фото: АО «Восточный Порт»
В ходе сессии ВЭФ «Тернистый Восточный полигон: как ускорить трансграничное сотрудничество» эксперты обсудили вопросы развития проекта Восточного полигона на фоне разворота на Восток, перешедшего в активную фазу с прошлого года.
Были оговорены мероприятия, направленные на устранение инфраструктурных ограничений Восточного полигона, механизмы привлечения новых инвестиций, дальнейшая модернизация БАМа и Транссиба и ряд других моментов.
Акцент был сделан на решение проблемы дефицита провозной и пропускной способности Восточного полигона. Несмотря на то, что темпы строительства ж/д инфраструктуры и модернизации Восточного полигона существенно возросли, они недостаточны для обеспечения потребностей экономики РФ.
Как отметила гендиректор ООО «Универсальная логистика» Ирина Ольховская, в ДФО с лета 2022 года видна разбалансировка железнодорожного контейнерного импорта и экспорта, импорт больше чем в два раза превышает экспорт.
«В сравнении с 2018 годом на дальневосточном направлении грузопоток контейнеров, зерна и руды вырос практически в три раза, в то время как угля – на 18%. При этом, за счет технологии погрузки импортных контейнеров в полувагоны из-под угля, участникам рынка удалось за восемь месяцев 2023 года сэкономить более 1 млрд рублей и дополнительно провезти почти пять млн тонн грузов», – рассказала она.
Эксперт добавила, что портовые мощности Дальневосточного бассейна уже вдвое превышают провозную способность железнодорожных подходов и этот разрыв возрастает. В настоящее время дефицит провозной способности железнодорожных подходов оценивается в 95 млн тонн в год, а в период до 2027 года он может составить уже 187 млн тонн в год.
За восемь месяцев текущего года через порты Дальнего Востока экспортировано 72 млн тонн угля, через европейскую часть России – 63 млн тонн.
«Необходимо развивать не только полное сечение Восточного полигона, но и отдельные припортовые станции и железнодорожные узлы, в первую очередь узел Находка-Восточный, с которым связаны крупнейшие терминалы Дальнего Востока. Так, строительство обходов Шкотово-Смольяниново, Смоляниново-Тигровый, Хмыловский- Тигровый-Партизанск и Находка-Восточный – это быстро достижимые точки роста, которые позволят в короткие сроки нарастить провозную способность на данном направлении на 50 млн тонн в год», – подытожила Ирина Ольховская.