Власти субъектов ДФО выступили против создания единой дальневосточной авиакомпании. Они предлагают сделать альянс региональных перевозчиков и сохранить за ними юридическую независимость.
Инициатором создания альянса выступило правительство Якутии. Как пишут «Известия», в конце августа власти республики направили письмо об этом в Росавиацию. В нем отмечалось, что вхождение регионов в уставный капитал «Авроры» не решает задачу повышения транспортной доступности Дальнего Востока. При этом остаются вопросы о механизме функционирования единой региональной авиакомпании, риски для существующих перевозчиков.
В начале сентября прошло совещание с участием руководителей транспортных ведомств ДФО и авиакомпаний. Они рассмотрели варианты бизнес-модели альянса, а также вопросы маршрутных сетей, обновления парка воздушных судов, тарифной политики, объемов субсидирования. На первом этапе решили создать наблюдательный совет, в который войдут представители от каждого субъекта и собственники авиакомпаний.
По предварительной договоренности в альянс согласились войти «Аврора», «Авиашельф», «Камчатское авиационное предприятие», «Полярные авиалинии», «Хабаровские авиалинии» и «Якутия». Уже 9 сентября в Минтрансе пройдет совещание по вопросу создания дальневосточной авиакомпании. На нем рассмотрят вариант создания альянса.
В «Ростехе» считают, что у альянса будет больше возможностей по заказу самолетов, чем у отдельных авиакомпаний. В госкорпорации рассчитывают, что объединение сформирует комплексный заказ на российские Superjet, МС-21 и Ил-114.
По мнению главного эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федора Борисова, отказ региональных властей передавать имущество своих авиакомпаний в уставный капитал «Авроры» объясняется последующей потерей налоговых поступлений в региональную казну. По словам эксперта, создание альянса может стать для небольших перевозчиков защитой в конкурентной борьбе.
В январе этого года Владимир Путин поручил правительству создать авиакомпанию с отечественными самолетами для Дальнего Востока. Проект внесли в общенациональный план восстановления экономики. На перевозчика предлагают потратить 30 млрд рублей.
Создать авиакомпанию намеревались на базе альянса существующих перевозчиков на основе «Авроры». Между компаниями планировали распределить маршрутную сеть, определить для них единое расписание и парк воздушных судов, тарифную политику, в том числе по объемам субсидирования.