Дальневосточные предприниматели смогут взять в лизинг технику и оборудование на 2,5 млрд рублей. «Универсальная лизинговая компания» открыла кредитную линию для представителей малого и среднего бизнеса в МСП Банке.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе правительства Хабаровского края, поддержка оказывается в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». Финансирование предоставлено в рамках системы двухуровневой поддержки бизнеса.
Как отметил председатель правления МСП Банка Иван Подберезняк, такая система позволяет значительно расширить охват получателей в регионах.
«Суть такой системы заключается в том, что банк предоставляет кредит организации инфраструктуры – лизинговой или факторинговой компании, а та, в свою очередь, расширяет пул клиентов, которым для развития своего дела необходимы лизинговые или факторинговые услуги. Таким образом, МСП Банк оказывает финансовую поддержку конечным получателям, не нанимая в штат дополнительных сотрудников региональных офисов. Для Дальнего Востока такой формат особенно актуален, – уточнил он.
«Универсальная лизинговая компания» входит в ТОП-15 компаний лизингового рынка России. Занимает первое место на Дальнем Востоке по объему нового бизнеса и лизингу дорожно-строительного оборудования и техники.
В Хабаровском крае Корпорация МСП провела встречу с предпринимательским сообществом, чтобы подробно рассказать о существующих мерах поддержки. Хотя информация такого рода вполне доступна в сети, но живые встречи оказались востребованы максимально – многие представители МСП не доверяют сведениям в интернете, и приходят очные мероприятия, чтобы из первых рук узнать о возможностях поддержки, на которые могут претендовать.
Заместитель генерального директора Корпорации МСП Алексей Журавлев, рассказал хабаровским бизнесменам о том, как получить кредит под поручительство при нехватке залога, о доступных программах льготного лизинга оборудования, как найти партнеров и новые рынки сбыта продукции, как действовать при нарушении прав и многое другое. В мероприятии участвовали представители правительства края, региональной инфраструктуры поддержки бизнеса, МСП Банка.
Алексей Журавлев, заместитель генерального директора Корпорации МСП, фото: EastRussia
Малый и средний бизнес Хабаровского края уже пользуется некоторыми мерами поддержки МСП. Так в 2022 году предприниматели региона получили более 10,1 млрд рублей при помощи поручительств участников Национальной гарантийной системы (НГС), оператором которой является Корпорация МСП. Помощь предоставили 465 компаниям. По программе стимулирования кредитования (ПСК) в 2022 году предприниматели региона получили более 3,4 млрд рублей.
По стартовавшей в августе прошлого года программе льготного инвесткредитования (ПСК+1764) шесть компаний получили на новые инвестиционные проекты долгосрочное финансирование на 400 млн рублей.
Кроме того, в 2022 году более 2,4 тыс. малых и средних компаний Хабаровского края стали поставщиками крупнейших заказчиков, с которыми были заключены договоры на 40,7 млрд рублей (предприниматели могут стать поставщиками крупных компаний с госучастием, которые обязаны совершать у малого и среднего бизнеса не менее 25% закупок от общего объема). В этом году уже более 1,1 тыс. МСП-поставщиков региона заключили договоры с крупными госкомпаниями на 8,4 млрд рублей. Палитра мер поддержки МСП достаточно обширна, вот некоторые из позиций.
Программа «ПСК» (программа стимулирования кредитования) – сумма кредита до двух млрд рублей. Ставка 12% для микробизнеса, 11,5% для малых предприятий, 10,5% для средних. Кредит доступен для инвестиционных, оборотных целей, на рефинансирование ранее полученных кредитов и на развитие предпринимательской деятельности. В программе участвуют 50 банков.
Программа «1764» (названа по номеру постановления правительства РФ) – 100 банков, участвующих в программе, выдают предпринимателям кредиты по льготной ставке, а государство компенсирует кредитным организациям недополученную прибыль. Сумма кредита – от 0,5 млн до 2 млрд рублей. Ставка составляет 10,25% для МСП и микропредприятий. Кредит доступен для инвестиционных, оборотных целей, на рефинансирование ранее полученных кредитов и на развитие предпринимательской деятельности.
Программа льготных инвесткредитов для МСП под 2,5% (для средних) и 4% (для микро- и малых) годовых (совмещение программы субсидирования «1764» с «ПСК») – для приоритетных отраслей (обрабатывающее производство, логистика, гостиничный бизнес, деятельность профессиональная, научная и техническая). Сумма кредита – от 50 мл до 2 млрд рублей на инвестиционные цели.
Кредит для инновационных высокотехнологичных компаний МСП на инвестиционные цели и на пополнение оборотных средств. Сумма – до 500 млн рублей. Ставка – 3% годовых. Срок – до 3 лет. Предприятие должно соответствовать критериям: работать не менее трех лет, иметь годовой объем выручки более 100 млн рублей, темп роста выручки за три предыдущие года не менее 12%, создание или использование высоких технологий, наличие результатов интеллектуальной деятельности. Кредит можно использовать на приобретение, реконструкцию, модернизацию, ремонт основных средств; строительство зданий и сооружений производственного назначения, а также зданий для осуществления торговой деятельности и жилых помещений, не предназначенных для личного пользования.
«Зонтичный» механизм – в соответствии с нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство» при недостаточности залогового обеспечения для получения кредитов предпринимателям доступны механизмы гарантийной поддержки. Это упрощенный способ получить кредит, если у предпринимателя не хватает залога для получения финансирования. Это гарантия Корпорации МСП перед банком, что обязательства предпринимателя по кредиту будут выполнены. Поручительство предоставляется предпринимателю бесплатно, комиссию оплачивает банк. Сумма поручительства – до 1 млрд рублей. Гарантийное покрытие — до 50% от суммы кредита. Срок кредита – не более 180 месяцев. Кредит можно получить на инвестиционные цели, пополнение оборотных средств, развитие бизнеса, рефинансирование кредита. Участвуют 15 банков.
изображение: корпорация МСП
Льготный лизинг оборудования – программа льготного лизинга оборудования реализуется Корпорацией МСП через дочернюю компанию «МСП Лизинг» в рамках Нацпроекта по поддержке малого и среднего предпринимательства.
изображение: корпорация МСП
По программе «Приоритет+» льготная процентная ставка 6% годовых – для российского оборудования и 8% годовых — для иностранного. Сумма финансирования – до 50 млн рублей. Первоначальный взнос — от 0% стоимости оборудования при наличии поручительства РГО. В остальных случаях – от 10%. Срок лизингового договора составляет от 13 до 84 месяцев. По программе «Приоритет» получатели: микро-, малый, средний бизнес. Единая ставка независимо от страны происхождения оборудования – 12%. Сфера применения оборудования: туризм, медицина, наука, спорт, обрабатывающие производства.
Как отметил министр экономического развития края Виктор Калашников, на встрече есть возможность выяснить, какие меры в Хабаровском крае пользуются меньшим успехом и почему так происходит. На этот вопрос в своем выступлении ответил заместитель гендиректора корпорации МСП Алексей Журавлев. По его словам, не все меры поддержки бизнеса «выстреливают» в Хабаровском крае.
«На Дальнем Востоке льготные программы хорошо действуют в таких отраслях, как туризм, промышленность, переработка, сельское хозяйство, высокие технологии и ИТ. Отдельно хочу отметить высокотехнологичные компании – они имеют возможность получить кредиты с поддержкой корпорации МСП до 100 млн рублей на три года со ставкой 3% – это уникальное предложение на рынке, наверное, больше ничего подобного нет. Но, к сожалению, ни в прошлом, ни в этом годах в Хабаровском крае такие льготные кредиты не выдавались. Это говорит о том, что компании не соответствует ни одному из критериев».
В то же время Журавлев говорит о том, что прошлый год, сложный в экономическом плане, бизнес Хабаровского края прошел достойно – прогнозы о серьезной просадке не оправдались, в том числе благодаря предпринимаем мерам поддержки. Он отметил, что треть занятых в экономике хабаровского края – это субъекты МСП. В 2023 году количество предпринимателей в Хабаровске увеличилось на 23% по сравнению с прошлым годом и составило 96 800.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Хабаровского края Олег Герасимов обратил внимание на существующую проблему – корпорация МСП предлагает слишком большие деньги – 50 млн рублей под «интересный» процент, но для большинства предприятий региона это слишком высокий порог, многим столько не нужно.
«Микробизнесу нужно зачастую в районе 300 тыс. рублей. В своей работе я не встречал микробизнес, который способен взять кредит 50 млн рублей и вернуть его, да и вообще нуждается в таком кредите. У нас средних предприятий в Хабаровском крае 108 по реестру. Мы все-таки должны подумать о том, как помочь микробизнесу. А самозанятые сказали, им вообще тысяч по 50 надо, не больше. Чтобы корпорация действительно стала популярной, востребованной и изменила ситуацию на Дальнем Востоке, нужны другие условия», – уверен бизнес омбудсмен.
изображение: корпорация МСП
На это Журавлев ответил: «Когда вы говорите, что хочется получить 300 тыс. рублей под 3% – это нереально с точки зрения экономики и с точки зрения стоимости денег. В логике правительства Российской Федерации бюджеты предусмотрены на выделяемые как раз для малых чеков, для того, чтобы предприниматель мог идти в свой объем и получить там эту поддержку».
Директор хабаровской клиники микрохирургии Анастасия Коршунова поддержала регионального уполномоченного по правам предпринимателей Олега Герасимова в части нуждаемости микропредприятий в небольших заемных средствах.
«Именно микропредприятия вроде нас вот нуждаются в таком льготном кредитовании небольшого объема – не более 50 млн рублей. Нас устроит и до 50 млн на срок до пяти лет. И чем меньше процент, тем лучше. Льготный лизинг нас тоже интересует. В целом, полезную информацию с этой встречи мы для себя почерпнули – интернете слишком много информации, просто теряешься. А тут и информацию можно найти, и личные вопросы решить, и контактами обменяться», – добавила она.
На бизнес-встрече было отмечено, что предпринимателям удобнее всего искать для себя информацию о мерах поддержки на бесплатной цифровой платформе МСП.рф Ее удобство в том, что она предоставляет онлайн доступ к федеральным и региональным мерам поддержки. Тут можно найти государственные услуги, бизнес-сервисы, программы по обучению и статистику – все для старта и развития своего дела. Здесь также доступен сервис «360», где можно подать жалобу, сообщить о нарушении своих прав при проверках и получении поддержки.
Китайский рынок огромен и открыт для других стран. Сейчас все больше представителей российского малого и среднего предпринимательства (МСП) экспортируют товары, услуги или комплектующие в Китай. Однако покорять такой большой рынок сложно. О нюансах работы малого и среднего предпринимательства РФ на рынке КНР размышляет востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
- У МСП России и Дальнего Востока, в частности, есть шансы на выход рынка Китая, но есть свои нюансы. Чего в основном не хватает нашему бизнесу? Прежде всего – личного знания, как это делать, например, как выходить на рынок КНР, какие ниши занимать. Даже чтобы вынести свой товар на электронную платформу, нужны деньги на продвижение, а в одиночку это сделать очень сложно. Помогают в этом как раз ассоциации, которые входят, например, в «Опору России» или Российский экспортный центр. Они во многом берут на себя часть этой нагрузки.
Еще один ключевой момент – нам кажется, что китайский рынок очень большой и может купить все, что угодно. Но это не так. Вкусы китайских потребителей резко меняются, особенно в последние годы. В этом смысле аналитика рынка является очень важной. Но опять-таки, в одиночку малое предприятие вряд ли будет проводить углубленную аналитику, ведь это дорого и долго. А через ассоциации это делать легче и правильнее.
Сейчас наши МСП могут занять нишу производства продукции агропромышленной области, причем в самых широких масштабах – от сырой продукции в виде зерна, до готовых изделий, например, сладостей. Также довольно интересная, на мой взгляд, перспектива – совместная разработка софта и взаимодействие в области конкретных услуг, например, медицинских – разработка и внедрение искусственных суставов, решения, связанные с оптикой линз.
Но самое главное – не надо ожидать, что товар можно быстро продать на китайском рынке. Окупать все придется долго, надо рассчитывать на два-три года, пока рынок продавится. И в этом вопросе тоже в одиночку не справиться. Лучше работать через крупные ассоциации или, по крайней мере, в комьюнити. Нужно понимать, что в Китае вы находитесь в огромном конкурентном поле и без знания, как оно работает, вы ничего не сделаете. Поэтому нужно готовить своих людей, свою команду. Опыт, который имеет наше МСП при работе с западными странами, практически неприменим для Китая. Здесь надо все начинать заново. Для работы в Китае нужно обрасти связями, знакомствами, тогда вас будут воспринимать как своего человека. Чтобы пройти через все этапы установления гармоничных отношений, нужен как минимум год, а малый бизнес столько ждать не может – у него нет подушки безопасности.
Накануне Восточного экономического форума редакция EastRussia опросила членов Общественного совета Минвостокразвития о том, какие темы развития Дальнего Востока сегодня актуальнее всего и что необходимо для решения проблемных вопросов.
- В послании Федеральному Собранию РФ 29 февраля 2024 года президент России Владимир Путин отметил, что «большая многодетная семья должна стать нормой, философией жизни общества, ориентиром всей государственной стратегии». Такие семьи воспитывают детей в духе патриотизма, любви к труду и своей Родине. Однако для этого у них должна быть прочная финансовая основа, обеспечивающая их независимость и самостоятельность, что может быть достигнуто лишь через поддержку и развитие семейного предпринимательства. Именно общее семейное дело является той самой уникальной семейной ценностью, которая сплачивает всех членов семьи в устойчивый и развивающийся коллектив единомышленников всех возрастов.
Торгово-промышленная палата РФ с 2018 года ведет системную работу по развитию семейного предпринимательства, реализуя ряд специальных проектов и инициатив в этой сфере, включая подготовку будущих наследников семейного дела.
В дореволюционной России семейными династиями предпринимателей активно развивалась экономика и социальная сфера регионов – строились больницы, школы, музеи, театры, дома престарелых и т.д.
В настоящее время, по экспертной оценке, вклад семейного бизнеса в экономику России значителен:
- 99% фермерской продукции выращено семейными сельхозкомпаниями;
- 95% частных школ в России основаны семейными предпринимателями;
- 90% антивирусных продуктов в IT созданы семейными компаниями;
- 80% частных гостиниц и 60% предприятий общественного питания – это семейный бизнес;
- 75% российской косметики создано на производствах, которыми руководят родственники;
- 50% всего хлеба в России выпекают семейные пекарни.
Заинтересованность государства в поддержке и развитии семейного предпринимательства заключается в том, что это наиболее устойчивый сегмент национальной экономики, участвующий в реализации множества социально-экономических задач – от демографии до экономики, от социальной сферы до подготовки кадров. Вот только несколько самых привлекательных характеристик семейного бизнеса: стремление к самореализации, общие цели и планы, любовь к своему делу, вовлеченность членов семьи из разных поколений, нацеленность на долгосрочную работу, готовность к инвестициям, поддержка сотрудников, благоприятная внутренняя культура, социальное развитие, ориентация на качество и соответствие запросам конкретного сообщества.
У семейных компаний есть возможность решить многие проблемы многодетности: финансовая независимость от государства, материальное стимулирование, гибкий график работы, возможность решать домашние дела в удобное время, возможность привлекать детей к труду с самого раннего возраста; крепкая связь поколений и естественное наставничество. Дети из семейных компаний, получив высшее образование, возвращаются к себе на родину, чтобы продолжать семейное дело и создавать свои многодетные семьи, формируя, таким образом, настоящие бизнес-династии. Семейные компании открываются на десятилетия, они нацелены на долгосрочное развитие. Создавая фамильные бренды, семейные компании продвигают не только себя, но и свои регионы, и страну в целом.
Также привлекательность семейного бизнеса для экономики объясняется тем, что такие компании менее готовы к рискам, поскольку работают на себя и свою семью. Меньший риск компаний – больше стабильности экономике и персоналу, больше уверенности в работе и, соответственно, желания расти и развиваться. Помимо этого, семейный бизнес больше заботится о среде, в которой он работает, что соответствует современным тенденциям устойчивого развития.
Преимуществ у семейного бизнеса много, но для долгосрочного развития и полноценной реализации имеющегося потенциала этого сектора экономики необходима благоприятная деловая среда, инструменты и меры поддержки. А для этого нужно закрепить на законодательном уровне РФ понятие «семейное предпринимательство». Законодательство по семейному предпринимательству постепенно формируется, уже в 9 субъектах РФ приняты местные законы, определяющие статус семейных компаний, в их числе и два региона ДФО – это Республика Саха (Якутия) и Камчатский край, где приняты поправки в региональные Законы «О развитии малого и среднего предпринимательства». Принятие на законодательном уровне понятия «семейное предпринимательство» позволит решить многие вопросы, остро стоящие на повестке Дальнего Востока. Это закрепление молодого трудоспособного населения в местах проживания, это повышение рождаемости, развитие наставничества и семейных династий, развитие и расширение производств на местах, а это пополнение бюджетов различных уровней.
Цифровизацию процессов и развитие онлайн-площадок сотрудничества обсудили во Владивостоке в ходе круглого стола «Проект "Развитие": Кооперация малого и среднего бизнеса Приморья с крупными промышленными предприятиями края», организованного центром «Мой бизнес».
Проект «Развитие» позволяет предприятиям МСП воспользоваться производственными площадками и оборудованием крупных предприятий для организации или расширения собственного производства. Он пилотно запущен в Новосибирской области в феврале 2021 года. Изначально он предполагал загрузку предприятия оборонно-промышленного комплекса, сейчас идет масштабирование на другие отрасли. Подключились к проекту Приморский край и Челябинская область.
«Ошибочно думать, что невозможно наладить сотрудничество с крупными промышленными предприятиями, если у Вас небольшой бизнес. Проект помогает выстроить простые схемы взаимодействия, на взаимовыгодных и гибких условиях. Оборудование оборонно-промышленных предприятий сложное и дорогостоящее, оно позволяет создавать конкурентоспособную продукцию в условиях импортозамещения, и при профиците избыточных мощностей предлагать свои услуги малому и среднему бизнесу», – отмечает основатель и руководитель проекта «Развитие» Евгения Чавкина.
Высокотехнологичные производства Приморского края привлекательны для инвестирования. Такие предприятия региона, как машиностроительный завод «Аскольд», Судостроительный комплекс «Звезда», Находкинский судоремонтный завод, фабрика «Приморский кондитер», «Восточная верфь», «ДНС – Лес» известны не только за пределами Дальнего Востока и России.
Специалисты отмечают индустриальный характер региональной экономики. В Приморье развиты добыча и переработка полиметаллических и оловянных руд, угля, машиностроение и металлообработка, авиационная, радиоэлектронная, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, производство стройматериалов, сельское хозяйство, вылов и переработка рыбы и морепродуктов.
Проект «Развитие» даст МСП возможность перейти на качественно иной уровень производства и позволит увеличить загрузку мощностей крупным предприятиям. Всё это благоприятно скажется на экономике региона в целом.
Сейчас в рамках проекта представители малого и среднего бизнеса посещают предприятия Приморья и знакомятся с их возможностями, договариваются о сотрудничестве. Выход в онлайн значительно упросит процесс кооперации. Онлайн-площадки ускоряют практически все процессы взаимодействия контрагентов, «стирая» географические расстояния.
Директор ООО «Интеллект-сервис» Виктор Пахмутов рассказал более подробно, как будет работать площадка для кооперации крупных производственников и небольших предприятий. Каждый может зарегистрироваться, создать личный кабинет и размещать там информацию компании и товарах. Информация модерируется, контроль осуществляет Минпромторг.
«Платформа информационная и коммуникационная. Главная страница похожа на каталог предприятий и их продукции. У нас представлены контактные данные предприятия, есть отдельный блок по товарам, прайс-листы. Можно отправить сообщения на платформу, есть связь между производителями и потребителями. Зарегистрированным пользователям внутри платформы доступны заказы и предложения. Крупные организации могут размещать заказы для мелких и соответственно мелкие организации – для больших. На заказ может ответить несколько подрядчиков, они будут видеть друг друга, а заказчик сможет работать с ними параллельно. Пока это демо-версия, остается отработать механизмы и придать смысл».
Платформа предусматривает работу по всей России, но у каждого региона будет своя страница. В пилотном регионе предприятиям оборонно-промышленного комплекса удалось повысить загрузку своих станков на 35% в 2021 году, а в 2022 году уже свыше 70%. Немаловажно, что онлайн-площадка проекта «Развитие» будет бесплатной.
Помочь внедрить новую площадку для взаимодействия бизнеса поможет и развивающаяся с 2021 года платформа «КиберЦифровоеАтелье» — виртуальная фабрика. Сейчас ее тестируют и параллельно готовят новую версию. Платформа объединяет мощности и компетенции владельцев швейных производств и дизайнеров одежды, а покупатели получают возможность заказывать одежду по собственным запросам из любой точки страны. Выигрывают все три стороны.
«Цифровые платформы, выводят на новый уровень взаимодействие между всеми участниками процесса. Цель платформы «КиберЦифровоеАтелье» – связать между собой потребителей модной одежды, дизайнеров и производителей. С помощью похожей механики можно связать и представителей МСП с крупными промышленными предприятиями», – отметил директор OOO «Виртуальнопромышленная корпорация» Олег Пономарев (его команда занимается созданием платформу «КиберЦифровоеАтелье»).
Олег Пономарев отмечает, что сервис позволяет максимально быстро и эффективно организовывать взаимодействие между всеми участниками производственных операций. Интернет-экономика, развитие технологии виртуальной и дополненной реальности выводит мировое производство на новый технологический уровень, что позволяет создать цифровую производственную платформу. Организационные моменты по взаимодействию у собственников бизнеса отнимают много времени сил, а система позволяет быстро оформить и разместить заказ, заключить договор.
«В рамках платформы у нас имеется собственный платежный слой, банковские лицензии, которые позволяют нам работать в этой среде. Система заключает контракт в течение двух минут вместо нескольких месяцев. Это позволяет привлекать совершенно новый класс потребителей со всего мира, которых невозможно встретить оффлайн. Это позволит масштабировать бизнес и привлекать клиентов и потребителей из разных стран», подчеркнул Олег Пономарёв.
По задумке российских властей остров Большой Уссурийский должен стать одним из ключевых центров экономического взаимодействия России и Китая. Для запуска амбициозного проекта на российской стороне острова намерены построить грузопассажирский пункт пропуск, о котором говорят уже несколько лет. О том, почему для развития острова необходимо взаимодействие власти, общественности и бизнеса, рассказал член правления, председатель Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Мазунин.
– Создана единая концепция развития острова Большой Уссурийский, есть определенные направления работы: туристическое, рекреационное, сервисное. Индустриального развития там не подразумевается, и это всем понятно. Даже обработка грузов, мультимодальные проекты будут осуществляться на материковой части. Сейчас больше стоит вопрос не направлений развития острова, а самой реализации концепции. Мы уже писали в Минвостокразвития о том, что нужна точная программа по развитию острова, которая будет содержать конкретные мероприятия со сроками, ответственными лицами, источниками финансирования.
Сегодня на региональном уровне очень мало обсуждений подобных вещей с экспертным и деловым сообществом, зачастую процессы закрыты. Не было обсуждения того же мастер-плана Хабаровска, который делается для людей, для создания благоприятной среды в Хабаровске и на Большом Уссурийском тоже. А ведь это можно назвать Хабаровской агломерацией по аналогии с Владивостокской. В перспективе Хабаровск может стать миллионником, тем более что на правительственном уровне стоит задача – создать миллионники в регионах, в том числе на Дальнем Востоке.
Конечно, открытие грузопассажирского пункта пропуска станет катализатором всех процессов, в том числе развития туризма, привлечения бизнеса, инвесторов из других территорий России и иностранных капиталов. Но здесь опять же нужно понимать, как это можно реализовать, какие потенциальные инвестпроекты уже есть, какие вошли в мастер-план Хабаровска. Мастер-план по развитию Большого Уссурийского острова Корпорация развития Дальнего Востока должна подготовить к июлю следующего года. Если это будут делать только сами московские специалисты, если они будут рассказывать, как и где нам жить, то это, наверное, будет неправильно. Нужно приблизить работу сюда. Президент давно говорит, что федеральные министерства и ведомства должны переехать на восток страны. Я считаю, что хотя бы для обсуждений они должны чаще приезжать на Дальний Восток, проводить форсайт-сессии, стратегические сессии, просто рабочие группы.
Я вошел в специальную рабочую группу по развитию Большого Уссурийского острова, как раз, там можно было бы участвовать, предлагать инициативы. Потому что пока непонятно, какую часть острова планируется защитить береговыми укрепительными сооружениями. А ведь именно там будет определена территория под застройку будущих объектов. Я понимаю, что это дорогостоящие мероприятия, инфраструктурные затраты, тем более в условиях сегодняшнего времени, но можно, рассмотреть и государственно-частное партнерство.
Полпред президента Юрий Трутнев сказал, что своих капиталов достаточно, и мы сможем самостоятельно все сделать. И действительно, российский капитал сегодня имеет возможности развивать на своей территории инфраструктуру, создавать инвестпроекты и делать это без привлечения иностранных вложений. Но нужно разработать финансовые модели для развития транспортной, инженерной и другой инфраструктуры. Тогда бизнесу будут понятны правила игры.
Также нужно просчитывать вложения в создание инфраструктуры, которые вернутся в виде будущих налогов. Ведь, с одной стороны, государство вкладывает деньги в создание инженерной, дорожной инфраструктуры, а с другой – создает инвестиционную привлекательность для проектов, в которые вкладывается частный инвестор. Он же создает налоговую базу и рабочие места.
Конечно, здесь нужно подключать, в том числе, и науку, чтобы ученые просчитали все цифры – не только затраты, но и будущие доходы. Когда строили БАМ, многие говорили, что это дорога в никуда, слишком затратная стройка. А сегодня, мы понимаем, что БАМа даже после реконструкции не хватает. Жизнь развернула все на восток. Такие моменты нужно обсуждать и просчитывать. Не надо бояться больших расходов, надо бояться малых доходов. Сначала государство и другие институты развития инвестируют, создают условия, вкладывают деньги в инфраструктуру и снижают риски для бизнеса, тем самым привлекая частые инвестиции, а потом эти деньги возвращаются в казну в виде налогов. Пускай не в среднесрочной перспективе, но возвращаются.
Мы десять лет ждали развития Большого Уссурийского острова. Мост построили в 2013 году, было поручение президента о создании туристической рекреационной зоны, но ничего до сих пор не создано, хотя за это время можно было пассажирский пункт пропуска открыть. Туристический обмен бы уже пошел, в дальнейшем проект было бы проще развивать. Но разные финансовые группы в этом не заинтересованы. Я знаю, что предпринимаются различные меры, чтобы проект как можно позже заработал, потому что он повлияет на транспортные и туристические потоки.
Важна концентрация экспертного сообщества, органов власти, бизнеса, нужно понимать, кто возьмет на себя инфраструктурные затраты. Ведь если говорить об увеличении турпотока в Хабаровский край из Китая, то нам нужно понимать, что потребуется в 100 раз больше номеров в гостиницах, мест в ресторанах и заведениях общепита. А это инвестиционный цикл, который занимает несколько лет. Уже сегодня с открытием этих новых мест мы опаздываем.
Есть проект пассажирских круизов по Амуру. Это тоже ниша, это туристическое предложение для гостей, прибывших на Большой Уссурийский. В национальном проекте есть планы по увеличению въездного туризма в три раза, доли туризма во внутреннем валовом продукте – до 5%. У нас есть прекрасная возможность перевыполнить эти показатели за счет появления грузопассажирского пункта пропуска на Большом Уссурийском. Но здесь главное – не тянуть одеяло на себя, а разровнять его и действовать вместе: обсудить направления, внести предложения, нащупать проблемные точки и найти точки роста, налаживать диалог между бизнес-сообществом и властью. Этот проект даст хороший толчок для развития города и региона, поэтому мы должны всем миром навалиться, и своими идеями, энергией двигать его вперед и получать от него эффекты.
Накануне Восточного экономического форума редакция EastRussia опросила членов Общественного совета Минвостокразвития о том, какие темы развития Дальнего Востока сегодня актуальнее всего и что необходимо для решения проблемных вопросов.
- Председатель правительства Михаил Мишустин 11 июля 2024 года утвердил обновленную Стратегию развития минерально-сырьевой базы. Срок ее реализации продлен до 2050 года. Развитие минерально-сырьевой базы в регионах Дальнего Востока и Арктики находится под влиянием существующего состояния транспортной инфраструктуры. Транспортная отрасль является наиболее сложным, трудоемким и затратным звеном процесса разработки месторождений полезных ископаемых, доля которой в себестоимости добычи составляет 60-75%.
На территории Дальнего Востока и Арктической зоны РФ, можно выделить сотни значимых действующих, строящихся и планируемых проектов, которые определяют расположение точек генерации грузовой базы, вывоз сырья или продуктов обогащения, который осуществляется практически всеми видами транспорта. Необходима взаимоувязка проектов строительства транспортной инфраструктуры с возможностями природопользования и, в первую очередь, недропользования, поскольку горная промышленность для субъектов Дальнего Востока России и Арктики является одним из основных направлений в экономике.
Минерально-сырьевой потенциал нашей страны способен обеспечить все необходимые задачи национальной экономики и национальной безопасности, исходя из стратегических целей при любых сценариях развития мировой ситуации.
На Дальнем Востоке и Арктической зоне России транспорт и энергетика рассматриваются в качестве основных элементов социально-экономического развития территорий, являясь основой стратегии создания и эксплуатации минерально-сырьевой базы данных макрорегионов.
Стратегия развития Дальнего Востока базируется на формировании транспортно-энергетического каркаса. Регион характеризуется географическими преимуществами и перспективой реализации экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов по внутренним и международным транспортным коридорам. Особая значимость каркаса заключается не только в обеспечении грузопотоков в транспортно-логистических цепочках, но и в наполнении инфраструктурных зон в первую очередь проектами по недропользованию. Устойчивость экономики в последующих этапах развития региона связывается с ее индустриализацией.
Процесс индустриализации экономики региона, включающий как малоформатное производство, так и классические металлургические гиганты, предусматривает три этапа: I этап – создание каркаса, II этап – процесс наращивания каркаса внутренними элементами, III этап – освоение пространственно-сгруппированных месторождений различных по запасам и по специализации (узлы, комплексы, кластеры).
В качестве объединяющего центра может рассматриваться Хабаровский край с умеренно развитой инфраструктурой, но с очень высоким потенциалом ее формирования. В Хабаровском крае в последние годы начинает формироваться транспортно-энергетический каркас, который может служить реальной основой реализации других проектов.
К числу заявленных крупных инфраструктурных проектов относятся: железные дороги Эльга – мыс Манорский и Якутск – Магадан, широтная автодорога Амга – Усть-Мая – Аян, меридиональная автомобильная трасса Комсомольск-на-Амуре – Охотск – Магадан и другие. Они затрагивают интересы республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Амурской и Магаданской областей. Обсуждается также строительство автодорог Комсомольск-на-Амуре – Чегдомын, Селихино – Николаевск-на-Амуре, по левобережью Амура от Комсомольска-на-Амуре до поселка Октябрьский. Принципиально важным является строительство перерабатывающих производств. К их числу относятся гидрометаллургические комплексы по переработке упорных руд золота Покровского на одноименном месторождении, Амурского в городе Амурск, проектирование и строительство Тихоокеанского в Советской Гавани. Также намечены планы по строительству металлургических комплексов по переработке оловянных, медных и железных концентратов в Хабаровском крае.
В правительстве Хабаровского края рассматриваются вопросы строительства крупных энергетических объектов: Тугурской ПЭС с заводом по производству водорода, Ниманской ГЭС, Эворонской АЭС, Чегдомынской ГРЭС с кольцевыми ЛЭП для решения проблем энергетики.
В силу этого существует реальная необходимость формирования новых подходов к развитию региона. С горнодобывающей промышленностью связаны и взаимозависимы металлургия, машиностроение, строительство, энергетика, транспорт, другие отрасли промышленности. Горный комплекс может рассматриваться в качестве инициатора в новой индустриализации региона.