30 млн рублей будет направлено в Хабаровском крае из регионального бюджета на поддержку предпринимателей, которые занимаются развитием тепличных комплексов.
Как рассказали EastRussia в правительстве Хабаровского края, это на 1,2 млн рублей больше, чем в 2023 году. Средства пойдут в качестве субсидий на газ и электричество. На сегодня в регионе работает пять крупных тепличных комплексов. За последние пять лет объем сбора овощей закрытого грунта вырос с 1,9 тыс. тонн до 3 тыс. тонн.
По мнению чиновников, оказываемые меры поддержки помогут в решении задачи по продовольственной безопасности края. Конкурс на получение субсидии объявят в первом квартале.
В минувшем году на снижение производственных показателей агропромышленного комплекса Дальнего Востока влияли неблагоприятные погодные условия (дожди, тайфуны, паводки, переувлажнение почвы), а также вспышки вирусных заболеваний сельскохозяйственных животных на крупных предприятиях и в фермерских хозяйствах. При этом регионы намерены в ближайшие годы все же добиться существенного повышения уровня самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией. Основные ожидания связаны с реализацией проектов строительства крупных животноводческих и тепличных комплексов.
По предварительным данным, сельскохозяйственное производство на Дальнем Востоке в 2024 г. сократилось на 3,3% относительно 2023 г., что в целом соответствует общероссийскому негативному тренду (-3,2%). Небольшой рост производства сельскохозяйственной продукции был зафиксирован только в двух регионах – в Амурской области (+0,6%) и Хабаровском крае (+1,3%). Больше всего сократилось производство сельхозпродукции в прошлом году в Магаданской области – на 14,2%.
В Приморском крае, который является дальневосточным лидером по объемам производства скота и птицы (на убой), по данным категориям в 2024 г. было зафиксировано наиболее значительное в округе сокращение – на 24,7%, до 81,5 тыс. тонн. На формирование отрицательной динамики повлияли вспышки африканской чумы свиней (АЧС) в регионе – в 2023 г. на крупном свиноводческом комплексе «Русагро – Приморье» (около 20% приморского производства свинины), а в минувшем году – в небольших фермерских хозяйствах. Напомним, что свинину в крае также производят ООО «Мерси трейд» и ООО «Приморский бекон» (холдинг ООО «Мерси Агро Приморье»). Хотя краевой Минсельхоз ставит цель добиться достижения самообеспеченности региона мясом собственного производства на 100% к 2028 г., пока данный показатель составляет только 48,5%. Также в крае в прошлом году снизилось производство молока – на 2,7% относительно 2023 г., до 132,8 тыс. тонн.
Увеличению производства собственной мясной продукции в Приморье должны способствовать новые проекты. В 2024 г. вьетнамская TH Group приступила к основной фазе строительства животноводческого комплекса с общим поголовьем 10 тыс. коров в Яковлевском муниципальном округе. Ввод предприятия в эксплуатацию намечен на 2027 г. Инвестиции в создание комплекса и молокозавода мощностью переработки 60 тыс. тонн молока в год составят более 20 млрд рублей.
В Приморском крае в минувшем году фиксировалось заметное снижение сбора зерна – на 13,8%, до 425,6 тыс. тонн, а также картофеля – на 10,4%, до 146,3 тыс. тонн. Напротив, производство овощей увеличилось за год на 28,7%, достигнув 91,2 тыс. тонн. Сои в крае (основная экспортная культура региона) за минувший год было собрано 207 тыс. тонн, что на 43,5% меньше, чем годом ранее (урожай собран с 152,5 тыс. га, тогда как в 2023 г. – с 269 тыс. га). Причиной сокращения стало уменьшение посевных площадей из-за дождей и переувлажнения почвы (план по посеву был выполнен только на 51%).
Следует отметить, что в целом на Дальнем Востоке в прошлом году в 3,5 раза выросло производство семян подсолнечника, составив 7,9 тыс. тонн (в весе после доработки). Выращивание данной культуры сосредоточено в Приморском и Забайкальском краях, но цифры именно по данным регионам отдельно не уточняются. Тем не менее на Дальний Восток приходится лишь небольшая часть общего урожая подсолнечника в стране. В целом сбор данной культуры в РФ в прошлом году превысил 16,5 млн. тонн, снизившись на 4% относительно 2023 г.
Кроме того, в Приморском крае планируется организовать производство сельскохозяйственной техники – резидент СПВ ООО «Европа-Азия Дальний Восток»[1] намеревается выпускать на предприятии в поселке Пограничный до 70 единиц техники в месяц, инвестировав в завод 147,5 млн рублей. На земельном участке площадью 194 тыс. кв. м планируется построить производственный цех, площадки для хранения открытого и закрытого типа, а также административно-бытовой комплекс, служебное жилье для сотрудников. При этом марка выпускаемой техники пока не уточняется.
На Дальнем Востоке за 2024 г. было произведено 1,2 млрд яиц, что на 0,9% выше показателя 2023 г. Лидером по темпам роста производства на птицефабриках в 2024 г. стал Хабаровский край – как в ДФО, так и по стране в целом. В крае было выпущено 337,7 млн штук яиц, что на 44,5% больше, чем в 2023 г[2]. В регионе действуют три птицефабрики – АО «ППЗ «Хабаровский», АО «Птицефабрика «Комсомольская» и занимающееся выращиванием и реализацией перепелиной продукции ООО «Промоптторг». При этом на птицефабрике «Комсомольская» в 2022 г. из-за вспышки гриппа птиц было уничтожено все поголовье птиц, так что в минувшем году удалось достигнуть уровня производства 2021 г., что и создало общий эффект восстановительного роста в регионе.
Рост в сфере производства куриных яиц в 2024 г. относительно 2023 г. был также зафиксирован в Магаданской области (на 21%), Забайкальском крае (на 6,7%) и Чукотском АО (на 4,5%). В Иркутской области рост производства данного вида продукции составил 2,8%. Снижение выпуска яиц было отмечено в Приморском крае (на 3,4%), Камчатском крае (на 19,7%), Еврейской АО (на 8,6%) и Сахалинской области (на 67,3%).
Тем временем птицефабрика «Уссурийская»[3] в Приморском крае намерена в текущем году увеличить производственные мощности до 280 млн штук яиц в год (в настоящее время – 141 млн яиц в год). При этом в прошлом году на птицефабрике произошла частичная гибель поголовья (55,86 тыс. голов) из-за аварийного отключения электроэнергии и водоснабжения в августе. «Уссурийская» обеспечивает 70% производства куриных яиц в крае, благодаря увеличению производства предполагается довести уровень самообеспеченности региона по куриному яйцу до 70% (на сегодняшний день – 53%).
Напомним, что на предприятиях Камчатки и Сахалина в прошлом году происходили вспышки высокопатогенного гриппа птиц, что привело к гибели поголовья и необходимости его восстановления. На Камчатке в результате вспышки заболевания в октябре было уничтожено около 239 тыс. кур на птицефабрике АО «Пионерское» (принадлежит региону). Новое поголовье было доставлено на фабрику в январе 2025 г. из Екатеринбурга. Первую продукцию предполагается выпустить в продажу в конце весны, а выход на полную мощность намечен на ноябрь 2025 г. Работу по восстановлению поголовья осуществляет также и наиболее крупная на Сахалине птицефабрика «Островная» (принадлежит региону), пострадавшая от гриппа птиц в феврале прошлого года. К концу декабря 2024 г. поголовье кур превысило 160 тыс. голов, объем производства превысил 120 тыс. яиц в сутки (до вспышки заболевания предприятие производило 250 тыс. яиц в сутки).
На Дальнем Востоке планы по увеличению уровня самообеспеченности овощной продукцией связаны с проектами создания тепличных комплексов. В феврале в Камчатском крае был официально открыт тепличный комплекс «Камчатский» (ГК «Теплицы регионов»[4], ТОР «Камчатка», агропромышленный парк «Зеленовские озерки») площадью 3,6 га по выращиванию огурцов (два сорта) и помидоров (три сорта). Первый урожай комплекса составил 500 кг огурцов. В проект было инвестировано 2,98 млрд рублей. Его мощность должна достигнуть 2,8 тыс. тонн овощей ежегодно.
На некоторых дальневосточных предприятиях отрасли в начале текущего года происходили ЧП, которые повлияют на производственные результаты в ближайшей перспективе. В Приморском крае в январе произошел пожар в одном из цехов на предприятии по производству куриного мяса «Агроптица»[5] (наиболее крупный производитель мяса птицы в крае), в результате чего было утрачено 3% поголовья – уничтожено пожаром 22 тыс. голов, еще около 12 тыс. голов вынужденно забито. В 2024 г. «Агроптица» выпустила 19 тыс. тонн продукции (97% от всего объема производства в регионе). Поголовье птицы единовременного содержания на предприятии составляет около 1,2 млн голов.
В Белогорске Амурской области в конце января в производственном помещении маслоэкстракционного завода «Амурский» произошел взрыв, в результате которого погиб работник предприятия. СУ СК РФ по Амурской области возбудило уголовное дело о нарушении правил безопасности при ведении работ. В компании при этом настаивают на соблюдении условий промышленной безопасности на заводе. Ход и результаты прокурорской проверки были поставлены на контроль прокурором Амурской области Р.Пантелеевым.
Мощность МЭЗ «Амурский» составляет 240 тыс. тонн сои в год. После взрыва на заводе был введен режим ЧС локального характера, а руководство предприятия сообщило о приостановке производства соевого изолята как минимум на четыре месяца. На заводе продолжится выпуск кормового шрота, соевого масла, комбикормов и соевого лецитина. При этом намеченную на лето 2025 г. реконструкцию цеха изолята решено перенести на более ранний срок, в связи с чем обновленные производственные мощности планируется запустить в июле текущего года.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Владивосток, учредитель – китайский предприниматель Яо Я.
[2] Большие темпы роста были зафиксированы в Архангельской области (+33,9%) и Республике Марий Эл (+28,1%).
[3] Учредитель – Е.Разник.
[4] Принадлежит инвестиционному фонду «РЕАМ Менеджмент» М.Сиволдаева.
[5] Компания в 2019 г. запустила птицеферму на базе обанкротившейся птицефабрики «Михайловский бройлер» в поселке Заводской. Владельцы – В.Хе (97%) и ООО «Сбербанк инвестиции» (3%).
Почти сто процентов руководителей дальневосточных компаний используют искусственный интеллект в рабочих целях. Такие данные показал мониторинг агентства. ИИ всё глубже проникает в бизнес-процессы. На рекламных баннерах можно встретить иллюстрации, созданные с помощью ИИ просто потому, что цифровые технологии дешевле и быстрее, рассказывают участники медиабизнеса. Как искусственный интеллект влияет на рынок труда, и что думает экспертное сообщество об ИИ-революции, выясняло EastRussia.
Стремительное развитие ИИ
Интенсивность развития искусственного интеллекта (ИИ) вызывает волну обсуждений в сфере технологий и бизнеса, отмечает независимый эксперт по инновациям в ритейле, создатель концепции «Магазин 4.0», автор статей по искусственному интеллекту Борис Агатов.
Многие уже утверждают, что мы стоим на пороге появления сильного интеллекта (AGI), способного к саморазвитию и вышедшего на новый уровень познания, а иные прочат падение интереса и громкое схлопывание ИИ-пузыря.
2024 год стал насыщенным новыми достижениями в области ИИ, уточняет эксперт. Китайские компании, такие как DeepSeek и Kwen, создают конкурентов ChatGPT с невиданной скоростью, за небольшие деньги и выкидывают их на рынок для бесплатного использования. Они настолько потрясли рынок качеством и дешевизной исполнения, что тряхнули его на почти 1 трлн долларов вниз. Все спросили лидеров ИИ: «А что, так можно было? А куда вы сливаете миллиарды долларов?» Не проходит и недели, появляется новая китайская модель KIMI, которая только усиливает резонанс в мире технологий.
Президент США Дональд Трамп анонсировал, что национальное инвестирование в эту отрасль достигнет феноменальных $500 миллиардов.
«В России также идет поступательное движение в развитии GigaChat (Сбер) и Yandex.GPT. Пример китайских компаний показал, что для создания продукта, сопоставимого с американским ChatGPT, не нужны миллиардные инвестиции и годы работы. По некоторым данным, на создание китайского DeepSeek ушло всего $6 млн и полгода работы, и санкции, наложенные на поставку высокопроизводительных видеокарт и чипов, не повлияли на это. Есть основания полагать, что отечественные ИИ-решения с нашей хорошей математической школой получат новый импульс для развития, опираясь на опыт китайцев», — прогнозирует Борис Агатов.
Как удаленный регион с небольшим количеством населения и соответствующим потребительским спросом, Дальний Восток идет в арьергарде цифровых технологий. При этом популярность искусственного интеллекта стремительно растет. ИИ находит применение в ритейле, маркетинге, здравоохранении, образовании, медиасфере, программировании. На рынке труда «виртуальные агенты» теснят художников, работников колл-центров и геймдизайнеров.
Основатель маркетингового агентства DVIGA, спикер ВШЭ и «Нетологии» Тимофей Белоглазов приводит несколько примеров, как ИИ применяется для решения задач в компаниях. Генеративный ИИ, по его словам, уже стал классикой. Именно он в первую очередь ассоциируется с ИИ.
«Развитие идей, креатив, тексты, создание иллюстраций. Это то, что мы используем на своих проектах в маркетинговом агентстве, и сейчас в Чите продолжается большая рекламная кампания, где все рекламные баннеры были созданы с помощью ИИ. Во Владивостоке на рекламных баннерах довольно часто много встретить иллюстрации, созданные с помощью ИИ просто потому, что это сильно дешевле и быстрее, чем проводить фотосессию», — комментирует Тимофей Белоглазов.
В продажах ИИ используется для распознавания текста звонков с клиентами, создания саммари, где фиксируются все основные тезисы и задачи, которые обсуждались.
«Но это материал, который надо дорабатывать, и если на встрече никто из сотрудников не вел заметки, то такой текст, созданный ИИ, уже не поможет. Однако если люди были вовлечены, то они сэкономят время на создании саммари, используя результаты ИИ», — поясняет эксперт.
То же самое касается прослушивания звонков и оценки работы менеджера по продажам, добавляет он. ИИ, двигаясь по чек-листу, может «слушать» сотрудника и давать резюме, насколько во время общения с клиентом он выполнял требования заранее составленного чек-листа.
Еще одна сфера — найм. Компании, которые занимаются наймом линейного персонала, часто используют ИИ для проведения первого раунда интервью. Чаще всего это может быть либо виртуальный ассистент, который «приходит» на видео-звонок, или просто бот в вотсаппе, который задает соискателю вопросы, а тот на них отвечает текстом или в аудиосообщениях. Далее бот может передать эту информацию сотрудникам из HR-службы. Либо его программируют на то, чтобы выполнять некую фильтрацию кандидатов, исходя из их ответов.
Как сообщили агентству в Дальневосточном федеральном университете, более 100 студентов сегодня обучаются по направлению «Искусственный интеллект и анализ данных».
«В настоящее время на программе бакалавриата по направлению подготовки 01.03.02 "Прикладная математика и информатика", профиль "Искусственный интеллект и анализ данных" обучается 102 человека, на программе магистратуры "Искусственный интеллект и большие данные (совместно с ПАО Сбербанк)" по направлению подготовки 09.04.01 "Информатика и вычислительная техника" — 64 человека», — рассказали агентству в пресс-службе ДВФУ.
Молодые специалисты проходят практику на таких предприятиях, как «Фарпост», «Примнет», «Ростелеком», «Мегафон», «ДВИП», «РМ-СОФТ», ЗАО «Изумруд», а также в аналитических службах IT-компаний, банков, медицинских учреждений, научных организаций, федеральных и региональных ведомств. Все они так или иначе заинтересованы в развитии технологий на основе ИИ.
При этом в ДФО растет сегмент компаний, которые помогают участникам рынка внедрять «виртуальных агентов» в бизнес-процессы.
Сооснователь ИТ-стартапа Tomoru Денис Балюра стоял у истоков этого движения.
«Продукт моей компании и есть ИИ для рабочих процессов. Это новая платформа, где искусственный интеллект делает найм и поиск работы проще. И да, мы используем его максимально. Части нашего приложения тоже создаются с помощью ИИ», — рассказал он.
Новые технологии позволяют обработать 110 тысяч откликов на вакансии силой пяти роботов и двух рекрутеров. Означает ли это, что компании будут сокращать персонал за ненадобностью? «Скорее, увеличить продуктивность и эффективность равно уменьшить численность персонала», — комментирует Денис Балюра.
Анализ – это то, в чем искусственному интеллекту нет равных, отмечают эксперты. В 2023 году использование технологий на базе искусственного интеллекта позволило X5 Group, которая управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик», получить дополнительные доходы в размере приблизительно 5 млрд рублей. Такие данные 22 апреля 2024 года обнародовала ИТ-компания X5 Tech — основной цифровой партнер X5 Group.
ИИ-решения используются в различных целях. Так, один из таких проектов — система планирования товарных запасов: благодаря алгоритмам ИИ группа смогла сократить количество списанных продуктов на 2% и повысить выручку на 1%.
Судя по тому, какими темпами развиваются технологии, Борис Агатов ожидает революции в поведении потребителей.
«Благодаря внедрению ИИ-агентов, который будет находиться в кармане каждого потребителя, процесс покупок может стать более экспертным. ИИ будет помогать потребителю выбирать товары на основе анализа тысяч факторов и личных предпочтений. И если мы могли себе позволить экспертные продажи, когда продавец помогает с выбором только в некоторых категориях товара: машины, мебель, дорогие магазины одежды, то теперь экспертная продажа может быть хоть для пакета молока и коробка спичек до самого недорого массового сегмента одежды», — отмечает он.
Примеры, по словам собеседника, уже начинают появляться: OpenAI презентовал бота Operator, способного самостоятельно открывать сайты, заполнять формы, искать и обрабатывать данные в интернете для выполнения задания. Такие технологии еще далеки от совершенства, но они развиваются семимильными шагами и, разумеется, это окажет непосредственное влияние на потребителя, который будет искать совета и эксперта в каждой покупке.
«Если же экосистема ИИ-агентов будет развиваться в направлении замещения всех рутинных функций потребителя и бизнеса, то она может стать конкурентом традиционного ритейла и e-com. ИИ-агент вполне может найти оптимальный товар по цене/качеству и организовать его доставку от производителя, минуя ритейлера», — прогнозирует Борис Агатов.
Опрос дальневосточных работодателей и представителей бизнеса показал, насколько глубоко искусственный интеллект проник в нашу жизнь. Почти 100 процентов респондентов используют ИИ в той или иной степени вне зависимости от сферы деятельности.
Учредитель и директор ООО «Индустрия-Р» (оценка недвижимости и движимого имущества) Сергей Дымченко: «Я использую ИИ при формировании текстовой части своих обзоров. Думаю, что для рекламы, особенно текстовой, очень возможно его применять».
Предприниматель в области образования Евгений Шкарупа: «Внедряем и используем искусственный интеллект».
Руководитель комитета по развитию туризма Приморского краевого отделения «Опоры России», основатель «Музея трепанга» Дмитрий Павлов: «Понемногу разбираюсь с ИИ. Прошу проверять на ошибки свои тексты. Дизайнер тоже иногда просит помощи у ИИ в создании макетов».
Руководитель Московского подразделения логистической компании «Азия-Л» Вадим Воложанин: «Мы пока ИИ пользуемся косвенно. Дело в том, что ИИ умеет сейчас генерировать тексты под разные темы, а также научился работать с визуальной графикой. Это подходит тогда, когда ты готовишь презентацию, для оформления сайтов, для написания отдельных текстов. Вот в этой части да - иногда я применяю искусственный интеллект. Но в больших масштабах пока нет. Все дело в особенности бизнеса. В сфере логистики и таможни очень важны высокие компетенции, потому что это консультационная работа. Так глубоко ИИ погрузиться еще не смог. Хотя кто знает, как оно будет в будущем».
Эксперт по госзакупкам, инвестор Дмитрий Абросимов: «Давно пользуюсь. Сбор информации, написание статей, создание картинок для статей или сайта, разработка проектов товарного знака».
Основатель сети магазинов «Зеленый остров» Максим Голишев: «Мы пока наблюдаем за рынком и не используем активно ИИ в бизнес-процессах».
Сооснователь сети магазинов DNS Дмитрий Алексеев: «Возникла необходимость написать несколько мобильных приложений для автоматизации рутинных действий. А нужно сказать, что как пишутся приложения для DOS, я знал абсолютно во всех деталях и подробностях. Как для Windows — знал, но уже не во всех нюансах, а вот когда появился Android, я уже не практиковал. Но оказалась, что во времена ChatGPT это вообще не проблема. Он берет на себя функцию терпеливого вдумчивого наставника! Очень примерно говоришь, что тебе нужно, и он все понимает и объясняет, как писать. Возникли ошибки – пояснит возможные проблемы. Тут же можно спросить, а почему это работает именно так и т.д. В итоге, пара подходов по паре часов и в принципе, я довольно уверенно могу писать мобильные приложения».
Госучреждения так же эффективно используют умные технологии в своей работе. Так, в Хабаровском крае 2024 году с помощью модулей искусственного интеллекта выявлено 1 383 нарушения при оформлении ветеринарных сопроводительных документов в компоненте «Меркурий».
Таможенная служба «не стоит на месте и идет в ногу со временем», сообщили агентству в таможенных органах. В рамках Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2030 года ФТС России ведется работа по внедрению элементов искусственного интеллекта.
А один из главных вопросов на фоне этой революции – каковы будут ее последствия на рынке труда. Например, в медиа можно расшифровать звуковое интервью с помощью виртуального ассистента, попросить ИИ обработать материал и проверить его на ошибки, сделать короткую выжимку и сгенерировать «фото» для сайта. Конечно, результат потребует корректировок, но технологии совершенствуются, и качество данных растет. В то время как профессионализм пользователей, по некоторым оценкам, снижается. Сможет ли человечество держать планку без ИИ-костылей? Собеседники агентства на этот вопрос дают позитивные прогнозы.
Тимофей Белоглазов: «ИИ — это помощник, но не то, чтобы он был способен заменить опытного думающего специалиста. ИИ не может самостоятельно создать что-то, но может выступить ассистентом, помочь человеку и освободить время, взяв на себя какие-то рутинные задачи».
Борис Агатов: «Сегодня мы наблюдаем непроходящий бум в области ИИ: огромные инвестиции, решения на государственном уровне, невероятное внимание медиа, бизнеса и людей к этой теме.
Такое развитие событий говорит, что технологический перелом, в котором мы застыли на пороге пандемии и не сдвигались почти нисколько, вдруг резко подтолкнул нас к действиям, а это значит, и экономика готова, и потребитель, и сами технологии созрели.
Новые технологии будут окупаться скорее, чем когда-либо, т.к. для этого созрели хорошие предпосылки в 2025 году и их влияние на общество будет вездесущим.
Если ожидания оправдаются, нас ждет резкое изменение потребительского поведения. Использование ИИ-агентов в продажах позволит компаниям предлагать более точные и персонализированные решения. Это, в свою очередь, повысит уровень удовлетворенности клиентов и ускорит процесс принятия решений.
Помимо этого, ИИ будет способствовать созданию совершенно новых рынков и продуктов. Мы видим, как технологии, подобные ChatGPT, уже начинают внедряться в бизнес-процессы. Они позволяют автоматизировать рутинные задачи, анализировать данные с беспрецедентной скоростью и глубиной, а также открывают двери к новым возможностям».
В 2019 году уроженец села Далахай Тункинского района Республики Бурятия Андрей Зайганов открыл свою ферму, а после сельскохозяйственный-производственный кооператив. Начал с содержания 23-х коров, сейчас в хозяйстве уже 400 буренок. Фермеру удалось заручиться господдержкой и развить агробизнес до производственных масштабов. Сейчас предприниматель реализует под личным брендом натуральное мясо и полуфабрикаты.
Биография 43-летнего Андрея Зайганова наполнена событиями. Еще до открытия агробизнеса, когда ему было 27, молодого зоотехника выбрали главой поселения Далахай. После 10 лет муниципальной службы, он сдал пост и решил открыть свое дело. Фермер признается — опыт работы в администрации обеспечил необходимыми знаниями в управлении персоналом, финансами.
— Учился в Улан-Удэ, закончил школу там же, поступил в Бурятскую государственную сельскохозяйственную академию и стал зооинженером. Прожил 20 лет в столице Бурятии, но меня всегда тянуло на родину. Как будто с детства понимал, чем буду заниматься в дальнейшем. Даже на лекциях в университете планировал агробизнес, — вспоминает Андрей Зайганов. — Когда работал главой поселения нас настигли тяжелые времена. Сначала девяностые, потом двухтысячные – рабочих мест не было. Главной моей целью было – создать рабочие места на своей родине, чтобы молодежь имела работу. Из-за этого я начал заниматься сельским хозяйством. Кроме того мне всегда хотелось потреблять только свою продукцию. Сейчас у нас все свое, только сахар не наш. Вот сейчас пчел начнем разводить, и мед будет также свой, — говорит Андрей.
Андрей знал с чего начинать. В 2019 году у родителей фермера было ЛПХ и 23 коровы. Первым шагом стало написание бизнес-плана и заявка на участие в конкурсе «Агростартап». В результате труды окупились – фермер выиграл грант в размере трех миллионов рублей. Полученный капитал пошел на покупку сенозаготовительной техники и крупнорогатого скота.
На старте своего дела Андрей Зайганов столкнулся с первыми трудностями. Помимо создания фермы, на его плечи свалилась административная часть – документация, набор персонала и прочая бюрократия.
— Когда начинаешь нанимать персонал начинаются проблемы с оформлением соцвыплат, налогами. Пока ничего не понимаешь, еле-еле разбираешься с документацией. Еще за фермой надо следить. Было очень тяжело. Мне очень помогли тогда в информационно-методологическом центре. Там специалисты безвозмездно вели полностью всю бухгалтерию. Вот только два года назад подобные услуги стали платными, — поделился Андрей.
В 2021 году фермер с компанией единомышленников открыл сельскохозяйственный потребительский кооператив (СПОК) «Маяк» — в дань памяти одноименному колхозу, который существовал в Далахае в советские годы. Кооператив выиграл грант на развитие материально-технической базы Минсельхоза Бурятии. Так, появился свой убойный пункт.
Сейчас на кооперативной ферме свыше 400 голов крупного рогатого скота, овцы, лошадии и свиньи. Мясное подразделение бренда производит полуфабрикаты – буузы (традиционное бурятское блюдо – прим. авт.), котлеты, пельмени, чебуреки, голубцы и т.д – всего 12 наименований. Производственная мощность СПОК «Маяк» – свыше 400кг мясных полуфабрикатов в месяц. Охват – все муниципальные районы Республики Бурятия и часть Иркутской области. В дальнейшем сельхозпредприятие планирует выйти на 500 голов КРС.
– У нас очень большие планы на будущее. Сейчас у нас средства вкладываются в строительство, где-то делаем ремонт, поскольку начинали все практически с нуля. Оформление земель занимает много времени и денег. Хотим взять большой кредит, таким образом, улучшить породу КРС, построить новую ферму и холодильное оборудование. На лето объем требуется большой, заявок очень много поступает. Поэтому хотим большие холодильные камеры.
Ежегодно Андрей Зайганов посещает фестиваль-ярмарку фермерских продуктов «СВОЁ». На этом мероприятии фермеры со всей республики съезжаются в столицу Бурятии для демонстрации своего продукта. Попасть на ярмарку крайне сложно: необходимо пройти полный ветеринарный контроль, а перед самим фестивалем организаторы проверяют каждый товар, который будет стоять на прилавке. В 2024 году фестиваль проводили четыре раза.
Кроме того, Андрей регулярно выезжает на встречи с крупными фермерами в разных районах Бурятии. Так, он обменивается с коллегами опытом и привозит домой новые идеи. По его словам, это немаловажная часть для роста бизнеса.
«Каждый предприниматель должен думать о том, как облегчить свой труд»
Андрей Зайганов поделился несколькими советами для начинающих фермеров. В первую очередь, уверен он, необходимо составить продуманный бизнес-план и попытаться выиграть грант для стартапа. По словам бизнесмена, без поддержки местных властей создать агробизнес крайне проблематично.
– Нужен определенный капитал, и деньги потребуется немалые. В любом случае, сельское хозяйство поначалу должно быть дотационное. Без этого никак. Самое главное – нужно работать и иметь надежных людей, которые всегда будут поддерживать и идти до конца. Все сразу получить не удастся. В наше время значительно проще построить бизнес, чем раньше. Какие-то новаторские подходы пошли, человеческий труд стараются облегчать. Все механизированное и автоматизированное. Каждый год нужно стараться, чтобы облегчить труд. Наша команда постоянно об этом думает. Необходимо перенимать опыт у других фермеров, ездить в другие регионы, даже в другие страны.
Огромную поддержку фермеру оказывает его семья – жена и двое детей, родственники хотя так было не всегда.
– Мои родные говорили, что я выбрал самую тяжелую работу. Мол, надо было работать, как работал раньше, быть чиновником. Для себя решил, что не хочу этим заниматься просто. Говорил им, что все будет хорошо, и я нашел то, что хочу делать. Последние два года таких разговоров уже нету.
Я всегда говорю, что бывают тяжелые времена. Где-то, что-то новое нужно купить, обновить технику, а денег не хватает. Потом сядешь и про себя думаешь: за пять лет я очень много сделал, успокаиваешься и работаешь дальше. Мой жизненный девиз – «Не ленись, а работай!».
Сопредседатель межрегионального отделения общественной организации «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО, председатель комитета по внешнеэкономической деятельности, председатель подкомитета по таможенной логистике, член Генерального совета «Деловой России» Эльвира Кускова рассказала в интервью EastRussia о текущих тенденциях и перспективах для дальневосточников участников ВЭД.
— Эльвира Юрьевна, Китай, самый емкий, самый большой рынок в мире и традиционно дальневосточные предприниматели стараются туда попасть. Какие сейчас в этом направлении есть перспективы, сложности? Какие тренды вы видите в целом для участников ВЭД на Дальнем Востоке?
— Может прозвучит парадоксально, но сейчас для многих предприятий рынок Китая и вообще рынок любого экспорта с точки зрения внешнеэкономической деятельности часто на втором плане. Поясню: в силу санкционного давления и ухода некоторых зарубежных компаний, на которые опирался внутренний потребительский рынок нашей страны, российские компании забирают эти объемы и перестраивают свою деятельность с прицелом на внутрироссийский рынок. Не то чтобы им не хотелось выходить на внешние рынки, но все, что касается ВЭДа, это определенная специфика, требующая особых компетенций и сходу, легко и просто, как взаимодействие внутри своей страны, наладить взаимодействие с зарубежными партнерами, естественно, не получается.
— К этому добавляются трудности с расчетами…
— Трудности с расчетами, к сожалению, есть, и это очень деликатная тема, которая не может быть публичной. Потому что, если мы находим какие-то решения в отношении переводов за границу, они, во-первых, должны коррелироваться с действующим законодательством, это первично, а второе — это некий потенциальный риск санкций на наши поставки. При этом импорт идет, государство действительно прикладывает максимальное количество усилий, чтобы процесс не останавливался, чтобы нивелировать потенциально отсроченные риски для предпринимателей в отношении последствий санкций, по платежам, но это не публичная информация, так как мы должны сохранять некую информационную безопасность для того, чтобы быть на шаг впереди наших иностранных оппонентов.
— Если говорить про количество участников ВЭД на Дальнем Востоке, их становится больше, меньше или оно держится на каком-то одном уровне?
— Хочу подчеркнуть такой момент — хотя у нас, дальневосточников, есть, казалось бы, преимущество территориальной близости с Китаем, тем не менее с позиции налаживания бизнес-процессов это абсолютно не быстрая история, в которой очень много факторов и нюансов. Начиная с банальных вещей: ментальности, культурной интеграции. Хотя мы дружественные страны, Китай стратегический партнер, но там, впрочем, точно так же, как и здесь, все очень серьезно относятся к выбору партнеров, проверяют репутационные, иные риски, смотрят насколько бизнес «белый», насколько он работает в правовом поле.
Второй момент: почти всегда все начинается с небольших сделок: у нас очень много кейсов, когда мы выбираем партнера и вынуждены начинать с небольших объемов, очень маленьких сумм, нивелируя таким образом финансовые риски.
И здесь существует серьезное затруднение: Китай уже стал неким промышленным гигантом с точки зрения производительности, объемов потребления любых номенклатурных групп, и там есть определенная специфика: если ты хочешь взаимодействовать с производителем, ты должен закупать, условно говоря, от миллиона единиц какой-то позиции, а наш внутренний рынок на такие объемы не готов. Поэтому появляется необходимость в межгосударственных, отраслевых соглашениях, когда наше государство договаривается об особых условиях для наших производителей и поставщиков.
Кроме того, сейчас устойчивый тренд на объединение между странами: БРИКС — это прекрасный показатель того, что Россия задала вектор в отношении международной интгеграции с дружественными странами. Это дает возможность нам уже быть интересными в экономическом плане, нашим союзникам, условно некому сообществу, которое уже взаимодействует в условиях новой экономической реальности, объединены одной проблематикой с точки зрения вот этих вот новых вызовов и так называемой новой экономики.
Если говорить про Дальний Восток, то я неоднократно подчеркивала коллегам, что для Китая регион, который находится за его границей, по большому счету не имеет какого-то приоритетного значения. Для них мы едины — что Приморский край, что Хабаровский, Амурская область, ЕАО или Москва, Калужская область или Краснодарский край. Там работают обычные экономические принципы: где быстрее, у кого есть требуемые объемы и дешевле цена.
Что же до количества участников ВЭД, то их число растет, увеличиваются объемы поставок, динамика роста положительная.
— Насколько сложно сейчас стать субъектом ВЭД?
— Субъектом ВЭД непросто стать, и сложно быть. Буквально в декабре прошлого года, на заседании экспортного совета при губернаторе Хабаровского края Дмитрии Демешине, в котором я приняла участие как член Генсовета «Деловая Россия (ДР)» и председатель комитета по внешней экономической деятельности и подкомитета по таможенной логистике, я озвучила актуальную проблематику ВЭД и высказала наши предложения от ДР, направленные на поддержку предпринимателей, которые планируют заняться экспортно-импортной деятельностью. Я приводила элементарные примеры, как бизнесмен с 20-летним опытом внутри страны пытается заняться внешнеэкономической деятельностью, совершает ошибки, получает штрафы и… для некоторых видов бизнеса это, как говорится, начали и на этом закончили. Я озвучила коллегам, и представителям таможни, прокуратуры, налоговой службы, тезис про то, что в самом начале пути в сфере ВЭД очень многие бизнесмены, причем неважно сколько им лет, какой опыт — с вероятностью 99% они допустят первые ошибки, недополученная прибыль будет 100%, возможно, последуют какие-то начисления, штрафы и все прочее. Поэтому крайне необходимо, чтобы контрольно-надзорные органы проводили как можно более частую разъяснительную работу с предпринимателями, которые начинают в отраслевом смысле новое направление — ВЭД.
Чтобы не было ситуации, когда человеку «бьют по рукам» из-за того, что он оказался недостаточно сведущ в каком-то вопросе. Предприниматели и так загружены операционной деятельностью, а контрольный орган в превентивном порядке может дать эффективную оценку, заранее проинформировать по тем или иным потенциально возможным действиям. И этот должно происходить максимально оперативно
— Но ведь и у прокурорских работников, налоговиков тоже огромный фронт работы. Как они будут оперативно еще и просвещать?
— Объясню: вот наши уважаемые юристы работают с точки зрения правоприменительной практики. Появился новый, нормативно-правовой акт, и мы все ждем разъяснения как себя вести в той или иной ситуации. И поэтому я коллегам и предложила такой формат разъяснительной работы, когда публикуются конкретные примеры из бизнеса, без фамилий, без имен, без названий компаний: предприниматель обратился, получил такой-то ответ, такую-то реакцию на основании таких-то документов.
Предприниматель прекрасно понимает с какими контролирующими органами будет взаимодействовать в момент старта бизнеса в ВЭД, или работы с зарубежными партнерами. Он заходит на сайт соответствующих структур и изучает этот вопрос. При этом, он в самом начале этого пути оценивает свои риски, и это будет прекрасная возможность для того, чтобы он мог обучиться актуальному опыту и существующей сегодня практике до начала своих бизнес-процессов.
А сейчас как — предприниматель начинает пользоваться сарафанным радио, искать советов у коллег, которые, скажем, делали что-то год назад, а сейчас уже все по-другому.
— Что бы вы порекомендовали дальневосточным предпринимателям, которые планируют начать внешнеэкономическую деятельность, организовать экспорт своей продукции, например?
— Я бы рекомендовала всем российским бизнесменам, а не только дальневосточникам, с точки зрения роста в ВЭДе, в том числе и в экспорте, обращать внимание не только на рынки Китая, не идти по «якобы простому» пути, только потому что Китай ближе и казалось бы понятнее. Есть прекрасно растущие рынки: Индия, Африка, Иран, Объединенные Арабские Эмираты.
Они кажутся, вроде бы как, далекими, но, если ты разберешься, они абсолютно открыты к взаимодействию с точки зрения отработки запросов экспорта-импорта, в отношении поставок уже готовой продукции.
Если Китай — это мощная история в отношении промышленности, и они открыто говорят, извините, наша экономика диктует, в первую очередь, получение от вас сырья, то у коллег из других стран, в том числе и озвученных мною, ненасыщенный рынок потребления, на котором наши производственные номенклатурные группы будут очень востребованы. Те же страны Африки, Индия — это огромная доля рынка, причем не с таким уж серьезно развитым производством. Да, они тоже молодцы, тоже активно развиваются во внешнеэкономической деятельности, но при этом у них сохраняется устойчивый спрос на готовую продукцию. У российских товаропроизводителей, которые рассматривают продвижение своей продукции на экспорт, надо искать способы коммуникации через деловые объединения, через торговые представительства РФ для выхода на рынки этих стран. Торгпреды РФ прекрасно отрабатывают с точки зрения запросов российских предпринимателей, анализа рынков и дают обратную связь: либо да — ваша номенклатурная группа нужна местному рынку, либо нет.
Внешнеэкономическая предпринимательская деятельность в нашей стране предоставляет сейчас поистине огромные возможности. На наших глазах формируется новая экономическая реальность, формируются новые рынки и устанавливаются экономические связи с новыми странами. Но в тоже время ВЭД требует от российских предпринимателей полного погружения в его специфику, понимания культурно-ментальных особенностей местного бизнеса, знания законодательной, правоприменительной и регламентирующей практики РФ и государств-партнеров.
В Хабаровском крае с середины 2024 года работает новый инструмент, призванный стимулировать развитие отечественной промышленности и производства, — хартия технологического суверенитета и импортозамещения. Она предполагает в первую очередь создание кооперации местных предприятий, которые будут гарантированными поставщиками друг для друга. Как работает этот механизм и как приняли его предприниматели-производственники — в материале EastRussia.
Большую часть товаров можно и нужно производить в России, а не везти их из-за границы. Этот тезис стал отправной точкой создания хартии технологического суверенитета и импортозамещения Хабаровского края. Нужны стройматериалы, IT-решения, рынок сбыта? Искомое может оказаться ближе, чем предполагалось. Не нашлось в регионе? Спрашиваем соседей. Нет у них — горизонт расширяется в дружественное зарубежье. К такому алгоритму поиска партнеров подключились 250 из порядка 800 предприятий региона.
Неочевидные хлопоты? Возможно. Но тем, кто в хартии, правительство Хабаровского края обещает поддержку в реализации проектов в сфере импортозамещения и технологических инноваций. По словам губернатора региона Дмитрия Демешина, такие бизнесы могут рассчитывать на льготные условия и дополнительные преференции в рамках региональных инвестиционных программ, а также на подспорье в расширении научных инноваций, цифровой трансформации промышленности и развитии кадрового потенциала.
— Обязать исполнять хартию мы впрямую не можем, но приоритетов по оказанию государственной поддержки мы точно давать не будем тем, кто у нас не выполняет принципов хартии, и тем, кто не поддерживает местных производителей, — отметил Дмитрий Демешин во время общения с журналистами.
Директор компании по производству джемов, варенья, соусов и кондиментов «Густо Фэмели» Дарья Лиманова в отрасли третий год. Цех в пригороде Хабаровска выпускает около 2 тонн джемов в месяц, примерно 5% продукции отправляется на экспорт в Казахстан. Для небольшой компании весома любая поддержка, поэтому хартию «Густо Фэмели» подписала одними из первых.
— Мы ожидаем, что будет перспектива здорового лоббирования интересов наших местных производителей, — говорит Дарья Лиманова. — Поддержка маленьких производств, которые только выходят на рынок, конечно, важна. Становится проще решить какие-то вопросы, сесть за стол переговоров и решить что-то, не обивая пороги кабинетов. Хартия — хороший инструмент, чтобы прийти в органы власти со своими предложениями и высказать свою инициативу, например, по организации взаимодействия с определенными структурами.
Наладить взаимодействие с помощью хартии с крупными естественными монополиями и государственными муниципальными структурами рассчитывает другой хабаровский производитель — компания «Инновационные технологии». Ее директор Андрей Батурин говорит, что консолидация предпринимателей Дальнего Востока была лишь вопросом времени.
— Мы работаем в отрасли энергетики, ЖКХ, строительства, производим то, что делает нашу жизнь комфортной: внутренние инженерные системы, системы водоснабжения, водоотведения, тепловые пункты. Есть проблема с кадрами, хартия это пока не затрагивает, но сообща для региона мы сможем вырабатывать те решения, которые помогут закрыть вопрос кадрового голода. Министру промышленности мы озвучили просьбу: чтобы естественные монополии, крупные монополисты присоединились к хартии. Соответственно, тогда предприниматели Дальнего Востока получат доступ на рынки, на те крупные инфраструктурные проекты, которые сейчас реализуются и будут реализовываться в регионе в будущем.
Еще один участник хартии промышленного суверенитета — компания по производству бытовой химии «Нимфа». Ее руководителя Ольгу Луценко волнует проблема сбыта, и после подписания документа она ждет помощи от правительства региона в налаживании диалога с торговыми сетями.
— Мы в день производим порядка 3 тонн продукции, — говорит Ольга Луценко. — Это и жидкое мыло, и средство для мытья посуды, ничем, кстати, не уступающее раскрученному импортному бренду, но наше в несколько раз дешевле. Тоже могу сказать и о нашем жидком средстве для стирки. Сегодня мы работаем с сегментом малого предпринимательства: кафе, рестораны, гостиницы. Торговые сети пока нам двери не открыли. Говорят, что их сдерживают контракты с центральной частью России. Но это странно, что на полках наших магазинов стоят импортные гели и порошки, а местный производитель, увы, не у дел.
Но хартию мы подписали еще и потому, что в результате этого сможем сотрудничать с научными институтами, а институты дадут возможность создавать более наукоемкие продукты. Также для участников есть определенные преференции и льготы при приобретении оборудования в лизинг, например, посредством фонда развития промышленности, что для нас из-за небольшого объема было недоступно.
Для стимулирования небольших технологических предприятий в регионе запустили специальные меры поддержки. Так, в августе 2024 года в портфеле краевого фонда МСП появился микрозайм «Технопром». Он позволяет получить микрофинансирование — до 5 млн рублей по ставке не выше 6% годовых. Кредит одобрят, даже если компания только-только зарегистрировалась, но при этом подходит под отраслевые параметры поддержки. От стажа работы предприятия зависит лишь сумма займа. Что касается регионального Фонда развития промышленности, который работает с более крупными производителями, необходима докапитализация за счет средств резервного фонда правительства РФ.
В канун Нового года Дмитрий Демешин анонсировал еще одну меру поддержки малого и среднего бизнеса, направленную на продвижение местной продукции: кредит локальным производителям до 3 млн рублей по ставке не выше 7,5%. А зампреду Марии Авиловой губернатор поручил продумать комплексную программу продвижения местных технологических компаний на отечественном рынке.
— Мы ускоряем встречу власти и бизнеса и снимаем ограничение коммуникации, — говорит и. о. министра промышленности и торговли края Дмитрий Астафьев. — И те люди, которые когда-то предполагали, что в тот или иной кабинет они попасть не могут, сейчас видят, что в рамках конкретной задачи это не составляет труда.
И когда они садятся за стол переговоров, многие надуманные сложности решаются в рамках одного диалога. В рамках хартии никаких проблем для нас не представляет организовать встречу предпринимателей с людьми, которые принимают те или иные решения. И с каждым днем доверие местных производителей к нам растет. Объединяясь — они выигрывают. Но нужна коммуникация внутренняя — например, наша удаленность ключевым образом сказывается на себестоимости продукции. Но есть программа ДВЖД, где по определенным категориям мы можем получать скидку на тариф. При небольшом объеме эту скидку применить сложно, а когда предприятия объединяются, например, в рамках хартии, они везут объем, подходящий под эту скидку, то есть получают ощутимый экономический эффект.
Также для участников хартии сейчас прорабатывается еще одна мера поддержки: Хабаровский край сегодня стоит в условном графике на строительство двух индустриальных парков. Ожидается, что спрос на резидентство в них будет гораздо выше, чем предложение.
Поле для деятельности обширное: это и механическая обработка металла, и высокотехнологичные станки с ЧПУ, производство различных комплектующих. Любой предприниматель, который готов работать в этом направлении, может найти свою нишу. Заявки на рассмотрение федерального Минпрома сформируют в начале февраля.
Некоторые предприятия, подписавшие хартию промышленного суверенитета и импортозамещения, уже нашли направление для кооперации. Так, производитель беспилотных летательных аппаратов для нужд СВО, компания «ХабИнноТех», намерен занять нишу беспилотной доставки грузов по воде, а также производить наземную самоходную технику. Для этого предприятие ведет переговоры с другим участником хартии — местной компанией, которая имеет большой опыт в постройке маломерных судов.
Александр Мелека (справа) показывает губернатору Хабаровского края Дмитрию Демешину продукцию компании «ХабИнноТех». фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
Идея хартии импортозамещения и технологического суверенитета получила поддержку у руководства страны. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин во время прошлогоднего визита в Хабаровский край отметил, что реализация таких проектов привлечет новые инвестиции, создаст новые рабочие места и поможет будущему экономическому росту региона.
Свыше двух с половиной тысяч средних и крупных предприятий страны сегодня проходят цифровую трансформацию при поддержке Сбера. На территории обслуживания Дальневосточного Сбербанка в процессе цифровизации находится более 100 компаний. Они принадлежат к различным отраслям экономики, а общая картина региональной цифровизации в значительной мере отражает хозяйственную специфику субъектов федерации.
На Дальнем Востоке России тренд на цифровую трансформацию крепнет. Верно и традиционно медленно: для культуры федерального округа характерна неспешность принятия изменений, да и новые технологии доходят сюда чуть подольше, чем в центр РФ. Среди восьми регионов, проходящих трансформацию вместе с Дальневосточным Сбербанком (это Хабаровский, Камчатский и Приморский края, Сахалинская, Магаданская и Амурская области, а также Еврейская автономная область и ЧАО), предсказуемо лидирует Приморье. На втором месте – Хабаровский край.
– На территории этих краев приходится порядка 60-65 % проектов. При этом в Приморье их процентов на 30-40 больше, - говорит директор управления по цифровому развитию Дальневосточного Сбербанка Иван Трошин. - Что касается других регионов, в них есть определенная специфика отраслей, с которыми мы работаем.
На Сахалине и Камчатке, где во главе угла стоят рыбодобыча и рыбопереработка, в стадии обсуждения и первичной реализации проекты по операционной эффективности бизнеса и по использованию технологий искусственного интеллекта для прогнозирования вылова. В аграрной Амурской области успешно реализуется процесс цифровизации мониторинга полей. Если наземная техника обследовала поле за три-четыре часа, то дрон может это сделать всего за час. Это дало значительную экономию времени и ресурсов.
В Магаданской области Сбер сотрудничает с компаниями, которые ведут дистрибьюцию специализированной техники и запчастей для горнодобывающей отрасли.
Иначе говоря, Сбер предлагает решения для упрощения и автоматизации рутинных задач, и сопровождает решившихся в бурном, а главное, бескрайнем, море технологий. При всем разнообразии вариантов цифровая трансформация любой компании состоит из пяти шагов. Первый шаг - осознание, шаг номер два – стратегия цифровой трансформации в дополнение к основной стратегии компании, номер три – реинжиниринг процессов и организационной структуры, четвертый – выбор и разработка решения, пятый – адаптация и внедрение. Когда команда Сбера рассказывает предприятиям об этих шагах, то в качестве иллюстрации показывает простой нелинейный график.
– Это не отрезок с началом и концом, это знак бесконечности, на котором и распределены пять этапов, – поясняет Иван Трошин. – Первый цикл цифровой трансформации от первого до пятого шага занимает год или полтора. Но всё очень зависит от зрелости процессов в компании, и может осуществляться как быстрее, так и медленнее. Например, есть отрасли с определенной сезонностью и, когда идет период зарабатывания денег, то там уже не до изменений, нужно быстро выполнять действия, которые дадут операционную прибыль в итоге.
Пять шагов цифровой трансформации не заканчиваются в принципе, они всегда уходят на следующий виток, подчеркивает Трошин.
Повышением цифровой зрелости может, и должна заниматься каждая компания из любой отрасли, уверены в Сбере. Однако есть сферы, которым он показан в первую очередь: те, где подразумевается взаимодействие с клиентом. Это может быть юридическое лицо, так называемый сегмент B2B («би ту би», business to business), либо обычный покупатель, сегмент B2C («би ту си», business to consumer). Потому что в век цифровых технологий важна оперативность. К слову, в этом как раз и заключается основная задача цифровой трансформации - сжимать время от идеи до получения конечной услуги.
– Приоритетные отрасли? Естественно, это ритейл, фуд-ритейл, дистрибьюция разного рода, девелопмент, когда строят и продают жилищные или нежилые площади, –развивает тему Иван Трошин. – Это может касаться и торгово-производственных компаний, представленных в полном цикле (создание ценности - ее переработка – упаковка – передача на склад – реализация со склада), процесс цифровой трансформации таким предприятиям показан тоже на 100 процентов. Конечно, для различных направлений уже существуют отраслевые решения, но все проекты индивидуальны.
Так, с группой компаний «Восток Цемент» (Приморский край), Дальневосточный Сбербанк работает в части электронной коммерции, тесно сотрудничая с ООО «ЕЦС (единый центр снабжения)-ДВ», который представлен как онлайн-площадка для продажи строительных смесей. Банк участвует в проработке бизнес-процессов, предоставляет свои финансовые технологии для оплаты в сегменте B2B и предлагает варианты улучшения клиентского пути. Вариативно и взаимодействие с застройщиками.
К примеру, проект банка с группой «Восточный луч» (Приморский край) в 2022 году начался с обучения руководящего состава в СберУниверситете по программе Digital Strategy. А с ГК «Восток-Лидер» (Приморский край) сейчас прорабатывается интересная идея по расселению как сервис. Здесь основная задача – предоставить девелоперам возможность работать с таким механизмом, как КРТ (комплексное развитие территории), предусматривающим строительство не только многоквартирных домов, но и инфраструктурных объектов.
Сбер дает компаниям-интеграторам системы. Для тех же застройщиков, к слову, актуально несколько направлений. Первое среди них – система управления клиентским опытом, так называемый сервис Customer relationship management (CRM). К ней подключаются входящие каналы: сайт и чат-бот, через которые потенциальный клиент может прокоммуницировать с компанией, запись телефонных звонков, чтобы руководитель отдела продаж мог послушать, как с клиентом разговаривали.
– Наша команда показывает, как с этих каналов снимать статистику и понимать, есть ли рост и за счет чего, - рассказывает Трошин. – Помимо CRM, мы можем предоставлять системы управления ресурсами предприятия класса ERP (Enterprise Resource Planning), объединяющие все функциональные блоки: это и проектно-сметная документация, и план-график реализации самого проекта, и движение товарно-материальных средств.
Цифровая трансформация для дистрибьюторов тоже системна. Для приморского оптовика «Проект-Инвест» прорабатывается стратегия продвижения собственных торговых марок: от идей, что именно производить, до выбора технологий и марок оборудования. Стратегия для АЮСС ВСТК (Восточно-Сибирская торговая компания) немного иная. У этой группы компании ВСТК есть собственное решение по управлению складом. Это так называемая WMS-система, на которой все складские операции связывают в одну IT- структуру.
– АЮСС ВСТК предлагает свою разработку – с установкой, с сопровождением и с внедрением. И в данном случае мы работаем над тем, чтобы интегрировать наши финансовые технологии, и помогаем нашим партнерам с распространением этой системы, – продолжает Иван Трошин.
Как узнать, что предприятию пора трансформироваться? Есть три верных признака. Первое - время исполнения процессов внутри компании (например, согласования, подписания документов) доставляет сложности. Второе – несовременность либо недостаточная функциональность решений (программное обеспечение десятилетней давности, к примеру). И третье – готовность руководства встроиться в процесс цифровизации. Такой сервис, кстати, предоставляет только Сбер.
– Часто, когда мы (а у нас на Дальнем Востоке своя цифровая команда из 11 человек) приходим в компании на первые встречи, слышим вопрос: «А что, Сбер еще и этим занимается?», – улыбается директор управления по цифровому развитию. – То есть часто воспринимают банк именно как финансовое учреждение. Но сегодня Сбер уже не только финансовый партнер, но и партнер в развитии бизнеса и повышении его операционной эффективности.
А еще считается, что цифровая трансформация – это дорого, долго и сложно.
На самом деле, все зависит от масштабов и задач, говорит Трошин. И он убежден – расходы на цифровую трансформацию сопоставимы с теми результатами, которые можно получить, пройдя полный цикл цифровизации.
Кстати, компании, которые проходят цифровую трансформацию со Сбером, растут на 40 процентов быстрее. Об этом заявил директор Департамента развития корпоративного бизнеса Сбербанка Сергей Меламед, выступая на конференции SberPro Tech 2024. Банк начал трансформацию с себя и сейчас активно делится опытом, как собственным, так и опытом своих клиентов разных отраслей. Реализацией проектов цифровой трансформации корпоративных клиентов занимаются более 200 менеджеров по всей стране, а партнерская программа включает уже более 250 IT-компаний с уникальной технологической экспертизой.