Ряд участков самой загруженной дальневосточной трассы А-370 «Уссури» Хабаровск-Владивосток реконструируют в 2025-2028 годах. Эта дорога также является частью маршрута Владивосток - Москва - Санкт-Петербург.
Как сообщает ТАСС со ссылкой на замдиректора ФКУ ДСД «Дальний Восток» Алексея Альбертовского, летом интенсивность движения по этой дороге резко возрастает, потому что многие жители ДФО добираются по ней к морю. Реконструкция ведется на участке с 687 км по 703 км в районе сел Раздольное и Кипарисово.
На 15 км запланировано строительство двух транспортных развязок, двух мостов и путепровода через Транссибирскую железную дорогу. Работы на путепроводе уже завершены.
В этом году был заключен госконтракт на реконструкцию участка с 703 км по 730 км. Это новый отрезок, который позволит разгрузить дорогу и разделить транспортные потоки. Сейчас прорабатываются варианты прохождения объездной трассы. К работам на этом объекте приступят в 2026 году, сдать предполагают в 2028 году.
Отсутствие пробок, ровный асфальт, широкие полосы, качественная разметка, оборудованные тротуары, «умное» освещение: качество дорог определяет их безопасность. Жители Хабаровска становятся свидетелями перемен в дорожной отрасли: в городе создается современная, комфортная и надежная транспортная инфраструктура. Корреспондент EastRussia разбирался, как влияет участие в федеральном проекте «Безопасные и качественные дороги» на безопасность и качество дорог крупнейшего города Дальнего Востока.
«Дороги в целом ничего, но есть над чем работать», - так чаще всего отзываются приезжие из благополучных в дорожном отношении городов нашей страны, комментируя хабаровский асфальт. Большая часть жителей Дальнего Востока обычно рассыпается в комплиментах в адрес качества дорожного покрытия основных магистралей, пронзающих город и соединяющих его районы в единую транспортную сеть. И даже внутриквартальные дороги нет-нет, а удивят полным отсутствием ям и ухабов.
Ещё в 2017 году Хабаровск стал участником федерального проекта, который после переформатирования называется национальным проектом «Безопасные качественные дороги». За это время на местные трассы просыпался денежный ливень в объеме 6,5 млрд рублей. И это тот случай, когда осадки пошли дорогам только на пользу. При этом федеральный финансовый поток составил порядка трех млрд рублей, краевой – 2,6 млрд рублей, местный бюджет вложил 800 млн рублей.
Только в 2021 году в Хабаровске всем нормативам стали соответстввать более 78,5 км дорог, в том числе, 58,8 км – за счет реализации нацпроекта «БКД», почти 20 км – за счет ремонта дорог частного сектора, оплаченного городским бюджетом. К нормативам привели даже гравийные дороги. В целом на начало 2022 года краевой центр имел почти 64% дорог, имеющих знак качества.
«За шесть лет участия в проекте в краевом центре было отремонтировано и приведено в нормативное состояние более 330 км дорог, – рассказывает мэр Хабаровска Сергей Кравчук. – По результатам текущего года в рамках реализации национального проекта “Безопасные качественные дороги” на территории Хабаровска появятся 50 отремонтированных объектов улично-дорожной сети общей протяженностью более 33 км. Из бюджета Хабаровска на эти цели выделено 138,2 млн рублей, краевой бюджет направил 1,24 млрд рублей. В рамках муниципальных контрактов на содержание улично-дорожной сети города выполнены работы по ямочному ремонту более 35 тыс. кв. метров проезжей части во всех районах города. На данные работы из муниципального бюджета города Хабаровска выделено 40 млн рублей».
Ремонт улицы Быстринской
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
Сергей Кравчук уточнил, что в этом году завершен ремонт дорожного объекта, перешедшего с 2021 года – это проспект 60-летия Октября – здесь были выполнены работы по замене основания, асфальтового покрытия, установке бортовых камней. Также модернизированы светофоры, восстановлен водоотвод, нанесена разметка.
Пришел «праздник» и к жителям северной части Хабаровска. Они ждали его долго, упорно, сцепив зубы на ухабах, подавляя зевоту в пробках –начались работы по ремонту улицы Тихоокеанской, которые завершатся в 2023 году.
Начальник управления дорог и внешнего благоустройства Хабаровска Александр Лютов:
«На текущий момент в рамках реализации национального проекта “Безопасные качественные дороги” подрядная организация МУП города Хабаровска “Дорремстрой” производит работы по устройству бортовых камней, разработке грунта и устройству дорожной одежды на участке в районе автобусной остановки “Трехгорная”, ремонту и переустройству пешеходных связей, устройству нижнего слоя асфальтобетонного покрытия. Сложности выполнения дорожных работ в городских условиях состоят в интенсивном движении автомобильного транспорта и большом количестве подземных инженерных коммуникаций, включая частные. Тем не менее, работы проводятся в соответствии с утвержденным графиком. Срок выполнения работ – не позднее 30 ноября 2023 года».
Капитальный ремонт улицы Тихоокеанской
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
Александр Лютов добавил, что, несмотря на все сложности, первые результаты работы автомобилисты и пешеходы Хабаровска смогут прочувствовать еще до Нового года. Будет заменено основание и выполнено устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия на участке от улицы Шелеста до улицы Даниловского. Участок будет расширен до четырех полноценных полос, там же появятся новые остановочные павильоны. Верхний слой дорожного покрытия сделают из щебеночно-мастичного асфальтобетона, который более износостоек по сравнению с обычным асфальтом. Это покрытие выдерживает интенсивный трафик, в том числе большегрузных автомобилей, и неблагоприятные климатические воздействия.
В следующем году в рамках национального проекта «БКД» в Хабаровске отремонтировуют 41 участок дорог общей протяженностью 28,5 км. На это уже выделено 1,2 млрд рублей.
P.S.
Этот материал прочитают посетители нашего портала со всей необъятной России и даже из-за рубежа, но специально для жителей Хабаровска EastRussia публикует полный список улиц, которые в ближайшее время обновят дорожное покрытие. Найти в нём свой адрес для кого-то несомненно станет приятным сюрпризом. Не исключено, что перечень послужит поводом для разжигания белой зависти у «нехабаровчан» и возбудит желание потеребить администрацию/мэрию своего города или посёлка вопросом: «Когда же и у нас будет как в Хабаровске?»
Итак, работы пройдут на участках:
– пер. Батарейный от ул. Лермонтова до ул. Ленинградская;
– ул. Гастелло от ул. Айвазовского до ул. Сунгарийской;
– ул. Монтажная от дома №41 до ул. Строительной;
– пер. Стадионный от ул. Ульяновской до ул. Мельничной;
– ул. Мельничная от береговой полосы Амурской протоки до ул. Ульяновской;
– ул. Истомина от ул. Яшина до ул. Советской;
– пер. Сормовский от ул. Тихоокеанской до ул. Пролетарской;
– ул. Доватора от территории НПЗ до ул. Тихоокеанской;
– ул. Ханкайская от ул. Некрасова до пер. Полоцкого;
– ул. Индустриальная от д. 4 по ул. Индустриальная до ул. Балтийской;
– ул. Менделеева от д. 1а/1 до ул. Строительной;
– пер. Анадырский от оврага до ул. Мате Залки;
– пер. Полоцкий от ул. Советской до ул. Ханкайской;
– ул. Маяковского от ул. Каменногорской до д. 40г по ул. Маяковского;
– ул. Каменногорская от ул. Верхнебазовая до ул. Таймырской;
– ул. Революции от ул. Каменногорской до д. 40 по ул. Революции;
– ул. Выстовочная от ул. П. Морозова до ул. Краснореченской;
– пер. Казарменный от улицы Слободской до территории Дальневосточного юридического института;
– ул. Партизанская от ул. Победы до д. 110 по ул. Партизанская;
– пер. Краснодарский от д. 5/4 по пер. Краснодарскому до ул. Дубовой;
– ул. Заветная от Воронежского шоссе до ул. Осенней;
– ул. Осенняя от ул. Ясной до ул. Маяковского;
– ул. Фруктовая от Федоровского шоссе до ул. Камышовой;
– ул. Ударная от ул. Майской до ул. Немировича-Данченко;
– ул. Дубовая от пер. Краснодарского до д. 31б по ул. Краснодарской;
– ул. Верхнебазовая от ул. Победы до д. 119 по ул. Верхнебазовая;
– пер. Хорышева от ул. Ясной до ул. Таймырской;
– ул. Чайковского от ул. Каменногорской до д. 37 по ул. Чайковского;
– ул. Знаменщикова от ул. Серышева до ул. Советская;
– ул. Некрасова от ул. Ким Ю Чена до ул. Панькова;
– ул. Восточный семафор от ул. Лазо до д. 28 по ул. Восточный семафор;
– пер. Пилотов от ул. Кочнева до д. 8 по пер. Пилотов;
– ул. Западный семафор от пустыря до ул. Сибирская;
– ул. Алеутская от ул. Образцовая до пер. Образцовый;
– ул. Войсковая от ул. Ворошилова до ул. Активистов;
– пер. Образцовый от ул. Алеутской до ул. Образцовой;
– ул. Образцовая от ул. Тверской до д. 83б по ул. Образцовой;
– ул. Тверская от ул. П. Морозова до ул. Образцовой;
– ул. Таймырская от ул. Верхнебазовой до ул. Хлопунова;
– пер. Алданский от ул. Краснореченской до ул. Световой.
В начале 2024 года ряд субъектов РФ отчитался об увеличении финансирования программ капитального ремонта. Так, в Санкт-Петербурге городские власти планируют отремонтировать 2202 дома, вложив около 37,1 млрд рублей. «КоммерсантЪ» со ссылкой на пресс-службу Смольного указывает на существенное увеличение вложений в реализацию программы за последние годы. Для сравнения, в 2021 году на программу капремонта было направлено 16,2 млрд рублей, в 2022 году — 18,4 млрд, а 2023-й год достиг показателя в 28 млрд рублей. По словам представителей администрации Санкт-Петербурга, достичь этого удалось за счет успешного пополнения фондов за счет взносов граждан. Не отстает от северной столицы и Урал — в Свердловской области в нынешнем году планируется отремонтировать на 11% больше домов, чем за прошлый аналогичный период. «При капитальном ремонте в домах полностью обновляют инженерные коммуникации, ремонтируют крышу — монтируют новое покрытие и утепляют чердак, проводят ремонт фасада и подвальных помещений, а также меняют лифтовое оборудование», — отметил в пресс-релизе гендиректор свердловского Фонда содействия капитальному ремонту Станислав Суханов.
Итак, работы по ремонту старого жилого фонда в России идут полным ходом. Между тем, увеличение финансирования программ капитального ремонта в современной реальности является не только позитивным следствием повышения наполняемости фондов, но и объективной необходимостью. С течением времени все больше жилья должно быть включено в программу, инфраструктура и коммунальные сети также требуют ухода. Отдельно необходимо поговорить и о рынке строительных материалов. За последние два года он пережил непростые времена, сформировавшие принципиально новую реальность. В ней дорогие синтетические строительные материалы, к примеру, используемые для кровельных работ, теплоизоляции или внешней отделке зданий либо пропали вовсе, либо существенно прибавили в стоимости. После прошлогодних «американских горок» на рынке строительных материалов, по данным Росстата, ситуация стабилизировалась, не проваливаясь в неудержимый рост цен. Тем не менее, девелоперы указывают на рост себестоимости строительства в 2023 году на 18-19% — капремонт также подорожал.
Впрочем, дороговизна капремонта – вопрос дискуссионный. Новая экономическая и производственная реальность требуют переориентации закупок на внутренний рынок и импортозамещение всей отрасли. Хорошим примером является хризотиловая промышленность. Она производит более 300 видов продукции на основе хризотилового волокна, в том числе шифер, напорные и безнапорные трубы, фасадные плиты, сайдинг и многое другое. При этом вся технологическая цепочка от добычи волокна до производства готовой продукции находится на территории России и полностью импортозамещена. Более того, наша страна является мировым лидером по экспорту готового волокна. Строительные материалы на основе хризотила не горят, не гниют, не плавятся и не проводят электричество. Их срок службы составляет около 30 лет, а при ответственном использовании может быть увеличен втрое. К примеру, в российских деревнях легко можно встретить избу 1950-х годов постройки с неизменной шиферной крышей — многоквартирные дома в этом смысле от частного дома не отличаются ничем.
Еще в 2012 году Высшая школа Экономики провела исследование, в рамках которого были проведены подсчеты о перспективах экономии при использовании хризотиловой продукции. «Проведенные расчеты свидетельствуют, что если долю асбестоцементных шифера и труб в имеющемся объеме производства аналогичной по назначению продукции довести хотя бы до 10%, только прямая экономия на закупках составит 3,7 млрд. руб. по шиферу и 2,7 млрд. руб. по трубам в год», — отметили исследователи. Отметим, что эти расчеты были проведены 12 лет назад — сегодня потенциальная выгода от применения хризотилцементных шифера и труб может быть кратно выше.
В современной реальности единственный способ увеличить эффективность реализации средств, направленных в строительство — это снижение себестоимости за счет широкого внедрения эффективных отечественных продуктов, зарекомендовавших себя за последние десятилетия. Так собираются делать на Кубани, где местные производители сообщили о готовности закрыть все потребности по капремонту за счет собственной продукции. Данный подход, масштабированный в рамках других регионов, позволит существенно сократить затраты на закупку стройматериалов и высвободить средства на дальнейшее расширение программы капитального ремонта.
«Росатом» представил инновационный подход к ремонтно-восстановительным работам на судах в тяжелых климатических и логистических условиях Крайнего Севера. Презентация прошла в рамках научно- практического форума «АркТек: наука и технологии для развития Арктики», состоявшегося в Архангельске. Решением проблемы видится использование комплексов 3D-печати, подразумевающих аддитивную технологию создания трехмерных объектов путем послойного добавления материалов – пластика и металла.
Традиционный ремонт на судах, нефтяных платформах, при разработке месторождений основывается на сложных логистических связях, проблемы с которыми обострились в период санкционного давления на Россию, отметил в своём выступлении представитель ГК «Росатом» по развитию аддитивных технологий Игорь Попов.В связи с этим компании теряют и время, и деньги, что, в свою очередь, сказывается на общем экономическом процессе. Чтобы нивелировать негативные последствия и перевести вопросы ремонта на Крайнем Севере, в Арктике на качественно новый уровень, Росатом разработал концептуальный подход.
изображение: «Русатом – Аддитивные технологии»
«Существует целая линейка разработанных нами технических решений по применению ремонтных аддитивных комплексов. Установка такого комплекса в местах базирования техники позволит сэкономить силы, средства, время. Обычный морской контейнер, на котором собран под определенные арктические задачи участок аддитивного производства, позволяет из цельной литой системы получать готовый образец путем послойного напыления, – рассказывает Игорь Попов, – первый мобильный аддитивный комплекс уже проходит адаптацию, и с ноября прошлого года по текущее время на нем изготовлено уже порядка четырех тыс. резинотехнических деталей для автомобильной техники. Установка таких центров на базах, расположенных на Северном морском пути, позволит обеспечить незамедлительный ремонт оборудования добывающих компаний и обрабатывающих производств. Это скажется мультипликативным эффектом на исполнении национальных программ развития Арктического региона и позволит существенно снизить издержки от простоя локальных производств».
Игорь Попов, представитель ГК „Росатом» по развитию специальных проектов
фото: оргкомитет форума «АркТек»
При этом аддитивная технология не является панацеей, это – нишевое решение и оно не заменит традиционную металлообработку. Однако она позволяет оперативно создавать широкую номенклатуру изделий. Подготовка специалистов для работы на аддитивных комплексах занимает не более месяца. Еще одним плюсом работы таких комплексов является экологичность и малоотходность.
По словам Попова, для компании задача по восстановлению и ремонту техники в условиях Крайнего Севера является вызовом. Арктический регион накладывает свой суровый отпечаток на возможности применения 3D-печати.
«Несмотря на разработку Росатомом огромного количества ГОСТов по аддитивной тематике, на сегодня мы сталкиваемся с серьезными технологическими барьерами внедрения аддитивных технологий. Морской влажный воздух, который порождает высокую коррозию любого материала, воздействует на изделие при его производстве и последующей эксплуатации. Как будет происходить это воздействие – непонятно. Мы предлагаем, чтобы участники конкурса “АркТек“ рассмотрели возможность и попробовали свои силы в адаптации технологического процесса промышленной 3D-печати в условиях Крайнего Севера при ремонте техники, которая представлена в арктическом регионе. Будет ли работать технология аддитивной 3D-печати в условиях
изображение: «Русатом – Аддитивные технологии»
Крайнего Севера и как она будет себя вести – это вопрос. Но эти исследования имеют большой потенциал для практического внедрения. Это новое слово для России, за рубежом такой опыт есть», – добавил Игорь Попов.
Модератор форума директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов отметил, что продвижение аддитивной технологии в условиях Крайнего Севера может быть весьма прибыльным для всех участников процесса.
«В этой истории все могут заработать: если Росатом адаптирует свою технологию благодаря участникам форума, найдет новые спектры ее применения, новые рынки – он заработает на продаже этих комплексов, а те исследователи, которые возьмут для себя эту задачу и проведут соответствующие испытания, увидят, что они работоспособны и откроют рынок, а также те, кто глубже погрузится в технологию, может стать производителем деталей, ремонтных баз и так далее», – уточнил он.
Михаил Кузнецов, директор ФАНУ «Востокгосплан»
фото: оргкомитет форума «АркТек»
Советник генерального директора «Совкомфлота» Александр Андреев отметил актуальность проблематики. Он рассказал, что на судах компании уже стоят 3D-принтеры и на них печатается мелкогабаритная продукция типа резиновых прокладок. По его словам, ремонтные комплексы будут очень востребованы.
«Задача, поставленная Росатомом, особенно актуальна на пороге открытия круглогодичной навигации перевозок СПГ – на высокотехнологичных современных дорогостоящих судах, где очень много механизмов. У нас большой флот работает в Арктике, а доставить какие-то запчасти зачастую просто невозможно ипоэтому актуальность этой проблемы налицо. Если бы можно было поставить такой комплекс в Сабетте, то судна будут заходить туда практически каждый месяц. А может быть, в будущем такие комплексы появятся и на бортах», – сказал Андреев.
изображение: «Русатом – Аддитивные технологии»
В прошлом году архангельские ученые совместно с коллегами из Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, центра судоремонта «Звездочка», Курчатовского института и САФУ создали на 3D-принтере первые образцы деталей, для работающих в Арктике судов, которые ранее приобретали за рубежом. В рамках импортозамещения были изготовлены и установлены на суда лопатки турбин для энергетических установок. Начались испытания опытных образцов судовых винтов.
EastRussia напоминает - Начался сбор заявок на участие в Арктическом технологическом конкурсе АркТек. До 8 июня 2023 года можно подать заявку на сайте события АРКТЕК - Платформа для техноконкурсов. Первый конкурс АркТек открылся в рамках научно-практического форума «АркТек: наука и технологии для развития Арктики».
АркТек – платформа для проведения технологических конкурсов, объединяющая науку и бизнес для развития Арктики. Цель конкурса – трансформация научных и технологических разработок в цифровые и инженерные решения для развития комфортных условий жизни людей в Арктике и обеспечения успешной работы компаний в регионе. Отобранные к участию в конкурсе команды будут объявлены 14 июня 2023 года.
Чтобы сделать съемное жильё стильным и уютным, совсем не обязательно начинать серьёзный ремонт — иногда достаточно немного освежить интерьер, отремонтировать мебель и по-новому зонировать пространство, заранее договорившись об этом с арендодателем. Как можно быстро преобразить арендованную квартиру и во сколько это обойдется, редакции East Russia рассказали эксперты платформы Авито Услуги.
Способ 1
Реставрация мебели
Прежде чем начинать какие-либо дизайнерские преображения, заранее обсудите этот вопрос с арендодателем: сверьтесь, что вы можете менять в помещении, а что нет, и на каких условиях. И только после этого приступайте к работе. Зачастую улучшить вид съёмного жилья помогает даже обновление предметов мебели. Потёртые и выцветшие поверхности, царапины и сколы заметно портят внешний вид квартиры, однако это легко исправить, не покупая новую мебель: можно обратиться за услугами по ремонту и реставрации предметов интерьера к мастерам в своём городе. Например, на Авито Услугах стоимость подобных работ в среднем стартует от 500 рублей. При этом частные исполнители предлагают широкий спектр услуг: от простого ремонта и покраски до восстановления антикварных вещей и ретро-мебели.
Способ 2
Обновление обивки и текстиля
Занавески, покрывала, подушки в едином стиле или цветовой гамме — такие небольшие детали создают уют и убирают «визуальный шум», особенно если собственники жилья не придерживались в дизайне какой-либо однообразной концепции. Дополнительно можно обновить обивку мягкой мебели. Стоимость подобных услуг мастеров на Авито зависит от сложности и объёма работ: так, перетяжка подлокотников или изголовья кровати будет стоить от 550 рублей, замена обивки кожаного или тканевого дивана — от 1 000 рублей.
Способ 3
Монтаж освещения
Подсветка — это то, что позволяет создать уникальную атмосферу в квартире даже при старом ремонте. Сегодня можно найти довольно много вариантов освещения на любой вкус: светодиодные ленты, гирлянды, неоновые вывески, бра и другие. Конечно, декоративное освещение не заменяет основное и выступает в качестве дополнительного источника освещения, особенно если в квартире ощущается явный недостаток света. Стоимость установки декоративного или основного освещения у специалистов на Авито Услугах зависит от сложности и объёма работ.
Фото: Авито Услуги
Способ 4
Новое зонирование
Многие дизайнеры и специалисты по ремонту рекомендуют воспользоваться приёмами зонирования, например, отделить личное и рабочее пространства ширмой, и тем самым заметно освежить интерьер. Еще один вариант — использование нескольких зеркал: с их помощью даже небольшую комнату можно визуально расширить и сделать более светлой. Если есть силы и желание — можно переклеить обои в некоторых частях квартиры или перекрасить стены, предварительно получив согласие арендодателя. За помощью можно обратиться к специалистам по ремонту, которые в том числе смогут дать рекомендации по материалам.
Фото: Авито Услуги
Способ 5
Добавление декора
Элементами декора могут выступать не только аксессуары в виде ваз, свечей или статуэток, но и менее очевидные детали, например, зелёные растения, настенные панно или постеры. Здесь открыт простор для фантазии, а если захочется украсить жильё чем-то по-настоящему уникальным, можно заказать несколько аксессуаров ручной работы: на Авито Услугах можно найти мастеров, которые занимаются изготовлением на заказ интерьерных надписей — в среднем 500 рублей за услугу, шкатулок и органайзеров — около 800 рублей за услугу, и даже кустарниковые скульптуры или топиарии — в среднем от 1 000 рублей.
Светлана Филимонова, руководитель категории «Ремонт и строительство» на Авито Услугах:
«Установку дополнительного освещения, косметический ремонт и другие работы в съёмной квартире лучше доверять проверенным и опытным мастерам. Подобрать надёжных исполнителей в любом городе России помогают Авито Услуги: все объявления на платформе проходят обязательную модерацию, а мастера, которые дополнительно подтвердили профиль по паспорту или водительским правам получают специальную отметку «Документы проверены».
В минувшем году дальневосточные регионы посетили порядка 3,5 млн туристов. Около 1,5 млн туристов пришлось на Приморский край, порядка 550 тыс. человек – на Хабаровский край, около 300 тыс. человек – на Камчатский край, свыше 120 тыс. человек – на Якутию. Еще около 1,5 млн туристов посетили Иркутскую область. В рамках преференциальных экономических режимов на Дальнем Востоке предполагается реализация значительного количества связанных с туристической отраслью проектов. Большинство из них ориентированы на экотуризм.
Так, в ТОР «Бурятия» планируется реализовать проект «Мыс Капитанов» (компания-инвестор ООО «ТОР «Мыс Капитанов»[1]). Он заключается в формировании кольцевого маршрута по популярным местам отдыха, создании экопарка по течению реки Снежная (южная часть Байкала). Вблизи места впадения реки Снежная в Байкал на территории площадью 11,2 га планируется проложить пешеходные дорожки и тропы, построить глэмпинги и тент-хаусы, гостиницы с детскими площадками и зонами отдыха, а также дома с индивидуальной благоустроенной территорией.
«Мыс Капитанов»
фото: Корпорация развития Дальнего Востока
Объекты разместятся в защищенном от ветра и волн заливе Байкала, где запланировано устройство зоны водных развлечений, включая пирс для гидроциклов и пристань для яхт и катеров, прокат катамаранов, благоустроенные пляжные территории. По реке будут курсировать аэролодки. При этом по благоустроенной территории предполагается запретить движение на личном автотранспорте. Ввод всех объектов намечен на 2027 г. (первые модульные здания и глэмпинги могут быть введены в текущем году). Объем инвестиций оценивается в 189 млн рублей.
Также осенью минувшего года власти Бурятии одобрили строительство пятизвездочного оздоровительного комплекса Cosmos Collection Baikal Resort (учредитель – управляющая компания Cosmos Hotel Group, входит в АФК «Система» В.Евтушенкова) в ОЭЗ «Байкальская Гавань». Он рассчитан на 360 номеров и занимает площадь в 382 га. Строительство будет осуществляться поэтапно – в рамках первого этапа предусмотрены гостиница на 100 номеров, 14 дуплексов и 12 коттеджей, в рамках второго этапа – геотермальный спа-комплекс и конгресс-центр, а заключительным этапом должно стать создание глэмпингов, 25 коттеджей, 20 дуплексов и четырех банных комплексов. Полностью сдать объект предполагается в третьем квартале 2027 г.
Также в «Байкальской Гавани» запланировано строительство туристического комплекса ООО «Амар»[2] (местность Пески, Прибайкальский район, близ села Турка). Инвестор планирует вложить свыше 4 млрд рублей. Проект включает отель (4 звезды) на 900 постояльцев, кафе, ресторан, спа-комплекс, спортзал, музей и центр духовного развития. Между тем новый резидент ОЭЗ «Ворота Байкала» в Иркутской области, компания «Эдельвейс»[3] рассчитывает построить отель в Байкальске, инвестировав 230 млн рублей. Отель будет представлять собой комплекс из 15 отдельно стоящих апартаментов и спа-комплекса.
Следует отметить, что в январе текущего года была утверждена программа социально-экономического развития Байкальска до 2040 г. Она разработана федеральным правительством совместно с правительством Иркутской области и дочерним обществом «ВЭБ.РФ» «Байкал.Центр». Город планируется развивать как центр экологического туризма. Программа предусматривает свыше 60 мероприятий. Из федерального бюджета на их реализацию предполагается направить свыше 33 млрд рублей, в том числе в текущем году – 5 млрд рублей. Программа включает строительство объектов туристической инфраструктуры и развитие транспортной сети.
Увеличения туристического потока (со 180 тыс. до 590 тыс. человек в год) предполагается достигнуть за счет создания новых объектов на горе Соболиная, размещения лыжнороллерной трассы в предгорьях горы Черная, формирования арт-пространств и музейных объектов на промышленной площадке бывшего Байкальского ЦБК, оборудования 2,5 тыс. гостиничных мест (в настоящее время их порядка 650). На данные цели может быть направлено порядка 6 млрд рублей. В городе запланировано создание транспортного пересадочного узла, в рамках которого должны быть построены железнодорожная станция «Соболиная» и автостанция для межмуниципального транспорта. Затраты на них оцениваются в 7 млрд рублей (к 2029 г.). Также должен быть построен городской порт для обслуживания водного транспорта (за 1,7 млрд рублей). С помощью него предполагается связать населенные пункты береговой линии Байкала в Иркутской области и Бурятии.
В ТОР «Забайкалье» в октябре состоялось открытие эко-курорта «Кука» (входит в холдинг частной инновационной клиники «Академия Здоровья»[4]) в Читинском районе при участии компании ООО «Здравницы Забайкалья»[5]. Восстановление существующего санаторно-курортного комплекса велось с 2020 г. – была проведена реконструкция. В настоящее время курорт включает четыре новых жилых корпуса, четыре коттеджа, ресторан, залы кинезотерапии, залы реабилитации, поликлинику, ванный комплекс и спа-центр.
курорт «Кука»
фото: Евгений Епанчинцев, портал правительства Забайкальского края
В Сахалинской области компания ООО «Горка»[6] намерена в рамках ТОР «Горный воздух» создать на территории Южно-Сахалинска экологический парк на площади в 30 га. Парк должен включать тематический музей, ресторан и кафе, лесной парк для проведения световых и музыкальных шоу, а также ярмарок, выставок и представлений, кемпинг-зону с домами на деревьях и пространством для размещения палаток, геодезическим куполом и барбекю-площадками.
В зоне активного отдыха планируется разместить скалодром, канатный парк, качели, гамаки, прогулочные дорожки протяженностью 10 км и обзорную площадку. Объем инвестиций в проект оценивается в 352,1 млн рублей. Парк будет расположен вблизи городского парка им. Гагарина и горнолыжной базы «Горный воздух». Ввод экопарка намечен на третий квартал 2025 г.
Тем временем на территории «Горного воздуха» компании ООО «Большевик»[7] и ООО «Хилл Топ»[8] приступили в конце прошлого года к строительству пятизвездочных гостиниц. Гостиничный комплекс «Большевик» будет состоять из 13 гостевых домов площадью 250-350 кв. м каждый и гостиницы на 216 номеров. Комплекс предполагается полностью сдать в 2025 г.
фото:пресс-служба правительства Сахалинской области
Проект «Хилл Топ» предполагает строительство гостиницы на 150 номеров, с водно-оздоровительным комплексом, двумя ресторанами и фитнес-центром. Объем инвестиций оценивается в 3,5 млрд рублей. Ввод комплекса намечен на 2025 г. Еще один гостиничный комплекс на 1 660 номеров намерено построить у подножия горы Красная краснодарское ООО «Мантера-Групп» - помимо гостиницы запланировано строительство канатной дороги и горнолыжных трасс. Под проект определен участок площадью 101,3 га. Инвестор рассчитывает начать строительство в текущем году, а завершить работы – в 2024 г. В настоящее время на «Горном воздухе» действуют 19 горнолыжных трасс общей протяженностью 35 км, к 2030 г. их протяженность планируется увеличить до 80 км.
Следует отметить, что крупные туристические проекты в ДФО в настоящее время подвергаются пересмотру или же откладываются. В декабре прошлого года стало известно, что будет ликвидирована компания ООО «Ориентал Резорт», подконтрольная «Васта Дискавери» С.Бачина. Компания была создана в декабре 2021 г. для реализации туристического проекта в Сахалинской области, на острове Итуруп (Курилы), в который предполагалось инвестировать в 21,5 млрд рублей. На острове планировалось создать гостиничный комплекс и туристическую инфраструктуру, включающую экотропы к горячим ключам и горнолыжный комплекс. Соглашение между сахалинским правительством, «ВЭБ Инфраструктура» и «Васта Дискавери» было подписано на ВЭФ в 2021 г.
Тем не менее с тех пор компания «Ориентал Резорт» не приступала к работам. В «Васта Дискавери» сообщали об изучении туристического потенциала и инвестиционных возможностей курильского проекта, отмечая при этом, что дальнейшая судьба проекта не определена и будет зависеть от общего инвестиционного климата, а также приоритетов в развитии территории.
Следует отметить, что «Васта Дискавери» и ВЭБ.РФ уже реализуют на Курилах (северный остров Парамушир) проект по строительству гостинично-ресторанного комплекса (три звезды) на 121 номер. Его планируется сдать в первом квартале 2025 г. Объем инвестиций в этот проект оценивается в 2,2 млрд рублей, финансирование строительства было одобрено ВЭБ.РФ в сентябре 2022 г.[9] Парамуширский отель в дальнейшем должен стать отправной точкой для туристических маршрутов по Северным Курильским островам. Помимо того, «Васта Дискавери» сообщала о планах создать сеть глэмпингов на Парамушире, Онекотане и Шумшу.
По предварительным данным, «Васта Дискавери» также в полтора раза сокращает планируемую площадь застройки курорта «Три вулкана» в Камчатском крае, рассчитывая таким образом снизить расходы на озеленение. Хотя в компании не сообщали о причинах пересмотра планов, эксперты отрасли полагают, что владельцы стремятся сосредоточиться на менее затратных проектах из-за неопределенности туристического потока, ограниченных возможностей транспортной инфраструктуры, а также предполагаемого дефицита персонала.
Состав проекта «Три вулкана»
источник изображения - портал проекта «Три вулкана»
При этом на часто посещаемых туристами территориях предполагается ужесточать экологические требования. Так, в октябре природоохранный режим был введен в Камчатском крае на горе Бабий Камень и в ее окрестностях (Елизовский район, в южной части Тополового хребта, общая площадь – свыше 1,4 тыс. га). Объект признан памятником природы регионального значения. На данной территории запрещено вести строительство, пользоваться недрами и ловить рыбу. Кроме того, МЧС России совместно с властями Камчатского края должны разработать комплекс мер по обеспечению безопасности туристов на маршрутах с особым вниманием к подготовке летчиков для работы в камчатских условиях. Также предполагается провести закупку техники и необходимого альпинистского снаряжения для спасательных операций.
Что касается развития интегрированного развлекательного курорта (ИРК) «Приморье» в Приморском крае, то его резидентом намерена стать южнокорейская компания АО «Хэчжунг Дивелоперс». Инвестор рассчитывает построить гостиничный комплекс с казино, торговым центром, конференц-залом и выставочным центром. Объем планируемых инвестиций оценивается в сумму порядка 8 млрд рублей. Разработку плана реализации проекта планируется начать в 2023 г., завершить строительные работы – в 2027 г.
Проект предполагается реализовать в два этапа. Первый этап (2025 г.) включает строительство гостиницы на 100 номеров с казино и конференц-залом. Второй этап (2027 г.) предполагает увеличение емкости номерного фонда гостиницы дополнительно на 100 номеров, запуск второй очереди казино, строительство торгового и выставочного центров. «Хэчжунг Дивелоперс» занимается также проектированием и строительством гольф-поля в ИРК «Приморье» - Pacific Ocean Golf & Resort (инвестиционное соглашение было заключено в 2021 г.). Мастер-план развития ИРК «Приморье» намерено разработать ООО «Обермайер Консульт» (Москва). Разработку мастер-плана предполагается завершить уже в феврале текущего года.
По состоянию на февраль прошлого года объем инвестиций по заключенным соглашениям в ИРК составлял 75,3 млрд рублей. В частности, в эксплуатацию были введены казино Tigre de Cristal (гонконгская компания Suncity Group, также управляет отелем) и «Шамбала» (ЗАО «Шамбала»). Тем не менее компания Suncity Group отложила второй этап реализации проекта в Приморье как минимум до 2025 г. Между тем инвестор ООО «Даймонд Форчун» может быть признан несостоятельной компанией по иску ООО «Бюро комплексного проектирования «Перспектива» в арбитражном суде Приморского края. В 2017 г. компании заключили договор о подготовке проектной документации для казино «Империал», которая была разработана «Перспективой», но не оплачена. Наконец, в рамках проекта камбоджийской компании Naga Corp Ltd. в марте минувшего года было приостановлено на неопределенный срок строительство гостинично-развлекательного комплекса Naga Vladivostok с казино и концертным залом.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Учредитель – М.Шевченко.
[2] Учредители – ООО «Инвестиционная компания «Верхняя Ангара» (учредитель – Н.Буйнов) и сам Н.Буйнов, который является владельцем «Иркутской нефтяной компании» (ИНК).
[3] Учредитель – П.Паршин.
[4] Руководитель клиники – экс-министр здравоохранения края (2016-19 гг.) С.Давыдов.
[5] Учредитель – С.Давыдов.
[6] Учредитель – А.Орлов.
[7] Владелец – Чэй Ген Дек (гражданин РФ). Является сахалинским предпринимателем, учредителем ряда компаний – «Сахалин Девелопмент», «ФарИст Девелопмент», «ФарИст Энерджи», «Углегорскуголь».
[8] Владелец – сахалинский предприниматель Хюн Док Су (гражданин РФ).
[9] Финансирование со стороны ВЭБ.РФ – 1,77 млрд рублей, со стороны «Васта Дискавери» - 0,44 млрд рублей.
Осенью 2021 года в России проходила перепись населения, один из вопросов которой касался национальной принадлежности человека. По результатам опроса родился сборник «Национальный состав и владение языками», содержащий актуальную информацию о национальном составе населения страны, кто какими языками владеет и где какие народности проживают. EastRussia интересует, конечно же, Дальний Восток.
Кто мы и сколько нас?
Конечно же, больше всего представителей русских. К примеру, в Хабаровском крае их из почти 1,3 млн жителей больше миллиона. Но тут интереснее другое – какие другие «не титульные» нации превалируют на Дальнем Востоке?
В том же Хабаровском крае почти 11 тысяч человек причислили себя к нанайцам, их оказалось даже больше, чем украинцев, которые еще 100 лет назад составляли основу местного населения по всему Дальнему Востоку - достаточно посмотреть на топонимы макрорегиона: Черниговка, Украинка, Киевский Увал.
Многоликий Хабаровский край
Впрочем, наличие нанайцев в том же Хабаровском крае не должно удивлять: здесь даже есть целый Нанайский район, правда, с райцентром с исконно среднерусским названием – Троицкое. Зато, когда едешь по трассе в Комсомольск-на-Амуре, встречаешь одни лишь нанайские названия: Даерга, Дада (с ударением на последний слог).
Следующая «традиционная» для Дальнего Востока нация – корейцы. Их, конечно же, больше всего на Сахалине, где они 40 лет - в период Карафуто - находились под гнетом японцев.
Памятник неухеавшим корейцам в Корсакове (о. Сахалин). Фото: Алексей Елаш
Интересно другое: в регионах Дальнего Востока все больше из «нетитульных» наций становится таджиков (в том же Хабаровском крае их насчитали 4,3 тысячи), узбеков (Хабаровский край – 3,6 тыс.), азербайджанцы (Хабаровский край - 2,3 тыс.), столько же там же армян.
Впрочем, это даже видно через гранты, которые реализуются в регионе – пару лет назад в спальных микрорайонах Хабаровска краеведы установили на домах адресные таблички с QR-кодом, которые вели на рассказ об истории этих самых улиц. Кроме русского, рассказы были на узбекском, таджикском и киргизском языках.
Экскурсия по улицам Хабаровска для представителей таджикской диаспоры в рамках проекта "Голос улиц". Фото: Алексей Елаш
Примерно столько же, сколько выходцев из Средней Азии, перепись насчитала представителей исконно дальневосточных народностей: ульчей, эвенков. Впрочем, эта тенденция характерна даже для таких «титульных» республик ДФО, как Бурятия или Якутия. К примеру, в Бурятии из 900 тысяч анкетированных, указавших национальность, 295 тысяч - буряты. Остальные (кроме русских) – татары, узбеки, армяне.
Back in the USSR
Впрочем, на Дальнем Востоке так было всегда: интернационализм и дружба народов. На край света ехали за «длинным рублем» из всех советских республик, оставались, обзаводились семьями, делали вызов своим родственникам. Примерно также происходит и сейчас: представителей «недальневосточных» наций больше, чем аборигенов, которых принято называть «коренные малочисленные народы Амура» или «коренные малочисленные народы Севера».
К примеру, в Приморье – самом густонаселенном регионе Дальнего Востока (1,85 млн человек, принявших участие в переписи) - проживают 11,3 тысячи украинцев, 7,7 тысяч корейцев, 6,3 тысячи узбеков, 4,3 тысячи армян, почти четыре тысячи татар, две тысячи азербайджанцев, 2,4 тысячи таджиков,1,6 тысяч китайцев, 1,4 белорусов. А вот КМНС – кратно меньше: 296 нанайцев, 77 эвенков и 27 эвенов, 36 чукчей, 22 нивха, 16 орочей, 10 ительменов.
При этом далеко не все из них говорят на родном языке. Так, в национальном селе Ковран, что на севере Камчатки, где проживают негидальцы, практически все говорят лишь по-русски, хотя здесь и пытаются возрождать и сохранять культуру негидальцев – в селе действует национальный ансамбль «Эльвель».
В Хабаровском крае, где проживают народы Амура, взялись за сохранение языков малых народов: накануне вышло очередное учебное пособие для изучения удэгейского языка – его проходят в школе. А ведь в регионе проживают всего 548 удэгейцев.
Титульные нации
В единственной в России автономной области – Еврейской – относящих себя к титульной нации набралось 837 человек. Подавляющее большинство русские (свыше 133 тысяч человек), украинцы (1292), татары (431), азербайджанцы (431).
Считается, что все евреи эмигрировали из региона в Израиль в постсоветское время.
Разнообразнее и многочисленнее национальный состав в Якутии. Из 848 тысяч анкетированных – больше половины (469 тысяч) относят себя к саха. 277 тысяч – русские, а вот дальше идут эвенки (24,3 тыс.) и эвены (13,2 тыс.). Далее (по убыванию) буряты (6572), таджики (5620), татары (4262), армяне (3904), китайцы (3544), узбеки (3491). Неожиданно много в северной республике оказалось долганов – 2147 человек.
Национальное разнообразие на нижнем Амуре. с.Нижнетамбовское, Комсомольский район, Хабаровский край. Фото: Алексей Елаш
Схожая картина практически во всех субъектах Дальнего Востока: русские, украинцы, армяне, азербайджанцы, таджики – вот топ-5 национальностей. В некоторых регионах добавляются титульные нации: якуты в Якутии, буряты в Бурятии и Забайкалье, коряки на Камчатке, корейцы на Сахалине, нанайцы в Хабаровском крае.