Трудовым мигрантам в Якутии запретили работать в такси, на пассажирском транспорте и заниматься грузовыми перевозками. Соответствующий указ подписал глава республики Айсен Николаев.
Помимо этого, ограничения касаются работы на складе, в структурах почтовой связи, в курьерских службах, сельском и лесном хозяйствах, строительстве, торговле, общепите. Также мигрантам запрещено заниматься охотой, рыболовством и рыбоводством, научной и технической деятельностью.
Запрет распространяется на иностранцев, которые трудятся на основании патентов. Напомним, в соседней Магаданской области в этом году мигрантам запретили
водить общественный транспорт.
С 18 по 20 мая в Хабаровске прошёл масштабный Российско-китайский форум, который объединил деловую и культурную повестку. В рамках форума состоялся фестиваль «Два берега — один Амур», открытый для всех желающих. На набережной стадиона имени Ленина развернулся импровизированный китайский квартал, работала ярмарка мастеров и проходили творческие выступления. Яркое шоу, народные ремёсла и гастрономические традиции двух стран сделали мероприятие заметным событием в культурной жизни региона.
Фестиваль «Два берега — один Амур» развернулся на набережной стадиона имени Ленина. Он длился все три дня работы форума.
Пространство превратилось в стилизованный китайский квартал с традиционными красными фонариками, декоративными элементами и фигурами драконов. Вход на фестиваль был свободным.
«Сердцем» фестиваля – стала сцена на Комсомольской площади. На ней пели и танцевали творческие коллективы России и Китая. Изюминкой фестиваля стало выступление Китайского акробатического цирка.
Рядом с китайским кварталом расположилась «Славянская ярмарка». На ней большим спросом пользовались изделия местных мастеров.
– Все интересуются коллекционными изделиями из ореха и березы. Их выполнил художник Иван Бельды. Некоторые изделия выполнены из цельного куска дерева. Люди ищут склейку, им не верится, что это выполнено из цельного куска. Цена от 15 тыс. рублей, – рассказала Ольга Аистова, руководитель хабаровского городского отделения АКМНС.
Гости из КНР, приехавшие в Хабаровск на форум, отдали должное сбитню, сваренныму по старинному русскому рецепту и медовым пряникам.
Почти все продавцы на ярмарке подготовились и торговали в русских народных нарядах.
– Я делаю ароматные пряные пряники с добавлением меда и специй. Конкретно на форум я изготовила пряники в русском стиле. Например, дымковская игрушка. А еще были пряники с надписью: «Хабаровск». Их разобрали почти все, – рассказала Екатерина Орлова.
Также на фестивале работал кинотеатр под открытым небом, в котором можно было посмотреть фильмы о красотах Хабаровского края и не только. Гости сидели в комфортных креслах-мешках.
19–20 мая 2025 в Хабаровске прошел первый Российско-Китайский форум. Представители бизнеса и власти обсудили перспективы совместного освоения Большого Уссурийского острова и развитие трансграничного сотрудничества.
Справка
Общая площадь Большого Уссурийского острова составляет 254 км2, из которой на долю России приходится 174 км2. Официальное название китайской части — Хэйсяцзы дао (остров Черного медведя). Остров простирается с запада на восток на 38 км, при максимальной ширине- 10 км. В 2004 году РФ и КНР договорились о принципе «Один остров – две страны». В мае 2024 года президент России Владимир Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин подписали Единую концепцию освоения территории.
Старт работ
С конца марта 2025 года на российской части острова Большой Уссурийский началось строительство подъездной дороги к будущему пункту пропуска. Протяженность трассы — 4,15 км. Одновременно ведутся работы по устройству насыпи под будущую пограничную инфраструктуру. Общая площадь — 30 га, высота — от 1 до 6,5 м. Это необходимо для защиты от подтопления.
Приоритет пункту пропуска
Проект строительства автомобильного грузо-пассажирского пункта пропуска включен в список приоритетных. До конца мая 2025 года планируется заключить контракт полного жизненного цикла с подрядчиком. Схемы генплана пункта пропуска уже согласованы с госорганами. Это позволит ускорить реализацию на 6 месяцев.
Расчетная пропускная способность перехода — порядка 1,5 млн человек, 90 тыс. грузовиков (порядка 250 в сутки), 36 тыс. легковых автомобилей и 18 тыс. других транспортных средств в год. Ежегодный грузооборот пункта пропуска оценивается в 1,3 млн тонн
Рекреация, бизнес, туризм
Пилотные проекты на острове будут включать рекреационные зоны, туристическую инфраструктуру и деловые кластеры. Упор — на привлечение частных инвесторов. Планируется создание парка дружбы народов, строительство клубного отеля и яхт-клуба.
На острове появится технопарк площадью 4,2 га. В нем разместятся лаборатории, офисы, коворкинги и производственные площадки. Для запуска проекта будет реконструирован военный городок.
Экологический приоритет
Развитие острова ориентировано на «зеленую повестку». Планируется строительство солнечных и ветряных электростанций, а также резервной линии питания с материка.
Что делается на китайской стороне
На китайской части острова (о. Хэйсяцзыдао) строительные работы для пункта пропуска начались еще в октябре 2024 года. Бюджет КНР превышает российский проект на 2 млрд руб. Ранее на острове соседи уже построили пагоду высотой 81 метр, там создан парк водно-болотистых угодий, который уже принял тысячи посетителей, есть зоопарк с медведями и экспозиция на базе остатков советской пограничной инфраструктуры.
Участие в форуме приняли более трех тысяч человек. Среди них – представители власти, бизнеса, общественных и молодежных организаций. В том числе более 600 участников из Китая. В программу форума вошло более 30 тематических площадок, культурных и спортивных мероприятий.
Подписано 34 соглашения, из них 25 – с представителями иностранных компаний. Общая сумма - более 100 млрд рублей. Среди них как соглашения по развитию острова Большого Уссурийского, так и проекты на материковой части Хабаровского края.
Организатор мероприяти — Правительство Хабаровского края при поддержке Министерства иностранных дел РФ, Министерства экономического развития России, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», ВЭБ.РФ. Оператор – Фонд Росконгресс.
Развитие Большого Уссурийского острова, разделенного между Россией и Китаем, выходит на новую фазу. На первом Российско-Китайском форуме в Хабаровске обсуждались планы создания здесь уникального формата сотрудничества — от высокотехнологичных производств до туристических кластеров. Однако даже при политической воле двух государств реализация задуманного требует активных решений, новых подходов и баланса между экономикой, интересами бизнеса и экологией.
Совместное развитие Большого Уссурийского острова — тема, которая звучит в российско-китайских переговорах уже не первый год. Но лишь недавно трансформация острова перешла в практическую плоскость — после того как в мае 2024 года президент России Владимир Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин подписали Единую концепцию освоения территории.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, в приветственном слове участникам форума охарактеризовал остров как «уникальную территорию».
«Один остров, два государства — к общей согласованной формуле его развития мы шли 20 лет. Сегодня же уже идет строительство с обеих сторон. Российская часть готовится к запуску нового пограничного пункта пропуска к 2028 году».
Пассажиропоток через новый пункт пропуска может превысить 1,4 млн человек в год, а грузопоток — 1,3 млн тонн. Как отметил министр, экономический эффект возможен только при запуске «нового режима ведения предпринимательской деятельности международными территориями опережающего развития (МТОР). Соответствующий законопроект уже принят в первом чтении Государственной Думой и должен стать федеральным законом летом этого года».
«Мы также считаем очень перспективным направлением сотрудничество в области науки и технологий. Китайские компании уже проявляют интерес к созданию совместных высокотехнологичных предприятий», — добавил министр.
Губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин предложил создать на Большом Уссурийском специальный правовой режим — с акцентом на высокие технологии, интернет-коммерцию, креативные индустрии.
«Это позволит апробировать возможности специального права, валютных и клиринговых расчетов, ускорения регистрации иностранных компаний, одобрения инвестиций. Такой режим предполагает упрощенный формат таможенных процедур и взаимообмен технологиями. Технологиями, которые мы видим возможным реализовывать на нашем совместном острове.
То есть это опытно-конструкторские научные исследовательские работы, которые, я надеюсь, российские и китайские молодые ученые будут совместно реализовывать на острове. Тут же будут организованы сборочные производства. Сначала будут построены индустриальные парки, ориентированные на прикладные задачи. Позднее они смогут эволюционировать в полноценные научные центры», — подчеркнул он.
Кроме того, для поддержки проектов на Большом Уссурийском Дмитрий Демешин предложил создать совместную российско-китайскую инфра-платформу со штаб-квартирой в Хабаровске, чтобы координировать процессы в часовом поясе региона.
Экология, по словам губернатора, должна стать не сдерживающим, а формирующим фактором. Освоение территории призвано стать образцом синергии технологий и природы.
«Сохранение экологической повестки острова стоит в абсолютном приоритете. Производство, которое там появится будет основано на чистых, интеллектуальных технологиях. Индустриальные парки, которые я привел в пример — это опытно-конструкторские работы, новые формы электронных технологий, они никоим образом не противоречат экологической повестке.
Нам не хотелось, чтобы это место — остров Большой Уссурийский — было чисто туристическим. Нам бы хотелось обмениваться и туристической, и культурной, и научной мыслью. А для того, чтобы обмениваться научной мыслью, нам нужны опытные площадки».
Воплощение этих идей потребует создания масштабной инфраструктуры, как на самом острове, так и на «материковой» части Хабаровска. На Большом Уссурийском появится парк Дружбы, патриотический парк «Общая победа». Краевому центру нужны 4- и 5-звездочные гостиницы. В планах также объединенная набережная длинной почти 10 км, деловой центр «Хабаровск-Сити».
Цзян Сяоян, Генеральный консул КНР в Хабаровске, выступил подчеркнуто дипломатично:
«Под стратегическим руководством председателя Си Цзиньпина и президента Путина российско-китайские отношения переживают лучший период за всю историю. Большой Уссурийский может стать модельной территорией взаимодействия в новой эпохе».
Консул отметил, что власти китайских провинций, граничащих с Россией, поддерживают проекты развития на острове.
«Один остров, две страны — это спящий красавец. Пора проснуться. Я полностью поддерживаю оценку губернатора Дмитрия Демешина о том, что этот триггерный проект существенно усилит динамику партнерства Хабаровского края и в целом России с Китаем. Это безусловно создает новые возможности для бизнеса и торговли. Будучи Генеральным консулом КНР в Хабаровске, считаю своей важнейшей экономической задачей приложить все усилия для скорейшего открытия пунктов пропуска на нашем общем острове».
Это мнение разделяет и Чжоу Лицюнь, председатель Союза китайских предпринимателей в России. По его словам, остров может стать витриной российско-китайского партнерства, но для этого необходимо исключить барьеры, которые тормозят инвестиции, — в первую очередь юридические и финансовые. Чжоу Лицюнь сослался на опыт 20 крупных китайских компаний, ведущих бизнес в России.
«Они обозначили ряд проблем: первое — это, конечно, огромные проценты на кредиты в банках. Ставки рефинансирования тоже очень высокие, 25−26%. Эти цифры для нас, конечно же, очень неудобны. Второе — это утверждение процедур и сертификация. Сейчас приходя предприятия, которые хотят производить, например, автозапчасти, но у них большие трудности с сертификацией. Это сдерживает наше торговое сотрудничество. Третье — это управление: китайским специалистам, которым нужно приезжать в Россию для работы, испытывают сложности с получением трудовых карт, с разрешением на работу в России. Поэтому мы предлагаем, чтобы наши правительства прилагали больше усилий, устраняя эти препятствия, обеспечивая более благоприятные условия для предпринимателей», — указал Чжоу Лицюнь.
Дмитрий Вахруков, заместитель министра экономического развития России, отметил, что проведение форума, посвященного развитию Большого Уссурийского острова, — важный шаг к укреплению сотрудничества с Китаем. Здесь пересекаются экономические и территориальные интересы двух стран, и Хабаровск стал точкой их практического объединения. Поддержка на уровне лидеров государств придает дополнительный импульс развитию двусторонних инициатив.
По словам замминистра, Китай остается ключевым партнером России на внешнеэкономической арене. По итогам 2024 года объем взаимной торговли достиг рекордных $240 млрд. Цель — увеличить этот показатель до $300 млрд к 2030 году. Это достижимо даже с учетом сохраняющихся ограничений, если выстроить устойчивые каналы взаиморасчетов и движения капитала.
8 мая 2025 года подписано обновленное межправительственное соглашение о поощрении и защите капиталовложений между Россией и КНР. Документ закрепляет новые стандарты защиты инвесторов и реализации совместных проектов. При этом в портфеле российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству уже 86 проектов на сумму более $200 млрд. В их числе — строительство «зернового коридора», газохимического комплекса, объектов по переработке попутного газа.
Отдельного внимания заслуживает туризм. Он не только усиливает гуманитарные связи, но и имеет выраженное экономическое измерение — стимулирует развитие транспортной и туристической инфраструктуры. Большой Уссурийский имеет все шансы стать образцом взаимодействия в туризме между Россией и Китаем.
По мнению Дмитрия Вахрукова, исходя из территорий и возможностей, которые открывает Дальний Восток для путешествий, его доля в общем туристическом потоке страны пока не соответствует его возможностям. Она составляет более 5 процентов, хотя по темпам роста макрорегион находится в лидерах.
В прошлом году, количество туристов, которые посетили Дальний Восток, выросло на 17 процентов и это выше, чем в среднем по стране.
«Это говорит о том, что потенциал начинает раскрываться, начинает реализовываться. Что касается Хабаровского края, то действительно, если говорить про полтора миллиона туристов к 2030 году, это удвоение. Но мне кажется, что это не вполне амбициозная цель для Хабаровского края, с учетом того объема инфраструктурных проектов, которые планируются к реализации. Уже строятся гостиницы, запланировано много нового строительства, которое мы будем поддерживать.
Подводя итоги, можно выделить три стратегических направления сотрудничества: формирование устойчивой инвестиционной среды, развитие межрегиональных связей и поддержка точечных отраслевых проектов в рамках российско-китайской комиссии. Чем активнее работают регионы, тем выше отдача от партнерства», — резюмировал Дмитрий Вахруков.
Сквозной посыл форума: Большой Уссурийский остров — это не просто территория. Это тест на зрелость российско-китайского сотрудничества. Амбициозный проект может и должен задать новую, образцовую модель трансграничного развития. Как она будет реализовываться — будет видно к следующему форуму: все основания для его проведения есть.
Перед деловыми кругами Китая и РФ возникают все новые вызовы, которые влияют на развитие экономического сотрудничества, производственной кооперации. Растущие издержки бизнеса, в том числе в свете дефицита кадров, снижают конкурентоспособность России, делая ее для китайских партнеров менее привлекательной в сравнении с другими соседними государствами. На этом фоне возникает еще один негативный для партнерства фактор, связанный с ужесточением в РФ миграционной политики. Выходом пока видится активное масштабирование бизнеса через особые экономические зоны.
Темпы роста торговли между Россией и Китаем продолжают замедляться. В январе-ноябре товарооборот между странами, согласно данным Главного таможенного управления КНР, увеличился на 2,1% к прошлогоднему уровню и достиг $222,8 млрд. Для сравнения, за 11 месяцев 2023 года рост к предыдущему периоду составлял 26,7%.
Тем не менее Россия занимает седьмое место в товарообороте Китая (к тому же организуется реэкспорт через третьи страны), и это остается значительным фактором с учетом роли Поднебесной, как ведущего игрока мировой экономики.
Тем временем на российском рынке продолжают развиваться крупные китайские корпорации. В их числе эксперты выделяют концерн Great Wall Motor, запустивший завод двигателей Haval в Тульской области, производителя строительной техники Sany, участника создания таких объектов, как линии Московского метрополитена, трасса М-12 (Москва – Казань), судостроительный комплекс «Звезда», China Railway Construction Corp. Особого внимания заслуживает коллаборация «Газпрома» с Китайской национальной нефтегазовой (China National Petroleum Corp.), Китайской национальной трубопроводной корпорацией (PipeChina) по проектированию и строительству трансграничного участка газопровода через реку Уссури в направлении Дальнереченск – Хулинь.
Логично, что весомая часть интересов китайских инвесторов сосредоточена в Сибири и на Дальнем Востоке. Среди значимых инвестпроектов – Амурский газоперерабатывающий завод, фабрика по переработке древесины Russia Forest Products, конвейерная система через Амур для перевалки сыпучих грузов, перегрузочные комплексы для нефтехимии, нефтепродуктов, сжиженного газа в Нижнеленинском и Советской Гавани.
Конечно, нельзя забывать о сложностях, с которыми вследствие санкционных ограничений столкнулись партнеры. «Из-за санкций многие китайские компании, особенно имеющие филиалы в Европе и Америке, ушли с российского рынка. Но для частных компаний малого и среднего масштаба есть шанс», – убежден заместитель генерального директора «СиАрСиСи Рус» (российского филиала China Railway Construction Corp.) Чжан Баохуа.
По итогам девятого заседания Российско-китайского консультационного комитета предпринимателей, состоявшегося этим летом, заявлено, что предпринимателями РФ и Китая обсуждается более 80 совместных проектов на общую сумму 18 трлн руб. В то же время улучшение инвестиционного климата требует комплексного подхода, говорят представители делового сообщества. В России встречаются привлекательные предложения для инвесторов, как, например, аренда в индустриальном парке 1 га за 1 руб. в месяц, но изменения в миграционной политике могут свести на нет эти усилия, заявил на состоявшемся в декабре Национальном промышленном форуме председатель Санкт-Петербургского филиала Союза китайских предпринимателей в России Чэнь Чжиган.
По его словам, для запуска инвестпроектов важны дешевые кредиты, но ставка ЦБ в России уже достигла 21%, тогда как в КНР можно привлечь средства под 6% годовых. Для организации производств нужны рабочие руки, но их в РФ сейчас не хватает. Возможно пригласить людей из-за рубежа, однако вследствие ужесточения требований миграционного законодательства это делать стало проблематично.
«Политика сегодня отталкивает дешевые длинные деньги и дешевую рабочую силу», – резюмирует господин Чэнь.
Действительно, соглашается Чжан Баохуа, китайский специалист сегодня стоит дорого, а привлечь рабочие руки из СНГ в Россию становится тяжело. По признанию менеджера, последние годы «СиАрСиСи Рус» не имеет прибыли. В РФ сильно возросли издержки в связи с удорожанием трудовых ресурсов, материалов, сопутствующих услуг и т.п. К тому же негативный эффект несет волатильный курс рубля на валютном рынке. «Я считаю, это является одним из ключевых барьеров для китайской компании, которая планирует выйти на российский рынок», – полагает Чжан Баохуа.
Как результат, в настоящее время немало инвесторов из КНР рассматривают локации для своих производств в странах Центральной Азии, где издержки гораздо меньше, чем в России.
И все же потенциал у соседних стран остается весомым в части промышленной кооперации, убежден представитель «СиАрСиСи Рус». Хорошие шансы есть с точки зрения выпуска оборудования для сельского хозяйства (хотя сегодня, уточнил менеджер, мало российских компаний из этого сегмента машиностроения желают выйти на рынок Китая), а также для горнодобывающей отрасли.
Перспективы есть у сотрудничества в сфере цифровой экономики. Как сообщил председатель совета директоров ПАО «КИФА» Сунь Тяньшу, основатель российско-китайской В2В-платформы цифровой торговли, компания содействует в выходе на российский рынок представителей высокотехнологичного бизнеса КНР. В планах – продолжать совместное развитие в области IT-технологий.
При этом большие возможности сулит сфера креативной индустрии, которая в товарообороте и обмене услуг между странами выходит на четвертое место после энергетики, сельского хозяйства, промышленности. Ее роль может стать более заметной, поскольку поставки сырьевой группы товаров из РФ в Поднебесную подходят к своему пределу, считают некоторые эксперты. «Мы это уже видим, но пока это тяжело признать. Китайский спрос на российское сырье падает не просто так. Китаю российское сырье, в том числе и уголь, просто [в дополнительных объемах] не нужно», – говорит главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.
В любом случае китайским предпринимателям нужно располагать большей информацией о России, о том, как правильно вести бизнес в РФ. Здесь пока недостает общения, высказал мнение глава представительства Китайского комитета содействия международной торговле и Китайской палаты международной торговли Гао Ци.
Актуальным остается вопрос снятия непониманий из-за различия культур и деловых традиций. «Китайский бизнес ведет переговоры с европейскими, американскими клиентами даже без непосредственной встречи, может по электронной почте решить любой вопрос. Но с российскими клиентами не получается», – сетует Чжан Баохуа.
Инструментами реализации совместных проектов в последние годы активно служат территории со специальными условиями администрирования и различного рода преференциями. Стоит сказать, китайские компании участвуют в 200 промышленных зонах по всему миру, из них 40 расположены в России. Процесс масштабирования продолжается. К примеру, в ПОЭЗ «Ульяновск» появится совместное предприятие по производству средств автоматизации обрабатывающих центров и высокоточных станков, а логистический центр имени Дэн Сяопина в ОЭЗ «Алабуга» имеет возможность стать одной из главных точек входа китайских товаров на российский рынок.
На Дальнем Востоке большие ожидания связываются с международными ТОР. В настоящее время дорабатывается соответствующий законопроект, который планируется принять в следующем году, определяется порядок создания и функционирования таких территорий, а также требования, предъявляемые к резидентам и реализуемым инвестпроектам, плюс набор преференций, в том числе по привлечению иностранной рабочей силы.
Как известно, первые международные ТОР должны разместиться в районе Владивостока («Западная») и Благовещенска («Ровное»), поселка Нижнеленинское и на Большом Уссурийском острове.
Одновременно прорабатываются возможности организации площадок для обеспечения ВЭД за границей. Как рассказал замдиректора департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга РФ Артур Галиуллин, в рамках нового нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» формируется федеральная программа «Создание зарубежной инфраструктуры», которая позволит российскому бизнесу создавать точки индустриального присутствия за рубежом. Такая возможность предусматривается и в КНР, проинформировал чиновник.
Как рассказал вице-президент Международного конгресса промышленников и предпринимателей (МКПП) Максим Белопотапов, с Китаем достигнуты договоренности об открытии российского производственного кластера на острове Хайнань (является свободной экономической зоной), в том числе для создания совместных проектов в области высоких технологий.
Фактически Хайнань – это крупный парк, где сосредоточены основные китайские игроки в сфере индустрии, отмечает представитель МКПП. «При высоком уровне поддержки китайского парка есть уникальная возможность взаимодействовать с этими компаниями. Мы можем предложить им свои проекты, они могут предложить нам свои. Здесь имеется отстроенная инфраструктура, удобно создавать стартапы. Нам интересно, чтобы был бизнес с обоих сторон: чтобы был не только выход для наших российских талантов или технологий, но чтобы был и вход», – пояснил он.
Кроме того, Хайнань рассматривается как площадка для развития бизнеса с другими странами юго-восточной Азии, например, Индонезией, Малайзией, Сингапуром. Еще одним стимулом, говорит Максим Белопотапов, может служить действующий на острове безвизовый режим для 54 государств, включая Россию, на срок до 30 дней.
С 2025 года регионы Дальнего Востока ужесточат миграционную политику – иностранцам запретят отдельные виды деятельности от курьерских услуг до некоторых производств. Как это повлияет на рынок труда, и что сегодня эксперты думают о миграционном вопросе, выясняло EastRussia.
Регионы Дальнего Востока взяли курс на ужесточение миграционной политики. В Хабаровском крае с 2025 года запретят привлекать иностранных граждан с патентами в качестве водителей общественного транспорта и такси. Также им будет запрещено трудиться на предприятиях, оказывающих услуги электро-, газо- и водоснабжения, работать по найму на физлиц.
Соответствующее постановление за подписью губернатора Дмитрия Демешина от 7 ноября включает шесть видов деятельности. Среди них указаны регулярные перевозки пассажиров междугородним транспортом и запрет на труд в частных хозяйствах, которые производят товары и услуги для собственного потребления.
Подобные ограничения с 2025 года установят в Камчатском крае, Сахалинской области и других субъектах. Самую жёсткую позицию занял Приморский край. Сейчас инициатива проходит оценку регулирующего воздействия. В списке — 41 вид экономической деятельности. Под запрет попадают сбор, хранение и утилизация отходов, производство лекарств, практически все виды перевозок, курьерские услуги. Мигранты с патентами не смогут работать на некоторых производствах, в сфере образования (ОКВЭД 85), здравоохранения (ОКВЭД 86), социальных услуг (ОКВЭД 88).
Появившийся в открытом доступе проект документа вызвал большой резонанс. Не все оценили его положительно. Так, у предпринимателей возникли замечания относительно фактически полного запрета на работу иностранцев в сфере автобусных перевозок и услуг такси.
«Более 80 процентов автопарка попадёт в простой, что я считаю существенными материальными издержками. Это только в моей организации, а у нас около 100 автомашин. У коллег в целом ситуация такая же, насколько мне известно. Получится ли со временем урегулировать проблемы с водительским составом и в какой срок, ответить сложно. Не исключаю риски прекращения деятельности ввиду больших издержек и отсутствия поступлений средств», — такой оценкой поделился владелец одной из компаний, предоставляющих услуги легкового транспорта.
Предприниматель Владимир Колесников считает, что запреты негативно влияют на качество пассажирских перевозок. Подобные меры в Приморье вводились в 2024 году — тогда постановление губернатора учитывало только 7 видов деятельности, включая автобусные перевозки.
Руководители автотранспортных предприятий сообщают, что при этом запрете нехватка водительского состава на муниципальных маршрутах составила в среднем 20-25 процентов. Соответственно, увеличилось количество жалоб со стороны пассажиров. О дефиците администрация Владивостока уведомила краевое правительство в обращении за подписью вице-мэра Евгения Бавина.
При этом нельзя не отметить, что и в Хабаровске, и в Приморье проекты постановлений поддержали большинством голосов.
«Снизится конкуренция на рынке трудоустройства. Масса российских граждан хотят оказывать услуги водителей такси и общественного транспорта, но иностранные специалисты демпингуют размер заработной платы. Нередко они готовы работать в нарушение Трудового кодекса, при этом «черные» заработные платы перечисляют себе домой», — так выразил свою позицию один из участников обсуждений.
Только в Хабаровском крае за первое полугодие 2024 года выявлено более 6 927 административных правонарушений в сфере миграции. Часто это работа без разрешительных документов. Также мигранты могут трудиться не по виду деятельности, указанному в документе. За отчётный период нарушителей миграционного законодательства оштрафовали на 17 720 000 рублей. Такой статистикой поделилось Управление МВД России по Хабаровскому краю.
В 2023 году из региона в судебном порядке выдворили 894 иностранных гражданина. Въехал в Хабаровский край 12 481 иностранец. Гражданство получили 3 943 человека, из них в упрощённом порядке — 3 907.
Оформлено 6 220 разрешений на работу (+51 процент по отношению к 2022 году).
И здесь возникает вопрос, достаточно ли мер принимается в сфере миграционного контроля. Некоторые участники обсуждений считают, что необходимы более радикальные решения.
«Нужен запрет на деятельность не только обладателям патента, а всем иностранным специалистам, осуществляющим трудовую деятельность без надлежащего подтверждения профессионального образования. Также следует запретить осуществление рыночной и мелкооптовой торговли, ведь нередко высококвалифицированные специалисты въезжают таковыми, а после арендуют авто или прилавок», — предложил один из участников обсуждений.
«Помимо этого, нужно принять акт, по которому мигранты могут приезжать на работу только по приглашению конкретного юридического лица, которое также будет нести солидарную ответственность за действия своего специалиста», — считает другой участник.
Встаёт вопрос о том, насколько миграционная политика соотносится с кадровым голодом на Дальнем Востоке.
Согласно Росстату, в Хабаровском крае безработица на конец июня составила 0,34 процента. Это тревожная статистика, которая означает, что экономике не хватает рабочих рук.
Немногим лучше ситуация в Приморье, где каждое третье рабочее место, создаваемое новыми предприятиями, по словам главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, остаётся незанятым. В то же время к 2030 году в ТОРах и свободном порту Владивосток планируется создать 230 тыс. рабочих мест, из них уже в наличии 120 тыс.
Опросы работодателей показывают, насколько велика проблема дефицита кадров.
«Из-за роста курса доллара и санкций очень сложно, а чаще невозможно привлекать иностранную рабочую силу», — рассказал глава группы компаний «Доброфлот» Александр Ефремов.
«Ситуация на рынке труда очень тяжёлая. Мигрантов не привлекаем в связи с низкой квалификацией», — прокомментировал глава компании «Акватехнологии» Сергей Слепченко.
Глава ассоциации рестораторов и отельеров Хабаровского края Станислав Никишин рассказал, что проблема стоит так остро, что некоторым предприятиям может грозить закрытие из-за кадрового голода. Кроме того, нехватка человеческого капитала приводит к росту стоимости услуг.
При этом работодатели подчёркивают, что в первую очередь, не хватает квалифицированных сотрудников. И здесь вводимые запреты не принесут макроэкономического эффекта. Нужно в корне менять миграционную политику.
«Нам нужно десятилетие не ужесточения миграции, а максимальной лояльности к мигрантам», — считает экономист и демограф, директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев.
По его оценке, на Дальний Восток необходимо привлечь не менее 2-3,5 млн человек русскоговорящего населения. Для этого требуются соответствующие стимулы.
«Дальний Восток — самая автомобилизированная территория. Представьте, что цена на бензин для автомобилистов снижается до уровня 10 процентов надбавки на себестоимость топлива, и стоит он не 50-60 рублей за литр, а 10-20. Что происходит дальше? Снижаются транспортные тарифы, стоимость перевозок, дешевеют товары. Пользуясь всем этим, люди обретают большую мобильность и могут перемещаться по территории региона с небольшими затратами. То же самое касается тарифов на электроэнергию, стоимости земли, жилья, образования. Может показаться, что мы получим неподъёмные для российского бюджета цифры, но на самом деле, с учётом населения 8 млн человек в масштабах страны это, скажем так, сущие копейки. Вы увидите, как сюда потянутся не только из стран СНГ, но также Москвы и других крупных городов», — прокомментировал Юрий Авдеев.
По словам эксперта, приток человеческого капитала будет способствовать изменениям демографической структуры населения.
«В 90-е мы потеряли 1,7 млн человек в возрасте от 15 до 49 лет, а кроме того, более 1 млн детей в возрасте до 14 лет. Это означает, что производство на Дальнем Востоке в ближайшие 10 лет будет суженным, и перекрыть дефицит можно только миграционным притоком», — пояснил собеседник.
Затронул экономист и тему льготных режимов ТОРов, которым в 2024-м году исполнится 10 лет. По его словам, вместо того чтобы обеспечить развитие обрабатывающих производств, преференции способствовали увеличению ресурсно-экспортного потенциала.
«В результате четыре процента занятых в добывающих отраслях сегодня обеспечивают 27 процентов валового регионального продукта. А порядка 7-8 процентов занятых в обрабатывающих отраслях — лишь 2-3 процента ВРП. Соответственно, инвесторы вкладывают свои средства в добычу, сырьё уходит за границу, и цепочек добавленной стоимости в регионе не создаётся. То есть работы много, а результат минимальный. Поэтому, прежде чем говорить об ужесточении миграционной политики, давайте сначала ужесточим всё, что связано с соотношением между добывающими и обрабатывающими отраслями», — комментирует эксперт.
Регионы Дальнего Востока уже достаточно давно живут за счёт иностранной рабочей силы, отмечает он. Это происходит под влиянием собственного демографического курса, взятого с 2007 года, когда был подписан указ о концепции демографической политики Дальнего Востока до 2025 года. Стратегической целью является стабилизация численности населения Дальнего Востока на уровне 8,3 млн человек к 2020 году и его увеличение до 8,6 млн человек к 2025 году.
В этом году концепция заканчивает срок своего действия. Но в демографическом плане ситуация осталась на уровне 1989 года несмотря на то, что изменился масштаб экономики, и Россия заняла четвертое место в мире по паритету покупательной способности.
«Мы запустили сюда мигрантов, полагая, что все вопросы, связанные с их трудоустройством, как-то урегулируются сами собой. Но в ответ на нерешённую задачу появились резиновые квартиры и криминальные структуры, которые решали эти задачи за нас. Самое главное, выросла социальная напряжённость, а ужесточения ведут к тому, что рынок труда схлопывается ещё больше. Поэтому приоритетом номер один должно стать привлечение сюда качественной миграции. За пределами страны остаются миллионы наших соотечественников, которые говорят и думают по-русски и хотели бы приехать на Дальний Восток. Но им миграционные службы не рады. И здесь необходима абсолютная лояльность миграционной политики», — говорит Юрий Авдеев.
Отметим, что ситуация на рынке труда ускорила темпы роста зарплат. К примеру, водителям автобусов в Приморье предлагают зарплату до 120 тысяч рублей в месяц.
По данным Росстата, на Дальнем Востоке среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в I квартале 2024 года составила 88 946 рублей и возросла по сравнению с I кварталом 2023 г на 17,5 процентов, реальная начисленная заработная плата увеличилась на 8,3 процента. Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше составила 4,1 млн человек. Миграционный отток оценивается в 1,1 тысячи человек.
Мнение
Комментирует экс-начальник Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю, эксперт в сфере миграции Владислав Звычайный
Самое ключевое, на что неоднократно указывало наше экспертное сообщество – пока уполномоченным органом в сфере миграции является МВД - кардинальных положительных изменений мы скоро не увидим. По разным причинам. В том числе и по тем же, что еще 20 лет назад сподвигли руководство страны создать гражданскую Федеральную миграционную службу в статусе министерства.
После ликвидации ФМС в 2016 году ее функции и полномочия были вновь переданы в МВД. Но, помимо полиции, вопросами интеграции и адаптации мигрантов в наше общество, самоотверженно, но малыми силами, занимается Федеральное агентство по делам национальностей. ФАДН в регионах не имеет своих обособленных подразделений. Поэтому государственная миграционная политика должна реализовываться и через местные региональные органы власти, через общественные объединения.
Сегодняшняя “точка кипения” нашего общества из-за катастрофически неудовлетворительной работы с мигрантами, вновь указывает на то, что до тех пор, пока в России опять не появится отдельное миграционное ведомство, так и будет это «дитя без глаза у семи нянек».
Работа Миграционных центров в регионах, где миграционная ситуация развивается активно — это необходимость. Поэтому задача создания таковых на основе государственно-частного партнерств было прописано в первой Концепции государственной миграционной политики, разработанной до 2025 года. Но в Дальневосточной столице, всегда привлекавшей наибольшее среди ДВ регионов количество трудовых мигрантов, нет такого центра. Где в одном месте комплексно решались бы все вопросы мигрантов, включая санитарный контроль. Всё это было во Владивостоке до 2016 года в Миграционном центре на ул. Командорской. Сейчас же, работа с мигрантами разбросана по районам города и края – отсюда и ослабление контроля за коррупцией и другие известные проблемы.
В российских новостных лентах сообщения из Вьетнама — не самые частые публикации. Некоторый всплеск случился во время и после визита Президента РФ в СРВ летом этого года, но в целом — на фоне новостей из Китая, Таиланда, Кореи — объём информации о происходящем во Вьетнаме невелик. Почему это так? Можно и нужно ли это исправить? На эти и другие вопросы EastRussia ответил Александр Соколовский, профессор кафедры Тихоокеанской Азии Восточного института ДВФУ.
— Как выглядит экономическое сотрудничество между РФ и Вьетнамом за последние годы?
— Исторически дружественные отношения России и Вьетнама сейчас переходят в русло «всестороннего стратегического партнерства». Это значит, что перед обоими государствами стоит задача нарастить взаимодействие во многих сферах, и прежде всего — в экономической. Этот процесс небыстрый, ведь запуск многих проектов требует большого количества времени, согласования на разных уровнях. Приведу пример. Вьетнамская корпорация TH Group давно хочет выйти на рынок российского Приморского края, для чего готова построить здесь молочно-товарный комплекс. Я следил за реализацией этого проекта, отмечая его выгоду для местного населения — вьетнамская компания может предоставить конкурентоспособные товары по привлекательным ценам. К счастью, проекту был дан «зеленый свет», и под будущий животноводческий комплекс уже согласована земля в Михайловском районе Приморского края. Однако мне кажется, что переговорный процесс шел непростительно долго — и такие моменты необходимо оптимизировать. Это важно прежде всего потому, что Приморский край является значимым регионом российско-вьетнамского сотрудничества. Приморский край экспортирует во Вьетнам продукты переработки древесины, электрические машины и оборудование, цветной металл, экологические сельхозпродукты, а также рыбу. Вьетнам поставляет нам сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления, продукты питания и натуральный каучук. Вьетнамские партнеры также открыто заявляют о желании привлечь инвестиции из российского Приморского края.
Одним из необходимых шагов на пути расширения экономического сотрудничества РФ и СРВ является организация специальных мероприятий, таких как торговые выставки, конференции, встречи предпринимателей. Это позволит вьетнамским и российским компаниям иметь возможность общаться лично, обмениваться информацией, узнавать друг о друге и налаживать деловые отношения. Также необходима поддержка со стороны органов власти, чтобы упростить процедуры инвестирования и юридические формальности. Это поможет компаниям не сталкиваться с трудностями в инвестировании и реализации бизнеса в Приморском крае. Кроме того, нужна поддержка и поощрение банков, чтобы компании могли получить доступ к финансированию и инвестиционной поддержке. Это принесет пользу не только двум сторонам, но и экономическим отношениям между двумя странами.
— Какие факторы сдерживают более плодотворное сотрудничество РФ и СРВ, какие стимулируют?
— У российско-вьетнамских отношений есть мощный стимулирующий фактор — это многолетняя совместная история, в которой благодаря СССР был освобожден Южный Вьетнам, создано современное вьетнамское государство и осуществлена его индустриализация. Огромный вклад Советского Союза в становление страны, тесное экономическое, военное, гуманитарное сотрудничество — все это позволило Вьетнаму оправиться от пережитой войны, а со временем стать ключевым государством Юго-Восточной Азии. Вьетнамцы помнят это, а потому относятся к российскому рынку, к нашим совместным инициативам с особым вниманием и теплом. Мне бы хотелось, чтобы российские бизнесмены и политики тоже помнили это и знали, что Юго-Восточная Азия открыта нам, ведь вьетнамская сторона выступает проводником российских инициатив в регионе. Тогда мы сможем побороть еще один сдерживающий фактор в развитии наших отношений — это привычка российских компаний прежде всего ориентироваться на огромные рынки Индии и Китая. Конечно, бизнесу не хочется менять то, что и так хорошо работает, выстраивать новые цепочки поставок вместо наращения существующих. Но стоит помнить, что Вьетнам — это центр внимания ведущих мировых держав, и сейчас идет активный процесс формирования его экономического окружения, в котором мы, на мой взгляд, должны занимать весомую долю.
Стоит также обратить внимание на проблему, связанную с платежами. Российские компании не могут выплачивать Вьетнаму деньги посредством системы SWIFT, что создает ощутимые трудности. Но Центральный банк России и Национальный банк Вьетнама активно работают вместе, чтобы найти решение этой проблемы. Вообще, еще одним стимулирующим фактором развития нашего сотрудничества я бы назвал политическую самостоятельность Вьетнама. Так, Ханой смог отстоять нейтральную позицию в противостоянии политических блоков, что отличило его от многих других стран с высокой долей западного капитала. Вьетнам также не присоединился к санкциям против России. Этим самым Вьетнам показал себя сильным игроком, не подверженным манипуляциям. С таким государством можно выстраивать прочные взаимовыгодные отношения, не ожидая «сюрпризов».
— По данным на апрель 2023 на вьетнамском отделении ДВФУ обучалось 30 студентов — это связано с ограниченным спросом или предложением? Можно ли говорить, что это своеобразное «зеркало» взаимоотношений РФ и СРВ?
— Отмечу, что по состоянию на октябрь 2024 их уже более 40. Вижу, вам кажется, что это мало, особенно если сравнивать с количеством изучающих языки Восточной Азии. Но здесь все не так просто. В первую очередь мы имеем дело с традиционно слабым представлением абитуриентов и тем более их родителей о том, как Вьетнам выглядит сейчас. Многие из них помнят эту страну по боевикам о Вьетнамской войне. В то время государство, пережившее столько конфликтов, действительно было разрушено. Сейчас же оно стало ведущим в Юго-Восточной Азии, притянуло множество инвестиций. Я приезжаю во Вьетнам каждые полгода и всегда удивляюсь, что страна становится еще прекраснее. Но общественное сознание малоподвижно и относит Вьетнам к неперспективным объектам изучения «для энтузиастов», хоть это и не так. Так что неудивительно, что вьетнамистика традиционно не является «массовым» направлением.
Однако это не все, что оставляет вьетнамистику «в тени» трендовой тройки «китаеведение, корееведение, японоведение». Южная Корея и Япония знакомы россиянам через массовую культуру, а Китай завоевал статус промышленного гиганта с огромным населением, многоукладной экономикой и большими амбициями. Соответственно, выбор этих направлений кажется менее рискованным, ведь речь идет о чем-то знакомом и находящемся на слуху. Мне жаль, что многие даже не знают о том, насколько вьетнамский менталитет похож на наш – на мой взгляд, русскому человеку адаптироваться в этой стране и культуре куда легче, чем в трендовых востоковедческих направлениях.
Я рассчитываю, что баланс в востоковедении сместится вслед за развитием всестороннего стратегического партнерства наших стран. Уже сейчас российскому бизнесу и государственным структурам нужно больше специалистов, чем есть на рынке труда — такой спрос выгоден для последних. Еще лучше ситуация обстоит во Вьетнаме — это уже весьма небедная страна, готовая платить большие деньги нашим вьетнамистам. Выпускники Восточного института ДВФУ работают в российском посольстве Ханоя, в ведущих информационных агентствах Вьетнама, в крупной нефтяной компании «Вьетсовпетро». Кто-то возглавляет ханойский корреспондентский пункт Sputnik’a, другой — Торговое представительство России во Вьетнаме. В России наши вьетнамисты также имеют успех – в качестве переводчиков, сотрудников МИД РФ. Мой талантливый ученик Евгений Власов сейчас является проректором по международным отношениям и директором Восточного института ДВФУ. Это, кстати, важный показатель открытости университета, а значит, и всей России к Юго-Восточной Азии. Регион к тому же активно развивается, а с его государствами у нас богатая история дипломатических отношений. Воротами в регион является Вьетнам, что становится фактором востребованности вьетнамистов уже сейчас и точно — в будущем.
На данный момент российские вьетнамисты — это относительно узкое сообщество профессионалов, не остающихся без работы. Мы лично знакомы друг с другом, с работниками посольств Вьетнама, а наша экспертная оценка требуется не только на рабочем месте, но и в региональных органах власти, привлекающих вьетнамистов к актуальным международным проектам и переговорам. Все это позволяет нам «держать руку на пульсе» российско-вьетнамских отношений и чувствовать себя уникальными специалистами.
— Сейчас в ДВФУ обучается более 100 студентов из Вьетнама — какие направления пользуются у них наибольшим спросом/интересом?
Наибольшей популярностью пользуются следующие направления: лингвистика, филология, туризм и международные отношения.