Проект «Социальная карта жителя Камчатки» планируют запустить власти региона с 2025 года. Для ее реализации предполагается ввести единую систему скидок в торговых сетях.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе правительства Камчатского края, об этом сообщил губернатор региона в ходе «прямой линии». По его словам, ранее в регионе работал подобный проект для поддержки для неработающих пенсионеров, когда произошел рост цен, связанный со сбоями в логистике в 2022 году.
«Нужно договориться с торговыми сетями, ввести единую систему скидок. Мы будем отслеживать возможность их использования жителями. Такая мера поддержки позволит населению получить в том числе дополнительную скидку на камчатскую рыбу», — сказал Владимир Солодов.
В 2022 году на Камчатке запустили социальную карту для льготников. По ней предоставлялись скидки на продукты до 10% и другие товары в магазинах региона.
Действующие в дальневосточном макрорегионе программы социальной поддержки, направленные на снижение оттока населения и рост занятости, подвергаются корректировкам, в том числе распространяются на новых участников, также предполагается упрощать прохождение бюрократических процедур. Регионы вводят дополнительные меры поддержки семей с детьми. Увеличиваются сроки газификации субъектов.
Занятость и зарплаты
Уровень безработицы в дальневосточных регионах (таблица 3) по-прежнему выше среднероссийского (2,9% против 2,6% в апреле-июне 2024 г.). Наиболее высоким он сохраняется в Бурятии (5,2%), Якутии (4,9%) и Забайкальском крае (4,6%). Выше, чем в среднем по стране безработица в Иркутской (3,2%) и Сахалинской областях (2,7%). Самый низкий уровень безработицы – в Хабаровском крае (1,4%), Чукотском АО (1,4%) и Амурской области (1,6%).
Таблица «Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, апрель-июнь 2024 г.»
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
2,6 |
75 986,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
2,9 |
4 143,3 |
Республика Бурятия |
5,2 |
437,9 |
Республика Саха (Якутия) |
4,9 |
523,9 |
Забайкальский край |
4,6 |
462,3 |
Сахалинская область |
2,7 |
267,9 |
Еврейская авт. область |
2,6 |
76,5 |
Магаданская область |
2,5 |
78,2 |
Камчатский край |
2,3 |
168,8 |
Приморский край |
2,1 |
977,0 |
Амурская область |
1,6 |
405,0 |
Чукотский авт. округ |
1,4 |
30,5 |
Хабаровский край |
1,4 |
715,2 |
При этом во всех регионах продолжается рост среднемесячной зарплаты работников организаций (таблица 2) – в семи регионах он превышает среднероссийский (+17,1% в мае) – в Забайкальском крае (+23,4%), Камчатском крае (+21,4%), Бурятии (+19,7%), Амурской области (+18,6%), Иркутской области (+18,7%), Еврейской АО (+18,4%), Приморском крае (+18%). Наименьший рост зарплат фиксируется в Хабаровском крае (+11,6%) и Магаданской области (+12,5%).
Таблица «Среднемесячная заработная плата работников организаций, май 2024 года, в % к соответствующему месяцу 2023 г.»
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
117,8 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
116,6 |
|
Забайкальский край |
123,4 |
|
Камчатский край |
121,4 |
|
Республика Бурятия |
119,7 |
|
Амурская область |
118,6 |
|
Еврейская авт. область |
118,4 |
|
Приморский край |
118,0 |
|
Сахалинская область |
117,8 |
|
Чукотский авт. округ |
117,1 |
|
Республика Саха (Якутия) |
113,5 |
|
Магаданская область |
112,5 |
|
Хабаровский край |
111,6 |
|
Впрочем, во всех субъектах позитивная динамика зарплаты сопровождается также и ростом потребительских цен. Рост не является существенно превышающим характерные для страны в целом показатели (в июне 2024 г., таблица 1), но в Бурятии и Камчатском крае он выше среднего по РФ уровня.
Таблица «Потребительские цены на товары и услуги, июнь 2024 г., в % к декабрю 2023 г.»
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
103,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
103,2 |
Камчатский край |
104,2 |
Республика Бурятия |
104,0 |
Республика Саха (Якутия) |
103,9 |
Магаданская область |
103,5 |
Еврейская авт. область |
103,2 |
Приморский край |
103,2 |
Забайкальский край |
102,8 |
Хабаровский край |
102,7 |
Амурская область |
102,6 |
Сахалинская область |
102,4 |
Чукотский авт. округ |
101,4 |
Текущие меры поддержки в рамках борьбы с оттоком населения требуют дополнительных изменений, в том числе направленных на упрощение процедур и повышение их эффективности. Действующая программа «Дальневосточный гектар» подверглась критике со стороны генпрокурора РФ И.Краснова, который заявлял, что ей присущи такие проблемы, как большая удаленность предоставляемых участков от существующей инфраструктуры, в том числе транспортной. На текущий момент программа корректируется на законодательном уровне, в том числе в части устранения правовых неопределенностей.
В начале августа Совет Федерации одобрил закон о порядке подачи заявлений на получение гектара. Речь идет о случаях, когда заявитель, подав заявление, запросил позднее другой участок. Заявление на гектар будет возвращено, если подавший его гражданин ранее уже подавал заявление о предоставлении другой территории и в отношении него не был дан отказ. Ранее отсутствие в законе четко регламентированных процедур для данных случаев замедляло работу с заявлениями и приносило дополнительные временные затраты.
Документ также устанавливает обязанность уполномоченного органа приостановить рассмотрение о предоставлении земельного участка, если в отношении него уже подано заявление другим лицом, и закрепляет порядок действий Росреестра в случае необходимости изменения сведений о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда на принадлежность к иной категории земель. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 г.
По состоянию на май текущего года возможностью получить земельный участок в безвозмездное пользование на Дальнем Востоке воспользовались около 140 тыс. граждан, в большинстве своем они используются участниками программы для сельскохозяйственных целей и индивидуального жилищного строительства. В Приморском крае, Якутии и Камчатском крае также востребованы гектары для организации отдыха и создания объектов рекреации. Следует отметить, что в последние годы количество выданных гектаров росло незначительными темпами, при этом увеличение было стабильным. Так, по итогам 2020 г. правом на получение гектара воспользовались 85 тыс. человек, в 2021 г. число пользователей составило 97 тыс. человек, в 2022 г. – 110 тыс. человек, а в 2023 г. – 122 тыс. человек.
Тем временем в июле принято решение правительства о выделении дополнительных лимитов для дальневосточных регионов в рамках программы «Доступное арендное жилье в ДФО». В том числе 400 квартир дополнительно выделено Сахалинской области (всего в регионе, таким образом, будет построена 1 721 такая квартира), 262 квартиры выделено Забайкальскому краю (всего – 1 089). Лимиты распределены с учетом наличия в данных регионах проектов жилищного строительства, в рамках которых разрешения на строительство должны быть получены до 1 сентября 2024 г., для ускорения сроков заселения в готовые квартиры.
Напомним, что на Дальнем Востоке в рамках программы при участии ДОМ.РФ предполагается построить не менее 10 тыс. арендных квартир. На данные цели из федерального бюджета выделено 87 млрд рублей. Арендная плата будет обеспечиваться на доступном уровне (около одной четвертой от среднерыночной цены) за счет субсидирования ставок из федерального и регионального бюджетов. На сегодняшний день «ДОМ.РФ» подписаны договоры на строительство 7,5 тыс. квартир общей площадью около 350 тыс. кв. м (полностью освоены лимиты в Сахалинской области и Хабаровском крае). Первые арендные квартиры (с отделкой и мебелью) сданы в Приморском крае (42 квартиры в ЖК «Айвазовский» во Владивостоке), Чукотском АО (40 квартир в ЖК «Ягодный» в Анадыре) и Якутии (24 квартиры в микрорайоне «Марха» в Якутске).
К концу июля объем выделенных кредитов по «Дальневосточной ипотеке» превысил 540 млрд рублей, всего выдано 111,7 тыс. кредитов. Лидерами по количеству выданных ипотечных кредитов являются Приморский край (30,1 тыс. кредитов), Якутия (24,5 тыс. кредитов), Хабаровский край (15,1 тыс. кредитов). На данные регионы приходится 60% всех выданных в ДФО ипотечных займов. В мае текущего года на фоне пересмотра всех ипотечных программ в Минфине сообщали о возможном поэтапном повышении ставки по «Дальневосточной ипотеке» (текущая ставка не превышает 2%). В ведомстве предлагают повышать ставку на 1% каждый год, начиная с 2025 г. Против повышения ставки выступил вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев, заявивший, что рассчитывает на неизменность программы. Каких-либо конкретных решений по данному вопросу еще не было принято.
Стоит отметить, что регионом ДФО, в котором наиболее остро сохраняется проблема обманутых участников долевого строительства, является Хабаровский край. По состоянию на 2023 г. в данном регионе насчитывалось 14 проблемных объектов незавершенного долевого строительства (самый высокий показатель в ДФО и один из самых больших в РФ). Такие объекты также сохраняются в Бурятии (семь в 2023 г.), Приморском крае (пять объектов), Якутии (три объекта) и Амурской области (два объекта).
Газификация
Что касается газификации регионов, то уровень газификации Дальнего Востока на сегодняшний день существенно отстает от среднероссийского показателя (24% против 75% в РФ на конец 2023 г.). При этом если в нескольких дальневосточных регионах газификация превысила 50% или приближается к данному показателю, например в Хабаровском крае (63%), Сахалинской области (55%), Якутии (43%), то в ряде субъектов макрорегиона уровень остается критически низким – в Еврейской АО не превышает 2%, в Забайкальском крае находится на уровне 1%, на нулевом уровне – в Бурятии и Магаданской области. Уровень подключения потребителей к природному газу в Камчатском крае не превышает 33%, в Чукотском АО – 22%.
Основными проектами для увеличения уровня газификации ДФО являются строительство регазификационного комплекса в Камчатском крае, строительство газопровода, соединяющего газопроводы «Сила Сибири» и «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» к 2032 г., подведение газотранспортной инфраструктуры на территорию Бурятии и Забайкальского края до 2032 г. При этом сроки проекта по обеспечению СПГ Камчатского края сдвигаются на более позднее время.
В июле правительство РФ актуализировало дорожную карту газификации Камчатки с помощью СПГ с проекта «Сахалин-2», в соответствии с которой ключевые ее мероприятия перенесены на год. В частности, ввод в эксплуатацию объектов береговой инфраструктуры (причал, объекты приема регазифицированного природного газа и выдачи его в сеть газораспределения, объекты налива СПГ в цистерны, газопровод) отложен на конец 2025 г. вместо начала 2025 г., тогда как их передача «Газпрому» по концессионному соглашению с камчатским правительством должна состояться в начале 2026 г. (а не до конца 2025 г.). При этом для данных объектов еще предстоит определить застройщика и вести строительство, которое потребует дополнительных 4 млрд рублей ассигнований из федерального бюджета в 2025 г., в дополнение к ранее уже выделенным на данные цели 12 млрд рублей.
Одним из основных проблемных вопросов проекта является строительство плавучей регазификационной установки (ПРГУ) и танкеров-челноков, которое было осложнено санкциями. Так, строительство регазификационного терминала должно завершиться в третьем квартале 2025 г. Сроки строительства судов и их передача «Газпрому» перемещены на третий квартал 2026 г. (для первого судна) и на четвертый квартал 2026 г. (для второго танкера), тогда как ранее их планировалось сдать одновременно с терминалом. В апреле сообщалось, что газовозы уже заказаны, подробности не уточнялись. Вариант использования уже построенных газовозов осложнен санкциями, а также тем, что большинство подобных судов активно эксплуатируются.
Поддержка семьи
В сфере поддержки рождаемости на Дальнем Востоке региональные меры поддержки связаны главным образом с финансовыми выплатами многодетным семьям. В июне гордума Владивостока приняла решение об увеличении размера выплат, выдаваемых многодетным семьям города в качестве альтернативы предусмотренным для них земельным участкам. Размер выплаты увеличен с 382 тыс. рублей до 602 тыс. рублей. Данная выплата будет софинансироваться на 50% из краевого бюджета. Повышение компенсационных выплат в том числе связано с дефицитом свободной земли для распределения в материковой части города (нераспределенные участки остались только на островных территориях и в отдаленном поселке Береговое).
Продолжается принятие субъектами региональных законопроектов в соответствии с данным ранее поручением президента о выплате многодетным семьям средств на погашение ипотечного кредита. В июле депутаты Магаданской областной думы приняли законопроект о выплате до 1 млн рублей многодетным семьям на закрытие ипотеки. 450 тыс. рублей из данной выплаты будет обеспечивать федеральный бюджет, 550 тыс. рублей – региональный. Закон распространяется на семьи, у которых с января 2024 г. по 31 декабря 2030 г. родится третий и последующие дети. При этом ипотечный кредит для погашения должен быть взят на приобретение или возведение жилой недвижимости только в Магаданской области. Семьи смогут частично или полностью погасить задолженность только по одному ипотечному кредиту.
Депутаты Заксобрания Камчатского края в июле продлили программу выдачи краевого материнского капитала до конца 2030 г. Программа действует в регионе с 2011 г. Региональный маткапитал предоставляется проживающим в регионе не менее трех лет до момента обращения за выплатой. В 2024 г. его размер составляет до 439 тыс. рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Дальний Восток с каждым годом становится всё более интересным и для соотечественников, проживающих в «дальнем зарубежье». Интересным настолько, что они переезжают в Россию и получают её гражданство. Так поступил Дмитрий Берг — гражданин Германии, но русский по происхождению.
С 2007 года в России помогают соотечественникам, проживающим заграницей, но решившим укорениться на родной земле. Есть специальная федеральная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ таким людям. И регионы Дальнего Востока в этой программе являются территорией приоритетного заселения. Для тех, кто сюда едет предусмотрены особые меры поддержки: повышенные подъемные; выплата ежемесячного пособия при отсутствии работы; жилищная субсидия; ускоренное получение российского гражданства.
За 17 лет, что работает эта программа, переселились и по упрощенной системе получили гражданство более 700 тыс. человек. Только в 2023 — более 45 тыс. человек.
Четвертый месяц в статусе российского гражданина проживает Дмитрий Берг. Он вместе с семьей переехал из Германии в августе 2023 года, а паспорт получил в феврале 2024 года. Городом для жизни семья выбрала Артем в Приморском крае.
— Я родился в России — в Тюменской области, а до шести лет рос в Адыгее. В 90-е годы родители переехали в Германию, — рассказывает Дмитрий. — Мы жили в городе Кобленц. Там я окончил школу, получил высшее образование и работал в муниципалитете.
— Переехать в Россию окончательно решил после начала СВО. Таким образом хотел поддержать страну, — говорит Дмитрий. — Я работал чиновником и не понаслышке знаю всю неприглядную внутреннюю кухню немецкого чиновничества — коррумпированность, воровство, обман. Более того, я бы не хотел, чтобы моих детей в школе и садике настраивали против России.
Окончательно решив переехать, Дмитрий Берг вспомнил о федеральной программе, про которую когда-то рассказывал знакомый, переехавший в Германию из Чечни. Два сына получили российское гражданство, не выезжая из Германии, так как супруга Дмитрия, проживая в Германии, оставалась гражданской России.
— Мы и не думали переезжать на Дальний Восток. Я о России-то мало чего знаю, а тут вообще неизвестный мне регион, — продолжает Дмитрий. — Сначала думали обосноваться в Краснодарском крае — поближе к родственникам, также рассматривали Екатеринбург. Но и на Урале, и на юге страны моя профессия оказалась невостребованной. В посольстве нам посоветовали Дальний Восток. Начал искать информацию, задавал вопросы на различных форумах. На одной такой интернет-площадке познакомился с экспертом Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Василием Кравцовым. От него узнал много полезной и важной для себя информации. Он также посоветовал рассмотреть для переезда Приморский край, а также помогал нам на всех этапах переезда.
Берги хотели переехать в город с развитой инфраструктурой, доступным и качественным медицинским обеспечением, хорошими детскими садами и школами. После виртуального знакомства с приморскими городами остановили свой выбор на Артеме.
— Нам здесь очень понравилось. Помимо всего необходимого аэропорт рядом, да и до Владивостока недалеко, — продолжает Дмитрий. — Дети уже нашли друзей. Я успел поработать во владивостокской школе № 26 учителем немецкого и по совместительству завучем. Жена тоже быстро устроилась воспитателем в детский сад. Мы застали прекрасную приморскую осень и в первые месяцы после переезда побывали в Находке, в Ливадии. Познакомились с Владивостоком. Когда у нас появилась своя машина, стали ездить на остров Русский. Появились любимые места на Шаморе.
В сентябре у Дмитрия Берга начнется новый этап. Он будет преподавать английский в одной из артемовских школ. Говорит, что получил интересный опыт, работая завучем по воспитательной работе во Владивостоке. Однако считает, что это большая ответственность и выполнять такую работу необходимо только получив специальное образование. Сейчас Дмитрий как раз проходит профильную переподготовку, чтобы уже со знанием дела заниматься обучением детей.
И это не единственное достижение Бергов за неполный год, прожитый на Дальнем Востоке России. Сейчас семья занимается оформлением ипотеки для приобретения квартиры. Они стали участниками льготной программы «Дальневосточная ипотека» и приобретут жилье по выгодным условиям.
— За время жизни в России и на Дальнем Востоке мы нашли для себя только плюсы, — говорит Дмитрий Берг. — Несмотря на то, что уровень жизни отличается, здесь есть все то, что есть и в Европе. Но вот на Дальнем Востоке много азиатских товаров, которых нет на западе. Мы, например, не знали, что такое роллы, пока сюда не приехали. Здесь мы попробовали и морепродукты. В школе меня угощали салатами из растений, которые растут только на Дальнем Востоке. И люди здесь замечательные. Я всегда отмечаю с каким удовольствием они рассказывают о любимых местах в Приморье, когда советуют, куда нам съездить. Надеюсь, скоро и мы откроем для себя немало таких мест и уже будем рассказывать о них новым жителям Приморского края.
В 2017 году приморский Артём стал чайной столицей Дальнего Востока — здесь открылась первая и до сих по единственная в ДФО чаеразвесочная фабрика компании «Джей Ти». За это время здесь произвели более 5 млрд чайных пакетиков, скоро будет выпущен шестимиллиардный. Уникальность производства ещё и в том, что сырьё сюда приходит морем напрямую из Индии. Это чай, выращенный главным образом на высокогорных плантациях штата Ассам. Он славится особо крепким настоем и ярко выраженным ароматом и давно нашел почитателей в лице дальневосточников и сибиряков.
В каждом уголке фабрики «Джей Ти», а это здание площадью 5 тыс. кв метров, пахнет чаем, но на складе запах такой сильный, будто оказался внутри только-только открытой пачки чая и вдыхаешь аромат листа, помнящего солнце Индии. По-другому здесь пахнуть и не может — в год через это помещение проходит 2 тыс. тонн сырья. Большая его часть фасуется в пакетики, 15 % отправляется к покупателям в рассыпном виде. На складе особый режим вентиляции: чай очень гигроскопичен, моментально поглощает влагу из воздуха, а это ведёт к утрате вкусовых качеств. Кроме того чайный лист легко впитывает посторонние запахи, поэтому его максимально защищают от внешнего влияния.
В «чайном» портфеле «Джей Ти» и крупнолистовой, и листовой, и гранулированный, пакетированный черный и зеленый чаи, а также чаи с добавками. Бренды «Золотая Виктория», «Индус», «Голд Бонд», «Король Джунглей» знакомы, пожалуй, каждому дальневосточнику. Сырье 100% индийское, основной объем с плантаций штата Ассам. Для нескольких видов гранулированного чая используется сырье из южной Индии, местности Нилгири – чай там отличается особой терпкостью и дает насыщенный, темно-красный настой. Отгрузка производится пароходами из чайной столицы Индии — города Калькутта. Большая часть выпускаемой продукции относится к среднему ценовому сегменту.
— Наши клиенты, это главным образом дальневосточники и немного сибиряки, — рассказывает генеральный директор ООО «Джей Ти» Танмай Чакрабарти. — Мы единственный завод от Петропавловска-Камчатского до Иркутска. По-моему, даже до Новосибирска. Наша задача российский рынок поставить качественный индийский чай по доступной цене, и компания этим занимается с 2002 года. Сначала возили уже фасованный продукт, в 2017-м стали резидентом СПВ, в этом же году в сентябре заработала фабрика.
Преференциальный режим радикально упростил и удешевил организацию производства. Компания получила налоговые каникулы на пять лет — в этом периоде не взимался налог на прибыль, и до сих пор имеет существенные льготы по социальным выплатам в бюджет — в четыре раза ниже по сравнению с базовыми ставками.
Меры поддержки помогли и быстро «встать на ноги», и отладить все бизнес-процессы. Это оказалось очень кстати, когда из-за геополитической ситуации, компания оказалась перед необходимостью перестройки логистических цепочек. До последнего времени фабрика получала фильтр-бумагу для пакетиков из США и Европы, а нить из Израиля. Сейчас пришлось переориентироваться на китайских поставщиков.
Несмотря на сложности и в целом достаточно консервативный рынок в «Джей Ти» придумали как разнообразить чайное меню россиян.
— Мы хотим расширить ассортимент, — говорит Танмай Чакрабарти. — На чайном рынке придумать что-то новое сложно, но у нас есть идеи на этот счёт: мы обратили внимание, что в России очень много пьют чай, и не только в чистом виде. У нас есть уже чай с добавками, а будет ещё чай быстрого приготовления. То есть в пакетиках будут ремиксы: порошок на основе натурального чайного листа с ароматическими добавками. Работает это как кофе «три в одном»: добавляешь кипяток и получаешь чай латте, чай с молоком, чай с разными вкусовыми оттенками.
В планах также оптимизировать хранение и перемещение сырья на складе, чтобы иметь возможность увеличить запасы и быть готовыми оперативно нарастить производство. Сейчас мощности предприятия загружены на 75-80%, потенциал для расширения есть.
— Чаеразвесочная фабрика — один из первых резидентов свободного порта Владивосток, — отметил Виталий Пономарёв, директор департамента сопровождения реализации инвестиционных проектов КРДВ. — За прошедший период, а это более семи лет они показали, чего может добиться резидент, инвестор с помощью тех мер поддержки, которые существуют на Дальнем Востоке. Вложено более 260 млн рублей, создано 60 рабочих мест, и мы увидели, как из небольшого предприятия резидент организовал настоящую фабрику, которая снабжает своей продукцией весь Дальний Восток вплоть до Байкала.
В целом же, режим свободного порта Владивосток действует в 22 регионах, в 22 муниципалитетах Дальнего Востока. Более 2 000 резидентов запланировали реализацию своих инвестиционных проектов на общую сумму инвестиций более 1 трлн 700 млрд рублей, планируется создание больше 100 000 рабочих мест. В настоящее время уже 480 млрд вложено и создано около 60 000 рабочих мест. Хочу обратить внимание, что более 500 уже проектов реализовано, из них 30 в области пищевого производства и связанных с ним отраслей. Эти проекты обеспечивают в первую очередь продовольственную безопасность, комфортные условия жизни людей, обеспечение качественной продукцией питания и сопутствующими товарами.
Модератор сессии «Дальний Восток и Китай: международные территории опережающего развития – перспективы и возможности для сотрудничества» гендиректор КРДВ Николай Запрягаев отметил, что в текущих условиях создание МТОР является одним из ответов на вопросы, которые сейчас стоят у российского предпринимательства.
Законопроект по МТОР разработан, ему предстоит пройти через обсуждение и корректировки. По мнению авторов, в нем учтены все наиболее востребованные в рамках префрежимов меры поддержки. Так, практика применения особого налогового режима взята из режима, который действует на Курилах: обнулены на 20 лет налоги на прибыль, имущество, землю и транспорт, страховые взносы снижены до 7,6%, предусмотрен режим свободной таможенной зоны. Сведения о собственниках бизнеса разглашению не подлежат – будет вестись закрытый реестр резидентов. Статус единственного поставщика позволит резидентам МТОР участвовать в госзакупках в приоритетном порядке, на резидентов не будут распространяться нормативные требования о валютном регулировании и контроле.
Предусмотрена возможность привлечения иностранных работников без квот и уплаты страховых взносов, они будут приравнены к высококвалифицированной рабочей силе. Однако тут нужно будет соблюсти баланс между иностранными рабочими, дальневосточными и приехавшими из других регионов РФ. Также будет возможность ускоренной амортизации продукции, приобретенной и резидентов.
«Проекты резидентов МТОР должны реализовываться в сфере высокотехнологичных производств с объемом инвестиций не менее 500 млн рублей. Расположение площадок – оптимально на приграничных территориях. Рассматриваемые варианты – площадка Ровное на ТОР “Амурская”, примостовая зона в ЕАО, а также несколько площадок в Забайкальском крае», – уточнил Николай Запрягаев.
Зампред правительства Амурской области Павел Пузанов отметил, что региональное правительство видит МТОР как создание совместных предприятий в приоритетных отраслях логистики, высокотехнологичного, пищевого и сборочного производств, туризма. Он рассказал, какие площадки для создания совместной работы будут наиболее подходящими в Амурской области.
«Мы видим практическую возможность создания МТОР сразу в нескольких перспективных локациях нашего региона. Во-первых, в рамках мастер-плана города Благовещенска примостовая зона ТОР “Амурская”, а также площадка Ровное. С коллегами из КРДВ уже проработана концепция размещения индустриально-логистического парка. Во-вторых, это проект «Сухой порт Благовещенск», который реализует крупный инвестор ГК «Регион». Речь идет о ближайшей к Транссибу станции, которая свяжет международный автомобильный мост с железнодорожной инфраструктурой. На территории площадью около 300 гектаров будет построен современный терминал и индустриальный парк с возможностью размещения совместных российско-китайских производств. И третий вариант для размещения МТОР – это развитие цепочек производств на базе газохимического кластера», – уточнил Павел Пузанов.
Он также предложил начать внедрение экспериментальных режимов по повышению эффективности на пунктах пропуска через российско-китайскую границу. Среди предложений: синхронизация времени оформления в пунктах, цифровизация процессов оформления граждан и транспортных средств и введение электронных виз для иностранных граждан, возможность организации совместного контроля в пунктах пропуска.
Мэр города Хэйхэ Чжао Жунго согласился с выдвинутыми идеями и предложениями относительно перспектив российско-китайского трансграничного сотрудничества. Он отметил уникальное географическое расположение Благовещенска и Хэйхэ, разделенных Амуром. Также упомянул многолетние и многопрофильные практические коммуникации между жителями двух городов, сказав, что сложилась глубокая дружба и гармония между жителями двух приграничных городов. Напомнил, что новые возможности для развития взаимовыгодного сотрудничества были обозначены Владимиром Путиным и Си Цзиньпином в рамках подписания совместного заявления «О плане развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года».
«Если грамотно и эффективно использовать все эти преимущества, Благовещенск и Хэйхэ станут экономическими окнами наших стран. Совместными усилиями мы сможем реализовать идеи и проекты и занять передовые позиции на всем пространстве Евразии. Наши регионы являются своего рода платформами для развертывания сотрудничества по всем сферам. Хэйхэ и Благовещенск – лучшая площадка для реализации консенсуса двух глав государств», – добавил Чжао Жунго, назвав основные отрасли, которые интересуют китайцев в плане совместного развития: сельское хозяйство, энергетика, туризм.
Представитель китайского бизнес-сообщества – президент Корпорации «Сюань Юань» Сюэ Синфа отметил заинтересованность в приграничных территориях с Китаем в Амурской области. Он обратил внимание на юридическую составляющую при создании МТОР – каждый инвестор должен быть уверен, что его бизнес надежно защищен. Также Сюэ Синфа предложил свои услуги в создании инфраструктуры новой префтерритории.
«Мы хотим предложить свое участие в строительстве между городами Хэйхэ и Благовещенск конвейерной системы, которая после ввода в эксплуатацию позволит беспрепятственно перевозить уголь, минералы, сельскохозяйственную продукцию и другие товары широкого потребления. Это разработка нашей компании, есть уже защищенные патенты. Своеобразный воздушный переход решил бы многие вопросы в транспортной сфере», – сообщил Сюэ Синфа.
Исполнительный директор Международного аэропорта Благовещенск Александр Карпов в свою очередь предложил использовать аэропорты Благовещенска и Хэйхэ для приема пассажиров внутренних российских рейсов и бесшовного транзита.
«Расстояние между двумя аэропортами составляет около 70 км, добраться из одной воздушной гавани в другую можно за час-полтора. Этот вариант будет способствовать привлечению большего потока туристов. Кроме того, увязка аэропортов двух городов на Амуре может стать эффективным дополнением МТОР. По сути, это проект “международного города Благовещенск-Хэйхэ”, который использует уникальное географическое положение городов», – считает Александр Карпов.
Председатель Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк» Андрей Черкашин высказал предложение относительно поощрения резидентов МТОР. Помимо возможности пользоваться предоставляемыми преференциями территории, предпринимателю можно ввести «поощрение за результат».
«Например, если резидент создал больше рабочих мест, чем предполагалось или если объем налоговых поступлений вырос значительнее запланированного, если внедряются новые технологии, сокращается негативное влияние на окружающую среду… Можно продумать механизм поощрения», – предложил Андрей Черкашин.
Задачу разработать на Дальнем Востоке специальный режим, предусматривающий создание наиболее благоприятных условий для реализации совместного с дружественными странами проектов по производству конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью и высокотехнологичных проектов поставил президент РФ Владимир Путин в рамках ВЭФ-2022. Обсуждение предложений, поступивших на этой сессии, продолжится на Восточном экономическом форуме, который состоится 10-13 сентября 2023 года во Владивостоке.
Александр Бутылин занимает пост министра финансов Камчатского края с февраля 2021 года. Родился 7 сентября 1981 года в Петропавловске-Камчатском. В 2004 году окончил Дальневосточный государственный технический университет по специальности «менеджмент», в 2014 году — Финансовый университет при правительстве РФ, специальность — «управление государственными финансами». С 2015 года работал заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю.
– В конце прошлого года губернатор Владимир Солодов заявлял, что Камчатка перестанет быть высокодотационным регионом в 2024 году. Получилось?
– В целом действительно всё получилось. Но правильнее сказать, что в 2024 году Камчатский край перестал входить в число субъектов РФ, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40% объема собственных доходов консолидированного бюджета. Это даёт нам большую самостоятельность при составлении и исполнении бюджета и снимает часть ограничений с субъекта. При этом большую часть доходов бюджета по-прежнему составляет финансовая помощь из федерального бюджета. Мы стали входить в число субъектов, где доля дотаций превышает 10% от собственных доходов.
– Какой объем финансовой помощи получает Камчатка ежегодно и сколько всего в РФ высокодотационных регионов?
– В контексте нашего разговора из всей финансовой помощи будет правильно выделить дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности и иную финансовую помощь. Дотация представляет собой финансовую помощь, которая предоставляется из федерального бюджета субъектам РФ исходя из их бюджетной обеспеченности и не имеет целевого назначения, иными словами – субъект сам решает, куда направить эти средства. Для Камчатского края дотация в текущем году составила около 49,5 млрд рублей. А в целом финансовая помощь из 125,6 млрд рублей (доходная часть бюджета края) составляет чуть более 85 млрд рублей.
Среди дальневосточных регионов Камчатка занимает второе место по объему дотации. Для сравнения для Еврейской автономной области дотация в этом году составила 2,8 млрд рублей, для Республики Бурятия 28,2 млрд рублей, для Республики Саха (Якутия) – 63,4 млрд рублей (этот регион находится на первом месте в ДФО по объему дотаций). В России самый большой объем дотации получает Республика Дагестан – 96,2 млрд рублей.
Механизм расчета дотации довольно сложный, и описать его непросто. Но точно можно сказать, что дотация из года в год растет. В 2023 году нецелевая помощь для Камчатки составляла 45,8 млрд рублей, в 2024 году – 50,8 млрд, в 2025 году запланирована в сумме около 56,2 млрд рублей.
– Проект бюджета на следующий год и на плановый период 2026 и 2027 годов уже готов. Отличаются ли кардинально основные показатели краевого бюджета на 2025 год в сравнении с показателями текущего? Сколько предусмотрено средств на социальные нужды в следующем году в сравнении с текущим?
– Прогнозируемый объем дохода бюджета на 2025 год составляет 103,2 млрд рублей, общий объем расходов – 109,8 млрд рублей. Дефицит составит 6,6 млрд рублей. В 2026 году дефицит составит 1,7 млрд рублей при объеме доходов в 85,9 млрд и расходов в 87,6 млрд рублей. На 2027 год у нас стоит по плану профицит – 357 млн рублей. Помимо дотаций для нас также не менее важен показатель роста собственных налоговых и неналоговых доходов. На 2025 год этот показатель составит 43,3 млрд рублей – что на 2,8 млрд выше показателей 2024 года. Пока сравнивать остальные показатели преждевременно. Но традиционно это выше уровня прошлого года.
Если говорить про социальные нужды, то в проекте краевого бюджета на 2025 и два последующих года сохранены и проиндексированы в должном объеме все нормативные обязательства, действующие в 2024 году. А если говорить шире, то социальные расходы бюджета — это средства, направленные на удовлетворение социальных нужд населения, включая здравоохранение образование, социальное обеспечение, культуру и прочее.
Например, на реализацию государственных программ Камчатского края распределено ассигнований на здравоохранение в 2025 году 11,2 млрд рублей, на образование – 20,2 млрд рублей, на социальную поддержку 10,2 млрд, на культуру – 2,3 млрд рублей, на развитие физкультуры и спорта – почти 2 млрд рублей, на обеспечение доступным и комфортным жильем – 2,4 млрд рублей, на развитие транспортной системы 7,3 млрд, на содействие занятости населению – 764 млн рублей, а на программу энергоэффективности и развития энергетики – почти 27 млрд рублей. Эту статью расходов мы относим к социальным, так как для населения рост тарифов на электрическую и тепловую энергию мы сдерживаем, и жители Камчатки платят примерно 60% от реальной стоимости. Это основная статья социальных расходов для Камчатского края. По закону, если установлен сниженный тариф, то тогда разницу ресурсоснабжающей организации должно компенсировать государство. В 2024 год эта разница составляет 24 млрд, а в 2025 году – будет 29 млрд рублей. Межтарифная разница растет опережающими темпами. При этом дефицит бюджета края меньше, чем расходы на межтарифную разницу.
– Основной источник доходов регионального бюджета на протяжении многих лет – рыбодобывающая и рыбоперерабатывающая отрасли. Есть ли тенденция к изменению ситуации? Какие отрасли на втором и третьем местах по наполнению налогами бюджета?
– Я полностью согласен, что основной источник доходов консолидированного регионального бюджета на протяжении многих лет – рыбодобывающая и рыбоперерабатывающая отрасль. И к сожалению, в ближайшее время эта тенденция вряд ли изменится. Доходы от нее поступают в бюджет в виде налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, единого сельскохозяйственного налога. Также существенным поступлением в бюджет являются сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. В текущем году доход бюджета от этих сборов составит в районе 4 млрд рублей.
Также можно выделить поступающие налоги от горнодобывающей отрасли – 800 млн рублей будет к концу года, но они не идут в сравнение с доходами от рыбной отрасли. Кроме того, важно отметить, что рыбаки активно участвуют социальном развитии Камчатского края не только через бюджет. Ярким примером тому служит построенный ФОК в поселке Козыревск Усть-Камчатского муниципального района.
– Как влияет высокая ключевая ставка Банка России и перспективы ее дальнейшего повышения на исполнение региональных бюджетов?
– Ключевую ставку поднимают для того, чтобы увеличить стоимость денег на рынке, что в свою очередь должно привести к замедлению экономики и как следствие снижению инфляции. Это механизм, который помогает взять под контроль инфляцию. И в настоящее время, несмотря на высокую ставку Банка России, ему не удается достичь целевого показателя по инфляции. На основании этого можно сделать вывод, что ключевая ставка в ближайшее время снижаться не будет, а в декабре скорее всего повысится опять. Такого же мнения придерживаются многие российские эксперты. Но угадать 100% тут невозможно. На исполнение региональных бюджетов ключевая ставка влияет скорее негативно – так как рост экономики напрямую влияет на объем налогов, которые поступают в бюджет. Кроме того, во многих бюджетах в составе источников погашения дефицита бюджета предусмотрены привлечения коммерческих кредитов, а высокая ключевая ставка значительно увеличивает расходы на обслуживание государственного долга. При ключевой ставке в 21% коммерческие банки предлагает кредиты под 23-24%.
– Ранее в этом году вы отмечали, что Камчатский край на протяжении пяти лет подтверждает высокий уровень управления государственным долгом субъекта, несмотря на его увеличение. Поясните, что это значит и каков размер госдолга региона?
– По состоянию на октябрь 2024 года государственный долг Камчатского края составил 13,9 млрд рублей или 34,3% от собственных (налоговых и неналоговых) доходов краевого бюджета. Эту сумму нельзя назвать низкой, но говоря о долговых обязательствах Камчатского края, очень важно понимать их структуру и историю возникновения этих обязательств. Глобально кредиты разделяются на две условные группы – бюджетные и коммерческие.
В составе госдолга края на сегодня доля коммерческих кредитов составляет всего 5,7 млрд рублей. Так же в составе общего объёма государственного долга есть 2,2 млрд – в 1998 году Европейский банк реконструкции и развития предоставил заём в почти 100 млн долларов США на строительство Мутновской геотермальной станции. Когда доллар начал резко расти – по текущей ставке кредит закрыл федеральный бюджет, а погашает его Камчатскэнерго. Бюджет региона не обслуживает это долговое обязательство, но является поручителем – поэтому 2,2 млрд рублей отражаются в общем объеме госдолга Камчатского края.
Если говорить в среднесрочной перспективе о государственном долге Камчатского края, то необходимо напомнить о том, что в конце 2025 года планируется запуск терминала СПГ НОВАТЭК – Камчатка и расходы на межтарифную разницу существенно снизятся, как следствие, с 2026 года мы прогнозируем снижение государственного (коммерческого) долга Камчатского края. Начнут строительство инфраструктуры под проект уже в этом году, аванс в 4 млрд рублей будет заплачен. Реализован будет проект в 2026 году.
Есть инфраструктурные кредиты и специальные казначейские кредиты – их больше 3 млрд рублей. Такие кредиты дают на длительный срок и по очень низкой процентной ставке. Такие кредиты выгодны для субъектов, и мы за них будем бороться. Их особенность в том, что деньги даются под проекты, которые согласованы и определенно будут приносить прибыль в будущем, что даст возможность погашать такие кредиты. Например, дорога на Халактырский пляж строится за счет средств специального казначейского кредита. Пример реализации инфраструктурного проекта на кредитные средства – реконструкция автомобильной дороги от площадки агропарка «Зеленовские озерки» на ТОР «Камчатка» до перекрестка Раздольный – Кеткино.
Минфин РФ ежегодно проводит оценку долговой устойчивости регионов. Камчатский край – регион с высокой долговой устойчивостью. Госдолг находится на безопасном уровне. Рейтинг кредитоспособности Камчатского края подтвержден и рейтинговым агентством «Эксперт РА» на уровне «ruA+» (стабильный). В высокодотационных субъектах госдолг не может превышать половины от собственных доходов бюджета. Напомню, госдолг края составляет 34,3% от этого показателя. Край относится к субъектам, где госдолг не может превышать 100% бюджетных доходов.
Среди субъектов с высоким абсолютным значением государственного долга можно выделить Московскую область – 253,7 млрд рублей (долговая нагрузка — 30% — прим. EastRussia). Среди дальневосточных регионов – Республику Саха (Якутия) – 61,3 млрд рублей (долговая нагрузка — 23,0% — прим. EastRussia), Амурскую область – 33,7 млрд рублей (долговая нагрузка — 41,6% — прим. EastRussia), Хабаровский край – 59,6 млрд рублей (долговая нагрузка — 47,4% — прим. EastRussia).
– С 1 января вводится туристический налог. Какие доходы прогнозируются на Камчатке по итогам года?
– Этот налог этот идет в бюджеты районов и муниципалитетов, не поступает в бюджет субъекта. Налогоплательщиками выступают организации и физические лица, оказывающие услуги по предоставлению мест для временного размещения. На Камчатке принято решение о вводе туристического налога во всех районах и муниципальных округах. Вводится поэтапно – в 2025 году не может превышать 1%, в 2029-м – 5%. Его потенциал на 2025 год – более 24 млн рублей. Из них 9,2 млн достанется Петропавловску-Камчатскому, 8,8 млн рублей – Елизовскому району. Остальное по другим районам. Деньги небольшие, но в перспективе могут быть значимыми. В 2029 год Минэк прогнозирует потенциал этого налога уже в 122 млн рублей.
Ежегодно Камчатку посещают около 300 тыс. туристов, причем самостоятельных путешественников становится все больше. Такие гости бронируют жилье заранее, а свой отдых начинают формировать уже после прилета на полуостров, находясь в отеле. Эти изменения диктуют свои правила — необходимо внедрять электронные торговые площадки по продаже туристических продуктов и услуг. О важности цифровизации туристической отрасли рассказал министр туризма Камчатского края Владимир Русанов.
- Камчатский край стал первым регионом, который заговорил о важности внедрения цифровых технологий в операционной деятельности местного турбизнеса. Как вы пришли к этому решению, чем оно продиктовано?
- Цифровая революция в данный момент постепенно происходит во всех российских регионах, в том числе дальневосточных. Но цифровизация, когда сферы услуг перешли в электронные платформы, произошла в городах-миллионниках, в столице намного раньше. Поэтому большинство путешествующих туристов как раз и приходятся на долю таких больших городов. Мы видим важность оцифровки услуг, потому что в больших городах люди уже привыкли к таким сервисам: заказу еды, бронированию отелей или мест в ресторанах, каршерингу. Мы поняли: чтобы путешественникам было удобно, нужно оцифровывать туристические услуги. И так оказалось, что мы действительно начали это делать одними из первых в России.
Важно понимать, что готовых решений по оплате туристических продуктов в России на данный момент нет. Существуют всем известные электронные торговые площадки, но именно в сфере туризма подобного продукта не существует. Да, появились сервисы по бронированию гостиниц. Но если отмотать на несколько десятилетий назад, то становится понятно, за счет чего у нас сейчас все хорошо с бронированием отелей. Потому что всем известная система бронирования номеров давным-давно зашла в Россию, делались очень большие инвестиции в продвижение сервиса электронного бронирования, его популяризацию и внедрение. Создавались различные программы по обучению работы персонала отелей с этой системой, а для потенциальных туристов проводились масштабные рекламные кампании. Благодаря этому сфера гостеприимства очень хорошо развилась. Даже когда эта система бронирования ушла из страны, то рынок моментально заняли наши компании и сделали это довольно успешно. Но вот чтобы купить турпродукт, такого нет. Мы стали изучать причины, почему данное направление не вызывает интереса у наших туроператоров и, как нам кажется, поняли в чем дело. Сейчас в этом направлении активно работаем.
- Каковы результаты? Есть ли уже какой-то эффект?
- Эффект пока небольшой, но весной этого года на нашем всероссийском туристическом форуме, который проходил в феврале на Камчатке, мы увидели, что у наших туристических операторов действительно появился интерес. Еще несколько лет назад такого не было. Наши туристические операторы, наши представители сферы гостеприимства увидели в этом перспективы, и пошли нам навстречу в развитии цифровизации.
- Камчатка большая, есть много разных интересных локаций и бывают турпакеты с большими предложениями. Удается ли «упаковать» такие сложные турпродукты?
- Сейчас на нашем сайте visitkamchatka.ru есть несколько таких продуктов. Конечно, пока на это расходуется очень много сил, потому что в целом туристический рынок Камчатки еще к этому не готов – наши основные туристические продукты очень сильно зависят от погоды. В момент, когда погода неожиданно меняется, текущие цифровые инструменты нашего туристического бизнеса не позволяют тут же быстро и гибко делать другие предложения клиентам. Поэтому одна из главных стратегических задач – сделать цифровые инструменты, которые позволят и туристу, и туроператору оперативно менять заранее купленную туристическую программу с какими-то доплатами, апгрейдами или иными инструментами. Конечно, мы понимаем, что это колоссальная работа, и мы только в самом начале этого пути.
- Как вы считаете, господдержка повлияет на ускорение цифровизации туруслуг?
- Вопрос господдержки пока открытый. Мы понимаем, когда государство берет на себя часть рисков предпринимателей, то это, с одной стороны, может содействовать ускорению развития, но с другой стороны, мы иногда сталкиваемся и с тем, что когда государство берет на себя риски бизнеса, то некоторые предприниматели, относятся к этой помощи довольно халатно. То есть, когда предприниматель тратит свои деньги, он знает их цену, а когда это деньги государства, то ощущение их ценности снижается. Поэтому возникает вопрос – тратить деньги на господдержку предпринимателей и на оцифровку их продуктов или все-таки направить эти деньги на совершенствование маркетплейса, чтобы его инструменты были намного более полезны и удобны как для предпринимателей, так и для туристов.
- К какому варианту вы склоняетесь?
- По моему мнению, ставку нужно делать на второй вариант.