Первая в мире трансграничная охраняемая природная зона для сохранения популяции диких дальневосточных леопардов появилась на приграничных территориях России и Китая. Резерват, основанный двусторонним соглашением, получил название «Земля больших кошек».
Как сообщает пресс-служба национального парка «Земля леопарда», новая особая территория объединяет его и заповедник «Кедровая падь», которые находятся в российском Приморье, а также Северо-восточный национальный парко тигра и леопарда Китая.
Соглашение подписали в Пекине руководители профильных министерств двух государств в присутствии президента России Владимира Путина и председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина. Документ предусматривает научное сотрудничество с обменом данными о наблюдениях за дикими животными для совместного учета. Также предполагается повысить меры по охране территорий и обмениваться информацией о браконьерстве и лесных пожарах. Кроме того, в рамках этого соглашения будет развиваться экопросвещение и экотуризм.
Министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов отметил, что ключевыми задачами нового этапа сотрудничества станут выработка общих стандартов подсчета животных и внедрение единой системы фотомониторинга. Это позволит установить точное количество тигров и леопардов, обитающих на этих территориях, и предотвратить дублирование учета животных по обе стороны границы.
Сейчас, по российским данным, на приграничных территориях проживает 58 тигров и 129 леопардов, а по данным китайских коллег – 60 леопардов и 40 тигров.
Границы охраняемых природных территорий в рамках нового резервата останутся неизменными. Национальный парк в Китае занимает площадь 1,4 млн га, а «Земля леопарда» в России - 369 тыс. га.
Напомним, в ходе визита Владимира Путина в Китай уже проведен ряд переговоров и достигнут ряд соглашений, в числе которых развитие двусторонней торговли, а также совместное развитие острова Большой Уссурийский.
Экологи, сотрудники ООПТ и эксперты туристической отрасли в рамках сессии ПМЭФ, посвящённой экологическому туризму, пытались составить цельную картину из мозаики заповедей, ожиданий и требований, предъявляемых к путешествиям в уникальные уголки природы.
Первая заповедь экологического туризма гласит: «Не навреди!». Не менее важны – «Оберегай!», «Люби и восхищайся природой», а ещё – «Инвестируй!». С этим тезиами согласны все, кто соприкасается с охраной природы и зарабатывает на том, чтобы познакомить с её очарованием всех желающих. Но в том «как» исполнить эти заповеди согласия пока нет, как нет общепринятой терминологии этого развивающегося тренда и даже законодательно закрепленного определения экотуризма пока не существует.
Буквально накануне ПМЭФ министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов представил комитету Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и окружающей среде проект федерального закона об экологическом туризме. Выступая перед депутатами, министр отметил, что рекреационная деятельность на ООПТ до сих пор никак не урегулирована в правовом поле. Новый законопроект заложит единые основы правового регулирования туризма и рекреационной деятельности на природных территориях, а также сделает прозрачными земельно-правовые отношения между государством и инвесторами. В нём будут прописаны принципиальные моменты: перечень объектов, разрешенных к размещению, требования к содержанию плана рекреационной деятельности национального парка, его форме и структуре, порядок проведения конкурсов и аукционов на право заключения соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке, порядок расчета минимального размера платы по соглашению об осуществлении рекреационной деятельности.
Однако экологи опасаются, что поправки могут создать условия для чрезмерного вторжения человека на заповедные земли. Обсуждая поправки в законодательство во время сессии ПМЭФ, руководитель проекта ЭКО.ЦЕХ Андрей Бородин заявил, что при экотуризме человек вообще не может оставлять своих следов, тогда как директор департамента экспедиционной деятельности и развития туризма Русского географического общества Наталия Белякова настаивает на том, что экотуризм – это путешествие в относительно нетронутую природу с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях местности, которое не нарушает при этом целостность экосистем, и создает такие экономические условия, при которых охрана природы становится выгодной для местного населения.
Эту точку зрения поддержала и Дарья Мацук, и.о. директора ФГБУ «Росзаповедцентр». Онасчитает, что экотуризм на ООПТ должен быть, но он должен стать инструментом сохранения природы. Если закрыть заповедные территории, это не пойдет на пользу никому. Охрана и поддержание нацпарков требует средств, которые могли бы поступать от экотуризма.
Руководитель проекта «Экософия», модератор сессии Вита Саар отметила, что в России 238 федеральных и 11 584 региональных ООПТ. Огромная территория с большим потенциалом для экономики, но приносящая мизерный доход.
«Их общая площадь 242 млн гектаров или около 14% территории РФ. Ежегодно 14 млн туристов посещают только федеральные ООПТ. Несмотря на растущую популярность экотуризма, доход от него составляет примерно 1 млрд рублей, что сравнительно ниже чем, например, в Кении – 36 млрд рублей, в Австралии – 280 млрд рублей, США – больше 1 трлн рублей в год», – уточнила она.
Вся сложность в том, чтобы гарантированно соблюсти тонкую грань между возможностью извлечения дохода и необходимостью соблюдать осторожность и не вредить хрупкой экосистеме.
Доходы необходимы заповедникам для развития, а, чтобы они росли, нужны грамотные, обученные специалисты. В то же время гостям нужен сервис, а за гостями нужен контроль, который в свою очередь может обеспечить цифровой мониторинг (тут, кстати приходит на помощь мобильное приложение «Зеленая кнопка», в пилотном проекте участвует Камчатка).
При этом эксперты убеждены, что без четко определенных правил игры про инвестиции в ООПТ можно забыть. Генеральный директор ООО «БАЙКАЛ.ЦЕНТР» Антон Григоров уверен, что инвестиции пойдут, когда бизнес будет понимать, в рамках каких законов он действует и когда сможет обеспечить поток туристов на свою инфраструктуру и сервис.
Только после этого можно будет вплотную заняться проблемами, мешающими развитию экотуризма. Пять из которых отдельно выделил директор по устойчивому развитию и природопользованию курорта «Красная Поляна» Лев Шагаров: «Первое – это цены. Комфортный отдых доступен людям с доходом выше среднего. Второе –логистика. Например, из Москвы в Кроноцкий заповедник дорога занимает много времени, третье – труднодоступность, особенно на Дальнем Востоке и в Арктической зоне: добраться до заповедных зон там зачастую можно только на вертолете, четвертое – отсутствие четкого законодательства, а пятая проблема – инфраструктура: нехватка комфортного жилья и элементарных туалетов».
Особо охраняемые природные территории попали во все тренды современного туризма. Заповедники действуют теперь в стране под слоганом «Охранять природу не от людей, а вместе с людьми». Ведь путешественники все чаще выбирают вместо популярных и «понятных» направлений экстремальные. Но даже став игроками туристического рынка, ООПТ видят свои бонусы не в статье «Доходы», а в графе «Повышение природоохранного эффекта».
Мега-тренд последнего времени – интерес к местному колориту. Для отечественного туризма, который, несмотря на достаточно серьезные внешнеэкономические шоки, в целом развивается очень неплохо, это означает 72 миллиона «внутренних» туристов. Такова прогнозная оценка Российского союза туриндустрии на нынешний год. Эксперты выделяют развитие уже сформировавшегося приоритета близости к природе: эко-активностей, практик диджитал-детокса, внимания к физическому состоянию и ментальному здоровью.
– 30 процентов участников опроса сервисов онлайн-бронирования хотели бы пережить в путешествии совершенно новый для себя опыт в аутентичных условиях. В приоритете авторские туры, уникальные маршруты с тайными локациями, где можно почувствовать себя первооткрывателем, необычные впечатления и общение с местными жителями, – отмечается в материалах маркетингово-исследовательской компании IPSOS Russia. – Идет запрос на общение с природой и созвучное человеческое общение.
Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО
Для активных путешественников наиболее привлекательными оказываются особо охраняемые природные территории. Там гарантирована нетронутость и первозданность ландшафтов, высока вероятность увидеть животных в естественной среде обитания, обеспечено квалифицированное сопровождение. Заповедники региона сейчас активно сотрудничают с туристическими агентствами, оборудуют тропы, разрабатывают новые экскурсионные маршруты и готовят места размещения.
Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник – место, где на широте Крымского полуострова склоны хребта Сихотэ-Алинь четко делят территорию на природные зоны. На западе – суровая тайга (леса охотского типа), на востоке – ландшафты юго-восточной Азии (леса маньчжурского типа). Больше такого нигде в мире попросту нет. Склон западный – пихта, ель и лиственница, дикуша, лось и росомаха. Склон восточный – монгольский дуб, корейская сосна, остроконечный тис, белоплечий орлан, пятнистый олень и лесной кот.
– История заповедности и уникальности этого края началась задолго до появления САБЗ, самого большого среди тигриных заповедников России. В начале ХХ века здесь прошла экспедиция Владимира Клавдиевича Арсеньева, – рассказывает директор САБЗ Светлана Сутырина. – По одному из отрезков пути его отряда у нас, кстати, проходит экологический маршрут, названный «Тропа Арсеньева». У нас есть и 2900 гектаров акватории Японского моря. Таким образом, мы являемся и морским заповедником.
Великолепные по красоте пейзажей и роскошные по богатству флоры и фауны здешние территории труднодоступны. И заповедны почти девять десятков лет. Поэтому здесь легко увидеть своим глазами, как живут птицы и звери в дикой природе. Для этого достаточно просто пройти по любому из восьми маршрутов. Тюлени-ларги всегда на лежбище в акватории мыса Северный, птицы на озере Благодатном, пятнистые олени утром и вечером в лесу вдоль дороги, ведущей к бухте Удобная.
Пожалуй, «за кадром» останется только тигр. Но следы его присутствия можно увидеть – на природной песчаной дорожке (естественной контрольно-следовой полосе) в Удобной остаются отпечатки лап и копыт всех, кто там гуляет. На видеозаписях с фотоловушки, рядом с которой продуманно останавливаются гиды (кадрам от силы пара-тройка дней). А еще можно почувствовать тигриный запах у меточного дерева на «Тропе тигров». Характерный, мускусный. Такой не забудешь.
«Тропа Тигров» - уже пятая среди появившихся в заповеднике благодаря работе студенческого отряда «Тигр» при поддержке АНО «Центр «Амурский Тигр». Студотряд этот сводный, в него со всей страны приходит молодежь, которая получает профильное для заповедного дела образование – учатся на биолога, к примеру, эколога или лесника. Таким образом будущие молодые специалисты знакомятся с различными ООПТ, а на местах, в свою очередь, присматриваются к ним.
Получившая свое название сразу и в честь студенческого отряда, и в честь полосатого хозяина тайги, тропа проходит по берегам реки Ясная в одноименном урочище. Это центральная часть заповедника, и тигры здесь бывают чаще, чем на побережье. Протяженность маршрута – 4, 8 километра. Он оборудован указателями (на всех площадках Сихотэ-Алинского они сделаны в едином стиле), живописными подвесными мостиками, настилами. Они служат для того, чтобы не допустить эрозии почвы и сделать путешествие удобным для туристов.
– Тропы построены руками студентов – под контролем бригадиров от заповедника. Они учат, показывают, как работать с материалами, выполняют самую тяжелую сложную работу, – поясняет Светлана Сутырина. – И кроме троп благодаря студентам у нас есть замечательная инфраструктура, уютная небольшая гостиница, стильная кухня-столовая.
Полезно
Узнать, как попасть на экскурсию в Сихотэ-Алинском заповеднике, понять, что, где когда и почем, можно на его сайте https://sikhote-alin.ru
Подготовка троп к проходу путешественников – самая значительная статья расходов заповедника в части организации туризма. К примеру, затраты на подготовку «Тропы Арсеньева» в этом году составили более 270 тысяч рублей. Доход – 240. Это самый дорогой, сложный и интересный многодневный маршрут САБЗ, проходящий по диким местам, где бывают только госинспекторы и научные сотрудники во время учетов поголовья животных. Для этого тропу расчищают, однако деревья падают так часто, что к проходу тургруппы необходима дополнительная прочистка.
Максимальную сумму заповедник заработал на туристах в прошлом году - чуть больше четырех миллионов рублей. В ноль не вышли. Основные средства ушли на обустройство троп, немалую долю забрал налог на прибыль, плюс комиссия за банковские операции (люди оплачивают картами через терминал, а суммы немаленькие), плюс оплата экскурсоводам, оплата водителям за работу в выходной день, затраты на ГСМ. В случае с «Тропой Арсеньева» это еще и закупка продуктов (туристов полностью обеспечивают трехразовым горячим питанием в течение маршрута).
– Туризм в заповеднике – это вообще нисколько не про бизнес, нисколько не про зарабатывание денег, – убеждена Светлана Сутырина. – У нас на самом деле нет такого стремления. Мы гонимся не за количеством посетителей, а за качеством наших услуг, потому что смысл, не в этом. А в том, чтобы, пройдя по нашим тропам, люди получили информацию, зачем заповедник, зачем заповедная система, как устроена заповедная система, чем уникальна дальневосточная природа, почему она так хрупка, почему нужно сохранять.
Вообще цены на экскурсии заповедник ставит гуманные, хотя каждый год они все-таки растут из-за роста цен на бензин. ООПТ социально ориентировано: есть скидки детям, местным жителям, акции с бесплатными экскурсиями – для воспитанников детских домов, детей с ограниченными возможностями, день открытых дверей на тропах. Не удивительно, что многие гиды-внештатники работают по идейным соображениям. К примеру, военный пенсионер Дмитрий Куценко, который больше всего любит вести экскурсии для семей.
– О заработке я даже не задумываюсь, я пошел в Школу экскурсоводов (см. материал EastRussia «Здесь водятся урагусы») не ради заработка, хотя это и неплохая добавка к пенсии. Во-первых, это для здоровья полезно, ходить постоянно пешком на свежем воздухе, – дает расклад Дмитрий. – Во-вторых, это интересно. Приезжают люди, с которыми интересно беседовать. И рассказывать хорошо для неравнодушных людей. Таких все больше сейчас сюда приезжает.
Дословно
Светлана Сутырина, директор САБЗ:
– Можно рассказать про Сихотэ-Алинский заповедник, что это самый большой тигриный заповедник, показать фотографии Благодатного, снимки кедровников, а можно провести по тропе. Человек посмотрит на море, на тюленей, увидит тигриные следы, пройдя по «Тропе тигров», и вдохнет этот аромат кедровой хвои. И вот через это погружение, через свои собственные эмоции, через свои переживания, он будет знать, что есть такое место уникальное - Сихотэ-Алинский заповедник. И потом, может быть, даже через много лет, в случае каких-то угроз заповеднику, я уверена – он встанет на защиту. Потому что он здесь был, он пережил здесь классные моменты своей жизни, у него замечательные воспоминания. И это на самом деле гораздо ценнее, чем вот те миллионы, которые мы могли бы получить от вот этой вот вереницы нескончаемых туристов. Как-то так.
Фанатам дикой красоты Долины гейзеров и других достопримечательностей Кроноцкого заповедника и Южно-Камчатского заказника не нужно материальное подкрепление за возможность работать там, куда стремятся туристы со всех уголков мира. Романтики-энтузиасты сами готовы платить за возможность быть полезными на уникальной природной территории. В общем-то, они и платят, но только за перелет в Петропавловск-Камчатский. Дальнейший трансфер происходит за счет приглашающей стороны (а это, кстати, примерно вдвое дороже, чем билет из Москвы на Камчатку и обратно по плоскому тарифу «Аэрофлота» - 30 тыс. рублей). Немного о цифрах: камчатские турфирмы предлагают тур в Кроноцкий заповедник на 3 дня /2 ночи на одного человека более чем за 100 тыс. рублей. Есть 6-часовые экскурсии примерно за 60 тыс. рублей на человека.
«Предпочтение отдается претендентам, прошедшим обучение в Школе защитников природы, так как с 2022 года это обязательное условие, для того чтобы принять участие в конкурсном отборе. Благодаря именно тщательному отбору и обучению, случаев того, что волонтер не справился с поставленными задачами, у нас не было», – рассказывает начальник отдела познавательного туризма ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» Ринат Файзулин.
Обязательное обучение в Школе защитников природы по программе «ПОДГОТОВКА ПРИРОДООХРАННЫХ ВОЛОНТЕРОВ» проходит дистанционно: можно слушать вебинары онлайн или в записи. Претендентам расскажут основы заповедного дела, правила поведения в дикой природе, наблюдения за дикими животными, экологический туризм в Камчатском крае и не только. Курсы длятся около месяца и проходят в течение года несколько раз. Это бесплатно. Заявку можно подать на сайте заповедника.
С момента запуска через программу волонтерства в Кроноцком заповеднике в 2011 году прошло уже около тысячи человек. В 2023 году было отобрано 92 человека. Примерно каждый второй.
На территории Кроноцкого заповедника небольшие группы помощников набирают на кордон «Долина гейзеров», кордон «Узон», кордон «Аэродром», кордон «Ипуин». На территории Южно-Камчатского заказника это кордон «Травяной», кордон «Озерный» и пункт КамчатНИРО (очистка рыбоучетного заграждения). Минимальный срок работы на охраняемых территориях составляет три недели (как пионерская смена).
В волонтеры Кроноцкого заповедника берут физически и психически здоровых, не младше 18-ти лет. Каждый сам обеспечивает себя личным снаряжением, одеждой, аптечкой, страхованием жизни и здоровья. Руководство заповедника снабжает волонтеров набором продуктов, кемпинговым снаряжением, инвентарем для работы и расходными материалами.
Портрет волонтера Кроноцкого заповедника составить сложно – слишком разные люди здесь собираются.
«Профессии у добровольцев самые разные. Больше заявок традиционно приходит от женщин. 90% волонтеров являются нашими соотечественниками, остальные – жители ближнего и дальнего зарубежья. Волонтеру может потребоваться стандартное походное снаряжение и личная аптечка, так как на кордонах нет штатных врачей», – рассказывает Ринат Файзулин.
Волонтеры заняты с конца апреля по первую декаду октября, а также с конца декабря по середину марта. Однако есть возможность помогать заповеднику круглый год – дистанционное волонтерство (личное и корпоративное). Это, кстати, путь в «белый список» заповедных волонтеров. Для этого тоже нужно заполнить анкету на сайте и откликнуться на тему, в которой добровольный помощник являетесь профессионалом, и может поделиться своими знаниями. После этого специалисты заповедника связываются с кандидатом и рассказывают, какие конкретно задания есть в выбранном направлении. После этого приходит техническое описание задания и происходит подписание договора о волонтерской деятельности.
«Тем, кто не может приехать на Камчатку и провести вне цивилизации три недели, мы предлагаем дистанционное волонтерство. Заповеднику требуется помощь с переводами на английский и другие языки, дизайном и версткой полиграфической продукции, координированием российских и международных мероприятий в больших городах. Вы должны быть уверены, что сможете выполнить задание НЕ на любительском уровне. Дистанционным волонтерам отправляются благодарность и памятные подарки», – добавляет Ринат Файзулин.