В России сократился потребительский спрос на красную икру. В августе—сентябре розничные продажи в целом по России снизились на 8% год к году. К этому привел резкий рост цен на этот продукт и снижение предложения икры из-за значительного падения вылова горбуши в этом сезоне.
Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на данные «Платформы ОФД», средний чек при покупке красной икры в России в сентябре составил 3,3 тыс. рублей. Спрос на красную икру в России имеет выраженный сезонный характер. Первый пик годовых продаж приходится на Новый год, второй – на Масленницу. В Рыбном союзе отмечают, что икра лососевых формирует 60-65% рынка в денежном выражении. Остальное приходится на осетровую, минтаевую, тресковую и на имитированную икру.
В ВАРПЭ отмечают, что оптовые цены на красную икру в августе достигли 4,8 тыс. руб. за 1 кг, увеличившись на 50% год к году. Другие участники рынка заметили более выраженный рост. По данным экспертов, объем производства красной икры в России по итогам года составит 8-10 тыс. тонн, что почти втрое ниже прошлогодних показателей.
Стоимость красной икры в России уже выросла на 25% по сравнению с октябрем 2023 года, а к концу 2024 года может подскочить еще на 10%. Причину участники рынка видят в том, что прошедшая рыбная путина получилась провальной. Неудачная лососевая путина стала и причиной роста стоимости красной рыбы в ДФО. Оптовая цена за килограмм горбуши составляет сейчас 285 рублей, тогда как ровно год назад стоимость была 155 рублей.
В торговых сетях ДФО отмечают рост цен на красную икру до 50-60% в этом году. Как поясняют эксперты, снижение вылова тихоокеанских лососей – не единственный фактор, влияющий на ценообразование. Почему дорожает любимый россиянами деликатес, и насколько это долгосрочный тренд, выясняло EastRussia.
На цены в этом году влияет сразу комплекс факторов, сообщили редакции в объединении производственных и перерабатывающих предприятий рыбного хозяйства «Рыбный Союз».
«Это, во-первых, снижение вылова тихоокеанских лососей, а соответственно, и производства икры. Во-вторых, рост себестоимости производства – из-за удорожания кредитных средств, топлива и увеличения фонда оплаты труда. В-третьих, на фоне снижения производства возникают ажиотажные настроения, что дополнительно двигает цену вверх. Четвертым важным фактором стала маркировка икры, которая впервые заработала с мая 2024 года. С одной стороны, это нововведение ожидаемо повлекло дополнительные затраты добросовестных производителей, с другой, способствует вымыванию с рынка неучтённой икры, которая обычно «придавливала» цены», — прокомментировали в организации.
Сегодня стоимость красной икры в широкой рознице бьёт рекорды, показал мониторинг агентства. Стоимость 95 г. превышает 400 рублей.
«В связи с дефицитом вылова горбуши, а также ввода обязательной маркировки на товар мы отмечаем рост цены на икру до 50-60% в текущем году. Соответственно, это влечёт за собой снижение спроса и продаж», — рассказал руководитель направления Рыбы и рыбная гастрономия торговой сети «Самбери» Владимир Назаров.
По его словам, на этом фоне активно развиваются изготовители имитированной и структурированной икры, но рынок Дальнего Востока не активно переключается на заменители всеми любимого лакомства.
В то же время дефицита товара ритейлеры не отмечают.
«Красная икра в торговой сети «Реми» Приморского и Хабаровского краёв представлена двумя владивостокскими производителями – икра лососёвая зернистая в жестяных банках по 90 и 95 г. от «Владрыбмарин» и «Рыбный мир» соответственно. В этом году улов лососёвых оказался низким, о чём свидетельствуют официальные отчёты. Как правило, в подобных реалиях рынок реагирует соответствующе — ростом цен на фоне дефицита продукции. Однако на данный момент мы не испытываем проблем с поставками данной категории товаров на полку нашей торговой сети. Дефицита нет», — сообщили в торговой сети «Реми».
Икра лососёвых видов рыб прибавила в стоимости три тысячи рублей за литр в этом году, рассказал представитель организации «Рыбное море». Цены варьируются в пределах 8-12 тысяч рублей литр.
По общим оценкам, рост себестоимости морского деликатеса – это долгосрочный тренд, который определяет комплекс факторов. Самым очевидным является «нерыбный год», отмечает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.
«В 2024 году лососёвая путина была значительно меньше путины по добыче тихоокеанских лососей прошлого года. Если в прошлом году предприятия добыли 609 тысяч тонн, то в этом году общий объем вылова по Дальнему Востоку составил 231 тысячу тонн. Однако прошлогодний показатель стал одним из самых высоких за всю историю наблюдения тихоокеанских лососей, я бы сказал, аномально высоким. А за любым скачком следует снижение, наука это подтверждает и прогнозирует, так что результаты текущего года вполне ожидаемы. И если обратиться к статистике, 231 тысяча тонн выловленных тихоокеанских лососей подходит к средним показателям – в начале 2000-х мы фиксировали объёмы вылова и 200, и 180 тысяч тонн, 250 тысяч считалось уже неплохим результатам», - прокомментировал Георгий Мартынов.
Но не только уменьшением объёмов вылова объясняются высокие цены на икру и красную рыбу в этом году, акцентирует собеседник. Есть ещё несколько факторов, которые серьёзно влияют и в последующем будут влиять на формирование себестоимости продукции. Маркировка – один из них. К старту маркировки в мае 2024-го года производители и импортеры уже должны были зарегистрироваться в системе «Честный знак» и полностью настроить все процессы по оплате кодов, подаче сведений в систему маркировки, об обороте и выводу из оборота. Нововведение влечёт за собой затраты на установку аппаратуры, программного обеспечения, подготовку кадров и сопровождение движения товара в системе.
При этом в «Центр перспективных технологий» — оператор государственной системы маркировки «Честный знак» — приводит такие данные: «Маркировки всех видов икры осетровых и икры лососевых введена в России с 1 мая 2024 года. Стоимость одного кода фиксированная – 50 копеек за единицу продукции. При этом ни в одной из 24 товарных групп маркировка не отразилась на цене. После введения маркировки из тени вышла 71 компания, а в оборот выпущено практически 10 000 тонн маркированной икры».
Но и помимо маркировки есть ещё один важный фактор, влияющий на ценообразование. Это подготовка отрасли к перезаключению договоров аренды на промысловые участки.
«Предполагается, что это будет сделано в течение 2025-го года. Для того, чтобы заключить с государством договор на продление аренды участка по вылову тихоокеанских лососей, необходимо заплатить определённую сумму, которая рассчитывается по специальной формуле. Цифры получаются внушительные. Общий объём средств, которые надо будет выплатить за переоформление участков, подходит к 200 млрд рублей. Такую сумму арендаторы должны будут внести в течение нескольких лет — в течение трёх лет, как полагает правительство — за перезаключение договоров. Это, конечно, тоже влияет на ценообразование, потому что предприятия сейчас стоят перед выбором — либо каким-то образом изыскивать необходимые средства из личных финансов, либо кредитоваться в банках», — комментирует Георгий Мартынов.
Сегодня ставки кредитования для участников рынка достигают 23 процентов, отмечает он. Обслуживать такие кредиты сложно и рискованно. В целом, закредитованность российской рыбной отрасли оценивается в районе 1 трлн рублей. И показатель продолжает расти.
«Отрасль встала на инвестиционный путь развития, а это тоже увеличивает расходы предприятий рыбохозяйственного комплекса. Многие виды водных биологических ресурсов — минтай, сельдь, крабы и другие — распределяют через инвестаукционы. Не бывает монопредприятий, которые занимаются только кальмаром, минтаем или лососёвыми. Соответственно, эта финансовая нагрузка в том числе отражается на себестоимости красной икры и лососёвых видов, когда они поступают в продажу», — комментирует Георгий Мартынов.
В широкой рознице фиксируют снижение спроса на красную икру со стороны населения. В то же время от региона к региону ситуация отличается.
«На Камчатке продолжается рост турпотока. Это стимулирует спрос в том числе на красную икру, которая всегда считалась гастрономическим брендом края. Активно закупают икру и дальневосточный производители. Не отмечается снижения спроса со стороны тех наших клиентов, кто приобретает товар для перепродажи, а это основная часть. Стабильными остаются поставки в Москву, которая потребляет икру очень активно», — рассказала представитель одного из рыбоперерабатывающих заводов.
Отметим, что эксперты зафиксировали снижение спроса на красную икру в сентябре. В Москве показатель упал на 14%, по стране — на 8%. Такие данные приводит аналитический ресурс «Платформы ОФД» «Чек Индекс» (6+). «Осенью этого года в структуре розничных продаж красной икры снизилась доля более доступной горбуши, уступив место кете и другим более дорогим вариантам продукции», — сообщает источник. Красную икру вновь начали покупать объемами 250-350 грамм (в конце 2023-го и в начале 2024 года доминировал объем 300 – 500 грамм).
В России с 1 апреля началась поэтапная маркировка икры осетровых и лососевых видов рыб. Более 80% объема этого деликатеса производится на Дальнем Востоке. О том, как маркировка скажется на поставщиках и потребителях, рассуждает президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
– В 2023 году в России официально было произведено почти 24 тыс. тонн красной икры и 70 тонн черной. Если черная икра — это продукт премиальный, который потребляет очень узкая прослойка населения, то красная икра — традиционный деликатес русской кухни, пользующийся повышенным спросом в период Нового года, 23 февраля и 8 марта, также Масленицы. При этом икра – чувствительный к условиям хранения продукт (температурному режиму, загрязненности микроорганизмами, уровню влажности и т.д.). Нелегальные производители не имеют необходимых мощностей для соблюдения этих условий и в большинстве случаев выпускают в оборот продукцию опасную для здоровья населения.
На российском рынке красной икры долгое время доминировал полукриминальный симбиоз: «фирмы-однодневки», уходящие от уплаты НДС, и авиатрафик икры в багаже пассажиров. Примерно три-четыре тыс. тонн красной икры (из среднегодового объема внутреннего потребления в 18 тыс. тонн) имели «серое происхождение» и реализовывались по «серым каналам».
Совокупность мер госконтроля уничтожила «заповедник прибыли» для недобросовестных и нелегальных участников рынка. Серьезное влияние оказало изменение налогового регулирования, усиление ветеринарного контроля через ФГИС «Меркурий», внедрение на Камчатке – главном регионе производства красной икры – эксперимента по регламентированию объема перевозимой в багаже пассажиров красной икры. Внедрение цифровой маркировки икры – еще один важный инструмент в борьбе с этой проблемой. Главное последствие этой комплексной работы – снижение объема продукции опасной для здоровья человека, сохранение запасов ценных пород рыбы и создание равных условий для конкуренции на рынке.
ВАРПЭ плотно работает с Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) при реализации проекта по обязательной маркировке икры. По нашей инициативе принята важная мера поддержки малого и среднего бизнеса: они смогут возместить часть расходов на покупку оборудования для маркировки. Кроме того, по нашему запросу ЦРПТ готовило несколько официальных разъяснений по вопросам производителей. В начале марта мы провели совместный вебинар по подготовке отрасли к маркировке, в нем приняли участие предприятия, которые суммарно выпускают около 80% красной икры в стране.
С 1 июня на Дальнем Востоке стартует лососевая путина, мы будем очень плотно работать с ЦРПТ, чтобы избежать каких-либо сбоев в работе предприятий из-за введения новых требований.
Кинематографическая инициатива выросла из Всероссийской литературной «Дальний Восток» им. В.К. Арсеньева — её организаторы посчитали, что тексты, присланные на творческое состязание достойны экранизации и решили дать писателям возможность стать сценаристами. На первом этапе кинопроекта было отобрано 150 работ, до питчинга — устной презентации заявок — добрались 27 лучших. По итогам состязания шанс на трансформацию в кино получили четыре произведения.
Вячеслав Коновалов — идейный вдохновитель проекта «Дальневосточное кино» и куратор Премии им. В.К. Арсеньева считает парадоксальной ситуацию, когда продюсеры и режиссеры постоянно жалуются на дефицит оригинальных сюжетов, вынужденно снимают ремейки, выжимая досуха все удачные идеи прошлых лет, но никому не приходит в голову, что можно обратиться к авторам, которые прошли отсев литературных премий и научить их делать сценарную заявку, а затем представить ее индустрии кино. При этом, по его мнению, сюжеты фильмов, в которых фигурирует Дальний Восток как территория, оригинальностью не блещут.
— Что ни фильм, то либо о бандитах, либо о контрабандистах, либо о проститутках или все вместе и сразу. Это печально, ведь есть отличная литература об этой потрясающей земле — Дальний Восток, это я вам как инициатор и куратор премии «Дальний Восток» им. В. Арсеньева говорю. Я уже семь лет читаю примерно по сто текстов о Дальнем Востоке каждый год, по трем номинациям – длинная, короткая проза и проза для детей. И, поверьте, сюжетов много, они интересные и они не «чернушные», от которых все уже давно устали.
Вот и возникла идея поделиться этими сюжетами с киношниками, а заявки сделать руками самих авторов. В этом мне помог, обучив и подготовив авторов, сценарист, продюсер, педагог Олег Богатов. Поддержал эту идею Президентский фонд культурных инициатив, за что ему поклон до земли.
В результате во время международного фестиваля «Российская креативная неделя - Дальний Восток 2024» состоялся семичасовой питчинг сценарных проектов. В жюри помимо самого инициатора кинопроекта Вячеслава Коновалова, сценарист и режиссер Алексей Колмогоров, продюсер, актер, сценарист Вадим Быркин, писатель-фантаст, сценарист, продюсер Сергей Лукьяненко, прозаик, кинодраматург, журналист, предприниматель Андрей Рубанов, писатель, драматург, сценарист Олег Шишкин и другие.
Открывала состязание Александра Агафонова — автор серии из семи книг, в которых собраны малоизвестные повествования коренных жителей Севера, Дальнего Востока и Арктики. В истории аборигенов этих мест Александра вплетает авторские сказки, со своими — современными сюжетами, которые близки сегодняшним подросткам.
— Приглашение на питчинг стало для меня приятным удивлением и вызовом, это отличный шанс рассказать о своих книгах новой аудитории, тем более таким людям, как продюсеры – это меня очень воодушевило, — рассказывает Александра. — Хотя я считаю, мои сказки сложны для экранизации: там есть сквозная история, в которую внедрены народные сказки — это сложно показать. Для питчинга я выбрала «Сказочный Сахалин», её сравнительно несложно было переработать в кинозаявку. Это жизненная история о современном избалованном подростке, который отправляется с родителями отдыхать на Сахалин и не понимает, что там делать. Подросток оказывается на суде, где судьей является огромный кит, а обвинителями против него выступают духи Сахалина, которые обвиняют в его лице все человечество в неуважении к традициям и природе. В моём случае кинопроизводство будет очень дорогим — я вижу экранизацию в стиле «Ночь в музее», а это предполагает большое количество спецэффектов.
— Выбирать было сложно, — признался член жюри проекта «Дальневосточное кино» популярный российский писатель Сергей Лукьяненко. — Было много интересных задумок, которые можно довести до очень любопытных фильмов. Наша страна очень большая и очень разная. Каждый регион вносит свою часть в общий культурный процесс. Замечательно, что дальневосточная киноиндустрия развивается. В такой большой стране как наша, важно иметь несколько центров кинопроизводства, которые будут отражать и местную специфику.
Победителями проекта стали приморский автор Татьяна Таран с романом «Дорога на Горностай», Елена Чубенко, написавшая драму «Держи меня, брат, держи!» (Забайкалье) и Денис Чернов с приключенческой книгой «По снегу вверх» (Сахалин). Спецприз достался сценарной работе бурятского автора Константина Сонголова «Если бы карма…».
Бухта Горностай в Приморском крае. Дорога к ней в 90-е годы считалась гиблым местом, так как туда свозили жертв криминальных разборок. Герой повествования избежал этой участи. Это также история о бурной любви и драматичных блужданиях между ценностями истинными и ложными в странную, циничную и растерянную эпоху до и после развала СССР. Что особенно ценно, действие в ней происходит на далеких восточных берегах: во Владивостоке, на Камчатке, в Японии.
«Для дальневосточников эта книга может стать ностальгическим путешествием в годы своей юности. Проблема главного героя – попытка перенести мир бизнеса в мир человеческих отношений. Я пыталась понять, как происходило накопление капитала в период перехода от социализма к капитализму у простой советской семьи», – рассказывает одна из победителей проект «Дальневосточное кино» Татьяна Таран.
«По снегу вверх»: разочаровавшись в профессии школьного учителя, Митя Зыков решает попробовать себя в журналистике. Он попадает в команду пиарщиков, выбирающих губернатора Сахалинской области. Политические игры, человеческие характеры и судьбы, снежная сахалинская пурга закручиваются в увлекательный водоворот событий. Главный герой находит свое призвание и оказывается перед сложным выбором между сиюминутным материальным успехом и долгим тернистым путем вверх по снегу.
«Очень рад, что смог стать победителем! Я с детства мечтал сниматься в фильмах, писать киносценарии, но не знал, как вообще “войти”в эту среду, где находится “дверь”. В процессе подготовки к питчингу мне объяснили, как и что для этого необходимо. Теперь я знаю, что делать! Уверен, у меня все получится», – поделился победитель проекта Денис Чернов.
Вячеслав Коновалов рассказал, какие именно жанры кино уготованы победителям проекта, и когда стоит ждать результата.
– До готовых фильмов еще далеко, не будем забывать, что производство кино – процесс многолетний, не забегаем глубоко в будущее, работаем и держим пальцы крестиком. Что до жанров, то это два сериала и один полный метр. Текст Елены Чубенко, история разделенной войной забайкальской семьи, заявлен как полный метр, а заявка Татьяны Таран о становлении бизнеса в Приморье и выборе, который должен делать герой повествования, вполне может быть как сериалом, так и полным метром. Заявка Дениса Чернова – серия рассказов о смешных и трагичных приключениях начинающего журналиста – очень жизненных и трогательных – однозначно тянет на сериал.
Что касается спецприза проекта, которого удостоился Константин Сонголова со своей сценарной работой «Если бы карма…», то писательница, драматург, сценаристка, театровед, член жюри проекта Ольга Погодина-Кузмина готова взять его в свою команду и создать фильм в локациях Иволгинского дацана. Это сборник юмористических рассказов, затрагивающих разные аспекты жизни. При написании произведений автор опирался на старинные буддийские притчи, тексты которых адаптированы к сегодняшним реалиям.
– Я, как и все участники проекта, – авторы, жюри, ПФКИ и РКН – удовлетворены как процессом, так и результатами проекта, — резюмирует Вячеслав Коновалов. Всё получилось даже лучше, чем мы предполагали изначально. Все сюжеты участников заслуживают внимания и, очень бы хотелось, широкого экрана. Я думаю, всех финалистов ждет прекрасная творческая судьба – эти люди все очень талантливые. Они уже нашли себя как настоящие серьезные писатели и как настоящие серьезные сценаристы. Что касается продолжения проекта, то мы сейчас работаем над продолжением, расширением и углублением, но это пока наш секрет!
Одним из проектов, который был поддержан Фондом культурных инициатив к реализации в 2024 году, стал проект под названием «Дальневосточное кино» московской АНО «Центр политических и социальных технологий». Его инициаторы намерены отобрать пять литературных произведений из числа участников премии им. Арсеньева, чтобы превратить их в сценарные заявки и предложить снять на их основе кино про Дальний Восток.
Корреспондент EastRussia пообщался с идейным вдохновителем проекта Вячеславом Коноваловым, чтобы от первого лица узнать — какие книги могут стать хорошим фильмом, а какие даже не стоит пытаться экранизировать?
Все началось пять лет назад с «Литра» — именно так называется фестиваль «Литература Тихоокеанской России», который проводится во Владивостоке. На его, как принято говорить, «полях» родилась идея об учреждении литературной премии им. В.К. Арсеньева, поддержанная полномочным представителем Президента РФ в ДФО, зампредом председателя Правительства РФ Юрием Трутневым.
Рассказывает Вячеслав Коновалов:
— Тогда, в первый же сезон, стала приходить мощная литература дальневосточная, и мы уже тогда подумали: вот мы сейчас этих людей отметим, мы сейчас будем их чествовать, литература получили, о них рассказали. А вот что дальше? И уже тогда зародилась такая «многоходовочка»: фестиваль — премия — что-то еще из собранной литературы.
— Какие были варианты?
— Было два возможных направления: создать альманах или сборник, который бы выходил каждый год, но тут возникают серьезные проблемы с авторскими правами, потому что мы принимаем на конкурс только уже напечатанные произведения. Соответственно, автор уже передал права и это достаточно сложный с юридической точки зрения вопрос.
Вторая идея была каким-то образом воплотить это все в изобразительное искусство - кино, в первую очередь, или театр, то есть сценарий. Так появилось «Дальневосточное кино».
— В чем его суть?
— Вот смотрите: за пять лет накоплено огромное количество литературы: каждый год у нас три номинации – «Длинная проза», «Короткая проза» и «Литература для детей». Получается у нас 30 произведений, вычитанных профессиональным литературным советом, появляется каждый год. Всего пять премий уже прошло. Соответственно, 150 произведений. Как их превратить во что-то визуальное?
Разумеется, первый и наиболее логичный шаг — эти произведения дать на вычитку каким-то людям, которые понимают — возможно ли произведение трансформировать в визуальный ряд? Ведь не факт, что хорошая литература сразу становится хорошим кино или хорошим спектаклем.
Механика очень простая: смотрим, какие из этих произведений можно превратить в сценарии. После этого вместе с авторами люди, которые неоднократно множество сценариев написали, начинают превращать произведение в сценарную заявку. Заодно сценаристы еще и обучают сценарному искусству автора произведения.
— Зачем?
— Автора произведения, переработанного в сценарный план, необходимо подготовить к тому, чтобы он выступал, чтобы он мог защитить свою заявку, то есть подготовить его к питчингу сценарных заявок. Затем эти люди выходят перед авторитетным жюри, в которое входят профессиональные сценаристы, известные режиссеры, продюсеры. И жюри будет оценивать каждую из представленных сценарных заявок. Голосование будет проходить примерно также, как на премии им. Арсеньева, когда дается листок, на котором необходимо поставить галочки в каждом конкретном месте и оценить от одного до десяти - что понравилось, что не понравилось, где можно было лучше и так далее.
Проект «Дальневосточное кино» в цифрах:
Что есть: 150 произведений — участников литературной премии им. В.К. Арсеньева за последние пять лет
Что будет: из их числа отбирается 25 произведений, которые переработают в сценарные заявки
Кто оценивает: жюри из 10 человек
Сколько оценивают: 2 дня во время «Креативной недели»
Кто в финале: 5 сценарных заявок
Страничка проекта: https://vk.com/dalnevostochnoe_kino
— А дальше?
— На выходе мы получаем финальный лист из пяти произведений, которые мы уже будем рекомендовать Фонду кино, Фонду развития регионального кино, Министерству культуры. Мы будем приходить и говорить, что у нас есть профессионально отобранные, профессионально написанные и профессионально оцененные кинематографическим сообществом сценарные заявки, которые уже можно воплощать в сценарии и начинать снимать.
— Кто за сценарием к вам придет?
— Не к нам, а мы с ними пойдем! Хотя и к нам тоже можно. А вообще это рассчитано на тех, кто захочет снимать кино о Дальнем Востоке. Мы придем в Фонд развития регионального кино, в Минкульт и скажем: «У нас есть профессиональные отобранный сценарий — вам интересно такое снимать?» В руках будет пакет, который можно дальше «двигать».
Если к нам придет человек и скажет: я хочу снимать о Дальнем Востоке, мы ему скажем — прекрасно! Сморите, выбирайте: есть и про пограничников, и про освоение территории, и про оборону Камчатки, и про исход белогвардейцев из Приморья. У нас будет 25 сценарных планов, которые были на питчинге — выбирайте.
P.S. Получится ли из этих пяти работ кино — покажет время. Кстати, самый любимый фильм у Вячеслава Коновалова про Дальний Восток — «оскароносная» работа «императора» японского кинематографа Акиры Куросавы «Дерсу Узала» - про того самого Арсеньева.
По оценкам АККОР, в 2022 году на Дальнем Востоке собрано более 2,2 млн тонн сои, в том числе 1,6 млн тонн в Амурской области. При этом не менее 800 тысяч тонн урожая 2022 года находятся на складах. Образовавшийся избыток масличных негативно влияет на отрасль и затрудняет подготовку к предстоящему сезону 2023 года. Выход из ситуации искали на полях 34 съезда АККОР, проходившего 9-10 февраля в Москве. К каким выводам пришли участники съезда, и можно ли реализовать запасы сои в текущих реалиях, выясняло EastRussia.
Цены не устраивают аграриев
В 2022 году по ДФО собрано более 2.2 млн тонн, в том числе по Амурской области свыше 1,6 млн тонн. Об этом сообщает Амурский АККОР (региональное отделение Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России).
Вместе с тем негативная ценовая ситуация привела к существенному снижению сбытовой активности.
«Цены не устраивают аграриев, урожай ещё в больших объемах хранится на складах. По нашим оценкам, на хранении находится не менее 800 тысяч тонн урожая 2022 года. Конечно же, это негативно влияет на ситуацию в отрасли, не дает нормально готовиться к предстоящему сезону 2023 года», - рассказал исполнительный директор Амурского АККОР Владимир Юсупов.
По словам отраслевиков, реализации мешают высокие экспортные пошлины, которые затрудняют сбыт урожая на внешнем рынке. Экспортная пошлина на сою была введена в конце декабря 2020 года в целях развития внутренней переработки и составила 30% от таможенной стоимости. С 1 июля 2021 года ставку снизили до 20%. В сентябре 2022 года действие пошлины продлили до конца 2024 года, а в январе 2023 года Минсельхоз предложил повысить её до 50%. Учитывая, что порядка 80% собранного в ДФО урожая сои отправляется на экспорт, заградительные меры серьёзно осложнили жизнь сельхозпроизводителям.
«В настоящее время пошлина составляет 20%, но не менее 100 долларов за тонну. Сейчас она выглядит запретительной. Кроме того, международная логистика не в полной мере оправилась от ковидных ограничений», - комментирует Владимир Юсупов.
В то же время поставки на внутренний рынок затрудняет логистическая составляющая - загруженность железнодорожных путей и отсутствие свободных вагонов.
фото: ООО «АгроЭкспорт»
Министр сельского хозяйства Приморья Андрей Бронц сообщил, что в крае ещё не реализовали урожай прошлого года, и увеличивать посевные площади под сою не планируется.
«Пока на полный объём урожая нет потребителя. Поставки на запад сдерживает загруженность железной дороги, и у нас нет покупателя, который готов так долго ждать товар. Экспортные пошлины несколько притормозили покупку сои китайскими компаниями, а региональный рынок достаточно обеспечен продукцией, включая «Уссурийский масложиркомбинат» и предприятия животноводства», - рассказал он.
Сложившаяся ситуация способствовала снижению закупочных цен. Если в 2021 году приморские аграрии продавали сою по цене 55 тысяч рублей за тонну, сегодня её стоимость упала до 28 тысяч рублей.
«В Приморье выращивают примерно 450-470 тысяч тонн сои, а внутреннее потребление составляет всего 110-150 тысяч тонн. Таким образом, 200-300 тысяч тонн – это избыток, который можно и нужно отправлять на экспорт. Не на запад страны, а в Китай и другие страны АТР, которые с удовольствием возьмут эти объёмы, учитывая, что наша соя – не ГМО», - говорит глава Ассоциации «Примагроэкспорт» Сергей Дудник.
В Амурском АККОР обращают внимание на показательную статистику - практически вся переработка сои в стране приходится на центральные регионы. Собственная переработка в ДФО составляет 450 – 500 тысяч тонн. Таким образом, собранный урожай в 2,2 млн тонны в 4 раза превышает перерабатывающие мощности региона.
Аграрная арифметика
«При невозможности собственного рынка переработки принять всю сою, а также фактически закрытом экспортном рынке соя уходит на запад, к центрам переработки», - поясняет Владимир Юсупов.
Но для гармоничного сотрудничества и проведения безубыточных операций для дальневосточных сельхозпроизводителей необходимо решить проблему транспортного тарифа в центральные регионы России, акцентирует он. Разница в цене с центральной частью страны по приёму сои составляет: в центре - 40 – 42 тысячи рублей за тонну, на Дальнем Востоке - 28 – 30 тысяч рублей за тонну. «То есть дальневосточники заранее поставлены в неблагоприятную ситуацию. Это неприемлемая для дальневосточников арифметика, на ней нельзя эффективно развиваться», - заключает Юсупов.
По его словам, решить данную проблему при фактическом закрытии экспорта можно через субсидирование транспортного тарифа. Сегодня он составляет 10 – 12 тысяч рублей. При выделении финансирования на компенсацию транспортных издержек возможно снятие проблемы реализации дальневосточной сои.
На полях 34 съезда АККОР, который в текущем году проходил 9-10 февраля в Москве, заместитель министра по финансам Минсельхоза Елена Фастова говорила о принятии решения по субсидированию тарифа на доставку сои в центр страны в сумме 2 млрд рублей, и еще один миллиард может быть выделен в перспективе.
«Хотелось бы, чтобы это было реализовано. Но в настоящее время происходит в экстренном режиме субсидирование затрат на перевозку удобрений. Есть опасность, что выделенные на сою субсидии будут «заткнуты» на перевозку удобрений. Ситуация не ясная», - отмечает Владимир Юсупов.
Стимул к развитию
Пока от текущей ситуации выигрывают крупные производители, которые могут покупать сою по низким закупочным ценам.
«Как объявил Минсельхоз России, в весеннюю посевную площади под соей будут увеличены на 2,6%, - сообщили агентству в «Масложировом Союзе России». - Учитывая, что в последние годы сельхозпроизводители благодаря современным агротехнологиям постоянно наращивают урожайность масличной, то мы ожидаем сбор сои в зачётном весе более 6 млн тонн. Соответственно, вырастет и производство масла и шрота примерно на 40-45%».
В отраслевой организации также отметили, что традиционными экспортёрами российской масложировой продукции много лет являются страны Ближнего и Дальнего Востока. В прошлом году значительно нарастили объёмы вывоза Китай (+58% к 2021 году) и Индия (более чем в 2 раза). А вот 30% от объема экспорта соевого масла приходится на Алжир.
Профильные инвесторы готовы наращивать объёмы переработки сои в ДФО. Российско-китайская группа «Легендагро» заявила о намерении инвестировать более 5 млрд рублей в создание российско-китайского агропарка и планирует построить в Приморье к 2025 году терминал по перевалке зерновых, масличных культур и других навалочных грузов мощностью 1 млн тонн в год, а также завод по глубокой переработке сои мощностью до 220 тысяч тонн продукции в год.
На слуху проект строительства крупнейшего завода по глубокой переработке сои в Амурской области, который реализует агропромышленный холдинг «Содружество». В настоящий момент группа компаний определилась с земельным участком для будущего завода и объявила о планах в 2024 году начать строительные работы, а к сезону сбора урожая 2025 года запустить предприятие, способное переработать около 40 % амурского урожая сои.
фото: ООО «АгроЭкспорт»
«Мы заинтересованы в том, чтобы соя не вывозилась из региона в необработанном виде, а максимально перерабатывалась на территории области. Предприятие создаст новые рабочие места, даст стимул к развитию растениеводческих хозяйств, а вместе с ними и сёл, в которых они расположены», - цитирует пресс-служба Амурской области губернатора Василия Орлова.
Сергей Дудник соглашается, что будущее – за продуктом с добавленной стоимостью. «Нужно экспортировать масло и шрот, которые ценятся на мировом рынке. Сегодня в Приморском крае шесть предприятий, которые производят масла, включая крупнейшее «Русагро» и сельскохозяйственный производственный Кооператив «Новолитовский». Мы должны развивать переработку, а не гнать сырьевой продукт. Другой вопрос, что ко всему нужно подходить разумно, соблюдая баланс интересов», - говорит он.
Представители отрасли в Амурской области отмечают, что холдинг «Содружество» приступит к строительству завода в 2024 году. Строительные работы займут ещё год – два. Какая ситуация с покрытием спроса на произведенную дальневосточниками сою сложится за этот период, становится неясно. «И здесь необходимы комплексные меры, общими усилиями», - считает Владимир Юсупов.
Отметим, что по данным Масложирового Союза России, при текущей мировой конъектуре масличные в целом сохраняют лидерство по маржинальности среди других культур в растениеводстве. «В частности, по сое маржинальность в этом сезоне составит не менее 45%. В прошлые сезоны она была выше, но за последний год значительно возросли затраты на технику, запчасти, ГСМ, удобрения и другие материальные расходы», - сообщили в организации.
По официальной отчетности, которую сдают сельхозпроизводители, рентабельность сои на Дальнем Востоке составляет около 20 %. Однако эта цифра формируется без учёта капитальных затрат и инвестиций, которые производители ежегодно осуществляют для технической модернизации. Согласно правилам бухучёта, крупные фактические затраты проходят по линии капитальных вложений и не учитываются в текущей себестоимости, поясняют участники рынка. Вместе с тем реализация продолжается до сих пор, и поэтому нельзя говорить о конечной рентабельности.
Добавим, что согласно Росстату, из года в год концентрация производства сои увеличивается в европейской части России. В 2021 году впервые площади выращивания сои в Центральном ФО превысили площади на Дальнем Востоке.