Рост цен на услуги служб такси в 2025 году может вырасти. При этом услуги подорожали уже в текущем году.
Как пишет «Парламентская газета», за период с января по октябрь 2024 года по официальным данным стоимость услуг возросла 13,8%. Однако, в Общественном совете по развитию такси считают, что стоимость возросла на 30 процентов во всех регионах страны. По словам председателя Совета Ирины Зариповой, в 2025 году ожидать снижения цен на услуги таксомоторных перевозок не стоит. Даже наоборот – продолжающийся рост стоимости автомобилей и запчастей, высокая ключевая ставка, удорожание лизинга и кредитования в следующем году также повлияет на стоимость.
Ранее сообщалось, что в Госдуму внесен законопроект об обязательном оборудовании автомобилей такси видеорегистраторами. Данная мера также повлияет на формирование цен в отрасли.
Сергей Гераськин восьмой месяц сотрудничает с Яндекс.Такси в Благовещенске Амурской области. Родился он здесь же 24 года назад здоровым ребёнком, но ещё в младенчестве из-за болезни потерял слух. В специализированной школе для глухих выучил русский жестовый язык и предметы общеобразовательной программы. После — взрослая жизнь и поиски подходящей работы.
Узнать, каково это — работать с людьми и техникой, когда ничего не слышишь — EastRussia помогла сурдопереводчик Мария Духненко.
— Сергей, как стали таксистом?
— Раньше работал строителем долгое время, но там все время были задержки с зарплатой длительные. Бывало, что и вовсе не оплачивали мою работу. Выгоняли, потом опять возвращали, затем снова выгоняли без причин. Я вынужден был уволиться, потом подрабатывал грузчиком, затем друг мне предложил арендовать машину. Я попробовал: взял машину в таксопарке, и до сих пор здесь работаю — вот уже семь месяцев. Работа мне нравится, работа спокойная, я сам выбираю график. В такси у нас еще двое глухих работают: один три года, второй — два года. Я планирую и дальше работать.
— Сколько часов в день работаете?
— По 12-14 часов в день, но заказы выполняю, конечно, не все это время подряд
— Сколько заявок в день?
— Бывает, что заказов нет, простои. А один раз было 60 заказов в день.
— Работаете ночью?
— Нет, нет и еще раз нет! Ночью очень много нетрезвых людей, а я не люблю отношение пьяных людей к таксистам, поэтому только утром и днем: люди ведут себя более культурно, более спокойно.
— На машине есть значок «Глухой водитель»?
— Нет. У меня в салоне на подголовнике есть табличка, где указано, что я глухой. А на самой машине нет.
— А в приложении это указано? Пользователи видят, когда делают заказ?
— Да, но бывает такое, что люди не читают и не видят, что написано на подголовнике и не обращают внимание на уведомление в приложении, начинают со мной разговаривать. А я еду, смотрю на дорогу и не обращаю внимания, люди начинают думать, что я их игнорирую. А я просто не слышу, но я отношусь к этому с пониманием.
— Как происходит общение с клиентом? Например, ему необходимо изменить маршрут или остановка по требованию?
— Они просто показывают пальцем: мне туда. Я уточню с помощью жестов – в какую сторону? И они мне с помощью жестов показывают. Также в приложении есть специальный чат, который доступен во время всей поездки с глухим водителем, но большинству пассажиров удобнее и быстрее показать рукой, куда ехать, чем писать.
— В Благовещенске много китайцев. Как с ними общение происходит?
— Они садятся в машину, машут рукой, здороваются и показывают на телефоне, куда им нужно ехать.
— Как в целом реагируют клиенты, когда видят, что к ним приезжает слабослышащий водитель?
— Как правило, здороваются жестами. Некоторые смотрят с недоверием, думают — опасен ли водитель такой? Смотрят, пристегнут ли я? Следят за моим поведением. Я пристегиваюсь всегда, вожу спокойно. Люди это видят и дальше спокойно едут. Молодые чаще общаются, например, с помощью заметок в телефон спрашивают, как я работаю, как справляюсь. Я стараюсь всегда с человеком голосом разговаривать, потому что отвлекаться от дороги и писать во время поездки в телефоне небезопасно.
— Попадались глухие или слабослышащие пассажиры?
— Нет, ни разу. Я все жду, когда ко мне кто-то из них сядет и мы сможем пообщаться, но пока не было такого.
— Как происходит ежедневное техобслуживание машины? Иногда ведь надо услышать — скрипят ли тормоза, ровно ли работает двигатель?
— По ощущениям. Я чувствую, если какой-то скрип в машине происходит или вибрация. Когда с машиной все хорошо, то одна вибрация, а если что-то ломается, то другая. Ты чувствуешь этот диссонанс и обращаешься в сервис. Я привык к одному темпу вибрации, и если что-то меняется, то сразу это чувствую.
— Какая основная сложность, с которой приходится сталкиваться во время работы в такси?
— Ничего сложного нет, уже привык водить машину, все нормально.
— А как происходит общение с инспектором ДПС на дороге?
— Тоже нормально. Как с обычным человеком: меня просят показать документы, я говорю: «Здравствуйте» и показываю. Никаких проблем нет. Говорят: «Всего доброго!».
— Забавные истории были?
— 30 декабря забирал из гипермаркета пассажира, подъехал на парковку. Клиент был мужчина, у которого было очень много покупок. Он сел в машину, мы поехали. В дороге он вспомнил, что не все пакеты забрал, один оставил на парковке. Мы вернулись, пакет оказался на месте, мы его забрали. Мужчина в благодарность мне оставил чаевые и написал в отзыве «Извините за доставленные неудобства».
А однажды был сильный снегопад, я получил заказ из Благовещенска до Свободного — это примерно 150 километров. В машину сели четверо, погода сначала была нормальная, я спросил: «Почему вы не поехали на автобусе?». Они ответили, что его отменили из-за погоды. Когда мы выехали, начался сильный ветер, пурга, я ехал 40 км/час, потому что плохая видимость была. Мы ехали три часа, дорогу было практически не видно, а она там очень извилистая, с перепадами высот. Когда мы приехали в Свободный, я хотел поехать обратно домой в Благовещенск, но женщина-клиент мне сказала: «Нет, давайте я оплачу вам гостиницу». Я ей говорю: «Нет, неудобно, посторонний человек, некомфортно». Она сказала: «Не хочу, чтобы вы пострадали на обратном пути из-за погодных условий». Оплатила мне гостиницу и оставила чаевые, утром я уехал в Благовещенск, погода была хорошая уже.
— Семья есть?
— Жена, дети. Сейчас маленький ребенок, ему один месяц, мальчик. Жена слабослышащая, а ребенок без нарушений слуха.
— Как к вашей работе относятся близкие? Переживают?
— Нормально. Работа в такси удобна тем, что если что-то нужно помочь семье, забрать, например, то я могу это сделать, например, отвезти жену с ребенком в поликлинику.
— Удачи на дорогах!
— Спасибо!
Российские банки резко повысили размер первоначального взноса по ипотеке, при этом льготная ипотека на новостройки отменена. Все это сказалось на строительном рынке, в том числе на Дальнем Востоке. О том, что ждет отрасль в новых экономических реалиях, как будут вести себя застройщики и что будет с ценами на жилье, рассказал генеральный директор ГК «DNS Девелопмент» Андрей Артамонов.
– Сейчас девелоперы проходят период адаптации к новым экономическим условиям. Я говорю об отмене льготной ипотеки на новостройки, повышении размера первоначального взноса по всем действующим программам, в целом более высоким требованиям банков к заемщикам. Это приводит к снижению емкости рынка, к которой мы привыкли за последние годы, делает потенциального покупателя более щепетильным при выборе жилого комплекса для покупки квартиры. Процесс принятия решения и выхода на сделку стал дольше.
В целом, все девелоперы сейчас фиксируют некоторое замедление темпов продаж. В будущем это приведет к тому, что застройщики будут вынуждены очень внимательно оценить портфель проектов, планируемых к запуску, чтобы сбалансировать прогнозируемые темпы продаж и скорость строительства.
Относиться к этому можно по-разному. Многолетний опыт доказывает, что такие кризисные ситуации позволяют бизнесу мобилизоваться, избавиться от ненужного и выйти на новый уровень – эволюционировать. Я считаю, в девелопменте эта эволюция приведет к тому, что на рынке появится больше привлекательного продукта, подходящего под актуальные потребности самых разных клиентов. Все мы понимаем, что многое сейчас в строительной сфере зависит от покупательской способности.
Обязательно нужно учитывать, как разогналась отрасль за последние годы. Прямо сейчас в Приморье ведется строительство более трех млн кв. метров жилья. Это рекордные для региона показатели, которые говорят о том, что на рынке развернется серьезная и бескомпромиссная борьба за каждого клиента. Причем, потенциальному покупателю уже недостаточно просто добротно построенного ЖК в удобной локации – такой выбор у приморцев сейчас действительно есть. Новый запрос заключается в том, что клиент хочет видеть разнообразную, сбалансированную, эстетичную городскую среду за порогом своего подъезда, причем в масштабе целого района. Поэтому наиболее привлекательными станут проекты, где, помимо жилья, создают новую инфраструктуру со школами, садами, магазинами, местами для прогулок и отдыха, занятий спортом и т.д. Рынок на этот запрос начинает реагировать. Если некоторое время назад мы были чуть ли не единственным девелопером, который в своих проектах – поселок «Новый Де-Фриз», ЖК «Формат», а теперь и в DNS Сити – сразу предусматривал создание всей этой инфраструктуры, то сейчас принципы комплексного подхода к развитию территории действительно становится трендом в нашем регионе. Уже анонсирована подготовка к запуску таких комплексных проектов во Владивостоке, и все участники отрасли будут следить за их реализацией. По нашему опыту «первопроходцев» могу сказать, что это не простой, но, на мой взгляд, самый верный путь развития жилищного строительства.
Если говорить о параметрах девелоперского продукта, то следующий год будет посвящен поиску баланса. Все это время мы наблюдали настоящую «гонку вооружений» с точки зрения наполнения различными опциями жилых комплексов. Девелоперы стремились перещеголять конкурентов: зарядки для телефона в лавочках на улице, сады на кровле, фонтаны во дворе и многое другое. Интересно, что на Дальнем Востоке этот тренд начался несколько позднее по сравнению с центральной Россией. Повлияло то, что в регион зашли федеральные девелоперы, которые привнесли свои стандарты качества и новые форматы. Одновременно с этим произошел запуск интересных проектов региональных застройщиков. В комплексе все это положительно сказалось на качестве и параметрах ЖК, которые сейчас представлены на рынке: если еще три-четыре года назад клиента можно было удивить закрытыми дворами без машин и современными детскими и спортивными площадками, то теперь это база.
Однако в новых экономических условиях разнообразные «фишки» все же придется пересмотреть. С одной стороны необычные атрибуты делают ЖК ярким и привлекательным, но с другой – более дорогим. Подобные продуктовые решения девелоперы будут пропускать через сито реальных потребностей и ценностей покупателя. Останется и даже улучшится то, что по-настоящему важно, а от избыточных элементов будут избавляться.
Если рассуждать о том, что ждет отрасль в целом, то, очевидно, что девелоперам придется научиться зарабатывать не только по привычной относительно простой схеме «построил – продал», а искать другие способы взаимодействия с потребителями: предлагать клиентам рассрочку, лизинг, аренду. Другими словами, необходимо будет «включать голову», креативить еще больше и еще качественнее.
Если говорить про Дальневосточный федеральный округ, то здесь строительная отрасль находится в более выгодных условиях благодаря «дальневосточной ипотеке», за счет чего сильных изменений или потрясений удается избежать. Для понимания значимости этого инструмента для местного рынка приведу статистику: в наших проектах ЖК «Формат» и DNS Сити – 60% сделок проходят по программе ДВ-ипотеки.
В будущем на Дальнем Востоке и в Приморском крае, в частности, будут выигрывать в конкуренции девелоперы с ликвидными продуктами, подходящими под условия льготной ипотеки, но предлагающие достойный продуманный продукт. При этом одним из ключевых факторов успеха на рынке станет наличие разнообразной квартирографии, удовлетворяющей потребностям всех категорий покупателей. К примеру, в своих проектах – «Формат» и «DNS Сити» – мы обеспечили широкий ассортимент квартир – от 23 до 104 кв. метров, и все варианты отделки: черновую, предчистовую, квартиры с готовым ремонтом. Плюс в «DNS Сити» вывели на рынок двухуровневые квартиры с потолками пять метров и большими витражными окнами.
Если говорить о стоимости жилья, то серьезных скачков, думаю, не будет. Да, отдельные застройщики будут предлагать скидки, но долго это не продлится, поскольку работать себе в убыток никто не будет. Соответственно рынок вернется к борьбе за клиента на поле качества продукта.
На Дальнем Востоке сохраняется рост потребительских цен на товары и услуги (Таблица 1). В мае текущего года рост превысил 3% в Чукотском АО и Якутии (при среднероссийском показателе роста 2,4%). Более высоким, чем в среднем по стране оказался рост цен в Камчатском крае, Забайкальском крае и Амурской области. Менее всего цены в отчетном месяце выросли в Хабаровском крае и Сахалинской области (на 0,6% и 1,4% соответственно).
Следует отметить, что для северных регионов проблема высоких цен на продукты питания остается одной из актуальных, так как ситуация осложняется транспортными расходами. В Камчатском крае губернатор В.Солодов поручил региональному Минэкономразвития включить все районы региона в программу субсидирования транспортных расходов на доставку продуктов. Эксперимент по организации доставки продуктов питания в отдаленные районы полуострова в рамках северного завоза начался в 2022 г. В нем приняли участие Олюторский, Усть-Большерецкий, Карагинский, Пенжинский районы и городской округ «Поселок Палана». Доставка на данные территории субсидируется из краевого бюджета[1].
Во всех дальневосточных регионах и в Иркутской области в апреле росла заработная плата работников организаций (в сравнении с апрелем прошлого года, (Таблица 2). Наиболее существенный рост был отмечен в Забайкальском крае (на 15,5%), далее следует Бурятия (на 13,8%). При этом данные же регионы традиционно отличаются в ДФО наиболее существенным уровнем безработицы (Таблица 3). Низкие показатели роста зарплат фиксируются в Магаданской области (рост только на 2,9%). Помимо Бурятии и Забайкалья высокий уровень безработицы сохраняется в Якутии.
Следует отметить, что в части дальневосточных регионов в январе-апреле текущего года был отмечен миграционный прирост населения (Таблица 4). Тем не менее в большинстве случаев прирост являлся небольшим, исключение составляет Хабаровский край, где реализуется значительное количество проектов, предлагающих рабочие места. Так, сальдо миграции в данном регионе в январе-апреле составило 868 человек (13 739 человек прибывших, 12 871 – покинувших регион). Положительным за отчетный период было сальдо миграции в некоторых северных регионах – в Магаданской области (сальдо миграции – 41 человек[2]), Камчатском крае (177 человек), а также на Сахалине (188 человек).
Развитие рынка доступного жилья и социальной инфраструктуры остается одной из основных мер по борьбе с оттоком населения, в первую очередь молодого и трудоспособного. Помимо Приморья, строительство арендного жилья предполагается развивать на Сахалине, с финансовым участием института развития в жилищной сфере ДОМ.РФ в рамках программы «Доступное арендное жилье в ДФО» (ДОМ.РФ – оператор).
Соответствующее соглашение было подписано в рамках Петербургского международного экономического форума. Предполагается, что ДОМ.РФ профинансирует строительство шести корпусов 17-этажных домов в жилом комплексе «Уюн-парк» в Южно-Сахалинске. Заселение должно начаться не позднее третьего квартала 2025 г. Аренду квартир предполагается субсидировать из федерального и регионального бюджетов для снижения ежемесячных платежей.
Напомним также, что ДОМ.РФ предоставляет Сахалину инфраструктурные облигации на обустройство инженерных коммуникаций данного микрорайона – 1,5 млрд рублей для строительства теплотрасс и насосных станций, 2,5 млрд рублей и 6,8 млрд рублей – для строительства сетей электроснабжения и дорожной инфраструктуры соответственно.
В целом программа «Доступное арендное жилье» предполагает строительство 13 тыс. арендных квартир в дальневосточных регионах. В этом году ДОМ.РФ как оператор программы планирует заключить договоры долевого участия на строительство 3 тыс. квартир. В Приморье тем временем ожидается, что в конце года будут сданы в аренду в рамках программы первые 42 квартиры в ЖК «Айвазовский» (Владивосток).
Что касается льготной дальневосточной ипотеки, то, по данным КРДВ, этой мерой воспользовались для приобретения и строительства собственного жилья более 71 100 семей. Общая сумма выданных кредитов превысила 300 млрд рублей. Лидерами по количеству выданных кредитов являются Приморский край (19,9 тыс. кредитов на 89,4 млрд рублей), Якутия (15,1 тыс. кредитов на 70,3 млрд рублей), Хабаровский край (9,5 тыс. кредитов, 41,6 млрд рублей).
При этом на строительство индивидуального жилья было выдано 8,96 тыс. кредитов на общую сумму свыше 45 млрд рублей. Средняя сумма кредита на ИЖС по регионам ДФО составляет 5 млн рублей. В данном сегменте программы среди регионов лидирует Якутия, где на строительство собственного дома выдано 4,16 тыс. кредитов.
Следует отметить, что крупные девелоперские компании также планируется привлекать к реализации социальных проектов. В июне ВЭБ.РФ и ПИК заключили соглашение о стратегическом партнерстве по созданию проектов социальной инфраструктуры в дальневосточных городах. Соглашение предполагает строительство объектов образования по концессии в Южно-Сахалинске, Благовещенске, Хабаровске и Улан-Удэ. С помощью проекта предполагается создать более 7 тыс. мест в школах и детских садах параллельно с вводом нового жилья. Стоимость объектов, включая строительство и оснащение, оценивается в сумму около 15 млрд рублей. Концессионером выступит компания «ПроШкола» (группа компаний ВЭБ.РФ).
Тем временем заместитель генерального прокурора РФ Д.Демешин вновь поднял вопрос о необходимости усиления контроля за решением проблемы обманутых участников долевого строительства на Дальнем Востоке. В макрорегионе на сегодняшний день недостроенными остаются 28 таких домов. В числе требуемых мер Д.Демешин назвал предбанкротный мониторинг застройщиков и анализ их финансовой устойчивости, а также личное инспектирование главами регионов объектов долевого строительства для изучения ситуации.
Заместитель генпрокурора указал на необходимость усилить контроль за работой профильных министерств и ведомств относительно исполнения дорожных карт по достройке домов. Так, в Приморском крае завершение строительства многоквартирного дома в Уссурийске за последний год переносилось дважды. В Хабаровском крае все еще остается нерешенным вопрос в отношении восьми проблемных домов для 599 человек, требующих дополнительного финансирования в 2,3 млрд рублей.
Объекты незавершенного строительства находятся в пяти регионах ДФО. В том числе в Хабаровском крае их насчитывается 14, в Приморском крае – 6, Бурятии – 4, по два – в Якутии и в Амурской области. По десяти из них способы восстановления прав дольщиков пока не выбраны. Из 20 застройщиков, возводящих объекты, в отношении 15 открыты конкурсные производства.
Кроме того, Д.Демешин подверг критике власти Бурятии, Приморского и Хабаровского краев – за неиспользование возможности достройки проблемных объектов за счет привлечения средств «Фонда развития территорий». Критике при этом была подвергнута также работа Фонда, поскольку им все еще не были рассмотрены ходатайства правительства Хабаровского края, направленные в ноябре 2021 г. и июле 2022 г., о привлечении средств Фонда для восстановления прав участников долевого строительства незавершенных объектов местных компаний «Лидер», «Аметист» и «Томари-ОРО».
На региональном уровне власти принимают дополнительные меры, направленные на поддержку рождаемости и закрепление молодых семей в регионах. Власти Иркутской области с января 2024 г. намерены предоставлять региональный материнский капитал на второго ребенка. Соответствующие изменения были внесены в областное законодательство. Согласно изменениям, получить сертификат на региональный маткапитал смогут женщины в случае рождения, усыновления или удочерения второго ребенка начиная с 1 января 2024 г. С апреля текущего года размер регионального маткапитала составляет 130 тыс. 438,24 рубля. Он ежегодно индексируется.
Следует отметить, что иркутский губернатор И.Кобзев поручил областному правительству не позднее ноября текущего года разработать Социальный кодекс региона, включающий все действующие льготы, выплаты и меры поддержки, предоставляемые за счет областного бюджета, исключив дублирующие и утратившие актуальность меры поддержки.
В свою очередь в Якутии дополнительную поддержку предполагается направлять молодым семьям. Так, жители республики, впервые вступившие в брак до 25 лет, с 1 января 2024 г. смогут получать единовременную денежную выплату. Соответствующий проект закона должен быть внесен в четвертом квартале 2023 г. на рассмотрение Госсобрания республики. По оценкам республиканских властей, на реализацию новой меры поддержки в следующем году потребуется 76,5 млн рублей. Однако точный размер выплаты на семью не уточняется.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, май 2023 г., в % к декабрю 2022 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
102,4 |
Сибирский федеральный округ |
102,0 |
Иркутская область |
101,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
102,0 |
Чукотский авт. Округ |
103,3 |
Республика Саха (Якутия) |
103,3 |
Камчатский край |
103,0 |
Забайкальский край |
102,8 |
Амурская область |
102,5 |
Республика Бурятия |
102,1 |
Еврейская авт. область |
102,0 |
Приморский край |
101,8 |
Магаданская область |
101,7 |
Сахалинская область |
101,4 |
Хабаровский край |
100,6 |
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, апрель 2023 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
113,0 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,0 |
|
Иркутская область |
109,2 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
109,5 |
|
Забайкальский край |
115,5 |
|
Республика Бурятия |
113,8 |
|
Еврейская авт. область |
111,0 |
|
Сахалинская область |
110,3 |
|
Камчатский край |
110,2 |
|
Республика Саха (Якутия) |
110,0 |
|
Хабаровский край |
109,8 |
|
Чукотский авт. округ |
108,5 |
|
Приморский край |
106,9 |
|
Амурская область |
106,1 |
|
Магаданская область |
102,9 |
|
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, март-май 2023 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,3 |
75 640,3 |
Сибирский федеральный округ |
3,5 |
8 232,7 |
Иркутская область |
3,6 |
1 135,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
3,8 |
4 118,8 |
Республика Бурятия |
6,7 |
415,2 |
Забайкальский край |
6,7 |
481,1 |
Республика Саха (Якутия) |
5,7 |
515,3 |
Еврейская авт. область |
3,8 |
73,3 |
Магаданская область |
3,5 |
81,1 |
Сахалинская область |
2,9 |
271,8 |
Амурская область |
2,8 |
405,9 |
Приморский край |
2,5 |
974,7 |
Чукотский авт. округ |
2,2 |
30,1 |
Камчатский край |
2,0 |
166,2 |
Хабаровский край |
1,9 |
704,0 |
Таблица 4. Миграционный приток населения, январь-апрель 2023 г. (на основе доступной информации).
Регион |
Прибывшие |
Выбывшие |
Сальдо миграции |
Хабаровский край |
13 739 |
12 871 |
868 |
Магаданская область[3] |
1 438 |
1 397 |
41 |
Чукотский АО |
1 464 |
1 509 |
-45 |
Сахалинская область |
5 974 |
5 786 |
188 |
Камчатский край |
3 705 |
3 528 |
177 |
[1] Всего перечень субсидируемых продуктов питания включает восемь наименований – свинина, мясо куриное, масло подсолнечное, сахар-песок, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая, мука пшеничная.
[2] Данные за январь-март текущего года.
[3] Данные за январь-март 2023 г.
В декабре вся страна начинает готовиться к Новому году, что связано не только с приятными, но и с довольно затратными для бюджета покупками. После декабрьских праздников наступает короткий рабочий январь, и каждый год мы осознаем это лишь тогда, когда последние средства уже потрачены на праздничный стол и наряд для торжества. Эксперт НСПК Мария Точилова поделилась несколькими советами о том, как подготовиться к наступающему году заранее в декабре.
— На что обратить внимание, чтобы в декабре финансово подготовиться к следующему году?
— В преддверии Нового года многие торговые сети устраивают распродажи, а банки напоминают о различных бонусах по своим программам лояльности. В свою очередь Система быстрых платежей также предлагает своим пользователям выгодные и интересные предложения. Они доступны в программе лояльности на сайте vamprivet.ru. После регистрации пользователям открываются различные акции и предложения от платежной системы «Мир» и Системы быстрых платежей, а также от федеральных и региональных партеров программы лояльности «Привет!». На сегодняшний день число участников нашей программы лояльности составляет около 80 млн россиян, среди них и жители Хабаровского края. В среднем в день на сайте размещено порядка 200 различных выгодных предложений и для пользователей СБП, и для держателей карт «Мир».
— Какие интересные предложения сейчас действуют для хабаровчан?
— До середины декабря при оплате через СБП можно получить кешбэк рублями при оплате покупок в аптеках, а многие предложения будут работать даже весной следующего года. Так, пользователи смогут выгодно оплатить стильную одежду. Но, на мой взгляд, сейчас особенно стоит обратить внимание на акцию, связанную с оплатой проезда. Она завершится 31 декабря 2024 года. Воспользовавшись ей сейчас, в январе не придется думать об очередной статье расходов. Тут можно сказать – готовьте сани заранее, чтобы в январе передвигаться по городу разве что по взмаху карты. И сейчас я говорю про пополнение «Единой Транспортной Карты» через СБП.
— Какие преимущества предоставляет пополнение «Единой Транспортной Карты» через СБП для пассажиров Хабаровского края?
— При пополнении транспортной карты через СБП онлайн, пользователи получают кешбэк в размере 20%. Это позволяет пассажирам значительно снизить свои расходы на проезд. Ее можно пополнить выгодно в декабре для того, чтобы использовать при оплате весь январь. Так, выгода пассажиров общественного транспорта Хабаровского края с начала старта акции в сентябре превысила 1 млн рублей. Кроме того, пополнение транспортных карт онлайн экономит и время — увеличить баланс можно в несколько кликов по дороге, например, на работу. Это особенно актуально в декабре, когда у людей появляются предпраздничные хлопоты и хочется все успеть сделать как можно оперативнее. Напоминаю, акция продлится до конца года.
— Как проходит процесс пополнения «Единой Транспортной Карты» через СБП? Какие основные шаги нужно выполнить пользователю?
— Процесс пополнения проходит через мобильное приложение «Транспортная карта» или сайт t-karta.ru. Пассажиру нужно ввести данные своей транспортной карты и сумму пополнения, а затем выбрать СБП как способ оплаты. После завершения платежа 20% от потраченной суммы вернутся на банковский счет пользователя в течение минуты. При этом максимальная сумма, которую может вернуть пользователь, — это 1000 рублей в месяц. Так, если пополнить транспортную карту на 2000 рублей, то 400 рублей вернется обратно на счет. Обязательно перед пополнением проверьте регистрацию в программе лояльности на сайте vampivet.ru. Там же можно узнать все подробности акции.
— Какие выгоды, по вашему опыту, получают пассажиры, активно использующие технологичные способы оплаты?
Национальная система платежных карт активно развивает различные инновационные способы оплат на транспорте, что позитивно сказывается на росте безналичной оплаты. Для россиян это быстро и удобно – достаточно нажать на кнопку в смартфоне или приложить его к платежному инструменту. Сегодня к таким технологическим сервисам относится и Система быстрых платежей — сервис Банка России. Изначально с его помощью люди могли переводить деньги между счетами в разных банках по номеру телефона. Но теперь через сервис СБП можно оплачивать абсолютно любые услуги, товары в интернете и розничных магазинах. В этом году мы активно внедряли СБП как способ оплаты проезда, в частности и при пополнении баланса транспортных карт. А благодаря нашей программе лояльности еще несколько недель до самого конца года жители Хабаровского края могут получать кешбэк 20% рублями.
Реклама. АО «НСПК»
ИНН 7706812159
erid: LjN8K2SJx
На Дальнем Востоке предполагается сохранять меры социальной поддержки, в частности направленные на обеспечение доступности жилья с помощью льготных кредитных программ, а также расширение возможностей аренды. Продление действия дальневосточной ипотеки со ставкой 2% годовых, в частности, должно снизить влияние отмены других льготных программ. Тем не менее в регионах существуют опасения относительно введения дополнительных ограничений банками в связи с повышением ключевой ставки ЦБ. Между тем оценивать эффект от программы льготной аренды, в рамках которой в городах началось возведение домов, пока рано. В большинстве регионов Дальнего Востока сохраняется естественная убыль населения, в то время как федеральные власти намерены оценивать работу губернаторов в том числе по данному показателю.
На фоне сохранения действия льготной ставки дальневосточной ипотеки в 2024 г. зафиксирован рост объемов выдачи ипотечных кредитов в рамках программы «Дальневосточная ипотека» – на 30% относительно января-октября 2023 г., до 190 млрд рублей. За данный период кредит оформили 36,8 тыс. человек. В том числе на прирост повлияло некоторое изменение условий – с 1 июля текущего года увеличен максимальный размер займа, расширены категории получателей (учителя, врачи, военнослужащие-участники СВО, с 2025 г. программа также будет распространена на работников сферы культуры).
При этом от региональных властей поступают предложения, касающиеся дополнительных корректировок программы. Так, депутаты парламента Камчатского края в ноябре предложили федеральному правительству изменить условия выдачи ипотечных кредитов в интересах созаемщиков. По текущим правилам, гражданин, выступивший созаемщиком или поручителем по льготному кредиту, в дальнейшем не имеет права оформить на себя льготную ипотеку. Согласно предложениям камчатских депутатов, созаемщик, не являющийся супругом или супругой, после выплаты ипотечного кредита, по которому он выступает поручителем, должен иметь возможность оформить льготную ипотеку для приобретения собственного жилья.
Тем временем власти Приморского края рассматривают возможность введения собственной льготной ипотечной программы, отличающейся условиями от дальневосточной. Губернатор края О.Кожемяко в декабре сообщил об обсуждении с вице-премьером, полпредом президента в ДФО Ю.Трутневым возможности предоставления регионам полномочий по разработке таких ипотечных программ, которыми могли бы воспользоваться категории граждан, не охватываемые действием дальневосточной ипотеки. Ю.Трутнев при этом поручил Минфину, Минвостокразвития совместно с Банком России, ДОМ.РФ и кредитными организациями не допустить ограничений в оформлении гражданами дальневосточной ипотеки в результате отклонений от базовых условий кредитования банками (повышение минимального размера первоначального взноса, взимание комиссий с застройщиков и граждан, ограничения по кредитованию ИЖС).
В регионах возводятся дома по программе льготной аренды, предполагающие, что плата составит треть арендной ставки (треть финансируется – из федерального бюджета, треть – из регионального). В целом по ДФО предполагается построить не менее 10 тыс. таких квартир для льготной аренды. В частности, первый многоквартирный дом по программе «Доступное арендное жилье в Дальневосточном ФО» в Хабаровском крае в октябре был сдан в Комсомольске-на-Амуре. Предполагается, что взять жилье в аренду в нем можно будет со второго квартала 2025 г. В целом в регионе планируется построить 2,1 тыс. арендных квартир.
Что касается переселения из аварийного жилья, то с 2019 г. в Дальневосточном ФО переселено 104,8 тыс. человек, расселено около 2 млн кв. м, в том числе 386,5 тыс. кв. м за счет собственных средств регионов. Наибольший объем аварийного жилья расселен за данный период в самых проблемных регионах - Якутии (749,43 тыс. кв. м), Сахалинской области (563,14 тыс. кв. м) и Амурской области (141,24 тыс. кв. м). Задачу по расселению домов, признанных непригодными для проживания до 2017 г., уже выполнили Сахалинская и Магаданская области, Камчатский край. В данных регионах началось расселение аварийного жилья, которое было выявлено после января 2017 г.
В утвержденный президентом РФ В.Путиным обновленный перечень показателей, по которым в дальнейшем будет оцениваться эффективность работы губернаторов, включен в том числе уровень рождаемости. На Дальнем Востоке в настоящее время продолжает фиксироваться спад рождаемости. В целом в ДФО в январе-августе 2024 г. зарегистрировано 49 211 новорожденных (что на 2 740 меньше, чем за аналогичный период годом ранее). В том числе в Приморском крае за данный период родилось 10 258 детей (меньше на 411 человек по сравнению с аналогичным периодом 2023 г.[2]), в Хабаровском крае – 7 631 младенцев (-299), в Якутии – 7 193 (-287).
Естественная убыль населения в ДФО фиксируется в большинстве регионов, кроме Якутии и Чукотского АО. В данных регионах самый высокий в ДФО коэффициент рождаемости – 10,8 и 10,4 соответственно. Самый низкий коэффициент рождаемости в ДФО фиксируется в Магаданской области (7,5), Еврейской АО (7,8) и Приморском крае (8,5). Тем не менее в Приморье показатель все же соответствует среднероссийскому (8,5). Якутия, Чукотка, Забайкальский край, Бурятия, Сахалин и Камчатка обеспечивают более высокий коэффициент рождаемости, чем в среднем в ДФО (9,4).
Таблица 1. Показатели естественного движения населения, январь-август 2024 года
Регион |
Коэффициент рождаемости |
Естеств. убыль/прирост населения |
Российская Федерация |
8,5 |
-4,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
9,4 |
-3,7 |
Республика Саха (Якутия) |
10,8 |
2,7 |
Чукотский авт. округ |
10,4 |
0,0 |
Забайкальский край |
10,2 |
-4,0 |
Республика Бурятия |
9,9 |
-2,2 |
Сахалинская область |
9,9 |
-4,3 |
Камчатский край |
9,5 |
-2,9 |
Хабаровский край |
9,0 |
-5,0 |
Амурская область |
8,9 |
-5,3 |
Приморский край |
8,5 |
-5,8 |
Еврейская авт. область |
7,8 |
-7,0 |
Магаданская область |
7,5 |
-4,9 |
Проблема транспортной доступности остается актуальной для Дальнего Востока. К концу года возникли проблемы при согласовании между Минтрансом, Росавиацией и Минфином предоставления в 2025 г. субсидий на перелеты между центральной частью страны и Дальним Востоком (постановление правительства №215) и субсидий для авиакомпании «Аврора» на обслуживание социально значимых маршрутов в ДФО (постановление правительства №1172). На перелеты из центральной части РФ на Дальний Восток и в Калининград на 2025 г. в проекте бюджета заложено 11,1 млрд рублей, а на социально значимые перелеты внутри ДФО – 7,2 млрд рублей.
Действующие условия предоставления субсидий на перевозки предполагают, что заявки на их получение должны быть объявлены не позднее 1 октября, на рассмотрение отводится не менее месяца. Росавиация, как правило, начинала принимать заявки к 1 сентября и завершала прием до 1 октября, средства распределялись до 1 декабря. К этому времени авиаперевозчики составляли расписание полетов с 1 января следующего года и открывали продажи билетов на субсидируемые рейсы.
Из-за того, что к середине ноября билеты на ряд направлений 2025 г. не поступали в продажу, региональные власти обеспокоились сокращением финансирования, грозящим ростом стоимости билетов, а также закрытием маршрутов с низкой рентабельностью. В связи с этим Минтранс поручил авиакомпаниям открыть продажи авиабилетов по льготным направлениям на 2025 г., отметив, что все программы льготных пассажирских перевозок продолжат действовать в 2025-27 гг., что предусмотрено проектом федерального бюджета (по 24,6 млрд рублей в год), а до конца текущего года все необходимые процедуры будут завершены.
Стоит отметить, что за январь-сентябрь 2024 г. авиакомпании по программам субсидирования продали более 4,7 млн билетов и перевезли 3,9 млн человек. Программы охватывают в совокупности 429 маршрутов, которые обслуживают 26 авиакомпаний. При этом список субсидируемых маршрутов может расшириться. В ноябре власти Камчатского края сообщили об обсуждении с Минтрансом возможности включения в число субсидируемых маршрутов перелета между Петропавловском-Камчатским и Владивостоком (в настоящее время в список субсидируемых входят только перелеты между Петропавловском-Камчатским и Москвой, а также Петропавловском-Камчатским и Новосибирском). Между тем цены на перелет с Камчатки во Владивосток могут достигать 70 тыс. рублей в экономическом классе.
Возникают сложности при реализации программ газификации в отдельных регионах. Так, в Забайкальском крае перенесены сроки газификации Читы, предполагающей автономную газификацию свыше 13 тыс. частных домовладений СПГ из Якутии. Изначально завершение работ было намечено на 1 октября 2024 г., но осенью текущего года оно было перенесено на середину сентября 2025 г. Более 9 млрд рублей на реализацию проекта предусмотрено из федерального бюджета. К середине октября общая готовность проекта составляла 58%, построено порядка 250 км газопроводов из 500 км запланированных. Ориентировочный объем поставки газа потребителям после завершения проекта оценивается в 7,849 млн куб. м в год.
Ранее произошла смена владельца компании-оператора газификации – ООО «АврораГаз» (реализует проект в рамках концессионного соглашения). Объем вложений концессионера составляет 1,835 млрд рублей. Прежде «АврораГаз» через ООО «Восточно-арктическая нефтегазовая корпорация» (ВАНК) принадлежала С.Неверову (55%, находится под следствием по подозрению в мошенничестве) и С.Кравцову (45%). В марте 2024 г. компания продана дагестанскому предпринимателю О.Кадиеву. При этом ВАНК является ответчиком по делу о банкротстве.
Тем временем в Петропавловске-Камчатском в ноябре началось финансируемое за счет средств федерального бюджета строительство регазификационного комплекса сжиженного природного газа, который должен обеспечить поставки СПГ потребителям в регионе в объеме до 446 тыс. тонн (эквивалент 620 млн куб. м природного газа). Ранее правительство РФ согласовало выделение в 2023-25 гг. Камчатскому краю субсидии в размере 12 млрд рублей. Работы планируется завершить к концу 2026 г. К этому времени также силами ПАО «НОВАТЭК» предполагается построить плавучую составляющую проекта – терминал, регазификационную установку и суда-газовозы за 30-40 млрд рублей. В дальнейшем морская часть комплекса должна быть передана «Газпрому» для эксплуатации (по договору лизинга или по договору купли-продажи). Источником газа для газификации должен стать шельфовый проект «Газпрома» «Сахалин-2».
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[2] В Приморском крае показатель количества новорожденных в 2023 г. оказался самым низким с 1990 г. (15 949 детей).
Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии», рассказал EastRussia, что привлекает игроков логистического рынка в ДФО и с какими сложностями им приходится здесь справляться.
Дальний Восток – это важный центр притяжения для логистических компаний. Богатые природные ресурсы и выгодное географическое положение открывают возможности для грузоперевозок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это стало особенно актуальным из-за переориентации транспортных потоков с запада на восток. Благоприятные условия создаёт и растущая экономика Дальневосточного федерального округа (ДФО), а также огромные вложения в валовой региональный продукт (ВРП). Так, за 5 лет, с 2019 по 2023 год инвестиции составили 11,3 трлн руб. или 9% общероссийского объема. При этом 29% от этих вложений направляется на развитие транспортно-логистического комплекса региона.
Поэтому в последние годы игроки логистического рынка активно наращивают свое присутствие на Дальнем Востоке. Наша компания не исключение: в 2023–2024 годах открыли новые терминалы в Белогорске и Петропавловске-Камчатском, увеличили площади складов в Благовещенске, Уссурийске, Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре, а также запустили более 100 новых направлений автодоставки в населённые пункты.
В то же время работа на Дальнем Востоке сопряжена с серьезными вызовами. Одна из наиболее острых проблем — это дефицит рабочей силы, характерный и для остальных регионов страны. Так, в ДФО за первые 10 месяцев 2024 года спрос на работников склада вырос на 49,8%, а потребность в водителях категорий B, C, а также E увеличилась на 48,8%.
К решению проблемы компания подходит комплексно. Например, по всей России у нас работает специальная реферальная программа «Приведи друга». Как результат — 25% персонала было принято благодаря ей. Также мы стремимся предоставить возможность для профессионального роста и развития всем сотрудникам. Для этого разработана система обучения и наставничества, есть онлайн и офлайн-курсы повышения квалификации. Например, водитель может стать бригадиром смены, либо перейти на должность механика или тренера по экономичному вождению.
Помимо этого, на Дальнем Востоке наблюдается нехватка качественных складов: большинство из имеющихся складских помещений представлены старым советским фондом. Поэтому в сотрудничестве с арендодателями мы иногда реконструируем здания и укрепляем инфраструктуру.
Климатические условия также существенно влияют на логистику в регионе. Штормы в море могут приводить к задержкам отправлений при транспортировке грузов на Камчатку и Сахалин. Проблему представляют и характерные для некоторых частей Дальнего Востока обильные осадки. Например, совсем недавно ДФО накрыла «буря столетия», когда в Благовещенске за ночь на 26 ноября выпало рекордное за последние 97 лет количество снега, серьёзно осложнив движение автомобильного транспорта.
Несмотря на погодные условия, мы постоянно оптимизируем наши логистические схемы и сокращаем сроки доставки. Например, во втором полугодии 2024 года нам удалось уменьшить время перевозки с 8 до 6 дней на маршруте Владивосток – Чита, с 10 до 8 дней — на маршруте Благовещенск – Барнаул, с 15 до 13 дней — на маршруте Казань – Владивосток.
Логистический бизнес на Дальнем Востоке активно развивается. Так, с начала 2024 года грузооборот «Деловых Линий» по ДФО — входящий и исходящий — вырос более чем на 10%. При этом одним из основных драйверов развития рынка логистики в регионе по-прежнему остаются авиаперевозки. В этом году с июня по октябрь мы запустили порядка 7 тыс. новых направлений доставок по воздуху в Сибирь и на Дальний Восток, в самые удаленные и труднодоступные населенные пункты. Спрос на перевозки, как и требования к срокам и качеству, растут, компании делают все, чтобы достичь максимального результата для клиентов.