воздух теплее 0℃, а у поверхности земли температура остается отрицательной -3...-5. Примерно это и случилось в конце ноября 2020 года. У берегов Приморья столкнулись южный циклон и отрог Сибирского антициклона.
Но если город, его жители достаточно быстро справились с последствиями аномального природного явления, то в лесах ледяной дождь оставил глубокий след и его влияние там ощущается до сих пор. А главная опасность, которую принесли с собой осадки три года назад – пожары, вероятность которых сейчас увеличилась в разы.
Группа дальневосточных учёных провела исследование воздействия ледяного дождя на леса острова Русский. Там, все территории, покрытые лесом, а их около девяти тыс. га, пострадали от этой природной аномалии.
«Цель нашей работы — не просто сказать, что после ледяного дождя много обломанных деревьев, а дать количественные, цифровые характеристики на уровне лесоводственной оценки, — говорит соавтор работы, научный сотрудник Института геологии и природопользования ДВО РАН Александр Иванов. — Мы определили запасы древесины обломанных частей деревьев, оценили, насколько сильно оказались повреждены кроны, посмотрели, как на повреждения влияли вид дерева и его размер».
Вместе с коллегами, главным научным сотрудником Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН Дмитрием Замолодчиковым и студентами Приморского государственного аграрно-технологического университета, учёные выявили, казалось бы, парадоксальную взаимосвязь льда и участившихся пожаров: кроны не выдерживали слишком большой массы льда — ветви и стволы ломались, образуя большое количество валежника, который стал потенциальным топливом для пожаров.
Учёные работали экспресс-методом — в течение трех дней заложили десять пробных площадей по всей территории острова Русский, на которых описали древостой (растущие деревья) и валежник — то, что было обломано и упало. Затем был этап обработки данных, знакомства с исследованиями коллег из Северной Америки, где эти явления происходят чаще и с гораздо большим ущербом.
Авторы работы выяснили, что на Русском от облома ветвей в среднем пострадало 25% крон деревьев. Больше всего «досталось» липам и берёзам: у них раскидистые кроны. Меньше всего ледяной дождь зацепил низкорослые клены и грабы, которые укрылись под основным пологом древостоя.
«Мы также применили методы дистанционного зондирования, использовали так называемый "вегетационный индекс" (показатель, характеризующий состояние растительного покрова), — продолжает Александр Иванов. — Оказалось, что даже спустя два года средние значения этого индекса были ниже, чем до ледяного дождя. Основная древесная порода на Русском — дуб монгольский. Деревья восстанавливают кроны, но медленно. Важно, что такое нарушение структуры леса в целом снижает его устойчивость, делает его уязвимым к болезням и вредителям».
Учёный говорит, что к подобным явлениям погоды лесное хозяйство адаптировать сложно. Если от лесных пожаров может уберечь профилактика, постоянный контроль пожароопасных точек, то для защиты от ветровала и ледяных дождей таких инструментов нет.
«Мы не знаем, когда и где в следующий раз произойдет такое явление, — отмечает учёный. — И если, например, хвойные деревья лучше переносят ледяные дожди, то они же оказываются менее устойчивы к ветровалам. Есть зарубежные исследования, которые показывают, как структура леса влияет на устойчивость к ледяному дождю. То есть какими должны быть оптимальное расстояние между деревьями, размеры крон, видовой состав леса, чтобы ущерб оказался минимальным. Возможно, и нам скоро придётся всерьёз решать эти вопросы. В настоящее время важно вести качественный лесопатологический мониторинг состояния лесов на острове Русском».
После того как разрушительный ледяной дождь обрушился на Владивосток прошло уже более трех лет. Но учёные и по сей день не знают, какими будут его последствия.
«Необходимо устроить повторное обследование лесов и оценить, как изменилась ситуация, в каком состоянии находятся обломанные кроны и сами места сломов, сколов, обдиров коры — не поселились ли там патогены — грибы и насекомые, — говорит Александр Иванов. — Отличный принцип поведения человека по отношению к восстанавливающемуся лесу — "не мешать". Но у нас не получается, мы строим в лесу дороги и линии ЛЭП, делаем площадки, возводим дома, допускаем лесные пожары. А опыт восстановления лесов в Приморском крае очень небогатый и положительных примеров не так много».
Изучением проблем взаимодействия природных экосистем и климата занимается консорциум «Российские инновационные технологии мониторинга углерода" - "РИТМ углерода"», включающий ведущие научные организации страны. Проект курирует Минэкономразвития РФ. Одна из практических задач консорциума – разработать меры адаптации в природопользовании (и лесопользовании) к изменениям климата и его негативным последствиям.
Если ваш ребёнок начал вдруг здороваться с деревьями, кустами и лианами, значит он прочитал книгу «Здравствуйте, дерево» – историю городского подростка, который оказался один на один с незнакомой и потому тревожной тайгой, и на помощь которому пришла Девочка-Кабарга. Корреспондент Eastrussia расспросил коллектив авторов, как им такое пришло в голову.
– Илька обычный городской пацан. Природу не любит, любит свой телефон, лазить в интернете, рубиться в игры. И есть у Ильки дедушка, который вытаскивает своего внука на рыбалку, – рассказывает завязку приключений хабаровская художница Яна Джан-Ша, автор проекта и иллюстратор книги «Здравствуйте, дерево». – Вот приплыли они на место, вышли на берег рыбачить, а лодка, которую неумёха Илька плохо привязал к коряге, отвязалась и уплыла. Интернета нет, связи нет, дедушка уходит искать помощь, а Илька поднимается на сопку, надеясь, что наверху, может быть, поймает сигнал. Сигнал не поймал, но встретил девочку-кабаргу, которая помогает Ильке с помощью растений выбраться из леса. Растения их кормят, дают советы, делятся энергией… Вот такая история.
Написать «Здравствуйте, дерево» Яна Джан-Ша придумала после того, как её предыдущий проект – набор открыток с персонифицированными рисунками дальневосточных дикоросов «Суперрастения Хабаровского края» (см. материал EastRussia «Траву надо знать в лицо») – пустил корни, стал ветвиться… словом, превращаться в отдельную вселенную. По условию гранта наборы открыток направлялись в школы Хабаровского края, оттуда писали-звонили учителя и помимо восторженных отзывов про сами открытки спрашивали: «А нет ли возможности визуализировать их, как-то оживить? Поставить, например, спектакль, сценку, в общем, чтобы сделать из плоской картинки объёмное действо?».
Такие вопросы художница, конечно, же задавала сама себе, ещё рисуя открытки. Была мысль сделать мультипликационный фильм, но после консультаций с погруженными в анимационную сферу профессионалами стало ясно – это план на будущее. Очень не просто его реализовать. А вот книга просто напрашивалась. Тем более, что и открытки имели не только визуальный посыл: на обратной стороне напечатана информация о растении.
– Сначала думала сделать такой иллюстрированный справочник-атлас со схемами, инфографикой – говорит Яна. – Но потом поняла, что не готова, что это совсем другой объем работы, сроки, экспертная работа. Поэтому мы решили сфокусироваться на истории, которую можно трансформировать в сценарий мультфильма или спектакля.
Написать книгу – та ещё задача. Издать её не менее проблематично. Если только ты не именитый автор, за спиной которого нетерпеливо переминается представитель издательства, или если у тебя есть в запасе чемодан денег – в таких случаях можно творить без оглядки «бытовые мелочи». С просветительской литературой, а «Здравствуйте, дерево» именно этот жанр, сложнее: коммерческий спрос невелик, хотя потребность в таких книгах безусловно существует. Поэтому и было решено подать заявку на грант в Президентский фонд культурных инициатив.
– Во-первых, у нас нет опыта работы с издательствами, а напечатать сами книгу в типографии – это дорого, – рассказывает Алла Джан-Ша участница проекта, автор текста книги «Здравствуйте, дерево». – Во-вторых, и это важно – книга будет бесплатно распространяться по школьным библиотекам, досуговым и туристическим центрам. Это условие гранта, и это наш посыл тоже – проект некоммерческий, он не про «заработать». Мы пишем книгу, которая, как нам кажется полезна, которая решает разные задачи, и государственные в том числе.
Мы за то, чтобы молодое поколение лучше знало и любило свою малую и такую большую родину – Дальний Восток. В этом заинтересовано и государство. Мы своей заявкой говорим: «Смотрите, мы хотим написать вот такую книгу, у нас есть для этого компетенции, есть команда. Не хотите ли вы профинансировать её создание?». В итоге эксперты Президентского фонда культурных инициатив посчитали наши доводы убедительными и дали нам финансирование. Кстати, две трети выделенных средств уйдут как раз на издание книги. Зарплата участников символическая.
Имея богатый опыт в составлении заявок на гранты – Алла Джан-Ша известный в Хабаровске и за его пределами общественный деятель, один из инициаторов проведение фестиваля любительского кино «Точка возврата», проекта «Бери ресурс» и др. – мама Яны взялась помочь со сбором необходимого пакета документов, но в ходе обсуждений идеи книги, её формата вдруг оказалась её создателем в части литературной основы.
– Саму историю для книги обсуждали и создавали вообще-то втроём – подключили ещё Рому Овсейчука: он дока в плане построения сюжетных линий, драматургии, – продолжает рассказ Алла Джан-Ша. – Сидели, пытались создать правдоподобную историю, как мальчик попал в лес, чем ему помогают растения. Мы же хотели, чтобы интересно получилось. Интересовались: что нравится сейчас детям, подросткам. Вспомнили, что сейчас популярны вселенные, персонажи, которые обладают сверхспособностями. Думали – с кем может себя ассоциировать читающий ребёнок? Когда всё обсудили и придумали, осталось только изложить всё литературным языком, и оказалось, что из нашей троицы это у меня к этому больше способностей. Так вот нежданно-негаданно я стала детским писателем.
В художественное повествование вплетена информация от десяти экспертов, которые рассказывают о свойствах растений, о важности ценить природу пока она ещё есть, чтобы не горевать по утраченным представителям флоры и фауны.
Книга должна увидеть свет до конца 2023-го года, но некоторые её герои уже вышли в свет. Они поселились на стенах Хабаровского краевого музея имени Гродекова. По приглашению проекта «Метацентры» из Владивостока Яна Джан-Ша и её друзья-художники Ника Платоника и Сергей Маузер создали мурал с персонажами вселенной «Кабарга.Дикоросы».
– Это пять картин с ботаническими героями, – рассказывает Яна. – А так как я чуть-чуть китаец, то позволила себе взять традицию символизма и пожеланий. Например, кедр с лимонником желают долголетия, лотос с ивой – счастья, сопки, укрытые тайгой — пожелание успехов в карьере, чтобы дела шли в гору. Фрукты с дальневосточных плодовых деревьев и ягоды символизируют изобилие, а морская ламинария и другие водоросли дарят радость.
Кстати, кроме бумажной книги, есть ещё и сайт, который поможет ближе познакомиться со вселенной «Кабарги-травника».
– И вот ещё какой момент: по сюжету книги история Девочки-Кабарги непонятна, – говорит Яна Джан-Ша. – я буду просить читателей предположить, что у неё за судьба, кто она, откуда. И, возможно, появится новый рассказ, новая история.
Особо охраняемые природные территории попали во все тренды современного туризма. Заповедники действуют теперь в стране под слоганом «Охранять природу не от людей, а вместе с людьми». Ведь путешественники все чаще выбирают вместо популярных и «понятных» направлений экстремальные. Но даже став игроками туристического рынка, ООПТ видят свои бонусы не в статье «Доходы», а в графе «Повышение природоохранного эффекта».
Мега-тренд последнего времени – интерес к местному колориту. Для отечественного туризма, который, несмотря на достаточно серьезные внешнеэкономические шоки, в целом развивается очень неплохо, это означает 72 миллиона «внутренних» туристов. Такова прогнозная оценка Российского союза туриндустрии на нынешний год. Эксперты выделяют развитие уже сформировавшегося приоритета близости к природе: эко-активностей, практик диджитал-детокса, внимания к физическому состоянию и ментальному здоровью.
– 30 процентов участников опроса сервисов онлайн-бронирования хотели бы пережить в путешествии совершенно новый для себя опыт в аутентичных условиях. В приоритете авторские туры, уникальные маршруты с тайными локациями, где можно почувствовать себя первооткрывателем, необычные впечатления и общение с местными жителями, – отмечается в материалах маркетингово-исследовательской компании IPSOS Russia. – Идет запрос на общение с природой и созвучное человеческое общение.
Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО
Для активных путешественников наиболее привлекательными оказываются особо охраняемые природные территории. Там гарантирована нетронутость и первозданность ландшафтов, высока вероятность увидеть животных в естественной среде обитания, обеспечено квалифицированное сопровождение. Заповедники региона сейчас активно сотрудничают с туристическими агентствами, оборудуют тропы, разрабатывают новые экскурсионные маршруты и готовят места размещения.
Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник – место, где на широте Крымского полуострова склоны хребта Сихотэ-Алинь четко делят территорию на природные зоны. На западе – суровая тайга (леса охотского типа), на востоке – ландшафты юго-восточной Азии (леса маньчжурского типа). Больше такого нигде в мире попросту нет. Склон западный – пихта, ель и лиственница, дикуша, лось и росомаха. Склон восточный – монгольский дуб, корейская сосна, остроконечный тис, белоплечий орлан, пятнистый олень и лесной кот.
– История заповедности и уникальности этого края началась задолго до появления САБЗ, самого большого среди тигриных заповедников России. В начале ХХ века здесь прошла экспедиция Владимира Клавдиевича Арсеньева, – рассказывает директор САБЗ Светлана Сутырина. – По одному из отрезков пути его отряда у нас, кстати, проходит экологический маршрут, названный «Тропа Арсеньева». У нас есть и 2900 гектаров акватории Японского моря. Таким образом, мы являемся и морским заповедником.
Великолепные по красоте пейзажей и роскошные по богатству флоры и фауны здешние территории труднодоступны. И заповедны почти девять десятков лет. Поэтому здесь легко увидеть своим глазами, как живут птицы и звери в дикой природе. Для этого достаточно просто пройти по любому из восьми маршрутов. Тюлени-ларги всегда на лежбище в акватории мыса Северный, птицы на озере Благодатном, пятнистые олени утром и вечером в лесу вдоль дороги, ведущей к бухте Удобная.
Пожалуй, «за кадром» останется только тигр. Но следы его присутствия можно увидеть – на природной песчаной дорожке (естественной контрольно-следовой полосе) в Удобной остаются отпечатки лап и копыт всех, кто там гуляет. На видеозаписях с фотоловушки, рядом с которой продуманно останавливаются гиды (кадрам от силы пара-тройка дней). А еще можно почувствовать тигриный запах у меточного дерева на «Тропе тигров». Характерный, мускусный. Такой не забудешь.
«Тропа Тигров» - уже пятая среди появившихся в заповеднике благодаря работе студенческого отряда «Тигр» при поддержке АНО «Центр «Амурский Тигр». Студотряд этот сводный, в него со всей страны приходит молодежь, которая получает профильное для заповедного дела образование – учатся на биолога, к примеру, эколога или лесника. Таким образом будущие молодые специалисты знакомятся с различными ООПТ, а на местах, в свою очередь, присматриваются к ним.
Получившая свое название сразу и в честь студенческого отряда, и в честь полосатого хозяина тайги, тропа проходит по берегам реки Ясная в одноименном урочище. Это центральная часть заповедника, и тигры здесь бывают чаще, чем на побережье. Протяженность маршрута – 4, 8 километра. Он оборудован указателями (на всех площадках Сихотэ-Алинского они сделаны в едином стиле), живописными подвесными мостиками, настилами. Они служат для того, чтобы не допустить эрозии почвы и сделать путешествие удобным для туристов.
– Тропы построены руками студентов – под контролем бригадиров от заповедника. Они учат, показывают, как работать с материалами, выполняют самую тяжелую сложную работу, – поясняет Светлана Сутырина. – И кроме троп благодаря студентам у нас есть замечательная инфраструктура, уютная небольшая гостиница, стильная кухня-столовая.
Полезно
Узнать, как попасть на экскурсию в Сихотэ-Алинском заповеднике, понять, что, где когда и почем, можно на его сайте https://sikhote-alin.ru
Подготовка троп к проходу путешественников – самая значительная статья расходов заповедника в части организации туризма. К примеру, затраты на подготовку «Тропы Арсеньева» в этом году составили более 270 тысяч рублей. Доход – 240. Это самый дорогой, сложный и интересный многодневный маршрут САБЗ, проходящий по диким местам, где бывают только госинспекторы и научные сотрудники во время учетов поголовья животных. Для этого тропу расчищают, однако деревья падают так часто, что к проходу тургруппы необходима дополнительная прочистка.
Максимальную сумму заповедник заработал на туристах в прошлом году - чуть больше четырех миллионов рублей. В ноль не вышли. Основные средства ушли на обустройство троп, немалую долю забрал налог на прибыль, плюс комиссия за банковские операции (люди оплачивают картами через терминал, а суммы немаленькие), плюс оплата экскурсоводам, оплата водителям за работу в выходной день, затраты на ГСМ. В случае с «Тропой Арсеньева» это еще и закупка продуктов (туристов полностью обеспечивают трехразовым горячим питанием в течение маршрута).
– Туризм в заповеднике – это вообще нисколько не про бизнес, нисколько не про зарабатывание денег, – убеждена Светлана Сутырина. – У нас на самом деле нет такого стремления. Мы гонимся не за количеством посетителей, а за качеством наших услуг, потому что смысл, не в этом. А в том, чтобы, пройдя по нашим тропам, люди получили информацию, зачем заповедник, зачем заповедная система, как устроена заповедная система, чем уникальна дальневосточная природа, почему она так хрупка, почему нужно сохранять.
Вообще цены на экскурсии заповедник ставит гуманные, хотя каждый год они все-таки растут из-за роста цен на бензин. ООПТ социально ориентировано: есть скидки детям, местным жителям, акции с бесплатными экскурсиями – для воспитанников детских домов, детей с ограниченными возможностями, день открытых дверей на тропах. Не удивительно, что многие гиды-внештатники работают по идейным соображениям. К примеру, военный пенсионер Дмитрий Куценко, который больше всего любит вести экскурсии для семей.
– О заработке я даже не задумываюсь, я пошел в Школу экскурсоводов (см. материал EastRussia «Здесь водятся урагусы») не ради заработка, хотя это и неплохая добавка к пенсии. Во-первых, это для здоровья полезно, ходить постоянно пешком на свежем воздухе, – дает расклад Дмитрий. – Во-вторых, это интересно. Приезжают люди, с которыми интересно беседовать. И рассказывать хорошо для неравнодушных людей. Таких все больше сейчас сюда приезжает.
Дословно
Светлана Сутырина, директор САБЗ:
– Можно рассказать про Сихотэ-Алинский заповедник, что это самый большой тигриный заповедник, показать фотографии Благодатного, снимки кедровников, а можно провести по тропе. Человек посмотрит на море, на тюленей, увидит тигриные следы, пройдя по «Тропе тигров», и вдохнет этот аромат кедровой хвои. И вот через это погружение, через свои собственные эмоции, через свои переживания, он будет знать, что есть такое место уникальное - Сихотэ-Алинский заповедник. И потом, может быть, даже через много лет, в случае каких-то угроз заповеднику, я уверена – он встанет на защиту. Потому что он здесь был, он пережил здесь классные моменты своей жизни, у него замечательные воспоминания. И это на самом деле гораздо ценнее, чем вот те миллионы, которые мы могли бы получить от вот этой вот вереницы нескончаемых туристов. Как-то так.
Склад-холодильник рассчитан на обработку 95 тысяч тонн продукции в год и одномоментно может вместить восемь тысяч тонн скоропортящегося груза. Температурный режим варьируется от +15 до -35 градусов. Но главная особенность хранилища заключается в том, что в качестве хладагента используется не устаревший и опасный аммиак или фреон, а СО2, что делает его самым «зеленым» холодильником на Дальнем Востоке.
«Использование в качестве хладагента СО2 - на сегодня это самая передовая технология по созданию холода. Установка позволяет настраивать в камерах температуру в заданном диапазоне от +15 до -35 в течение короткого времени, благодаря чему мы можем отрабатывать любой клиентский запрос», - рассказывает коммерческий директор «Дельта-Сервис» Александра Терехова. - СО2 отличается тем, что он более экономичен и экологически безопасный».
Комплекс работает, в основном, с «минусовыми» группами товаров, то есть теми продуктами, которые хранятся при отрицательной температуре. Это, в первую очередь, мясо, рыба и морепродукты. Хотя здесь могут обеспечить любые условия хранения для «нежного» продовольствия: фреш, фрукты, овощи.
Новаторские решения по созданию температурного режима нового комплекса дополняет функционал современного логистического терминала: ответственное хранение, сборка груза по заявкам, отправка в торговые точки макрорегиона.
«Новый мультитемпературный комплекс вносит значительный вклад в решение ряда важных для Дальнего Востока задач, включая повышение качества потребляемых в макрорегионе продуктов питания, рост поставок рыбы в Приморье, качественную складскую обработку продукции федеральных сетей, активно заходящих на местный рынок, а также местных производителей, наращивающих объемы в условиях сокращения импорта продукции», - сообщил генеральный директор «Дельта-Сервис» Евгений Мыльников.
Возможностями нового комплекса уже воспользовались крупные федеральные ретейлеры, осваивающие макрорегион и нуждающиеся в комплексном складском обслуживании, а также местные производители, переориентировавшие свой бизнес на внутренний рынок.
«Есть у нас и большое количество небольших по объему клиентов, у каждого из которых свои потребности и свои запросы. Мы работаем с ними индивидуально», - рассказывает Александра Терехова.
Для многих клиентов важен быстрый оборот груза, причем, вне зависимости от объема. Для этого на новом комплексе также созданы все условия: широкий дебаркадер, большое количество погрузочных окон, просторная разворотная площадка. Спектр услуг широкий - 3PL, кросс-док, приемка и отправка грузов по железной дороге.
Технический арсенал включает в себя 48 единиц складской техники, 25 единиц грузового автотранспорта с мультитемпературными установками, железнодорожный тупик на 25 вагономест со всем необходимым оснащением для обработки различных грузов. Общие вложения составили 1,1 млрд рублей.
Прогноз транспортно-логистической отрасли на ближайшие годы показывает, что спрос на подобные услуги, в особенности на Дальнем Востоке, будет только расти.
«Логистика является одной из приоритетных отраслей для Дальнего Востока. Эта сфера с разворотом экономики России на Восток нуждается в активном развитии. Вместе с тем логистика и транспорт для макрорегиона всегда были особо значимыми направлениями, в которых бизнес активно создает новые предприятия при поддержке государства. На сегодняшний день в сфере логистики и транспорта работают 464 резидента территорий опережающего развития и СПВ, они вложили в свои проекты 227,45 млрд рублей и создали 15,5 тыс. рабочих мест. Эти проекты вносят заметный вклад в продовольственную безопасность ДФО, укрепление экономических связей между регионами, повышение экономического взаимодействия с дружественными странами», - рассказал директор департамента сопровождения реализации инвестиционных проектов КРДВ Виталий Пономарев.
Между тем, складской комплекс в Артеме – не единственный, открывшийся за последнее время. Так, в августе во Владивостоке заработал холодильник, который запустил в эксплуатацию также резидент СПВ - компания «Байс Холод». Это современный промышленный холодильник на десять тыс. тонн класса «А», предназначенный для хранения продовольствия, в том числе для охлажденной и низкотемпературной рыбной продукции, поставляемой в центральные регионы России: площадь 7,5 тыс. кв. метров, 18 камер различных размеров, в каждой предусмотрены автономный температурный режим от –30 до +5 градусов.
Новый холодильный терминал емкостью шесть тысяч тонн открыли в сентябре в Находке, он также ориентирован на хранение рыбной продукции.
При этом, несмотря на открытие новых складских комплексов, потребность, к примеру, в складах класса «А» на Дальнем Востоке закрыта лишь на 10%. Есть, куда расти.