Стали известны имена экспертов, который вошли в экспертный совет Дальневосточной кинопремии. Об этом сообщает Минвостокразвития РФ.
В состав экспертного совета вошли народный артист Российской Федерации, кинорежиссер Владимир Хотиненко, генеральный директор компании «НМГ Студия» Дмитрий Табарчук, генеральный директор киностудии им. М. Горького Юлиана Слащева, глава «РОСКИНО» Эльза Антонова, коммерческий директор «START» Георгий Шабанов, кинорежиссер Александр Котт, руководитель контент-студии «Юг.кино» Ольга Акопова, генеральный директор ФГУП «Космическая связь» Алексей Волин и другие.
Премия будет вручаться за выдающиеся достижения в области кинематографии и исключительный профессиональный вклад в развитие киноиндустрии ДФО. На конкурс принимаются полнометражные художественные, документальные и многосерийные фильмы, которые были созданы в 2022 и 2023 годах на территории Дальнего Востока.
Номинации заявлены следующие: «Лучший полнометражный игровой, неигровой фильм или сериал», «Лучший сценарий в полнометражном игровом, неигровом фильме или сериале», «Лучшая режиссерская работа в полнометражном игровом, неигровом фильме или сериале» и «Лучший дебют в полнометражном игровом, неигровом фильме или сериале».
Заявку на участие в конкурсе можно подать, заполнив соответствующую форму на сайте до 18 ноября 2024 года. Награждение победителей состоится 18 декабря 2024 года в Москве.
Якутское кино на слуху у многих, и не только у тех, кто интересуется дальневосточным кинематографом. Однако о том, что на Камчатке тоже снимают полнометражные художественные фильмы «широко известно в узких кругах». При этом уже 10 лет в селе Мильково работает киностудия «Блик». За это время она успела создать восемь полнометражных фильмов, и пять корометражек, которые — на секундочку — присутствуют и в каталогах мультимедиа на самолетах «Аэрофлота» и на стриминговых платформах. Кроме того, они не раз принимали участие в международных кинофестивалях.
Камчатка не единожды становилась декорацией для кино — стоит вспомнить хотя бы советскую классику — ленту «Земля Санникова». Был с десяток и других, не таких известных, а первый художественный фильм— «Девушка с Камчатки» — на полуострове сняли в 1936 году. Но с полноценным кинопроизводством тут не задалось. И вдруг — киностудия. И не в столице региона, а в 300 километрах от нее — в поселке Мильково с населением 8 000 человек.
Руководит студией «Блик» Евгений Терновых. Начал снимать в 15 лет, и тогда никто не верил, что история продлится хотя бы год. Сейчас Евгению 25. За это время «Блик» выпустил восемь полнометражных фильмов и работает над пятью короткометражными проектами. Евгений закончил обучение на режиссера в Москве и вернулся в Мильково. «Не важно, где ты живешь, важно, что ты делаешь», говорит он. Также как он думают и его коллеги по цеху — ровесники и подростки, делающие вместе с ним большое кино.
Дебютный фильм «Непоседы» появился в 2018 году — это история, основанная на реальных событиях, о подростках в сложных жизненных ситуациях. Все актеры были из Мильково, впрочем, и сейчас перед камерой — обычные жители камчатских сел. Такой кастинг стал визитной карточкой «Блика».
– Ребята играли естественно. Они играли самих себя, не изображали кого-то, возможно поэтому у них и получалось. Кстати, исполнитель главной роли Юрий Обсоков поступил на актерское в Санкт-Петербург. Опыт в кино ему однозначно помог, – рассказывает руководитель «Блика».
«Непоседы» заняли второе место на молодежном кинофестивале «Свет миру» в Ярославской области и первое место на международном кинофестивале «Отцы и дети». Картина была признана лучшей в номинации «Лучший игровой полнометражный фильм». Также фильм стал номинантом на международном фестивале The Lift-Off в Великобритании.
В 2023 году студия выиграла краевой грант на создание киноальманаха «Камчатка – это…» из пяти короткометражек, действие которых происходит в пяти сёлах: Эссо, Ключи, Усть-Камчатск, Соболево, Устьевое. Для съемок каждого фильма команда выезжала в эти поселки, там общались с местными, на ходу создавали сценарий и сразу приступали к съёмкам.
– В Ключах почти все рассказали историю про извержение вулкана Шивелуч в 2023 году, – рассказывает Евгений. — Село накрыло пеплом и люди жили какое-то время в темноте, а потом все вместе вышли чистить улицы. Так и родилась идея короткометражки. По сюжету молодежь рассказывает школьному психологу на дистанционном уроке все свои мысли по поводу родного поселка: кто-то хочет уехать, а кто-то — остаться. Получился психологический триллер.
Кстати, фильмы появляются не только потому, что в них соглашаются сниматься местные жители. Куда-бы не приезжали «бликовцы», всегда находятся желающие помочь на съемочной площадке, подвезти, пустить переночевать. В Ключах, например, им дали возможность бесплатно снимать в гостинице «Светлана» почти двое суток.
— Заметили такую вещь, — продолжает Евгений, — когда местные ребята помогают в съемках: в кадре, микрофоны и свет держат, в них словно происходит какой-то щелчок, они влюбляются в место, где живут, и видят его новыми глазами.
Природа Камчатки неизменная «героиня» всех фильмов студии. Вулканические ландшафты, реки — дадут фору любой графике. Благодаря этим пейзажам, и историям, которые на их фоне разворачиваются фильмы попали в каталог бортового кино «Аэрофлота».
– В самолетах «Аэрофлота» можно увидеть наш киноальманах «Камчатка — это…». В этом нам помогла депутат от Камчатки, зампредседателя Госдумы РФ Ирина Яровая. Для нас это невероятно, ведь некоторые стриминговые сервисы говорят: «Мы не принимаем региональное кино, нам оно не нужно», а тут наши фильмы попали на стриминговый сервис на небе. Человек летит в Дубай, но может посмотреть кино о Камчатке и захотеть полететь сюда. Мы показываем уникальные места. Хотим, чтобы люди удивлялись, – говорит Евгений Терновых.
За 10 лет студия «Блик» ощутила на себе все «прелести» большого кино, самая большая проблема — финансы. Деньги нужны на продакшн, на аппаратуру, на логистику: а она на Камчатке часто весьма дорогая: добраться до некоторых населенных пунктов или природных достопримечательностей на Камчатке можно только на вертолете, а в съемочной группе должны быть, как минимум, семь человек.
Чтобы держаться на плаву, приходится помимо основной работы в студии, брать различные проекты на съемку и монтаж. Пришлось научится писать заявки на гранты, помогают и зрители, и неравнодушные. Сейчас команда собирает средства на краудфандинговой платформе на свой новый фильм «Камень ворона. Осколок творца». Это история о Создателе Камчатки – Кутхе и его друзьях, основанная на сказках и легендах севера. Также в планах съемки новых сезонов проекта «Камчатка – это…» и выпустить художественный фильм-воспоминание о знаменитой гонке на собачьих упряжках «Берингия».
– И, конечно, будем отправлять свои работы на различные фестивали, в том числе и международные. Для нас участие в каждом конкурсе – уже победа. Сейчас стало чуть сложнее, так как некоторые кинофестивали отторгают заявки из-за санкций, но при этом Азия настроена доброжелательно и максимально открыта к сотрудничеству, – говорит Евгений Терновых.
Кинематографическая инициатива выросла из Всероссийской литературной «Дальний Восток» им. В.К. Арсеньева — её организаторы посчитали, что тексты, присланные на творческое состязание достойны экранизации и решили дать писателям возможность стать сценаристами. На первом этапе кинопроекта было отобрано 150 работ, до питчинга — устной презентации заявок — добрались 27 лучших. По итогам состязания шанс на трансформацию в кино получили четыре произведения.
Вячеслав Коновалов — идейный вдохновитель проекта «Дальневосточное кино» и куратор Премии им. В.К. Арсеньева считает парадоксальной ситуацию, когда продюсеры и режиссеры постоянно жалуются на дефицит оригинальных сюжетов, вынужденно снимают ремейки, выжимая досуха все удачные идеи прошлых лет, но никому не приходит в голову, что можно обратиться к авторам, которые прошли отсев литературных премий и научить их делать сценарную заявку, а затем представить ее индустрии кино. При этом, по его мнению, сюжеты фильмов, в которых фигурирует Дальний Восток как территория, оригинальностью не блещут.
— Что ни фильм, то либо о бандитах, либо о контрабандистах, либо о проститутках или все вместе и сразу. Это печально, ведь есть отличная литература об этой потрясающей земле — Дальний Восток, это я вам как инициатор и куратор премии «Дальний Восток» им. В. Арсеньева говорю. Я уже семь лет читаю примерно по сто текстов о Дальнем Востоке каждый год, по трем номинациям – длинная, короткая проза и проза для детей. И, поверьте, сюжетов много, они интересные и они не «чернушные», от которых все уже давно устали.
Вот и возникла идея поделиться этими сюжетами с киношниками, а заявки сделать руками самих авторов. В этом мне помог, обучив и подготовив авторов, сценарист, продюсер, педагог Олег Богатов. Поддержал эту идею Президентский фонд культурных инициатив, за что ему поклон до земли.
В результате во время международного фестиваля «Российская креативная неделя - Дальний Восток 2024» состоялся семичасовой питчинг сценарных проектов. В жюри помимо самого инициатора кинопроекта Вячеслава Коновалова, сценарист и режиссер Алексей Колмогоров, продюсер, актер, сценарист Вадим Быркин, писатель-фантаст, сценарист, продюсер Сергей Лукьяненко, прозаик, кинодраматург, журналист, предприниматель Андрей Рубанов, писатель, драматург, сценарист Олег Шишкин и другие.
Открывала состязание Александра Агафонова — автор серии из семи книг, в которых собраны малоизвестные повествования коренных жителей Севера, Дальнего Востока и Арктики. В истории аборигенов этих мест Александра вплетает авторские сказки, со своими — современными сюжетами, которые близки сегодняшним подросткам.
— Приглашение на питчинг стало для меня приятным удивлением и вызовом, это отличный шанс рассказать о своих книгах новой аудитории, тем более таким людям, как продюсеры – это меня очень воодушевило, — рассказывает Александра. — Хотя я считаю, мои сказки сложны для экранизации: там есть сквозная история, в которую внедрены народные сказки — это сложно показать. Для питчинга я выбрала «Сказочный Сахалин», её сравнительно несложно было переработать в кинозаявку. Это жизненная история о современном избалованном подростке, который отправляется с родителями отдыхать на Сахалин и не понимает, что там делать. Подросток оказывается на суде, где судьей является огромный кит, а обвинителями против него выступают духи Сахалина, которые обвиняют в его лице все человечество в неуважении к традициям и природе. В моём случае кинопроизводство будет очень дорогим — я вижу экранизацию в стиле «Ночь в музее», а это предполагает большое количество спецэффектов.
— Выбирать было сложно, — признался член жюри проекта «Дальневосточное кино» популярный российский писатель Сергей Лукьяненко. — Было много интересных задумок, которые можно довести до очень любопытных фильмов. Наша страна очень большая и очень разная. Каждый регион вносит свою часть в общий культурный процесс. Замечательно, что дальневосточная киноиндустрия развивается. В такой большой стране как наша, важно иметь несколько центров кинопроизводства, которые будут отражать и местную специфику.
Победителями проекта стали приморский автор Татьяна Таран с романом «Дорога на Горностай», Елена Чубенко, написавшая драму «Держи меня, брат, держи!» (Забайкалье) и Денис Чернов с приключенческой книгой «По снегу вверх» (Сахалин). Спецприз достался сценарной работе бурятского автора Константина Сонголова «Если бы карма…».
Бухта Горностай в Приморском крае. Дорога к ней в 90-е годы считалась гиблым местом, так как туда свозили жертв криминальных разборок. Герой повествования избежал этой участи. Это также история о бурной любви и драматичных блужданиях между ценностями истинными и ложными в странную, циничную и растерянную эпоху до и после развала СССР. Что особенно ценно, действие в ней происходит на далеких восточных берегах: во Владивостоке, на Камчатке, в Японии.
«Для дальневосточников эта книга может стать ностальгическим путешествием в годы своей юности. Проблема главного героя – попытка перенести мир бизнеса в мир человеческих отношений. Я пыталась понять, как происходило накопление капитала в период перехода от социализма к капитализму у простой советской семьи», – рассказывает одна из победителей проект «Дальневосточное кино» Татьяна Таран.
«По снегу вверх»: разочаровавшись в профессии школьного учителя, Митя Зыков решает попробовать себя в журналистике. Он попадает в команду пиарщиков, выбирающих губернатора Сахалинской области. Политические игры, человеческие характеры и судьбы, снежная сахалинская пурга закручиваются в увлекательный водоворот событий. Главный герой находит свое призвание и оказывается перед сложным выбором между сиюминутным материальным успехом и долгим тернистым путем вверх по снегу.
«Очень рад, что смог стать победителем! Я с детства мечтал сниматься в фильмах, писать киносценарии, но не знал, как вообще “войти”в эту среду, где находится “дверь”. В процессе подготовки к питчингу мне объяснили, как и что для этого необходимо. Теперь я знаю, что делать! Уверен, у меня все получится», – поделился победитель проекта Денис Чернов.
Вячеслав Коновалов рассказал, какие именно жанры кино уготованы победителям проекта, и когда стоит ждать результата.
– До готовых фильмов еще далеко, не будем забывать, что производство кино – процесс многолетний, не забегаем глубоко в будущее, работаем и держим пальцы крестиком. Что до жанров, то это два сериала и один полный метр. Текст Елены Чубенко, история разделенной войной забайкальской семьи, заявлен как полный метр, а заявка Татьяны Таран о становлении бизнеса в Приморье и выборе, который должен делать герой повествования, вполне может быть как сериалом, так и полным метром. Заявка Дениса Чернова – серия рассказов о смешных и трагичных приключениях начинающего журналиста – очень жизненных и трогательных – однозначно тянет на сериал.
Что касается спецприза проекта, которого удостоился Константин Сонголова со своей сценарной работой «Если бы карма…», то писательница, драматург, сценаристка, театровед, член жюри проекта Ольга Погодина-Кузмина готова взять его в свою команду и создать фильм в локациях Иволгинского дацана. Это сборник юмористических рассказов, затрагивающих разные аспекты жизни. При написании произведений автор опирался на старинные буддийские притчи, тексты которых адаптированы к сегодняшним реалиям.
– Я, как и все участники проекта, – авторы, жюри, ПФКИ и РКН – удовлетворены как процессом, так и результатами проекта, — резюмирует Вячеслав Коновалов. Всё получилось даже лучше, чем мы предполагали изначально. Все сюжеты участников заслуживают внимания и, очень бы хотелось, широкого экрана. Я думаю, всех финалистов ждет прекрасная творческая судьба – эти люди все очень талантливые. Они уже нашли себя как настоящие серьезные писатели и как настоящие серьезные сценаристы. Что касается продолжения проекта, то мы сейчас работаем над продолжением, расширением и углублением, но это пока наш секрет!
За стеклом иллюминатора мелькают крохотные крыши домов в пригороде Читы, сверкает в рассветной зыбкой дымке изгибающаяся река Ингода, а через несколько секунд появляются многоэтажки, за которыми будет аэропорт. Спустя всего несколько минут московские организаторы встретятся с коллегами, которые делают Забайкальский международный фестиваль здесь, в крае, помогая ему из яркой идеи стать реальностью для тысяч жителей региона.
Встреча
Вторым и следующими рейсами в Читу вот уже одиннадцатый раз — первый ЗМКФ прошел осенью 2011 года — всегда гости. В этом году в течение четырех дней здесь приземлялись по несколько бортов с теми, кого знают и любят зрители. Прилетело больше 60 артистов: Александр Балуев, Александр Яцко, Игорь Ливанов, Владимир Стеклов, Александр Михайлов, Андрей Чернышов, Ирина Медведева, Ольга Кабо, Нина Шацкая и многие другие.
«Ого, как нас встречают!» — заулыбался один из пассажиров, услышав, как артисты Забайкальского краевого училища искусств прямо в зале прилета звонко запели.
Встречали не только песнями, караваями, но и букетами цветов, с которыми в аэропорт приехали кураторы. Практика с ними — уникальная особенность именно этого кинофестиваля. Дело в том, что курируют гостей, на несколько дней полностью выключаясь из работы, самые известные представители забайкальского бизнеса. Это успешные предприниматели, каждый из которых отвечает за одного гостя настолько, что не только занимается планированием его времени, помогает заселиться в гостиницу, но и возит по городу на своей машине, находясь с «подопечным» практически полные сутки.
Командир кураторов
Командует кураторами (а как без руководителя даже в таком деле?) вот уже много лет Ираида Пугачева, которая прилетает из Москвы с первым организаторским рейсом, а улетает из Читы всегда в числе последних. Кураторы то ли в шутку, то ли всерьез называют ее матерью: может быть, за строгий, но отходчивый и добрый нрав, а, может быть, за огромную моральную поддержку, которую она оказывает.
На вопрос, как ей удается при строгом подходе к делу быть любимой теми, с кем она работает — а забайкальских представителей бизнеса сентиментальными и поддающимися чувствам назвать можно вряд ли, отмахивается:
— Наверное, так получается потому, что я очень люблю людей.
Любить людей — главное, для чего, наверное, придумывался этот кинофестиваль. Каждый год меняется его тематика, и фильмы, начиная с третьего кинофестиваля, строятся вокруг той или канвы, накручиваясь, подсвечивая с разных сторон какую-то область человеческой жизни. В этом году главной стала тема семьи. И про неё были не только фильмы.
Детский дом
По-настоящему летние дня в Забайкалье в начале июня — это ярчайшее солнце, под лучами которого, кажется, моментально можно загореть до мулата. В небольшом дворике суетятся воспитатели, постелен старенький, но красивый ковер — для гостей, которых здесь очень ждут. В два ряда стоят дети — в центре помощи детям села Маккавеево Читинского района, а, считай в детском доме, живут те, кому исполнилось 5 лет и больше.
Старшеклассники уже уехали на лето в детский лагерь, остались маленькие. Четверо девчонок постарше нарядились клоунами-мимами, вышли за ограду, чтобы шарами и взмахами рук показать гостям, что сворачивать нужно именно к этим воротам.
Только выйдя из машин и сделав первые шаги к детям, известные на всю Россию артисты начинают надевать очки. Наверное, из-за солнца. И да, невозможно пройти по устроенному мальчишками и девчонками «живому коридору», чтобы не начать их обнимать.
Ребятня стесняется, но обнимает в ответ. Артисты проходят в небольшой зал, где в этот день им предстоит очень серьезная работа: выступать на сцене с воспитанниками этого центра — очень серьезная конкуренция, особенно когда малыши, вышедшие на стену, мастерски играют на ложках.
Народная артистка России Ольга Тумайкина поет песню про рыжего кота, Илья Глинников из «Интернов» читает стихотворение «Некрасивая девочка», актёр Дмитрий Павленко поет под гитару...
Взрослые слушают, взрываясь в конце каждого выступления аплодисментами, дети смотрят, хихикая там, где смешно и затаив дыхание в моментах, где задумчиво.
Одна маленькая девочка во втором ряду в такие моменты незаметно обнимает ровесницу-подругу или гладит ее по волосам: не расстраивайся, мол, скоро снова про рыжего кота, наверное, споют, посмеемся.
Конкурс и много кино
Конечно, на кинофестивале все внимание зрителей приковано к программе: основному конкурсу, конкурсу «Новый взгляд», конкурсам короткометражных фильмов и сценариев к ним, к детской программе. На несколько фестивальных дней Чита превращается в город очень хорошего кино, которое в нескольких кинотеатрах, а ещё под открытым небом на «Ночи короткого метра» показывают почти круглосуточно.
Свой приз фильмам конкурсной программы вручают и зрители, голосуя за понравившийся фильм отрывными талонами на выходе из кинозала.
И совершенно особенный блок забайкальского праздника кино — образовательная программа, во время которой молодых актеров, сценаристов, режиссеров учат делать проекты федерального масштаба.
«Нам удалось привезти очень хорошие фильмы и показать сложную тему семьи и взаимоотношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми. А ещё во время фестиваля прошла мировая премьера — «9 секунд». Это очень важно для нас», — рассказал перед церемонией награждения председатель Забайкальского международного кинофестиваля Виктор Шкулёв.
В этом году жюри, которое возглавил режиссёр фильма «Географ глобус пропил» Александр Велединский, лучшим фильмом назвало картину «Ахиллес».
«В создании фильма участвовали три страны: Иран, Франция и Германия. Режиссером этого фильма стал Фархад Деларам, иранский режиссер, который родился в Тегеране и работает там. Его первая короткометражка получила приз на Берлинском кинофестивале. Картина «Ахиллес» рассказывает о беженцах и посвящена внутричеловеческим, внутрисемейным отношениям», — рассказала о ленте программный директор кинофестиваля Мария Безенкова.
И уже через несколько недель после того, как 2 июня прозвучала финальная хлопушка 11-го Забайкальского международного кинофестиваля и прозвучало: «Стоп, снято!», именно Безенкова начнёт думать, искать, подбирать, как паззлы в огромную картину, фильмы к кинофестивалю будущего года. И так каждый год. Не останавливаясь, не уставая, вдохновляясь тем, какие горизонты открывает кино и та особая атмосфера ЗМКФ с его особыми, прекрасными людьми, которые вот уже много лет делают намного больше, чем просто кинофестиваль.
На креативной неделе, которая в июле пройдет на Сахалине, будут отобраны пять сценарных заявок для дальнейшего продвижения в кинопроизводство. Историям, рассказам, романам, путевым заметкам дальневосточных авторов попасть на большие экраны поможет проект «Дальневосточное кино», который был поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Идея придать дальневосточной литературе новую визуальную форму принадлежит Вячеславу Коновалову, куратору премии им. В. Арсеньева. «Дальневосточное кино» органично выросло из литературной премии имени В. Арсеньева, которой уже пять лет. Учреждение премии для развития дальневосточной литературы в свое время поддержал вице-премьер – полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев, став ее учредителем.
За время работы литературной премии имени Арсеньева накопилось несколько сотен произведений, события которых происходят на Дальнем Востоке. Только в длинном списке 150 творений эпистолярного жанра, прошедших профессиональный фильтр! На первом этапе кинематографического конкурса малое жюри, в состав которого вошли руководитель проекта «Дальневосточное кино» и куратор премии им. В. К. Арсеньева Вячеслав Коновалов, известный продюсер и сценарист, преподаватель ВГИКа Олег Богатов, а также известный сценарист и режиссер Алексей Колмогоров изучили каждое произведение и определили 28 финалистов, которые сейчас активно готовят свои сценарные заявки и их презентации перед кинопродюсерами.
– Финалистами стали как дальневосточные авторы, так и представители других регионов, – отмечает Вячеслав Коновалов. – В проекте участвуют не только победители премии В. К. Арсеньева, но и те, чьи произведения попали в длинный список, а также авторы, творения которых не были отмечены, но жюри проекта «Дальневосточное кино» посчитало их достойными для экранизации.
Наряду с отбором претендентов на экранизацию, важным этапом проекта «Дальневосточное кино» является подготовка сценарных заявок и их презентация на питч-сессии. Для финалистов были организованы тематические мастер-классы. Олег Богатов, который курирует проект по сценарной части, рассказал, как грамотно написать и оформить сценарную заявку и как правильно ее презентовать перед экспертами киноиндустрии.
– Считаю это важнейшим этапом, – говорит Вячеслав Коновалов. – От качества подготовки сценарной заявки зависит судьба произведения. В этом документе учитываются важнейшие факторы – целевая аудитория, тайминг, сюжет, основные герои и многое другое. Именно по сценарной заявке кинопроизводитель будет судить стоит работать с материалом или нет. Вместе с тем и презентация – отдельное мастерство. Можно хорошо написать сценарную заявку, но выходя на питчинг, не быть готовым и не смочь интересно рассказать о ней.
Оценивать работы финалистов на Российской креативной неделе будет жюри, в состав которого вошли 10 экспертов в области кино, режиссуры, сценарного мастерства, продюсирования.
Надо напомнить, что литературная премия им. В.К. Арсеньева не ограничивает участников ни в тематике, ни в жанре. Необходимо только написать произведение на русском языке и перенести место действия на Дальний Восток.
– Произведения, которые авторы заявляют на премию имени В. К. Арсеньева, делятся по трем номинациям – «Длинная проза», «Короткая проза» и «Литература для детей». При этом я бы выделил три тематических категории, которые наиболее популярны у авторов, – продолжает Вячеслав Коновалов. – Первая категория – история освоения региона, важнейшие исторические этапы освоения Дальнего Востока, биографические зарисовки. Вторая категория – это человек и его взаимодействие с природой, экология. И третья категория – это современность, развитие Дальнего Востока. В такой же тематике будут и сценарные заявки, поскольку все три направления есть в отобранных произведениях.
Например, среди финалистов автор книги «Щедрый Буге» Камиль Зиганшин. В 2023 году он стал победителем премии им. В. К. Арсеньева в номинации «длинная проза». В основу повествования легли его дневники о тех временах, когда он работал штатным охотником в госпромхозе в горах Сихотэ Алиня.
Камиль Зиганшин был городским жителем, поэтому записывал в дневник все, что считал интересным и важным во время жизни в тайге. Книга получилась увлекательная.
В число финалистов проекта «Дальневосточное кино» вошел житель Южно-Сахалинска Владимир Семенчик. Жюри оценило его дебютную пьесу «Отжарщики, или международный рыбный день». Автор рассказал об одном из увлечений многих сахалинцев, которое перерастает в настоящую страсть – это рыбалка. Когда не берутся во внимание предупреждения МЧС, недовольство жен, финансовые траты, главное – выехать на море. Выезд удается, но, конечно, все идет не по плану. В феврале 2024 года на сцене международного сахалинского театрального центра им. А.П. Чехова состоялась премьера спектакля по пьесе Владимира Семенчика. Зрители высоко оценили постановку – билеты были раскуплены за два дня.
– Кино по дальневосточным сюжетам пока – большая редкость, – сказал после приглашения в финал проекта Владимир Семенчик. – А ведь это уникальная территория, где живут удивительные люди и происходят фантастически интересные события.
Свою сценарную заявку представит еще один сахалинский автор Любовь Безбах. Ее к финалу привела книга «Шёпот ночного дождя». Это сборник, который включает девять рассказов о периоде с 1905 по 1945 годы, когда южная половина острова принадлежала Японии. фото: оргкомитет проекта «Дальневосточное кино»
Проект «Дальневосточное кино» не закончится на определении пяти сценарных заявок, наиболее интересных для экранизации. При поддержке экспертов проекта авторы продолжат «шагать» к большим экранам. Продолжится работа для дальнейшего продвижения заявок в организации, поддерживающие кинематограф, такие как Министерство культуры РФ, Фонд кино, Институт развития интернета и другие.
Кино, снятое в Якутии или о Якутии, уже давно вышло за рамки республики: якутские режиссёры регулярно берут награды на фестивалях, документальная лента якутских авторов номинировалась на Оскар, якутское кино показывает 1 канал, и его даже запрещает Роскомнадзор (фильм «Айта» реж. Степан Бурнашёв) — это ли не успех и признание?
По данным на 2022 год в Якутии работали больше 20 кинокомпаний и продакшенов. Каждый год в прокат выходит не меньше десятка местных картин. С 2015 года половина всех российских фильмов, снятых за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, была произведена в Якутии. И это в республике с населением меньше миллиона человек.
Корреспондент EastRussia решил побеседовать с участниками съёмочного процесса, чтобы попытаться выяснить – «В чём же сила, брат?»
Справка
27 якутских кинокартин, включая десять премьер, заработали в 2023 году рекордные 100 млн рублей. При этом около 10% выручки собрано за пределами республики Саха (Якутия).
«Белый пароход»
В этом году на экраны выйдет художественный фильм «Белый пароход», режиссёром которого выступила Инга Шепелева. Картина сейчас находится на стадии пост-продакшн, идет работа над звуком. Фильм полностью снимали в Якутии, где родилась и выросла не только Инга, но и оператор-постановщик фильма Вероника Соловьева.
«Мы жили там наше детство и юность, и, собственно, сценарий фильма основан на моём дебютном романе, который я написала в 21 год, когда ещё воспоминания о детстве были очень живыми и плотными», — рассказала EastRussia Инга Шепелева.
«Белый пароход» — история любви якутской учительницы и русского директора школы на фоне перестройки. Чтобы получилось реалистичнее, снимать картину решили в ретро-эстетике, для этого в республику «киношники» привезли свои специальные объективы от пленочных камер. В остальном, рассказывает Инга Шепелева, в Якутии есть всё необходимое, даже морозоустойчивые камеры. А за счет того, что группа по составу значительно меньше на выездных съемках, то процесс получается более душевным.
«В отличии от крупных студий, как-то по-семейному получается: группа маленькая, все друг у друга на подхвате, вместе преодолевают природные суровые условия. Душевно получается и это привлекает», — вспоминает съёмочный процесс Инга Шепелева.
В регионах снимать дешевле
«Кино — это в большей степени индустрия, чем искусство, где финансы и инфраструктура играют главную роль», — уверен продюсер, главный редактор сайта «Кино-Театр.Ру» Жан Просянов, с которым также удалось пообщаться на тему феномена якутского кино.
«Феномен [якутский] уже настолько окреп и стал частью ландшафта российского и мирового кино, что это уже не феномен, а полноценная самодостаточная индустрия, которая способна производить фильмы и зарабатывать на них столько, чтобы снимать следующие, то есть всё готово к самопроизводству», — поделился Жан Просянов.
По его мнению, «якутское кино» не возникло из ниоткуда, это результат кропотливого труда всех жителей республики: людей, властей, бизнеса.
«Как сказал Айсен Николаев, отвечая на вопрос "Как завести себе в регион кинематограф? " — "Нужно 20 лет газон постригать". Они занимаются кино со школьного уровня. Я в этом году был на фестивале «Республика кино» и мне показалось, что секрет в том, что они занимаются этим очень системно. Мне показывали кино школьного уровня, студенческого, полупрофессионального, любительского. Они очень грамотно подхватывают людей на любом уровне, оказывают им поддержку — инфраструктурную, творческую, продюсерскую, стараются их максимально быстро довести до результата. Такой вертикально интегрированной структуры обучения и дальнейшей реализации фильмов, пожалуй, нет ни в одном регионе», — отметил Жан Просянов.
Кстати, Жан приложил свою руку и к созданию «Белого парохода», он выступает в роли продюсера. Судя по эмоциям во время разговора, сотрудничество с Якутией ему понравилось.
«Это уникальный случай, когда в рамках одной страны есть еще одна кинематография. Я жду, что якутское кино все больше будет появляться на федеральных экранах. И что в стране будут показывать не только блокбастеры и «Чебурашку», но и авторское кино. Есть знаковые имена, которые должны ярче звучать на мировой арене, на фестивальных площадках: Дмитрий Давыдов, Степан Бурнашёв. На сегодня это самые яркие представители якутского кино. Необходимо, чтобы проходило межрегиональное сотрудничество и взаимная интеграция», — рассказал Жан Просянов.
Ай да «Айта»!
Названный среди прочих Степан Бурнашёв — одна из знаковых фигур в якутском кино, после скандала, связанного с его фильмом «Айта» его известность выросла в разы. Мы решили у него выяснить слагаемые успеха кинематографа в республике. Правда, Степан оказался немногословен.
— Степан, как удается так много снимать в Якутии?
— Сложно ответить за всех. Наверное, есть какое-то лютое желание снимать кино
— Почему в Якутию переезжают «киношники» из западных регионов России?
— Таких примеров на самом деле мало. Но от них слышал, что им нравится честность в рассказах, неиспорченность большими деньгами и люди.
— Почему якутское кино стало таким качественным?
— Количество порождает качество. Есть стремление у многих ребят снимать все лучше и лучше.
Последний тезис особенно актуален: на якутское кино стали давать деньги, а это показатель. К примеру, «Белый пароход» стал первым якутским фильмом, на производство которого Минкульт РФ выделил субсидию.
Такой расклад вызывает у коллег из соседних дальневосточных территорий «белую зависть». Сергей Яковлев из Хабаровска и режиссер, и продюсер, и сценарист короткометражных художественных и документальных фильмов, но пока зарабатывать этим на жизнь не получается. И присматривается к опыту Якутии.
«У них есть свой бюджет, дотации — это все способствует, креативный кластер у них первый появился. Там одновременно выросли и спрос, и предложение. И оно начало само себя раскручивать», — считает Сергей Яковлев.
«Феномен якутского кино заключается в том, что природа, мысли, восприятие мира народа Саха — очень образные, как и язык Саха. Предания, мифология, образная знаковая система языка и культуры — всё основано на образах и нарративе, который очень сильно связан с изображением. Ведь издревле ходили из села в село олонхосуты (они показаны в фильме «Не хороните меня без Ивана» — прим. EastRussia), которые были сказителями, они были заменой телевизора и интернета, рассказывали новости из соседних сёл, так как расстояния огромные, а населённых пунктов мало, они были связующим звеном и вплетали в это всё как рассказы о происходящем в данный момент, так и о прошлом: мифы, сказания, поверья», — размышляет Инга Шепелева.
Кстати, именно из-за мифов, шаманизма, суровой природы изначально в Якутии много фильмов в жанре «хоррор».
«Уникальная самобытность якутской культуры, которая многогранна, неповторима, в которой есть своя особенность, которая выражается в индивидуальном языке. И эта культура — питательная среда для появления фильмов в жанре «хоррор», таких картин довольно много в этом жанре. Кино, прежде всего, должно вызывать эмоции, а страх и смех — эмоции, которые для людей максимально естественные и кажется, что их максимально просто «добывать», но это на самом деле сложно», — полагает Жан Просянов.
«Народ Саха очень близок к миру духов, очень одушевляет вещи, природу и поэтому это все крепко сплелось с медиумом кинематографа, потому что это было и остается абсолютно естественным: люди не подходят к кино сточки зрения академизма, с точки зрения правил, а действуют от души, по наитию. В итоге получается очень естественно и интересно», — говорит Инга Шепелева.
Есть и более реалистичные аспекты, считает Сергей Яковлев.
«У них своя устоявшаяся культура. И вот есть якутский народ, есть собственный язык, и никто другой им, как зрителям, подобный контент предоставить не может. Например, если бы у нас был свой, дальневосточный язык, нам бы тоже было важно, чтобы для нас кто-то что-то подобное делал», — размышляет он.
По его мнению, также важен тот факт, что в Якутии всего лишь миллион жителей. В итоге все так или иначе участвуют в «киношном» процессе.
«Вся Якутия завязана в кино, они любят кино, любят, что кино создается: «Я пойду, посмотрю, поддержу, поаплодирую, потом с актером обсужу». У них кино не заканчивается просмотром, просмотром оно лишь начинается. Друг друга поджигают новыми идеями. Это стало не только частью их культуры, это стало частью их жизни», — говорит Сергей.
То, что в Якутии все друг друга так или иначе знают, сыграло еще одну положительную роль – уверен Жан Просянов.
«Если по всей России у нас кинотеатрами владеют сети, что означает, что кинотеатры программируются по всей стране в едином ключе: какой-то человек решает — какой фильм будут показывать, то в Якутии большинство кинотеатров — частные: есть конкретный человек, к которому можно прийти и сказать: «Давай покажем моё кино». Экономическая составляющая якутского феномена началась с того, что один конкретный якутский режиссёр набрал одного конкретного директора кинотеатра и они договорились о том, чтобы конкретный фильм показывали в конкретном кинотеатре. Тогда суммарные сборы составили полмиллиона рублей, что перекрыло производственные затраты и с этого момента всё и началось», — рассказывает Жан Просянов.
Кстати, маленький бюджет — как съемочный, так и кассовые сборы — еще плюс в копилку якутского кино, говорит Сергей Яковлев.
«Малый бюджет для полного метра, а охват для возврата вложенных средств — 10-15 млн рублей. Это рабочая формула в наших условиях. К примеру, бюджет фильма «Золото Умальты» — 200 млн., рублей, его сложнее будет окупить», — рассуждает Сергей Яковлев.
А вот в массовый успех якутского кино на просторах всей страны Сергей Яковлев не сильно верит. И тому есть одна причина.
«Якутское кино не выходит на российский рынок, потому что русский зритель не любит читать: кино же на якутском, а титры на русском, и их нужно читать», — уверен Сергей Яковлев.
Жан Просянов напротив — говорит, что якутское «зрительское» кино, нацеленное на локальный рынок, должно выходить в российский прокат.
«Самый яркий пример этого года — эдакий якутский Уэс Андерсон — Николай Корякин с фильмом называется «Тимир», который был отмечен на фестивале «Зимний» за режиссуру и собрал в якутском прокате почти 13 млн рублей, отбив производственный бюджет. Мне кажется, такие вещи должны максимально ярко подсвечиваться на федеральном уровне, а в идеальной системе координат должны демонстрироваться не только в Якутии, но и в каждом регионе, где есть какие-то очаги кинематографии: своя киностудия, кадры, техника — к этому надо стремиться, чтобы выпускалось локальное кино, чтобы в региональном прокате оно собирало столько, чтобы могло окупаться. Тогда наше кино станет сильнее и появится шанс услышать большее количество интересных и ярких голосов» — резюмирует наш разговор Жан Просянов.
Справедливости ради стоит отметить, что локальное кино есть не только в Якутии: снимают в Бурятии, в Хакасии построили большую студию, где был снят фильм режиссера Николая Рыбникова «Чекаго». Своеобразной киностолицей нашей страны стал Калининград, где сегодня снимается огромное количество фильмов. В Екатеринбурге, где три года назад на Свердловской киностудии поменялось руководство, идет активное движение.
«В целом, если говорить о развитии регионального кино, то оно наиболее активно развивается там, где есть рибейты — возврат средств продюсерам, потраченным в этом регионе. Многократно доказано ассоциацией продюсеров кино и телевидения, что на каждый возвращённый продюсеру рубль регион по факту получает три, а если грамотно этим управлять, то шесть. Но для этого также должна быть развита инфраструктура: в городе должно быть много кафе, гостиниц, транспортная сеть, кадры второго состава, техника, хоть какой-то культурный вуз», —рассказывает об экономической и инфраструктурной стороне якутского феномена Жан Просянов.
Кстати, сайт «Кино-Театр.Ру» сейчас делает проект под названием «Кинокарта России», в рамках которого будут отмечены места, где снимались те или иные фильмы, чтобы появлялась локальная гордость и туристическая привлекательность. Судя по всему, Якутия будет на этой карте представлена весьма значительно.
Премьеры кино Якутии в 2024 году:
«Кыталыктаах кырдалларым» - режиссер Михаил Лукачевский, премьера намечена на апрель
«Легенды вечных снегов» - режиссер Алексей Романов, премьера намечена на октябрь
«Триумф» - режиссер Михаил Лукачевский, премьера намечена на октябрь
«СпидСтар» - режиссер Алексей Амбросьев
Истерн «Золото Умальтыˊ» выходит в прокат 4 апреля. Фильм создан по мотивам реального ограбления, случившегося на территории нынешнего Верхнебуреинского района Хабаровского края в 1891 году. На берегах реки Умальты 12 разбойников спрятали почти полтонны золота, украденного у Нимано-Буреинской золотопромышленной компании. Куда делась большая часть добычи неизвестно до сих пор. Накануне всероссийской премьеры EastRussia восстанавливает ход событий, которые легли в основу сюжета.
Многие документы, которые могли бы пролить свет на то, как произошло ограбление, как оно расследовалось, уничтожены еще во время Гражданской войны. Текст опирается на материалы автора А. Осипова, опубликованные в газете «Рабочее слово» в 1974 году «Ограбление золотого каравана в 1891 году», предоставленные музеем Верхнебуреинского района.
Материалы следствия по этому делу сообщают, что украдено было 27 пудов золота — 442 кг. Именно столько обычно перевозили с Софийских приисков в Благовещенск за один почтовый рейс. От Софийска до Усть-Умальты везли на вьючных лошадях, а потом по воде на лодках.
Участники ограбления
Нимано-Буреинской золотопромышленной компанией владели десять пайщиков. Прибыль от добытого на 20 приисках золота они делили поровну. Пока одному из компаньонов не пришла в голову мысль стать чуть-чуть богаче остальных — присвоить себе всего ничего — один обоз с золотишком. Сам инициатор ограбления лично участвовать в деле не мог и поэтому нашел исполнителя.
Выбор пал на весьма колоритную фигуру — бывшего полковника императорской гвардии, уволенного из армии судом офицерской чести за крупные мошеннические проделки в картежной игре. В следственных документах он записан как Домбаш. Этот сорвиголова взялся за реализацию грабежа вместе со своим товарищем — таким же аферистом. Условия были следующие: исполнители забирают себе три пуда золота — 49 кг, остальное передают заказчику, который брал на себя предварительные расходы: доставку к месту, закупку еды, оружия и всего прочего.
По факту грабителей подобралась целая шайка — 12 человек, включая Домбаша с его товарищем. В сентябре 1891 года они добрались до ключа Березового, находившегося неподалеку от зимовья Половинин (потом там построят поселок для политзаключенных — Умальта, ныне не существующий) и найдут в его окрестностях залежи редчайшего металла — молибдена, крайне нужного Красной армии — он придает стали большую прочность и вязкость и делает ее идеальной броней советских танков во время Великой Отечественной войны. Но это еще впереди. А пока грабители выбрали это место для засады.
Подкараулили Ниманскую почту с золотом, обстреляли обоз из винтовок. Часть охранников убили на месте, но некоторым удалось скрыться. Во время перестрелки погибли все вьючные лошади. Золота в караване оказалось около 27 пудов.
Домбаш решил разделить его между своими подельниками поровну — каждому участнику банды по два пуда — это больше 32 кг.
Про уговор с «компаньоном» предпочли забыть: каждый рисковал жизнью и не хотел так просто расставаться с добычей. Золото поделили. И тут началась новая история.
Вывезти куда-то и реализовать такое количество металла сразу после грабежа, когда власти повсюду поставлены на ноги — огромный риск. Посоветовавшись, грабители решили так: каждый из участников банды прячет свою долю в тайге: кто где пожелает, до будущих лучших времен, когда власти оставят поиски.
Из оставшихся трех пудов золота около пуда было поделено поровну на обратную дорогу. После этого каждый шел своим путем: одни уходили, другие оставались в тайге, чтоб примкнуть на время к какой-нибудь приисковой артели.
Домбаш, его товарищ и еще несколько человек вышли к реке ниже устья Умальты, доплыли на лодке до деревни Бахирево. Возле нее-то и зарыли в землю оставшееся не поделенным золото — немногим больше пуда. Это совершенно случайно увидел бахиревский крестьянин Медведев.
Он выждал, когда все ушли, разрыл свежую землю, достал запрятанное золото и скрытно пробрался в свою деревню. Затем постепенно, из года в год, стал расширять свое хозяйство, и лет через семь-восемь открыл лавку в том же селе Бахирево. Так вот, Медведев, пожалуй, единственный, из известных фигурантов этого дела, кому награбленное золото пошло на пользу.
Судя по тому, что известно о Домбаше, все его усилия пошли прахом. В 1904 году он, находясь за совершенные им новые преступления в Сахалинской тюрьме, написал на имя генерал-губернатора прошение о помиловании. Признался, что был участником грабежа золота в 1891 году у Нимано-Буреинской компании, и, мол, чтобы искупить свою вину, готов указать место, где запрятан его пай — два пуда золота. Просил, чтобы доставили его к месту, где запрятана добыча, под строжайшим секретом, так как находящиеся на свободе бывшие его соучастники стали большими людьми и могут отобрать у него это золото.
Просил, чтобы доставили его до Чекунды, а оттуда лодкой, как только откроется навигации: боялся, что его могут опередить.
Власти пошли на сделку, но особое не спешили. Содержание же прошения каким-то образом стало известно «третьим лицам», и когда Домбаша доставили к схрону, там обнаружили чью-то недавнюю стоянку и свежую раскопку. А вот золота не было. В другом месте — тоже самое.
Кто-то опередил Домбаша, искупить свою он вину не смог и его увезли снова на Сахалин на дальнейшую отсидку.
Сведения еще об одном из 12 разбойников появляются в 1917 году, когда с момента событий минуло 26 лет. Старый бандит — имя его кануло в лету — обретавший в богадельне города Благовещенска отправил в Усть-Умальту письмо на имя Козлова Михаила Михайловича. В нем просил, чтобы тот поехал в верховья ключа, где в маленьком озерце утоплено два пуда золота. Пусть, дескать, он его достанет, пуд возьмет себе, а другой доставит ему в Благовещенск.
Михаил Козлов — еще одна колоритная фигура в этой истории. Во-первых, по национальности он монгол, у себя на родине был буддийским ламой. Но что-то пошло не так, и он вынужден бежать в Иркутск. Там он попал к архиерею, который его окрестил, дал русскую фамилию и имя. Михаил Козлов много лет заведовал складом Нимано-Береинской золотопромышленной компанией и хорошо знал окрестные места. И то, что он был знаком с участниками грабежа многое о нем говорит.
Этот Козлов нанял двух оленеводов-якутов — Николая Соловьева и Алексея Афанасьева, выдал им железные грабли, специально откованные в местной кузнице, и наказал им проскрести этими граблями дно указанного озерца и найти золото. Те отправились в путь.
За 26 лет, прошедшие со времени грабежа, озерко успело сильно зарасти мхами и травами, и якуты, сколько ни скребли, ничего там не нашли.
Дело в том, что золото было упрятано в кожаный мешок из выделанной кожи лося. В воде он истлел: кожу источили жуки-бокоплавы и прочие насекомые, и даже если грабли и прикасались по тому месту, где лежало золото, они его только распределили по дну.
Золото, пролежав в озерке, погрузилось глубже в рыхлое дно, которое в зимнее время дает большие трещины. По этим щелям драгоценный металл и уходил все глубже и глубже от первоначального своего местонахождения. Взять его можно было бы только промывкой породы, но для этого надо было спустить воду из озерка через глубокую канаву, а потом промывать данный грунт до до коренной породы. Такая работа для двух человек непосильна.
Так пропала еще одна часть украденного золота, добытого на Софийских приисках. Впрочем, пропажа обоза на доходах компании почти не отразилась. Заказчик ограбления, знавший, куда исчезло золото, молчал, а у властей хотя и были подозрения, но подкрепить их было нечем.
Тунгусские кочевники и банда мстителей
История эта стала местной легендой. И в наше время по инициативе губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева было решено снять художественную ленту.
Проект победил в конкурсе Микульта РФ — получил грант 85 млн рублей. Еще примерно столько же на съемки выделили российские предприниматели.
Материал, что и говорить, богатый. Каждый участник событий со своей историей. Тут тебе и бывший полковник императорской гвардии, и золотопромышленник, обманувший доверие компаньонов, бывший буддийский лама с криминальными наклонностями, внезапно поймавший удачу за хвост крестьянин, бандит, доживающий жизнь в богадельне… И, наконец, золото как образ вечно ускользающей мечты о прекрасной жизни, которой сбыться не суждено. По крайней мере для тех, кто решил пойти ради нее на преступление.
Режиссер фильма Андрей Богатырев создал свою версию событий, добавив туда героиню, а значит и романтическую историю, лоск петербургских салонов, экзотику — тунгусских кочевников, и усилил криминальную составляющую бандой мстителей-головорезов. Снимали на территории Карелии, в Хабаровском крае, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В ролях – именитые российские актеры: Павел Деревянко, снимавшийся в сериалах «Дылды», «Домашний арест», Артем Ткаченко, известный российскому зрителю по многим картинам, например, «Вампиры средней полосы», Алексей Шевченков, Александр Самойленко.
Кстати, возможно, что ограбление, произошедшее 130 лет назад, аукнется не только захватывающей киноисторией. Глава Верхнебуреинского района Алексей Маслов, который принимал участие в проекте фильма на всех его этапах, уверен, что после премьеры появится много желающих приехать в район и попытать счастья в поисках того самого золота, которое по легендам, так и лежит в таежных схронах.