В начале октября ВТБ представил новый сервис – группы в рамках «Семейного банка». За короткий срок аудитория сервиса превысила 1,5 миллиона человек, при этом ежедневно к группам присоединяются свыше 40 тысяч новых участников.
На сегодняшний день в «Семейном банке» сформировано более 900 тысяч различных семейных связей. Наиболее популярны группы с друзьями и близкими людьми – они составили 47% от общего числа связей. На втором месте – группы супругов (27%), а также группы с родителями или детьми (20%) и группы с братьями или сестрами (6%). Участники этих объединений получают уникальные привилегии, включая повышенный кешбэк и выгодные ставки по вкладам.
Представители ВТБ отметили, что концепция семейного банкинга только начинает набирать популярность в России, но уже демонстрирует большой потенциал. По словам старшего вице-президента и руководителя департамента транзакционного розничного бизнеса ВТБ Ростислава Яныкина, продукты, ориентированные на потребности всех членов семьи, пользуются растущим спросом. Особое внимание привлекают совместные счета, детские карты и платежные стикеры, а также семейные страховые программы. ВТБ отмечает увеличение выдачи детских карт на 40% по сравнению с прошлым годом, а общий объем карт, оформленных через «Семейный банк», вырос на 80%. Как подчеркивает Яныкин, семейный банкинг открывает огромные возможности для всей индустрии, помогая миллионам россиян планировать долгосрочные финансовые цели.
После отмены льготной ипотеки с господдержкой продажи в новостройках Владивостока падают, а вторичный рынок, по словам риелторов, «закончился», так как ставка выше 19 процентов годовых покупателям не по карману. Что будет с ценами на недвижимость, и можно ли сегодня сэкономить при покупке квартиры — в материале EastRussia.
Ажиотаж сменился затишьем
В июле количество сделок по ипотеке резко снизилось, сообщают риелторы. При этом июнь отметился ажиотажем – покупатели спешили успеть в последний вагон льготной ипотеки с господдержкой под 8% годовых, которая прекратила своё действие 1 июля. Удалось это не всем. Многие банки свернули программу раньше, и даже те кредиты, которые предварительно получили одобрение, так и не были оформлены.
«В нашем регионе на льготную ипотеку с господдержкой приходилось 15-20 процентов от общего количества сделок. По понятным причинам, в июне спрос вырос. Сейчас мы наблюдаем обратную ситуацию, и я думаю, что в ближайшие два месяца сделок станет ещё меньше», — комментирует директор АН «Городской риэлторский центр» Сергей Косиков.
Покупатель, желающий оформить ипотечный кредит, столкнулся с новыми неприятными реалиями. Рынок новостроек предлагает варианты на любой вкус — по данным ДОМ.рф, на продажу в Приморье выставлены 2,3 млн кв. метров жилья. Вот только денег населению не хватает.
Льготная ипотека, которая давала возможность практически любому гражданину РФ получить кредит под 8 процентов годовых, больше не работает. Условия по семейной ипотеке ужесточились: теперь оформить её могут только семьи с ребёнком до 6 лет или ребёнком-инвалидом до 18 лет. Дальневосточная ипотека имеет возрастные ограничения до 36 лет. А рыночные ставки по жилищным кредитам превышают 19-20 процентов. Например, чтобы приобрести в ипотеку скромную однушку за 5 млн со ставкой 21,1 процента и первоначальным взносом 30 процентов, нужно получать доход не меньше 80 тысяч рублей. При сумме кредита 3,5 млн рублей и сроке выплат 20 лет ежемесячный платёж составит порядка 62 тысяч рублей. Такие цифры показывает ипотечный калькулятор. А если квартира стоит, например, 7 млн рублей, то ежемесячный платёж превысит 100 тысяч рублей.
«По этой причине ипотека на вторичное жильё практически закончилась. При ставках 17 процентов годовых сделки ещё заключались, но 20 процентов – это уже психологический порог, который очень сложно перешагнуть», - комментирует Сергей Косиков.
Сейчас многие покупатели займут выжидательную позицию и будут следить за ключевой ставкой Центробанка, считают эксперты. По оптимистичным прогнозам, через год-два, в крайнем случае, три она может вернуться к прежним значениям 10-12 процентов годовых. Соответственно, ипотечные ставки тоже снизятся.
Можно ли сэкономить
И здесь возникает вопрос о том, как снизить финансовую нагрузку при покупке квартиры уже сегодня. Риелторы отмечают, что варианты есть.
«Застройщики стали активнее использовать инструменты для мотивации покупателя. Это и рассрочки, в том числе на первоначальный взнос, кто-то даже предлагает сделки без первоначального взноса. Плюс различные акции при покупке квартиры. Кстати, всё это говорит о том, что в ближайшее время цены на квартиры расти не будут», — комментирует Сергей Косиков.
Многие застройщики предлагают траншевую ипотеку. В таких объектах, как ЖК «Беринг», «Исторический», «Маклей», «Стрижи» доступна оплата кредита траншами. Первый транш может быть крупным – вплоть до 30 процентов от стоимости квартиры, или символическим – всего 1 рубль. Однако такие послабления действуют только на срок реализации проекта, потом заёмщик начинает вносить основные платежи в обычном порядке. Траншевая ипотека – это отличная возможность выиграть время и деньги до ввода объекта в эксплуатацию. Но суммы сделки она не снижает.
Некоторые компании так же предлагают покупку квартиры в рассрочку под умеренный процент. В этом случае стоимость жилья разбивают на несколько частей. Подразумевается низкая переплата, но и срок выплат короткий, поэтому такой вариант бюджетным не назовёшь. Застройщики Владивостока готовы предоставлять рассрочку на 2-5 лет. И пока таких предложений на рынке не много, отмечает директор ООО «Эскадра менеджмент» Евгений Павликов.
«Есть очень ограниченный пул застройщиков, которые предлагают рассрочку — как правило, на срок, не превышающий временной цикл реализации проекта. Что касается объектов нашей компании, по некоторым из них можно оформить рассрочку на 5 лет, начиная с даты заключения договора. Рассрочка не беспроцентная и предполагает примерно 5 процентов годовых», — рассказал Евгений Павликов.
В агентстве недвижимости «Башни» посоветовали следить за скидками. «Квадратный метр растёт в цене практически каждый месяц, и можно запросить у застройщика хорошую скидку. Особенно если квартира недешёвая и с ремонтом, в некоторых компаниях готовы скинуть цену, к примеру, на каждый четвёртый квадратный метр или вообще предоставить его в подарок. Нужно анализировать рынок, потому что конкуренция сейчас большая, и компании стараются быть лояльными», — сообщил представитель агентства.
По его словам, сегодня застройщики также готовы согласовывать более длительные брони. Сроки бронирования могут достигать месяца и даже трёх, пока клиент не получит одобрение по ипотеке.
Генеральный директор компании «СЗ "ДаВинчи Групп"» Алексей Исаков напоминает, что ипотека — достаточно гибкий инструмент. Уже оформившие кредит граждане могут рефинансировать его после снижения ключевой ставки Центробанка, изменить условия платежей и при желании перейти в другой банк.
«Рефинансирование — это реальная возможность уменьшить как ежемесячный платёж, так и общий объём выплат по ипотеке. И ею стоит воспользоваться после снижения ключевой ставки, которое, я думаю, произойдёт через год-два», - комментирует Алексей Исаков.
Однако в сухом остатке получается, что возможности для реальной экономии очень незначительные. Траншевая ипотека — это временная отсрочка платежей. Рассрочка обязывает выплатить стоимость квартиры за короткий срок. Скидки на действительно ликвидное жильё — явление редкое. Да и в некоторых случаях, казалось бы, проявляя лояльность, застройщики ведут себя недобросовестно. С одной стороны, они могут предлагать выгодные условия сделки, с другой, вводить покупателя в заблуждение относительно стоимости недвижимости и переплат. Для этого явления даже подобрали специальный термин – мисселинг или недобросовестная практика продаж.
Ипотечный разворот
И здесь возникает вопрос, что же будут делать застройщики сегодня, когда объём непроданной площади в новостройках Приморья достиг рекордных 59 процентов - больше 1,6 млн кв. метров жилья.
«Через год-два будут другие ставки, и мы спокойно продолжим жить дальше, просто цены на квартиры вырастут», — считает Сергей Косиков.
По словам Евгения Павликова, ожидания самые оптимистичные.
«Понятно, что есть определенный спад продаж. Те, кто планировали купить квартиру по льготной ипотеке с господдержкой или были очень близки к этому, мобилизовали все ресурсы и вышли на сделку в июне. Соответственно, июнь показал достаточно серьёзный всплеск регистраций и сделок по объектам. Сейчас только первый месяц после отмены программы льготной ипотеки, и рынок адаптируется. Но в любом случае, мы находимся на Дальнем Востоке, где максимальное количество сделок заключается по дальневосточной ипотеке. Плюс семейная ипотека действует до 2030 года, так что поддержка у застройщиков есть», — комментирует он.
При этом заморозки проектов ожидать не стоит, так как застройщик должен проделать глобальную работу, чтобы вывести объект на рынок, уверен собеседник.
«Цикл вывода нового проекта к реализации очень длительный и может занимать 3-3,5 года, учитывая нововведения. Например, застройщики должны согласовывать облик здания — раньше этого не было. Есть проекты, которые начинались 2-3 года назад. Конечно, сейчас их будут активно выводить на рынок. Если же говорить о приобретении новых участков или увеличении земельного банка, возможно, кто-то поставит эти вопросы на паузу», — прогнозирует Евгений Павликов.
Глава «ИСК Система» Алишер Аббасов отметил, что недвижимости бизнес-класса изменения коснутся меньше всего, так как льготная ипотека была ограничена максимальной суммой кредита 6 млн рублей. В то же время сумму дальневосточной ипотеки увеличили до 9 млн рублей за жильё больше 60 кв. метров, а список адресатов программы пополнили врачи, военные и другие категории граждан. Так что у девелоперов остались точки опоры.
Не больше пяти процентов
Интересно, что никто из риелторов и застройщиков не ожидает серьёзного снижения цен. «Максимум 5 процентов, и то локально».
«Во-первых, бизнес-модель проекта согласована с банком. Банк предоставил деньги на строительство и не даст серьёзно снизить цены. Во-вторых, есть ещё и рыночная составляющая — к сожалению, себестоимость строительства растёт. Сюда входит и оплата труда, учитывая, что приток иностранной рабочей силы ограничен, и стройматериалы. По разным оценкам, себестоимость стройматериалов за последние два года выросла на 60-70 процентов. Так что на рынке возможна небольшая стагнация, но думаю, что снижения цен больше, чем на пять процентов, мы не увидим», — считает Алексей Исаков.
Также акцент в продажах сместится на более маленькие квартиры, полагает он.
Сергей Косиков напоминает, что девелоперам не впервой сталкиваться со сложностями.
«Мы прошли четыре кризиса. Ставку 20-25 процентов я видел два раза как минимум. Рынок переживал потрясения в 2022 году, в январе 2015 года и в 2008-м. Так что всё, что будет завтра, примерно понятно», — комментирует эксперт.
Отметим, что в Приморье строится 2,3 млн квартир, больше половины из них — однокомнатные. По краю стоимость квадратного метра в новостройках составила 154 тысячи рублей, а во Владивостоке превышает 170 тысяч рублей.
О ходе интеграции ВТБ и банка «Открытие» в Хабаровском крае, о приоритетах в работе и планах на будущее рассказал в интервью EastRussia единый бизнес-лидер банков ВТБ и Открытие в Хабаровском крае – вице-президент Евгений Орлов
— Расскажите, пожалуйста, о текущем состоянии интеграции ВТБ и банка «Открытие» в Хабаровском крае. Какие шаги уже предприняты?
— Интеграция ВТБ и «Открытия» — это масштабный и комплексный процесс, который требует большого внимания к деталям. Подобных слияний в российской банковской системе еще не было – ведь мы говорим о кредитных организациях из первой десятки на рынке. Если мерить деньгами, можно проиллюстрировать так — на конец прошлого года совокупные активы группы ВТБ с учетом банка «Открытие» составляли 29,4 трлн рублей, а доля группы в активах российской банковской системы — 17,5%.
В декабре 2023 года объединили в единую сеть банкоматы ВТБ, «Открытия» и РНКБ, затем клиентам «Открытия» дали доступ к продуктам ВТБ – кредитам, вкладам, дебетовым картам. Если говорить про текущую ситуацию, то в мае-июне клиенты банка «Открытие» начали активно переводить свои карты, вклады и кредиты в ВТБ. Нам удалось успешно организовать «бесшовный» онлайн-переход для розничных клиентов «Открытия» — без визита в офис. Эта процедура происходит в интернет-банке и мобильном приложении, что делает процесс максимально удобным и безопасным.
— Всем ли удобен «онлайн» вариант перехода? Как вы обеспечиваете его безопасность?
— Для нас очень важно, чтобы процесс интеграции был максимально комфортным для всех клиентов. Мы подумали, конечно, и о людях старшего поколения, которые предпочитают личное обращение. Они могут получить всю нужную информацию и помощь в офисах ВТБ. Менеджеры ответят на вопросы, помогут совершить действия, необходимые для перехода.
Сейчас, кстати, уже началась смена вывесок на офисах «Открытия». Большинство этих офисов в Хабаровском крае сохранятся для удобства клиентов и продолжат свою работу под брендом ВТБ.
Безопасность перехода клиентов – под нашим постоянным контролем. Команды специалистов обоих банков провели скрупулёзную интеграцию всех IT-систем. Разработали и архитектуру миграции, и маршруты клиентских путей, согласовали единые процессы контроля инцидентов «Открытия» и ВТБ. Словом, сделали всё для того, чтобы переход клиентов «Открытия» в ВТБ прошёл максимально безопасно и гладко, с соблюдением строжайших стандартов конфиденциальности.
— Какие преимущества получат клиенты «Открытия» после перехода в ВТБ?
— Одна из главных задач интеграции заключается в том, чтобы обеспечить клиентов банка «Открытие» не просто аналогичными, но и более выгодными продуктами и сервисами. После перехода в ВТБ клиенты «Открытия» получат доступ к более широкой линейке предложений, например, к программе льготного ипотечного кредитования. Мы предложим более высокие ставки по накопительным счетам и надбавки за перевод пенсий в ВТБ. В ближайшее время в ВТБ появятся и кобрендовые карты, которые были популярны у клиентов банка «Открытие». Премиальные клиенты смогут воспользоваться пакетом услуг «Привилегия».
И конечно, ВТБ гарантирует сохранение всех условий по действующим кредитным договорам и депозитам до конца их срока.
— А как организовали переход корпоративных клиентов?
Средний и малый бизнес – очень гибкий, но при этом требовательный сегмент, который ценит свое время, старается минимизировать издержки. Мы постарались это учесть и подготовили для корпоративных клиентов свой вариант цифрового перехода и спецпредложения.
За несколько кликов в интернет-банке «Открытия» клиенты могут открыть новый счет на Бизнес Платформе ВТБ и сразу же получить доступ к персонализированному набору продуктов и специальным условиям, включая три месяца бесплатного обслуживания в рамках выбранного пакета услуг.
Бизнес Платформа ВТБ – это цифровая экосистема, которая включает более 80 самых востребованных продуктов и услуг для бизнеса, в том числе 20 предложений от банка «Открытие».
— Какое значение имеет эта интеграция для позиции ВТБ в регионе?
— Интеграция укрепит позиции группы ВТБ в Хабаровском крае. По итогам первого полугодия 2024 года наш кредитный портфель в регионе в сегменте среднего и малого бизнеса составил 41,1 млрд рублей. Розничный кредитный портфель прибавил 13% и составил 119,6 млрд рублей, ресурсы частных клиентов выросли на 14%, до 102,7 млрд рублей.
— Какие дальнейшие планы у ВТБ по интеграции и развитию бизнеса в Хабаровском крае?
— Расти! Мы планируем расти по всем направлениям, завершить интеграцию с банком «Открытие» до конца 2024 года, расширять свою сеть в регионе, открывая новые отделения в населенных пунктах с численностью жителей от 20 тысяч человек. Это часть новой трехлетней стратегии ВТБ. Недавно открыли новую, четвертую точку обслуживания в Комсомольске-на-Амуре – на территории Амурского судостроительного завода. В ней смогут обслуживаться 3 тысячи сотрудников предприятия.
Также мы уделяем большое внимание развитию цифровых сервисов и курьерской доставки – это важно для маломобильных пользователей, людей старшего возраста. Сегодня доставка доступна в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, в следующем году к ним добавятся новые города.
Надо сказать, что наши клиенты — и уже активные, и потенциальные — видят нашу работу и голосуют за нас «ногами». В прошлом году число активных розничных клиентов у ВТБ в Хабаровском крае выросло на 19,4 тысячи человек. Судя по динамике первого полугодия, цифра по итогам этого года будет больше.
Пенсионные продукты НПФ предназначены именно для того, чтобы формировать накопления в течение длительного срока. На пенсии-то мы рассчитываем жить долго, соответственно откладывать на этот период нужно не один или два года, а 10-15 лет. Сегодня накопления на пенсию надежно защищены – застрахованы Агентством по страхованию вкладов по аналогии с банковскими вкладами, но на более крупную сумму - 2,8 млн рублей.
Исторический опыт показывает, что доходность, которую получают НПФ, инвестируя накопления в надежные ценные бумаги, на длинном горизонте обгоняет инфляцию. То есть, накопления не обесцениваются и даже, напротив, прирастают, хоть и не большими темпами. Отсюда можно сделать вывод, что копить в негосударственном фонде выгодно.
С другой стороны, популярность НПФ среди населения остается пока невысокой, в том числе из-за практики незаконных переводов между разными фондами в прошлом. Совсем недавно еще одна жительница Магадана подала иск о признании недействительным договора об обязательном пенсионном страховании от 2018 года.
Подобные истории о незаконных переводах пенсионных накоплений граждан из ПФР в НПФ или из одного частного фонда в другой были характерны для 2016-2018 годов. Недобросовестные пенсионные агенты пользовались пробелами в законодательстве, чтобы зарабатывать комиссионное вознаграждение за каждого нового клиента – ведь НПФ, принимающий клиента, не был осведомлен об отсутствии его согласия на перевод.
Проблема незаконных переводов была решена на государственном уровне еще 5 лет назад, что позволило сделать рынок более прозрачным:
– с начала 2019 года НПФ стали получать информацию о клиентах, решивших сменить фонд. Это позволило выяснять у клиента действительность его намерений;
– НПФ, привлекающий клиента, стал обязан информировать его о возможных потерях инвестдохода при досрочном переходе (речь идет о том, что менять страховщика без потери инвестдохода можно не чаще, чем раз в 5 лет);
– заявление о намерении перейти из НПФ в НПФ или СФР застрахованный должен подавать до 1 декабря текущего года в территориальный орган СФР лично либо в электронной форме через портал «Госуслуги»;
– привлечение агентов для перевода средств пенсионных накоплений теперь запрещено на законодательном уровне;
– с 11 декабря 2023 года обращения в связи с незаконными переводами пенсионных накоплений можно урегулировать в досудебном порядке – с помощью финансового уполномоченного. Его решения обязательны для исполнения фондами.
В результате принятых государством мер на пенсионном рынке остались только проверенные и надежные участники. Они нацелены на то, чтобы добиться доверия граждан. Например, один из крупнейших в России частных пенсионных фондов «Будущее» ещё до радикальных законодательных изменений изменил бизнес-стратегию, фокусируясь на оздоровлении инвестиционного портфеля, повышение его доходности, а также полностью отказался от работы с посредниками.
«В 2014-2018 годы незаконные переводы были проблемой. Пострадали не только граждане, но и пенсионные фонды, репутации которых был нанесен ущерб. С тех пор в России изменились законодательные требования к деятельности НПФ, рынок претерпел серьезные изменения, и фактически на нём сегодня работают только надежные участники. Очень важно донести это до граждан – формировать свои сбережения в негосударственных пенсионных фондах можно выгодно и безопасно», – рассказали в НПФ «Будущее», который входит в ТОП-10 крупнейших НПФ России. Сегодня клиентами фонда являются более 4 млн граждан, из них 20 тысяч человек уже получают дополнительную негосударственную пенсию.
По данным ЦБ, более 36 млн человек доверяют НПФ свои пенсионные накопления в рамках ОПС (обязательное пенсионное страхование) и 6 млн человек являются клиентами по НПО (негосударственное пенсионное обеспечение, т.е. делают самостоятельные отчисления на специальный пенсионный счет или принимают участие в корпоративных пенсионных программах работодателей).
У пенсионных продуктов НПФ есть свои преимущества, о которых мы упоминали выше: они нацелены именно на долгосрочные накопления к какому-то событию в жизни, в том числе к выходу на пенсию, и застрахованы государством. По информации Банк России, доходность вложений пенсионных накоплений в НПФ за девять месяцев 2023 года составила 10,9% годовых. Она третий квартал подряд в этом году опережает показатели инвестирования пенсионных накоплений СФР. Это связано с наличием в портфелях НПФ акций, которые оказались более прибыльными в этот период. Доходность размещения пенсионных резервов НПФ — 10,1% годовых. Инфляция в этот период была на уровне 6,2% годовых.
В добровольных накоплениях более гибкие и условия для клиентов: формировать сбережения можно, начиная с любого возраста старше 18 лет, сумма и частота регулярных взносов определяется клиентом самостоятельно, как и срок выплат накопленных средств.
С 2024 года НПФ будут реализовывать программу долгосрочных сбережений (ПДС). В новом сберегательном продукте помимо вышеперечисленных преимуществ заложены еще и уникальные для финансового рынка преференции – например, софинансирование государством взносов участника программы.
Словом, инструментов для того, чтобы создать для себя финансовый запас на будущее, хватает, главное, не принимать скоропалительных решений, изучить продукты, почитать отзывы и сделать правильный выбор.
– Андрей Александрович, искусственный интеллект уже является неотъемлемой частью жизни. Сбер занимает лидирующие места в этой сфере в нашей стране. Как банк развивает ИИ, какие решения уже применяются в работе?
– Сначала хотелось бы немного очертить само понятие интеллекта, чтобы у нас была общая платформа для обсуждения. Мне нравится вот такая формулировка: «интеллект – это способность решать сложные задачи» из книги Макса Тегмарка «Жизнь 3.0. Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта». Такой посыл, как раз-таки хорошо связывается с искусственным интеллектом – это такая искусственная, а не природная, врожденная способность решать сложные задачи.
Есть, конечно, и другие определения, но это, на мой взгляд, самое универсальное и актуальное. Сейчас вся страна решает самые разнообразные сложные задачи, и одна из центральных – это ускоренное развитие Дальнего Востока, тот самый «разворот на Восток». Эта задача имеет много аспектов – социальный, логистический, инфраструктурный, экологический. И по всем этим направлениям идёт активная работа, в том числе с применением ИИ Сбера. Причём это не абстрактные какие-то вещи, а то, что жители Дальнего Востока уже могут ощутить на себе.
Медицинские алгоритмы, использующие технологии искусственного интеллекта внедрены в диагностику лечебных учреждений Дальнего Востока – это, например, система, определяющая степень и тяжесть поражения легких при пневмонии, вызванной COVID-19. Другая модель «КТ Инсульт» выявляет признаки острого нарушения мозгового кровообращения и объем повреждения головного мозга.
В прошлом году Сбер совместно с ДВФУ открыл Дальневосточный центр Искусственного интеллекта. Здесь идут исследования сразу по нескольким направлениям – это и поиск решения проблемы мониторинга и прогнозирования токсичных «красных приливов». Это природное явление вызвано активной фазой цветения микроводорослей, во время которой в морскую воду выделяются токсины, губительные для морских гидробионтов. Недавний пример – массовая гибель морских животных на Камчатке в 2020-м году.
Ещё одна команда специалистов занимается оптимизацией портовой логистики. Модель на базе ИИ прошла обучение на основе данных прошлых лет, и теперь разрабатывается система, которая повысит производительность порта за счёт новых алгоритмов.
Если же говорить про использование ИИ непосредственно в банковских технологиях Сбера, то самое активное применение искусственный интеллект находит в кредитном скоринге, то есть в оценке платежеспособности лица, желающего получить кредит. В этом случае ИИ в считанные секунды обрабатывает большой объем данных, анализирует тысячи параметров и принимает решение.
– То есть непосредственно в цепочке процессов по выдаче потребительского кредита сейчас люди принимают участие?
– Нет. Здесь уже точно нет. Люди задействованы только в доработке модели ИИ, которая принимает решение. Но надо подчеркнуть, что так работает система выдачи обычных потребительских кредитов.
Когда мы говорим о кредитах бизнесу, то там мнение экспертов пока играет весомую роль, хотя мы движемся к тому, чтобы и здесь максимально задействовать ИИ. У нас есть внутри такой продукт: «Кредит за 7 минут», когда он будет готов – все решения по корпоративному клиенту будут приниматься за эти семь минут. Конечно, если это не сложные проекты, когда речь о миллиардах.
Выдачей кредитов использование ИИ, конечно, не исчерпывается. Мы во многих своих бизнес-процессах применяем модели, созданные с помощью искусственного интеллекта: от поиска недвижимости и проведения сделок, до внедрения ИИ в работу чат-бота, который анализирует речь, классифицирует обращения к виртуальным ассистентам, верифицирует сканы документов. Такой подход повысил количество решаемых при первом обращении вопросов клиентов на 20% в год – если сравнивать с предыдущим годом.
Так, например, по итогам 2022 года суммарный экономический эффект от внедрения технологий ИИ в процесс обслуживания корпоративных клиентов в контактном центре составил 260 млн рублей.
– Денежные вопросы весьма чувствительны, откуда берётся уверенность в надёжности ИИ, когда речь идёт о личных или корпоративных финансах?
– Прежде чем система на базе искусственного интеллекта начинает работать, её верифицируют эксперты. Проводится серия тестов, которые моделируют различные ситуации. В изолированном режиме ИИ решает задачи из повседневной практики, все его шаги и принятые решения анализируются затем людьми. И только после многократного контроля ИИ «выходит в свет». Но и после этого внимание к подобным инструментам не ослабевает. Модели постоянно дорабатываются.
– Не реже чем истории про искусственный интеллект в соцсетях, блогах, новостных лентах появляются сообщения о мошенниках, которые лишают граждан их сбережений. Какую работу ведет Сбер в этом направлении?
– У нас есть служба кибербезопасности, которая работает в режиме «24 на 7». Она постоянно дополняет свой арсенал самыми разными способами защиты клиентов, банка, его отдельных технологий. Кроме этого мы проводим учения на тестовых системах с имитацией атак и поиском способов по их отражению.
В прошлом году – в 2022-м – банк успешно отразил 490 DDoS-атак и предотвратил потерю 173,1 миллиарда рублей нашими клиентами от разного вида мошенничества.
Есть и для клиентов инструменты, с помощью которых они могут потренировать свои знания на кибертренажерах, а также получить информацию о распространенных уловках мошенников. Это можно сделать с помощью виртуальных ассистентов «Салют»: например, подборка материалов по киберграмотности открывается фразой «Запусти кибербезопасность», симулятор «Мошенничество с оформлением кредита» – фразой «Запусти симулятор «Мошенничество с кредитом» и так далее. В результате 50 миллионов клиентов воспользовались сервисами кибербезопасности в «СберБанк Онлайн» в прошлом году.
– У Сбера много разработок, не только в сфере ИИ. Они предназначены только для собственных нужд или позволяете использовать их другим?
– Сбер является федеральным центром компетенций по внедрению искусственного интеллекта в стране в целом, поэтому мы делимся своим опытом, идеями, наработками и с властями, и с образовательными учреждениями, и с клиентами.
Есть широкий фронт кооперации, когда мы говорим в принципе про цифровизацию бизнеса. В нашем арсенале мощный инструментарий облачных решений.
Предлагаем мы нашим партнёрам и клиентам готовые софтверные решения, например, программу – HR-платформу «Пульс». Список решений для бизнеса обширен – это и продукты, с помощью которых можно организовать цифровое рабочее место, безопасные видеоконференции и сервисы в области продаж, общения с клиентами.
У нас есть подразделение, которое называется «Подразделение цифровой трансформации клиентов». Мы делаем ежегодно проекты для них. Так, в прошлом году только на Дальнем Востоке реализовали 26 проектов в сфере сельского хозяйства, в сфере рыбной отрасли и в других отраслях.
Мы располагаем решениями ИИ для медицины, которые уже успешно применяются в медицинских организациях – про некоторые я уже упомянул, но есть и такой продукт как «Цифровой ФАП». Это аппаратно-программный комплекс с интегрированными сервисами на основе искусственного интеллекта и позволяющий проводить первый этап диспансеризации в труднодоступных населенных пунктах, и ИИ-сервисы, которые помогают врачам ставить предварительный диагноз и могут обрабатывать результаты КТ, рентгена, ЭКГ. На Дальнем Востоке это крайне востребованная вещь.
Предлагаем также продукт Voice2Med, который способен избавить врача от бумажной волокиты. Система слушает разговор медицинского сотрудника с пациентом и сразу же делает записи в карточку: анамнез болезни, диагноз.
Мы делимся с клиентами своим собственным опытом, разработками и делаем это как сервис: предоставляем возможность партнёру выбрать необходимый ему функционал. Часто бывает так, что компания-партнёр лишь смутно представляет себе возможности цифровизации своего бизнеса. Мы помогаем и на самых начальных стадиях – проводится анализ бизнес-процессов, они раскладываются на отдельные этапы и шаги. Затем они автоматизируются – для этого либо используется какое-то готовое решение, либо создаётся новый продукт. Клиенты все разные – но мы находим общий язык и решения со всеми.
– К слову, про разных клиентов. Региональные власти ведь тоже клиенты? Как Сбер сотрудничает с ними?
– Безусловно, движение сейчас идёт по всем фронтам и через федеральные органы исполнительной власти, и через региональные с использованием компетенций, которые есть у нас. Рассказываем про возможности в решении определенных задач, где мы можем помочь, имеем нужный опыт.
У нас есть соглашения о сотрудничестве в сфере цифровизации как с субъектами ДФО, так и с отдельными муниципальными образованиями – например с администрацией Владивостока. Договор предусматривает реализацию на территории столицы ДФО инвестпроектов, цифровизацию систем управления городским хозяйством, инфраструктурное развитие города. Из конкретных примеров могу назвать внедрение системы безналичной оплаты услуг общественного транспорта на территории Владивостока.
С Сахалином сейчас работаем по направлению достижения «безуглеродного» статуса региона. С Приморьем работаем, в том числе по разработке модели рыбодобычи – чтобы и промысел был, и экология сохранялась.
Кроме того, планируем в этом году провести так называемые «дизайн-сессии» по применению искусственного интеллекта. С одной стороны, надо понять, что больше всего «болит», а с другой стороны, предложить готовые модели, в случае необходимости адаптировать их или даже создать с нуля. Масштаб работы огромен, но накопленный Сбером опыт даёт все основания полагать, что поставленные задачи будут решены.
Китай остается ключевым торговым партнером России, в то же время его финансовые организации ужесточают требования к российскому бизнесу вследствие угрозы вторичных западных санкций. Недавно ряд банков КНР приостановил прием платежей из РФ, что актуализировало поиск альтернативных способов расчета и, скорее всего, усложнит и без того непростой механизм денежных операций.
Под угрозой санкций
Последние месяцы несколько банков Китая стали возвращать клиентам поступающие из России платежи в юанях, сообщили представители ВЭД. В частности, китайскую валюту перестали принимать Ping An Bank и Bank of Ningbo. Также ограничения ввел ряд других банков, например, DBS Bank, Great Wall West China Bank, China Zheshang Bank.
«Реальность такова, что многие китайские банки и компании, опасаясь вторичных санкций, остерегаются контрагентов из России, иногда просто отказываются от сотрудничества», — пояснила исполнительный директор Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития Юлия Капранова.
С одной стороны, ситуация прогнозируема, говорит доцент Российского экономического университета (РЭУ) им. Плеханова Вадим Ковригин. Китай при всех противоречиях с США, торговых войнах и т. д. гораздо более глубоко интегрирован с американской и европейской экономиками, чем с российской.
К тому же транснациональные корпорации имеют в Поднебесной множество заводов и отделений. Поэтому китайским банкам и производителям не хотелось бы терять контрагентов из США и ЕС. С другой стороны, продолжает представитель РЭУ, подобный разворот событий совсем не означает прекращение отношений с поставщиками из Китая и полного запрета на проведение платежей. К тому же финансовые операции зачастую организованы через дополнительные юридические лица — бенефициара при такой цепочке транзакций найти непросто, что подстраховывает зарубежных партнеров.
Китайским компаниям так же стало сложно работать с Россией, свидетельствует руководитель общественной приемной по вопросам экспорта/импорта уполномоченного по правам предпринимателей Москвы Руслан Явон.
«Действительно, санкции сильно могут отразиться на них, и каждый пытается найти способ, как решать соответствующие проблемы. С другой стороны, мы видим, что компании, вовлеченные в эту работу, такие способы находят», — констатирует он.
Расчетам подбирают схемы
Как рассказала гендиректор ООО «Синорусс» Сурана Раднаева, за последнее время распространение получили несколько схем расчетов с КНР. Согласно одному из вариантов, отечественная компания-заказчик открывает счет в банке в России и переводит оплату за поставку из Поднебесной в юанях. В свою очередь китайский контрагент открывает счет в том же российском банке, в его филиале в Китае, и получает деньги. После этого он переводит средства в еще один китайский банк для расчетов с другими поставщиками в КНР. Аналогичным образом действует схема, когда заказчиком товара/услуги выступает компания из Китая.
По данной схеме, делающей возможной агентскую модель расчетов, проводятся платежи, в том числе в рамках параллельного импорта. Правда, есть и сложности. Российский филиал банка, который действует в КНР, как правило, небольшой, говорит Сурана Раднаева. У него могут быть серьезные задержки по оформлению документов, которые связаны с наплывом желающих производить подобные расчеты. И, как показывает практика, крупное китайское предприятие, реализующее свою продукцию в России, не всегда заинтересовано в открытии дополнительного счета в российском банке. Сложности могут возникнуть на начальном этапе взаиморасчетов.
«К примеру, гонконгская компания, которая только вчера открылась, у нее нулевая выручка. Понятно, что для банка она в определенной зоне риска, открыть счет вот так вот просто он не готов. Но если вы дадите пояснения, кто кроется за этой гонконгской компанией, и банк будет знать, что тот клиент обслуживается в российском банке, у него есть определенная положительная репутация, то банк пойдет навстречу», — объясняет гендиректор ООО «Синорусс».
Другая схема предусматривает расчеты через финансовую организацию КНР, у которой есть своя «дочка» в России. Такие банки работают в РФ много лет, но до 2022 года их услугами пользовались в основном предприниматели Китая. Это, кстати, было одним из условий для компаний, осуществлявших бизнес на территории России.
У таких китайских банков появилась отраслевая специфика. К примеру, одни банковские организации обслуживают нефтегазовый сектор, другие – сферу строительства или сельского хозяйства и т.п. В настоящий момент эта схема жизнеспособна, хотя здесь имеются ограничения по агентской модели расчетов. При этом у российских компаний могут возникать сложности с открытием счета в банке Китая, кроме того, китайская сторона будет проверять, находится ли юрлицо в санкционных списках или связано ли оно с оборонным комплексом. Вместе с тем партнер из КНР, обратившись к финансовой организации, может поручиться и решить положительно данный вопрос.
Еще один сценарий предполагает, что отечественная компания проводит оплату внутри страны в рублях или юанях, китайская открывает счет в российском банке на территории России, с которого осуществляет перевод на свой личный счет в Китае. Чтобы стать клиентом российского банка, контрагенту нужно предоставить необходимые документы из КНР с апостилем (международная стандартизированная форма заполнения сведений о законности документа для предъявления на территории иного государства). Сегодня проблем с этим нет: Китай в прошлом году стал участником Гаагской конвенции, что сделало процедуру доступной.
Неудобством же для китайского партнера может служить необходимость постановки на налоговый учет в РФ. Тем не менее, сообщила Сурана Раднаева, этой схемой активно пользуются компании из КНР, которые занимаются крупными поставками на долговременной основе.
«Они не хотят показывать все свои расчеты в китайском банке, хотят, чтобы все, что из России получают, оставалось пока в России, готовы хранить резерв определенный период времени».
Для проведения сделок возможен и вариант расчетов с участием агентов из третьих стран, например из ОАЭ, которые предлагают свое посредничество. Однако здесь необходимо проявлять осторожность, поскольку происходят случаи откровенного мошенничества, когда деньги не доходят до китайского поставщика, но их уже нет на счету российской компании, предупреждает управляющий партнер «Синорусс» Анастасия Валова.
От клиринга до крипты
Если есть возможность, то для безопасного и своевременного проведения платежей, а также полноценного включения во внешнеэкономическую деятельность лучше открыть собственную компанию в КНР, рекомендует Анастасия Валова. Спрос на соответствующую услугу в материковом Китае сейчас высокий. Это позволяет российским бизнесменам непосредственно вести переговоры с китайскими партнерами, лично убеждаться в их компетенциях (а иногда и в существовании), проверять качество товара, отправлять и получать грузы. Для бизнесменов Поднебесной это тоже играет важную роль.
«Сейчас очень много заводов в Китае не хотят работать с юридическим лицом из России, но охотно работают с юридическим лицом в КНР, — поясняет эксперт. — Поэтому если у вас есть китайская компания, шанс того, что вы заключите прямой договор на поставку практически с любым предприятием в Китае, равен 99,9%».
Причем в КНР не запрещен так называемый номинальный сервис, обеспечивающий удаленное управление бизнесом. Он предполагает назначение на руководящие должности лиц, которые имеют ограниченные полномочия и действуют по инструкциям заказчика. Соглашение на этот счет является непубличным, что сохраняет конфиденциальность. Правда, китайский банк, который будет обслуживать такую компанию, вполне может запросить информацию о бенефициаре.
В целом специфика торгового баланса между РФ и Китаем оставляет почву для поиска альтернативных способов расчета, убеждена Юлия Капранова.
«Речь хотя бы о том же клиринге — взаимозачете поставок на эквивалентные суммы. Клиринг позволяет сильно сократить потребность в участии третьих валют, третьих платежных систем и т.д. Думаю, мы под влиянием объективных обстоятельств все же придем к созданию клирингового центра», — рассуждает исполнительный директор Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития.
Другая новация связана с тем, что был принят закон, разрешающий использование криптовалютных платежей в качестве средства внешнеэкономических расчетов, рассказал Руслан Явон. Российские финтеховские структуры сейчас подхватывают этот тренд, создавая платформы для международных операций в сфере ВЭД.
«Однако данная система пока не полностью регулируется, и хотя уже предпринимаются шаги по разработке соответствующего законодательства, ее функционирование требует дополнительных усилий. В этом контексте важно развивать как законодательные, так и технологические решения для эффективного функционирования данной системы», — полагает Руслан Явон.
Впрочем, в Поднебесной ситуация с криптовалютными платежами, мягко говоря, не простая, обращает внимание Сурана Раднаева.
«Во взаимоотношениях с Китаем важна чистота самой криптовалюты, — уточнил финансовый аналитик Владимир Левченко. — Не так давно китайским товарищам за подобные действия, когда они не проверяли монеты на чистоту (криптовалюты, имеющие собственный блокчейн – прим. ред.), прилетел штраф 250 млн юаней».
С другой стороны, попытки как-то заблокировать криптовалютные платежи пока были обречены на неудачу, отметил эксперт.
По прогнозу МТС почти половина – 46,3% – из 6,6 млн реализуемых в России электросчетчиков в 2023 году будет работать с использованием технологий интернета вещей. К 2024 году это значение достигнет 75,8%, а к концу 2025 года – 95,8%. К этому времени интеллектуальными счетчиками коммунальных ресурсов будет оснащена каждая вторая квартира в стране. Свой вклад в достижение этих показателей вносит владивостокское подразделение компании «Миртек».
До 2016 года в России производство было лишь в Таганроге, но интересы роста подтолкнули к открытию производства во Владивостоке. Тогда на Дальнем Востоке уже реализовывалась практика территорий опережающего развития, сулившая компаниям серьёзные налоговые льготы. В 2018 году «Миртек» стал резидентом свободного порта Владивосток.
– Компания пользуется господдержкой: это нулевой налог на прибыль в течение пяти лет, нулевой налог на имущество – также на пять дет, 7,6% страховых взносов вместо 30% базовых на протяжении 10 лет, - говорит директор «КРДВ Приморье» Алексей Дунаев.
Вскоре после запуска клиентами «Миртека» стали крупные компании, включая «РусГидро», а спустя короткое время востребованная продукция разошлась по всему Дальнему Востоку. Предприятие во Владивостоке выпускает умные счётчики серий Миртек-212-РУ и Миртек-232-РУ на основе полного производственного цикла, который включает в себя сборку, программирование, поверку и упаковку..
Преференции, которые дает режим резидента СПВ, облегчает аккумуляцию и привлечение средств на развитие производства. Этой возможностью и воспользовались в «Миртеке», закупив дополнительное оборудование.
– До модернизации завода мы могли выпускать до 10 тысяч приборов учета в месяц, после – уже до 15 тысяч, – рассказывает генеральный директор компании «Миртек» Никита Шебалков.
Продукция «Миртека» разрабатывается в собственном конструкторском бюро. Платы и часть комплектующих тоже выпускают сами. После ввода санкций компании пришлось провести большую работу по смене поставщиков микроконтроллеров. Сейчас нужные элементы закупаются у трех разных партнёров, причём для внедрения новых комплектующих понадобилась серьёзная работа по их адаптации к существующим решениям и требованиям на соответствие утвержденному типу.
Нынешний прирост производительности – промежуточный шаг в стратегии кратного увеличения выпуска умных счетчиков. В планах построить в 2026 году ещё одно предприятие полного цикла. В КРДВ в свою очередь готовы представить необходимый земельный участок, инфраструктуру, а также оказать содействие по созданию свободной таможенной зоны для ввоза комплектующих из-за границы.
Сомнений в том, что продукция нового завода будет востребована, в компании нет. Умные счётчики не только ведут учёт потребленным киловаттам и автоматически передают данные в энергокомпанию. Они стоят на страже интересов потребителя, собирая для него всю необходимую информацию, к примеру, насколько качественную электроэнергию вам продают и подают.
– К примеру, был скачок напряжения и у вас сгорел телевизор или холодильник, - рассказывает Никита Шебалков. – Наш счетчик все зафиксировал, и у вас есть документально подтвержденные данные о произошедшем, на основании которых вы можете выставить претензию.
По закону ни одна новостройка не принимается в эксплуатацию, если она не оснащена умными счетчиками. А вот заменять уже установленные старые устройства на умные должен поставщик ресурсов за свой счёт. Причём в 1 января 2022 года разрешена установка только интеллектуальных приборов учета электроэнергии. Когда такое устройство появится в конкретной квартире, зависит от срока истечения действующей поверки счетчика.