На Камчатке и Чукотке восстановили мобильный и проводной интернет, который пропал накануне в результате аварии. Из-за порыва кабеля ВОЛС жители двух регионов более 14 часов находились без связи.
Как рассказали EastRussia в правительстве Камчатского края, обрыв кабеля произошел в 22 километрах от поселка Дальний, ночью удалось установить точное место разрыва. Для проведения ремонтных работ пришлось отогревать землю. К утру связь удалось восстановить в полном объеме.
Без надежной связи и инфокоммуникационной инфраструктуры невозможно представить успешное развитие многих сфер деятельности. В этой связи на Дальнем Востоке реализуются крупные проекты, которые затрагивают и труднодоступные районы, где проблема цифрового неравенства не побеждена. Темпы борьбы с последней ограничивает государственное финансирование. Вместе с тем определенные надежды возлагается на новый отраслевой нацпроект «Экономика данных». Заметные перемены могут произойти в регионах арктической зоны – это сопряжено с необходимостью расширять перевозки по Севморпути, который, как и все, нуждается в развитии связи и цифровых технологий.
В 2024 году в регионах Дальнего Востока и Арктики к сети широкополосного доступа в интернет подключено 250 населенных пунктов, проложено около 2 тыс. км волоконно-оптических линий связи, сообщил замдиректора департамента господдержки технологического развития Минвостокразвития Вячеслав Самочкин.
«Вместе с тем, несмотря на результаты, достигнутые на сегодняшний день, нам предстоит много работы. Мы также видим и пытаемся решить ряд проблем, которые остаются актуальными. Это неразвитая инфраструктура – все еще есть участки макрорегиона, к сожалению, где жители вынуждены мириться с ограничениями в части отсутствия современных услуг связи. Прокладывание линий затруднено из-за особенности регионов: вечная мерзлота, пустынные сети, скалистые горы и большая сейсмическая активность», – пояснил он.
Проблема цифрового неравенства не остается без внимания на многих северных территориях, в том числе на Чукотке. В 2023 году завершено строительство подводной волоконно-оптической линии связи протяженностью более 2 тыс. км по дну Берингова моря от Камчатки до Чукотки. Это позволило обеспечить высокоскоростным интернетом порядка 20 тыс. жителей Анадыря и Анадырского района.
С одной стороны, регион значительно улучшил показатели по т.н. цифровой зрелости (к ней относится глубина цифровизации городской среды, госуправления, общественного транспорта, образования и здравоохранения), с другой, 95% населенных пунктов, которые удалены от магистральной ВОЛС, продолжают пользоваться телекоммуникационными услугами через спутниковые каналы связи, рассказал начальник управления цифрового развития ЧАО Юрий Банчук.
Хотя к интернету по подпрограмме «Цифровая Чукотка» подключены 266 социально-значимых объектов (медицинские и образовательные учреждения, музеи, библиотеки и т.п.), 193 из них имеют низкую скорость передачи данных – от 1 до 9 Мбит/с.
На текущий момент в регионе нет мобильного интернета в 30 поселках. Основная причина – нехватка финансирования. Продолжается действие федеральной программы по устранению цифрового неравенства, но ежегодная квота на округ – в среднем три населенных пункта. «Мы понимаем, как это будет долго», – оценивает перспективы завершения проекта Юрий Банчук.
Власти Чукотки обратились в Минцифры РФ с просьбой реализовывать программу на условиях софинансирования, хотя и финансовые возможности региона далеко не безграничны.
Похожая ситуация в Якутии, где сказывается неравномерность покрытия ее обширных площадей телекоммуникационной сетью. Спутниковая связь является единственной возможной на территории арктической зоны этого региона, где отсутствуют резервные каналы, констатирует замминистра инвестиций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха Дмитрий Васильев. Как следствие, сохраняется резкая диспропорция стоимости безлимитного тарифного плана с пропускной способностью 1 Мбит/с. для абонентов в арктических и центральных районах.
Минцифры РФ и Якутия уже осуществляют работы на принципах софинансирования. В 2023 году на начало совместной реализации проекта по обеспечению населенных пунктов высокоскоростным интернетом из республиканского бюджета было направлено 356 млн руб.
В прошлом году в Якутии завершилось строительство ВОЛС протяженностью 359 км в Жиганском районе. К услугам ШПД были подключены три поселка. Это немного, но все снова упирается в объем выделяемых средств. Как уточнил Дмитрий Васильев, Госдума ранее давала рекомендации рассмотреть возможность увеличения федерального финансирования на трехлетний бюджетный цикл для арктических территорий при поступлении дополнительных доходов или наличии высвобождаемых в ходе исполнения бюджетных ассигнований, на что и возлагаются определенные надежды.
Кроме того, большие ожидания связаны с реализацией проекта «Синергия Арктики», который предполагает стыковку с магистральными оптическими линиями связи, в том числе с трансарктической подводной ВОЛС «Полярный экспресс», которая охватит восемь регионов Арктики и Дальнего Востока, расположенных вдоль Северного морского пути.
Справка:
Общая протяженность трансарктической подводной волоконно-оптической линии связи – 12,6 тыс. км. Новая система, которая соединит Мурманск и Владивосток по арктическому маршруту, предусматривает шесть пар оптических волокон пропускной способностью 52-104 Тб/с. Это поможет предоставить надежную и доступную интернет-связь, удовлетворить растущие потребности онлайн-торговли, облачных технологий и больших данных.
За счет «Синергии» в Якутии намерены построить 7 тыс. км линий-ответвлений, к сети высокоскоростного интернета будет подключен 61 населенный пункт республики и более 50 тыс. жителей. Заявляемая пропускная способность на домохозяйство – до 1 Гбит/сек.
В настоящее время по республике уже проектируется порядка 6,4 тыс. км магистральных ВОЛС, проинформировал замруководителя регионального блока ФГБУ «Центр экспертизы и координации информации» Павел Синдяков. По Чукотке, которая также может быть связана с «Полярным экспрессом», прорабатывается предложение по строительству линии Певек – Билибино. «Сейчас рассматривается финансирование за счет средств резервного универсального обслуживания (операторы связи отчисляют туда по 1,2% от выручки – Прим. ред.) в период 2025-2030 годов», – уточнил Павел Синдяков.
От хорошей связи зависит развитие судоходства по Северному морскому пути с учетом организации различных видов мониторинга, берегового обслуживания флота, функционирования аварийно-спасательных подразделений и т.п. Проект создания ВОЛС «Полярный экспресс» положительно повлияет на интенсивность перевозок по СМП, но охватить большие пространства невозможно полностью без спутниковой связи, отмечает зампред комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.
В 2025 году стартует национальный проект «Экономика данных», приоритеты которого значительно расширились по сравнению с предыдущим нацпроектом «Цифровая экономика», говорит Павел Синдяков. К ним относится создание низкоорбитальной спутниковой группировки, обеспечивающей скоростной доступ в интернет, в том числе в арктической зоне, по аналогии со Starlink`ом. К концу 2027 года планируется запустить 292 аппарата, а до 2030-го – 383.
Проект осуществляется на условиях государственно-частного партнерства. Компания «Бюро 1440» инвестирует в строительство спутников и инфраструктуры более 300 млрд руб., еще свыше 100 млрд руб. будет направит Минцифры на компенсацию ставки по льготным кредитам и финансирование запусков.
Ожидается, что к этим спутниковым каналам будут подключены базовые станции мобильных операторов, к которым невозможно или экономически нецелесообразно подводить ВОЛС. Скорость спутникового канала для абонента в такой сети должна быть выше, чем в действующих сетях.
Как поясняют в одной из сотовых компаний, переход на низкую орбиту значительно повышает скорость передачи данных и снижает сетевую задержку в сравнении с аппаратами, находящимися на высокой геостационарной орбите. Таким образом эта коллаборация решит проблему с предоставлением полноценной связи стандарта LTE в удаленных районах.
Орбитальную группировку в свою очередь наращивает «Роскосмос». Например, для оценки ледовой обстановки на трассах Севморпути, мониторинга ЧС наиболее подходят малые радиолокационные спутники «Кондор-ФКА».
«Арктический регион часто бывает закрыт облаками для космического наблюдения, и есть такой эффект как полярная ночь, когда оптические средства наблюдения не очень хорошо работают, только в инфракрасном диапазоне. Соответственно выходом из этой ситуации является использование радиолокационного диапазона частот, который видит как сквозь облачный покров, так и в условиях низкой освещенности или отсутствия таковой», – пояснил замдиректора департамента по космической деятельности «Роскосмоса» Андрей Буравин.
За последние два года для Севморпути введены цифровые платформенные решения, в первую очередь предназначенные для обеспечения безопасности плавания в ледовой и смешанной обстановке, продолжает директор направления цифровизации и информационных технологий дирекции СМП корпорации «Росатом» Александр Шаталов.
«В настоящее время мы умеем строить оптимальные маршруты движения судов в смешанном режиме, делать расстановку ледоколов. В этом смысле [накопленный] математический аппарат и программный комплекс хотим использовать и для нашего пилотного проекта единого морского оператора северного завоза для оптимального планирования маршрутов движения и доставки грузов», – рассказал он.
Напомним, работу единого оператора северного завоза планируется обкатать в текущем года на Чукотке.
Помимо спутников к настоящему времени расширяется инструментарий сбора необходимых данных. Ледоколы оснащены бортовыми измерительными комплексами, лидарами, которые определяют толщину, силу сжатия льда, торосистость – то, что со спутниковых снимков сделать затруднительно, объясняет Александр Шаталов. Используются также беспилотные летательные аппараты, оснащенные радиолокационными станциями. Они могут производить локальную ледовую разведку и давать уточненные данные по трассе движения флота.
На основе этих сведений отрабатываются технические модели мониторинга и прогнозирования, в том числе с привлечением технологий искусственного интеллекта. Задача – благодаря ИИ, обработке больших данных своевременно распознавать опасные ледовые явления на пути мореплавания.
«Как пример, чтобы грамотно обработать и понять, что это стамуха (торосистое образование, сидящее на грунте или на мели – Прим. ред.), нужны тысячи снимков и столько же человеко-часов, чтобы люди сели и классифицировали объект. Это огромный труд», – резюмировал Александр Шаталов.
Без надежной связи и инфокоммуникационной инфраструктуры невозможно представить успешное развитие многих сфер деятельности. В этой связи на Дальнем Востоке реализуются крупные проекты, которые затрагивают и труднодоступные районы, где проблема цифрового неравенства не побеждена. Темпы борьбы с последней ограничивает государственное финансирование. Вместе с тем определенные надежды возлагается на новый отраслевой нацпроект «Экономика данных». Заметные перемены могут произойти в регионах арктической зоны – это сопряжено с необходимостью расширять перевозки по Севморпути, который, как и все, нуждается в развитии связи и цифровых технологий.
В 2024 году в регионах Дальнего Востока и Арктики к сети широкополосного доступа в интернет подключено 250 населенных пунктов, проложено около 2 тыс. км волоконно-оптических линий связи, сообщил замдиректора департамента господдержки технологического развития Минвостокразвития Вячеслав Самочкин.
«Вместе с тем, несмотря на результаты, достигнутые на сегодняшний день, нам предстоит много работы. Мы также видим и пытаемся решить ряд проблем, которые остаются актуальными. Это неразвитая инфраструктура – все еще есть участки макрорегиона, к сожалению, где жители вынуждены мириться с ограничениями в части отсутствия современных услуг связи. Прокладывание линий затруднено из-за особенности регионов: вечная мерзлота, пустынные сети, скалистые горы и большая сейсмическая активность», – пояснил он.
Проблема цифрового неравенства не остается без внимания на многих северных территориях, в том числе на Чукотке. В 2023 году завершено строительство подводной волоконно-оптической линии связи протяженностью более 2 тыс. км по дну Берингова моря от Камчатки до Чукотки. Это позволило обеспечить высокоскоростным интернетом порядка 20 тыс. жителей Анадыря и Анадырского района.
С одной стороны, регион значительно улучшил показатели по т.н. цифровой зрелости (к ней относится глубина цифровизации городской среды, госуправления, общественного транспорта, образования и здравоохранения), с другой, 95% населенных пунктов, которые удалены от магистральной ВОЛС, продолжают пользоваться телекоммуникационными услугами через спутниковые каналы связи, рассказал начальник управления цифрового развития ЧАО Юрий Банчук.
Хотя к интернету по подпрограмме «Цифровая Чукотка» подключены 266 социально-значимых объектов (медицинские и образовательные учреждения, музеи, библиотеки и т.п.), 193 из них имеют низкую скорость передачи данных – от 1 до 9 Мбит/с.
На текущий момент в регионе нет мобильного интернета в 30 поселках. Основная причина – нехватка финансирования. Продолжается действие федеральной программы по устранению цифрового неравенства, но ежегодная квота на округ – в среднем три населенных пункта. «Мы понимаем, как это будет долго», – оценивает перспективы завершения проекта Юрий Банчук.
Власти Чукотки обратились в Минцифры РФ с просьбой реализовывать программу на условиях софинансирования, хотя и финансовые возможности региона далеко не безграничны.
Похожая ситуация в Якутии, где сказывается неравномерность покрытия ее обширных площадей телекоммуникационной сетью. Спутниковая связь является единственной возможной на территории арктической зоны этого региона, где отсутствуют резервные каналы, констатирует замминистра инвестиций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха Дмитрий Васильев. Как следствие, сохраняется резкая диспропорция стоимости безлимитного тарифного плана с пропускной способностью 1 Мбит/с. для абонентов в арктических и центральных районах.
Минцифры РФ и Якутия уже осуществляют работы на принципах софинансирования. В 2023 году на начало совместной реализации проекта по обеспечению населенных пунктов высокоскоростным интернетом из республиканского бюджета было направлено 356 млн руб.
В прошлом году в Якутии завершилось строительство ВОЛС протяженностью 359 км в Жиганском районе. К услугам ШПД были подключены три поселка. Это немного, но все снова упирается в объем выделяемых средств. Как уточнил Дмитрий Васильев, Госдума ранее давала рекомендации рассмотреть возможность увеличения федерального финансирования на трехлетний бюджетный цикл для арктических территорий при поступлении дополнительных доходов или наличии высвобождаемых в ходе исполнения бюджетных ассигнований, на что и возлагаются определенные надежды.
Кроме того, большие ожидания связаны с реализацией проекта «Синергия Арктики», который предполагает стыковку с магистральными оптическими линиями связи, в том числе с трансарктической подводной ВОЛС «Полярный экспресс», которая охватит восемь регионов Арктики и Дальнего Востока, расположенных вдоль Северного морского пути.
Справка:
Общая протяженность трансарктической подводной волоконно-оптической линии связи – 12,6 тыс. км. Новая система, которая соединит Мурманск и Владивосток по арктическому маршруту, предусматривает шесть пар оптических волокон пропускной способностью 52-104 Тб/с. Это поможет предоставить надежную и доступную интернет-связь, удовлетворить растущие потребности онлайн-торговли, облачных технологий и больших данных.
За счет «Синергии» в Якутии намерены построить 7 тыс. км линий-ответвлений, к сети высокоскоростного интернета будет подключен 61 населенный пункт республики и более 50 тыс. жителей. Заявляемая пропускная способность на домохозяйство – до 1 Гбит/сек.
В настоящее время по республике уже проектируется порядка 6,4 тыс. км магистральных ВОЛС, проинформировал замруководителя регионального блока ФГБУ «Центр экспертизы и координации информации» Павел Синдяков. По Чукотке, которая также может быть связана с «Полярным экспрессом», прорабатывается предложение по строительству линии Певек – Билибино. «Сейчас рассматривается финансирование за счет средств резервного универсального обслуживания (операторы связи отчисляют туда по 1,2% от выручки – Прим. ред.) в период 2025-2030 годов», – уточнил Павел Синдяков.
От хорошей связи зависит развитие судоходства по Северному морскому пути с учетом организации различных видов мониторинга, берегового обслуживания флота, функционирования аварийно-спасательных подразделений и т.п. Проект создания ВОЛС «Полярный экспресс» положительно повлияет на интенсивность перевозок по СМП, но охватить большие пространства невозможно полностью без спутниковой связи, отмечает зампред комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.
В 2025 году стартует национальный проект «Экономика данных», приоритеты которого значительно расширились по сравнению с предыдущим нацпроектом «Цифровая экономика», говорит Павел Синдяков. К ним относится создание низкоорбитальной спутниковой группировки, обеспечивающей скоростной доступ в интернет, в том числе в арктической зоне, по аналогии со Starlink`ом. К концу 2027 года планируется запустить 292 аппарата, а до 2030-го – 383.
Проект осуществляется на условиях государственно-частного партнерства. Компания «Бюро 1440» инвестирует в строительство спутников и инфраструктуры более 300 млрд руб., еще свыше 100 млрд руб. будет направит Минцифры на компенсацию ставки по льготным кредитам и финансирование запусков.
Ожидается, что к этим спутниковым каналам будут подключены базовые станции мобильных операторов, к которым невозможно или экономически нецелесообразно подводить ВОЛС. Скорость спутникового канала для абонента в такой сети должна быть выше, чем в действующих сетях.
Как поясняют в одной из сотовых компаний, переход на низкую орбиту значительно повышает скорость передачи данных и снижает сетевую задержку в сравнении с аппаратами, находящимися на высокой геостационарной орбите. Таким образом эта коллаборация решит проблему с предоставлением полноценной связи стандарта LTE в удаленных районах.
Орбитальную группировку в свою очередь наращивает «Роскосмос». Например, для оценки ледовой обстановки на трассах Севморпути, мониторинга ЧС наиболее подходят малые радиолокационные спутники «Кондор-ФКА».
«Арктический регион часто бывает закрыт облаками для космического наблюдения, и есть такой эффект как полярная ночь, когда оптические средства наблюдения не очень хорошо работают, только в инфракрасном диапазоне. Соответственно выходом из этой ситуации является использование радиолокационного диапазона частот, который видит как сквозь облачный покров, так и в условиях низкой освещенности или отсутствия таковой», – пояснил замдиректора департамента по космической деятельности «Роскосмоса» Андрей Буравин.
За последние два года для Севморпути введены цифровые платформенные решения, в первую очередь предназначенные для обеспечения безопасности плавания в ледовой и смешанной обстановке, продолжает директор направления цифровизации и информационных технологий дирекции СМП корпорации «Росатом» Александр Шаталов.
«В настоящее время мы умеем строить оптимальные маршруты движения судов в смешанном режиме, делать расстановку ледоколов. В этом смысле [накопленный] математический аппарат и программный комплекс хотим использовать и для нашего пилотного проекта единого морского оператора северного завоза для оптимального планирования маршрутов движения и доставки грузов», – рассказал он.
Напомним, работу единого оператора северного завоза планируется обкатать в текущем года на Чукотке.
Помимо спутников к настоящему времени расширяется инструментарий сбора необходимых данных. Ледоколы оснащены бортовыми измерительными комплексами, лидарами, которые определяют толщину, силу сжатия льда, торосистость – то, что со спутниковых снимков сделать затруднительно, объясняет Александр Шаталов. Используются также беспилотные летательные аппараты, оснащенные радиолокационными станциями. Они могут производить локальную ледовую разведку и давать уточненные данные по трассе движения флота.
На основе этих сведений отрабатываются технические модели мониторинга и прогнозирования, в том числе с привлечением технологий искусственного интеллекта. Задача – благодаря ИИ, обработке больших данных своевременно распознавать опасные ледовые явления на пути мореплавания.
«Как пример, чтобы грамотно обработать и понять, что это стамуха (торосистое образование, сидящее на грунте или на мели – Прим. ред.), нужны тысячи снимков и столько же человеко-часов, чтобы люди сели и классифицировали объект. Это огромный труд», – резюмировал Александр Шаталов.
Без надежной связи и инфокоммуникационной инфраструктуры невозможно представить успешное развитие многих сфер деятельности. В этой связи на Дальнем Востоке реализуются крупные проекты, которые затрагивают и труднодоступные районы, где проблема цифрового неравенства не побеждена. Темпы борьбы с последней ограничивает государственное финансирование. Вместе с тем определенные надежды возлагается на новый отраслевой нацпроект «Экономика данных». Заметные перемены могут произойти в регионах арктической зоны – это сопряжено с необходимостью расширять перевозки по Севморпути, который, как и все, нуждается в развитии связи и цифровых технологий.
В 2024 году в регионах Дальнего Востока и Арктики к сети широкополосного доступа в интернет подключено 250 населенных пунктов, проложено около 2 тыс. км волоконно-оптических линий связи, сообщил замдиректора департамента господдержки технологического развития Минвостокразвития Вячеслав Самочкин.
«Вместе с тем, несмотря на результаты, достигнутые на сегодняшний день, нам предстоит много работы. Мы также видим и пытаемся решить ряд проблем, которые остаются актуальными. Это неразвитая инфраструктура – все еще есть участки макрорегиона, к сожалению, где жители вынуждены мириться с ограничениями в части отсутствия современных услуг связи. Прокладывание линий затруднено из-за особенности регионов: вечная мерзлота, пустынные сети, скалистые горы и большая сейсмическая активность», – пояснил он.
Проблема цифрового неравенства не остается без внимания на многих северных территориях, в том числе на Чукотке. В 2023 году завершено строительство подводной волоконно-оптической линии связи протяженностью более 2 тыс. км по дну Берингова моря от Камчатки до Чукотки. Это позволило обеспечить высокоскоростным интернетом порядка 20 тыс. жителей Анадыря и Анадырского района.
С одной стороны, регион значительно улучшил показатели по т.н. цифровой зрелости (к ней относится глубина цифровизации городской среды, госуправления, общественного транспорта, образования и здравоохранения), с другой, 95% населенных пунктов, которые удалены от магистральной ВОЛС, продолжают пользоваться телекоммуникационными услугами через спутниковые каналы связи, рассказал начальник управления цифрового развития ЧАО Юрий Банчук.
Хотя к интернету по подпрограмме «Цифровая Чукотка» подключены 266 социально-значимых объектов (медицинские и образовательные учреждения, музеи, библиотеки и т.п.), 193 из них имеют низкую скорость передачи данных – от 1 до 9 Мбит/с.
На текущий момент в регионе нет мобильного интернета в 30 поселках. Основная причина – нехватка финансирования. Продолжается действие федеральной программы по устранению цифрового неравенства, но ежегодная квота на округ – в среднем три населенных пункта. «Мы понимаем, как это будет долго», – оценивает перспективы завершения проекта Юрий Банчук.
Власти Чукотки обратились в Минцифры РФ с просьбой реализовывать программу на условиях софинансирования, хотя и финансовые возможности региона далеко не безграничны.
Похожая ситуация в Якутии, где сказывается неравномерность покрытия ее обширных площадей телекоммуникационной сетью. Спутниковая связь является единственной возможной на территории арктической зоны этого региона, где отсутствуют резервные каналы, констатирует замминистра инвестиций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха Дмитрий Васильев. Как следствие, сохраняется резкая диспропорция стоимости безлимитного тарифного плана с пропускной способностью 1 Мбит/с. для абонентов в арктических и центральных районах.
Минцифры РФ и Якутия уже осуществляют работы на принципах софинансирования. В 2023 году на начало совместной реализации проекта по обеспечению населенных пунктов высокоскоростным интернетом из республиканского бюджета было направлено 356 млн руб.
В прошлом году в Якутии завершилось строительство ВОЛС протяженностью 359 км в Жиганском районе. К услугам ШПД были подключены три поселка. Это немного, но все снова упирается в объем выделяемых средств. Как уточнил Дмитрий Васильев, Госдума ранее давала рекомендации рассмотреть возможность увеличения федерального финансирования на трехлетний бюджетный цикл для арктических территорий при поступлении дополнительных доходов или наличии высвобождаемых в ходе исполнения бюджетных ассигнований, на что и возлагаются определенные надежды.
Кроме того, большие ожидания связаны с реализацией проекта «Синергия Арктики», который предполагает стыковку с магистральными оптическими линиями связи, в том числе с трансарктической подводной ВОЛС «Полярный экспресс», которая охватит восемь регионов Арктики и Дальнего Востока, расположенных вдоль Северного морского пути.
Справка:
Общая протяженность трансарктической подводной волоконно-оптической линии связи – 12,6 тыс. км. Новая система, которая соединит Мурманск и Владивосток по арктическому маршруту, предусматривает шесть пар оптических волокон пропускной способностью 52-104 Тб/с. Это поможет предоставить надежную и доступную интернет-связь, удовлетворить растущие потребности онлайн-торговли, облачных технологий и больших данных.
За счет «Синергии» в Якутии намерены построить 7 тыс. км линий-ответвлений, к сети высокоскоростного интернета будет подключен 61 населенный пункт республики и более 50 тыс. жителей. Заявляемая пропускная способность на домохозяйство – до 1 Гбит/сек.
В настоящее время по республике уже проектируется порядка 6,4 тыс. км магистральных ВОЛС, проинформировал замруководителя регионального блока ФГБУ «Центр экспертизы и координации информации» Павел Синдяков. По Чукотке, которая также может быть связана с «Полярным экспрессом», прорабатывается предложение по строительству линии Певек – Билибино. «Сейчас рассматривается финансирование за счет средств резервного универсального обслуживания (операторы связи отчисляют туда по 1,2% от выручки – Прим. ред.) в период 2025-2030 годов», – уточнил Павел Синдяков.
От хорошей связи зависит развитие судоходства по Северному морскому пути с учетом организации различных видов мониторинга, берегового обслуживания флота, функционирования аварийно-спасательных подразделений и т.п. Проект создания ВОЛС «Полярный экспресс» положительно повлияет на интенсивность перевозок по СМП, но охватить большие пространства невозможно полностью без спутниковой связи, отмечает зампред комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.
В 2025 году стартует национальный проект «Экономика данных», приоритеты которого значительно расширились по сравнению с предыдущим нацпроектом «Цифровая экономика», говорит Павел Синдяков. К ним относится создание низкоорбитальной спутниковой группировки, обеспечивающей скоростной доступ в интернет, в том числе в арктической зоне, по аналогии со Starlink`ом. К концу 2027 года планируется запустить 292 аппарата, а до 2030-го – 383.
Проект осуществляется на условиях государственно-частного партнерства. Компания «Бюро 1440» инвестирует в строительство спутников и инфраструктуры более 300 млрд руб., еще свыше 100 млрд руб. будет направит Минцифры на компенсацию ставки по льготным кредитам и финансирование запусков.
Ожидается, что к этим спутниковым каналам будут подключены базовые станции мобильных операторов, к которым невозможно или экономически нецелесообразно подводить ВОЛС. Скорость спутникового канала для абонента в такой сети должна быть выше, чем в действующих сетях.
Как поясняют в одной из сотовых компаний, переход на низкую орбиту значительно повышает скорость передачи данных и снижает сетевую задержку в сравнении с аппаратами, находящимися на высокой геостационарной орбите. Таким образом эта коллаборация решит проблему с предоставлением полноценной связи стандарта LTE в удаленных районах.
Орбитальную группировку в свою очередь наращивает «Роскосмос». Например, для оценки ледовой обстановки на трассах Севморпути, мониторинга ЧС наиболее подходят малые радиолокационные спутники «Кондор-ФКА».
«Арктический регион часто бывает закрыт облаками для космического наблюдения, и есть такой эффект как полярная ночь, когда оптические средства наблюдения не очень хорошо работают, только в инфракрасном диапазоне. Соответственно выходом из этой ситуации является использование радиолокационного диапазона частот, который видит как сквозь облачный покров, так и в условиях низкой освещенности или отсутствия таковой», – пояснил замдиректора департамента по космической деятельности «Роскосмоса» Андрей Буравин.
За последние два года для Севморпути введены цифровые платформенные решения, в первую очередь предназначенные для обеспечения безопасности плавания в ледовой и смешанной обстановке, продолжает директор направления цифровизации и информационных технологий дирекции СМП корпорации «Росатом» Александр Шаталов.
«В настоящее время мы умеем строить оптимальные маршруты движения судов в смешанном режиме, делать расстановку ледоколов. В этом смысле [накопленный] математический аппарат и программный комплекс хотим использовать и для нашего пилотного проекта единого морского оператора северного завоза для оптимального планирования маршрутов движения и доставки грузов», – рассказал он.
Напомним, работу единого оператора северного завоза планируется обкатать в текущем года на Чукотке.
Помимо спутников к настоящему времени расширяется инструментарий сбора необходимых данных. Ледоколы оснащены бортовыми измерительными комплексами, лидарами, которые определяют толщину, силу сжатия льда, торосистость – то, что со спутниковых снимков сделать затруднительно, объясняет Александр Шаталов. Используются также беспилотные летательные аппараты, оснащенные радиолокационными станциями. Они могут производить локальную ледовую разведку и давать уточненные данные по трассе движения флота.
На основе этих сведений отрабатываются технические модели мониторинга и прогнозирования, в том числе с привлечением технологий искусственного интеллекта. Задача – благодаря ИИ, обработке больших данных своевременно распознавать опасные ледовые явления на пути мореплавания.
«Как пример, чтобы грамотно обработать и понять, что это стамуха (торосистое образование, сидящее на грунте или на мели – Прим. ред.), нужны тысячи снимков и столько же человеко-часов, чтобы люди сели и классифицировали объект. Это огромный труд», – резюмировал Александр Шаталов.